Домой Кредит на бизнес Ндфл показатель статуса в платежном поручении. Статус плательщика в платежном поручении

Ндфл показатель статуса в платежном поручении. Статус плательщика в платежном поручении

Статусы плательщика в платежном поручении в 2018 году уточнены в части страховых взносов. В общем случае они должны фиксироваться корректно, иначе есть вероятность, что денежные средства не будут доставлены по назначению. Каковы актуальные критерии определения основных статусов плательщика, расскажем в нашей статье.

Заполняем платежку в 2018 году: актуальное в законодательстве

Прежде чем на регулярной основе осуществлять те или иные юридически значимые действия (к таковым относится отправка бухгалтерами и предпринимателями платежных поручений в банк), всегда полезно изучить актуальные положения законодательства, которые регулируют соответствующие процедуры.

Основным источником права, в соответствии с которым заполняются поручения при переводе денежных средств в бюджет в виде налогов, сборов, штрафов, пеней и иных обязательств, является приказ Минфина России от 12.11.2013 № 107н.

Периодически Минфин дополняет его, разъясняет нюансы применения тех или иных норм. К таким разъяснениям можно отнести письмо от 16.01.2015 № 02-08-10/800. В нем Минфин предписывает корректно соотносить статус плательщика с некоторыми КБК.

В частности, ведомство указывает на то, что плательщикам налога на прибыль, не входящим в структуру консолидированных групп, недопустимо указывать в платежках статусы 21 и 22. В свою очередь, участники соответствующих групп не вправе приводить статусы, отличные от указанных.

В письме № 02-08-10/800 Минфин России фиксирует нормы, согласно которым при уплате земельного налога организациями должны указываться исключительно такие статусы плательщика, как 01, 02, 04, 05, 06, 07, 26, а при выполнении соответствующих обязательств перед бюджетом физлицами — статусы 03, 09, 10, 11, 13, 15, 16, 17, 19.

Ознакомиться с образцом заполнения платежного поручения на примере такового для НДФЛ вы можете в этой статье .

В 2017 году особенно остро встал вопрос о статусе плательщика в поручениях по страховым взносам — в связи с их передачей в ведение ФНС. Выбор стоял между статусами 01, 08 и 14. В итоге остановились на 01.

Заметим также, что в большинстве случаев положения российских источников права — в данном случае приказа № 107н — вполне можно и нужно изучать в более широком толковании. Подобный подход может быть правомерен и в отношении норм, устанавливающих показатели статуса в платежках.

Так, полезно будет рассмотреть таковые в соотнесении с организационно-правовым статусом плательщика, особенностями его деятельности.

Показатели статусов плательщика содержатся в приложении № 5 к приказу № 107н. В их перечне есть те, которые можно однозначно соотнести с правовым статусом, а также со сферой деятельности налогоплательщика. Так, сущность таких статусов, как 04, 05 и 07 (налоговый орган, территориальные структуры ФССП и таможенный орган соответственно), в дополнительном разъяснении не нуждается.

Но есть статусы, применимость которых в отношении тех или иных лиц может потребовать разъяснений. Они-то и будут интересовать нас в данном случае.

Определяем суть неочевидных статусов в положении № 107н

Например, не вполне очевидно, какие организации должны ставить статус 14, обозначая свою принадлежность к налогоплательщикам, которые производят выплаты физлицам.

Традиционно статус 14 указывался ИП, нанимающими сотрудников и выплачивающими им зарплату, либо при перечислениях в рамках гражданско-правовых договоров (в то время как юрлица должны приводить статус 01). Однако Минфин России в письме от 06.03.2014 № 02-08-12/9890 рекомендовал ИП использовать код 08, указав, что статус 14 должен использоваться физлицами, не зарегистрированными как ИП.

Таким образом, ИП и юрлицам статус 14 задействовать не рекомендуется в принципе.

Еще один примечательный статус — 18. В приказе № 107н говорится, что он должен фиксироваться плательщиком таможенных пошлин, не являющимся декларантом. Но у многих возникает вопрос: как такое возможно? Кто может иметь соответствующие обязательства и не декларировать ввоз и вывоз товаров?

Например, это могут быть лица, которые получили разрешение на переработку продукции вне таможенной территории (п. 3 ст. 85 Таможенного кодекса Таможенного союза). Другой возможный субъект уплаты таможенных пошлин, не являющийся декларантом, — владелец торговой точки, занимающийся беспошлинной торговлей (п. 5 ст. 36 ТК ТС).

Другие примечательные статусы — 21 и 22, которые должны указываться фирмами, входящими в консолидированную группу налогоплательщиков (или КГН). Что это за организации?

КГН — это добровольное объединение фирм, являющихся субъектами уплаты налога на прибыль и заключивших соответствующий договор (п. 1 ст. 25.1, п. 1 ст. 25.3 НК РФ). Подобные структуры создаются с целью:

  • уменьшения величины налога на прибыль;
  • снижения интенсивности налогового контроля.

Основные условия работы компаний в форме КГН:

  • доля участия одной фирмы в уставном капитале другой — 90% и более;
  • в год КГН уплачивает налогов и акцизов на сумму 10 млрд руб. и выше;
  • в год КГН имеет суммарную величину выручки 100 млрд руб. и выше;
  • по состоянию на 31 декабря КГН имеет активов на сумму 300 млрд руб. и выше.

Договор о создании КГН должен заключаться на срок не менее чем 2 года. Также он подлежит регистрации в ФНС России (п. 6 ст. 25.1 НК РФ).

Ключевые статусы плательщика: буквальное толкование

Соотнести остальные статусы, не перечисленные в предыдущем разделе нашей статьи и указанные в приложении № 5 к приказу № 107н, с правовым статусом и отраслевой принадлежностью налогоплательщика довольно просто:

  • 01 — юрлица, уплачивающие налоги (ООО, АО, ПАО);
  • 02 — налоговые агенты;
  • 03 — ФГУП «Почта России» по отдельным платежам физлиц;
  • 06, 16, 17 — физлица, юрлица и ИП, которые ввозят в РФ и вывозят из нее в порядке экспорта товары (работы, сервисы), заключают сделки за рубежом;
  • 08 — субъекты уплаты страховых взносов в ПФР, ФСС и ФФОМС (юрлица, ИП);
  • 09, 10, 11, 12 — это соответственно ИП, нотариусы, адвокаты, фермеры, уплачивающие налоги за себя;
  • 13 — физлица;
  • 14 — плательщики налогов, осуществляющие выплаты физлицам;
  • 24 — физлица — плательщики страховых взносов;
  • 15 — банки, финансовые организации, ФГУП «Почта России» по обобщенным платежам физлиц;
  • 19 — юрлица по налоговым долгам физлиц;
  • 20 — банки и финансовые организации по отдельным платежам физлиц;
  • 23 — ПФР, ФСС и ФФОМС;
  • 25 — банки-гаранты;
  • 26 — физлица, юрлица по погашению требований к должнику.

Показатель статуса плательщика фиксируется в реквизите 101 платежного поручения.

Итоги

Заполняя платежное поручение на уплату налогов или сборов, налогоплательщик обязан указать соответствующий статус в поле 101 платежки. Все статусы утверждены приложением № 5 к приказу Минфина России от 12.11.2013 № 107н и рассмотрены в нашем материале.

При оформлении поручения на уплату НДФЛ статус составителя – обязательный элемент этого расчётного документа, который необходимо заполнить. Рассказываем, как проставить верный код с учётом последних изменений налогового законодательства.

Оформление бланка поручения

Подоходный налог с физических лиц – это один из обязательных платежей в бюджет. Поэтому статус составителя по НДФЛ в 2018 году должен быть непременно указан в поручении на его перечисление.

В 2018 году бланк поручения на уплату НДФЛ, а также остальных налогов, сборов, страховых взносов во внебюджетные фонды и т. д. утвержден постановлением Центробанка России № 383-П.

В случае перечисления НДФЛ статус составителя в платежном поручении проставляют в поле 101. Это самый правый верхний угол бланка.

При перечислении в бюджет НДФЛ статус составителя в 2018 году представляет собой двузначный числовой код.

При уплате НДФЛ статус составителя в платёжке должен быть обязательно заполнен. Нельзя проставлять нулевое значение («0») либо оставлять поле 101 пустым.

Что указывать

Соответствующий статус составителя в платежном поручении по НДФЛ в 2018 году и в дальнейшем проставляют согласно Приложению № 5 к приказу Минфина № 107н 2013 года.

Кстати, отметим, что с конца апреля 2017 года этот нормативный документ действует в новой редакции (приказ Минфина № 58н от 05.04.2017, действует с 25.04.2017 и частично с 02.10.2017). Причина – поправки в налоговое законодательство, куда с 01.01.2017 перешло большинство норм о страховых взносах во внебюджетные фонды (кроме в ФСС на травматизм). Поэтому статус составителя при оплате НДФЛ надо указывать с учётом этих изменений.

Таблица, расположенная ниже, поможет разобраться с проставлением статуса составителя в платежке НДФЛ 2018 года.

Уплата НДФЛ 2017: статус составителя документа
Код Ситуация
02 Организация/индивидуальный предприниматель выполняет свои обязанности налогового агента по подоходному налогу с физических лиц (ст. 226 НК РФ и др.). То есть рассчитывает, удерживает и перечисляет в казну НДФЛ с доходов своего персонала и иных физлиц, которым они выплачены этой фирмой или коммерсантом.
09 ИП перечисляет в казну подоходный налог за себя
10 Частный нотариус перечисляет в казну подоходный налог за себя
11 Адвокат (адв. кабинет) перечисляет в казну подоходный налог за себя
12 Глава КФХ перечисляет в казну подоходный налог
13 Обычное физлицо уплачивает подоходный налог за себя в результате самостоятельного декларирования (3-НДФЛ) своих сторонних доходов
26 В рамках банкротства необходимо погасить задолженность по НДФЛ, которая включена в реестр требований.

Это делают:

· учредители (участники) должника;
· собственники имущества должника – унитарного предприятия;
· третьи лица.

В остальных случаях статус составителя в платёжном поручении по НДФЛ проставляют соответствующие кредитные учреждения, платёжные агенты.

«01» или «02»

Практика показывает, что многие путаются, какой необходимо указывать в платёжке по НДФЛ статус составителя – «01» или «02». Здесь логика проста, и двух вариантов быть не может.

Так, код «01» предназначен исключительно для юридических лиц как субъектов, на которых лежит обязанность именно уплачивать налоги со своей деятельности, доходов. А в отношении подоходного налога у организаций такой обязанности нет. Они выступают лишь своего рода посредниками между бюджетом и персоналом/иными физлицами, которым выплачивают доходы.

Таким образом, организации выполняют по НДФЛ только обязанности налоговых агентов. А значит в большинстве случаев в платежном поручении по данному налогу в поле 101 проставляют код «02».

Платежки по страховым взносам в 2018-2019 годах нужно заполнять очень внимательно. Ведь в случае ошибки платеж попадет в невыясненные, а к налогоплательщику будут применены санкции. В нашей статье вы найдете информацию об изменениях в платежных реквизитах по взносам, инструкцию по заполнению платежек на взносы и их образцы.

Если у вас нет возможности внимательно изучить этот материал, приглашаем на просмотр нашего видео по заполнению платежек по страховым взносам по обновленным правилам.

Что изменилось в реквизитах платежного поручения на страховые взносы с 2017 года

С 2017 года в связи с добавлением в НК РФ раздела XI функция контроля за поступлениями по взносам была передана от ПФР к ФНС. Т. е. сдача расчетов и оплата по взносам должна производиться в налоговые инспекции:

  • по местонахождению организаций и их обособок;

Хотите узнать интересную историю о том, как два друга-предпринимателя искали ОКТМО? Тогда добро пожаловать на прочтение нашей приключенческой статьи «ОКТМО в платежном поручении (нюансы)» .

КБК в платежках по страховым взносам до 2017 года и после

При выборе КБК по взносам следует проявить внимательность. Итак, с 2017 года взносы должны поступать в ФНС — значит, вместо прежних первых 3 цифр «392», «393» и «394» в КБК ставим цифры «182», означающие, что контроль над поступлениями по взносам закреплен за налоговой службой.

Остальные цифры остаются неизмененными лишь в случае, если взносы платятся в 2017 году за периоды до начала 2017 года (по декабрь 2016 года включительно). Если же платежи осуществляются за периоды, начавшиеся позднее 2016 года, то в части взносов, направляемых на пенсионное и соцстрахование, на месте 16-й цифры указываем «1». А в части взносов на медстрахование на месте 17-й цифры ставим «3». Эти изменения касаются как страховых взносов, исчисляемых по выплатам в пользу работников, так и страховых взносов, уплачиваемых в фиксированном размере с дохода физлица-предпринимателя.

И еще одно важное нововведение, касающееся платежей предпринимателей по страховым взносам за самих себя (так называемые фиксированные страховые взносы):

за периоды до 2017 года страховые взносы, исчисленные с дохода предпринимателя, не превышающего установленный законодательством предельный размер этого дохода, и страховые взносы, исчисленные с дохода, превысившего установленный лимит, нужно платить на разные КБК: на 182 1 02 02140 06 1100 160 и 182 1 02 02140 06 1200 160, соответственно.

А вот за периоды после 2016 года фиксированные страховые взносы по пенсионному страхованию должны уплачиваться предпринимателями на один и тот же КБК, независимо от того, с какой суммы доходов они были исчислены (более 300 000 рублей или менее): 182 1 02 02140 06 1110 160.

Для того чтобы лучше представить себе то, о чем только что было сказано, предлагаем изучить таблицу сопоставленных КБК:

Период осуществления платежей

2017-2018 годы

1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС) (страховая часть)

1 02 02010 06 1000 160

Страховые взносы на ОПС за периоды до 01.01.2017

1 02 02010 06 1010 160

ОПС (страховая часть) за периоды с января 2017 года

1 02 02020 06 1000 160

1 02 02020 06 1000 160

Страховые взносы на ОПС (накопительная часть)

1 02 02090 07 1000 160

Страховые взносы на обязательное соцстрахование (ОСС) на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством

1 02 02090 07 1000 160

Страховые взносы на ОСС на случай нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды до 01.01.2017

1 02 02090 07 1010 160

Страховые взносы на ОСС на случай нетрудоспособности и в связи с материнством за периоды с января 2017 года

1 02 02101 08 1011 160

Страховые взносы на обязательное медстрахование (ОМС)

1 02 02101 08 1011 160

Страховые взносы на ОМС за периоды до 01.01.2017

1 02 02103 08 1012 160

Страховые взносы на ОМС за периоды до 01.01.2012

1 02 02101 08 1013 160

Страховые взносы на ОМС за периоды с января 2017 года

1 02 02103 08 1011 160

Фиксированные взносы на ОМС перечисляемые в ФОМС

1 02 02103 08 1011 160

1 02 02103 08 1013 160

1 02 02140 06 1100 160

Фиксированные взносы на ОПС (страховая часть) с дохода предпринимателя менее 300 000 рублей

1 02 02140 06 1100 160

Фиксированные взносы ОПС по страховой пенсии с дохода предпринимателя ниже отметки в 300 000 рублей за периоды до 1 января 2017

1 02 02140 06 1200 160

Фиксированные взносы на ОПС по страховой пенсии (с дохода предпринимателя, полученного сверх 300 000 рублей), перечисляемые в ПФР

1 02 02140 06 1200 160

Фиксированные взносы на ОПС (страховая часть) с дохода предпринимателя, перешедшего предел в 300 000 рублей за периоды до 1 января 2017

1 02 02140 06 1110 160

1 02 02150 06 1000 160

Фиксированные взносы ОПС (накопительная часть), перечисляемые в ПФР

1 02 02150 06 1000 160

Фиксированные взносы на ОПС (накопительная часть)

Введены ли новые КБК по страховым взносам с 2019 года

С 01.01.2019 года значения КБК регламентированы приказом Минфина от 08.06.2018 № 132н. Но несмотря на то что коды утверждены новым документом, основные КБК по страховым взносам практически не изменились. Основные изменения затронули КБК пеней и штрафов в связи с изменением градации взносов, зависящих от результатов оценки труда.

Таким образом в 2019 году действуют следующие КБК по страховым взносам:

Вид страхвзноса

КБК

182 1 02 02010 06 1010 160

182 1 02 02090 07 1010 160

182 1 02 02101 08 1013 160

на травматизм

393 1 02 02050 07 1000 160

на ОПС в фиксированном размере для ИП (в т.ч. и 1% взносы)

182 1 02 02140 06 1110 160

на ОМС в фиксированном размере для ИП

182 1 02 02103 08 1013 160

Допвзносы на ОПС (для работников, трудящихся во вредных условиях), если

182 1 02 02131 06 1010 160

Тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02131 06 1020 160

Допвзносы на ОПС (для работников, трудящихся в тяжелых условиях), если

Тариф не зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 1010 160

Тариф зависит от спецоценки

182 1 02 02132 06 1020 160

Инструкция по оформлению платежных документов на перечисление страховых взносов

Итак, мы ознакомились с правилами внесения платежных реквизитов в документы на оплату взносов. Переходим к разъяснениям о том, как заполнить платежное поручение по страховым взносам быстро и без ошибок.

Какие ошибки налоговики чаще всего находят в платежках по взносам, см. .

Чтобы вам были более понятны наши дальнейшие разъяснения, предлагаем изучить подготовленный пример заполнения платежки по страховым взносам с заранее пронумерованными частями.

Начнем с шапки нашей платежки.

Ячейки, пронумерованные цифрами «1» и «2», предназначены для отметок банков, плательщикам взносов их заполнять не надо.

В ячейке «3» ставим номер платежки, присваиваемый плательщиком взносов.

В ячейке «4» вписываем дату формирования платежки. Дата должна быть представлена строго по шаблону: ДД.ММ.ГГ, где ДД — день, ММ — месяц, ГГ — год.

В ячейке «5» проставляем способ оплаты:

  • «Электронно» — когда оплата будет проведена электронным способом, например, через клиент-банк;
  • «Срочно» — когда платеж нужно провести в срочном порядке;
  • «Почтой» — при проведении платежа почтовым способом.

В иных случаях эту ячейку оставляем пустой (например, в случае, когда платежка оплачивается при личном посещении банка).

В ячейке «6» указываем статус «01».

В ячейках «7» и «8» прописываем сумму платежа прописью и цифрами соответственно.

В части, пронумерованной цифрой «9», вносим следующие сведения о плательщике взносов:

  • ИНН (10 цифр для организаций и 12 для ИП);
  • КПП (если плательщиком является ИП, то ячейку с КПП оставляем незаполненной);
  • название организации (ИП);
  • номер счета, с которого планируется осуществить платеж по страховым взносам;
  • название банка, в котором зарегистрирован счет плательщика, БИК банка и его корреспондентский счет.

Переходим к части, обозначенной номером «10». Здесь мы вводим сведения о получателе: налоговом органе, в который должен быть перечислен взнос. В частности:

  • название банка, в котором числится счет ФНС;
  • БИК банка;
  • ячейку по корреспондентскому счету не заполняем;
  • название налогового органа и номер его счета в банке.

В части «11» нашей платежки заполняем следующие ячейки:

  • «Вид операции». Вписываем «01», что означает вид формируемого нами документа: «Платежное поручение».
  • «Очередность платежа». Ставим «5» (п. 2 ст. 855 ГК РФ).
  • «Код» (или уникальный идентификатор платежа). Проставляем «0».

В остальных полях ничего не указываем.

Заполняем часть под номером «12»:

  • ОКТМО.
  • Основание платежа. Здесь ставим нужное нам буквосочетание:
    • ТП — текущие платежи;
    • ЗД — платежи за прошедшие расчетные периоды (используется при доплате по уточненным расчетам);
    • АП — платеж по акту налоговой проверки;
    • ТР — платеж по требованию ФНС.
  • Период платежа. Указываем период, за который платится взнос в одном из форматов:
    • МС.01.2019 — используется при ежемесячных платежах по взносам;
    • КВ.01.2019 — используется при доплате взносов по уточненным расчетам;
    • ГД.00.2018 — применяется при доплате взносов по уточненным расчетам и по решениям налоговых проверок.
  • Номер документа. Указываем «0». Если платеж осуществляется по уточненному расчету или по решению ФНС, то ставим номер уточненного расчета (или номер решения).
  • Дата документа. Также указываем «0». Но если платежка оформляется по результатам сдачи уточненного расчета или доначислений по проверкам, то указываем дату сдачи уточненного расчета (или дату принятия решения по проверке).

Последнюю ячейку не заполняем.

В ячейке «13» вписываем назначение платежа, т. е. указываем, взнос по какому виду страхования и за какой период мы собираемся оплачивать.

В итоговой ячейке «14» ставятся электронные или собственноручные подписи лиц, которые вправе подписывать платежки. Если платежка передается в банк на бумажном носителе, то на месте букв «М. П.» нужно поставить печать организации (ИП). Если платеж отправляется в электронном виде, то печать не нужна. Также она не ставится в случае, если организация (ИП) отказалась от нее в добровольном порядке, руководствуясь положениями закона «Об отмене обязательности печати…» от 06.04.2015 № 82-ФЗ (для ООО и АО), п. 3 ст. 23 ГК РФ и постановления ФАС от 12.09.2008 № Ф03-А51/08-2/3390 (для ИП).

Следует учитывать, что при уплате в ИФНС в 2018-2019 годах взносов по одному и тому же виду страхованию, но за разные периоды сведения в реквизитах будут различаться. Какие именно — смотрите в двух нижеприведенных примерах платежек.

Наглядный пример заполнения платежного поручения на уплату страховых взносов в ИФНС за периоды с 2017 года (образец платежки)

ООО «Смайлик» находится в Хорошевском муниципальном образовании г. Москвы и обслуживается в ИФНС № 14 по г. Москве. По итогам своей деятельности за январь 2019 года фирма начислила к уплате взносы на ОПС на общую сумму 76 530 рублей.

Заполненный по вышеприведенным данным пример платежки по уплате страховых взносов за 2018 год представлен ниже.

Как заполнить платежный документ на оплату страховых взносов в налоговую инспекцию за периоды до 2017 года (образец платежки)

Продолжим наш пример. В марте 2019 года ООО «Смайлик» выявило у себя ошибку в расчетах по взносам за 2016 год. По итогам формирования уточненного расчета оказалось, что фирма недоплатила в ПФР взносы по пенсионному страхованию на сумму 5 670 рублей.

Ниже представлен образец платежки по уплате страховых взносов в ИФНС за 2016 год, оформленный по данным вышеприведенного примера.

«Заполнить платежное поручение» . О том, как при помощи этой услуги заполнить платежку на взносы, вам покажут картинки-инструкции, представленные ниже.


Итоги

В платежках на уплату страховых взносов с 2017 года с учетом изменений заполняются 3 реквизита: КБК, сведения о получателе и номер статуса плательщика. Остальные реквизиты платежного документа по взносам остались прежними.

Если у вас остались вопросы, заходите в нашу группу в ВК. Мы как раз обсуждаем

Статус составителя в платежном поручении 2017 года необходимо вписывать в поле 101. Единого документа, закрепляющего правила отражения данных в указанном поле, нет. В частности, нет никаких пояснений в п оложении Банка РФ от 19.06.2012 № 383-П. Получить полное представление по данному вопросу можно только на основе систематизации и анализа всей имеющейся нормативной базы.

Одна из обязанностей плательщиков, по ст. 45 НК РФ, состоит в необходимости оформления платежных документов в полном соответствии с указаниями Минфина РФ. Так, общие правила внесения данных в поле 101 описаны в приказе Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н.

ВАЖНО! Данная информация должна быть в наличии в платежном поручении, только если оно используется для перевода в бюджет налогов или страховых взносов.

Строка 101 размещена вверху бланка справа (в качестве ориентира для ее поиска можно использовать реквизит «Вид платежа», который размещен рядом). Она включает 2 знакоместа, которые содержат в зашифрованном формате данные о правом статусе, виде деятельности и типе перечисления, совершаемого налогоплательщиком. При этом есть такие категории, как юрлица, частные предприниматели, физлица, кредитные институты, фискальные органы. Как вариант назначения перевода могут быть указаны налоговые перечисления, отправка средств во внебюджетные фонды (до 2017 года) и т. д. В итоге с помощью простого двухзначного кода можно отразить данные о плательщике и назначении перечисления.

Перечень доступных значений включает цифры от 1 до 26. Их текстовое описание есть в приложении № 5 к приказу Минфина РФ № 107н. Они охватывают широкий спектр хозяйствующих субъектов, например: налоговые службы, таможня, почтовые службы, банки. Однако чаще всего на практике отправкой налоговых перечислений занимаются обычные организации и часнтые предприниматели. Посмотреть, где фактически в бланке расположен реквизит 101, можно скачав бланк на сайте по ссылке.

Что вносить в поле 101 предпринимателям, платящим страховые взносы

Частные предприниматели могут иметь наемный персонал или работать единолично. В первом случае они обязаны отправлять страховые взносы не только за себя, но и за своих работников, во втором - только за себя. Именно этим и объясняется логика выбора нужного кода для поля 101. При наличии сотрудников ИП указывает код как работодатель, во втором случае достаточно использовать шифр частного лица.

С учетом сказанного в поле 101 до 01.01.2017 при перечислениях во внебюджетные фонды должно было стоять:

  • 24 - обозначение соответствовало физлицу, самостоятельно уплачивающему взносы;
  • 08 - код для оплаты взносов ИП-работодателем.

Поскольку с 01.01.2017 взносы стали перечисляться в бюджет, изменились и правила заполнения поля 101 при их перечислении. Так, на настоящий момент письмом ФНС от 03.02.2017 № ЗН-4-1/1931@ предусмотрены следующие коды для перевода взносов в бюджет:

  • по ИП - 09, 10, 11, 12;
  • по физлицам - 13.

Планируется, что после усовершенствования всех банковских программ перевод взносов в бюджет будет сопровождаться указанием кода 14 в поле 101.

Как отразить свой статус частному предпринимателю при уплате налогов с доходов

Логика выбора кода для строки 101 при уплате налога с доходов та же, что и для страховых взносов. Причина различий также заключается в возможности перевода ИП средств как за себя, так и за наемных работников. Реквизит при этом может принимать следующие значения:

  • 09 - если плательщик переводит налог за себя;
  • 02 - когда налог (НДФЛ) платится с доходов наемных работников и ИП становится агентом.

Для самозанятых граждан предусмотрен отдельный перечень шифров. Для нотариусов, юристов, фермеров - 10, 11, 12 соответственно.

Как заполнять реквизит статуса юридическим лицам

Перечень кодов для компаний довольно статичен и понятен:

  • 01 - платежи в бюджет юридических лиц;
  • 02 - налоги с доходов работников;
  • 08 - взносы на обязательное социальное страхование до 2017 года, 01 (на текущий момент) - после 01.01.2017 и 14 - после обновления программ банковских учреждений.

Есть также нетипичные случаи применения указанных кодов. В частности, если фирма начисляет и переводит НДС за контрагента, то есть исполняет обязанности налогового агента, ставится код 02. В случае когда при указанных обстоятельствах ошибочно задействуется код 01, ФНС может посчитать, что обязательства агента не были исполнены в надлежащем объеме. Можно, конечно, отстоять свою правоту в суде, но стоит ли оно того, если достаточно всего лишь корректно оформить платежный документ.

Существует отдельный код для компаний в случаях, когда они осуществляют удержание задолженности перед бюджетом из доходов работника по исполнительному листу. В этом случае используется шифр 19.

Правила заполнения поля 101 для объединений плательщиков

Для консолидированных групп компаний с 2014 года применяются следующие обозначения:

  • 21 - ответственный член консолидированной группы налогоплательщиков;
  • 22 - прочий ее участник.

Исполнителем обязательств перед бюджетом от лица консолидированной группы выступает ее ответственный член. Такое положение закреплено в п. 4 приложения № 1 к приказу Минфина РФ № 107н. В этом случае ответственный член проставляет в расчетном документе код 21. Если платежка оформляется другим участником группы - ставится код 21.

***

Последним документом, закрепляющим механизм отражения реквизита статуса плательщика в платежном поручении, стало приложение № 5 к приказу Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. Его в обязательном порядке должны использовать субъекты, уплачивающие налоги в бюджет и страховые взносы в фонды. Реквизит 101 расположен в правом углу поручения вверху. В качестве шифров для заполнения применяются сочетания цифр от 01 до 26.

Частные предприниматели применяют коды в зависимости от того, имеют они наемный персонал или нет. Для организаций вариантов больше, они могут переводить средства за себя, своих сотрудников, другую компанию, в отношении которой выступают налоговым агентом. Компаниям, входящим в консолидированные группы, также нужно различать код в зависимости от своей роли в объединении.

Новшеством в исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ является возможность ее реализации другим лицом (вместо налогоплательщика, налогового агента, плательщика сборов, страховых взносов) (п. 1, 8, 9 ст. 45 НК РФ в редакции Федерального закона от 30.11.2016 № 401-ФЗ). Выясним, каким образом в этом случае должно быть заполнено платежное поручение, дабы не возникло сомнений, кто и за кого произвел уплату налога (иного платежа).

Правила указания информации в реквизитах распоряжений о переводе денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ утверждены Приказом Минфина РФ от 12.11.2013 № 107н. С учетом изменений, внесенных в ст. 45 НК РФ, согласно которым налогоплательщикам разрешена уплата налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей в бюджетную систему РФ через иных лиц, указанный документ скорректирован Приказом Минфина РФ от 05.04.2017 № 58н, действующим с 25.04.2017. О том, какие конкретно изменения готовятся, ФНС упредила в Письме от 17.03.2017 № ЗН-3-1/1850@.

Обратите внимание: Налоговым кодексом не предусмотрены ограничения по возможности уплаты налогов за налогоплательщиков как физическими, так и юридическими лицами (письма Минфина РФ от 07.04.2017 № 03-02-08/20918, от 03.04.2017 № 03-02-07/2/6675).

При составлении распоряжений о переводе денежных средств в уплату чужих налогов следует обратить внимание на порядок заполнения следующих полей:

  • «ИНН» плательщика;
  • «КПП» плательщика;
  • «Плательщик»;
  • «Назначение платежа»;
  • «101» - «Статус плательщика».
Остановимся более подробно на заполнении каждого из перечисленных полей в платежном поручении (форма этого документа приведена в приложении 2 к Положению о правилах осуществления перевода денежных средств, утв. ЦБ РФ 19.06.2012 № 383-П).

ИНН и КПП плательщика

Начнем с «ИНН» плательщика (в платежном поручении номер данного реквизита - 60). Здесь согласно п. 4 Правил 1 фиксируется ИНН плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей исполняется. В случае отсутствия у плательщика - физического лица ИНН в реквизите «ИНН» плательщика указывается ноль («0»).

Понятно, что в следующем реквизите («КПП» плательщика, номер 102) отражается значение КПП плательщика, чья обязанность по уплате налоговых платежей, страховых взносов и иных платежей исполняется. При исполнении обязанности по уплате платежей за физических лиц в реквизите «КПП» плательщика указывается ноль («0»).

Плательщик

А вот в реквизите «Плательщик» (номер 8) уже отражается информация о плательщике, непосредственно осуществляющем платеж (то есть ином лице). И это вполне логично, потому что в качестве плательщика выступает клиент банка (владелец счета), составивший распоряжение о переводе денежных средств. Порядок заполнения указанного поля зависит от того, кто конкретно выступает в роли плательщика:
  • юридическое лицо в реквизите под номером 8 отражает свое полное или сокращенное наименование;
  • ИП - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «ИП»;
  • нотариус, занимающийся частной практикой, - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «нотариус»;
  • адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «адвокат»;
  • главы крестьянских (фермерских) хозяйств - фамилию, имя, отчество (при его наличии) и в скобках - «КФХ»;
  • физическое лицо - фамилию, имя, отчество (при его наличии) физического лица, исполняющего обязанность плательщика по уплате платежей в бюджетную систему РФ.

Назначение платежа

В реквизите «Назначение платежа» (номер 24) отражается дополнительно (пп. 5 п. 13 Правил 1):
  • ИНН и КПП лица, осуществляющего платеж (только ИНН для ИП, нотариусов, занимающихся частной практикой, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, глав КФХ, физических лиц). Данная информация отражается первой в комментируемом поле. При этом для разделения информации об ИНН и КПП используется знак «//». Такой же знак используется для отделения информации о плательщике от иной информации, указываемой в реквизите под номером 24;
  • наименование налогоплательщика, плательщика сборов, страховых взносов и иных платежей, чья обязанность исполняется. Заполняется в таком же порядке, как и поле «Плательщик» (номер 8). Единственное, если налогоплательщиком является физическое лицо, помимо фамилии, имени, отчества (при его наличии), нужно также указать его адрес регистрации по месту жительства или пребывания (при отсутствии места жительства). Для выделения данной информации от иной информации, указываемой в реквизите «Назначение платежа», используется знак «//».

Статус плательщика

В реквизите «101» платежного документа на перевод денежных средств в бюджет иным лицом необходимо отразить показатель статуса плательщика, чья обязанность исполняется. При этом вопрос о том, каким же должен быть статус плательщика страховых взносов, благодаря Приказу Минфина РФ № 58н, решен окончательно. Приведем те показатели поля 101, которые могут пригодиться предприятиям (ИП), работающим в сфере общественного питания (Правила 5).

Значение показателя поля «101»

Статус плательщика

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - юридическое лицо

Налоговый агент

Участник внешнеэкономической деятельности - юридическое лицо

Плательщик - юридическое лицо, ИП, нотариус, занимающийся частной практикой, адвокат, учредивший адвокатский кабинет, глава КФХ, осуществляющие перевод денежных средств в уплату платежей в бюджетную систему РФ (за исключением налогов, сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами)

Налогоплательщик (плательщик сборов, страховых взносов и иных платежей, администрируемых налоговыми органами) - индивидуальный предприниматель

Участник внешнеэкономической деятельности - индивидуальный предприниматель

Организации и их филиалы, составившие распоряжение о переводе денежных средств, удержанных из заработной платы (дохода) должника - физического лица в счет погашения задолженности по платежам в бюджетную систему РФ на основании исполнительного документа, направленного в организацию в установленном порядке

Примеры заполнения платежных поручений

Чтобы закрепить изложенное, приведем примеры заполнения платежного поручения на уплату чужих налогов (страховых взносов).

Пример 1. ООО «Кафе «Пуговка» (ИНН 5253855520, КПП 525301001) и ИП Березкин Сергей Михайлович (ИНН 525685875257) договорились, что предприниматель в апреле 2017 года в счет погашения задолженности перед обществом перечислит за него в бюджет авансовый платеж за I квартал 2017 года по единому налогу, уплачиваемому в связи с применением ­УСНО (объект налогообложения «доходы»), в размере 85 000 руб. У предпринимателя открыт расчетный счет № 40702810861080000956 в Волго-Вятском банке ПАО Сбербанк (ГРКЦ ГУ Банка России по Нижегородской области).

Пример 2. Изменим условия примера 1. Общество и предприниматель договорились, что первое перечислит в мае 2017 года за ИП в бюджет страховые взносы на обязательное пенсионное страхование по работникам за апрель 2017 года в размере 27 600 руб. У общества открыт расчетный счет № 40702810751080000372 в том же банке, что и у ИП.

Если организация хочет уплатить чужие налоги, сборы, страховые взносы и иные платежи в бюджетную систему РФ, именно она выступает в роли плательщика, поэтому в платежном поручении в поле «Плательщик» (номер 8) указывается ее полное или сокращенное наименование. Если в качестве плательщика выступает индивидуальный предприниматель, в названном поле отражаются его фамилия, имя, отчество (при наличии), а в скобках «ИП». При этом в реквизитах «ИНН», «КПП» плательщика и «Статус плательщика» (номера 60, 102 и 101 соответственно) фиксируются данные лица, чья обязанность исполняется. Особое внимание следует уделить порядку заполнения поля «Назначение платежа». Здесь в первую очередь отражаются ИНН и КПП иного лица (того, кто исполняет чужую обязанность), затем - наименование плательщика, чья обязанность исполняется.

Новое на сайте

>

Самое популярное