Домой ОТП банк Как оценить перспективы развития бизнеса? Рустэм хамитов обозначил перспективы развития уфы.

Как оценить перспективы развития бизнеса? Рустэм хамитов обозначил перспективы развития уфы.

Доклад главы администрации города Белгорода С.А. Боженова на сессии Совета депутатов города 24 июля 2012 года

Уважаемые депутаты и участники сессии! Дорогие белгородцы!

В преддверии главного городского праздника мы по традиции награждаем лучших тружеников и чествуем тех, кто на протяжении многих лет вносил большой вклад в социально- экономическое развитие города. На сегодняшней сессии городского Совета депутатов будут названы имена таких людей, которым присваивается высокое звание «Почетный гражданин города Белгорода». Именно это заседание открывает череду праздничных мероприятий, посвященных Дню города.

Главный городской праздник - это хороший повод не только вспомнить прошлое, но и задуматься о будущем. И я благодарю за предоставленную мне возможность ознакомить вас с некоторыми предложениями по развитию местного самоуправления. При этом обращаю ваше внимание на то, что свои планы мы связываем с построением «умного города», территории добра и благополучия.

Мы давно поняли, что в таком городе местное самоуправление должно быть основано на конструктивном взаимодействии власти и общества. Давайте вспомним также, как законодательно обозначается понятие «местное самоуправление». Статья 130 Конституции Российской Федерации гласит, что «местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения». А статья 131 устанавливает, что население осуществляет самоуправление через выборные и другие органы местного самоуправления. То есть, с одной стороны, местное самоуправление осуществляет официальная городская власть, а с другой - общество и бизнес.

Но хорошо ли мы с вами представляем себе, чего ждет от нас население города? И насколько хорошо знают сами люди, чего они хотят от официальных органов местного самоуправления и каковы возможности и ресурсы местной власти? Полагаю, что существуют проблемы с пониманием и первого, и второго вопросов. В то же время всем известно, что главный ресурс местного самоуправления - человеческий потенциал, т.е. возможности наиболее активной, образованной, ответственной и творческой части населения.

Таких горожан у нас немало. Более того, общественная активность в последнее время значительно возросла. При этом наше общество усложняется, оно неоднородное, составляющие его группы имеют различное материальное положение, ведут разный образ жизни, имеют индивидуальные вкусы и взгляды. То есть, как сказал еще Аристотель: «Город - это единство непохожих». И обеспечить это единство можно, только понимая, что таким обществом нельзя командовать - с ним нужно сотрудничать, вести диалог, договариваться.

Таким образом, нам надо выстроить новую парадигму властных отношений, в основе которой будет личностно ориентированная система управления. То есть такая система, в которой существующие проблемы людей решаются властью вместе со всем обществом. Это именно та модель, которую предложил наш губернатор Е.С. Савченко, основываясь на высказывании знаменитого русского философа Николая Федорова: «Жить нужно не для себя и не для других, а со всеми и для всех».

Это невероятно сложная, но единственно правильная задача, ставить которую нам позволяет и 15летний опыт работы органов местного самоуправления города, и созданная социально-экономическая база.

Не буду останавливаться на всех её параметрах. Отмечу главное - мы всё делаем своевременно и с максимально возможной в существующих условиях отдачей. И это позволяет нам сегодня рассуждать о развитии, о перспективе и новом качестве жизни. А высокое качество жизни в Белгороде - это возможность самореализации в атмосфере добра и благополучия.

Конечно, благополучие измеряется, прежде всего, социально- экономическими показателями, которые у нас вполне удовлетворительные. Коротко обозначу главные результаты по итогам полугодия. Предприятия города продолжают на 15-20 процентов ежеквартально наращивать объемы производства. Рост инвестиций в основной капитал превысил 14 %. Финансовый результат от деятельности крупных и средних предприятий увеличился на 20% и составил 3,7 млрд. рублей. Количество малых предприятий в текущем году увеличилось на 6% и составило почти 13 тысяч. А увеличение предпринимателей - это более весомый фактор благополучия, чем рост объемов производства крупных предприятий. Как следствие экономического роста - в первом полугодии текущего года исполнение бюджета по доходам составило 108%.

О подъеме экономики свидетельствует и увеличение заработной платы. В реальном секторе экономики она за полгода увеличилась в среднем на 8% и составляет около 23,5 тысячи рублей. К нашему удовлетворению, теперь не уступает ей и зарплата учителей. Кстати, заработная плата других работников бюджетной сферы в текущем году также увеличивалась, причем дважды.

Создаются новые рабочие места. Причем на предприятиях города у нас существует несколько тысяч вакансий. В результате за первое полугодие мы констатируем снижение еще почти на 5% уровня официально регистрируемой безработицы. Во многом этому способствует развитие строительного комплекса, реализация программы благоустройства города. За минувший год объемы строительства в Белгороде увеличились на 37%. Новый импульс строительная отрасль получила, благодаря широкому развитию в регионе индивидуального жилищного строительства.

В этом году впервые за весь постсоветский период за счет городского бюджета 118 семей получили жильё в домах приусадебного типа. Программы по обеспечению жильем малоимущих белгородцев, расселению из аварийного жилья и общежитий будут продолжены.

Но, пожалуй, главным достижением последних лет и текущего года является рост рождаемости и продолжительности жизни горожан. Белгород один из немногих городов в России, где рождаемость превышает смертность, а продолжительность жизни составляет более 70 лет. В прошлом году родилось 4118 детей - на 215 больше, чем в предыдущем. И эта тенденция сохраняется в текущем году.

Это наиболее зримый показатель того, что Белгород является территорией благополучия. На достижение такого результата повлиял не только экономический рост, но и наши усилия по модернизации системы здравоохранения, формированию в обществе моды на здоровый образ жизни. Мы поддерживаем такие молодежные движения, как «Воркаутеры», пропагандирующие дворовый спорт. Мы поощряем работу движения «Контрольная закупка», которое борется с продажей алкоголя и сигарет несовершеннолетним. Мы разработали и реализуем программу «Некурящий город». В школах города внедряется здоровьесберегающая технология Базарного.

Наше управление физкультуры и спорта организовало еженедельную единую городскую зарядку для всех категорий населения. Это одно из направлений целой программы «Белгородская тропа здоровья», которая реализуется с помощью инициативных горожан, энтузиастов.

От молодежи не отстают у нас и пожилые белгородцы. Само название городской программы «Активное долголетие» полностью отражает настроение тех жителей города, которые и на заслуженном отдыхе хотят участвовать в общественной работе, радоваться жизни, заниматься спортом и творчеством. Мы только приветствуем и всячески поддерживаем такие инициативы. Наши активные пенсионеры участвуют в территориальном общественном самоуправлении, делятся своим жизненным опытом и содействуют формированию солидарной городской общины.

Жители «умного города» должны быть не только здоровыми, но и образованными, культурными, духовно развитыми. Поэтому особое внимание мы уделяем системе образования, качество которого в Белгороде подтверждается в том числе рекордным количеством медалистов. В прошлом году их было 85, а в этом - 191 или четверть всех медалистов области. Хорошими были и результаты единого государственного экзамена. Впервые 14 белгородских выпускников получили максимальное количество баллов.

Уважаемые участники заседания, свидетельством того, что Белгород стал территорией благополучия, является и такой показатель, как социальное самочувствие населения. По данным исследования, проведенного Институтом муниципального развития и социальных технологий, 76,3% белгородцев удовлетворены своей жизнью. Это довольно высокий результат. Он нас радует. Но понятие удовлетворенности жизнью у каждого своё. И оно не всегда связано с материальным достатком. Человек удовлетворен, когда он имеет возможности для самореализации, достижения своих жизненных планов. Немаловажным фактором является и наличие возможности высказать свою позицию, быть услышанными властью.

Удовлетворение потребности в общественном признании, ощущение сопричастности происходящему - это показатели развития Белгорода как территории добра. К нашему удовлетворению, многое в этом направлении уже удалось сделать. У нас созданы условия для того, чтобы каждый горожанин мог проявить инициативу, стать участником общественного самоуправления, волонтером или меценатом, высказать своё мнение, предложить и реализовать свой проект.

Итак, мы можем констатировать, что на пути добра и благополучия мы добились определенных успехов. Но напомню, что мы с вами сегодня ведем речь о развитии. А развитие - это не только качественное изменение тех или иных параметров, это, прежде всего, постановка и решение существующих проблем.

К сожалению, проблем остается немало. Достаточно назвать самые упоминаемые в обращениях в администрацию города. Это ремонт дворовых территорий, нехватка парковок, недостаток мест в детских садах, старый жилой фонд и коммуникации. Как их решать, если возможности муниципалитета ограничены? Только с помощью всего общества, задействовав наш человеческий ресурс!

Еще раз напомню, что «местное самоуправление - это самостоятельное решение населением вопросов местного значения». Собственный двор и собственный дом - это вопросы самого что ни на есть местного значения. И нельзя здесь уповать на кого-то. Надо думать всем вместе, как решить задачу.

Приведу один пример. Одна из серьезных проблем - плохое качество дворов. Имеющиеся в бюджете средства позволяют сегодня благоустраивать не более 20-25 дворовых территорий в год. А если говорить о современном качестве работ и материалов, то не более 10. С учетом нуждающихся в реконструкции дворов, нам потребуется лет 90-100, чтобы выполнить такую программу. Что делать?

Одно из решений - дополнительный сбор взносов с жителей города непосредственно на реконструкцию их дворов. Каждый дом может решить сам, каким должен быть его двор и сколько на это потребуется денег. Тогда городской бюджет будет участвовать уже на условиях софинансирования в реконструкции тех дворов, где такие решения приняты. Именно таким образом работает федеральный Фонд реформирования ЖКХ, с помощью которого мы ведем капитальный ремонт многоквартирных домов. Готовы ли горожане к такому решению проблемы дворов? Или будем ждать 100 лет?

Этот и многие другие вопросы требуют консолидированных решений, учета мнения всех горожан. И здесь мы большую роль, конечно, отводим территориальному общественному самоуправлению. В Белгороде работает более 150 ТОСов, всего планировалось создать свыше 600 таких общественных объединений. Но эта работа, к сожалению, идет крайне медленно. Почему? Ведь там, где ТОСы работают активно, вопросы жизнеобеспечения домов решаются эффективнее. Потому что выстраиваются добрососедские отношения, люди берут на себя и определенные обязательства, и, безусловно, имеют существенную выгоду от такого сотрудничества. Убежден, что ТОСы - это наш передовой отряд в построении солидарной городской общины. И обращаюсь ко всем присутствующим с просьбой всемерно поддерживать такие объединения и самим участвовать в работе ТОСов на своих территориях, подавать пример всем горожанам, пропагандировать значимость и важность территориального общественного самоуправления.

Говоря о необходимости более тесного взаимодействия с населением города, отмечу, что определенная работа нами уже проделана. Созданы 27 Советов территорий. За каждой территорией администрация города закрепила своих сотрудников: секретаря и социального работника. Во всех 27-ми округах созданы общественные приемные. Начиная с июля, в них ежемесячно осуществляется прием граждан руководителями структурных подразделений администрации города. Однако им приходится рассматривать и решать немало вопросов, относящихся к компетенции управляющих компаний, хозяйствующих субъектов и самих жильцов. Сегодня эти вопросы курируют Комитеты по управлению округами. Поэтому назрела необходимость внести коррективы в саму административно- организационную структуру органов местного самоуправления. Мы должны приблизить местное самоуправление к горожанам. Именно в этом направлении нам необходимо развиваться.

Мы уже давно говорим о необходимости создания третьего округа. Пришло время осуществить задуманное и выделить на территории города Южный округ. Считается, что наиболее оптимальным является деление территории на административные округа в расчете на 100 тысяч жителей. У нас же в Белгороде проживает уже почти 367 тысяч человек. Так что три округа - это необходимый минимум для нормальной работы. Причем для этого не понадобится увеличивать штат администрации. Чтобы приблизиться к населению, надо просто часть работников администрации переместить непосредственно на территорию нового Южного округа. Кстати, он разрастается в сторону поселков Дубовое и Таврово Белгородского района. И этому Комитету придется решать вопросы, общие для всей Белгородской агломерации. Потому что с Белгородским районом этот округ будут связывать самые тесные взаимоотношения и в транспортном обеспечении, и в решении экологических проблем, и в строительстве инженерных коммуникаций.

Повышение роли Комитетов по управлению округами в решении проблем территорий - это сегодня просто насущная необходимость. В их компетенции должна быть координация работы по всем вопросам жизнеобеспечения граждан, проживающих на территории округа. Администрации округов должны стать настоящими хозяевами.

Создание третьего округа, организация официальных кабинетов местной власти непосредственно на местах, в шаговой доступности даст нам возможность более предметно заниматься решением проблем горожан.

Где еще надо приблизить местную власть к населению, так это в частном секторе. Благодаря реализуемой в области программе развития индивидуального жилищного строительства, главным идеологом которой является Евгений Степанович Савченко, у нас в городе появились новые микрорайоны ИЖС. Но развитие этого молодого частного сектора требует от нас более пристального внимания. Созданные здесь ТОСы, как и их предшественники уличкомы, не в состоянии решать все вопросы, касающиеся благоустройства, освещения, коммуникаций, а также самоорганизации жителей.

Даже в небольших сёлах области, которые зачастую меньше наших микрорайонов по количеству домов и численности населения, существуют сельские советы с освобожденными работниками. Это оправданно и необходимо. Поэтому считаю, что нам нужно создать в микрорайонах частного сектора управы, которые станут координаторами в решении вопросов не только самоорганизации граждан по месту жительства, но и правильного планирования и расходования бюджетных средств.

В перспективе такие районные управы могут появиться во всех 27-ми округах Белгорода в помощь Советам территорий. И здесь я хотел бы сегодня выразить большую благодарность нашим депутатам. Вы не только осуществляете представительские функции, но и возглавили активы наших округов. Как председатели Советов территорий вы фактически ведете большую административную работу. Мы вам очень признательны за этот труд, за решение проблем горожан.

И мы рассчитываем, что эта хорошо отлаженная система у нас сохранится. Конечно, некоторое обновление в работе Советов территорий произойдет после выборов нового состава городского Совета депутатов.

Напомню, что мы приняли решение о расширении численного состава Совета депутатов. Нас кое-кто критиковал за это решение. Но оно продуманно и обоснованно. Мы обязаны выполнить требования федерального законодательства и избрать половину депутатов по партийным спискам. Но нам надо и сохранить существующий опыт работы с населением через Советы территорий. Еще раз подчеркну, что эта форма работы себя отлично зарекомендовала и ломать выстроенную схему нецелесообразно. Поэтому будущие председатели 27- ми Советов территорий как и прежде будут избираться по одномандатным округам. А еще 27 депутатов будут представлять в городском Совете различные социальные группы, разные идеологии и институты гражданского общества. В связи с реализацией этих требований законодательства, мы рассчитываем на значительное повышение общественной активности в городе.

Вместе с тем, этого недостаточно. Я уже приводил пример тех вопросов, по которым нам нужно вырабатывать совместные решения с населением. Считаю, что для выработки таких оптимальных решений надо развернуть технологию краудсорсинга.

Тем более, что эту идею активно продвигает губернатор Е.С. Савченко для всего региона в целом. Поясню, что краудсорсинг - это обращение к коллективному разуму. Эта технология подразумевает грамотную постановку вопросов, которые затем обсуждаются широким экспертным сообществом. А уже на основе этого обсуждения узкий состав экспертов-аналитиков делает своё заключение о наиболее эффективном решении проблемы.

Таким образом, задействовав интеллектуальный потенциал самих жителей, мы сможем находить лучшие пути дальнейшего развития города, улучшения жизни горожан. Кстати, мы использовали одну из разновидностей этой технологии - краудголосование в ходе проекта «Белгородская тысяча». Этот проект мы реализовали уже после утверждения бюджета города. Думаю, что в текущем году надо задействовать технологию краудсорсинга в процессе обсуждения параметров бюджета следующего года, использовав имеющийся IT- ресурс. Кстати, там, где средств городского бюджета недостаточно, возможным выходом будет создание акционерных обществ и реализация акций будущих предприятий как юридическим лицам, так и заинтересованным горожанам.

Но предложения и проекты горожан должны оценивать не только органы местного самоуправления. Прежде всего, оценку им должны давать независимые эксперты. Для этого надо создать некий общественный орган. К примеру, он может называться «Комитет народного контроля». Главное, такой комитет должен быть независимой от органов местного самоуправления структурой, в которую войдут авторитетные жители города, в том числе Почетные граждане, общественные деятели, ведущие журналисты и блогеры, а также наиболее активные представители ТОСов.

А наладить такое экспертное обсуждение можно как через официальный сайт администрации города, так и с помощью наших общественных приемных.

И, наконец, серьезнейшая тема дальнейшего развития местного самоуправления как движущей силы солидарного общества - это создание социальной корпорации. В основе института корпорации находится простая экономическая форма - коллективное предпринимательство. То есть совместное решение вопросов к взаимной экономической выгоде всех членов сообщества. Эту задачу мы определили в нашей Стратегии развития города и эту задачу мы будем решать в тесном контакте с городским сообществом. Но это уже новая тема, над которой нам надо будет всем вместе подумать.

Таким образом, подытоживая сказанное, еще раз отмечу, что развитие местного самоуправления мы видим в двух направлениях. С одной стороны - это административно- организационные изменения в системе местного самоуправления. С другой - это повышение общественной активности и вовлечение населения в решение вопросов управления территориями.

А для этого нам надо увеличивать и развивать наш главный капитал - человеческий ресурс. Это и работающие активные горожане, и представители общественных объединений и партий. Это и элита нашего общества, которую составляют наиболее авторитетные горожане, прежде всего, Почетные граждане города. Это люди, заслужившие общественное признание, люди, к которым прислушиваются и которым верят. Они подают пример другим своим трудом и высокими морально- нравственными качествами.

Я считаю, что все, кто так или иначе влияет на формирование общественного мнения, кто позиционирует себя как лидер, должны нести ответственность за свои действия и за состояние нашего общества в целом. Не критиковать огульно всё, что делается в городе, а участвовать в самоуправлении.

Думаю, любой горожанин, независимо от партийной принадлежности, хочет жить в городе добра и благополучия. Но для этого каждый белгородец должен трудиться с максимальной отдачей и получать за это достойную заработную плату. Каждый должен заботиться о чистоте не только в своем доме, но и на улицах своего города. Каждый обязан думать о собственном здоровье и не вредить здоровью окружающих.

Мы все ответственны за наших детей, за наших стариков и за нашу природу. Вот к такому обществу мы сегодня идем, такой вектор задал наш губернатор. И мы понимаем, что это единственно правильный путь.

Благодарю за внимание.

Цель статьи – обозначить перспективы развития . Предполагается, что после прочтения статьи, Ваше желание развиваться – станет сильней, потому что увеличится отчетливость осознания причин , по которым это следует делать. В этой статье я достаточно подробно описываю эти причины, как основные перспективы развития , мотивирующие стимулы, направленные на развитие личности и сознания.

В статье “Исполнение желаний ” я уже говорил о том, что главный способ начать действовать - это мотивация. Что подразумевает собой мотивация? Почему она так эффективна? Мотивация - это осознание причины, по которой Вы должны делать то, или иное дело. Чем ясней осознание причины, тем сильней мотивирующий импульс. В данном ключе в роли мотивирующих импульсов выступают перспективы развития . Основной посыл progressman.ru - это мотивация развития личности и духовного роста. Итак, каковы основные мотивирующие перспективы развития?

Первая перспектива развития
избавление от страданий . Это, по моему субъективному мнению, самый главный стимул любого действия вообще. Избавление от страданий означает освобождение от отрицательных эмоций, дисгармонии, дискомфорта и т.п. Отрицательные переживания возникают как следствие слабого осознания и понимания жизни . Чем сильней Ваш разум и чем глубже осознанность , тем ясней Вы осознаете взаимодействие “механизмов” сознания, тем более утонченной, филигранной будет Ваша настройка на работу с текущим моментом жизни.

Вторая перспектива развития повышение уровня (upgrade, level up) персонажа, от лица которого Вы проявляетесь в человеческой жизни. Из общения с игроками, я знаю, что самая большая радость, которую они испытывают во время игры – это момент, когда на экране появляются флаги, информирующие о повышении уровня. После этого игроки распределяют очки способностей. В жизни все немного сложней. Очки способностей и переход на новый уровень происходят не мгновенно (как в игре), а постепенно, по мере опыта. Поэтому оценить разницу с предыдущим уровнем сложней. Но, если Вы вспомните, каким был Ваш персонаж два-три года назад, повышение уровня будет, как говорится, налицо.

Третья перспектива развития обретение истинного блага . Человек стремится к материальному обогащению. Обогащение интеллектуальное и духовное для него, чаще всего, является лишь способом (иногда побочным эффектом) обретения материальных благ. При покупке квартиры, или машины обыватель радуется так, словно он обретает что-то истинное, словно он сам и его жизнь как таковая стали лучше. Трезвый человек знает, что мирские блага – преходящи. Квартира и машина спустя годы обесценятся. Когда видишь это, привязываться просто не получается. Все материальное – тленно. Истинные ценности заключаются в перспективах развития – в опыте и знании.

Здесь приведу цитату из нашей статьи «Начало бизнеса »: «Роберт Киосаки достигал состояния миллионера шесть раз и шесть раз терял его. Это дало ему огромный, бесценный опыт. И сейчас он – миллиардер. Не стоит убивать все свое время за играми, фильмами, алкоголем и т.п. Все это ведет к слабости и старению, и не дает удовлетворения. Стоит вкладывать свое время в чтение обучающей литературы, прохождение семинаров, прослушивание курсов и лекций, общение с людьми, которым с Вами по пути. С кем поведешься, от того и наберешься – это, как я считаю, простая, но великая мудрость». Знание важней материальных благ. Однако тело смертно, поэтому, если Вы человек верующий, знание духовного уровня является еще более глубинным аспектом развития. Перспективы Вашего развития – это истинное благо. Ваш опыт – единственная ценность, все остальное приходит и уходит.

Четвертая перспектива развития познание тайны жизни . Речь идет как о мирских идеалах, так и о духовных. Можно прожить обыденную жизнь, вложить свои силы в то, что до Вас проделали миллиарды других людей. Обыденность имеет свои оттенки, но остается обыденностью. Интерес, страсть или даже азарт к познанию сокровенных тайн и достижению великих целей разжигают огонь, которым горит душа искателя истины. Этот огонь дает энергию, силы и стимулы к тому, чтобы двигаться в направлении к заветной цели. Это придает жизни смысл. Это дано не каждому. Большинство людей устраивает тихая жизнь, в которой они не задумываются о том, что все могло бы быть иначе. Наш выбор обусловлен опытом. Иногда достижение великих целей может сочетаться и с мирской жизнью.

Пятая перспектива развития интересное “увлечение” . Можно рассматривать саморазвитие, как развлечение, интересное и полезное времяпровождение, или если угодно, как модное хобби, которое способствует нахождению общества людей Вашего уровня развития (вибрации). Если Вы устали от мирских развлечений, тема развития личности – глубочайшая, даже бездонная тема, которая обнажает все более глубокие и тонкие уровни истинному искателю.

Итак, в статье речь шла о перспективах развития. Если стимулирование перспективами прошло успешно, появляется вопрос: а как именно развиваться? Какие методы существуют? Самое лучшее – пребывание в компании тех, кто преуспел в той сфере, в которой Вы развиваетесь. Если в данный момент доступ к сфере закрыт, используйте доступные методы. Один из лучших на начальном этапе – чтение. Знания начального уровня, как правило, носят теоретический характер. Ознакомившись с теорией, Вы можете самостоятельно, или под присмотром более опытного человека делать свои первые шаги.

Если Вы заинтересованы перспективами развития личности и сознания, здесь я беру смелость посоветовать Вам статьи Стива Павлины , метод «повышения эффективности личности », практику осознанности , и как дополнение - комплекс физических упражнений «Сурья намаскар ». Чтобы Вы ни выбрали, помните, что в любом начинании, повышение уровня и заметный результат, как правило, проявляются не раньше, чем через два-три месяца каждодневных, целенаправленных действий.

Возможно, у Вас есть опыт развития под воздействием иных стимулов и перспектив. Оставляйте комментарии, ваш опыт может оказаться полезным для других!

В условиях реформируемой России и Петербургу, и всему Северо-Западному району предстоит вновь изменить свою роль в общероссийском разделении труда. Уже в ближайшие годы именно Северо-Запад должен подготовиться к выполнению важнейшей функции контактной зоны, через которую будет осуществляться более чем 3/5 экономических связей России с северо-атлантической мирохозяйственной зоной.

Это значит, что в относительно короткий срок необходимо решить в регионе ряд задач, позволяющих высвободить ресурсы для создания и развития северо-западной контактной зоны. Среди этих задач следует назвать:

1. Целенаправленное и последовательное ослабление индустриального "крена" в экономике не только Петербурга, но также Ленинградской и Новгородской областей; в несколько меньшей степени это относится к Псковской области.

2. Наряду с ослаблением индустриального "крена" стимулирование развития тех отраслей хозяйства, которые уже являются или могут стать конкурентоспособными в условиях рыночных отношений.

3. Ускорение развития ряда относительно новых отраслей экономики региона, способных играть "локомотивную роль".

4. Обеспечение на современном уровне и в нужных масштабах развития всей региональной инфраструктуры: инженерно- технической, транспортно-коммуникационной, информационной, бытовой и т. д.

К числу важнейших задач структурной перестройки относится всестороннее развитие непроизводственной сферы. При решении этой задачи нужно заново осмыслить социально-экономическую функцию этой сферы. Прежде всего, нужно отказаться от взгляда на нее как на нечто второстепенное, вспомогательное. В современных условиях многие звенья непроизводственной сферы буквально врастают в региональные системы материального производства, становясь их непременным компонентом. Ряд отраслей непроизводственной сферы (туризм, здравоохранение и культура, организационно-финансовая деятельность и т.п.) могут стать реальными отраслями региональной специализации, активно участвовать в формировании локальных экономических комплексов. Кроме того, именно непроизводственная сфера - широкое поле для развития малого и среднего бизнеса, так как характеризуется не только более быстрым оборотом капитала, но и более высокими нормами прибыли.

Возможные преобразования в экономике СЗЭР могут быть связаны с ускоренным развитием науки, научного обслуживания, системы высшего и среднего специального образования. В разные сроки (в зависимости от сегодняшнего потенциала и региональной стратегии развития) в различных субъектах РФ эти отрасли должны занять если не лидирующее, то очень заметное место в экономике и социальной жизни. С этих позиций особого внимания заслуживают следующие обстоятельства:



Во-первых, сегодняшний потенциал науки и научного обслуживания в регионе очень тесно связан с военно- промышленным комплексом. Это звено российской экономики будет и впредь сохранять важное значение в машиностроении и химической промышленности. В частности, в Северо-Западном районе сохранится ведущая роль судостроения и сложного комплекса связанных с ним производств. В большинстве крупных городов, во многих средних городах региона получили развитие электро- и радиотехническое машиностроение, электронная промышленность, приборостроение. В каждой из этих отраслей основным фактором развития были оборонные производства. Аналогичные производства имеются и в других отраслях, включая такие невоенные, как легкая и пищевая. Следует также учитывать, что производства, опирающиеся на поддержку ВПК (в том числе и в форме непосредственных госзаказов), имеют дополнительные возможности выявления и мобилизации какой-то части ресурсов для реструктуризации предприятия и освоения "мирной" продукции конкурентоспособного уровня.

Во-вторых, как и для всей российской экономики, для науки, научного обслуживания и подготовки кадров все еще характерен экстенсивный тип развития, который может быть определен известной формулой: числом поболее, ценою подешевле. В результате даже ведущие в той ильиной отрасли знания специалисты недостаточно обеспечены современной оргтехникой и высококвалифицированным вспомогательным научным персоналом. В их труде чрезвычайно велики непродуктивные, часто бессмысленные затраты времени. В наследство от казенно-бюрократической системы остались и сохраняют силу прежние бюрократические стереотипы. Положение усугубляется и тем, что наука, научное обслуживание и подготовка кадров оказались в состоянии тяжелой финансовой депрессии.

В условиях переходного периода, когда определяемые на развитие науки бюджетные средства недостаточны, необходимо, чтобы дополнительную поддержку оказывали регионы. Но и они жестко ограничены в средствах. Поэтому целесообразно, чтобы такая поддержка в каждом регионе оказывалась, прежде всего, в соответствии с региональной системой стратегических приоритетов социально-экономического развития. По существу речь идет о том, что уже в ближайшем времени каждый субъект РФ должен обладать не конъюнктурной, а стратегической концепцией развития в нем научно-образовательного комплекса.

В-третьих, в пределах СЗЭР только Петербург может иметь научно-образовательный комплекс, охватывающий практически все возможные направления развития. Во всех остальных центрах науки, научного обслуживания и подготовки кадров возможности создания таких комплексов относительно невелики, что требует их специализации на тех направлениях, которые необходимы не только в данном регионе, но и во всем СЗЭР. Таким образом, необходимы органическое взаимодействие, кооперирование между подобными комплексами, разделение труда между ними, рациональная специализация каждого.

Несмотря на предстоящие изменения в экономике Северо- Запада, в реально обозримом будущем ведущую роль по-прежнему будет играть промышленность.

Основные направлении ее развития в регионе могут быть определены следующим образом.

1. Развитие высокими темпами машиностроения, обеспечивающего научно-технический прогресс во всех отраслях экономики и сферах общественного развития.

Располагая высококвалифицированными кадрами, мощной научно-исследовательской и проектной базой, многочисленными высшими и средними специальными заведениями, обеспечивающими подготовку специалистов всех необходимых профилей. Северо-Запад имеет все условия для развития разнообразного машиностроения, которое сможет быть конкурентоспособным на мировом рынке. В новых экономических условиях большое значение приобретает географическое положение региона, благоприятное как для снабжения машиностроения металлом, энергией, комплектующими изделиями, так и для поставок машиностроительной продукции в районы ее потребления. Перед машиностроением СЗЭР стоит чрезвычайно сложная задача: быстрое и очень значительное повышение качества продукции, выход на принципиально новые качественные рубежи (сокращение металлоемкости продукции, использование новейших конструкционных материалов, производство функционально специализированных машинных систем и т. д.).

Основным машиностроительным центром региона останется Петербург.

Помимо различных производств, ориентированных на оборонную потребность, предстоит стимулировать развитие энергетического машиностроения, транспортного, сельскохозяйственного, дорожно-строительного и ряда других отраслей металлоемкого машиностроения. В новых условиях этим отраслям предстоит восстановить свою прежнюю высокую репутацию, вновь завоевать позиции на мировом рынке, сделав акцент на производстве экспортно-ориентированной продукции. Именно эта идея, в частности, лежит в основе стратегического плана развития Санкт-Петербурга.

В целом ускоренное развитие в регионе должны иметь отрасли, продукция которых может иметь достаточный потребительский спрос, как минимум, на российском рынке. Это электротехническое, радиоэлектронное, приборостроительное, судостроительное, атомное и сельскохозяйственное машиностроение. Однако в отличие от Санкт-Петербурга и Ленинградской области в южных областях региона все более заметное место должно принадлежать производству неметаллоемкой машиностроительной продукции: слаботочной, телерадиоэлектронной, приборостроению, оптике.

Значительная часть прироста продукции машиностроения на Северо-Западе может быть достигнута путем реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий. Особенно это относится к Петербургу, где имеются чрезвычайно крупные возможности для увеличения машиностроительного производства за счет замены физически и морально устаревшего оборудования, комплексной механизации и автоматизации производственных процессов.

2. Наращивание топливно-энергетического потенциала с целью более полного удовлетворения потребностей СЗЭР в эффективных видах топлива, дешевой электроэнергии и экспорта некоторой части энергии и топлива. Следует подчеркнуть, что эта задача чрезвычайно сложна и внутренне противоречива. Действительно крупные топливные ресурсы (уголь, нефть, газ) расположены на крайнем северо-востоке европейской части России, т. е. на расстоянии порядка 1500-1700 км от реальных крупных потребителей. Кроме того, эти ресурсы расположены в зоне европейского Севера, где действуют и еще долго будут действовать удорожающие факторы. Эти два обстоятельства имеют один совокупный результат: среди всех крупных экономических регионов России именно на Северо-Западе были самые дорогие электроэнергия и топливо (в расчете на 1 т условного топлива).

В условиях формирования рыночных отношений, отсутствия директивного лимитирования ресурсов, новой системы ценообразования вопрос о рациональном и рентабельном топливно- энергетическом обеспечении региона оказывается очень непростым. Прежде всего возникает задача увеличения использования местного топлива - сланцев и торфа. Задача усложняется необходимостью частичной деконцентрации энергетики, внедрения новых технологий, решения проблемы золоотвалов и т. п. Но развитие рыночных отношений будет стимулировать решение этой задачи.

В Ленинградской области и Санкт-Петербурге у печорского угля есть серьезные конкуренты - нефть, газ и даже импортное топливо. Кроме того, в Ленинградской, Псковской, Новгородской областях реально конкурентоспособными становятся торф и горючие сланцы (прежде всего на котлах малой мощности).

С учетом новейших тенденций все более актуальным становится увеличение мощности Киришского НЗП (примерно до 20 млн т переработки сырой нефти в год) с очень резким увеличением глубины крекинга и выхода высокооктанового бензина.

Северо-Запад (с учетом нового строительства," в частности, Псковской ГРЭС, ряда крупных ТЭЦ в Ленинградской, Новгородской областях, сохранения и модернизации ЛАЭС и т.п.) может стать регионом, экспортирующим электрическую энергию.

Предстоит ускоренно развивать целлюлозно-бумажную, лесохимическую, гидролизно-дрожжевую промышленность, также производства, связанные с утилизацией отходов деревообрабатывающей промышленности. Такое направление. развития отрасли диктуется необходимостью более полного и комплексного использования ресурсов древесины, особенностями структуры лесного фонда, требованиями рынка и общероссийской экономики, которые делают необходимым наращивание в регионе химической и химико-технической переработки разнообразного древесного сырья.

Химическая промышленность региона располагает значительными природными и разнообразными вторичными ресурсами. Поэтому химическая промышленность здесь уже получила значительные масштабы. Однако происходящее в 1990-е годы удорожание добываемых природных ресурсов и производного сырья, а также повышение экологических требований будет налагать определенные ограничения на развитие этой отрасли. Тем не менее, следует ожидать сохранения в регионе крупномасштабного производства разнообразных минеральных удобрений, хлора, различной продукции на базе углеводородного сырья.

Перспективы развития цветной металлургии в регионе сегодня далеко не очевидны. В частности, сохранение или, тем более, рост производства глинозема и алюминия на востоке Ленинградской области за счет собственных сырьевых ресурсов практически невозможен и связан с завозом североонежских бокситов и кольских нефелинов.

Развитие легкой промышленности в новых условиях потребует некоторой внутриотраслевой переструктуризации. Реальные возможности отрасли связаны будут прежде всего с двумя обстоятельствами: во-первых, с необходимостью завоза импортного сырья, во-вторых, с экономической целесообразностью наращивания отечественной сырьевой базы (в том числе и в пределах Северо-Запада). В обозримом будущем ввоз хлопка и шерсти из Средней Азии будет, по-видимому, сокращаться за счет более дешевого и качественного сырья из Индии, Пакистана, Египта, ряда других стран. Второе обстоятельство связано с вероятным (и, несомненно, целесообразным) возрождением отечественного товарного льноводства, в частности, в южной зоне Северо-Запада, на юге Архангельской области.

Сколько-нибудь значительный рост производства в легкой промышленности региона будет ощутим после 2000 г. Преимущественное развитие должны получить такие отрасли, как трикотажная, в том числе и льняная промышленность.

В целом сельское хозяйство региона должно и в перспективе развиваться по пути углубления специализации на молочно-мясном животноводстве, овощеводстве, картофелеводстве и товарном льноводстве.

/ Новости

11.09.2012

Проект Стратегии социально - экономического развития города Шахты на период до 2020 года «Донбасс-Next» носит инновационно-инвестиционый характер. В его основу была положена ранее разработанная Программа инвестиционного и внешнеэкономического развития города «Донбасс-Next», именно поэтому стратегия получила аналогичное название.

Огромный потенциал для инновационного и инвестиционного развития города заключен в развитии и освоении существующих промышленных зон с возможным перепрофилированием их первоначального использования и свободных от застройки промышленных площадок, расположенных в различных частях города. Использование данных резервов напрямую зависит от формирования городом инвестиционно-привлекательного имиджа.

Значительно расширяющим возможности социально-экономического развития города, должен стать избранный бренд. Избранный бренд, уже продвигается в Шахтах и формулируется следующим образом: город Шахты - город Олимпийских чемпионов, Олимпийская столица Юга России.
Приоритеты в пространственном развитии территории связаны с освоением имеющихся инвестиционных площадок, которых в настоящий момент насчитывается 49. Укрупненно, за счет объединения, можно говорить о 6 зонах города, потенциально пригодных для промышленного освоения.

Одним из направлений инвестиционного развития является комплексное развитие территории в целях жилищного строительства. В настоящее время, основные программы жилищного строительства реализуются на территории микрорайона №3 жилого района «Артем» и ряде других адресов, характеризующихся точечной застройкой. Дальнейшая реализация жилищного строительства должна носить более комплексный характер, вытеснив малоэффективную точечную застройку. Целесообразно приступить к реализации концепции комплексного освоения жилого района «Олимпийский».

Территория предполагаемой застройки общей площадью 350 га расположена в северо-восточной части города между центром и поселком им. Артема. Освоение «Олимпийского» позволит сформировать новый географический, а в последующем и административный центр города, по своему наполнению отвечающий всем современным требованиям.

В конце своего доклада Маркина М.И сказала несколько слов о механизме реализации Стратегии социально - экономического развития г. Шахты на период до 2020 года «Донбасс-Next. Стратегия - концептуальный документ, он задает основные направления и определяет комплекс задач, которые необходимо решить для достижения поставленных целей. Реализуется стратегия через принятие Программы социально - экономического развития, ежегодную разработку и реализацию муниципальных долгосрочных целевых программ. Вот как раз они и должны иметь адресный целевой характер, с тем, чтобы за счет выполнения работ на конкретном объекте, реализации конкретного проекта приблизиться к поставленной цели и реализовать запланированную Стратегию.

Директор Департамента экономики также подчеркнула, что успешная реализация Стратегии социально - экономического развития г. Шахты «Донбасс-Next» позволит нам к 2020 году добиться следующих показателей по сравнению с 2012 г.:

Увеличить индекс промышленного производства на 19,5%
- Обеспечить прирост инвестиций на 33%
- Восстановить численность населения до уровня 250 тыс. чел.
- Довести ожидаемую продолжительность жизни до 70,3 лет
- Обеспечить объем жилищного строительства - 130 тыс. м 2
- Долю населения систематически занимающегося физической культурой и спортом - до 30%.

Проект Стратегии социально-экономического развития города Шахты до 2020 года «Донбасс Next» будет вынесен для утверждения на ближайшее заседание городской Думы.








25 октября в Уфе Глава Башкортостана Рустэм Хамитов выступил на заседании Совета городского округа город Уфа. Он поздравил Ирека Ялалова с избранием на должность главы городской администрации и обозначил перспективные задачи, стоящие перед мэрией Уфы по развитию столицы республики.

Стенограмма выступления Рустэма Хамитова:

Добрый день, уважаемые депутаты, присутствующие в этом зале!

Вы активно поработали с утра, и у нас сегодня уже есть новый старый мэр города Уфы. Давайте ещё раз поздравим Ирека Ишмухаметовича Ялалова.

(Аплодисменты)

На днях листал книгу, называется «Старая Уфа» или «Улицы старой Уфы». 100 лет назад Уфа была фактически сельским населенным пунктом: без дорог, деревянные дома. 50 лет назад появились очертания настоящего города. Но в то же время здесь, на месте Горсовета был еще пустырь. Одиноко возвышалась статуя Владимира Ильича Ленина на огромной стройке - вокруг кипело строительство.

Прошло еще 20-30 лет, и Уфа уже сформировалась как культурный, рабочий, промышленный, образовательный центр. И этот процесс становления, развития города неостановим. Пять лет назад, когда приступал к работе новый глава города Ирек Ялалов, история была другой. Давайте вспомним, что нам удалось сделать за пять лет. Наверняка мэр в своём предвыборном выступлении говорил об этом.

Тем не менее пять лет назад Уфа была другим городом: и по своему содержанию, и по узнаваемости, и по качеству жизни. Мы видим, что за эти пять лет действительно удалось сделать многое: и в части строительства жилья, инфраструктуры, и в части привлечения инвестиций.

Все эти знаковые события - форумы, симпозиумы, которые состоялись за пять лет, очень важны для Уфы. Уфа стала одним из самых благоустроенных городов нашей страны. По итогам недавно завершившегося конкурса Уфа вошла в тройку самых благополучных, комфортных городов Российской Федерации. Разве это не достижение? Также недавно были подведены итоги конкурса, который рассматривает конгрессные возможности городов, - и мы снова в тройке лидеров.

Таких примеров достаточно много. Мы понимаем, что прошедшую пятилетку мы прожили не зря и поработали неплохо. Хочу поблагодарить Горсовет, тех, кто работал все эти пять лет и вошёл в состав нового Городского совета, глав районов и всех, кто причастен к этой работе.

Мы движемся вперёд. Это очевидно. Иногда оппоненты стараются нас притормаживать. Но такова роль оппозиции - всегда в хорошем видеть плохое. Это жизнь. Надо спокойно и разумно к этому относиться. Такие люди нужны. Да, они будут стараться формировать противоположное мнение, находить недостатки, но это нормально. Самое главное - уфимцы признают, что мы движемся вперёд. У нас есть хорошие достижения.

Теперь нам надо понять, как жить следующие пять лет, что нам делать. С одной стороны, уже есть набранный ход, инерция движения, добротные проекты. Но в то же время мы должны по-новому взглянуть на ситуацию.

Очевидно и всем ясно, что Уфа будет расти. Это главный тренд города, потому что здесь хорошее место. В хороший город обязательно будут собираться люди. Уфа - перспективный город. Значит, всё большее количество людей будет стараться жить здесь у нас, на этой территории.

Кроме того, законов урбанизации никто не отменял. В Республике Башкортостан 38 процентов - сельские жители, цифра по России - 25 процентов. Близлежащие территории - 10-15 процентов. Например, Свердловская, Челябинская области, Татарстан - 20 процентов. Значит, мы находимся в мировом тренде урбанизации.

Волей-неволей наши города будут расти. Не только Уфа, но и Нефтекамск, Стерлитамак, остальные города. Но Уфа будет расти особенно быстро, потому что это научный, культурный, образовательный, промышленный центр. Здесь есть рабочие места. И мы должны этот тренд «поймать», увидеть и управлять им. Этого пока нам с вами ещё не хватает.

В некоторых вопросах урбанизации мы ещё действуем по старинке. Мы не видим будущее дальше, чем на пять-десять лет вперёд. Нам надо понимать, что на этой территории через 50 лет будет совершенно другая жизнь. Как это было 50 лет назад, и никто не мог предвидеть, что Уфа будет таким городом. Мы должны заниматься этой темой активно. Все вы, находящиеся в этом зале, прежде всего, городская власть ответственны за то, как будет развиваться городская история в ближайшие годы и в будущем тоже. Поэтому мы должны заняться этими вопросами.

При этом мы должны понимать, что урбанизация не должна быть хаотичной. Она должна быть системной, понятной, ясной. Надо думать, как справиться с этим сложнейшим общественным явлением.

Мы пока к этому не готовы. Это видно из того, как велась городская застройка. Мы понимаем, что здесь надо наводить порядок. Здесь у нас ещё много «белых пятен», непонятных для нас, не управляемых нами и не введённых в определённую систему. Так что будем в этой части работать.

Коль скоро город будет местом притяжения для значительного количества людей, нам надо постоянно думать о том, как повышать качество жизни. Урбанизация не должна превратить наш город в хаос, неуправляемую территорию. Мы должны постоянно думать о том, как будет формироваться городское пространство.

Вспомните, пять лет назад в этом зале мы говорили о том, что Уфе как раз не хватает красивых благоустроенных территорий: дворов, парков, велодорожек, того, что нужно людям. За пять лет нам удалось если не решить, то поправить ситуацию. И мы движемся в верном направлении.

Сейчас нам надо понимать, что с ростом урбанизации Уфы нам нужно будет больше объектов здравоохранения, образования, культуры. Мы должны понимать, как справляться с потоком людей, которые будут устремляться к нам в Уфу, чтобы здесь жить, работать, искать и находить себе рабочие места. В этом смысле мы тоже пока ещё не на передовых позициях. Мы порой идём вслед за событиями. Это связано с разными причинами, но, прежде всего, с тем, что у нас нет глобального плана действий и мыслей в этом направлении. Мы должны работать в этой части значительно активнее.

Уфа - это, конечно же, не только административный центр, ударная сила экономики республики. Это, прежде всего, оплот науки, образования, культуры. Это следующая задача, о которой мы должны с вами поговорить. Я бы просто хотел спросить у вас: известны ли вам факты переезда к нам в город крупных учёных с мировым именем, работников культуры, образования? Мы как-то замыкаемся в себе. Мы говорим: «Да мы сами с усами! Мы всё можем, у нас потенциал, мы мощные». Но опыт, в том числе мировой, показывает, что без привлечения на ряд направлений лидеров российского, а ещё лучше мирового уровня нам будет достаточно тяжело развиваться. И в этой части мы должны подумать о том, какой должна быть программа развития наших вузов, культурных, образовательных учреждений, учреждений здравоохранения.

В целом мы поддерживаем хороший, добротный, высокий уровень по всем направлениям. Но нам нужны «звёзды», люди, которые увлекают за собой, которые могут привлечь сюда и других крепких, сильных, думающих людей, ресурсы.

В последнее время довольно активно обсуждается тема объединения компании «Башнефть» с «Роснефтью». Недавно где-то даже был митинг одной из партий под лозунгом: «Долой, в отставку руководителей республики, которые позволили объединиться «Башнефти» с «Роснефтью». Просто ошибочное мнение у этих коллег, наших жителей, что архаическая, никак не меняющаяся структура является наилучшим способом устройства нашего общества. Конечно, это не так. Через «Роснефть», эту глобальную компанию мы выходим на совершенно другие горизонты, в том числе планирования, работы, взаимодействия с экономикой, экономическим сообществом страны, промышленными предприятиями и т.д. Через эту компанию мы сможем загружать наши предприятия, заводы. Появляется синергия, новое качество промышленности нашей республики.

Да, «Башнефть» - хорошая компания. Но она локальная. И она на самом деле небольшая. Нам она кажется громадной, но реально это небольшая компания. Сегодня она занимает всего лишь 1/10 часть в объёме промышленного производства «Роснефти», 1/10 часть по численности персонала (в «Роснефти» 400 тысяч работающих, у нас - 38 тысяч) и т.д. Нам надо обязательно прибиваться к крупным, мощным, сильным корпорациям, с которыми мы дальше можем работать, а не смотреть со своей маленькой кочечки, что это каким-то образом изменит производственный климат или атмосферу в нашем сегодняшнем, существующем обществе.

Уважаемые коллеги!

Этот пример я привёл для того, чтобы сказать о том, что если мы будем вариться в собственном соку, далеко не уйдём. Нам обязательно нужны истории успеха, сильные, крепкие люди, которых мы будем собирать в том числе и в пределах, и за пределами нашей страны. Уповать только на свои силы, конечно же, мы не можем, хотя в целом, ещё раз подчёркиваю, мы работаем неплохо, а по некоторым направлениям - просто-напросто хорошо.

Далее. Часто спрашивают: «А что будет в будущем? Какой образ Уфы, нашей республики?». И сразу же начинают фантазировать: «А где наша Кремниевая долина? Где наши технопарки? Где наши новые инновационные площадки?». Уважаемые коллеги! Просто от какого-то желания, даже избыточного, такого рода объекты не появляются. Что такое Кремниевая долина? Во-первых, она появилась в 1951 году, 65 лет назад. И только в начале 1960-х годов там сформировалась настоящая работающая атмосфера. Десять лет было нужно для того, чтобы туда пришли Hewlett-Packard, Xerox, Lockheed Martin и другие мощные и сверхкрупные компании. При этом там были значительные инвестиции. И сформировалась эта территория в результате того, что были активные люди, были идеи, которые нужно было создавать и формировать, были финансы.

У нас с вами на сегодняшний день есть эти составляющие? Давайте честно скажем сами себе: есть ли у нас денежный поток, который мог бы позволить нам на территории в 300-500 га создать что-то новое, бурлящее, кипящее? Ответ очевиден. Есть ли у нас люди, которые могут организовать эту территорию? Ответ тоже понятен. В конечном итоге, есть ли у нас идеи, вокруг которых можно было бы всё это создать?

Здесь, как говорится, можно подискутировать, нарисовать образ Уфы, в частности, на фоне некой инновационной площадки, связанной, прежде всего, с тем, где у нас есть самые большие компетенции и знания, умения. Это нефтехимия, химия. Мы с вами не сможем сформировать территорию, которая занималась бы созданием компьютеров или какой-то другой высокоинтеллектуальной, высокотехнологичной продукции. А поработать в этом направлении, создать вокруг наших университетов индустриальные парки мы можем и обязаны.

Для Уфы нефтепереработка и машиностроение - два главных направления развития промышленности.

Когда спрашивают: «Что придёт на смену нефтепереработке и нефтехимии?», у меня нет ответа, кроме того, что эта отрасль на долгие годы останется основополагающей для нашей республики. Это факт, и мы от него никуда не уйдем. Чтобы построить такие предприятия, генерирующие такой же денежный поток, как наши нефтеперерабатывающие заводы, нужны триллионы рублей.

У нас с вами написано: «в Уфе реализуются 112 инвестиционных проектов на общую сумму 157 млрд рублей». Мы говорим: «Какие мы молодцы!». А на самом деле это предприятия-«малыши». Разделите 157 на 112, и вы получите 1-1,5 млрд рублей инвестиций. А мы говорим о триллионах, которыми нужно заместить действующее нефтеперерабатывающее, нефтехимическое производство. Это невозможно.

Поэтому не надо чрезмерных фантазий и каких-то «маниловских» рассуждений. Надо быть реалистами. Вот то, что у нас есть. Мы должны это развивать, двигать вперёд, создавать вокруг этого науку, инновации и т.д. Это как раз не отметает и другие наши отрасли. Рядом они тоже будут формировать свой образ будущего. Но легкомысленно и легковесно отказываться от того, что у нас есть, я бы не советовал, потому что иначе мы можем уйти в какие-то совершенно ненужные направления и в конечном итоге лишим себя будущего.

Говоря о будущем, мы должны понимать, что формировать эти центры роста мы должны вокруг того, что у нас с вами есть. С нуля, в чистом поле в ближайшие год-два или даже пять-десять лет мы вряд ли что-то сделаем. Поэтому то, что у нас с вами есть - это очень хорошо. Это мощная, крепкая база для того, чтобы двигаться вперёд.

Мы, уфимцы, представляем собой серьёзное сообщество. Это, кстати говоря, тоже тема будущего: как из разрозненных горожан создать сообщество людей, живущих, работающих в Уфе и связывающих своё будущее с Уфой. Это сложная проблема, здесь пересекается много разных вопросов, в том числе тех, о которых мы с вами уже говорили - комфортная городская среда, благоустройство, дороги, цивилизация, культура, наука, образование, здравоохранение. Всё это вместе создаёт благополучие города.

Уважаемые коллеги!

Нам ещё раз надо думать над тем, как достигать новых ориентиров. Во-первых, их нужно планировать, к ним нужно стремиться. Но в то же время всё это должно происходить без фанатизма. Фанатизм - это категория, которая порой ослепляет. Здесь мы должны быть, прежде всего, реалистами. У нас есть ресурсы, возможности, специалисты, развитые отрасли, и опираться мы должны, конечно же, на то, что имеем сегодня.

Кроме Уфы, у нас есть ещё 3 млн человек населения, которых тоже нужно двигать вперёд, у которых тоже большие запросы. Там нерешённых задач тоже очень много, поверьте, больше, чем в Уфе. И Уфа в этой части, конечно же, должна задавать планку, быть помощником всем жителям республики, быть примером, генератором идей. Все вместе - республика в целом, Уфа, другие города, населённые пункты - мы, конечно, сможем двигаться вперёд.

Есть частные вопросы, о которых можно сегодня говорить.

Формируя образ будущего, мы обсуждаем строительство.

До сих пор не решён вопрос эффективного использования городской земли. Земля зачастую разрознена, около трети территории города занимает частный сектор с высоким физическим и моральным износом, низкой плотностью застройки. Это приводит к несбалансированной нагрузке на инженерную сеть, снижает привлекательность площадок для потенциальных инвесторов.

Мешает и бюрократическая волокита при выделении и передаче участков инвесторам.

Вспомните историю с «Кроношпаном». Она возникла в том числе потому, что рядом с Уфой не было нормальной площадки для размещения производства. Пришлось в режиме, извините, «ошпаренной кошки» искать землю для того, чтобы разместить современное, нужное и важное для экономики республики производство.

И если сегодня придёт инвестор с каким-либо значимым проектом, городу предложить практически нечего: где размещать, где строить, как формировать инфраструктуру, очистные сооружения к этому предприятию, где жилье, как доставлять людей и т.д. - возникает масса вопросов.

Нет земли не только для строительства жилья, социальных объектов, но прежде всего для строительства промышленных предприятий. С той же «Роснефтью» мы обсуждаем вопрос нефтехимии. Мы понимаем, что только нефтепереработка не даст «взрывного» развития нашего крупнейшего экономического агента - «Башнефти». Нефтехимия: где строить? На территории этого предприятия? Задействовать «Химпром»? Нет у нас земли.

Надо с этим работать. Сегодня получить землю в Уфе в разы дольше и затратнее, чем порой в соседних городах-миллионниках. Стыдно.

За последние пять лет поддержка бюджета Уфы из республиканского бюджета выросла в разы по сравнению с тем, что было в 2000-е годы.

И поэтому мы сегодня имеем качество городской среды такое, какое есть. Мы вкладывали деньги. Нам надо продолжать это делать. У нас есть программы маленькие - дворы отремонтировать, большие - подготовиться к 100-летию республики, очень большие - осовременить город. Но для этого нужны ресурсы.

Сегодня городская казна на грани того, чтобы не переступить черту, ведущую к сложным экономическим вариантам. Нам и вам, уважаемые депутаты, надо это понимать и ответственно подходить к расходам и, самое главное, к доходам городского бюджета. У нас все - специалисты по расходам. И крайне мало людей, которые занимаются доходами. Вот расходы - пожалуйста: и письма, и просьбы, и лоббисты. А доходами кто будет заниматься? Наверное, в мэрии Уфы таких специалистов по доходам можно пересчитать на пальцах одной руки.

Доходы - это главное! Этим вопросом надо заниматься. Надо уходить от бездумного разбазаривания той же земли, того же имущества, городского хозяйства. Надо смотреть и находить того, кто «прогрызает» дыры в нашем экономическом пространстве, уводит наши с вами деньги. Только этим вопросом надо постоянно заниматься, начинать эту работу по-настоящему.

Мы же знаем, что некоторые объекты городского хозяйства сданы в аренду по смешным ценам. Мы знаем, какая дифференциация между людьми, которые получили в аренду городские здания, сооружения. Кто-то за копейки, а кто-то за большие деньги. Мы это знаем.

Надо стандартизировать все эти процедуры. Нужно единообразно подходить ко всем, кто арендует площади, покупает землю или берёт её в аренду.

Не должно быть любимчиков и близких к телу больших начальников.

Надо продолжать работу по созданию комфортного городского пространства.

Сейчас в моей почте всё больше писем о том, что людям нужна комфортная среда. Человек может жить в небольшой или большой квартире, но ему нужен город, территория, где он сможет отдыхать, чувствовать себя безопасно. Таких территорий должно становиться всё больше и больше.

Простой пример - Парк имени Лесоводов. Захламлённая, загаженная десятилетиями территория превратилась в некое подобие зоны отдыха. Потребовалось всего 50 млн рублей. Не так уж и много, но сегодня там отдыхают тысячи людей, которые приезжают из других частей города, чтобы просто прогуляться, подышать воздухом.

Почему мы не находим ресурсов, порой копеечных, чтобы благоустроить наш город? Почему мы равнодушно взираем на грязь, хлам, бесконечные гаражи? Это ведь не требует громадных денег. Это требует только перенастройки головного аппарата. Люди нам будут благодарны. И мы, горожане, будем чувствовать себя совершенно по-другому.

Да, мы привели в порядок фасады, «красные линии», поработали с собственниками помещений. Но если мы заглянем во дворы, в нашу городскую глубинку, то там ещё очень много примеров неустроенной, плохой, грязной жизни. Это тоже наша с вами работа. От этого мы никуда не денемся.

Ещё один вопрос - общественный транспорт. Надо сказать честно, Уфа отстала в решении этого вопроса. Наш общественный транспорт архаичен, рынок этот не урегулирован, а отдан на откуп разным деятелям, в том числе и приближенным к самым разным структурам.

Здесь нам надо действовать решительнее. Неправильно, когда наши горожане перемещаются на устаревших автобусах с непонятно какими водителями. Видно, что мы отстали в этом вопросе. Городской транспорт не соответствует виду нашего города.

Возникает диссонанс, когда мы смотрим на эти «автобусики», которые проезжают по нашим улицам, и на благоустройство нашего города, «красных линий». Это неправильно.

Надо немедленно заняться этим вопросом.

Сейчас мы выделяем значительные деньги - более 400 млн рублей - для покупки новых автобусов для «Башавтотранса».

Если надо, ещё найдём ресурсы. Если не хватит и их, то займём, в конце концов. У нас есть возможности для того, чтобы брать кредиты. Но нам надо решить эту проблему. Надо, чтобы по улицам города ездил современный транспорт, чтобы он был доступен со всех точек зрения. Давайте заниматься этим вопросом по-настоящему. Из-за «самопального» транспорта - пробки, несчастные случаи. Поэтому следующую пятилетку мы должны завершить изменением транспортной инфраструктуры, транспортного обслуживания людей.

Мы с вами говорили о скоростном трамвае, о необходимости связать север и юг города. Где мы находимся? Получили два скандала: один - с вырубкой деревьев, другой - с прокладкой трассы. Шум-гам, письма, народные выступления - а вопрос не решили. Денег не нашли, инвестора не привлекли, схему не разработали - фактически ничего нет. А без решения транспортной проблемы мы с вами вопрос урбанизации не решим. Это точно.

Нам нужны ещё новые мосты. Заработал новый Затонский мост. Я иногда специально проезжаю, смотрю, есть ли пробки. Пробок нет, люди сейчас ездят по свободным дорогам. Это радует. Но нам надо построить мост в створе Интернациональной. Нам надо завершить или до конца определиться с проектом, который связан с тоннелем. В идеале нам нужны мосты в Инорсе, Сипайлово. Это тоже огромные проблемы, требующие концентрации, ресурсов, сил, нахождения нетривиальных решений. Построить мост за 20 млрд рублей любой сможет. А ты построй хороший мост за 5 млрд рублей - это совершенно другое дело. То есть вопрос общественного транспорта надо решать.

Градостроительная, архитектурная политика. Да, мы видим, что в последние годы Уфа достаточно активно продвигается по этому направлению. Мы становимся лауреатами разных конкурсов. Мы проводим здесь форумы. Появились архитекторы, архитектурные бюро, специалисты, которые развивают идеи.

Но пока ещё много эклектики, безвкусицы. Мы ещё не сумели объединить красоту старого города с новыми домами, с новым строительством.

У нас задача - сохранить старину. Легко сказать: «Эти дома ничего не стоят, ткни пальцем - упадут: канализации нет, воды нет». Но если мы не сохраним старый город, эти особняки столетней давности, то лицо города изменится не в лучшую сторону. Все, кто к нам приезжает, говорят: «Пожалуйста, сохраните лицо старого города, сумейте вписать старину в новую Уфу». Это сделать сложно, это опять же требует денег. Здесь мы должны действовать так, чтобы суметь продолжать этот симбиоз.

Также нам надо найти поликультурный стиль города. То, что мы евразийский город, из очертаний наших строений не видно. Не видно, что в нас есть восточная культура. Мы строим урбанизированные «коробки» и больше ничего, красоты особой нет.

Безусловно, нам надо использовать уникальный ландшафт города. Это наше преимущество. Раньше казалось, что это наш недостаток, что города легче строить на плоской равнине. С другой стороны, городской ландшафт создаёт возможности для того, чтобы городская красота стала другой.

У нас лесные зоны - 20 тысяч га - используются плохо. В то же время мы видим, что простейшие изменения в городской среде с зелёной парковой зоной приводят к хорошим результатам. Я уже сказал про Парк Лесоводов. Сейчас появилась тропа здоровья «Уфимские липы» на улице Зорге. Тоже пользуется спросом. Уфимцы очень хорошо поддерживают такие проекты.

Уважаемые коллеги!

Работы у нас с вами много. Хочу сказать, что действуем, работаем мы вместе. Я никогда не разделяю республиканскую, городскую, муниципальную власть. Мы работаем как одна команда.

У одного из организаторов новых направлений развития бизнеса, стартап-проекта спросили: «Что самое важное в вашей работе при организации бизнеса?». Он отвечает: «Не идея. Главное - это команда, люди».

На самом деле идей много. Идеи можно привлечь или купить, в конце концов. А кто их будет реализовывать? Отличие людей, сомневающихся в том, что правильно или неправильно работает власть, и тех, кто осуществляет эту работу, заключается в том, что сомневающиеся всегда говорят идеями: «Хорошо бы сделать это, а вот это неправильно. Здесь неверно. Этот человек такой». Всё это - пустота, вакуум.

Прежде всего - люди, команда, те, кто сплочённо, вместе, дружно продвигаются по важным делам. В Уфе такая команда есть. На вас смотрит вся республика. Вы являетесь примером для всей республики. По некоторым направлениям на вас смотрит и страна. Приезжая сюда, видя, как работает Уфа, люди делают вывод о нашей республике. Вы - лицо республики. Нельзя забывать об этом.

Повторяю ещё раз: мы вместе. Я поддерживаю депутатский корпус, городскую власть, всех, кто трудится в Уфе. Задачи непростые, и через пять, десять и даже 50 лет всё равно будут возникать новые направления, к которым нужно будет находить решение.

Но мы с вами отвечаем за сегодняшний и завтрашний день республики и Уфы. Нам не на кого переложить эту ответственность.

Мы с вами будем работать, будем делать всё для того, чтобы горожанам и жителям нашей республики было чуть легче в это сложное время. Чтобы наши граждане понимали, что мы живём и трудимся на успешной территории, в успешном субъекте России.

Такая ответственность, конечно, не только тяжела, но и почётна. Работа наша важна. И осознание важности работы, конечно, придаёт нам силы, в том числе в самых сложных моментах нашей жизни.

Ещё раз поздравляю вновь избранного руководителя города. Поздравляю депутатский корпус с началом настоящей работы. Теперь только вперёд. Пять лет трудиться, не разгибаясь. Мы, уфимцы, ждём от вас очень многого.

Спасибо вам и успехов! Всего самого доброго!

Новое на сайте

>

Самое популярное