Домой Кредиты онлайн Рыночная структура –Чистая монополия. Последствия чистой монополии

Рыночная структура –Чистая монополия. Последствия чистой монополии

Тема 11. Экономический вред монополий и антимонопольная деятельность государства

Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
Именно в силу такого негативного воздействия монополий на экономику страны в целом ограничение деятельности монополий, демонополизация рынков является одной из функций государства.
Основные вопросы темы:

Вопрос 1. Экономические последствия монополизации рынка.
Вопрос 2. Государство против монополий
.

При оценке роли монополий в экономике страны имеются аргументы в пользу и против монополий. Аргументы "за" связаны с тем, что в качестве монополиста чаще всего выступает крупная фирма. Как таковая она имеет возможность:

  1. применять новейшие технологии, использовать преимущества массового производства и на этой основе производить продукцию с меньшими издержками и снижать цены;
  2. выделять больше средств для финансирования исследований и разработок новой продукции и технологии, что способствует ускорению научно-технического прогресса;
  3. противостоять конъюнктурным колебаниям рынка: в периоды кризисов крупные фирмы, а тем более их объединения более устойчивы, они меньше подвержены риску разорения (и увеличения безработицы), чем мелкие и средние предприятия.

Таким образом, существование монополистических объединений оказывает благотворное влияние на развитие экономики. В то же время монополии имеют возможность:

  1. увеличивать свои прибыли за счет повышения цен без снижения издержек производства;
  2. "эксплуатировать потребителей", завышая цены против их равновесного уровня;
  3. ослаблять или даже устранять конкуренцию вместе с ее благотворным влиянием на эффективность производства, качество продукции, уровень издержек производства.

Как писал известный экономист, лауреат Нобелевской премии Ф. Хайек, "плоха не монополия сама по себе, а устранение или предотвращение конкуренции".
Совершенная конкуренция предполагает наиболее эффективное использование ресурсов общества, минимизацию общественных затрат на производство продукции. Рынок несовершенной конкуренции обеспечивает менее эффективное использование ресурсов, в связи с чем общество несет определенные потери.
Потери от несовершенной конкуренции можно проиллюстрировать графически (рис. 11.1) и свести в таблицу (табл. 11.2).


; Кривая предложения отражает динамику издержек производства.

В условиях несовершенной конкуренции потребитель теряет часть своего потребительского эффекта (РеЕМРт) - он вынужден покупать меньше (Qm) и по более высокой цене (Рт). Часть утерянного излишка потребителя присваивает монополия (РеЬМРт), другая же часть потребительского эффекта (МЬЕ) просто теряется (он не достается никому) и представляет собой чистый убыток общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка - это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
По подсчетам некоторых экономистов, убыток, возникающий в силу монополистического нерационального распределения ресурсов в США, достигает 2% валового национального продукта страны.
Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.
Вопросы для самопроверки

  1. В чем состоят преимущества монополий?
  2. К каким негативным последствиям приводит монополизация рынков?
  3. Почему монополизация ведет к неэффективному распределению ресурсов?
  4. Чему равны потери общества от монополизации рынков?

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, - это вопрос о самом факте монополизации. Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех - 50%, на долю пяти - 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.
Для определения степени монополизации рынка используется также индекс Харфиндела-Хиршмана (ИХХ):
ИХХ = ^ q2 = qi2 + q22 + Чз2 + ..., i=1
где qt - доля фирмы, выраженная в процентах; n - общее число фирм на рынке.
Например, если на рынке 10 фирм, на долю каждой из которых приходится 10% рыночного оборота, то ИХХ = 1000 (10x10); слияние двух фирм в одну и увеличение ее доли до 20% сразу увеличивает ИХХ до 1200 (102 x 8 + 202).
Для каждого отраслевого рынка определяются нормативные значения ИХХ. Рынок считается неконцентрированным, если значение ИХХ не превышает 1000, отклонения от этого значения являются сигналом о необходимости демонополизации рынка.
Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера.
Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией - это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.
Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные.
К прямым методам ограничения власти монополий относится установление "потолка цен" - верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли.
К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

  1. поощрение создания товаров-заменителей;
  2. поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);
  3. предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;
  4. открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);
  5. привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  6. финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов;
  7. государственное финансирование НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ).

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение "накопления" фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.
Обычно законодательные меры предполагают:

  1. запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков;
  2. запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением;
  3. принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю.
Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.
Например, широкую известность получил процесс против компании АТ&Т (American Telegraph and Telephon), обвиненной в монополизации рынка телефонных услуг. В результате процесса компания была раздроблена на 10 самостоятельных фирм. Следствием создания конкуренции на рынке стало снижение в два раза (!) цен на соответствующие услуги.
Другим известным примером является процесс против компании IBM (1969 г.), которая обвинялась в захвате 75% рынка компьютеров и в установлении таких низких цен, что они препятствовали входу конкурентов на рынок. Этот процесс выиграла компания IBM, которая сумела доказать, что от низких цен выигрывают потребители.
Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.
Антимонопольное регулирование в России. Демонополизация российской экономики является одним из важнейших условий перехода к рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.
В конце 1991 г. в России впервые был принят "Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках". Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство.
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона "О естественных монополиях", определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий.
В этих целях органы регулирования естественных монополий могут осуществлять:

  1. ценовое регулирование посредством установления цен (тарифов) или их предельного уровня;
  2. определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, исходя из необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей.
  1. Как определяется степень монополизации рынка?
  2. В каких случаях рынок считается монополизированным?
  3. Какие меры экономического характера, осуществляемые государством, способствуют демонополизации?
  4. Какие меры административного характера может осуществлять государство в целях демонополизации рынков?
  5. Какие меры антимонопольного характера предуматривает российское законодательство?

Основные понятия и термины

Положительные стороны деятельности монополий, негативные стороны деятельности монополий, индекс Харфинделла-Хиршмана, доминирующее положение на рынке, общественный вред монополий, антимонопольное регулирование, косвенное регулирование деятельности монополий, прямое регулирование деятельности монополий, антимонопольное законодательство .

  1. Хотя монополии, представленные, как правило, крупными предприятиями обладают определенными преимуществами (более низкие средние издержки производства, возможность финансировать НИОКР, большая устойчивость в условиях неблагоприятной конъюнктуры и др.), негативные последствия монополизации превышают ее положительные стороны. Монополизация рынков ведет к сокращению потребительского излишка, возникающего в условиях конкурентного равновесия рынка. При этом выигрыш монополий меньше, чем те потери, которые несет покупатель. Таким образом, отсутствие конкуренции, монополизация рынков приводят к чистым потерям общества - потерям потребителей в результате сокращения объема производства ниже равновесного. Поэтому борьба с монополизацией, поддержка конкуренции - одна из важнейших функций государства.
  2. Степень монополизации рынков определяется с помощью коэффициента рыночной концентрации (индекс Харфинделла-Хиршмана). В отношении искусственных монополий государство проводит антимонопольную политику, используя разнообразные меры экономического и административного воздействия. Экономические методы антимонопольной деятельности государства подразделяются на прямые (установление "потолка" цен, предельного темпа роста цен, предельного уровня рентабельности) и косвенные (поощрение создания товаров-заменителей, поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса, привлечение иностранных инвестиций, финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров и др.). Административные меры опираются на соответствующее законодательство, предусматривающее запрещение тайных сговоров, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением, принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий). Деятельность естественных монополий государство контролирует и регулирует.
.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие монополии, ее основные формы и виды. Способы ограничения деятельности монополий. Резко отрицательные последствия монополии для экономики страны. Особенности антимонопольного законодательства. Антимонопольная политика России на современном этапе.

    реферат , добавлен 01.06.2015

    Максимизация прибыли монополии в краткосрочном и долгосрочном периодах. Частные, внешние и общественные издержки и выгоды. Положительные и отрицательные внешние эффекты. Отличие между краткосрочным и долгосрочным периодом. Внешние эффекты, экстерналии.

    реферат , добавлен 17.09.2010

    Понятие, сущность и необходимость монополии, ее влияние на стабильность экономики, а также анализ места государства в ее регулировании. Общая характеристика современных тенденций монополизации. Особенности антимонопольного законодательства в Белоруссии.

    курсовая работа , добавлен 23.09.2010

    Основные виды монополии и их характеристика. Характерные черты монополии. Анализ потерь от несовершенной конкуренции. Особенности монополизации в России. Особенности монополизации в России при переходе к рынку. Антимонопольное регулирование в России.

    курсовая работа , добавлен 30.01.2014

    Теоретические аспекты монополии: общее понятие, черты, виды, последствия. Антимонопольное регулирование в отношении естественных и искусственных монополий. Антимонопольная законодательная база России. Особенности реформирования российских монополий.

    курсовая работа , добавлен 16.04.2014

    Характеристика поведения исследуемой фирмы в условиях равновесия рынка в коротком и длительном периоде. Отличительные черты совершенной и чистой конкуренции. Особенности регулирования монополии путем налогообложения. Последствия монополизации рынка.

    курсовая работа , добавлен 26.10.2014

    История возникновения и развития монополий в российской экономике. Положительные и отрицательные стороны монополии, нормативно-правовое обоснование ее государственного регулирования. Сущность централизации капитала путем слияния или присоединения.

    В условиях совершенной конкуренции выпуск продукции и ее цена определяются точкой пересечения кривых рыночного спроса и предложения (рис. 11.6а)

    При ϶ᴛᴏм кривая рыночного предложения — ϶ᴛᴏ кривая общественных предельных затрат () Дело здесь в том, что производители соглашаются предлагать рынку каждую следующую единицу продукции только в том случае, если ее цена как минимум покрывает затраты на ее производство — предельные затраты. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что при совершенной конкуренции рыночная цена в точности совпадаете предельными затратами на производство последней выпускаемой единицы продукции:

    Р = МС .

    Рисунок № 11.6. Цена и выпуск в условиях совершенной конкуренции и монополии

    Максимальная цена, кᴏᴛᴏᴩую потребители согласны платить за данную единицу продукции (цена спроса), есть мера общественной ценности ϶ᴛᴏй единицы товара для покупателей. Все цены спроса определяют кривую спроса. С другой стороны, предельные затраты производителей — суть общественная ценность ресурсов, израсходованных при производстве каждой дополнительной единицы товара. Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что до тех пор, пока цена спроса превышает предельные затраты, общество больше приобретает, нежели тратит, производя дополнительную единицу продукции. Общественное благосостояние, тем самым, возрастает. Выигрыш общества от производства дополнительной единицы продукции равен разнице между ее ценой спроса и предельными затратами.

    Обратите внимание, что рост выпуска при ϶ᴛᴏм ведет к повышению Парето-эффективности в производстве и распределении (тема 2, п. 2.2) Вот простой пример. Пусть потребитель согласен заплатить заданную единицу продукции максимально 100 руб., а затраты производителя на ее производство составляют 80 руб. В случае если товар будет продан по максимальной цене спроса, т.е. за 100 руб., то благосостояние производителя вырастет, а благосостояние потребителя не изменится. В случае если фактическая цена товара составит исключительно 80 руб., то тогда весь выигрыш в благосостоянии достанется покупателю, а производитель не проиграет, получив за товар минимально приемлемую для себя сумму денег. В случае если, наконец, цена будет установлена в интервале от 80 до 100 руб., то в выигрыше окажутся обе стороны.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что дополнительный выпуск позволяет либо повысить благосостояние потребителя без уменьшения благосостояния производителя, либо повысить благосостояние производителя без уменьшения благосостояния потребителя, либо, наконец, увеличить благосостояние их обоих. Во всех трех случаях происходит, следовательно, улучшение экономической ситуации по Парето.

    Соответственно общественное благосостояние от выпуска всех единиц товара становится максимальным в гот момент, когда цена спроса уравнивается с предельными затратами. Выпуск, при кᴏᴛᴏᴩом достигается ϶ᴛᴏ равенство (q * на рис. 11.6а), называется общественно-эффективным выпуском. Эго, собственно, и есть выпуск, эффективный по Парето, поскольку дальнейшее повышение благосостояния потребителей теперь возможно только за счет производителей и наоборот.

    Условием достижения эффективного выпуска будет совершенная конкуренция.
    С одной точки зрения, она ведет к равенству равновесной рыночной цены и предельных затрат производителей. С другой стороны, равновесная цена совпадает с максимальной ценой спроса, по кᴏᴛᴏᴩой потребители согласны приобретать последнюю единицу выпускаемой продукции. В результате цена спроса совпадает с предельными затратами, что и будет, как отмечалось, условием эффективности по Парето.

    Отметим, что теперь предположим, что прежде конкурентная отрасль монополизирована одной фирмой (рис. 11.6б) Кривая общественного спроса на продукт отрасли от ϶ᴛᴏго факта не меняется. Точно так же предельные затраты монополиста будут теми же самыми, что и затраты прежде независимых фирм конкурентной отрасли. По϶ᴛᴏму кривая предложения (она же кривая предельных затрат) конкурентной отрасли становится кривой предельных затрат монополиста.

    При всем этом выпуск монополиста определяется пересечением кривых предельного дохода и предельных затрат (MR = МС ) Но монопольная цена, как было показано выше, превышает предельный доход монополиста. В связи с данным монопольная цена оказывается выше предельных затрат. Условие общественно-эффективного выпуска или эффективности по Парею, тем самым, не соблюдается. В самом деле, максимальная цена спроса, совпадающая с монопольной ценой, превышает предельные затраты. Последнее означает, как отмечалось, рост общественного благосостояния в случае повышения выпуска. Монополист, однако, ограничивает выпуск для максимизации ϲʙᴏей экономической прибыли.

    Вывод : максимизирующий прибыль монополист выбирает выпуск меньше общественно-эффективного, в то время как устанавливаемая им цена оказывается выше той, кᴏᴛᴏᴩая сложилась бы в условиях конкуренции.

    Потери общественного благосостояния или потери мертвого груза от монопольной власти при ϶ᴛᴏм равны площади треугольника на рис. 11.6б. Это означает, что при возрастании выпуска с q m до q* дополнительный выигрыш общества стал бы равен сумме превышений цен, кᴏᴛᴏᴩые потребители согласны заплатить за последующие единицы выпуска, над предельными затратами.

    Существуют и другие потери в связи с монополией.
    Стоит отметить, что ослабление конкурентного давления на фирму ведет к тому, что перед последней больше не стоит выбор максимально сократить затраты или погибнуть. За счет рыночной власти монополия может компенсировать неэффективную производственную структуру, устаревшие технологии, раздутый бюрократический аппарат и т.п. Завышение затрат под прикрытием монопольной власти — одно из проявлений «Х-неэффективности» . Это понятие было введено в научный оборот американским экономистом X. Лейбенстайном.

    Можно найти и аргументы в пользу монополии. Только что говорилось о завышении затрат, проистекающем из наличия монополии. Возможно, однако, и обратное: именно монопольная власть стимулирует технические, организационные, маркетинговые усовершенствования, поскольку дает гарантию, что полученные результаты не будут немедленно растиражированы конкурентами, но увеличат прибыль монополии. Монополии ведут исследования также и для того, ɥᴛᴏбы защитить контролируемые ими рынки от потенциального вторжения конкурентов, обеспечив себе преимущества в затратах. Не стоит забывать, что важно и то, что монополии имеют большие, в сравнении с конкурентными фирмами, возможности для проведения исследований за счет ϲʙᴏих экономических прибылей.

    С другой стороны, само стремление к монополии (точнее — к получению экономической прибыли от рыночной власти) стимулирует технический прогресс. Вполне понятно, что монополия — меньшее зло, чем технический застой. Так, люди предпочли бы летать самолетами, производимыми монополией, нежели ездить в дилижансах, выпускаемых в условиях совершенной конкуренции. По϶ᴛᴏму правительства большинства стран предоставляют изобретателям права на временные монополии — осуществляют патентную защиту изобретений в течение установленных законами сроков.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что обладание монополией или стремление к ней зачастую ведет к появлению принципиально новых продуктов, снижению предельных и средних совокупных затрат в сравнении с конкурентной ситуацией, что способствует росту общественного благосостояния.

    При рассмотрении этого вопроса необходимо остановиться на трех основных моментах.

    1. Монополия может при тех же самых издержках производства назначить высокую цену при одновременном сокращении объемов производства. Это означает, что монополия использует ре суры менее рационально, чем конкурирующая фирма.

    2. Монополии не заинтересованы в снижении издержек производства, во внедрении достижений НТР. Объясняется это тем, что монополии и без этого могут получать громадные прибыли. Следовательно, при чистой монополии стимулы к внедрению и использованию наиболее эффективной техники и технологии действуют слабо, либо исчезают вовсе. Монополист имеет все основания быть удовлетворенным существующим положением вещей. Вместе с тем монополии, располагая большими финансовыми возможностями и высококвалифицированными кадрами специалистов и разработчиков, могут в случае крайней необходимости развернуть научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрять новую технику и технологию.

    3. В условиях чистой монополии возникает неравенство в распределении доходов. Повышая цену, монополист, по существу, обкладывает частным налогом потребителей и получает дополнительную прибыль.

    Олигополия

    Олигополия является преобладающей формой современной рыночной структуры. Для нее характерно наличие на рынке нескольких крупных фирм-продавцов, которые противостоят множеству покупателей. Обычно на олигополистическом рынке функционируют от 3 до 10 фирм. Это связано с особенностями технологии в некоторых отраслях промышленности. Так, производство автомобилей эффективно только при крупных масштабах производства, обеспечивающих более низкие издержки производства.

    Основные черты олигополистического рынка:

    · наличие на рынке небольшого числа крупных продавцов. Решение вопроса о ценах и объемах производства зависит от других фирм, работающих на этом рынке. Поэтому каждая фирма при определении цен и объемов производства должна учитывать решение фирм-конкурентов.

    · продукция олигополистических фирм может быть стандартизирована или дифференцирована. Стандартизированная продукция преобладает на рынке сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента и др. Дифференцированная продукция – на рынках потребительских товаров, например, автомобилей.

    · Вступление в олигополистический рынок дело сложное. Когда небольшое число фирм господствует на рынках, то вхождение, в этот рынок новых фирм крайне затруднено. Новая фирма должна иметь значительные капиталовложения для создания крупного предприятия. Сегодня общепризнанно, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тыс. легковых автомобилей в год.

    Возникновение новых фирм связано с наличием крупных капиталов, которые появляются под воздействием процессов концентрации и централизации капиталов. Большое влияние на размеры капиталов оказывает НТР. Мелкие фирмы, не обладая крупными капиталами, не выдерживают конкуренции и разоряются. Например, в США в период становления автомобильной промышленности было более 80 фирм. Теперь же осталось 6 фирм, из которых на 3 крупнейшие корпорации («Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер») приходится примерно 90%продаж автомобилей в стране.

    В связи с этим возникновение новых фирм затруднено, так как издержки производства у них должно быть не выше, чем у старых компаний, действующих в отрасли. Поэтому новым компаниям надо иметь более совершенную технику и технологию, надо обладать сырьем, патентами и т.д. Наконец, требуются огромные затраты на рекламу.

    Конкуренция между небольшим числом олигополистических фирм связано с взаимозависимостью конкурентов друг от друга. Если одна фирма снижает цену, то и другие фирмы также будут это делать, а может быть снизят цены даже в большем размере (в %). Здесь надо быть очень осторожным: надо знать издержки производства своих конкурентов, план ответных действий со стороны своих конкурентов на снижение цен и пр., т.е. надо все просчитать.

    В условиях олигополистического рынка создается возможность тайного сговора, т.е. непосредственного или молчаливого соглашения о ценах, рынках сбыта, о недопущении конкурента на рынок. Тайные сговоры могут принимать ряд форм.

    · Картель - письменное соглашение о ценах и про­изводстве, о разделе рынка;

    · Лидерство в ценах : с помощью этой формы олигополисты могут координировать свои действия в области цен, не вступая в прямой сговор. Формальные соглашения и нелегальные встречи при этом не предусматриваются. При «лидерстве в ценах» получает развитие практика, в соответствии с которой господствующая на рынке фирма более или менее автоматически следуют этому изменению. Например, с 1923 по 1941 гг. в США «большая тройка» в области производства сигарет (Рейнольдс, Америкэн и Лиггетт энд Мейерс) производила от 68 до 90% совокупного объема продукции этой отрасли. Она использовала практику лидерства в ценах. С 1946 г. ценообразование на сигареты стало менее жестким из-за антитрестовского законодательства и расширения ассортимента сигарет.

    Ценовой лидер придерживается следующей практике.

    Изменение цены всегда связано с некоторым риском, так как другие конкуренты могут не последовать за лидером. К этой мере прибегают только тогда, когда издержки производства и спрос изменяются значительно и по всей отрасли. Например, в отрасли произошло повышение заработной платы, повысились цены на основное сырье. Это ведет к повышению издержек производства и, следовательно, цен.

    О предстоящем изменении цен лидер сообщает заранее и открыто.

    Часто изменение цен связано со стремлением фирм помешать вступлению в отрасль новой компании. В этом случае отраслевые фирмы могут установить цены ниже уровня максимальной прибыли.

    Чистая монополия - положение на рынке товаров и услуг, характеризующееся наличием только одного продавца данного вида товара или услуги

    Чистая монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта или услуг, у которых нет близких заменителей. Чистые монополии в настоящее время - редкое явление. Чаще встречаются рынки, на которых конкурируют друг с другом несколько фирм. Чистые монополии, как правило, могут существовать только при покровительстве государства. Причем они присущи скорее местным рынкам, нежели общенациональным. Более того, понятие чистой монополии является абстракцией. Имеется много товаров, у которых нет заменителей.

    Характерные черты чистой монополии:

    1. Единственный продавец, абсолютный монополист его фирма единственная в отрасли производящий товар или услугу.

    2. Товар монополии уникален в том смысле, что нет близких или хороших заменителей этого товара.

    3. Монополия самостоятельно устанавливает (диктует) цену на товар (услугу), а покупатель либо вынужден покупать товар по данной цене, либо обходиться без него.

    4. Вхождение в отрасль заблокировано.

    5. Отсутствие конкуренции (неценовая конкуренция).

    Чистый монополист определяет объем производства исходя из своих издержек производства и спроса на товар. Рыночный спрос при монопольном производстве представляет собой отраслевой спрос. При этом, кривая спроса не является совершенно эластичной, как при конкурентном производстве. Она представляет собой традиционную форму нисходящей линии, потому что кривая спроса отдельной фирмы (монополиста) и кривая рыночного спроса одно и тоже.

    Экономические последствия монополии сводятся к следующим:

    · Нерациональное использование ресурсов. При одних и тех же издержках производства монополист сочтет выгодным ограничить объем производства и назначить более высокую цену, нежели конкурентный продавец. Это ограничение объема производства вызывает нерациональное использование ресурсов, так как P>MC. Фирма-монополист до тех пор будет максимизировать прибыль, пока она остается монополистом.

    · Монополия вызывает увеличение неравенства в доходах.

    · Часто при монополизации проводят ценовую дискриминацию.

    · При монополии возможна эксплуатация труда.

    · Издержки монополистов и конкурентных производителей могут быть неодинаковыми. С одной стороны, эффект масштаба позволяет монополисту иметь более низкие издержки производства на единицу продукции. С другой стороны, монополистам свойственна неспособность производить продукт с наиболее дешевой комбинацией вводимых факторов производства. Кроме того, монополисты могут нести определенные затраты, чтобы сохранить монопольные привилегии.

    · По вопросу о том, способствует ли монополия научно-техническому прогрессу, есть две точки зрения: а) монополия более прогрессивна, чем совершенная конкуренция, так как ее способность иметь большую экономическую прибыль обеспечивает финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; б) отсутствие конкурентных фирм и желание монополиста полностью использовать свои производственные мощности ослабляют стимул к осуществлению инноваций.

Новое на сайте

>

Самое популярное