Домой Микрозаймы Основные системы налогообложения в рф. Виды налогообложения и их характеристика

Основные системы налогообложения в рф. Виды налогообложения и их характеристика

Налоги — обязательные, безвозмездные, невозвратные, собираемые на регулярной основе платежи, взыскиваемые уполномоченными государственными учреждениями с целью удовлетворения потребностей государства в финансовых ресурсах.

Общая характеристика налоговой системы России

Налоговая система — это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных .

Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития .

Принципы построения налоговой системы

Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены и . В России действует трехуровневая налоговая система , состоящая из , и , что соответствует мировому опыту федеративных государств.

На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации , состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая — двумя годами позже.

Принципы налогообложения

Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи , сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения :

  • принцип справедливости , который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;
  • принцип определенности , заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;
  • принцип удобства — налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
  • принцип экономии , который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.
Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I , третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:
  • Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
  • Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.
  • Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.
  • Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
  • Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
  • Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.
  • При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
  • Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
Критерии качества налоговой системы:
  • сбалансированность . Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;
  • эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;
  • стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;
  • эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;
  • полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.
Основные тенденции развития налоговой системы:
  • общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;
  • устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;
  • поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;
  • повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;
  • развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;
  • совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;
  • повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;
  • гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;
  • усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;
  • выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;
  • совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Критерии оценки налоговых систем

Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов . Зачастую эти цели противоречат друг другу.

Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности . Полностью совместить эти принципы невозможно — всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

Критерии оценки налоговых систем:

1. Равенство обязательств . Данный критерий основывается на принятом в обществе пониманиисправедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

  • Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.
  • Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

5. Прозрачность — предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

Принципы налогообложения в РФ

Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

Налоги подразделяются на следующие виды:

Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

Налоговым кодексом устанавливаются также , определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

Налоговый федерализм

Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма — законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

Налоговый федерализм — это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

В основу налогового федерализма положены следующие принципы:
  • Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.
  • Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой — имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы — на региональном и местном уровне.
  • Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.
  • Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны.

Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

  • Кумулятивный — соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная — устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне — 2%, на региональном — до 18%, но не ниже 13,5%).
  • Нормативный — устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).
  • Дистрибутивный — концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.
  • Фиксированный — разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.
Распределение налогов между уровнями бюджетной системы Таблица 3

Вид налога

Определение

управление

Комментарии

Налоговой базы

Налоговой ставки

Налог на прибыль

Мобильная налоговая база, стабилизационный инструмент

Налог на доход физических лиц

Перераспределительный, стабилизационный инструмент, мобильная налоговая база

Многоуровневый налог с продаж (НДС)

Децентрализированное управление трудноосуществимо, если ставки и базы различаются в регионах

Налогообложение по месту производства предотвращает экспорт налогов

Налог на недвижимость

Иммобильная налоговая база, оплата по принципу получаемых выгод

Распределение налогов между уровнями бюджетной системы в РФ в 2008 году Таблица 4

По объекту налогообложения налоги делятся на:

  • налоги на доходы;
  • налоги на имущество;
  • налоги на потребление;
  • налоги на капитал.

По субъекту-налогоплательщику можно выделить следующие виды налогов:

  • налоги с физических лиц (налог на доходы физических лиц, налог на имущество физических лиц и др.);
  • налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на добавленную стоимость и т. д.).
Следующая классификация налогов — по способу изъятия. В данном случае налоги подразделяются на прямые и косвенные. Это деление осуществляется по трем признакам:
  • по способу уплаты;
  • по способу взимания;
  • по экономическому признаку.

Исходя из первого признака, к прямым налогам относятся налоги, которые вносятся в бюджет действительными плательщиками налогов, а косвенные налоги вносятся в бюджет третьими лицами и ими перелагаются на конечных потребителей товаров, работ, услуг. Исходя из второго признака к прямым налогам относятся налоги, взимаемые по окладным листам, кадастрам; а к косвенным налогам — налоги, взимаемые по тарифам. В соответствии с экономическим признаком к прямым налогам относятся налоги, взимаемые с производства (доходов, имущества), а к косвенным — налоги, взимаемые с потребления (расходов, пользования имуществом). К прямым налогам можно отнести налог на имущество, налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, а к косвенным налогам — налог на добавленную стоимость, акцизы.

Налоговый предел — это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета.

При определении влияния налогов на экономический рост необходимо учитывать связь между уровнем налогообложения и объемом налоговых поступлений в бюджет. Для характеристики изменений налоговых поступлений под влиянием определяющих экономических факторов (валового внутреннего продукта, доходов населения, уровня розничных цен и т. д.) в макроэкономике применяется коэффициент эластичности налогов.

Коэффициент эластичности налогов рассчитывается по формуле:
  • Э — коэффициент эластичности;
  • X начальный уровень налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • X 1 — прирост налоговых поступлений (всех, группы налогов или отдельного налога);
  • Y — начальный уровень определяющего фактора (например, ВВП и др.);
  • Y 1 — прирост анализируемого фактора.

Коэффициент эластичности налогов показывает, насколько процентов изменяются налоговые поступления при изменении определяющего фактора на 1%. Если он равен единице, то доля налоговых доходов государства в остается стабильной. Если коэффициент больше единицы, то налоговые доходы увеличиваются более быстрыми темпами, чем возрастает ВВП, и удельный вес налоговых доходов в ВВП возрастает. При коэффициенте меньше единицы доля налоговых поступлений в ВВП снижается.

Основные термины налогообложения

Согласно ст. 17 Налогового кодекса России, налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и следующие элементы налогообложения:

  • объект налогообложения (ст.38 НК РФ);
  • налоговая база (ст. 53 НК РФ);
  • налоговый период (ст. 55 НК РФ);
  • налоговая ставка (ст. 53 НК РФ);
  • порядок исчисления налога (ст. 52 НК РФ);
  • порядок и сроки уплаты налога (ст. 57 НК РФ).

Налогоплательщики — организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

  • пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;
  • знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;
  • предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;
  • в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;
  • другие права.

Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • вести бухгалтерский учет;
  • составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;
  • предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;
  • вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;
  • выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;
  • известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации — в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;
  • предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;
  • выполнять другие обязанности.

Налоговый агент — лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц — организация-работодатель.)

Объект налогообложения — реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

Налоговая база — стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

Налоговый период календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Налоговая ставка — величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой — применяется ко всему объекту, так и сложной — повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

Порядок исчисления налога — в соответствии со ст. 52 Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

Порядок и сроки уплаты налогов — уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в или . Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

Для юридических лиц и предпринимателей. Какими они бывают? И что лучше выбрать в том или ином случае? Каждый ИП должен знать плюсы и минусы существующих систем уплаты налогов. Иначе бизнес может прогореть. Обо всем этом и не только обязательно будет рассказано далее. В конце концов каждый поймет, как выбрать ту или иную систему налогообложения. Это не так трудно, как может показаться на первый взгляд.

Налогообложение — это...

Сначала разберемся, с чем в принципе придется иметь дело. Налогообложение для ИП и ООО является крайне важной составляющей. Это система уплаты налогов. Благодаря ей осуществляется декларирование доходов и отдача части прибыли государству.

По НК РФ (статья 17), системы уплаты налогов определяют:

  • объекты налогообложения;
  • базу по налогу;
  • период, за который нужно расплачиваться;
  • налоговую ставку;
  • порядок расчета платежей;
  • сроки и способы перевода денег;
  • льготы и прочие особенности налогов.

На данный момент юридическое лицо может столкнуться с разными видами налогообложения. Далее мы рассмотрим каждый возможный вариант с плюсами и минусами.

Типы систем

Начнем с краткого списка. Он поможет понять, из чего в целом можно выбрать тип перевода части прибыли за ведение бизнеса.

На данный момент в России встречаются такие виды налогообложения:

  • ОСНО;
  • УСН (упрощенка);
  • ЕНВД (вмененка);
  • ЕСХН;

ЕСХН почти не используется на практике. Поэтому на нем сильно заострять внимание не следует. Разберемся с остальными видами налогообложения и их характеристиками. Понять все это не составляет труда.

ОСНО и бизнес

Самый распространенный вариант развития событий — это использование общей системы налогообложения. Она выбирается ООО или ИП по умолчанию. Расклад не всегда выгодный, особенно в самом начале бизнеса.

Он предусматривает серьезную бумажную волокиту и весьма крупные налоги. Поэтому от ОСНО зачастую отказываются многие предприниматели. Некоторым подходит именно такой вариант.

Если кратко описывать систему уплаты налогов, то в этом случае придется переводить средства за имущество организации и за доходы. НДС тоже имеет место. Именно эта составляющая позволяет выбрать или отказаться от ОСНО.

Минусы общей системы

Основные виды налогообложения в России мы перечислили. Теперь стоит рассмотреть каждый вариант более подробно.

На данный момент у ОСНО выделяют такие слабые стороны:

На этом все. Больше никаких недостатков нет.

Стоит обратить внимание на то, что ООО (компания) при ОСНО платит налог на прибыль 20%, а ИП - 13%. Отчетность поквартальная. И поэтому она доставляет фирмам немало хлопот.

Плюсы ОСНО

Теперь о положительных сторонах. Они играют важную роль. Особенно если человек не знает, на каком типе уплаты налогов останавливаться.

Общая система налогообложения в России на сегодняшний день обладает следующими преимуществами:

  • применяется везде и к любому типу деятельности;
  • можно не обращаться в ФНС дополнительно для ее выбора;
  • позволяет уменьшить НДС на НДС, который перечисляется поставщикам;
  • налоговая база — это прибыль за вычетом расходов;
  • в отдельных случаях НДФЛ может быть равен от 0 до 30%.

Тем не менее такой вариант используется далеко не всегда. Какой вид налогообложения выбрать в том или ином случае? Для этого стоит обратить внимание на иные предложения. Только потом предприниматель сможет выяснить, как ему лучше перечислять налоги в государственную казну.

УСН в России

Следующая система уплаты налогов — это УСН. Ее называют "упрощенкой". Именно такой расклад используется предпринимателями чаще всего.

Уже по названию системы понятно, что данный режим уплаты налогов подразумевает упрощенный порядок действий. Так и есть — бумажная волокита при нем минимальна, особенно если гражданин работает без сотрудников.

У УСН есть 2 разновидности. Если точнее, то:

  • доходы — расходы;
  • доходы.

В зависимости от выбранного типа будет меняться налоговая база. В первом случае подразумевается чистая прибыль (после вычета расходов), во втором — все получаемые доходы.

"Упрощенка" предусматривает уплату НДФЛ. Платят либо от 5 до 15% (доходы — расходы), либо от 0 до 6% (доходы). Точный размер налога зависит от региона, в котором проживает предприниматель, а также от типа деятельности.

Недостатки УСН

Несколько слов о том, почему отдельные лица отказываются от "упрощенки". Далеко не всем подходит такой расклад.

К примеру, из-за подобных недостатков:

  • не все виды деятельности позволяют использовать УСН;
  • приходится дополнительно писать ;
  • в компании может работать не более 100 человек;
  • в год нужно получать не больше 60 миллионов рублей (с 2017 года — 120 000 000), чтобы иметь право на УСН.

Соответственно, такой вид налогообложения для ИП, работающего на себя без сотрудников, подходит довольно часто. Но какие плюсы есть у данной системы?

Плюсы УСН

"Упрощенка" является излюбленным направлением, в котором работают предприниматели. Мелкие компании тоже зачастую останавливаются на таком раскладе, но со временем от него приходится отказываться из-за большого штата работников и высокой прибыли.

К плюсам УСН относят:

  • минимальную бумажную волокиту;
  • низкие налоговые ставки;
  • возможность уменьшения налогов на сумму отчислений в ПФР;
  • право выбора способа исчисления налоговой базы.

На практике, если можно использовать "упрощенку", граждане стараются останавливаться именно на таком варианте.

Отчетность ежегодная (до 31 мая для компаний и до 30 апреля для ИП), а вот платить НДФЛ придется раз в квартал. Дополнительно придется вести книгу расходов и доходов.

Уменьшение налоговой базы осуществляется за счет расходов на содержание компании, отчислений за сотрудников в ПФР (не более чем на 50% от переводов) и за себя (на 100% от сумм, отданных Пенсионному фонду).

ЕНВД, или "вмененка"

А есть такое понятие, как ЕНВД. Это В народе его называют "вмененкой".

ЕНВД — вид налогообложения, который не используется в Москве. Но в остальных регионах РФ с ним можно активно работать. Он предусматривает отсутствие всяких налогов, зависящих от доходов предприятия.

Виды налогообложения для ООО из всех ранее перечисленных не так интересуют бизнесменов, как ЕНВД. "Вмененка" идеальна для кафе, такси и ряда других типов деятельности.

Как и в случае с УСН, ЕНВД можно уменьшить на сумму фиксированных отчислений. Отчетность и уплата налогов в данном режиме поквартальные. Налоги уплачиваются в зависимости от потенциальной прибыли ИП или ООО. Соответствующие предположительные доходы устанавливаются государством и зависят от региона регистрации, а также от деятельности предприятия.

О недостатках ЕНВД

Какие минусы есть у "вмененки"? Ведь все виды налогообложения имеют сильные и слабые стороны. О них необходимо помнить каждому бизнесмену.

На данный момент ЕНВД имеет следующие минусы:

  • применяется не во всех регионах;
  • может использоваться только для отдельных типов деятельности;
  • в некоторых случаях работать с ЕНВД не совсем выгодно;
  • бумажная волокита из квартала в квартал с уплатой налогов;
  • нельзя работать с ЕНВД, если в компании более 100 подчиненных.

Кроме того, как и в случае с УСН, при "вмененке" у другой компании доля в бизнесе не должна быть более 25%. Иначе право на рассмотренный тип уплаты налогов упраздняется.

О плюсах ЕНВД

Виды налогообложения для ООО и для предпринимателей обязательно включают в себя "вмененку". Это не самый плохой вариант. Особенно если реальная прибыль компании больше, чем предполагает государство.

Можно отметить следующие сильные стороны "вмененки":

  • налоговая база не зависит от доходов компании;
  • не нужно никаких дополнительных расходов за исключением фиксированных отчислений в ПФР;
  • есть возможность уменьшения налогов на произведенные взносы во внебюджетные фонды;
  • можно не пользоваться кассовыми аппаратами.

Важно: размер налога определяется 15% от потенциальной годовой прибыли компании.

ПСН — это...

Не так давно в России появилось патентное налогообложение. Виды деятельности в этом случае тоже ограничены, как при УСН или ЕНВД. Тем не менее ПСН активно используется на практике. Особенно если человек хочет открыть ИП и "посмотреть", как у него получится вести деятельность.

В целом ПСН напоминает УСН или "вмененку", но со своими плюсами и минусами. К примеру, такой вариант доступен только ИП. И величина налога не зависит от реальной прибыли предпринимателя.

Недостатки патентов

Теперь рассмотрим недостатки подобного варианта. Как уже было сказано, ПСН доступна только предпринимателям. ООО с ней работать не смогут ни при каких обстоятельствах.

На данный момент у патентной системы имеются следующие слабые стороны:

  • можно использовать в отношении некоторых типов деятельности;
  • не всегда выгодна;
  • в компании не должно быть более 15 сотрудников;
  • нельзя уменьшить налоги на обязательные отчисления в ПФР;
  • годовая прибыль не может превышать более 60 000 000 рублей;
  • стоимость патента разная во всех регионах РФ.

Тем не менее такой расклад некоторым кажется весьма привлекательным. Для того чтобы определиться с выбором системы уплаты налогов, нужно оценить все плюсы и минусы каждого предложения. Только так человек примет верное решение.

Плюсы патента

Виды налогообложения для ООО не предусматривают ПСН. Зато с этим раскладом могут столкнуться предприниматели.

Патенты удобны. Но почему? Принято выделять следующие положительные стороны режима:

  • нет зависимости размера налога от реальной прибыли;
  • минимальная бумажная волокита;
  • нет необходимости в использовании кассовой техники;
  • можно купить патент на срок от 1 до 12 месяцев;
  • налоги уплачиваются либо до окончания срока действия патента (если он куплен на срок до полугода), либо 33% от суммы перечисляют не более чем через 90 дней после приобретения, а остаток — до конца действительности ПСН у ИП;
  • разрешено оформление нескольких патентов сразу.

Соответственно, сегодня многие предприниматели обращают внимание именно на ПСН. В частности, если данный режим применим к тому или иному типу деятельности.

ЕСХН

При переходе к новому режиму уплаты налогов гражданину требуется написать в установленные сроки (обычно от 10 до 30 дней с начала налогового периода) заявление и подать его в ФНС. Придется указать код вида налогообложения и тип деятельности компании. Все это можно посмотреть в базах налоговых служб.

А что такое ЕСХН? Налог, который подходит только тем, кто самостоятельно ведет сельскохозяйственную деятельность. В реальной жизни почти не встречается. Соответственно, подобный режим рассматривать не будем. Достаточно знать, что он есть. Более подробную информацию лучше уточнять в ФНС.

Заключение

Мы выяснили, какие виды налогообложения для ИП и компаний существуют в России. Но на чем лучше остановиться?

На основании всего вышесказанного можно сделать вывод, что УСН, ЕНВД и ПСН похожи между собой. Поэтому сравнивать их нужно для конкретного типа деятельности в том или ином регионе.

С уверенностью можно сказать лишь о том, что на ОСНО на первых порах лучше не соглашаться. Для неопытных бизнесменов это огромная налоговая и отчетная нагрузка, которая способна загубить деятельность.


ОСНО - общая система налогообложения (классическая). Чаще всего используется на предприятиях. В классической системе налогообложения ОСНО, юридическое лицо (организация или ИП - индивидуальный предприниматель) платит подоходный налог, налог на добавленную стоимость, единый социальный налог и другие налоги, необходимость уплаты которых предусмотрена налоговым законодательством, а также платит взносы в Пенсионный фонд, Фонд обязательного медицинского страхования, в Фонд социального страхования.


УСН – упрощенная система налогообложения. Является добровольным режимом, при применении которого организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховые взносы, а индивидуальные предприниматели - НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховые взносы. Вместо указанных налогов уплачивается один налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. Применение УСН позволяет серьезно снизить налоговую нагрузку. Для ее использования достаточно отправить уведомление в местную налоговую инспекцию. Но при этом важно помнить, что существует целый перечень видов деятельности, для которых применение УСН запрещено. Он представлен в ст. 346.12. п.2 п.п. 1. второй части НК РФ.


ЕНВД единый налог на вмененный доход. Система налогообложения в виде вмененной системы налогообложения – налоговый режим, обязательный для организаций и ИП в случае когда они осуществляют предусмотренные законодательством виды деятельности и соответствуют предъявляемым требованиям. При применении вмененной системы налогообложения в отношении деятельности, связанной с уплатой единого налога, организации освобождаются от уплаты: НДС, налога на прибыль, налога на имущество, страховых взносов, а индивидуальные предприниматели - НДС, НДФЛ, налога на имущество, страховых взносов. Вместо указанных налогов уплачивается единый налог. Остальные налоги уплачиваются в общем порядке. С 1 января 2012 года планируется поэтапная отмена ЕНВД. То есть к тому времени применять ее смогут компании, численностью не более 15 человек. Кроме того, существенно сократятся виды деятельности, попадающие под этот режим. Об отмене ЕНВД говорят все, но никто точно не может сказать, когда оно произойдет. Взамен единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности новым законопроектом (17 мая, в первом чтении был одобрен законопроект о создании патентной системы налогообложения и поэтапной отмене единого налога на вмененный доход), предлагается установить добровольный специальный налоговый режим «Патентная система налогообложения». Напомним, что с 2012-го года индивидуальные предприниматели смогут получить патент на оказание услуг, и при этом им не придется платить подоходный налог, налог на имущество и НДС.


ЕСХН – единый сельскохозяйственный налог. Этот режим, как правило, спросом не пользуется, поэтому не будем тратить на него время.


Налоговые ставки


Кроме систем налогообложения в РФ, необходимо определиться с его объектом. То есть понять, какова будет величина налоговой ставки 6 % (доходы) или 5–15 % (доходы, уменьшенные на величину расходов). Для этого достаточно посчитать примерный доход, величину расходов и возможность подтверждения расходов первичными документами (чеки, товарные накладные, путевые листы и пр.).


Объект налогообложения «доходы» выгоднее, если:

Налоги – это собираемые государством с граждан (так называемых физических лиц) и организаций (так называемых юридических лиц) денежные средства. Налоги – это основа наполнения доходной части бюджетов страны.

Уровень установления

В зависимости от размера части государства, на которой установлен сбор отдельного налога, и от типа бюджета, в который налогоплательщики передают собираемые средства, все налоги разделены на несколько видов:

Способ изъятия

Прямые – налоги, которые собираются с поступлений физического или юридического лица. К прямым налогам могут быть отнесены следующие: налог на прибыль (НПО) организаций, налог на доход физических лиц. Оплачивает прямой налог тот «агент» экономики, который получил доход.

Самый наглядный пример – налог на прибыль организаций. Когда компания занимается коммерцией, у неё возникают доходы (сумма выручки от продаж товаров, работ и услуг своим клиентам) и расходы (затраты, которые организация несёт для получения доходов). Разницу между этими суммами составляет прибыль организации. Чем прибыльнее организация, тем большую величину составляет сумма уплачиваемого налога.

Косвенные налоги находятся «внутри» цены товаров и услуг. Организация-продавец при продаже подсчитывает нужную сумму налога и перечисляет. Таким образом, платит налог продавец, но за счёт покупателя, который будет пользоваться этим товаром или услугой (поскольку покупатель оплатил товар или услугу, включая соответствующие налоги). Это ключевое отличие косвенного налога от прямого. В качестве примера – приобретая в продовольственном магазине бутылку вина, покупатель оплачивает:

  • стоимость самой продукции;
  • акциз на алкогольную продукцию;

Сумму уплачиваемого покупателем НДС при розничной покупке часто можно увидеть в кассовом чеке.

Субъект налогообложения

В зависимости от того, с кого государство взимает налог, можно выделить следующие группы :

  1. Налоги с юридических лиц государство получает с организаций, зарегистрированных в РФ, в том числе российские компании и представители иностранного капитала, представленные в экономике РФ (имеющие представительства и филиалы). Вышеупомянутый налог на прибыль, достаточно редкий налог на игорный бизнес и многие другие налоги включаются в эту группу.
  2. Налоги с физических лиц взимаются с отдельных граждан-налогоплательщиков. Налог этой группы может взиматься как с граждан РФ, так и с граждан других государств, получивших доходы на территории РФ. С физических лиц собираются налоги на доходы и на имущество.
  3. Смешанные налоги могут быть собраны со всех категорий налогоплательщиков. Например, НДС должен быть уплачен всеми потребителями товаров и услуг.

Стоит отметить особую категорию физических лиц – ИП или индивидуальные предприниматели. Человек, будучи физическим лицом, платит все налоги, предусмотренные для физических лиц. Но если он при этом занимается коммерческой деятельностью и зарегистрирован в положенном порядке, он также платит и другие налоги.

В зависимости от выбранной предпринимателем системы налогообложения (общей, упрощённой или специальных видов) это могут быть НДС, налог на прибыль, налог, взимаемый при упрощённой или патентной системах, и так далее.

По назначению налоги делятся на общие и целевые (специальные). Общие налоги собираются в бюджетах «в общий котёл» и используются по усмотрению органа, который распоряжается бюджетом. Целевые налоги используются на конкретную цель. Например, транспортный и земельный налоги могут собираться в соответствующие местные фонды и расходоваться целевым образом на ремонт дорог или развитие территорий.

Источник уплаты

По источнику уплаты налоги делятся на:

  1. Включаемые в себестоимость (товаров, работ или услуг) – налоги, которые относятся к издержкам на производство продукции или услуг. Примерами могут быть транспортный налог автобусного парка, платежи нефтяной компании за пользование недрами, а также взносы, относящиеся к заработной плате работников организации. Сумма уплачиваемых налогов такого типа никак не зависит от величины доходов, но часто зависит от суммы отдельных видов затрат.
  2. Включаемые в выручку – такие налоги, как налог на прибыль коммерческих организаций и налог на «упрощёнке» в варианте «доходы — расходы». Здесь есть зависимость как от полученных доходов, так и от фактических расходов организации.
  3. Налог от величины дохода – налог, который определяется только доходом налогоплательщика и на который никак не влияет величина расходов. В качестве примера – налог на доходы индивидуального предпринимателя на «упрощёнке» при объекте налогообложения «доходы».

Объект налогообложения


Методы исчисления

Налоги могут быть прогрессивные (если ставка налога растёт в процентах, когда растёт в рублях объект налогообложения) и регрессивные (ставка налога падает). Регрессивный налог является стимулирующим.

На сегодня пока нет в налоговой системе РФ примеров налогов первого типа, хотя регулярно обсуждается возможность введения прогрессивного метода и сложной шкалы для НДФЛ.

Практически все налоги в РФ являются пропорциональными (это означает, что ставка остаётся неизменной при изменении величины налогооблагаемого объекта), например:

  • для большинства товаров и услуг ставка НДС – 18% от суммы проданных товаров или оказанных услуг;
  • от прибыли организации государство возьмёт 20%;
  • практически любой доход физических лиц обложен по ставке 13%.

Также по методу исчисления выделяют твёрдые и ступенчатые налоги:

  1. Величина твёрдых налогов вообще не зависит от стоимости налогооблагаемого объекта или фактического дохода. Например, ставка такого налога, как транспортный, определяется мощностью (в лошадиных силах или киловаттах) транспортного средства и никак не зависит от его стоимости. К твёрдым налогам относятся также водный налог и многие виды акцизов.
  2. Ступенчатые налоги : ставка изменяется в зависимости от величины дохода. Примером ступенчатого налога может быть взнос в ФСС (Фонд социального страхования), уплачиваемый организацией и рассчитываемый от дохода работника организации (хотя это не совсем налог). Ставка взноса равна 2,9%, если общая сумма дохода работника не превысит определённой базы (на сегодняшний день – 718 тысяч рублей), при превышении базы налог не взимается. Таким образом, взнос в ФСС является регрессивным (при повышении дохода свыше указанной базы общий процент взимаемого взноса уменьшается). Введением максимальной базы налога государство стимулирует «обеление» зарплат – выплачивать большую заработную плату для организации становится выгоднее.

Кто считает взимаемую сумму

По способу обложения предметы данной статьи делятся на кадастровые (они же безналичные) и декларационные (налично-денежные). Кадастровые налоги рассчитываются самими налоговиками исходя из доступной информации о стоимости облагаемого объекта. Например, для физических лиц все налоги, связанные с имуществом, являются кадастровыми. В том числе:

  1. Транспортный налог (информацию о наличии у физических лиц в собственности автотранспорта налоговые инспекторы получают из ГИБДД).
  2. Налог на имущество , а также земельный налог (кадастровую стоимость недвижимости налоговая служба получает из базы данных Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и географии — Росреестра).

Налоговая служба ежегодно рассчитывает сумму налога и рассылает налогоплательщикам уведомления о необходимости уплатить кадастровые налоги. Напротив, декларационные налоги рассчитываются на основе данных, которые предоставлены самим налогоплательщиком. Например, если гражданин перепродаёт недавно купленную квартиру, то он обязан самостоятельно составить декларацию о доходах, выслать её налоговикам и уплатить соответствующую сумму налога.

По порядку зачисления в бюджет

Законодательством может быть предписан порядок уплаты одного и того же налога в бюджеты разных уровней (федеральный, местный, региональный – бывает, что налоги платятся во все три). Если такой порядок сохраняется надолго, то налог является закреплённым .

Если порядок регулярно пересматривается, то это регулирующий налог. Пример последнего – налог на фактическую прибыль компаний, порядок разнесения которого менялся неоднократно.

На сегодняшний день основная ставка составляет 20%, из которых 18% перечисляется в местные бюджеты и всего 2% — в федеральный. Пример закреплённого налога – транспортный, который перечисляемый всегда в местные бюджеты.

По порядку ведения

По порядку ведения налоги делятся на общеобязательные (собираемые по всей стране – акцизы, НПО и т.д.) и факультативные (вводимые отдельными регионами, в качестве примера — ЕНВД).

Кроме того, каждый регион вправе факультативно вводить льготы по некоторым налогам (например, по налогам для «упрощенцев»). Нельзя не упомянуть «Сколково» — на территории этого технопарка действует множество льгот для резидентов.

Штрафы и пенни за нарушение налогового законодательства

Важным условием жизнеспособности государственной экономики является обязательная и своевременная оплата всеми налогоплательщиками начисленных налогов. При просрочке оплаты и тем более при уклонении от оплаты налоговая служба может предъявлять недобросовестным налогоплательщикам штрафы и пени.

Например, пеня за просрочку уплаты НДС организацией составляет 1/300 от ставки ЦБ за каждый календарный день просрочки (это порядка 12% годовых). Если налогоплательщик уклоняется от уплаты налога, налоговая инспекция может выставить штраф от 20 до 40% от суммы не уплаченного вовремя налога.

Российская налоговая система представлена достаточно большим разнообразием схем, в рамках которых исчисляются сборы в казну. Какие из них предпринимателям использовать выгоднее и почему? Каковы особенности каждой из предлагаемых государством систем исчисления сборов?

Основные системы налогообложения

Какие виды налогообложения предусмотрены в российском законодательстве? В данный момент основных, наиболее часто используемых предприятиями РФ, четыре. Рассмотрим их.

  • Общая система (ОСНО). В соответствии с ней ИП или организация уплачивает налог на прибыль в размере 20% от фактических денежных поступлений на счета фирмы и в кассу от контрагентов. Касательно деятельности в ряде отраслей действует пониженная ставка в 10%.
  • Упрощенная система налогообложения. Виды налогов в рамках нее - 6% или 15%. В первом случае базой для исчисления сборов в казну выступает выручка компании. Во втором - как таковая прибыль (разница между доходами и расходами).
  • Единый налог на вмененный доход, или ЕНВД. Подразумевает уплату фиксированных сумм сбора, величина которых зависит от отраслевой специфики бизнеса, регулируется федеральным, местным и муниципальным законодательством.
  • Патентная система. Это еще один упрощенный вид налогообложения (если сравнивать с нагрузкой по сборам, характерной для ОСНО). Он в какой-то степени похож на ЕНВД, так как налог платится относительно фиксированных сумм, определяемых законом. Однако с патентной системой совместимы не все виды деятельности.

Как правило, уплата предпринимателями сборов в рамках 2, 3 и 4 режимов обеспечивает меньшую налоговую нагрузку, чем при ОСНО. Однако и в случае с ЕНВД и при задействовании УСН существуют ограничительные критерии. Не все предприятия имеют право работать в рамках данных систем. Как правило, связано это с характеристиками вида деятельности или же с величиной выручки.

Сколько налогов - столько отчетов

Все перечисленные виды налогообложения могут применять как ИП, так и хозяйственные общества, кроме патентной системы (только ИП). Допустимо, что предприниматель или организация, в силу занятия разными видами деятельности, будут работать в рамках разных форматов одновременно. Например, это возможно, если человек открыл компьютерный магазин, совмещенный с мастерской по ремонту ПК. По первому виду деятельности он может использовать УСН, по второму - ЕНВД (при условии, что характеристики бизнеса позволяют это делать).

Еще одна особенность - отчетность по каждой системе налогообложения нужно сдавать отдельно. То же и с платежами в бюджет, которые должны осуществляться в предусмотренные для каждого вида сборов сроки.

Есть также еще один налог, применяемый в России - единый сельскохозяйственный (ЕСХН).

Однако его отраслевая специализация очень узка. Мы, конечно, рассмотрим в статье и его, но сразу отметим - применять его могут только аграрии.

УСН

Если попытаться сравнить все существующие виды систем налогообложения в России, то УСН, пожалуй, - самая простая и понятная по своей структуре. В отличие от ЕНВД при ней нет необходимости находить коэффициенты, перечитывая региональные законы.

Единственное, с чем предстоит определиться предпринимателю - выбрать УСН по ставке 6% или 15%. В чем разница, мы вкратце отметили выше: в первом случае налоговая база - выручка, во втором - прибыль. Стоит, однако, отметить, что в некоторых регионах для отдельных видов предпринимательской деятельности ставка по прибыли намного ниже - 5%.

Выбор УСН на базе выручки может быть целесообразным, если у компании не очень много расходов. Как правило, это фирмы, оказывающие какие-то услуги: консалтинг или, например, ремонт. В свою очередь, УСН, где базой для исчисления сборов в казну выступает прибыль, более всего подходит розничным организациям, которые тратятся на закупку товаров у поставщиков.

УСН не для всех

Вместе с тем далеко не каждая фирма вправе применять УСН. Перейти на эту систему не могут следующие виды бизнеса:

  1. фирмы, у которых есть филиалы или представительства;
  2. организации, занимающиеся микрофинансовой деятельностью;
  3. кредитно-финансовые учреждения;
  4. фонды с негосударственным капиталом;
  5. нотариусы;
  6. фирмы, обладающие основными средствами на сумму, превышающую 100 млн рублей;
  7. компании, выручка которых за календарный год составила более 64 млн рублей;
  8. организации, в которых среднесписочное количество сотрудников - 100 и более человек.

ЕНВД

Подробно изучать виды налогообложения для ИП и организаций мы начнем с ЕНВД. Первое, что нужно сделать предпринимателю, выбравшему этот режим начисления сборов, - зарегистрироваться в УФНС. Причем именно в том территориальном подразделении, где будет вестись бизнес.

В случае с ЕНВД величина налога не зависит от фактической выручки организации. Размер сбора определяется законом. Исходя из каких формул? Расчет ЕНВД ведется на основе четырех показателей. Изучим их.

Хитросплетения коэффициентов

  • Базовая доходность. Это показатель подразумевает, что такой-то объект (магазин, салон) будет приносить некую ожидаемую выручку. Которая, однако, будет складываться, исходя из отдельных частей бизнеса, генерирующих доход. ЕНВД - достаточно сложное налогообложение. По видам деятельности сущность частей бизнеса может сильно разниться. Каким образом?
  • Например, для полноформатной розницы единичным участком выступает 1 кв. м площади. Сейчас величина базовой доходности одинакова для всей России - 1800 руб. Если же, например, используется небольшая (в пределах 5 кв. м) торговая точка, то показатель равен 4500 руб. (почему больше - дальше увидим). Для сферы услуг это выручка, приносимая сотрудниками. В этом случае базовая доходность - 7500 руб.
  • Физический показатель. Данный компонент формулы ЕНВД зависит как раз-таки от общего количества квадратных метров в магазине, а также от числа сотрудников компании, оказывающей услуги. В случае если специфика розничной точки предполагает, что торговая площадь совсем небольшая (не более 5 кв. м), то физический показатель также исчисляется, исходя из количества сотрудников. В данном случае продавцов. А если торговля ведется в формате вендинга, то исходя из количества автоматов.
  • Коэффициент К1. Определяется федеральным законодательством. Для 2014 года он равен 1,672.
  • Коэффициент К2. Определяется региональным и муниципальным законодательством. В соседних субъектах федерации может отличаться в несколько раз. Всегда нужно смотреть локальные законодательные акты.

Как высчитывается ЕНВД? Очень просто. Все 4 показателя умножаются между собой. В итоге получается месячное значение. Поскольку ЕНВД уплачивается раз в квартал, умножаем получившуюся цифру на 3. Именно в этом размере платеж потребуется провести в ФНС.

Патентный налог

Виды налогообложения для ИП (но не юрлиц) включают в себя также и патентную систему. Этот формат сборов в казну достаточно новый. Он появился в 2013 году.

Есть версия, и она довольно правдоподобна, что посредством патента государство решило упростить налогообложение отдельных видов деятельности, не соответствующих по критериям ЕНВД, очень желанного для многих предпринимателей. Чуть позже мы поймем, почему.

Какие, если рассматривать патентное налогообложение, виды деятельности под него подпадают? Их достаточно много - несколько десятков. В основном это различного рода услуги: ремонт, перевозки, установка окон и т. д. Есть и производственные сферы: пошив одежды, изготовление обуви, ковров.

Срок действия патента - от 1 до 12 месяцев. Предприниматель, работающий в рамках этой системы, может привлекать наемных специалистов, но не более 15 человек за один налоговый период.

Формула исчисления сборов в казну при использовании патента очень проста. Она основана на оценочном доходе (как при ЕНВД), который может получить предприниматель за год. Аналогично тому, как это происходит при применении ЕНВД, налоговые ставки определяются на уровне субъектов федерации.

Сделка с государством в рассрочку

Отличительная специфика патента - покупка его у государства (другие виды систем налогообложения основаны на отчислении сумм сборов в казну согласно фактическим доходам или по срокам в привязке к периодам) на тот срок, который нужен предпринимателю.

Сделка осуществляется в рассрочку. Если патент имеет срок действия до полугода, то рассчитаться предприниматель должен в течение 25 дней, начиная с того, когда документ получен. Если более полугода - то до 25 числа платится 1/3 суммы, а остаток - в течение 30 дней после окончания налогового периода.

ЕСХН

Рассмотрим также и единый сельскохозяйственный налог. Аграриям наше государство гарантирует достаточно льготное налогообложение. Виды налогов, что мы рассмотрели выше, не всегда сопоставимы по выгоде с преференциями по ЕСХН.

Как мы уже сказали, есть только одна сфера экономической деятельности, в которой применим ЕСХН. Пользоваться им могут только предприниматели, занимающиеся сельским хозяйством. Обязательный критерий - выпуск соответствующей продукции своими силами, не перепродажа. Кроме ИП и хозяйственных обществ, ЕСХН могут применять также и сельскохозяйственные кооперативы, а также рыбоводческие организации.

Главный критерий перехода на ЕСХН в том, что выручка от продажи собственной продукции - как минимум 70% от общего объема дохода. При этом максимальное количество сотрудников - 300 человек.

Если фермер решил перейти на ЕСХН, то ему гарантируются следующие основные преференции:

  • не нужно платить НДФЛ и НДС (если речь не идет об импорте товаров);
  • организация освобождается от уплаты имущественных сборов;
  • не нужно платить налог на прибыль.

Преференции для фермеров

Самая главная преференция - низкая налоговая ставка. Она составляет всего 6%. База при этом, как и в случае с одной из форм УСН, - прибыль компании (доходы минус расходы). То и другое может выражаться и в форме натуральной продукции, но с обязательным пересчетом в финансовый эквивалент. Налоговая база формируется нарастающим итогом.

Если фермер работает с убытком, то его можно включать в вычет. То есть база для исчисления сборов в следующем расчетном периоде уменьшается. Убытки можно суммировать за предыдущий год. Правда, уменьшать можно не безгранично. Максимальная величина вычета - 30%. Однако остаток неиспользованных убытков можно переносить на следующие периоды.

Как выбрать оптимальную систему?

Какой выбрать вид налогообложения, при том что разница между ними очень существенна?

Самый главный критерий - это, конечно, финансовая выгода.

Как правило, начинающие предприниматели выбирают между УСН и ЕНВД (при прочих равных и при одинаковой совместимости видов деятельности с законодательством).

Попробуем произвести некоторые расчеты. Допустим, наш бизнес - это продажа шоколадных батончиков при помощи вендинговых машин. Мы, согласно закону, вправе использовать УСН или ЕНВД. Предположим, выручка, которую генерирует аппарат, в месяц - 300 тыс. руб. Условимся, что убыток минимален, и потому мы используем тот вариант начисления сборов, когда платится 6% с доходов.

ЕНВД - выгоднее?

Таким образом, мы отдаем государству ежемесячно 18 тыс. руб. при УСН. Но, быть может, выгоднее выбрать иной вариант налогообложения - ЕНВД? Все зависит от того, в каком городе мы работаем. Допустим, в Туле. Заходим на региональный сайт ФНС и скачиваем соответствующий муниципальный закон, определяющий коэффициенты для ЕНВД. Получается следующее:

  1. коэффициент К1 (федеральный) - 1,672;
  2. база: 4500 руб. (для торговли при помощи автоматов);
  3. коэффициент К2 для Тулы (розничная торговля: прочие товары) - 0,79;
  4. физический показатель - 1 (один вендинговый аппарат).

Итак, считаем квартальный ЕНВД, перемножаем все значения. Получается 5943 руб. 96 коп. Можно округлить до 5944 руб. За год выходит 71328 руб. Получается, что ЕНВД в 3 раза выгоднее.

Подобного рода калькуляции очень полезны для предприятий, использующих виды налогообложения, альтернативные общей системе.

Новое на сайте

>

Самое популярное