Домой Сбербанк Виды кредитных учреждений и их функции. Выбор организационно-правовой формы банка

Виды кредитных учреждений и их функции. Выбор организационно-правовой формы банка

В Российской Федерации банк может быть образован на основе любой фор­мы собственности как хозяйственное общество . По организационно-правовым формам различают банки, созданные как общества с ограниченной ответственностью и акционерные банки.

Банк в форме общества с ограниченной ответственностью – это банк, учрежденный одним или несколькими лицами, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными до­кументами размеров. Участники банка, созданного в форме общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью банка в пре­делах стоимости внесенных ими вкладов. Участники такого банка, внесшие вклады не полностью, несут солидарную ответственность по его обязательствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников. Банк, создаваемый в форме ООО, может иметь единственного учредителя, но им не может выступать другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица. Число участников банка в форме ООО не должно быть более пятидесяти. В том случае, если число участников такого банка превысит установленный законом предел, он должен быть преобразован в открытое акционерное общество. При невыполнении этого требования банк подлежит ликвидации в судебном порядке.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным образом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким дру­гим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо оговорена в Уставе банка. Участник такого банка вправе в любое время выйти из банка независимо от согласия других его участников, за исключением учредителей банка, которые не имеют права выходить из состава участников в течение первых трех лет со дня регистрации банка. Банк обязан выплатить своему участнику, подавшему заявление о выходе из банка, действительную стоимость его доли в течение шести месяцев с момента окончания финансового года, в течение которого было подано заявление о выходе, если меньший срок не предусмотрен уставом банка. Банки, созданные в форме обществ с ограниченной ответственностью, составляют примерно 36% от общего числа действующих в Российской Федерации банков.

Акционерный банк – это банк, уставный капитал которого разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников банка (акционеров) по отношению к этому банку. Акционеры не отвечают по обязательствам банка и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости при­надлежащих им акций. Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут соли­дарную ответственность по обязательствам банка в пределах неоплаченной части стоимости принадлежащих им акций. Акционерный банк, как и любое другое акционерное общество, несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Он не отвечает по обязательствам своих акцио­неров.

Акционерный банк может быть открытым или закрытым акционерным обществом, что отражается в его Уставе и фирменном наименовании.

Акционеры банка - открытого акционерного общества могут отчуждать принад­лежащие им акции без согласия других акционеров банка. Такой банк вправе про­водить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свобод­ную продажу. Он может также проводить и закрытую подписку, если это не запре­щено его Уставом или требованием правовых актов Российской Федерации. Число акционеров такого банка не ограничено.

Банк, акции которого распределяются только среди его учредителей, или иного ранее определенного круга лиц, признается закрытым обществом . Такой банк не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их неограниченному кругу лиц. Число акционеров банка - закрытого общества не должно превышать пятидесяти. Если же число акционеров становится больше пятидесяти, то банк в течение 1 года должен преобра­зоваться в открытое общество. В противном случае он подлежит ликвидации в су­дебном порядке.

В Российской Федерации акционерная форма является преобладающей при создании банков, акционерные банки составляют примерно 64% от общего числа действующих банков, в том числе в форме ЗАО -26%, в форме ОАО – 38%.

Новые возможности для диверсифика­ции структуры банковской системы открывает такая организационно-правовая форма банков, разрешенная российским банковским законодательством, как общества с дополнительной ответственностью. Уместно напомнить, что обществом с дополнительной ответственностью (ОДО) признается учрежденное од­ним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники такого общества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обязательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкла­дов, определяемом учредительными документами общества. При банкротстве од­ного из участников его ответственность по обязательствам общества распреде­ляется между остальными участниками пропорционально их вкладам (если иной порядок распределения ответственности не предусмотрен учредительными доку­ментами общества).

Мировой опыт показывает, что форма общества с дополнительной ответственностью характерна для таких кредит­ных организаций, как общества взаимного кредита, взаимно-сберегательные бан­ки, кооперативные банки и другие. В СССР до кредитной реформы 1930-32 годов существовали кредитные кооперативы, созданные на принципах общества с дополнительной ответствен­ностью. В настоящее время банков в форме ОДО в Российской Федерации нет.

1.Банки создаются в форме открытого акционерного общества или кооперативного банка.
(Часть первая статьи 336 в редакции Закона № 133-У (133-16) от 14.09.2006)
2.Участниками банка могут быть юридические лица и граждане, резиденты и нерезиденты, а также государство в лице Кабинета Министров Украины или уполномоченных им органов. Участниками банка не могут быть юридические лица, в которых банк имеет существенное участие, объединения граждан, религиозные и благотворительные организации.
3.Запрещается использовать для формирования уставного фонда банка бюджетные средства, если такие средства имеют другое целевое назначение, средства, полученные в кредит и под залог, а также увеличивать уставный фонд банка для покрытия убытков.
4.Банки имеют право создавать банковские объединения, виды которых определяются законом, а также быть участниками промышленно-финансовых групп. Банк может быть участником лишь одного банковского объединения.
5.Условия и порядок создания, государственной регистрации, лицензирования деятельности и реорганизации банков, требования относительно устава, формирования уставного и других фондов, а также осуществления функций банков устанавливаются законом о банках и банковской деятельности (2121-14). Законодательство о хозяйственных обществах и о кооперации распространяется на банки в части, которая не противоречит этому Кодексу и указанному закону.
1. В части первой комментируемой статьи предусмотрены организационно-правовые формы, в которых могут создаваться банки в Украине. Во-первых, банк может быть создан в форме акционерного общества. В соответствии со ст. 24 Закона Украины «О хозяйственных обществах» от 19 сентября 1991 г. № 1576-XII акционерным признается общество, которое имеет уставный капитал, разделенный на определенное количество акций равной номинальной стоимости, и несет ответственность по обязательствам только имуществом общества. Открытым является акционерное общество, акции которого могут распространяться путем открытой подписки и купли-продажи на биржах. Общие положения относительно создания и деятельности акционерных обществ предусмотрены в Гражданском кодексе Украины, Хозяйственном кодексе Украины и Законе Украины «О хозяйственных обществах». Законодательство Украины об акционерных обществах применяется к банкам в части, которая не противоречит Закону Украины «О банках и банковской деятельности». Во-вторых, банк может быть создан в форме кооперативного банка. Понятие и требования к кооперативному банку установлены в ст. 338 этого Кодекса (см. комментарий к ст. 338 Кодекса) и ст. 8 Закона Украины «О банках и банковской деятельности».
Следует отметить, что до принятия Закона Украины «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно формы создания банков и размера уставного капитала» от 14 сентября 2006 № 133-4 которым часть первая Кодекса была изложена в новой редакции, кроме открытого акционерного общества и кооперативного банка, банки могли создаваться также в форме закрытого акционерного общества и общества с дополнительной ответственностью. В соответствии с разделом II Закона № 133Л^ от 14 сентября 2006 г. банки, созданные в форме закрытого акционерного общества или общества с ограниченной ответственностью, обязаны на протяжении трех лет со дня вступления в силу этого Закона (а именно с 4 октября 2006 г.) привести свою организационно-правовую форму в соответствие с требованиями этого Закона.
В соответствии со ст. 25 Закона Украины «О хозяйственных обществах» закрытое акционерное общество может быть реорганизовано в открытое путем регистрации его акций в порядке, предусмотренном законодательством о ценных бумагах и фондовой бирже, и внесением изменений в устав общества. Порядок регистрации акций общества во время реорганизации установлен в Положении о порядке регистрации выпуска акций и информации об их эмиссии во время реорганизации обществ, утвержденном Решением Государственной комиссией по ценным бумагам и фондовом рынке № 221 от 30 декабря 1998 г.
2. В части второй комментируемой статьи установлено две категории субъектов: субъекты, которые могут выступать участниками банка, и субъекты, которые не могут выступать участниками банка.
В соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» участники банка - это учредители банка, акционеры банка, который является открытым акционерным обществом, и пайщики кооперативного банка. Закон Украины «О банках и банковской деятельности» в ст. 14 устанавливает требования к владельцам существенного участия в банке, а именно они должны иметь безукоризненную деловую репутацию и удовлетворительное финансовое состояние. Требования относительно деловой репутации и удовлетворительности финансового состояния основателей и акционеров (пайщиков), которые приобретают существенное участие в банке, устанавливаются этим Законом и нормативно-правовыми актами Национального банка Украины. В соответствии с Положением о порядке создания и государственной регистрации банков, открытие их филиалов, представительств, отделений, утвержденного Постановлением Национального банка Украины от 31 августа 2001 г. № 375 вместе с заявлением о регистрации банка его учредители должны предоставлять документацию, которая подтверждает:
1) надлежащее финансовое состояние и платежеспособность участников (для юридических лиц - выводы аудиторских фирм (аудиторов) относительно наличия собственных средств (собственного капитала) в размере, что обеспечивает выполнение обязательств относительно формирования уставного капитала банка, или их (его) отсутствии на основании расчета собственных средств (собственного капитала) юридических лиц - участников; для физических лиц - участников банка, которые вносят средства в уставной капитал банка в размере, равном или превышающем 80 тыс. грн (или в иностранной свободно конвертируемой валюте, эквивалент которой равняется или превышает 80 тыс. грн, - для физических лиц- иностранцев), для подтверждения наличия доходов в достаточном размере для внесения в уставный капитал банка и источников происхождения этих средств, подают справки Государственной налоговой администрации Украины о доходах за последний отчетный период (год) (либо справку компетентного органа страны проживания иностранца о его доходах за последний отчетный период (год), либо справку банка, в котором открыт счет, о наличии средств на счете физического лица - иностранца на дату их перечисления);
2) документы, которые дают возможность сделать вывод о профессиональной пригодности и безукоризненной деловой репутации участников, которые назначаются на должность главы и его заместителей, членов исполнительного органа (правление или советы директоров) и главного бухгалтера, его заместителей (справки банков, в которых получены кредиты, о состоянии выполнения обязательств относительно их возвращения, напечатанных на официальном бланке банка; информации территориального управления Национального банка, осуществляющего надзор за деятельностью банковских учреждений, в которых работали указанные лица, об отсутствии в их работе злоупотреблений и нарушений законодательства Украины о банковской деятельности, нормативно-правовых актов Национального банка и внутренних документов банка (если они работали в других регионах Украины).
К субъектам, которые не могут выступать участниками банка, относятся:
Во-первых, юридические лица, в которых банк имеет существенное участие. В соответствии с Законом Украины «О банках и банковской деятельности» существенное участие - это прямое или опосредствованное, самостоятельное или совместно с другими лицами владение 10 и более процентами уставного капитала или права голоса приобретенных акций (паев) юридического лица или не зависимая от формального владения возможность решающего влияния на руководство или деятельность юридического лица.
Во-вторых, объединение граждан - добровольное общественное формирование, созданное на основе единства интересов для общей реализации гражданами своих прав и свобод (ст.1 Закона Украины «Об объединении граждан» от 16 июня 1992 г. № 2460-ХII):
В-третьих, религиозные и благотворительные организации. Относительно статуса благотворительных организаций см. комментарий к ст. 131 Кодекса, а также Закон Украины «О благотворительности и благотворительных организациях» от 16 сентября 1997 г. № 531/97-ВР и Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г. № 987-XII.
3. В части третьей комментируемой статьи установлен перечень средств, которые не могут использоваться для формирования уставного фонда банка. Общие положения относительно формирования уставного капитала банка предусмотрены в разделе III Закона Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. № 2121-III, Законе Украины «О хозяйственных обществах», в части, которая не противоречит Закону от 7 декабря 2000 г. № 2121-III, Положении о порядке создания и государственной регистрации банков, открытие их филиалов, представительств, отделений, утвержденного постановлением Национального банка Украины от 31 августа 2001 г. № 375, Положении о порядке увеличения (уменьшения) размера уставного капитала акционерного общества, утвержденного решением Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку от 22 февраля 2007 г. № 387.
В соответствии с Законном Украины «О банках и банковской деятельности» формирование и увеличение уставного капитала банка может осуществляться исключительно путем денежных взносов участников. Денежные взносы для формирования и увеличения уставного капитала банка резиденты Украины осуществляют в гривнах, а нерезиденты - юридические лица, физические лица- иностранцы - в иностранной свободно конвертируемой валюте или гривнах. Статутный капитал банка не может формироваться за счет бюджетных средств, если такие средства имеют другое целевое назначение, средств, полученных в кредит или под залог, а также не должен формироваться за счет средств, источники происхождения которых неизвестны. Банк должен получить от участников банка документы и сведения, необходимые для установления источника происхождения средств, которые направляются на формирование его уставного капитала. Средства для формирования уставного капитала создаваемого банка в размере, предусмотренном действующим законодательством, аккумулируются участниками банка (резидентами) на накопительном счете, который открывается в территориальном управлении Национального банка по месту создания банка в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов Национального банка Украины. Для этого в недельный срок с даты подачи документов для государственной регистрации банка уполномоченное учредителями лицо подает в территориальное управление Национального банка заявление об открытии накопительного счета для формирования уставного капитала. На основании документов и заявления территориальное управление Национального банка открывает накопительный счет, на котором аккумулируются средства уставного капитала банка. Участники банка или уполномоченное учредителями лицо обязаны перечислить средства у размере подписного капитала на накопительный счет в Национальном банке (или территориальном управлении Национального банка по месту создания банка) не позже чем за 15 дней до окончания строка, установленного для рассмотрения документов, поданных для государственной регистрации банка и государственной регистрации банка.
Минимальный размер уставного капитала на момент регистрации банка не может быть меньше 10 миллионов евро.
4. В соответствии с частью 4 комментируемой статьи банкам предоставлено право создавать банковские объединения, а также выступать участником промышленно-финансовой группы.
Понятия и виды банковских объединений предусмотрены в Законе Украины «О банках и банковской деятельности». В соответствии со ст. 9 указанного Закона банки имеют право создавать банковские объединения таких типов: банковская корпорация, банковская холдинговая группа, финансовая холдинговая группа. Участниками и основателями банковской корпорации и банковской холдинговой группы могут быть только банки, тогда как в состав финансовой холдинговой группы могут входить кроме банка другие финансовые учреждения. Понятие, правовой статус и виды финансовых учреждений закреплены в Законе Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» от 12 июля 2001 г. № 2664, в соответствии со ст. 1 которого финансовое учреждение - это юридическое лицо, которое в соответствии с законом предоставляет одну или несколько финансовых услуг и которое внесено в соответствующий реестр в порядке, установленном законом. К финансовым учреждениям принадлежат банки, кредитные союзы, ломбарды, лизинговые компании, доверительные общества, страховые компании, учреждения накопительного пенсионного обеспечения, инвестиционные фонды и компании и другие юридические лица, исключительным видом деятельности которых является предоставление финансовых услуг. Банк может быть участником лишь одного банковского объединения.
Банковская корпорация - это юридическое лицо (банк), основателями и акционерами которой могут быть исключительно банки. Банковская корпорация создается с целью концентрации капиталов банков - участников корпорации, повышения их общей ликвидности и платежеспособности, а также обеспечения координации и надзора за их деятельностью. Банки, которые вошли в банковскую корпорацию, сохраняют свою юридическую самостоятельность в пределах, обусловленных их уставами и уставом банковской корпорации. Банки, которые вошли в банковскую корпорацию, не могут входить в другие банковские объединения, кроме как по согласию корпорации (исключение - участие в профессиональных ассоциациях, созданных не на коммерческих основах). Банки, которые вошли в банковскую корпорацию, обязаны во всех своих документах, заключенных соглашениях и тому подобное указывать свою принадлежность к корпорации. Банковская корпорация выполняет функции расчетного центра для банков - членов корпорации и не ведет непосредственного обслуживания клиентов (физических и юридических лиц, кроме банков и других финансовых учреждений). Все банки - члены корпорации выполняют свои расчеты и платежи (как в национальной, так ив иностранных валютах) исключительно через свои корреспондентские счета, открытые в Национальном банке Украины или непосредственно в банковской корпорации.
Банковская холдинговая группа - это банковское объединение, в состав которого входят исключительно банки. Материнскому банку банковской холдинговой группы должно принадлежать не меньше 50 процентов акционерного (паевого) капитала или голосов каждого из других участников группы, которые являются его дочерними банками. Дочерний банк не имеет права владеть акциями материнского банка. В случае, если дочерний банк приобрел право собственности на акции материнского банка, он обязан отчуждать их в месячный, срок. Банковские холдинговые группы позволяется создавать лишь при условии, что соглашение об их создании предусматривает возложение на главный банк группы дополнительных организационных функций относительно банков - членов группы, а также создания системы управления совместной деятельностью. Банковский надзор за деятельностью банковской холдинговой группы осуществляется на индивидуальной и консолидированной основе. Материнский банк обязан подавать консолидированно-финансовый и статистический отчеты группы в соответствии с требованиями этого Закона. Материнский банк банковской холдинговой группы отвечает по обязательствам своих членов в пределах своего взноса в капитале каждого из них. если другое не предусмотрено законом или соглашением между ними (ст. 11 Закона).
Финансовая холдинговая группа должна состоять преимущественно или исключительно из учреждений, которые предоставляют финансовые услуги, причем среди них должен быть по меньшей мере один банк, и материнская компания должна быть финансовым учреждением. Материнской компании должно принадлежать более 50 процентов акционерного (паевого) капитала каждого из участников финансовой холдинговой группы. Материнская компания финансовой холдинговой группы обязана подавать наблюдательным органам консолидированно-финансовый и статистический отчеты группы в соответствии с требованиями этого Закона. Материнская компания финансовой холдинговой группы при осуществлении своей деятельности по управлению и координации деятельности ее членов на выполнение законодательства и нормативно-правовых актов Национального банка Украины имеет право устанавливать правила, которые являются обязательными для членов финансовой холдинговой группы. Материнская компания финансовой холдинговой группы отвечает по обязательствам своих членов в пределах своего взноса в капитал каждого из них, если другое не предусмотрено законом или соглашением между ними.
Банковское объединение создается по предварительному согласию Национального банка Украины и подлежит государственной регистрации путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков. Порядок получения разрешения на создание банковского объединения и порядок его государственной регистрации установлено в постановлении Правления Национального банка Украины «Об утверждении Положения о порядке создания и государственной регистрации банковских объединений» от 31 августа 2001 г. № 377. В указанном Положении регламентирован порядок создания и регистрации лишь двух банковских объединений: банковской корпорации и банковской холдинговой группы.
Также ст.13 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» предусмотрена возможность создания некоммерческого договорного объединения банков ассоциации (союза) основной целью которого является защита и представление интересов своих членов, развитие межрегиональных и международных связей, обеспечение научного и информационного обмена и профессиональных интересов, разработки рекомендаций относительно банковской деятельности.
Условия участия банка в промышленно-финансовых группах установлены в Законе Украины «О промышленно-финансовых группах в Украине» от 21 ноября 1995 г. и ст. 125 комментируемого Кодекса, Положении о создании (регистрации), реорганизации и ликвидации промышленно-финансовых групп от 20 июля 1996 г. № 781.
Промышленно-финансовая группа (ПФГ) - объединение, в которое могут входить промышленные предприятия, сельскохозяйственные предприятия, банки, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности, которые имеют целью получение прибыли, и которое создается по решению Правительства Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы согласно с межгосударственными договорами, а также производства конечной продукции В составе ПФГ может быть только один банк. Банк не может быть главным предприятием ПФГ.
5. Общие основы создания, деятельности и реорганизации банков установлены в Законе Украины «О банках и банковской деятельности» от 7 декабря 2000 г. № 2121-III.
Государственная регистрация банков и предоставление лицензии осуществляется Национальным банком Украины. Регистрация банков осуществляется путем внесения соответствующей записи в Государственный реестр банков, после чего банк приобретает статус юридического лица. Национальный банк Украины в недельный срок с даты представления документов для государственной регистрации банка открывает временный счет для накопления подписных взносов основателей и других участников банка. Решение о государственной регистрации банка или об отказе в государственной регистрации банка принимается Национальным банком Украины не позже трехмесячного срока с момента представления полного пакета документов, указанных в Законе. Кроме указанного Закона порядок создания и регистрации банков установлен в Положении о порядке создания и государственной регистрации банков, открытии их филиалов, представительств, отделений, утвержденном постановлением Национального банка Украины от 31 августа 2001 г. № 375.
Порядок получения лицензии и разрешения на предоставление банковских услуг установлен кроме Закона в Положении о порядке выдачи банкам банковских лицензий, письменных разрешений и лицензий на выполнение отдельных операций, утвержденном постановлением Правления Национального банка Украины от 17 июля 2001 г. № 275.
В соответствии с гл. 5 ст.26 Закона Украины «О банках и банковской деятельности» реорганизация банка осуществляется добровольно по решению его владельцев или принудительно по решению Национального банка Украины. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, деления, выделения, превращения. Реорганизация по решению владельцев банка осуществляется согласно с законодательством Украины о хозяйственных обществах при условии предварительного разрешения Национального банка Украины. Порядок проведения реорганизации обществ предусмотрен в Гражданском кодексе Украины.
Порядок формирования резервов на покрытие убытков установлен в Положении о порядке формирования и использования резерва для возмещения возможных потерь по кредитным операциям банков, утвержденном Постановлением Правления Национального банка Украины № 279 от 6 июля 2000 г.
Литература:
1. Цивільний кодекс України
2. Про господарські товариства: Закон України від 19.09.1991 р. №1576-XII//Відомості Верховної Ради.-№49.-Ст.3. Про банки і банківську діяльність: Закон України від 07.12.2000р. №2121-III//Відомості Верховної Ради.-2001.-№ 5-6.-Ст.30.
4. Про внесення змін до деяких законодавчих актів України щодо форми створення банків та розміру статутного капіталу: Закон України від 14.09.2006 №133-V // Урядовий кур’єр.-04.10.2006.-№185. Відомості Верховної Ради (ВВР).-1992.-№34.-Ст.-5. Про благодійництво та благодійні організації: Закон України від 16.09.1997№531/97-ВР//Відомості Верховної Ради.-1997.-№46.-Ст.6. Про свободу совісті та релігійні організації: Закон України від23.04.1991 №987-XII// Відомості Верховної Ради України.-1991.-№25.-Ст.283.
7. Про фінансові послуги та державне регулювання ринків фінансових послуг:Закон України від12.07.2001 №2664-III//Відомості Верховної Ради.-2002.-№1.
8. Про промислово-фінансові групи в Україні: Закон України від 21.11.1995р.//Відомості Верховної Ради України.-1996.-№23.-Ст.9. Про затвердження Положення про порядок реєстрації випуску акції та інформації про їх емісію під час реорганізації товариств: Рішення Державної комісії з цінних паперів та фондового ринку від 30.12.98 №221// Офіційний вісник України.-26.03.1999.-№10.
10. Про затвердження Положення про порядок створення і державної реєстрації банківських об’єднань: Постанова Правління Національного банку України від 31.08.2001р.№377 //Офіційний вісник України.-2001.-№43.-Ст.1936.
11. Про затвердження Положення про порядок створення і державної реєстрації банків, відкриття їх філій, представництв, відділень: Постанова Національного банку України від 31.08.2001№375// Офіційний вісник України.-2001.-№44.-Ст.1991.
12. Про затвердження Положення про порядок збільшення (зменшення) розміру статутного капіталу акціонерного товариства: Рішення Державної комісії цінних паперів та фондового ринку від22.02.2007 №387// Офіційний вісник України.-2007.-№23.-Ст.956.
13. Про затвердження Положення про порядок видачі банкам банківських ліцензій, письмових дозволів та ліцензій на виконання окремих операцій: Затверджено Постановою Правління Національного банку України від 17.07.2001№275// Офіційний вісник України.-2001.-№34.-Ст.1601.
14. Про затвердження Положення про порядок формування та використання резерву для відшкодування можливих втрат за кредитними операціями банків: Постанова Правління Національного банку України від 06.07.2000 // Офіційний вісник України.-2000.- №32.-Ст.1378.

В зависимости от организационной формы деятельности банки подразделяются на: унитарные, паевые и акционерные.

Унитарные банки представляют собой образования, основанные на единовластии и единоначалии и имеющие единого собственника в лице государства или частного лица.

Паевые банки основаны на коллективном, долевом участии различных физических и юридических лиц в формировании их собственного капитала. Они могут быть двух основных видов: товарищества и акционерные общества. форма структура деятельность банк

Как известно, существуют следующие виды хозяйственных товариществ: полное товарищество; коммандитное товарищество; товарищество с ограниченной ответственностью, в том числе с участием иностранного капитала в форме совместных предприятий; товарищество с дополнительной ответственностью; акционерное коммандитное товарищество и акционерное общество.

Товарищество представляет собой объединение предприятий и организаций (а также граждан), построенное на основе соглашения и объединения на долевой основе части имущества участников, входящих в него на началах членства, в целях осуществления совместной хозяйственной деятельности и извлечения прибыли.

Что касается различий между отдельными видами товариществ, то они заключаются в различных правах, обязанностях и ответственности их участников. Участники полных товариществ несут неограниченную солидарную ответственность по всем обязательствам и долгам товарищества. Коммандитные товарищества включают "полных товарищей", несущих неограниченную солидарную ответственность по долгам товарищества, и вкладчиков, отвечающих за долги товарищества только в пределах величины их взносов (вкладов).

Участники товарищества с ограниченной ответственностью отвечают по обязательствам товарищества только в размере внесенного ими вклада в уставный фонд, а участники товарищества с дополнительной ответственностью (в случае недостатка этих сумм, т.е. вкладов в уставный фонд) -- дополнительно принадлежащим им имуществом в размере, кратном внесенным вкладам в уставный фонд товарищества. При этом в учредительных документах может предусматриваться предельный размер дополнительной ответственности.

В соответствий с подобным "коллективным" принципом формирования уставного фонда строится и система управления деятельностью товарищества. Оно осуществляется на демократических началах -- советом либо правлением, состоящим из участников (пайщиков) или их представителей, и исполнительным органом в лице дирекции или директора.

В учредительных документах стороны, договаривающиеся о создании товарищества, могут установить по своему усмотрению порядок, очередность, полномочия и сроки, на которые назначаются (или избираются) отдельные должностные лица и руководители.

Весьма распространенным видом товарищества является акционерное коммандитное товарищество, уставный фонд которого делится на акции. Вместе с тем учредителями акционерного коммандитного товарищества являются один или несколько "полных товарищей", которые несут неограниченную солидарную ответственность по долгам и обязательствам товарищества. Остальные участники акционерного коммандитного товарищества -- вкладчики обладают статусом акционера и отвечают за убытки в пределах своего вклада в имущество товарищества.

Вкладчики (акционеры) доверяют ведение дел товарищества его полным участникам и сами не участвуют в управленческом процессе. Как правило, число вкладчиков не может быть меньше грех. Совокупный размер участия вкладчиков определяется в учредительных документах акционерного коммандитного товарищества. Обычно вкладчики привлекаются в форме покупки ими "безголосых" акций, нередко весьма крупного номинала, часть из которых может быть привилегированными.

В настоящее время в хозяйственной практике появилась специфическая разновидность акционерного коммандитного товарищества -- государственные организации, выпускающие "безголосые" акции для привлечения дополнительных средств (в большинстве своем в форме акций трудового коллектива). При этом не изменяется форма собственности -- собственником остается государство


Коммерческие банки ведут свою деятельность в соответствии с Федеральным законом «О банках и банковской деятельности». Работа по созданию коммерческого банка начинается с выбора его организационно-правовой формы.
Организационно-правовая форма коммерческого банка определяется ст. 1 Закона: «Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество». Согласно ст. 66 ГК РФ к хозяйственным обществам относятся акционерные общества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью. Организационно-правовая форма является важным фактором при создании, становлении и дальнейшем развитии как банковского, так и иного хозяйствующего субъекта. От выбора правовой формы зависят возможности наращивания собственного капитала банка и привлеченных средств, характер и специфика организации управленческого процесса, формы и методы контроля. Для кредитного института этот вопрос приобретает особое значение, ибо природа бизнеса банка требует поддержания доверия кредиторов, вкладчиков и в целом финансового рынка. К тому же величина уставного капитала, которая регламентируется при образовании и регистрации банка, является гарантом соблюдения интересов кредиторов, определяет рейтинг банка, а величина собственного капитала должна соответствовать обязательным нормативам, устанавливаемым Банком России.
Рассмотрим основные характеристики организационно-правовых форм коммерческого банка.
Согласно ст. 87 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» обществом с ограниченной ответственностью (ООО) признается учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники ООО не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов. Число участников не может быть более 50. Если число участников общества превысит установленный предел, оно в течение года должно преобразоваться в открытое акционерное общество либо подлежит ликвидации.
Участники ООО вправе в любое время выйти из общества, независимо от согласия других его участников, а также продать или иным образом уступить свою долю в уставном капитале одному или нескольким участникам данного общества. Согласие общества или его участников на совершение такой сделки не требуется, если иное не предусмотрено уставом общества. Однако участники общества пользуются преимущественным правом покупки продаваемой (передаваемой) доли. При выходе участника общество обязано выплатить ему действительную стоимость доли или выдать в натуре имущество такой же стоимости в течение одного года с момента перехода к обществу доли, если меньший срок не предусмотрен уставом общества.
Уставный капитал ООО состоит из номинальной стоимости долей его участников. Действительная стоимость доли участника соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру доли участника.
Согласно ст. 96 ГК РФ и ст. 2 Федерального закона «Об акционерных обществах» акционерным обществом (АО) признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники АО, как и общества с ограниченной ответственностью, не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерные общества бывают двух типов: открытые и закрытые.
Открытое акционерное общество (ОАО) характеризуется тем, что его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров. ОАО проводит открытую подписку на выпускаемые им акции и их свободную продажу в соответствии с действующим законодательством.
В закрытом акционерном обществе (ЗАО) акции распределяются только среди его участников или заранее определенного круга лиц. Поэтому ЗАО не может проводить открытую подписку на выпускаемые акции. Число участников ЗАО, как и ООО, ограничивается действующим законодательством. Превышение числа участников требует преобразования ЗАО в ОАО или ведет к ликвидации ЗАО.
В соответствии с ГК РФ общество с дополнительной ответственностью характеризуется тем, что его участники несут по обязательствам общества субсидиарную (дополнительную) ответственность своим личным имуществом. Этим можно объяснить тот факт, что банков в форме общества с дополнительной ответственностью в банковской системе России нет.
Выбор организационно-правовой формы коммерческого банка требует анализа преимуществ и недостатков каждой из них. Следует отметить, что ООО и АО являются достаточно близкими «по содержанию». Они представляют собой объединение капиталов, не требующее участия членов общества в его хозяйственной деятельности. Участниками хозяйственного общества могут быть и физические, и юридические лица. Все отношения внутри общества строятся «по капиталу»:
? каждый из участников (акционеров) обладает числом голосов, пропорциональным оплаченной доле уставного капитала;
? прибыль, подлежащая распределению, распределяется пропорционально приобретенным долям (акциям);
? имущество, остающееся после ликвидации общества, распределяется в том же порядке.
В чем же отличие ООО от АО? Преимущество (отличие) АО заключается в заложенной в его конструкции минимальной возможности «растаскивания» имущества. В то же время это преимущество ведет к определенному ущемлению прав акционеров, которые зачастую лишены возможности вернуть вложенные средства. Напротив, ООО дает возможность «изымать» вложенные средства через процедуру прекращения членства в обществе, однако это ведет к появлению вероятности потерь в имуществе общества.
Следует отметить, что банковское законодательство частично нивелирует это негативное следствие выхода участника из общества. В частности, Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» предусматривает право участника выйти из состава банка только по истечении трех лет с момента его регистрации (ст. 11).
Преимуществом формы ОАО является то, что есть возможность увеличения капитала банка за счет привлечения инвесторов. Такой возможности нет у ООО и ЗАО. Учитывая то, что номинальная величина уставного капитала банка регулируется Банком России, такое преимущество ОАО можно считать достаточно значимым.
Реализация положений федеральных законов «Об обществах с ограниченной ответственностью» и «Об акционерных обществах» для банковской сферы имеет существенные отличия по сравнению с другими хозяйствующими субъектами. Так, в соответствии с банковским законодательством решение о государственной регистрации кредитных организаций принимает Банк России. В целях осуществления контрольных и надзорных функций он ведет реестр выданных лицензий на осуществление банковских операций и Книгу государственной регистрации кредитных организаций.
Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица. При этом они не имеют права выходить из состава участников банка в течение первых трех лет со дня его государственной регистрации. В отличие от процедуры регистрации других организаций, к учредителям кредитной организации предъявляются следующие серьезные требования. Юридические лица должны иметь устойчивое финансовое положение, собственные средства для внесения в уставный капитал, должны осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед бюджетами всех уровней за последние три года. Следует отметить, что требование о внесении собственных средств в качестве вклада в уставный капитал обязательно для всех хозяйствующих субъектов, однако для кредитных организаций оно становится наиболее значимым по причине того, что величина собственных средств (капитала) установлена Банком России в сумме рублевого эквивалента 5 млн евро. Если в качестве учредителя выступает кредитная организация, она должна быть финансово устойчивой, в том числе в части выполнения обязательных резервных требований Банка России, а также достаточности капитала.
Еще одной особенностью регистрации кредитных организаций является порядок оплаты уставного капитала. Уставный капитал должен быть оплачен в полном размере в месячный срок со дня регистрации банка. Вклад в уставный капитал может быть в виде денежных средств как в валюте Российской Федерации, так и в иностранной валюте, а также принадлежащего учредителю кредитной организации на праве собственности здания (помещения), завершенного строительством, в котором может располагаться кредитная организация. Перечень иного имущества, которое может быть внесено в уставный капитал, устанавливает Банк России. Размер вклада в виде имущества в неденежной форме не может превышать 20 процентов уставного капитала. Кроме того, Банком России осуществляется контроль за приобретением акций (долей) создаваемой путем учреждения кредитной организации. Так, приобретение и (или) получение в доверительное управление в результате одной или нескольких сделок более 5 процентов акций (долей) требует уведомления Банка, а пакета, превышающего 20 процентов, ? согласования. Эти положения установлены для юридических и физических лиц, а также групп юридических и физических лиц, связанных между собой соглашением либо являющихся дочерними или зависимыми по отношению друг к другу.
Таким образом, каждая из рассмотренных форм обладает своими преимуществами и недостатками. Их взвешенная оценка, а также учет особенностей реализации нормативной и правовой базы в банковской сфере позволят выбрать наиболее эффективную для учреждаемого банка организационно-правовую форму.

обязательное соблюдение законодательных норм и нормативов;

Стремление к получению прибыли;

Уклонение от рисков;

Ответственность за результаты своей деятельности своими доходами и собственным капиталом;

Свободное распоряжение ресурсами и доходами;

Самостоятельный выбор своих клиентов;

Предпочтение длительной перспективы краткосрочным ре­зультатам и др.

А поскольку коммерческий банк - социальная система, то можно говорить о сочетании частных целей его участников, кото­рые предполагают достижение разного:

Владельцы банка - роста банка;

Управляющие банком - эффективной работы банка;

Акционеры - роста доходов банка;

Исполнители - роста заработной платы, премий, льгот и т.п.;

Вкладчики - устойчивой и стабильной работы банка;

Заемщики - уменьшения процентной ставки по ссудам и

увеличение размера кредита;

Клиенты - хорошего качества услуг и низких тарифов на них;

Государство - соблюдения законодательства, надежную ра­боту банка.

Будучи юридическим лицом, коммерческий банк в целях получе­ния прибыли:

Привлекает во вклады денежные средства физических и

юридических лиц;

Размещает эти средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности и срочности;

Ведет банковские счета физических и юридических лиц.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации (ст. 48-122)

каждая организация должна обладать признаками, позволяющими отнести ее к юридическим лицам, например:

Иметь в собственности, либо хозяйственном ведении, либо оперативном управлении обособленное имущество, отвечать по своим обязательствам этим имуществом, от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные имущественные права, нести обязанности, быть истцом или ответчиком в суде;

Иметь самостоятельный баланс или смету.

Юридическое лицо считается созданным с момента его госу­дарственной регистрации и действует в соответствии с законода­тельством и целями, предусмотренными в его учредительных до­кументах.

Юридические лица различаются по целям деятельности и делятся на коммерческие и некоммерческие. Коммерческая организация - юридическое лицо, преследующее извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. В Российской Федерации ком­мерческие организации могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государ­ственных и муниципальных унитарных предприятий; допускается создание объединений коммерческих и/или некоммерческих орга­низаций в форме ассоциаций и союзов.

Коммерческие банки в России могут быть образованы на основе любой формы собственности как хозяйственное общество, т.е. в форме АО (акционерное общество - ЗАО или ОАО), ООО (обще­ство с ограниченной ответственностью) и ОДО (общество с допол­нительной ответственностью).

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.

В ст. 7. Закона РФ «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ (в ред. от 7 августа 2001 г. № 120-ФЗ) определено, что общество может быть открытым или закрытым, что отражается в его уставе и фирменном наименовании.

Открытое общество вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции и осуществлять их свободную продажу с учетом требований настоящего Федерального закона и иных право­вых актов Российской Федерации.

Открытое общество вправе проводить закрытую подписку на выпускаемые им акции, за исключением случаев, когда возмож­ность проведения закрытой подписки ограничена уставом общества или требованиями правовых актов Российской Федерации. Число акционеров открытого общества не ограничено. В открытом обще­стве не допускается установление преимущественного права обще­ства или его акционеров на приобретение акций, отчуждаемых ак­ционерами этого общества.

Общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного, заранее определенного круга лиц, при­знается закрытым обществом. Такое общество не вправе прово­дить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц. Число акционеров закрытого общества не должно превы­шать пятидесяти.

В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоя­щим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.

В соответствии с Федеральным законом «Об обществах с ограни­ченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в ред. от 11 июля 1998 г., от 31 декабря 1998, от 21 марта 2002, от 29 декабря 2004 г.), обществом с ограниченной ответственностью признается учрежденное одним или несколькими лицами хозяйственное обще­ство, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров; участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.

По гражданскому законодательству РФ общество с дополнитель­ной ответственностью - это учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли, определенные учредительными документами; участники такого об­щества солидарно несут субсидиарную ответственность по его обя­зательствам своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов.

При банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными пропор­ционально их вкладам (если иное не предусмотрено учредительными документами общества). Фирменное наименование общества с допол­нительной ответственностью должно содержать слова с дополнитель­ной ответственностью. К обществам с дополнительной ответственно­стью применяются правила ГК РФ об обществе с ограниченной ответ­ственностью постольку, поскольку иное не предусмотрено ГК РФ.

ООО и ОДО не вправе выпускать акции. Они могут быть учре­ждены одним или несколькими лицами. Уставный капитал такого общества формируется на паевых началах. Размер доли каждого лица в уставном капитале определен учредительными документами.

На банки в форме ООО распространяется действие Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февра­ля 1998 г. № 14-ФЗ (с изменениями от 29 декабря 2004 г.)

Участники банка, созданного в форме ООО, не отвечают по его обязательствам. Риск их убытков, связанных с деятельностью банка, ограничивается стоимостью внесенного ими вклада. По обязатель­ствам в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого из участников ООО они несут солидарную ответственность.

ООО не может иметь в качестве единственного участника дру­гое хозяйственное общество, состоящее на одного лица.

Участник банка в форме ООО вправе продать или иным обра­зом уступить свою долю (или ее часть) в уставном капитале банка одному или нескольким другим участникам банка. Возможность отчуждения доли участника третьим лицам должна быть особо ого­ворена в уставе банка.

Участниками такого банка могут быть как юридические, так и физические лица. Для формирования уставного капитала банка нельзя использовать средства федерального бюджета, государствен­ных внебюджетных фондов, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государственной вла­сти (кроме случаев, предусмотренных федеральным законом).

Средства бюджетов субъектов РФ, а также свободные денежные средства, находящиеся в ведении федеральных органов государст­венной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, могут быть использованы для формирования уставного капитала банка, если это предусмотрено специальным законодательным ак­том субъекта РФ или решением органа местного самоуправления.

Для формирования уставного капитала банка можно привлекать и иностранный капитал. В настоящее время его участие в банков­ской системе России ограничено квотой в 12%. В целом по системе она рассчитывается как отношение суммарного капитала кредитных организаций с иностранными инвестициями и капитала филиалов иностранных банков к совокупному уставному капиталу кредитных организаций, зарегистрировавшихся в РФ.

Регулирование В ст. 1, 5 и 6 Федерального закона «О бан-

ках и банковской деятельности» закрепле-

деятельности „ ^

ны следующие важнейшие положения, коммерческих банков,

г регулирующие банковскую деятельность.

1. Банк (и любая кредитная организация) должен быть органи­зацией коммерческой, т.е. такой, основной целью деятельности ко­торой должно быть получение прибыли и ее распределение между акционерами или пайщиками.

2. Банк (и любая кредитная организация) признается таковым и вправе действовать только в том случае, если он зарегистрирован как юридическое лицо и у него имеется лицензия, полученная от Банка России.

3. Банк (и любая кредитная организация) может быть создан одним или несколькими лицами и функционировать на основе лю­бой из форм собственности, указанных в Гражданском кодексе Российской Федерации, т.е. на основе либо государственной (феде­ральной и/или субъекта Федерации), либо муниципальной, либо частной (индивидуальной и/или общей, которая, в свою очередь, может быть или долевой, или совместной), либо иной формы соб­ственности. К «иным» формам собственности могут быть отнесены кооперативная и смешанная, последняя означает сочетание разных базовых форм собственности (например, Сбербанк России является государственно-частным).

4. Банк (и любая кредитная организация) может и должен сис­тематически проводить банковские операции, предусмотренные в Законе и его (ее) персональной лицензии (лицензиях). Абсолютное большинство банков имеет лицензии со стандартным перечнем раз­решенных им банковских операций.

5. Всякий банк (но только банк) обязан систематически прово­дить для своих клиентов как минимум следующие три группы бан­ковских операций в их совокупности (одновременно): открытие и ведение банковских счетов; привлечение во вклады (депозиты) де­нег; размещение привлеченных и собственных средств от своего имени и на свой риск на условиях возвратности, платности, сроч­ности, т.е. выдача денежных кредитов.

6. Банки (и НКО) должны проводить банковские операции в соответствии с правилами, формами и стандартами, устанавливае­мыми Банком России. В то же время ст. 31 Закона допускает неко­торые исключения из этого требования при проведении кредитны­ми организациями расчетно-платежных операций. Имеется в виду, что в случае отсутствия правил, установленных Банком России, кредитные организации могут проводить такие операции по дого­воренности между собой, а если это операции международные - в порядке, установленном в федеральных законах, и по правилам, принятым в международной банковской практике.

7. НКО, лицензируемые Банком России, могут и должны про­водить отдельные банковские операции, предусмотренные в Законе и их персональных лицензиях (перечни разрешаемых им операций строго индивидуальны в той мере, в какой эти организации ориен­тированы на разные виды деятельности).

Собственно банковские операции (например, денежное креди­тование) для этих организаций основным и регулярным видом дея­тельности не являются.

8. Любой банк (и НКО, если ее лицензия разрешает ей это де­лать) может, когда это интересно самому банку (кредитной органи­зации) и требуется клиенту, проводить финансовые операции, на­званные в Законе «другими сделками кредитной организации». Термин призван подчеркнуть, что имеются в виду финансово- хозяйственные, а также правовые действия, которыми на постоян­ной основе могут заниматься лишь кредитные организации, т.е. проведение данных операций (сделок) в норме можно считать ис­ключительным правом кредитных организаций (естественно, с уче­том того, что эпизодически подобные сделки могут совершать лю­бые юридические и физические лица).

9. Любой банк и любая НКО независимо от своих лицензий (т.е. рассматриваемые не в своем специфическом качестве финан­совых институтов, а просто как обычные предпринимательские единицы) вправе совершать любые хозяйственные операции (сдел­ки), допускаемые законодательством страны, за исключением опе­раций (сделок), означающих ведение на постоянной основе произ­водственной, торговой и страховой деятельности.

Учредителями кредитной организации могут быть юридические и (или) физические лица, участие которых в кредитной организа­ции не запрещено федеральными законами. Учредители банка не имеют права выходить из состава участников банка в течение пер­вых трех лет со дня его государственной регистрации.

Учредитель кредитной организации - юридическое лицо дол­жен иметь устойчивое финансовое положение, достаточно собст­венных средств для внесения в уставный капитал кредитной орга­низации, осуществлять деятельность в течение не менее трех лет, выполнять обязательства перед федеральным бюджетом, бюджетом соответствующего субъекта Российской Федерации и соответст­вующим местным бюджетом за последние три года.

Кредитная организация - учредитель должна быть финансово устойчивой (в том числе выполнять обязательные резервные требо­вания Банка России). Достаточность средств кредитной организа­ции - учредителя определяется исходя из показателя собственных средств (капитала).

Кредитная организация - учредитель должна соответствовать требованиям в течение последних шести месяцев, предшествующих дате представления документов, для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии на осуществление банковских операций, а также до принятия Банком России реше­ния о государственной регистрации кредитной организации.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредителей кредитной организации - юридических лиц определяются положени­ем Банка России «О порядке и критериях оценки финансового поло­жения юридических лиц - учредителей (участников) кредитных орга­низаций» от 19 марта 2003 г. № 218-П (зарегистрировано Министер­ством юстиции Российской Федерации 5 мая 2003 г. за № 4498).

Для целей оценки финансового положения юридических лиц Банк России (территориальное учреждение Банка России) вправе запраши­вать у учредителей кредитной организации любую информацию о фи­нансовом положении и деятельности лиц, способных прямо или кос­венно (через третьи лица) определять решения, принимаемые учреди­телями кредитной организации. В указанный в запросе срок учредите­ли кредитной организации направляют в Банк России (территориаль­ное учреждение Банка России) необходимую информацию.

Порядок и критерии оценки финансового положения учредите­лей кредитной организации - физических лиц, а также порядок контроля за оплатой акций (долей) кредитной организации за счет средств бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, свободных денежных средств и иных объектов собственно­сти, находящихся в ведении органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления.

р Коммерческая организация, как правило, должна

™р иметь в собственности обособленное имущество,

коммерческих используемое ею в уставных целях, и отвечать этим оанков имуществом по своим обязательствам. Указанное

имущество, представляющее собой денежные, материальные, а так­же нематериальные активы, обычно существует в формах уставного капитала и собственного капитала организации. Это в целом спра­ведливо и для коммерческих банков.

Все ресурсы коммерческого банка подразделяются на собствен­ные и привлеченные (заемные).

Собственные средства (капитал) коммерческого банка имеют двух­уровневую структуру. Они состоят из базового капитала (капитал пер­вого уровня) и дополнительного капитала (капитал второго уровня).

В состав капитала первого уровня включаются источники собст­венных средств, носящие наиболее устойчивый характер, а второго - источники собственных средств, величина которых может изменяться.

В состав капитала первого уровня входят:

Уставный капитал (фонд);

Эмиссионный доход банка;

Резервный фонд;

Фонды экономического и социального развития;

Нераспределенная прибыль текущего года.

Уставный капитал (УК) коммерческого банка - это денежное выражение имущества, которым банк должен обладать как юриди­ческое лицо и как хозяйствующая единица (не менее некоторой нормативно устанавливаемой величины), т.е. это тот размер имуще­ства, только при наличии которого вновь создаваемый банк может быть вообще зарегистрирован в качестве юридического лица и по­лучить первую банковскую лицензию.

В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций Банк России может устанавливать минимальный размер уставного капитала для создаваемых кредитных организаций.

№ 37-Т «О рублевых эквивалентах показателей в со­ответствии с Указанием Банка России от 11 декабря 2006 г. № 1755-У» определено, что на II квартал 2008 года рублевые эквиваленты ми­нимального размера уставного капитала для создаваемых кредитных организаций составят 185 338 000 руб., вновь регистрируемой не­банковской кредитной организации - 18 533 800 руб. Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь реги­стрируемого банка, ходатайство о государственной регистрации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, составляет 3 706 760 000 руб.

Рублевый эквивалент минимального размера уставного капитала вновь регистрируемого банка, ходатайство о государственной регист­рации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций которого предполагает предоставление ему лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в руб­лях и иностранной валюте достаточно новый показатель, введенный в действие в соответствии с Федеральным законом от 4 декабря 2007 г. № 325 ФЗ «О внесении изменений в ст. 36 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (вступил в силу 8 марта 2008 г.).

В соответствии с этим установлена возможность предоставления права привлечения во вклады денежных средств физических лиц вновь регистрируемым банкам и банкам, с даты государственной регистрации которых прошло менее двух лет, при выполнении сле­дующих условий:

Размер уставного капитала вновь создаваемого банка (собст­венных средств (капитала) действующего банка) составляет величину не менее рублевого эквивалента 100 млн евро;

Банк соблюдает установленную нормативным актом Банка России обязанность раскрывать неограниченному кругу лиц информацию о лицах, оказывающих существенное (прямое или косвенное) влияние на решения, принимаемые органа­ми управления банка.

Банк России определяет также рублевые эквиваленты мини­мального размера собственных средств (капитала) кредитной ор­ганизации. Для банка (в том числе ходатайствующего о получении генеральной лицензии) он установлен в размере 185 338 000 руб., для небанковской кредитной организации, ходатайствующей о получении статуса банка, - в размере 185 338 000 руб. В свою очередь, рублевый эквивалент минимального размера собственных средств (капитала) банка до истечения двух лет с даты государст­венной регистрации, ходатайствующего о получении лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях или лицензии на привлечение во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте, со­ставляет 3 706 760 000 руб.

Официально зарегистрированный в учредительных документах фак­тический УК банка (не ниже минимально необходимого, но не ограни­чиваемый сверху) - это та сумма, которой банк отвечает перед своими кредиторами в конечном счете, т.е. в том случае, если для выполнения своих обязательств, для оплаты долгов у него не останется иных средств.

Уставный капитал банка - основа его ресурсов, складывается из взносов юридических и физических лиц - участников (акционеров или пайщиков) банка. Формирование УК банка регламентируется Гражданским кодексом, Законом «О банках и банковской деятельно­сти», другими законами и нормативными актами Банка России.

В соответствии с инструкцией «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных органи­заций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» от 14 января 2004 г. № 109-И уставный капитал кредитной органи­зации, создаваемой в форме акционерного общества, составляется из номинальной стоимости ее акций, приобретенных учредителями кредитной организации.

Уставный капитал кредитной организации, создаваемой в фор­ме общества с ограниченной ответственностью или общества с до­полнительной ответственностью, составляется из номинальной стоимости долей ее учредителей.

Вклад в УК кредитной организации может быть в виде:

Денежных средств в валюте Российской Федерации;

Денежных средств в иностранной валюте;

Принадлежащего учредителю кредитной организации на пра­ве собственности здания (помещения), завершенного строи­тельством (в том числе включающего встроенные или при­строенные объекты), в котором может располагаться кредит­ная организация;

Иного имущества в неденежной форме, перечень которого устанавливается Банком России.

Имущество в неденежной форме, вносимое в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации, должно быть оценено и отражено в балансе кредитной организации в валюте Российской Федерации.

Вклад в уставный капитал кредитной организации не может быть в виде имущества, если право распоряжения им ограничено в соответст­вии с федеральными законами или заключенными ранее договорами.

Для формирования уставного капитала кредитной организации не могут использоваться привлеченные денежные средства, а в слу­чаях, установленных федеральными законами, - иное имущество.

Размер вкладов в виде имущества в неденежной форме в устав­ный капитал создаваемой путем учреждения кредитной организа­ции не может превышать 20% УК. В случае внесения в качестве вклада в уставный капитал кредитной организации имущества в неденежной форме должны быть представлены документы, под­тверждающие право ее учредителей на его внесение в уставный ка­питал кредитной организации.

Эмиссионный доход (премия на акции) возникает как положитель­ная разница между стоимостью реализации акций (или долей, если банк создан в форме общества с ограниченной ответственностью) их первым владельцам и номинальной стоимостью акций (долей).

Резервный фонд формируется за счет ежегодных отчислений от чистой прибыли банка. Средства резервного фонда предназначены для возмещения убытков и потерь, которые могут возникнуть при осуществлении банком различных операций. Предельный и мини­мальный размер резервного фонда определяется уставом банка. Минимальный размер не может быть меньше 15% величины опла­ченного уставного капитала.

Учредительными документами коммерческого банка может быть предусмотрена и возможность создания различных фондов экономи­ческого и социального развития. Эти фонды формируются за счет чистой прибыли банка и включаются в состав капитала первого по­рядка, если данные об их формировании подтверждены аудиторами.

Составным элементом капитала первого порядка является и его нераспределенная в текущем году прибыль, если данные о ней под­тверждены аудиторской организацией.

В состав капитала второго уровня входят:

Прибыль отчетного года, не подтвержденная аудиторской организацией;

Резерв на возможные потери по ссудам;

Фонды банка, данные о которых не подтверждены в ауди­торском заключении, и ряд других элементов.

Таким образом, в состав капитала первого порядка банки вклю­чают источники собственных средств, носящие устойчивый харак­тер, в состав капитала второго порядка - те источники собствен­ных средств, величина которых достаточно легко может изменяться во времени.

Основную долю ресурсов коммерческого банка составляют при­влеченные кредитные ресурсы. Их доля в общей сумме имеющихся в распоряжении банков кредитных ресурсов колеблется в зависимо­сти от величины банка, его специализации, других факторов и мо­жет даже превышать 80%.

Выделяют три основные группы привлеченных коммерческим банком средств: средства клиентов банка; кредиты, полученные от центрального банка; средства кредитных организаций.

1. Средства клиентов банка. Формируя свои ресурсы, банки при­влекают денежные средства своих клиентов - юридических и фи­зических лиц. Эти средства имеют наибольший удельный вес в пас­сивах коммерческих банков и являются основой для осуществления активных операций.

2. Кредиты, полученные от центрального банка. Дополнительные кредитные ресурсы коммерческие банки могут привлечь, предло­жив центральному банку к переучету учтенные ими коммерческие векселя. Если вексель соответствует предъявляемым требованиям, то центральный банк учтет его, но удержит часть вексельной суммы в соответствии с объявленной учетной ставкой. Увеличить свой кредитный потенциал российские коммерческие банки могут, так­же участвуя в проводимых с 1994 г. Центральным банком РФ кре­дитных аукционах.

Привлеченные на аукционе кредитные ресурсы банки могут использовать в любом направлении без соблюдения уровня пре­дельной маржи. К аукциону допускаются банки, проработавшие не менее одного года, выполняющие все нормативы, установлен­ные Центральным банком РФ, не имеющие на корреспондент­ском счете в ЦБ отрицательного сальдо и просроченной задол­женности по кредитам ЦБ. Аукцион может быть организован по американскому, голландскому способу или как аукцион с фикси­рованной процентной ставкой. Уровень процентной ставки на момент начала торгов - ставка рефинансирования ЦБ.

3. Средства кредитных организаций. Эти средства коммерческие банки привлекают на рынке межбанковских кредитов (рынке МБК). В качестве кредиторов на этом рынке выступают банки, имеющие в данный момент времени свободные ресурсы и стремящиеся при­быльно их разместить, в качестве заемщиков - банки, испыты­вающие потребность в кредитных ресурсах. Сроки сделок на рынке МБК могут быть различными, но наиболее распространены сделки сроком от одного до шести месяцев.

Ставка по кредитам МБК зависит от уровня спроса на свобод­ные ресурсы и от объема их предложения. Размер процентной став­ки по конкретному договору - результат непосредственной догово­ренности между банками.

Существует ряд показателей, характеризующих состояние рос­сийского МБК:

MIBOR (предложение на продажу) - средняя величина ста­вок, по которым крупнейшие российские банки готовы про­дать кредитные ресурсы;

MIBID (предложение на покупку) - средняя ставка, по которой те же банки готовы привлечь кредитные ресурсы;

MIACR1 - средняя фактическая ставка по договорам, за­ключенным на рынке МБК теми же банками.

„ , При всем единстве сущности бан-

Кпассификация и структура * У

и ков на практике функционирует

коммерческих банков * ,

г множество их видов. Классифика­

ция банков в зависимости от критерия специализации представ­лена в табл. 10.1.

Таблица 10.1. Классификация банков
Критерий Виды банков
классификации
По форме собственности Государственные

Смешанные

По отраслевому признаку Многоотраслевой Обслуживающий одну отрасль
По территориальному признаку Региональные

Межрегиональные

Национальные

Международные

По числу филиалов Безфилиальные

Многофилиальные

По масштабам деятельности Крупные

Консорциумы

По видам операций Универсальные

Специализированные

Инвестиционные

Ипотечные

сберегательные

В основу системы управления коммерческими банками могут быть положены два подхода:

Субординация - система передачи распоряжений;

Координация - система разделения полномочий между ин­станциями.

Теоретически структура управления банком может иметь не­сколько вариантов.

1. Однолинейная структура управления основана на принципе единоначалия. Смысл заключается в том, что каждая нижестоящая инстанция может получать распоряжение только от одной выше­стоящей инстанции. Достоинство: четкое разграничение компетен­ции и ответственности. Недостаток: малая гибкость в управлении. Данная форма характерна для малых банков.

2. Многолинейная (штатная) структура управления основывается на принципе прямого пути. Ее сущность заключается в том, что на верхних уровнях происходит разделение управленческих функций между несколькими инстанциями, выступающими в качестве спе­циализированных штабов. Нижестоящее подразделение получает распоряжение не от одной, а от многих вышестоящих инстанций. Достоинства: высокая гибкость, сокращение времени движения ин­формации по инстанциям. Недостаток: возможно пересечение сфер компетенции, которая может обернуться для банка конфликтами.

3. Линейно-штабная структура управления представляет собой попытку соединить достоинства обеих рассматриваемых структур и одновременно преодолеть их недостатки. Она предполагает созда­ние инстанций двух видов: линейных инстанций, обладающих пра­вом отдачи распоряжений, и специализированных штабов, которые могут принимать лишь распоряжения от вышестоящих линейных инстанций, но сами правом их отдачи не обладают. Здесь штабы выступают как консультативный орган, оказывающий помощь ли­нейным инстанциям в подготовке принятия решений. Примерами штабов могут быть: отдел кадров, юридический отдел, отдел марке­тинга и др. Данная форма структуры в настоящее время встречается наиболее часто. Достоинства: четкое разграничение полномочий и использование специализации управленческого труда. Недостаток: процесс подготовки решения и его принятие разделены.

В связи с тем, что линейно-штабная структура имеет недостат­ки, на практике используется модифицированная линейно-штабная структура, при которой наряду со штабными отделами без права отдачи распоряжений создаются штабы, обладающие ограниченным правом отдачи распоряжений.

4. В матричной структуре управления комбинируются два критерия построения организационной структуры - экономические функции управления и выполнение услуг, т.е. наряду с функциональными отде­лами в банке существует институт менеджеров групп услуг. Менедже­ры групп услуг обладают полномочиями принятия решений в рамках «своей» группы. Достоинства: интенсивное взаимодействие между ме­неджерами групп услуг и функциональными отделами в обмене ин­формацией. Недостаток: возможность возникновения конфликтов в случае недостаточно четкого разграничения полномочий различных функциональных отделов и менеджеров групп услуг.

Типовая организационная структура коммерческого банка Рос­сии - это выделение отделов по видам операций:

1) кредитные;

2) расчетные;

3) кассовые;

4) вексельные;

5) фондовые (с ценными бумагами);

6) межбанковские;

7) с иностранной валютой;

8) комиссионные (посреднические) и др.

^ Высшим органом управления банком (в

органы ц -I

г любой его организационно-правовой фор-

управления ме) является общее собрание акционеров

коммерческим банком или участников.

Оно созывается ежегодно для решения следующих вопросов:

Изменение устава банка, его уставного капитала;

Утверждение итогов годовой деятельности, распределение доходов;

Избрание совета банка и др.

Количественный и персональный состав счетной комиссии предлагает совет директоров банка, а утверждает общее собрание.

Совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью банка, выполняет поручения совета банка и собрания акционеров, несет ответственность за результаты работы банка.

Совет директоров определяет приоритетные направления в деятельности банка, его кредитную, инвестиционную, валютную политику. Проводимая банком политика должна обеспечить дос­тижение заданных параметров его деятельности даже при сущест­венных изменениях экономической ситуации в стране и на денеж­ном рынке. Совет директоров рекомендует размеры дивидендов, использование резервного фонда, создание филиалов и представи­тельств, утверждает заключение крупных сделок, выдачу крупных кредитов и т.п.

Если акционеров более 1 тыс., в совет директоров должно войти не менее семи членов, если более 10 тыс. - не менее девяти чле­нов. Работу совета директоров возглавляет председатель совета.

Новое на сайте

>

Самое популярное