Домой Кредиты онлайн Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики. Старт в науке

Цели и функции государственного регулирования рыночной экономики. Старт в науке

Цель - то, что желательно осуществить, финальный результат. Цель - отвечает на вопрос «Чего нужно достигнуть?», а задача - на вопрос «Какими действиями этого можно достигнуть?».

Экономические цели государства :

ликвидация нищеты, повышение благосостояния и качества жизни населения;

обеспечение устойчивых темпов экономического роста;

усиление позиций в мире;

улучшение экологической ситуации.

Функции государства - это основные направления деятельности государства, направленные на реализацию стоящих перед государством задач.

Экономические функции государства :

формирование эффективной экономической политики;

регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики;

создание условий для конкуренции и ограничение естественных монополий;

защита и охрана всех видов собственности;

обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

помощь беднейшим слоям населения;

регулирование трудовых отношений;

охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

контроль за внешней торговлей, защита экономических интересов страны, сотрудничество в экономической сфере с другими государствами;

регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

размещение заказов, необходимых для функционирования государства;

сбор информации об экономической ситуации в стране.

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болезни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмотрено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждающие ваш ответ.

В данном задании не требуется разбирать дело по существу, а только обосновать выбор отрасли права.

Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права . Они закреплены в Гражданском кодексе РФ и нормативных правовых актах.

Гражданское законодательство регулирует договорные и иные обязательства, … отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием (ст.2 ГК РФ)

В предложенной ситуации гражданка К. заключила договор об оказании услуг. За обучение гражданка К. внесла определенную плату, следовательно, курсы иностранного языка являются предпринимательской деятельностью.

…гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему; (ст.8 ГК РФ)


Если основанием для изменения или расторжения договора послужило существенное нарушение договора одной из сторон, другая сторона вправе требовать возмещения убытков, причиненных изменением или расторжением договора (ст.453 ГК РФ).

Требование об изменении или о расторжении договора может быть заявлено стороной в суд только после получения отказа другой стороны на предложение изменить или расторгнуть договор либо неполучения ответа в срок, указанный в предложении или установленный законом либо договором, а при его отсутствии - в тридцатидневный срок (ст.452 ГК РФ).

Курсы иностранного языка не выполнили взятые на себя обязательства. Это позволяет гражданке К. требовать возврата части стоимости обучения, а в случае отказа обращаться в суд.

При расторжении договора вследствие существенно изменившихся обстоятельств суд по требованию любой из сторон определяет последствия расторжения договора, исходя из необходимости справедливого распределения между сторонами расходов, понесенных ими в связи с исполнением этого договора (ст.451 ГК РФ).

Поскольку занятия не состоялись по уважительной причине (болезни педагога), это может быть признано изменением обстоятельств и будет возвращена не вся сумма.

В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переделаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», - говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Есть мнение, что древние греки и римляне считали труд уделом рабов. В этом видят одну из причин упадка этих цивилизаций.

У древнегреческого бога смерти Та́натоса было три друга-спутника: Старость, Болезнь и Труд.

Царь Соломо́н (древний Израиль, 965–928 до н. э.), прославившийся своей мудростью, считал труд основой благополучия: «Доко́ле ты, ленивец, будешь спать?… Немного поспишь, немного подремлешь, немного, сложив руки, полежишь: и придёт, как прохожий, бедность твоя, и нужда твоя, как разбойник.» 1

Притом он утверждал, что не богатство, а труд приносит человеку счастье: «Вот еще, что я нашел доброго и приятного: есть и пить и наслаждаться добром во всех трудах своих, какими кто трудится под солнцем во все дни жизни своей…» 2

Русские пословицы о труде:
Без труда не вынешь рыбку из пруда.
Делу время, потехе час.

Лев Толстой приводит народную мудрость: «если один человек живет не работая, то где-нибудь какой-нибудь человек от этого умирает с голоду.» 3

Толстой считал физический труд важнейшим условием духовного развития личности. Будучи графом, владельцем имения, Толстой выходил с крестьянами на полевые работы.

Еще один «властитель дум» русского общества, Николай Гаврилович Чернышевский, в своем романе «Что делать» утверждал, что спортивные упражнения совершенствуют мускулатуру, но выработать настоящую силу позволяет только физический труд. Современная наука также подчеркивает важную роль для здоровья физической работы на свежем воздухе.

Подводим итог: работа - важнейшее условие достатка и душевного покоя. Безделье, праздность, жизнь за чужой счет развращают человека, не позволяют ему расти духовно. Но не нужно и впадать в крайность, чтобы труд подчинял себе человека, становился единственным интересом в жизни.

Вспоминается рассказ в газете, как мать выбивалась из сил, воспитывая дочь, работала уборщицей без отдыха ради ее обеспечения, а дочь выросла моральным уродом. Этот случай заставляет задуматься, что одна лишь работа не дает всего необходимого. Чтобы воспитать ребенка полноценной личностью, нужно самому работать над своим развитием.

Важно уделять достаточно времени отдыху, общению, искусству, повышению своего образования, помогать окружающим. Только в этом случае человек будет гармонично развитой личностью.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, яв­ляются:

Повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

Обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

Усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной
конкурентоспособности России и ее регионов;

Развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной
мобильности населения;

Улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ванности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

Формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход
экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвра­щения экономических кризисов;

Регулирование кредитно-денежной системы страны;

Развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий
монополизма;

Защита и охрана всех видов собственности;

Формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение
судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

Помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

Регулирование трудовых отношений в стране;

Охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

Контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­мику;

Регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

Размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации
функций государства;

Сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

Увеличение объемов производства материальных благ;

Обеспечение более высокого уровня жизни;

Стабильный уровень цен;

Справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;

Перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

Организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на
равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;

Охрана окружающей среды.

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.


2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез­
ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот­
рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила
вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут
основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю­
щие ваш ответ.

Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они за­креплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других норматив­ных правовых актах.

Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного языка, по условиям которого должна была прой­ти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определен­ную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны - гражданка К. и организаторы курсов - были свободны в установлении своих прав и обязанностей на ос­нове договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий дого­вора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.

Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регули­рующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлени­ем в суд.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде­
лаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», - говорила мама.
А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный
разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы
вы обосновали свою позицию?

Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой дея­тельности создается экономическая основа общества.

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Все­общей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительно­му и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудо­вой деятельностью.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, туне­ядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:

«Трудолюбие - душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь де­лать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).

«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Пи­сарев).


БИЛЕТ № 25

Мышление и речь.

Человек отличается от животных прежде всего способностью рассуждать и мыслить, то есть наличием своего внутреннего духовного мира. Только человек может размышлять о своем прошлом, критически оценивая его, и думать о буду­щем, мечтая и строя планы. Мышление - это высшая ступень человеческого по­знания, осознания таких сторон и свойств мира, которые не могут быть непосред­ственно восприняты человеком. Благодаря мышлению человек не просто приспосабливается к природе, как животное, но и преобразует окружающий мир. Используя то, что ему дает природа, а также опыт и знания предыдущих поколе­ний, человек создает новые предметы с теми характеристиками, какие ему нужны. Делает он это с помощью разных видов деятельности (интеллектуальной, произ­водственной, художественной и т.д.).

Мышление осуществляется в форме понятий, суждений и умозаключений.

Понятие - это форма мышления, отражающая общие закономерные связи, сто­роны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях. Понятия выра­жаются в языковой форме в виде слов или словосочетаний (например, государство, железо, политический режим и др.).

Суждение - это форма мысли, в которой через связь понятий утверждается или отрицается что-либо. Оно выражается повествовательным предложением, ко­торое может быть либо истинным, либо ложным. Например: «Все реки впадают в Балтийское море»; «Москва - столица России».

Умозаключение - это форма мысли в виде рассуждения, в ходе которого из од­ного или нескольких суждений, именуемых посылками, выводится новое суждение, которое называется заключением, или следствием.

Логическая деятельность мышления осуществляется в многообразных формах:

индукции, то есть перехода от единичных фактов к общим положениям;

дедукции, то есть вывода от общего к частному;

анализа и синтеза, то есть процессов мысленного разложения целого на со­
ставные части и воссоединения целого из частей;

В создании гипотез, теорий и т.д.

Речь - это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка, существенный элемент человеческой деятельности, позволяющий человеку познавать окружающий мир, передавать свои знания и опыт другим людям, акку­мулировать их для передачи последующим поколениям.

С древности и до настоящего времени психология обсуждает проблему о связях мысли со словом. В качестве единицы связей между мышлением и речью является слово, представляющее собой единство звука (речь) и значения (мышление).

Первоначальная функция речи - коммуникативная. Исходя из этого, значение слова нужно рассматривать не только как единство мышления и речи, но и как единство мышления и коммуникации.

Процесс речи предполагает, с одной стороны, формирование и формулирование мыслей языковыми (речевыми) средствами, а с другой стороны, восприятие языко­вых конструкций и их понимание. Речь тесно связана со всеми психическими про­цессами человека. Лингвистическая сторона речевого поведения человека изучается психолингвистикой.

В зависимости от формы общения, речевая деятельность делится на устную (подразумевающую говорение и слушание) и письменную (письмо и чтение).

2. В 90-е гг. доход африканских стран, расположенных к югу от Сахары,
снизился по сравнению с концом 70-х гг. Об обострении какой глобальной
проблемы свидетельствует этот факт? Какие другие глобальные проблемы
существуют в мире?

Этот факт свидетельствует об обострении проблемы «Север-Юг» - именно так называют рост экономического отставания стран третьего мира от ведущих го­сударств Запада. Как правило, отставание связано с тяжелой демографической си­туацией в этих странах, а именно быстрым увеличением населения, что резко обо­стряет все проблемы и прежде всего проблему продовольствия.

В истории экономической науки было сформулировано несколько причин сла­бого экономического развития:

1) темпы роста населения выше темпов экономического роста. Эту причину
сформулировал английский экономист Томас Мальтус (1766-1834), но она не­
сколько раз подвергалась критике и не всегда соответствовала действительно­сти;

2) политическая нестабильность прямо отражается на инвестиционном процессе и
значительно замедляет или даже приостанавливает экономический рост;

3) неверная ошибочная экономическая политика правительства (неразумная нало­говая политика и др.);

4) географические, исторические и культурные особенности страны (например,
недостаток земель, пригодных для сельскохозяйственного использования.
Глобальными проблемами современности принято считать те проблемы, решение

которых возможно лишь в глобальном, т.е. мировом масштабе. От их решения зависят перспективы развития человечества. К числу глобальных проблем относятся пробле­мы экологии, здравоохранения, войны и мира, международного терроризма, возоб­новляемое™ энергетических ресурсов, продовольственная, сырьевая, демографиче­ская проблемы, преодоление отсталости стран и народов, освоение Космоса и мирового океана, обеспечение достойного будущего человечества и т.д.

3. Вам исполнилось 16 лет, и вы решили устроиться на работу. Каковы
ваши дальнейшие действия? Как найти подходящую работу? Какую вы
предложите информацию о себе будущему работодателю, чтобы получить же­лаемое место работы?

Для более успешного поиска работы необходимо правильно составить резюме. Резюме - это характеристика человека, составленная им самим, представляемая в организацию при поиске работы. Единой стандартной формы резюме не сущест­вует. Оно, как правило, составляется на одной странице в произвольной форме и содержит следующую информацию:

1) фамилия, имя, отчество,

2) год рождения,

3) контактные телефоны,

4) на какую работу рассчитываете,

5) образование,

6) есть ли опыт работы,

7) дополнительное образование (курсы, тренинги и др.),

8) какие дополнительные навыки имеются (умение владеть персональным компью­тером, степень владения иностранными языками и др.),

9) желательно указать несколько своих личностных черт, которые помогают дос­тигать нужных результатов в работе.


БИЛЕТ № 26


Похожая информация.


Реализуя экономические функции, государство действует как агент рыночной организации общества. Целью государства является рост благосостояния населения страны на основе ее экономического развития.

Эта цель достигается за счет созданий условий для эффективной деятельности экономических агентов страны. Реализуя экономические функций государство должно стремиться получить Косвенный доход, который выражается в повышении деловой активности в стране, повышении конкурентоспособности предприятий страны, в росте благосостояния народа, в повышении обороноспособности страны, в стабильности социального климата и т.д.

Роль и место государственного сектора в экономике страны, теоретически обосновал английский экономист Колин Кларк. Он писал, что вмешательство государства в экономику страны приводит к перераспределению ресурсов из более производительных отраслей в менее производительные. Это способствует сокращению численности конкурентов в отрасли, а конкурентная борьба из качественной области, -- повышение эффективности производства, переходит в количественную.

Увеличение объемов производства обуславливает концентрацию производства и монополизации отрасли. Монополизация замедляет темп НТП в отрасли, ведет к росту непроизводственных расходов и цен.

Следовательно, если государство и вмешивается в экономику страны, то это должно происходить в менее производительных, низкоприбыльных, капиталоемких отраслях. Такими отраслями являются инфраструктурные отрасли, к которым относятся: строительство шоссейных и железных дорог, мостов, каналов, морских портов и аэропортов, а также связь, водоснабжение и канализация, здравоохранение и образование.

(из интернета) Цели государственного регулирования экономики:

Основная цель - повышение благосостояния (уровня жизни) народа.

Цели вторичного порядка: рост темпов развития экономики (рост ВВП); обеспечение полной занятостирыночном понимании) населения; обеспечение стабильности цен или борьба с инфляцией; обеспечение внешнеэкономического равновесия (платежеспособности страны).

Задачи: обеспечение эффективности; стабильности и социальной справедливости. В каждый конкретный момент выбирается наиболее предпочтительные задачи.

Все реально функционирующие экономические системы - это системы «смешанные»; повсюду правительство и рыночная система делят между собой функцию нахождения ответа на центральные вопросы экономики:

  • 1. Что и сколько следует производить? В каком объеме или какую часть имеющихся ресурсов нужно занять или использовать в производственном процессе?
  • 2. Как эту продукцию следует производить? Как должно быть организовано производство? Какие фирмы должны осуществлять производство и какую применять технологию?
  • 3. Кто должен получать эту продукцию, как она должна распределяться между индивидуальными потребителями?

Некоторые экономические задачи государства имеют целью поддержать и облегчать функционирование рыночной системы :

  • 1. Обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной экономики.
  • 2. Защита конкуренции.
  • 3. Перераспределение доходов и богатства.
  • 4. Корректирование распределения ресурсов с целью изменения структуры национального продукта.
  • 5. Стабилизация экономики, контроль за уровнем занятости и инфляции, стимулирование экономического роста.

Существующая система государственного регулирования экономики в условиях рынка сложилась в результате долгой эволюции и представляет собой некую совокупность методов, средств и форм. Мировая практика показала, что структуры государственного регулирования довольно многообразны. В каждой стране они имеют особенности, отражающие как национальное своеобразие, так и конкретные задачи данного этапа развития. Однако можно выделить общие цели, присущие механизму государственного регулирования большинства развитых стран.

Какие же цели преследует государственное регулирование экономики? От экономического развития страны зависят благополучие людей, судьба нации, судьба самого государства. Мера экономического успеха определяет, будет ли страна лидировать, укрепляя свои позиции на мировом рынке, повышая благосостояние населения, или она все более начнет отставать. Помимо чисто экономических проблем перед любым обществом стоят и проблемы социальные: как помочь бедным и инвалидам, что нужно сделать для социальной гармонии и стабильности. Ни один народ в мире не изолирован от другого, при этом взаимосвязь между нациями и национальными экономиками усиливается, возникают проблемы внешнеторговых связей, движения ресурсов через границы, таможенных пошлин и валютных курсов. Но нельзя решить все эти вопросы, если государство будет равнодушно к мере экономического успеха. В конечном итоге целевые установки в экономической деятельности государства выражаются в осуществлении принципов эффективности, равенства и стабильности экономического и социального развития общества. Реализация этих принципов предполагает создание условий для производства все большего количества товаров и услуг на постоянно изменяющейся технологической основе, минимизацию затрат при использовании ограниченных производственных ресурсов, укрепление своих позиций на мировом рынке, создание рабочих мест для всех, кто может и желает работать. Это предполагает и экономическую свободу для всех видов хозяйственной деятельности, потребителей и продавцов на рынке, для того чтобы они имели свободу выбора. Весьма важна и социальная поддержка со стороны государства малоимущих, инвалидов, пенсионеров, безработных, многодетных семей и других категорий населения.

Функции государства в регулировании экономики

Достижение целей хозяйственной жизни той или иной страны реализуется через функции государства. Эти функции довольно многообразны, но наиболее существенными, на наш взгляд, являются следующие.

  • 1. Разработка и утверждение правовых основ экономики. Государство в лице своих парламентских и правительственных структур определяет "правила игры" предприятий и населения на рынке. Хозяйственное законодательство в странах Запада исходит из принципа "все разрешено, что не запрещено", предоставляя, таким образом, предпринимателям широкое поле деятельности. По то, что разрешено, регламентируется четко отработанным законодательством. В России хозяйственное законодательство, адекватное рынку, еще окончательно не сформировалось, и это существенно сдерживает формирование рыночных отношений, тормозит экономическое развитие.
  • 2. Определение приоритетов макроэкономического развития. Государство должно определить, что важно для нации сегодня, сколько это потребует ресурсов, как быстро они дадут отдачу, каковы социальные, экологические, мирохозяйственные последствия наших действий. К сожалению, в России деятельность политиков и высшей администрации нацелена на краткосрочные результаты, и политические соображения оказывают значительное влияние на принимаемые решения. Эффективность и производительность низведены до второстепенной роли.
  • 3. Реализация социальных ценностей. Любые наши законы, результаты хозяйственной деятельности имеют смысл лишь в том случае, если они направлены на процветание нации. Прежде всего это касается здравоохранения, культуры, высшего образования. Если в отдельных странах, например в Японии, индустриализация и компьютеризация вызвали потребность во всеобщем высшем образовании, то в России переход к ранней стадии капитализма разрушает многие социальные достижения 1960-1980-х гг.
  • 4. Регулирование экономической деятельности для достижения поставленных задач и реализации социальных ценностей. Но это регулирование не должно подменять рынка, иначе оно превращается в администрирование. Главным определяющим фактором здесь является регулирование совокупного спроса и совокупного предложения для поддержания функционирования рыночного механизма.
  • 5. Позитивное решение глобальных проблем, и прежде всего экологических.

Экономическими целями, стоящими перед государством на современном этапе, яв­ляются:

    повышение благосостояния и качества жизни населения в России;

    обеспечение устойчивых темпов качественного экономического роста;

    усиление конкурентных позиций России и ее регионов в мире, обеспечение глобальной конкурентоспособности России и ее регионов;

    развитие человеческого капитала, повышение пространственной и квалификационной мобильности населения;

    улучшение экологической ситуации в регионах Российской Федерации для сбалансиро­ ванности экономического развития.

К важнейшим экономическим функциям государства относятся:

    формирование эффективной экономической политики государства, воздействие на ход экономических процессов в стране с целью роста благосостояния граждан и предотвра­ щения экономических кризисов;

    регулирование кредитно-денежной системы страны;

    развитие и защита механизма конкуренции и предотвращение негативных последствий монополизма;

    защита и охрана всех видов собственности;

    формирование законодательной основы экономической деятельности и обеспечение судебной защиты имущественных интересов граждан и юридических лиц;

    помощь беднейшим слоям населения и предотвращение перерастания проблемы бедно­ сти в социальное бедствие и причину политических конфликтов;

    регулирование трудовых отношений в стране;

    охрана интересов потребителей и контроль за качеством товаров и услуг;

    контроль за сферой внешней торговли, защита экономических интересов страны в меж­ дународных отношениях, обеспечение успешной интеграции страны в мировую эконо­ мику;

    регулирование использования природных ресурсов и охрана окружающей среды;

    размещение заказов, приобретение товаров и услуг, необходимых для реализации функций государства;

    сбор и распространение информации об экономическом развитии страны.

Главные экономические задачи, которые вынуждены сегодня решать большинство стран, состоят в достижении следующих экономических целей:

    увеличение объемов производства материальных благ;

    обеспечение более высокого уровня жизни;

    табильный уровень цен;

    справедливое перераспределение доходов граждан и хозяйственных объединений;

    перераспределение ресурсов страны в интересах общества в целом;

    организация производства общественных услуг, предоставляемых государством на равных началах всем гражданам, включая социально незащищенные категории;

    охрана окружающей среды.

Справиться с указанными задачами государству помогают различные методы и прежде всего механизм налогообложения.

2. Гражданка К. оплатила обучение на курсах иностранного языка, но из-за болез­ ни педагога занятий было проведено значительно меньше, чем это было предусмот­ рено по учебному плану, и программа курса не была пройдена. Гражданка К. решила вернуть свои деньги и подала заявление в суд. Нормы какой отрасли права станут основанием при рассмотрении дела в суде? Приведите два аргумента, подтверждаю­ щие ваш ответ.

Основанием для рассмотрения дела в суде будут нормы гражданского права. Они за­креплены в Гражданском кодексе РФ и принятых в соответствии с ним других норматив­ных правовых актах.

Из условий задачи следует, что гражданка К. заключила договор возмездного оказания услуг с организатором курсов иностранного язьпса, по условиям которого должна была прой­ти обучение по конкретному учебному плану. За обучение гражданка К. внесла определен­ную плату. Поскольку перед заключением указанного договора обе стороны - гражданка К. и организаторы курсов - были свободны в установлении своих прав и обязанностей на ос­нове договора и в определении любых, не противоречащих законодательству, условий дого­вора, следует признать, что в данном случае была соблюдена предусмотренная п. 2 ст. 1 и п. 1 ст. 421 ГК РФ свобода договора.

Участники возникшего правоотношения равны между собой, приобрели и осуществляли свои гражданские права по договору возмездного оказания услуг и в своем интересе. Более того, посчитав свои права нарушенными, гражданка К. в соответствии с нормами, регули­рующими защиту гражданских прав, восстанавливает их, обратившись с исковым заявлени­ем в суд.

3. В одной семье возник спор о том, как относиться к работе. «Всех дел не переде­ лаешь», - утверждал папа. «Без дела жить - только небо коптить», - говорила мама. А дочка посмеивалась: «Белые ручки чужие труды любят». Представьте подобный разговор в вашей семье. Что бы сказали о своем отношении к труду вы сами? Как бы вы обосновали свою позицию?

Под понятием труд принято понимать осознанную, целенаправленную деятельность по производству материальных и нематериальных благ. Именно в процессе трудовой дея­тельности создается экономическая основа общества.

Свобода труда провозглашена в ч. 1 ст. 37 Конституции РФ в соответствии со ст. 23 Все­общей декларации прав человека. Свобода труда означает, что только самим гражданам при­надлежит исключительное право распоряжаться своими способностями к производительно­му и творческому труду. Реализуя это право, гражданин может выбирать тот или иной род занятий и деятельности. Он вправе, например, самостоятельно обеспечивать себя работой в качестве предпринимателя, фермера, члена кооператива, заниматься индивидуальной трудо­вой деятельностью.

Право на труд относится к основным правам и свободам человека. При этом важную роль играют такие нравственные качества человека, как трудолюбие либо, наоборот, туне­ядство. Обратимся к высказываниям мыслителей прошлого:

«Трудолюбие - душа всякого дела и залог благосостояния» (Ч. Диккенс).

«Работа избавляет нас от трех великих зол: скуки, порока, нужды» (Вольтер).

«Если ты что-нибудь делаешь, делай это хорошо. Если же ты не можешь или не хочешь де­лать хорошо, лучше совсем не делай» (Л. Толстой).

«Труд есть единственный источник богатства; богатство, добываемое трудом, есть единственное лекарство против страданий бедности и против пороков праздности» (Д. Пи­ сарев).

Новое на сайте

>

Самое популярное