Домой Виды займов Глобальные проблемы современных стран евросоюза. Экономические проблемы евросоюза

Глобальные проблемы современных стран евросоюза. Экономические проблемы евросоюза

Европейский Союз объединяет 27 стран Европы, является влиятельным участником мирового сообщества, на сегодняшний день, и одним из трех основных и наиболее развитых центров современного мира, наряду с США и Японией. Европейский Союз является крупнейшей мировой торговой державой, на него приходится почти четверть мировой торговли, это также крупнейший мировой импортер сельскохозяйственной продукции и сырья. На ЕС приходится основная часть помощи развивающимся странам. Европейский Союз поддерживает дипломатические отношения более чем со 140 странами мира (по официальным данным всего в мире насчитывается 240 стран, а по неофициальным данным 195 стран). Место и роль ЕС в современном мире несоизмеримы с местом и ролью любого торгового блока или международной организации. ЕС — это сплочённая политическая и экономическая сила, один из главных полюсов мировой политики и экономики.

Евросоюз — это исключительный пример успешной экономической интеграции. Изначально европейская экономическая интеграция строилась на единстве двух элементов: либерализации торговли и либерализации рыночных отношений между странами-членами ЕС. Однако, как показала практика, для создания единого рынка товаров этих двух компонентов недостаточно. Необходима гармонизация национальных внешнеторговых политик в части снятия барьеров во взаимной торговле и выработки единой внешнеторговой политики по отношению к третьим странам. Эффект от принятых мер был впечатляющим: торговля внутри Союза удвоилась, по сравнению с тем, что могло бы быть при отсутствии интеграции.

Таким образом, развитие международной торговли как между странами-членами ЕС, так и между третьими странами является приоритетной стратегической задачей, которая прослеживается во всех принимаемых на национальном и наднациональном уровнях решениях. Поэтому не удивительно, что основной формой свободных экономических зон на территории ЕС являются зоны свободной торговли.

Но при этом Евросоюз не обошли стороной и некоторые проблемы. Прежде всего, это проблемы, связанные с присоединением к ЕС стран Центральной и Восточной Европы.

Целью данной работы является выявление основных проблем Евросоюза и тенденций его дальнейшего развития.

Глава 1. Современные тенденции развития экономики ЕС

Углубление процесса экономической интеграции и либерализации экономической политики в рамках европейской социально-экономической модели

Европейский союз — высшая на данный период времени форма интеграции.

Экономическая интеграция всегда была движущей объединяющей силой объединения Европы. Основными целями экономической интеграции можно выделить: гармоническое развитие экономических институтов; стабильное и сбалансированное экономическое взаимопроникновение; повышение уровня жизни; высокий уровень занятости; экономическая и валютная стабильность. Эти общие экономические реалии касаются всех Сообществ и Объединений внутри Союза.

Валютное единство является одной из высоких стадий экономической интеграции. Ступень, определяемая как валютное и экономическое единство, открывает путь в сторону политического единства, которое является конечной стадией. Валютное единство обеспечивает либерализацию не только товаров и услуг, но и многих других факторов. Одновременно для государств-членов ЕС необходимо образование единой экономической политики.

С целью обеспечения единства в налогово-бюджетной политике, отсутствие которого рассматривается как основная причина кризиса евро, Европейский союз подписал «Договор о стабильности, координации и управлении в экономическом и валютном союзе», а также образовал «Европейский механизм стабильности» и «Европейский фонд финансовой стабильности». Вышеназванный договор был подписан 25-ью странами- членами из 27-ми. Великобритания и Чехия не подписали договор, поскольку посчитали его противоречащим их собственным экономическим интересам.

Подписание соглашений о свободной торговле с другими партнерами является одним из ключевых элементов европейской стратегии экономического роста.

Сегодня крупнейшие зоны свободной торговли функционируют на территории Германии (Гамбург, Киль, Куксхафен, Эмден, Бременхафен), Дании (Копенгаген), Австрии (Линц, Грац, Зольбад-Халль, Вена), Греции (Салоники и Пирей), Финляндии (Ханко, Хельсинки и Турку). Меньшие по размеру ЗСТ существуют практически в каждой стране-члене ЕС, что еще раз подтверждает, что развитие торговли является приоритетным направлением развития ЕС, а также свидетельствует о доходах и других выгодах, предоставляемых одной из самых простых форм СЭЗ как для государства, так и для частного капитала.

ЗСТ ЕС основываются на полном или частичном отсутствии таможенных пошлин и налогов, льготном режиме ввоза, вывоза и реэкспорта товаров. На их территории разрешено производить погрузочно-разгрузочные операции, складирование, сортировку, маркировку и хранение товаров, заниматься выставочной деятельностью, ремонтом судов, продажей товаров. Таким образом, во многих из них осуществляется производственная деятельность — в основном обработка импортных товаров для целей реэкспорта. Однако в ряде ЗСТ действуют особые исторические привилегии, позволяющие осуществлять производственную деятельность, ориентированную на внутренний рынок, используя все преимущества ЗСТ. Такие зоны так же явяляются примером либерализации торговли в ЕС.

Более того, в следующем, 2014, году Европа и США намерены начать переговоры о свободной торговле с целью существенной либерализации торговых отношений. По мнению европейских и американских чиновников, либерализация трансатлантической торговли может послужить импульсом либерализации торговли в глобальном масштабе и стимулом для усиления многосторонней торговой системы в лице ВТО.

Идеи свободной торговли между мировыми гигантами в той или иной форме выдвигались и ранее. Между США и ЕС существует большое число двусторонних соглашений, регламентирующих вопросы содействия торговле. В последнее время за подписание соглашения все чаще стали высказываться предприниматели обеих сторон. По оценкам Еврокомиссии, устранение барьеров в автомобильной отрасли, которая составляет крупнейший сектор двусторонней торговли, может привести к снижению издержек для обеих сторон на 15 процентов. Компании по обе стороны Атлантики хотели бы видеть соглашение, которое позволило бы не осуществлять в США проверку на соответствие техническим стандартам и требованиям безопасности автомобилей, прошедших подобную сертификацию в Европе. Небольшие компании - производители бытовой техники, систем освещения и электромонтажного оборудования - также жалуются на чрезмерно высокую стоимость сертификации продукции с учетом различных требований в Европе и Соединенных Штатах, что делает экспорт практически невозможным. Безусловно, сертификация товаров - крайне важная, но не единственная проблема двусторонних отношений. Еврокомиссия заинтересована в самом широком покрытии соглашения о ЗСТ, включая регулирование торговли в сфере услуг и доступа к госзаказу. В то же время, анализируя состояние двусторонней торговли и торговых споров, можно предположить, что такие сферы, как сельское хозяйство и авиапром, могут стать изъятиями из договора.

Параллельно с обсуждением вопросов расширения взаимодействия с США, ЕС готовит переговоры о ЗСТ с Японией. «Сделка» с Японией является одним из нескольких двусторонних торговых соглашений, решение о которых принято на фоне растущего осознания того, переговоры Доха-раунда, направленные на достижение глобальной либерализации в рамках Всемирной торговой организации, вряд ли увенчаются успехом.

Пересмотр системы торговых преференций ЕС обусловил актуальность активных переговоров с развивающимися странами. В частности, важное значение придается формированию ЗСТ с Таиландом, который может стать центром торговых и инвестиционных связей ЕС в АСЕАН.

Специфика осуществления денежно-кредитной и валютной политики в Европейском Союзе

Сфера осуществления денежно-кредитной и валютной политики является одним из направлений интеграции стран Европейского Союза, история которой имеет свои особенности. Интеграция в этой сфере имеет различные направления, обусловленные природой и содержанием общественных соотношений, не только составляющих эту политику, но и являющихся объектом ее воздействия. Венцом европейской интеграции в указанных направлениях стал Экономический и валютной союз (далее также — ЭВС), который и определяет специфику осуществления денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Территориально зона обращения евро как законного платежного средства (зона евро) в настоящее время не совпадает с территорией Европейского Союз («Евроземлей», «Euroland»), что, естественно, влияет на характеристику специфики денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза.

Допуская к обороту на внутреннем рынке иностранную валюту, государство тем самым ставит свои возможности по воздействию на денежный оборот (свои возможности по осуществлению денежно-кредитной и валютной политики) в зависимость от действий в соответствующей сфере носителя основы денежного суверенитета, выпустившего соответствующую валюту. Меры денежно-кредитной и валютной политики последнего будут оказывать непосредственное влияние на денежное обращение государства, в котором функционирует механизм долларизации, основанный на соответствующей иностранной валюте. То есть денежно-кредитная и валютная политика государства- эмитента этой валюты становится фактором, определяющим денежно-кредитную и валютную политику государства, использующего ее в своем денежном обороте.

Государства-члены с изъятиями не принимают непосредственного участия в осуществлении денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза, но имеют возможность косвенно влиять на эту политику с правовой точки зрения даже не столько как члены Европейского Союза, а как равноправные с Европейским Союзом участники валютной группировки.

Таким образом, специфика денежно-кредитной и валютной политики Европейского Союза заключается, с одной стороны, в функционировании европейского валютного союза, а с другой, в тесном сотрудничестве Европейского Союза как самостоятельного носителя основы денежного суверенитета с государствами-членами, не входящими в зону евро. Причем отмеченные выше особенности не только находят свое отражение в статусе евро как единой валюты (то есть в эмиссионном праве), в статусе органов, реализующих денежный суверенитета Европейского Союза, а также в финансовых основах его реализации, но и дают основание с высокой долей уверенности заключить, что реализация денежного суверенитета Европейским Союзом связана с формированием комплекса норм, обладающих основными характеристиками норм внутригосударственного (национального), а не международного правопорядка.

Глава 2. Проблемы развития экономики ЕС

Общеэкономические проблемы

Зона евро — объединение 17 стран Европы, использующих единую валюту — совсем недавно и в связи с мировым финансово-экономическим кризисом подверглась весьма серьезному испытанию, которое обнажило некоторые слабые стороны и противоречия европейской валюты, способные при определенных условиях создать весьма значительные проблемы для ее функционирования и процессов дальнейшей экспансии в мировом экономическом пространстве.

Речь идет о том, что государственный долг некоторых стран Зоны вышел за пределы, которые являются приемлемыми. В результате возникла угроза их дефолта, что не могло не отразиться в негативном плане на отношении субъектов мировой хозяйственной деятельности к единой европейской валюте. Наметилась тенденция падения евро. Чтобы она не превратилась в обрушение валюты, надо было предпринять какие-то меры. В СМИ, а также на уровне высших чиновников аппарата Евросоюза, в правительственных кругах стран Запада началось обсуждение вариантов выхода из кризиса. Разброс мнений был достаточно широк. В том числе заговорили о возможных формах дезинтеграции Зоны: исключении из объединения экономически слабых стран, выходе из него государств-лидеров Западной Европы и даже о роспуске Зоны и возвращении стран-членов к национальным валютам.

Функционирование единой валюты усиливает конкуренцию между компаниями стран Зоны, делает ее более жесткой и разрушительной, поскольку упраздняет саму возможность применения более слабыми в экономическом отношении государствами защитной валютной политики на основе снижения реального курса национальной валюты. В силу особенностей единой монетарной политики эти государства лишаются также возможностей самостоятельно оперировать инструментами денежно-кредитной политики, в частности поддерживать в зависимости от необходимости и конъюнктуры национальные предприятия кредитными ресурсами за счет расширения рефинансирования экономики. И то, и другое является предпосылкой для нарастания финансовых трудностей слабых в конкурентном отношении государств.

Слабость Еврозоны состоит в том, что здесь и первое, и второе условие в полной мере не соблюдается. Взаимодополняемость производств и высокая конкурентоспособность присущи в большой степени высоко развитым странам Западной Европы, экономическая интеграция которых началась довольно давно, после второй мировой войны, и осуществлялась поэтапно от простых форм к более сложным, что позволило постепенно адаптировать их национальные хозяйства друг к другу. Что касается стран, относительно недавно присоединившихся к европейским интеграционным процессам (к таким государствам можно отнести Грецию, Португалию, Испанию, а также практически все страны Центральной и частично Восточной Европы, входившие прежде в советский блок), то они, во-первых, имеют по сравнению со странами-лидерами Евросоюза низкий уровень конкурентоспособности, а во-вторых, не смогли пока занять (за некоторыми исключениями) достойного места в системе европейского разделения труда.

Иными словами, в Евросоюз, а затем и зону евро принимаются страны, экономика которых здесь подвергается значительным шоковым воздействиям, а сами эти страны становятся в известном смысле потенциальными кандидатами на дефолт.

Не способствует также решению проблем периферии Зоны и современная конъюнктура на мировых рынках капитала. Движение производительного капитала сегодня в большей степени ориентировано на вложения в быстро расширяющиеся экономики развивающихся стран, обеспечивающих низкие издержки при производстве довольно качественной, а теперь уже и высокотехнологической продукции. Не последнюю роль в этом играет относительно низкая стоимость рабочей силы в странах с развивающимися рынками. Что касается Еврозоны, то даже ее периферийная часть в основном не способна конкурировать в привлечении таких инвестиций. Во-первых, из-за сложившихся здесь довольно высоких стандартов уровня жизни, а во-вторых, по причине завышенного курса евро, который делает расходы иностранных инвесторов в европейской валюте, связанные с капитальными вложениями, более обременительными.

Проблемы, обусловленные вступлением в ЕС ряда стран центральной и восточной Европы

Вступление государств Восточной Европы в Евросоюз породило достаточно сильную дивергенцию (то есть увеличение различий между странами-членами, прежде всего по экономическим аспектам), которая значительно осложняет процессы углубления интеграции. Среди тех проблем, к которым привело включение постсоциалистических стран в ЕС, можно выделить следующие: необходимость для государств Запада привлекать дополнительные финансовые средства для сокращения контрастов между членами Союза, уменьшение количества рабочих мест в западно-европейских странах из- за переноса многих производств в страны ЦВЕ, утечка инвестиций сверх допустимого уровня вследствие более низких налогов и другие. Во время мирового финансового кризиса страны ЦВЕ также оказались дополнительной статьей расходов для бюджета Евросоюза.

Также многие жители Западной Европы придерживаются мнения, что успех интеграции экономик стран ЦВЕ в ЕС состоялся за их счет. Например, по их мнению, дешевый экспорт из Словакии и Польши вытесняет с рынка голландские и французские товары. Однако результаты исследований утверждают другое. Экономисты из Osteuropa- Institut (Мюнхен), провели анализ влияния торговли и ПИИ на экономику ЕС и пришли к следующим выводам: так как у стран Западный Европы всегда было положительное сальдо торгового баланса со странами ЦВЕ, то влияние интеграции в сфере торговли можно рассматривать как позитивное.

После вступления в ЕС многие страны ЦВЕ с трудом входили в единое европейское социальное пространство. В частности. Польша первоначально выговорила для себя существенные уступки в данном вопросе. Однако, несмотря на серьезные различия между европейскими странами и существующие до сих пор региональные дисбалансы, все государства-члены ЕС декларируют стремление соответствовать Европейской социальной модели, которая, в свою очередь, постоянно совершенствуется и отражает изменения, происходящие в обществе.

Расширение на Восток провоцирует проблемы, связанные с миграцией: как с легальной, так и нелегальной.

В целом, число трудовых мигрантов из «новых» восьми стран ЕС выросло примерно с 1 миллиона человек в 2004 году (0,3% от общего числа жителей ЕС) до примерно 2,3 миллиона в 2010 году (0,6%). При этом в конце 2010 года в 15 «старых» странах ЕС работало около 19 миллионов нерезидентов Евросоюза (немногим менее 5% всего населения). Комиссия ЕС считает, что число работников из восьми «новых» стран- членов, находящихся в 15 «старых» государствах Евросоюза, вырастет до 3,3 миллиона человек в 2015 году и до 3,9 миллиона — к 2020 году, а их доля увеличится до 0,8% и 1% соответственно. И это без учета трудовых мигрантов из Румынии, Болгарии и — в ближайшем будущем — Хорватии.

Уже сегодня ясно, что расширение ЕС на Восток не сможет до конца решить проблему регулирования миграционных потоков. В частности, рабочие из стран ЦВЕ не смогут вытеснить с рынков труда в западноевропейских странах трудовых мигрантов из Северной Африки. А дальнейший наплыв ближневосточных мигрантов угрожает не только нормальному функционированию Шенгенской зоны, но и стабильности европейского социального пространства. В ЕС вынуждены считаться с тем, что вступление Турции в Союз открыло бы новые возможности для роста турецкой миграции — прежде всего, в ФРГ. В целом, проблема интеграции мигрантов из стран Ближнего Востока в принимающие общества европейских стран в обозримой перспективе только обострится.

Расширение Европейского Союза, как мы видим, влияет на социально­экономическое развитие стран-членов неоднозначно: позволяет решать одни проблемы (чаще всего — частично) и тут же создает новые. В частности, все сложнее становится координировать усилия стран-членов в самых разных областях. Расширение ЕС — процесс сложный, имеющий как положительные, так и отрицательные последствия (и для самого ЕС, и для современного мира).

Глава 3. Перспективы развития ЕС

Внешнеэкономические связи ЕС и России

Торгово-экономические отношения ЕС и России выглядят очень динамичными, особенно на фоне ухудшающегося политического контекста. Европейские страны традиционно являются важнейшими партнерами России. На долю ЕС приходится чуть более половины внешнеторгового оборота России и около 70% накопленных иностранных инвестиций. Взаимный товарооборот неуклонно растет. За последнее десятилетие Россия поднялась в списке основных торговых партнеров ЕС на третье место и уступает только США и Китаю; на ее долю приходится 7% экспорта ЕС и 11% импорта. Однако эти отношения имеют ярко выраженный асимметричный характер. В товарной структуре торговли по-прежнему сохраняются серьезные дисбалансы. Российский экспорт на три четверти представлен энергетическим сырьем. В нем доминируют товары низкой степени обработки, доля машин и оборудования составляет менее 1%. Из стран ЕС в Россию поступают химикаты (18%), продовольствие (10%) и оборудование (около 45%), причем на долю промышленного оборудования приходится лишь 8%, что свидетельствует о низких темпах технического обновления отечественной промышленности. Аналогичный дисбаланс существует и в отдельных отраслях: например, из России в ЕС поставляются химикаты и минеральные удобрения, т.е. продукция с низкой добавленной стоимостью, а во встречном направлении идут прежде всего лекарства и парфюмерия. Торговля услугами характеризуется не только неблагоприятной структурой, но и скромными масштабами.

Зависимость европейских стран от российских поставок энергоресурсов слишком часто подается как односторонняя: Европе никуда не деться от России, поскольку две трети российского экспорта по этим статьям направлены именно на территорию ЕС. Между тем Россию и Евросоюз связывают отношения не односторонней, а двусторонней зависимости: у России просто нет иных рыночных возможностей для продажи своего природного газа, и она вынуждена полагаться на европейский спрос. Более того, рыночные цены на газ, по которым европейские потребители платят России, гораздо выше тех, на которые она могла бы рассчитывать на любых других потенциальных рынках.

ЕС является крупнейшим инвестором в экономику России. Хотя ни для кого не секрет, что весомую часть капиталовложений составляют деньги, вывозимые российскими компаниями и отдельными предпринимателями, в результате чего их юридический статус и меняется, а юридическая защищенность серьезно возрастает. На ЕС приходится 2/3 всех накопленных инвестиций в российскую экономику.

У России и ЕС есть совпадающие долгосрочные интересы: обеспечение политической стабильности в регионе «большой Европы» и повышение конкурентоспособности национальных экономик на глобальном рынке.

Стратегическими целями России в сфере экономической политики являются диверсификация экономики и экспорта; переход от ресурсоориентированного к инновационному развитию; сокращение ресурсоемкости ВВП; окончание процесса встраивания в систему международного разделения труда и начало политики участия в формировании правил мировой экономической системы в качестве одного из ключевых игроков. ЕС стремится к повышению конкурентоспособности своей экономики на основе инновационного развития и сокращения стоимости труда (Лиссабонская стратегия); освоению новых рынков сбыта промышленной продукции; обеспечению энергетической безопасности экономики.

Потенциальная эффективность экономического сотрудничества (а возможно и частичной интеграции) России и ЕС обусловлена взаимодополняемостью ресурсов партнеров. К числу конкурентных преимуществ России следует отнести относительно дешевую и квалифицированную рабочую силу; природные ресурсы, в том числе рекреационный потенциал и потенциал развития «экологического» сельского хозяйства; развитую фундаментальную науку и все еще сохраняющийся запас научно-технических разработок; транзитное положение, обеспечивающее доступ в Азиатско-Тихоокеанский регион; ёмкий и уже вполне платежеспособный национальный рынок, а также доступ на рынки стран СНГ.

ЕС обладает такими конкурентными ресурсами, как запасы капитала; высокие технологии и механизмы трансформации научно-технических разработок в экономически эффективные технологии; навыки и ноу-хау в сфере менеджмента; энергосберегающие технологии и экономические механизмы стимулирования энергосбережения; высокая степень влияния на формирование глобальных экономических правил игры. Объединение ресурсов России и ЕС способно привести к прорыву в повышении глобальной конкурентоспособности экономик обеих сторон.

Основные тенденции развития ЕС

На долю еврозоны приходится одна пятая мирового валового внутреннего продукта. Таким образом, укрепление ее экономики на один процентный пункт в год сможет обеспечить рост ВВП в других местах на 0,7 процентного пункта за четыре квартала.

В ЕС наблюдается стабильный рост производства. В июле на фоне перспективы роста экспортных заказов в прочих европейских странах выросло производство в Чехии и Польше. Как показали данные прошлой недели, экспорт из Китая в Европейский Союз за июль увеличился на 2,8%, что стало первым его ростом за пять месяцев. Поставки в ЕС из Японии в июне выросли на 8,6%, продемонстрировав рекордные с февраля 2011 года темпы роста.

Экономика, сократившаяся в предыдущие три месяца 2013 года на 0,3%, выросла во втором квартале на 0,2%. В последний раз рост был отмечен в третьем квартале 2011 года. G □ По-видимому, эта тенденция сохранится. В июле производство неожиданно увеличилось после двух лет сокращения, а уверенность как среди руководства компаний, так и среди потребителей достигла 15-месячного максимума. Хотя выпуск промышленной продукции возрос по сравнению с предыдущим месяцем слабее, чем экономисты ожидали в июне, все же его рост на 0,3 % по сравнению с прошлым годом стал первым примером годового роста за последние 20 месяцев.

Успехи европейской интеграции налицо. Процессы интеграции ускорились. Приобрели системный характер. В зоне ЕС наметилось даже экономическое оживление. Уже многие месяцы государства-члены ЕС наращивают профицит внешней торговли. Судя по поведению финансовых рынков и обменного курса евро, все уверены в том, что общей валюте еврозоны по большому счету ничего особенно не угрожает, если только не случится что-то совсем уж непредсказуемое. Широкое распространение получило мнение о том, что ЕС теперь располагает достаточными инструментами для того, чтобы эффективно вмешиваться в экономическую политику любого из своих членов. Их вполне достаточно для оказания эффективной помощи тем из них, чья экономика зашаталась. Вскоре, считают специалисты, ЕС будет готов к тому, чтобы приступить к безболезненному для себя закрытию и реструктуризации проблемных банков. Все определеннее также перспектива списания части суверенной задолженности, связывающей пока государства-члены по рукам и ногам, принуждая их осуществлять политически и социально самоубийственную политику жесткой экономии.

С большой задержкой по сравнению с остальными, считают эксперты, элиты стран ЕС, в конце концов, признали абсурдность предположения, будто бы все мировые игроки смогут реструктурировать свою экономику за счет наращивания экспорта и инвестиций, при этом меньше потребляя и занимая. Теперь они будут делать ставку на рост внутреннего потребления в целях создания предпосылок для экономического роста и создания рабочих мест. Для этого потребуется государственная поддержка кредитования по крайней мере на период, пока не включатся автоматические механизмы экономического роста. Они заработают, когда бизнес увидит, что есть спрос и можно вновь вкладывать деньги, не боясь их потерять.

Высокий уровень суверенной задолженности и долговых обязательств частных лиц и семейных хозяйств становится новой нормой. Италия и Франция уже признали это, отказавшись, вопреки договоренностям с МВФ, ЕЦБ и ЕК повышать налоги (правда, непоследовательно) и следовать бюджетному пакету ЕС. Германия, уверены аналитики, поменяет приоритеты сразу после сентябрьских выборов.

И тем не менее, многочисленные противоречия, ставшие за последние два года визитной карточкой политической, экономической, финансовой, социальной и интеллектуальной жизни ЕС, не находят своего разрешения. Более того, они углубляются. Причем в тех случаях, когда речь идет о противоречиях, характерных для мировой экономики и международной системы в целом, есовцы повторяют общий тренд. В тех случаях, когда другие мировые игроки вроде бы нащупывают подходы к их минимизации или даже преодолению, выпадают из него.

Однако в еврозоне, несмотря на некоторое оживление, экономическая ситуация продолжает оставаться крайне хрупкой и нестабильной. Безработица бьет рекорды. Хотя в целом по ЕС ситуация, вроде бы, стабилизировалась, порождая надежды на то, что худшее позади, тем не менее, на Кипре уровень безработицы подскочил с 11,7 до 17,3%, в Словении с 8,8 до 11.2%, в еврозоне безработица среди молодежи замерла на отметке в 23,9%. Все сходятся на том, что регион ждут долгие годы экономического бессилия. Мировые СМИ переполнены победными реляциями по поводу выхода ЕС в целом из рецессии и великолепных результатов, по сравнению с тем, что было раньше, — ростом в 0,3%. При этом как-то само собой замалчивается, что он всюду разный. Обобщенные цифры получились более оптимистичными только благодаря хорошим показателям Германии. Проблемным же странам (Греции, Португалии и т.д.) потребуются годы и годы на то, чтобы дотянуть до предкризисного уровня. Да и ВВП по ЕС в целом пока на 3% ниже, чем в 2008 г. Из проблемных членов ЕС уезжает молодежь, причем все чаще в развивающиеся страны.

Таким образом, несмотря на экономический рост и положительную динамику развития европейской экономики, многие проблемы еще не решены и требуют пристального внимания со стороны ЕС и его партнеров.

Заключение

Этот союз находится на очень важном и сложном этапе своего развития. Он только начинает привыкать к работе в новом режиме, когда членство в нем подскочило почти до тридцати государств. Притирка идет тяжело, сложно, не без проблем. Принятие назревших политических решений затягивается. Раскол интеграционного объединения на Старую и Новую Европу сохраняется.

ЕС в какой-то степени замкнулся сам на себя. Ему не до внешнеполитических прорывов. У него очень насыщенная внутренняя повестка дня. Надо срочно проводить тяжелые социальные реформы, выходить на принципиально иной уровень мобильности рынка труда. Демографическая ситуация в странах Союза радикально изменилась. Старая система социального и пенсионного обеспечения, унаследованная еще со времен Бисмарка, не справляется с новыми потребностями.

В то же время, по целому ряду параметров ЕС менее динамичен, чем его основные экономические конкуренты — США и Юго-Восточная Азия. Он проигрывает им по темпам развития и степени приспособления к современным требованиям хозяйствования в условиях глобализации. Лиссабонская стратегия превращения ЕС в наиболее эффективную экономику мира, основанную на знаниях, буксует. Чтобы разрыв между возможностями и обозначенными целями не выглядел таким уж вопиющим, в нее вносятся все новые и новые изменения.

Таким образом, можно констатировать наличие целого букета самых разнообразных и разнонаправленных кризисных явлений в развитии ЕС.

Однако указанные и некоторые другие кризисные явления, с которыми сталкивается ЕС, не могут рассматриваться как определяющие при оценке баланса неудач и имеющихся у него достижений.

Прежде всего, экономическая и политическая интеграция никогда не носила линейный характер. Союз и в прошлом сталкивался с многочисленными трудностями роста. История его развития наполнена не только взлетами, но и провалами. Вообще на пути европейского строительства страны региона шли от одного кризиса к другому. Но, пусть и не сразу, кризисы ими неизменно преодолевались. ЕС выходил из них окрепшим, более сильным и целеустремленным.

Умение находить непростые развязки и преодолевать постоянно возникающие кризисные явления, а также выпестованная политическая культура сотрудничества и компромисса, относятся к числу несомненных достижений ЕС. Перечень таких достижений впечатляет, достаточно указать только на главные из них.

Благодаря созданию наднациональных институтов и запуску интеграционных процессов франко-германское противостояние, столь дорого стоившее Европе, осталось в прошлом.

ЕС превратился в регион мира и стабильности. Он обеспечил спокойную, мирную, предсказуемую жизнь для всех входящих в него государств и народов. Такую же жизнь Союз предлагает тяготеющим к нему и близким ему странам.

Когда императивы, методы и направления практической интеграции лишь прорабатывались, большая часть Европы лежала в руинах. Страшные раны мировой войны еще только предстояло залечить. Интеграция позволила Западной Европе встать на ноги, дала ей уверенное экономическое развитие. За прошедшие годы ЕС превратился в зону процветания.

Интеграция принесла участвующим в ней государствам и народам не только политический, но и социальный мир. От своего социального измерения, социального партнерства и высоких социальных стандартов ЕС не собирается отказываться и в будущем.

Для набирающей силу скептической точки зрения относительно дальнейшего расширения ЕС определенное значение имеет экономический аргумент: заявки с просьбой о вхождении в ЕС поступают от стран с относительно низким уровнем развития экономики, слабой технической инфраструктурой, низким по сравнению со среднеевропейским уровнем ВВП. Эти страны по большому счету не отвечают установленным в ЕС критериям принятия новых членов (так называемые критерии вхождения). Таким образом, достижение экономического единения и равномерного развития всех стран – членов ЕС становится все более проблематичным, а цена расширения может негативным образом сказаться, например, на формировании общего бюджета ЕС, что в результате будет оказывать сдерживающий эффект на темпы развития ЕС в целом. В этом случае может начать играть более значимую роль принцип "усиленного сотрудничества" (или "расширенного сотрудничества", как это трактует, например, Ниццский договор) стран – членов ЕС с более высоким экономическим потенциалом. Тогда в полной мере проявит себя формула "разноскоростной интеграции", идеологами которой уже в 70-х годах прошлого столетия были Вилли Брандт и Лео Тинденманс. В этом случае следует принять во внимание существенную проблему: при большом количестве стран, входящих в ЕС, со все более и более разнящимся уровнем экономического развития предложенная формула фактически означает дифференциацию темпа интеграции (либо дифференциацию степени интеграции в данных областях) в группах стран – членов ЕС: одни государства быстрее реализуют цели объединения, другие – медленнее. Одни государства находятся как бы в привилегированном положении – быстрее достигают цели и быстрее получают от этого экономические выгоды. Другие же – в более худшем положении. Это не только проблема так называемого членства "второго сорта", или неравноправного партнерства, второразрядного и урезанного, особенно когда речь идет о процессе принятия решения в выработке согласованной интеграционной политики или их положения в институциональных органах Европейских сообществ (в Европейском Союзе). В конечном счете практическая реализация такого сценария евро-интеграции в большом масштабе влечет за собой фундаментальную угрозу: региональная экономическая интеграция становится половинчатой, и ее суть оказывается подорванной. Это возможно в том смысле, что отдельные страны – члены ЕС с разной скоростью и в разных сферах будут участвовать в реализации отдельных фаз экономической интеграции, которые описываются моделью Бела Баласа (Bela Balassa). В результате в долгосрочной перспективе достижение регионального экономического объединения становится призрачным.

2.2 Поддержка интеграции

Переломным событием в процессе европейской интеграции стало подписание в 1985 году Единого европейского акта (ЕЕА), который обозначил начало её нового этапа, создание на основе существующих сообществ Европейского сообщества и углубление компетенции ЕС в области координации не только экономической, но и многих других областей внутренней и внешней политики. Маастрихтский Договор о Европейском Союзе (1992 г.) законодательно закрепил озвученные в ЕЕА цели и ввёл общее европейское гражданство.

Эти изменения в настроении населения стали особенно болезненны для процесса европейской интеграции, поскольку начались именно тогда, когда ЕС вступил в наиболее активную фазу своего развития, при которой одобрение его европейскими гражданами становилось всё более важным. Если до Маастрихта интеграционный процесс касался лишь вопросов межгосударственного сотрудничества, то после него интеграция вызвала необходимость изменения внутриполитической жизни каждой из стран и стала затрагивать жизнь простых граждан непосредственно. Европейские граждане стали задаваться вопросами относительно политики совершенно разных уровней, начиная от регламентации ЕС продажи отдельных продуктов питания и напитков и заканчивая общим характером системы распределения. Но главным стал вопрос о том, в каком направлении движется европейская интеграция и кто находится у её руля. Как показывали опросы, в 1992 году только 14% граждан ЕС были удовлетворены уровнем "демократического влияния", доступного им в институтах ЕС. В том же году впервые был зафиксирован численный перевес граждан ЕС, которые были не удовлетворены тем, как работает демократия в их собственной стране (52% против 45%).

Со временем, когда европейское население стало привыкать к новым условиям, новый уровень интеграции воспринимался как данность, а полномочия Европарламента постепенно расширялись, показатель поддержки европейской интеграции среди граждан ЕС стабилизировался в рамках коридора от 48% до 56%. не опускаясь ниже достигнутой в 1996 году нижней планки, но и не дотягиваясь до прежних высот. Таким образом, почти всеобщая поддержка интеграции, при которой основная масса населения не была посвящена в содержание европейской политики, сменилась более прагматичным к ней отношением, а количество граждан, удовлетворённых состоянием демократии в ЕС, увеличилось с 35% в 1997-м до 49% в 2005 году.

Однако, вне зависимости от колебаний поддержки интеграции в целом европейским населением, всегда были те, кто поддерживал её больше, и те, кто меньше. Какие же социальные слои скорее поддерживают и какие скорее не поддерживают европейский интеграционный процесс?

Таблица 1 (Приложение) демонстрирует данные опросов о поддержке интеграции разными категориями населения как в период наиболее высокой (до Маастрихта), так и в период наиболее низкой поддержки.

Мы видим, что разочарование в работе демократии и вообще в европейской политике не сильно повлияло на соотношение сторонников и противников интеграции в каждой из выделенных социальных групп. И в 1991 году (до падения поддержки), и в 1996-м интеграцию в большей степени поддерживали более образованные, более обеспеченные и более молодые слои населения. При этом в первую очередь поддержка интеграции зависит от уровня образования и связанного с ним уровня дохода.

Общее падение поддержки интеграции после Маастрихта происходит прежде всего за счёт её падения в менее образованных и менее обеспеченных слоях (зависимость этого падения от возраста не прослеживается), то есть среди тех, кто и раньше поддерживал её меньше остальных. Те же категории населения, которые и ранее лучше относились к интеграционному процессу (более образованные и обеспеченные), в большей степени, чем другие, поддержали и его новую стадию Маастрихтский договор. Это подтверждают и данные опроса, проведённою в 1992 году в котором европейцев спрашивали, как они станут голосован" в случае референдума по вопросу о Маастрихтском договоре: 43% проголосовали бы "за" договор, 27% – "против" и 30% – не определились с ответом. Распределение ответов в зависимости от социально-демографических характеристик (без учёта тех, кто не определился) показано в таблице 2 (Приложение).

Мы видим, что большое влияние на отношение к Маастрихту оказывает вид деятельности: за новый уровень интеграции в большей степени голосуют менеджеры и в наименьшей – рабочие, а также непосредственно связанный с ним уровень образования. Возраст, как и прежде, имеет наименьшее значение.

Каждый следующий этап интеграции, как в плане её углубления (от Европейского объединения угля и стали до разработки Евроконституции), так и в плане расширения числа участников (от Европы-6 до Европы-25 и далее), вызывает новое сопротивление населения, которое всё чаще задаётся вопросом, каковы границы интеграции. Вслед за рациональной оценкой того вклада, который она несёт для национальных экономик, граждане начинают опасаться, что дальнейший процесс интеграции будет угрожать национальной идентичности. И те, кто согласен с теперешним списком членов и теперешним уровнем интеграции, могут быть против расширения его на культурно чуждую Турцию и дальнейшего углубления, способного привести к окончательной утрате национальных суверенитетов.

Эти настроения нашли своё выражение в отказе населения Франции и Нидерландов принять конституцию, предусматривающую более глубокий уровень интеграции. При этом в 2005 году на референдумах можно было проследить прежнюю тенденцию распределения голосов между различными категориями населения. Среди наименее образованных поддержка Евроконституции была крайне низка, в то время как среди лиц с университетским дипломом за неё было большинство. Евроконституцию поддержала социальная элита, и её отвергло большинство рабочих и пенсионеров.

Конституция 2005 года была неудачной попыткой сделать рывок вперёд, к более глубокому уровню интеграции. В своё время такой же попыткой, но удавшейся, был Маастрихтский договор 1992 года. И если сравнить голосование во Франции по Маастрихтскому договору (он был одобрен 51% французов)" и голосование по Евроконституции, становится очевидно, что многие особенности социальной поддержки этих двух уровней и этапов интеграции не изменились. Во Франции коммерсанты и руководители предприятий, поддержавшие Евроконституцию в 2005 году, в 1992 году в большинстве своём голосовали против Маастрихта (51%). Но и в 1992 году поддержка интеграции лицами с университетским дипломом (71%) и представителями свободных профессий и интеллектуалами (70%) была гораздо выше средней, а лицами без диплома (43%) и рабочими (42%) – ниже.

В 1992 году с трудом прошедший ратификацию Маастрихтский договор был таким же смелым шагом вперёд, к неизвестному будущему, как и в 2005 году не прошедшая Евроконституция. Но сейчас договор 1992 года стал уже нормой, частью привычного мира. И существующий уровень интеграции, созданный им, поддерживается значительно более широкими социальными слоями, чем в своё время поддерживался сам Маастрихт.

Поддержка интеграции более образованными характерна не только для старых членов Европейского Союза. Схожая картина складывается из данных опроса населения 13 стран-кандидатов в 2003 году. И в старых членах ЕС, и в новых на разных этапах интеграции проявляются некоторые постоянные тенденции. Поддержка интеграции тесно связана с образованием: она максимальна у наиболее и минимальна у наименее образованных. Поддержка интеграции выше у лиц свободных профессий и интеллектуалов ("по определению" наиболее образованных) и ниже у рабочих, выше у наиболее обеспеченных и ниже у мало обеспеченных. Она максимальна в больших городах – сосредоточении интеллектуальной жизни – и минимальна в сельской местности.

Европейский Союз (ЕС) имеет особое положение в мировом рынке и является главной экономической и политический силой на континенте. В его состав входят 28 государств, которые различаются площадью территории, природными ресурсами, численностью населения, научно-техническими и экономическими потенциалами.

Основные «подводные камни» Европы:

  • 1) Первая проблема ЕС заключается в «механическом» объединении стран. Причиной «механизации» стало поспешное расширение Евросоюза: 2004 год - 15 стран, 2015 год - 28 государств. Столь быстрое увеличение количества участников ЕС нарушило изначальную стабильность архитектуры стран так называемой «старой Европы», которые сумели к тому времени наладить тесные экономические и политические взаимоотношения.
  • 2) Следующий проблемный фактор состоит в молодости и незавершенности проекта. Многие фундаментальные направления не были изначально обговорены, документально закреплены и опробованы. В связи с этим нормативная база ЕС требует большой доработки и оптимизации, исходя из существующих реалий.
  • 3) Кризисные явления в экономике выступают третьим негативным фактором, который нарушает модель стабильного функционирования Европейского Союза. Кризис выступил причиной поднятия градуса противоречий среди участников Евросоюза. Участники ЕС так и не выработали конкретную стратегическую модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса. Иными словами, в ЕС был дан сигнал, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих».
  • 4) Внешнеполитические противоречия между членами Европейского Союза. Несмотря на искусственное единство, внутри ЕС зачастую возникают острые конфликты, сторонами которых выступают «Старая Европа», стремящаяся создать новый международный центр власти, и «Новая Европа», занимающая порой проамериканскую, антироссийскую позицию. К «Новой Европе» зачастую примыкает Великобритания.
  • 5) Пятая группа проблем Европейского Союза связана с историческими, культурно-ментальными расхождениями между участниками ЕС. ЕС находится на начальной стадии (стадии зарождения) создания модели общеевропейской идентичности. Поскольку в ЕС многие государства за весь период истории неоднократно противостояли друг другу в различных войнах, была принята негласная договоренность - исключить исторические обиды. Однако в последнее время эта договоренность зачастую игнорируется.

На современном этапе развития Евросоюз сталкивается с большим числом проблем. Если ЕС сможет их разрешить, то это приведет к еще более глубокой интеграции ЕС в мировую экономику, в противном же случае это приведет к распаду «зоны евро» или выходу из нее стран с нестабильной экономикой.

Основные проблемы финансовой системы ЕС:

Организационная - поспешное расширение Евросоюза, до 2004г. в ЕС входило 15 стран, в 2013г. - 28 государств. Сюда же можно отнести молодость и незавершенность проекта, в связи с чем, нормативная база ЕС требует большей доработки и оптимизации. Это привело к дополнительным проблемам, с которыми столкнулся ЕС во время кризиса - его участники так и не выработали модель действий, которая бы позволяла поддерживать друг друга в период кризиса.

Различия между участниками - «Старой Европой», стремящейся создать новый международный центр власти, и «Новой Европой», занимающей порой проамериканскую и антироссийскую позицию. Сюда же можно отнести исторические, культурно-ментальные расхождения между участниками ЕС.

Высокие социальные расходы - ЕС на протяжении нескольких десятилетий осуществлял политику опережающих расходов на социальное развитие на фоне замедления роста экономики. В результате этого в странах еврозоны одна из самых высоких в мире стоимость рабочей силы. В шести странах ЕС, широко использующих так называемую шведскую модель социализма (Бельгии, Дании, Швеции, Франции, Италии, Финляндии), рабочая сила значительно переоценена. Еще в десяти странах ЕС рабочая сила переоценена. Только в странах центральной восточной Европы рабочая сила недооценена. Самыми проблемными являются страны с высокой долговой нагрузкой: Греция, Италия, Португалия, Ирландия. У них госдолг больше ВВП, а социальные расходы превышают его половину.

Ну и разумеется долги - за попытку строить социализм приходится платить, что однако с учетом стоимости заимствования в Европе пока не выглядит такой уж катастрофой.

ВВП Греции составляет порядка 2,4 % от ВВП ЕС, сколько бы они не задолжали, Евро зону это не обрушит. Италия, другое дело, но думаю, ЕС и Италию потянет.

Офшоризация и тенизация капитала в ЕС - Уровень финансовой офшоризации и тенизации в ЕС, вдвое выше, чем в неевропейских странах -- членах ОЭСР (международная экономическая организация развитых стран - входят 34 страны, США, Япония, Канада, Южная Корея, Израиль и др., включая и страны ЕС). За годы кризиса динамика движения капитала в еврозоне резко изменилась с положительного сальдо (чистого притока) на сумму 181 млрд евро в 2007 г. на отрицательное сальдо (чистый отток) на сумму 313 млрд. евро в 2012 г.

Реформа регулирования финансового сектора в Европейском Союзе

Глобальный финансово-экономический кризис 2008-2009 гг. привел к осознанию необходимости реформы надзора и регулирования финансового сектора глобальном уровне. основные принципы и направления финансовой реформы были согласованы в 2009-2010 гг. на саммитах «Группы 20» (G20), которая в условиях кризиса стала главным координирующим форумом в этой сфере, опираясь в своей деятельности на совет по финансовой стабильности (СФС), а также на такие стандартоустанавливающие организации, как Базельский комитет по банковскому надзору, международная организация комиссий по ценным бумагам и другие, сотрудничая с МВФ, ОЭСР, БМР.

В рамках этих международных финансовых институтов уже разработаны либо дорабатываются унифицированные стандарты финансового регулирования по таким направлениям, как усиление макропруденциального надзора и контроля за системными финансовыми рисками, укрепление стабильности банковских систем (Базель III), повышение прозрачности и усиление регулирования «теневой банковской системы», а также рынка деривативов, особый режим регулирования системно значимых финансовых институтов Худякова Л. С. Посткризисное финансовое регулирование на межгосударственном уровне // мировая экономика и международные отношения. 2013. № 1..

Несмотря на амбициозные заявления представителей Евросоюза, очевидно, что на пути создания Банковского союза могут возникнуть серьезные проблемы. Прежде всего, это трудности имплементации единого свода нормативов и стандартов по банковскому надзору в отдельных странах, связанные с существующими национальными различиями и разногласиями. Другое противоречие - взаимодействие ЕцБ в новой роли и Европейской комиссии по банковскому надзору (ЕВА), которая несмотря на проведение ею двух стресс-тестов не сумела обеспечить европейский банковский надзор на должном уровне. ЕВА не обнаружила вовремя проблемы у Bankia и других испанских банков, просмотрела манипуляции со ставкой ЛИБОР, которыми занимались почти все крупнейшие европейские банки, тем самым продемонстрировав низкую эффективность своей работы. однако, с другой стороны, ЕВА объединяет все 28 стран ЕС, тогда как надзор ЕЦБ распространяется прежде всего на страны еврозоны, что дает ЕВА определенные преимущества.

В заключение отметим, что хотя с точки зрения европейского строительства создание Банковского союза - это шаг в правильном направлении, вряд ли следует ожидать быстрого успеха в реализации этого проекта. Брюссельский корреспондент немецкого Deutsche Welle резонно заметил по этому поводу «Банковский союз - типичный европейский компромисс: все звучит красиво в теории, но никто не знает, как это будет работать на практике» Буторина О. В. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность? // современная Европа. 2012. № 2. с. 86..

Бюджетный союз и налог на финансовые трансакции. Кризис в очередной раз показал серьезную уязвимость в существующей структуре Экономического и валютного союза (ЭВС): наднациональное регулирование денежно-кредитной политики при отсутствии адекватного регулирования фискальной, что может рассматриваться как «мина замедленного действия под здание ЭВС» Сидорова Е. А. от Пакта стабильности и роста к фискальному пакту. Экономические стратегии. 2013. № 1. с. 102-111. И уже многие специалисты признают, что углубление фискальной интеграции способно существенно повысить устойчивость ЭВС.

Конечно, нельзя не признать, что именно фискальные вопросы вызывают наиболее болезненную реакцию со стороны национальных правительств, но важные шаги, предпринятые после кризиса - создание Европейской системы финансового регулирования, фискальный пакт, проект Банковского союза, - показывают готовность если не пойти на уступки, то, по крайней мере, начать конструктивное обсуждение подобных вопросов. В 2012 г. главы стран ЕС обратились к ЕК и Президенту совета с просьбой о «разработке плана по созданию подлинного Экономического и валютного союза», подразумевающего большую фискальную интеграцию.

Реальные шаги по углублению фискальной интеграции в рамках Ес предпринимались еще в 2011 г., когда в декабре вступил в силу пакет «Шесть документов» (Six-Pack) Буторина О. В. Кризис в зоне евро: ошибки или закономерность? // современная Европа. 2012. № 2. с. 86..

Согласованный год спустя фискальный пакт уже ратифицирован 15 странами еврозоны, а одобренное Европарламентом регулирование Two-Pack, касающееся координации бюджетной политики в еврозоне, вступило в силу с 30 мая 2013 года.

Основная работа пришлась на 2012 г., когда ЕК опубликовала свой план по фискальной интеграции. В краткосрочном периоде (в течение следующих полутора лет) странам ЕС необходимо полностью реализовать принятые решения (Европейский семестр1, Six-Pack, Two-Pack) и сформировать единый механизм принятия решений в рамках Банковского союза. В среднесрочном периоде (до пяти лет, с учетом внесения изменений в действующий лиссабонский договор) - усиление контроля над национальными бюджетами, включая право ЕС потребовать изменений в бюджетно-финансовой политике отдельных стран; создание наднационального органа, ответственного за бюджетные решения, со своими финансовыми ресурсами.

И тут снова возникает дилемма - с одной стороны, необходимость идти дальше по пути углубления экономической интеграции в ее финансовом аспекте очевидна. С другой - насколько своевременно европейские законодатели взялись за эту крайне сложную и проблемную область.

Ранее, вступление в еврозону стран, лишь формально выполнивших критерии для принятия евро, создало серьезные угрозы стабильности еврозоны. а ведь в фискальной сфере подобные риски еще выше. можно согласиться, что создание фискального союза способно в настоящее время лишь «подорвать ЕС, не решая долговых проблем». «фискальный союз разрушителен, в том смысле, что правительства откладывают структурные реформы, надеясь на трансферты» Сидорова Е. А. от Пакта стабильности и роста к фискальному пакту. Экономические стратегии. 2013. № 1. с. 102-111.. Подобная точка зрения скорее характерна не только для Великобритании, но и для Швеции.

При этом помимо сугубо экономических вопросов возникает опасение стран, не входящих в еврозону, быть сдвинутыми на периферию принятия решений в ЕС, как это произошло с Банковским союзом, когда основной орган принятий решений находится в ЕЦБ и состоит исключительно из членов еврозоны, при этом распространяя свое влияние на все 28 стран союза. Точно такие же тревоги возникают и при рассмотрении еще одного фискального проекта ЕС - налога на финансовые трансакции.

В середине 2013 г. ЕК признала, что первоначальный план по вступлению налога в силу в начале 2014 г. скорректирован, и в настоящее время ожидается, что он вступит в силу не ранее середины 2014 года.

Таким образом, реформа регулирования финансового сектора в ЕС предстает как многоуровневый процесс, который опирается на единые международные стандарты, разрабатываемые глобальными организациями (глобальный уровень), директивы и регламенты наднациональных институтов ЕС (европейский региональный уровень), законодательные акты национальных финансовых регуляторов, учитывающие логику первых двух уровней. Необходимость преодолеть не только последствия глобального кризиса, но и кризиса еврозоны сделала приоритетным для ЕС активное продвижение идеи перехода к более эффективной финансовой интеграции. На первый план выходит создание Банковского союза, которое далеко опережает создание фискального союза.

По проекту Банковского союза, как было показано выше, уже формализованы конкретные решения, приняты основные законодательные акты, согласована «дорожная карта» на ближайшие годы. однако даже здесь еще много неопределенностей, и по-прежнему при принятии решений большую роль играют отдельные страны, т. е. происходит лишь частичная передача полномочий на наднациональный уровень. Кроме того, в регулятивном поле сохраняется двухуровневая система: страны - члены еврозоны и остальные страны - члены ЕС. В этих условиях очевидно, что для полномасштабной финансовой интеграции потребуются значительное время и серьезные усилия для достижения консенсуса по всем вопросам, где сталкиваются интересы отдельных акторов и различных стран Европейского союза.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Размещено на http://www.allbest.ru/

1. Европейский союз

Европемйский союмз (Евросоюмз, ЕС) -- экономическое и политическое объединение 28 европейских государств. Нацеленный на региональную интеграцию, Союз был юридически закреплён Маастрихтским договором в 1993 на принципах Европейских сообществ. С пятьюстами миллионами жителей доля ЕС как целого в мировом валовом внутреннем продукте составляла в 2012 году около 23 % (16,6 трлн $).

С помощью стандартизированной системы законов, действующих во всех странах союза, был создан общий рынок, гарантирующий свободное движение людей, товаров, капитала и услуг, включая отмену паспортного контроля в пределахШенгенской зоны, в которую входят как страны-члены, так и другие европейские государства. Союз принимает законы (директивы, законодательные акты и постановления) в сфере правосудия и внутренних дел, а также вырабатывает общую политику в области торговли, сельского хозяйства, рыболовства и регионального развития. Семнадцать стран союза ввели в обращение единую валюту, евро, образовав еврозону.

В Европейский союз входят 28 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания,Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия,Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Количество стран, участвующих в союзе, выросло с начальных шести -- Бельгии, Германии, Италии, Люксембурга, Нидерландов и Франции -- до сегодняшних 28 путём последовательных расширений: присоединяясь к договорам, страны ограничивали свой суверенитет в обмен на представительство в институтах союза, действующих в общих интересах.

С момента учреждения ЕС на территории всех государств-членов был создан единый рынок. На данный момент единую валюту используют 17 государств Союза, образуя еврозону. Экономика Союза стоит на первом месте в мире по номинальному значению ВВП и на втором -- по объёму ВВП. Кроме того, Союз -- крупнейший экспортёр и самый большой импортёр товаров и услуг, а также важнейший торговый партнёр нескольких крупных стран, таких как, например, Китай и Индия.

Уровень безработицы в мае 2013-го составлял 11 %, в то время как Государственный долг в процентах от ВВП: 85,3% (92% последняя публикация Евростат) ВВП (2012 г.)

В ВТО экономика ЕС представлена в качестве единой организации.

Маастрихтский договор (официально «Договор о Европейском Союзе»)-- договор, подписанный 7 февраля 1992 года в городе Маастрихт (Нидерланды), положивший начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993. Договор завершил дело предыдущих лет по урегулированию денежной и политической систем европейских стран.

Согласно статье А договора сторонами учреждался Европейский союз. Союз создавался на базе Европейского экономического сообщества, которое по условиям договора переименовывалось в Европейское сообщество, дополненного сферами политики и формами сотрудничества в соответствии с вновь заключаемым договором.

Ответственность за денежно-кредитную политику Евросоюза возложена на Европейскую систему центральных банков (ЕСЦБ), в составе Европейского центрального банка (ЕЦБ) и национальных центральных банков (НЦБ) государств ЕС.

Последствием договора было введение евро как европейской валюты и установление трёх основ союза -- экономики и социальной политики, международных отношений и безопасности, правосудия и внутренних дел.

2. Критерии Маастрихтского соглашения

Страны, подписавшие Маастрихтское соглашение, одобрили пять критериев, которым должны удовлетворять страны, вступающие в Европейский валютный союз, так называемые Маастрихтские критерии:

* Дефицит государственного бюджета не должен превышать 3 % ВВП.

* Государственный долг должен быть менее 60 % ВВП.

* Государство должно в течение двух лет участвовать в механизме валютных курсов и поддерживать курс национальной валюты в заданном диапазоне.

* Уровень инфляции не должен превышать более чем на 1,5 % среднего значения трёх стран-участниц Евросоюза с наиболее стабильными ценами.

* Долгосрочные процентные ставки по государственным облигациям не должны превышать более чем на 2 % среднее значение соответствующих ставок в странах с самой низкой инфляцией.

3. Основные проблемы Евросоюза

Экономические

низкий экономический рост,

Технологическое отставание от США,

Низкая конкурентоспособность национальных экономик Греции, Испании, Португалии и Ирландии

Конкуренция со стороны растущих экономик мира,

Значительный уровень безработицы,

Старение населения (вследствие значительного увеличения продолжительности жизни. Европа, где уровень социальной защиты довольно высок, пребывает в поисках разумного компромисса. Но нынешняя система социальных гарантий и здравоохранения требует серьезных реформ, поскольку государственный долг растет)

В результате происходит нарастание дефицита платежного баланса, государственного бюджета, корпоративных и государственных долгов отстающих в экономическом плане государств. В конечном счете, возникает угроза дефолта со всеми негативными последствиями как экономического, так и социального характера

Участие в зоне евро особенно благоприятствует тем странам, которые имеют неоспоримые конкурентные преимущества перед другими странами-участницами. Для них упразднение барьеров, ограничивающих конкуренцию, способствует быстрому завоеванию рынков менее развитых стран, вытеснению неконкурентоспособных производств последних и росту собственной экономической мощи. Это ухудшает финансовое положение периферийных государств, усиливает безработицу, которая частично ложится дополнительным бременем на государственные бюджеты, частично ведет к увеличению эмиграции рабочей силы, обеспечивая трудовыми ресурсами возрастающие потребности расширяющихся секторов экономики в странах-лидерах Зоны. Таким образом, выигрыш одних участников валютного объединения оборачивается проигрышем для других. Возрастают предпосылки ее дезинтеграции.

Проблемы массовой иммиграции

Вследствие расширения Союза на Восток отмечается усиление миграционных процессов. Такие страны, как Австрия, ФРГ, Швеция и др. опасаются, что их рынки труда могут пострадать из-за массовой иммиграции с новых участников ЕС. В связи с этим, пограничные государства предлагают ввести переходный период на 7 лет, во время которого будут действовать ограничения на свободу передвижения для граждан новых членов Евросоюза.

Конкуренция за место в Европарламенте

Число мест в Европейском парламенте росло одновременно с каждым этапом расширения ЕС, чего не скажешь о представительстве новых стран. При этом Германия сохранила на некоторое время свои 99 мест, а Франции, Британии и Италии пришлось уступить свои места в зале заседаний парламента.

Проблема национального языка

Региональные языки не имеют статуса официальных в ЕС, что подчас вызывает неудовлетворенность различных националистических групп. Среди таких языков: баскский, шотландский, ирландский и др. Эта проблема становится причиной дополнительных напряженностей в национальных конфликтах в государствах ЕС.

европейский союз маастрихтский соглашение

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Европейский союз как экономическое и политическое объединение европейских государств. Европейская ассоциация свободной торговли, таможенный союз. История Европейского союза, единый рынок. Шенгенская зона: принцип действия, нормативно-правовая база.

    презентация , добавлен 20.09.2012

    Исторический аспект образования Европейского Союза и нормативно-правовые акты. Положение ЕС в современном мире, его организационная структура и право, экономическое и политическое состояние. Внешнеэкономические проблемы ЕС и перспективы функционирования.

    курсовая работа , добавлен 31.05.2009

    Изучение истории создания и этапов формирования Европейского Союза - объединения европейских государств, подписавших Договор о Европейском союзе (Маастрихтский договор). Стадии развития и проблемы интеграции. Проблема безработицы и кризис в зоне евро.

    курсовая работа , добавлен 02.12.2011

    Процесс объединения Европы как один из главных мировых геополитических сдвигов послевоенного времени, основные этапы формирования и развития Европейского Союза, его место и значение на мировой арене. Проблемы регионального развития, поддержка интеграции.

    курсовая работа , добавлен 29.09.2009

    Флаг Европейского Союза - объединения 27 европейских государств, подписавших Маастрихтский договор. Лиссабонский трактат для Европы XXI века. Экономические показатели ЕС в сравнению с иными странами. Солидарность в практике – политика сплоченности ЕС.

    презентация , добавлен 04.03.2015

    Общая экономическая ситуация в ЕС. Основные особенности. Расширение Европейского Союза и рынок труда. Новые члены ЕС и Валютный союз. Вступление Болгарии и Румынии в Европейский Союз: плюсы и минусы. ЕС и Турция–экономические эффекты от вступления.

    реферат , добавлен 05.11.2007

    Турция как ветеран среди кандидатов на вхождение в Европейский союз, оценка ее места и значения на современной мировой арене. Политические и социальные факторы, отталкивающие Турцию от вступления в Европейский союз. Противники данного процесса.

    реферат , добавлен 24.02.2011

    Уровень интегрированности нейтральных стран с международными организациями. Особенности политики европейских государств в отношении НАТО. Европейский союз и нейтральные государства, особый статус Швейцарии. Перспективы развития института нейтралитета.

    дипломная работа , добавлен 17.04.2015

    Взаимодействие Европейского союза и России. Политический контекст, правовые основы и экономические предпосылки развития связей России с Евросоюзом, место и роль в мировой экономике. Тенденции развития экономики стран Евросоюза на современном этапе.

    курсовая работа , добавлен 27.10.2010

    Европейский союз - уникальное международное образование, которое сочетает признаки международной организации и государства. Цели и задачи Европейского парламента. Суд Евросоюза как орган высшей инстанции, заседания которого проходят в Люксембурге.

Новое на сайте

>

Самое популярное