Домой Россельхозбанк Ресурсы, используемые для производства благ, называются факторами производства. Ресурсы производства

Ресурсы, используемые для производства благ, называются факторами производства. Ресурсы производства

Ресурсы это совокупность природных, материальных, социальных и духовных благ, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

Выделяют следующие типы ресурсов:

1. Природные – потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества природы, среди которых различают неисчерпаемые (например, энергия солнца) и исчерпаемые (возобновляемые и невозобновляемые).

2. Материальные – все, созданные человеком средства производства, которые сами являются результатом производства.

3. Трудовые – население в трудоспособном возрасте.

4. Финансовые – средства, которые общество в состоянии выделить на производство.

Ресурсы, вовлеченные в процесс производства, называются факторами производства.

В экономической теории существуют различные классификации факторов производства. Например, представители марксистской политэкономии (К.Маркс) выделяют такие основные факторы производства, как средства производства и рабочую силу. Рабочая сила выступает как личный фактор, средства производства – вещественный фактор. Ведущим фактором производства выступает рабочая сила. Французский экономист 19в. Ж.Б.Сэй выдвинул теорию «трех факторов производства», в соответствии с которой в производстве равноправно участвует три фактора производства: труд, земля, капитал. Распределение результатов производства (дохода) равноправно осуществляется между владельцами каждого фактора производства. Сейчас в экономической науке выделяют четыре фактора производства, включая кроме трех традиционных еще и фактор предпринимательская способность . В условиях развития научно-технического прогресса выделяют еще информацию как один из важных факторов, без которого современная экономика не может эффективно работать.

Под фактором труд понимают любые умственные и физические усилия, которые прилагаются в ходе хозяйственной деятельности. По формам выделяют труд умственный и труд физический. По уровню квалификации – неквалифицированный (не требующий специальных знаний, навыков), квалифицированный (требующий дополнительных знаний), высококвалифицированный труд (требующий высокой профессиональной подготовки, глубоких теоретических знаний). Результаты труда отражаются в производительности и интенсивности труда. Количественной оценкой труда выступает заработная плата, которая формируется на рынке труда в результате взаимодействия продавцов и покупателей рабочей силы.

Под капиталом обычно понимают инвестиционные ресурсы, используемые в производстве товаров и услуг. Он включает запасы материальных благ, средства производства и денежные средства, способности, образование и т. д. По длительности использования капитал подразделяется на основной и оборотный. Основной – капитал, используемый несколько производственных циклов (средства производства, здания). Оборотный – капитал, используемый в одном производственном цикле (сырье, материалы, денежные средства). Капитал подвергается физическому и моральному износу . Износ капитала называется амортизацией .

Земля – это естественный фактор производства, к которому относятся, кроме самой земли, природные богатства, залежи полезных ископаемых, леса и др.

Предпринимательство - это инициативная самостоятельная деятельность, направленная на получение прибыли, связанная с риском, ответственностью за принятие решений. Предпринимательство – фактор, объединяющий и организующий все остальные факторы производства.

Ресурсы производства - это совокупность материальных и финансовых средств, природных, социальных и духовных сил, которые могут быть использованы в процессе создания товаров, услуг и иных ценностей.

В экономической теории ресурсы принято делить на четыре группы :

1)природные - потенциально пригодные для применения в производстве естественные силы и вещества, среди которых различают "неисчерпаемые" и "исчерпаемые" (а в последних - "возобновляемые" и "невозобновляемые");

2)материальные - все созданные человеком ("рукотворные") средства производства, которые сами являются результатом производства;

3)трудовые - население в трудоспособном возрасте, которое в "ресурсном" аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;

4)финансовые – фонды денежных средств, которые общество в состоянии выделить на организацию производства.

В доиндустриальном обществе приоритет принадлежал природным и трудовым ресурсам, в индустриальном - материальным, в постиндустриальном - интеллектуальным и информационным ресурсам.

Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название "базовых "; а возникшие на "рыночной" ступени финансовые ресурсы стали называться " производными ".

Наряду с понятием "ресурсы производства" экономическая теория оперирует также понятием "факторы производства" . В чем же их отличие?

Мы отмечали, что ресурсы это - те материальные, природные и социальные силы, которые могут быть вовлечены в производство.

Факторы производства" – это ресурсы уже реально вовлеченные в процесс производства. Следовательно, "ресурсы производства" - понятие более широкое, чем "факторы производства". Иными словами, факторы производства - это производящие ресурсы, поэтомупроизводство всегда есть взаимодействующее единство его факторов.

В экономической теории существует несколько классификаций факторов, например, марксистская теория в качестве факторов производства выделяет личный (рабочую силу) и вещественный (средства труда и предметы труда).

Современная экономическая наука определяет три основных фактора производства:

1) "земля" - как фактор производства имеет троякое значение:

В широком смысле она означает все используемые в производственном процессе естественные ресурсы;

В ряде отраслей (аграрной, добывающей, рыбной) "земля" есть объект хозяйствования, когда она одновременно выступает и "предметом труда", и "средством труда";

В пределах всей экономики "земля" может выступить как объект собственности (в этом случае ее собственник непосредственного участия в процессе производства может не принимать, - он участвует опосредованно, предоставлением "своей" земли);

2)"капитал" - материальные и финансовые факторы производства: денежные активы, акции, оборудование, здания, транспорт и средства связи, сырье и т.д.;

3)"труд" - физическая и интеллектуальная деятельность человека, направленная на изготовление благ и оказания услуг. Совокупность способностей личности, обусловленная образованием, профессиональным обучением, навыками здоровьем, представляет собой человеческий капитал. Каждый из названных факторов производства способен принести своему владельцу доход (рис.):

Рис. Структура и взаимосвязь ресурсов, факторов производства и доходов их владельцев

В современных условиях в качестве факторов производства, кроме трех основных, также выделяют предпринимательские способности, науку, информацию и другие.

6. Экономические блага: классификация, основные характе­ристики

Благами называют все средства, пригодные для удовлетворения человеческих потребностей. Благо – синоним термина «продукт»

Различают неэкономические и экономические блага. Первые не являются предметом производственной деятельности людей и не обмениваются на другие блага. Обычно они имеются в количествах, превышающих потребность в них (например, воздух, в некоторых случаях - вода, хотя без них человек вообще не может существовать).

Классификация и основные характе­ристики благ

1. По источникам возникновения:

Экономические блага;

Неэкономические блага.

2. По наличию материального носителя:

а) Материальные блага:

Естественные дары природы, землю, воду, воздух и климат,

Продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; 

Здания, машины, инструменты;

Долговые обязательства;

Акции, паи государственных и частных компаний.

б) Нематериальные блага:

- внутренние - заключенные в самом человеке, представляют его качества и способности, побуждающие к действию и наслаждениям;

- внешние - находят выражение в имидже репутации и деловых связях человека.

3. По функциональному назначению в воспроизводстве:

- прямые блага - предметы потребления, предназначенные непосредственно удовлетворять потребности людей, т.е.потребительские (конечные), идущие на потребление;

- косвенные блага - средства производства, использующиеся для производства других благ, т.е. производственные (инвестиционные), используемые в производстве (машины, станки, оборудование и т.д.).

4. С учетом фактора времени :

- настоящие блага - находятся в непосредственном распоряжении субъекта;

- будущие блага, которыми субъект может располагать лишь в будущем.

5. По характеру удовлетворения потребностей:

- взаимозаменяемые - субституты, или заменители. Могут замещать друг друга в удовлетворении одной и той же потребности (например, газ, нефть и уголь как топливо; металл, кирпич и дерево как стройматериалы; сливочное, подсолнечное и оливковое масло как продукты питания).

- взаимодополняемые комплиментарные. Могут удовлетворять ту или иную потребность в том случае, если используются совместно (например, компьютер и дискеты к нему, автомобиль и газ либо бензин).

В целом можно утверждать, что все блага являются взаимодополняемыми и взаимозаменяемыми.

6. По продолжительности участия в процессе воспроизводства:

- долговременные - используются для удовлетворения одной и той же потребности многократно, так как потребляются постепенно;

- недолговременные - удовлетворяют потребность лишь один раз и полностью потребляются (пища).

7. По количеству потребителей:

- частные - блага, которыми пользуются отдельные потребители;

- общественные - блага, которыми пользуются совместно, коллективно.

Создавать духовные и материальные блага можно, используя ресурсы и факторы производства. Эти категории крайне важны в экономической теории. Ресурсы производства - это не что иное, как совокупность финансовых и материальных средств, социальных, духовных и природных сил, используемых в процессе создания услуг, товаров, а также прочих ценностей. Вот на какие разновидности экономическая теория делит ресурсы производства:

Первая группа - природные. Имеются в виду вещества и естественные силы, которые потенциально пригодны для дальнейшего применения в производстве. Среди них есть "исчерпаемые" и "неисчерпаемые".

Вторая группа - материальные. Это все которые были созданы человеком и сами по себе есть результат производства.

Третья группа - трудовые. Сюда входит население, которое находится в трудоспособном возрасте. Его в данном аспекте оценивают по некоторым параметрам: культурно-образовательному, профессионально-квалификационному и социально-демографическому.

Четвертая группа - финансовые. Подразумеваются денежные средства, выделяемые на организацию производства.

По мере того, как технология переходила от доиндустриальной к постиндустриальной, менялась и значимость ресурсов. Раньше приоритетными были трудовые и а сейчас - информационные и интеллектуальные.

Три группы ресурсов, которые присущи практически любому производству называются базовыми - это трудовые, материальные и природные. А вот финансовые, которые возникли лишь на "рыночной" ступени имеют название производных.

Но это не одна классификация ресурсов производства. Другие ученые предлагают разделить их на три группы: первая - общие, вторая - специфические и третья - интерспецифические. Общие - это те, ценность которых никак не зависит от того, находятся они в данной фирме или нет. Специфические - их ценность вне фирмы гораздо ниже, чем внутри нее. А интерспецифические - взаимоуникальные, взаимодополняемые ресурсы и их максимальная ценность достигается только в конкретной фирме и исключительно посредством нее.

Ресурсы и близкие понятия. Но есть в них и отличия. Ранее было замечено, что ресурсы есть те природные, социальные, материальные силы, которые только могут быть вовлеченными в производство. А факторы - одна из экономических категорий, которая обозначает ресурсы, уже вовлеченные в сам процесс производства. Таким образом, ресурсы и факторы производства - понятия близкие, но понятие "ресурсы производства" шире, чем понятие "факторы производства". То есть факторами производства являются производящие ресурсы.

Ресурсы и факторы производства имеют свои классификации. Первая была рассмотрена выше, а вот вторая:

1. Земля - так называют природные блага, которые принято использовать в процессе любого производства. Ими могут быть лес, воздух, и так далее. Земля считается ограниченным ресурсом, поэтому за него принято взимать плату, называемую рентой.

2. Труд - это умственные и физические усилия, используемые людьми в процессе производства услуг и товаров. Люди реализуют свои способности к труду за отдельную плату, называемую заработной.

3. Капитал - он обычно затрачивается именно в процессе производства. Поэтому капитал предоставляется в использование также за отдельную плату, которая называется "процент за капитал".

4. Предпринимательство. Его основная задача свести воедино в рамках капитал, труд и землю. А за усилия и риск, которые вкладываются в бизнес, он получает плату или по-другому - прибыль.

Факторами производства реально могут распоряжаться, владеть или пользоваться государство, фирмы или частные лица.

Тема «Производство – основа экономики»

Цель: выяснить роль производства в экономике, познакомить с факторами производства

Знать: основные понятия по теме, основные характеристики производства, факторы производства

Уметь: объяснять процесс превращения продукта в товар, отвечать на проблемные вопросы, работать с таблицей, анализировать, делать выводы

Воспитывать: грамотность в вопросах экономики, уважение к людям труда

Основные понятия и термины: производство, продукт, товар, потребительная стоимость, факторы производства, производительность, разделение труда, специализация

Оборудование: мультимедийный проектор, таблица, схемы, тест, учебник

Ход урока

1.Организационный момент

Проверка готовности к уроку, позитивный настрой на урок

2.Проверка домашнего задания

-Назовите тему домашнего задания и основные вопросы, которые мы разбирали на прошлом уроке

-Что включает в себя понятие «рынок»? (рынок- система экономических отношений, проявляющаяся в сфере обмена)

-Каковы условия деятельности рынка? (свободное ценообразование, конкуренция, свобода предпринимательской деятельности)

-Назовите характерные черты рыночной экономики (свободный обмен между продавцами и покупателями, частная собственность на экономические ресурсы, материальная ответственность участников рыночного обмена за результаты самостоятельно принятых решений)

-Что такое конкуренция? (конкуренция- соперничество, борьба за достижение лучших результатов в каком- либо деле)

-Что такое спрос? (спрос- желание и возможность потребителя купить конкретный товар или получить услугу в конкретное время и в конкретном месте)

-Что такое предложение? (предложение- желание и возможность продавцов продать конкретный товар в конкретное время и в конкретном месте)

-Что называют рыночным равновесием? (рыночное равновесие- цена, по которой заключается реальная сделка купли-продажи, и она должна быть выгодна продавцу и покупателю)

-Чтобы состоялась сделка, что мы должны иметь? (мы должны иметь товар и деньги)

-Для чего нам нужен товар? (для удовлетворения потребностей)

-Где взять товар, чтобы удовлетворить наши потребности? (товар нужно произвести)

3.Изучение новой темы

Тема нашего урока «Производство- основа экономики»

-Что мы должны узнать на уроке?

План

1.Главный источник экономических благ.

2.Товары и услуги.

3.Факторы производства.

4.Разделение труда и специализация.

Человек призван создавать, добывать, творить условия своего существования. Он должен производить, непрерывно воссоздавать всё, что необходимо для обеспечения жизни. Главным источником удовлетворения разнообразных потребностей человека и его развития является производство. Производство- это процесс создания экономических благ для удовлетворения потребностей людей. Для характеристики производства используют такие показатели: что производится (какого назначения выпускаются товары), в каком количестве производится (объём производства), численность занятых работников , масштабы производства (от домашнего производства до производства страны)

-Что и сколько производить? Этот вопрос по- разному решают действующие экономические системы, учитываются и условия мирного или военного времени.

Вы знаете о дате, которая будет праздноваться 9 мая – 70 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Анжелика расскажет нам как изменилось положение в экономике в годы Великой Отечественной войны.

Вы убедились, что в военное время и экономика становится на военные рельсы, производство не останавливается. Родина высоко оценила труд людей в тылу и подвиги военных на фронте. Большое спасибо им, за то, что сегодня над нами синее небо.

-Что становится основной производственной ячейкой, где создаются экономические блага? (предприятия- заводы, фабрики, фермы, кооперативы). Большинство предпринимателей группируются по отраслям. Отрасль экономики - совокупность предприятий и организаций, производящих однородную продукцию. Никто не может сказать с полной определённостью, сколько всего отраслей существует в современной экономике, так как не существует четкой и стройной классификации. В биологии, например, Карл Линней предложил такую классификацию всего живого: вид – род – семейство – отряд – класс – тип – подцарство – царство. И исчезли беспорядок и путаница. А вот в экономике появление такой классификации будет невозможно, так как в хозяйстве постоянно появляются и исчезают тысячи разновидностей благ, а вместе с ними и их производители, которые выпускают по- нескольку продуктов и их невозможно точно «квалифицировать».

И какие из современных отраслей получат большее развитие в настоящее время? Чем люди предпочтут заниматься? Но все отрасли экономики объединены в две большие группы.

Отрасли экономики

Отрасли, производящие материальные блага

Отрасли, производящие услуги

Промышленность, сельское хозяйство, строительство

Образование, медицинское обслуживание, транспорт, связь

Целью и результатом производства является продукт, т.е. результат экономической деятельности, воплощённый в вещах и услугах. Продукт труда, произведённый для продажи является товаром , который обладает двумя основными свойствами.

Основные свойства товара

Потребительная стоимость

Меновая стоимость

(способность быть полезным нужным людям)

(способность обмениваться на другие товары)

Продукт превращается в товар при определённых условиях.

Работа в группах

1. Вспомните из истории о

(

(Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Основные группы ресурсов, используемые в процессе производства, называют факторами производства.

Факторы производства

земля

труд

капитал

предпринимательство

информация

Заполнение таблицы

Работа по учебнику страница 118 - 119

Факторы производства

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир

Рабочая сила человека с его умениями и навыками, здоровьем, образованием, квалификацией

Здания, станки, машины, инструменты, деньги

Готовность и способность предпринимателя идти на риск, наилучшим способом использовать имеющиеся ресурсы ради достижения прибыли

Знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе производства, в управлении производства, планировании дальнейшей предпринимательской деятельности

Для изготовления любого товаров необходимы ресурсы. О чем нужно помнить, используя любой ресурс? (ограниченность, поэтому использовать разумно, эффективно)

Количество товаров и услуг, произведённых на единицу израсходованных производственных ресурсов называют производительностью . Рассмотрим ситуацию, данную на странице 120 вашего учебника: в одном ателье по пошиву спортивных мужских брюк 3 мастера, используя 3 швейных машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день; во втором таком же ателье 2 мастера, используя 2 швейные машины, изготавливают из 10 метров ткани 6 брюк в день. В каком ателье производительность выше и почему?

(Во втором ателье производительность выше, потому что 2 мастера изготавливают столько же брюк, сколько в первом ателье 3 мастера, при одинаковом количестве ткани и времени)

-На уроках истории мы знакомились с мануфактурами. Что это за предприятие? (Предприятие с разделением ручного труда.) К каким результатам привело разделение труда на мануфактуре? К более эффективному производству товара с наименьшими затратами ресурсов. Каждый работник приобретает большие навыки, умения, опыт, делает работу быстрее и точнее. Определяющую роль разделения труда в развитии производства более 200 лет назад исследовал шотландский экономист Адам Смит. Он посетил булавочную фабрику, где работало десять человек. Свои наблюдения и выводы учёный изложил в труде «Исследования о природе и причинах богатства народов». Он утверждает, что «разделение труда в любом ремесле, в каких бы размерах оно не было введено, вызывает соответствующее увеличение производительности труда».

Разделение процесса производства на мельчайшие операции лежит в основе конвейера, добавляется ещё одна важная вещь: конвейер предполагает непрерывность работы. Линия с частями собираемого изделия движется с постоянной скоростью и расстановка рабочих или автоматов (в современных условиях) на конвейерной линии осуществляется с учетом технологии и последовательности сборки или обработки деталей.

Идея внедрения конвейера в производство связана с именем Генри Форда.

Сообщение.

Но использование конвейера имеет как преимущества, так и недостатки. (Работа в паре: выявить преимущества и недостатки конвейера)

Использование конвейера

Преимущества

Недостатки

Рост производительности труда

Одинаковое качество

Сокращение затрат на подготовку и обучение рабочих

Принцип «много и дёшево»

Работник профессионально ограничен

Выполнение малоинтересной монотонной работы

Преобладание физического труда

Понятие «разделение труда» тесно связано с понятием «специализация»

Специализация- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции. В ходе развития общества специализация производства углублялась. Внутри больших специальностей выделялись более узкие профессии. Вернемся к истории . Первым крупным общественным разделением труда историки считают обособление пастушеских племён от земледельческих. Второе связано с отделением ремесла от земледелия, третье - выделение торговли и купечества. Но одни земледельцы стали специализироваться на выращивании кукурузы, другие- выращивать сады, третьи- овощи. Одни ремесленники, занимавшиеся обработкой металла, стали ковать топоры, косы, серпы, другие- мечи и шпаги, третьи- кольчуги, шлемы, щиты. Именно специализация и разделение труда вызвали отделение друг от друга различных занятий и появление профессий.

Специализация существует не только между работниками, но и между предпринимателями, отраслями экономики, странами. Вспомните из уроков географии: какая страна специализируется на производстве кофе- Бразилия, а производством парфюмерии славится- Франция.

Вывод:

Производство –процесс создания жизненных благ для удовлетворения потребностей людей.

Эффективность производства определяется производительностью труда – количеством товаров и услуг, произведенных на единицу израсходованных производственных ресурсов.

Для современного производства характерно углубление разделения труда и специализация.
В современной экономике наиболее быстрыми темпами развивается сфера услуг.

4.Закрепление новой темы

- Что такое производство?

Назовите факторы производства

Что такое производительность?

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Выполнение тестовых заданий

1.Выберите правильный ответ .

Производство- это ………...

А) процесс воздействия человека на вещество природы в целях создания материальных благ, необходимых для существования и развития общества

Б) процесс включения работника в трудовые отношения по поводу создания продукта

В) деятельность людей на предприятиях, создающая материальные блага

2.Выберите правильный ответ.

Товар- это………..

А) всё, что продаётся на рынке

Б) продукт труда, предлагаемый для обмена путем купли- продажи

В) вещь, обладающая высоким качеством

3.Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением одного, характеризуют одну группу отраслей. Найди термин, выпадающий из данного ряда:

А) медицинское обслуживание Б) научная деятельность

В) строительство Г) транспорт Д) связь

4. Запишите правильно термин.

……………………..- это сосредоточение деятельности на относительно узких направлениях, производственных операциях или видах выпускаемой продукции.

5. Определите фактор производства.

Пахотные земли, место под производственными объектами, полезные ископаемые, лес, вода и воздух, растительный и животный мир - …………………

Проверка теста в парах.

5. Подведение итогов урока

Что узнали нового на уроке?

Чему научились?

6.Выставление оценок.

Домашнее задание: параграф 15, задание 3

Работа в группах

1. Вспомните из истории о развитии товарного производства, как оно развивалось. (Человек изготавливал все для себя, затем появилась необходимость в обмене между производителями продукции результатами их труда).

2.На какие группы, в зависимости от назначения, делятся все товары. (Все товары, в зависимости от назначения, делятся на средства производства (станки, рабочие здания, оборудование) и предметы потребления (продукты питания, одежда).

3.Что является особым видом продукта, как результата деятельности? (Услуга, т.е. экономическая деятельность, приносящая удовлетворение личных потребностей населения и общества в целом)

4.Чем услуга отличается от товара? (Товар производится, а затем потребляется, а услуга не обладает вещественной формой и потребляется непосредственно в момент производства: консультация врача, поездка в автобусе, разговор по телефону)

5.Что необходимо для производства экономических благ? (Для производства экономических благ необходимо соединение природы, человека, техники)

Сообщение.

Первая конвейерная линия Форда, введенная в строй в апреле 1913 года, использовалась для сборки генераторов. До этого времени один рабочий мог собрать от 25 до 30 генераторов за девятичасовой рабочий день. Это означало, что на сборку одного генератора затрачивалось около 20 минут.

Новая линия разбила данный процесс на 29 операций, выполняемых отдельными рабочими с отдельными узлами генератора, которые доставлял к ним постоянно двигающийся конвейер. Новый подход сократил время сборки одного генератора в среднем до 13 минут. Через год удалось разбить производственный процесс на 84 операции, и время сборки одного генератора сократилось до 5 минут.

Более эффективная организация труда привела к удешевлению производства автомобилей и сделала «Форд-Т» доступным для средней американской семьи.

В целом, время, затрачиваемое на сборку автомобиля «Форд», благодаря разделению труда и использованию конвейера сократилось в 8 раз. Иначе можно сказать: производительность труда увеличилась в 8 раз.

Сообщение

Нападение Германии коренным образом изменило жизнь советских людей. Угроза захвата немцами развитых промышленных районов страны диктовала необходимость вывезти наиболее ценное оборудование. Началась эвакуация на восток, предстояло в короткий срок эвакуировать тысячи предприятий, миллионы людей и наладить их работу на новом месте, для того чтобы срочно обеспечить выпуск необходимого армии оружия и боеприпасов. Места мужчин, ушедших на фронт, занимали женщины и дети. Производство предметов потребления сократилось более чем вдвое. Суточная норма потребления хлеба рабочими составляла 600- 800 г., служащими- 400- 500 г. Но благодаря усилиям советских людей, экономика не только в короткий срок была переведена на военные рельсы, но и вскоре превзошла возможности Германии по выпуску техники и вооружений вдвое. За годы войны 201 человек был удостоен высокого звания Героя Социалистического труда, около 200 тысяч работников тыла были награждены орденами и медалями, а 16 миллионов человек – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне»

Решение проблем экономического развития («Что», «Как», «Для кого производить?») связано с использованием ресурсов для удовлетворения потребностей людей. Ресурсы - это совокупность элементов производства, которые могут быть использованы для создания ценностей.

Под экономическими ресурсами понимаются все природные, людские и произведенные человеком ресурсы. Разнообразие ресурсов представлено следующими видами: 1) природные, естественные; 2) трудовые; 3) материальные; 4) финансовые (денежные средства); 5) информационные. К неэкономическим ресурсам относятся социальные и духовные силы, которые могут быть использованы в процессе производства. Природные ресурсы - составная часть экономических ресурсов. Это обязательное условие производства, естественная база его развития.

Природные ресурсы бывают неисчерпаемые и исчерпаемые, то есть со временем они истощаются (например, полезные ископаемые).

Исчерпаемые ресурсы, в свою очередь, делятся на возобновляемые и невозобновляемые. Такие природные ресурсы как вода, почва, леса требуют затрат труда для своего восстановления, что делает необходимой их экономическую оценку. Общество заинтересовано в рациональном использовании природных ресурсов, которые нуждаются в бережном к ним отношении, сохранении и приумножении. Требуется определенный оптимальный режим эксплуатации биосистем, который бы предусматривал сохранение способности их к воспроизводству. Для невозобновляемых природных ресурсов актуальной является проблема сокращения потерь при добыче и переработке (добывающие отрасли). Научно-технический прогресс позволяет сберегать природные ресурсы, заменяя истощающиеся виды их искусственными материалами.

При рациональной организации производства, разумном использовании природных ресурсов человечество в состоянии обеспечить их постоянное воспроизводство. Так как природные, трудовые и материальные ресурсы используются в любом производстве, то их называют базовыми, основными.

Трудовые ресурсы - часть населения страны, обладающая способностью производить продукцию и услуги, т.е. население в трудоспособном возрасте. Это определяющий и активный элемент производства. Трудовые ресурсы характеризуют по социальному, демографическому, профессиональному, квалификационному, образовательному и культурному признакам. Численность и темпы прироста трудовых ресурсов в разные периоды неодинаковы. Распределение их по сферам занятости и отраслям производства зависит от структуры экономики, ее потребностей в рабочей силе. Повышение качества трудовых ресурсов и эффективность их использования связано с обеспечением профессиональной подготовки и переподготовки, с проблемой рациональной занятости. Рост эффективности использования трудовых ресурсов в условиях рыночной экономики и сокращающегося естественного прироста населения сказываются на обеспечении потребности в рабочей силе.

Материальные ресурсы - это совокупность предметов, в основном созданных человеком, с помощью которых осуществляется производство. В значительной массе они сами - результаты производства и реализуются в зданиях, сооружениях, станках, машинах и т.д. Эффективность их использования в наибольшей мере характеризует степень овладения и подчинения сил природы человеку, производству. Материальные ресурсы представлены производственными фондами, распределенными по отраслям производства.

Финансовые ресурсы есть денежные средства, используемые для обеспечения и развития производства. Они образуются в процессе производства и опосредуют движение материальных ресурсов. Финансовые ресурсы используются государством для обеспечения сбалансированного развития отдельных элементов макро- и микроэкономики.

Информационные ресурсы - это комплекс современных средств микроэлектронной техники и вычислительных машин, средств связи, автоматизированных банков данных. Они облегчают овладение накопленными человечеством знаниями, содержащимися в источнике информации. Информационные ресурсы используются для анализа и переработки различных сведений, приводящих к появлению новой информации, которую можно накапливать. Они способствуют усилению интеллектуальной человеческой деятельности, так как по объему памяти превосходят возможности людей. Информационные ресурсы - порождение НТР. Сама информация - ресурс, имеющий нематериальный характер. Это данные для автоматизированного производства и управления им через компьютеры.

Финансовые и информационные ресурсы появились позже и называются производными. Их происхождение связано с функционированием базовых ресурсов, которые включают трудовые и материальные ресурсы.

Производство всегда реализует решения его участников о том, что и как производить. Очевидно, однако, что эти решения ограничены конкретными возможностями, которыми располагает производитель. В свою очередь, эти ограничения носят «технологический» и «экономический» (степень доходности от реализации результатов производства) характер.

Начавшаяся со второй половины XX в. научно-техническая ре-волюция, с одной стороны, выявила все возрастающее значение та-ких факторов производства как энергия и информация; с другой сто-роны, открыла путь к созданию автоматизированных систем, кото-рым человек передает техническую управленческую функцию, благодаря чему выключается из непосредственного участия в техно-логическом процессе. В результате возникла гибкая автоматизиро-ванная система машин с широким применением не только механиче-ской обработки предметов труда, но и технологии, позволяющей из-менить структуру вещества на молекулярном, атомном и субатомном уровнях.

Новое на сайте

>

Самое популярное