Домой Микрозаймы Что будет с экономикой в году. Мониторинг ранхигс и института экономической политики имени егора гайдара

Что будет с экономикой в году. Мониторинг ранхигс и института экономической политики имени егора гайдара

В государственных учреждениях трудится немало россиян – одних только федеральных чиновников по стране приходится по одному на каждых девяносто жителей, а если брать статистические данные по всему государственному сектору, то эта цифра составляет около 6 миллионов человек, трудоустроенных в госучреждениях. Все эти люди получают заработную плату, начисляемую из государственного бюджета, а она, как известно, редко бывает высокой.

Именно потому для них особенно злободневными являются вопросы, связанные с индексационными мерами и повышением уровня окладов. Ситуация с зарплатами госслужащих на протяжении нескольких лет оставалась критичной – последнее повышение было проведено в 2013 году, а потом на эту часть расходов госбюджета был наложен индексационный мораторий. Впрочем, госслужащие неоднократно слышали от властей, что уже скоро их жизнь наладится.

Президент издал «майские указы», постановив, что с 2018 года оклады госсужащих возрастут в 1,5 раза, покрыв «недостачу» финансирования за все прошлые годы. Но уже скоро в СМИ просочилась информация о том, что бюджет не располагает средствами для массового увеличения окладов, поэтому госслужащим, скорее всего, поднимут финансовое довольствие в пределах годовой инфляции. Давайте узнаем, какими могут стать зарплаты госслужащих в 2019 году!

Похоже, госслужащим стоит рассчитывать не на «майские указы», а исключительно на индексацию зарплат по текущему уровню инфляции в России

Кто является государственным служащим?

Следует сказать, что далеко не все сотрудники организаций или учреждений, находящихся в госсобственности, причислены российскими нормативными документами к категории государственных служащих. В данный перечень входят лишь те, кто осуществляют профессиональную деятельность в секторах законодательной сферы, исполнительного и судебного производства.

В итоге к госслужащим относятся те, кто занят в президентском аппарате, трудится в подразделениях прокуратуры и налоговой инспекции, занимает должности в отделах миграционной, пограничной и таможенной службы, представляет Роспотребнадзор и Росреестр, относится к работникам мэрий и министерств, является сенатором или депутатом. Стоит отметить, что, несмотря на сведения о сокращении числа государственных служащих (по данным официальной статистики в 2016 году их стало меньше на 10%), многие эксперты полагают, что Россия – это страна с перегруженным административным аппаратом.

Как уже было сказано выше, на 90 россиян в стране приходится один чиновник. Интересно, что даже во времена СССР, который недаром назывался бюрократическим государством, один государственный служащий приходился примерно на 140 человек. Официально страна финансирует из бюджета рабочие места для 1,107 миллионов чиновников, однако неофициальные эксперты говорят, что на самом деле их более 6 миллионов. Можно провести расчет:

  • примерно 15 тысяч человек занимают посты в законодательной власти общефедерального уровня;
  • около 35 тысяч россиян являются депутатами парламентов на уровнях республик, краев и областей. В их число входят депутатские помощники и сотрудники парламентских органов;
  • примерно 700 тысяч народных избранников представляют законодательные собрания в 24 тысячах российских муниципалитетов;
  • еще 700 тысяч человек – это те, кто работают на различных должностях в министерствах, федеральных агентствах и филиалах этих ведомств, открытых в регионах;
  • также нужно учитывать 600 тысяч человек, говоря об администрациях регионов, а также министерствах и ведомствах территориальных субъектов РФ;
  • около миллиона людей – это чиновники муниципалитетов;
  • еще 1,5 миллиона сотрудников заняты в органах лицензирования, контроля и регистрации, то есть во всевозможных фондах типа пенсионного или страхового.

Как формируется зарплата госслужащего?


Зарплата чиновника состоит из окладов, надбавок за выслугу лет и допвыплат

Итоговые суммы, начисляемые госслужащим в виде заработной платы, состоят из нескольких основных компонентов:

  • оклад, основой для начисления которого является занимаемая должность;
  • оклад, начисляемый на основании чина;
  • надбавка за определенную выслугу лет. Например, если человек трудится в качестве госслужащего на протяжении 1-5 лет – ему начисляют до 10% к окладу, за службу на протяжении 5-10 лет — 15%, 10-20 лет — 20%, а если проработать в госорганах более трех десятков лет, можно получить надбавку в размере 30%;
  • допвыплаты — они положены тем, кто трудится на особых условиях, в подразделениях со сложной и секретной работой. Для младших сотрудников такие допвыплаты могут доходить до 60% оклада, для старших – достигать 120%, а для руководства – до 200%.

Нужно отметить, что индексационным манипуляциям подвергается именно оклад, то есть когда говорят о повышении зарплаты госслужащих, речь идет именно о двух компонентах, указанных в начале списка. Кстати, многие экономисты придерживаются такого мнения – оклады будут повышены за счет экономии, которой достигнет правительство, сократив стимулирующие выплаты. Почему госслужащие могут лишиться части допвыплат, мы объясним чуть позже.

Текущая ситуация с зарплатами госслужащих

Как уже было сказано, в течение последних лет правительство ежегодно пролонгировало мораторий, запрещающий индексировать оклады государственных служащих. В перечне основных причин, сдерживающих пересмотр окладов в сторону повышения, были названы неблагоприятные условия в национальной и мировой экономике, рост безработицы, повышение инфляционных проявлений, жесткие санкции и негативные тренды нефтерынка.

Вопрос о повышении окладов обсуждался в правительстве с завидной регулярностью, тем более что в адрес властей постоянно поступают просьбы решить этот вопрос. Итогом стала разработка законопроекта от представителей Министерства финансового развития РФ. Они подготовили перспективный документ еще в 2016 году, однако его рассмотрение было отложено на конец 2017 года. Тогда Минфин предложил еще на один календарный период отказаться от индексации зарплат госсотрудникам, судьям, военным и полицейским.

Затем в прессе были опубликованы новые сведения – согласно заявлению Максима Топилина (главы Министерства, отвечающего за трудовую и социальную сферу страны), буквально в первые месяцы 2018 года зарплаты работников бюджетной сферы вырастут на 200% в отношении среднерегионального уровня. Потом в СМИ просочилась информация, что итоговый рост зарплат в 2018 году достигнет 38% в сравнении с текущими показателями, но буквально через пару дней в пресс-службе правительства эту информацию опровергли.

С комментариями по вопросу повышения окладов выступил бывший глава Минфина Алексей Кудрин. Он заявил, что федеральный бюджет попросту не имеет денег для такого масштабного пересмотра окладов. Можно было бы переложить ответственность в этом вопросе непосредственно на региональные власти, но местные бюджеты далеко не всегда хорошо наполняются – многие территориальные единицы и так зависят от федеральных субсидий, а им еще нужно обеспечить ремонт школ, детских садиков и медицинских учреждений.


Многие считают, что зарплаты госслужащих в России уже и так достаточно высокие, а значит, пересматривать их в ближайшее время не обязательно

Впрочем, если судить по данным Росстата, то ситуация у чиновников не так уж плоха – в первом квартале 2016 года их среднемесячная оплата труда достигала 99 тысяч рублей, а во втором составила 115,7 тысяч. Официальная статистика сообщает, что чиновникам не приходилось жаловаться и до этого – только за 2002-2013 годы зарплаты государственных служащих выросли в 6 раз.

Впрочем, есть и другие источники статистической информации. Согласно с ними средняя зарплата госслужащего по стране равна 35,7 тысячам рублей. Для некоторых регионов России с зарплатами в 25-27 тысяч это вполне хороший результат, но, например, в столице, где средняя зарплата равна 84,1 тысячам рублей, зарплата госработников существенно отстает от усредненного показателя.

Можно отметить, что средний уровень окладов совершенно не отражает реальную картину для отдельных представителей сектора государственной службы. Многие представители этой категории россиян говорят, что называемые Росстатом цифры не отвечают действительности. Естественно, далеко не все получают обещанные 100 тысяч рублей. Высокие зарплаты – прерогатива незначительной части сотрудников госслужб. Об этом свидетельствуют такие данные:

  • 199 тысяч рублей ежемесячно — зарплата, которая начисляется лишь 1,7 тысячам служащих, представляющих президентскую администрацию. Этот показатель является в России самым высоким. Впрочем, в ведомстве отмечают, что зарплаты были урезаны – годом раньше тут платили в среднем 216 тысяч рублей;
  • 179,8 тысяч рублей в среднем получают в Совете Федерации. Тут зарплаты повысились на 18,6% за год;
  • 118,6 тысяч рублей – это средняя заработная плата 150 человек, работающих в Федеральном агентстве специального строительства;
  • 114 тысяч рублей – зарплата, которую в среднем получат за месяц те, кто занимает высшие должности в Министерстве чрезвычайных ситуаций, однако таких сотрудников насчитывается только около 430. Для сравнения, обычные сотрудники МЧС в Москве могут претендовать на 50 тысяч рублей, а в регионах она и того меньше – около 32 тысяч со всеми надбавками;
  • 116,9 тысяч рублей – суммы, начисляемые тем, кто работает в Управлении по делам президента страны;
  • 112 тысяч рублей – зарплата 410 человек, занимающих высшие должности в структуре Федеральной службы экологического, технического и атомного надзора;
  • 146,4 тысячи в нацвалюте – это средняя зарплата для 251 представителя Конституционного суда. Кстати, годом ранее среднее значение зарплат тут было равно 135 тысячам рублей;
  • 119 тысяч рублей – среднемесячный заработок, положенный 862 работникам Верховного суда;
  • 141,1 тысяч в нацвалюте – среднемесячное финансирование работников аппарата Госдумы;
  • 148,8 тысяч рублей – зарплата представителей МИДа;
  • 109 тысяч в нацвалюте положены работникам Минфина;
  • 75 тысяч рублей – среднее финансовое довольствие 436 человек, занятых на должностях в Судебном департаменте при Верховном суде;
  • 84 тысячи в нацвалюте – зарплаты, которые начисляют 451 сотруднику Генеральной прокуратуры РФ;
  • 66 тысяч рублей – среднее значение зарплат, положенных 16 тысячам работников Следственного комитета;
  • 89 тысяч в нацвалюте начисляют 275 работникам Центризбиркома;
  • 162 тысячи в месяц – средний показатель зарплаты тысячи государственных аудиторов из Счетной палаты;
  • 64 тысячи рублей – средняя зарплата, начисляемая 180 сотрудникам Аппарата при уполномоченном по правам человека;
  • 53 тысячи рублей – средняя зарплата тех, кто работает в Госархиве РФ;
  • 50,9 тысяч рублей в среднем – зарплаты чиновников из Росмолодежи. Они замыкают приведенный перечень, причем за год снижение их окладов составило около 17%.

Интересно, что не во всех территориальных единицах страны на протяжении 2017 года придерживались наложенного моратория. Кое-кто из региональных властей решил воспользоваться лазейкой: дело в том, что президентский указ запретил всеобщую индексацию, но не повышение окладов для отдельных категорий чиновников. Именно этим, кстати, поясняются и данные про увеличение зарплат представителей министерств и ведомств, приведенные выше.

Роскомстат отмечает, что показатели коэффициентов усредненной оплаты труда работников центральных министерств и ведомств выросли на 3,5%, а в регионах этот рост составил 7,7%. Общефедеральные траты на увеличение окладов некоторых категорий работников судов и министерств, сенаторов, депутатов и прокурорских сотрудников обошлось казне в 47,5 миллиардов рублей.

Какими будут зарплаты госслужащих в 2019 году?

Последнее предложение Минтруда в отношении индексации заработных плат госслужащих, которая была зпаланирована на 2018 год, заключалось в повышении окладов на 4%. Инициатива была одобрена как отвечающая экономическим реалиям и вступила в силу с 1.01.2018. Это коснется всех сотрудников, трудоустроенных в госорганизациях, включая работников вспомогательных служб, обслуживающих помещения и оборудование госучреждений.

Оклады будут повышены не только чиновникам, но и программистам, техникам, электромонтерам, слесарям, уборщикам и сантехникам. Минимальный оклад с 1.01.2018 года для госслужащих составит 9489 рублей для тех, кто трудоустроен по договору на 40 рабочих часов за неделю. Что касается перспектив и прогнозов на 2019 год, было сказано, что рост окладов приблизит их к установленному в стране прожиточному минимуму. За этот период минимальный показатель будет доведен до 100% прожиточной «минималки».


В 2019 г. минимальный оклад госслужащих доведут до прожиточного минимума

Власти заявили, что финансовые ресурсы для реализации такого повышения уже учены в откорректированном госбюджете. Что касается самой индексации, то, согласно последним планам правительства, она будет проводиться не в январе, а октябре 2019 и 2020 годов. Пока что говорят о перспективах 4%-го повышения, но плановая инфляция может кардинально отличаться от цифры, зафиксированной экономическими ведомствами страны.

Так, Минэкономразвития говорит, что дальше рост окладов замедлится и составит 1,3% и 1,5% в 2019 и 2020 годах соответственно. В бюджете указаны 450 миллиардов рублей, которые будут направлены на повышение зарплат госслужащим. Из этой суммы на стимулирующие выплаты будет направлено около 380 миллиардов в нацвалюте. Некоторые правительственные аналитики уже озвучили прогноз, согласно которому в 2019 году среднемесячный уровень зарплат чиновников (включая стимулирующие выплаты) достигнет 137,8 тысяч рублей.

Пересмотр начисления стимулов

Отдельно скажем о реформах, которые ожидают чиновников уже в 2018 году. Правительство нацелено на то, чтобы начислять стимулирующие выплаты соразмерно с эффективностью работы отдельно взятого государственного служащего. В ведомствах утверждают, что текущие заработные платы чиновников являются необоснованно дифференцированными, поэтому нужно подходить к вопросу повышения зарплат на основании подхода, отличного от нынешней схемы.

Например, чиновник в администрации президента получает выплаты в размере 200 тысяч рублей, а обычный чиновник высшего ранга может претендовать в среднем на 76 тысяч. Что уж говорить о специалистах первой категории, которым даже в столице положено довольствие в размере 26 тысяч! Именно потому аналитики предлагают повышать оклады молодым госслужащим, стимулируя их работать на честной и эффективной основе на благо россиян.

Новые законодательные нормы гласят: чтобы получить максимальный оклад и дополнительные надбавки, чиновникам придется соблюдать нормативы, прописанные в их личном трудовом договоре. Обещают, что с 2018 года для всех должностных лиц будут установлены критерии, позволяющие провести оценку эффективности труда. В итоге, если чиновник не сумеет доказать свою полезность в качестве специалиста, он получит оклад без надбавок-стимулов.

Критериальный подход все еще находится в стадии разработки – вполне возможно, что это новшество вступит в силу именно в 2019 году. Главная сложность состоит в обозначении показателей эффективности работы чиновников. Пока что власти отвечают на этот вопрос туманно, ссылаясь на ежегодные отчетные документы и формы, внутренние регламенты и списки критериев, выдвинутых к образованию, навыкам, компетенциям и стажу сотрудников.


С 2019 года зарплаты госслужащих будут зависеть от эффективности их труда

При этом не каждого госслужащего можно оценить количественными мерами. Допустим, сотрудников ведомств, работающих с инвестиционным капиталом, можно оценить по критерию его привлечения, госслужащих из Минпромышленности – по введению новых производственных мощностей, представителей Министерства труда – по показателям сокращения числа безработных граждан. Но измерить эффект от работы сенатора или сотрудников Госаппарата или Конституционного суда вряд ли возможно.

Какие риски существуют для российской экономики в 2018 году? Читайте мнение эксперта в материале Forbes.

В следующем году участникам рынка нужно быть готовыми к ужесточению санкций, снижению цен на нефть и ослаблению рубля . Что еще будет важно для инвесторов в этот период?

Декабрь — это время, когда инвесторы традиционно подводят итоги, а также определяются с рыночными драйверами и перспективными идеями на следующий год. В этом году у участников рынка есть повод для менее оптимистичного настроя по сравнению декабрем 2016 года. Это связано со сдержанными ожиданиями касательно динамики цен на нефть, ухудшением отношений России и США, более скромным прогнозным смягчением денежно-кредитной политики со стороны ЦБ и тенденцией к повышению процентных ставок на Западе. Вносит свою лепту и рост геополитической напряженности в мире.

Политические решения

Внешнеполитический фактор закономерно оказывает значимое влияние на состояние российского финансового рынка. В этом году одним из главных разочарований инвесторов стало несостоявшееся сближение позиций России и США при новом президенте Дональде Трампе. Режим антироссийских санкций не только сохранился, но и был усилен в июле текущего года. Стресс-сценарий развития ситуации допускает, что в начале следующего года Минфин США может ввести запрет на покупку российских ОФЗ и деривативов на них. Это окажет дополнительное давление на российский рынок.

Также, несмотря на голосование в Сенате США, все еще сохраняется неопределенность в отношении деталей реализации налоговой реформы, и продолжается противостояние Трампа с политическим истеблишментом в Конгрессе. В мире в целом усиливается напряженность — рост внимания к ядерной программе КНДР, обострение ситуации на Ближнем Востоке и в Турции, не совсем стабильный политический климат в Европе. В 2018 году в ряде развивающихся стран (Индонезия, Мексика и Бразилия) должны пройти выборы различного уровня, которые также могут повлиять на политический ландшафт и общую экономическую конъюнктуру.

В отношении денежно-кредитной политики ведущих мировых центробанков отметим, что рассчитываем на постепенное качественное и количественное ужесточение. ФРС США продолжит цикл повышения процентной ставки , хотя изменения в составе FOMC (в феврале 2018 года Джером Пауэлл заменит Джанет Йеллен, а также сменится несколько членов комитета) могут внести некоторые коррективы. Кроме того, продолжится сокращение баланса ФРС за счет менее активного реинвестирования. ЕЦБ с начала 2018 года сократит объем выкупа активов с €60 до 30 млрд в месяц. Ориентировочно в сентябре программа будет прекращена. Банк Японии , вероятно, сохранит текущие параметры количественного смягчения в связи со слабым ростом японской экономики и низкой инфляцией.

Нефтяные сюрпризы

Для рынка нефти, состояние которого оказывает мощное влияние на экономику и финансовый сектор России, этот год в целом оказался позитивным. Соглашение об ограничении добычи нефти в формате ОПЕК+ (первоначально заключено в ноябре 2016 года и пролонгировано в мае 2017 года) оказывало серьезную поддержку котировкам энергетических активов. Другим позитивным фактором выступил рост напряженности на Ближнем Востоке (конфликт между Саудовской Аравией, Ираном, Катаром и Йеменом) — именно из-за него было зафиксировано значительное повышение цен на нефть в осенний период (примерно на 25%).

Перспективы 2018 года связаны в первую очередь с ожиданиями пролонгации соглашения ОПЕК+ , которое, согласно последним данным, одобрено до конца периода в немного смягченном формате. Согласно прогнозу МЭА, ко второй половине следующего года рынок может прийти к балансу спроса и предложения на фоне ожидаемого ускорения мировой экономики (на 0,2 п. п.).

При этом компенсирующее негативное воздействие на рынок оказывает рост добычи в США, которая за последние 12 месяцев увеличилась на 11% и приблизилась к 9,7 млн баррелей в сутки. Логично предположить, что в 2018 году эта тенденция продолжится. С учетом всех этих факторов, мы не рассчитываем на продолжение растущего тренда в 2018 году. Более вероятна ценовая коррекция и среднее значению цены марки Brent на уровне немного выше $50 за баррель. Консенсус-прогноз Bloomberg и оценки EIA при этом предполагают ценовой уровень немного выше $55 за баррель.

Экономическая повестка

В 2017 году экономический рост в России продолжал ускоряться — за 9 месяцев он составил 1,6% в годовом выражении. Во многом он был обусловлен улучшением внешнеторговой конъюнктуры, ростом вклада сельского хозяйства из-за рекордного урожая зерновых, повышением номинальной заработной платы и ускорением кредитования физических лиц. Однако, как показали результаты третьего квартала, динамику роста ВВП устойчивой назвать нельзя. Если во втором квартале экономика выросла на 2,5% год к году, то в третьем ее рост замедлился до 1,8%.

Показатель второго квартала во многом определило наращивание инвестиций из-за реализации адресных госпрограмм по строительству крупных инфраструктурных объектов. Также важно отметить слабое восстановление потребительского спроса — розничный товарооборот вырос за 10 месяцев только на 0,8%, а также продолжающееся сжатие реальных располагаемых доходов населения в годовом выражении.

В 2018 году мы рассчитываем на сохранение прежних дайверов роста, но не видим предпосылок для ускорения темпов. В 2018-2019 годы, вероятно, средние темпы роста ВВП останутся ниже 2%, а инфляция будет ускоряться по сравнению с текущим уровнем до области не менее 4%, при этом стабилизирующим фактором останется умеренно жесткая бюджетная политика (последовательное снижение дефицита) и постепенное снижение ключевой ставки ЦБ.

Валютный долг

В этому году доходность российских евробондов снижалась на фоне общего сохранения интереса к риску, все еще стимулирующей монетарной политики мировых регуляторов, а также относительно высокой долларовой ставки.

Суверенные еврооблигации России с начала года потеряли в доходности в среднем 60 б. п. (без учета выпуска Russia-30). В результате их спреды с американскими Treasuries сузились до новых исторических минимумов. Примечательно, что динамика кредитно-дефолтных свопов (CDS) на российский госдолг также оказалась впечатляющей — стоимость «страховки» упала в разы до 130 б. п. Отметим и выраженное оживление первичного рынка еврооблигаций — к настоящему моменту объем корпоративных размещений превысил $21 млрд против $14 млрд за аналогичный период 2016 года.

Сейчас перспективы евробондов в целом выглядят сдержанными, мы скорее ждем умеренного роста доходностей, нежели продолжения роста цен, учитывая прогнозируемый характер политики мировых регуляторов. Прежде всего это касается прогноза по повышению ставки ФРС на 1 п. п. до диапазона 2-2,25% до конца 2018 года.

Фактором поддержки российских бумаг все еще выступает сохраняющийся положительный дифференциал по отношению к долларовым еврооблигациям развивающихся стран с учетом рейтинга и кредитного качества. Ситуация, впрочем, может усугубиться в случае введения санкций в отношении российского госдолга — на 1 октября доля нерезидентов в суверенных российских евробондах составляла примерно 37%.

Слабеющий carry trade

Для публичного рублевого долга этот год оказался чрезвычайно благоприятным на фоне снижения ключевой ставки ЦБ, укрепления российского рубля и, вплоть до последнего времени, притока иностранного капитала. Также значимым фактором можно назвать формирование и сохранение структурного профицита рублевой ликвидности. Доходность вложений в ОФЗ (дальний сегмент) в этом году могла достигать 12% годовых. В целом кривая госдолга показала снижение с начала года в среднем на 80 б. п., бумаги условного первого эшелона снизились на 120 б. п., второго — на 160 б. п.

В России сейчас сформирован, пожалуй, самый высокий среди крупных развивающихся экономик уровень реальной процентной ставки — порядка 5,9% (ближе всех Бразилия - примерено 4,8%), что сохраняет привлекательность ОФЗ для иностранцев. Ощутимый рост показал и первичный рынок корпоративных рублевых бондов — объем размещений увеличился в 1,4 раза.

Ключевая ставка ЦБ РФ по итогам текущего года, скорее всего, будет снижена в общей сложности на 2 п. п. до 8%, что связано прежде всего с затуханием инфляционных процессов - индекс потребительских цен за последний год замедлился практически в 2,5 раза до исторического минимума в 2,4%.

В дальнейшем движение ставки будет более сдержанным — в течение 2018 года мы рассчитываем на постепенное снижение только на 1 п. п. Примечательно, что на фоне ожидаемого ускорения инфляции целевой диапазон ЦБ по реальной процентной ставке (2-3%) может быть достигнут уже в конце следующего года. Именно это является предпосылкой для перехода регулятора к так называемой нейтральной денежно-кредитной политике.

Таким образом, мы видим потенциал дальнейшего роста рынка рублевых инструментов с фиксированной доходностью, однако он ограничен по сравнению с текущим годом, поскольку снижение ставки во многом уже заложено в ценах.

Логично прогнозировать и снижение привлекательности стратегии carry trade из-за разнонаправленного движения долларовых и рублевых ставок. Фактор укрепления рубля, вероятно, утратит актуальность — мы рассчитываем на умеренную девальвацию к доллару США (в среднем до 5%). Эффект от возможных санкций против российского госдолга в терминах доходности ОФЗ консенсус-прогноз Bloomberg предполагает на уровне 75 б.п. (медиана).

Биржевая стагнация

Для российского рынка акций уходящий год успешным назвать нельзя — после обновления максимумов в начале периода фондовые индексы снижались вплоть до июня, после чего под влиянием растущей нефти началось их постепенное восстановление.

С января индекс ММВБ снизился примерно на 6%, а индекс РТС изменился незначительно. В лидерах роста оказались бумаги компаний машиностроительного и транспортного секторов.

Российский рынок в настоящий момент продолжает оставаться одним из самых недооцененных среди развивающихся. По ключевым мультипликаторам (P/E, EV/EBITDA и др.) наш взгляд на рынок акций в среднесрочной перспективе остается скорее нейтральным.

Во-первых, относительная недооцененность российского рынка уже выглядит традиционной. Во-вторых, без повышения цен на нефть, смягчения внешнеполитических рисков и активизации притока средств иностранных инвесторов мы не видим предпосылок для активного роста. Фактором поддержки рынка акций выступает сравнительно высокая дивидендная доходность бумаг (в среднем 6%), однако это скорее вторичная метрика, поскольку локальный рост волатильности активов может в значительной степени нивелировать этот положительный эффект.

Экономика в наши дни имеет очень высокую степень риска, самые грамотные экономисты не могут дать точные прогнозы, что будет происходить в 2018 году в России. Но планирование все же необходимо, без него не удастся решить проблемы прошлых и будущих финансовых явлений на территории Российской федерации.

Ежегодное независимые эксперты, а также финансовые эксперты правительства РФ делают анализ и составляют дальнейшие перспективы нашей страны, пытаются предсказать возможные опасности, учесть все риски. Прогноз экономической ситуации в России на 2018 год включает в себя множество факторов, которые оказывают влияние на жизнь простых граждан.

Именно по этой причине в 2018 году мнение экспертов так важно для обычных россиян, которые в целом далеки от управления Российской Федерацией. Что же будет дальше с российской экономикой по прогнозу экспертов?

В интернете имеется множество прогнозов аналитиков на этот счет. Встречаются противоречивые мнения. Государственные эксперты в области финансов выдают оптимистичные прогнозы и предсказывают рост экономики России. По их утверждениям, в России 2018 год будет характеризоваться стабильностью. Такой прогноз по экономике России объясняется выгодным отличием нашей страны в плане сырья, Российская Федерация обладает быстрой степенью адаптации к динамике рыночной системы.

Последние новости от независимых экспертов на этот счет более осторожные. Они предполагают, что российской экономике на 2018 год не будет хватать темпов роста, но в целом она стабилизируется и начнет развиваться. Мнение экспертов сегодня обуславливается недостаточной степенью стабильности процессов инфляции внутри страны и общей её структурой.

Также некоторые эксперты отметили, что из-за выборов многие аналитики, которые предсказывали на 2018 год для России негативные динамики, сейчас в корне изменили свой анализ и говорят о резкой положительной динамике показателей макроэкономики.

Аналитические ведомства дают оптимистичные прогнозы, однако никто из них не делают точных утверждений. Все прогнозы на следующий год говорят только о том, что наша страна вошла в фазу стагнации, которая сопровождается положительными темпами развития.

Минэкономразвития

Прогнозы по экономике России на 2018 год от министерства экономического развития практически всегда верны. Их эксперты проводят анализ развития страны на ближайшие 3 года. Их прогноз по экономике России в 2018 году является основанием для дальнейшей разработки бюджета государства.

Прогноз экономический ситуации в России на 2018 от них неутешительный. На основе их прогноза экономики, ВВП нашей страны до будет идти на спад. Экономический прогноз для России на 2018 год от министерства экономического развития оптимистичен только в одном, уже в начале следующего года темпы инфляции замедлятся практически на 5%.

Если говорить о Внутреннем Валовом Продукте, то свежие прогнозы от министерства утверждает, что будет наблюдаться спад темпов развития до 1% с 1,8%. Также изменились предсказания, что будет с экономикой в 2019 году. В сравнении с предполагаемыми ранее 2%, прогноз изменился на 1,2% рост ВВП. Причиной изменения предсказания экономики России 2018 года стал спад нефтяных котировок. Аналитики не ждут цены выше 45 долларов за баррель продукта. По это причине изменился и . Ситуации экономии России на 2018 год будет такова, что доллар поднимется до 71 рублей в ближайшие 2 года.

Центральный Банк

Экономический прогноз на 2018 год от центрального банка российской Федерации оставляет надежду. По его предсказаниям, экономика России в следующем году будет умеренно расти. Центральный банк ожидает медленный рост с 1.6% до 2.4% за год. Главный фактор, по которой банкир страны сделал такой прогноз экономической ситуации в России – резкий положительный скачок внутреннего спроса.

Также центральный банк предсказывает спад инфляционных процессов практически на 5% в первую половину следующего года.

Институт экономической политики

Ответ на вопрос, что , постарался дать и институт экономической политики. По их предсказаниям рост внутреннего валового продукта составит не выше 0,9%. В 2019 году динамика составит полтора процента. Оптимистичные предсказания на экономику России в 2018 году от министерства экономического развития институт объясняет тем, что данная организация не может дать пессимистичные анализы. В такой ситуации руководство Российской федерации посчитает работу ведомства неэффективной.

  1. По мнению института экономической политики, что положительные прогнозы экономики России на 2018 год замедляют принятия нужных стране реформ. Аналитики института утверждают, что нас ждет в лучшем случае сохранение нестабильной ситуации. Даже при увеличении доходов жителей государство оно, по мнению аналитиков, предпочтет откладывать деньги, что не допустит резкого роста потребления.
  2. По мнению аналитиков из института, ждать положительных изменений в лучшем случае следует в конце 2019 года. Стоит отметить, что данное высказывание в корне отличается от предсказаний правительственных организаций.
  3. Институт экономической политики не поддерживает и инфляционные предсказания государственных ведомств, утверждая, что ждать следует 6% инфляции.
  4. Также аналитики из института говорят, что рост ВВП в любом, даже самом благоприятном случае, не будет находиться на уровне мировых лидеров.
  5. Прогнозисты из института экономической политики также утверждают, что в следующие два года уровень доходов может быть даже ниже, чем в предыдущие.

ЦМАКП

Специалисты из данного ведомства предсказывают самые худший вариант. Они утверждают, что в следующем году возможен новый кризис, который будет обусловлен имеющимися внешними рисками. Для этого можно привести в пример 2 тезиса.

  1. При самом оптимистичном стечении обстоятельств, речь идет о котировках на нефть 56 долларов за 1 баррель, рост внутреннего валового продукта составит менее половины процента. Если же рассчитывать стандартные котировки нефти – 40 долларов, рост ВВП в Российской Федерации будет отсутствовать.
  2. Даже учитывая идеальный сценарий для граждан, рост их доходов составит не более 2.5%. Если же рассматривать стандартные условия, то рост зарплат ожидается не более чем на 1.3%.

ВШЭ

Аналитики из высшей школы экономики предсказывают пессимистичную ситуацию для Российской Федерации в следующем году. По их мнению, нет никаких поводов для развития страны. Главные предпосылки для отрицательной динамики это высокие риски на внешнем рынке, которые невозможно нивелировать, а также отсутствие инвестиций. Таким образом высшая школа экономика предсказывает дальнейшую рецессию Российской федерация, рост ВВП ожидается менее 1%.

Всемирный банк


Аналитики всемирного агентства провели тщательную экспертизу с учетом всевозможных факторов и разработали основные варианты действия для Российской Федерации, чтобы выйти из кризиса и начать стимулирование положительной динамики ВВП как можно быстрее.

  1. Были предложены инновационные методы для регулирования бизнеса. Рекомендуется устранить практически все ограничения, большая часть из них имеет административную основу.
  2. Ещё одной проблемой специалисты из всемирного банка считают недоразвитость рыночной структуру Российской Федерации и проблемы с климатом, ещё одной причиной является неактуальность основных фондов страны.
  3. Специалисты из всемирного банка также считают, что для успешного развития экономики Российской Федерации, требуется развития квалификации работников.
  4. В качестве ещё одного варианта решения проблемы предлагалось увеличить минимальный возрастной порог для выхода на пенсию.

В заключение

Государственные ведомства считают, что Российскую Федерацию ожидает положительная динамика развития, однако сторонние аналитические организации предсказывают спад, которые обуславливается как погодными, так правительственными факторами.

Согласно словам ведущих специалистов и аналитиков, 2018 год станет периодом восстановления финансового положения России. Рост цен на нефть на мировом рынке повлечет рост главных макропоказателей. Однако эксперты настаивают на том, что для продолжения улучшения во всех сферах необходимо проводить реформы.

По мнению представителей Европейской комиссии, в экономике России в 2018 году будет наблюдаться улучшение всех макропоказателей. Уровень инфляции не превысит 4,7 процентов, уровень безработицы снизится до 5 процентов. За счет стабилизации нефтяного рынка будут укреплены позиции российского рубля.

Главными показателями, определяющими темпы подъема хозяйственной жизни страны, остаются цены на рынке нефти. Эксперты предложили несколько вариантов развития России в 2018 году:

  1. Базовый. Предполагает постепенный рост цен на нефть, которые к концу года достигнут 60 долларов за баррель. Сокращение объемов добычи будет компенсироваться за счет роста цены. При таких условиях будет наблюдаться рост ВВП до 2 процентов. Увеличение объемов и положительную динамику продемонстрирует рынок инвестиций и промышленное производство.

Согласно базовому плану, прогноз для России на 2018 предполагает повышение показателей доходов населения. В среднем этот показатель поднимется на 3%. Планируется снижение инфляции до 4 процентов. Укрепление российского рубля обеспечит стабилизация цен на нефтяном рынке.

  1. Оптимистический прогноз, что ждет Россию в 2018, предполагает повышение цен на нефтяном рынке до 100 долларов за баррель нефти. Хотя развитие финансового положения по такому сценарию можно назвать маловероятным. Несмотря на то, что количество добываемой нефти существенно сократилось, цены на нее еще долго будут возвращаться на уровень до кризиса.
  2. Консервативный. Согласно данному прогнозу, Россию в 2018 году ждет понижение цены на нефть до 40 долларов, что негативно отразится на всех макроэкономических показателях. Такое снижение цены на нефть, сокращение инвестиций станет причиной замедления роста ВВП на 1,7 процентов. Существенное ухудшение внешних и внутренних факторов экономики станет причиной снижения стоимости российского рубля, что приведет к повышению курса доллара до уровня 64-67 рубля за доллар.

Финансовый сектор

Как отметила глава Центробанка, в банковской сфере в 2017 году наблюдается положительная динамика. Влияние отдельных факторов позволило восстановить рост всех показателей. На сегодня банковский сектор смог приспособиться к сложившейся ситуации, что не приведет в 2018 году к очередному кризису в отрасли.

Банки готовы увеличивать свои кредитные портфели, предлагая новые программы кредитования. Политика Центробанка, направленная на снижение размера учетной ставки, позволит в 2018 году добиться существенного снижения стоимости кредитных средств.

Согласно прогнозам экспертов на 2018 год, в экономике России будет наблюдаться рост всех показателей. В банковском секторе показатель индекса достаточности достигнет 13 процентов, что является свидетельством о большом запасе ликвидности. Экспертами Центробанка прогнозируется рост российской экономики на 1-2 процента, тогда как уровень инфляции достигнет 4 процентов.

Российский рубль сможет сохранить свою стабильность и избежать колебаний относительно американского доллара. Поскольку на рынке нефти будет сохраняться положительная динамика, девальвации рубля можно будет избежать. Влияние внешних факторов может стать причиной колебаний курса. Диапазон таких колебаний может составить от 5-10 процентов.

В преддверии реформ

Прогноз для экономики России в 2018 году зависит от того, насколько спешно будут внедряться запланированные Правительством реформы. Изменение в налоговом законодательстве, повышение ставки косвенных налогов, снижение размера взносов на социальное страхование позволит создать прочный фундамент для развития экономики страны в будущем году. Кроме того, реализация реформы в сфере пенсионного обеспечения позволит существенно снизить уровень дефицита Пенсионного фонда. Однако чиновникам предстоит определиться с тем, нужно ли увеличивать пенсионный возраст.

По мнению аналитиков, отказ от проведения реформ станет основой для будущего кризиса. Стабилизация внешних факторов позволит решать сиюминутные проблемы, но уже в скором будущем это приведет к новым проблемам и трудностям.

Высшая школа экономики: прогноз на 2018 год

Ведущие специалисты одного из крупнейших университетов России Высшей школы уверенно заявляют о том, что финансовый рост в стране начнется не ранее 2020 года. По мнению экспертов университета, в 2018 году Россию ждет вторая волна кризиса. Они представили два варианта возможного развития событий:

  • цены на нефть до конца 2010 года будут сохраняться на уровне 35 долларов за баррель, уровень ВВП при этом снизится на 8,1%;
  • второй вариант более оптимистичный: цены на рынке нефти достигнут 50 долларов, ВВП уменьшится только на 5,6%.

Согласно прогнозам аналитиков Высшей школы, экономика России будет продолжать находиться в кризисном состоянии. Существенно увеличится отток иностранных инвестиций в российские предприятия. Если уровень доходов для среднестатистического гражданина снизится на 6 процентов, то для работников бюджетной сферы уровень дохода может снизиться на четверть.

Прогноз РАНХиГС

По мнению ведущих специалистов Академии народного хозяйства и гос. управления, пик экономического упадка пришелся на середину 2016 года. Согласно ответам экспертов Академии, в 2018 году уровень потребления будет оставаться неизменным. Не коснутся изменения и инфляции. Этот год станет началом стабильного роста всех показателей страны.

Минэкономразвития: прогноз для экономики России на 2018 год

Одной из функций Минэкономразвития является изучение той ситуации, которая складывается в экономике страны, составление прогнозов ее развития. Министерство публикует документы, в которых представлено видение того, каким будет развитие страны в ближайшие три года. Такие прогнозы служат Правительству основой для составления и внесения в Думу для рассмотрения проекта бюджета.

Согласно выводам ведущих специалистов Минэкономразвития 2018 год будут характеризоваться спадом темпов роста внутреннего валового продукта (ВВП). Вместо запланированных 1,7% рост ВВП в 2018 году составит только 0,9%. Из макропоказателей расти будут только темпы инфляции. Однако, по мнению экспертов ведомства, уже к концу 2018 года инфляция составит 4 процента.

Причиной такой ситуации стало резкое ухудшение прогнозов относительно нефтяных котировок. В следующем году ожидается, что уровень цен на нефть не превысит показателя в 40-45 долларов США за баррель. В связи с этим Минэкономразвития пришлось озвучить новый курс российского рубля, который составит 71,1 рубль за один доллар, что существенно отличается от ранее озвученного курса в 64,5 рублей.

Бюджетные сложности

Поскольку бюджет демонстрирует несбалансированное положение, это может стать причиной нестабильности финансовой системы. Власти в следующем году планируют сократить дефицит бюджета. Однако из-за сокращения размера резервов, уменьшить дефицит на 2 процента будет очень непросто. Кроме того, расходная часть бюджета в основном ориентирована на обеспечение социальных вопросов, а также военную сферу. Это является существенным препятствием для дальнейшего развития и роста хозяйственной жизни.

По мнению экспертов, бюджетная система еще не готова к реформам и тем преобразованиям, проведение которых запланировано на 2018 год. Такая ситуация способствует консервации существующих проблем и невозможности перехода экономики на новый уровень. Кроме того, многими экспертами прогнозируется снижение размера поступлений в бюджет. Поступления от экспорта нефти и газа, которые составляют большую часть дохода бюджета, продолжат постепенно снижаться.

Новое на сайте

>

Самое популярное