Домой Россельхозбанк Финансовое регулирование экономики цели формы и методы. Финансовое регулирование, его роль и формы

Финансовое регулирование экономики цели формы и методы. Финансовое регулирование, его роль и формы

Наконец, на этапе формирования финансового плана (прогноза) происходит его непосредственное составление по доходам, расходам и другим показателям, после чего план утверждается уполномоченными лицами. При составлении планов (прогнозов) чаще всего используется балансовый метод, основанный на увязке финансовых ресурсов (доходов) с финансовыми потребностями органов власти и субъектов хозяйствования.

Финансовое регулирование социально-экономических процессов

    Финансовое регулирование как элемент общей системы государственного регулирования рыночной экономики

Финансовое регулирование является важнейшим элементом общей системы государственного регулирования рыночной экономики. Осно­вы государственного регулирования были заложены в конце 30-х гг. XX в. Дж. Кейнсом как ответная реакция на Великую депрессию, поразив­шую мировую экономику. В дальнейшем они получили свое развитие в разработках и рекомендациях неокейнсианцев и неоклассиков, на­правленных на предотвращение экономических кризисов и антицик­личное развитие экономики.

Финансовое регулирование предполагает разработку и реализацию органами публичной власти и органами управления коммерческих ор­ганизаций специальных мер вмешательства в воспроизводственный процесс и исполнение финансовых планов на макро- и микроуровне со­ответственно с помощью специальных финансовых механизмов и ин­струментов.

Финансовое регулирование направлено на предотвращение или устранение стоимостных и иных диспропорций, стимулирование или сдерживание ускоренного развития отдельных сфер, отраслей и видов деятельности, обеспечение развития научно-технического прогресса и со­циальной сферы путем целенаправленного перераспределения финан­совых ресурсов в нужном направлении, в том числе в процессе исполне­ния и корректировки финансовых планов.

Финансовое регулирование тесно связано с финансовым плани­рованием. В этой связи меры финансового регулирования либо вклю­чаются в финансовые планы, либо принимаются по результатам испол­нения финансовых планов.

    Публичное (государственное и муниципальное) финансовое регулирование

Финансовое регулирование предполагает разработку и реализацию органами публичной власти и органами управления коммерческих ор­ганизаций специальных мер вмешательства в воспроизводственный процесс и исполнение финансовых планов на макро- и микроуровне со­ответственно с помощью специальных финансовых механизмов и ин­струментов.

Через систему публичных финансов в развитых странах распре­деляется и перераспределяется до 50% национального дохода. В резуль­тате государство, применяя адекватные финансовые формы, методы и инструменты, получает и использует возможность прямого и косвен­ного финансового регулирования экономики и социальной сферы по следующим объектным видам: денежно-кредитное регулирование, валютное регулирование, государственное регулирование цен на стратегические и соци­ально значимые товары, антикризисное регулирование и реструктуризация экономической и социальной сферы, регулирование экспортно-импортных операций, финансовое регулирование природопользования, налоговое регулирование, а также прочие виды, формы, методы и инструменты государственно­го (муниципального) финансового регулирования.

Важнейшими приоритетными и стратегическими направлениями государственного финансового регулирования в современной России являются: создание условий для перехода от сырьевой экономики к экономике инновационного типа, технико-технологического перево­оружения всех отраслей народного хозяйства и переориентации про­мышленности с первичной на глубокую переработку природного сырья; стимулирование развития малого бизнеса в сфере научно-технической и инновационной деятельности; выравнивание среднедушевых дохо­дов населения и формирование среднего класса.

    Объекты финансового регулирования: макроэкономические стоимостные пропорции, сегменты рынка и экономики, финансовая обеспеченность территорий страны и социальная сфера

Отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества - основные объекты госу­дарственного финансового регулирования.

Одной из важ­нейших задач, определенных Правительством Российской Федерации на среднесрочную перспективу, является изменение отраслевой структуры экономики: увеличение доли перерабатывающих отрас­лей промышленности по сравнению с добывающими. Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

Налоговое регулирование (изменение состава налогов, налого­вых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщи­ков и др.);

Амортизационная политика (тесно связана с налоговым регули­рованием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

Различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции, бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муници­пальный заказы, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государ­ственные и муниципальные гарантии);

Льготное кредитова­ние и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих бан­ков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субси­дированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования отраслевых пропорций могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в той или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Территориальные пропорции. Необходимость фи­нансового воздействия на территориальные пропорции (выравнива­ние уровня социально-экономического развития территорий) акту­альна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и дру­гих факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. В Российской Федерации одна из сложнейших проблем – дифференциация эко­номического потенциала различных регионов. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных отношений, финансиро­вание целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований.

Регулирование социальных процессов. В ст. 7 Конституции РФ определено, что российское государство является социальным, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Социальная стабильность как условие экономического развития предполагает отсутствие резкого расслоения общества, поэтому го­сударственное финансовое регулирование социальных процессов также направлено на нивелирование разницы в уровне доходов от­дельных социальных групп. Финансовыми методами воздействия на социальные процессы яв­ляются: финансирование гарантированных государством прямых де­нежных выплат гражданам; финансирование льгот отдельным категориям граждан при оплате или получении товаров и услуг; государственная финансовая поддержка жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на производство по­требительских товаров и услуг первой необходимости;

    Денежно-кредитное регулирование, валютное регулирование, государственное регулирование цен на социально значимые товары, антикризисное регулирование и реструктуризация экономики и социальной сферы, налоговое регулирование, территориальное выравнивание бюджетной обеспеченности и др.

Государство, применяя адекватные финансовые формы, методы и инструменты, осуществляет финансовое регулирование экономики и социальной сферы по следующим объектным видам:

Денежно-кредитное регулирование – это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота. На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

1) поддержание стабильности цен;

2) достижение высокого уровня занятости;

3) обеспечение экономического роста;

4) обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;

5) поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;

6) обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования – поддержание стабильности цен – в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Валютное регулирование представляет собой законодательную форму осуществления валютной политики государства. К основным элементам валютного регулирования можно отнести: установление порядка проведения валютных операций; определение условий и порядка формирования валютного резерва страны и валютных фондов хозяйствующих субъектов; валютный контроль.

Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения, является Закон РФ «0 валютном регулировании и валютном контроле» от 9 октября 1992 года (в ред. от 22.07.2008 года). Закон устанавливает основные принципы проведения операций с валютой РФ и с иностранной валютой на территории РФ, разграничивает полномочия органов власти и определяет функции банковской системы в валютном регулировании и валютном управлении валютными ресурсами.

Государственное регулирование цен на социально значимые товары. Практически в каждой стране применяются инструменты прямого регулирования:

Установление перечня товаров, на которые регулируются цены органами власти;

Мониторинг цен, в том числе со стороны государственных и общественных контролёров;

- «замораживание» и установление фиксированных цен;

Установление минимально допустимых цен;

Установление предельных уровней цен и/или прибыли;

Установление справочных цен, диапазона цен;

Регулирование уровня закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию и сырьё;

Штрафные санкции и другие правовые последствия за нарушение ценовой дисциплины и установленных в законодательном порядке правил ценообразования.

Основные принципы определения предельных размеров торговых надбавок к ценам на отдельные социально значимые товары основываются на затратном подходе и состоят в следующем.

1. Определение размеров предельных торговых надбавок производится на основании расчетных материалов, представленных предприятиями розничной торговли, осуществляющими реализацию социально значимых товаров на территории субъекта Российской Федерации.

2. Органы государственной власти и местного самоуправления проводят анализ размеров торговых надбавок, и учитывают результаты этого анализа при установлении размеров предельных торговых надбавок.

3. Размеры предельных торговых надбавок на социально значимые товары устанавливаются органами государственной власти и местного самоуправления с учётом:

Возмещения предприятиями розничной торговли экономически обоснованных издержек обращения, связанных с закупкой, хранением и реализацией социально значимых товаров;

Минимального размера прибыли - 20% к текущим расходам, или среднеотраслевого уровня прибыли в процентах к объему товарооборота.

Антикризисное регулирование - это политика правительства, которая направлена на защиту от кризисных ситуаций и предотвращение несостоятельности предприятий, а, следовательно, и каждого гражданина страны. В рамках такой политики выстраиваются пути для максимального использования научно-технического потенциала и для внедрения инновационных путей развития во все сферы деятельности. Антикризисная политика в РФ осуществляется путем формирования и использования Резерв­ного фонда, Фонда национального благосостояния, Инвести­ционного фонда РФ и иных фондов, бюджетное финансирова­ние национальных проектов, государственных целевых про­грамм и др.

Налоговое регулирование - совокупность мер косвенного воздействия государства на развитие производства путем изменения нормы изъятия в бюджет за счет повышения или понижения общего уровня налогообложения. Это ставки прямого индивидуального подоходного налога, налогу на прибыль, косвенных налогов, налоговых скидок на инвестиции («налоговый кредит») разнообразных специальных налоговых льготу поощряющих деловую активность.

Территориальное выравнивание бюджетной обеспеченности предполагает вертикальное и горизонтальное бюджетное выравнивание. Целью первого является обеспечение финансовой базы для реализации бюджетных полномочий различных уровней власти, и в первую очередь расходных функций. Целью второго - обеспечение единого стандартного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.

Более важной и сложной задачей является обеспечение вертикального выравнивания. Даже при равенстве совокупных доходов и расходов бюджетов разных уровней, как правило, сохраняются существенные различия в бюджетном положении отдельных территорий и регионов. Чаще всего это обусловлено не зависящими от местных властей факторами: уровнем экономического развития территории; хозяйственной специализацией; численностью и плотностью населения; природно-климатическими особенностями и др.

Вертикальное выравнивание происходит за счет дотаций, субсидий, субвенций, бюджетной ссуды, бюджетного кредита.

    Государственное финансовое регулирование социальной сферы

Основная задача финансового регулирования социальной сферы на государственном уровне - повышение эффективности формирования и использования финансовых ресурсов страны с целью достижения целевых ориентиров развития общества.

Основными формами и методами государственного финансового регулирования являются: налоговое регулирование, финансовое стимулирование инвестиционной деятельности, амортизационная политика. тарифное регулирование, арендная политика, проявляющаяся в установлении дифференцированных ставок арендной платы за использование государственного имущества, например учреждениям культуры, расположенным в зданиях, отнесенных к объектам культурного наследия и др.

Уровень и качество жизни людей, а также политическая и социальная стабильность в обществе зависят от доступности образовательных, медицинских услуг, услуг сферы культуры, социального обслуживания, возможности получения достойной заработной платы и компенсаций ее утраты в результате потери трудоспособности. Для решения этих задач используются такие финансовые методы, как финансирование гарантированных государством прямых денежных выплат гражданам за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов (пенсий, пособий, стипендий, компенсаций, субсидий); бюджетное финансирование учреждений социальной сферы (образования, здравоохранения, культуры, социального обслуживания и т.п.), а также государственная поддержка других некоммерческих организаций, действующих на рынке подобных услуг для обеспечения их доступности населению; финансовое стимулирование создания новых рабочих мест, финансирование общественных работ; государственное финансовое регулирование рынка жилья и создание специального механизма защиты интересов граждан.

    Прямое и косвенное государственное финансовое регулирование

Государственное финансовое регулирование может выступать в формах стимулирования и сдерживания, прямого и косвенного регу­лирования. Прямое государственное финансовое регулирование предпо­лагает непосредственное воздействие на регулируемый объект и получе­ние регулируемым субъектом дополнительного финансового эффекта, выгоды (при стимулировании) и ограничение в получении субъектом финансовых ресурсов, выгоды (при сдерживании). Примерами могут служить таможенное и налоговое регулирование, прямая бюджетная поддержка территорий, отраслей, граждан и т.д.

Косвенное государствен­ное финансовое регулирование предполагает стимулирование или сдер­живание развития одного субъекта (субъектов) через воздействие на другие регулируемые объекты и субъекты. Например, государственное денежно-кредитное, валютное и ценовое регулирование предполагает воздействие на одни элементы или сегменты экономики, а эффект при этом (убыток) получают другие субъекты (экспортеры и импортеры, заемщики и депозитарии, производители и потребители).

    Методы и инструменты государственного финансового регулирования

Для современной смешанной экономики характерно многообразие форм и методов государственного финансового регулирования. Различаются прямые и косвенные формы регулирования экономики.

Прямые формы государственного финансового регулирования в основном связаны с использованием административных средств воздействия на финансовые отношения. Прямое финансовое регулирование имеет форму безвозвратного адресного финансирования секторов экономики, отраслей, территорий и отдельных организаций. К нему относятся субвенции или субсидии, различного рода дотации, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различного уровня (федерального, регионального, местного). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.

Косвенные методы государственного финансового регулирования основываются на финансовых средствах воздействия на регулируемые отношения со стороны субъектов государственной власти и местного самоуправления. Они опосредованно через экономические интересы без прямого воздействия отражаются на поведении участников финансовых отношений путем создания условий, влияющих на мотивацию должного поведения посредством финансовых стимулов. Косвенными формами считаются регулирование объёма денежной массы, определение условий предоставления централизованных кредитов, политика в области налогов, валютного курса, таможенных пошлин и тарифов и др.

    Частнохозяйственное (корпоративное) финансовое регулирование

Этот блок системы финансового регулирования представляет собой саморегулирующуюся деятельность менеджмента коммерческих организаций в процессе разработки и реализации стратегии и тактики управления денежными потоками, корректировки плановых параметров движения финансовых ресурсов, выявления дополнительных резервов роста доходов и повышения эффективности расходов путем целенаправленного воздействия через финансовые механизмы и инструменты на микровоспроизводственный процесс.

Объектом корпоративного финансового регулирования выступают денежные потоки (финансовые ресурсы) предприятия, обеспечивающие его коммерческую и иную хозяйственно-финансовую деятельность и подлежащие целенаправленному воздействию со стороны органов управления (менеджмента) для получения экономического эффекта (результата).

Корпоративное финансовое регулирование представляет собой трехэтапный процесс, включающий комплекс мер, алгоритмов управлен­ческой деятельности и действий менеджмента предприятия на страте­гическом, тактическом и оперативном уровнях по выбору и примене­нию финансовых методов и инструментов регулирования финансовых потоков, формированию и реализации финансовой, учетной и налого­вой политики предприятия, обеспечению исполнения финансовых пла­нов и бюджетов.

На первом, организационно-исследовательском, этапе корпоративного финансового регулирования осуществляется подбор и выбор финансовых методов и инструментов, которые будут задействованы при формировании финансовых планов, производственной, инвестиционной, финансовой, учетной и налоговой политики предприятия. Здесь могут быть использованы ценовые и инвестиционные механизмы, методы реструктуризации и диверсификации хозяйственно-финансовой деятельности, управления структурой капитала и финансовых ресурсов.

На втором этапе корпоративного финансового регулирования весь спектр выбранных финансовых мер, методов и решений фиксируется в стратегических, тактических и оперативных финансовых планах предприятия, в том числе в балансе финансовых ресурсов, сводном бюджете и налоговом бюджете.

Наконец, третий этап корпоративного финансового регулирования предполагает реализацию мероприятий, закрепленных в финансовых планах. В ходе этого процесса осуществляется финансовый мониторинг и контроль, выявляются расхождения плановых (прогнозных) и фактических финансовых параметров.

Важнейшим элементом корпоративного финансового регулирования выступает налоговое регулирование. При высоком уровне налогового бремени экономия на налогах может дать больший эффект, нежели реализация предприятием других менеджерских решений. Механизмами и методами корпоративного налогового регулирования являются минимизация и оптимизация налогов, налоговое бюджетирование.

Государственный финансовый менеджмент

    Цель и задачи государственного финансового менеджмента

Целью государственного финансового менеджмента является повышение благосостояния общества на основе принятия эффективных финансовых решений в процессе выполнения государством своих функций с учетом целей и задач социально-экономического развития страны. Эта цель находит своё финансовое выражение в росте стоимости общественных благ соответствующего объема и качества. Это значит, что принятие управленческих финансовых решений по формированию и использованию публичных финансовых ресурсов и доходов должно быть направлено на полноценное удовлетворение общественных потребностей при заданных или меньших объемах публичных расходов.

Цель государственного финансового менеджмента конкретизируется следующими его задачами:

Обеспечение деятельности органов публичной власти и государственного управления по предоставлению общественных благ необходимым и достаточным объемом финансовых ресурсов;

Эффективное использование государственных финансовых ресурсов (доходов) по всем направлениям деятельности, связанной с выполнением государством своих функций, с производством и распределением общественных благ;

Обеспечение роста налоговой прибыли (разницы между налоговыми доходами и налоговыми расходами) при допустимом уровне налоговых рисков;

Увеличение собираемости государственных налоговых и неналоговых доходов по отношению к их плановым параметрам;

Повышение результативности государственных расходов на основе программно-целевого метода, их научно обоснованного нормирования и стандартизации;

    Объекты и субъекты государственного финансового менеджмента

Объектами государственного финансового менеджмента выступают публичные финансовые ресурсы, входящие и исходящие финансовые потоки публично-правовых образований, а также финансовые риски, возникающие в процессе формирования и использования государственных финансовых ресурсов.

Субъектами государственного финансового менеджментаявляютсяорганы государственной власти и их организационной структурой, управленческим аппаратом, финансовым и информационным инструментарием, технологией принятия и контроля исполнения финансовых решений.

    Информационное обеспечение государственного финансового менеджмента

Информационное обеспечение процесса управления финансами – это совокупность информационных ресурсов и способов их организации, необходимых и пригодных для реализации аналитических процедур, обеспечивающих финансовую сторону деятельности государства или отдельного предприятия. В его основе лежит информационная база, в составе которой можно выделить пять укрупненных блоков.

Первый блок включает законы, постановления и другие нормативные акты, положения и документы, определяющие прежде всего правовую основу финансовых институтов рынка ценных бумаг. Необходимость использования информации этого блока обусловлена тем, что представленные в нем документы носят обязательный для исполнения характер.

Во второй блок входят нормативные документы государственных органов (Министерства финансов РФ, Центрального банка РФ, Комиссии по рынку ценных бумаг и др.), международных организаций и различных финансовых институтов, содержащие требования, рекомендации и количественные нормативы в области финансов участникам рынка. Однако не все документы этого блока обязательны для исполнения и часто носят информационный характер.

Третий блок состоит из бухгалтерской отчетности, которая в условиях рынка является наиболее информативным и надежным источником, характеризующим финансовое положение компании.

Основу четвертого блока составляют сведения финансового характера, публикуемые органами государственной статистики, биржами и специализированными информационно-аналитическими агентствами. Этот раздел информационного обеспечения деятельности финансовых менеджеров еще не достаточно развит в России, однако, как показывает опыт западных стран, именно он является наиболее существенным для принятия решений в области управления финансами.

Пятый блок базы включает сведения, либо не имеющие непосредственного отношения к информации финансового характера, либо генерируемые вне какой-либо устойчивой информационной системы. К первому типу относятся, например, официальная статистика, имеющая общую экономическую направленность, данные аудиторских компаний, внутренняя и внешняя отчетность управленческого аппарата компаний и т.п. Ко второму типу относятся данные, публикуемые в различных средствах массовой информации, неофициальные данные и т.п.

Финансовое регулирование представляет собой совокупность мероприятий по воздействию на экономические процессы и социальную сферу, направленных на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий. и социальной стабильности путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах финансового рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других сегментах.

Финансовое регулирование осуществляется как на государственном уровне, так и в рамках хозяйствующих субъектов.

Объектами государственного финансового регулирования являются:

1. отраслевые пропорции экономики

2. территориальные пропорции экономики

3. социальные процессы в обществе

Формы финансового регулирования на уровне государства:

Прямое – непосредственное воздействие на регулируемый объект через налоговые льготы, государственные и муниципальные заказы

Косвенное – воздействие на сферу, которые они обслуживают. Снижение ставок по налогам на прибыль для коммерческих банков обслуживающих сельскохозяйственные предприятия.

Перекрестное субсидирование

Методы финансового регулирования:

1. по отраслевым пропорциям

Налоговое регулирование

Амортизационная политика

Государственная поддержка

Льготное страхование и кредитование

2. по территориальным пропорциям

Механизм межбюджетного регулирования

Регулирование с помощью финансирования целевых программ

Регулирование доходов, дотаций, субсидий, субвенций

3. по социальным процессам

Налогообложение доходов физических лиц

Налоги по наследству и дарению

Налог на имущество

Социальные выплаты и льготы

Льготы по налогам

29. Сущность, виды и функции финансового рынка России.

Финансовый рынок – часть рыночной экономики, объектом купли-продажи на котором выступает движение финансовых ресурсов в той или иной форме.

Рыночная экономика представлена 3 видами рынков:

1. Рынок товаров

2. Рынок рабочей силы

3. Финансовый рынок

    рынок золота – объект купли-продажи - золото

    валютный рынок– объект купли-продажи – инвалюта, валютные ценности

    денежный рынок– объект купли-продажи – денежные средства со сроком пользования ими до 185 дней

    рынок капиталов – объект купли-продажи - денежные средства со сроком пользования ими более 185 дней

    рынок ценных бумаг – объект купли-продажи – государственные ценные бумаги, корпоративные ценные бумаги.

1. перераспределение временно свободных финансовых ресурсов от их собственников к тем, кто нуждается

2. усреднение нормы прибыли

3. регулирование экономики

30. Бюджетный федерализм: понятие, модели.

Бюджетный федерализм – это форма организации бюджетных отношений, позволяющая органично сочетать фискальные интересы Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему.

Бюджетные отношения – совокупность денежных отношений, складывающихся между органами государственной власти и местного самоуправления с одной стороны, и юридическими и физическими лицами с другой стороны, по поводу перераспределения ВВП, доходов от ВЭД и части национального богатства, с целью образования фондов денежных средств, формируемых органами государственной власти и местного самоуправления, и используемые ими для удовлетворения общественных потребностей в рамках возложенных на данные органы, функций и задач.

Проблемы бюджетного федерализма:

1. состав расходных полномочий бюджетов различных уровней

2. определение источников поступлений денежных средств в бюджеты различного уровня (НК)

3. организация взаимоотношений между различными уровнями бюджетов (трансферты).

В расходах бюджета на 2007 г. из 5,5 трлн. рублей – 1,9 трлн. руб. – форма финансовой помощи – трансферты.

Модели бюджетного федерализма:

1. централизованная – минимум самостоятельности нижним звеньям бюджетной системы

2. децентрализованная – финансовая помощь сверху сведена к минимуму

3. комбинированная – сочетание централизованной и децентрализованной моделей.

Для российского бюджетного федерализма:

1. разделение налогов на федеральные, региональные и местные

2. применяются сквозные федеральные налоги (налог на доходы физических лиц) с отчислением определенной доли налога тому или иному субъекту.

3. трансферты

4. применяются:

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе,

Субсидии - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов;

Субвенции - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов (ст. 6 БК).

5. используются целевые федеральные программы по тем или иным территориям, что вызывает взаимные межбюджетные расчеты, бюджетные ссуды и другие формы взаимоотношений.

Объективные предпосылки использования финансов в общественном воспроизводстве заключаются в экономической сущности финансов, их распределительной и контрольной функциях. Основные направления использования финансов в общественном воспроизводстве:

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства

Финансовое регулирование экономических и социальных процессов

Финансовое стимулирование лучших результатов деятельности

Существуют различные рычаги регулирования:

На макроуровне – бюджетная, кредитная

На микроуровне – финансы предприятия

Централизованные фонды – экономические денежные отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств гос-ва, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных правительственных фондах.

Децентрализованные фонды – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов предприятий, а так же денежные распределительные и перераспределительные отношения в рамках хозяйствующих субъектов, домохозяйств и граждан.

Необходимость государственного финансового регулирования экономики связана с тем, что рыночные механизмы не способны решать социальные проблемы и обеспечивать стабильный устойчивый экономический рост. Основные инструменты финансового влияния на экономику – это бюджетная и налоговая политика. Они могут быть, как стимулирующими, так и сдерживающими.

Стимулирующая политика предусматривает:

Увеличение государственных расходов – в первую очередь это инфраструктурные проекты, проекты, связанные с развитием регионов (субсидии, субвенции), и инновационные разработки. При этом бюджет государства может иметь небольшой дефицит

Увеличение объема госкредитования и дотирования предприятий

Снижение налогов и предоставление налоговых льгот и налоговых кредитов

Стимулирующая политика невозможна без смягчения монетарной политики:

Снижение ставки рефинансирования

Снижение норм обязательного банковского резервирования

Покупка ЦБ государственных ценных бумаг

Сдерживающая политика – при «перегреве» экономики:

Снижение госрасходов

Увеличение налогов

Снижение госкредитования

Ужесточение монетарной политики

Автоматическая фискальная политика – действие встроенных стабилизаторов. Это инструменты, величина которых не меняется, но само наличие которых (встроенность их в экономическую систему) автоматически стабилизирует экономику, стимулируя деловую активность при спаде и сдерживая ее при «перегреве»:

Подоходные налоги (все виды налогов на доходы) – изъятия из экономики – прогрессивные налоги автоматически при спаде снижаются, при «перегреве» увеличиваются

Косвенные налоги изъятия из экономики – НДС является частью цены товара, поэтому в период рецессии, когда падает общий объем продаж, налоговые поступления уменьшаются. При «перегреве» объем продаж растет, вместе с ним поступления от НДС

Пособия по безработице и пособия по бедности – вливания в экономику – в период кризисов сумма их выплат увеличивается и стимулирует потребление, при «перегреве» безработица минимальная, объем пособий низкий – денег вливается меньше

Финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

Налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

Амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации);

Различные формы государственной поддержки организаций, индивидуальных предпринимателей (субсидии, субвенции,

Бюджетные кредиты, инвестиции, государственный и муниципальный заказ, предоставление государственного и муниципального имущества в аренду на льготных условиях, государственные и муниципальные гарантии);

С бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко государственные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций. Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетного регулирования (регулирующие доходы; дотации, субсидии, субвенции бюджетам других уровней бюджетной системы), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Бюджетные ограничения - финансовые ограничения на расходование денежных средств из бюджета, выражаемые в форме предельно допустимых расходов. Бюджетные ограничения обусловлены наличием ограниченного количества денежных средств в бюджете ("денежной сумке") государства, региона, предприятия, семьи. Статья 33 Бюджетного кодекса Принцип сбалансированности бюджета - означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита.

Современный этап развития рыночной экономики в различных странах характеризуется активным вмешательством государства в экономические и социальные процессы, поскольку в условиях существования монополий, сильного влияния профсоюзов не происходит автоматического саморегулирования рынка. При этом в силу ограниченности возможности применения административных методов наиболее часто используемым экономическим инструментом выступают финансы. Из этого следует, что основным субъектом финансового регулирования выступает государство.

Государственное регулирование экономических процессов в целом, и в том числе государственное финансовое регулирование, направлено на предотвращение возникающих диспропорций, когда отдельные сегменты экономики развиваются более быстрыми темпами, угрожая создать ситуацию перепроизводства. Еще одним направлением государственного финансового регулирования является обеспечение развития более быстрыми темпами высокотехнологичных отраслей экономики или их создание. Это направление наиболее актуально для стран, осущестнляющих крупные системные преобразования. Немаловажным фактором экономического развития является социальная стабильность, поэтому государственное финансовое регулирование снизано также с ее достижением.

Финансовое регулирование происходит, с одной стороны, через стимулирование одних сегментов экономической системы путем концентрации в них финансовых ресурсов и, с другой стороны, через сдерживание иных сегментов на основе ограничения объема поступающих в них финансовых ресурсов.

Таким образом, финансовое регулирование - это воздействие на экономические и социальные процессы, направленное на предотвращение возможных или устранение имеющихся диспропорций, обеспечение развития передовых технологий и социальной стабильности, путем концентрации финансовых ресурсов в одних сегментах рынка и ограничения роста объема финансовых ресурсов в других .

Основными объектами государственного финансового регулирования выступают отраслевая структура экономики, ее территориальные пропорции, а также социальная структура общества.

Так, наиболее актуальной задачей для государственного финансового регулирования в Российской Федерации является увеличение доли перерабатывающей промышленности по сравнению с добывающей. Для обеспечения конкурентной среды, разработки и внедрения инноваций, решения социальных задач практически во всех странах мира осуществляется государственная финансовая поддержка малого бизнеса. Развитие малого бизнеса, в свою очередь, изменяет отраслевую структуру экономики.

Необходимость финансового воздействия на территориальные пропорции (выравнивание уровня социально-экономического развития территорий) актуальна для стран, где в силу исторических традиций, климатических условий, неравномерности размещения природных ресурсов и других факторов существуют резкие диспропорции в экономическом потенциале отдельных регионов. Например, промышленный север и аграрный юг в Италии и Испании; территории, находящиеся за Полярным кругом и южнее его, в Норвегии, Швеции и Финляндии; восточные и западные земли Германии и т.п. В Российской Федерации одной из сложнейших проблем является дифференциация экономического потенциала различных регионов.

Важным условием социальной стабильности выступает широкий слой так называемого среднего класса, поскольку излишняя поляризация общества ведет к политической и социальной нестабильности, а это негативно сказывается на экономике вследствие снижения квалификации трудовых ресурсов и производительности труда из-за низкой мотивации к труду.

Формами финансового воздействия на экономические и социальные процессы являются прямое и косвенное финансовое регулирование. Прямое финансовое регулирование предполагает непосредственное воздействие на конкретный объект регулиро вания. Например, предоставление налоговых льгот 1 субъектам малого бизнеса в рамках программы поддержки малого бизнеса или государственные и муниципальные заказы некоммерческим организациям и др. Косвенное финансовое регулирование действует опосредованно через другие объекты. Так, до середины 90-х гг. российским налоговым законодательством в целях поддержки сельскохозяйственных производителей были предусмотрены более иизкие ставки по налогу на прибыль для коммерческих банков и страховых компаний, обслуживающих сельскохозяйственные предприятия и фермеров.

Во многих странах существует проблема так называемого перекрестного субсидирования - это ситуация, при которой эффект от государственной поддержки получает хозяйствующий субъект, не являющийся объектом регулирования. Например, в рамках государственной поддержки сельскохозяйственных производителей последним предоставляются бюджетные субсидии для льготного приобретения сельскохозяйственного оборудования. Исходя из этого машиностроительные предприятия стараются включить сумму субсидии в цену своей продукции, таким образом, государственная поддержка оказывается направленной не на сельскохозяйственных производителей, а на производителей сельскохозяйственного оборудования.

Среди финансовых методов воздействия на экономику и социальные процессы наиболее распространены бюджетные (различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии и т.п.) и налоговые 2 . Каждому объекту финансового регулирования соответствуют определенные методы.

Методами государственного финансового регулирования отраслевых пропорций являются:

Налоговое регулирование (изменение состава налогов, налоговых ставок, налогооблагаемой базы, состава налогоплательщиков и др.);

Амортизационная политика (тесно связана с налоговым регулированием, влияет на налогообложение прибыли и имущества; может предполагать использование ускоренной амортизации 3);

Различные формы государственной финансовой поддержки организаций и индивидуальных предпринимателей (субсидии, бюджетные кредиты 4 , бюджетные инвестиции, государственные и муниципальные заказы, льготное предоставление государственного и муниципального имущества в аренду, государственные и муниципальные гарантии);

С бюджетными расходами связаны также льготное кредитование и страхование, поскольку более низкий уровень ссудного процента и страхового тарифа по услугам коммерческих банков и страховых компаний обеспечивается бюджетным субсидированием соответствующих ставок и тарифов.

Отдельные методы государственного финансового регулирования могут быть использованы комплексно. Так, нередко бюджетные инвестиции на долевых началах в тот или иной проект могут рассматриваться частными инвесторами как государственные гарантии.

Методы финансового регулирования территориальных пропорций . Финансовое регулирование территориальных пропорций осуществляется главным образом через механизм межбюджетных трансфертов (дотаций, субсидий, субвенций бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации), финансирование целевых программ поддержки и развития отдельных регионов и муниципальных образований. Финансовое воздействие на территориальную структуру происходит также в связи с изменением состава налогов. Например, отмена налога с продаж в 2003 г. значительно сократила собственные доходы отдельных региональных бюджетов (например, Москвы и Санкт-Петербурга).

Основными методами финансового регулирования социальной структуры общества являются использование прогрессивной ставки подоходного налога 5 , высокий уровень ставок по налогу на наследство и налогу на недвижимость 6 , льготы по налогам, уплачиваемым физическими лицами, а также различные социальные выплаты и льготы.

Уровни финансового регулирования . Необходимо отметить, что регулирование отраслевых и социальных пропорций происходит не только на общегосударственном уровне, но и на уровне регионов. В федеративных государствах субъекты федерации
обладают большими возможностями финансового воздействия на экономические и социальные процессы, при этом, поскольку региональный уровень государственной власти в большей степени, чем федеральный, приближен к потребностям конкретных
организаций и граждан, эффективность такого регулирования достаточно высока. В Российской Федерации существуют примеры, когда комплексное использование различных методов стимулирования инвестиционной деятельности администрациями
субъектов РФ (налоговые льготы, льготное кредитование, государственный заказ и т.п.) обеспечивало рост инвестиций даже в тех регионах, которые занимали далеко не первые места в рейтингах инвестиционной привлекательности (например, Новгородская область). Москва как субъект РФ также может служить примером региональной социальной политики, направленной на компенсацию высокого уровня цен, присущего любому столичному городу.

Тем не менее нельзя забывать о том, что существуют объективные границы государственного вмешательства в экономические и социальные процессы, связанные с тем, что излишняя «государственная опека» отдельных организаций и социальных
групп может лишить их мотивации к развитию, порождать иждивенчество, в то время как важнейшими принципами рыночной экономики являются индивидуальный риск и ответственность.

1 В действующем в Российской Федерации налоговом законодательстве понятие «налоговая льгота» не используется, тем не менее Налоговый кодекс Российской Федерации предусматривает по отдельным видам налогов налоговые вычеты, понижение налоговых ставок, освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категорий налогоплательщиков, налоговые кредиты. Все это в действующей до 01.01.1999 статьей 10 Закона Российской Федерации от 27.12.1999 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» определялось как налоговые льготы. Термин общеупотребим в экономической литературе, а также в законодательстве многих стран.
2 См.: Сумароков В. Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М.: Финансы и статистика, 1996. - С. 58
3 Ускоренная амортизация - это списание большей части стоимости амортизируемого имущества в первые годы его эксплуатации на основе использования специальных коэффициентов при расчете норм амортизационных отчислений. При этом законодательство некоторых стран допускает 100%-ное списание стоимости амортизируемого имущества в первый же год его эксплуатации.
4 С 2008 г. в Российской Федерации сократился объем бюджетных кредитов, предоставляемых организациям, поскольку изменения в законодательстве Российской Федерации предусматривают предоставление таких кредитов только за счет средств целевых иностранных кредитов, на реструктуризацию задолженности по ранее предоставленным бюджетным кредитам.
5 В соответствии с российским налоговым законодательством налог на доходы физических лиц не предполагает использования прогрессивной шкалы.
6 В Российской Федерации эти налоги носят название налога на имущество физических лиц и земельного налога (в будущем предполагается их замена налогом на недвижимость). Налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения, в нашей стране был отменен с 01.01.2006.г.


(Материалы приведены на основании: А.Г. Грязнова. Е.В. Маркина Финансы. Учебник. 2-е изд. – М.:Финансы и статистика, 2012)

Наибольшее значение имеют методы финансового регулирования, которые могут значительно отличаться в рамках отдельных форм либо, наоборот, применяться в нескольких формах. Методы подразделяются на самостоятельные способы, приемы и являются наиболее изменяющимися, подвижными элементами в системе финансового регулирования экономики.

Как и во всей системе государственного регулирования в процессе осуществления финансового регулирования используют две группы методов: методы прямого и косвенного воздействия. Методы прямого финансового регулирования реализуются с использованием нормативно-законодательных актов различного уровня, а методы косвенного воздействия через все сферы и звенья финансовой и денежно-кредитной системы. Если для плановой системы хозяйствования характерно использование преимущественно прямых методов регулирования, то в условиях рыночной системы резко возрастает значение косвенных методов финансового регулирования. Прямые методы чаще всего применяются в процессе управления объектов государственной и муниципальной собственности. К методам прямого регулирования относятся: финансовая поддержка государства отдельных предприятий, банкротство и убыточность которых могут иметь негативные последствия для экономики страны; разработка и финансирование научно-технических, экономических и других целевых государственных программ, направленных на изменение структуры экономики; финансирование социальной сферы; введение социальных стандартов, обязательных для исполнения.

Косвенные методы применяются преимущественно в отношении объектов негосударственной формы собственности. В рыночном хозяйстве предпочтительными являются косвенные методы воздействия, так как они более гибкие и демократические рычаги регулирования. Важнейшими из них являются: налогово-бюджетная политика, денежно-кредитная, политика регулирования доходов, социальная политика. Методы косвенного государственного регулирования включают преимущественно налогово-бюджетное и денежно-кредитное регулирование.

В рыночных условиях государственный бюджет выполняет не столько фискальную функцию, сколько активную перераспределительную функцию, которая направлена на регулирование социально-экономических процессов. Налоговая система также превращается в активный инструмент государственного регулирования, особенно система применяемых льгот. Границы между ними довольно условны, и потому некоторые методы носят смешанный характер.

В рыночных условиях государство устанавливает для всех участников экономического процесса общие правила и условия деятельности. Вместе с тем для приоритетных отраслей и сфер деятельности предусматриваются определенные преференции, т. е. льготные условия, в том числе: ставки налогов, размеры отчислений, субвенции, дотации, льготные тарифы, фиксированные цены, нормативы регулирования валютного, таможенного, денежно-кредитного и иного регулирования. В свою очередь, на основе этих методов регулирования разрабатываются и используются вторичные, рыночно ориентированные элементы регулирования, включая: валютный курс, процентные ставки по вкладам и кредитам, свободные цены, нормативы формирования и использования различных фондов субъектов хозяйствования.

В системе финансового регулирования экономики и социальных процессов наибольшее распространение получили налоговые методы воздействия на экономику в виде декларирования доходов, имущества, активов, авансовые платежи по налогам, льготы и санкции при налогообложении, а также бюджетные методы регулирования, включающие различные формы бюджетных расходов, государственные и муниципальные гарантии, методы финансирования дефицита бюджета, нормирование расходов и пр. Использование косвенных методов регулирования может дополняться прямыми, директивными методами воздействия государства, особенно в случае нежелательного отклонения от намеченной стратегии развития. Финансово-кредитная система и действующая практика накопила достаточно большой опыт использования финансовых и денежно-кредитных методов регулирования.

Основными финансовыми регуляторами выступают:

1. налоговые и неналоговые платежи в бюджеты разного уровня;——

2. финансовые санкции и льготы;——

3. доходы и расходы государственных учреждений;——

4. субсидии при использовании государственных заказов;——

5. текущие расходы бюджетных учреждений и организаций;——

6. доходы и расходы внебюджетных фондов.——

Для каждого объекта государственного финансового регулирования используются определенные методы. Состав и структура используемых методов определяются формой собственности объектов регулирования.

При осуществлении государством финансового регулирования отраслевых пропорций используются следующие методы:

1. налоговое регулирование (регулирование состава налогов, ——ставок налогов, состава налогоплательщиков, налогооблагаемой базы и пр.);

2. политика амортизации, оказывающая влияние на налогообло——жение прибыли и имущества организаций, включая политику ускоренной амортизации;

3. государственная поддержка организаций, субъектов малого ——бизнеса и индивидуальных предпринимателей в различных формах, в том числе: государственные инвестиции, государственный заказ, сдача в аренду государственного имущества, государственные гарантии, субсидии, субвенции, дотации, бюджетные кредиты;

4. льготное кредитование и страхование, которое обеспечивает ——более низкие ставки по кредитам банков и тарифы страховых организаций за счет бюджетного субсидирования.

При этом отдельные методы финансового регулирования можно использовать не по отдельности, а в комплексе. Так, государственные инвестиции в проект, реализуемый на основе государственно-частного партнерства, может рассматриваться частными инвесторами как определенная государственная гарантия.

Финансовое регулирование региональных (территориальных) пропорций осуществляется посредством финансирования целевых программ, программ поддержки и развития отдельных регионов, механизма межбюджетного регулирования и выравнивания (различные виды финансовой помощи бюджетам нижестоящего уровня, регулирующие доходы и пр.). Воздействие с помощью финансовых методов на территориальную структуру может осуществляться и в связи с изменением налогового законодательства. К примеру, изменение порядка зачисления налога на добычу полезных ископаемых по уровням бюджетов и перераспределение его значительной доли в пользу федерального бюджета привело к тому, что бюджеты многих регионов, осуществляющих добычу полезных ископаемых, оказались дотационными.

В процессе регулирования валютной сферы воздействие направлено на валютный курс, процентные ставки на денежный капитал, методы страхования и хеджирования валютных рисков, курсы ценных бумаг и международных платежных средств.

Регулирование денежно-кредитной сферы проводится центральным банком страны и включает следующие основные методы: изменение учетной (ключевой) ставки, изменение нормы резервирования для коммерческих банков, операции с валютой и государственными ценными бумагами.

При использовании финансового регулирования социальной структуры общества используется система налогообложения доходов и имущества физических и юридических лиц, система льготного налогообложения физических лиц, различные социальные льготы и выплаты.

Финансовые методы воздействия на социальные процессы включают:

1) финансирование денежных выплат гражданам, гарантированных государством (пособия, стипендии, пенсии, субсидии, компенсации);

2) финансирование предоставляемых отдельным категориям граждан льгот, при оплате ими товаров и услуг;

3) финансовую поддержку со стороны государства жизненно важных отраслей экономики, ориентированных на выпуск товаров потребительского назначения и услуг первой необходимости;

4) налоговое регулирование доходов физических и юридических лиц через дифференциацию налоговых ставок, налоговые льготы;

5) финансирование из бюджета организаций социальной сферы, т. е. учреждений образования, здравоохранения, культуры, спорта, социального обслуживания, а также оказание государственной поддержки другим некоммерческим организациям, действующим на рынке аналогичных услуг;

6) стимулирование финансовыми методами создания новых рабочих мест, финансирования общественных работ, организации индивидуальной предпринимательской деятельности и самозанятости населения;

7) финансовое регулирование государством рынка жилья через реализацию целевых программ доступного жилья для отдельных категорий, групп и слоев населения;

8) регулирование развития финансового рынка и разработку механизма защиты интересов инвесторов, вкладчиков, страхователей.

Финансовое регулирование социальных процессов осуществляется как за счет бюджетов разных уровней, так и внебюджетных фондов. Эти источники позволяют финансировать выплаты в виде социальных трансфертов , к которым относятся:

1. жилищные субсидии;——

2. стипендии студентам, включая социальные стипендии студен——там из малоимущих семей;

3. пенсии по возрасту, инвалидности, потере кормильца, по вы——слуге лет;

4. пособия на детей, по безработице, при временной нетрудоспо——собности, вынужденным мигрантам;

5. материальная помощь для малоимущих граждан.——

Значительную долю социальных выплат регулирует федеральное законодательство, тогда как сами выплаты зачастую производятся непосредственно по месту жительства или работы получателей или через исполнительные органы субъектов РФ и муниципальных образований. Государство в целях воздействия на экономику использует всю совокупность финансовых инструментов, включая налоги, государственные расходы, учетную ставку, денежную массу, установление предельных цен, регулирование и контроль и др., причем как по отдельности, так и в комбинациях друг с другом. Так, налоги могут стимулировать либо ограничивать предпринимательскую деятельность и личное потребление. Государственные расходы создают условия для предприятий и работников по производству определенных видов товаров и услуг, а также социальные выплаты, поддерживающие определенный уровень дохода у некоторых слоев населения. Установление предельных цен на отдельные товары и услуги касается преимущественно деятельности естественных монополий.

Регулирование и контроль осуществляется с помощью принятия соответствующих нормативно-законодательных актов, регулирования определенных видов экономической деятельности, включая запрет на некоторые из них. Увеличивая объем расходов в виде государственных капитальных вложений, государство стимулирует повышение спроса, расширение инвестиций, рост объемов промышленного производства. Увеличивая расходы на военные цели, государство увеличивает спрос не только на военную технику, но и продукцию промышленности, сельского хозяйства, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования и разработки. Через финансирование инфраструктуры государство сокращает издержки частных компаний. С помощью налогов оно может ограничить потребление отдельных видов товаров (алкогольной, табачной продукции) и т. д. При этом если необходимо достичь краткосрочного макроэкономического равновесия, то преобладают немонетарные финансовые инструменты - налоги, государственные расходы. Если же экономическая политика направлена на устранение угроз инфляционных процессов, вызванных сбоем в монетарной сфере, то ставка делается на денежные инструменты.

Для обеспечения бездефицитного бюджета применяются немонетарные инструменты, при этом государственные расходы сокращаются, а доходы государства растут. Сокращение расходов - непопулярная мера, но данная проблема встает практически перед каждой страной, и связано это с реорганизацией производства и разрастанием госсектора до размеров неэффективного функционирования. Другое направление балансирования бюджета - повышение эффективности сбора налогов и сборов. С этой целью необходимо проведение индексации налогов и отказ от произвольного освобождения от уплаты налогов. Кроме того, необходима политика в области курса обмена национальной валюты. При установлении, например, валютного коридора и заранее объявленной девальвации национальной валюты субъекты экономики смогут заранее прогнозировать объем производства, свои доходы и объем налоговых платежей. Однако в условиях стагфляции, когда инфляция развивается параллельно со спадом производства, использование только финансового регулирования оказывается недостаточным и зачастую неэффективным. Исходя из этого, наряду с финансовым регулированием возникает необходимость использования и других регуляторов, в первую очередь денежно-кредитных.

Проведение монетарной политики основано на необходимости регулирования процентных ставок с тем, чтобы рост номинальных ставок процента опережал темп инфляции. При проведении жесткой рестрикционной политики наблюдается дефляционный эффект, темпы инфляции снижаются, однако и объемы производства падают, растет безработица. Практика использования финансового инструментария развитыми странами показывает возможность гибкого маневрирования им.

Использование финансовых инструментов характеризуется следующими чертами:

1. иерархией использования монетарных и немонетарных ин——струментов регулирования экономики;

2. многовариантностью финансовой политики в краткосрочной и ——долгосрочной перспективе;

3. целевой направленностью финансового инструментария, ори——ентированного на антиинфляционное и бездефицитное развитие.

Следовательно, государство с помощью финансовых рычагов и инструментов оказывает воздействие на экономику через регулирование поведения субъектов хозяйствования, развитие отдельных территорий и отраслей.


Похожая информация.


Новое на сайте

>

Самое популярное