Домой Кредиты онлайн В рыночной экономике государство должно осуществлять. Роль государства в рыночной экономике

В рыночной экономике государство должно осуществлять. Роль государства в рыночной экономике

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Функции государства в рыночной экономике.
Рубрика (тематическая категория) Производство

Лекция 12. Государство в системе макроэкономического регулирования

1. Функции государства в рыночной экономике.

2. Цели и методы государственного регулирования экономики.

3. Роль и функции государства в транзитивной экономике.

В современной рыночной экономике, которая по существу является смешанной экономикой, основным регулятором хозяйственных пропорций выступает рынок. Государственное регулирование играет лишь вспомогательную роль. Оно строится по принципу ʼʼкрайне важно стиʼʼ только в тех сферах, где рыночные регуляторы по разным причинам являются неэффективными и в связи с этим возникает потребность в государственном вмешательстве.

Степень государственного вмешательства в экономику в разных странах с рыночным хозяйством неодинакова. К примеру, в Швеции или Нидерландах государство намного активнее влияет на экономические процессы, чем в США.

Роль государства в экономике проявляется через его функции, множество которых обычно сводят к пяти основным функциям. При этом, первые две из них направлены на создание условий эффективного функционирования рынка, последующие три – связаны с дополнением и корректировкой действия рыночных регуляторов, ᴛ.ᴇ. направлены на устранение недостатков чисто рыночного хозяйства.

1.Государство формирует правовую базу и социальную среду позволяющие рыночной экономике работать эффективно.

2.Государство обеспечивает защиту конкуренции посредством проведения соответствующей антимонопольной политики.

3.Государство перераспределяет доходы с тем, чтобы уменьшить неравенство в доходах различных слоёв населœения.

4.Правительство перераспределяет ресурсы в национальной экономике с тем, чтобы учесть выгоды и издержки от внешних эффектов, а также обеспечить производство общественных блаᴦ.

5.Государство обеспечивает стабильность общего уровня цен и поддерживает в экономике полную занятость.

Вместе с тем, государство в значительной степени координирует и финансирует капиталовложения, создаёт государственный сектор экономики и обеспечивает условия для экономического роста.

Внешние эффекты (выгоды или издержки перелива, экстерналии, эффекты сосœедства) - ϶ᴛᴏ эффекты, возникающие в случаях, когда существует взаимозависимость функции полезности одного субъекта с функцией полезности или производственной функцией другого субъекта.

Некоторые экономисты добавляют к этому определœению ещё один пункт в соответствии с которым взаимозависимость функции полезности и производственной функции не должна быть реализована посредством торговли.

Приносящие пользу (выгоду) внешние эффекты называются положительными или создающими экономию внешними эффектами . Οʜᴎ характеризуются тем, что увеличивают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта͵ ᴛ.ᴇ. для того кто их не производит (не вызывает), но может пользоваться ими. К примеру, пчеловод может принœести пользу сосœедним фермерам, в случае если его пчёлы случайно опылят их растения.

Внешние эффекты являются отрицательными , ᴛ.ᴇ. приносящими издержки (антиполезность) , в случае если они снижают производительность или полезность для некоторого внешнего субъекта͵ который их не производит. Примерами этого вида внешних эффектов бывают многочисленные формы загрязнения окружающей среды и, в частности, - сброс в реку стоков целюлозно-бумажного комбината уменьшает количество рыбы на нижнем участке течения реки, что создаёт отрицательный эффект для рыбаков ведущих промысел на этом участке реки, а также для потребителœей покупающих рыбу.

Общественными благами называются товары и услуги, которые при предоставлении их одному индивиду становятся доступными и другим индивидам без соответствующих затрат с их стороны. По этому признаку (признак не исключительности) общественные блага отличаются от частных благ, потребление которых одним индивидом исключает потребление той же единицы блага другими индивидами. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, для общественных благ характерно неконкурентное потребление. Примерами общественных благ являются уличное освещение, маяк в порту, национальная оборона и др.

По определœению Пола Самуэльсона общественное благо должно быть: 1) неконкурентным в потреблении; 2) обладать свойством не исключительности, ᴛ.ᴇ. , в случае если благо произведено, то производитель не может препятствовать потреблению его кем-то другим. Данные условия исключают возможность возникновения рынка такого блага, так как продавцу не гарантируется, что благо получит только тот, кто заплатил за него. А, поскольку, благо можно получить бесплатно, то никто и не станет платить за него.

Общественные блага часто обладают ещё одним свойством – неделимостью. Οʜᴎ состоят из таких крупных единиц, которые не бывают проданы индивидуальным покупателям (национальная оброна).

Общественные блага обычно производятся в государственном секторе и оплачиваются за счёт обязательного налогообложения.

Функции государства в рыночной экономике. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Функции государства в рыночной экономике." 2017, 2018.

  • - Какова же роль и функции государства в рыночной экономике?

    Вопросы для самостоятельной подготовки 1. Каково происхождение слова «суверенитет»? Является ли суверенитет обяза­тельным признаком государственности? 2. В Х1Х-ХХ вв. на политической карте мира появились новые государства. При­ведите примеры таких государств. Какая... .


  • - Функции государства в рыночной экономике.

    Сколько существует видов иммунитета международной организации, и назовите их? Что означает иммунитет государственной собственности? Назовите все известные в доктрине теории юрисдикционного иммунитета. Сколько существует... .


  • - ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВА В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ

    ТЕМА 15: Государственное регулирование в рыночной экономике 1. Функции государства в рыночной экономике 2. Методы и формы государственного регулированияРоль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на... .


  • - Функции государства в рыночной экономике.

    Характеристика рынков Различия между типами конкурентных рынков Тип рынка Число фирм в отрасли Тип товара Барьеры для входа на рынок Возможности влиять на цены своих товаров Примеры отраслей, действующих на таких рынках Совершенная... .


  • - Задачи и функции государства в рыночной экономике

    В обеспечении нормального функционирования любой экономической системы важная роль принадлежит государству. Государство– форма существования общества, форма его организации, представляющая собой систему общественных институтов и органов управления. Роль...

  • Рязанская государственная радиотехническая академия

    Инженерно – экономический факультет

    Кафедра экономической теории

    Курсовая работа

    Тема: «Функции и роль государства в рыночной экономике»

    Выполнила: студентка

    1курса ИЭФ гр.070

    Болтукова А.А.

    Руководитель: доцент

    Перфильев С.В.

    Рязань, 2001

    Введение……………………………………………………………………………...3

    Глава 1. Роль государства в рыночной экономике………………………………...4

    1.1. Причины государственного вмешательства в экономику………….…5

    1.2. Задачи государственного регулирования………………………………7

    Глава 2. Функции государственного регулирования……………………………...8

    2.1. Стимулирование сбалансированного экономического роста………...9

    2.2. Обеспечение занятости………………………………………………….9

    2.3. Регулирование цен……………………………………………………...10

    2.4.Создание правовой основы……………………………………………..11

    2.5. Распределение ресурсов………………………………………………..11

    2.6. Регулирование рынка труда……………………………………………12

    2.7 Обеспечение социальной защиты……………………………...……....12

    2.8. Сохранение и улучшение окружающей среды……………...………..13

    2.9. Региональная политика………………………………………………...14

    2.10. Реализация национальных интересов………………………………...14

    2.11. Основные направления экономической деятельностигосударства..16

    Глава 3.Методы государственного регулирования рыночной экономики……..17

    3.1. Требования к методам регулирования экономики…………………...17

    3.2. Воздействие на рыночный механизм…………………………………18

    Заключение………………………………………………………………………….21

    Список литературы…………………………………………………………………23

    Введение

    Проблема государственного вмешательства в экономику является, по моему мнению, основной для любого государства, независимо от того, рыночная ли это экономика или же распределительная. Необходимость выполнения государством определенных функций в сфере экономики не отрицает никто. Однако, по вопросам: в каких пропорциях должно сочетаться государственное и рыночное регулирование, и каковы границы и направления государственного вмешательства, существует достаточно широкий спектр теоретических воззрений и соответствующих им практических подходов - от полного государственного монополизма в управлении национальным хозяйством, до крайнего экономического либерализма, когда утверждается, что эффективной может быть только экономика в условиях ничем не ограниченного частного предпринимательства. Между этими крайними вариантами есть ряд промежуточных, например китайский вариант сочетания рыночных и государственных регуляторов, так называемое социально ориентированное рыночное хозяйство ФРГ и Австрии, шведская модель смешанной экономики и т.д.

    Разновидность хозяйства, в котором существовала крайне высокая степень государственного монополизма, была построенная в нашей стране - централизованно управляемая экономика. В ее основе лежало планирование, т.е. централизованное решение вопросов о том, в каком количестве и что производить, какие при этом должны быть использованы ресурсы, в каком объеме затрачен труд и капитал, какова должна быть оплата труда и т.д. Здесь о регулировании говорить не приходится: государству просто некого регулировать. В таком случае речь идет о замещении всего многообразия форм собственности и способов ответа на вопрос "Что, как и для кого производить?", одной единственной формой собственности - государственной, а ответ на основной экономический вопрос - строгой централизацией и распределением. Однако такая система на деле показала свою неэффективность. Задача составления сбалансированного плана практически неразрешима уже в силу своей колоссальной размерности и статичности. Но даже в маловероятном случае появления сбалансированного плана - система, где все действия экономических субъектов расписываются на пять лет вперед, оказывается малоподвижной, плохо приспосабливающейся к изменениям.

    Остается рыночный путь развития. Но в рыночном хозяйстве государству приходится постоянно корректировать свое влияние. Перед государством не стоят такие задачи, как непосредственное производство и распределение ресурсов, товаров и услуг. Но оно не имеет и права свободно распоряжаться ресурсами, капиталом и произведенными товарами, как это делается в распределительной экономике. По моему мнению, государство должно постоянно балансировать, то, увеличивая, то, уменьшая степень вмешательства.

    Рыночная система - это, прежде всего гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики.

    Глава 1. Роль государства в рыночной экономике.

    Прежде всего необходимо определить, что включает в себя понятие государственное регулирование:

    Государственное регулирование экономики представляет собой систему опосредованного воздействия на поведение хозяйственных субъектов и тем самым на экономику в целом путем изменения законодательства, системы налогообложения, таможенных пошлин, валютных курсов, применения других инструментов ограничения или, наоборот, мотивации той или иной деятельности.

    1.1 Причины государственного вмешательства в экономику

    Целесообразно рассмотреть причины государственного вмешательства в эко­номику. Еще в XVIII в. А. Смит определил следующие функции правительства:

    · обеспечение национальной обороны;

    · отправление правосудия;

    · организация общественных работ, невыгодных для частного предпринима­тельства, но необходимых гражданам;

    · образование юношества;

    · сбор налогов для оплаты нужд государства.

    По мере развития раночных хозяйств возникли и обострились экономические и социальные проблемы, которые не могли быть решены автоматически на базе частной собственности. Возникла необходимость значительных инвестиций, малорентабельных или нерентабельных с точки зрения частного капитала, но необходимых для продолжения воспроизводства в национальных масштабах. Отраслевые и общехозяйственные кризисы, массовая безработица, нарушения в денежном обращении, обострившаяся конкуренция на мировых рынках требовали общегосударственной экономической политики.

    По сей день никто не оспаривает необходимость этих функций, кроме того, к ним добавились и новые. Но что особенно показательно, центральные органы вмешива­ются сегодня даже в процесс ценообразования. Ко­нечно, в условиях рыночной экономики они не устанавливают прямо цен на от­дельные товары, как при центральном планировании. Но, регулируя, скажем, процент, взимаемый банками за кредит, они могут ускорять или замедлять общий темп роста цен. Спрашивается, зачем государство берет на себя такие экономические функции, которые в теории «идеально» должен решать рынок? Реальный рынок далек от абстрактной модели совершенной конкуренции, а значит, и от самого совершенства. Поэтому государство вынужденно вме­шиваться.

    Стоит отметить, что среди экономистов нет единого мнения о том, в ка­кой мере и в какой форме государству следует это делать. Одни считают, что оно должно отчасти решать за рынок проблему эффективного распреде­ления ресурсов. Другие, напротив, предостерегают, что ничего путного из та­кого прямого вмешательства не получится и функции государства должны сводиться исключительно к поддержанию правил «рыночной игры», например ограничению власти «диктаторов» на рынке.

    В плановой экономике государство играет решающую роль в определении всех экономических пропорций. При построении системы государственного регулирования экономики здесь господствует принцип «максимальной возможности»: все экономические процессы, которые в принципе поддаются централизованному регулированию, должны управляться центральными органами. Общим для всех стран с плановой экономикой является то, что система государственного управления предстает как основной регулятор хозяйственных пропорций, тогда как в странах с рыночной экономикой оно всегда выполняет вспомогательные функции.

    В рыночной экономике основным регулятором экономических пропорций является рынок. Государственное регулирование играет вспомогательную роль. Оно строится на основе принципа «необходимости»: только в тех сферах, где рыночные регуляторы в силу различных причин неэффективны, допустимо и целесообразно государственное регулирование.

    Как уже отмечалось представления различных экономистов и политиков о том, какие именно процессы могут регулироваться государством и какие – рынком, не совпадают. Поэтому степень государственного вмешательства в экономику неодинакова в различных странах с рыночным хозяйством. Так, например, в Швеции или Голландии государство активнее влияет на экономические процессы, чем в США. В каждой стране сложилась своя модель госрегулирования. Так, в США преобладают налогово-бюджетные методы при небольших размерах собственности. Для Западной Европы характерно сочетание высокой доли государственных расходов в ВВП с наличием (особенно в 50–80-х гг.) значительного госсектора, прежде всего в финансовой сфере и отраслях инфраструктуры. В Японии при относительно небольшой доле бюджетных расходов в ВВП и незначительных размерах госсектора сложилась уникальная система взаимодействия государственных органов и крупнейших корпораций для реализации стратегических целей в экономике.

    Государство в рыночной экономике - это система управления государством рыночной экономикой страны, построенная на необходимости вмешательства государственного регулирования в процесс функционирования рыночной экономики.

    Роль государства в рыночной экономике

    Основным управляющим институтом всех жизнедеятельных сфер общества есть государство. Именно государственными законами регламентируется деятельность всех функционирующих нынешних систем хозяйствования. Государство является как одним из субъектов осуществления рыночной экономики, так и управляющим институтом.

    Институт государственного управления предполагает специфику, позволяющую занимать государству особое положение в системе субъектов рыночных отношений. Это положение можно определить исходя из наличия таких признаков:

    1) Суверенность. Государственная власть является независимой в среде международных отношений и никому не подчиняется в пределах отдельно взятого государства. Она сосредотачивает в своих руках абсолютно все сферы управления.

    2) Государство в условиях рыночной экономики имеет положение монополии в сфере принятия законов, которые есть обязательными для всех, кто находится под юрисдикцией данного государства. Если рассматривать это относительно рыночных отношений, то все субъекты хозяйствования подчиняются нормам, которые приняты и утверждены аппаратом государственного управления.

    3) Существование системы налогообложения. Никто из субъектов рыночных отношений, кроме государства, не имеет права устанавливать законы, регламентирующие круг налогоплательщиков, размеры и сроки выплат различных видов налогов и взносов. При чем налоги обязаны выплачивать не только субъекты коммерческих рыночных отношений, но и граждане, не задействованные в системе продажи товаров и оказания услуг, хоть они и являются в некоторой степени регуляторами рынка.

    4) Государство есть субъектом, который регулирует все сферы жизнедеятельности физических и юридических лиц.

    Значение государства в рыночных экономических отношениях

    Тенденции частого изменения условий рынка порождают массу дискуссий, исходя из которых, роль государства в экономике страны понимается по-разному. При любом изменении рыночных условий государство должно оперативно вмешаться в положение вещей и ввести новые правила, налоги, нормативно - правовые акты.

    Но не всегда такое вмешательство приветствуется субъектами рыночной экономике в лице частных предпринимателей различных масштабов. Чтобы как-то сгладить это вмешательство и сделает его менее болезненным для жизнедеятельности фирм, компаний, организаций, делаются попытки подобрать наиболее приемлемые инструменты вмешательства. Речь идет об оптимизации изданных законов (в частности налоговых), внесении поправок и адаптации действующей законодательной базы под новые рыночные условия.

    Функции государства в рыночной экономике

    Государство имеет некоторые функции, которые как раз и определяют его роль в экономической системе и определяют сферы деятельности государственных структур.

    • Функция правового регулирования - выражается в регулировании государственным аппаратом всех сфер жизнедеятельности субъектов государственных отношений.
    • Защитная - обеспечивает условия гарантий для функционирования коммерческих структур от недобросовестной конкуренции. Такая функция реализуется антимонопольным комитетом.
    • Функция поощрения развития технологий о расширения производства.
    • Прогностическая. Заключается в планировании, прогнозировании и предусмотрении появления некоторых тенденций в сфере коммерческих отношений, которые могут быть нежелательными для отечественного производства и потянуть за собой убытки и снижение рыночной статистики.
    • Функция стабилизации. Государство принимает меры для того, чтобы уравновесить баланс финансовых потоков, организовать новые рабочие места, надежные условия для функционирования предприятий и т. д.
    • Функция регулирования. Регулирует при помощи задействования определенных механизмов и инструментов общественные отношения.

    Правовая функция

    Данная функция является основополагающей, так как из неё истекают условия деятельности и регулирования всех остальных функций и сфер жизни. Эта функция является своеобразным правовым институтом, который уравновешивает правовые конфликты между субъектами управления.

    Производственная функция

    Наличие такой функции обеспечивает гарантии безопасного функционирования производственного процесса в материально - техническом аспекте. Она необходима для создания удовлетворительных условий для производства с целью получения в итоговом варианте продукции высокого качества. В понятие обеспечения нормального функционирования жизнедеятельности всех сфер входит поставка соответствующего сырья для производства, обеспечение фирм необходимыми ресурсами: сырьем, рабочей силой, технологической составляющей, образовательными аспектами и т. д.;

    Особенностью данной функции есть то, что она имеет в себе две составляющие:

    • перераспределение доходов;
    • перераспределение ресурсов.

    Такие операции необходимы для качественного функционирования всей экономической системы страны. Ресурсы и доходы распределяются с целью избежания распространения монопольных тенденций на отечественном рынке (антимонопольная политика государства).

    Функция обеспечения добросовестной конкуренции

    Для обеспечения добросовестной конкуренции государством предпринимается ряд мер, направленных на урегулирование коммерческих запросов субъектов рыночной экономики, создание равных условий для нормального функционирования каждого из них. Это определяет атмосферу качественной конкуренции с целью повышения уровня обслуживания и производимых для рынка товаров.

    Функция стабилизации

    Заключается в принятии таких законов, которые обеспечивали бы равные условия деятельности всех участников рыночных отношений с целью стабилизации. Само понятие стабилизации подразумевает создание новых рабочих мест для не трудоустроенного населения, вследствие чего платежеспособность населения повысится, что позитивно отобразится на условиях функционирования рынка. Но это направление имеет риск, который заключается в непредвиденности развития событий. Что бы расширить масштабы производства необходимо быть готовыми к тому, что так же возрастут и сопутствующие расходы, которые потянут за собой безработицу и обесценивание денег.

    Функция прогнозирования

    Существует для определения приоритетных направлений функционирования отечественного рынка.

    Функция регулирования

    Является объемной за структурой и предусматривает множество аспектов. Эта функция преследует такие цели:

    Регулирование рыночной экономики государством осуществляется путем задействования различных государственных механизмов.

    Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

    Вопрос о роли государства в рыночной экономике в настоящее время является наиболее актуальным. Однако существует примитивизм оценок его функции и значимости, упрощенные толкования роли государства в регулировании экономики. Много споров о соотношении рыночного и государственного регулирования. Исследования, проводимые в последние годы, показывают глобальное возрастание роли государства в организации экономической жизни общества.

    На современном этапе развитие экономики государств происходит по смешанной модели, то есть экономика управляется и регулируется, с одной стороны, естественными объективными законами рыночной экономики (спрос и предложение, конкуренция и т.п.), а с другой стороны, экономика регулируется, направляется в необходимое русло своего движения активным государственным вмешательством на макроуровне. Для этого государство располагает достаточным количеством рычагов управления экономическим развитием страны.

    В докладе Всемирного банка о роли государства в экономике приведены следующие основные функции государства:

    Утверждение основ законности;

    Поддерживание сбалансированной политической обстановки, не подверженной искажениями, включая обеспечение макроэкономической стабильности;

    Финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;

    Поддержание незащищенных групп населения;

    Защита окружающей среды.

    Это фундаментальные задачи, на которых должно быть сконцентрировано внимание государства.

    Отмечая существование различных позиций по поводу экономической роли государства в современном развитии общества, можно признать доказанным и следующее:

    1. Не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях, социально ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства.

    2. Формы, методы, механизмы государственного регулирования не остаются неизменными на протяжении веков. Но государство всегда сохраняет при этом определенные, четко выраженные функции, в числе которых: защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства; антимонопольная политика; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование внешнеэкономической деятельности; обеспечение экономической безопасности страны.

    3. Роль государства качественно меняется на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной, отрегулированной экономики.

    На этапе становления реформ государство должно быть более активным, чтобы старые формы и методы не получили инерционное развитие, способствующее появлению новых сил противостояния реформам, монополизирующее процессы производства.

    4. Можно считать доказанным мировым опытом – масштабы государственного регулирования, его конкретные механизмы и формы существенно различаются от страны к стране. Они отражают влияние исторических традиций страны, ее национальной культуры, масштабы территорий, специфику геополитического положения. Поэтому роль государства в странах Азии может быть иной, чем в Европе; в Скандинавии она отличается от континентальной Европы.

    Таким образом, современная рыночная экономика является регулируемой государством, становится гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

    Для достижения целей экономического регулирования государство располагает мощными рычагами воздействия на рыночную экономику.

    Как не могут осуществить движение средства транспорта и пешеходы без правил дорожного движения, так и не может развиваться экономика без ее правового регулирования.

    Поэтому одной из главных функций государства является правовое регулирование экономики, которое состоит в разработке законов, обеспечивающих:

    А) нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции;

    Б) защиту прав покупателей и интересов общества;

    В) равноправие рыночных субъектов;

    Г) регулирование взаимоотношений между предпринимателями и наемными работниками;

    Д) борьбу с теневой экономикой.

    Для стабильного функционирования рыночной экономики существенное значение имеет создание законодательной базы антимонопольной политики. В виде «антитрестовых законов» впервые в США осуществлено антимонопольное законодательство, которое получило широкое распространение в других рыночно развитых государствах. Высокий уровень монополизации производства и обращения в российской экономике предполагает проведение активной антимонопольной политики, без чего невозможен переход к цивилизованным рыночным отношениям.

    Антимонопольная политика включает следующие административные и экономические меры:

    Контроль над ценами предприятий – монополистов;

    Дезинтеграция крупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

    Поддержка конкуренции, учитывая также импорт товаров иностранных производителей;

    Антимонопольная экспертиза принимаемых законов.

    В условиях рыночной экономики весьма актуальной является дефляционная политика государства.

    Как правило, инфляция, т.е. рост цен, происходит в результате опережения объема платежеспособного спроса по сравнению с объемом предложения (при других стабильных процессах в экономике). Поэтому выбор конкретных мер проведения дефляционной политики у государства весьма ограничен. Государство регулирует доходы населения и стимулирует предпринимательскую активность путем принятия различных мер по оживлению инвестиционной деятельности или ограничению прироста доходов населения. Однако в условиях российской экономики второй путь абсолютно неприемлем ввиду низкого уровня доходов и низкого уровня жизни населения.

    Существенное влияние на инфляционные процессы оказывают регулирование денежного обращения и бюджетная политика. Это главный рычаг государства, который позволяет регулировать совокупный спрос и совокупное предложение и обеспечивать равновесие между ними.

    Экономическая роль государства значительно возрастает в условиях экономического кризиса. Государство активно проводит антициклическую, антикризисную политику - увеличение государственных инвестиций, снижение налогов, организация общественных работ, обеспечение занятости и т.п. Подробнее эта проблема рассматривается в соответствующей теме (см. тему 19).

    Еще по теме 9.1. Экономические функции государства в рыночной экономике:

    1. 18.4. Экономические функции государства: минимально необходимые и максимально допустимые границы государственного вмешательства в экономику

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное