Домой Виды займов Способы борьбы с теневой экономикой. Меры борьбы с теневой экономикой

Способы борьбы с теневой экономикой. Меры борьбы с теневой экономикой

О росте теневой экономики и коррупции в современной России говорят многочисленные отечественные и зарубежные экспертные исследования. Они во многом субъективны, но тенденцию роста определяют правильно. Об этом же свидетельствует и такой объективный показатель роста теневой экономики, как доля наличных денег в денежной базе России (именно наличные являются финансовой основой существования и развития теневой экономики).

Попробуем выделить факторы, способствующие развитию теневой экономики в сегодняшней России:

  • 1. Финансово-экономические: несовершенство налоговой системы - до сих пор в России взимается в бюджет и государственные фонды до 35% ВВП, тогда как в развитых странах этот показатель - 25-30% (наши расчёты показывают: если хозяйственное общество будет добросовестно уплачивать все налоги, то налоговые и иные подобные платежи составят 50-60% всей его прибыли); несправедливое первичное распределение капитала - теневой сектор обеспечивает перераспределение ВНП (рано или поздно, но Россия вынуждена будет решить проблему грабительской приватизации и олигархического капитала - речь не о «раскулачивании олигархов», а о восстановлении справедливости в распределении национального богатства и восполнении утраченной гражданами личной и общественной собственности); продолжающиеся многие годы крупномасштабные хищения бюджетных средств (по экспертным оценкам, расхищается и отмывается через теневую экономику от 10 до 20 % всех финансовых ресурсов, выделяемых на реализацию государственных программ и проектов, а также прибыли государственных предприятий).
  • 2. Правовые существенные противоречия и пробелы в законодательстве, способствующие безответственности в нелегальной деятельности при избыточном регулировании открытой деловой активности; отсутствие антикоррупционной криминологической и ситуационной экспертизы проектов законодательных и иных нормативных правовых актов; слабая и в значительной степени коррумпированная система правоохранительных и судебных органов (в отличие от развитых стран, наши «правоохранители» не борются с профессиональной преступностью - это трудно, опасно и неденежно, а охотятся на граждан, вынужденно или неосторожно нарушающих закон); отсутствие государственной программы жёсткой системной борьбы с организованной профессиональной преступностью, в том числе в экономической сфере.
  • 3. Административные: отсутствие эффективной государственной вертикали управления, охватывающей все сферы экономики на всей территории России и нацеленной не на освоение бюджета и не на прямое вмешательство в экономику, а на эффективное развитие бизнеса; запретительное, наказательное администрирование - чрезмерные формальные административные барьеры, препятствующие развитию легального бизнеса, нацеленность бюрократии на негатив, а не на позитив; местничество и мздоимство чиновников.
  • 4. Общественно-политические: неуверенность большинства предпринимателей в стабильности рыночного экономического курса государства вследствие отсутствия четкой стратегии развития и усиления прямого участия государства в экономике; недоверие граждан к государственным институтам, особенно к бюджету (большинство граждан небезосновательно считают, что в России действует двойное налогообложение: платежи в бюджет и дополнительная неофициальная оплата услуг работников бюджетных организаций) .

Проблема значительной теневой экономики и массовой коррупции стала для России тяжелой системной проблемой национальной безопасности, решить которую можно только путём реализации широкого целенаправленного комплекса мер во всех сферах жизнедеятельности государства и общества и только совместными усилиями государства и общества. Основными в этой системе мер должны стать следующие решения и мероприятия:

  • 1. Проведение безусловной всеобщей уголовной амнистии по налоговым и экономическим ненасильственным преступлениям физических и должностных (государственных и корпоративных) лиц на определенную сумму, к примеру, до $10 млн., оставив пострадавшей стороне лишь право на гражданско-правовой иск (это позволит подавляющему большинству населения России легализовать и репатриировать накопленные капиталы);
  • 2. Компенсация потерь населения от «шоковой экономической терапии», гиперинфляции и «приватизации» принадлежащими государству акциями банков и корпораций;
  • 3. Введение системы экономического стимулирования выхода юридических лиц и граждан из теневого сектора экономики (вести хозяйственную деятельность открыто должно быть экономически выгодно);
  • 4. Установление экономически целесообразного, справедливого, но четко администрируемого налогообложения;
  • 5. Стимулирование безналичных расчетов и жесткая борьба с наличным оборотом;
  • 6 Проведение ясной и последовательной государственной политики поддержки частного открытого предпринимательства (система мер поддержки конкретного хозяйственного общества должна находиться в четкой зависимости от чистоты его баланса);
  • 7. Введение государственной системы мер эффективной защиты добросовестного собственника и кредитора;
  • 8. Проведение реальной административной реформы (государственный аппарат должен стать инструментом ускоренного развития в России частного бизнеса и конкурентоспособных рынков);
  • 9. Формирование неподкупной, справедливой и высокопрофессиональной правоохранительной, прежде всего - судебной, системы;
  • 10. Ликвидация организованной преступности во всех сферах общества, прежде всего в теневом секторе экономики и кредитно-финансовой сфере.
  • 11. Законодательное установление права правоохранительных органов на провокацию дачи и получения взятки в строго установленном уголовно-процессуальном порядке (это одно из самых эффектных средств борьбы с коррупцией и ее профилактики).

5. Методы борьбы с теневой экономикой

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Одной из главных причин сложности этой задачи является положительная обратная связь, упомянутая выше. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты.

В настоящее время применяются такие меры как:

реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;

ужесточение борьбы с коррупцией;

меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;

выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;

усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег

разработка проекта детенизации экономики

На мой взгляд, этого недостаточно. Я считаю, что примерная программа действий государства должна состоять в следующем:

Необходимо законодательно добиться ослабления всевозможного пресса со стороны государства на бизнес, в частности, необходимо сократить число надзорных органов и инспекций, в то же время повысив эффективность самой системы контроля и надзора в стране. Сохранение такой ситуации толкает многих граждан в теневую экономику, формируется криминальное сознание общества, становящееся обыденным.

Следует всячески стимулировать безналичный денежный оборот. Например, гражданам, получившим доходы на банковский счет и не обезналичивающим их, можно учитывать половину уплаченного ими НДС. Таким образом, НДС, акцизы и подоходные налоги при этом будут «отсасывать» деньги из теневого оборота;

Необходимо запретить бесконтрольное представление и привлечение кредитов, отчуждение собственности и принятия на себя обязательств неплатежеспособными предприятиями и гражданами;

Важно децентрализовать, укрепить судебные и правоохранительные органы, закрепив за соответствующими институтами часть налоговых доходов, ужесточить законодательство;

Необходимо превратить защиту прав акционеров, инвесторов и кредиторов в государственный приоритет.

Реализация предполагаемых мер приведет к снижению объема кредитных и фондовых операций при обеспечении их эффективности и надежности. Многократно возрастут масштабы безналичных расчетов – это для финансовой элиты. Государство получит прирост бюджетных доходов и расходов. Менеджеры обретут перспективу упрочения своего положения легальным образом вместо вынужденной тактики разворовывания остатков имущества предприятия. Подавление налично-денежного и безналичного платеже-расчетного оборота приведет к увеличению потребности в безналичной рублевой массе и облегчит решение проблем дедоллоризации экономики и стабилизации рубля.


Заключение

Преодоление параллельных форм организации экономики в России - длительный и сложный процесс. За годы радикально-либерального реформирования они превратилась в массовую, самовоспроизводящуюся и весьма жизнеспособную систему, с очень сильным запасом инерционности. Излишне активные действия против теневых форм способны вызвать сопротивление не только теневиков-хозяйственников, но и части населения. Экономические и социальные результаты тотального наступления на теневую экономику могут оказаться прямо противоположными декларируемым. Сокращение удельного веса теневой деятельности - это не предпосылка дельнейшего развертывания реформ, а их результат, достижение которого наиболее эффективно в случае замещения теневых связей цивилизованными рыночными отношениями. А это возможно лишь тогда, когда объектом воздействия будет не столько теневая экономика, сколько условия её порождающие, иными словами воздействие должно быть не на уровне последствий, а на уровне причин.

Непосредственное же воздействие на теневые формы организации экономических связей можно представить как вытеснение их в те мелкие и мельчайшие ниши, которые «не интересны» для сложившихся рыночных агентов и позволяют пройти школу предпринимательства, получить опыт функционирования в конкурентной среде.

Пока в России не будет достигнута экономическая стабильность, пока не снизятся темпы инфляции – нечего говорить о решении этой проблемы. Теневая экономика в России будет существовать всегда. Представить без неё нашу страну невозможно. Но с помощью грамотного экономического реформирования можно существенно уменьшить её объём.


Список литературы

1. Агапова Т.А., Серёгина С.Ф. «Макроэкономика». М., 2001.

2. Бокун Н.Ч. «Теневая экономика: понятия, классификация, методы оценки» Минск, 2002.

3. «Вопросы статистики».2000.№2,6. 2003.№5. 2004. №4,7,9.

4. «Вопросы экономики».1998№3. 2001. №10.

5. «Восток», 2000, № 1.

6. Глинкина С.Н. «Особенности: теневой экономики в России». М., 2001.

7. Горбунов А.Р. «Оффшорный бизнес и управление компаниями за рубежом». СПб., 1997.

8. Гребнев Л.С. «Экономика. Курс основ». М., 2000.

9. Дружинин Б.А. «Теневая экономика». СПб., 1991.

10. Елисеева И.И. «Измерение теневой экономики в России» сборник научных работ «Экономические исследования: теория и приложения», С-Пб., 2000.

11. Елисеева И.И., Щирина А.Н. «Измерение теневой экономической деятельности». СПб., 2003.

12. «Известия». 2.07.1998.

13. Исправников В.О. «Теневая экономика в России: иной путь и третья сила». М., 1997

14. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. «Теневая Россия: Экономико-социологическое исследование». М., 2000г.

15. Латов Ю.В. «Экономика вне закона. Очерки по теории и истории теневой экономики». М., 2001.

16. Мамедов О.Ю. «Современная экономика: Лекционный курс». С-Пб., 2001.

17. Матвеенко К.Д. «Трансформационный спад и предпосылки роста в России». Новосибирск, 2001г.

18. Национальные счета России в 1995-2002 гг. М., 2003.

19. «Ненаблюдаемая экономика: попытка количественных измерений». – Под ред. А.Е. Суринова. М, 2003.

20. «Неформальная экономика. Россия и мир». – Под ред. Т.В. Шанина. М., 1999.

21. Носова С.С. «Экономическая теория: краткий курс». М., 2001.

22. Радаев В.В. Формирование новых российских рынков: трансакционные издержки, формы контроля и деловая этика. М., 1998.

23. Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций. М., 1997.

24. «Российский экономический журнал» , 1999 г №5-6.

25. Рябушкин Б. Т., Чурилова Э.Ю. «Методы оценки теневого и неформального секторов экономики». М., 2003.

26. «Экономическая теория». Под ред. В.Д. Камаева. - М., 1999.

27. Федеральный закон от 20.07.98 N116-ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам»

28. http://www.libertarium.ru/libertarium/way

29. http://ie.boom.ru/Latov/Monograph/Contents.htm

30. http://www.iicas.org/articles/library/libr_rus_22_4_00_1te.htm


Приложение

Таблица 2 - Основные социально-экономические показатели по Российской Федерации за 1996-2002 гг. (в % к предыдущему году)

1996 1997 1998 1999 2000 2001 2002
Валовой внутренний продукт; 96.6 100,9 95.! 105,4 109,0 105,0 104.3
Объем промышленной продукции 96.0 97.5 94,3 100,9 99.5 95.4 94.1
Грузооборот транспорта 95.0 97.0 97,0 106,0 105.0 103,0 106.0
Инвестиции в основной капитал 82.0 95,0 88.0 105,3 117,4 108,7 1026
Объем подрядных работ 83,7 93.6 950 106.1 111,5 109.9 102.7
Ввод в действие жилых домов предприятиями и организациями всех форм собственности 84.0 95,3 93.8 104.3 94,6 104,6 106.7
Экспорт товаров 88,6 96.9 857 101.5 139.0 96,7 105.3
Импорт товаров 90.5 105.7 80.6 68,1 113,5 119,8 1134
Оборот розничной торговли - всего 98,0 104,9 96.6 93.9 108,8 110.7 109.1
в том числе: продовольственные товары 96.2 106Л 98.9 93.3 107,2 107.2 109.7
непродовольственные товары 99.6 103.9 94.7 94,4 110,3 113,7 1 08,5
Оборот общественного питания 103,3 98,6 94.7 86.8 108.5 107,8 1042
Объем платных услуг населению 94.0 105,9 98.8 106.6 105,0 102,8 100.4
Реальные располагаемые денежные доходы 99.3 105.8 84.1 87.5 111,9 108.5 108,8
Реальная заработная плата 106.0 104,7 86.6 78.0 120,9 119,9 116,9

Таблица 3 - Счет образования доходов РФ за 2002 г. (в текущих ценах; млрд. рублей)

№ п/п Наименование статьи Сумма
1 ВВП в рыночных ценах – всего официальные данные теневая составляющая
2 Оплата труда – всего официальные данные теневая составляющая
3 Чистые налоги на производство(включая налоги на продукты) – всего официальные данные теневая составляющая
4 Валовая прибыль – всего официальные данные теневая составляющая

Рисунок 1 - Структура теневого ВВП (в процентах)

* Данная работа не является научным трудом, не является выпускной квалификационной работой и представляет собой результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала при самостоятельной подготовки учебных работ.

Введение

Глава 1. Теневая экономика - основные понятия, причины, структура

1.1. Понятие и причины теневой экономики

1.2. Структура теневой экономики

1.3. Методы оценки теневой экономики

1.4. Статистика теневой экономики в России

Глава 2. Сферы распространенности теневой экономики

2.1.Теневая экономика и налоговая преступность

2.2. Контрафактная продукция

2.3. Экономическая безопасность России и теневая экономика

Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1. Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России

3.2. Подходы к «высветлению» теневой экономики

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Проблема теневой экономики возникла очень давно. Каждый из нас хотя бы раз в жизни сталкивался с этим понятием. Нелегальное производство товаров и услуг, сокрытие доходов от государства, оборот неучтенной наличности, отмывание «грязных» денег, взятки и злоупотребления служебным положением - эти и другие проявления теневой деятельности, постоянно у всех на слуху.

Несмотря на всю важность и актуальность данной темы, в России до сих пор очень мало литературы, которая рассматривает теневую экономическую деятельность. А все потому что, широкое комплексное изучение теневой экономики и на Западе, и в нашей стране началось относительно недавно. Экономическая теория XVIII - ХIХ вв. игнорировала теневые стороны экономической жизни, считая их маловажными. Изучение теневой экономики стало развиваться лишь в ХХ в. под влиянием институционализма - течения в экономической мысли, представители которого обращали особое внимание на социальные аспекты реальной экономики.

Еще в 1939 г. американский криминолог Э. Сатерленд сформулировал концепцию «преступности среди людей в белых воротничках», согласно которой скрытая, противоправная деятельность фактически является неотъемлемым компонентом повседневной деловой практики «большого бизнеса». «Прорыв» в изучении экономики преступности связан с именем знаменитого американского неоинституционалиста Г. Беккера: в 1968 г. он опубликовал статью «Преступление и наказание: экономический подход», где анализировал преступность как деятельность рационального индивида, максимизирующего свою выгоду. С 1970-х гг., после сенсационного открытия английским социологом К.Хартом неформального сектора экономики в Гане, экономисты Запада стали активно изучать неформальную экономику как важный элемент экономической жизни развитых и, особенно, развивающихся стран. Изучение теневых экономических отношений в «социалистической» экономике начинает бурно развиваться с 1980-х гг., после работ Г. Гроссмана и А. Каценелинбойгена; позже эстафету у советологов приняли специалисты по переходной экономике (Абдуллаев Н.А, Анисимов А.Н).

Большой вклад в изучение явления «теневой экономики» внесли труды кандидата экономических наук, доцента Ю.В.Латова, автора монографии «Экономика вне закона: Очерки по теории и истории теневой экономики» (М.: МОНФ, 2001), учебных пособий для вузов «Теневая экономика» и многих статей, посвященных изучению проблемы теневой экономики, как социально-экономического явления.

На вопрос о том, что такое теневая экономика, в социально-экономической и юридической литературе даются самые разные ответы. Целью моей работы является выяснить, что собой представляет так называемая теневая экономика, каково ее происхождение, насколько она сильна, что ей противостоит, а что ее, напротив, стимулирует, возможно ли ее вытеснение или хотя бы ослабление и сужение сфер ее распространения, каковы пути, формы и средства этого процесса. Поставленная цель требует решения следующих задач:

1. определить понятие «теневой экономики», выявить её структуру, сферы распространенности;

2. выяснить причины ухода экономики в «тень»;

3. оценить масштабы теневой экономики в современной России;

4. указать методы борьбы с теневой экономикой.

Объектом исследования в настоящей работе является - экономика России.

Предметом исследования выступает явление «теневой экономики».

Структура работы: Введение, 3 главы, заключение, список литературы,

Глава 1. Теневая экономика - основные понятия, причины, структура

1.1. Понятие и причины теневой экономики

Для обозначения теневой экономики используют ряд характеристик — «подпольная», «параллельная», «криминальная», «нелегальная» и др., но они не являются синонимами, поскольку разные исследователи по-разному понимают содержание этих терминов.

Альтернативные определения теневой (скрытой, неформальной, серой, и т.д.) экономики были даны многими авторами, среди которых можно отметить: Е. Фейге (Feige, 1979), В. Танци (Tanzi, 1980), К. Макафи (Macafee, 1980), М. Картер (Carter, 1984).

Наиболее распространенное определение теневой экономики — это «рыночное производство товаров и услуг, как запрещенных, так и не запрещенных законодательством, которое не учитывается официальной статистикой национального продукта и не связано с какими-либо обязательствами по уплате налогов государству. Таким образом, теневая экономика оказывается полностью (или частично) свободной от уплаты налогов (что является одним из мощных стимулов для ухода в «тень» отдельных частей экономики, включая рынок труда)»

Теневая экономика скрыта от государства. Это отражает ее главный признак — теневая экономика юридически не существует, она функционирует вне форм государственного публично-правового контроля, сопровождается извлечением неконтролируемого дохода.

В настоящее время существует огромное количество работ зарубежных и отечественных исследователей, посвященных выявлению причин ухода экономики в «тень». Вот основные из них.

Высокий уровень налогообложения:

Существуют разные оценки доли изымаемой у предприятия прибыли: от 60 до 80-90%. Как известно, налоговое изъятие свыше 50% прибыли лишает предприятие стимулов к активной произвольной деятельности.

Экономическая нестабильность, кризисное состояние экономики.

Уход экономики в «тень» является следствием общего состояния экономики. При плачевном состоянии официальной экономики работа в её теневом секторе может иметь множество преимуществ. С другой стороны кризисное состояние экономики вынуждает предпринимателей искать более привлекательные ниши для своей деятельности. Одной из них и является теневой сектор.

Незащищенность прав собственности.

Незащищенность прав собственности порождает у предпринимателей психологию временщика. Соответствующее хозяйственное поведение исходит из того, что, если права собственника рано или поздно могут быть нарушены и существующее законодательство и правоприменительная практика отнюдь не гарантирует их надежную защищенность надо использовать имеющиеся возможности по максимуму. Если можно избежать уплату налогов, максимизировать всеми способами свою прибыль, то это надо делать.

Неблагоприятный социальный фон.

Растущая безработица, поток беженцев, невыплаты заработной платы и т. д. являются прекрасной "питательной средой" для теневой экономики. Люди, потерявшие работу или не получающие долгими месяцами заработную плату, соглашаются на все условия нелегальной, теневой занятости: отношения с работодателем подчас основываются только на устной договоренности, никакие больничные и отпускные не оплачиваются, увольнение возможно без всяких социальных гарантий и тем более без предупреждения. Для работодателей такие отношения более чем выгодны: работники оказываются весьма заинтересованными в том, чтобы теневой бизнес "хозяина" оставался таковым; работодатели обладают неконтролируемой властью над наемными работниками; прямые финансовые выгоды заключаются уже в том, что никаких налогов на фонд оплаты труда платить не надо.

Политическая нестабильность.

Этот фактор также, как и "незащищенность прав собственности", стимулирует и развивает психологию временщика. Так как неизвестно, что будет завтра, все средства хороши для приумножения капитала. Важно отметить, что если в периоды политической нестабильности теневая экономика развивается очень динамично, то официальная, напротив, замирает. Причем ее объем уменьшается не только за счет "затенения", но и по причине элементарного свертывания деятельности "до лучших времен".

В зависимости от развития рыночных отношений страны, состояния её экономики в целом, причин существования теневой экономики будет больше или меньше, степень влияния разных из них будет варьироваться.

1.2. Структура теневой экономики

Наиболее полно структура теневой экономики описана Ю.В.Латовым в монографии «Теневая экономика» (М.: МОНФ, 2001). Ю.В.Латов определяет основные секторы теневой экономики с точки зрения их отношения к «белой», официальной экономике.

Для типологизации разновидностей теневой деятельности Ю.В.Латов избирает три критерия их связи с «белой» экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности:

— «вторая» («беловоротничковая»),

— «серая» («неформальная»)

— «черная» («подпольная») теневая экономика.

Классификация Ю.В.Латова представляется мне наиболее полной и имеет следующий вид:

. «Вторая» теневая экономика — это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой». С точки зрения общества в целом «вторая» теневая экономика не производит никаких новых товаров или услуг. Получаемые одними людьми от «второй» экономики выгоды получены за счет потерь других людей.

. «Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. «Черная» теневая экономика обособлена от официальной экономики еще в большей степени, чем «серая». «Черной» теневой экономикой в широком смысле слова можно считать все виды деятельности, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с нею, разрушающими ее. Этой деятельностью может быть не только основанное на насилии перераспределение (кражи, грабежи, вымогательство), но также производство товаров и услуг, разрушающих общество (например, наркобизнес и рэкет).

Таким образом отношение этих секторов теневой экономики к «белой» экономике можно отразить в виде следующей схемы:

Исследуя эту схему можно четко увидеть, что:

. «Вторая» теневая экономика неотрывна от «белой»;

. «Серая» экономика относительно самостоятельная,

. «Черная» автономна относительно «Белой».

1.3. Методы оценки теневой экономики

Измерение масштабов теневой экономики является сложной задачей. Это связано с тем, что теневая экономика носит скрытый характер и стремится избежать измерения. Однако оценка размеров теневой деятельности важна для анализа экономического развития и формирования государственной экономической политики.

Современными экономистами разработаны многочисленные методы измерения теневой экономики, которые условно можно объединить в две группы:

Методы, используемые на микроуровне;

Методы, используемые на макроуровне.

На микроуровне для измерения теневой экономики используются прямые методы: опросы для оценки масштабов теневой экономики, методы открытой проверки и специальные методы экономико-правового анализа.

Обследования путем опроса проводятся при помощи социологических исследований. Например, методом анонимного углубленного интервью.

2. Методы открытой проверки

Они обеспечивают выявление криминальной экономической деятельности лишь в той мере, в какой это позволяет делать открытость проверяемых субъектов. Ими выявляются и пресекаются нарушения валютного, таможенного, банковского, налогового, антимонопольного законодательства, правил торговли, пожарной безопасности, санитарных норм и т.п.

3. Специальные методы экономико-правового анализа

Особенностью современной экономической преступности является ее скрытый характер, неочевидность самого события преступления. Адекватная оценка полученных преступных доходов и других значимых параметров экономического преступления является сложной задачей, которая имеет две особенности. Во-первых, осуществление их адекватной оценки возможно лишь в процессе выявления их при расследовании преступлений и в процессе доказывания в уголовном или гражданском процессе. Во-вторых, для их выявления и оценки необходимо применение специальных методов экономико-правового анализа.

Указанные методы позволяют эффективно применять специальные экономические и бухгалтерские познания в юридической практике (в оперативно-розыскной деятельности, уголовном и гражданском процессе).

На макроуровне для измерения теневой экономики используются косвенные методы, основанные преимущественно на макроэкономических показателях официальной статистики, данных налоговых и финансовых органов. К макрометодам относятся: метод расхождений, метод по показателю занятости («итальянский метод»), монетарный метод, метод технологических коэффициентов, экспертный метод, структурный метод, метод мягкого моделирования (оценки детерминантов).

1. Метод расхождений. Основан на сравнении двух или более источников данных или статистических документов.

2. Метод товарных потоков. Смысл этого метода заключается в том, что товарный поток, то есть движение стоимости от производства до использования, строится для отдельных важнейших продуктов и товарных групп.

3. Метод мягкого моделирования (оценки детерминантов). Связан с выделением совокупности факторов определяющих теневую экономику и направлен на расчет ее относительных объемов.

4. Структурный метод. Основан на использовании информации о размерах теневой экономики в различных отраслях производства.

5. Экспертный метод. Использование экспертных оценок является необходимым условием исследования такого сложно малоизученного явления, как теневая экономика. Суть этого метода в следующем. Сначала эксперт определяет насколько можно доверять данным по какой-либо отрасли, виду преступной деятельности и т.п. А затем после сбора данных из обычных источников их автоматически досчитывают на определенную величину.

6. Метод технологических коэффициентов представляет собой примерное определение динамики промышленного производства на основе наблюдений за производством и потреблением электроэнергии, перевозок грузов транспортом и других косвенных показателей, поддающихся достаточно простому учету, для сравнения полученных данных с официальными. Необходимыми условиями его применения являются высокое развитие рыночных отношений и адекватные цены на электроэнергию и грузовые перевозки.

7. Метод по показателю занятости (итальянский метод). Итальянская статистическая служба ИСТАТ является сегодня наиболее авторитетной в вопросах определения параметров теневой экономики. Итальянские статистики основной акцент сделали на обследовании затрат рабочей силы. Первичные данные получаются в результате специально организованного обследования домашних хозяйств. Домашние хозяйства обследуются на основании случайной выборки. Задаваемые при обследовании вопросы касаются количества часов, отработанных опрашиваемыми в той или иной отрасли. Достоинство такого подхода состоит в том, что людям, которых не спрашивают о доходах, нет смысла скрывать или искажать информацию о рабочем времени. Затем информация распространяется на генеральную совокупность и пересчитывается в средние отработанные человеком дни. Обследованием охватываются также предприятия с целью определения нормальной выработки в отрасли.

1.4. Статистика теневой экономики в России

В 2010 году глава Росстата Александр Суринов оценивал объемы теневой экономики на уровне одной пятой от всей экономики России. В интервью "Российской газете" он отмечал, что уровень серой экономики начал расти с третьего квартала 2009 года из-за мирового финансового кризиса. Ее объемы в регионах во время кризиса достигли 20-25% от всей экономики России. «До кризиса мы имели тенденцию к выходу экономики России «из тени», например, алкогольный бизнес стал почти полностью прозрачен. Сейчас, к сожалению, ситуация ухудшается. Интересно, что согласно исследованиям Deutsche bank, уход в тень во время кризиса может быть полезен для национальных экономик. Оказывается, что страны с более высоким объемом теневой экономики лучше переносят рецессию».

Некоторые эксперты оценивают объемы теневого сектора экономики в России на уровне 50% ВВП и даже выше. По оценкам Всемирного банка, по данным которого доходы от теневого сектора экономики составляют 40-50% ВВП. Отметим, что в 2005 году полковник милиции Андрей Городецкий, ссылаясь на данные МВД, также говорил, что теневой сектор в России "зашкаливает за 40%".

По подсчетам в "серой" экономике заняты 30-40 млн. человек, или треть работоспособного населения России. Это репетиторы, врачи, имеющие частную практику, молодежь, подрабатывающие пенсионеры, некоторые работники бюджетной сферы. Однако я считаю, что значительную часть работников теневой сферы составляют все же не врачи или учителя, а крупные компании, использующие различные схемы ухода от налогов.

В 2009 году, по данным Росстата, доля теневой экономики составляла 16 %, в 2010 году - 15,5%. На апрель 2012 года Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15%.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что размер теневой экономики РФ постепенно снижается. Возможно вскоре уход экономики в «тень» будет меньше, если будут разработаны и успешно реализованы программы по ее ограничению.

Глава 2. Сферы распространенности теневой экономики

2.1. Теневая экономика и налоговая преступность

Мерилом теневого бизнеса считают налоговую преступность. Прежде всего, необходимо определится, что есть налоговая преступность.

Налоговая преступность - общественно опасное социально-правовое явление, включающее в себя совокупность преступлений, объектом которых являются охраняемые уголовным законом отношения по поводу взимания налогов и иных обязательных платежей, а также осуществления контроля над своевременностью и полнотой их уплаты.

Можно перечислить несколько основных способов уклонения от налога:

Неотражение финансово-хозяйственных сделок в бухгалтерском учете;

Уничтожение бухгалтерских документов после совершения сделки;

Ведение финансово-хозяйственной деятельности через счета других организаций или структурных подразделений без проводки по бухгалтерским счетам и др.;

Занижение объектов налогообложения: внесение в бухгалтерские документы искаженных данных;

Отнесение части выручки на ненадлежащие бухгалтерские счета;

Создание неучтенных излишков продукции путем увеличения нормы убыли, необоснованного списания; и т.д.

Уклонение от уплаты налогов стало нормой поведения многих хозяйствующих субъектов. В результате недостаточно финансируется общественный сектор, хозяйства из-за сокращения поступления средств в государственный бюджет; нарушаются правила честной конкуренции; происходит получение выгод уклоняющихся от налогов; растет коррупция.

2.2. Контрафактная продукция

Контрафакт — это продукт, созданный на основе существующего оригинала, но являющийся нелицензионной продукцией; поддельный товар; продукция низкого качества.

Создание контрафактной продукции — является нарушением интеллектуальных прав. Неотъемлемой частью определения контрафактной продукции является проведение так называемого входного контроля (ВК).

Входной контроль — это контроль продукции поставщика, поступившей к потребителю или заказчику и предназначенной для использования при изготовлении, ремонте или эксплуатации изделий.

Проблема контрафакта в России

Проблема контрафакта по-прежнему стоит довольно остро в России, эти товары привлекают покупателей, в первую очередь, своей дешевизной. Несмотря на усилия правоохранительных органов, число подделок на рынке по-прежнему велико, и зачастую граждане делают выбор именно в их пользу из-за низкой стоимости, забывая при этом, какой вред здоровью они могут причинить.

Цены на контрафактную парфюмерию, продукты питания, диски в разы ниже, чем на оригинальную продукцию. «Люди покупаются на низкие цены, но при этом забывают, к каким тяжким последствиям может привести использование подделок. Это и аллергические реакции от некачественной одежды, косметики и парфюмерии, возникновение серьезных заболеваний из-за поддельных лекарственных средств и биологически активных добавок, пищевые отравления после употребления некачественных продуктов», — подчеркнул начальник главного управления экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России Денис Сугробов.

Кроме того высокий уровень контрафакта мешает эффективному развитию экономики, что, в свою очередь, не лучшим образом сказывается на уровне жизни граждан, в целом.

Отчасти негативную роль играют и явно завышенные цены на некоторые виды лицензионной продукции. «Например, купить диск с понравившимся фильмом за тысячу рублей в магазине или контрафактный на рынке, но за 150 рублей — дилемма, с которой сталкиваются многие. В итоге совокупность этих факторов и способствует распространению контрафактной продукции», — сказал Сугробов.

Однако, по его словам, за прошедший 2011 год уровень контрафактной продукции, например, в Москве, по данным Минкультуры России, удалось снизить до 49% (по сравнению с 2010 годом). Этот показатель, в первую очередь, касается аудио- и видеопродукции.

Товары, которые подделывают чаще всего:

Этот список с годами не меняется - одежда, обувь, продукты питания, лекарственные средства, аудио и видеопродукция. По оценкам экспертов, на апрель 2012 год в текстильной и легкой промышленности доля контрафактной продукции, а именно подделок под бренды, достигает 37% от общего оборота.

Из числа парфюмерно-косметических товаров, обуви, одежды, предметов бытовой химии, консервов, молочных продуктов, чая, кофе и кондитерских изделий фальсифицированными оказывается от 15 до 30% продукции.

Анализ криминогенной обстановки показывает, что значительное количество контрафактной и фальсифицированной продукции поступает к нам из государств Юго-Восточной Азии - Китая, Гонконга, Сингапура, Индии, а также Болгарии, Турции, Польши и Украины.

При этом доля контрафакта, изготовленного на территории России, незначительна, за исключением узкого круга товаров. В основном это продукты питания, аудио- и видеопродукция.

2.3. Экономическая безопасность России и теневая экономика

Теневая экономика проникает во все сферы экономической деятельности, приобретая черты системной угрозы социально-экономическому развитию России. Особую опасность представляет организованная преступность и коррупция.

Наиболее широкое распространение, теневая экономика получила в 90-е годы, когда ее размеры достигли почти 50% объема ВВП России. Однако рассмотрение теневой экономики с точки зрения экономической безопасности не достаточно проработано как со стороны исследователей экономической безопасности, так и теневой экономики. Изучение явления теневой экономики с использованием категорий безопасности, и экономической безопасности в частности, позволяет сформулировать выводы, что:

Экономическая безопасность - это состояние экономической системы, которое позволяет ей развиваться динамично, эффективно и решать социальные задачи и при котором государство имеет возможность выработать и проводить в жизнь независимую экономическую политику.

Согласно другому подходу, под сущностью экономической безопасности понимается такое «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социально направленное развитие страны в целом, достаточный оборонный потенциал даже при наиболее неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов.

Угрозы экономической безопасности - это явления и процессы, оказывающие негативное воздействие на хозяйство страны, ущемляющие экономические интересы личности, общества и государства. Угрозы экономической безопасности подразделяются на внутренние и внешние

Перечислению и описанию угроз, внутренних и внешних, посвящены работы К.Х.Ипполитова (Экономическая безопасность: стратегия возрождения России / Рос.Союз предприятий безопасности. - М.: Политех-4, 1996), В.К.Сенчагова («Экономическая безопасность России», М.: «Дело», 2005г.).. В сфере экономики угрозы носят, как правило, комплексный характер.

На сегодняшний день выделены наиболее серьезные угрозы экономической безопасности России, которые именуются учеными-исследователями «пятеркой» лидеров-угроз. К ним относятся:

Коррупция

Демодернизация страны

Высокая изношенность фондов в промышленности

Зависимость страны от внешнеэкономической конъюнктуры

Низкое качество образования

Нельзя также обходить стороной терроризм, проблемы в области здравоохранения, незаконный оборот наркотиков, отставание в сфере инноваций, социальное расслоение.

Эти и многие другие угрозы требуют принятия комплексных мер по их предотвращению и по борьбе с ними на всех уровнях института государства.

В настоящее время действует указ Президента РФ от 17 декабря 1997г. № 1300 (в ред. указа Президента РФ от 10 января 2000 г. №24), которым утверждена Концепция национальной безопасности Российской Федерации. В указанной Концепции сформулированы важнейшие направления государственной политики Российской Федерации. Однако, по мнению В.С.Белых, профессора, доктора юридических наук, вопросы экономической безопасности не получили полного отражения в названной Концепции, и необходимость разработки и принятия специального закона о национальной экономической безопасности по-прежнему остается актуальной в России. .

Глава 3. Методы борьбы с теневой экономикой

3.1 Социально-правовой контроль над экономической преступностью в России

Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, обусловливающие экономическую преступность.

Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В.Лунеев: «…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности».

Объектами социально-правового контроля являются материальные и финансовые средства, экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений.

В зависимости от субъектов контроля различают следующие его виды:

Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:

Банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;

Страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;

Потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.

Аудиторский (независимый) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;

Контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).

Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.

Государственный социально-правовой контроль над экономической преступностью охватывает различный виды деятельности и в зависимости от этого подразделяется на два вида:

1. Государственный контроль за соблюдением правовых норм, регулирующих различные сферы экономических отношений. Этот вид контроля, который может быть обозначен как социально-правовой контроль в сфере экономики, осуществляют специализированные контролирующие органы законодательной и исполнительной власти, а также Прокуратура РФ.

Основные функции Контролирующих органов:

а) выявление правонарушений и виновных лиц в процессе осуществления контрольной деятельности: контролирующие органы устанавливают факт правонарушения и конкретных субъектов, совершивших неправомерные действия, проводят анализ совершенного деяния и дают ему оценку, после чего непосредственно либо через другие органы применяют санкции к правонарушителю;

б) реализация правовых актов, принятых по результатам контроля, в которых сформулированы рекомендации по устранению условий, способствующих правонарушениям;

в) проведение конкретных профилактических мер.

Прокуратура РФ выполняет функции надзора за исполнением законов всеми субъектами экономических отношений и субъектами социально-правового контроля.

2. Государственный социально-правовой контроль, осуществляемый посредством правотворческой деятельности в сфере экономических отношений, а также реализации иных социально-экономических, политических мер, воздействующих на детерминанты экономической преступности.

Повышение эффективности социально-правового контроля над экономической преступностью

Способы повышения эффективности социально-правового контроля подробно и всесторонне описаны в работе В.В.Лунеева «Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола)» (М.: Государство и право, 1999, № 9). В.В.Лунеев отмечает, что важным условием эффективного контроля является гармоничное, сбалансированное сочетание действенного социально-правового контроля за социально-экономическими и политическими процессами в стране и соблюдения фундаментальных прав человека.

В.В.Лунеев определил ряд мер, успешное выполнение которых, по его мнению, способно повысить эффективность социально-правового контроля над экономической преступностью.

1. Внедрение открытости («прозрачности») принятия экономически значимых решений (о приватизации, акционировании, проведении аукционов и т.д.) государственными должностными лицами. Именно несоблюдение этого фундаментального принципа является важнейшим фактором развития коррупции и связанной с ней криминализации финансовой системы государства. По мнению В.В.Лунеева, нарушение установленного порядка открытости принятия решения должно рассматриваться в качестве коррупционного деяния, влекущего жесткие санкции. Это должно исключить выгодность подобного поведения.

2. Важнейшим направлением социально-правового контроля является усиление различных видов контроля за социально-экономическими и политическими процессами, за финансовыми и товарными потоками (бюджетного, банковского, валютного, таможенного и других). Причем в среднесрочной перспективе это направление может дать большие результаты, чем контроль за отдельными лицами, а за социально-экономическими процессами. Сложность проблемы состоит в том, что углубление дискреционного контроля является фактором коррупции и экономической преступности.

3. Последовательно вводить ограничения на совмещение должностей в системе государственной службы и в акционерных обществах с долей государственного участия. В настоящее время такое совмещение вполне законно. Так, Указом Президента РФ «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий» (1992 г.) утвержден список важнейших отраслей промышленности, где разрешается поручать на контрактной основе представлять интересы государства в советах директоров должностным лицам органов государственного управления за соответствующее вознаграждение. Пользуясь этим, многие высокопоставленные чиновники министерств и ведомств входят в советы директоров различных акционерных обществ. Этот феномен представляет собой не что иное как узаконенную коррупцию.

4. Нуждается в правовой регламентации процесс перехода государственных служащих на должности руководителей коммерческих предприятий. Целесообразно в этом отношении учесть зарубежный опыт урегулирования подобных вопросов. Во многих странах государственное должностное лицо после увольнения со службы в течение установленного периода должно получать разрешение правительства, прежде чем принять приглашение на работу в частном секторе или начать заниматься коммерческой деятельностью, имеющей отношение к его прежней должности. В России подобное, фактически коррупционное поведение является вполне законным.

5. Необходимо закрепить реально действующие формы коррупции в уголовном законодательстве. К ним, в частности, относятся: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, взносы на политические цели, взносы на проведение выборов, предоставление конфиденциальной информации, традиции перехода государственных чиновников на должности почетных президентов корпораций и частных фирм, инвестирование коммерческих структур за счет бюджета, перевод государственного имущества в акционерные общества, обучение детей за рубежом за счет спонсоров и многие другие опасные завуалированные формы коррупции.

6. Важной антикриминогенной мерой является скорейшее законодательное решение вопроса о предоставлении государственными должностными лицами сведений об имущественном положении членов семей. Финансовый контроль за доходами и имуществом должностных лиц и их семей существует во всех цивилизованных странах. Это нашло отражение в Международном кодексе поведения государственных должностных лиц.

7. Необходимо принятие законов «О борьбе с коррупцией», «О борьбе с организованной преступностью» и «О борьбе с отмыванием доходов, полученных незаконным путем».

8. Ввести обязательную криминолого-экономическую экспертизу проектов криминологически значимых законодательных и иных правовых актов в целях недопущения в них положений (пробелов, исключений и иных недостатков), прямо или косвенно способствующих совершению преступлений в сфере экономики. Проект положения о криминологической экспертизе был разработан по распоряжению Совета безопасности РФ более двух лет тому назад, но так и не был принят, тогда как Положение об экологической экспертизе принято.

9. Необходима практическая реализация конституционного принципа равенства всех перед законом и судом (п. 1 ст. 19 Конституции РФ). Это предполагает принятие законов об уточнении депутатского иммунитета, об ответственности должностных лиц категории «А» (в том числе и руководителей субъектов Федерации) за нарушения законов и о ликвидации необоснованных привилегий.

10. Создание механизма парламентского контроля над уголовной политикой в сфере борьбы с экономической преступностью.

11. Важным направлением социально-правового контроля над экономической преступностью является эффективное использование гражданско-правовых инструментов. Не будучи связанным с применением уголовно- процессуального законодательства эти меры позволяют на совершенно легитимной основе, без применения сомнительных репрессивных действий существенно подорвать финансово-экономическую основу наиболее опасных видов преступности, в том числе коррупционной.

3.2. Подходы к «высветлению» теневой экономики

C момента признания наличия теневой экономики в структуре экономики страны в целом, остро встал вопрос поиска подходов к её «высветлению».

Для борьбы с теневой экономикой в постсоветский период были выделены два подхода, каждый из которых был апробирован, но так и не принес желаемых результатов.

Первый из них - радикально-либеральный - реализовывался с конца 1991 — начала 1992 г. и заключался в целевой установке на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. На практике это привело лишь к усилению теневой составляющей: возникновение финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, а так же подавление малого предпринимательства.

Ввиду несостоятельности первого подхода, был применен второй - репрессивный подход. Он заключался в расширении и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, Министерства финансов РФ, налоговой инспекции и налоговой полиции; улучшении взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля и доносительства. Отсюда общее ужесточение законодательства, направленного против “теневой”“ экономики, усиление мер наказания. Примером одной из попыток реализации репрессивного подхода можно считать принятие Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». Результатом стало подавление отечественного производства, укрывательство предпринимателями доходов от неподъемных налогов, а также вывод капитала из производства в финансовую сферу и за границу.

С начала 2000-ых годов в России ведется антимонопольная политика и поддержка малого и среднего предпринимательства на законодательном уровне (Федеральный закон Российской Федерации от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ" О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации").

В январе 2012 года президент России Дмитрий Медведев поручил первому вице-премьеру Виктору Зубкову создать рабочую группу по борьбе с финансовыми преступлениями, включая уклонение от уплаты налогов. Новая рабочая группа охватывает правоохранительные органы, Банк России и Федеральную налоговую службу, деятельность которой направлена на «борьбу с незаконным финансовым операциям».

Одним из наиболее перспективных приемов борьбы с теневой экономикой в настоящий момент представляется ограничения на наличные денежные расчеты. Эксперты считают, что установление соответствующих ограничений на законодательном уровне снизит уровень экономических преступлений, поскольку весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Реализация данного подхода потребует расширения и развития банковской инфраструктуры, поскольку как отмечает начальник аналитического управления БКФ-банка Максим Осадчий «Банкоматы еще не дошли до каждого россиянина». Автором и разработчиком законопроекта выступает министр финансов РФ Антон Силуанов.

Эффективность и действенность всех тех мер по «высветлению» теневой экономики, которые применяются в настоящее время в России, можно будет оценить только по прошествии времени.

Заключение

Теневая экономика - явление, до сих пор не имеющее чёткого научного определения, являющееся предметом интереса исследователей с 30-х годов XX века.

На мой взгляд, предпочтительным представляется термин «теневая экономика», которым логично обозначать всякую экономическую активность, не зарегистрированную официально уполномоченными органами. «Теневая» составляющая экономики - это такой уклад экономических отношений, который складывается в обществе вопреки законам, правовым нормам, формальным правилам хозяйственной жизни, т.е. находится вне рамок правового поля.

Приведенная в курсовой работе информация представляет собой средний обзор масштабов теневой экономики, но даже эти данные позволяют понять, насколько сильно воздействует теневая экономика на все сферы нашей жизни.

Очевидным представляется снижение уровня «теневой» составляющей в экономике России. По данным Росстата, в 2009 году, доля теневой экономики составляла 16 %, в 2010 году - 15,5%. На апрель 2012 года Росстат оценивает долю теневой экономики в России примерно в 15%.

Немаловажную роль в снижении доли теневой составляющей играет усиление социально-правового контроля, который не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм, его объектами выступают материальные и финансовые средства, а так же экономическая деятельность различных субъектов экономических отношений. В зависимости от этих субъектов социально-правовой контроль может быть государственным (осуществляется специализированными контролирующими органами законодательной и исполнительной власти, а также Прокуратурой РФ) и негосударственным (банковский, страховой, потребительский, аудиторский и т.д.). В общей системе контроля над экономической преступностью приоритетным считается именно социально-правовой контроль, нежели уголовно-правовой.

На сегодняшний день одним из наиболее перспективных приемов борьбы с теневой экономикой предлагается введение ограничения на наличные денежные расчеты (разработчик законопроекта - министр финансов РФ А.Силуанов). Эксперты считают, что установление соответствующих ограничений на законодательном уровне снизит уровень экономических преступлений, поскольку весь коррупционный оборот вертится в наличной сфере. Эффективность и действенность всех этих мер по «высветлению» теневой экономики, можно будет оценить лишь по прошествии времени, однако уже сейчас очевидной является необходимость применения рассмотренных в настоящей работе мер и подходов в борьбе с «теневой» экономикой в комплексе.

Так в январе 2012 года президентом РФ Дмитрием Медведевым было выдвинуто предложение создать рабочую группу по борьбе с финансовыми преступлениями, включая уклонение от уплаты налогов. Новая рабочая группа призвана объединить усилия правоохранительных органов, Банка России и Федеральной налоговой службы. Это должно способствовать улучшению выявления и предотвращения финансовых операций, направленных на легализацию доходов от преступной деятельности, финансирования терроризма, уклонения от уплаты налогов и таможенных обязанностей.

Список литературы

1. Абдуллаев Н.А. Государство и собственность в переходной экономике: Вопр. теории и методологии. - М., 2002. - 183с.

2. Александров Ю.Г. Переходная экономика: российская версия. - М., 1999. - 397с.

3. Анисимов А.Н. Переходная экономика как особый тип разбалансированного рыночного хозяйства // Экон. наука совр. России. - 1999. - N 2. - С.23-29.

4. Бекряшев А.К., Белозеров И.П. Теневая экономика и экономическая преступность.

5. См.: Бродский Б.Е. Лекции по макроэкономике переходного периода: Учебное пособие. - М.: ГУ ВШЭ, 2005. - С.199.

6. Глинкина С., Клейнер Г. «Высветление экономики и укрепление национальной безопасности России» / Российский экономический журнал. - 2003 - №5-6 - С.3-13.

Методы борьбы с теневой экономикой следуют из причин её возникновения.

Основные стратегии борьбы с теневым сектором экономики являются:

Совершенствование и формирование правовой основы и здоровой регулируемой рыночной экономики, условия которой стали бы невыгодными для теневого бизнеса

Более либеральное налоговое законодательство

Упрощение системы регистрации для малого и среднего бизнеса

Ужесточение наказания за использование служебного положения в личных целях

Приравнивание коррупции и взяточничества к наиболее тяжким преступлениям.

Не менее важными направлениями являются проведение политики глубоких административных реформ с целью упорядочения организационных структур власти, правоохранительных органов, координации их деятельности; реформирование корпуса госслужащих, развитие межгосударственного сотрудничества в борьбе с экономической преступностью; усиление воспитательной функции государства в формировании этической основы предпринимательства.

При выборе механизмов реализации стратегических целей важно найти оптимальное соотношение между экономическими и административными мерами государственного воздействия на теневую экономику.

Оппоненты налоговой реформы часто приводят такой пример: уменьшим налоги - завалим бюджет. К сожалению, они не замечают, что именно из-за высоких налогов бюджет пустой. К тому же, кроме налогов, есть и другие источники пополнения казны.

Как представляется, проблема легализации теневого капитала должна базироваться на следующих принципах:

Благоприятные для бизнеса изменения правохозяйственных условий (налоговая политика, приватизация, внеэкономическая деятельность), причем изменения, носящие упреждающий характер к необходимому усилению карательных мер;

Четкое разграничение капиталов криминальных элементов и теневиков-хозяйственников и учет данного разделения в законодательных актах по борьбе с организованной преступностью и коррупцией, о легализации преступных доходов, в Уголовном кодексе.

Формирование нового отношения к отечественным предпринимателям, в том числе к «новым русским», проживающим за рубежом, отношения на основе эффективной программы репартации капиталов и превращения их в инвестиционный ресурс России;

Укрепление доверия к власти, предполагающего в качестве одной из мер демонстрацию эффективной защиты населения от финансовых мошенничеств, защиты сбережений, капиталов и самого института частной собственности;

Установление общественного контроля за деятельностью хозяйствующих субъектов в границах правового поля. Механизм такого контроля должен быть основан на данных о правонарушениях в сфере экономики, что облегчает выбор партнера в деловых отношениях.

Для борьбы с теневыми операциями создана комплексная система контроля за экономикой, построенная по принципу сбора и анализа информации о финансово-хозяйственной деятельности предприятий и физических лиц с последующим обменом ею между заинтересованными государственными органами. Установление действенного и постоянного декларативного контроля за доходами и расходами граждан должно осуществляться государственными органами, а не коммерческими банками. МВД России как головному правоохранительному органу бесспорно должна принадлежать роль общего координатора деятельности правоохранительных органов в борьбе с преступностью в целом как единым явлением.

Однако, если, наконец, встанет вопрос о создании «отечественного ФБР», то можно не сомневаться - против этого выступят весьма могущественные силы. И руководству страны, действительно озабоченному масштабами коррупции, желающему твердо, решительно пресечь разграбление казны, потребуется проявить политическую волю для обуздания государственного криминала, разрушающего экономику и власть.

Для борьбы с коррупцией и взяточничеством необходимы более глубокие преобразования. Разрешительно-распределительные функции чиновничества должны быть сведены к минимуму. Современный чиновник должен быть, прежде всего, высокопрофессиональным технократом. Надо задуматься не только о том, что чиновнику следует платить больше, но и о том, за что ему платить.

Применительно к теневой экономике особенно актуальны усилия банковского сообщества по борьбе с отмыванием денег. «Общие правила противодействия отмыванию денег», выработанные группой экспертов, собравшихся в швейцарском городе Вольфсберг, включают пять ключевых позиций: противодействие открытию номерных или именных счетов не установленным владельцам счета и владельцу средств на нем; клиенту из страны повышенного риска; открытие счетов офшорным компаниям, активам, деятельность которых одновременно могла бы быть использована для отмывания денег; открытию счетов лицам, которые занимают или занимали государственные должности, их родственникам и близким знакомым.

Принятые в последние годы меры антиоффшорной политики можно разделить на поощрительные, или стимулирующие, и запретительные, или карательные.

К поощрительным мерам следует отнести амнистию капитала, проведенную в России с 1 марта 2007 г. до 1 января 2008 г. Однако больших результатов она не дала. По информации Федерального казначейства, за указанный период физические лица легализовали доходы на сумму 28,2 млрд руб., то есть доход бюджета составил 3,7 млрд руб.

Стимулировать отказ от использования оффшорных схем были призваны поправки в Налоговый кодекс РФ, предусматривающие освобождение от налогов с 1 января 2008 г. дивидендов от стратегического участия материнской компании в капитале «дочки». Данная льгота не распространялась на «дочек», расположенных в списке оффшорных зон Минфина России (13 ноября 2007 г.), что должно было побуждать добросовестных налогоплательщиков ограничивать использование оффшорных методов ведения бизнеса и стимулировать создание холдингов с центрами управления в России. Однако эта мера оказалась недостаточно эффективной. И вряд ли здесь решающую роль сыграли ограничения по применению этой нормы: стратегическим считается такое участие, когда его доля составляет не менее 50%. В связи с необходимостью преодоления последствий финансового кризиса предусматривается снижение ряда налогов, что теоретически должно уменьшить заинтересованность в использовании зарубежных оффшорных юрисдикции в некоторых схемах минимизации налогообложения.

Однако предпочтение в современной политике российского правительства отдается карательным мерам. Так, Федеральная налоговая служба намерена планомерно разрушать схемы оптимизации налогообложения, пересматривать СИДН с оффшорными территориями и вводить в практику соглашения ФНС с крупными компаниями о принципах ценообразования.

В настоящее время Россия имеет соглашения с 33 странами в области противодействия легализации доходов, полученных преступным путем.

Важным направлением антиоффшорной политики должна стать более решительная борьба с фирмами - «однодневками», которые активно используются для вывоза капитала в зарубежные оффшоры и уклонения от уплаты налогов. Здесь требуется ужесточение контроля за трансфертными ценами, с помощью которых крупные компании могут переносить центры прибыли в фирмы - «однодневки» и оффшорные юрисдикции. В этой связи отметим опыт Казахстана, где с 1 января 2009 г. вводится новый закон «О трансфертном ценообразовании», который лишит экспортеров возможности занижать свою прибыль за счет использования оффшорных схем.

Другая важная новация: Минфин готовит поправки к закону об организации страхового дела, запрещающие перестраховывать риски в компаниях, зарегистрированных в оффшорных зонах, в случае, если у них нет международного рейтинга.

Установление определенных норм участия иностранных инвесторов в разработке природных ресурсов на участках недр федерального значения не закрывает им путь к инвестициям в топливно-сырьевые отрасли (равно как и в другие охваченные данным законом сферы).

Очевидно, преимуществом в получении указанных разрешений будут пользоваться игроки, имеющие хорошую международную репутацию. Оффшорные же компании могут быть отлучены от прямого доступа к таким месторождениям. При этом введение хотя бы и очень жестких, но четких «правил игры» будет способствовать пересмотру стратегий российских корпораций в отношении оффшоров при структурировании своей собственности.

В конце 2008 г. правительство заявило об ужесточении контроля за средствами, выделенными государством в качестве антикризисной помощи, чтобы пресечь их конвертацию в валюту и вывод из России. Вместе с тем оно не воспользовалось складывающейся ситуацией для повышения эффективности антиоффшорной политики. Например, предоставление такой помощи могло быть обусловлено требованием как минимум раскрытия информации о реальных бенефициарах компаний, получающих госсредства, а как максимум - перенесения центров концентрации их прибылей в Россию. На деле же многие кредиты были выданы компаниям, которые контролируются фирмами, зарегистрированными в оффшорных юрисдикциях.

Борьба с теневым сектором экономики представляет собой еще более сложную задачу, чем определение ее масштабов. Главная цель - легализация неофициальной экономики и сокращение, а лучше ликвидация, криминальной. Поскольку на развитие теневой экономики влияют многочисленные факторы, то и средства борьбы с нею должны быть комплексными. Они должны включать экономические, правовые и социальные аспекты. В настоящее время применяются такие меры как:

  • - реформирование налоговой системы, способствующее выводу части дохода из теневой сферы;
  • - ужесточение борьбы с коррупцией;
  • - меры по возвращению вывезенных из страны капиталов и прекращению такого вывоза за счет создания более привлекательного инвестиционного климата в стране;
  • - выявляются подпольные производства (например, в ликероводочной промышленности) и пресекается их деятельность;
  • - усиление контроля над финансовыми потоками, препятствующее отмыванию грязных денег.

Во властных государственных структурах, общественных организациях и научных учреждениях доминируют два подхода к решению проблем "теневой" экономики. Первый - радикально-либеральный, реализуемый с конца 1991 - начала 1992 года и связанный с целевыми установками на сверхвысокие темпы первоначального накопления капитала. Печальные итоги воплощения данного подхода, налицо: отмеченные выше критические масштабы теневой составляющей отечественной экономики и образование мощных финансово-производственных кланов, проникающих в высшие эшелоны власти, с одной стороны, подавление нормальной предпринимательской деятельности, прежде всего малого бизнеса, - с другой.

Второй - репрессивный подход возник как своеобразная реакция на социальные негативы либерального. Он предполагает: расширение и усиление соответствующих подразделений МВД, ФСБ, налоговой инспекции, налоговой полиции и Министерства финансов; улучшение взаимодействия спецслужб, формирование системы тотального контроля; общее ужесточение законодательства, направленного против "теневой" экономики, усиление мер наказания. В качестве одной из попыток реализации репрессивного подхода можно рассматривать принятие в России Государственной Думой в первом чтении представленного Минфином РФ законопроекта "О государственном контроле над соответствием крупных расходов, на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам". Идея проекта, казалось бы, естественна: поскольку государству не удается зарегистрировать доходы, следует поставить под контроль расходы граждан (от 500 до 1000 минимальных окладов в течение года) и подобным путем, во-первых, выявить доходные действительные параметры состоятельных групп населения, во-вторых, принудить их раскрыть источники сокрытых средств, в-третьих, собрать недовыплаченные налоги. Однако для достоверного прогнозирования последствий проектируемых действий необходимо вернуться к причинам разбухания "теневой" части экономики. Их много, но главные замыкаются на сложившиеся общие условия хозяйствования. Последние подавляют отечественное производство, вынуждают предпринимателей укрывать доходы от неподъемных налогов и выводить капитал из производства в финансовую сферу и за границу, криминализируют общество.

В общем, поскольку в законопроекте упор сделан на преследование людей, а не на устранение условий, препятствующих превращению "теневой" деятельности в легальную. То экономические результаты его принятия могут оказаться во многом противоположными декларируемым: вместо расширения налоговой базы - ее сужение, вместо подавления криминальных тенденций - их усиление.

Формируя концептуальную основу линии в отношении "теневой" экономики, следует иметь в виду три обстоятельства. Во-первых, возврат к монополии государственной собственности и административно - распределительной системе уже исключен. Во-вторых, необходима смена модели реформирования экономики в целом, причем во главу угла новой реформационной модели должны быть поставлены интересы отечественных производителей и потребителей. В-третьих, для осуществления этой смены предстоит привести в действие все заинтересованные силы, включая и те, которые увязли в "теневой" экономике.

С учетом вышесказанного необходимо, с одной стороны, изменить общие условия хозяйствования, а с другой - осуществлять специальную программу интеграции на здоровой основе "теневой" и легальной экономики. Необходим, конкретнее, нацеленный на параллельное решение этих двух задач комплексно-правовой подход, связанный с совершенствованием законодательства в направлении обеспечения должных условий развития предпринимательства.

В настоящее время легализация "теневых" капиталов, направляемых в легальную экономику, - едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя "в тень" и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к "теневикам" - предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов. Заставить эти средства работать для общего дела - задача, достойная истинных реформаторов.

Примерно такое же положение и с коррупцией: бороться с ней можно единственным способом - уничтожая условия её существования. Силовые меры приводят только к тому, что услуги коррупционеров дорожают и эти расходы, в конечном счёте, ложатся на плечи нижестоящих экономических субъектов.

Итак, в России параллельно легальной экономике существует теневая экономика, сопоставимая с ней по масштабам. При этом в теневой экономике формируется примерно тот же набор механизмов, что и в официальной легальной хозяйственной системе. В ней действуют свои правила ценообразования, способы обеспечения соблюдения контрактов, существует специфический набор профессий со своим кодексом поведения, и работают собственные механизмы инвестирования. Эти теневые механизмы изменили жизнь миллионов людей, создав особые условия работы предприятий на территории всего бывшего Советского Союза. В сложившейся ситуации можно говорить даже о «теневом порядке» постсоветского пространства. Вряд ли эти механизмы преобразуются в легальные правила экономического поведения в короткое время. Стоит рассчитывать на постепенную эволюцию теневых отношений, смягчение и легализацию некоторых из них, а также медленное изживание неприемлемых для цивилизованного общества норм при условии, что этот процесс будет находиться под пристальным вниманием государственных структур и носить подконтрольный, регулируемый характер. Это должно привести в будущем к изменению характера взаимоотношений в экономике России.

Новое на сайте

>

Самое популярное