Домой ОТП банк Взыскание платы за коммунальные услуги с зарегистрированных лиц, не являющихся членами семьи собственника.

Взыскание платы за коммунальные услуги с зарегистрированных лиц, не являющихся членами семьи собственника.

Принятие нормативно-правовых актов в РФ имеет определённую специфику. Все тонкости своего документа знают разработчики. Что позволяет им потом ездить по стране с платными семинарами и уже за деньги делиться ценной информацией.

Да, при подготовке поправок в 354 постановление заявлялось, что нужно дать УК право начислять плату за коммунальные услуги на основании «актов о фактическом проживании». Однако в действительности поправки, вступившие в силу с 27.04.2013 г., такую возможность УК не предоставили.

Прочтение (внимательное) Правил показывает, что «акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении» и «основание для начисления платы» - это не одно и то же.

///
По теме:
- Комментарий №13.

- «Изменения, о которых идет речь, как раз дают возможность теперь управляющим организациям устанавливать факты проживания нелегалов в квартирах без счетчиков. Так, в случае, если исполнитель располагает сведениями о временно проживающих в жилом помещении потребителях, не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания он обязан составить «акт об установлении количества граждан , временно проживающих в жилом помещении» и направить его в течение трех дней в полицию и органы миграционного контроля. Указанный акт подписывается исполнителем и потребителем, а в случае отказа потребителя от подписания акта - исполнителем и не менее чем 2 потребителями и председателем совета многоквартирного дома, в котором не созданы товарищество или кооператив, председателем товарищества или кооператива, если управление многоквартирным домом осуществляется товариществом или кооперативом и органом управления такого товарищества или кооператива заключен договор управления с управляющей организацией. Перерасчёт размера платы за коммунальные услуги будет производиться на основании протоколов об административных правонарушениях , предусмотренных статьей 19.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (проживание гражданина РФ без регистрации по месту пребывания (жительства)). Также собственнику квартиры придется возместить стоимость услуг в расчете на каждого фактического нелегального жителя.»
Источник: Прокуратура Чувашской Республики , 30.04.2013 г.

- «Если в помещении, не оборудованном индивидуальным прибором учёта, фактически проживает больше потребителей, чем состоит на регистрационном учете, поставщик услуг (далее - исполнитель) должен начислять плату исходя из числа зарегистрированных граждан. Однако законных методов к принуждению собственника уведомлять об изменении числа временно проживающих потребителей не было. При наличии в доме общедомовых приборов учёта фактический объём потребления коммунальных услуг таких потребителей оплачивали соседи - как за общедомовые нужды.
Начиная с 1 июня 2013 года исполнитель будет определять число временно проживающих потребителей не только на основании заявления собственника жилого помещения, но и на основании составленного уполномоченными органами протокола об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.15 КоАП РФ (проживание гражданина РФ без удостоверения личности гражданина (паспорта) или без регистрации).
Подпункт «е(1)» пункта 32 Правил предусматривает право исполнителей при наличии сведений о незарегистрированных жильцах, в случае если жилое помещение не оборудовано индивидуальными или общими (квартирными) приборами учёта холодной воды, горячей воды, электрической энергии и газа, составить акт об установлении количества граждан, временно проживающих в жилом помещении и не зарегистрированных в этом помещении по постоянному (временному) месту жительства или месту пребывания.
<...>
Составление такого акта не является основанием к исчислению платы за коммунальные услуги исходя из реального числа проживающих потребителей.
Согласно Правилам, исполнитель в течение трёх дней с момента составления акта направляет его в органы, уполномоченные на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции (ФМС России) и (или) в полицию.
Основанием для определения нового количества потребителей будет протокол об административном правонарушении, предусмотренного ст. 19.15 КоАП РФ.
В соответствии с правилами производства по делам об административных правонарушениях составление протокола об административном правонарушении ещё не означает привлечение к ответственности. Вина лица должна быть подтверждена постановлением по делу об административном правонарушении (ст. 29.10 КоАП РФ), которое выносится по результатам рассмотрения дела сотрудником полиции или должностными лицами ФМС России (ч. 2 ст. 23.67 КоАП РФ).»

По количеству проживающих или по количеству зарегистрированных в квартире граждан платить коммунальные платежи? Таким вопросом все чаще задаются собственники квартир.

В России расчет коммунальных платежей всеми управляющими организациями ЖКХ осуществляется согласно «Правил предоставления коммунальных услуг гражданам» утв. Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 года №307, далее - правила.

За 5 лет действия указанных Правил их применение на практике все еще вызывает не только множество вопросов о порядке расчета коммунальных платежей, но и множество злоупотреблений указанными Правилами управляющими организациями. Согласно указанных Правил расчет коммунальных платежей собственникам квартир за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроэнергию производится либо по показаниям индивидуальных приборов учета воды и электроэнергии (далее - по счетчикам) либо по количеству «проживающих (зарегистрированных)» в квартире лиц. При наличии счетчиков воды и электроэнергии совершенно неважно сколько в квартире проживает лиц или сколько лиц зарегистрировано. При наличии счетчиков собственник квартиры будет оплачивать ресурсы по показаниям индивидуальных счетчиков с учетом тарифов и количества потребленных ресурсов за месяц. Однако, расчет управляющими организациями коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, собственникам квартир не имеющих счетчиков, исчисляется исходя из количества проживающих лиц. Указанные расчеты производятся по формулам расчета коммунальных платежей, данных в Приложении №2 Правил. Общее количество формул 15. Формулы зависят от типа дома, наличия общих и (или) индивидуальных приборов учета воды, электроэнергии. Например, если у вас современный многоквартирный жилой дом с общедомовым прибором учета воды, а счетчики воды установлены лишь у части собственников квартир, то расчет коммунальных платежей должен производится по формуле №3. Многие граждане крупных городов живут именно в таких жилых домах. В формулах расчета платежей указано, что при расчете учитывается количество граждан: «проживающих(зарегистрированных)» в квартире. Именно это словосочетание и стало вопросом и камнем преткновения и злоупотребления со стороны некоторых недобросовестных управляющих организаций по всей стране. Некоторые управляющие компании вольно трактуют понятие «проживающий» и считают проживающими в квартире (доме) всех лиц, которые там находятся, независимо от того зарегистрирован ли гражданин в этой квартире или нет. Конечно, не всегда сотрудники управляющих компаний обходят квартиры с целью подсчета проживающих граждан. Считают граждан председатели ТСЖ, а также старшие по подъездам многоквартирного дома. Не секрет, что председатели ТСЖ получают заработную плату из кассы управляющей компании, а их доход зависит от сбора квартплаты, а иногда и от установки собственниками квартир счетчиков воды. Многие председатели ТСЖ агитируют собственников на установку счетчиков воды. Установка счетчиков воды это хорошая статья дохода управляющей организации, поскольку счетчики часто выходят из строя и подлежат обязательной замене после 5-ти лет эксплуатации. По работе мне приходилось сталкиваться с тем, что граждане, отказывавшиеся устанавливать счетчики получали на следующий месяц квитанции об оплате коммунальных услуг исходя не из количества зарегистрированных лиц, а исходя из количества всех проживающих в квартире лиц. Для этого недобросовестные управляющие компании и ТСЖ использует такое выражение как - «фактически проживающие» лица. Естественно сумма за коммунальные платежи заметно возрастает, как правило, на 700 - 750 рублей за каждого «фактически проживающего» в квартире гражданина. Часто такие действия со стороны ТСЖ и управляющих организаций являются следствием попытки заставить собственников квартир устанавливать счетчики воды и, соответственно, пополнять кассу коммунальной организации. Данные злоупотребления со стороны ТСЖ и управляющих организаций стали возможными благодаря отсутствию в Правилах точного определения и понятия кого необходимо считать проживающим в квартире гражданином. Это позволяет недобросовестным работникам управляющих организаций начислять платежи собственникам жилья и за проживающих и за зарегистрированных в квартире граждан, да и вообще за любого гражданина, которого ТСЖ может посчитать за проживающего в квартире. В квитанциях на оплату услуг при этом указывается количество проживающих и количество зарегистрированных лиц. В таких случаях в квитанциях на оплату услуг количество проживающих указывается, как минимум, больше на 1-го человека, по сравнению с количеством зарегистрированных лиц, что противоречит п. 38 указанных Правил, согласно которым в квитанции указывается только количество зарегистрированных лиц.

Однако, законодатель все же дал понятие проживающего в квартире лица. С юридической точки зрения, под проживающими следует понимать только зарегистрированных в квартире граждан. Именно по количеству зарегистрированных граждан (по месту жительства или по месту пребывания) и должны производиться расчеты за горячее, холодное водоснабжение, водоотведение, электроснабжение при отсутствии счетчиков. Конструкция словосочетания «проживающих (зарегистрированных)» уточняет в скобках, что Правительство РФ под проживающими считает только зарегистрированных граждан. Это подтверждается не только данной конструкцией словосочетания, но и п. 38 Правил где указано, что: « в платежном документе за коммунальные услуги, при отсутствии индивидуальных приборов учета, объем потребленных ресурсов указывается исполнителем исходя из норматива потребления коммунальных услуг…., а также из числа граждан, зарегистрированных в жилом помещении (для холодного водоснабжения, горячего водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и газоснабжения)» И, самое главное, согласно пункта 2 общих положений вышеуказанных правил,: «Действие настоящих Правил распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов». На законных основаниях, согласно Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" в России разрешено и положено проживать только с регистрацией по месту жительства и месту пребывания. Все вышеуказанное свидетельствует о том, что понятие «проживающий» и «зарегистрированный» являются юридическими синонимами. Проживающими по определенному адресу могут быть только зарегистрированные граждане, лица же не зарегистрированные по определенному адресу не являются проживающими по указанному адресу. Разделение этих понятий недопустимо при применении законодательства не только в сфере ЖКХ, но и других отраслях российского права. Лицо нигде не зарегистрированное является лицом без определенного места жительства, то есть не является где-либо проживающим. Кроме того, в юридической практике совершенно недопустимо использование при начислении коммунальных платежей такого понятия как «фактически проживающий» гражданин. В связи с действием вышеуказанных законодательных актов такого понятия просто не существует. Ни участковый, ни председатель ТСЖ, ни тем более старший по подъезду, ни даже контролер управляющий организации не вправе подсчитывать граждан, составлять акты о фактически проживающих и находящихся в квартире лиц для расчета коммунальных платежей. Указанные лица не вправе этого делать лишь потому, что понятия фактического проживания гражданина в законодательстве РФ попросту не существует. «Фактическое проживание» это такой же юридический синоним понятия «зарегистрированный» Применение этого понятия отдельными управляющими организациями свидетельствует о неправильном приминении и понимании закона. Понятия «зарегистрированный», «проживающий», «фактически проживающий» фактически являются юридическими синонимами и обозначают одно и тоже. Разделение этих понятий при расчете коммунальных платежей собственникам жилых помещений недопустимо.

Вообще, местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает (п. 1 ст. 20 ГК РФ). В соответствии со ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I"О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" регистрационный учет в России вводился не только для реализации гражданином своих прав и свобод, но и для исполнения гражданином обязанностей перед государством, обществом и другими гражданами. Оплата гражданином предоставленных коммунальных услуг является своеобразной обязанностью перед обществом.

Регистрация по месту жительства и месту пребывания, как было указано выше, является обязательной в Российской Федерации. Таким образом, институт регистрации граждан служит не только средством реализации прав, свобод и обязанностей граждан, но также является единственным средством юридического подтверждения места жительства гражданина РФ. Это означает, что при расчете коммунальных платежей, под проживающим в квартире должен пониматься только зарегистрированный в ней по месту жительства или месту пребывания гражданин. Применение понятие фактического проживания при начислении коммунальных платежей отдельно от понятия "зарегистрированного гражданина" недопустимо.

Собственники, столкнувшиеся с проблемой неверного расчета коммунальных платежей за холодное, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение вследствие учета управляющей организацией незарегистрированных в квартире лиц, то есть лиц, которые там юридически не проживают, вправе отстаивать свои права, как лично, так и с помощью адвоката. Не стоит позволять чиновникам из управляющих организаций взимать лишние деньги.

В соответствии с п.114 указанных Правил, контроль за их исполнением возложен на органы местного самоуправления, органы исполнительной власти субъектов РФ, на органы исполнительной власти РФ. При неправильном расчете коммунальных платежей управляющими организациями собственник вправе обратится в указанные органы с жалобой. Также можно обратиться с жалобой к прокурору или обратится за помощью к адвокату. Хотя, как показывает практика, лучше все же начать с адвоката, специализирующегося на делах по ЖКХ.

Сибалаков Алексей Геннадьевич
Адвокат палаты Адвокатов Самарской области

На "ЗАКОНИИ" действует добровольная регистрация . Это удобно: Вам достаточно один раз авторизоваться, чтобы оставлять комментарий. Если Вы уже зарегистрировались, пожалуйста, авторизуйтесь . Или авторизуйтесь через социальную сеть Написал Сибалаков Алексей (Sibalakov) 16.04.2011 22:44

  • Написал Сибалаков Алексей (Sibalakov) 16.04.2011 22:34
  • Сообщение от Cheslav

    Я полагаю, что г-н Сибалков, комментируя весьма актуальную для граждан тему, искажает или не понимает смысловой нагрузки слов "регистрация и "проживание". Вы юрист, Алексей Геннадьевич, и юридически статья написана безупречно. Но Ваша интерпретация этих слов великих филологов России, составителей словарей русского языка (С.И. Ожегов и З.Е. Александрова), просто некорректна. Вы утверждаете, что зарегистрированный и проживающий - это синонимы. Позвольте с Вами не согласиться. Зарегистрировать - значит отметить, зафиксировать, записать, отметить с целью учета. Проживать - обитать, жить, квартировать, стоять на квартире, жительствовать. Как видите, эти слова несут совершенно разную смысловую нагрузку, и связывать их воедино недопустимо.
    Я председатель ЖСК, и, хочу Вам заметить, что подобные ситуации у меня раньше постоянно возникали. Но, выиграв несколько исков в Московских судах, и проинформировав жильцов дома об этом, "халява" для "проживающих", но не зарегистрированных сразу закончилась. Пример: собственник 3-х квартиры зарегистрирован один. Сам не проживает в ней, а сдает в найм 5-6 чел. Кто будет платить за воду? Лишь собственник? Но он один, а проживает 5 человек. Оплату за перерасход воды должны взять на себя пенсионеры? Увы! - так не бывает. Второй пример: в квартире зарегистрирована собственник (жена), а муж и двое детей в другом месте. Как быть здесь? Тоже взимать плату только с зарегистрированного? На сей счет есть официальное ПП Москвы, где четко указано, оплата производится за количество фактически проживающих. В Московском суде Вы бы проиграли все дела по данному вопросу. А что касается зарплаты председателя ЖСК, могу Вас заверить, что нам ее назначают (15 тыс.р.) на общем Собрании. И от управляющих компаний мы независимы, так как управляем домом самостоятельно.Я председатель ЖСК, и, хочу Вам заметить, что подобные ситуации у меня раньше постоянно возникали. Но, выиграв несколько исков в Московских судах, и проинформировав жильцов дома об этом, "халява" для "проживающих", но не зарегистрированных сразу закончилась. Пример: собственник 3-х квартиры зарегистрирован один. Сам не проживает в ней, а сдает в найм 5-6 чел. Кто будет платить за воду? Лишь собственник? Но он один, а проживает 5 человек. Оплату за перерасход воды должны взять на себя пенсионеры? Увы! - так не бывает. Второй пример: в квартире зарегистрирована собственник (жена), а муж и двое детей в другом месте. Как быть здесь? Тоже взимать плату только с зарегистрированного? На сей счет есть официальное ПП Москвы, где четко указано, оплата производится за количество фактически проживающих. В Московском суде Вы бы проиграли все дела по данному вопросу. А что касается зарплаты председателя ЖСК, могу Вас заверить, что нам ее назначают (15 тыс.р.) на общем Собрании. И от управляющих компаний мы независимы, так как управляем домом самостоятельно. 13.04.2011 16:54

  • Статья абсолютно юридически неграмотная. Отрицательный комментарий, кажется, на форуме Юрклуба я уже оставил.
    Основная ошибка - понятия "проживающий" и "зарегистрированный" по определению не являются синонимами.
    Перечислю кратко.
    На законном основании зарегистрированный гражданин освобождается от оплаты коммунальных услуг, если он отсутствует 5 или более суток. Требование оплаты услуг, которые он не потреблял нарушает его права.
    Гражданин законно может проживать не по месту регистрации до 3 месяцев. Освобождение его от оплаты услуг, которые он потребил, нарушает права соседей, которые должны оплачивать эти услуги.
    Сама конструкция "проживающий/зарегистрированный" подразумевает "или/или", но не синонимы. Иначе было бы достаточно одного термина - "зарегистрированный".

    Написал Барон (Барон) 12.04.2011 14:46
  • Плату за коммунальные услуги обязан вносить не только проживающий в квартире собственник, но и граждане, зарегистрированные в данном жилом помещении, вне зависимости от того, являются ли они членами семьи собственника или проживают в жилом помещении по письменному или устному соглашению.

    По данному вопросу имеется правовая позиция Верховного Суда РФ, который указал следующее.

    "Обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только собственник жилого помещения, но и граждане, проживающие совместно с собственником в принадлежащем ему жилом помещении, которые наряду с собственниками являются потребителями коммунальных услуг.

    Довод о том, что законными основаниями проживания в жилых помещениях являются право собственности, договор социального найма или вытекающее из них право членов семьи, является ошибочным, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных данным Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.

    Таким образом, установленный оспариваемыми положениями Правил порядок определения размера платы за холодное водоснабжение, горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение и газоснабжение по формулам с учетом количества граждан, проживающих (зарегистрированных) в жилом помещении, не противоречит приведенным нормам федерального закона и не нарушает прав заявителя, поскольку предусматривает равные условия оплаты расхода коммунальных ресурсов и коммунальных услуг, предназначенных для его потребителей в многоквартирных жилых домах, не имеющих приборов учета" (Решение Верховного Суда РФ от 10 сентября 2008 г. N ГКПИ08-1540).

    Пример из судебной практики

    Ответчики собственниками жилого помещения не являются, не являются и членами семьи собственника. У них имеется лишь право пользования данным жилым помещением. Взыскана задолженность за жилищно-коммунальные услуги как с собственника, так и с проживающих с ним совместно граждан:

    Судом удовлетворены требования управляющей организации к Яргиной Г.И., Роговой Т.М. Рогову В.В. о взыскании задолженности за жилищно- коммунальные услуги.

    Судом установлено, что ответчики зарегистрированы в квартире..., не оплачивали за жилье и коммунальные услуги .

    Яргина Г.И. является собственником жилого помещения. В квартире зарегистрированы также Рогова Т.М. и Рогов В.В.

    Суд второй инстанции оставил решение суда без изменения, указав следующее.

    Ответчики Рогова Т.М. и Рогов В.В. собственниками жилого помещения не являются, у них имеется лишь право пользования данным жилым помещением.

    Мировой судья обоснованно пришел к выводу о том, что взыскание с ответчиков задолженности по оплате коммунальных услуг должно быть произведено в долевом соотношении.

    Рогов В.В., Рогова Т.М. зарегистрированы и проживают в квартире с согласия собственника Яргиной Г.И., также пользуются всеми коммунальными услугами. Яргина Г.И. не считает их членами своей семьи.

    Таким образом, Роговы Т.М., В.В. относятся к категории граждан, которые не относятся к членам семьи собственника жилого помещения, как они определены в ч. 1 ст. 31 ЖК РФ . Основным отличием Роговых Т.М., В.В. от членов семьи собственника жилого помещения является то, что права, обязанности и ответственность членов семьи собственника жилого помещения определены в законе (ч. ч. 2, 3 ст. 31 ЖК РФ), в то время как права, обязанности и ответственность Роговых Т.М., В.В., которым собственник жилого помещения Яргина Г.И. предоставила право пользования этим помещением, определяются соглашением Роговых Т.М., В.В. с собственником жилого помещения Яргиной Г.И. Жилищный кодекс РФ обязательных требований к форме такого соглашения не устанавливает, поэтому оно может быть заключено как в устной, так и в письменной форме.

    Жилищные права и обязанности возникают из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности (ч. 1 ст. 10 ЖК РФ).

    Таким образом, обязанность по внесению своевременной и полной платы за коммунальные услуги несет не только Яргина Г.И., но и Роговы В.В., Т.М. (

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное