Домой Кредиты онлайн Музей Бродского «Полторы комнаты» накануне открытия. Полторы комнаты бродского превращаются в полторы квартиры

Музей Бродского «Полторы комнаты» накануне открытия. Полторы комнаты бродского превращаются в полторы квартиры

В Санкт-Петербурге более двухсот музеев. Но, как ни странно, среди них до сих пор нет мемориального музея Иосифа Бродского - несмотря на то, что Бродский - почетный гражданин Санкт-Петербурга, последний на сегодняшний день лауреат Нобелевской премии из российских литераторов, да и просто один из величайших отечественных поэтов. До сегодняшнего дня о Бродском в Петербурге напоминала только экспозиция "Американский кабинет Иосифа Бродского" при музее Ахматовой в Фонтанном доме , да скромная мемориальная табличка на Доме Мурузи , где поэт провел большую часть "советского" отрезка своей жизни. Но в 2012 году ситуация, похоже, изменится, и в Петербурге вот-вот откроется настоящий музей-квартира Бродского.

Дом №24/27 на перекрестке Литейного и Пестеля помнит многих литературных знаменитостей. Здесь жил Николай Лесков, здесь находилась квартира Дмитрия Мережковского и Зинаиды Гиппиус, где перебывала вся литературная богема "серебряного века", здесь в начале двадцатых Гумилев открыл Союз Поэтов, гостями которого были Блок, Ахматова и большинство петербургских поэтов того времени. А в 1955-м в Доме Мурузи поселился с родителями 15-летний Бродский - и жил здесь вплоть до своей вынужденной эмиграции в 1972-м. "Полторы комнаты", в которых жил поэт, неоднократно упоминались в его стихах и прозе - поэтому несомненно, что музей должен быть открыт именно в них.

Работа над созданием музея началась еще в конце девяностых, когда Д.С. Лихачев, Д А. Гранин, М.Б. Пиотровский, Г.П. Вишневская, М.Л. Ростропович, А.П. Петров, лауреаты Нобелевской премии Ч. Милош, В. Шимборска. Д. Уолкотт и многие другие видные деятелей
российской и зарубежной культуры обратились к губернатору Петербурга с
письмом, в котором просили помочь в создании музея. Тогдашний губернатор хоть и ответил положительно, по факту ничего не сделал для создания музея. Впрочем, Фонду создания музея на спонсорские деньги все-таки удалось выкупить четыре из пяти комнат коммунальной квартиры, в которой жил поэт; сейчас там почти закончен капитальный ремонт. Проблема остается лишь в одной (правда, самой большой) комнате, хозяйка которой категорически отказывается ее продавать - без этой комнаты невозможно перевести квартиру в нежилое помещение и, соответственно, открыть там музей. Тем временем в остальных комнатах уже воссоздаются интерьеры, которые были здесь при Бродском. Результаты можно увидеть в фотоальбоме над статьей.

Фонду катастрофически не хватает денег на воссоздание музея, поэтому он принимает добровольные пожертвования от всех поклонников поэта (внести пожертвование можно на официальном сайте фонда и музея). По большому счету, музей Иосифа Бродского будет первым в России музеем, созданным на общественные средства.

Журналистам сегодня впервые показали музей-квартиру Иосифа Бродского в доме Мурузи на Литейном проспекте, 24 . Простые смертные смогут посетить «Полторы комнаты» 24 мая - в день 75-летия нобелевского лауреата. Затем музей вновь закроют на неопределённый срок.

В коммунальную квартиру № 28 на втором этаже дома Мурузи семья Бродских въехала в 1955 году. Из этого дома в марте 1964 года Бродский отправился в ссылку в Архангельскую область - его приговорили к пяти годам за тунеядство. Вернулся домой уже в 1965-м, впрочем. 4 июня 1972 года лишённый советского гражданства поэт навсегда покинул дом Мурузи и эмигрировал через Австрию в США. Его родителям не разрешили приехать к нему, а ему самому - даже вернуться на похороны родителей.






Музей Бродского в Петербурге пытаются создать последние 16 лет (в итоге первый в мире музей Иосифа Александровича открыли не в Северной столице, а в ). Четыре комнаты из пяти в 28-й квартире на Литейном выкупили - но последнюю её хозяйка Нина Фёдорова не соглашалась продать ни в какую. В итоге приняли решение: отгородить соседку от музея. Собственно, этим во многом и занимались последние месяцы рабочие. Решение отгородиться - болезненное для музея Ахматовой, который курирует «Полторы комнаты»: исторический вход - с улицы Пестеля - для посетителей музея Бродского теперь потерян. Заходить придётся с улицы Короленко.






24 мая музей Иосифа Бродского откроют в 14:00. До 15:00 - экскурсия для чиновников, после этого (до 22:00) в «Полторы комнаты» смогут попасть все желающие. Скорее всего, придётся отстоять большую очередь. Пускать будут группами по 15 человек, с интервалом в 15 минут. «Зайти, поклониться тени, посмотреть в окна, увидеть фотографии, послушать голос и уйти», - так описала эти 15 минут в The Village директор Музея Ахматовой Нина Попова. Подлинных вещей, принадлежавших Бродскому, его рукописей не будет: их нельзя держать в помещении, где обнаружили . Оригинальные экспонаты заменит инсталляция.

С 14:30 до 22:00 на Преображенской площади, рядом с домом Мурузи, будет работать киноплощадка, на которой нон-стоп будут демонстрироваться фильмы о Бродском, и поэтическая площадка с открытым микрофоном.






Вечером в воскресенье «Полторы комнаты» закроют на новый этап ремонта. Сколько он продлится и когда музей Бродского начнёт работать в полноценном режиме, сейчас неизвестно. По подсчётам музея Ахматовой, для того чтобы выкупить квартиру на первом этаже, под «Полутора комнатами», а также завершить ремонт, нужно не менее 41 миллиона рублей. Инвесторов пока нет. Ранее речь шла о том, что музей Бродского откроют в конце 2015 года. Недавно на вопрос о дате Нина Попова ответила так: «Может быть, через год. Сегодня у меня настроение достаточно пессимистическое».

Фотографии: Дима Цыренщиков

И.И. Бродский – художник и учитель

Исаак Израилевич Бродский – российский художник и педагог, яркий представитель школы ленинградского живописного портрета. Работая в историко-революционном жанре, он создал широкую палитру образов советских государственных и военных деятелей. С 1934 года руководил Всероссийской Академией художеств.

Историческое здание

Музей И.И. Бродского расположен в историческом здании, памятнике архитектуры. Старинный особняк, как и весь ансамбль площади Искусств, на которой он находится, был спроектирован известным итальянским зодчим Карлом Росси. Построен в 1822 г. как дом губернатора Санкт-Петербурга П.В. Голенищева-Кутузова. С 1833 г. здание принадлежало супруге Н.М. Карамзина. В это время здесь проживали графы Виельгорские, в квартире которых образовался известный литературно-музыкальный салон. В числе его знаменитых посетителей были А.С. Пушкин и М.Ю. Лермонтов.

Возникновение музея И.И. Бродского

И.И. Бродский занимал квартиру в доме в последние 15 лет жизни до 1939 г. Он возродил традиции музыкальных вечеров прошлого столетия, часто устраивая у себя импровизированные концерты. Музей был основан сразу после смерти художника, но открытие его состоялось спустя 10 лет, в 1949 году.

И. И. Бродский собрал уникальную коллекцию произведений русских художников, в которой наиболее полно представлено творчество:

  • И.Е. Репина;
  • В.И. Сурикова;
  • Б.М. Кустодиева;
  • Ф.А. Малявина;
  • В.А. Серова.

В годы господства в стране эпохи соцреализма, И.И. Бродский понимал и старался поддерживать талантливые течения в живописи, не вписывающиеся в официозную идеологию. Его коллекция стала одной из немногих, в которой присутствовали работы представителей авангарда, в частности Марка Шагала.

Экспозиция и события музея

В знаменитом доме на площади Искусств гармонично переплелись различные виды творчества - архитектура, живопись, скульптура и музыка. Основу экспозиции музея составляют шедевры великих мастеров и полотна самого И.И. Бродского. Сотрудниками музея И.И. Бродского воссоздана реальная историческая атмосфера жизни творческой интеллигенции 1920-30-х годов.

Хорошо сохранившиеся экспонаты мемориальной обстановки – предметы мебели, книги и фотографии с автографами известных личностей создают особую интимную ауру помещения. В этой уютной домашней атмосфере творения искусства как нельзя более приближены к зрителю.

Музей продолжает салонные традиции XIX века, сложившиеся в знаменитом доме. В музейной зале, имеющей великолепную акустику, и сегодня проводятся концерты классической музыки.

В непосредственной близости от площади Искусств находится еще одна знаменитая площадь Санкт-Петербурга – Манежная, статью о которой вы можете прочитать на нашем сайте.

Сделан решительный шаг на пути создания музея Иосифа Бродского: выкуплена квартира, соседняя с мемориальной, что дает возможность открыть музей

Дом Мурузи на Литейном проспекте, где жил Иосиф Бродский. Фото: Наталья Шкуренок

История создания музея Бродского в Петербурге растянулась уже почти на два десятилетия. О его скором открытии было громко в 2015 году, накануне 75-летия поэта. Но до сих пор квартира и «полторы комнаты» семьи Бродского стоят закрытыми от посетителей, без музейной концепции и перспектив реальной жизни. Выкуп соседней квартиры, похоже, позволит превратить мечту в реальность.

По-соседски

«Это место для офиса, гардероба, технических служб, — Максим Левченко, новый владелец квартиры в доме 24 по Литейному проспекту, в знаменитом доме Мурузи, показывает свое приобретение гостям. — Остальное пространство должно быть легко конвертируемым: сегодня здесь устроили выставку, завтра — лекцию, инсталляцию, театральный спектакль. Мы хотим создать правильную среду, куда будут приходить те, кому наша деятельность реально интересна».

Фасады дома Мурузи, где поэт прожил почти 20 лет до эмиграции в 1972 году, идут по Литейному проспекту, поворачивают на улицу Пестеля в сторону Преображенского собора и делают еще один поворот — на улицу Короленко. Окна квартиры на втором этаже, где находятся «полторы комнаты» Бродского, выходят на улицу Пестеля и на угол Пестеля и Короленко. Квартира, купленная Максимом Левченко, управляющим партнером девелоперской компании FortGroup, примыкает к ней со стороны улицы Короленко. Прежние владельцы квартиры Максим и Карина Малышевы сохранили историческую планировку пространства, в том числе анфиладу комнат, идущую вдоль фасада.

Покупка обошлась Левченко почти в 36 млн руб., всего он готов вложить в проект не меньше $1 млн. Супруги Малышевы, организаторы общественных проектов «Архпароход» и «Плутон», вошли в состав попечительского совета будущего музея Бродского.

Ловушка для поэта

Квартира Иосифа Бродского — на втором этаже. Фото: Наталья Шкуренок

Еще в 1999 году Фонд музея Бродского, председателем совета учредителей которого является Михаил Мильчик, известный петербургский историк архитектуры и друг поэта, начал при поддержке спонсоров выкупать комнаты в бывшей коммуналке. К 2012 году фонд выкупил четыре из пяти комнат, владелица самой большой, бывшая соседка семьи Бродских Нина Васильевна Федорова, наотрез отказалась продавать свою. В 2014 году Василий Кичеджи, тогдашний вице-губернатор Петербурга, публично объявил, что собраны деньги для отделения комнаты госпожи Федоровой от остальной квартиры и что к юбилею поэта его музей будет открыт.

Но все планы пошли прахом. И не только из-за упорства Нины Федоровой. Квартира Бродского оказалась настоящей ловушкой. По закону, чтобы сделать в ней музей, ее нужно перевести в нежилой фонд, а для этого все помещения под ней тоже должны быть нежилыми. Но на первом этаже расположена жилая квартира, владелец которой отказался обсуждать ее продажу. Кроме того, будущий музей, по требованию Минкультуры РФ, обязан иметь два входа-выхода, один из которых должен быть отдельным — им не могут пользоваться остальные жильцы дома. В квартире, где жил Бродский, есть два входа-выхода: один на черную лестницу, но на нее выходят двери других квартир, второй парадный, но его двери выходят на общую лестницу дома. Круг замкнулся.

Все эти годы квартира и ее «полторы комнаты» стоят пустыми, отдельных посетителей сюда пускают по особой договоренности с руководством Фонда музея Бродского. Перспектив у музея поэта не было никаких, пока Максим Левченко не купил соседнюю квартиру. Она имеет общую стену с мемориальной квартирой, в ней есть два отдельных входа-выхода, на первом этаже под ней находится кальянная, то есть нежилое помещение.

Чтобы объединить обе квартиры, достаточно пробить стену между ними. Это позволит сделать в новой квартире гардероб, помещение для охраны и другие технические службы, необходимые музею. Хотя для объединения необходимо решить немало юридических проблем, в том числе с охранными ведомствами: дом — памятник архитектуры, получить разрешение на перепланировку будет непросто. Но, похоже, это Максима Левченко не пугает.

Стены, которые объединяют

Максим Левченко планирует в ближайшее время организовать в купленной квартире общественное культурное пространство, где будут проходить лекции, встречи, выставки, научные конференции, концерты. Но он не скрывает и своего желания объединить в будущем обе квартиры — мемориальную и только что приобретенную. Он уже не раз публично заявил, что в его планах — совместные выставки с Музеем Ахматовой, в фондах которого хранится большое число подлинных вещей, принадлежавших Иосифу Бродскому, переданных сюда его вдовой и Фондом Бродского. Хранятся в Музее Ахматовой и многие вещи Бродского, принадлежавшие раньше петербургским друзьям поэта.

«Частная инициатива — единственная реальная возможность сделать музей Бродского, — уверена Нина Попова, директор Музея Ахматовой. — И мы готовы сотрудничать, тем более что с прошлого года Минкульт разрешил передавать на временное экспонирование предметы из государственного музейного фонда в частные музеи. Конечно, если это будут наши совместные выставочные проекты, которые мы вместе обсудим и которые совпадут с нашим представлением о замысле и воплощении».

Михаил Мильчик, председатель совета учредителей Фонда создания музея Иосифа Бродского, владеющего комнатами в мемориальной квартире поэта, рассказал корреспонденту TANR, что, по его мнению, создать музейное пространство в новой квартире можно и нужно и что он уже обсуждал с Левченко различные планы.

«Пока музей в мемориальной квартире создать нельзя, — считает Мильчик. — Это вопрос не ближайшего времени, хотя я смотрю на всю эту затею самым положительным образом. Мне нравится идея музея, построенного на контрасте, одна часть — мемориальная, атмосферная, с духом времени, вторая — с современными приемами экспонирования, ориентированная на молодежь. Мы 1 августа собираемся со всеми участниками этого проекта, чтобы рассмотреть варианты концепции».

Максим Левченко: «Есть желание сломать стену!»

Нина Попова, директор Музея Ахматовой, и Максим Левченко. Фото: Наталья Шкуренок

Вы не скрываете своих планов объединить две квартиры. Но в мемориальной живет бывшая соседка Бродского, вы с ней этот вопрос обсуждали?

Нина Васильевна сама мне сказала: купи соседнюю квартиру, чего вы все ко мне пристаете!

В музейном сообществе Петербурга уже говорят, что вся эта история — лишь сделка с недвижимостью!

Да, это реальная сделка с недвижимостью, но не только. Мы планируем сделать здесь публичное культурное пространство, которое в перспективе перерастет в частный музей Бродского. Хотя это дело не ближайшего времени: нужно обсудить проекты, концепции, нужно создать новое юридическое лицо, — проблем много, но наша команда готова их решать. Мы хотим привлечь к реализации задачи и фундаментальную науку, найти партнера, типа университета, где преподавал Бродский. Я никуда не тороплюсь.

Но как только вы пробиваете дверь в соседнюю квартиру, вы получаете огромное количество проблем — например, грибок, из-за чего ни один музейный фонд не предоставит вам экспонаты…

Мы уже обсуждаем эту проблему, у нее есть решение. Нам важно, чтобы отсюда, из этой частной квартиры, будущего частного музея, был обеспечен доступ в «полторы комнаты», мы понимаем, что именно они представляют главный интерес. Уже есть план, как это сделать.

Зачем вам, успешному девелоперу, нужен этот музей?

Во-первых, мне нравится Бродский, во-вторых, мне небезразлично, что происходит в городе, — это нонсенс, что почти 20 лет не могут создать музей нобелевского лауреата. И это интересно как задача — она сложная, многоходовая, но решаемая. Поверьте, в том, что я делаю, нет никакого скрытого контекста. У нас есть специальная группа, с которой мы изучаем город, музеи — это важная часть моей жизни.

Но его творчество не было принято властью на родине, его обвинили в тунеядстве, и Бродскому пришлось эмигрировать из страны.

Поэт Бродский

В своем творчестве достиг больших высот, его имя известно по всему миру. Уже в эмиграции награжден Нобелевской премией по литературе.

Только во времена перестройки его стихи стали публиковать на родине. До этого момента творчество Бродского было известно ограниченному кругу людей в СССР. Его приглашали вернуться, но он все откладывал свой приезд.

Американский кабинет Бродского в в Фонтанном доме

Бродский никогда не жил в Фонтанном доме, более того, он никогда его не посещал. Но он был очень близок с Анной Ахматовой.

В 2003 году вдова поэта подарила музею вещи из его дома в Саунт-Хедли, где он проживал. Это предметы мебели, постеры, библиотека, коллекция почтовых открыток и множество других мелочей. Даже нашлось место чемодану, с которым покидал страну Бродский.

Музей Ахматовой представил часть из них в экспозиции. В кабинете стоит письменный стол, диван, кресло, лампа, пишущая машинка. Также можно увидеть инсталляцию медиахудожника Быстрова, которая рассказывает о Ленинграде и доме, где проживал Бродский.

Музей постарался расставить все предметы именно так, как было в кабинете поэта. В газетнице лежат именно те газеты, которые читал Бродский. Там же лежит ворох счетов и квитанций, а подушки на диване разложены так же, как и у поэта.

Фоном звучит запись судебного процесса, после которого его отправили в ссылку. В кабинете можно посмотреть фильмы о Бродском.

В кабинет поэта приходят разные люди: школьники и люди старшего поколения, те, кто знаком с его творчеством, и те, кто совсем не знает о нем.

Квартира поэта

Несмотря на то, что Бродский является и великим поэтом, до недавнего времени о нем упоминалось только в экспозиции при музее Анны Ахматовой.

Квартиру Бродского в Санкт-Петербурге, где он проживал с отцом и матерью, решили превратить в музей памяти поэта.

Помещение находится на 24, в доходном доме Мурузи. В этом строении проживали и бывали многие знаменитые литераторы: Мережковский, Гиппиус. Здесь же Гумилев открыл Союз Поэтов.

В квартиру семья Бродских въехала в 1955 г. Иосиф Бродской прожил там до 1964 года, после его отправили в ссылку за тунеядство. Затем он возвращается и живет в ней до эмиграции.

Работа над музеем

Музей Бродского в Санкт-Петербурге планировали организовать еще в девяностых годах. Многие видные деятели культуры, причем как отечественной, так и зарубежной, обратились с просьбой о создании в бывшей квартире поэта музея к губернатору. Он дал добро, но в процессе не участвовал.

Пять из шести комнат в коммунальной квартире фонду создания музея удалось выкупить на средства спонсоров. Для этого понадобилось почти пятнадцать лет.

Первые ремонтные работы закончились к 75-летию поэта, и музей-квартира Бродского открылся для свободного посещения на один день. А после его закрыли для дальнейшего ремонта, дата завершения которого неизвестна.

Экспозиция музея

Экспозиция дома-музея Иосифа Бродского показывает основные события в жизни поэта от начала его литературного пути.

В музее можно увидеть полторы комнаты, где Бродский проживал с отцом и матерью, коммунальную кухню и комнаты соседей.

Также в экспозицию входят отпечатки снимков, которые сделали знакомые и отец поэта, сохранившиеся элементы интерьера и скульптурные портреты.

Музей открылся на один день, настоящих экспонатов практически не было, потому что строительные и ремонтные работы не закончены. Но в дальнейшем предполагается разместить вещи, которые передала музею вдова поэта.

Препятствия

Большие затруднения вызвало расселение жильцов коммунальной квартиры, где жил Бродский. Музей удалось разместить в пяти комнатах коммунальной квартиры, но в шестой до сих пор живет соседка. Она не согласилась продать свою комнату, и организаторы музея решили отгородить экспозицию. Из-за этого потеряна возможность экскурсантам заходить с парадного входа.

Сейчас музей-квартира Бродского использует черный ход, и сразу с лестницы человек попадает на кухню. И в дальнейшем, наверное, так и останется. Это сильно огорчает устроителей музея.

Кроме нехватки финансов работа над созданием музея осложняется юридическими и бытовыми проблемами. Дом старый, в аварийном состоянии, и помещения требуют большого ремонта, в первую очередь для сохранения экспонатов.

Предстоит переводить квартиру в чтобы музей Бродского в Петербурге появился официально. И неизвестно, сколько времени займет бюрократическая процедура.

Есть и профессиональные проблемы. Взгляды на то, каким должен быть музей, расходятся. Директор музея Ахматовой в Фонтанном доме считает, что комнаты должны сохранить достоверность, дух того времени без приукрашивания.

Вполне возможно, в дальнейшем музей Иосифа Бродского ожидает расширение. Устроители музея раздумывают над приобретением квартиры ниже или чердачного помещения. Пока музей может вместить одновременно около десяти человек.

Новое на сайте

>

Самое популярное