Домой Россельхозбанк Экономика алтайского края показывает рост. Как выглядит экономика алтайского края по сравнению с другими регионами сфо

Экономика алтайского края показывает рост. Как выглядит экономика алтайского края по сравнению с другими регионами сфо

Алтайский край – житница не только Сибири, но и всей страны. Это крупнейший производитель зерна в Российской Федерации, регион входит в число российских субъектов - лидеров по развитию животноводческой отрасли и располагает серьезными перспективами дальнейшего развития производства сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс - одна из наиболее устойчивых и динамично развивающихся отраслей экономики региона. С начала реализации национального проекта прирост валовой продукции сельского хозяйства превысил 30%. В сельскохозяйственных организациях, фермерском секторе регистрируется рост выручки, прибыли, объемов инвестиций в основной капитал, заработной платы.

Растениеводство

Земли сельскохозяйственного назначения в Алтайском крае занимают 11,5 млн га, в том числе сельскохозяйственные угодья - 10,6 млн га, из них пашня - 6,6 млн га (это самая большая площадь пашни в РФ).

Посевные площади сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий ежегодно занимают 5,1-5,5 млн гектаров, в том числе зерновые и зернобобовые культуры - до 3,8 млн гектаров. Площадь технических культур в последние годы возросла ввиду диверсификации производства и превышает 1 млн гектаров.

По объёмам производства зерна и в первую очередь высококачественной пшеницы край входит в первую пятёрку регионов России, а зерновое поле Алтая является самым большим в России. Здесь производится треть зерна Сибири.

Разнообразие почвенно-климатических зон на территории края позволяет сельхозтоваропроизводителям выращивать не только пшеницу, но и широкий спектр других зерновых культур, таких как ячмень, рожь, овес, просо, гречиху и зернобобовые. Алтайский край остается в числе крупнейших производителей маслосемян подсолнечника в Сибирском федеральном округе, на его долю приходится 98% производства.

Алтайский край - единственный от Урала до Дальнего Востока производитель сахарной свеклы. В крае выращивают два вида льна: лен-долгунец и лен-кудряш. В регионе расположен крупнейший в Сибири тепличный комплекс ОАО «Индустриальный», в крае развивается промышленное садоводство.

Животноводство

Животноводство как отрасль сельского хозяйства в Алтайском крае является одной из главных структурообразующих и занимает в валовой продукции в стоимостном выражении (с колебаниями по годам) от 40 до 50%. В структуре животноводства несколько отраслей: молочное и мясное скотоводство, свиноводство, овцеводство, птицеводство (яичное, бройлерное и ИПС), коневодство, пантовое оленеводство, звероводство, пчеловодство, рыбоводство.

В последние годы животноводство Алтайского края развивается, увеличивается поголовье скота и птицы, наращиваются объемы производства продукции. Достижению хороших результатов способствует государственная поддержка этого направления. Ежегодно в рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства в крае в развитие животноводства инвестируется более чем по 1,5 млрд рублей.

Значимым в животноводстве является племенное ядро. В крае в данный момент работает 55 племенных репродукторов, заводов и организаций. Они обеспечивают племенным молодняком не только местные хозяйства, но и предприятия других регионов и соседних стран. География поставок алтайского скота – регионы России, Казахстан, Киргизия, Монголия.

Одним из перспективных проектов в области племенного дела стало создание лаборатории по вымыванию, криоконсервации и пересадке эмбрионов. Специалисты наработали практику получения эмбрионов от мясного скота и отрабатывают технологию на скоте молочных пород.


Дата публикации: 23.03.2011 г.
Дата изменения: 17.01.2019 г.

Полезные ископаемые

Полезные ископаемые Алтайского края включают полиметаллы, поваренную соль, соду, бурый уголь, никель, кобальт, железную руду и драгоценные металлы. Алтай знаменит уникальными месторождениями яшмы, порфиров, мраморов, гранитов, минеральными и питьевымиводами, природными лечебными грязями, охры.

Промышленность

Основные роли в промышленности края занимают машиностроение - где выпускаются гусеничные трактора и плуги, паровые котлы, грузовые магистральные вагоны, дизели, шины, кузнечно-прессовые машины, буровые станки, генераторы для тракторов и автомобилей. Значительную часть составляет продукция предприятий оборонного комплекса; и пищевая промышленность - переработка зерна, мясо-молочной продукции, выпуск алкогольных и безалкогольных напитков.

Менее развиты отрасли химии и нефтехимии. Основную долю в производстве занимает Кучукский сульфатный комбинат в р. п. Степное Озеро, который добывает сульфат натрия с частичной переработкой его в сернистый натрий, используемый в цветной и легкой промышленности.

Машиностроение и металлообработка

На долю машиностроения и металлообработки приходится около 21% всего промышленного производства края. Машиностроительная промышленность Алтайского края представлена более чем 30 крупными предприятиями. Крупнейшие из них:

* ОАО «Алтайвагон» - крупнейший производитель подвижного состава, производит почти 50% продукции машиностроения Алтайского края, около 20% вагоностроительного рынка России; * ОАО ПО «Алтайский моторный завод» - крупнейший в России производитель дизельных двигателей и запчастей к них, входит в состав ОАО «Агромашхолдинг»; * ОАО ХК «Барнаульский станкостроительный завод» - предприятие оборонной промышленности, производитель боеприпасов и промышленной продукции (тали, промышленные цепи, станки); * ОАО ХК «Барнаултрансмаш» - cпециализированное предприятие по конструированию и производству судовых, промышленных, транспортных дизелей; * ПК «Сибэнергомаш» - производство паровых, водогрейных, энергетических котлов, вентиляторов и дымососов, входит в ГК «Энергомаш»; * ОАО «Бийский котельный завод» - изготовление паровых и водогрейных котлов, котельно-вспомогательного оборудования для промышленной и коммунальной энергетики; * ООО УК «Алтайский завод прецизионных изделий» - крупнейший российский производитель распылителей и форсунок для дизельных двигателей.

Химическая и нефтехимическая промышленность Алтайского края.

В сфере химической промышленности и производстве резиновых и пластмассовых изделий в Алтайском крае задействовано 10 крупных предприятий и около 100 мелких предприятий.

* ОАО ПО «Алтайский шинный комбинат» - лидер химической отрасли Алтайского края по объемам выпускаемой продукции. Комбинат выпускает более 20 наименований шин; * ОАО«Кучуксульфат» - единственный в России производитель сульфата натрия, расположен в поселке Степное озеро Алтайского края; * ОАО «Барнаульский завод АТИ» - крупный производитель асбестовых и безасбестовых фрикционных изделий, а также ряда уплотнительных и прокладочных изделий и материалов; * ОАО «Алтай-кокс» - крупнейший производитель кокса и химической продукции, входит в группу НЛМК.

Сельское хозяйство

Алтайский край - традиционный производитель зерна, молока, мяса, также здесь выращивается сахарная свекла, подсолнечник, лён масличный, лён-долгунец, хмель, рапс и соя.

В 2010 году Алтайский край занимал лидирующую позицию среди регионов СФО по выпуску продукции сельского хозяйства. В процентном соотношении от общего объема по Сибирскому федеральному округу доля региона составляет 23 %. В частности, увеличилось производство мяса, молока, яиц. По сравнению с данными за 2008 год индекс сельхозпроизводства в крае - 119,2 %. По сбору зерновых регион занимает четвёртое место в стране и первое среди регионов, расположенных за Уралом.

Овощеводство и картофелеводство имеют подсобное значение, обеспечивая потребности местного населения. Плантации их распространены на всей территории края, но в основном сосредоточены в специализированных хозяйствах вблизи Барнаула, Бийска и Рубцовска. Промышленным производством плодов и ягод занимаются хозяйства объединения «Сады Алтая». В 1954-1960 годах в крае было освоено около 3 млн. га целинных и залежных земель. Общая земельная площадь сегодня составляет почти 16 млн. га, из которых 40 % занимают сельскохозяйственные угодья. Из-за ухудшения экономического положения большинства сельских товаропроизводителей, 125,3 тыс. га пашни не обрабатывается и учитывается как залежи.

2. Общественный сектор региона

3. Возможности и предложения повышения эффективности общественного сектора и в общем экономики региона

Список использованных источников


1. Краткая характеристика региона

Алтайский край расположен на юго-востоке Западной Сибири и граничит с Hовосибирской, Кемеровской областями, Казахстаном и Республикой Алтай. Его территория составляет 168.0 тыс.кв.км.

В крае преобладает два типа геоморфологических ландшафтов: на востоке горный, на западе - степной, значительные площади занимают таежные массивы. Hа сотни километров протянулись уникальные ленточные боры. Богатый растительный покров в сочетании с контрастами рельефа сопровождается разнообразием животного мира. Здесь обитает около 300 видов млекопитающих, более 300 видов птиц, есть пресмыкающиеся, земноводные, рыбы.

Климат резко-континентальный. Зима морозная, продолжительная, лето жаркое, короткое, нередко сухое.

Климатические условия в целом благоприятны для развития сельского хозяйства. Здесь достаточно тепла и света для выращивания практически всех сельскохозяйственных культур, овощей, ягод и фруктов.

В состав края входят 12 городов, 14 поселков городского типа, 7 городских и 60 сельских районов, в том числе Hемецкий национальный район. Административный центр - г.Барнаул, с населением 655.4 тыс.человек.

Население - 2 496,8 тыс. чел. (2009), 20-е место по численности населения среди субъектов Российской Федерации (1,8 % населения России). Плотность населения - 14,9 чел./км² (2009), удельный вес городского населения - 53,7 %, сельского - 46,3 % (2009).

С 2007 года наметилась положительная динамика рождаемости. Так, в январе появилось на свет 2 318 младенцев, в феврале - 1 964, в марте - 2 288 детей. Всего за первый квартал 2007 года в алтайский семьях родилось 6 570 младенцев. В крае проживают представители 110 национальностей. Национальная структура населения выглядит следующим образом: русские - 90.9 %, немцы - 3.9 %, украинцы - 2.9 %, белорусы - 0.4 %, казахи - 0.4 %, мордва - 0.3 %, татары -0.3 %, чуваши - 0.3 %, алтайцы -0.1 % и др.

Главой исполнительной власти Алтайского края является глава администрации края (губернатор). Администрация - исполнительный орган, правопреемник крайисполкома. После гибели М. С. Евдокимова в 2005 году, на пост по представлению Президента РФ утвержден А. Б. Карлин.

Представительный орган законодательной власти - Алтайское краевое Законодательное собрание. Состоит из 68 депутатов, избираемых населением края на муниципальных выборах сроком на 4 года - одна половина по одномандатным избирательным округам, другая - по партийным спискам. Председатель совета - И. И. Лоор.

Динамика ВРП и его доля представлена в таблице 1.

Таблица 1 Динамика ВРП Алтайского края

Основные роли в промышленности края занимают машиностроение - где выпускаются гусеничные трактора и плуги, паровые котлы, грузовые магистральные вагоны, дизели, шины, кузнечно-прессовые машины, буровые станки, генераторы для тракторов и автомобилей. Значительную часть составляет продукция предприятий оборонного комплекса; и пищевая промышленность - переработка зерна, мясо-молочной продукции, выпуск алкогольных и безалкогольных напитков.

Крупнейшие предприятия - «Алтайский тракторный завод», «Алтайский моторный завод», Барнаултрансмаш, «Сибэнергомаш», «Алтайпрессмаш», Алтайский вагоностроительный завод, «Алтайкокс», ФНПЦ «Алтай».

Менее развиты отрасли химии и нефтехимии. Основную долю в производстве занимает Кучукский сульфатный комбинат в п. Благовещенке, который добывает сульфат натрия с частичной переработкой его в сернистый натрий, используемый в цветной и легкой промышленности.

Важное место в экономике края занимает агропромышленный комплекс, являющийся крупным производителем продовольствия на востоке России. Алтайский края - единственный район Сибири, где выращивается подсолнечник на масло, соя, сахарная свекла и ее семена. Алтай занимает 1-е место в России по производству сыра, 1-е место в Западной Сибири по производству зерна, сахара, 2-е по производству мяса.

Особая гордость алтайских земледельцев - сильные и твердые сорта пшеницы, по содержанию клейковины превосходящие мировой стандарт.

Алтайский край - традиционный производитель зерна, молока, мяса, также здесь выращивается сахарная свекла, подсолнечник, лён масличный, лён-долгунец, хмель, рапс и соя.

Площадь сельхозугодий Алтайского края составляет 11 млн.га, в т.ч. 7млн.га пашни. Наличие большого количества плодородных земель, сенокосов и пастбищ, сумма положительных температур в вегетационный период растений, зональные почвоохранные системы земледелия, прогрессивные технологии в животноводстве обеспечивают относительную устойчивость сельскохозяйственного производства .

Основные отрасли – зерновое производство, животноводство, кормопроизводство, а также мараловодство и пчеловодство.




Каждый из имеющихся видов туризма в Алтайском крае не достаточно развит и требует дальнейшего активного развития и продвижения. В работе оценены перспективы развития туризма в Алтайском крае. Сейчас в Алтайском крае основной упор делается на развитие туризма в четырех районах - Алтайском, Чарышском, Змеиногорском и Солонешенском. Учитывая стратегические преимущества географического положения...

И природным газом, некоторыми видами металлов, а Иркутская область славится золотом, торфом, цветными металлами, каменным углем и т.д. 7 Краткая характеристика возможных форм и инструментария государственного регулирования развитием экономики Алтайского края и Иркутской области Государственное регулирование развитием экономики Алтайского края происходит на основании «Договора о...

Детей и подростков в 2006 году». Комитет поддержал при этом предложения представленные управлением Алтайского края по образованию и делам молодежи по организации летней оздоровительной кампании в 2007 году. Приоритетным направлением в системе социальной защиты является социальное обслуживание населения. В условиях полной централизации полномочий по социальному обслуживанию в крае осуществляется...

На т/к "Русский стиль" Солонешенского района. Концепция. §1. Бизнес-план на создание туристско-экскурсионной деятельности на т/к "Русский стиль". Резюме. Наименование программы: Организация туристско-экскурсионной программы на т/к "Русский стиль" Солонешенского района Алтайского края. Основание для разработки программы: задание, утвержденное зам. главы администрации Солонешенского...

Клецкова Елена Викторовна
кандидат экономических наук, доцент кафедры финансов и кредита
Россия, Алтайский государственный университет
[email protected]

Аннотация

Актуальность. В координации переходного процесса к рыночной экономике происходило резкое ослабление роли государства, этому способствовали разрушительные итоги приватизации для промышленного и сельскохозяйственного производства. В рамках Федеральной государственной региональной политики предусматривалось сглаживание резких территориальных диспропорций за счет выборочной поддержки некоторых субъектов РФ путем прямого и косвенного регулирования. Однако запаздывание в принятии решений, мировые кризисы и дефолт 2008 года не позволяли принимать действенных программ поддержки проблемных и депрессивных регионов на федеральном уровне. По мнению ряда российских специалистов, сегодня недостаточно изученной является проблема трансформации воспроизводства промышленности в трендах экономического развития, и эта тема широко обсуждается и является очень актуальной.
Методы. В статье рассмотрены субъективные препятствия развития промышленности, которые продолжают сдерживать ее успешную интеграцию в глобальное разделение труда. Доминирование принципов либерализации экономики, в частности отказ от регулирования цен и открытие рынков, сформировали новые проблемные признаки пост реформенной экономики России. Эти проблемные признаки привели к дифференциации отраслевой деятельности и всей экономики РФ, что за два десятка лет трансформировало виды производств в самих регионах. Трансформация ценовых пропорций в этот же период, обусловленная либерализацией внешней торговли, способствовала процессу дифференциации отраслей экономики по уровню финансового состояния. Для выравнивания показателей инвестиционной активности в статье представлены основные подходы трансформации хозяйственного уклада регионов РФ. Сохранение нынешних принципов бюджетной и денежно-кредитной политики правительства фактически приводит к отказу быстрого наращивания объемов производства в реальном секторе и решения задач социальной сферы, так как возникают высокие трансакционные издержки, которые существенно влияют на экономику в регионе.
Результаты. В настоящее время для того, чтобы развивать все виды экономической деятельности, необходимо проводить исследования и максимально продвигать развитие структуры занятости населения регионов в промышленности, которое напрямую воздействует на социально-экономическое положение субъектов РФ. Проводя анализ социально-экономического развития в регионе в условиях трансформации экономики, выясняется, что для поддержания требуемого уровня конкурентоспособности, предприятия должны поддерживать высокий темп изменения технологии и основных показателей выпускаемой продукции. Технологические новшества должны быть направлены не только на обеспечение требуемых параметров продукции, но и на снижение удельных затрат на единицу продукции.

Ключевые слова

социально-экономическое развитие регионов, Алтайский край, процессы трансформации экономики, выравниванию деформаций в экономике

Рекомендуемая ссылка

Клецкова Елена Викторовна

Социально-экономическое развитие регионов в условиях трансформации экономики (на примере Алтайского края)// Региональная экономика и управление: электронный научный журнал . ISSN 1999-2645 . — . Номер статьи: 5220. Дата публикации: 2017-12-15 . Режим доступа: https://сайт/article/5220/

Kleckova Elena Viktorovna
PHD, Associate Professor of the Department of Finance and Credit
Russia, Altai State University
[email protected]

Abstract

Relevance. In the coordination of the transition process to a market economy, the role of the state was sharply weakened, this contributed to the destructive results of privatization for industrial and agricultural production. Within the framework of the Federal State Regional Policy, smooth territorial disproportions were mitigated through selective support of certain constituent entities of the Russian Federation through direct and indirect regulation. However, the delay in decision-making, the global crises and the default of 2008 did not allow us to take effective programs to support problematic and depressed regions at the federal level. According to a number of Russian experts, today the problem of transforming the reproduction of industry in the trends of economic development is not sufficiently studied, and this topic is widely discussed and is very relevant.
Methods. The article deals with subjective obstacles to the development of industry, which continue to hamper its successful integration into the global division of labor. The dominance of the principles of economic liberalization, in particular the rejection of price regulation and the opening of markets, have created new problematic signs of Russia"s post reform economy. These problematic signs led to the differentiation of industry activities and the entire economy of the Russian Federation, which for two decades transformed the types of production in the regions themselves. The transformation of price proportions in the same period, caused by the liberalization of foreign trade, contributed to the process of differentiation of economic sectors in terms of financial status. To equalize the indicators of investment activity in the article The main approaches to the transformation of the economic structure of the regions of the Russian Federation are presented. Preserving the current principles of the budget and monetary policy of the government actually leads to the refusal to rapidly increase production in the real sector and to meet the challenges of the social sphere, as high transaction costs that significantly affect the economy in the region arise.
Results. At present, in order to develop all types of economic activity, it is necessary to conduct research and maximize the development of the employment structure of the population in the regions in industry, which directly affects the socioeconomic situation of the subjects of the Russian Federation. Carrying out the analysis of social and economic development in the region in the conditions of economic transformation, it turns out that in order to maintain the required level of competitiveness, enterprises must maintain a high rate of technology change and basic indicators of output. Technological innovations should be aimed not only at ensuring the required product parameters, but also at reducing unit costs per unit of output.

Keywords

socio-economic development of regions, the Altai Territory, the processes of economic transformation, the alignment of deformations in the economy

Suggested Citation

Kleckova Elena Viktorovna

Social-economic development of regions in the conditions of transformation of the economy (on the example of the Altai Territory). Regional economy and management: electronic scientific journal. . Art. #5220. Date issued: 2017-12-15. Available at: https://сайт/article/5220/


Введение

Переход России к новому социально-экономическому укладу вызвал множество серьезных проблем, затрагивающих фундаментальные разработки планирования развития регионов. Резкое ослабление роли государства в координации переходного процесса к рыночной экономике без исторического опыта, институционально-правовых условий и своего, надежного места в международном разделении труда инициировали возникновение искусственных барьеров и препятствий, которые в большинстве не преодолены до настоящего времени. К числу таких барьеров можно отнести разрушительные итоги приватизации для промышленности: подавляющая часть предприятий прекратила свое существование, оставшиеся оказались неконкурентоспособными на глобальных рынках по причине дефицита ресурсного обеспечения, а также слабой инновационной базы и неадекватного управления. Еще более тяжелые последствия приватизации отразились на сельскохозяйственном секторе экономики, поскольку по причине не защищенности национальных рынков, наши сельхозпредприятия не смогли конкурировать с импортной продукцией. При этом следует указать, что тяжесть проблем по социально-экономическому развитию в сельской местности оказалась более весомой. Особенно тяжелое положение возникло для агропромышленных и старопромышленных регионов. В привилегированном положении оказались регионы с сырьевыми запасами нефти, газа, минерального сырья, угля. В настоящее время Федеральная программа развития регионов страны напрямую завязана на скрытых запасах, что в целом согласуется с целями и задачами развития территорий.

В этом случае уместна фраза академика Ю.В. Яременко «для того, чтобы трансформация экономики прошла качественно, требуются достаточные масштабы производства» . Российский ученый А.И. Татаркин считает, что «в условиях, когда вся мировая экономика базируется на интеллектуальных ресурсах и знаниях, то отсутствие ясных представлений о месте и роли промышленного производства может привести к серьезным стратегически ошибкам». По мнению ряда российских специалистов, сегодня недостаточно изученной является проблема трансформации воспроизводства промышленности в трендах экономического развития, и эта тема широко обсуждается и является очень актуальной.

Методы и подходы к трансформации хозяйственного уклада регионов РФ

В Российской Федерации выделено 85 самостоятельных территориально-административных образований со своими национальными и культурными особенностями. Если это наложить на значительную территориальную разобщенность, то можно сразу выявить:

  • исторически сложившуюся структуру формирования доходов;
  • соотношение сельского и городского населения;
  • неразвитые коммуникации (особенно автомобильные дороги).

Все стратегии, которые составлялись в период реформ, содержали в себе достижение разовых, незначительных результатов и не предусматривали таких важных социально-экономических показателей, как:

  • высвобожденное число работников закрывшихся предприятий;
  • нарушенное технологическое взаимодействие между предприятиями;
  • трансакционные издержки;
  • увеличенное число безработных;
  • падение уровня средней заработной платы;
  • возникшие тренды динамической трансформации системной структуры в регионах.

Все это привело к нарушению механизма межрегионального и внутрирегионального товарооборота. К середине двухтысячных годов оно сократилось почти в 5 раз. В итоге существенно изменились условия и направления не только промышленного, но и системного развития субъектов РФ.

Приватизация, проведенная в регионах, привела к тому, что существенно уменьшилось количество промышленных предприятий и, соответственно, доходы в регионе резко сократились . Покажем это на примере Алтайского края, так как в эти годы особенно ощущалось резкое снижение рынков сбыта продукции бывших Союзных Республик, и быстро открылись национальные рынки по широкому сбыту продукции импортного производства. К Алтайскому краю это имеет непосредственное отношение, так как предприятия региона были зависимы (сырье, материалы, рынок сбыта) от граничащих с ним союзных республик, без сырья сразу прекратили работу многие системообразующие предприятия.

Доминирование принципов либерализации экономики, в частности отказ от регулирования цен и открытие рынков, сформировали новые проблемные признаки пост реформенной экономики России в корпоративном секторе промышленности, такие как:

  • большие объемы продаж на экспорт сырья;
  • несоразмерные цены на продукцию в межотраслевом взаимодействии, которые привели к тому, что многие производства стали нерентабельными, особенно это коснулось перерабатывающей промышленности.

В аграрно-перерабатывающем секторе произошло:

  • расширение посреднических секторов (торговля, транспорт, финансовые услуги), которые вызвали увеличение трансакционных издержек в структуре себестоимости;
  • рост темпов инфляции, который за весь пост реформенный период так и не удалось снизить;
  • неуверенное управление государственной промышленно-перерабатывающей политикой на уровне федерального центра.

Эти проблемные признаки привели к дифференциации отраслевой деятельности и всей экономики РФ, что за два десятка лет трансформировало виды производств в самих регионах. В частности, предприятия – экспортеры сырья и топлива, оказались в заведомо лучшем положении по сравнению с предприятиями секторов экономики, преимущественно ориентированных на внутренний рынок. Трансформация ценовых пропорций в этот же период, обусловленная либерализацией внешней торговли, способствовала процессу дифференциации отраслей экономики по уровню финансового состояния. В России произошел рост производственных издержек, что значительно ограничило финансирование капитальных затрат на работающих предприятиях, так как они резко снизились, за счет собственных средств, а также уменьшились доходы, которые направлялись на инвестиционные цели. Кроме того, всему этому способствовал инфляционный процесс, который развивался хаотично .

Учитывая промахи и решая проблему возрождения промышленности и агропереработки, в рамках Федеральной государственной региональной политики стали предусматривать сглаживание резких территориальных диспропорций за счет выборочной поддержки некоторых субъектов РФ путем прямого и косвенного регулирования. Однако запаздывание в принятии решений, мировые кризисы и дефолт 2008 года не позволяли принимать действенных программ поддержки проблемных и депрессивных регионов на федеральном уровне .

Отметим, что тенденция уменьшения государственных средств в структуре либеральной рыночной модели привела к тому, что реструктуризованная структура экономики не только в России, но и в регионах изменила отраслевую структуру, при этом выделились виды экономической деятельности, что конкретно повлияло на инвестиционные средства, поступающие в субъекты РФ. Так, в 90-е годы объем инвестиций снизился в 5 раз в основной капитал по реальному сектору экономики . Отсюда вполне очевидна причина низкой инвестиционной активности в современной экономике России, которая сложилась за счет:

  • закономерного результата выбранной модели трансформации хозяйственного уклада страны;
  • динамики тренда и трансформации структурных характеристик экономики российских регионов.

Для выравнивания показателей инвестиционной активности представим основные подходы к трансформации хозяйственного уклада регионов РФ (рис. 1).

Рис. 1.

Результаты исследования по выравниванию деформаций в развитии промышленного и агроперерабатывающего секторов

В результате системных деформаций базовых основ национальной экономики возникли по большей части субъективные препятствия развития промышленности России, которые продолжают сдерживать ее успешную интеграцию в глобальное разделение труда за счет :

  • сохранения существующей инвестиционной модели, которая в перспективе неизбежно будет увеличивать капиталоемкость производства. Для того, чтобы трансформация экономики в субъектах РФ проходила на высоком уровне, нужны масштабные объемы производств, этот тезис приобретает еще большую актуальность в условиях западных санкций. В этих условиях промышленная политика должна быть нацелена на наращивание объемов по всем видам экономической деятельности ;
  • специализации России в глобальном разделении труда как экспортера топливно-сырьевых ресурсов и импортера продуктов с высокой добавленной стоимостью, что закономерно вызывает увеличение нагрузки на инвестиции – главного фактора экономического роста. Указанное обстоятельство требует неотложной диверсификации экономики России. Очевидно, что стратегия экспорта сырья и топлива при сокращении уровня внутреннего производства сразу же дает ограничение роста экономики на дальнейшее перспективное развитие, так как рост производства в субъектах РФ находится в пропорциональной зависимости от использования объемов топливно-сырьевых продуктов;
  • сложившейся бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики государства, которая в целом угнетает экономический рост. Ограничения на денежную массу объясняются представлением о дефиците бюджета как одном из основных показателей роста инфляции. При этом игнорируется тот факт, что в экономике имеется значительная недозагрузка мощностей. В этих условиях стимулирование спроса путем роста государственных расходов, кредитной политики способно обеспечить полный прирост валового внутреннего продукта (ВВП). В результате роста уровня производства увеличиваются ресурсы для инвестирования его развития, а также растут доходы в бюджет . Сохранение нынешних принципов бюджетной и денежно-кредитной политики правительства фактически приводят к отказу быстрого наращивания объемов производства в реальном секторе и решения задач социальной сферы, так как возникают высокие трансакционные издержки, которые существенно влияют на экономику в регионе. Эти издержки необходимо держать под контролем и постоянно отслеживать динамику их роста.

По мнению ряда специалистов, в настоящее время недостаточно изученной является проблема трансформации воспроизводственного процесса промышленности в трендах экономического развития .

В настоящее время для того, чтобы развивать все виды экономической деятельности, необходимо проводить исследования и максимально продвигать развитие структуры занятости населения регионов в промышленности, которое напрямую воздействует на социально-экономическое положение субъектов РФ.

В подтверждение вышесказанного, приведем сопоставление показателей в условиях трансформации экономики, определяющих уровень социально-экономического развития Алтайского края в динамике за период с 2010 по 2014 гг. (таблица 1).

Таблица 1 — Основные социально-экономические показатели Алтайского края *

Наименование показателей Ед. изм. Годы, в которые проходил спад производства
На 01.01.2010 На 01.01.2011 На 01.01.2012 На 01.01.2013 На 01.01.2014
Численность населения тыс. человек 2417,4 2407,2 2398,7 2390,6 2384,8
Естественный прирост,
убыль (-) населения
человек -5516 -4403 -2253 -1694 -2557
Миграционный прирост, снижение (-) человек -4287 -5725 -6226 -6419 -3269
Численность занятых в экономике тыс. человек 1145,7 1115,9 1120,5 1055,1 1069,9
Общая численность безработных тыс. человек 110,6 103,2 74,4 95,8 83,4
Численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости тыс. человек 41,6 33,2 29,1 22,6 20,7
Численность пенсионеров тыс. человек 707,6 714,4 721,4 730,1 737,5
Среднемесячная номинальная начисленная заработная плата работников организаций рублей 12051 13823 16010 18011 19452
Средний размер назначенных месячных пенсий рублей 7122 7717 8498 9258 10063
Валовой региональный продукт, всего млн рублей 302900,7 332117,8 368995,2 410824,6
Объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в сфере производства промышленной продукции млн рублей 204947,7 227310,8 240582,3 247418,9 251816,7
Продукция сельского хозяйства млн рублей 83335,2 93784,0 94297,4 114743,4 108065,2
Ввод в действие общей площади жилых домов тыс. м2 659,6 635,7 645,8 664,7 754,5
Транспортный грузооборот млн т-км 55338,6 60317,1 60295,1 60566,9 61865,1
Оборот розничной торговли млн рублей 180376,9 218077,2 254124,7 282804,2 306526,3
Внешнеторговый оборот млн долларов 906,9 848,1 889,7 821,1 693,4
Платные услуги населению млн рублей 50944,2 56760,3 60409,2 65891,2 69621,1
Доходы консолидированного бюджета региона млн рублей 72375,8 81204,0 82275,0 87556,6 94549,7
Расходы консолидированного бюджета региона млн рублей 67322,6 80889,6 86894,4 88326,0 95713,4
Профицит (+), дефицит (-) консолидированного бюджета региона млн рублей +5053,2 +314,4 -4619,4 -769,4 -1163,7
Кредитные вложения в экономику млн рублей 140722,5 156386,2 118397,0 119073,0 59704,04)
Сальдированный финансовый результат в экономике млн рублей 24045,6 18492,5 20903,1 18191,2 20385,1
Инвестиции в основной капитал млн рублей 54579,7 70307,6 83853,2 94586,2 102169,4
Индекс потребительских цен 108,2 104,8 107,2 107,0 111,2
Индекс цен производителей промышленных товаров 129,7 100,1 102,0 98,2 114,4
Индекс цен производителей сельскохозяйственной продукции 137,5 100,1 110,7 105,0 113,0
Сводный индекс цен строительной продукции 113,0 109,7 109,6 102,3 110,6
Индекс тарифов на грузовые перевозки 101,4 104,4 101,6 104,8 100,5

*Алтайский край в цифрах. 2010-2014: Крат. стат. сб. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. – Б., 2015.– 252 с.

Из таблицы 1 видно, что рост объема отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами в 2010–2014 гг. не наблюдается, а незначительное увеличение по объемам проданных и отгруженных товаров объясняется только увеличением инфляции. Весь выпуск сельскохозяйственной продукции в эти годы идет с незначительным ростом. Доходы консолидированного бюджета края, в 2014 году в млн. рублей, составили 94549,7, а расходы — 95713,4. С учетом индекса цен в 2014 году, по данным этой же таблицы, роста доходов консолидированного бюджета не наблюдается.

Учитывая достаточно существенные инвестиционные вложения в экономику, например, за 2014 год, инвестиции в основной капитал составили 102169,4 млн. рублей. Можно сделать вывод о том, что с точки зрения эффективности, инвестиции не давали желаемого результата. Естественно, краевые власти не могли препятствовать или даже на индикативном уровне рекомендовать частным инвесторам придерживаться тех или иных стратегий инвестирования. Однако, когда заходит речь о государственных инвестициях, то здесь необходимо, с точки зрения, внутреннего потенциала и точек роста экономики региона, вкладывать деньги в те отрасли, в которых прослеживается обширный межотраслевой обмен.

К таким отраслям можно отнести:

  • сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство;
  • обрабатывающие производства;
  • оптовая и розничная торговля;
  • ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования;
  • транспорт и связь;
  • операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг.

Несмотря на тенденцию падения долей этих отраслей в структуре валового регионального дохода, их влияние на экономику Алтайского края остается наиболее значительным. Следует подчеркнуть, что отраслевая структура экономики отражает все изменения, которые происходят даже за такой короткий период, как 4 года.

В практическом плане это означает, что необходимо проводить научно обоснованную структурную политику в субъектах РФ с учетом региональных отраслевых сдвигов. В концептуальном аспекте необходимо уточнить смысловую нагрузку понятия «структурная политика», ее целей, принципов и инструментов. В научной и специальной литературе структурная политика рассматривается с таких позиций:

  • во-первых, это политика организации такой отраслевой структуры производства, которая наиболее рациональна с точки зрения потенциала и ресурсов;
  • во-вторых, некоторые исследователи не различают понятия структурной политики и промышленной политики, то есть воздействие Федерального центра на отраслевую структуру экономики региона с целью стимулирования развития тех или иных производств и отраслей .

Термин «промышленная политика» наиболее часто употребляется представителями региональной государственной власти.

Промышленное производство относится к обрабатывающему, которое напрямую зависит от научно-технического развития и именно здесь концентрируется производственный и кадровый потенциал края.

Самым разрушительным последствиям производственный потенциал подвергся в период с 1995 по 2004 года. Так нарастающие негативные тенденции во внешней и внутренней политике региона привели к сокращению объема промышленного производства в 2004 г. к уровню 1990 г. в сопоставимых ценах в 2,5 раза. По ряду отраслей, имевших наиболее высокий удельный вес в объеме промышленного производства края, в 1990 г., произошло более глубокое, чем в целом по РФ, падение объемов (машиностроение – в 5 раз, легкая промышленность почти в 10 раз, химическая и нефтехимическая промышленность – в 2 раза).

За период 1999-2004 гг., соответственно, резко сократились налоговые поступления в региональный бюджет, так как объем выпуска продукции снизился до 25,8% в 2004 г. против 45,7% в 1999 г.).

В сравнении с 1990 г. численность персонала, занятого в промышленности, сократилась почти вдвое. Если в 1991 г. промышленность обеспечивала рабочими местами более 30% занятого в экономике края трудоспособного населения (около 400 тыс. чел.), то в 1999 г. – 20% (221,8 тыс. чел.), то в 2004 г. – 18,3% (202,9 тыс. чел.).

Отмечаем, что после 1999 г. положительная динамика, естественно, уже формируется на новой, достаточно низкой базе. Положительная динамика промышленного производства в 1999 – 2004 гг. объясняется как сохраняющимся внутренним спросом, так и наличием избыточных производственных мощностей. При этом качественных изменений, обеспечивающих стабильный промышленный рост, стабильное финансовое положение и устойчивую конкурентоспособность, на большинстве промышленных предприятий края в указанный период не произошло. Эффективность используемых основных фондов и технологий остается на низком уровне. Фондоотдача, несмотря на прогрессирующее снижение стоимости основных фондов, остается в целом по промышленности очень низкой (1,07 руб. на 1 рубль основных фондов). Использование среднегодовой мощности в производстве по выпуску промышленной продукции по отчетным данным ниже 30%.

Даже положительная динамика объемов продаж у значительного числа предприятий не приводила их к финансовой устойчивости, формированию собственных источников развития и конкурентоспособности. Одна из основных причин этого – институциональные проблемы, неурегулированность вопросов собственности, неэффективный менеджмент и отсутствие внятной промышленной политики федерального центра и краевых органов власти , сократилось количество экспортных поставок практически у всех промышленных предприятий, так как у стран Содружества независимых государств (СНГ), граничащих с Алтайским краем, происходило тоже самое, что в нашем регионе.

Отраслевая структура региональной экономики под воздействием трансформационных преобразований в этом периоде сформировалась таким образом, что до (45%) отраслей, таких как: машиностроение, котлостроение, химическое производство, работало на материалах и сырье, завозимом из других регионов, а готовая продукция вывозилась за пределы Алтайского края, кроме того, большинство предприятий были специализированными и выпускали военную продукцию, что ставило регион в большую зависимость от полученного оборонного заказа. Алтайский край всегда был преимущественно аграрным, здесь всегда выращивают пшеницу элитных сортов, очень развито животноводство, растениеводство, но переработкой сельскохозяйственной продукции стали заниматься после перестройки.

Не более 45,9% рынка потребительских товаров удовлетворяется продукцией собственного производства, в том числе по продовольственной группе – не более 80%, по непродовольственной – не более 14,7%. Недостающая часть покрывается продукцией предприятий других регионов России и импортными поставками.

По некоторым оценкам емкость внутреннего рынка непродовольственных потребительских товаров составляет порядка 34,6 млрд. руб. и стабильно растет, открывая устойчивые рыночные перспективы для Алтайской промышленности.

В этом секторе до 2008 г. наблюдалось нарастание плотности и остроты конкуренции на рынках края и РФ. Проникновение на региональный рынок производителей из соседних регионов Сибири, а в отдельных случаях и российских производителей из центральных регионов РФ, обострило конкурентную борьбу. В этой ситуации негативное влияние на конкурентоспособность промышленных предприятий края оказывает слабая поддержка региональных органов власти агропромышленного комплекса.

Выводы:

Проводя анализ социально-экономического развития в Алтайском крае в условиях трансформации экономики, выясняется, что для поддержания требуемого уровня конкурентоспособности, предприятия должны поддерживать высокий темп роста по внедрению инновационных технологий и основных показателей выпускаемой продукции. Технологические новшества должны быть направлены не только на обеспечение требуемых параметров продукции, но и на снижение удельных затрат на единицу продукции. В этом направлении инновационная активность на российских предприятиях низкая, действующие технологии и технологическое оборудование физически и морально устарели и не удовлетворяли условиям, предъявляемым рынком, систем управления издержками практически не было. По данным Росстата коэффициент обновления основных производственных фондов промышленных предприятий был в 4–5 раз ниже требуемого для замены устаревших основных фондов.

Эффективность промышленного производства в этот период настолько была низка, что экономические результаты использовались практически целиком для осуществления простого воспроизводства. Число убыточных предприятий резко выросло, составив половину от действующих. Собственных финансовых средств, для расширенного воспроизводства, обновления основных производственных фондов и технологий, повышения конкурентоспособности продукции, у абсолютного большинства предприятий отсутствовало.

В условиях трансформации экономики во всех субъектах РФ происходили тектонические изменения в области занятости населения, при этом сразу возникала нехватка высококвалифицированных специалистов, наблюдалась высокая текучесть, заметно ощутилось естественное старение персонала, образовался дефицит по многим рабочим профессиям, являющимися ключевыми для машиностроительной и обрабатывающей промышленностей, одновременно сложился низкий уровень оплаты труда, об улучшении и организации новых рабочих мест руководители уже не думали, на индустриализацию оборудования не хватало средств и, как следствие, резко ухудшились социально-экономические показатели по всем видам экономической деятельности наблюдался спад производства. В этом момент влияние органов государственной власти особенно должно было быть действенным, но этого не произошло. Исследуя и анализируя ситуацию, которая произошла в условиях трансформации экономики во всех регионах страны, важно сделать выводы и не повторять ошибки в управлении регионом при структурных изменениях, происходящих в настоящее время.

Список литературы:

  1. Барышева Г. Прогнозные модели развития региона (на примере Томской области) // Экономист. 2007. — № 6. — С. 88-90.
  2. Бородин В. А. Промышленность Алтая: на рубеже веков: Монография. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2007. – 233 с.
  3. Валентей С. Д., Бахтизин А. Р., Бухвальд Е. М., Кольчугина Н. В. Тренды развития российских регионов // Экономика региона. – 2014. -№ 3 с. 10.
  4. Вдовенко З. В. Политика промышленного развития в регионе // Экономист. – 2005. — №4. – С.67-73.
  5. Гринчель Б.М. Конкурентный потенциал и конкурентная привлекательность регионов // Регион: Экономика и Социология. – 2013. — №3. – С. 96-111.
  6. Дулыциков Ю.С. Региональная политика и управление. - М.: Изд-во РАГС, 1998.-227 с.
  7. Зелтынь А.С. Государственная промышленная политика в рыночных экономиках // ЭКО. — 2003. — N 3. — С.42-60.
  8. Клоцвог Ф.Н., Костин В.А. Макроструктурные модели инструмент народнохозяйственного прогнозирования // Проблемы прогнозирования. - 2004. - № 6. - С. 17-27.
  9. Кутлугаллямов М.А. Простых вопросов в сложной отрасли не бывает // Экономика и управление. 2005. — №4. — С.26-33.
  10. Степанов А.Г. Государственное регулирование экономики региона. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 238 с.
  11. Суворов Н.В. Балашова Е.Е. Межотраслевой анализ взаимосвязи структурных изменений, эффективности внешнеэкономических связей и масштабов инвестиционной деятельности в отечественной экономике. -2002. №5. — С.48-63.
  12. Татаркин А.И. Слагаемые конкурентного поведения региона // Проблемы теории и практики управления. – 2002. — №4. – С.40-49.
  13. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. М.: Наука, 1997. — 400 с.

References :

  1. Barysheva G. Predictive models of the region’s development (on the example of the Tomsk region) // The Economist. 2007. — No. 6. — P. 88-90.
  2. Borodin V. A. industry of Altai: at the turn of the century: Monograph . — Barnaul: Publishing house of AltSTU, 2007. — 233 p.
  3. Valentej S. D., Bahtizin A. R., Buhval’d E. M., Kol’chugina N. V. Trends of development of Russian regions // Economy of the region. — 2014.-No. 3 p. 10.
  4. Vdovenko Z. The policy of industrial development in the region // The economist. — 2005. — №4. — P.67-73.
  5. Grinchel’ B.M. Competitive potential and competitive attractiveness of regions // Region: Economics and Sociology. — 2013. — №3. — P. 96-111.
  6. Dulycikov Ju.S. Regional policy and management . — Moscow: Publishing House RAGS, 1998.-227 p.
  7. Zeltyn’ A.S. State industrial policy in market economies / / ECO. — 2003. — N 3. — P.42-60.
  8. Klocvog F.N., Kostin V.A. Macro-structural models of the economic forecasting tool // Problems of forecasting. — 2004. — No. 6. — P. 17-27.
  9. Kutlugalljamov M.A. There are no simple questions in a complex industry // Economics and management. 2005. — №4. — P.26-33.
  10. Stepanov A.G. State regulation of the economy of the region . — Moscow: Finance and Statistics, 2004. — 238 p.
  11. Suvorov N.V. Balashova E.E. Interindustry analysis of the interrelation of structural changes, the effectiveness of foreign economic relations and the scope of investment activity in the domestic economy . -2002. №5. — P.48-63.
  12. Tatarkin A.I. Components of the competitive behavior of the region // Problems of management theory and practice. — 2002. — №4. — P.40-49.
  13. Jaremenko Ju.V. Theory and methodology of multilevel economy research . Moscow: Nauka, 1997. — 400 p.

Таблица: «Валовой региональный продукт в динамике»

ВРП (млн. руб.)

Индекс физического объёма ВРП (%)

Удельный вес отраслей в экономике Алтайского края (%)

Сельское и лесное хозяйство - 21,6
Добыча полезных ископаемых - 6,8
Обрабатывающие производства - 3,7
Производство и распределение электроэнергии, газа - 5,4
Строительство - 8,6
Оптовая и розничная торговля - 9,3
Гостиницы и рестораны - 1,0
Транспорт и связь - 6,8
Финансовая деятельность - 2,9
Операции с недвижимым имуществом, аренда, сфера услуг - 5,4
Государственное управление, социальное обеспечение - 14,6
Образование - 10,3
Здравоохранение, социальные услуги - 9,2
Прочие услуги (коммунальные и персональные) - 1,9

Инвестиции

По росту инвестиций Алтайский край начинает занимать лидирующие позиции в Сибирском федеральном округе. В этом году объем инвестиций в реальную экономику возрос на 40 %. Второй год ведется газификация восточных территорий Алтайского края. В прошлом году в этот проект вовлечено инвестиционных ресурсов ОАО «Газпром», бюджетных ресурсов региона и корпоративных средств в размере более 1,5 млрд. рублей. В этом году на газификацию региона направлено более 3 млрд. рублей.

По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю наблюдается рост инвестиций в основной капитал на предприятиях края. За январь-август 2007 года этот показатель составил 19 млрд 218,3 млн руб., или 145,7% январю-августу 2006 года. Подавляющая часть инвестиций пришлась на крупные инвестиционные проекты и средний бизнес.

17 августа 2006 года Алтайский край выиграл федеральный конкурс на создание бизнес-иккубатора.
В Алтайском крае с 2006 года действуют 2 бизнес-инкубатора. Их основная цель - поддержка начинающих предпринимателей путем предоставления льготных офисных помещений и консалтинговых услуг. Кроме того он предполагает развитие предпринимательских центров в городах и районах края, оказывающих информационно-консультационную помощь представителям бизнеса. В Алтайском бизнес-инкубаторе организованы 64 рабочих места с возможностью их увеличения до 144, кроме того, предусмотрен целый комплекс юридических и консультационных услуг. Проект ориентирован на предпринимателей, занимающихся инновационным бизнесом или ведущих производственную деятельность. Руководство Алтайского бизнес-инкубатора планирует открыть информационно-консультационные центры и в других городах региона с возможностью дистанционной работы. Алтайский бизнес-инкубатор является первым проектом в Российской Федерации по информационной поддержке предпринимателей в дистанционном режиме.

Повышению инвестиционной привлекательности региона способствует наличие особой экономической зоны. В Алтайском крае функционирует туристско-рекреационная особая экономическая зона «Горный Алтай». В рамках ОЭЗ ведётся строительство горнолыжного курорта в селе Манжерок (подробнее об этом см. ниже в разделе «Проекты»). Одной из главных задач зоны является привлечение туристов. К ОЭЗ уже проявили интерес ряд китайских и японских компаний. По оценке независимых экспертов Алтайский край обладает огромным туристическим потенциалом, развитие данного направления способно принести региону значительную часть доходов в бюджет. Для повышения инвестиционной привлекательности региона ведётся активное международное сотрудничество, так в 2007 году проходил «Год Сибири в Германии».

Промышленность

Лесная промышленность

По данным Управления лесами Алтайского края, общая площадь лесного фонда составляет 4307,8 тыс. га, в том числе покрытая лесом площадь - 3577,4 тыс. га, хвойными породами занято 1441,5 тыс. га. Общий запас древесины по лесхозам составляет 519,64 млн. м3, в том числе хвойных пород - 285,66 млн. м3. Ежегодный прирост по основным лесообразующим породам равен 8,93 млн. м3, в том числе по хвойным породам - 3,64 млн. м3.
В 2004 году в регионе открыто несколько новых производств по лесопереработке. Запущен цех по производству строганного погонажа и клейкого оконного бруса в Ларичихинском лесхозе Тальменского района. По уровню качества алтайская продукция соответствует европейским стандартам. В стадии проработки находится организация в крае переработки отходов деревообработки и лесозаготовки. За счет новых перерабатывающих производств, открытых в 2004 году, лесная отрасль Алтайская края показала рост 112,3%
За 2006 год объем отпуска древесины от всех видов рубок, а именно рубок главного пользования, промежуточного и прочих рубок составил 3116,1тыс. м3, в 2005 г. - 2965,1 тыс. м3. Вследствие ликвидации последствий крупных лесных пожаров увеличение объемов заготовки древесины произошло за счет разработки горельников. Использование расчетной лесосеки составило 16%, в том числе по хвойному хозяйству 28%, за 2006 год соответственно 19% и 35%
Увеличение объемов заготовки древесины позволило выполнить доведенное задание по лесному доходу в части поступлений - как в Федеральный бюджет, так и краевой бюджет, соответственно 294% и 150%.
Ориентация на вывоз готовой продукции позволила существенно сократить вывоз за пределы края круглых необработанных лесоматериалов. По сравнению с уровнем прошлого года этот показатель сократился почти на 20 процентов. Всего за десять месяцев текущего года в крае произведено 594 тысячи кубических метров пиломатериалов. Это - почти в полтора раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
В Алтайском крае на ближайшие годы определены мероприятия по восстановлению лесов, пострадавших от пожаров, и по переводу земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесной растительностью, в земли лесного фонда. Постановление об утверждении ведомственной целевой программы "Развитие лесов Алтайского края" на 2008-2010 годы подписал Губернатор Алтайского края Александр Карлин.
Общий объем финансирования программы составит 66,14 млн рублей. При этом свыше половины средств - 36,14 млн рублей - будет направлено в текущем году. Планируется сократить не покрытые лесом земли лесного фонда на 7,4 тыс. га. Также будет улучшен породный состав насаждений, лесные участки - поставлены на государственный кадастровый учет. В земли лесного фонда будут переведены свыше 900 тыс. га земель сельскохозяйственного назначения, покрытых лесом.

Добывающая промышленность

За 2006-2007 гг. в крае компанией ОАО «Сибирь-Полиметаллы» запущены в эксплуатацию два рудника по добыче полиметаллов, эти объекты строятся и вводятся вместе с горно-обогатительными комбинатами, что позволяет обеспечить первичный передел добываемой продукции.
Рудник у села Петряевка Рубцовского района, а так же Рубцовская обогатительная фабрика была запущена 18 мая 2006 года. Проектная мощность обогатительной фабрики по переработке - 400 тыс. тонн руды в год, выход на проектную мощность запланирован в 2007 году. Введение в строй этого объекта позволило в пределах края иметь законченный технологический цикл по переработке добытой руды и получения медных, свинцовых и цинковых концентратов, пригодных для дальнейшего металлургического передела на заводах страны.
Работы по восстановлению Зерченского рудника полиметаллов начались 15 мая 2006 года, а в июне 2007 года рудник начал работу, в августе того же года была запущена обогатительная фабрика способная перерабатывать 100 тыс. тонн руды в год. Выход рудника на проектную мощность планируется в 2009 году.
В конце 2006 года на ОАО «Алтай-кокс» в городе Заринске сдана последняя очередь одной из самых мощных в мире коксовых батарей, в настоящее время её совокупная мощность составляет 5 млн тонн, это вторая по мощности батарея в мире.
2 февраля 2005 года ООО «Технокомплекс» выиграло аукцион по Белининскому месторождению кобальт-никелевых руд (запасы никеля оцениваются в количестве более 270 тысяч тонн). В настоящее время планируется построить в крае никелевые рудники и металлургический завод. Производительность завода составит до 1500 тыс. тонн руды.

Предприятия

На сегодняшний день в машиностроительном комплексе Алтайского края уже имеется целый ряд промышленных кластеров. Это создание и производство семейства конкурентоспособных дизельных двигателей самого различного спектра применения и топливоподающих систем к ним.

Ведущие предприятия Алтайского края:

ОАО ХК "Барнаултрансмаш"
ОАО "АЗА"
ООО ПК "АЗПИ"
ООО "АЗТА"
ЗАО "ЗАЛ"
АО "Барнаульский кузнечнопрессовый завод".
ОАО ХК "Барнаултрансмаш"
ОАО "Энергомашкорпорация"
ОАО "АСМ-Запчасть"
ОАО "Бийский котельный завод"
ОАО "Алтайгазпром"
ОАО "Алтайвагон"
ОАО "Барнаульский ВРЗ"
ОАО ПО "Алтайский моторный завод"
ОАО "АЗА"
ОАО "Боровлянский завод "Лесхозмаш"
При подготовке обзора использовались материалы сайтов altai-republic.com

Проекты

Проект: Трансграничный туристический маршрут “Алтай - Золотые горы”.
Планы по его запуску возникли ещё в 2002 году. В 2006 году на заседании международного координационного совета было принято окончательное решение о его создании. Создание такого маршрута позволит привлечь значительное число туристов, в том числе, из стран дальнего зарубежья. Наибольшую сложность в реализации проекта вызывает необходимость международного сотрудничества и проведения необходимых согласований (маршрут проходит по территории четырёх государств: Россия, Казахстан, Монголия и Китай)

Проект: ОЭЗ "Алтайская долина".
Представляет комплекс из искусственного озера и трех искусственных островов, каждый из которых имеет свой набор объектов и свое предназначение. Так, например, на территории северного острова расположится комплекс отелей, лодочные станции, гольф-клуб, зона спортивного скалолазания, а на южном острове будет построен административно-деловой центр с офисами компаний-резидентов ОЭЗ и крытый спортивный комплекс. Проект "Алтайской долины" был разработан немецкой компанией Roland Berger Strategy Consultants GmbH, занимавшейся оценкой потенциала особых экономических зон в России. Государственные вложения в инфраструктуру ОЭЗ "Алтайская долина" составят 9,367 млрд руб., частные инвестиции планируются на уровне 10 млрд руб. ОЭЗ сможет принимать около 94 тыс. человек в год при максимальной загрузке - 3500 человек. Количество вновь созданных рабочих мест составит 2400.

Проект: горный курорт "Манжерок".
Проект курорта реализуется группой компаний "Алемар". В соответствии с проектом, на горе Синюха с большим для России перепадом высот на проектируемых горнолыжных трассах - 820 м - будут построены 32 горнолыжные трассы с системой искусственного оснежения (общая протяженность около 60 километров) и 15 подъемников. Общее число лыжников на трассах будет достигать пяти тысяч человек. У подножия Синюхи будет построен гостиничный городок на 4,5 тысячи человек. Курорт рассчитан на круглогодичный отдых: зимой его посетители смогут кататься на горных и беговых лыжах, сноубордах, снегокатах, летом гостям предложат велосипедные и конные прогулки, аквапарк, парк приключений, традиционные для этих мест бани, лечение травами и пантами. Срок сдачи первой очереди проекта (горнолыжный курорт) декабрь 2008 года, второй очереди (гостиничный комплекс) май 2009 г.

Проект: туристический комплекс «Бирюзовая Катунь».
1 августа 2008 состоялось презентация туристического комплекса «Бирюзовая Катунь», первоначальный объём вложений компаний функционирующий в данной ТРЗ (Туристической Рекреационной Зоне) составит 3,2 млрд руб., а общий объём инвестиций в ТРК по оценкам администрации Алтайского края составит около 38 млрд рублей. Плановый срок ввода туристического комплекса в эксплуатацию - 2011-2015 гг.

Проект: Строительство Газопровода «Алтай»
Первые шаги на этом направлении были сделаны еще в 2006 году. Тогда Владимир Путин в ходе официального визита в Китай заявил, что к 2011 году из России в Китай будет проложен газопровод. По предварительным данным известно, что газовая магистраль должна пройти по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому автономным округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю, а также Республике Алтай. Трубопровод соединит газовые месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом, где подключится к газопроводу Китая Запад-Восток так, чтобы газ мог дойти до Шанхая.
В марте 2006 года ОАО «Газпром» и китайская госкорпорация CNPC подписали соглашение о том, что российский газ будет приходить в КНР по двум газопроводам - Западному и Восточному в объеме около 68 млрд. куб. м ежегодно. Предполагалось, что первый газ поступит китайским потребителям уже в 2011 году. Сегодня понятно, что этот срок будет перенесен
Западный газопровод под условным названием «Алтай» должен соединить месторождения Западной Сибири с Синьцзян-Уйгурским автономным районом Китая. Общая протяженность газопровода, который пройдет по Ямало-Ненецкому и Ханты-Мансийскому округам, Томской и Новосибирской областям, Алтайскому краю и Республике Алтай, составит почти 2,7 тыс. км. В результате реализации этого проекта Россия сможет диверсифицировать направления экспортных поставок, так как сегодня газ из России поставляется только в Европу и страны ближнего зарубежья. Газопровод должен заработать в 2011-2012 годах. Общая стоимость проекта - 12 млрд долларов. Россия по нему собирается поставлять в КНР 30-40 млрд куб м газа в год.

Новое на сайте

>

Самое популярное