Домой Микрозаймы Методы организации налогового учета. Налоговый учет

Методы организации налогового учета. Налоговый учет

Правовые основы налогового учета определяются НК РФ.

Цель налогового учета:

Это обеспечение правильности и достоверности учета расчетов между предприятиями и государственными органами, т.е. формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;

Обеспечение информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Каждая организация в зависимости от набора и специфики проводимых операций имеет право самостоятельно выбрать способ регистрации данных о проведенных операциях, который определяет порядок их учета при формировании налоговой базы, исходя из законодательно установленного принципа - последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. Порядок и организация ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения, в которой должны быть оговорены следующие моменты:

Выбранные организацией способы формирования налоговой базы (по каждому виду налога указывается конкретный способ формирования налоговой базы);

Схема ведения налогового учета;

Формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных;

Порядок определения расходов, учитываемых для целей налогообложения;

Порядок определения даты реализации в целях начисления отдельных видов налогов;

Вариант определения выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг;

Способ ведения раздельного учета затрат для целей возмещения НДС;

Виды деятельности, по которым обеспечивается раздельный учет затрат (в части НДС);

Базы распределения общехозяйственных и других косвенных налогов по видам деятельности.

Организация системы налогового учета подразумевает определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы, критериев их систематизации в регистрах налогового учета, а также порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Аналитические регистры налогового учета - совокупность показателей (сводные формы), применяемых для систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями гл. 25 НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Создание единой системы налогового учета как аналогичного бухгалтерскому учету отдельного обязательного порядка сбора и систематизации данных о проводимых организацией операциях, влекущих налоговые последствия, законодательством не предусмотрено.

Общие подходы к формированию налоговой учетной политики по налогообложению прибыли приведены в ст.ст.313, 314 НК РФ. Порядок ведения налогового учета устанавливается в учетной политике для целей налогообложения.

Возможны два варианта ведения налогового учёта.

1. Создание автономной системы налогового учёта, не связанной с бухгалтерским учётом. При этом каждая хозяйственная операция отражается в регистре налогового учёта.

2. Создание системы налогового учёта на основе данных бухгалтерского учёта. Этот способ ведения учёта менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он согласуется с нормами ст. 313 НК РФ.

Данная статья НК РФ устанавливает, что исчисление налоговой базы по итогам каждого отчётного (налогового) периода производится на основе данных налогового учёта, если гл. 25 НК РФ предусмотрен порядок группировки и учёта объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения, отличный от порядка, установленного правилами бухгалтерского учёта.

Таким образом, когда правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, исчисление налоговой базы можно производить на основе данных бухгалтерского учёта. При разработке системы налогового учёта, основанной на данных бухгалтерского учёта, необходимо:

1. Определить объекты учёта, по которым правила бухгалтерского и налогового учёта совпадают, и объекты учёта, по которым правила учёта различны, выделив объекты налогового учёта.

2. Разработать порядок использования данных бухгалтерского учёта для целей налогообложения.

3. Разработать формы аналитических регистров налогового учёта для выделенных объектов налогового учёта.

4. Определить объекты раздельного налогового учёта (для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы).

Итак, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок.

Данные налогового учета должны отражать:

Порядок формирования суммы доходов и расходов;

Порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде;

Сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах;

Порядок формирования сумм создаваемых резервов;

Сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Налогоплательщик анализирует хозяйственные операции и самостоятельно определяет, по каким объектам учета он должен разработать и утвердить формы регистров налогового учета, в которых должен быть обеспечен набор всех данных, необходимых для правильного определения показателей налоговой декларации.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1. Первичные учетные документы (включая справку бухгалтера). Первичный учетный документ бухгалтерского учета является общей информационной базой для составления регистров как бухгалтерского, так и налогового учета. В различных видах бухгалтерских и налоговых регистров информация лишь группируется по различным основаниям в соответствии с задачами каждого вида учета. Областью пересечения является определение и распределение расходов, исчисление себестоимости готовой продукции, стоимости остатков незавершенного производства и др.

2. Аналитические регистры налогового учета. Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированные в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам налогового учета.

3. Расчет налоговой базы. Расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период составляется налогоплательщиком самостоятельно с соблюдением норм соответствующих статей НК РФ. Например, порядок составления расчета налоговой базы по налогу на прибыль организаций изложен в ст.315. В статьях 316-333 конкретизируются правила ведения налогового учета применительно к отдельным видам доходов и расходов (например, порядок налогового учета доходов от реализации, расходов по торговым операциям), отдельным видам организаций (страховых организаций, банков), различным видам договоров (доверительного управления имуществом).

В связи с тем, что единых утвержденных форм регистров налогового учета не существует, учреждение должно разрабатывать их самостоятельно либо вносить в применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительные реквизиты, формируя тем самым регистры налогового учета. И в том и в другом случае регистры необходимо указывать в учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика - это совокупность способов ведения налогового учета имущества, хозяйственных операций, доходов и расходов с целью формирования достоверной информации о прибыли организации в налоговой декларации. Учетная политика должна раскрывать подходы организации при решении следующих вопросов:

Определение налоговой базы по налогу на прибыль;

Формирование налоговых обязательств перед бюджетом;

Оценка имущества;

Распределение убытков между налоговыми периодами.

В процессе формирования учетной политики должны быть установлены и обоснованы организационно-технические и методические аспекты налогового учета:

Порядок организации налогового учета;

Принципы и порядок налогового учета всех видов деятельности, осуществляемых налогоплательщиком;

Формы аналитических регистров налогового учета;

Технология обработки учетной информации;

Способы ведения налогового учета.

К учетной политике прилагаются формы аналитических регистров и порядок отражения в них информации. При этом каждый регистр должен содержать следующие реквизиты: наименование, период составления, измерители операции, наименование операции, подпись лица, ответственного за составление регистра. Принятая учетная политика утверждается соответствующим приказом руководителя организации. Способы ведения налогового учета, выбранные организацией, применяются последовательно от одного учетного периода к другому. Изменения в учетную политику могут вноситься в случаях:

Изменения законодательства о налоге на прибыль;

Изменения применяемых способов налогового учета.

Организация вправе использовать данные аналитического учета, разработанные в соответствии с правилами ведения бухгалтерского учета, при условии, что информация содержит все необходимые сведения для расчета налога на прибыль (Письмо Минфина России от 01.08.2007 № 03-03-06/1/531).

В соответствии со ст. 9 ФЗ № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

Итак, первичные документы являются основанием для организации как бухгалтерского, так и налогового учета.

На исследуемом субъекте создана автономная система налогового учета, не связанная с бухгалтерским учетом.

Организация системы налогового учета включает в себя следующие компоненты:

Определение совокупности показателей, прямо или косвенно влияющих на размер налоговой базы;

Определение критериев их систематизации в регистрах налогового учета;

Определение порядка ведения учета, формирования и отражения в регистрах информации об объектах учета.

Организация налогового учета на предприятии может осуществляться по трем вариантам:

1) обособленный учет - при таком способе организации налоговый учет ведется полностью независимо от бухгалтерского. Такая ситуация возможна в случае, когда в организации имеется возможность создать отдел налогового учета в рамках действующей бухгалтерии;

2) объединенный учет - этот способ предполагает ведение бухгалтерского учета по требованиям налогового. При этом методология налогового учета потребует обязательного отражения расходов на счетах рабочего плана счетов. Данный вариант экономически оправдан на небольших предприятиях, где определение налоговой базы для исчисления налога на прибыль не представляет особую трудность;

3) смешанный учет представляет промежуточный вариант, при применении которого часть учетной работы производится в традиционных регистрах бухгалтерского учета и отражается на счетах рабочего плана счетов, а регистры налогового учета используются для перегруппировки данных 8 бухгалтерского учета в соответствии с требованиями главы 25 Налогового кодекса РФ «Налог на прибыль». Таким образом, налоговый учет в этом случае дополняет бухгалтерский, составляя с ним единое целое. Существенным недостатком данного варианта является большая сложность и достаточно высокая вероятность возникновения ошибок

МОДЕЛИ ВЕДЕНИЯ НАЛОГОВОГО УЧЕТА

В настоящее время выделено три модели ведения налогового учета. Рас-

смотрим каждую из них.

Модель 1. Данная модель предусматривает использование самостоя- тельных аналитических регистров налогового учета, при этом налоговый учет

ведется параллельно с бухгалтерским (рис.1).

Рис. 1. Схема заполнения налоговой декларации (модель 1)

Модель 2. В основу этой модели положены данные, формируемые в сис- теме бухгалтерского учета. При этом регистры бухгалтерского учета дополня- ются реквизитами, необходимыми для определения налоговой базы. Тем самым формируются комбинированные регистры, используемые для налогового учета (рис. 2).

Модель 3. В данной модели используются регистры и бухгалтерского, и налогового учета. В том случае, если порядок группировки и учета объектов и хозяйственных операций для целей налогообложения не отличается от порядка, установленного правилами бухгалтерского учета, целесообразно применять бухгалтерские регистры. Налоговые регистры вообще можно не вести.

При различных правилах учета целесообразно наряду с бухгалтерскими регистрами применять аналитические регистры налогового учета (рис. 3).

Рис. 3. Схема заполнения налоговой декларации (модель 3)

3. Понятие и виды аналитических регистров налогового учета

Аналитические регистры налогового учета - сводные формы систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями Налогового кодекса, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета.

Это разработочные таблицы, ведомости, журналы, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы по налогу на прибыль без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде.

Налоговая служба разработала рекомендуемые образцы форм налоговых регистров (Методические рекомендации МНС России от 27 декабря 2001 г). Использовать эти образцы необязательно, но на их основе можно разработать собственные формы регистров, которые должны обязательно включать:

· наименование регистра;

· период (дату) составления;

· измерители операций в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении;

· наименование хозяйственных операций;

· подпись (расшифровку подписи) сотрудника, ответственного за составление указанных регистров (ст. 313 Налогового кодекса РФ).

Правила ведения регистров:

· заполняются в хронологическом порядке;

· ведутся в виде форм (самостоятельно разработанных таблиц, ведомостей, журналов), на бумажных (машинных) носителях или в электронном виде;

· исправление ошибок допускается только сотрудником, ответственным за ведение регистра, заверяется подписью последнего (с указанием даты) и письменно обосновывается

Группа регистров промежуточных расчетов наиболее обширна по количеству регистров и регистров-расчетов. Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, которые необходимы для формирования налогооблагаемой прибыли. Для того чтобы объяснить функцию регистров промежуточных расчетов, разработчикам системы налогового учета потребовалось ввести еще одно понятие. Промежуточными показателями названы те, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в налоговой декларации, то есть их значения участвуют в формировании отчетных данных либо не в полном объеме (через специальные расчеты) либо в составе иного, обобщающего, показателя. То есть, промежуточные показатели являются рабочим материалом и используются в разработочных таблицах исключительно в качестве дополнительных данных, для удобства расчетов.

1. Регистр-расчет Формирование стоимости объекта учета.

2. Регистр-расчет Учет амортизации нематериальных активов.

3. Регистр-расчет стоимости списанных сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

4. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

5. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

6. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

7. Регистр-расчет резерва сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

8. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

9. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

10. Регистр учета расходов по добровольному страхованию работников.

11. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

12. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

13. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

14. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

15. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

16. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

В регистрах учета состояния единицы налогового учета систематизируется информация о состоянии показателей объектов учета, которые используются более одного отчетного (налогового) периода. Регистры должны вестись таким образом, чтобы можно было обеспечить отражение данных о состоянии объектов учета на каждую текущую дату и их изменении во времени. Содержащаяся в регистрах информация используется для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые влияют на величину налоговой базы в конкретных периодах. В отношении этих объектов разработчики предложили налогопла- тельщикам самостоятельно сформировать дополнительные налоговые регистры. В то же время, хозяйственные операции в предлагаемой системе налогового учета непосредственно связаны только с фактом изменения права собственности (его утратой или получением) на объекты гражданских прав.

Группа регистров учета целевых средств некоммерческими организациями содержит регистры: - регистр поступлений; - регистр учета их использования; - регистр нецелевого использования. Регистры формирования отчетных данных, как следует из названия группы, содержат информацию и служат инструментом получения значений, непосредственно заносимых в конкретные строки налоговой декларации.

Налоговую тайну составляют любые полученные налоговым органом, органом государственного внебюджетного фонда и таможенным органом сведения о налогоплательщике, за исключением сведений: 1) разглашенных налогоплательщиком самостоятельно или с его согласия; 2) об идентификационном номере налогоплательщика; 3) о нарушениях законодательства о налогах и сборах и мерах ответственности за эти нарушения; 4) предоставляемых налоговым (таможенным) или правоохранительным органам других государств в соответствии с международными договорами (соглашениями), одной из сторон которых является Российская Федерация, о взаимном сотрудничестве между налоговыми (таможенными) или правоохранительными органами (в части сведений, предоставленных этим органам)

К разглашению налоговой тайны относится использование или передача другому лицу производственной или коммерческой тайны налогоплательщика, ставшей известной должностному лицу налогового органа, органа налоговой полиции, органа государственного внебюджетного фонда или таможенного органа, привлеченному специалисту или эксперту при исполнении ими своих обязанностей.

За причинение убытков налогоплательщику, налоговому агенту или их представителям в результате совершения неправомерных действий, а также утрату документов, содержащих налоговую тайну, налоговые органы и их должностные лица несут ответственность, предусмотренную федеральными законами. Статья 183 УК РФ предусматривает ответственность за незаконное получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну. В соответствии с ч. 2 данной статьи незаконное разглашение или использование сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну, без согласия их владельца лицом, которому она была доверена или стала известна по службе или работе, наказывается: - штрафом в размере до 120 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет; - лишением свободы на срок до трех лет.

ФЕДЕРАЛЬНЫЕ НАЛОГИ И СБОРЫ

Налог на доходы физических лиц (НДФЛ)

Налог на прибыль организаций

Налог на добавленную стоимость (НДС)

Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ)

Водный налог

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ

Налог на имущество организаций

Налог на игорный бизнес

Транспортный налог

МЕСТНЫЕ НАЛОГИ

Земельный налог

Торговый сбор

Налог на имущество физических лиц
Налог на имущество
физических лиц 2016

ОТРАСЛЕВЫЕ НАЛОГОВЫЕ СБОРЫ И ПЛАТЕЖИ

Сборы за пользование объектами животного мира

Сборы за пользование объектами водных биологических ресурсов

Под методологией НУ понимается совокупность специальных приемов и методов, которые применяются при ведении НУ. Методология НУ устанавливается нормативными документами и раскрывается организацией в учетной политике по налоговому учету.

Понятие «учетная политика» установлено законодательством по бухгалтерскому учету - ПБУ 1/2008 «Учетная политика организаций» (утверждены приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н), в котором установлены правила формирования и раскрытия учетной политики организаций для бухгалтерского учета.

Понятие «учетная политика для целей налогообложения» введено в гл. 25 НК РФ с 2007 г.

Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика (ст. 11 НК РФ).

Однако данное определение распространяется только на налоговый учет налога на прибыль.

В ст. 167 и 313 НК РФ установлены общие требования к учетной политике НУ, в соответствии с которыми учетная политика:

  • утверждается соответствующими приказами и распоряжениями руководителя организации;
  • применяется с 1 января года, следующего за годом ее утверждения;
  • утверждается на длительный срок (как минимум на отчетный год);
  • обязательна для применения во всех структурных подразделениях, независимо от их месторасположения.

Изменения в ученую политику разрешается вносить налогоплательщику в случаях:

  • изменения законодательства по налогам и сборам (обязательное изменение);
  • принятия организацией новых или иных способов ведения налогового учета (добровольное изменение учетной политики);
  • существенного изменения условий деятельности организации (добровольное изменение учетной политики).

Далее будет использован термин «учетная политика для налогового учета» (УИНУ), так как, но мнению авторов, он точнее отражает суть этого документа и аналогичен термину «учетная политика для бухгалтерского учета». УПНУ следует формировать на основе принципов, установленных НК РФ, а также принципов, заимствованных из законодательства по БУ.

Налоговый учет ведется в соответствии с базовыми принципами, установленными НК РФ. Эти принципы аналогичны принципам ведения бухгалтерского учета, изложенным в ПБУ 1/2008 (п. 5 и 6):

- принцип последовательности применения норм и правил налогового учета , т.е. применяется последовательно от одного налогового периода к другому (ст. 313 НК РФ). Налогоплательщики обязаны применять нормы и правила, установленные учетной политикой для налогового учета как минимум в течение одного налогового периода ;

Пример 1.1

Торговая организация «Орион» в соответствии с УППУ использует метод учета стоимости покупных товаров при их реализации по стоимости первых по времени приобретения (ФИФО). В сентябре 2014 г. было принято решение перейти на метод списания товара по средней стоимости. Организация может изменить норму налогового учета только с начала следующего налогового периода, т.е. с 1 января 2015 г., закрепив новую норму в УПНУ на 2015 г.

- принцип непрерывности отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения, в том числе операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных периодах либо переносятся на ряд лет (ст. 314 НК РФ). Нарушение этого принципа приводит к искажению налоговой базы отчетного (налогового) периода и некорректному исчислению налога. При наличии операций, результаты которых учитываются в нескольких отчетных (налоговых) периодах (п. 1 ст. 271 и п. 1 ст. 272 НК РФ) налогоплательщик обязан отразить в УПНУ порядок признания доходов и расходов или учитывать доходы и расходы по принципу равномерности признания доходов и расходов (ст. 271 НК РФ).

Нарушение принципа непрерывности с целью оптимизации налогообложения - регулирования размера налоговой базы и налога - не допускается ;

- принцип временной определенности фактов хозяйственной деятельности (ст. 271 и 272 НК РФ) - доходы и расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств - доходов и фактической оплаты - для расходов {метод начисления).

Пример 1.2

ООО «Орион», находящееся на общем режиме налогообложения, заключило договор с консалтинговой компанией на оказание консультационных услуг по бухгалтерскому учету и налогообложению. Факт оказания услуг подтверждается актом оказанных услуг (с расшифровкой услуг). По акту от 28.12.2014 стоимость оказанных услуг составила 35 400 руб., в том числе НДС 18% в размере 5400 руб. Услуги оплачены 21 января 2015 г. Налогоплательщику следует отразить в НУ расход в размере 30 000 руб. 28 декабря 2014 г. (независимо от факта оплаты услуг 21 января 2015 года).

Метод начисления является основным методом, применяемым в НУ (так же, как и в БУ).

При кассовом методе доходы определяются но мере поступления средств на расчетный счет (кассу) организации (для доходов) и по мере фактической оплаты - для расходов. В ряде случаев НК РФ устанавливает как добровольное использование кассового метода, так и обязательное использование.

Кассовый метод могут использовать организации (за исключением банков), если в среднем за предыдущие четыре квартала сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций без учета НДС не превысила 1 млн руб. за каждый квартал.

Кроме того, кассовый метод обязаны использовать:

  • организации, применяющие УСН;
  • организации, уплачивающие ЕСХН;
  • все организации при расчете налоговой базы по НДС, в случае если оплата за товары (работы, услуги) поступает раньше (предоплата), чем происходит отгрузка (подробнее в гл. 2);
  • - принцип равномерности признания доходов и расходов отражен в ст. 271 и 272 НК РФ. Так, в ст. 271 НК РФ установлено, что по доходам, относящимся к нескольким отчетным (налоговым) периодам, и в случае если связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, доходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. В этом принципе реализовано понятие соотнесения доходов и расходов в БУ и НУ: расходы отражаются в том же отчетном периоде, что и доходы, для получения которых они были произведены.

Пример 1.3

Выручка от реализации товаров в I квартале 2014 г. в ООО «Орион» составила 23 560 000 руб. (без НДС). Себестоимость реализованных товаров - 18 300 000 руб. В налоговой декларации по налогу на прибыль указанные выручка и расходы, связанные с получением выручки, должны быть соотнесены, т.е. отражены в первом отчетном периоде (I квартал 2014 г.). Регулирование размера налогооблагаемой прибыли путем признания в разных отчетных периодах доходов (части доходов) и связанных с ними расходов (части расходов) не допускается.

Мы полагаем, что базовые принципы ведения налогового учета целесообразно дополнить следующими принципами, заимствованными из законодательства по БУ:

принцип приоритета содержания перед формой (п. 6 ПБУ 1/2008) является принципом БУ, но актуален и для НУ. Принцип предполагает отражение в налоговом учете фактов хозяйственной деятельности, исходя не столько из их правовой формы, сколько из их экономического содержания и условий хозяйствования.

Нарушение данного принципа в БУ влечет искажение показателей бухгалтерской отчетности и при существенности искажений - модифицированное аудиторское заключение или отказ от выдачи аудиторского заключения.

Нарушение данного принципа в НУ влечет налоговые последствия при условии переквалификации сделки налоговым органом, т.е. изменения сути сделки для целей налогообложения;

Пример 1.4

ООО «Вега» является комиссионером по реализации товаров и использует УСЫ с объектом налогообложения «Доходы». Доходом общество признавало сумму комиссионного вознаграждения. Налоговыми органами договор комиссии был переквалифицирован в договор купли-продажи в результате выявленных нарушений в оформлении первичных документов (отсутствие отчетов комиссионера). В результате этого был доначислен единый налог с суммы превышения выручки от продажи товаров над суммой комиссионного вознаграждения.

- принцип рациональности (заимствован из п. 6 ПБУ 1/2008) - рациональное ведение налогового учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации (соотношение затрат и выгод). То есть осуществление дополнительных затрат на ведение налогового учета, связанные с налоговой оптимизацией (в рамках действующего законодательства), не должны превышать экономической выгоды, которая может быть получена от этой оптимизации.

Пример 1.5

ООО «Орион» является торговой организацией, реализующей импортные товары. В соответствии со ст. 320 НК РФ торговые организации с целью оптимизации налогообложения имеют право учитывать расходы по приобретению товара как прямые и косвенные расходы: прямые расходы признаются пропорционально реализованным товарам, а косвенные могут быть признаны единовременно. Руководством ООО был проведен анализ дополнительного объема операций по налоговому учету (автоматизация учета прямых и косвенных расходов, контроль и анализ за движением временных разниц между БУ и НУ и пр.) и возникающих в связи с этим дополнительных расходов и выгод. В результате анализа было принято решение оставить действующую методологию налогового учета себестоимости реализованных товаров.

При формировании УПНУ следует отражать только те элементы УЯ, которые имеют для нее практическую значимость. На практике в УПНУ включаются выдержки из НК РФ, не имеющие альтернативных вариантов применения , т.е. в УПНУ устанавливаются те элементы, которые обязаны применять все налогоплательщики.

Пример 1.6

Часто в УПНУ включают требования о применении обязательного документа, регламентирующего амортизацию основных средств.

Выдержка и УПНУ: «применять Классификацию основных средств, включаемых в амортизационные группы, в соответствии с постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 “О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы”».

Этот документ является единственным и обязательным для применения всеми налогоплательщиками, имеющими амортизируемое имущество. Поэтому такой пункт не является элементом УП.

Аналогично учетной политике для БУ, УПНУ должна быть раскрыта в организационных и методических аспектах.

Организационные аспекты УПНУ:

Методические аспекты УПНУ:

  • описание способов ведения НУ (имеющих альтернативные варианты учета);
  • способы ведения НУ, не установленные нормативными документами (например, способ ведения раздельного учета по НДС);
  • специальные для отрасли способы ведения НУ (например, налоговый учет возвратных отходов в различных отраслях промышленности);
  • формы аналитических налоговых регистров.

Пример 1.7

Аспекты учетной политики для налогового учета

Организационные аспекты

Методические аспекты (налог на прибыль)

  • 1. Налоговый учет ведется бухгалтерской службой организации.
  • 2. Ответственность за подготовку налоговой отчетности и правильность расчета налогов несет заместитель главного бухгалтера.
  • 3. Порядок разработки и хранения документов налоговой отчетности и регистров налогового учета установлен в графике документооборота организации
  • 1. Налоговая база определяется на основании данных бухгалтерского учета и корректировок.
  • 2. Форма налогового регистра для расчета налоговой базы (корректировочная таблица) приведена в приложении.
  • 3. Амортизация основных средств начисляется линейным методом.
  • 4. Прямыми расходами, связанными с приобретением товаров признаются:
    • - цена поставщика;
    • - расходы на доставку до склада;
    • - таможенные пошлины.

Остальные расходы признаются косвенными расходами

Что понимается под налоговым учетом в организации, какова его сущность и в чем состоят его функции, мы рассказывали в . О порядке ведения налогового учета расскажем в этом материале.

Ведение налогового учета

Мы отмечали, что в основном своем значении под налоговым учетом понимается система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на прибыль. Именно в этом смысле термин «налоговый учет» используется в НК РФ. Однако на практике налоговый учет ведется не только по налогу на прибыль, но и иным налогам, сборам, страховым взносам. Так, организации ведут налоговый учет, к примеру, по НДС и УСН, ЕНВД и НДФЛ.

При этом применяемые организацией принципы ведения налогового учета должны обеспечивать полноту и достоверность определения налогооблагаемых показателей с учетом требования рациональности.

Конкретные варианты ведения налогового учета устанавливаются организацией в том случае, когда отдельные вопросы не урегулированы на должном уровне либо действующим налоговым законодательством предусмотрена вариативность. Выбранные правила организации учета по налогам и сборам утверждаются в налоговой Учетной политике, которая может быть как частью общей Учетной политики организации, так и отдельным документом - Учетной политикой для целей налогообложения.

Поскольку налоговый учет и налоговое планирование в организации находятся в тесной взаимосвязи, анализ применяемых способов и правил налогового учета может вести к их пересмотру и утверждению новых. Однако необходимо учитывать ограничения, которые накладывает налоговое законодательство на изменение применяемых организацией способов и правил в налоговом учете. Так, к примеру, переход с нелинейного метода начисления амортизации основных средств на линейный метод допускается не чаще 1 раза в 5 лет (п. 1 ст. 259 НК РФ).

Налоговый учет в организации на примере

Когда конкретные способы и формы ведения налогового учета не предусмотрены, организация вправе выбирать самостоятельно наиболее удобные для нее с учетом специфики деятельности и особенностей функционирования. При этом, к примеру, для целей ведения налогового учета по налогу на прибыль организация может воспользоваться Рекомендациями МНС РФ «Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации».

Примеры того, чтобы надо закрепить в налоговой Учетной политике, можно найти в нашем .

Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным настоящим Кодексом.

Принципы организации налогового учета:

Имущественной обособленности предприятия - Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются российские и иностранные организации (ст.246).

Периодичности - Налоговым периодом по налогу на прибыль является календарный год (ст.285).

Денежного измерителя - Налоговая база по налогу на прибыль представляет собой денежное выражение прибыли (п.1 ст.274).

После-довательности применения - Порядок ведения налогового учета устанавливается налогоплательщиком в учетной политике для целей налогообложения (ст. 313).

Непрерывности - Объекты учета отражаются в налоговом регистре непрерывно в хронологическом порядке (ст. 314).

Начислений (временной определенности фактов хозяйственной деятельности) - Для большинства налогоплательщиков, занимающихся производственной деятельностью (ст.ст.271, 272), доходы (расходы) признаются в том периоде, в котором они имели место, независимо от фактической оплаты.

Соотнесения доходов и расходов - Если связь между доходами и расходами не может быть определена четко, доходы распределяются с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов (п.2 ст.271). Расходы признаются в том периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок и принципа равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов (п.1 ст.272).

Документального подтверждения - Подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы, регистры аналитического учета и расчет налоговой базы (абз.9 ст.313).

Модели организации налогового учета.

В первой модели предусмотрено использование бухгалтерской информационной системы без каких-либо корректировок. Ее примером применительно к налоговой системе РФ служит порядок исчисления налога на имущество юридических лиц. Вторая модель - смешанный налоговый учет - предполагает формирование показателей налогового учета путем корректировки бухгалтерских показателей. К этой модели взаимодействия налогового и бухгалтерского учета относился с 1995 г. по 01.01.02 порядок исчисления налога на прибыль. Третья модель - специальный налоговый учет - предполагает расчет налоговой базы без участия показателей бухгалтерского учета и имеет следующие объективные основания: отсутствие обязанности ведения бухгалтерского учета у налогоплательщика вообще либо отсутствие необходимости ведения бухгалтерского учета для целей исчисления конкретного налога, т.е. используется исключительно в случаях, когда бухгалтерский учет неприменим для расчета сумм налогов, подлежащих взносу в бюджет.

Способы ведения налогового учета.

Ведение налогового учета возможно двумя способами:

1. Создание автономной системы налогового учета, не связанной с бухгалтерским. При этом каждая хозяйственная операция отражается в соответствии регистра налогового учета. Использование такой системы приводит к значительному увеличению расходов на ведение учета, поскольку одни и те же операции будут финансироваться дважды в налоговом и бухгалтерском учете.

2. Создание системы налогового учета на основе данных бухгалтерского учета. Этот способ ведения налогового учета менее трудоемок и в силу этого более целесообразен для применения. Он полностью согласован с принципами ведения налогового учета и в тех случаях, когда правила бухгалтерского и налогового учета совпадают. Исчисление налоговой базы можно проводить на основе данных бухгалтерского учета. Для разработки такой системы необходимо:

а) определить объекты учета, по которым правила бухгалтерского и налогового учета совпадают с правилами налогового учета, по которым правила бухгалтерского учета различны, выделив объекты налогового учета;

б) разработать порядок использования данных бухгалтерского учета для целей налогового учета;

в) разработать формы аналитических регистров налогового учета, выделенных объектов налогового учета;

г) определить объекты раздельного налогового учета для налогоплательщика, применение специального налогового режима и в других случаях.

Новое на сайте

>

Самое популярное