Домой Связной Экономика России в начале XXI века. Сторонние материалы: «Россия в начале XXI века

Экономика России в начале XXI века. Сторонние материалы: «Россия в начале XXI века

Геостратегическое положение России в период после развала СССР позволяло и побуждало руководство страны осуществлять дальнейшее развитие государства путем возрождения могущества и достижения цели стать одной из ведущих держав многополярного мира, уверенно преодолевая противодействие традиционных и новоявленных конкурентов и обретая надежных и многочисленных союзников. Насколько преуспела Россия в решении насущных задач первого десятилетия?

В одной из предвыборных статей Владимир Путин пишет: «Россия сегодня по основным параметрам экономического и социального развития вышла из глубокого спада... мы достигли и преодолели показатели уровня жизни самых благополучных лет СССР» (Путин В. В. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»).

Результаты первого десятилетия

Этот бодрый вывод, с одной стороны, приятен, но с другой – он означает, что более 20 лет нашей фактически потеряны. За эти десятилетия остальной мир ушел далеко вперед, а мы радуемся, что удалось вернуться к тому уровню, с которого начиналось падение. Чего здесь больше – радости или грусти. А что говорят на этот счет статистика и другие авторитеты? Посмотрим на таблицы 1 и 2.

Таблица 1

Как видим, имевшиеся возможности были реализованы не лучшим образом. Особенно удручающи показатели, характеризующие главное богатство, – сбережение населения и качество жизни, незначителен рост ВВП и архаична по-прежнему сырьевая структура экономики, что замедляет ее развитие и способность обеспечивать противодействие возрастающим угрозам безопасности страны и каждого ее гражданина.

Таблица 2

Конечно, слишком тяжелы были утраты последнего десятилетия прошлого века, связанные с нечестной приватизацией общественной собственности и бездарной до преступности конверсией военного производства, причинивших большой вред во всех сферах жизнедеятельности общества. Но и должной активности и творчества не было, особенно со стороны тех, в чьих руках оказалось раздробленное богатство страны. На призыв президента России об удвоении ВВП в течение десяти лет они реагировали вяло, предпочитая не инвестировать в реальную экономику, а вывозить за рубеж свои доходы. В то же время Министерство финансов отнеслось к этому призыву скептически, закладывая в прогнозы менее высокие темпы роста ВВП и усердно выводя колоссальные доходы от сырьевого экспорта в Стабилизационный и пришедшие ему на смену фонды. Реальный рост ВВП зачастую превосходил прогнозируемые наметки. К концу периода он замедлился, чему способствовали, во-первых, увод из экономики в «подушку безопасности», хранимую за рубежом, очень значительных сумм, во-вторых, мировой экономический кризис.

«Нужны технологии. Надеяться на то, что нас вытянут нефть и газ, недальновидно, – отметил ректор Финансового университета при правительстве РФ Михаил Эскиндаров. – А деньги, которые не работают, не приносят пользы». В 2008 году расходы госбюджета составили 7,57 триллиона рублей, тогда как в Резервном фонде и Фонде национального благосостояния праздно лежало 7,6 триллиона рублей. Если бы они работали в отечественной экономике, в ее реальных секторах, то предложенное президентом удвоение ВВП было бы достигнуто раньше, а вложение средств в реальную экономику вместо «подушки безопасности» дало бы второе его удвоение. Но не произошло ни второго удвоения, ни реиндустриализации, а кризис поразил нашу экономику гораздо глубже, чем экономику США и Европы.

Заметим, что ситуация не изменилась: при обсуждении в Государственной думе госбюджета на 2013 год оппозиционные партии отмечали стремление Минфина занизить реальные доходы, искусственно показать дефицит, а полученные дополнительные средства от экспорта нефти и газа направить в Резервный фонд, а не на инвестиции, социальные нужды, национальную оборону и национальную безопасность.

Определить экономическую модель

Десять лет назад, оценивая геополитическое положение страны, приводились обобщающие показатели экономической, военной и военно-экономической мощи России и крупнейших стран мира. Их анализ говорил о том, что РФ только по показателям экономического потенциала превосходит Германию, Францию, Англию, Японию, а по величине территории также показатели Китая и США. Однако степень реализации экономического потенциала нашего государства оказалась значительно ниже, чем этих стран, поэтому по обобщающим показателям экономической мощи Россия была слабее приведенных в таблице государств. Внутрисистемные показатели военно-экономической безопасности нашей страны тоже были неутешительными, а системы обеспечения структур военного противодействия угрозам национальной безопасности вследствие крайней ограниченности экономических возможностей государства неадекватны военно-экономическим потребностям сил, противостоящих реальным и потенциальным военным угрозам.

Тем не менее тогда мы считали, что Российская Федерация обладает хотя и сократившимся, но все еще колоссальным экономическим потенциалом. Возрождение ее могущества и возвращение в число наиболее развитых и сильных держав мира было возможно, но лишь при всестороннем учете главного из уроков истории – консолидации общества вокруг базовых общественных ценностей и задач противостояния внутренним и внешним угрозам, с которыми столкнулось наше государство. Особенно надо подчеркнуть настоятельность этой задачи сегодня, поскольку угрозы национальной безопасности значительно возросли, а заметных сдвигов в соотношении сил в пользу России не произошло.

Сейчас Россия сосредотачивается, чтобы достойно ответить на предвидимые вызовы, с которыми сталкивается весь мир: системный кризис, тектонический процесс глобальной трансформации – переход в новую культурную, экономическую, технологическую, геополитическую эпоху. Пока мы пытались уйти из социализма и стать «как все», эти «все» приходили все основательнее к убеждению, что капитализм исчерпал себя. Невозможно перечислить все препятствия и задачи, назовем те из них, которые уже явно определились.

В общем виде надо «завершить создание в России такой политической системы, такой структуры социальных гарантий и защиты граждан, такой модели экономики, которые вместе составят единый, живой, постоянно развивающийся и одновременно устойчивый и стабильный, здоровый государственный организм» (В. В. Путин. «Россия сосредотачивается – вызовы, на которые мы должны ответить»). Такой организм гарантирует суверенитет России и процветание ее граждан. Владимир Путин упоминает также слова о справедливости, достоинстве, правде и доверии. А каков он «такой» организм конкретно?

Коснемся некоторых сторон конкретизации только одной из названных проблем – модели экономики.

Во-первых, надо слезть с сырьевой иглы и перейти на инновационное развитие промышленности, сельского хозяйства и других отраслей реальной экономики. Без этого бесполезно говорить о решении проблем экономики и иных сфер жизнедеятельности. И здесь главная трудность в том, что в той экономике, которую мы выстраиваем, не прикажешь. Нужны другие методы. Частника надо заинтересовать, а государственных чиновников подбирать политически и экономически грамотных, профессионально компетентных, творческих и дисциплинированных.

Во-вторых, необходимо разрушить и устранить возможность сращивания бизнеса с чиновниками, под корень преодолеть коррупцию (раз она признается государственной изменой), но при этом не выталкивая государство из экономики под предлогом его якобы неэффективности, а изгоняя невежд из государственного аппарата, заменяя их честными, экономически грамотными людьми, только тогда экономика станет умной, эффективной. Здесь нужна большая творческая работа юристов и законодателей в области совершенствования хозяйственного права и колоссальная организационная работа.

В-третьих, как воздух, необходимо достижение в стране социального единства. Его не добиться без изменения в разы децильного коэффициента, который составляет 1:15 по России в целом, а в Москве 1:50, в то время как в европейских странах 1:7. Такой разрыв уже грозит бессмысленным и беспощадным бунтом. Социального единства не добиться также без прогрессивной шкалы налогообложения, без солидного компенсационного взноса от дельцов нечестной приватизации и ренационализации той части собственности, характер которой, как показал опыт, требует ее изъятия из частных рук, а также и без ликвидации офшоров. Много требуется изъятий и нововведений, но на все это нужна жесткая политическая воля, а не бодрые предвыборные призывы и обещания.

Размышляя об искомой модели экономики, особенно в плане ОПК, вдруг наткнулся на только что принятый федеральный закон «О Фонде перспективных исследований». Читаем: «Фонд вправе осуществлять приносящую доход деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению цели, ради которой он создан и соответствует этой цели». Читаем еще: «Федеральные органы государственной власти не вправе вмешиваться в деятельность фонда и его должностных лиц». Думаю, что этот закон оказался бы очень подходящим для всей экономики, он направлен на то, чтобы нейтрализовать главный порок рыночной экономики, ориентирующей ее субъектов не на функциональный эффект (результат), а на прибыль. С другой стороны, видим стремление устранить бюрократические препоны, создаваемые зачастую некомпетентными действиями госорганов.

Убежден, что в крайне противоречивой социально ориентированной рыночной экономике очень важно не обезьянничать ни под капиталистическую конкуренцию, ни под плановый социализм, а во всем видеть и соблюдать меру, определяющую переход явлений в новое качество, даже в свою противоположность.

Смотреть вперед на 30–50 лет

В вопросе о реструктуризации и модернизации экономики зачастую мы упрощенно понимаем взаимосвязь экономики и национальной безопасности, в том числе национальной обороны, повторяя мудрые высказывания авторитетов далекого прошлого о том, что финансы – это артерии войны, что для войны нужны три вещи – деньги, деньги и еще раз деньги. Но с тех пор, когда так говорилось, произошли крупные изменения в экономике и военном деле.

Военное строительство ХХ века показало, что с индустриализацией экономики деньги весьма сложно превращаются в военную мощь, что определяющую роль приобретают вопросы структуры экономики, заблаговременной экономической мобилизации и конверсии в процессах взаимопереходов экономической и военной мощи как элементов системы могущества. Советский Союз ярко продемонстрировал эти процессы накануне Великой Отечественной войны и в период конверсии военного производства 90-х годов. Цепи объективных функциональных и временных взаимосвязей отраслей экономики предопределяют эти процессы, и от понимания и учета этих связей в военно-экономической политике зависят колоссальный успех и позорное поражение, возможность «срезать угол» и провалить очередную ГПВ.

Игнорирование этих взаимосвязей в годы конверсии военного производства сделало неизбежным быстрый и столь глубокий крах не только ОПК, но и всей экономики России в 90-е. Такова же причина крайне слабого, неустойчивого процесса возрождения экономики в первое десятилетие XXI века. В этом загадка срывов неолиберальной военно-экономической политики России.

Военная мощь в современных условиях предполагает такие вооружения и военную технику, производство которых возможно лишь при наличии в структуре реальной экономики самых современных отраслей производства, применяющих высокие технологии. Мы спешим озаботиться проблемами постиндустриальной экономики, а на деле скатились к доиндустриальной, утратив машиностроение, электронную промышленность, высокие технологии и высококвалифицированные научные кадры. Аналогична связь других структур, обеспечивающих национальную безопасность, с экономикой и ее структурой. Эту связь нельзя упускать из виду, говоря об «умной» обороне и защищенности от новых угроз, о необходимости смотреть за горизонт лет на 30–50 вперед, выделяя на программы развития Вооруженных Сил и модернизацию ОПК 23 триллиона рублей, но мирясь с засильем сырьевой ориентации экономической политики и оттоком мозгов и капитала за рубеж.

Каковы же показатели, относящиеся к национальной обороне и национальной безопасности в истекшее десятилетие и на перспективу? На этот вопрос проливают свет данные таблицы 3.

Таблица 3

Как видим, расходы на национальную оборону в первом десятилетии нынешнего века не поднимались выше 2,84 процента в ВВП и 18,63 процента в расходах госбюджета и имели тенденцию к уменьшению, а расходы на национальную безопасность соответственно – 2,41 и 11,1 процента. Показатели первых лет нового десятилетия не свидетельствуют об их росте.

Финансовая спекуляция – это торговля финансовыми активами с целью получения прибыли как результата от принятия рыночного риска. Это стало одной из основных форм финансовой деятельности наряду с инвестированием, хеджированием, страхованием и т. п. Поскольку и при инвестициях, и при спекуляциях достигается рост финансов, то происходит какое-то помутнение мышления и вырождение финансовой политики.

Что такое недофинансирование ОПК? Это может быть вынужденной мерой, следствием крайней ограниченности ресурсов. Но это может быть и способом, используемым коррупционерами для обогащения под видом обслуживания оборонных расходов. В такой ситуации военным финансистам приходится брать кредиты у частных банков по баснословным процентам. Расплачивается за них государство, обогащая олигархов и коррумпированных чиновников. То, как приходилось бороться с финансовыми махинациями на ниве недофинансирования оборонных расходов в 90-е годы прошлого века, убедительно показано в монографии бывшего начальника Главного ФЭУ МО генерал-полковника В. В. Воробьева (Воробьев В. В. «Финансово-экономическое обеспечение оборонной безопасности России: проблемы и пути решения». Санкт-Петербург, 2003).

Это особенно важно понимать в условиях перехода страны к социально ориентированной рыночной экономике с плюрализмом форм собственности. Поскольку он происходит, то надо обрести знание и умение работать в условиях рынка, не утратив колоссальных возможностей планомерного регулирования экономических процессов. Почти целое десятилетие существования ОПК в условиях недофинансирования и дробления в интересах приватизации его предприятий, утраты многого из того, что необходимо для обеспечения его адекватности угрозам и надежной конкурентоспособности, обусловили также и провал первых трех государственных программ вооружения в истекшем десятилетии. Это заставляет переосмыслить отношение к финансово-экономическим технологиям, понять их огромную как разрушительную, так и созидательную силу и умело использовать ее для созидания.

Речь идет о роли и месте военно-финансовой составляющей в системе определяющих факторов и о том, как предотвратить ее отрыв от военной, экономической и военно-экономической политики, как обеспечить выполнение их функционального предназначения. Главное состоит в том, чтобы добиться адекватности военно-финансовых и военно-экономических интересов, исключить преувеличенное влияние узковедомственных и частных интересов. Надо обеспечить сочетание функциональных целей и экономических интересов в системе контрактов субъектов военно-экономических отношений, разработав в хозяйственном праве правила игры, приемлемые для сторон, и создав приемлемый для них механизм принуждения в виде экономических санкций, норм юридической ответственности, вводя новые формы экономических отношений, институциональные новшества, современные рыночные технологии.

Одно из наиболее действенных средств и путей к цели – создание, а по сути возрождение разрушенных приватизацией и конверсией военного производства крупных интегрированных структур в ОПК.

31 января 1999 г. Президент РФ Б. Н. Ель-цин во время новогоднего Обращения к гражданам России объявил о своей отставке. Обязанности президента, в соответствие с Конститу-цией, возлагались на Председателя Правительства В. В. Путина, а но-вые президентские выборы назначались на май 2000 г.

Началась интенсивная работа по совершен-ствованию всех общественных структур. 2000 г. Россия приобрела ряд призна-ков, присущих «не федеративному, а децентрализованному», конфе-деративному государству. Ослабление Центра не позволяло ему про-водить в регионах России эффективный социально-политический и экономический курс. Поэтому насущной стала задача укрепления ста-рой и создание новой «вертикали власти». С этой целью уже в мае 2000 г. Указом Президента РФ на территории России создано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не были ни новыми административными единицами, ни тем более субъектами Федерации. Их возглавили полномочные представители президента, на которых возлагалась обязанность координировать деятельность ме-стных органов власти на основе общероссийского законодательства, добиться неукоснительного исполнения Конституции России всеми субъектами Федерации. Развернулась большая работа по приведению региональных правовых актов (конституций, законов, указов) в соответствие с общефедеральными нормами.

На повышение эффективности государственного управления была направлена и реформа верхней палаты Федерального Собрания России - Совета Федерации, в который входили главы исполнительной власти (президенты, губернаторы) и законодательных собраний субъек-тов Федерации. В 2000 г. места руководителей республик, краев и обла-стей стали постепенно занимать их представители, которые теперь работали в Совете Федерации на постоянной основе. Бывшие члены Совета Федерации вошли в состав созданного Государственного сове-та - нового совещательного органа при Президенте РФ.

В 2000-2003 гг. изменились отношения между Государственной Думой и органами высшей исполнительной власти. Удалось преодо-леть характерную для ельцинской эпохи конфликтность между парла-ментом и президентом. В Думе сформировалось устойчивое пропрези-дентское большинство, стоящее на центристских позициях. В 2000 г. его составляли фракции «Единство», «Отечество - вся Россия», «На-родный депутат» и группа «Регионы России», которые вместе распо-лагали 235 мандатами. Это позволяло президенту проводить более ак-тивную политику, опираясь на поддержку законодателей.

Дан был новый импульс реформе Российской армии. В соответствии с «Планом строительства Вооруженных сил РФ» (январь 2001) предус-матривался рост их финансирования при сокращении личного состава; запланировано оснащение войск современной и перспективной боевой техникой. К 2010 г. предполагается перейти преимущественно на кон-трактную основу комплектования армии. В процессе экспериментов 2001- 2004 гг. отрабатывались элементы этой программы. В июне 2002 г. был принят закон «Об альтернативной гражданской службе».

Произошли значительные структурные изменения в системе орга-нов государственной безопасности. В 2003 г. Федеральной службе безо-пасности возвращены Федеральная погранслужба (ФПС) и Федераль-ное агентство правительственной связи (ФАПСИ). Расформирована Федеральная служба налоговой полиции (ФСНП), налогово-фискальные функции которой переданы в МВД.

Активизировалась работа по совершенствованию организацион-ных и правовых основ деятельности других звеньев государственного аппарата. Модернизируется судебно-правовая система: в 2002 г. при-няты новые акты, регулирующие деятельность суда и адвокатуры, интенсивно вносились поправки в действующие кодексы. В 2003 г. под-готовлены акты, определяющие основные параметры административ-ной реформы, призванной четко определить перечень полномочий различных уровней власти и обеспечить их необходимыми финансо-выми источниками.

Широкая поддержка антитер-рористической операции федеральных сил в Дагестане и Чечне осе-нью 1999 г. отразила стремление россиян к избавлению от беспредела, обеспечению безопасности, наведению порядка, утверждению стабильности в обществе. Вновь избранный президент придавал большое значение преодолению разобщенности, достижению национального согласия, развитию структур гражданского общества в России.

После долгих лет острых дискуссий в декабре 2000-го по предло-жению президента Дума утвердила государственные символы России. Ими стали: герб в виде двуглавого орла и трехцветный флаг; за Воору-женными силами сохранялись красные знамена советской эпохи; в качестве музыкального символа был возвращен созданный в годы Великой Отечественной войны гимн А. В. Александрова с новыми сло-вами того же автора - С. В. Михалкова. Такое сочетание элементов символики имеет целью объединить различные эпохи истории Рос-сии, примирить сторонников различных политических настроений, продемонстрировать преемственность и новизну в развитии страны.

Весной 2001 г. Госдума приняла новый закон о политических парти-ях. Его идея состояла в том, чтобы партии были не узкими регио-нальными объединениями, а являлись выразителями интересов граж-дан в государственном масштабе. Поэтому все существующие долж-ны в течение двух лет пройти перерегистрацию, чтобы доказать свое право выступать от имени граждан в качестве общефедеральных объе-динений.

В 2000-2004 гг. большое внимание в публичной политике уделя-лось укреплению института президента, который рассматривался не только как высшее должностное лицо, но и один из сплачивающих общество личностных символов. Президент и правитель-ство налаживали конструктивный диалог с организациями, отражаю-щими интересы различных корпоративных и других структур.

Уже вскоре после избрания президент провозгласил необходимость «равноудаления олигархов» от власти, т.е. ликвидации необоснован-ных привилегий и, следовательно, доходов, которые имели некото-рые предприниматели за счет «особых» отношений с чиновничеством и политиками. Власть стремилась создавать равные «правила игры» для всех участников хозяйственной деятель-ности.

Улучшению делового климата способствовало принятие в конце 2000 г. новых Налогового и Таможенного кодексов, а также добавле-ний в Гражданский кодекс РФ. Шкала налогов снижена с 30 до 13% и стала самой низкой в Европе, что создало предпосылки для выхода многих секторов экономики из «тени». Уменьшены таможенные ввоз-ные пошлины. Эти меры уже привели к заметному пополнению казны за счет налогов и таможенных сборов в 2001 г. Но обсуждаются и пути дальнейшей оптимизации налоговой системы.

В 2000-2003 гг. сделаны важные шаги к углублению рыночных преобразований в секторах, которые называют «естественными мо-нополиями». Уже осуществленные и намечаемые преобразования в управлении нефтяной, газовой индустрией, электроэнергетикой, в системе железнодорожного транспорта и сфере жилищно-коммуналь-ного хозяйства направлены на создание конкурентной среды, при-влечение инвестиций, что должно привести к качественному улучше-нию положения в этих областях. Многие министры экономического блока правительства исходили из того, что государственное управле-ние неэффективно «по определению» и потому государство должно оставить в своей собственности лишь те объекты, которые необходи-мы для реализации его функций. На этой основе проводилась даль-нейшая приватизация государственных предприятий, которая посте-пенно охватывала новые отрасли.

Огромное экономическое, а также политическое значение имело принятие Думой в сентябре 2001 г. нового Земельного кодекса, закре-пившего право собственности на землю и определившего механизм ее купли-продажи. Документ не затрагивал лишь земли сельскохозяй-ственного назначения. Однако уже в июне 2002-го парламент одобрил закон «Об обороте земель сельхозназначения», который санкциони-ровал куплю-продажу и этой категории угодий. Принятый акт срав-нивали по значению с реформой Александра II. На улучшение ситуа-ции в аграрной сфере направлено льготное кредитование аграрных предприятий, увеличение поставок техники, некоторые протекцио-нистские меры.

В 2000-2004 гг. руководство страны не раз высказывало озабочен-ность по поводу «сырьевого крена» в развитии российской промыш-ленности. В качестве стратегической поставлена задача добиться про-гресса в отраслях, базирующихся на современных технологиях и про-изводящих наукоемкую продукцию. Указывалось на необходимость обеспечить прорыв на тех направлениях, где российская наука соответствует мировому уровню.

В этой связи государство стало уделять больше внимания оборон-но-промышленному комплексу (ОГЖ), в котором традиционно со-средоточен колоссальный высокоинтеллектуальный потенциал. Рас-ширение финансирования и начавшиеся в ОГЖ преобразования на-правлены на решение проблем как военного, так и гражданского характера.

Новые инициативы экономической политики уже дали положи-тельный эффект. В течение трех последних лет государственный бюд-жет сводился с профицитом. Это дало возможность поставить вопрос о подготовке перехода страны к устойчивому и более динамичному экономическому развитию.

Позитивные перемены в народном хозяйстве позволили значи-тельно усилить социальную направленность проводимой политики. Уже к концу 2000-го удалось погасить большую часть многомесячной за-долженности по зарплате, пособиям и пенсиям. В 2001-2004 гг. не-сколько раз повышалась зарплата различным категориям работников бюджетной сферы, увеличены пенсии. Постепенно стали расти реаль-ные доходы граждан. Появлялись новые рабочие места, что только в 2001 г. привело к сокращению числа безработных на 700 тыс. человек. Приняты новый Трудовой кодекс, пакет законов по пенсионной ре-форме. На перспективы социального развития благотворное влияние оказывает увеличение ассигнований на поддержку учреждений на-уки, культуры и образования. Особое внимание правительство уделяет модернизации средней и высшей школы.

Летом 2000 г. началась административная реформа. Было создано 7 крупных округов: Центральный, Южный, Северо-Западный, Приволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, включившие в свой состав сохраненные 89 регионов. Во главе каждого округа президент поставил своих полномочных представителей, среди которых первоначально преобладали генералы. На полномочных представителей легла задача координации деятельности местных органов власти с усилиями федерального правительства, контроль за бюджетным финансированием. Была проведена большая работа по приведению в соответствие местного законодательства с федеральным. С 2002 г. изменился состав Совета Федерации. Из него были выведены губернаторы и главы администраций. Губернаторы образовали новый совещательный орган при Президенте России - Государственный совет. А в Совет Федерации - верхнюю палату Федерального собрания - вошли по два представителя от 89 регионов России -" от законодательного и исполнительного органа каждого из этих регионов. В экономической области началась налоговая реформа. Вместо существовав­шего прогрессивного налога, достигавшего 30%, вводился единый социальный налог с физических лиц в размере 13%. Одновременно отменялись различные налоговые льготы. В первый президентский срок Путина регулярно повышалась заработная плата работникам бюджетных организаций и предприятий, увеличился минимальный размер оплаты труда и соответственно стипендии студентов, повысился прожиточный минимум на душу населения, а также оклады военнослужащих и размеры пенсий. С 2001 г. началось постепенное проведение военной реформы. Среди ее задач: постепенное сокращение численности Вооруженных сил России на 20%, перевод ряда воинских частей на контрактную основу. С 2004 г. начал действовать механизм оформления альтернативной службы. В 2001 г. были утверждены Гимн, Герб и Флаг Российской Федерации. Критики Путина обращали внимание на то, что рост доходов населения отставал от темпов роста инфляции и платы за коммунальные услуги. От снижения налоговых ставок, по мнению аналитиков, выиграли только богатые. Путину постоянно вспоминали его «кэгэбэшное» прошлое и обвиняли в стремлении установить жесткий контроль над средствами массовой информации, региональными органами власти через полномочных представителей. Оценку Путину фактически выставили избиратели. Если в марте 2000 г. за него проголосовало 52% избирателей, то в марте 2004 г. Путин получил более 70% голосов российских избирателей. Абсолютное большинство на выборах в IV Государственную думу в декабре 2003 г. завоевала партия «Единая Россия», которую В. В. Путин однозначно поддержал. В стране возникла новая политическая ситуа­ция: президент, парламентское большинство и правительство принадлежат к одной «команде».



Начало XXI века в России становится временем экономического восстановления и социально-политической стабилизации. Приход к власти Владимира Путина ознаменовывается массивным увеличением мировых цен на энергоносители, что приводит к сверхдоходам от экспорта нефти и газа, экономическому профициту, а так же резкому, скачкообразному росту уровня жизни населения.Параллельно, Россия сталкивается с проблемой исламского терроризма, в сочетании с проблемами сепаратизма в отдельных российских республиках. Российскими спецслужбами был проведён ряд блестящих антитеррористических операций, в ходе которых большая часть боевиков была поймана, либо уничтожена.
В феврале 2007-го года, на конференции по вопросам политики безопасности в Мюнхене, Владимиром Путиным произносится речь на тему чрезмерного доминирования военного блока НАТО и давления им на Россию. С этого времени отношения России и США стремительно охлаждаются. В 2008-м году президентом страны избирается Дмитрий Медведев, в то время как бывший президент - Владимир Путин, назначается премьер-министром страны. 2008-й год запомнился участием России в вооружённом конфликте с Грузией в Южной Осетии, в ходе которого Российская Федерация применила вооружённые силы для деэскалации конфликта. В этом году так же начинается мировой финансовый кризис, оказавший очень негативное влияние как на мировую, так и на Российскую экономику. Однако, при этом, период правления Медведева характеризуется стабильным ростом экономических показателей, что в основном связано с продолжающимися тенденциями к росту цен на нефть.

2011-й год - это период роста протестных настроений в стране, вызванных негативной реакцией населения на прошедшие выборы в государственную думу, подвергнувшиеся критике и обвинениям в фальсификации их итогов. Оппозиционные силы собирают крупнейшие протестные митинги, названные «маршем миллионов».
В 2012 Владимир Путин на первом же туре выборов был переизбран президентом Российской Федерации, с подавляющим перевесом в голосах.

В 2014-м, в ходе кризиса власти на Украине, республика Крым, после проведения референдума, официально вошла в состав Российской Федерации, что было подвергнуто массивной критике со стороны мирового сообщества и привело к введению антироссийских санкций многими мировыми державами. Так же, правительство Владимира Путина подвергается обвинениям в поддержке сепаратистского движения на Юго-Востоке Украины. Многими журналистами данный этап отношений между Россией и Западом рассматривается как новый этап «холодной войны» и поворотным моментом в жизни России в двадцать первом веке.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

    Президент России В.В. Путин, его действия по укреплению власти и проведенные политические реформы. Создание новых национальных символов России. Экономика в начале XXI века. Ход войны в Чечне. Внешняя политика государства. Российско-грузинский конфликт.

    презентация , добавлен 23.02.2014

    Экономическое и политическое положение России в конце 19-начале 20 века. Аграрная реформа, сущность и содержание. Методы и итоги реформы. Реформирование образования. Создание земств. Судебные новации. Реформы в промышленности. Оживление промышленности.

    курсовая работа , добавлен 30.10.2008

    Государственный и политический строй России. Изменения в общественном строе России в начале XX века. Политическая ситуация в России. События первой русской революции. Оформление конституционной монархии. Источники и развитие права в начале XX в..

    контрольная работа , добавлен 18.10.2008

    Государство и право в период первой русской революции и конституционной реформы. Свод основных государственных законов 1906 года. Изменения в праве в начале ХХ века. Государственно-правовые реформы П.А. Столыпина и чрезвычайное законодательство.

    презентация , добавлен 23.02.2014

    Изучение общественного строя России в начале XIX века и определение предпосылок развития государственной системы. Изменения государственного механизма, социально-экономические и законодательные реформы. Кодификация и отраслевая систематизации норм права.

    контрольная работа , добавлен 27.12.2013

    Преобразования государственного строя. Характеристика самодержавия. Анализ развития самодержавия на Руси. Преобразования, проводимые в начале ХIX века. законодательство первой четверти XIX века. Право в начале XIX века. Работа Государственного совета.

    реферат , добавлен 15.07.2008

    Феодальные пережитки, незавершенность реформы 1861 г., положение крестьян в России в начале ХХ века как предпосылки для проведения аграрной реформы. Политико-правовые принципы П.А. Столыпина; содержание, законодательное оформление и последствия реформы.

    курсовая работа , добавлен 07.05.2012

Президент России В. В. Путин, укрепление российской государственности, политические реформы, обеспечение гражданского согласия и единства общества, новые государственные символы России, экономические реформы, экономика и социальная сфера страны в начале XXI века, усиление борьбы с терроризмом, чеченская проблема, разработка новой внешнеполитической стратегии, выборы 2003–2004 годов, разработка стратегии развития России до 2020 года, президентские выборы 2008 года.

Президент России В. В. Путин.

Второй Президент России Владимир Владимирович Путин родился 7 октября 1952 г. Окончив юридический факультет Ленинградского государственного университета, он с 1975 по 1991 г. служил в органах государственной безопасности. В 1991-1996 гг. работал в мэрии Санкт-Петербурга, был вице-мэром города, затем перешел в аппарат Президента России, где за короткий срок прошел путь до первого заместителя главы администрации.

В 1998 г. Путин был назначен директором ФСБ. Летом 1999 г. он был утвержден председателем правительства России. На президентских выборах 26 марта 2000 г. В. В. Путин уже в первом туре одержал победу и был избран Президентом. 7 мая 2000 г. он вступил в должность. Главой правительства Российской Федерации был утвержден М. М. Касьянов - первый вице-премьер в правительстве Путина. В. В. Путин показал себя сторонником сильной государственной власти, являющейся залогом любых прогрессивных преобразований в России, поэтому и первые шаги нового Президента были направлены на укрепление авторитета и роли государства в жизни общества, наведение должного порядка.

При этом демократический выбор, сделанный страной в 90-е гг., никогда не подвергался сомнению.

Укрепление российской государственности. Политические реформы.

Для укрепления роли федерального Центра Президент учредил 7 федеральных округов - Центральный, Северо-Западный, Южный, Поволжский, Уральский, Сибирский и Дальневосточный, что стало началом реформы системы местного управления. Главами округов были назначены полномочные представители Президента. В короткий срок удалось решить чрезвычайно важную задачу: привести местные законы в соответствие с Конституцией России и федеральным законодательством. В округах были созданы органы прокуратуры и внутренних дел. Более 3,5 тыс. нормативных актов, принятых в субъектах Федерации, не соответствовали Конституции России и федеральным законам, 4/5 из них были приведены в соответствие.

Эти меры позволили усилить роль Центра на местах, укрепить Федерацию, возродить единое законодательное пространство России. По инициативе Президента была проведена реформа Федерального Собрания. Совет Федерации стал формироваться не из губернаторов, а из представителей регионов, избранных их законодательными органами и назначенных главами администраций. Эти решения усовершенствовали федеративное устройство России, позволили преодолеть наиболее острые противоречия, существовавшие между Центром и регионами.

Был создан Государственный совет, в состав которого вошли главы регионов. Его целью было выдвижение и обсуждение общенациональных проектов. Совершенствовалась и российская многопартийная система. Принятый Закон о политических партиях признал таковыми лишь те организации, которые имеют массовую поддержку населения. В результате значение политических партий в жизни страны усилилось.

Была начата судебная реформа, в ходе которой появились суд присяжных, институт мировых судей и судебных приставов, из судебного процесса были выведены народные заседатели. В короткий срок была завершена работа по кодификации российского законодательства.

Была заметно ускорена военная реформа, целью которой провозглашалось создание профессиональной, хорошо вооруженной и обученной Российской армии к 2015 г.

Мы уже два года говорим о сокращении избыточных функций госаппарата. Ведомства по вполне понятным причинам цепляются и будут цепляться за эти функции. Но это, конечно, не повод откладывать реформу... Председателю Правительства следует представить обоснованные предложения по реструктуризации системы исполнительной власти... Необходимо устранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.

Обеспечение гражданского согласия и единства общества. Новые государственные символы России.

Одним из основных направлений деятельности Президента В. В. Путина стало обеспечение общественного единства и согласия. Не разделяя общество на «своих» и «чужих», сторонников и противников реформ, он осуществил ряд мер, способствовавших объединению общества. Бесплодная борьба по вопросам о государственной символике России продолжалась почти 10 лет. Президент предложил компромисс, способный сблизить позиции различных слоев общества. В декабре 2000 г. Государственная дума утвердила закон о национальных символах России. Трехцветный бело-сине-красный флаг и герб в виде двуглавого императорского орла напоминают о тысячелетней истории России. Красный флаг Победы нашего народа в Великой Отечественной войне стал флагом Вооруженных сил. Государственный гимн, положенный на музыку Гимна СССР, символизирует единство поколений, неразрывную связь прошлого, настоящего и будущего нашей страны.

Регулярно проходят встречи Президента с лидерами думских фракций. Обмен информацией о действиях и планах высших органов власти, совместный поиск политических решений повышают эффективность государства.

Деятельность Президента вызвала одобрение общества: к концу первого срока пребывания на высшем государственном посту В. В. Путина поддержали около 80 % россиян. На выборах в Государственную думу в декабре 2003 г. избиратели отдали большинство голосов за партию «Единая Россия», поддержанную Президентом.

Экономические реформы. Экономика и социальная сфера страны в начале XXI в.

В экономической жизни страны произошли заметные перемены. Россия прекратила внешние заимствования, начала выплачивать долги по своим обязательствам.

Собранию. 2000 г.

Мы привыкли смотреть на Россию как на систему органов власти или как на хозяйственный организм. Но Россия - это прежде всего люди, которые считают ее своим домом. Их благополучие и достойная жизнь - главная задача власти, любой власти. Однако сегодня в нашем доме далеко от комфорта. Еще очень многим трудно растить детей, обеспечивать достойную старость своим родителям. Трудно жить... Сегодняшние экономические показатели выглядят оптимистично только на фоне вчерашних... И они весьма скромны по сравнению с другими странами, которые развиваются и гораздо быстрее, и гораздо устойчивее, чем мы. Нынешний рост лишь в небольшой степени связан с обновлением экономического механизма. Во многом он является результатом благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры... России нужна экономическая система, которая конкурентоспособна, эффективна, социально справедлива; которая обеспечивает стабильное политическое развитие... Основными препятствиями экономического роста являются высокие налоги, произвол чиновников, разгул криминала. Решение этих проблем зависит от государства... Неэффективное государство... является главной причиной длительного и глубокого экономического кризиса...
К сожалению, деловой климат в нашей стране улучшается слишком медленно и пока остается неблагоприятным. Предпринимательские риски и налоги - высоки. Механизмы регистрации предприятий - сложны, проверки - бесконечны...

В начале XXI в. экономика России продемонстрировала темпы роста, которых страна не знала 30 лет.

По инициативе Президента была осуществлена налоговая реформа. В 2001 г. введен единый 13 %-ный налог на доходы населения, снижен налог на прибыль предприятий и организаций. В результате стала постепенно решаться задача вывода из тени реальных доходов населения. Были приняты законы о поддержке малого и среднего предпринимательства.

Начата аграрная реформа. Появились законы о купле-продаже земли, новом порядке наследования имущества и др. Это был важный шаг на пути к формированию рынка и новой социальной структуры общества.

Были приняты меры по ограничению власти естественных монополий - гигантских объединений, занимающих исключительное положение в производстве важнейших источников сырья, электроэнергии, а также на транспорте (таковы прежде всего Газпром, российское акционерное общество «Единая энергетическая система России», Министерство железнодорожного транспорта). Новый курс проводился в отношении олигархов, как с 90-х гг. стало принято называть представителей крупного бизнеса, пытающихся определять политику государства. Сотрудничая с ними, государство в то же время последовательно лишало их возможности вмешиваться в вопросы, относящиеся только к его ведению, внимательно следило за соблюдением Налогового кодекса.

В 2001 г. с учетом неблагоприятных тенденций в международной обстановке стали увеличиваться расходы на оборону страны, разработку новейших образцов вооружения и техники. В июле 2001 г. Россия третьей в мире (после США и Японии) создала суперкомпьютер, выполняющий 1 трлн операций в секунду. Открыты перспективы разработки новейших информационных технологий и средств коммуникаций. Мировые цены на нефть в начале XXI в. держались на высоком уровне. Доходы государственного бюджета выросли. Правительство смогло не только рассчитаться с международными кредитными организациями, но и решить ряд социальных задач. Проект бюджета на 2002 г. впервые за историю России предусматривал превышение расходов на образование над военными затратами. В мае 2002 г. золотовалютные резервы страны впервые за долгие годы составили 40 млрд долларов, а в начале 2007 г. превысили 330 млрд долларов.

Из послания Президента России В. В. Путина Федеральному Собранию. 2002 г.

Наши цели неизменны - демократическое развитие России, становление цивилизованного рынка и правового государства...
...Самое главное - повышение уровня жизни нашего народа, создание условий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги...
...Удовлетворяет ли нас достигнутое? Наш ответ - конечно же нет, еще раз нет. Для головокружения от успехов нет никаких оснований. Экономические проблемы России никуда не делись. Бедность только немножко отступила, но продолжает мучить еще 40 миллионов наших граждан...

Правительство России приступило к реализации мер по модернизации (совершенствованию и обновлению) системы образования и здравоохранения. Увеличились государственные расходы на развитие науки, особенно ее наиболее перспективных направлений. Неоднократно повышались пенсии по старости, инвалидности, увеличивался размер минимальной зарплаты работников бюджетной сферы. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

Усиление борьбы с терроризмом. Чеченская проблема .

В. В. Путин вступил в должность главы правительства в августе 1999 г. Через несколько дней чеченские боевики вторглись в Дагестан, провозгласив создание исламского государства. Однако население Дагестана с оружием в руках встало на пути боевиков. По инициативе Путина началась контртеррористическая операция. Сепаратисты были вытеснены с территории Дагестана. Чудовищным ответом боевиков были взрывы жилых домов в Буйнакске, Москве и Волгодонске. Погибли сотни невинных людей.

Осенью 1999 г. федеральные войска вновь вошли в Чечню и в короткий срок взяли под контроль важнейшие населенные пункты. Лидеры террористов обращались за помощью к международным организациям, которые стали предлагать посреднические услуги в решении внутрироссийской проблемы. В Чечне наряду с боевыми операциями правительство России развернуло работу по восстановлению разрушенных городов и сел, налаживанию мирной жизни. Были сформированы новые органы управления, открыты представительства федеральных органов власти, созданы отряды местной милиции.

Лидеры сепаратистов перешли к методам партизанской войны. Они попытались использовать для атак на федеральные силы территорию Грузии, активизировали попытки привлечь на свою сторону мировое общественное мнение. С их подачи все громче звучали призывы международных организаций к соблюдению прав человека в Чечне. Казалось, мировое сообщество не понимает опасности террора, не видит связи между событиями в Чечне и деятельностью мировых террористических организаций. Лишь с началом международной контртеррористической операции в Афганистане осенью 2001 г. Запад смягчил давление на Россию в чеченском вопросе.

Реальность сохранения серьезной угрозы со стороны терроризма продемонстрировали события, связанные с захватом чеченскими террористами заложников в Театральном центре в Москве в октябре 2002 г., серия терактов в различных городах России.

В отличие от прежних лет, федеральная власть сделала ставку в урегулировании военно-политического кризиса на самих чеченских лидеров. На референдуме в 2003 г. жители Чечни высказались за сохранение республики в составе Российской Федерации. Президентом Чечни был избран А. Кадыров.

Разработка новой внешнеполитической стратегии.

Внешнеполитическая стратегия России в 2000-2004 гг. претерпела серьезные изменения. В ее основу положены принятые по инициативе Президента доктрина национальной безопасности и доктрина информационной безопасности России. Соображения, связанные с получением новых кредитов и привлечением инвестиций, отошли на второй план. Россия более четко, чем прежде, определяет свои национальные интересы и, исходя из них, строит отношения с США и странами Западной Европы.

Важным направлением внешней политики является поддержка Россией Организации Объединенных Наций.

В 1999-2001 гг. В. В. Путин неоднократно призывал международное сообщество к объединению усилий в борьбе с международным терроризмом.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2000 г.

Холодная война осталась в прошлом, но и по сей день приходится преодолевать ее тяжелые последствия...
Так, в условиях нового для нас типа внешней агрессии - международного терроризма и прямой попытки перенести эту угрозу внутрь страны - Россия столкнулась с системным вызовом государственному суверенитету и территориальной целостности, оказалась лицом к лицу с силами, стремящимися к геополитической перекройке мира...

Голос российского Президента был услышан лишь после трагических событий в США 11 сентября 2001 г., когда террористы, захватив пассажирские лайнеры, направили их на здания Всемирного торгового центра в Нью-Йорке и Пентагона в Вашингтоне. Твердая позиция России, обнародованная Президентом буквально в течение нескольких часов после получения трагических известий, получила признание всего мирового сообщества.

Россия присоединилась к усилиям США и других стран мирового сообщества по подготовке и проведению контртеррористической операции в Афганистане. Были восстановлены прерванные в 1999 г. отношения России с НАТО. В октябре 2001 г., выступая в германском бундестаге (парламенте ФРГ), Президент В. В. Путин вновь обратил внимание на то, что угроза современному миру таится не столько в конфронтации великих держав, сколько в вызове международных террористических организаций. Это требовало изменения системы обеспечения международной безопасности.

В мае 2002 г. в Риме Россия заключила соглашение с НАТО о координации действий в обеспечении международной безопасности. Был подписан договор между Россией и США по стратегическим наступательным вооружениям об их сокращении каждой стороной на 75 %.

Более энергично развивались отношения России с партнерами по СНГ. Регулярными стали встречи на высшем уровне с их лидерами. Новый импульс был дан отношениям с Украиной и Белоруссией.

В то же время перемены в странах СНГ («революция роз» в Грузии, «оранжевая революция» на Украине, «революция тюльпанов» в Киргизии) потребовали от руководства России поиска новых подходов к политике в рамках Содружества.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.

На пространстве СНГ идет непростой, но активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. И Россия готова прямо и ясно заявить о желательном для нас конечном результате такого поиска: это создание оптимальной экономической системы, которая обеспечивала бы эффективное развитие каждого из ее участников. Повторю: отношения с нашими ближайшими соседями были и остаются важнейшим направлением внешней политики Российской Федерации. В праздновании 60-летия Победы в Великой Отечественной войне 9 мая 2005 г. впервые приняли участие лидеры ведущих мировых держав, в том числе Германии, Италии и Японии.

В июле 2006 г. Россия в качестве страны-председателя принимала лидеров «большой восьмерки» в Санкт-Петербурге. Все эти перемены свидетельствовали о том, что авторитет Российской Федерации на международной арене заметно вырос. Отношения стратегического партнерства установлены с Китаем, Монголией, Вьетнамом, Индией. Возобновились отношения на высшем уровне с Кубой и КНДР. Резкое обострение конфликта на Ближнем Востоке осенью 2000 г. подтвердило эффективность позиции России, выступающей за диалог с обеими противоборствующими сторонами. Во всем мире получили поддержку позиция России по недопущению войны в Ираке (2003), ее действия по выходу из нового международного кризиса.

Выборы 2003-2004 гг.

7 декабря 2003 г. прошли выборы в Государственную думу. 37,57 % голосов избирателей были отданы за поддержанную Президентом России партию «Единая Россия». За КПРФ проголосовали 12,61 %, за ЛДПР - 11,45 %, за блок «Родина» - 9,02 % избирателей. С учетом мест по одномандатным округам «Единая Россия» получила в Думе более 300 мест (конституционное большинство). Председателем Думы был избран руководитель «единороссов» Б. В. Грызлов. 24 февраля 2004 г. Президент отправил в отставку правительство Касьянова. Председателем правительства стал М. Е. Фрадков.

14 марта 2004 г. состоялись выборы Президента России. Победу в первом туре одержал В. В. Путин, за которого проголосовали 71,22 % участников голосования. Избрание Путина означало поддержку населением курса, проводимого им в первый президентский срок. Продолжая линию на укрепление вертикали власти, Президент провел административную реформу, укрупнив министерства и ведомства. В сентябре 2004 г., после захвата террористами школы в Беслане, было объявлено о начале нового этапа политической реформы и борьбы с терроризмом.

Вместо прежних прямых выборов губернаторов населением регионов был введен порядок, по которому их кандидатуры стали вноситься Президентом страны и утверждаться законодательными собраниями субъектов Федерации.

Было решено проводить выборы всех уровней по-новому: президентские и местные - весной, а в Государственную думу - в декабре. Принятый Закон о политических партиях установил для них минимальную планку членства в 50 тыс. человек и значительное представительство во всех регионах страны, что исключило из активной политики небольшие политические организации. Изменилось и избирательное законодательство. Избрание депутатов по одномандатным округам было отменено. Весь состав Думы теперь было решено формировать только по партийным спискам, на основе симпатий избирателей к самым крупным политическим партиям страны, а не к конкретным кандидатам в депутаты.

Был запрещен переход депутатов из одной фракции в другую и установлен более высокий избирательный барьер (7 % вместо 5 %) для политических партий. Одновременно создавалась Общественная палата, дополнившая усилия Государственной думы по разработке и реализации политического курса. Укрепление властной вертикали усиливало регулирующую роль государства во всех сферах жизни.

Успехи в экономике, создание мощного Стабилизационного фонда (к началу 2007 г. он превышал 100 млрд долларов) сделали возможными перемены в социальной политике. В 2005 г. по инициативе Президента были приняты национальные проекты, направленные на радикальное реформирование системы здравоохранения, образования, аграрного сектора, обеспечение населения доступным жильем. Жизненный уровень населения впервые за годы реформ стал постепенно расти.

Из послания Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию. 2006 г.

Проект «Доступное жилье» должен за два года снизить ставки по ипотечным кредитам, а общий объем этих кредитов увеличить почти в три раза - до 260 миллиардов рублей...
Значительные ресурсы в рамках отдельно выделенного национального проекта направлены на развитие сельского хозяйства. Уже начато строительство жилья для молодых специалистов на селе, развивается система кредитования потребительской кооперации, личных подсобных хозяйств и крупных сельхозпроизводств. Мы содействуем закупке очень нужных нашему селу новых технологий и качественной сельхозтехники. Несколько слов о целях и мерах, предусмотренных национальным проектом «Образование». России нужна конкурентоспособная образовательная система. В противном случае мы столкнемся с реальной угрозой отрыва качества образования от современных требований. Еще один национальный проект был начат нами в сфере здравоохранения. Он направлен на укрепление системы первичной медицинской и санитарной помощи и профилактики, на повышение доступности высокотехнологичных медицинских услуг.

Таким образом, курс на консолидацию российского общества, усиление роли государства в экономике и социальной сфере, налаживание равноправных партнерских отношений со странами Запада способствовали возрождению России и получили поддержку населения.

Разработка стратегии развития России до 2020 г. Президентские выборы 2008 г.

Набранный темп развития страны делал жизненно важным не только обеспечение преемственности курса Президента В. В. Путина, но и разработку долгосрочной перспективы развития России. «План Путина» стал предвыборной платформой «Единой России» на выборах в Государственную думу, проходивших 2 декабря 2007 г. Авторитет общенационального лидера, а также стремление населения страны обеспечить стабильность и возрождение страны, привели к тому, что на парламентских выборах «Единая Россия» набрала 64,30 %, т. е. 44 млн 714 тыс. 241 голос избирателя, КПРФ - 11,57 % (8 млн 46 тыс. 886 голосов), ЛДПР - 8,14 % (5 млн 660 тыс. 823 голоса), «Справедливая Россия» - 7,74 % (5 млн 660 тыс. 639 голосов).

Победа на выборах позволила «Единой России», поддержанной еще несколькими политическими партиями выдвинуть единого кандидата на пост Президента России. Им стал первый вице-премьер правительства России Д. А. Медведев. 8 февраля 2008 г. Президент В.В Путин выдвинул программу развития России до 2020 г. В ее основе лежал переход на инновационный путь развития экономики и социальной сферы. 2 марта 2008 г. третьим Президентом России был избран Д. А. Медведев. За него отдали свои голоса 70,28 % проголосовавших. За лидера коммунистов Г. А. Зюганова проголосовали 17,72 %, за председателя ЛДПР В. В. Жириновского 9.34 %, за представителя Демократической партии России А. В. Богданова 1,29 %. После вступления в должность Президента России 7 мая 2008 г. председателем правительства Российской Федерации был назначен В. В. Путин.

Новое на сайте

>

Самое популярное