Домой Кредиты онлайн Юнеско отмечает рост мировых расходов на науку. Про расходы на науку в россии

Юнеско отмечает рост мировых расходов на науку. Про расходы на науку в россии

Москва, 25 июля - "Вести.Экономика". Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ составил рейтинг стран по величине затрат на научные исследования и разработки.

Ниже мы расскажем о 10 странах, которые вкладывают в науку больше всего.

1. США: $511,1 млрд

По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) США занимают 11-е место – 2,74%.

По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя США занимают 2-е место - $359,9 тыс.

В 2016 г. численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 1 млн 380 тыс. человек.

2. Китай: $451,2 млрд

По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Китай занимает 15-е место – 2,12%.

По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя Китай занимает 8-е место - $266,6 тыс.

В 2016 г. численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 1 млн 692,2 тыс. человек.

3. Япония: $168,6 млрд

В 2016 г. численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 665,6 тыс. человек.

Япония - одна из стран-лидеров мировой научной мысли. Страна имеет стабильно высокие позиции в самых разнообразных областях, среди которых высокие технологии и автомобилестроение, энергосбережение и робототехника, медицина и исследования космоса.

4. Германия: $118,5 млрд

Основные организации в сфере научных исследований - Немецкое исследовательское сообщество, Общество им. Макса Планка (21 институт), Общество им. Фраунгофера (19 институтов и филиалов) и др. - получают финансовые средства и из федеральных, и из земельных источников.

Однако основной финансовый источник для научных исследований в Германии, как и в других западноевропейских странах, - частный бизнес.

5. Республика Корея: $79,4 млрд

По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Республика Корея занимает 2-е место - 4,24%.

В электронике флагманом корейской экономики служит Samsung, ставшая глобальным IT-лидером.

Все это только часть корейских достижений, еще есть пятый в мире автопроизводитель Hyundai-Kia, второй в мире по выручке сталелитейный гигант POSCO, огромный бизнес LG, простирающийся от химии до телекома, мощное производство вооружений и военной техники.

6. Франция: $62,2 млрд

Научная политика Франции проводится Министерством национального образования, высшего образования и исследований Франции.

Оно разрабатывает и реализует национальные исследования и инновационную политику. Национальное агентство исследований (ANR) занимается передачей и распространением национальных руководящих принципов в науке.

Агентство является одной из организаций по финансированию научных исследований во Франции, бюджет в 2015 г. составил 535 млн евро.

Агентство прежде всего функционирует через объявление конкурсов научных проектов по всем инновационным областям с финансированием на 3 или 4 года.

7. Индия: $50,1 млрд

На сегодняшний день Индия занимает лидирующие позиции в развитии атомной энергетики, оборонных разработок, ядерной программы страны.

Существует центр развития передовых вычислений. В Индии 504 вуза, 185 из них осуществляют подготовку инженеров по техническим дисциплинам.

8. Великобритания: $47,2 млрд

Наука Великобритании в XIX веке считалась ведущей в мире. В XX веке уступила первенство науке США в значимости.

Однако здесь по-прежнему ведется множество важнейших исследований. Больше всего внимания в Великобритании традиционно уделяют естественным и техническим наукам.

Больше 70 британских ученых удостоены нобелевских премий.

В Великобритании было сделано множество важных изобретений и открытий: паровоз, современный велосипед, гребной винт, многоступенчатая реактивная паровая турбина, электромагнит, стереозвук, двигатель внутреннего сгорания, фотография, антибиотики, экстракорпоральное оплодотворение, HTML, HTTP и многие другие.

9. Бразилия: $41,1 млрд

Наука в Бразилии достигла значительных успехов на международной арене за последние десятилетия.

Наукой и техникой в Бразилии заведует министерство науки и техники.

Это министерство также осуществляет прямой контроль над Национальным институтом космических исследований, Национальным институтом амазонских исследований и Национальным институтом технологии.

Министерство также контролирует отдел по управлению в сфере компьютеров и автоматических устройств.

10. Россия: $39,9 млрд

По соотношению затрат на науку в валовом внутреннем продукте (ВВП) Россия с показателем 1,1% отстает от ведущих стран мира и находится на 34-м месте.

По величине затрат на исследования и разработки в расчете на одного исследователя Россия занимает 47-е место - $93 тыс. в год.

Россия в то же время, как отмечают исследователи, остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке.

В 2016 г. численность исследователей (в эквиваленте полной занятости) составила 428,9 тыс. человек.

Однако по численности исследователей (в эквиваленте полной занятости) в расчете на 10 тыс. занятых в экономике Россия находится на 34-м месте.

21 января Владимир Путин проведет заседание Совета при президенте по науке и образованию, где, как ожидается, будут рассмотрены вопросы финансирования российской науки. В период кризиса финансирование этой сферы из бюджета, которое значительно сокращено уже сейчас, планируется урезать еще сильнее, несмотря на существующие указы и поручения президента России.

Все хуже, и хуже, и хуже

Известным фактом является недостаточный уровень финансирования исследований и разработок в России по сравнению не только с наиболее развитыми странами мира, но и с претендующими на лидирующие позиции развивающимися странами. Формально руководство страны понимает неприемлемость такой ситуации: майские указы президента и стратегические документы правительства предусматривают значительное увеличение расходов на науку, в том числе и из средств федерального бюджета. Однако действия властей в кризисный период показали, что наука наряду с образованием и здравоохранением (то есть вложения в будущее страны) играет роль своего рода «заначки», которую в тяжелой ситуации можно использовать для финансирования более приоритетных областей (силовых ведомств и государственного управления).

Максимального уровня (370-380 млрд руб. в год) бюджетное финансирование гражданской науки в России достигло в 2013-2014 годах. Согласно федеральному бюджету на 2016 год, при росте суммарных расходов бюджета по сравнению с 2015 годом на 4,4% расходы на гражданские исследования и разработки составят примерно 300 млрд руб., что на 14% меньше, чем в прошлом году.

Доля расходов на гражданскую науку в расходах федерального бюджета снизилась с 2,6% в 2013 году до 1,9% в наступившем году.

Расходы федерального бюджета были увеличены на 165 млрд руб. буквально перед внесением в Государственную думу, эти деньги будут направлены на нужды силовых ведомства. И без того сильно отставая от США, Японии, ведущих стран Европы и даже Китая по доле расходов на исследования и разработки в ВВП, но опережая любую из этих стран по уровню военных расходов, Россия в этом году еще более усилит диспропорцию между расходами на науку и оборону.

Нефть и кризис

В кризис сложно рассчитывать на резкий рост расходов, однако гражданская наука — по природе своей интернациональная сфера деятельности — проигрывает от падения курса рубля сильнее, чем многие другие сферы деятельности, в силу объективных причин. Пропорционально росту курса доллара и евро

дорожают современное научное оборудование и реактивы, повышается стоимость участия в международных научных проектах и мероприятиях.

Ухудшается и без того не блестящая ситуация с подпиской на ведущие мировые научные журналы, без доступа к которым ученый отрезан от информации о современном состоянии научных исследований и поэтому оказывается в заведомо проигрышном положении по сравнению со своими коллегами за рубежом.

Даже наличие свежих поручений президента — таково поручение от 14 июля 2015 года, требующее зафиксировать долю расходов федерального бюджета на фундаментальную науку в ВВП на уровне 2015 года при формировании проекта бюджета на следующие годы, — не стало препятствием для сокращения расходов на фундаментальную науку. Хотя в проекте бюджета предполагалось выделить на эти цели около 121 млрд руб. (эта цифра в общем обеспечивала выполнение поручения президента), в окончательном варианте закона на фундаментальную науку предполагается потратить менее 111 млрд руб. — меньше, чем в 2015 году.

111 млрд руб. выглядят на первый взгляд заметной суммой — вопрос заключается в том, с чем сравнивать. Выше показано, что даже незначительное в процентном отношении увеличение финансирования силовых ведомств, произведенное в последний момент, в полтора раза превышает весь бюджет фундаментальной науки. Основным получателем денег на фундаментальную науку является Федеральное агентство научных организаций (ФАНО), которому будет выделено 72 млрд руб. на эти цели при общем бюджете в 85 млрд руб. В научных организациях ФАНО работает около 80 тыс. исследователей (всего — более 140 тыс. человек). Для сравнения,

только на обеспечение функционирования президента России и его администрации, председателя правительства и аппарата правительства (не считая аппарата министерств и ведомства), а также Государственной думы и Совета Федерации будет израсходовано 38 млрд руб.

Но приведенные выше цифры финансирования науки не являются окончательными: быстрое падение цен на нефть, вероятно, приведет к 10-процентному сокращению расходов бюджета по большинству статей. Несмотря на все указы и поручения президента, расходы на науку наверняка также будут урезаны.

Счастливое исключение

Для большинства получателей денег на фундаментальную науку бюджет предусмотрен примерно на уровне прошлого года, есть только одно счастливое исключение — Научно-исследовательский центр «Курчатовский институт», который получит в наступающем году 14,6 млрд руб. (примерно в полтора раза больше, чем в прошлом году). Причем нельзя исключить, что эта организация получит дополнительные ресурсы даже при дальнейшем сокращении расходов на науку.

Совсем недавно в СМИ появились сообщения о том, что на ближайшем заседании Совета по науке и образованию при президенте России будет обсуждаться проект концепции Стратегии развития конвергентных технологий, предусматривающей возможность перераспределения до 10% имеющихся бюджетных ресурсов в пользу программы развития конвергентных технологий. Под этим термином подразумевается процесс взаимообогащающего развития пяти групп технологий: нанотехнологий, биотехнологий, информационных технологий, когнитивных технологий и — российское ноу-хау — социо-гуманитарных технологий. Проект концепции Стратегии развития конвергентных технологий, по мнению знакомившихся с ним ученых, содержит множество широковещательных и голословных утверждений (к примеру, о росте вложений в науку в последние годы, о радикальном повышении эффективности управления наукой или существовании в России развитой инновационной экосистемы, стимулирующей трансфер знаний в реальный сектор) и ссылок на Михаила Ковальчука. Авторы концепции утверждают, что к участию в ее реализации будут привлечены в том числе региональные власти и муниципалитеты. Составители документа прилагают все усилия, чтобы доказать, что в России созданы все условия для перехода на качественно новый этап развития конвергентных технологий - этап обеспечения совместной эволюции знаний и технологий, а также особой роли Курчатовского института в этом процессе.

После нас хоть потоп?

Не подлежит сомнению, что быстрая разработка и использование новейших технологий государствами — технологическими лидерами ослабляют позиции тех стран, которые не имеют и не осваивают новые технологии. Однако дальнейшее сокращение расходов на науку при падающем рубле и перераспределение совершенно недостаточных ресурсов под влиянием ничем не подкрепленных обещаний успехов и прорывов только усугубят проблему научного и технологического отставания России.

Для того чтобы окончательно не потерять шанс на вхождение в число развитых научно-технологических держав, необходимо отказаться от дальнейшего сокращения расходов на науку в этом году и начать существенное увеличение финансирования науки уже с будущего года.

Необходимо отказаться от удовлетворения растущих аппетитов видных представителей научно-административной элиты, живущих по принципу «после нас хоть потоп».

Приоритеты государственной научно-технологической политики должны определяться по итогам взвешенного и открытого обсуждения в среде квалифицированных специалистов. Кроме того, государство должно не приноравливать науку к прокрустову ложу нормативной базы, разработанной для совершенно иных сфер деятельности, будь то правила закупок или нормирования труда, а, наоборот, адекватно учитывать особенности науки при разработке проектов законов и иных документов.

Расходы бюджетной системы на науку, государственную поддержку и развитие отраслей экономики

Главное назначение всех звеньев бюджетной системы -- финансовое обеспечение выполнения функций, возложенных на органы власти. В зависимости от характера этих функций формируется система бюджетных расходов.

Расходы (инвестиции) бюджета - денежные средства, направляемые на финансирование функций государства и местного самоуправления.

В зависимости от экономического содержания бюджетные расходы делятся на текущие и капитальные.

Текущие расходы бюджетов -- часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы.

Во всех звеньях бюджетной системы текущие расходы являются преобладающей частью.

Капитальные расходы бюджетов -- часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые предприятия, организации и учреждения в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

Это средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

В составе капитальных расходов бюджетов формируется бюджет развития.

В развитых странах значительная часть научных исследований финансируется из государственного бюджета. Инвестиции в науку считаются приоритетными, так как научные достижения, в первую очередь, определяют духовное, социальное и экономической развитие общества.

В 1991 году Россия тратила на науку 1% ВВП и 3,9% расходной части бюджета, а в 2002 году - всего 0,4% ВВП, 2% федерального и 1% консолидированного бюджетов. Наука стала второстепенной статьей расходов бюджета. мизерное финансирование повлекло за собой нарастание застоя, а затем постепенную деградацию мощной научно-технической системы страны. В настоящее время 90-95% затрат расходуются на оплату труда и коммунальных услуг и лишь 5-10% - на приобретение научного оборудования и развитие экспериментальной базы.

Финансирование НИОКР за счет средств бюджета остается важнейшей составной частью государственного управления научно-техническим прогрессом. Однако в последние годы произошло сокращение выделения средств на эти цели.

При сохранении этих тенденций в дальнейшем произойдет окончательное разрушение единой системы науки, что негативно скажется на многих аспектах жизнедеятельности России.

При формировании бюджетов органы представительной и исполнительной власти определяют получателей ассигнований, методы финансирования государственных фондов научно-технической деятельности, распределение бюджетных средств между федеральными целевыми программами (ФЦП), федеральными органами исполнительной власти, научными организациями, государственными научными фондами.

Основными получателями ассигнований федерального бюджета являются: Министерство промышленности и науки РФ, Министерство образования РФ, другие министерства и ведомства, система научных фондов, а также ряд академий и наиболее значительные высшие учебные и научные заведения. помимо этого, через Министерство финансов РФ финансируются расходы на международные научные и информационные связи, оплату контрактов по закупке научного оборудования, оргтехники, материалов и реактивов, зарубежных научных журналов, а также на обеспечение морских экспедиций, ремонт научно-исследовательских судов для российских академий наук.

Отдельно в классификации целевых статей выделено финансирование разработок перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса.

Классификация видов расходов федерального бюджета на науку предусматривает финансирование:

Федеральных целевых программ;

Конкурсного фонда индивидуальной поддержки ведущих ученых и научных школ;

Создания компьютерных сетей связи и баз данных фундаментальной науки и техники;

НИОКР, выполняемых соисполнителями по договорам в рамках федеральных программ;

НИОКР, выполняемых научными учреждениями, подведомственными головному заказчику, в интересах отрасли;

Ремонта научно-исследовательских судов;

Естественных и технических наук;

Общественных наук;

Организации НИОКР в интересах научно-технического прогресса.

Главный метод бюджетного финансирования научной деятельности - сметный. Затраты на науку складываются из оплаты труда творческого персонала. Условий и материальной базы, содержания аппарата управления и обслуживания. Соответственно общая смета бюджетной научной организации содержит следующие основные разделы:

Свод расходов;

Расчет расходов на содержание аппарата управления;

Расчеты производственных показателей;

Расчеты расходов по статьям затрат;

Распределение объема затрат по видам работ, структурным подразделениям и темам.

Конкретными расходами сметы являются:

1) оплата труда (заработная плата, добавки, прочие денежные пособия);

2) начисления на фонд оплаты труда;

3) приобретение предметов снабжения и расходных материалов;

4) командировки и служебные разъезды;

5) оплата транспортных, коммунальных и других услуг;

6) капитальные расходы;

8) субсидии и текущие трансферты;

9) прочие расходы.

Значительные средства государство выделяет на реформирование научно-технической сферы. Особое внимание при планировании и финансировании расходов федерального бюджета на науку уделяется следующим позициям:

Участие в международных исследованиях;

Международные научные и информационные связи;

Проведение фундаментальных исследований;

Проведение прикладных исследований в области сельского хозяйства, здравоохранения, образования, искусства. Архитектуры и градостроительства;

Проведение медицинских исследований.

Кроме прямого бюджетного финансирования государство оказывает стимулирующее воздействие на сферу науки с помощью различных налоговых льгот, таких как освобождение от НДС, освобождение от налога на имущество, освобождение от земельного налога. Перечисленные налоговые льготы составляют значительные финансовые ресурсы для развития науки в стране.

Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научной и (или) научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов. В порядке долевого участия могут финансироваться также научно-технические программы, сформированные и реализуемые на основе международных и межотраслевых научно-технических соглашений, научно-технические программы создания новой техники и технологий двойного применения. Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ имеют право устанавливать для государственных научных организаций обязательный государственный заказ на выполнение научных разработок.

Научные работы регионального значения могут финансироваться из территориальных бюджетов, региональных фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет средств заинтересованных организаций. Наиболее важные региональные научные и научно-технические проекты, результаты которых предполагается использовать в других регионах, могут полностью или в порядке долевого участия финансироваться за счет средств федерального бюджета.

Расходы на экономические функции составляют третью часть расходов бюджетов РФ: это все ассигнования бюджетов, за исключением средств, используемых на финансирование традиционных государственных функций и социальной сферы. По экономическому назначению указанные расходы должны обеспечивать функционирование государственного производственного сектора и экономическое регулирование национальной экономики. Выражение «расходы на экономические функции» более правильное по сравнению с часто встречающимися в экономической и статистической литературе выражениями «расходы на экономическую поддержку промышленности», «расходы на экономические нужды» или «расходы на народное хозяйство».

Расходы на экономические функции осуществляются федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами. На внебюджетные государственные фонды приходится незначительная доля: их средства направляются на содержание материальной части фондов, инвестиционную деятельность на финансовом рынке.

Исходя из функциональной классификации расходов бюджетов РФ в группу расходов на экономические функции следует включить затраты на:

Промышленность, энергетику и строительство;

Сельское хозяйство и рыболовство;

Охрану окружающей среды и природных ресурсов, гидрометеорологию, картографию и геодезию;

Транспорт, дорожное хозяйство, связь и информатизацию;

Предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий;

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Обслуживание государственного долга;

Финансовую помощь бюджетам других уровней;

Пополнение государственных запасов и резервов;

Мобилизационную подготовку экономики;

Целевые бюджетные фонды производственного назначения;

Прочие расходы.

В целом затраты можно разделить на две группы:

1. Расходы на финансирование государственного сектора - содержание и эксплуатация государственного имущества (дороги, связь и т.д.). размеры и динамика данной группы определяются особенностями социально-экономического положения государства, его историческим развитием и другими факторами, т.е. чем больше госсектор, тем значительнее расходы, и наоборот.

2. Расходы на экономическое регулирование национальной экономики - это затраты: на экономическое реформирование; управление курсом национальной валюты; обслуживание государственного долга; покрытие дефицита бюджета; пополнение страховых запасов и резервов; регулирование финансовой обеспеченности регионов и др. это наибольшая по объему расходов группа, хотя и весьма непостоянная. Такие ее статьи, как облуживание государственного долга, регулирование бюджетов территорий РФ, в значительной степени обусловлены скорее не объективным, а субъективным, политическим характером.

Экономические расходы производятся как из текущего бюджета, так и из бюджета развития. Бюджет развития призван стать важным целевым финансовым инструментом расходов на расширенное воспроизводство и инновации. С его помощью органы государственной власти стимулируют привлечение в дополнение к бюджетным средствам денежных ресурсов частных инвесторов и инвестиционных институтов для реализации проектов по структурной перестройке экономики. Бюджет развития создается во всех структурах бюджетной системы, особенно на федеральном и субъективном уровнях. Удельный вес его в объеме государственных инвестиций страны пока небольшой.

Ассигнования из бюджета развития осуществляются на конкурсной, возвратной, платной и целевой основах. К важнейшим направлениям его использования относятся: производственные капитальные вложения; закупка оборудования в счет иностранных кредитов; финансовая поддержка экспорта; санация предприятий; выплаты по государственным гарантиям, предоставленным зарубежным инвесторам.

Средства бюджета развития идут на финансирование:

Экспортно-ориентированных, импортозамещающих и других инвестиционных проектов российских организаций;

Высокоэффективных инвестиционных проектов;

Инвестиционных программ конверсии оборонной промышленности;

Резервного фонда бюджета развития РФ под ранее предоставленные государственные гарантии;

Прочих инвестиционных мероприятий.

Средства бюджета развития находятся под контролем органов Федерального казначейства. Плата за пользование средствами, предоставленными на возвратной основе, и суммы в их погашение вносятся в доход федерального бюджета. За нецелевое использование средств предприятия уплачивают штраф в размере, установленном законодательством. Средства из бюджета развития предоставляются тем предприятиям, которые не имеют задолженности по ранее выданным кредитам.

Финансирование объектов смешанного инвестирования (за счет средств федерального бюджета, собственных и иных источников) осуществляется в порядке, установленном для предоставления бюджетных ассигнований. Оно может осуществляться как в прямых бюджетных назначениях, так и посредством системы трансфертов и денежных кредитов. Наибольшая эффективность и гибкость достигаются при кредитах и субсидиях.

Целесообразность экономических расходов обусловлена необходимостью глобального регулирования национальной экономики, а также особой важностью ее защиты от негативных внутренних и внешних воздействий в условиях мирового товарно-денежного механизма перераспределения стоимости жизненных ценностей. Регулирование может осуществляться как путем содержания малорентабельных, убыточных сфер производства, финансирования перспективных инноваций, обеспечения баланса расходов и доходов государства, так и перераспределения стоимости между отдельными структурно-территориальными подразделениями страны.

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 25.03.2004) (принята всенародным голосованием 12.12.1993) /// Российская газета, № 237, 25.12.1993

3. Бюджетная система России: Учебник для вузов/ Под ред. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999.-550 с.

4. Фетисов В.Д. Бюджетная система российской Федерации: Учеб. Пособие для вузов.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003.- 367 с.

5. Вахрин П.И. бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - Москва: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003.

6. Бюджетная система РФ: Учебник / О.В.Врублевская и др.; Под ред. О.В. рублевской, М.В.Романовского. - Москва: Юрайт - Издат.,2004.

​19 декабря 2016 года президент Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2017 год и плановый период 2018 и 2019 годов. Расходы на гражданскую науку заметно увеличатся в сравнении с прошлым годом: на эти цели в 2017 году планируется потратить примерно 336 млрд руб. из федерального бюджета по сравнению с примерно 268 млрд руб. в 2016 году. Однако столь резкий рост расходов на гражданскую науку по сравнению с прошлым годом связан всего лишь с восстановлением уровня финансирования прикладных исследований и разработок в рамках космической программы, который примерно в 5 раз снизился в 2016 году по сравнению с 2015 годом.

Стоит напомнить, что в 2014 году на гражданскую науку из федерального бюджета было израсходовано 437 млрд руб. Таким образом, даже без учета инфляции бюджетные расходы на гражданские научные исследования будут почти на четверть ниже, чем три года назад.

Основное направление, на которое выделяются деньги на гражданскую науку вообще и прикладные исследования в частности, на бухгалтерском языке именуется «прикладными научными исследованиями в области национальной экономики». Расходы на эти цели составят 171,4 млрд. Основные расходы по этой статье связаны с финансированием космической программы - 90,2 млрд руб., программы развития гражданской авиационной техники - 24,6 млрд руб., федеральной целевой программы по исследованиям и разработкам - 13,5 млрд руб., электронной промышленности - 9,5 млрд руб., атомного энергопромышленного комплекса - 6,8 млрд руб., медицины и фармацевтики - 6,3 млрд руб.

Заметно меньшие средства на гражданские прикладные исследования пойдут по другим разделам бюджета. На прикладные исследования в области общегосударственных вопросов предполагается выделить 16,7 млрд руб., в области здравоохранения - 16,6 млрд руб., в области образования - 12,7 млрд руб.

На фундаментальную науку из федерального бюджета в 2017 году планируется потратить 117,5 млрд руб. (в 2016 году - 106,4 млрд., в 2014 году - 121,3 млрд руб.). Основным получателем средств предсказуемо будет Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) - оно получит 67,5 млрд руб. по этой статье. Всего же ФАНО будет выделено 74,6 млрд руб., что на 10% меньше, чем в предыдущем году. Федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук » получит чуть более 4 млрд руб.

Финансирование Российского научного фонда увеличится до 17,8 млрд руб. Как и в прошлом году, основную часть средств (12,6 млрд руб.) фонд получит от ОАО «Роснефтегаз». Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ), к которому в прошлом году присоединили Российский гуманитарный научный фонд, получит столько же, сколько два объединенных фонда получили в 2016 году, - 11,6 млрд руб. Финансирование РФФИ остается на том же уровне, что и в прошлом году, несмотря на то что Указ президента № 599 от 7 мая 2012 года требует увеличить его финансирование до 25 млрд руб. в 2018 году.

МГУ им. М. В. Ломоносова в 2017 году планируется выделить на фундаментальные исследования 2,5 млрд руб. (общий бюджет - 12,1 млрд руб.), СПбГУ - 630 млн руб. (общий бюджет - 8 млрд руб.).

РНЦ «Курчатовский институт» в будущем году планируется выделить 13,5 млрд руб. Бюджет института немного уменьшится в сравнении с прошлым годом за счет уменьшения финансирования международного сотрудничества, зато финансирование фундаментальных и прикладных исследований возрастет - до 3 млрд руб. и 9,4 млрд руб. соответственно.

Сильнее всего возрастут расходы на повышение оплаты труда научных сотрудников - они увеличатся с 5,2 млрд руб. в 2016 году до 11,8 млрд руб. в 2017 году. Именно с поставленной в президентском Указе № 597 задачей повышения средней зарплаты научных работников до 200% от среднерегиональной к 2018 году связана серьезная опасность массовых сокращений: для повышения зарплат научных сотрудников до требуемого дорожными картами уровня требовалось бы выделить в несколько раз больше средств. Поэтому, если от институтов будут жестко требовать повышения зарплат научных сотрудников, сокращения, особенно в московских и питерских институтах, неизбежны. В любом случае доля зарплатных средств в расходах на фундаментальные исследования будет возрастать, а денег на обеспечение собственно исследовательских работ больше не станет.

Евгений Онищенко

13.01.2016

15 декабря 2015 года президент Путин подписал закон о федеральном бюджете на 2016 год. Науке он ничего хорошего не сулит: при росте суммарных расходов федерального бюджета по сравнению с 2015 годом на 4,4% (680 млрд руб.) расходы на гражданские исследования и разработки составят 306,3 млрд руб., что на 48,9 млрд руб. меньше, чем в прошлом году. В процентном отношении снижение расходов составляет 13,8%. Таким образом, сокращение финансирования гражданской науки будет даже более серьезным, чем в 2015 году.

Основное направление, на которое выделяются деньги на гражданскую науку вообще и прикладные исследования в частности, на бухгалтерском языке именуется «прикладные научные исследования в области национальной экономики». Расходы на него будут резко сокращены - с 208 млрд руб. в прошлом году до 126,4 млрд в наступающем. Основные расходы по этой статье связаны с финансированием программы развития гражданской авиационной техники - 36,8 млрд руб., федеральной целевой программы по исследованиям и разработкам - 17 млрд руб., прикладных исследований в области космической деятельности - 13,6 млрд руб., электронной промышленности - 10,4 млрд руб., медицины и фармацевтики - 9,8 млрд руб., судостроения - 9,7 млрд руб., атомного энергопромышленного комплекса - 7,8 млрд руб.

Заметно меньшие средства на гражданские прикладные исследования пойдут по другим разделам бюджета. На прикладные исследования в области здравоохранения предполагается выделить 18,8 млрд руб., в области общегосударственных вопросов - 15,1 млрд руб., в области образования - 13,6 млрд руб.

Фундаментальным научным исследованиям повезло больше: их финансирование за счет федерального бюджета сократится с 114,9 млрд руб. в прошлом году до 110,6 млрд руб. в наступающем году. Основным получателем средств предсказуемо является Федеральное агентство научных организаций (ФАНО) - оно получит 67,2 млрд руб. по этой статье. Всего же ФАНО будет выделено 85,3 млрд руб. Осколок прежней РАН - федеральное государственное бюджетное учреждение «Российская академия наук» - получит 4,1 млрд руб.

Московскому государственному университету им. М. В. Ломоносова в 2016 году планируется выделить на фундаментальные исследования 2,5 млрд руб. (общий бюджет - 11,4 млрд руб.), Санкт-Петербургскому государственному университету - 750 млн руб. (общий бюджет - 8,5 млрд руб.).

Российский фонд фундаментальных исследований получит в 2016 году 11 млрд руб. , Российский гуманитарный научный фонд - 1,8 млрд руб. Из крупных организаций главным проигравшим при распределении бюджетных средств выглядит Российский научный фонд: в проекте бюджета на 2016 год предполагалось выделить фонду 15,5 млрд руб., а в окончательной версии бюджета - всего 600 млн руб. Однако реальное финансирование фонда останется на первоначально запланированном уровне - Российский научный фонд уже получил 14,9 млрд руб. от государственного ОАО «Роснефтегаз». Повлияет ли резкое изменение планов по финансированию за счет федерального бюджета на возможности фонда полноценно профинансировать объявленные после получения средств от ОАО «Роснефтегаз» конкурсы, не ясно: решение об их проведении было принято до внесения поправок в бюджет в ходе второго чтения.

Самым успешным из крупных получателей бюджета является Курчатовский институт: ему в будущем году планируется выделить 14,8 млрд руб. (почти на 40% больше, чем в 2015 году). Из них 1,3 млрд руб. пойдет на фундаментальные исследования, а 8,9 млрд руб. - на прикладные.

После нескольких лет трехлетнего планирования впервые - в связи с неопределенностью экономической ситуации - был подписан однолетний бюджет, так что планы правительства на 2017–2018 годы, если они и существуют, не ясны. Более того, продолжающееся падение цен на нефть делает весьма вероятным внесение изменений в закон о бюджете на 2016 год с целью дальнейшего сокращения бюджетных расходов.

Евгений Онищенко, Троицкий вариант

Подразделы

Новое на сайте

>

Самое популярное