Домой Полезные советы Курсовая работа: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Курсовая работа: Проблемы привлечения иностранных инвестиций в экономику РФ. Проблемы привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

2.1. Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику

Иностранные инвестиции - это все виды вложений иму­щественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательс­кой и других видов деятельности на территории России с це­лью получения последующего дохода.

В Российской Федерации инвестиции могут осуществляться путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

Создания предприятий, полностью принадлежащих иностранным инвесторам, их филиалов и представительств;

Приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

Приобретение прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

Предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие сферы приток должен быть ограничен, а во-вторых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать. Иностранный капитал может привлекаться в форме частных зарубежных инвестиций - прямых и портфельных, а также в форме кредитов и займов.

Под прямыми инвестициями принято понимать капитальные вложения в реальные активы (производство) в других странах, в управлении которыми участвует инвестор. Инвестиции могут считаться прямыми, если иностранный инвестор владеет не менее чем 10% акций предприятия, или их контрольным пакетом, величина которого может варьироваться в достаточно широких пределах в зависимости от распределения акций среди акционеров.

Прямые зарубежные инвестиции - это нечто большее, чем простое финансирование капиталовложений в экономику, хотя само по себе это крайне необходимо России. Прямые зарубежные инвестиции представляют также способ повышения производительности и технического уровня российских предприятий. Размещая свой капитал в России, иностранная компания приносит с собой новые технологии, новые способы организации производства и прямой выход на мировой рынок.

Портфельными инвестициями принято называть капиталовложения в акции зарубежных предприятий, которые не дают права контроля над ними, в облигации и другие ценные бумаги иностранного государства и международных валютно-финансовых организаций.

Существуют и реальные инвестиции. Это - капитальные вложения в землю, недвижимость, машины и оборудование, запасные части и т.д. Реальные инвестиции включают в себя и затраты оборотного капитала.

Инвестиции, не подпадающие под определение прямых и портфельных, указываются как прочие - торговые креди­ты, кредиты правительств иностранных государств под гаран­тии Правительства Российской Федерации (кредиты междуна­родных финансовых организаций и т. п.), банковские вклады. В теории и государственной статистике выделяют инве­стиции в основной капитал (в основные фонды) и финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги и уставный капитал).

Политика Правительства РФ направлена ныне на при­влечение иностранных инвестиций в экономику России.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:

1. 3а годы экономических (рыночных) реформ промышле­нное производство в Российской Федерации значительно сократилось. Продолжительное время наблюдает­ся упадок. В 2005 году промышленное производство сократи­лось и составило 66% того объема, который был до реформ (в 1990 г.), а легкая промышленность (выпускающая товары для народа) - лишь I5% производства от того уровня, кото­рый был до реформ. Сокращение промышленного производства произошло почти по всем отраслям экономики России.

2. С помощью иностранных инвестиций государство намерено приостановить упадок промышленного производства в стране, возникший проведением непродуманных темпов рыночных реформ.

3. Одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности.

4. Основные фонды отраслей промышленности России по состоянию на начало 2003 года оказались изношенными на 44%, при этом происходит снижение коэффициента обновле­ния.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностран­ные инвестиции как фактор:

1) ускорения технического и экономического прогресса;

2) обновления и модернизации производственного аппа­рата;

3) овладения передовыми методами организации произ­водства;

4) подготовки кадров, отвечающих требованиям рыноч­ной экономики.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании «Энрют и Янг», нужно привлечь 200-300 млрд. долл., для пре­одоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности ­России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвести­ционного климата.

Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие «приметы» переходного периода пре­допределяют крайне низкий рейтинг России у западных орга­низаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира.

2.2. Динамика иностранных инвестиций
в экономику Российской Федерации

Создаваемые в России благоприятные условия для ино­странных инвестиций в экономику Российской Федерации по­зволили привлечь инвесторов со своими капиталами. За пос­ледние годы иностранные инвестиции в экономику Российской Федерации достигли заметных размеров. Правда, по ка­честву вкладов они разнятся. Однако одно дело - вложения прямых инвестиций непосредственно в создание промыш­ленных предприятий по выпуску продукции и товаров на­родного потребления, и совсем другое дело - скупка по дешевке ваучеров и акций у рабочих действующих предпри­ятий. Сделаем анализ. Сначала по видам инвестиций.

Объемы иностранных инвестиций в экономику России по видам показаны в таблицах № 2 и 3 (см. Приложение)

В таблицах приведены все виды вложения имуществен­ных и интеллектуальных ценностей иностранными инвесто­рами в объекты предпринимательской и других видов дея­тельности на территории России с целью получения последу­ющего дохода.

Прямые инвестиции - инвестиции, сделанные юриди­ческими или физическими лицами, полностью владеющими предприятием или контролирующими не менее 10% акций или акционерного капитала предприятия.

Портфельные инвестиции - это покупка нерезидента­ми акций векселей и других долговых ценных бумаг у рос­сийских рабочих с целью завладения предприятием, и, как правило, такая покупка акций заканчивается скандалом, в котором разбираются судебные органы.

Конечно, как видно из таблицы, прямые инвестиции рез­ко сократились и занимают по I полугодию 2006 г. лишь 27,5%, в то время как в 2000 г. на них приходилось - 40,4% всех инвестиций. Иностранные инвесторы стремятся вложить капитал главным образом в форме кредитов с про­центами и в ценные бумаги.

Основной приток прямых инвестиций в Россию следует ожидать в 2006-2007 годах. Такие прогнозы содержатся в сценарных условиях социально-экономического развития и основных показателях сводного финансового баланса России на 2006 год и на период до 2008 года.

По мнению Минэкономразвития, разработчика документа, общий рост инвестиций в 2006-2008 годах прогнозируется темпами около 10% в год. В 2006 году рост инвестиций составит 11%, благодаря направлению на инвестиции части средств, оставляемых у предприятий в результате осуществления налоговых новаций с 2006 года. Кроме того, решение о реализации стратегий отраслей и участия государства в их финансировании явится сигналом для частных инвесторов и положительно повлияет на инвестиционный климат, что в свою очередь будет способствовать приросту как отечественных, так и прямых инвестиций, отмечается в документе.

Присвоение России инвестиционного рейтинга тремя ведущими рейтинговыми агентствами (Россия по итогам 2006 года заняла 15 место по размеру принимаемых прямых инвестиций и 16 место по вложению капитала за рубеж) является мощным стимулом для прихода в страну наиболее консервативных инвестиционных фондов с портфельными инвестициями, - отмечается в основных направлениях развития. - Ожидаемое вступление России в ВТО должно оказать значительное позитивное влияние уже на стратегических, а не портфельных инвесторов и увеличить приток прямых инвестиций.

Учитывая это, Минэкономразвития ожидает основного притока прямых инвестиций в 2006 и 2007 годах, благодаря чему уровень инвестиций относительно ВВП может повыситься с 1,6% в 2004 году, до примерно 2,5% ВВП в 2008 году. При этом критически отмечают разработчики документа, несмотря на увеличение прямых инвестиций в долларовом выражении за четыре года более чем вдвое, их относительный уровень по-прежнему значительно уступает параметрам стран Восточной Европы и Юго-Восточной Азии.

В I полугодии 2006г. в экономику России поступило 23,4 млрд. долларов иностранных инвестиций, что на 41,9% больше, чем в I полугодии 2005 года.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдоналдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность). России необходимо прилагать все усилия к привлечению обоих видов инвестиций, ибо каждая из них способствует будущему увеличению производительной мощи экономики.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики (за исключением тех, которые находятся в государственной монополии) без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран, в частности США. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным, во-первых, с точки зрения соблюдения национальных интересов и, во-вторых - быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы.

Однако для этого необходимо создать эффективную систему управления использованием зарубежных иностранных кредитов. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку сельскохозяйственной продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры, стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Федеральным законом «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» установлен приоритетный инвести­ционный проект, суммарный объем иностранных инвестиций, в который составляет не менее 1 млрд. руб. (не менее экви­валентной суммы в иностранной валюте по курсу Централь­ного банка РФ на день вступления в силу федерального за­кона), или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складоч­ном) капитале коммерческой организации с иностранными ин­вестициями составляет не менее 100 млн. руб. (не менее эк­вивалентной суммы в иностранной валюте по курсу Цент­рального банка Российской Федерации).

Об объемах инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов в экономику Российской Федерации, свидетель­ствуют данные, приведенные в таблице № 7 (см. Приложение)

В 2006 г. в России были зарегистрированы иностранные инвестиции из 108 стран мира. Основными инвесторами капитала в экономику России являются промышленно развитые страны, среди которых доминируют немецкие, американские и западноевропейские компании. Основные страны-инвесторы в I полугодии 2006г. - Великобритания, Нидерланды, Кипр, Франция, Люксембург, Германия, Швейцария, Индия, США. На долю этих стран приходится 83,6% от общего объема иностранных инвестиций, в том числе на долю прямых - 84,7% от общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций.

По состоянию на конец июня 2006г. накопленный иностранный капитал в экономике России составил 128,0 млрд. долларов США, что на 40,9% больше по сравнению с соответствующим периодом предыдущего года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходился на прочие инвестиции, осуществляемые на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.) - 50,1% (на конец июня 2005г. - 52,1%), доля прямых инвестиций составила 48,1% (46,1%), доля портфельных не изменилась и составила 1,8%. (см. Приложение, Таблица № 6)

Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.

Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.

Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.

Несмотря на относительно устойчивую тенденцию роста, удельный вес иностранных инвестиций в общем объеме внутренних долгосрочных капиталовложений в российскую экономику остается незначительным. Доля продукции, выпускаемой на предприятиях с участием иностранного капитала, в общем объеме промышленного производства России возросла лишь с 3% в 1993 г. до 15% в 2005 г.

Приведенные данные наглядно свидетельствуют о довольно незначительной доле иностранного капитала в российской экономике в целом и во внешнеэкономической сфере в частности.

Следует подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.


Глава 3. Как улучшить инвестиционный климат в РФ


А также решения таких общих проблем, как коррупция, преступность, политическая нестабильность. Политика и практические мероприятия государства играют ключевую роль в формировании инвестиционного климата. . В последние годы российская экономика могла бы расти гораздо быстрее, а модернизационные процессы – осуществляться более интенсивно. Дело в том, что в экономике продолжают накапливаться...

ения, связанные с рассмотрением инвестиционного климата России. Основная часть Глава 1. Понятие иностранных инвестиций 1.1. Понятие иностранных инвестиций и инвестиционный климат Согласно ст. 2 ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», иностранная инвестиция – вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации в...

Будем надеяться, что вышеперечисленные меры будут приняты правительством в ближайшее время и помогут притоку национальных иностранных инвестиций. РЕГИОНАЛЬНАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ПОЛИТИКА. НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН. Политика "мягкого" вхождения в рынок, заключающаяся в углубленном внимании государства к сохранению промышленного и аграрного потенциала Республики Татарстан, к...

Вместе с тем эти методы не лишены недостатков. Во-первых, они не делают различий между прямыми и портфельными инвестициями. Во-вторых, вряд ли правомерно оценивать одной совокупностью показателей инвестиционный климат в России (учитывая разнообразие условий, складывающихся в субъектах Федерации), США, Китае, Германии, с одной стороны, и Люксембурге, Эстонии, Албании и других малых странах - с...

В связи с продолжающейся нестабильностью экономического положения Российской Федерации многие ведущие экономисты связывают будущее нашей страны с привлечением в широких масштабах в российскую экономику иностранных инвестиций, что преследует долговременные цели создания в России цивилизованного общества, характеризующегося высоким уровнем жизни населения. Трудно поверить, что одни иностранные инвестиции помогут поднять экономику нашей огромной страны. Но с другой стороны, они могут послужить стимулом, катализатором развития и роста внутренних инвестиций. Приток зарубежных капиталовложений жизненно важен для достижения таких целей, как выход из современного кризисного состояния, начальный подъем экономики. . При этом российские общественные интересы не совпадают с интересами иностранных инвесторов, следовательно, важно привлечь капиталы так, чтобы не лишить их владельцев собственных мотиваций, одновременно направляя действия последних на благо общественных целей.

Эта задача разрешима, но для этого в первую очередь нужно изучить конкретное состояние в области привлечения иностранных инвестиций в настоящих российских условиях, рассмотреть экономическую и законодательную базы, обеспечивающие инвестиционный климат в стране. При этом, большое внимание надо уделить последней из указанных, так как сегодня именно неопределенность в данной сфере ограничивает инвестиционный процесс, то есть наблюдается своеобразный парадокс: сильнейший инструмент по привлечению зарубежного капитала одновременно является основной причиной, удерживающей инвесторов от крупных вложений.

Учитывая серьезное технологическое отставание российской экономики по большинству позиций, России необходим иностранный капитал, который мог бы принести новые (для России) технологии и современные методы управления, а также способствовать развитию отечественных инвестиций. Опыт многих развивающихся стран показывает, что инвестиционный бум в экономике начинается с прихода иностранного капитала. Создание собственных передовых технологий в ряде стран начиналось с освоения технологий, принесенных иностранным капиталом.

Среди регионов России 66% всего иностранного капитала ($4 млрд. 291,6 млн.) было вложено в экономику Москвы.

На долю развитых стран приходится более четырех пятых всех инвестиций в Россию, причем из США в 1996 году поступило $1 млрд. 695 млн. (26,1%), из Швейцарии - $1 млрд. 323 млн. (20,3%), из Нидерландов - $980 млн. (15,1%), из Великобритании - $486 млн. (7,5%).

Столь небольшие объемы иностранных инвестиций можно объяснить плохим инвестиционным климатом, создавшимся в настоящее время в России, а также настороженным отношением к иностранному капиталу со стороны государства и руководителей некоторых предприятий.

Опыт многих стран “третьего мира”, особенно латиноамериканских, показывает, что неблагоприятные условия для работы иностранных компаний внутри страны приводят к необходимости внешних государственных займов и возрастанию внешнего долга страны. Причем, поскольку государственные займы обычно используются неэффективно, то большие внешние долги начинают тормозить развитие экономики. Кроме того, государственные займы являются рычагом политического давления и причиной экономических уступок.

2014 год стал для России одним из самых трудных - позиция нашего государства в украинском конфликте вызвала отрицательную реакцию политиков многих стран мира, особенно, поддерживаемых США. Это привело к введению политических и экономических санкций против России, что также отрицательно сказалось на инвестиционной привлекательности страны.

Использование иностранных инвестиций является объективной необходимостью для государства, обусловленной участием экономики страны в международном разделении труда и переливом капитала в высокодоходные отрасли предпринимательства.

Зарубежное инвестирование позволяет получать более высокое качество инвестиций, более высокую доходность вложения капитала по сравнению с национальным инвестиционным рынком инвестора (из-за более высокой цены активов на зарубежных инвестиционных рынках, более значительного роста курса валюты в стране приложения инвестиций по отношению к валюте инвестора, меньшего риска по сравнению с чисто национальными инвестициями). 8

Прямые иностранные инвестиции - это один из ключевых макроэкономических показателей, характеризующих развитие стран и регионов. Они не только свидетельствуют о долгосрочной экономической заинтересованности иностранных инвесторов в ведении бизнеса на территории страны, но и служат показателем, косвенно свидетельствующем о развитии государства или региона в целом.

Изучение прямых зарубежных инвестиций представляет особый интерес, поскольку позволяет оценить степень зависимости управления отечественными предприятиями от зарубежных инвесторов.

Россия играет немаловажную роль в международных инвестиционных процессах. Так, в соответствии с отчетом, опубликованном ЮНКТАД (конференции Организации Объединенных Наций по торговле и развитию) «World Investment Report» 2014, Россия находится на третьем месте в мире по объему поступивших иностранных инвестиций по итогам 2012 и 2013 года. Объем иностранных инвестиций, поступивших в Россию составил 79 и 51 млрд. долларов в 2012 и 2013 году соответственно (приложение 1).

Эксперты ЮНКТАД 9 отмечают рост притока прямых иностранных инвестиций в страны с переходной экономикой (в том числе и в Россию) - рост на 28% в целом. При этом среди инвесторов особо выделяют страны, относящиеся к развитым. Тем не менее, несмотря на высокий рост, прогноз развития на 2014 год был весьма неопределённым из-за ряда факторов, отрицательно влиявших на экономику России в 2013 году:

    Общемировые тенденции: экономика стран после кризиса 2008 года развивается медленно, что сказывается и на объемах международного инвестирования. Отрицательно на этих процессах отразилось и усложнение экономической и политической обстановки в странах Европейского союза в начале 2013 года.

    Замедление потребительского спроса, из-за больших долговых нагрузок населения. По данным Центрального банка, кредитная нагрузка на одного работника составляла около 3,7 среднемесячных заработных плат.

    Значительные колебания цен на нефть в 2013 году, что создавало высокие риски для инвесторов.

В результате этого влияния инвестиционная привлекательность России существенно снизилась, об этом свидетельствуют данные международных консалтинговых компаний.

Ежегодно международная консалтинговая компания A.T. Kearney публикует рейтинг самых привлекательных для инвестиций стран мира. Эксперты A.T.Kearney составляют рейтинг на основе экономических и политических факторов. Кроме того, учитываются функционирующие в государствах системы регулирования.

Так, по оценкам A.T. Kearney, или Kearney Foreign Direct Investment Confidence Index , Россия не вошла в 25 самых привлекательных для инвесторов стран мира в 2014 году, несмотря на то, что в 2013 году занимала 11 место (см.приложение 2). На рисунке представлено распределение 25 стран в соответствии с «Индексом доверия с точки зрения прямых иностранных инвестиций», который рассчитывается по данным опроса руководителей 300 компаний, оборот каждой из которых превышает 1 млрд долл. 10

Среди негативных факторов, отрицательно повлиявших на объемы инвестирования, которые отражены в рейтинге, следует выделить следующие:

    Спад инвестиций в связи с завершением строительства масштабных строек и инвестиционных проектов

    Высокий уровень коррупции и нецелевого использования выделяемых средств.

    Сложность ведения бизнеса. Несмотря на то, что по итогам 2013 года Россия поднялась со 112 на 92 место по условиям ведения бизнеса в рейтинге Doing Business, практика работы существенно не изменилась. Более того, рейтинговая оценка составляется на основании обобщения данных 10 позиций, из которых по трем параметрам: защита инвесторов, разрешение неплатежеспособности и кредитование, Россия ухудшила свои показатели (таблица 4).

Таблица 4

Критерий

Изменение

Организация бизнеса

Получения разрешения на строительство

Получение электроэнергии

Регистрация собственности

Получение кредитов

Защита инвесторов

Уплата налогов

Международная торговля

Обеспечение исполнения контрактов

без изменений

Разрешение неплатёжеспособности

Все это привело к снижению объемов инвестирования в Россию в начале 2014 года и усугублению многих проблем.

Перечислим основные проблемы, возникшие в сфере привлечения прямых зарубежных инвестиций в Россию.

1. Общий спад инвестиций в нефинансовую сферу экономики и изменения в их структуре.

Данные Центрального банка Российской Федерации демонстрируют изменение динамики прямых иностранных инвестиций в 2011-2014 гг. в банковский сектор и нефинансовый сектор 11 (рисунки 4,5).

Рис. 4. Прямые инвестиции в банковский сектор РФ (млн. долларов)

Рис. 5. Прямые инвестиции в Нефинансовый сектор РФ (млн. долларов)

В структуре учитываемых прямых иностранных инвестиций принято выделять следующие:

    участие в капитале;

    реинвестирование доходов, т.е. дополнительное или повторное вложение капитала;

    долговые инструменты, т.е. займы, кредиты, облигации и т.д.

В сфере банковского сектора наблюдается рост инвестирования в капитал и реинвестирование доходов, в то время, как в традиционные в первую очередь именно для банков долговые инструменты стали инвестировать меньше, в то время как в нефинансовом секторе происходит ситуация противоположная – растут инвестиции в долговые инструменты.

Отчасти данный факт связан с высокими рисками из-за усложнения взаимоотношений России с Украиной. Так, иностранные банки с большими операциями в России финансируют свои филиалы на самостоятельной основе, а не полагаются на кредитные линии от своих западных родителей, а долговые инструменты применяются в меньшей мере из-за сильных колебаний курсов рубля, доллара и евро. Снижение объемов инвестирования в капитал нефинансовых организаций по сравнению с показателями прошлого года связаны также с тем, что ОАО «Газпром» сократил свою инвестиционную программу на ближайшие два года на 30% 12 .

Одной из важных задач привлечения иностранных прямых инвестиций в Россию является снижение налогового бремени инвесторам, а также российским производителям (изменения по НДС и социальным выплатам, требования по переоценке ценных бумаг и имущества, реализуемых ниже себестоимости). Помимо этого необходимо продолжать работы по приведению российского бухгалтерского учета в соответствие с международными стандартами, что позволит потенциальным инвесторам более достоверно оценивать деятельность и балансовые показатели российских предприятий при сотрудничестве с ними.

Привлечение инвестиций должно сопровождаться принятием законопроектов, регламентирующих работу иностранных инвесторов в России в сфере торговой политики, движения товаров и капиталов (соглашение с ВТО, меры по поддержанию российских экспортеров в условиях антидемпинговых ограничений и т.п.). Также необходимо разрабатывать концепции страхования и гарантий иностранных инвестиций в России.

Политика Правительства РФ направлена ныне на привлечение иностранных инвестиций в экономику России, так как это все виды вложений имущественных (денежных) и интеллектуальных ценностей иностранными инвесторами, а также зарубежными филиалами российских юридических лиц в объекты предпринимательской и других видов деятельности на территории России с целью получения последующего дохода.

Привлечение иностранных инвестиций важно для России не только с точки зрения возможности увеличить реальные активы. Может быть, для нашего времени еще большее значение имеет тот факт, что иностранные инвесторы привносят с собой новую, более высокую культуру бизнеса.

Глубинный экономический смысл привлечения иностранного капитала заключается в том, "что вместе с ним в национальную экономику привносятся новые технологии и формы организации производства и бизнеса, и именно они обеспечивают принципиально иной и более значительный экономический эффект по сравнению с возможностями отечественного предпринимательства. Это главный факт, который служит основанием при принятии решения об открытии национальных границ для массового притока зарубежных капиталов".

Проблема состоит в стимулировании эффективного притока иностранного капитала. В этой связи встает два вопроса: во-первых, в какие отрасли и в каких формах следует в первую очередь его привлекать, а во-вторых, в какие сферы приток должен быть ограничен.

Два вида инвестиций (прямые и портфельные) движимы аналогичными, но не одинаковыми мотивами. В обоих случаях инвестор желает получить прибыль за счет владения акциями доходной компании. Однако при осуществлении портфельных инвестиций инвестор заинтересован не в том, чтобы руководить компанией, а в том, чтобы получать доход за счет будущих дивидендов. Предпринимая прямые капиталовложения, иностранный инвестор (как правило, крупная компания) стремится взять в свои руки руководство предприятием. Вкладывая капитал, он считает, что Россия - самое подходящее место для выпуска его продукции, которая будет реализовываться либо на российском потребительском рынке (пример ресторанов Макдональдс), либо на мировом рынке (как в случае с некоторыми зарубежными инвестициями в российскую авиационно-космическую промышленность).

В Российской Федерации иностранные инвестиции могут осуществляться:

· путем создания предприятий с долевым участием иностранного капитала (совместных предприятий);

· путем приобретения иностранным инвестором в собственность предприятий, имущественных комплексов, зданий, сооружений, долей участий в предприятиях, акций, облигаций и других ценных бумаг;

· путем приобретения прав пользования землей и иными природными ресурсами, а также иных имущественных прав;

· путем предоставления займов, кредитов, имущества и имущественных прав и т.п.

Иностранный капитал может иметь доступ во все сферы экономики, за исключением находящихся в государственной монополии, без ущерба для национальных интересов. Отраслевые ограничения должны распространяться только на прямые иностранные инвестиции. Их приток следует ограничить в отрасли, связанные с непосредственной эксплуатацией национальных природных ресурсов (например, добывающие отрасли, вырубка леса, промысел рыбы), в производственную инфраструктуру (энергосети, дороги, трубопроводы и т.п.), телекоммуникационную и спутниковую связь. Подобные ограничения закреплены в законодательствах многих развитых стран. В перечисленных отраслях целесообразно использовать альтернативные прямым инвестициям формы привлечения иностранного капитала. Это могут быть зарубежные кредиты и займы. Несмотря на то, что они увеличивают бремя государственного долга, привлечение их было бы оправданным с точки зрения соблюдения национальных интересов - имеется в виду быстрая окупаемость капиталовложений в названные сферы. Зарубежный капитал в форме предприятий со 100-процентным иностранным участием целесообразно привлекать в производство и переработку с/х продукции, производство строительных материалов, строительство (в том числе жилищное), для выпуска товаров народного потребления, в развитие деловой инфраструктуры. Стимулировать приток портфельных инвестиций следует во все отрасли экономики. Они обеспечивают приток финансовых ресурсов без потери контроля российской стороны над объектом инвестирования. Это преимущество важно использовать в отраслях, имеющих стратегическое значение для страны, и в первую очередь связанных с добычей ресурсов.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения. В его основе лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в российскую экономику объясняется следующими основными обстоятельствами:

· приостановить возникший упадок промышленного производства в стране, из-за проведения непродуманных темпов рыночных реформ;

· нестабильность в динамике производства по некоторым видам экономической деятельности в Российской Федерации (таб. № 2 в%) ;

Таблица № 2

одной из главных причин упадка промышленного производства в ряде отраслей стала большая степень износа основных производственных фондов, упадка их производительности, при этом происходит снижение коэффициента обновления (табл. № 3) .

Таблица № 3

Коэффициент обновления основных фондов - это отношение основных фондов, введенных в действие в течение года, к их наличию на конец года по полной учетной стоимости, в процентах. Этот показатель отражает удельный вес новых (введенных за год) основных фондов в их общем объеме.

Коэффициент выбытия основных фондов - это отношение ликвидированных за год основных фондов к их наличию на начало года по полной учетной стоимости, в процентах. Данный показатель, наряду с коэффициентом обновления, характеризует интенсивность процесса обновления основных фондов.

Как и другие страны, Россия рассматривает иностранные инвестиции как фактор:

1 ускорения технического и экономического прогресса;

2 обновления и модернизации производственного аппарата;

3 овладения передовыми методами организации производства;

4 подготовки кадров, отвечающих требованиям рыночной экономики.

Для нормализации российской экономики в ближайшие 5-7 лет, по оценке американской консалтинговой компании "Энрют и Янг", нужно привлечь 200-300 млрд. долл., а для преодоления кризисных явлений потребуется 100-140 млрд. долл.

По оценкам некоторых российских экспертов, в реальности России придется конкурировать за более скромный объем инвестиционного капитала - где-то в пределах 10 млрд. долл. Готовность инвесторов к вложению капитала в экономику той или иной страны зависит от существующего в ней инвестиционного климата. Политическая и экономическая нестабильность, разгул преступности и другие "приметы" переходного периода предопределяют крайне низкий рейтинг России у западных организаций, занимающихся сравнительным анализом условий для инвестиций и степеней их риска во всех странах мира. Из-за спада производства и накоплений страна испытывает недостаток собственных средств для финансирования капитальных вложений в основные фонды.

Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.

Новое на сайте

>

Самое популярное