Домой Кредиты онлайн Агропромышленный комплекс. Народное хозяйство урала

Агропромышленный комплекс. Народное хозяйство урала

Природно-ресурсный потенциал

Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают влияние на его специализацию и уровень развития.

Уральский экономический район обладает минерально-сырьевыми и топливными ресурсами.

Основным угольным бассейном является Челябинский буро- угольный бассейн с центром — Копейск.

Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. Потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добычи частично. Здесь практически нет крупных месторождений, богатые руды (магнитогорские, тагило-кушвинские и др.) уже истощены. В настоящее время ведется разработка бедных руд Качканарской и Бакаль- ской групп месторождений, в которых сосредоточены 3 / 4 запасов уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов: медные руды (Красноуральское, Кировградское, Дегтярское и другие месторождения), цинковые (преимущественно медно-цинковые), никелевые (Верхний Уфалей, Реж).

Ресурсы алюминиевого сырья (бокситы) сосредоточенны в Севе- роуратьском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка. Северное, Сосьвинекое и другие месторождения). Добываются золото, драгоценные и поделочные камни.

Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны — Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области.

Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского экономического района — в Свердловской области.

Население и трудовые ресурсы

Наиболее высокая плотность населения в Челябинской области — 41 чел. на 1 км 2 .

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В районе преобладает население, занятое в промышленности, хотя последние годы этот показатель снижается и увеличивается доля занятых в сельском хозяйстве, торговле и общественном питании, непроизводственной сфере.

Размещение и развитие основных отраслей экономики

Теплоэнергетика, базирующаяся на угле, природном и попутном газе, представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Южно-Уральской (1 млн кВт) ГРЭС и др. На Урале есть атомная электростанция — Белоярская в Свердловской области с реактором на быстрых нейтронах.

Урап отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Профильные предприятия включают полный производственный цикл и обеспечивают выпуск чугуна, стали и проката. Наиболее крупными из них являются Магнитогорский металлургический комбинат (ОАО «ММК»). Нижнетагильский металлургический комбинат (ОАО «НТМК», предприятие «Евраз Групп») и Челябинский металлургический комбинат (компания «Мечел»).

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. На территории района работают Богословский (г. Крас- нотурьинск). Уральский (г. Каменск-Уральский), входящие в бизнес- систему «РУСАЛ», и другие алюминиевые заводы.

Машиностроение Урала — рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Урал- эле ктротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Урал не только металлургическая база для тяжелого машиностроения, но и крупный потребитель его продукции.

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит).

Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Производство азотных удобрений в этом районе использует коксовый газ и комбинируется с металлургическими заводами. Фосфорные удобрения выпускаются в Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов.

Транспорт и экономические связи

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточны протяженность и качество автомобильных дороге твердым покрытием.

В структуре вывоза из Уральского экономического района преобладает продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза — товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты.

Внутрирайонные различия

В восточной части Уральского экономического района можно выделить два подрайона: Среднеуральский (Свердловская область) и Южно-Уральский (Курганская. Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Свердловская область занимает одно из ведущих мест по продукции промышленного производства. Крупными промышленными центрами являются: Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов и др.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, машиностроением, в частности автомобилестроением и тракторостроением. В Курганской области более половины промышленной продукции производится в машиностроении: автобусы, колесные тягачи, полиграфические машины, мотоблоки и т.д.

В Челябинской области основой промышленности являются черная метаплургия и машиностроение. Крупнейшие предприятия области: Магнитогорский металлургический комбинат. Челябинский металлургический комбинат, Челябинский тракторный завод, Урааь- ский автомобильный завод (Миасс). Промышленные центры — Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Троицк.

Основные проблемы и перспективы развития

Приоритетными задачами индустриального и постиндустриального развития региона являются модернизация и техническое перевооружение предприятий (особенно металлургических и машиностроительных), развитие наукоемких производств, сферы образования, а также решение экологических проблем.

В УФО реализуется проект «Урал Промышленный — Урал Полярный», который предполагает создание уникального индустриально- инфраструктурного комплекса, обеспечивающего развитие, модернизацию и использование имеющегося потенциала промышленности Уральского федерального округа на базе освоения природно-сырье- вых ресурсов Приполярного и Полярного Урала и строительства ключевых элементов опорной транспортной и энергетической инфраструктуры.

В целях содействия развитию и реализации проекта создана специальная организация ОАО «Корпорация Урал Промышленный — Урал Полярный».

Реализация проекта является предпосылкой более глубокой интеграции уникальной сырьевой базы Северного Урала и Западной Сибири с индустриальным ядром Среднего и Южного Урала.

Проект отвечает стратегическим целям экономической и промышленной политики России в области развития транспорта, энергетики и минерально-сырьевой базы и способен принести существенные социально-экономические выгоды как на региональном, так и на общенациональном уровне.

Экономика и хозяйство восточной часть Уральского экономического района.

Отраслями рыночной специализации Уральского экономического района являются черная и цветная металлургия, машиностроение, химическая и нефтехимическая, лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность. В районе производятся строительные материалы (цемент, строительный кирпич и др.).

Природно-ресурсный потенциал. Природные ресурсы Урала отличаются большим разнообразием и оказывают влияние на его специализацию и уровень развития. Уральский экономический район обладает минерально-сырьевыми и топливными ресурсами.

Основным угольным бассейном является Челябинский буроугольный бассейн с центром в г. Копейске.

Месторождения железных руд и руд цветных металлов сконцентрированы в основном в пределах Уральских гор. Потребности района в железных рудах удовлетворяются за счет собственной добычи частично. Здесь практически нет крупных месторождений, богатые руды (Магнитогорские, Тагило-Кушвинские и др.) уже истощены. В настоящее время ведется разработка бедных руд

Качканарской и Бакальской групп месторождений, в которых сосредоточены 3/4 запасов уральских железных руд. Только благодаря тому, что руды многокомпонентные и содержат также ванадий и титан, добыча их рентабельна.

Урал выделяется большими запасами разнообразных ресурсов цветных металлов: медные руды (Красиоураль- ское, Кировградское, Дегтярское и другие месторождения), цинковые (преимущественно медно-цинковые), никелевые (Верхний Уфалей, Реж).

Ресурсы алюминиевого сырья (бокситы) сосредоточены в Североуральском бокситоносном бассейне (Красная Шапочка, Северное, Сосьвинское и другие месторождения). Добываются золото, драгоценные и поделочные камни. Марганцевые руды на Урале пока не добываются, хотя их запасы довольно значительны — Североуральский марганцевый бассейн в Свердловской области.

Основная часть лесных ресурсов расположена в северной части Уральского экономического района — в Свердло в ской области.

Население. Уральский экономический район является урбанизированной территорией (доля городского населения составляет 80%). Два города имеют население свыше миллиона человек: Екатеринбург, Челябинск. Вокруг этих городов сформировались городские агломерации.

Наиболее высокая плотность населения в Челябинской области — 41 человек на 1 км 2 .

Трудовые ресурсы Уральского экономического района отличаются высокой общеобразовательной и профессиональной подготовкой. В районе преобладает население, занятое в промышленности, хотя последние годы этот показатель снижается и увеличивается доля занятого населения в сельском хозяйстве, в торговле и общественном питании, в непроизводственной сфере.

Хозяйство района . Объединенная Уральская энергосистема — одна из крупнейших в стране, ее основа — теплоэнергетика, базирующаяся на угле, природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Южно-Уральской (1 млн кВт) ГРЭС и др. На Урале есть атомная электростанция — Бе- лоярская в Свердловской области с реактором на быстрых нейтронах.

Основа промышленности Урала — металлургический комплекс, в том числе черная и цветная металлургия. Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. На основе Качканарской группы месторождений работает Качканарский горно-обогатительный комбинат.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий — предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них — Магнитогорский, Нижнетагильский комбинаты и Челябинский металлургический завод.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля. Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы — Богословский (г. Красноту- рьинск), Уральский (г. Каменск-Уральский) и др.

Машиностроение Урала — отрасль рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства. Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения — Екатеринбург («Уралмаш», «Урал- химмаш», «Уралэлектротяжмаш», заводы бурового и металлургического оборудования и др.), Карпинск (производство и ремонт горного оборудования) и др. Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством большегрузных автомобилей (Миасс), автобусов (Курган), мотоциклов (Ирбит).

Химическая промышленность — отрасль рыночной специализации Урала — обладает мощной сырьевой базой, использует нефть, попутные нефтяные газы, уголь, соли, серный колчедан, отходы черной и цветной металлургии, лесной промышленности.

Промышленность минеральных удобрений округа включает производство азотных и фосфатных удобрений. Производство азотных удобрений в этом районе использует коксовый газ и комбинируется с металлургическими заводами. Фосфорные удобрения выпускаются в Красио- уральске на основе привозных хибинских апатитов.

Транспорт. В Уральском экономическом районе преобладает железнодорожный транспорт. Железнодорожные магистрали пересекают Урал в основном в широтном направлении, они осуществляют экономические связи с восточными районами.

Автомобильный транспорт имеет большое значение для внутрирайонных перевозок различных грузов. Недостаточными являются протяженность и качество автомобильных дорог с твердым покрытием.

В структуре вывоза из Уральского экономического района преобладают продукция металлургии, машиностроения, химико-лесного комплекса; ввоза — товары легкой, пищевой промышленности, медикаменты, руды и концентраты.

Внутрирайонные различия. В восточной части Уральского экономического района можно выделить два подрайона: Среднеуральский (Свердловская область) и Южно-Уральский (Курганская, Челябинская области).

Среднеуральский подрайон специализируется на металлургии, черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом машиностроении, химической и лесной промышленности. Свердловская область занимает одно из ведущих мест по продукции промышленного производства. Крупными промышленными центрами являются Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск, Серов, Краснотурьииск и др.

Южно-Уральский подрайон отличается развитой черной и цветной металлургией, машиностроением, в частности автомобиле- и тракторостроением. В Курганской области более половины промышленной продукции производится в машиностроении: автобусы, колесные тягачи, полиграфические машины, мотоблоки и т.д.

В Челябинской области основой промышленности являются черная металлургия и машиностроение. Крупнейшие предприятия области — Магнитогорский и Челябинский металлургические комбинаты, Челябинский тракторный завод, Уральский автомобильный завод (Миасс). Промышленные центры — Магнитогорск, Златоуст, Миасс, Копейск, Троицк.

Основные проблемы и перспективы развития. Восточная часть Уральского экономического района считается зоной экологического бедствия — шесть городов занесены в «черную» экологическую книгу России: Екатеринбург, Курган, Нижний Тагил, Магнитогорск, Каменск- Уральский, Челябинск.

Приоритетными задачами индустриального и постиндустриального развития региона являются модернизация и техническое перевооружение предприятий (особенно металлургических и машиностроительных), развитие наукоемких производств, сферы образования.

1. Характер реконструкции

Многообразный характер с.‑х. территории Уральской области побуждает проектировать развитие сельского хозяйства области применительно к следующим группировкам округов.

1) Северное Предуралье (Камо-Пермяцкий округ и с.‑х. часть Верхнекамского округа). В настоящее время направление хозяйства рисуется как потребительское зерново-мясное с незначительным сбытом на рынок мяса, льно-семян и молочной продукции. В системе полеводства преобладает паровое зерновое трехполье. Проектируется придать хозяйству более интенсивный характер, приспособляя к нуждам развивающейся там промышленности. Проектируется усилить в с.‑х. производстве молочное хозяйство, огородничество, льноводство.

2) Центральное и Южное Предуралье (Пермский округ без Чусовой и Лысьвы, Кунгурский и Сарапульский округа). Эта с.‑х. полоса делится на четыре района. В целом по всем районам направление хозяйства характеризуется как зерново-мясное с начатками травосеяния и льноводства. Преобладает паро-зерновое трехполье. Проектируется реконструировать эти районы в направлении значительного усиления травопольного многополья, молочного скотоводства, льноводства, клеверного семеноводства и отчасти свиноводства.

3) Горнопромышленный Урал (Тагильский, Свердловский, Златоустовский округа без их с.‑х. частей и горнозаводские части Пермского и Верхнекамского округов). Этот район характерен потребительским направлением хозяйства. Проектируется переход к молочно-огородно-фуражному типу.

4) Северное Зауралье (Ирбитский и южная часть Тобольского округа). Существующее направление хозяйства характеризуется как зерново-мясо-маслодельное при господстве навозного трехполья. Проектируется развить маслодельную промышленность и в южной части беконное производство при переходе к многополью. Коноплеводство также несколько расширяется.

5) Лесостепное Зауралье (Шадринский, Ишимский, Курганский, Челябинский округа и Миасский район Златоустовского округа). Эта группа включает в себя несколько с.‑х. районов, направление которых характеризуется в общем как экстенсивное зерново-мясо-маслодельное. Западная часть этой полосы несколько интенсивнее, чем восточная и южная, в ней преобладает зерново-мясное хозяйство с начатками промышленного огородничества и промышленных культур (лен, картофель). Проектируется во всей полосе усиление как зернового производства, так и маслодельной промышленности при дальнейшем развитии льноводства, посевных трав и корнеплодов (западная часть).

6) Южное Зауралье (Троицкий округ). Это - район пшеничного хозяйства, мясного скотоводства и промышленного коневодства, с начатками (в северной части) промышленного маслоделия. В связи с постройкой Магнитогорского завода и проведением новых ж.‑д. линий в районе будут появляться тенденции в направлении маслоделия, введения новых культур в севооборот, бахчеводства и огородничества.

2. Экономические предпосылки.

Экономическими предпосылками для преобразования производства в указанном направлении являются два фактора: 1) мощное развертывание промышленности самого Урала, создающее большой внутренний уральский рынок и 2) сверхмагистрализация Сибирской железной дороги, создающая выгодные условия для транспорта массовой продукции из-за Уральского хребта в западном направлении. Значение первого фактора видно из следующего: емкость внутриобластного рынка на с.‑х. продукты возрастает с 95,5 млн. руб. в 1927/28 г. до 162 млн. руб. к концу пятилетия, т. е. на 75%. Все потребности этого рынка будут полностью удовлетворены внутренним производством за исключением мяса, которого не хватает в размере около 8 тыс. т, и то только в том случае, если население не увеличит потребление свинины, которая будет иметься в избытке. Недостатки мяса с другой стороны могут быть пополнены за счет ввоза из Казакстана и Сибири. По отношению к покрытию потребности в хлебе следует заметить, что они покрываются за счет главным образом восточных округов Урала. От 500 до 600 тыс. т избытков хлебов из округов, расположенных в зоне влияния Сибирской сверхмагистрали, должны будут поступать на удовлетворение внутреннего спроса Урала. Это вызывает соображение о возможности при практическом осуществлении пятилетнего плана изменить существующее направление снабжения горнозаводского Урала с восточного на южное. Возможность к этому появляется в связи с окончанием Троицко-Орской ж. д., выходящей к богатому хлебом Троицкому району, который правильнее будет направить на Урал, а не везти на далекое расстояние к южным портам. Вместе с тем соответствующая часть хлеба освобождается в районе Сибирской сверхмагистрали, которая будет специально приспособлена для массовой дешевой перевозки хлебов на далекие расстояния.

Таким образом влияние второго фактора - сверхмагистрализации - должно сказаться в изменении роли восточных зауральских округов. Вместо локально-уральского значения они наравне с казакстанскими и сибирскими округами приобретают общесоюзное значение как главный резерв для балансирования хлебных недостатков потребляющих районов СССР. Об общих генеральных линиях перестройки с.‑х. связи со сверхмагистрализацией будет подробнее сказано в очерке по Сибкраю.

Несомненно, что процессы роста и реконструкции сельского хозяйства на Урале должны быть более быстрыми, чем в других районах Союза, поскольку мы должны учитывать влияние двух названных могучих факторов и поскольку на Урале мы имеем возможность наиболее полно организовать воздействие промышленности на сельское хозяйство как производственное, путем снабжения с.‑х. машинами и удобрениями, так и рыночное.

3. Основные направления развития хозяйства области в целом

Развитие сельского хозяйства на Урале проектируется по путям усиленного роста зернового хозяйства, молочного хозяйства и маслодельной промышленности, промышленного (бэконного) свиноводства, птицеводства (яйца, пух, перо), льноводства, пригородно-заводского огородничества и клеверосеяния (на корм и семена).

В Зауральи усиливается главным образом зерновое хозяйство и маслоделие. Зерновое хозяйство в основном будет развиваться здесь. В общем разрешение зерновой проблемы пойдет на Урале двумя путями: 1) расширением посевной площади , 2) повышением урожайности как за счет рационализации техники, так и за счет интенсификации хозяйства. На Урале имеются и большие не используемые с.‑х. пространства и большие возможности для повышения урожайности. При этом не должна быть упущена из виду и необходимость интенсификации уральского сельского хозяйства, особенно в Предуральи и горнозаводском Урале.

Общая посевная площадь растет с 5.746 тыс. га в 1927/28 г. до 7.137 тыс. га в 1932/33 г., т. е. на 24,2%, в частности площадь зерновых - на 18,8%, технических - на 73,8%, посевных трав - на 257%. Наибольший рост посевной площади падает НВ Южное Зауралье (48%), Лесостепное Зауралье (25%) и Центральное и Южное Зауралье (27%).

В связи с сокращением посевной площади в 1928 году на остающееся четырехлетие приходится повышения до 32%. Намеченный рост посевов может быть осуществлен только при проведении в жизнь проектируемого коллективного и производственно-кооперативного строительства, а также агротехнических мероприятий. Общая площадь в совхозах и колхозах, не считая простейших производственных объединений, предположена в размерах 1,3 млн. га, что составит 18% общей площади. Бурный темп развития травосеяния главным образом за счет клевера связан с коренной реконструкцией системы земледелия в Предуральи, северных районах и горном Урале.

Урожайность увеличивается за четыре года против шестилетней средней за 1923‑1928 гг. по главным зерновым культурам на 28,1%. Основными факторами, повышающими урожайность, приняты: сортирование и протравливание семян, борьба с сорняками, рядовой посев, рациональные приемы обработки почвы, навозное и минеральное удобрение, многопольно-травопольные севообороты, механизация приемов обработки и сбора урожая. Наибольший темп подъема урожайности намечается в Предуральи, меньший - в Зауральи.

Урожайность в колхозах проектируется выше крестьянской на 20% и в совхозах на 50‑60%.

В связи с этим потребуется перевооружение уральского сельского хозяйства с.‑-х. машинами и введение удобрений. За пять лет 1928/29-1932/33 гг. потребуется 600 тыс. плугов, 380 тыс. борон, 20 тыс. сортировок, 20 тыс. молотилок, 70 тыс. уборочных машин, 30 тыс. конных граблей, 90 тыс. сеялок, 30 тыс. сепараторов, 8 тыс. тракторов, 220 тыс. т суперфосфата, 92 тыс. т калийных солей и 33 тыс. т азотных удобрений. Потребность по удобрениям, сепараторам, боронам и граблям будет полностью покрыта уральским производством, по остальным машинам на 50‑85%; тракторы и уборочные машины в этом пятилетии будут полностью ввозиться. Общая стоимость машин, двигателей и орудий, внедряемых в сельское хозяйство, за пять лет оценивается в 85,2 млн. руб. по продажным ценам, что даст на один га посевной площади 20 руб. 80 коп. против 13 руб. 90 коп. в 1927 году.

Усиление энерговооружения сельского хозяйства проектируется путем создания тракторных колонн и машинно-тракторных станций , организуемых кооперацией и совхозами. К концу пятилетия предполагается создать до 30 станций. Это даст возможность обобществить до 180 тыс. га пашни крестьянских хозяйств. Стоимость каждой станции исчисляется ориентировочно в 325 тыс. руб. (без предприятий). На все станции потребуется 9.750 тыс. руб.

Общее количество работающих тракторов к концу пятилетия предположено в 6.800 шт., из которых будет работать в тракторных колоннах 900 шт. и в совхозах 1.500 шт., а остальные в количестве 4.400 будут обслуживать колхозы и простейшие производственные объединения.

Животноводство . В области животноводства проектируется рост стада за пять лет (с 1927 г. по 1932 г.): лошадей на 18%, крупного рогатого скота на 14,0% (коров на 16%), овец и коз на 15,5% и свиней на 100,0% (2 раза).

Темп роста лошадей дается сдержанный в связи с введением механической тяги, значительным производством землеустроительных работ, сокращающих работу лошади, и сильным ростом обобществленного сектора.

Наряду с количественным ростом с.‑х. животных намечается их качественное улучшение, распространение местных улучшенных пород (тагилка, суксунка и т. д.), а также частичная метизация привозными.

Проектируется введение утепленных скотных дворов, рациональное кормление и содержание. Организуются случные пункты, рассадники, кооперативное выращивание и т. д. Все это должно поднять удойность коровы в крестьянском хозяйстве на 21,7%, т. е. с 9,9 цнт до 12,1 цнт, выход мяса крупного рогатого скота на 2,5%, выход шерсти овцы на 4,2% и средний удельный вес, свиньи в возрасте 9 мес. до 40%.

В связи с промышленным значением птицеводства дается по ряду районов довольно большой рост домашней птицы.

Переработка продуктов сельского хозяйства . В прямой связи с проектировками по сельскому хозяйству находятся планы развития следующих основных видов с.‑х. индустрии: промышленного маслоделия, сыро- и казеиноварения, беконной и льно-пеньковой промышленности, маслобойной, пухоперовой, кожевенной, текстильной, консервной, винокуренной и др., а также постройка элеваторов, холодильников, мельниц и т. д. Всего предполагается вложить в эго дело за пятилетие 77,8 млн. руб.

Коллективизация с.‑х. производства . Коллективное строительство Урала к концу пятилетия должно дать (в процентах от всего крестьянского населения по области) 17% коллективизированных крестьянских хозяйств, 16,0% коллективной посевной площади, 8% по рогатому скоту, 12,5% по валовой продукции с.‑х. и 19,1% по товарной продукции.

Но если принять во внимание продукцию простейших производственных объединений (машинных, мелиоративных, посевных, семеноводческих, огородных и проч.), которая должна составить около 50% всей продукции, то на долю собственно индивидуального сектора едва ли останется больше 30% всей валовой продукции и 20% товарной массы, причем сбыт последней почти полностью будет проходить через кооперацию.

Почти все крестьянское население будет кооперировано :

Наименование видов с.‑х. кооперации

Число кооперативов

Число крестьянских хозяйств

% кооперированных хозяйств

1. Кредитные товарищества

2. Производственные сбытовые

в том числе:

Маслодельные и сыроваренные

3. Снабженческие

4. Простейшие производственные

Вместе с колхозным строительством намечается укрепление существующих и организация новых совхозов. В настоящее время на Урале имеется 64 хозяйства с общей площадью в 144,6 тыс. га.

В течение пятилетия проектируется организовать 5 новых зерновых механизированных совхозов на площади в 310 тыс. га.

Проектируется к 1933 г. распахать 206 тыс. га. Совхозы потребуют капитальных вложений в основные фонды 14 млн. руб. и в оборотные 3 млн. руб. К концу пятилетия предполагается получить в совхозах 1.703 тыс. цнт зерновой продукции, из них 1.411 тыс. цнт на продажу.

Кроме того проектируется организация животноводческих совхозов - 2 животноводческо-молочных и 3 овцеводческих на площади 394 тыс. га. Всего проектируется вложений в эти совхозы на сумму 8,2 млн. руб.

Кооперативный

В связи с значительным ростом с.‑х. простейших производственных и производственно сбытовых кооперативов, охватывающих на 80% крестьянские хозяйства, сбыт продукции частного крестьянского сектора будет охвачен почти полностью обобществленным сектором хозяйства.

Намеченный рост продукции сельского хозяйства обеспечит возможность не только удовлетворения основных нужд сельского хозяйства и городов, но и обеспечит вывоз за пределы Урала некоторых видов с.‑х. продукции. Чистое сальдо Урала в 1932/33 г. определяется: зерновых хлебов около 320 тыс. т, масла сливочного около 19 тыс. т, бекона 18 тыс. т, маслосемян 15 тыс. т, льняного волокна 28 тыс. т, яиц 124 млн. шт., семян клевера 5,2 тыс. т.

Капиталовложения . Осуществление намеченных мероприятий по реконструкции сельского хозяйства потребует всего капитальных вложений около 320 млн. руб., в том числе государственных около 225 млн. руб.

В связи с технической отсталостью сельского хозяйства обращается особое внимание на развитие научно-исследовательских и опытных работ. На эти работы планом запроектировано 5 млн. рублей.

Состав Уральского экономического района: Курганская, Оренбургская, Пермская (с Коми-Пермяцким автономным округом), Свердловская, Челябинская области, республики Башкортостан и Удмуртия. Площадь: 824 тыс. км2. Население: 20,5 млн чел.

В структуре хозяйственного комплекса Уральского экономического района ведущую роль играет промышленность.

Топливно-энергетический комплекс обеспечивает функционирование всех отраслей хозяйства. Особенно важно его развитие на Урале, где сконцентрированы многие тепло– и энергоемкие производства. Урал относится к числу районов с низкой обеспеченностью топливно-энергетическими ресурсами.

Традиционная отрасль для Урала – угольная промышленность, но угольные месторождения истощаются, закрываются шахты и карьеры.

Большое значение в настоящие время имеет добыча нефти и газа , которая не покрывает потребности Уральского экономического района. На базе Оренбургского газоконденсатного месторождения сформировался Оренбургский ТПК, откуда газ поступает в центральные районы России и на экспорт.

Создана мощная нефтеперерабатывающая промышленность, наиболее крупные заводы по переработке нефти расположены в Уфе, Салавате, Перми.

Объединенная Уральская энергосистема – одна из крупнейших в стране, ее основа – теплоэнергетика, базирующаяся на угле и природном и попутном газе. Она представлена Рефтинской (3,8 млн кВт), Троицкой (2,5 млн кВт), Ириклинской (2,4 млн кВт), Южно-Уральской ГРЭС и др.

Развита и гидроэнергетика – самые крупные ГЭС построены на Каме: Воткинская и Камская; имеются несколько меньших по мощности гидроэлектростанций. На Урале есть атомная электростанция Белоярская с мощным реактором на быстрых нейтронах.

Черная металлургия Уральского экономического района представлена всеми стадиями производства, начиная от добычи и обогащения железных руд до выплавки чугуна, стали и проката. Это одна из важнейших отраслей рыночной специализации района. В структуре основных фондов Урала на долю черной металлургии приходится примерно 1/3.

Урал не покрывает своих потребностей в железной руде собственной добычей, руды дополнительно ввозятся из Курской магнитной аномалии, с Кольского полуострова, из Казахстана,что значительно ближе.

Урал отличается высоким уровнем концентрации и комбинирования производства черных металлов. Основной тип предприятий – предприятия полного цикла, выпускающие чугун, сталь и прокат. Наиболее крупные из них – Магнитогорский, Нижнетагильский, Орско-Халиловский (Новотроицк) комбинаты и Челябинский металлургический завод – дают почти 80 % чугуна и 70 % стали, добываемых в районе. Другие предприятия полного цикла находятся в Чусовом, Серове, Алапаевске, Белорецке и других центрах.

Цветная металлургия также является отраслью рыночной специализации Уральского экономического района, отличается очень высоким уровнем развития, представлена производством меди, цинка, никеля.

Ведущее место занимает медная промышленность, сырьевой базой которой служат медно-колчеданные руды, залегающие вдоль восточного склона Урала. Добыча ведется в основном на Южном Урале.

Предприятия по выплавке черновой меди сосредоточены в районах добычи руд: в Красноуральске, Кировграде, Ревде, Карабаше, Медногорске. Последующая стадия обработки меди – ее рафинирование – осуществляется на электролитических заводах в Кыштыме и Верхней Пышме.

Алюминиевая промышленность Урала обеспечивается собственным сырьем. Алюминиевые заводы: Богословский (г. Краснотурьинск), Уральский (город Каменск-Уральский) и др.

Крупный центр цинковой промышленности – Челябинск.

Машиностроение Урала крупная отрасль его рыночной специализации, занимает ведущее место в структуре промышленного производства Уральского экономического района. В настоящее время в районе работают почти 150 машиностроительных предприятий, представляющих все подотрасли машиностроения. Здесь развиты: тяжелое машиностроение (производство горнометаллургического оборудования, химического и нефтехимического оборудования), энергетическое (производство турбин, паровых котлов и др.), транспортное, сельскохозяйственное машиностроение, тракторостроение. Наиболее быстро развивается электротехническое машиностроение, приборостроение, станкостроение.

Многие производства являются металлоемкими, поэтому машиностроение тесно взаимодействует с металлургией. Основные центры тяжелого машиностроения: Екатеринбург («Уралмаш», «Уралхиммаш», «Уралэлектротяжмаш».Ведущий центр производства турбин – Екатеринбург. Сельскохозяйственное машиностроение и тракторостроение развито в Челябинске (тракторный завод, производство автотракторных прицепов и пр.), в Кургане («Кургансельмаш»).

Транспортное машиностроение представлено вагоностроением (Нижний Тагил, Усть-Катав), производством легковых (Ижевск) и большегрузных (Миасс) автомобилей, автобусов (Курган), мотоциклов (Ижевск, Ирбит), судостроением (Пермь), судоремонтом (Соликамск).

Наибольшее значение имеет производство минеральных удобрений , среди которых выделяются калийные. Калийные удобрения вырабатываются в районе добычи сырья (Верхнекамского соленосного бассейна). Основные центры расположены в Пермской области (Березники, Соликамск).

Предприятия по производству азотных удобрений размещаются в районе добычи угля и поваренной соли – в Березниках, работают в комплексе с металлургическими заводами (используют коксовый газ) – в Магнитогорске, Нижнем Тагиле; в районе нефтепереработки (применяют ее отходы) – в Салавате. Фосфатные удобрения выпускаются в Перми, Красноуральске на основе привозных хибинских апатитов.

Лесная промышленность – отрасль рыночной специализации Уральского экономического района – работает на собственной сырьевой базе, представлена всеми стадиями производства начиная от заготовки древесины до выпуска конечной продукции (бумага, спички, фанера, мебель, домостроение и др.). Развита химическая переработка древесины и ее отходов. Важнейшие центры лесной и деревообрабатывающей промышленности расположены в Пермской и Свердловской областях (Серов, Пермь, Соликамск и др.). Лесозаготовки ведутся преимущественно в южных и центральных частях этих областей, хотя основные лесные массивы находятся на севере.

Большое значение имеет целлюлозно-бумажная промышленность Урала, предприятия которой также расположены в Пермской (Краснокамск, Красновишерск, Соликамск) и Свердловской (Новая Ляля) областях.

Строительная индустрия на Урале опирается на собственную сырьевую базу. Это один из ведущих районов по производству цемента, который вырабатывается как на основе природного сырья, так и на основе отходов черной металлургии. Крупнейшие центры цементной промышленности – Магнитогорск, Еманжелинск (Челябинская область). Значительная роль принадлежит Уралу и в производстве сборного железобетона, домов в панельном исполнении, кирпича, гипса, щебня и другой продукции, которая поступает во многие регионы страны. Строительные организации Уральского экономического района помогают осваивать месторождения нефти и газа в Западной Сибири, строить многие объекты в других районах. В составе легкой промышленности Уральского экономического района выделяется кожевенно-обувная, построены также предприятия текстильной промышленности, например Чайковский комбинат шелковых тканей в Пермской области. Распространена швейная промышленность. Развитие легкой промышленности в регионе позволяет решать проблему использования ресурсов женского труда в районах концентрации тяжелой промышленности.

Специализация сельского хозяйства Урала – зерно (яровая пшеница, рожь, овес) и продукция животноводства (молоко, мясо, шерсть). Наиболее развито сельское хозяйство в Башкортостане и Оренбуржье.

В структуре посевных площадей Урала наибольший удельный вес занимают зерновые культуры (около 65 %), а также кормовые (свыше 32 %). Выращиваются также картофель, овощи, лен-долгунец, подсолнечник, сахарная свекла. Основные посевы зерновых сосредоточены в Оренбургской области и в Башкортостане.

В структуре сельскохозяйственного производства Урала преобладает животноводство: на севере – молочное скотоводство, птицеводство, на юге района – мясо-молочное и мясное животноводство, овцеводство, растет роль свиноводства.

Важнейшими элементами инновационной сферы Уральского федерального округа являются предприятия оборонного комплекса , научные организации Уральского отделения Российской академии наук и высшие учебные заведения.

Предприятия оборонного комплекса производят до 40 процентов выпускаемой здесь сложной медицинской техники. За последние годы на оборонных предприятиях округа освоено новое технологическое оборудование для агропромышленного комплекса, добычи нефти и газа, а также для топливно-энергетического комплекса и медицины. Башкортостан выделяется производством мёда.

ГЛАВА 18. УРАЛЬСКИЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РАЙОН

18.1 Состав, значение, особенности Уральского эконо­мического района

Состав: Курганская, Оренбургская, Свердловская, Челя­бинская области. Пермский край, Республика Башкортостан (Башкирия), Республика Удмуртия.

Территория района - 824,0 тыс. км 2 , население - около 20 млн. человек, средняя плотность населения 24,5 человека на 1 км". Размещено население неравномерно. По числу жителей вы­деляются Свердловская, Челябинская области, Пермский край и Башкортостан (на эти регионы приходится 76% населения Ура­ла). Национальный состав населения района неоднороден. Пре­обладают русские, украинцы, но башкиры и удмурты формируют заметные группы населения в своих республиках. Кроме русских на северо-западе живут коми и коми-пермяки.

Результаты быстрого экономического развития Урала - вы­сокий коэффициент урбанизации. Доля горожан - 75%. Особенно высокий коэффициент урбанизации в Свердловской и Челябин­ской областях (87 и 81% соответственно). Крупнейшие города Уральского района - Челябинск, Екатеринбург, Нижний Тагил, Пермь.

Уральский район расположен между старыми промышлен­ными районами европейской части России, Сибирью и Казахста­ном - на стыке европейской и азиатской частей РФ. Такое "со­седское" положение можно оценить как благоприятное для функ­ционирования и развития всего хозяйственного комплекса.

Территория района ввиду ее внутреннего положения между западной и восточной экономическими зонами, имеющими раз­ный уровень экономического развития и разную специализацию, обеспечивает транзитность связей между ними.

Начальный период промышленного развития района отно­сится к началу XVIII в., когда его ЭГП еще не было благоприят­ным. В последующие годы ЭГП района улучшилось благодаря развитию транспорта и строительству новых дорог.

Через Урал проходят транспортные магистрали, пересе­кающие всю территорию России от западных границ до Тихого океана. С востока район получает сырье и топливо, а продукцию обрабатывающей промышленности - с запада, кроме того вывозит свою продукцию во все экономические районы РФ.

Уральские горы вытянуты в меридиональном направлении. С запада к ним примыкают окраины Восточно-Европейской рав­нины (Предуралье), с востока - Западно-Сибирская низменность (Зауралье). Складчатые горы Урала возникли еще в палеозое, позднееони были размыты, разрушены и выровнены.

Высота Среднего Урала составляет 600-800 м. В северной части Урала в Республике Коми расположена его самая высокая точка- гора Народная (1894м). Разнообразят рельеф Урала глубоко врезанные речные долины. Главная река района - Кама пиши, самый многоводный приток Волги.


Климат Урала меняется как в направлении с севера на юг, так и с запада на восток. Климат предгорный имеет много общего с климатом прилегающих долин. Различия температур воздуха на севере и юге Урала особенно заметны летом, также велики раз­личия в природных условиях между горной и равнинной терри­ториями.

Леса покрывают Уральские горы почти на всем протяже­нии. Лесная зона на севере района (есть промышленные разра­ботки древесины) сменяется зоной лесостепей и степей на юге Уральского района. Там плодородные земли.

Урал - "кладовая" полезных ископаемых. Месторождения медных и других руд приурочены к магматическим породам вос­точного склона гор. Здесь же находятся месторождения асбеста, мрамора, талька, самоцветов. Имеются запасы железной руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Более 100 лет дают железную руду горы Благодать и Высокая. Их запасы истощены. Две трети железорудных запасов содержит Качканарское место­рождение. На Урале добывают медь, никель, магний, бокситы. Особенно ценными являются комплексные руды, которые еще содержат хром, титан, ванадий. Медные руды содержат цинк, зо­лото, серебро. В прогибе у западного склона Уральских гор со­средоточены полезные ископаемые осадочного происхождения -нефть (Башкортостан, Пермский край), природный газ (Орен­бургская область), уголь, калийная и поваренная соли (Пермский край).

Отраслями специализации хозяйства района являются раз­нообразная горнодобывающая, металлургическая (черная и цвет­ная металлургия), машиностроительная, химическая и лесная промышленность.

Уральский регион является вторым по индустриальной мощи среди экономических районов Росси, производя более 13 % ВВП, боле 17% промышленной и около 14 % сельскохозяйствен­ной продукции России. Он выделяется как крупнейший произво­дитель технологического оборудования для многих отраслей промышленности страны.

За годы реформ пострадали практически все отрасли хозяй­ства, но особенно машиностроение. Объем производства маши­ностроительных предприятий, входящих в состав военно-промышленного комплекса (ВПК) России, уменьшился в не­сколько раз. Падение производства сопровождалось ростом без­работицы.

В настоящее время район выживает в большей степени за счет отраслей производящих продукцию, ориентированную на экспорт (сырьевые ресурсы, черные и цветные металлы, мине­ральные удобрения). Экономика района приобрела устойчивую экспортную ориентацию, о чем свидетельствуют и структурные изменения в промышленности.

Особенность промышленности Уральского региона- взаи­мосвязь разных производств. Черним и цветная металлургия, сы­рье для которой дает горнодобывающий промышленность, созда­ет базу для машиностроения Л машиностроение и спою очередь обеспечивает оборудованием горную, химическую, металлурги­ческую отрасли. На отходах металлургического производства первоначально развивалась химия

Первой по значению и старейшей отраслью специализации является черная металлургия , которая возникла на Урале еще в конце XVII в. Это одна из крупнейших металлургических баз России. Ныне ее представляют Магнитогорский и Нижнетагиль­ский, Челябинский и Орско-Халиловский (в Новотроицке) ком­бинаты. Кроме этих гигантов на Урале действуют и небольшие по мощности заводы. Металлургические предприятия использу­ют местную железную руду и привозную (главным образом с Со-коловско-Сарбайского месторождения Кустанайской области Ка­захстана и частично с КМА), а коксующийся уголь привозят из Кузнецкого и Карагандинского (Казахстан) бассейнов.

В составе черной металлургии видное место занимают тру­бопрокатная промышленность (Первоуральск, Челябинск) и про­изводство ферросплавов (Челябинск и Серов).

Цветная металлургия района имеет республиканское зна­чение. Выплавка меди - исконно уральское производство. Одно­временно в процессе производства используют и другие компо­ненты руды (в том числе серу - сырье для химической промыш­ленности). Наиболее крупные комбинаты расположены в городах Ревда, Красноуральск, Верхняя Пышма и Кыштым. Получают как черновую, так и рафинированную медь. На уральских заводах также выплавляют никель (Орск, Реж), цинк (Челябинск), алю­миний (Каменск-Уральский, Краснотурьинск), магний, титан.

Нефтеперерабатывающая промышленность (НПЗ в Уфе, Перми, Салавате), служит основой для химии полимеров (Перм­ский край, Башкирия). В Оренбурге на базе местного газоконденсатного месторождения создан газо-химический комплекс.

Химическая промышленность. Помимо отходов пред­приятий черной и цветной металлургии эта отрасль использует местное минеральное сырье (нефть, газ, калийную соль). В Бе­резниках (Пермский край) на химических заводах производят со­ду, калийные и азотные удобрения, в Соликамске - калийные. Фосфатные удобрения вырабатывают в Перми и Красноуральске.

По числу машиностроительных отраслей и подотраслей Урал не уступает Центральному району. Материалоемкое маши­ностроение Урала специализируется на производстве оборудова­ния для всех отраслей промышленности. Один из крупнейших в стране - машиностроительный завод "Уралмаш" в Екатеринбурге - выпускает блюминги, прессы, буровые установки, шагающие экскаваторы, различные станки. Есть заводы в Челябинске, Орске, Перми.

Транспортное машиностроение представлено в Нижнем Тагиле и Усть-Катаве (вагоностроительные заводы), в Миассе и Ижевске (автомобильные заводы). Трудоемкое машиностроение (станкостроение и приборостроение) сосредоточено в городах Екатеринбург, Челябинск, Пермь. В районе также развито сель­скохозяйственное машиностроение (Курган) и тракторострое­ние (Челябинск).

Лесная промышленность в прежние времена обеспечива­ла металлургию древесным углем. В настоящее время на севере района создана современная деревообрабатывающая промыш­ленность. Целлюлозно-бумажные комбинаты есть в Краснокам-ске, Соликамске, Перми, Красновишерске.

Агропромышленный комплекс. Условия для ведения сельского хозяйства неодинаковы в северной, средней и южной части Урала, что зависит от климатических условий и рельефа местности.

На равнинах в Прикамье возделывают озимую рожь, овес, лен. В южной лесостепной и степной зонах выращивают пшени­цу и подсолнечник, в Башкортостане - сахарную свеклу, а в Оренбургской области - можно выращивать даже арбузы. Сель­ское хозяйство южной части Урала имеет зерново-животноводческое направление. Разводят крупный рогатый скот, овец и знаменитых оренбургских коз, В Башкортостане развито пчеловодство.

Топливно-энергетический комплекс Большое значение для Урала имеет нефтедобывающая промышленность, созданная в Башкирии, Пермском крас, Оренбургском области И Удмуртии. Широко известны Туймазинекие, ИшимГшйскис. Арлапские неф­тепромыслы Башкортостана, дающие большую часть добываемой нефти Урала. Почти вся добываемая нефть перерабатываете» ме­стными НПЗ.

Крупное газовое месторождение вОренбургской области поставляет сырье па газоперерабатывающий комплекс. Орен­бургский газ по магистральному газопроводу "Союз" поступает в Центральную Россию и далее в страны Зарубежной Европы.

Угольная промышленность имеет сугубо локальное значе­ние. Добываются бурый уголь в Свердловской (Карпинск) и Че­лябинской (Копейск и Коркино) областях, а также каменный уголь в Пермском крае (К"изеловский бассейн).

Однако имеющихся энергоносителей району не хватает, и большое количество топлива завозится на Урал в основном из Западной Сибири и Казахстана. По производству электроэнергии Уральский район занимает второе место в РФ вслед за Централь­ным экономическим районом. Большая часть электроэнергии производится на тепловых станциях. Крупнейшими из них явля­ются Рефтинская, Ириклинская, Троицкая. Свою долю в произ­водство электроэнергии вносят Камская и Боткинская ГЭС. Дей­ствует Белоярская АЭС.

Транспорт района имеет исключительно важную роль, учитывая транзитное положение Урала. Территория района по­крыта густой сетью железных и автомобильных дорог, линиями электропередачи и трубопроводами.

Внутренние и межрайонные перевозки в большей степени осуществляются по железным дорогам. Магистрали, располо­женные в меридиональном направлении, служат межрайонному сообщению, а в широтном - обеспечивают связи Урала с сосед­ними районами России и странами «ближнего зарубежья». Осо­бенно большое значение имеют дороги, проходящие через Челя­бинск и Екатеринбург.

Река Кама пересекает Уральский экономический район только на северо-западе и обеспечивает перевозки лесных грузов.

Газ из Оренбурга транспортируется по газопроводу "Союз" через Самару, Стерлитамак, Заинек, Новопсков, Ужгород в стра­ны Европы. Протяженность газопровода от Оренбурга до грани­цы бывшего СССР - 2750 км. Через Уральский район проходят все трубопроводы из Западной Сибири.

Эффективность развития Уральского экономического рай­она в будущем связана с необходимостью подъема тяжелой про­мышленности, реконструкции военно-промышленного комплек­са, который был крупнейшим в Росси по масштабам производст­ва, преодоление сырьевой ориентации экономики, приобретенной в результате приспособления к рыночным условиям хозяйствова­ния, а главное - преодоление технической отсталости предпри­ятий машиностроения, обновление технологий, основных фондов в ведущих отраслях хозяйства.

18.3 Территориальная организация хозяйства Ураль­ского экономического района

В Уральском экономическом районе выделяются три

подрайона:

1) Среднеуральский (Свердловская область);

2) Западно-Уральский (Башкортостан, Удмуртия и Перм­ский край);

3) Южно-Уральский (Оренбургская, Курганская и Челя­бинская области).

Среднеуральский - это самый мощный промышленный район Урала. На него приходится более четверти из общего объ­ема промышленной продукции района. Он специализируется на черной и цветной металлургии, тяжелом и энергетическом маши­ностроении, электроэнергетике. Вклад других отраслей в общий объем производства промышленной продукции значительно скромнее. К таким отраслям следует отнести химическую и неф­техимическую, лесную, пищевую и топливную промышленности.

В Западно-Уральском подрайоне производится большая часть промышленной продукции района (более 40 %) и продук­ции сельского хозяйства (почти половина). Здесь выделяются два субъекта РФ: Башкортостан и Пермский край.

В общем объеме промышленной продукции района на до­лю каждого из них приходится одна пятая и соответственно одна седьмая части. На долю Удмуртии приходится одна двадцатая часть. Развитие получили топливная, энергетическая, химическая и нефтехимическая промышленности, машиностроение. На Баш­кортостан приходится наибольшая доля продукции сельского хо­зяйства всех субъектов района (более четверти).

Южно-Уральский подрайон дает примерно одну треть промышленной продукции района и столько же продукции сель­ского хозяйства. В производстве промышленной продукции осо­бенно выделяется Челябинская область, М долю которой прихо­дится одна пятая часть всей продукции района. Наибольшее раз­витие в районе получили топливная и энергетическая промыш­ленность, черная металлургия, машиностроение. Заметна роль в развитии черной металлургии Челябинской области. В общем объеме промышленной продукции своей области доля этой от­расли составляет более 40 % . На территории Оренбургской об­ласти сформировал крупный территориально-производственный газопромышленпый комплекс (ТПК). Каждым из трех субъектов подрайона сельскохозяйственной продукции производится при­мерно одинаково.

Новое на сайте

>

Самое популярное