Домой Виды займов Камеральная проверка завершена. Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Камеральная проверка завершена. Как должны быть оформлены результаты камеральной налоговой проверки

Основным условием, без выполнения которого камеральная проверка просто не может начаться, является представление налогоплательщиком декларации или налогового расчета (п. 1 ст. 88 НК РФ). При этом не важно, за какой период подана декларация (налоговый или отчетный), а также какой статус у этой декларации (первичная или уточненная). Отметим, что какого-либо специального решения о проведении проверки не издается — «камералка» осуществляется налоговыми инспекторами в рамках своих обычных должностных обязанностей (п. 2 ст. 88 НК РФ).

Отсюда следует первое правило: камеральная проверка возможна только на основании декларации. Если налогоплательщик не представил декларацию в установленный срок, то проводить камеральную проверку на основании других документов инспекция не вправе. Точно так же налоговики не вправе проводить камеральную проверку иных документов, которые налогоплательщик представляет в налоговые органы, но которые не являются декларацией или налоговым расчетом (например, формы 2-НДФЛ).
Что же конкретно проверят инспекторы? Исходя из норм Налогового кодекса, «камералка» заключается в простой арифметической проверке представленных данных, сличении их с предыдущей отчетностью и иной информацией, уже имеющейся у налоговой инспекции.

Это означает, что требовать какие-либо дополнительные документы налоговики могут в строго ограниченных случаях. К ним относятся декларации по НДС, в которых заявлен налог к возмещению (п. 8 ст. 88 НК РФ), а также декларации с заявленными льготами (п. 6 ст. 88 НК РФ). Кроме этого, дополнительные документы инспекция может затребовать при камеральной проверке деклараций по налогам, связанным с природными ресурсами (например, по налогу на добычу полезных ископаемых или акцизам на нефть, газ и т.п). В остальных случаях требовать от налогоплательщика дополнительные документы запрещено (п. 7 ст. 88 НК РФ).
Таким образом, выводим второе правило: в большинстве случаев камеральная проверка — это проверка правильности определения налоговой базы и подлежащей уплате суммы налога на основании данных, указанных самим налогоплательщиком в этой же декларации.

Сроки проверки

Итак, декларация сдана, и инспекция приступила к ее камеральной проверке. Сколько может длиться проверка? Срок «камералки» четко зафиксирован в Налоговом кодексе — три месяца с момента сдачи декларации (п. 2 ст. 88 НК РФ). Обратите внимание, что срок отсчитывается именно от даты представления декларации, а не от крайнего срока, установленного в Налоговом кодексе для ее подачи.

Кроме того, надо учитывать, что речь в данном случае идет не о календарных месяцах, а об отрезке времени (ст. 6.1 НК РФ). То есть по декларации, сданной, к примеру, 19 июня, срок камеральной проверки начнет исчисляться с 20 июня (согласно статье 6.1 НК РФ, сроки начинают течь со следующего дня). Истечет срок проверки 21 сентября. Ведь 20 сентября в этом году приходится на воскресенье, а в таких случаях (согласно уже упоминавшейся ст. 6.1 НК РФ) окончание срока переносится на ближайший рабочий день.

Важный момент: продлить «камералку» нельзя. Прав на продление нет ни у налоговой, ни у Минфина, ни у суда. Соответственно, акт, составленный за пределами трехмесячного срока, можно считать доказательством, добытым с нарушением Налогового кодекса, а значит, недействительным (п.4 ст. 101 НК РФ).

Какие периоды могут проверить

Еще один важный момент, традиционно волнующий налогоплательщиков при проверках — «глубина» ревизии. То есть период, который вправе проверить налоговики. В случае с камеральной проверкой ответ на этот вопрос очень прост. Проверяется всегда только тот период, за который подана декларация.

При этом инспекция в рамках камеральной проверки не имеет права «трогать» ни предшествующие периоды, ни последующие. Более того, если налогоплательщик вдруг решит подать уточненную декларацию за период, превышающий три года, то инспекция обязана будет провести камеральную проверку и этой декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). А значит, в отношении камеральной проверки не действует запрет на изучение периодов, отстоящих от текущей даты более чем на три года. (Правда, подача налоговой декларации за периоды, отстоящие более чем на три года от текущей даты, не имеет смысла, т.к. вернуть или зачесть налог за данные периоды не получится (ст.78 НК РФ)).

Не действует в случае с «камералкой» и запрет на повторную проверку одного и того же периода. Ведь как мы уже упоминали, налоговая инспекция обязана провести такую проверку по любой поданной налогоплательщиком декларации (п. 1 ст. 88 НК РФ). Так что если налогоплательщик представит уточненную декларацию за уже проверенный период, инспекция должна будет провести по ней «камералку» (п. 1 ст. 88 НК РФ). Другими словами, количество камеральных проверок, к примеру, по налогу на прибыль за первое полугодие 2009 года зависит от самой организации. Сколько деклараций именно за этот период представит бухгалтер, столько камеральных проверок и состоится.

Обнаружены ошибки

Обо всех ошибках, неточностях, противоречиях и т.п., обнаруженных при камеральной проверке, инспекция обязана сообщить налогоплательщику (п. 3 ст. 88 НК РФ). При этом инспекция должна потребовать от бухгалтера представить пояснения или внести изменения в декларацию. Налоговый кодекс не уточняет, в какой именно форме инспекция должна передать налогоплательщику данное требование. Сами налоговики считают, что оно направляется налогоплательщику в том же порядке, что и другие документы — в письменной форме. Вручается требование лично, а если это невозможно, то доставляется по почте (письмо ФНС России от 01.08.08 № ШТ-8-2/320@). Однако на практике такая информация часто сообщается устно. Надо заметить, что устный способ информирования лишает инспекцию возможности оштрафовать налогоплательщика за невыполнение требования о пояснениях либо внесении изменений. (Соответствующий штраф в размере 50 рублей предусмотрен пунктом 1 статьи 126 НК РФ).

В то же время мы бы не советовали оставлять устное требование инспекции без ответа. Даже если бухгалтер уверен в своей правоте, этот механизм дает возможность донести до инспекции свою точку зрения и обосновать ее. А это может погасить спор на ранней стадии, еще до вынесения решения по проверке.

Одновременно с пояснениями бухгалтер может представить в инспекцию и дополнительные обосновывающие документы (п. 4 ст. 88 НК РФ). Здесь надо помнить, что предоставление дополнительных документов — право, а не обязанность налогоплательщика. Как мы уже писали выше, инспекция не имеет права требовать предоставления таких документов.

Оформление результатов

Оформление результатов «камералки» зависит от того, выявлены ли нарушения. Если проверка прошла успешно для организации, то никакого документа по ее результатам не составляется. Если же проверка выявила нарушения, то в течение 10 рабочих дней после окончания проверки составляется акт (п. 1 ст. 100 НК РФ). Этот акт в течение пяти рабочих дней вручается налогоплательщику, который может представить свои возражения.

Дальнейшая процедура рассмотрения акта ничем не отличается от выездной проверки, о которой мы подробно поговорим в одной из ближайших статей. Вкратце же процедура такова. Налоговый орган назначает дату рассмотрения акта, о которой обязательно сообщает налогоплательщику. Соответственно, налогоплательщик вправе присутствовать при рассмотрении акта проверки. По результатам этого рассмотрения выносится решение о привлечении к ответственности, либо об отказе в таковом. При этом и в том, и в другом случае налогоплательщику могут предложить доплатить налог и пени. Любое из этих решений налогоплательщик может обжаловать сначала в вышестоящий налоговый орган, а затем в суд.

Федеральная налоговая служба (далее – ФНС) осуществляет контроль, проводя документальные выездные, встречные и камеральные проверки. Самой распространенной является та, которая проводится без предупреждения плательщика, на основании поданной отчетности, исключительно в помещении ФНС. Налогоплательщик не может знать, когда такое мероприятие началось, и проводилось ли вообще. Согласно Налоговому кодексу Российской Федерации (НК РФ) это и есть камеральная проверка.

Что такое камеральная налоговая проверка

Право на проведение проверок контролирующими органами закреплено ст. 31 НК РФ. Ст. 87 НК РФ определяет, какие аудиторские мероприятия может проводить ФНС. Определение сверки, цели, правила, порядок проведения камеральной налоговой проверки – нормы ст. 88 НК РФ. Согласно этой статье аудиту подлежит вся отчетность налогоплательщика – юридического, физического лица или налогового агента.

Камеральная налоговая проверка – сверка данных отчетности на предмет наличия арифметических и методологических ошибок. Осуществляется инспектором, администрирующим налог, по которому она сдана. Проводится без предупреждения плательщика, не требует обязательного решения руководителя ФНС, как при документальной ревизии. Осуществляется исключительно в помещении контролирующего органа .

При камеральном аудите инспектор проверяет отчетный период, за который подана декларация. Если должностное лицо при проведении проверки выявляет недостоверность задекларированных данных, оно вправе потребовать дополнительные документы, подтверждающие или опровергающие заявленные ранее отчетные суммы. Документы должны быть предоставлены на протяжении пятидневного периода.

Цель камеральной налоговой проверки

Действия контролирующих органов, проводимые в рамках действующего законодательства, имеют ряд целей. Для камерального контроля это:

  • контроль за соблюдением налогового законодательства;
  • аудит полноты взысканий по нарушениям, выявленным налогоплательщиком самостоятельно или по результатам выездного аудита;
  • контроль за полнотой начисления и уплаты налогов (сборов) по текущим платежам;
  • привлечение налогоплательщика, уклоняющегося от полноты декларирования сумм доходов, ответственности соответствующей формы (административной или уголовной);
  • определение рисков деятельности конкретного налогоплательщика как механизм отбора плательщика для проведения выездных проверок;
  • полнота и правомерность заявленной суммы налоговой льготы или вычета по НДС.

Задачи камеральной налоговой проверки

Проведение аудита отчетности плательщика преследует ряд задач, четкого списка которых не определено ни НК РФ, ни другим нормативным документом. Анализируя работу контролирующих ведомств, можно выделить следующие задачи:

  • выявление ошибок, недостоверной информации по декларациям;
  • подсчет полноты начисления налогов для перечисления в казну РФ, соблюдение платежной дисциплины;
  • анализ полноты пакета, своевременности сдачи отчетности;
  • сопоставление данных отчетности, баз данных ФНС и бухгалтерской документации плательщика;
  • анализ бухгалтерской документации на предмет соответствия заявленным по отчетности суммам доходов.

Порядок и сроки проведения камеральной проверки

Отчетность, сданная контролирующему органу, должна быть прокамералена в течение 90 дней с дня подачи. Срок проведения камеральной проверки не может продлеваться на основании подачи дополнительных документов, пояснений или уточнений. Если плательщиком сдана декларация по НДС, например, 20 января, то сверка будет проведена не позже 20 апреля.

Обязанности уведомления налогоплательщика о начале инспектирования у налоговиков нет, нет необходимости принятия специального решения о таком начале . Сама ревизия проходит в помещении органа ФНС, непосредственно с использованием баз данных и специализированных программ. После проведения аудита, по которому нарушений не выявлено, акт не составляется. Окончание такого инспектирования сопровождается проставлением галочки в базе, плательщик может не знать, проверена ли отчетность.

После выявления нарушений по результатам сверки инспектор направляет проверяемому лицу письмо с просьбой пояснить детали и/или предоставить документы по запрашиваемым операциям, которые противоречат нормам действующего законодательства. Ответ, при необходимости с пакетом документов, направляется почтой или предоставляется другим предусмотренным законом способом не позднее, чем через 5 дней с момента получения требования ФНС. Аналогичный срок и для подачи уточненной декларации.

Правомерный запрос на предоставление дополнительных документов или письменного разъяснения не может быть отправлен позже трехмесячного срока после подачи декларации. Сотрудник ФНС может составить индивидуальный для каждого плательщика перечень необходимых документов, в который могут включаться справки, авансовые отчеты, ТТН, акты приема-передачи и т. д.

Дополнительные документы, предоставляемые контролирующему органу, должны быть заверены надлежащим образом. Требования относительно заверения документов по отдельности или пакетом отсутствуют. Документы должны быть надлежащего качества, легко читаемыми, содержать необходимую информацию для проведения инспектирования . Требований относительно обязательного составления описи документов законом не предусмотрено.

Период, за который подана декларация, может проверяться дважды. Первый раз – камерально, второй – при документальном аудите. Аудит отчетности за определенный период не является основанием для пропуска этого срока при плановой ревизии. И наоборот, проведение планового или внепланового документального аудита за период дает право не проверять декларацию камеральщикам.

Как оформляются результаты проверки

Требования к оформлению проверок определены ст. 100 НК РФ. Относятся только к тем случаям, по которым выявлены нарушения и акт будет содержать информацию о противоречиях законодательства с данными деклараций. Оформление результатов камеральной проверки производится тем же чиновником ФНС, которым проводилась сверка, так называемым в кругах предпринимателей – администратором.

Акт будет содержать сведения о несоответствиях отчетности, противоречиях с бухгалтерскими документами. Ошибки описываются по пунктам, каждое нарушение отдельно. В выводах акта нарушения обобщаются по каждой отдельной статье НК РФ или ГК РФ, с обязательным указанием суммы и периода, где выявлены противоречия. Акт составляется не позднее 10 рабочих дней после окончания ревизии. На протяжении 5 дней после составления акт налоговой проверки вручается должностному лицу организации (предпринимателю) лично или отправляется почтой с уведомлением о вручении.

Если плательщик не согласен с результатами аудита, на протяжении календарного месяца он может отправить или предоставить лично жалобу в тот орган ФНС, который вынес решение . После завершения срока на обжалование руководитель контролирующего органа на протяжении 10 рабочих дней принимает решение о привлечении плательщика к налоговой и/или административной ответственности.

Углубленная камеральная проверка

Некоторые виды камеральной сверки обязывают финансовый контролирующий орган углубленно изучить данные о деятельности плательщика. Во время проведения инспектор не только потребует дополнительные документы, но и проведет действия по опросу свидетелей, проведению экспертиз (например, документов), подтверждению или опровержению некоторых фактов в деятельности плательщика.

Углубленная камеральная проверка проводится всегда при подаче отчетов:

  • об использовании налоговых льгот;
  • об использовании природных ресурсов;
  • о возмещении НДС;
  • с расхождениями по НДС у контрагента в одной и той же операции;
  • об уточнении показателей декларации, поданной 2 и более года назад.

Как оспорить результат камеральной налоговой проверки

При несогласии с решением налогового органа плательщик вправе обжаловать его в вышестоящем органе или суде. Без рассмотрения органом высшего уровня составленного решения обращение в суд не имеет смысла. На рассмотрение жалобы выделяется 45 календарных дней с момента получения. Еще 3 дня – на принятие окончательного решения по результатам аудиторских мероприятий.

Вышестоящий орган может оставить решение без изменения, отменить или изменить, иногда даже в сторону увеличения доначислений. Если результат не удовлетворяет налогоплательщика – последнему стоит обратиться в суд. Рассмотрение споров с налоговым органом – юрисдикция арбитражного суда. Исковое заявление подается по правилам гражданско-процессуального законодательства.

Видео

Согласно 88 статье НК РФ, камеральная проверка – это проверка декларации о доходах, которую заполнил и подал налогоплательщик. Сотрудник ведомства изучает документ, проверяет достоверность фактов, правильность расчетов. И если всё в порядке, то претензий не предъявляет. Если находит ошибки или недочеты, просит их исправить либо объяснить. Что еще следует знать об этом виде налоговой проверки, расскажем в данной статье.

Государство в целях экономической безопасности следит за каждым шагом предпринимателей, вне зависимости от того, насколько крупным бизнесом они владеют. Этот контроль проявляется в требовании регулярно подавать декларацию о доходах. Требование распространяется на всех без исключения: ИП, ООО, ОАО. Как только «заветный» документ попадает в Федеральную налоговую службу, сотрудники ведомства, не покидая стен своего здания, тут же его проверяют. Иными словами, проводят камеральную налоговую проверку.

Цель «налоговиков» – выяснить, не попытался ли налогоплательщик перечислить в бюджет меньшую сумму: не утаил ли доходы, правильно ли указал налоговую ставку. Налогоплательщик вместе с декларацией подает расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления.

При этом инспектор может запросить и другие документы проверяемого лица, чтобы сложилось полное представление о финансовой деятельности предпринимателя. Документация подается в бумажном или электронном виде. Исключение – компании, в штате которых свыше сотни сотрудников. Руководитель столь крупной организации отчетность подает только в электронном виде.

Цели и задачи проверки

Перед инспектором, который проводит камеральную проверку, стоят следующие цели:

  • контролировать соблюдение норм действующего налогового законодательства;
  • выявлять суммы непогашенных или частично оплаченных штрафов;
  • взыскивать эти суммы;
  • привлекать нарушителя к ответственности (она, в зависимости от тяжести совершенного деяния, может быть административной или уголовной);
  • определить, стоит ли проводить выездную проверку;
  • проверить, может ли проверяемое лицо рассчитывать на получение налоговых льгот и вычетов.

Для достижения перечисленных целей ему необходимо выполнить следующие задачи:

  • проверить, правильно ли оформлена бухгалтерская отчетность;
  • подсчитать суммы всех налогов, что следует заплатить;
  • проконтролировать своевременность подачи в налоговую всех расчетов;
  • выявить недостоверную информацию;
  • проверить, совпадают ли цифры в налоговой и бухгалтерской отчетности;
  • выявить факты нарушения налогового законодательства.

Порядок проведения

В Налоговом кодексе нет отдельного упоминания об этапах камеральной проверки, но условно можно выделить четыре:

  • на первом этапе налоговые инспекторы принимают декларацию, бухгалтерскую отчетность и другие документы;
  • на втором – проводят камеральную проверку;
  • на третьем – составляют акт;
  • на четвертом – анализируют полученную информацию и принимают решение (завершить проверку или призвать налогоплательщика к ответу за совершенные нарушения).

Если в декларации были обнаружены ошибки или неточности, инспектор обязан сообщить об этом в течение трех дней. На их исправление отводится 5 дней. Если эти нарушения привели к тому, что проверяемое лицо уплатило меньше налогов, в течение 10 дней инспектор должен принять решение, каким будет наказание для нарушителя.

Органы исполнительной власти не едины во мнении, насколько значим акт проведенной камеральной проверки. Верховный суд РФ уверяет, что в нем нет необходимости. Арбитражные суды полагают, что его отсутствие нарушает права налогоплательщиков. И если нарушения, выявленные в ходе камеральной проверки, не были зафиксированы документально, то не стоит торопиться с оплатой штрафов.

Отличия от выездной проверки

Налоговая инспекция проводит не только камеральную проверку, но и выездную. Их не стоит путать. Друг от друга они отличаются по следующим параметрам:

  • срок проведения (камеральная – 3 месяца, выездная – 2-6 месяцев);
  • разрешение на проведение (для камеральной – не нужно, для выездной – требуется разрешение руководителя ведомства);
  • частота проведения (камеральная – по каждому сданному документу, выездная – не более 2 раз за один календарный год);
  • наличие акта (при камеральной этот документ составляется, если были выявлены нарушения, при выездной – в любом случае).

Наказание за нарушения

Если индивидуальный предприниматель нарушил нормы налогового законодательства и в ходе камеральной проверки налоговый инспектор нашел документальное тому подтверждение, бизнесмену придется заплатить штраф. Кроме того, ему будут начислены пени и доплаты. Опасаться штрафных санкций следует тем, кто:

  • уклоняется от налоговых выплат, размер которых составляет 20% от суммы долга;
  • отказывается подавать на проверку декларацию и бухгалтерскую отчетность;
  • совершает иные административные нарушения.

Итак, камеральная проверка – вид проверки ФНС, цель которой выявить нарушения налогового законодательства и призвать к их устранению. Больше о камеральной проверке вы узнаете, прочитав статьи на нашем сайте или у консультанта. Связаться с ним можно через форму обратной связи.

Камеральная налоговая проверка – это один из наиболее распространенных видов аудита, который осуществляется налоговой службой. При этом проводится она в отношении абсолютно всех налогоплательщиков. Каковы особенности данной процедуры? Что необходимо знать налогоплательщику?

Что такое налоговая проверка?

Всем известно, что ведение собственного бизнеса практически всегда сопровождается рисками для предпринимателя. Налоговая инспекция нередко осуществляет проверку организаций.

Налоговой проверкой называют специфическую форму контроля, которая осуществляется как на выезде, так и в камеральных условиях. Она проводится должностными лицами ФНС с целью контроля соблюдения российского налогового законодательства. Проверяться могут не только сами налогоплательщики, но и налоговые агенты и лица, уплачивающие различные сборы.

Камеральная проверка: определение термина

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС. В ее ходе проверяются декларации и бухгалтерская отчетность, которые подавались как индивидуальными предпринимателями, так и организациями. Отличительная черта камеральных проверок заключается в том, что они не требуют непосредственного выезда налоговой инспекции.

Камеральная налоговая проверка проводится инспектором. В перечень проверяемой документации входят поданные ранее налоговые декларации, расчетные операции по авансовым платежам, различные справки и заявления. Таким образом, анализируется вся документация, касающаяся начисления и уплаты налогов. Отчет по камеральной налоговой проверке составляется в бумажном или электронном виде. Организации, в штате которых состоит более 100 сотрудников, с 2008 года ведут отчетность в электронном виде.

Цель, задачи

Камеральная налоговая проверка проводится с целью:

  • Контроля за соблюдением НК РФ.
  • Выявления суммы неуплаченных или погашенных частично налоговых сборов по текущим нарушениям.
  • Взыскания неуплаченной или погашенной частично задолженности перед налоговыми органами.
  • Привлечения нарушителя к налоговой или административной ответственности.
  • Подготовка информации для обеспечения рационального отбора налогоплательщиков для выездных проверок.
  • Проверка правомерного использования льгот и вычетов.

Для достижения данных целей перед налоговой инспекцией поставлен ряд задач:

  • Проверка правильности оформления бухгалтерской отчетности.
  • Подсчет показателей по налогам, которые перечисляются в государственную казну.
  • Контроль своевременности предоставления налоговой инспекции расчетов.
  • Выявление искаженной информации в отчетных документах.
  • Проверка согласованности значений в бухгалтерских и налоговых отчетах.
  • Выявление фактов нарушений налоговой дисциплины.

Законодательная база

Камеральная налоговая проверка – это форма аудита ФНС, проводимая на основании действующего НК РФ. Информация о порядке и правилах ее проведения содержится в 31, 87 и 88 статьях налогового законодательства.

Требования к документам

На основании поступившей от организации документации проводится камеральная налоговая проверка. Документы могут быть дополнительно запрошены налоговыми инспекторами. Объем пакета документов, как правило, довольно солидный. Поэтому часто возникают вопросы, связанные с необходимостью заверения всей документации, а не отдельных копий.

Заверенная копия должна в полной мере передавать всю информацию, отраженную в подлинном документе. В налоговом законодательстве не предусматриваются правила предоставления заверенных копий в органы ФНС. Поэтому заверяться могут как отдельные листы, так и многостраничные папки.

К сшивам документации предъявляются некоторые требования:

  • Текст должен свободно читаться.
  • При изучении папки не должна возникать возможность ее механического разрушения.
  • Должна быть обеспечена возможность свободного копирования каждого листка.
  • Все листы должны быть пронумерованы, а при заверении указано общее их количество.

В налоговую инспекцию сшивы предоставляются вместе с сопроводительным письмом.

Сроки камеральной налоговой проверки

Статья 88 Налогового законодательства устанавливает общие правила проведения камеральных проверок. Согласно данной статье, проверка предоставленных налогоплательщиком документов должна осуществляться инспекторами в течение 90 дней с момента подачи декларации и последних отчетов с подтверждением их правильности и легитимности. Иногда возникают ситуации, когда 90-дневный период начинают отсчитывать от даты получения налоговым органом документации или от момента принятия решения о проведении проверки. Однако такие действия налоговой инспекции считаются неправомерными и могут быть оспорены в арбитражном суде. Если инспекторами был выявлен факт нарушений налогового законодательства, они обращаются в суд. Для подачи искового заявления выделяется 6-месячный срок. Если этот период упускается, штрафные санкции не могут быть применены к нарушителю.

Критерии риска

Если в деятельности индивидуального предпринимателя или физического лица был выявлен факт нарушений налогового законодательства по результатам камеральной проверки, налоговая инспекция вправе начислять штрафы, пени, доплаты. Штрафы могут быть начислены за следующие действия:

  • Уклонение от налоговых выплат в размере 20% от невыплаченных средств.
  • Отказ от подачи налоговой декларации и документов бухгалтерской отчетности.
  • Прочие административные правонарушения (размер штрафных санкций – 500 рублей).

Если предприниматель или руководство предприятия скрывало от налоговых органов значительные денежные суммы, им грозит уголовная ответственность.

Порядок проведения

Формально в Налоговом кодексе не выделяются отдельные этапы проведения камеральных проверок. Однако на основании 88-101 статей весь процесс можно логически разделить на 4 этапа.

  1. Прием документации от налогоплательщика.
  2. Организация и проведение камеральной проверки.
  3. Оформление результатов.
  4. Анализ полученных результатов, вынесение окончательного решения.

На первом этапе налоговая инспекция осуществляет проверку наличия всей необходимой документации, которая должна быть приложена к декларации или расчетам согласно законодательству. Когда подтверждается факт предоставления отчетности, запускается сама процедура проверки.

Если в налоговой декларации были заявлены льготы, ФНС запросит от плательщика документы, подтверждающие правомерность их применения. Далее следует камеральная налоговая проверка по НДС, инспекция вправе истребовать подтверждающие право применения данной льготы документы. Если же декларация содержит ряд ошибок, или данные в ней противоречат друг другу либо расходятся с информацией, поступившей в налоговую инспекцию, ФНС информирует об этом предпринимателя или организацию и просит внести соответствующие изменения. Налогоплательщик обязан представить документы по запросу ФНС в течение 5 дней.

После данного этапа проходит оформление результатов проверки. Если были выявлены нарушения законодательства, составляется соответствующий акт. Если же фактов нарушения обнаружено не было, инспектор ставит в налоговой декларации отметку о проведении камеральной проверки.

Камеральные и выездные налоговые проверки: отличия

Существует два типа налоговых проверок – камеральные и выездные. В отличие от камеральных проверок выездные проводятся на основании 89 статьи Налогового Кодекса. В чем же состоят их основные отличия?

Камеральные проверки проводятся на основании 88 статьи НК РФ, как это уже говорилось выше. Ими занимается отдел камеральных проверок ФНС. Проводятся они на основании каждого сданного отчетного документа или декларации. При этом о данной процедуре не информируется сам налогоплательщик, не требуется специальное разрешение руководителя инспекции. Срок проведения процедуры составляет 3 месяца, в течение 5 дней по запросу налоговой инспекции могут быть внесены изменения в декларацию. Акт о проверке составляется только в случае выявления нарушений.

Выездные проверки проводятся выборочно в течение разных отчетных периодов и по различным видам налогов. Место проведения процедуры – либо на территории налогоплательщика, либо по его желанию в отделении ФНС. Для запуска процедуры необходимо разрешение руководителя налоговой инспекции. О проведении проверки должен быть уведомлен сам налогоплательщик. Срок проверки может составлять от 2 до 6 месяцев, а периодичность – не более 2 раз в год. В день окончания процедуры налогоплательщику выдается справка о проведенных мероприятиях, составляется акт и выносится решение независимо от того, были выявлены нарушения или нет.

Результаты

При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.

При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.

В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.

Для того чтобы успешно пройти камеральную налоговую проверку, необходимо четко соблюдать сроки сдачи отчетных документов и деклараций и своевременно отвечать на запросы ФНС. При проведении проверок составляется математическая модель налогоплательщика, в которой учитывается сфера деятельности предприятия, оборот, финансовые операции. Нередко составляется и так называемый портрет, в котором отражается информация о характере и размере уплачиваемых налогов, соблюдении сроков, возмещался ли НДС. Проверяют и юридические формальности – имеется ли вся необходимая документация, какие банки взаимодействуют с организацией, осуществляет ли она непрофильную деятельность. ФНС уже давно разработала систему выявления фирм-однодневок по ряду признаков. О проведении камеральных проверок практически невозможно узнать заранее.

Камеральная налоговая проверка – это одна из неотъемлемых частей ведения бизнеса. Налогоплательщики всегда находятся под контролем ФНС. Проверки всегда могут иметь и негативные последствия, поэтому деятельность организации должна четко соответствовать российскому законодательству.

В статье рассмотрим как проводится камеральная проверка 3-НДФЛ, ее сроки, а также как узнать ее результат проведения. Камеральная проверка осуществляется курирующим налоговым специалистом камерального отдела по месту расположения налоговой на основании предоставленной налоговой и первичной документации. Данный вид проверки выполняется в постоянном порядке силами специально предусмотренного для этого отдела.

Камеральная проверка будет проведена, если плательщик НДФЛ обратится в налоговую:

  • За получением вычета различного характера (имущественного, социального);
  • За возвратом излишне уплаченного налога по причине неверного использования вычетов;
  • При декларировании полученных доходов в прошедшем году.

Любое обращение в ФНС с 3-НДФЛ является поводом для проведения камеральной проверки.

При проверке 3-НДФЛ камеральщику потребуется сама декларация, а также документация, обосновывающая применение указанной ставки, вычетов. При необходимости проводится запрос необходимой первичной документации у налогоплательщика. Если проверяющему специалисту будут не понятны какие-либо моменты, то он попросит разъяснений в письменном виде у налогоплательщика. Если что-либо в проверяемой документации покажется подозрительным, то данное дело будет передано отделу, выполняющему выездные проверки. Читайте более подробно про проверку предпринимателей в статье: →” “.

Процедура камеральной проверки осуществляется специалистами налоговой, порядок ее организации определен 88 статьей НК РФ.

Сроки проведения камеральной проверки 3-НДФЛ

2-м пунктом указанной статьи определено, что камеральная проверка подлежит проведению не позднее трехмесячного срока с даты передачи 3-НДФЛ в налоговую .

Точка отсчета для указанных трех месяцев – момент представления 3-НДФЛ. Данная декларация может быть подана физлицом несколькими путями:

  • личная передача в руки налоговому специалисту;
  • электронная передача;
  • почтовое отправление.

Дата представления 3-НДФЛ в зависимости от способа подачи:

Таким образом, момент начала проведения камеральной проверки – это дата передачи 3-НДФЛ в налоговую, в течение 3-ех месяцев с этой даты камеральщики должны провести проверку декларации.

Если от налогоплательщика требуется предоставить уточненную или скорректированную 3-НДФЛ, то трехмесячный срок будет исчисляться заново со дня подачи последнего документа или пояснения.

Ход камеральной проверки

Проверка осуществляется на основе предоставленной декларации и сопровождающей ее обосновывающей документации, при этом нет никакой связи с какими-либо событиями, основаниями. Никакого письменного сообщения налогоплательщику о начале камеральной проверки не направляется.

Письменного решения или иного документа для начала проведения камеральной проверки не требуется, инспекторы проводят ее самостоятельно без какого-либо приказа свыше.

Если проверяющим лицом устанавливаются какие-то нарушения, то проводится камеральная проверка с истребованием документации первичного характера у плательщика. В 5-ти дневный срок предлагается физлицу пояснить выявленные несоответствия, предоставить дополнительные сведения, а также внести корректировки. Камеральщик может связаться с налогоплательщиком с помощью указанного в 3-НДФЛ телефона или направить письменное требование о предоставлении какой-либо дополнительной информации.

Сама процедура частично автоматизирована – поступивший бланк 3-НДФЛ проходит проверку специализированной программой, которая на основе проведенного тестирования выявляет арифметические ошибки, противоречия показателей и нестыковки данных. Машина не может определить все возможные ошибки в показателях декларации, ее возможности имеют свои границы, а потому после машинной проверки за дело берутся камеральщики.

Информация о том, как именно проводится камеральная проверка, является закрытой. Никаких точных данных о методах и приемах, применяемых в ходе данной процедуры камеральщиками, налоговой не раскрывается.

В ходе процедуры инспекторы выявляют случаи занижения базы для вычисления налога путем логической проверки указанных цифровых показателей в полях декларации. Сведения из декларации сопоставляются с иной информацией, получаемой из предыдущих отчетов, внешних источников.

По факту проведенной камеральной проверки формируется список плательщиков, в отношении которых будет осуществлена выездная проверка.

В процессе камеральной проверки 3-НДФЛ можно выделить следующие этапы:

  1. Определяется, вся ли документация плательщиком подана;
  2. Сопоставляется срок подачи декларации с утвержденной крайней датой;
  3. Осматриваются визуально заполненные поля и степень соответствия их оформления установленным правилам;
  4. Проверяется правильность проведения счетных операций;
  5. Определяется верность применения указанных налоговых льгот в виде вычетов различного характера;
  6. Проверяется корректное применение ставок;
  7. Осуществляется контроль за верным вычислением базы для НДФЛ.

В декларации важно указывать действующий номер телефона, чтобы контролирующий инспектор смог в кратчайшие сроки связаться с налогоплательщиком для получения дополнительных сведения и его уведомления о выявленных нарушениях и неточностях.

Статус камеральной проверки 3-НДФЛ. Как проверить?

Если налогоплательщик желает лично контролировать процедуру проведения камерального проверки, отслеживать ее текущий статус, то можно предпринять следующие действия:

  1. Уточнить телефонный номер отдела, занимающегося камеральными проверками деклараций по доходам физлиц, после чего с помощью периодических звонков контролировать статус проверки;
  2. Зарегистрировать личный кабинет на сайте налоговой службы.

Данные действия позволяют налогоплательщику отслеживать действия камеральщиков, уточнять необходимые вопросы, сроки окончания проверки, ее ход, что особенно актуально при получении вычетов по НДФЛ.

Результат камеральной проверки 3-НДФЛ

Узнать результат можно с помощью указанных выше способов. Также можно направить официальный письменный запрос в налоговую. Наиболее удобно смотреть результат в личном кабинете, при возникновении непонятных ситуаций, рекомендуется обращаться непосредственно в камеральный отдел налоговой, расположенной по месту подачи 3-НДФЛ, то есть по месту проживания физлица.

По факту завершения проверки может быть установлен следующий результат:

  • Выявление ошибки – направляется требование налогоплательщику о предоставлении необходимых документов или исправлению неточностей с помощью подачи корректирующей 3-НДФЛ (срок камеральной проверки начинает считаться заново);
  • Отсутствие ошибок – направляется квитанция для уплаты указанной в декларации суммы НДФЛ или формируется решение о возмещении ранее перечисленного излишнего налога, или составляется решение о предоставлении вычета;
  • Отказ в предоставлении вычета, возврате налога.

Если результатом стал отказ, то следует выяснить причины этого, как правило, подобные решения выносятся в связи с нехваткой необходимой обосновывающей документации. Если налогоплательщик не согласен с выводами налогового специалиста, то он может обратиться с письменным возражением.

Если результатом камеральной проверки стало решение о предоставлении вычета, то в течение одного месяца с момента окончания проверки денежные средства перечисляются на счет налогоплательщика, указанный в заявлении, подаваемом вместе с 3-НДФЛ в числе прилагаемой документации. Нарушение указанного срока является поводом для письменного требования о начислении процентов за каждый день задержки в связи с незаконным использование чужих средств.

Пример получения вычета по НДФЛ

Потапенко А.А. 18.04.2016 сдал 3-НДФЛ в налоговую по месту проживания для получения имущественного вычета при покупке квартиры. Декларацию он сопроводил заявлением, документацией, подтверждающей расходы на приобретение жилья. В какие сроки он может ожидать положенный вычет?

Сроки осуществления камеральной проверки в данной ситуации – 3 месяца со дня подачи (до 18.07.2016). Если никаких неточностей и ошибок специалист камерального отдела не выявит, вся документация имеется в наличии, то после окончания срока проверки в течение одного месяца Потапенко получит сумму вычета, последняя дата для получения денег – 18.08.2016.

Если до 18 августа Потапенко не получит деньги, то следует писать жалобу, направляя ее руководителю налоговой.

Новое на сайте

>

Самое популярное