Домой Сбербанк ФНС предлагает компаниям «уточнить налоговые обязательства». Стоит ли принимать предложение? Денис ШевчукНалоговое планирование для бухгалтера: как законно уменьшить налоги

ФНС предлагает компаниям «уточнить налоговые обязательства». Стоит ли принимать предложение? Денис ШевчукНалоговое планирование для бухгалтера: как законно уменьшить налоги

Налоговое планирование - это действия налогоплательщика, направленные на уменьшение его налоговых обязательств. В отличие от уклонения от налогов, которое связано с нарушением действующего законодательства, налоговое планирование является абсолютно законным средством сохранить свои заработанные деньги. В то же время один неверный шаг, и нарушается грань, которая разделяет законные и незаконные действия по уклонению от уплаты налогов и налогового планирования.

Вместе с тем налоговое планирование вполне реальная вещь, если пользоваться ею разумно. Сама возможность налогового планирования определена современным налоговым законодательством, которое изначально предусматривает различные налоговые режимы, в зависимости от статуса налогоплательщика, направлений и результатов его финансово-хозяйственной деятельности, места регистрации и организационной структуры организации налогоплательщика. Налоговое планирование и заключается в разработке и внедрении различных законных схем снижения налоговых отчислений.

По сути, налоговое планирование можно определить как возможность выбора между различными вариантами методов осуществления деятельности и размещения активов, которые направлены на достижение возможно более низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В идеале такое планирование должно быть перспективным.

Эффективность налогового планирования всегда следует соотносить с затратами на его проведение. Также следует соотносить цели налогового планирования со стратегическими (коммерческими) приоритетами организации.

Составной частью финансовой политики организации является ее налоговая политика, которая призвана обеспечивать гармоничную увязку результатов деятельности организации, ее интересов с пополнением государственной казны налогами. На уровне организации разработка методов и приемов оптимизации налоговых платежей при соблюдении налогового законодательства составляет главную задачу корпоративного налогового менеджмента.

Итак, целью налогового менеджмента является минимизация расходов, связанных с налоговыми платежами организации. Для реализации своей цели налоговый менеджмент участвует в разработке учетной политики, поскольку именно на основе данных бухгалтерского и налогового учета формируется отчетность организации перед налоговыми органами.

Рис. 4.1.

Критерием выбора того или иного варианта налоговой политики организации можно принять суммарную величину налоговых платежей, рассчитанную на очередной планируемый год при данном объеме продаж. При этом по каждому объекту налогообложения менеджмент организации разрабатывает и реализует мероприятия по формированию такой налоговой базы, которая приведет к снижению налоговых платежей при данном объеме продаж.

Налоговая политика организации реализуется двумя взаимосвязанными методами: налоговым учетом и налоговым планированием. Налоговое планирование представляет собой одну из важнейших составных частей финансового планирования предприятия, оно неотделимо от общей предпринимательской деятельности и должно осуществляться на всех ее этапах. План мероприятий по налоговому планированию включает в себя совокупность мер, направленных на снижение налоговых обязательств путем перевода предприятия в благоприятный режим налогообложения с использованием законных способов и методов.

Наоборот, отсутствие налогового планирования в организации может повлечь налоговые потери по конкретному налогу или их совокупности, сокращение объема оборотных средств, ухудшение финансового положения организации и, как следствие, сокращение реальных возможностей для дальнейшего развития организации.

Осуществление налоговой оптимизации обусловлено тем, что предприятиям дается свобода в выборе организационно-правовой формы хозяйственной деятельности, а внутри предприятия, например, в выборе поставщика, при этом предоставляется возможность согласовывать с ним условия поставки и выбирать форму расчета. В зависимости от условия работы предприятия ему также предлагается выбор системы налогообложения и оптимальный уровень налоговых платежей. При этом право выбора строго регламентируется Гражданским кодексом РФ, Конституцией РФ, Налоговым кодексом РФ и т.д.

Налоговое планирование является непрерывным процессом хозяйственной деятельности предприятия, поскольку налоговое законодательство очень изменчиво. При осуществлении налогового планирования организация создает определенную схему, в соответствии с которой она планирует осуществлять финансово-хозяйственную деятельность. Основная задача организации при этом состоит в том, чтобы правильно применить и сгруппировать используемые инструменты налогового планирования с целью построения системы, позволяющей реализовать задачи налогового планирования наилучшим образом. Схема налогового планирования представляет собой оптимальную структуру организации хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта, выработанную с учетом соответствующих требований законодательства в качестве варианта оптимизации налогообложения согласно поставленным целям. При осуществлении налогового планирования необходимо учитывать вероятность изменений в налоговом законодательстве, которые могут быть связаны с тенденциями в развитии налоговой политики, установлением новых форм и режимов налогообложения, корректировок налоговых ставок, отменой налоговых льгот и т.д. Оценка этой вероятности должна производиться на основе имеющейся информации с учетом существующих тенденций налоговой теории и политики.

Таким образом, налоговое планирование - это активные действия налогоплательщика по уменьшению налоговых платежей. Основными понятиями налогового планирования являются оптимизация налогов и минимизация налогов.

Сущность налогового планирования основана на законном праве и заключается в том, что каждый налогоплательщик имеет возможность использовать допустимые законом средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно определить как планирование финансово-хозяйственной деятельности организации с целью минимизации налоговых платежей. Как известно, налоговые льготы не могут быть индивидуально направленными, носить адресный характер, а применяться в финансово-хозяйственной деятельности широкого круга хозяйствующих субъектов. Налоговая оптимизация же является более широким понятием и включает в себя кроме применения льгот и минимизацию налогообложения.

Основными целями налогового планирования являются:

  • оптимизация налоговых платежей;
  • минимизация налоговых потерь по конкретному налогу или по совокупности налогов;
  • увеличение объема оборотных средств предприятия и, как результат, повышение реальных возможностей для дальнейшего развития организации и повышения эффективности ее работы.

За счет облегчения налогового бремени путем изыскания наиболее рациональных способов снижения налоговых обязательств организации получают дополнительные возможности для максимального увеличения доходности финансово-хозяйственной деятельности и дальнейшего эффективного развития производства.

При осуществлении налогового планирования должны соблюдаться принципы налогового планирования, которые представляют собой основные правила, лежащие в основе налогового планирования.

Базовые принципы налогового планирования следующие:

  • принцип законности - при осуществлении налогового планирования должны соблюдаться все нормы действующего законодательства;
  • принцип выгодности - при осуществлении налогового планирования в организации должны быть снижены налоговые обязательства;
  • принцип реальности и эффективности - те или иные инструменты планирования должны быть применимы к данному предприятию;
  • принцип альтернативности - при осуществлении налогового планирования должно рассматриваться несколько альтернатив, из которых в дальнейшем будет выбран наиболее оптимальный для данной организации;
  • принцип оперативности - в условиях изменения законодательства корректировка налогового планирования должна осуществляться в кратчайшие сроки;
  • принцип понятности и обоснованности - схема налогового планирования должна быть читаема и соответствовать законодательству.

Этапы и фазы налогового планирования. Налоговое планирование различается в зависимости от того, действующая это организация или вновь создаваемая. Для вновь создаваемой организации учредители рассматривают варианты и принимают решение о выборе места расположения организации, ее организационно-правовой формы, направлений деятельности и др.

В соответствии с избранным профилем деятельности принимается решение о выборе наиболее выгодного с налоговой точки зрения места расположения самой организации и ее управляющих органов (производства, цеха, конторы и т.п.), а также филиалов и дочерних компаний. При этом учитываются особенности налогового режима, предоставляемого местным законодательством юридическим лицам в зависимости от организационно-правовой формы юридического лица. Очевидно, что налоговые обязательства организации определяются не только тем, в какой налоговой юрисдикции она расположена и ведет предпринимательскую деятельность, но и налоговым режимом распределения получаемой им прибыли.

Как следует из вышеизложенного, налоговое планирование должно начинаться в рамках бизнес-плана еще до регистрации организации как таковой, поскольку даже на выбор организационно-правовой формы предпринимательства оказывает влияние налоговая система. С момента регистрации организации в налоговых органах вопросы налогообложения становятся составной частью практически каждого проекта, каждой сделки, так как даже форма договора влияет на сумму налоговых платежей.

В зависимости от характера и масштабов задач, решаемых руководством, налоговое планирование можно подразделить на текущее (тактическое) и перспективное (стратегическое).

Текущее, или тактическое, налоговое планирование играет важную роль в текущей деятельности, поскольку от его эффективности зависит достижение конечного результата налогового планирования - минимизация налоговых обязательств организации при данном объеме продаж. К тактическому налоговому планированию относятся планирование сделок, реагирование на налоговые нововведения и т.п. Тактическое налоговое планирование ограничено вопросами текущего года и призвано использовать налоговые льготы и пробелы в законодательстве, учитывать изменения и дополнения в нем.

К сфере стратегического налогового планирования относятся прежде всего вопросы размещения и выбора организационно-правовой формы юридического лица, реорганизации юридических лиц, выбора амортизационной политики. Стратегическое налоговое планирование определяет долговременный курс организации в области легального снижения налоговых расходов.

Как уже говорилось ранее, способов налоговой оптимизации очень много, поэтому представим их классификацию.

Область предпринимаемых мер:

  • метод в пределах одной операции;
  • вся предпринимательская деятельность организации или вид гражданско-правовых обязательств.

Согласно применяемым способам:

  • разработка приказа об учетной политике;
  • замена правоотношений;
  • изменение количественных характеристик;
  • применение льгот и освобождений.

Период действия налоговой оптимизации:

  • стратегическая налоговая оптимизация;
  • налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций.

Стратегическая налоговая оптимизация подразумевает следующие

действия:

  • обзор проектов нормативных правовых актов;
  • обзор судебной налоговой практики;
  • прогноз возможного развития событий;
  • разработка схем управления финансовыми, товарными, документарными и информационными потоками;
  • составление графика исполнения налоговых обязательств;
  • прогноз эффективности применяемых способов налоговой оптимизации;
  • оценка риска применяемых способов;
  • проработка возможных неблагоприятных последствий оптимизации.

Налоговая оптимизация отдельных хозяйственных операций осуществляется путем выбора:

  • оптимального вида гражданско-правового договора, подлежащего заключению;
  • определения условий договора, установления порядка совершения конкретных действий в ходе осуществления хозяйственной операции (передачи имущества, оплаты товара и т.д.).

Оперативное налоговое планирование базисно может состоять:

  • из составления еженедельных прогнозов налоговых выплат по планируемым сделкам;
  • составления графика соответствия исполнения налоговых обязательств с изменением активов компании;
  • анализа результатов налоговых новаций.

Действующее налоговое законодательство предоставляет хозяйствующим субъектам ряд возможностей для практической реализации налогового планирования. Инструменты налогового планирования - налоговые льготы, специальные налоговые режимы, зоны льготного налогообложения на территории Российской Федерации и за рубежом, соглашения об избежание двойного налогообложения и т.д., позволяющие практически реализовать предусмотренные законодательством наиболее выгодные с позиций возникающих налоговых последствий условия хозяйствования.

Укрупненно, в качестве основных инструментов налогового планирования, можно выделить следующие группы:

Налоговая оптимизация (легальное уменьшение налогов) - это уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих в себя полное использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. Другими словами, это организация деятельности предприятия, при которой налоговые платежи сводятся к минимуму на законных основаниях, без нарушения норм налогового и уголовного законодательства. Данные способы, с юридической точки зрения, не предполагают нарушения законных интересов бюджета.

Итак, мы можем выделить главное отличие налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов. В данном случае налогоплательщик использует разрешенные или не запрещенные законодательством способы уменьшения налоговых платежей, т.е. не нарушает законодательство. В связи с этим такие действия плательщика не являются налоговым преступлением или правонарушением и, следовательно, не влекут неблагоприятных последствий для налогоплательщика, таких как доначисление налогов, а также взыскания пени и налоговых санкций.

Зачастую предприятие, в силу неопытности бухгалтера, осуществляет за счет своей чистой прибыли какие-либо затраты, которые в соответствии с установленным порядком подлежат включению в расходы, учитываемые при исчислении прибыли, или предприятие не пользуется предоставленной льготой, использует повышенную ставку налога и т.д. Работа квалифицированных специалистов, привлеченных предприятием, к примеру, аудиторов, устраняет вышеуказанные негативные моменты, что, естественно, приводит к снижению налоговых выплат в бюджет, но основания такого снижения абсолютно законны.

Уменьшение налогов в любом виде, будь то уклонение от уплаты налогов или налоговая оптимизация (налоговая минимизация), вызывает активное и жесткое противодействие государства в лице его фискальных и правоохранительных органов. Естественно, от того, каким способом осуществляется уменьшение налоговых платежей, зависит и ответная реакция государства. В лучшем случае вы можете столкнуться с откровенным неодобрением вашей «налоговой политики» (при налоговой оптимизации), в худшем - возможно применение всего репрессивного механизма в виде доначисления налогов, начисления пени и наложения санкций вплоть до уголовной ответственности (при уклонении от налогов). Ошибки налогоплательщика, а также недооценка возможностей налоговых органов могут привести вместо налоговой экономии к огромным финансовым потерям, банкротству или лишению свободы.

Главным и единственным критерием отличия налоговой оптимизации от уклонения от уплаты налогов является наличие или отсутствие в действиях налогоплательщика нарушения действующих норм права и умысла. В случае наличия такого нарушения действия налогоплательщика могут повлечь в зависимости от конкретных обстоятельств уголовную или налоговую ответственность. Налоговая оптимизация в отличие от уклонения от уплаты налогов, будучи основанной на законе, ответственности повлечь не может.

Рис. 4.2.

При всей кажущейся простоте указанного критерия для правильного определения того, являются действия налогоплательщика правомерными или нет, требуется учитывать сразу нескольких моментов.

Действующее законодательство Российской Федерации и правоприменительная практика исходят из приоритета содержания правоотношений над формой. Так, если заключение одного вида договора является для налогоплательщика предпочтительным с точки зрения налогообложения по сравнению с другим видом договора, недостаточно просто оформить данный договор соответствующим образом. Существо отношений сторон должно соответствовать виду заключаемого договора. Например, если по договору на проведение ремонтных работ фактически выполняются работы по реконструкции и модернизации, то для целей налогообложения соответствующие расходы признаются расходами на реконструкцию и модернизацию и увеличивают стоимость амортизируемого имущества, а не относятся на расходы единовременно как расходы на проведение ремонта. Учет для целей налогообложения произведенных расходов как расходов на ремонт будет являться неправомерным и должен признаваться не налоговой оптимизацией, а уклонением от уплаты налогов.

Совершаемые налогоплательщиком гражданско-правовые сделки правомерны только в том случае, если целью совершения указанных действий является наступление последствий гражданско-правового характера, поскольку согласно ст. 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. В соответствии со ст. 170 ГК РФ мнимая сделка, т.е. сделка, совершенная лишь для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, ничтожна. В связи с этим сделка, заключенная с единственной целью создать налоговые последствия без цели создания соответствующих данной сделке гражданско-правовых последствий, является недействительной. Конечно, вопрос о доказывании в каждом конкретном случае того, что сторонами руководило при заключении сделки единственное желание снизить налоговые платежи без намерения создать какие-либо гражданско-правовые последствия, является чрезвычайно сложным. Тем не менее, анализировать цели заключаемой сделки необходимо. Простой пример в данном случае привести невозможно, поскольку анализ цели сделки требует учета многочисленных конкретных обстоятельств рассматриваемой ситуации. В качестве иллюстрации можно рассмотреть случай, когда торговое предприятие заключает договор с посредником, осуществляющим по поручению и за счет этого предприятия продажу товаров лицам, которые и ранее являлись его клиентами. При этом перечень фактических действий, совершаемых торговым предприятием, нисколько не изменился по сравнению с тем, который имел место до заключения договора с посредником, т.е. торговое предприятие по-прежнему осуществляет доставку товара до покупателей, оформляет документы на куплю-продажу и т.д. В данной ситуации налоговым органом может быть доказано, что единственной целью заключенной сделки является отнесение на расходы, уменьшающие налогооблагаемую прибыль торгового предприятия, вознаграждения посредника.

Действия налогоплательщика не должны противоречить нормам законодательства. Юридическая составляющая принимаемых нормативных правовых актов порой оставляет желать лучшего, вследствие чего возникают пробелы в правовом регулировании, разнообразные «лазейки» в налоговом законодательстве, используемые налогоплательщиками в целях снижения суммы уплачиваемых налогов. Известно также, что налоговые органы отслеживают факты использования налогоплательщиками ошибок законодателя, следствием чего становятся издание подзаконных разъяснений (писем, обзоров) о неправомерности соответствующих действий, а зачастую и внесение изменений в нормативные правовые акты задним числом. В результате, при формальной правоте налогоплательщика, на момент совершения действий по налоговой оптимизации экономический эффект от таких действий становится нулевым или даже отрицательным. С учетом высоких расходов на судебные споры либо перерасчета размера налоговых обязательств налогоплательщика после внесения изменений в правовые акты.

Таким образом, при оценке правовой основы той или иной схемы налоговой оптимизации целесообразно оценивать, на что была направлена действительная воля законодателя, и исходить именно из нее. Безусловно, такой подход основан не на строгом понятии правомерности или неправомерности. Поскольку в случае пробела в законодательстве действия налогоплательщика должны признаваться правомерными. Поскольку, в соответствии с и. 7 ст. 3 НК РФ, все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика. Отмечаем, что

уменьшение налогов требует соответствующих комплексных и специальных познаний в области права, бухгалтерского учета и финансов. Данное требование обусловлено тем, что грань между легальным уменьшением налогов, когда экономический эффект в виде экономии на налогах достигается с использованием законных способов, и уклонением от уплаты налогов, т.е. уменьшением размера налоговых платежей с нарушением налогового законодательства, очень тонкая. Преступив практически невидимую черту законности, предприниматель оказывается один на один с государством в лице налоговой инспекции и соответствующих подразделений органов внутренних дел. Как правило, вмешательство данных органов и выявление в действиях налогоплательщика при уменьшении налогов состава правонарушения (преступления) приводит к неблагоприятным последствиям для налогоплательщика в виде имущественных или личных лишений.

Сегодня каждая организация стремится увеличить поступление доходов и оптимизировать налоговые отчисления в бюджет. В связи с этим возрастает значение планирования и прогнозирования как фактора экономического роста финансово-хозяйственной деятельности организации.

Основная задача налогового планирования — определить объемы налоговых отчислений на краткосрочный и долгосрочный периоды на основе прогнозируемых расчетов доходов и расходов организации. Главным документом, в котором отражаются результаты планирования налоговых обязательств, является налоговый бюджет.

ФОРМИРОВАНИЕ НАЛОГОВОГО БЮДЖЕТА ОРГАНИЗАЦИИ

Формирование бюджета налогов является достаточно трудоемкой процедурой. Она требует взаимодействия нескольких служб: бухгалтерской, планово-экономической и финансовой и зависит от многих параметров (например, от учетной политики организации в области управленческого и налогового учета).

Представим порядок формирования налогового бюджета организации:

1. Определение совокупности исчисляемых организацией налогов.

2. Расчет налоговой базы по каждому из планируемых налогов на основании финансовых показателей организации.

3. Расчет суммы налогов, подлежащих перечислению в бюджет (годовой объем с разбивкой по кварталам).

4. Определение сроков перечисления налогов, составление графика платежей.

5. Консолидация плановых показателей бюджета налогов в таблицу.

6. Анализ плановых расчетных данных по каждому виду налога.

7. Определение комплекса мероприятий, направленных на оптимизацию налогов.

Указанный порядок является составной частью мероприятий, связанных с формированием общего бюджета организации.

Налоговый бюджет планируют на основании:

  • принятой в организации налоговой и учетной политики;
  • метода начисления амортизации на объекты основных средств;
  • данных бухгалтерского учета;
  • расчета налогооблагаемых баз.

В зависимости от периодов бюджет налогов можно формировать следующим образом:

  • годовой бюджет — до начала декабря года, предшествующего планируемому финансовому году;
  • квартальный бюджет — до 1-го числа третьего месяца предшествующего квартала;
  • месячный бюджет — до 20-числа предшествующего месяца.

Перед тем как сформировать бюджет налогов, нужно:

  • определить систему налогообложения (общая, упрощенная, налог на вмененный доход) в зависимости от формы собственности и вида деятельности;
  • провести анализ налогооблагаемых объектов;
  • определить, является ли организация налогоплательщиком по каждому из установленных законодательством налогов;
  • определить, попадают ли имущество и хозяйственные операции под налогообложение конкретным налогом;
  • определить ставки по каждому налогу на основании налогового законодательства;
  • установить, полагаются ли льготы по уплате определенных видов налогов, какая статья Налогового кодекса РФ (далее — НК РФ) дает обоснование на применение льгот, что нужно предпринять для получения льготы;
  • узнать, имеются ли вычеты (если они есть, определить их размеры).

Чтобы составить план налогового бюджета, финансово-экономическому структурному подразделению потребуются следующие финансовые показатели организации :

  1. Смета доходов и расходов на предстоящий финансовый год.
  2. Бюджет закупок материально-производственных запасов.
  3. Смета расходования материалов.
  4. Бюджет расходов на оплату труда работников организации.
  5. Бюджет социальных выплат.
  6. Остаточная стоимость основных средств.

Для планирования налоговой базы нужны следующие документы (табл. 1).

Таблица 1. Документы, необходимые для планирования налоговой базы

Налог

Налоговая база

Документы

Налог на доходы физических лиц

Сумма выплат физическому лицу

Бюджет расходов на оплату труда

Налог на прибыль

Налогооблагаемая прибыль

Бюджет доходов и расходов

Налог на добавленную стоимость

Добавленная стоимость

Бюджет доходов и расходов, бюджет движения денежных средств, бюджет инвестиций

Налог на имущество организаций

Среднегодовая стоимость имущества

Прогнозный баланс

Транспортный налог

Мощность используемых транспортных средств

Технические паспорта автомобилей

Структура налогов , исчисляемых в организации, зависит от выбранной системы налогообложения. Рассмотрим формирование бюджета налогов в организации здравоохранения, которая применяет общую систему налогообложения (ОСНО).

С. С. Велижанская, заместитель главного бухгалтера

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

Дело обманутого дольщика: как взыскать ущерб

Обманутые дольщики в поисках защиты и правды часто обращаются к нам. Уже несколько лет мы помогаем им возмещать имущественный ущерб и моральный вред. Ведь тысячи людей страдают от недобросовестности застройщиков: несут убытки из-за срыва сроков сдачи домов, необходимости искать альтернативные варианты для проживания в ожидании своих квартир.

Расскажем о деле, в котором юристу предстояло отстоять интересы клиента в споре с крупным застройщиком московского региона. В 2015 году наш клиент заключил договор долевого участия, согласно условиям которого в октябре 2016 года дольщик должен был получить ключи. Но этого не случилось. И не случалось еще очень долго, застройщик существенно затянул сроки. Застройщик направил в адрес дольщика допсоглашение, в котором указал иной срок сдачи объекта. Но наш клиент не согласился с изменениями и передал застройщику уведомление об одностороннем отказе от исполнения договора и расторжении договора долевого участия с требованием взыскать

  • сумму, уплаченную по ДДУ,
  • и проценты за пользование чужими денежными средствами.

Однако застройщик требований дольщика не выполнил. Тогда с помощью юриста компании клиент решил защитить свои интересы в судебном порядке. Мы подготовили процессуальные документы, доказательственную базу и выступили в суде в отсутствие нашего клиента. В результате грамотной подготовки нам удалось взыскать, помимо цены договора ДДУ и процентов,

  • штраф, предусмотренный законом о защите прав потребителей,
  • компенсацию морального вреда,
  • а также расходы на услуги представителя.

Если вы тоже нуждаетесь в помощи юриста по недвижимости, обращайтесь в «Мой Семейный Юрист» - .

Дело о борьбе за метры. Разрыв отношений и квартира

Хорошее дело браком не назовут. Даже гражданским. Часто совместное проживание без регистрации брака приводит к тому, что люди не могут разделить имущество, приобретенное за года почти семейного счастья. Имущественные отношения лиц, проживающих совместно, но не состоящих в браке, регулируются нормами Гражданского кодекса РФ о создании общей собственности (ст.244, 245 ГК РФ).

В компанию обратился человек, который десять лет жил с женщиной и ее ребенком. Он продал свою квартиру, чтобы купить для своей новой семьи другую, побольше. Спустя десять лет, когда женщина подала в суд иск о признании ответчика утратившим право пользования жилым помещением и снятии с регистрационного учета, оказалось, что «вселение ответчика в квартиру носило временный характер, и членом семьи он не являлся». Дескать пустила переночевать. Юрист нашей компании составил встречный иск о признании за ним права собственности на ½ долю в праве общей собственности на квартиру. Истица, конечно же, заявила о пропуске срока исковой давности (три года), но было установлено, что фактически пара проживала вместе до 2016 года, и о том, что права мужчины нарушены, он узнал не так давно.

Кроме того, судом установлено, что ответчик вложил личные средства в покупку квартиры, из которой его выселяет бывшая благоверная (причем сумма больше той, что внесла она). Ради этого он продал свою однокомнатную квартиру, другого жилья не имеет. Следовательно, лишить его права на спорную квартиру = лишить жилища. А это идет вразрез с ч. 1 ст. 40 конституции РФ и ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Утверждение истца о том, что их отношения с клиентом компании нельзя считать фактически брачными, неправда. Это было доказано, благодаря показаниям свидетелей. Таким образом, суд отклонил требования истца и удовлетворил встречный иск клиента нашей компании частично. Самое главное – он получил право собственности на ½ квартиры.

Недавно в СМИ прошла новость о законодательной инициативе в сфере семейно-брачных отношений. Предлагается приравнять имущественные отношения сожителей, если они живут вместе пять лет (при наличии общего ребенка – два года), к супружеским. То есть имущество будет считаться совместно нажитым, делиться, как при разводе... Юристы скептически оценивают законопроект, но, когда сталкиваешься с подобными делами, то кажется, что есть резон.

Оспаривание отцовства: доказать суду непричастность

По общему правилу, родители, состоящие в браке, записываются в органах ЗАГСа матерью и отцом ребенка по заявлению любого из них. Когда ребенок рождается вне брака, то процесс немного сложнее. Мать должна обратиться с заявлением записать в качестве одного родителя ее, отец в свою очередь подать заявление от своего имени. запись об отце ребенка может быть также поставлена на основании заявления обоих родителей.

В компанию обратился гражданин, которых согласно записям книги рождений, является отцом двоих детей. Но в действительности он не отец, и не знал об этом в момент регистрации. Это важная деталь, ведь в силу п.2. ст.51 Семейного кодекса РФ иск об оспаривании отцовства не может быть удовлетворен, если в момент записи лицу было известно, что оно фактически не является отцом ребенка.

Запись родителей в книге записей о рождении может быть оспорена только в судебном порядке, поэтому юрист компании подготовил соответствующее исковое заявление. В ходе процесса мать подтвердила, что истец не является биологическим отцом ее дочерей. В период брака она изменяла супругу, на генетическую экспертизу не явилась. На основании п. 3 ст. 79 ГПК РФ и постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.05.2017 года № 16 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел, связанных с установлением происхождения детей», если сторона уклоняется от проведения экспертизы, не предоставляет необходимое для ее проведения (материалы, документы, сведения), а без участия этой стороны провести экспертизу невозможно, суд на свое усмотрение может признать факт установленным или опровергнутым.

Учитывая обстоятельства дела, показания сторон и прочие доказательства, суд удовлетворил требования клиента компании. Из актов записей о рождении двоих детей сведения об отце исключены.

Взыскать миллион рублей: что бывает за неисполнение договора

В компанию обратился человек, пострадавший от недобросовестности компании, нарушившей обязательства по доставке товара. Клиент компании приобрел мебель на сумму более 10000 евро и полностью оплатил ее. Продавец должен был привезти покупку в течение 100 календарных дней с момента получения денег, однако не сделал этого. В итоге товар был доставлен позже оговоренного срока на 198 дней!

Покупатель написал претензию, но ответа на нее не получил. Таким образом, одна из сторон договора причинила своими действиями ущерб другой стороне и не исправила ситуацию, вовремя прореагировав на претензию. Человеку ничего не оставалось, как взыскивать ущерб через суд. Так, он обратился сначала в «Мой Семейный Юрист», специалист помог разобраться в ситуации, сделал расчет неустойки, штрафа и подготовил документы для суда. Ответчик в суд не явился, и решение по делу было вынесено заочно. В соответствии со ст.454 ГК РФ по договору купли-продажи одна из сторон (покупатель) должен оплатить приобретаемую вещь, а другая сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность. При этом товар должен соответствовать предъявляемым к ней требованиям, соответствовать целям, для которых он обычно используется, согласно ст. 4 Закона РФ от 07.02.1992 года №2300-1 «О защите прав потребителей».

Так как продавец не выполнил обязанности по доставке товара (то есть не передал его покупателю), то в силу п. 3 ст. 23.1 Закона РФ «О защите прав потребителей» нарушение сроков карается выплатой неустойки за каждый день просрочки в размере половины процента от суммы оплаты товара. За то, что продавец добровольно не удовлетворил требования истца, также был взыскан штраф в размере 50% от суммы, присужденной судом, и моральный вред. Так, с помощью квалифицированного юриста гражданин смог отсудить более 1 млн. рублей!

Введение…………………….………………………………………………….3

1. Методы внутрифирменного планирования…………….………………7

2. Учетная политика предприятия и налоговое планирование…………14

3. Налоговое планирование: отечественный и зарубежный опыт……...18

Заключение………………………………………………………………….22

Список используемой литературы…………………………………………....24


Введение

Сущность налогового планирования заключается в признании за каждым налогоплательщиком права использовать все допустимые за­конами средства, приемы и способы для максимального сокращения своих налоговых обязательств. Налоговое планирование можно опре­делить как организацию деятельности хозяйственных объектов с це­лью минимизации налоговых обязательств без нарушения буквы и духа закона. В основе налогового планирования лежит максималь­но полное и правильное использование всех разрешенных законом льгот, оценка позиции налоговой администрации и основных на­правлений налоговой и инвестиционной политики государства.

Как правило, какая-либо деловая или коммерческая цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными. Целью налогового планирования является выбор такого пути, при котором налоговые платежи были бы ми­нимальными. Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов. Вместе с тем начисление и уплата налогов функционально не связаны с производством, налоги представляют собой во всех случаях простой вычет из доходов предпринимателя, которого он, естественно, желает избежать.

Этого можно добиться двумя путями:

1) используя все легальные возможности снижения своих налоговых платежей и перестраивая свою деятельность таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обязательства были минимальными;

2) пытаясь скрыть свою деятельность и свои доходы от налоговых властей, не ос­танавливаясь перед искажением налоговой отчетности и пред­ставлением ложных данных о своих действиях и доходах.

Первый, легальный путь называется избежанием налогов.Он может вызывать недовольство властей, но он находится под защитой закона, хотя в некоторых "пограничных" случаях ис­ход конфликта с налоговыми органами не может быть спрогнозирован с полной уверенностью. Второй путь связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов. К налоговому планированию он имеет отноше­ние только в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нарушений и готов нести ответственность.

Следует подчеркнуть, что любые законы, регулирующие функционирование рыночной экономики, в том числе и на­логовые, предусматривают, что они могут нарушаться пред­принимателями и что последние должны нести за это ответ­ственность.

Важно и абсолютно необходимо для нормального коммер­ческого оборота, чтобы потери всех лиц, пострадавших от та­кого нарушения, были полностью и в адекватной форме ком­пенсированы за счет средств нарушителя. Таким образом, если какого-то нарушения нельзя избежать, надо заранее преду­смотреть все возможные последствия и быть готовым нести со­ответствующие расходы.

Необходимость налогового планирования заложена в самом современном налоговом законодательстве, которое предусмат­ривает разные налоговые режимы для разных ситуаций, допус­кает различные методы для исчисления налоговой базы и пред­лагает налогоплательщикам различные налоговые льготы, если они будут действовать в желательных властям направлениях и одобренными ими методами. В прошлом, когда были распро­странены в основном подушевые налоги и акцизы, исчисляе­мые в твердых ставках с объекта обложения, необходимость в налоговом планировании, очевидно, не возникала. От сборщика налогов можно было только спрятаться. Нельзя было уменьшить налога путем внесения каких-то корректив в свою деятельность. В наше время налоги играют роль не только кну­та, но и пряника (нередки даже случаи возврата ранее уплачен­ных налогов), которым государство стремится привлечь нало­гоплательщиков к деятельности в льготируемых секторах и в желательных властям формах. Изучая и используя появившиеся возможности, а значит и планируя свои будущие налоговые платежи, налогоплательщик делает лишь то, чего от него ждет правительство.

Вместе с тем не следует забывать, что планирование нало­гов связано с определенными затратами, иногда значительны­ми: на приобретение литературы о налогах, консультирование, переориентирование финансовых потоков, регистрацию новых фирм и другие меры, которые необходимо предпринимать в целях экономии налогов. Поэтому выгоду от налогового плани­рования, т.е. средства, сэкономленные на налогах, всегда следует сравнивать с затратами, которых оно требует, и если чистый эффект окажется невелик, то, видимо, нет смысла вовлекаться в сложные схемы и реорганизации. Кроме того, цели налого­вого планирования могут вступать в противоречие с общеком­мерческими приоритетами предприятия. Например, предпри­ятию в момент нового выпуска акций удобнее показать высокую прибыль, что повысит привлекательность акций для инвесторов и позволит получить дополнительный доход в виде курсовой надбавки (но тогда с высокой прибыли придется платить и по­вышенный налог).

Разумеется, мелкие и крупные фирмы располагают раз­ными возможностями для налогового планирования. Многона­циональные корпорации и концерны обычно содержат специ­альные службы налогового планирования, которые подчи­няются непосредственно одному из первых вице-президентов корпорации.

Наконец, необходимость налогового планирования в ре­шающей степени зависит от тяжести налогового бремени в той или иной стране. Если налоговое бремя в стране не пре­вывшает 10 - 15% ВНП (или общего чистого дохо­да, если применить этот критерий к отдельному предприятию или предпринимателю), то потребность в налоговом планирова­нии минимальна, а мелким предпринимателям лучше вообще не забивать себе голову этими вопросами.


1. Методы внутрифирменного планирования.

Налоговое планирование представляет собой неотъемлемую со­ставную часть управленческой деятельности. Налоговые платежи для любого физического и юридического лица - одна из самых больших статей расходов, поэтому налоговое планирование так же способству­ет повышению рентабельности бизнеса, как сокращение издержек производства, транспортировки, хранения, сбыта. Поэтому его мож­но отнести к планированию расходов. Для предприятия эти расходы
близки к накладным, т.е. расходам, увеличивающим издержки произ­водителя и снижающим уровень чистого дохода. Уменьшение налоговых выплат, таким образом, для предприятия равноценно снижению издержек или увеличению доходности.

Налоговое планирование подразделяется на планирование в рамках одного предприятия (корпоративное налоговое планирование) и на налоговое планирование в рамках системы (группы) предприятий.

К основным видам деятельности по налоговому планированию относятся:

Сбор и систематизация информации по проблемам налогообложения (мониторинг налогового законодательства);

Текущее налоговое планирование и текущий контроль за вы­полнением налоговых обязательств;

Экспертиза экономических проектов, планов и управленческих решений с точки зрения налогового законодательства;

Разработка и осуществление мероприятий по оптимизации налоговых обязательств в соответствии с изменениями национального законодательства или норм международного налогового права.

В качестве основных инструментов налогового планирования можно выделить следующие:

1. Налоговые льготы, предусмотренные налоговым законодательством (например, льготы по налогу на имущество организаций, работниками которых являются инвалиды, если их численность составляет более 50%).

2. Оптимальная с позиций налоговых последствий форма договорных отношений (например, реализация продукции самостоятельно или через комиссионера; производство готовой продукции из собственного сырья или из давальческого сырья).

3. Цены сделок (например, увеличение покупных или снижение продажных цен по сделкам с контрагентами).

4. Отдельные элементы налогообложения (например, дифференциация налоговых ставок по прибыли (доходу) у индивидуальных предпринимателей и у юридических лиц).

5. Специальные налоговые режимы, предусмотренные ст.18 Налогового кодекса Российской Федерации (НК РФ), и особые системы налогообложения (например, упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, единый налог на вмененный доход).

6. Льготы, предусмотренные соглашениями об избежании двойного налогообложения и иными международными договорами и соглашениями (например, взаимодействие в своей коммерческой деятельности фирм, зарегистрированных в иностранных государствах и имеющих режим льготного налогообложения).

7. Элементы бухгалтерского учета в целях налогообложения, учетная политика в целях налогообложения (например, метод определения выручки от реализации "по оплате" или "по отгрузке", оценка материально-производственных запасов и расчет их фактической себестоимости при списании в производство, порядок переоценки основных средств, наличие или отсутствие резервов предстоящих расходов и платежей).

Эффективная система налогового планирования для предприятия не может ограничиваться только кругом налоговых обязательств это­го конкретного предприятия. Любой экономический агент в современных условиях представляет собой отдельное звено в длинной цепи экономических отношений. У каждого предприятия всегда есть как продавцы, поставщики, подрядчики, так и покупатели, заказчики, клиенты. Учет налоговых обязательств и проблем контрагентов явля­ется обязательным условием выработки конкурентоспособных пред­ложений. Налоговое планирование любого лица должно осуществ­ляться с учетом предоставления максимально благоприятных усло­вий для деловых партнеров.

Новое на сайте

>

Самое популярное