Домой Кредиты онлайн «Регулирование электроэнергетики как общественной инфраструктуры. Сферы возникновения нефинансовых рисков и рисковые ситуации

«Регулирование электроэнергетики как общественной инфраструктуры. Сферы возникновения нефинансовых рисков и рисковые ситуации

Системы информатизации и связи

Комплекс общественной безопасности

Строительный комплекс

Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонта ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений. В состав строительного комплекса входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями. Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают в качестве заказчика работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

В эту сферу входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности услуг связи и информации для населения.

Расширенный состав социальной инфраструктуры города представлен на рис. 2.5.3.

┌───────────────────────┐ ┌────────────────────────────┐

│Объекты здравоохранения│ │Объекты социальной поддержки

│ │ │ отдельных групп │

└──────────┬────────────┘ └────────────┬───────────────┘

└────────────────┬────────────────┘



┌─────────────────────┐ ┌─────────┴───────────┐ ┌─────────────────────┐

│ Объекты образования ├──┤ Социальная ├──┤ Объекты культуры │

│ и науки │ │инфраструктура города│ │ и искусства │

└─────────────────────┘ └─────────┬───────────┘ └─────────────────────┘

┌────────────────┴────────────────┐

┌──────────┴────────────┐ ┌────────────┴───────────────┐

│ Объекты физической │ │ Объекты рекреации и досуга │

│ культуры и спорта │ │ │

└───────────────────────┘ └────────────────────────────┘

Рис. 2.5.3. Состав социальной инфраструктуры города

В состав отдельных блоков социальной инфраструктуры входят:

объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно-профилактические учреждения;

объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и др.;

объекты образования и науки: общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах - цирки, концертные залы, филармонии, специализированные учебные заведения культуры и искусства, памятники истории и культуры;

объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, специализированные спортивные школы;

объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находится в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково значение инфраструктуры муниципального образования в его жизнеобеспечении?

2. Каковы основные отрасли городского хозяйства?

3. Что входит в состав жилищно-коммунального комплекса города?

4. Что включает в себя жилищный фонд города?

5. Каково значение работы систем инженерного обеспечения для города?

6. Что включает в себя социальная инфраструктура города?

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всех сферах общественной жизни. Однако подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение. Во-первых, социальная инфраструктура может быть представлена и как «линейная», и как «точечная». Под «линейной» понимается сеть железных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие «точечная инфраструктура» включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое деление инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону. Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия «общерайонная инфраструктура», «элементы инфраструктуры межрайонного значения» и т.п. Такое деление имеет право на существование. Однако специфическая определенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов). В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта, плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин). Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Кроме того, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека. В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества. Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. Поэтому разработка показателей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества. Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой основе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер. На этом уровне уже вводятся определенные поправки к коэффициентам ее развития в зависимости от природно-климатических и национальных особенностей региона. Социальная инфраструктура административного деления (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повседневной жизни всего населения. Социальная инфраструктура особо может быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, все же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом необходимо видеть три ограничения. Во-первых, не все элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д. В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, т.е. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не могут быть ничем заменены. Нельзя, например, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений. Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определенными видами спорта, художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределения этих элементов социальной инфраструктуры по территории в зависимости от количества проживающего населения. Так, считается нецелесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населения. Предполагается, что населенные пункты с небольшим количеством жителей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединений. И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, например, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всем без исключения компонентам социальной инфраструктуры. Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения. Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населения, и лежат в основе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всех видов деятельности человека.

Еще по теме § 2. ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ:

  1. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИИ КАК КОМПЛЕКНОЙ СОЦИАЛЬНО-ЕСТЕСТВЕННОЙ НАУКИ О ВЗВАМООТНОШЕНИЯХ ОРГАНИЗМОВ. СОДЕРЖАНИЕ, ПРЕДМЕТ, ОБЪЕКТ И ЗАДАЧИ ЭКОЛОГИИ.

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ
Рубрика (тематическая категория) Социология

Объекты социальной инфраструктуры характеризуют существующую реальность, посредством которой обозначается устойчивая совокупность вещественных элементов, обеспечивающих условия для рациональной деятельности человека во всœех сферах общественной жизни. При этом подход к классификации этих объектов различен, что имеет не просто эвристическое, но и серьезное практическое значение.

В первую очередь, социальная инфраструктура должна быть представлена и как ʼʼлинœейнаяʼʼ, и как ʼʼточечнаяʼʼ. Под ʼʼлинœейнойʼʼ принято понимать сеть желœезных, автомобильных дорог, связи, линии электропередачи и т.д. В понятие ʼʼточечная инфраструктураʼʼ включаются непосредственно сами объекты (в том числе школы, театры, вузы и т.д.). Применение этой классификации возможно на различных уровнях социальной организации общества. Так, на уровне производственной организации речь в большей степени идет о точечной инфраструктуре (хотя здесь не исключены отдельные элементы линœейной). На уровне экономического региона в равной мере присутствует как линœейная, так и точечная инфраструктура, а также их взаимодействие. Такое делœение инфраструктуры вычленяет скорее форму ее организации, чем содержательную сторону.

Во-вторых, при изучении проблем региональной экономики употребляются понятия ʼʼобщерайонная инфраструктураʼʼ, ʼʼэлементы инфраструктуры межрайонного значенияʼʼ и т.п. Такое делœение вправе на существование. При этом специфическая определœенность, присущая социальной инфраструктуре, в данном случае упускается (С.А.Дебабов).

В-третьих, к объектам социальной инфраструктуры часто относят комплекс учреждений культуры, образования, здравоохранения, предприятия торговли и общественного питания, пассажирский транспорт, водообеспечение и канализацию, почтово-телœеграфные и финансовые учреждения, спортивные и оздоровительные сооружения (стадионы, дворцы спорта͵ плавательные бассейны, парки, дома отдыха) и другие организации социально-бытового назначения (В.А.Жамин).

Общим недостатком такой поэлементной характеристики социальной инфраструктуры является простой перечислительный ряд отдельных институтов, учреждений, организаций. Вместе с тем, при подобном подходе нередко преобладает социально-бытовой аспект, слабо учитывающий другие виды жизнедеятельности человека.

В-четвертых, вполне правомерно рассматривать социальную инфраструктуру и по уровням социальной организации общества.

Обычно анализ начинается с социальной инфраструктуры всœего общества. В практике управления широко используются как общие, так и расчетные показатели, характеризующие состояние, обеспеченность и тенденции развития отдельных элементов инфраструктуры. При этом ее состояние интересует не само по себе, а как показатель и уровень общественных изменений. По этой причине выработка показателœей социальной инфраструктуры дает возможность постоянного изучения взаимосвязи и взаимовлияния материальной базы и сущностных (содержательных) процессов в развитии общества.

Не менее важен и уровень крупного экономического района, когда социальная инфраструктура исследуется в рамках относительно замкнутой экономической системы. Появляется возможность сравнить показатели данной инфраструктуры с показателями развития других экономических единиц и на этой базе получить богатую информацию о достижении, опережении и отставании анализируемого объекта для принятия действенных мер.
Размещено на реф.рф
На этом уровне уже вводятся определœенные поправки к коэффициентам ее развития исходя из природно-климатических и национальных особенностей региона.

Социальная инфраструктура административного делœения (республик, областей, краев, городов, районов) является необходимым элементом конкретизации общих проблем. Примечательно, что здесь уже могут отсутствовать те или иные элементы социальной инфраструктуры: чем ниже уровень социальной организации, тем ограниченнее набор элементов. Главным критерием наличия или отсутствия элементов инфраструктуры выступает удовлетворение потребностей повсœедневной жизни всœего населœения.

Социальная инфраструктура особо должна быть представлена и на уровне производственной организации, трудового коллектива. Хотя эта точка зрения еще не нашла своего глубокого обоснования в научной литературе, всœе же данный уровень социальной инфраструктуры нуждается в большем внимании и теории, и практики. При этом крайне важно видеть три ограничения. В первую очередь, не всœе элементы социальной инфраструктуры развиваются на уровне коллектива: предполагается, что удовлетворение потребностей и интересов людей осуществляется на уровне районной и городской инфраструктуры. Во-вторых, подлинно научное выражение состояния социальной инфраструктуры на предприятии ограничено самими возможностями коллектива, отсутствием разработанных нормативных показателœей на уровне региона, что затрудняет сравнение вещественных элементов с аналогичными объектами на других уровнях социальной организации общества. И, наконец, на уровне коллектива вносится немало поправок к коэффициентам при учете особенностей труда, социально-демографических данных и т.д.

В-пятых, социальная инфраструктура исследуется с позиций удовлетворения потребностей людей, ᴛ.ᴇ. имеется в виду набор элементов социальной инфраструктуры, который необходим для организации жизни населœения как на работе, так и по месту жительства. Такие элементы не бывают ничем заменены. Нельзя, к примеру, хорошей столовой заменить отсутствующие учреждения здравоохранения или наличием клуба, дома культуры оправдать отсутствие детских учреждений.

Но есть потребности и более высокого порядка: получение высшего образования, занятия определœенными видами спорта͵ художественным творчеством и т.п. Применительно к ним стоит задача более равномерного распределœения этих элементов социальной инфраструктуры по территории исходя из количества проживающего населœения. Так, считается нецелœесообразным открывать государственный театр в городе, где менее 250 тыс. населœения. Предполагается, что населœенные пункты с небольшим количеством жителœей могут обслуживаться театрами, филармониями и любыми формами приобщения людей к искусству необязательно путем строительства соответствующих учреждений в каждом из этих пунктов: их можно заменить организацией поездок театральных и других творческих коллективов или поддержкой самодеятельных объединœений.

И, наконец, различные формы жизнедеятельности человека выступают тем единым основанием, по которому также осуществляется выделœение элементов социальной инфраструктуры. Это, однако, не означает, что эти компоненты полностью изолированы (независимы) друг от друга. Наоборот, анализ условий деятельности, к примеру, в сфере культуры может частично охватить и условия деятельности в сфере труда, так же как характеристика социальной активности возможна по всœем без исключения компонентам социальной инфраструктуры.

Анализируя объекты социальной инфраструктуры в связи со сферами деятельности человека, можно выделить ее составные элементы: инфраструктура трудовой деятельности; инфраструктура охраны окружающей среды и здоровья человека; инфраструктура общественно-политической деятельности; социально-культурная инфраструктура; социально-бытовая инфраструктура; инфраструктура межличностного и социального общения.

Условия, обеспечивающие жизнедеятельность населœения, и лежат в базе классификации социальной инфраструктуры: она в целом и ее элементы обслуживают не какие-то отдельные, а совокупность всœех видов деятельности человека.

ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ОСНОВНЫЕ ОБЪЕКТЫ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ И ИХ СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ" 2017, 2018.


К объектам социальной инфраструктуры принято относить учреждения культуры, образования, здравоохранения, рекреации и спорта. Содержание социальной инфраструктуры является неотъемлемой функцией любого современного государства. Право граждан на социальное
обеспечение закреплено Всеобщей декларацией прав человека.
Всеобщая декларация прав человека
Статья 22. Каждый человек, как член общества, имеет право на социальное обеспечение и на осуществление необходимых для поддержания его достоинства и для свободного развития его личности прав в экономической, социальной и культурной областях через посредство национальных усилий и международного сотрудничества и в соответствии со структурой и ресурсами каждого государства.
Источником финансирования социальной инфраструктуры являются государственный, региональный и местный бюджеты в соответствии со ст. 84-87 Бюджетного кодекса Российской Федерации № 145-ФЗ от 14.07.1998 г. Помимо вопросов непосредственного содержания объектов социальной инфраструктуры органы управления решают вопросы государственного регулирования социальной сферы субъектов Федерации. Так, государственное регулирование социальной сферы в Омской области включает в себя:
  • переориентацию финансовых ресурсов на адресную поддержку населения с учетом материального положения и заявительного принципа;
  • регулирование цен на продукты детского питания, лекарственные средства и продукцию регионального фонда (хлеб из муки "Подольской" 1 и 2 сорта, мясо говядины, свинины, молоко, сметану и продукцию, реализуемую в учебных заведениях);
  • регулирование тарифов на услуги связи, пассажирские внутриобластные перевозки, газ и топливо, услуги социальных учреждений;
  • реализация федеральных Законов "О ветеранах", "О социальной защите инвалидов в РФ", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста" и др.
  • организация занятости, оздоровления и отдыха несовершеннолетних в летний период;
  • предоставление льготных и бесплатных физкультурно-оздоровительных услуг социально незащищенным слоям населения;
  • рационализация учреждений физической культуры и спорта и закрепление рекреационных земель для физкультурно-оздоровительной деятельности, туризма и др.
Оценку состояния социальной инфраструктуры территории можно проводить с разных точек зрения в зависимости от текущих задач, стоящих перед управлением. Это предопределяет перечень необходимой информации и детальность анализа социальной сферы.
Подходы к оценке сферы услуг
Метод 1. Социальная инфраструктура может оцениваться как элемент, влияющий на степень инвестиционной привлекательности территории. Подразумевается, что развитая сеть учреждений культуры, образования, здравоохранения, рекреации и спорта влияет на оценку территории, формируя более интеллектуальные и физически подготовленные кадры.
Хорошая организация работы пассажирского транспорта увеличивает доступность территории и мобильность населения. Многообразие услуг связи, высокий уровень телефонизации создают новые коммуникационные возможности, меняют образ жизни населения. Развитая социальная инфраструктура стимулирует инвестиции в любые отрасли хозяйственной деятельности региона.
При таком подходе основной задачей становится комплексная оценка уровня развития сферы услуг, которая включает перечисленные выше составляющие. Видов социального обслуживания довольно много, а оценка усложнена, так как нет общих критериев их значимости. Если в регионе слабо представлены предприятия бытового обслуживания, то развитие детских дошкольных учреждений или общественного питания никак не может это компенсировать.
Отсюда следует, что полнота набора существующих видов обслуживания является одним из важных элементов комплексной оценки. В качестве необходимого минимума можно выделить услуги повседневного спроса, которыми регулярно пользуется большинство населения. К ним относится торговля, здравоохранение, образование, в меньшей степени - дошкольное воспитание и пассажирский транспорт.
Справка
Обеспеченность объектами социальной инфраструктуры населения Омской области:
Удельный вес семей, нуждающихся в улучшении жилищных условий - 17% (РФ - 14%)
Удельный вес учащихся во 2-ю смену - 26,2% (РФ - 24,8%)
Число телефонных аппаратов на 100 семей: город - 41 (РФ - 46); село - 20 (РФ - 19).
Обеспеченность жилого фонда теплоснабжением:
город - 85% (РФ - 85%);
село - 29% (РФ - 22%).
водопроводом:
город - 75% (РФ - 84%);
село - 26% (РФ - 33%).
газоснабжением:
город - 90% (РФ - 68%);
село - 94% (РФ - 72%).
канализацией:
город - 75% (РФ - 81%);
село - 18% (РФ - 22%).
Источник: Регионы России // CD-ROM. - М.: Гарант-парк, 1998.
Оценка уровня обеспеченности услугами проводится через сопоставление фактических показателей с нормативными. Сохранившиеся с советских времен нормативы СНиП (санитарные нормы и правила) указывают, какой должна быть обеспеченность торговой площадью, посадочными местами в клубах и предприятиях общепита, помывочными местами в банях, сколько требуется работников бытового обслуживания на 1000 жителей.
В действительности эти нормативы не отражают реальных потребностей населения. К тому же для жителей Чукотки, Дагестана и Москвы такие потребности очень сильно различаются. Однако исследований такого рода практически нет. Поэтому вместо оптимальных значений для разных регионов используется средний или на максимальный по России уровень обеспеченности населения социальной инфраструктурой. Региональные показатели по каждому виду обслуживания сопоставляются с избранным эталоном и определяются высокообеспеченные территории. Таких регионов в России почти нет, обычно наблюдается контрастное сочетание отдельных видов обслуживания в пределах региона.
Другим индикатором рыночных преобразований служит развитие торговли, общественного питания и бытового обслуживания - основных отраслей платного обслуживания. В переходной экономике эти отрасли оказались наиболее привлекательными для мелкого и среднего бизнеса, поэтому по их деятельности судят о степени развития предпринимательства.
Показатели обслуживания населения отражают его платежеспособный спрос, что крайне важно для общей оценки предпринимательского климата. Слабое развитие торговли, общепита и особенно бытового обслуживания свидетельствует о сохранении традиций самообслуживания и продовольственного самообеспечения, характерных для отсталых территорий.
Метод 2. Сфера услуг может рассматриваться как объект предпринимательства, что требует подробной оценки каждой отрасли. Статистика позволяет сделать это лишь приблизительно, используя данные об обеспеченности населения услугами (без учета их качества). Но даже такая информация существует лишь на уровне субъектов РФ и крупных городов, а на уровне сельских районов она практически отсутствует.
Поэтому пока оценить реальные потребности территорий в услугах не представляется возможным, т.к. маркетинговый анализ в России находится на зачаточном уровне. Интуицию здесь можно дополнить анализом факторов, формирующих потребности в услугах:
  • обеспеченность видом обслуживания в разных регионах или городах, отражающая достигнутый уровень обслуживания;
  • среднедушевой уровень доходов и структура населения, отражающая платежеспособность потребителей услуг разной стоимости;
  • демографическая структура населения, определяющая объемы рынка услуг - от ритуального обслуживания до организации концертов популярных исполнителей;
  • национально-культурные особенности территорий, влияющие на востребованность отдельных услуг;
  • социальная структура населения и уровень образования, отражающие число возможных посетителей театров, музеев, картинных галерей и других "элитарных" видов обслуживания населения;
  • особенности расселения, позволяющие прогнозировать рынок услуг редкого пользования (концерты, цирк, специализированные магазины, ломбарды и т.д.);
  • природно-климатические особенности территории, влияющие на доступность услуг, снабжение товарами, необходимыми материалами и оборудованием.
При оценке предпринимательского климата соотношение факторов будет меняться, но достигнутый уровень обслуживания (выраженный через показатели обеспеченности) и доходы населения, отражающие платежеспособный спрос на услуги будут учитываться всегда. Услуги отличаются высокой эластичностью спроса. При сокращении доходов населения спрос на них сокращается еще быстрее, и, наоборот - при росте доходов выше определенного уровня спрос населения все более высокими темпами переключается на услуги.
Эта тенденция хорошо заметна в России: обедневшее население заметно сократило потребление услуг (учреждений культуры, спорта, рекреации и т.д.) и переключилось на самообслуживание, отказавшись от химчисток, парикмахерских, общественного питания. Возросшие потребности высокодоходных групп населения буквально за несколько лет создали бум элитных услуг практически во всех видах обслуживания - от салонов красоты и спортивнооздоровительных комплексов до престижных рекреационных, медицинских и торговых услуг.
Торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Стандартные статистические показатели количества предприятий торговли, обеспеченности торговой площадью на 1000 жителей в связи с резким ростом числа мелких торговых точек уже не отражают реальной картины происходящего. Целесообразно сравнивать территории по величине товарооборота на душу населения и структуре товарооборота: доле в нем непродовольственных и продовольственных товаров (в т.ч. алкогольных напитков).
Анализ статистики показывает сокращение предприятий общепита, ориентированных на население с невысокими доходами. Однако быстро растет сеть предприятий быстрого обслуживания, рассчитанных на покупателей со средними доходами, а также ресторанов, обслуживающих высокодоходные слои населения. Поэтому структура расслоения по доходам является важным показателем при анализе предприятий общественного питания.
Многообразие видов услуг бытового обслуживания - от ритуальных до ремонта обуви и квартир, переработки сельскохозяйственного сырья, создает немало проблем при оценке. Существуют только два агрегированных показателя: численность работников бытового обслуживания и объем бытовых услуг в стоимостном выражении, который обычно дается в целом по отрасли, хотя разрабатывается по 14 видам обслуживания.
В регионах с большой долей сельского населения статистические показатели всегда были невысоки. Это связано с общей неразвитостью сельской сферы услуг, более низкими доходами сельчан и привычкой к самообслуживанию. В переходный период сфера услуг на селе стала убыточной и сейчас находится на грани исчезновения. Статистическим показателям не следует особенно доверять при оценке достигнутого уровня обслуживания. Бытовые услуги более других отраслей ориентированы на уклонение от налогообложения.
Общее образование. Заметное количество частных школ, лицеев и гимназий появилось пока только в крупнейших городах. Даже в Москве они составляют около 7% всех учреждений общего образования, но учится в них менее 1% детей.
Более важным фактором следует считать уровень образования занятого населения. Как правило, родители с высшим образованием в большей степени настроены дать хорошее образование детям. Но главным критерием все же остаются доходы населения.
Общеобразовательные школы г. Омска к концу 1990-х гг.


Совет
ский

Цен
тральный

Ок
тябрь
ский

Ленин
ский

Киров
ский

Всего

Всего (ед./мест)

39/24635

39/24186

24/17673

30/19461

33/25176

165/111131

В них учащихся (чел.)

34636

40385

26569

29220

37653

168463

Из них:
негосударственные
(ед./уч-ся)

3/288

3/118

1/44

1/14

1/35

9/499

Вспомогательные
школы-интернаты
(ед./мест)

2/296

5/822

3/510

3/380

1/160

14/2168

В них учащихся (чел.)

271

773

473

416

191

2124

Детские дома (ед./чел.)

2/278

1/165

2/77

-

-

5/520

Приоритеты администрации Омской области в сфере образования:
  • поддержание стабильности образовательных учреждений и адаптация системы образования к новым условиям;
  • завершение формирования нормативно-правовой базы;
  • рационализация сети учреждений дошкольного, общего и начального профессионального образования, развитие элитарных школ для одаренных детей и коррекционных школ для детей с отклонениями в развитии;
  • социальная защита детей-сирот.
Устав (Основной закон) Омской области.
Статья 100. Доступность и финансовая поддержка образования.
  1. Омская область способствует развитию системы дошкольного, общего, внешкольного, дополнительного, начального профессионального, среднего и высшего профессионального образования.
  2. В Омской области законодательно определяется минимально гарантированный размер средств и нормативы отчислений на финансирование сферы образования, науки и культуры из областного бюджета.
  3. Предприятиям, учреждениям, организациям сферы образования, науки и культуры, творческим работникам предоставляются льготы, определяемые федеральным и областным законом.
Дошкольное воспитание. Традиционные дотационность и ведомственность дошкольных учреждений стали причиной их угасания в переходный период, сеть дошкольных учреждений и число посещающих их детей значительно сократились. Наиболее жизнеспособной формой представляются мини-сады, организованные в квартирах и не отягощенные инфраструктурой. В крупных городах активно развивается индивидуальный уход за детьми на дому (услуги гувернанток).
Чтобы оценить ситуацию в этой сфере, необходимо в первую очередь учитывать доходы населения, а также долю детей дошкольного возраста, не посещающих детские учреждения. Стоит обратить внимание на численность занятых домашним хозяйством или безработных женщин трудоспособного возраста - обычно они сами воспитывают своих детей или внуков.
В Омской области проводится политика целенаправленной поддержки детских дошкольных учреждений, однако в связи со значительным сокращением рождаемости в регионе значительную их часть все же пришлось перепрофилировать.
Медицинское обслуживание. Обеспеченность медицинским обслуживанием определяется через численность медицинского персонала и больничных коек на 10 тысяч жителей, упуская качество лечения. По этим показателям можно выявить территории, на которых не хватает медицинского персонала и больниц. Статистические данные позволяют определить уровень заболеваемости населения, в том числе по отдельным видам болезней. Однако пока эта информация имеет значение лишь для государственных органов здравоохранения, поскольку юридически узаконенной частной медицинской практики в России нет.
Переход на страховое медицинское обслуживание в Омской области, как и в других регионах, происходит очень сложно - недостаточно разработана юридическая база, не отрегулирована система финансирования. Поэтому заниматься медицинским обслуживанием населения в рамках одной только страховой медицины пока еще сложно.
Медицинские учреждения в г. Омске (с областными, ОЖД, ИРПа) в конце 1990-х гг.


Совет
ский

Цен
тральный

Ок
тябрь
ский

Ленин
ский

Киров
ров-
ский

Всего

Больницы (ед./коек), в них:

7/2117

27/9330

8/1800

6/2080

5/2098

53/17425

- дома ребенка

2/210

1/100

-

-

?

?

- санатории

-

-

-

2/195

?

?

- поликлиники (ед./пос./см.)

17/6057

42/13057

11/3674

16/5662

8/4871

94/33321

В том числе учреждения городского департамента здравоохранения (ед./коек)

Больницы (ед./коек), в них:

7/2117

15/2820

8/1800

3/620

4/2038

37/9395

- дома ребенка

2/210

1/100

-

-

-

4/310

- санатории

-

-

-

2/195

1/75

3/270

- поликлиники (ед./пос./см.)

17/6057

26/7662

11/3674

11/2992

7/4721

72/25106

Система платного лечения, появившаяся во многих больницах, поликлиниках и диагностических центрах, остается половинчатой формой, с помощью которой учреждения здравоохранения пытаются решить свои финансовые проблемы. Поэтому наиболее распространенными видами предпринимательской деятельности в здравоохранении остаются стоматологические и косметические услуги. В последние годы к ним добавились услуги наркологов.
Потребности в рыночно ориентированных видах медицинского обслуживания сегодня целиком определяются уровнем доходов населения.
Обслуживание культурных потребностей населения претерпело наиболее серьезные изменения. Это видно по данным статистики, хотя она отражает только число учреждений культуры, количество посадочных мест в зрительных залах и книг в библиотеках.
Учреждения культуры (ед./мест) в г. Омске к концу 1990-х гг.

Административные округа

Теат
ры

Дома культуры и клубы

Кино
театры

Киноконцертный
зал

Цирк

Советский

1/550

6/3550

1/540

-

-

Центральный

4/2888

6/4202

5/2183

1/1200

-

Октябрьский

1/200

8/5012

1/635

-

1/2000

Ленинский

-

5/2868

3/980

-

-

Кировский

-

5/2040

2/1222

-

-

Всего по Омску

6/3638

35/17672

12/5560

1/1200

1/2000

Из-за недостатка финансирования резко сократилась сеть клубов, кинотеатров, домов культуры и библиотек, особенно в сельской местности. Крупные дворцы культуры ограничили число предоставляемых услуг, превратившись в концертные площадки и выставочные центры. Значительно сократилась посещаемость кинотеатров, кинопрокат перестал приносить доходы. Деятельность музеев, театров и картинных галерей убыточна, она опирается на государственное финансирование и спонсорскую поддержку.
Единственным прибыльным видом стал музыкальный шоу-бизнес, ориентированный на молодежную аудиторию. Этот вид деятельности имеет отлаженную систему маркетинга, в нем поделены сферы влияния крупных производителей услуг. В остальных видах обслуживания культурных потребностей успешная предпринимательская деятельность в ближайшие годы маловероятна.
Мировой опыт показывает, что с ростом доходов населения могут стать перспективными комплексы типа "Дисней-лэнда", ориентированные на семейный отдых. Примером движения в этом направлении можно считать КДЦ "Волшебный остров", созданный на базе кинотеатра "Родина". В целом досуговая политика городского самоуправления г. Омска сегодня осуществляется через реорганизацию ставших убыточными кинотеатров в культурно-досуговые центры (КДЦ) с полным набором предоставляемых платных услуг населению.
Социальные приоритеты администрации Омской области в сфере культуры и искусства:
  • выделение объектов особой культурной значимости и их использование в качестве фактора социальной стабилизации общества;
  • обеспечение сохранности музейных и библиотечных фондов, централизованное комплектование сельских библиотек;
  • сохранение материально-технической базы учреждений культуры городов и районов Омской области и т.д.
Рекреационное обслуживание наиболее чутко реагирует на уровень доходов населения. Примером тому служат пустующие санатории и дома отдыха, сокращение числа путевок, оплачиваемых из профсоюзных фондов социального страхования.
В то время как среднестатистический россиянин проводит отпуск на даче или в деревне, высокодоходные категории населения формируют спрос на дорогостоящие рекреационные услуги - отдых за рубежом или в отечественных санаториях высокого уровня обслуживания. Для оценки состояния дел в этой отрасли самый важный критерий - величина и структура доходов населения, особенно количество потребителей с высокими и относительно высокими доходами.
Услуги связи остаются монополией государства, поэтому тенденции в этой сфере обслуживания мало чем различаются в разрезе территорий.
Очень большие изменения произошли в структуре оказываемых Министерством связи РФ услуг населению. Так, снижение подписки на периодические издания в некоторой степени было компенсировано розничной торговлей периодикой в почтовых отделениях. Однако центральные издания пострадали непоправимо. Значительную часть доходов почтовое ведомство получает сегодня от доставки пенсий и приема коммунальных платежей.
Объемы почтовой корреспонденции за последние 10 лет значительно снизились, особенно пострадали посылочные пересылки. Резко снизилось качество оказываемых услуг за счет хищений из почтовых отправлений. Дороговизна услуг пока мешает широкому распространению экспресс-почты.
Что касается других отраслей связи, то в Омской области все вопросы, связанные с предоставлением услуг проводной связи, замыкаются на АО "Электросвязь", которая охватывает все сельские районы и территорию Омска. Наиболее быстро растущий бизнес в этой сфере - организация сотовой связи (в Омске уже три альтернативных системы - "Би-лайн", "Сибирская сотовая связь" и "GSM").
Пассажирский транспорт сегодня находится в государственном или муниципальном управлении, практически везде он дотационен. Единственный ранее прибыльный вид, услуги такси, оказался неконкурентоспособными по сравнению с не платящим налогов частным извозом. С переходом к более цивилизованному бизнесу услуги такси, безусловно, возродятся, но пока ситуация в больших городах России противоположна городам Запада, где такси широко распространены. Пока же "серый рынок" услуг извоза возрастает в связи с быстрым ростом обеспеченности личными автомобилями. Например, в Омской области с 1990 г. количество личных автомобилей на 1000 жителей увеличилось почти в 2 раза.
Состояние рынка платных услуг населению. Как уже говорилось выше, социальная инфраструктура зависит от степени урбанизации территорий и сосредотачивается в основном в
городских агломерациях. Наиболее полная картина статистических показателей социальной инфраструктуры доступна для г. Омска.
Структура платных услуг, оказанных населению Омской области в 1 полугодии 2000 г., характеризуется следующими данными:

Виды услуг населению

Общий объем,

Удельный вес в общем объ-

млн. руб.

еме услуг

Бытовые услуги

462,4

17,5%

Пассажирского транспорта

505,3

19,1%

Связи

246,8

9,3%

Жилищные услуги

131,8

5,0%

Коммунальные услуги

277,6

10,5%

Системы образования

287,8

10,9%

Учреждений культуры

30,0

1,1%

Туристско-экскурсионные услуги

7,8

0,3%

Физической культуры и спорта

13,0

0,5%

Медицинские услуги

159,5

6,0%

Санаторно-оздоровительные

47,0

1,8%

Ветеринарные услуги

15,0

0,6%

Правового характера

190,8

7,2%

Прочие услуги

267,6

10,2%

Общий объем платных услуг

2642,4

100,0%

Инфраструктура - слово, которое у всех на слуху. Мы привыкли слышать его с экранов телевизора, по радио, находить понятие "инфраструктура" в газетах, и не случайно этот термин сегодня столь популярен. Понятие это относится практически ко всем видам жизнедеятельности и бизнеса. Чем бы мы ни занимались и где бы ни находились, так или иначе именно она обеспечивает нашу жизнь. Что такое инфраструктура, определение этого термина, а также какие бывают виды ее, вы узнаете, прочитав эту статью. В ней также представлены примеры, которые позволят вам лучше разобраться в данной теме. Вы узнаете, что такое объект инфраструктуры, каковы его особенности. Обо всем этом читайте ниже.

На земле еще остались такие места, где группа людей или конкретный человек лишены инфраструктуры. Другими словами, они находятся наедине с природой. Однако и в этом случае окружающий нас мир можно также обозначать интересующим нас понятием. Так что такое инфраструктура?

Определение ее весьма многозначно. При различном толковании она представляется по-разному. Конечно, такое расширенное определение слишком далеко нас заведет, потребует различных философских построений, поэтому постараемся ограничиться более узким понятием.

Понятие "инфраструктура"

Прежде всего определим сам термин, обозначим, что такое инфраструктура. Под ней на интуитивном уровне мы понимаем различные объекты, созданные человеком, техногенного происхождения, использующиеся для ведения бизнеса, а также обеспечивающие жизнь общества и/или человека.

Таким образом, можно сказать, что инфраструктура (от латинского infra - "под", "ниже" и structura - "расположение", "строение") - целый комплекс связанных между собой обслуживающих объектов или структур, обеспечивающих и/или составляющих основу функционирования определенной системы. Этот термин был позаимствован из военной лексики. Вот что такое инфраструктура, говоря кратко.

Виды инфраструктур

Существует множество видов инфраструктур. В этой статье мы перечислим лишь основные, к которым наиболее часто обращаются. Список этот можно продолжить, включив и другие виды.

Социальная инфраструктура

Что такое социальная инфраструктура? Ответим на этот вопрос. Она представляет собой совокупность предприятий и отраслей, обеспечивающих функционально нормальную жизнедеятельность общества. Другими словами, это жилье, строительство его, объекты культурного назначения, сфера ЖКХ, организации и предприятия систем здравоохранения, дошкольного воспитания, образования, организации и предприятия, связанные с досугом и отдыхом, общественное питание, розничная торговля, спортивно-оздоровительные учреждения, сфера услуг, пассажирский транспорт, система учреждений, которые оказывают услуги финансово-кредитного и правового характера (нотариальные конторы, юридические консультации, банки, сберегательные кассы) и др. Вот что такое социальная инфраструктура. Список объектов ее можно продолжить, так как мы перечислили только основные.

Транспортная инфраструктура

Переходим к следующему виду и ответим на вопрос о том, что такое транспортная инфраструктура. Это совокупность предприятий и отраслей транспорта. Производственно-технологические комплексы, сооружения, предназначенные для обслуживания фрахтователей, пассажиров, грузополучателей, грузоотправителей, фрахтовщиков и перевозчиков, а также для того, чтобы обеспечить работу различных транспортных средств - вот что такое объект транспортной инфраструктуры.

Этот список был составлен нами, опираясь на Федеральный закон, в котором все это прописано - N 259-ФЗ от 08.11.2007.

Что такое информационная инфраструктура?

Информационная инфраструктура - система организационных информационных подсистем, структур, обеспечивающих функционирование тех или иных объектов. Другими словами, данный вид представляет собой совокупность определенных базовых информационных служб, систем передачи и хранения данных, а также вычислительных, которые являются основой для обеспечения любых сервисов, передающих данные.

Существует ряд требований, предъявляемый к информационной инфраструктуре сегодня. Главные из них: высокая катастрофоустойчивость и доступность, сохранность и безопасность данных, возможность эффективного управления, адаптации решений и масштабируемость.

Является сегодня актуальной следующая модель, по которой организуются информационные инфраструктуры - это консолидация соответствующих вычислительных систем, а также ресурсов хранения информации. Активно применяются средства организации облачных платформ и виртуализации.

Данный вид включает в себя совокупность различных информационных центров, банков знаний и данных, подсистем, систем связи, аппаратно-программных технологий и средств обеспечения обработки, хранения, сбора и передачи информации, центров управления. Вот что такое информационная инфраструктура.

Другие виды инфраструктур

Инженерная - различные системы, служащие для инженерно-технического обеспечения сооружений и зданий.

Инфраструктурой экономики называется совокупность видов и отраслей деятельности, обслуживающих хозяйство и производство в целом. По аналогии можно ответить и на вопрос о том, что такое инфраструктура рынка.

Военная инфраструктура представляет собой системы отдельных сооружений и стационарных объектов, являющихся основой для ведения военных действий, развертывания вооруженных сил и обеспечения оперативной и боевой армейской подготовки.

Многообразие определений

Из данного многообразия определений, множества ответов на вопрос о том, что такое инфраструктура (виды которой, кстати, перечислены нами не все) можно сделать вывод, что у понятия этого множество толкований, поэтому при использовании его необходимо уточнять, ограничиваясь удобными для нас рамками.

Чтобы упростить задачу, мы будем понимать под данным термином объекты обеспечения и/или средства производства жизнедеятельности (жизненно важных потребностей) человека, обеспечивающие тот или иной процесс/дело/бизнес.

Очень важно не отождествлять и не смешивать инфраструктуру с бизнесом, структурами и процессами, поскольку сама она ничего не производит и не делает. Это всего лишь материальная основа. Без того, что обеспечивает инфраструктура, она рассыпается на различные отдельные объекты техногенного происхождения.

Свойства инфраструктуры

Она рукотворна, то есть представляет собой результат труда.

Она обеспечивает наши материальные потребности; созданные руками человека объекты или структуры, обеспечивающие духовность, культуру и т. п. мы в этой статье не рассматриваем.

Инфраструктура требует определенных мер для того, чтобы поддерживать свое работоспособное состояние.

Она может быть посчитана и измерена, то есть поддается количественной оценке.

Инфраструктура имеет описывающие ее эффективность и мощность характеристики как со стороны обеспечения полезных функций, так и с точки зрения рисков, возникающих при эксплуатации, и надежности.

Она имеет доступные и известные для конкретного вида способы замены и ремонта, поддержания работоспособности, оцениваемые в натуральном и денежном выражении. Вот что такое инфраструктура в более узком понимании.

Примеры инфраструктуры с данными свойствами

Для нефтяной компании она представляет собой трубопроводную систему. Инфраструктура состоит из различного назначения нефтепромысловых трубопроводов, а также внешнего транспорта газа и нефти и внутриплощадочных трубопроводов на установках перекачки и подготовки воды, газа и нефти. Количественные характеристики ее:

  • диаметр (мм), длина (км), толщина стенки (мм), а также назначение трубопроводов (смесь/вода/газ/нефть и т. п.);
  • пропускная способность (выражающаяся в м 3 /тонн в сутки);
  • сроки службы каждого из трубопроводов (количество лет);
  • число инцидентов и аварий на них (шт.), экологический ущерб (руб.), производственные потери (руб.), штрафные санкции (руб.);
  • техническое диагностирование и обслуживание (руб./км), защита от коррозии (руб./км), ремонт дефектов (руб./км/шт.), а также замена (руб./км).

К инфраструктуре нефтяной компании относятся:

Объекты подготовки газа и нефти;

Линии электропередач;

Добывающие скважины, включая погружное оборудование;

Для страны/города:

Сооружения и здания, в том числе социальные объекты, жилой фонд и т. п.;

Транспортные коммуникации, включая линии электропередач, железнодорожную и дорожную сети;

Трубопроводная инфраструктура - канализация, сети холодного и горячего водоснабжения;

очистные сооружения, свалки;

Государство и бизнес направляет на инфраструктуру большие средства, а на ее строительство, поддержание в нормальном состоянии и эксплуатацию работает значительная часть населения. Так как в большинстве своем финансируется она из федерального бюджета, то проблемы и вопросы, связанные с ее функционированием, многим интересны.

Новое на сайте

>

Самое популярное