Домой Сбербанк Трудовые ресурсы занятость населения. Трудовые ресурсы и занятость населения

Трудовые ресурсы занятость населения. Трудовые ресурсы и занятость населения


К трудовым ресурсам относится та часть населения, которая достигла трудоспособного возраста, в каждой стране определяемого законодательно (в США, России, Украине - 16-60 лет, в Канаде - 15-66, в Мексике и Португалии - 12-65). Во многих странах, особенно развивающихся, пенсионный возраст вообще не определен, поскольку отсутствует пенсионное обеспечение. В международной статистике трудоспособным принято считать население в возрасте от 15 до 65 лет.
На практике во многих странах мира используется понятие «рабочая сила» - все работающие (экономически активное население) и те, кто имеет желание работать (зарегистрированные на бирже труда безработные). Из-за неопределенности статуса безработного и сложности расчетов для сельской местности понятие «рабочая сила» не полностью соответствует своему значению, поэтому используют более конкретное - трудовые ресурсы. К трудовым ресурсам относятся все люди, достигшие трудоспособного возраста (кроме инвалидов), и работающие, в возрасте старше и моложе определенного возрастного барьера. По статистике ООН трудоспособный контингент составляет приблизительно 65% населения мира.
Часть трудовых ресурсов, непосредственно привлеченная в общественное производство на данное время, составляет экономически активное (занятое) население. На него приходится в мире почти 3/4 трудовых ресурсов. Не задействованная в общественном производстве часть трудовых ресурсов относится к безработным. Уровень безработицы изменяется во времени и неодинаков в разных странах. Он зависит от уровня развития экономики страны, характеризует в определенной степени уровень жизни населения и является одним из важных социально-экономических показателей. Безработица охватывает прежде всего специализированные районы, являющиеся наиболее чувствительными в кризисных ситуациях. Чем разнообразнее сферы приложения труда, тем меньше риск безработицы.
Структура занятости отражает структуру хозяйства страны, уровень развития отдельных отраслей, особенности структуры хозяйства поселений. В развитых странах занятость в промышленности составляет 25-40%, а количество занятых в сельском хозяйстве постоянно уменьшается. В то же время до 50% и более возрастает количество занятых в обслуживании, где представлены не только такие традиционные виды деятельности, как торговля, образование, здравоохранение и отдых, но и финансово-банковская, информационная и прочие виды деятельности. В развивающихся странах около половины населения занято в аграрном секторе экономики. Доля занятых в промышленности здесь не превышает 15%. Значительный процент составляют занятые в сфере обслуживания, преимущественно в торговле и сфере бытовых услуг. В постсоциалистических странах основная часть населения занята в материальном производстве (почти 40% - в промышленности и 20% - в сельском хозяйстве). На отрасли обслуживания приходится около 30%, причем 2/3 из них заняты в образовании, здравоохранении, культуре. Таким образом, прослеживается закономерная связь между структурой занятости, структурой производства и типом страны {рис. 17). По динамике отраслевой структуры занятости можно проследить изменения в отраслевой структуре хозяйства отдельной страны.
В постиндустриальных и высокоиндустриальных странах значительное развитие получили отрасли обслуживания в сочетании с высокотехнологической промышленностью. Чем выше уровень хозяйственного развития страны, тем большая часть населения занята в сфере обслуживания. Этот общий баланс отраслевой структуры занятости может иметь вариации, связанные с национальными традициями, политическими или социально- экономическими условиями определенного времени. Например, в небольших островных странах (Сейшельские острова, Барбадос, Гренада и др.), специализирующихся в сфере международного туризма, индустрия туризма является базовой отраслью экономики, поэтому занятость здесь распределяется между сферой обслуживания и сельским хозяйством как традиционной сферой занятости.
На современном этапе развития мировой экономики большинство новых рабочих мест создается именно в отраслях обслуживания - в финансовой, информационной, туристической, транспортной, в сфере связи и компьютерного обслуживания и т. п. Эта сфера приложения труда более гибкая в отношении организации производства и привлекательна для определенных категорий занятых. Например для женщин, имеющих детей, приемлемым может быть гибкий график работы, распространенный именно в отраслях обслуживания, где есть возможность работать неполный рабочий день или неделю либо брать работу на дом.
В целом пока что в мире занятость женщин почти вдвое меньше, чем занятость мужчин, и это является значительной проблемой. Более высокие показатели занятости женщин в высокоразвитых странах и странах переходной экономики, возрастает она в Китае и странах Латинской Америки.

Изменение характера труда в сторону технологически более сложного порождает проблему качества трудовых ресурсов. Современное производство, насыщенное техникой, требует не просто рабочих рук, способных выполнять определенные трудовые операции в определенной последовательности, а, прежде всего, «голов», способных понять сложность процесса, овладевать новой техникой и постоянно меняющимися технологиями. Ключевыми при этом являются вопросы здоровья, уровня образования и профессиональной подготовки (рис. 18). Именно эти проблемы рассматриваются ООН как основные при определении уровня развития человеческого потенциала (индекс человеческого развития), характеризующего качество жизни населения стран и регионов. При вычислении индекса человеческого развития учитывают ожидаемую продолжительность жизни, достигнутый уровень образования (письменности) и уровень жизни. Ожидаемая продолжительность жизни зависит от доступности медицинского обслуживания, доброкачественной воды, наличия санитарной защиты и калорийной пищи; уровень образования - это не только уровень письменности взрослого населения, но и количество студентов, то есть уровень будущей профессиональной подготовки, возможность получить высшее образование, уровень потребления информационных услуг.

Низкие показатели качества жизни в странах Африки южнее Сахары и странах Южной Азии свидетельствуют о значительных проблемах этих регионов не только сегодня, но и в будущем, а рост показателя человеческого развития в странах Юго-Восточной Азии и Латинской Америки, наоборот, - о значительных социально-экономических сдвигах в этих странах. При всех социально-экономических проблемах общественной перестройки в странах Центральной и Восточной Европы показатель развития человеческого потенциала здесь достаточно высок, что позволяет делать оптимистический прогноз.

? 1. Раскройте значение понятия «трудовые ресурсы».
2. На конкретных примерах стран разного типа охарактеризуйте проблемы безработицы. Чем отличается структура занятости стран разного типа? Какие проблемы использования трудовых ресурсов актуальны в наше время?


Выводы
География населения изучает демографические признаки населения (его численность, половой, возрастной, профессиональный, социальный, этнический, религиозный состав и характер воспроизводства) и расселение (размещение населения по населенным пунктам разной величины, функциональной направленности) в зависимости от природных и социально-экономических условий территории.

Численность населения Земли постоянно увеличивается. Особенно высокие темпы роста наблюдались в XX в., что послужило основанием назвать этот процесс «демографическим взрывом» и рассматривать его как одну из глобальных проблем человечества. Рост населения происходит преимущественно за счет развивающихся стран В экономически развитых странах, наоборот, наблюдается уменьшение темпов роста населения и естественного прироста.
Миграционные процессы влияют на перераспределение населения между регионами, селом и городом. Городское население растет за счет мигрантов из сельской местности. Этот процесс присущ практически всем странам мира.
Особенности природы Земли, история заселения и освоения, социально-экономические условия развития лежат в основе неравномерности размещения населения по планете. Наиболее плотно заселены территории древнего орошаемого земледелия, оазисы аридной зоны, старопромышленные районы и побережья морей и океанов.
Население, в зависимости от места проживания, подразделяют на городское и сельское. Общемировая тенденция последних веков состоит в росте доли городского населения, и в XX в. этот процесс особенно ускорился. Процесс роста городского населения, усиления роли городов в жизни общества, распространения городского образа жизни называется урбанизацией.
Характер и структура занятости связаны с уровнем социально-экономического развития страны. Они отражают структуру хозяйства страны, уровень развития отдельных отраслей. Чем выше уровень социально-экономического развития страны, тем меньшая часть населения занята в производстве и тем выше темпы роста занятости в обслуживающих отраслях.
Все большее значение приобретает качество трудовых ресурсов (здоровье, уровень образования, квалификация и т. п.), зависящее от общего уровня культуры. Именно традиционная или этническая культура является признаком сформирован- ности нации. Этнические и религиозные процессы определяют цивилизационные особенности жизнедеятельности населения целых регионов мира.

Трудовые ресурсы - это те люди, которые могут работать. Их основу составляет трудо­способное население в трудоспособ­ном возрасте (т.е. не пенсионеры по инвалидности). Сравнительно не­большая доля трудовых ресурсов приходится на работающих детей и работающих пенсионеров. Трудоспо­собный возраст в мире определен воз­растными рамками 15 и 65 лет.

В развитых странах детям разре­шается работать в исключительных случаях (потеря кормильца) и неполный рабочий день. Пенсионеры обычно работают, если им позволяет здоровье. В развивающихся странах из-за низкого среднего дохода семьи широко используется нелегальный (или неучтенный) детский труд. Дети, например, могут помогать своим ро­дителям на их мелких частных пред­приятиях (крестьянские хозяйства, ремесленные, торговые лавки и т. п.). По этим же причинам уже после вы­хода на пенсию вынуждены продол­жать работать и многие пенсионеры.

В 2007 г. численность населения в трудоспособном возрасте в мире пре­вышала 4,3 млрд человек. Среди от­дельных стран наибольшей числен­ностью населения в трудоспособном возрасте обладали Китай (950 млн человек), Индия (720 млн), США (200 млн), Индонезия (150 млн), Бра­зилия (125 млн) и Россия (около 100 млн человек).

Однако кто-то не ра­ботает, потому что учится, находится в отпуске по уходу за ребенком, зани­мается ведением домашнего хозяй­ства (при наличии других источни­ков дохода) и т.д. По этой причине для более точного учета населения, вносящего реальный вклад в обще­ственное производство, необходимо ввести еще одну категорию.

Экономически активное населе­ние (ЭАН), или рабочая сила, - сум­марная численность занятых и безра­ботных. Занятые - это те, кто работает (с юридическим оформлением на работу). Безработные - это те, кто потерял работу, но активно ищет ее (через биржу труда). Численность ЭАН в мире, как правило, значитель­но ниже численности трудовых ре­сурсов. Его доля составляет примерно 45 % мирового населения, что в абсо­лютном исчислении равно 3 млрд че­ловек.

Если в развитых стра­нах практически все имеющие работу входят в категорию занятых, в разви­вающихся странах среди них очень велика доля самозанятых (кустари-ремесленники, мелкие торговцы, крестьяне-единоличники, совершив­шие самозахват земель, и др.). Кроме того, в развитых странах безработ­ные обычно ищут работу исключи­тельно через биржу труда, в развива­ющихся странах - в основном само­стоятельно. В развивающихся стра­нах значительная часть ЭАН (от 10 до 25 %) просто не учтена.

Уровень безработицы (Б/ЭАН отношение численности безработных к общей численности ЭАН) в развитых странах колеблется от 3 - 4 % в патерналист­ских экономических системах вос­точно-азиатских стран (Япония, Юж­ная Корея и Тайвань) до 10-11 % в некоторых европейских странах. В развивающихся странах официаль­ный уровень безработицы, как прави­ло, невысокий (около 10 %), реаль­ный же может достигать 50 - 75 % .


Патернализм (от лат. pater - отец) - система взаимоотношений между работо­дателем (начальником) и наемным работ­ником (подчиненным), которая строится по принципу «единой семьи». Начальник(«отец») как бы покровительствует подчи­ненному («сыну» или «дочери») и всячески его опекает. За это подчиненный платит ему своей абсолютной преданностью. Для этой системы характерны пожизненный наем рабочей силы, низкий уровень без­работицы и нередко отсутствие отпусков. Патернализм противостоит индивидуа­лизму стран Запада (Северной Америки и Европы), для которого характерна очень высокая (практически полная) степень не­зависимости наемного работника (подчи­ненного) от работодателя (начальника).

Для развитых стран , как правило, характерен дефицит рабочей силы . Собственная рабочая сила не всегда способна удовлетворить запросы ра­ботодателей - она может не обладать достаточной квалификацией, быть чрезмерно требовательной, очень до­рогой и т. д. Развитые страны при сравнительно высоком уровне безработицы ввозят большое количе­ство рабочей силы из развивающих­ся стран. В развивающихся странах – избыток ра­бочей силы, они вынуж­дены искать работу за рубежом.

Са­модеятельное население – все, кто имеет какой-либо источник дохода (зарплата, прибыль, процент, рента и т.д.). Кроме наемного работника, предпринимателя, крупного домо- или землевладельца к этой категории может быть отнесена и вдова, унасле­довавшая состояние мужа.

Оценка социальной структуры общества.

В раз­витых странах 1 - 2 % населения (с учетом членов семей) являются крупными частными собственника­ми, около 10- 15 % - мелкими част­ными собственниками, остальные 80 - 85 % - наемными работниками. Высокая техническая оснащенность производства в
развитых странах определили высокую производительность труда. Это позволяет сокращать продолжительность рабочего времени. Так, продолжительность рабочей недели во многих европейских странах составляет 35 - 40 ч (для сравнения в США и России - по 40 ч).

В развивающихся странах доля круп­ных частных собственников примерно такая же, доля мелких частных соб­ственников существенно выше (30 - 40 %), доля наемных работников су­щественно ниже (55 - 60 %). В Малайзии, Таиланде, Вьетнаме, на Филиппинах рабочий день продолжается 14 -16 ч. В не­давнем прошлом в схожей ситуации находились Япония, Южная Корея, Тайвань и Сингапур. В Японии в те­чение нескольких десятилетий тя­желого интенсивного труда население заработало болезнь намари ти, симптомами которой являются хро­ническая усталость, апатия, пони­женное внимание и т. п.

Качество рабочей силы (ее квалификация, дисциплинированность, гибкость и т.д.). В развитых странах рабочая сила, как правило, высококвалифи­цированная. Так, в США доля работ­ников высшей квалификации состав­ляет 50 % общей численности рабо­чей силы, а в Германии - 55 %. (В СССР был конкурс сварщиков на Байконур).

В развивающихся странах квалификация рабочей силы невысокая. Среднее образование здесь получают только 3/4 мужчин и 2/3 женщин, высшее образование - всего несколько процентов населе­ния. Лучше обстоят дела в странах Латинской Америки, Восточной и Юго-Восточной Азии. По совокупно­му показателю качества рабочей силы (с учетом всех его параметров) мировыми лидерами являются стра­ны Европы (особенно Северной), Вос­точной и Юго-Восточной Азии.

В развитых странах доля занятых в сфере услуг составляет 70 - 80 %, в промышленности - 20 - 30 %, в сельском хозяйстве - 1 - 5 % . В развивающихся странах: для финансово из­быточных стран - экспортеров нефти и газа характерна повышенная доля занятых в промыш­ленности (20 - 30 %) и сфере услуг (60 - 70%). В мелких странах - квартиросдатчиках, которые сделали ставку на развитие оффшорных зон, явно преобладают занятые в сфере услуг (иногда свыше 90 %). В странах с бурно развивающейся промышлен­ностью (Латинская Америка и новые индустриальные страны Азии) доли занятых в промышленности и с/х почти сравнялись и составляют по 20-25%, при преобладают занятые в сфере услуг (50-60%). В остальных развивающихся странах доля занятых в с/х сильно опережает долю занятых в промышленности (50-60% против 10-20%), а доля занятых в сфере услуг не дотягивает до половины.

Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая необходимым физическим развитием, образованием, культурой, способностями, квалификацией, профессиональными знаниями для работы в сфере общественно-полезной деятельности. Трудовые ресурсы - важнейшая производительная сила общества, характеризующаяся потенциальной массой живого труда, которой в данный период располагает государство.

Трудовые ресурсы можно оценивать с демографической, экономической, социологической и статистической позиций.

Демографический аспект трудовых ресурсов отражает зависимость этих ресурсов от воспроизводства населения и учитывает такие характеристики, как пол, возраст, расселение, брачность, миграция и пр.

Как экономическая категория трудовые ресурсы выражают экономические отношения по формированию, распределению и использованию трудоспособного населения в общественном производстве и других сферах человеческой деятельности. Экономические отношения - это та общественная форма, в которой реализуется способность к труду.

Социологический аспект трудовых ресурсов следует рассматривать как формирование и использование трудовых ресурсов внутри исторически определенной общественной формации и под ее влиянием.

Статистический аспект трудовых ресурсов характеризуется трудоспособным рабочим возрастом населения.

Трудовые ресурсы формируются в основном из населения трудоспособного возраста, исключая инвалидов и льготных пенсионеров, в состав трудовых ресурсов включается работающее население пенсионного возраста и работающие подростки (численность этой группы населения статистически не учитывается).

Возраст служит главным критерием при определении численности экономически активного населения , т.е. той части трудоспособного населения, которая участвует, или может участвовать, в материальном производстве и непроизводственной сфере.

Экономически активное население - это часть населения, предлагающая свой труд для производства товаров и услуг. Эта категория охватывает всех лиц (занятых и безработных), которые создают рынок труда (в части предложения рабочей силы) для производства товаров и услуг.

Количественная и качественная характеристика трудовых ресурсов

Трудовые ресурсы обладают количественной и качественной определенностью, образуя в своей совокупности определенную меру, предопределяющую трудовой потенциал общества, который имеет количественную и качественную оценку.

Количественная оценка характеризуется следующими параметрами:

    общей численностью трудоспособного населения;

    количеством рабочего времени, которое отрабатывает работающее население при сложившемся уровне производительности и интенсивности труда.

Качественная оценка трудового потенциала определяется следующими показателями:

    состоянием здоровья, физической дееспособностью трудоспособного населения;

    качеством трудоспособного населения с точки зрения уровня общеобразовательной и профессионально-квалификационной подготовки трудоспособного населения.

Количественный аспект трудового потенциала отражает его экстенсивную составляющую, а качественный аспект - интенсивную составляющую.

Важнейшей проблемой наличных трудовых ресурсов является их полная занятость и эффективное использование, обеспечивающее экономический рост и на этой основе - повышение уровня жизни населения.

Управление трудовыми ресурсами включает проблему технико-технологической вооруженности живого труда, поскольку повышение уровня фондовооруженности способствует росту производительности труда.

  • 6. Использование макроэкономических показателей для оценки уровня развития нэ.
  • 7. Состав совокупного экономического потенциала.
  • 8. Нац-е богатство как составная совок-о эк-о потенциала нац-ой хоз-ой сис-мы страны.
  • 9.Эк. Рост как категория нац. Хозяйственной системы. Показатели эк. Роста и их определение.
  • 10. Промышленный комплекс.
  • 11. Агропромышленный комплекс.
  • 12. Строительный комплекс.
  • 13. Транспорт и связь.
  • 14. Понятие и классификация природных ресурсов.
  • 16. Методы оценки природных ресурсов.
  • 18. Состав и структура трудового потенциала.
  • 19. Трудовые ресурсы и занятость населения.
  • 20. Сущность науки и её классификация.
  • 21. Наука в системе государственных приоритетов
  • 24. Эк-ое содержание и особенности формирования инвестиционного потенциала. Инновационная деятельность, показатели её оценки.
  • 26. Оценка результатов и перспективы инвестиционной деятельности.
  • 27.Состав потребительского комплекса нац.Экономики.
  • 28.Роль и значение потребительского комплекса в воспроизводственном процессе страны и особенности его функционирования.
  • 29. Орг-ия упр-ия, функ-ия и развития подразделений потр-го комплекса най.Экономики.
  • 30. Состояние, факторы и тенденции развития потребит-ого комплекса и его отраслей.
  • 31. Региональная экономическая политика в рб.
  • 32. Региональный структурный анализ национальной экономики.
  • 33. Состояние, факторы и тенденции развития регионов
  • 34. Понятие переходного процесса при смене экономических порядков.
  • 35. Проблемы переходного процесса нац-ых экономик России и стран Восточной Европы.
  • 36. Полит. И соц.-эк. Предпосылки построения перспективной модели экономики (пмэ)
  • 37. Основные черты и этапы соц.-экон. Развития пмэ.
  • 39. Основные формы ведения хозяйства. Преобразование форм собственности.
  • 40. Структурная перестройка национальной экономики. Диверсификация экономики.
  • 41. Госрегулирование экономики – фактор развития нац. Экономики.
  • 42. Регулирующие функции гос-ва в период перехода к новым эк-им отношениям.
  • 43. Формирование «вертикали» госвоздействия.
  • 44. Прогнозирование, планирование, программирование как формы госрег-ия эк-ки.
  • 45. Финансовая система нац. Экономики.
  • 46. Бюджетное регулирование. Бюджет рб.
  • 47.Кредитно-денежное регулирование.
  • 48. Налоговая система и пути её совершенствования в национальной экономике.
  • 49. Валютная политика и валютный контроль в национальной экономике рб.
  • 50. Инфляция в экономике рб. Антиинфляционная политика.
  • 51. Социальная политика рб и направления её развития.
  • 52. Показатели, характеризующие уровень и качество жизни народа.
  • 53. Денежные доходы и расходы населения.
  • 54. Меры государственного воздействия на уровень и качество жизни населения.
  • 55. Факторы, влияющие на международные экономические позиции страны.
  • 56. Принципы интеграции национальной экономики в мировую экономич. Систему.
  • 57. Формы экономической интеграции рб со странами ближнего и дальнего зарубежья.
  • 58. Понятие экономической безопасности.
  • 59. Жизненно важные интересы рб в эконом. Сфере.
  • 60. Функции госорганов рб в системе обеспечения безопасности.
  • 19. Трудовые ресурсы и занятость населения.

    Трудовые ресурсы – та часть насел, которая благодаря совокупности физических способностей, специальных знаний и опыта может участвовать в процессе воспроизводства, создания мат-ых и немат-ых благ и услуг. К трудовым ресурсам относят: население трудоспособного возраста (кроме неработающих инвалидов 1 и 2 групп и неработающих лиц, получающих пенсию по возрасту на льготных условиях), лица старше и младше трудоспособ-ного возраста. В РБ к населению трудоспособного возраста относят: муж. 16-60, жен 16-55 лет.

    В РБ выделяю экономически активное и экономически неактивное население.

    Эк. активное население –часть жителей страны, представляющая свой труд для производства товаров и услуг. Оно характеризуется показателем «уровень экономической активности населения», который определяется в % к общей численности населения. К занят в экономике относятся лица, работающие на предпр-ях и в орган-ях всех форм собственности.

    К эк. неактивному населению трудоспособного возраста относятся лица, кот-ые не считаются занятыми экономической деятельностью или безработными. Это часть населения, которая не входит в состав рабочей силы: учащиеся и студенты, слушатели и курсанты дневных учебных заведение, пенсионеры, безработные, не состоящие на учете в службе занятости др.

    Для оценки прогноза трудовых ресурсов большое значение имеет демографический потенциал страны, важнейшими показатели которого: 1)Численность населения (по переписи). В РБ низкий уровень рождаемости и высокий уровень смертности. 2)Продолжительность жизни–количество лет, которое в среднем предстоит прожить одному человеку из поколения родившихся. Возрастной коэффициент смертности = число умерших в данном возрасте / среднегодовая численность лиц данного возраста. 3)Половозрастная структура. В РБ женщин больше чем мужчин. 4)Распределение населения на городское и сельское (по месту проживания). Городское - проживающее в городах и поселках городского типа, остальные – сельское.

    Для характеристики демографического и трудового потенциала используют также: 1)ИРЧП – показывает, насколько условия жизни в данной стране близки к общепризнанным критериям благополучия отдельного человека и все нации (от 0 до 1, чем ближе к 1 тем выше уровень развития чел. потенциала). В РБ в 2010 он составляет 0,732 (61-е место среди 169 стран). 2)человеческий капитал включает врожденные способности и талант, накопленные знания, умения, опыт, образование, квалификацию, физическое и психическое здоровье, духовное богатство, всестороннюю мобильность.

    Важные показатели: структура занятости населения, его распределение по отраслям национальной экономики и видам деятельности; доля занятых в с/х, строительном, промышленном, транспорте, науке, лесном хозяйстве, связи, торговле, ЖКХ, отраслях сферы обслуживания; уровень образования населения, в. т.ч. занятого в экономике.

    20. Сущность науки и её классификация.

    Наука – специфическая область человеческой деятельности, в которой создаётся интеллектуальная продукция в форме получений новых знаний об объектах материального мира, познаний объективных знаков развития общества для их использования в практической деятельности людей.

    В процессе научной деятельности, особенно на стадии доведения теоретических знаний до уровня практических рекомендаций, предполагается проведение экспериментальных разработок, создание образцов новой техники и технологий, которые принимают материально-вещественную форму. Эти разработки, прошедшие все стадии испытаний и экспертизы, передаются в сферу материального производства для их широкого промышленного освоения.

    Они преобразуют производство, наращивают его объёмы, обновляют и расширяют ассортимента и улучшают качества продукции, делая её конкурентоспособной и реализуемой на мировом рынке, обеспечивая науку всеми необходимыми ей материальными и финансовыми ресурсами. Всё это даёт основание для отнесения науки к производственным силам общества в качестве его важнейшей компоненты.

    Научная продукция строго индивидуальна не только по процессу её получения, но и по результатам. Отличительный признак научного труда - неопределённый вероятностный характер получения положительного результата, т.е. наличие определённого риска. В развитии современной науки всё более ощутимую роль начинают играть эксперимент, который становиться одним из ведущих методов научных исследований.

    Наука как специфическая сфера интеллектуальной деятельности характеризуется рядом классификационных признаков:

    1)от предмета научного познания и методов исследования науки делится на: естественные, общественные и технические.

    2)по отношению к человеческой деятельности: фундаментальная и прикладная. Фундаментальная – исследует общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, для получения новых основополагающих знаний, а также для выяснения закономерностей явлений. Результаты не предполагаются для непосредственного промышленного использования. Направлены эти науки на исследование первопричинных, основных законов.

    Прикладная – стремиться к практическому использованию результатов фундаментальных научных открытий для решения конкретных практических задач, возникающих в процессе развития общества. Результат исследования: создание и совершенствование новых технологий. Прикладной уровень научных исследований определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанности эк-их, правовых и иных механизмов деят-сти, конкретностью рекомендаций, кот могут быть непосредственно или после некоторой их доработки использованы в практической деят-сти людей.

    В соответствии с данным делением наук любое научное исследование может оцениваться с точки зрения его теоретического уровня и прикладной практической значимости . Теоретический уровень характеризуется вкладом в разработку законов и закономерностей исследуемых процессов, в методологию научного познания, в разработку проблем теории организации и управления. Прикладной – определяется глубиной и проработанностью предлагаемых технических и технологических решений, степенью разработанностью экономических, правовых и иных механизмов деятельности, конкретностью рекомендаций, которые могут быть использованы в практической деятельности людей.

    1. Трудовые ресурсы - это часть населения страны, обладающая физическим развитием, умственными способностями и знаниями, необходимыми для занятия общественно-полезным трудом.

    Размеры трудовых ресурсов зависят от численности населения, режима его воспроизводства, состава по полу и возрасту. Основную часть трудовых ресурсов страны составляет ее население в трудоспособном возрасте, а также подростки и лица пенсионного возраста, способные трудиться.

    Важно учитывать и соотношение между трудоспособной частью населения, с одной стороны, и неработающими (детьми и стариками) - с другой. Его называют демографической нагрузкой. В среднем в мире 100 трудоспособных людей обеспечивают своим заработком 70 детей и пенсионеров.

    В развивающихся странах такой показатель зачастую составляет 100 на 100, тогда как в Японии - 100 на 41. В России, Белоруссии, на Украине, в странах Балтии демографическая нагрузка примерно равна среднемировой.

    2. Баланс трудовых ресурсов - это система показателей, отражающих численность и состав трудовых ресурсов и их распределение на занятых по отраслям народного хозяйства и формам собственности, безработных и экономически неактивное население.

    Баланс трудовых ресурсов - составная часть баланса народного хозяйства, характеризующая воспроизводство рабочей силы. Отражает численность трудовых ресурсов и их качественный состав (по полу, возрасту, социальным группам, видам занятости, отраслям народного хозяйства и профессиям). Баланс трудовых ресурсов дает возможность определить потребность и избыток в работниках.

    Баланс трудовых ресурсов состоит из двух частей: в первой фиксируется численность и состав трудовых ресурсов, во второй - их распределение.

    Распределение трудовых ресурсов производится по видам занятости, по сферам приложения труда (материальное и нематериальное производство), отраслям экономики, социальным группам. Там же определяется размещение трудовых ресурсов по территории государства.

    3. Доля экономически активного населения варьирует по странам. В развитых странах Запада экономически активно около 70% всех трудовых ресурсов. Подобная ситуация связана прежде всего с безработицей. Она достигает иногда 10 и более процентов трудовых ресурсов. Еще меньше доля экономически активного населения в развивающихся странах - 45-55%.

    Это связано с общей экономической отсталостью, недостатком рабочих мест, трудностью вовлечения женщин в производство при преобладании многодетных семей, большими массами молодежи, вступающей в трудоспособный возраст. Правда, безработица в развивающихся странах не исключает широкой эксплуатации дешевого детского труда.

    Острота проблемы безработицы порождается рядом причин.

    • Во - первых, человек - экономический ресурс особого типа. Если он сейчас не востребуется экономикой, его нельзя зарезервировать и "положить в холодильник" до лучших времён. Потерянное рабочее время невосстановимо, и тот объём благ, который не был сегодня произведён из-за безработицы, уже нельзя компенсировать в будущем.
    • Во - вторых, даже если человек не работает, он не может перестать потреблять и ему всё равно нужно кормить свою семью. Поэтому общество вынуждено искать средства для спасения безработных от голодной смерти или превращения вы бандитов. Но направляемые на это средства не становятся вознаграждением за производство новых благ, а значит, не ведут к дальнейшему росту благосостояния всех граждан страны.
    • В - третьих, рост безработицы сокращает спрос на товары на внутреннем рынке. Люди, не получающие зарплату, вынуждены довольствоваться лишь самым минимумом средств существования. В результате затрудняется сбыт товаров на внутреннем рынке страны ("рынок сжимается"). Тем самым рост безработицы обостряет экономические проблемы страны и служит толчком для дальнейшего сокращения занятости.
    • В - четвёртых, безработица обостряет политическую ситуацию в стране. Причиной тому растущее озлобление людей, лишившихся возможности достойно содержать свои семьи и проводящих день за днём в изматывающих поисках работы.
    • В - пятых, рост безработицы может вести к росту числа преступлений, которые люди совершают, чтобы добыть нужные блага. Безработица - явление мирового масштаба: по данным ООН, безработными являются 800 млн. чел.

    Опыт развитых стран показывает, что рынок труда - одно из важнейших условий рыночного механизма. Он позволяет эффективно использовать страны, создает конкурентную борьбу за рабочее место, способствует росту квалификации кадров и снижению их текучести. Вместе с тем рынок труда повышает мобильность рабочей силы и помогает распространению разнообразных форм занятости (в том числе и на неполный рабочий день).

    Сегодня рынок труда фактически есть уже в странах Восточной Европы, и в Китае (где существует огромная избыточная сила в деревне), и в государствах, образовавшихся на территории бывшего СССР.

    Среди различных категорий населения мира особенно страдают от безработицы женщины. К сожалению, в мире еще сохранились страны, где женщины вообще не имеют политических, социальных и экономических прав. В некоторых из них эти права ограничены либо только формальны. Старые традиции и сегодня проявляются в таких дискриминационных мерах, как неравная плата за равный труд с мужчинами, ограничения при приеме женщин на работу и т. д.

    Наиболее многочисленная часть трудоспособного населения планеты - это крестьяне, что объясняется аграрным характером экономики многих слаборазвитых стран. На втором месте в развивающихся странах по доле занятой рабочей силы находится сфера услуг (в Латинской Америке она вышла даже на первое место). Рост занятости в сфере услуг связан в значительной мере с распространением мелкой торговли.

    Промышленность и строительство по доле рабочей силы стоят в развивающихся странах лишь на третьем месте.

    В развитых странах картина иная. Доля сельскохозяйственного населения здесь неизмеримо меньше, а доля рабочих, служащих и интеллигенции больше. Велика также доля населения, занятого в сфере услуг (пассажирский транспорт, розничная торговля, коммунально-бытовые услуги). В Великобритании, Германии, Бельгии, Франции, Швеции в этой сфере работает около 40% экономически активного населения, в США - более 50%.

    4. Многолетний опыт стран с развитой рыночной экономикой говорит о том, что механизм рыночного регулирования неспособен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда.

    В первую очередь это относится к безработице. Поэтому проблема безработицы является предметом пристального внимания, как со стороны государства, так и со сторону профсоюзов.

    Практика регулирование занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьирует от страны к стране в зависимости от особенностей социально - политического и экономического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда.

    Международная организация труда - с 1946г. специализированное учреждение ООН, сферой деятельности которого являются социально-экономические проблемы трудящихся. МОТ создана в 1919 г. в соответствии с Версальским мирным договором. Задачами МОТ являются:

    В МОТ действует трехсторонний принцип представительства, который предусматривает наряду с представительством правительств стран-членов также представительство профсоюзов и организаций предпринимателей этих стран. Основными органами МОТ являются: Генеральная конференция, Административный совет и Международное бюро труда (МБТ).

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное