Домой Виды займов Валютное регулирование и валютный контроль. Поправки в валютное законодательство

Валютное регулирование и валютный контроль. Поправки в валютное законодательство

17 октября 2017 года на рассмотрение в Государственную Думу направлен разработанный Правительством РФ законопроект «О внесении изменений в Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (173-ФЗ).

Более года назад Министерством финансов РФ уже был подготовлен законопроект, изменяющий отдельные положения валютного законодательства, но до настоящего времени он находился на рассмотрении и не был принят. Теперь новый законопроект, предложенный Правительством, фактически заменяет ранее выдвинутый проект Минфина. Тем не менее, основные идеи предыдущего проекта отражены в новом документе.

Сразу после опубликования сведений о планируемых изменениях в валютном законодательстве во многих российских СМИ появилась информация, где с восторгом освещалось предстоящее снятие валютных ограничений, либерализация требований к операциям и ослабление валютного контроля. При этом некоторые СМИ не совсем корректно излагали факты, касающиеся данного законопроекта. К сожалению, многие из них принципиально не поняли, что именно изменяется, но все же разместили свои новости и даже что-то вроде аналитических статей, которые могут вводить читателей в заблуждение.

Так как текст законопроекта размещен на официальном сайте Госдумы, любое заинтересованное лицо имеет возможность с ним ознакомиться и лично разобраться с вероятными изменениями валютного законодательства.

В первую очередь необходимо отметить, что главное изменение валютного законодательства, заложенное в данном проекте, в таком же виде присутствовало в первой и последующей редакциях, ранее предложенных Минфином. Законопроектом предлагается признать валютными резидентами всех граждан России .

Если в соответствии с действующим в настоящее время законодательством валютными нерезидентами являются граждане РФ, непрерывно проживающие более одного года за пределами России, то в случае принятия нового законопроекта для граждан РФ не будет исключений – все они признаются валютными резидентами независимо от страны проживания .

Одновременно с этим законопроектом принципиально разделяются требования к гражданам РФ, проживающим на территории РФ более 183 дней в году, и гражданам, находящимся в РФ менее 183 дней в году. Граждане, большую часть года пребывающие вне территории России, освобождаются от отдельных требований валютного законодательства.

Чтобы оценить изменения, предусмотренные законопроектом, необходимо рассмотреть, каким образом изменения законодательства повлияет на различные категории российских граждан.

Если согласно действующему в настоящее время российскому валютному законодательству такие граждане являются валютными нерезидентами и могут не учитывать его требования при осуществлении любых денежных расчетов и иных валютных операций, то новым законопроектом они признаются валютными резидентами и должны соблюдать российское валютное законодательство.

При этом они освобождаются от соблюдения следующих требований валютного законодательства:

Соблюдение порядка открытия счетов в иностранных банках в части необходимости уведомления об этом российских налоговых органов;

- ограничение видов операций , разрешенных к проведению по счетам в иностранных банках;

Предоставление ежегодной отчетности об операциях по счетам в иностранных банках перед российскими налоговыми органами;

- запрет расчетов между резидентами, пребывающими за пределами РФ более 183 дней в году .

Необходимо отметить, что в настоящее время граждане, относящиеся к этой категории, и так освобождены от необходимости соблюдения перечисленных требований, поскольку являются валютными нерезидентами. Таким образом, для этой категории граждан новый законопроект не приносит чего-либо положительного.

Что же касается отрицательной стороны данного законопроекта для граждан, постоянно проживающих за границей, то следует отметить следующее. Для этой категории граждан новым законопроектом с учетом признания их резидентами предусматривается только исключение требований к операциям по счетам в иностранных банках (статья 12) и расчетам между такими же гражданами (статья 9), которые они и сейчас согласно действующим правилам не должны соблюдать. А все прочие требования валютного законодательства теперь становятся для них обязательными .

В качестве примера можно упомянуть статью 14 закона «О валютном регулировании и валютном контроле», в которой изложены права и обязанности резидентов при совершении валютных операций. Ранее мы уже обсуждали одну из обязанностей резидентов, невыполнение которой может привести к нарушению валютного законодательства. И теперь граждане, постоянно и непрерывно проживающие за границей, должны выполнять изложенные в законе обязанности резидентов.

Также можно выделить следующую теоретическую типовую ситуацию. Допустим, гражданин Иванов, постоянно проживающий за рубежом, продает автотранспорт или недвижимость, имеющиеся у него за пределами России. Если он получит деньги от продажи от покупателя - иностранца, не имеющего российского гражданства, то проблем не возникнет. Но если сделка проводится с другим российским гражданином, то Иванову необходимо убедиться, что он имеет право получить деньги от этого покупателя, то есть что тот не проводит в РФ более 183 дней в году. Ведь валютная операция в соответствии с новым законопроектом является в данной ситуации разрешенной между гражданами РФ только при их проживании более 183 дней вне пределов РФ. В противном случае согласно КоАП Иванову грозит штраф от 75 до 100 процентов от суммы операции. Но убедиться в том, что покупатель - гражданин РФ проживает более 183 дней в году за границей России, довольно затруднительно, а порой просто невозможно. Необходимо учесть, что при действующем в настоящее время законодательстве гражданин Иванов является валютным нерезидентом и может свободно проводить описанную операцию без рисков нарушения законов. Данный подход, заложенный в законопроекте, при осторожном и внимательном соблюдении российского валютного законодательства может способствовать фактическому прекращению каких-либо финансовых операций между гражданами РФ, проживающими за границей.

То есть для данной категории граждан новый законопроект не способствует либерализации и снижению регулирования, а, наоборот, ведет к повышению требований и ответственности .

Сложность заключается также в том, что на граждан РФ, постоянно и непрерывно проживающих много лет за границей и имеющих, возможно, с детства гражданство другой страны, после принятия законопроекта будут возложены обязанности не только тщательного изучения требований российского валютного законодательства, но и постоянного отслеживания его дальнейших изменений. С учетом особенностей жизни за границей этой категории граждан РФ, которые могут даже не иметь российских паспортов и не владеть достаточными знаниями русского языка, а также с учетом высокой сложности российского валютного законодательства это представляется довольно непростой и сомнительной в реализации задачей.

Для данной категории граждан новый законопроект приносит некоторые позитивные изменения . Несмотря на то, что они могут много лет постоянно проживать за границей, каждый их приезд в РФ хотя бы на один день российские контролирующие органы на основе существующей в настоящее время интерпретации валютного законодательства считают потерей статуса валютного нерезидента. То есть после каждого приезда в Россию такой гражданин на ближайший год считается валютным резидентом, полностью обязанным соблюдать российское валютное законодательство.

Следует учесть, что проживать на территории иностранного государства и одновременно соблюдать существующие в настоящее время требования российского валютного законодательства к резидентам довольно затруднительно и часто практически невозможно . Поэтому многие из таких граждан часто нарушают требования валютного законодательства. Большинство из них делают это неосознанно, так как из-за сложности и запутанности положений закона они просто не знают о существующих требованиях. Некоторые граждане знают требования, но иногда из-за отсутствия иных путей сознательно идут на нарушение валютного законодательства в надежде, что об этом никто не узнает.

Следует отметить, что с вступлением с 01.01.2018 в силу международных договоров об обмене финансовой (налоговой) информацией многие такие нарушения могут быть обнаружены российскими налоговыми органами. Но вместе с этим необходимо учесть, что предоставление информации в российские налоговые органы предполагается только по налоговым резидентам РФ, а граждане, пребывающие большую часть года за границей, являются, как правило, налоговыми резидентами тех стран, где они проживают.

И все же новый законопроект открывает перед данной категорией граждан РФ возможность спокойно посещать Россию, пребывая на ее территории менее 183 дней в году . И при этом они освобождаются от всех тех требований валютного законодательства, от которых будут освобождены и граждане РФ, непрерывно проживающие за границей. Одновременно с этим они столкнутся и с теми же проблемами при соблюдении валютного законодательства, перейдя теперь в статус валютного резидента , которые коснутся категории 1.1 граждан, и о которых сказано выше.

Для данной категории граждан законопроект предусматривает некоторое расширение перечня разрешенных операций по счету в иностранном банке , которые в настоящее время являются запрещенными. Проектом предлагается разрешить зачисление на счета в иностранных банках денежных средств от продажи резидентом РФ транспортных средств и объектов недвижимости, находящихся за пределами России. При этом к такой недвижимости предъявляются требования в части ее нахождения на территории государства, являющегося членом ОЭСР или ФАТФ, которое присоединилось к соглашению об обмене финансовой информацией или имеет соответствующее соглашение с РФ, а счет продавца этой недвижимости должен находиться на территории такого же государства.

Таким образом, законопроект дает возможность гражданам РФ, проживающим в России более 183 дней в году, имеющим за границей недвижимость, воздушные, водные, автодорожные и иные транспортные средства, получать деньги от их продажи на свои счета в иностранных банках, что в настоящее время запрещено.

Кроме этого, в валютное законодательство планируется введение поправки, позволяющей рассчитываться деньгами со счета в иностранном банке за передачу имущества и оказание услуг на территории России , что действующим законодательством пока не разрешается.

Дополнительно к этому на счета в иностранных банках предполагается разрешить зачисление возврата налогов, ранее уплаченных резидентом.

На основании всего вышесказанного можно сделать следующие выводы:

Законопроект существенно усложняет финансовую жизнь граждан РФ, проживающих постоянно и непрерывно за границей и не въезжающих на территорию России более одного года (категория 1.1);

Законопроект позволяет в ряде случаев избежать нарушений законодательства РФ при проведении валютных операций для граждан РФ, проживающих за границей более 183 дней в году и периодически въезжающих на территорию России (категория 1.2);

- законопроект расширяет возможности граждан РФ, постоянно (не менее 183 дней в году) проживающих в РФ , в первую очередь, в части получения на свои счета в иностранных банках денег за продаваемые за границей транспортные средства и недвижимость.

Дополнительно необходимо отметить, что в пояснительной записке к законопроекту, как и в большинстве СМИ, осветивших данную тему, сказано об исключении из закона требования о предоставлении физическим лицом российскому банку при первом переводе денежных средств на собственный счет в иностранном банке уведомления налогового органа об открытии этого счета. В тексте самого законопроекта , размещенном на сайте Госдумы, пока ничего не говорится об отмене данного требования .

В случае принятия законопроекта он должен вступить в силу с 1 января 2018 года . При этом граждане РФ, находящиеся в 2017 году за пределами РФ более 183 дней, будут отнесены к 1-й категории, то есть освобождены от обязанности соблюдения отдельных требований валютного законодательства.

По оценке экспертов, российское валютное законодательство имеет довольно сложную форму, и его соблюдение гражданами, постоянно проживающими за пределами РФ, далеко не всегда легко или даже вообще возможно обеспечить. Даже большинство банковских сотрудников, специализирующихся на выполнении функций валютного контроля, полноценно не знают все нюансы валютного законодательства. Стоит ли говорить о том, что обычные люди, далекие в своей жизни от финансового законодательства, способны разобраться в валютном законодательстве и обеспечить его соблюдение.

Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, он разрабатывался, в том числе, с целью устранения избыточных обременений для физических лиц и упрощения валютного регулирования и валютного контроля.

По результатам изучения и анализа законопроекта напрашивается вопрос: если государство не планирует контролировать финансовые операции граждан, проживающих более 183 дней в году за границей, для чего нужно их признавать валютными резидентами РФ, и хоть и не чрезмерно, но все-таки ограничивать в возможности свободного проведения валютных операций? Ведь если принцип разграничения граждан на категории с проживанием более или менее 183 дней за пределами РФ вводится в законодательство, то почему же не проще было бы не относить всех граждан к валютным резидентам, а просто изменить понятие валютного резидента и определить его статус, как гражданина РФ, проживающего в России более 183 дней в году? А тех, кто проживает большей частью за границей (более 183 дней в году), признать валютными нерезидентами. Это позволило бы не усложнять жизнь миллионов граждан РФ, проживающих за пределами России.

Граждане РФ, которые в течение многих лет непрерывно проживают за границей и даже изредка посещают своих родственников в РФ или отдыхают, например, на черноморском побережье России, в соответствии с действующим законодательством РФ не являются налоговыми резидентами РФ и не обязаны платить в России налоги со своих иностранных доходов. Остается непонятным, для чего ограничивать проведение финансовых операций этих граждан, заставлять отчитываться и обременять их иными требованиями, если эти операции никак не связаны с Россией. Этому вопросу трудно найти логическое объяснение. Новый законопроект частично устраняет эти требования, но все же закрепление за такими гражданами статуса валютного резидента оставляет на них часть требований и обязывает соблюдать определенные ограничения, содержащиеся в российском валютном законодательстве.

Однако можно допустить, что цель признания всех граждан РФ валютными резидентами заключается в чем-то ином, и мы сможем увидеть и оценить ее в дальнейшем при будущих изменениях российского законодательства.

Изменения валютного законодательства в 2018 году связаны с дополнением Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле». Он устанавливает правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в России, полномочия органов валютного регулирования, а также определяет права и обязанности сторон соответствующих отношений (резидентов, нерезидентов, органов и агентов валютного контроля) (ст. 2 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ).

Инструкцию Банка России от 04.06.2012 № 138-И, посвященной вопросам предоставления в банки документов по валютным операциям, с 01.03.2018 (указание Банка России от 29.11.2017 № 4629-У) сменит другая инструкция аналогичного содержания (от 16.08.2017 № 181-И).

Изменения в валютном законодательстве с 14 мая 2018 года внесли и правки в КоАП РФ. Они, как и изменения, отразившиеся на содержании закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, являются результатом принятия закона от 14.11.2017 № 325-ФЗ и тоже вступают в силу с 14.05.2018.

Нововведения закона о валютных операциях

Что отличает новый вариант закона о валютных операциях в РФ от старого? Изменений в этом документе всего два:

  • Уточнен текст п. 1.1 ст. 19 в части информации, подаваемой в банки в отношении сроков исполнения сторонами обязательств по внешнеторговым контрактам. Теперь эти сроки непременно должны указываться в контракте. Добавлено также требование о внесении в контракт сроков возврата неиспользованных авансов в ситуации, когда резиденты осуществляют покупки за счет внесенной предоплаты.
  • Дополнен текст п. 5 ст. 23, что привело к расширению оснований, по которым банк может отказаться проводить валютную операцию. Теперь отказ может последовать не только по причине непредставления банку документов или подачи их с недостоверными сведениями, но и в случаях проведения запрещенных валютным законодательством операций, несообщения ИФНС об открытии счета за рубежом, несоблюдения правил осуществления операций с валютой, т. е. по факту совершения практически любого из нарушений валютного законодательства. Об отказе банк уведомляет нарушителя письменно не позднее ближайшего рабочего дня.

Требование об обязательном внесении сроков исполнения обязательств в текст контракта связано с существенными изменениями в наборе документов, подаваемых в банк для контроля за осуществлением валютных операций.

Инструкции о предоставлении подтверждающих документов

Инструкция о порядке предоставления в банк информации в отношении валютных операций оказалась измененной до такой степени, что потребовала не утверждения ее новой редакции, а полной замены документа. Из ключевых нововведений следует отметить:

  • отмену таких документов, как паспорт сделки и справка о валютных операциях, при сохранении обязанности подачи в банк справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов;
  • введение обязательности постановки на учет в банке внешнеторговых контрактов и установление процедуры этой операции;
  • установление выраженной в рублях величины лимитов обязательств по контракту, при превышении которых постановка его на учет становится обязательной (3 млн руб. - для контрактов на импорт или кредит, 6 млн руб. - для контрактов по экспорту).

Новая инструкция содержит также особую главу, посвященную моментам, отражающим порядок перехода от использования уже оформленных паспортов сделки к постановке на учет контрактов и завершения процедур проверки документов, начатых до вступления новой инструкции в силу.

Новшества КоАП РФ

В КоАП РФ все виды ответственности за нарушения валютного законодательства прописаны в ст. 15.25. Изменения в тексте этой статьи связаны:

  • с установлением штрафа определенного размера (от 20 000 до 30 000 руб.) для должностных лиц юрлица:
    1. осуществившего незаконную операцию с валютой (п. 1);
    2. не обеспечившего поступление в срок средств по контракту от иностранного контрагента (пп. 4, 4.1);
    3. не обеспечившего возврат в срок сумм авансов, перечисленных иностранному контрагенту в счет неосуществленной поставки (п. 5);
  • отражением ИП в числе лиц, указанных как облагаемые штрафами по пп. 1, 4, 4.1, 5, наравне с юрлицами и с теми же размерами штрафов;
  • исключением из текста примечаний положения о том, что штрафы, приведенные в пп. 1, 4, 4.1, 5 для должностных лиц, касаются только ИП.
  • С 14.05.2018 за некоторые повторные нарушения валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования предусмотрена дисквалификация должностного лица на срок от 6 месяцев до 3 лет (ч. 5.1 ст. 15.25 КоАП РФ в ред., действ. с 14.05.2018). Такое будет возможно, к примеру, за проведение незаконных валютных операций.

Таким образом, для ИП и юрлиц размеры штрафов сохранены, но дополнительно введены штрафы, налагаемые на должностных лиц юрлица, и возможность дисквалификации этих лиц при повторном нарушении.

К изменениям валютного законодательства, начинающим действовать в 2018 году, привело обновление текста закона о валютном контроле и замена инструкции о порядке предоставления в банк документов по валютным операциям. Применение обновленного закона начинается с 14.05.2018, а новой инструкции - с 01.03.2018.

Новая инструкция отменяет паспорт сделки и справку о валютных операциях, вводя необходимость постановки на учет в банке внешнеторгового контракта, а также меняет лимиты обязательств, превышение которых делает обязательной постановку контракта на учет. Нововведения в законе о валютном контроле приводят к тому, что банк вправе отказаться проводить валютную операцию практически при любом из нарушений валютного законодательства. Одновременно вводится административная ответственность для должностных лиц организаций, допускающих такие нарушения.

Отказы банков в проведении валютных операций

В настоящее время банки могут отказать в проведении валютной операции в случаях непредставления лицом запрошенных у него документов либо представления недостоверных документов (ч. 5 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ). Перечень таких документов установлен ч. 4 ст. 23 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ . Отказать в проведении валютной операции банк также вправе при наличии подозрений, что операция совершается в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма (п. 11 ст. 7 Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ).

С 14.05.2018 случаев, когда в проведении валютной операции могут отказать, станет больше. К указанным выше основаниям для отказа добавятся случаи, когда проведение валютной операции нарушит положения ст. 9 «Валютные операции между резидентами», ст. 12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» или ст. 14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ, положения других актов валютного законодательства РФ. Сказанное означает, что новые правила позволят банкам обоснованно отказать в проведении валютной операции практически при любом нарушении валютного законодательства.

В случае отказа в проведении валютной операции банк выносит соответствующее решение, о чем сообщает лицу не позднее следующего рабочего дня.

С 1 марта 2018 года вступает в силу новая Инструкция Банка России о порядке представления документов и информации при осуществлении валютных операций (Инструкция от 16 августа 2017 г. №181-И), а с 14 мая 2018 года в новой редакции действует и Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» (изменения вводятся ФЗ от 14 ноября 2017 г. №325-ФЗ). Данная статья посвящена основным изменениям, которые содержатся в указанных документах.

Прежде всего, уже с 1 марта 2018 года начинает свое действие Инструкция Банка России от 16 августа 2017 г. №181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления» (далее – «Инструкция», «новая Инструкция»). Она вводится взамен действующей инструкции Банка России, регулирующей порядок оформления паспортов сделок (Инструкция от 4 июня 2012 г. №138-И). Изначально предполагалось, что Инструкция вступит в силу с 1 января 2018 года, однако Указанием Банка России от 29 ноября 2017 г. №4629-У (опубликовано на Официальном сайте Банка России 15 декабря 2017 года) дата введения в действие новой Инструкции была перенесена на 1 марта 2018 года.

внешнеэкономические договоры, ВЭД, споры по ВЭД

С 2018 года вступят в силу изменения в валютном законодательстве. Некоторые изменения направлены на упрощение жизни участников внешнеэкономической деятельности, а некоторые – на ужесточение их ответственности. Читайте в статье, какие изменения в валютном законодательстве с 2018 года учитывать в работе импортеров и экспортеров.

Какие документы вносят изменения в валютные операции с 2018 года

Изменения в валютном законодательстве с 2018 года утверждены следующими документами, которые приняты прошлом году:

  • Указание Банка России от 25.04.2017 N 4360-У,
  • Инструкция Банка России от 16.08.2017 N 181-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций, о единых формах учета и отчетности по валютным операциям, порядке и сроках их представления»,
  • Федеральный закон от 14.11.2017 г. № 325-ФЗ «О внесении изменений в статьи 19 и 23 Федерального закона «О валютном регулировании и валютном контроле» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»,
  • Федеральный закон от 27.11.2017 г. № 340-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с реализацией международного автоматического обмена информацией и документацией по международным группам компаний».

Перечисленные документы вводят новый порядок предоставления в банк документов участниками внешнеэкономической деятельности. Их действие распространяется на:

Посмотрим, в чем заключаются нововведения в валютном законодательстве.

Отмена паспорта сделки

Изменения в валютном законодательстве с 01.01.2018г. упростили порядок документооборота между банком и резидентом. Главным новшеством стала отмена обязанности оформлять паспорт сделки. Вместо него банки будут ставить на учет внешнеторговые контракты.

Регистрация внешнеэкономического контракта

Порядок регистрации контрактов банк разрабатывает и утверждает самостоятельно. Уникальный номер контракта банк вносит в базу «Банк – ФНС».

Для постановки контракта на учет предоставьте в банк:

  • Вид контракта,
  • Дата и номер,
  • Валюта договора,
  • Сумма взаиморасчетов,
  • Дата завершения обязательств по договору.

Для резидентов – экспортеров действует ускоренный порядок. Их контракты банки будут ставить на учет не позднее следующего рабочего дня.

Регистрировать будут не все контракты

Законодательством установлены денежные лимиты, ниже которых контракт не регистрировать не нужно:

  • 3 млн.руб. – для договоров импорта,
  • 6 млн.руб. – для экспортных договоров.

Снятие контракта с учета

Банки снимают контракт с учета по заявлению организации после завершения всех обязательств. К этому моменту резидент обязан предоставить в банк все документы, необходимые для валютного контроля.

Положения переходного периода

Что делать с паспортами сделок, которые на начало 2018 года были уже оформлены или были поданы документы на оформление паспорта? Смотрите в таблице, как поступать на рубеже 2017 – 2018гг.

В каком состоянии паспорт сделки на 01.01.2018г.

Что делать с паспортом сделки в 2018 году

Паспорт полностью оформлен

Банк автоматически закроет паспорт сделки и перенесет данные в реестр действующих контрактов

Паспорт еще не оформлен, документы собраны, в банк не сданы

Документы на оформление паспорта сделки не сдавайте, подайте документы на регистрацию внешнеэкономического контракта

Паспорт еще не оформлен, документы для паспорта подготовлены, сданы в банк на проверку

Банк поставит контракт на учет на основании полученных документов. Собирать документы повторно не придется

Отмена справок о валютных операциях

Следующее изменение в валютном законодательстве, которое вступает в силу с 2018 года, - банки не будут требовать справки о валютных операциях. Однако обязанность предоставлять другие документы, необходимые для валютного контроля, сохранена.

Участники валютного договора обязаны предоставить документы в банк в течение 15 дней с момента зачисления валюты. Исключение составляют договоры на сумму менее 200 тысяч рублей, по ним предоставлять документы не требуется.

Если сумма валюты в рублях превышает 200 тыс.руб., то вместо справки о валютных операциях организации (резиденты и нерезиденты) предоставляют в банк информацию о виде кода операции. Форма документа утверждена в Приложении 1 к Инструкции Банка России.

Банки будут чаще отказывать в проведении валютных операций

Изменения в валютном законодательстве с 1 января 2018 года не только упростили работу резидентов, расширяется перечень оснований, по которым банки смогут оказать в проведении валютной операции.

В 2018 году банки могут отказать по двум причинам:

  • Непредоставление запрошенных документов или предоставление недостоверных документов,
  • Подозрение, что операция совершается с целью легализации преступных доходов или с целью финансирования террористов.

Эти причины не изменились с 2017 года. С 14 мая 2018 года добавятся новые основания для отказа:

  • Нарушение положений ст. 9 «Валютные операции между резидентами» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ,
  • Неисполнение положений ст.12 «Счета резидентов в банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации» 173-ФЗ,
  • Нарушение требований ст.14 «Права и обязанности резидентов при осуществлении валютных операций» Федерального закона от 10.12.2003 № 173-ФЗ,
  • Неисполнение положений других положений валютного законодательства.

Последний пункт делает перечень открытым и разрешает банкам отказывать в проведении валютных операций при любом нарушении валютного законодательства.

Ужесточение ответственности

Изменения в валютном законодательстве с 2018 для юридических лиц добавили новую обязанность резидентов, а ответственность за нарушение валютного законодательства ужесточена.

Во-первых, у резидентов появилась обязанность информировать банки о сроках исполнения обязательств сторонами внешнеторгового договора (ст.19 173-ФЗ). В информации об ожидаемых максимальных сроках резидент обязан сообщить банку, в какие предельные сроки будет осуществлен перевод денежных средств и осуществлена поставка товаров.

Во-вторых, изменениями в КоАП РФ увеличены штрафы для организаций и ИП:

Нарушение

Штраф

Основание

Осуществление незаконных валютных операций

Для граждан, ИП и юр.лиц – от ¾ до 1 размера суммы операции,

ч.1 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.4 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в срок обязанности по получению на свои банковские счета валюты, если для сделки предусмотрено оформление паспорта

Для ИП и юр.лиц – от 40 до 50 тыс.руб.,

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.4.1 ст.15.25 КоАП РФ

Невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по возврату сумм, уплаченных за непоставленные товары, работы, услуги

Для ИП и юр.лиц – 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы, зачисленной с нарушением срока и (или) от ¾ до 1 размера суммы, не зачисленной на банковские счета,

Для должностных лиц – от 20 до 30 тыс.руб.

ч.5 ст.15.25 КоАП РФ

Обмен информацией с иностранными налоговыми органами

Изменения коснулись международных групп компаний. Российские налоговые органы со своими зарубежными коллегами реализуют программу международного обмена информации о таких компаниях. В этих целях НК РФ дополнен главой 14.4-1 и разделом 7.1.

Международная группа компаний – это структура, которая ведет деятельность без образования юридического лица и обладает следующими признаками:

  • Участники группы связаны между собой владением долей бизнеса или правом принятия и контроля решений,
  • Участники группы являются налоговыми резидентами разных государств,
  • Группа составляет консолидированную отчетность.

Если суммарная годовая выручка такой группы превышает 50 млрд.руб., она обязана предоставить в налоговые органы ряд сведений:

  • Суммы доходов, расходов и налогов,
  • Глобальную и национальную документацию,
  • Страновой отчет.

Валютный контроль является одной из многочисленных мер нетарифного регулирования государством внешнеэкономической деятельности. Основным правоустанавливающим документом в этом процессе является Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2018). В 2017 году появилась новая Инструкция ЦБ от 16.08.2017 № 181-И, регламентирующая кардинальное изменение порядка валютного контроля в Российской Федерации

Предполагалось, что новые правила валютного регулирования и валютного контроля в России вступят в силу с 01 января 2018 года, но в связи с тем, что банки не успели подготовиться и установить необходимое программное обеспечение, новой датой вступления в силу новой Инструкции ЦБ была определена дата 01 марта 2018 года. В предвкушении привычного сценария ввода серьезного документа с последующими недопониманием, отсутствием четких регламентов, техническими сбоями и прочими прелестями подобного масштаба нововведений участники ВЭД ждали весны 2018 года.

В марте новый порядок благополучно вступил в силу, все заработало, коллапс в зоне валютного контроля не наступил, все перевели дух…и сегодня мы можем уже подвести промежуточные итоги.

За прошедшие с 01 марта текущего года месяцы уже стало предельно понятным, как работает новая Инструкция ЦБ. Клиенты банков - участники ВЭД - потренировались и, к своему удивлению, обнаружили значительное количество преимуществ нового порядка. И мысленно поблагодарили ЦБ и банки за рациональное решение перенести дату вступления в силу Инструкции и, таким образом, минимизировать потери бизнеса от неподготовленности его внедрения.

Итак, просто о самом важном из Инструкции ЦБ РФ №181-И.

Понятие паспорта сделки отменено в принципе, на смену требованию об оформлении резидентами в уполномоченном банке паспорта сделки введен порядок постановки внешнеторговых контрактов на учет в банках (Раздел II Инструкции № 181-И) с присвоением им уникальных номеров (УНК). Паспорта сделок по договорам, которые на 1 марта еще не были исполнены и находились в досье валютного контроля, были автоматически закрыты, получать в банке отметку о закрытии такого паспорта сделки не потребовалось, номер паспорта сделки стал уникальным номером контракта. Дальше банк продолжил обслуживание контракта по новым правилам (п.18.1 Инструкции № 181-И). Регламент исполнения этой процедуры реально порадовал коллег!

Пороговые суммы контрактов (кредитных договоров) впервые установлены в рублях. Импортные контракты суммой до 3 000 000 рублей принимаются на обслуживание банком без постановки их на учет, а если сумма контракта менее 200 000 рублей - то банк осуществляет валютную операцию оплаты даже без предоставления контракта, лишь на основании инвойса продавца. Таким образом, импортный контракт (кредитный договор) нужно поставить на учет, если его стоимость 3 000 000 рублей и более. Рублевый эквивалент валютной стоимости считается по официальному курсу на дату заключения договора.

Сокращен срок постановки контракта на учет - 1 рабочий день после представления в банк установленных документов или сведений (контракт и подтверждающие документы). Действительно, в течение одного дня стало возможным начать процесс финансового взаимодействия с поставщиком, то есть отправить скан оформленного контракта с приложениями и спецификациями через систему банк-клиент в отдел валютного контроля банка, получить обратную связь, если есть недочеты или критические ошибки, внести исправления, отправить новую версию с внесенными изменениями или корректировками, после чего банк берет контракт на учет и присваивает ему УНК. Еще один рабочий день у банка есть, чтобы сообщить резиденту уникальный номер контракта (п. 5.5, 5.8 Инструкции № 181-И), но чаще всего, если вы имеете в штате опытных специалистов ВЭД или обратились к профессионалам-аутсорсерам, которые разработали правильный внешнеторговый контракт, не противоречащий требованиям Венской 1980 года Конвенции ООН «О международных договорах купли-продажи», то УНК вы получите в тот же день. Ранее на оформление паспорта сделки у банка было три рабочих дня после представления информации и еще два рабочих дня отводилось, чтобы направить оформленный паспорт сделки резиденту (п. 6.7, 6.8 Инструкции ЦБ от 04.06.2012 № 138-И). Таким образом, очевидно сокращение срока проведения процедуры по сравнению с ранее действовавшей. Это очень удобно! Не покидая офиса и даже не отлучаясь от рабочего места, оперативно можно запустить процесс оплаты товара поставщику.

Установлен порядок проверки контракта. Под валютный контроль попадают все операции с нерезидентами в иностранной валюте и рублях. Банк оставляет за собой право запросить у клиента все обосновывающие документы, а в случае не предоставления их в установленный срок может отказаться от проведения операции. Кроме того, банки, как агенты валютного контроля, обязаны сообщать о нарушениях валютного законодательства контролерам - к примеру, Финмониторинг охотно полюбопытствует об обстоятельствах операции.

Режим особой лояльности включен для экспортеров, в особенности относящихся к зоне несырьевого экспорта. Для резидентов-экспортеров установлен упрощенный порядок постановки на учет контрактов и впервые установлена пороговая сумма 6 000 000 рублей, от которой и наступает необходимость этой процедуры (п. 4.2 Инструкции № 181-И). Экспортеры РФ могут подать только сведения о контракте по форме банка, а сам договор предоставить в течение 15 рабочих дней после постановки контракта на учет (п. 5.3 Инструкции № 181-И).

Отменено требование о представлении резидентами уполномоченным банкам справок о валютных операциях, являвшихся формами учета - эти справки исключены из оборота. Осталось только требование о представлении документов, являющихся основанием для проведения валютных операций.

Изложены унифицированные формы документов (в том числе справки о подтверждающих документах и ведомости банковского контроля), порядок их заполнения и переходные положения применения Инструкции.

В случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений достаточно предоставить в банк документы, содержащие изменения и заявление о внесении изменений в соответствующий раздел. Удобно, оперативно, необременительно.

Снятие с учета контракта (кредитного договора) отныне производится банком в течение 2 рабочих дней (было 3 дня) также на основании заявления и после предоставления документов, обосновывающих основания для снятия с учета. Банк вправе в одностороннем порядке снять с учета контракт (кредитный договор) через 90 дней после даты его завершения (ранее в течение 180 дней).

Если клиент закрывает все счета в банке, последний вправе в одностороннем порядке в установленный им срок снять с учета оставшиеся контракты (кредитные договора), в новый банк предоставляются только контракт (кредитный договор) и информация об УНК. Новый банк, перед тем как принять на обслуживание контракт, самостоятельно запрашивает у Банка России ведомость банковского контроля в электронном виде (ранее резидент обязан был получить в старом банке и предоставить в новый банк эту ведомость на бумажном носителе).

О выявленных нарушениях валютного законодательства банк обязан уведомить ЦБ РФ, при этом теперь получил новое обязательство с периодичностью 1 раз в месяц, на 3-4 рабочий день после сдачи отчета, информировать об этом своего клиента путем специальной рассылки.

Банк информирует клиента об истекающих сроках ожидания. Содержание этой рассылки - перечень операций/подтверждающих документов с истекающими «ожидаемыми сроками» в предыдущем месяце. Цель - в целях профилактики нарушений требования валютного законодательства о соблюдении ст.19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» напомнить клиенту о важной дате и помочь избежать добросовестному участнику валютных операций наказания за невнимательность и неопытность. Периодичность этой рассылки - 1 раз в месяц.

Банк информирует клиента об истечении срока действия контракта. Содержание рассылки - реквизиты документов, по которым дата завершения исполнения обязательств истекла или истечет в ближайшее время, а кроме того, и положительное или отрицательное сальдо расчетов. Цель - напомнить клиенту о необходимости проверить, все ли документы, касающиеся указанной сделки, представлены в Банк, в т.ч. подтверждающие документы, документы о продлении, если он планирует дальше работать по контракту и т.д. Периодичность этой рассылки также 1 раз в месяц.

Со дня вступления в силу Инструкции признана утратившей силу ранее действовавшая Инструкция Банка России от 04.06.2012 №138-И.

Понятно, что задача по воспрепятствованию незаконному выводу валютных средств за рубеж объявлена одной из приоритетных не только для ЦБ РФ, но и для других фискальных органов Российской Федерации, поэтому сохранены серьезные штрафы и санкции для нарушителей правил валютного контроля. НО! Добросовестные участники ВЭД получили новый, облегченный, комфортный, соответствующий современным трендам развития и формирования цифровой экономики в стране порядок валютного регулирования и валютного контроля, способствующий ускорить как проведение внешнеторговой сделки, так и последующую отчетность по ней.

Марина Вакуленко,

директор по продажам VIGTrans

Новое на сайте

>

Самое популярное