Домой Полезные советы Лифты относятся к опо. Нужно ли страховать лифты в ТСЖ

Лифты относятся к опо. Нужно ли страховать лифты в ТСЖ

Как известно, мой дом - моя крепость. Но насколько эта известная фраза актуальна в нашей современной жизни? Так ли уж безопасны наши «крепости» или все же в них есть некоторые изъяны? Например, каждый городской житель практически ежедневно пользуется лифтом. Эта конструкция настолько часто используется в нашей повседневной жизни и стала такой привычной, что мало кто задумывается о ее безопасности. А ведь находясь в шахте лифта, а также в его кабине, человек подвергается нешуточной опасности.

Пользуясь различными видами подъемников, мы раз за разом подвергаем себя неконтролируемому риску. Непонятно? Попробуем пояснить. Например, передвигаясь в автомобиле, человек подвергает себя риску контролируемому. Достаточно соблюдать правила дорожного движения, не садиться за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, пользоваться исправным транспортным средством, пристегиваться и риск наступления травматической ситуации значительно снижается. В случае же с лифтом мы никак не можем контролировать процесс и вынуждены всецело полагаться на организацию, осуществляющую техническое обслуживание лифтов. Именно от их профессионализма и ответственности зависит наше благополучие.

Вот тут и возникает вопрос о страховании лифтов. Каким образом осуществляется этот процесс? Кто должен за него платить? Эти и некоторые другие нюансы мы и рассмотрим сегодня.

Объект повышенной опасности

Оказывается, лифтовое хозяйство — территория опасная. Поэтому с некоторых пор, а точнее, с января 2012 года принято обязательное страхование лифтов во всех местах, где таковые имеются. Такая норма предусмотрена пятой статьей ФЗ No 225, где говорится о непременном страховании ответственности владельца объекта повышенной опасности.

Невзирая на то, что в многоквартирном жилом доме хозяевами и собственниками подъемника являются жильцы, страхованием лифтов должна заниматься управляющая фирма. Причем стоимость такого действия входит в плату за обслуживание всего дома. Решение жильцы могут принять отдельно на собрании совладельцев. Но тут-то и начинаются вопросы. Подавляющее число жителей не задумывается об этом вопросе и по умолчанию считает, что страхование лифтов в жилых домах - дело само собой разумеющееся. Однако на практике оказывается, что это не так.

Управляющие компании чаще всего «забывают» страховать лифтовое оборудование или не вовремя продляют договор. А вот включать соответствующие суммы в тариф по оплате услуг продолжают регулярно. В результате средства накапливаются на счетах управляющей организации, но вот только случись что — на страховку можете не рассчитывать.

Кто должен заключать договор?

Управляющая организация, нанятая жильцами для обеспечения сохранности и работоспособности всех объектов общего пользования, в том числе подъемников и шахты лифта, просто обязана от имени жильцов оформлять договор страхования подъемников. Также УК должна следить и за своевременным продлением срока действия документа. Чтобы этот вопрос не остался без контроля, жильцы многоквартирного дома могут на общем собрании жильцов письменно закрепить такую обязанность, указать источники и объемы финансирования. Также следует определить и формы контроля за выполнением такого указания.

Поскольку страхование лифтов как опасных объектов обязательно, его стоимость, наряду с другими статьями расходов, уже заложена в графу «За содержание жилья». Так что отдельно жильцы ничего оплачивать не обязаны.

Любой житель дома может выяснить где и на какую сумму застраховано лифтовое оборудование, установленное в его доме. Для этого достаточно написать соответствующее заявление в УК и изучить договор.

Поскольку по закону страхование лифтов - процедура, которая доступна только для юрлица, жителям домов, выбравшим форму самостоятельного управления домом и отказавшимся от услуг управляющей организации, придется дополнительно создавать ИП или ООО. Именно от его имени и будут заключаться все договоры.

Зачем страховать?

Страхование лифтов - наиболее цивилизованный способ защитить тех, чьи здоровье, жизнь и имущественные интересы могут пострадать от пользования объектом. Для физических лиц, пострадавших в момент происшествия, это гарантия финансовой компенсации. Для организаций - вероятность того, что ущерб, полученный в результате аварии, будет возмещен страховщиком. А для государства в целом страхование пассажирских и грузовых лифтов является методом снижения финансовой нагрузки на бюджеты разных уровней.

Обязательная страховка — дополнительный способ стимулировать собственников осуществлять своевременное техническое обслуживание лифтов. Ведь чем лучше состояние подъемника, тем дешевле будет стоить договор. Кроме того, если в результате расследования будет доказано, что в происшествии есть вина собственника подъемника, то СК, произведя выплату, имеет право обратиться с регрессным иском и возместить потраченную сумму. Так что можно с уверенностью утверждать, что страхование грузовых лифтов, равно как и пассажирских, влечет за собой качественное обслуживание и более высокий уровень безопасности.

Считаем цену страховки

П = (С х Т) х 0,01, где

Базовый тариф определяются очень просто и зависит от общего числа лифтов, имеющихся в наличии. Например, если управляющая компания обслуживает всего 1 дом и в ее ведении находится не более 5 подъемников, то базовая ставка страхового тарифа составляет 0,05. А вот если в ведении компании находится от 101 до 150 лифтов, тариф принимает значение 1,30. Полный перечень тарифов можно посмотреть в Указании Центробанка РФ No 4234-У от 19.12.2016 г.

Иногда в указанной выше формуле может появляться так называемый понижающий коэффициент и тогда расчет будет таким:

П = (С х Т х К) х 0,01.

Снижающий коэффициент принимается индивидуально, исходя из степени опасности подъемника, сроков его эксплуатации, качества обслуживания и других показателей. Максимальный коэффициент равен 0,6, что означает снижение цены страховки на 40%.

Что нужно для оформления договора?

Хотя Ростехнадзор и исключил лифты из перечня опасных производственных объектов, все равно, наличие страхового полиса — одно из необходимых условий законности использования вашего подъемника. Более того, Ростехнадзор имеет право явиться с проверкой техсостояния лифтового хозяйства. При выявлении отсутствия страховки будут выписаны штрафы как на юрлицо, в ведении которого остается подъемник, так и на должностное лицо, ответственное за получение полиса.

Для оформления страховки понадобятся такие документы:

  • заявление;
  • документ о регистрации объекта в реестре;
  • карточка учета;
  • техдокументация на объект;
  • реквизиты организации.

Правильно заполнить все бумаги вам помогут сотрудники выбранного страхового агентства.

Что грозит тем, кто игнорирует закон?

Делать этого не стоит, ведь ответственность в данном случае хоть и является административной, но все же здорово бьет по карману.

Для юридических лиц за несоблюдение требований законодательства предусмотрен штраф от 300 тысяч до полумиллиона рублей. Для должностных - от 15 000 до 20 000 руб.

Если учесть, что максимальная стоимость страховки не превышает 150 тысяч, расходы могут быть немалыми. Кстати, если проверяющая организация выяснит, что лифт использовался без страховки, с собственников жилья все равно будет взыскана причитающаяся сумма. Даже если со времени неправомерной эксплуатации прошло уже несколько лет.

Что делать в случае аварии?

А что же делать в том случае, когда с лифтом произошел некий конфуз? Прежде всего — спасать потерпевших! Для начала следует обеспечить оказание первой помощи, а при необходимости вызвать скорую.

Также следует документировать все обстоятельства происшествия с применением фото или видеофиксации, а также немедленно вызвать сотрудников управляющей компании. Если результатом аварии стала гибель человека, следует немедленно вызвать сотрудников правоохранительных органов.

На протяжении суток после происшествия необходимо проинформировать об этом страховую организацию, выдавшую полис. Далее нужно просто следовать инструкциям страховщика.

Что является страховым случаем?

Таким событием признается любая авария, в результате которой был нанесен вред здоровью или жизни граждан. Например, таковым может считаться отказ аварийного тормоза, из-за чего лифт очень быстро спускается на самый нижний этаж, а люди, находящиеся в нем, могут получить травмы различной степени тяжести.

Для получения выплаты необходимо обратиться в соответствующую СК и предоставить необходимые документы.

Какую компенсацию можно получить?

В данном случае все зависит от степени тяжести полученного увечья. Страховая организация обязана возместить пострадавшему все суммы, потраченные на лечение, если они подтверждены чеками.

В случае смерти пассажира его семья может рассчитывать на максимальную компенсацию в размере 2 миллионов российских рублей. Кроме того, дополнительно будет выплачено 25 тысяч на расходы, связанные с погребением.

Компенсацию можно получить даже в том случае, когда лифт не был застрахован. Пострадавшему следует обратиться в Национальный союз страхования ответственности (НССО).

"отсутствие проверок и государственного контроля за состоянием лифтов сослужили плохую службу" - не согласен с автором статьи. Так как лифты по прежнему продолжали обслуживаться специализированными организациями по договору. По прежнему работает обслуживающий лифты персонал (тот же самый, заметьте). Выполняются графики обслуживания и ремонта. Т.е. в режимном плане и плане обслуживания лифтов ничего не поменялось. А это - безопасность. Значит безопасность не уменьшилась с этой стороны.
Дело в износе.
И Ваша фотография "потрёпанного временем" лифта как раз говорит об обратном - о предыдущих многих годах безнадзорщины!
На ум приходит, что и сам дом (где установлен этот лифт) в подобном "убитом" состоянии: кровля протекает, мыши бегают, радиаторы холодные. Разруха одним словом.
Согласен с Вами, что "замена лифта – это очень затратная процедура"
Но!
Выход есть - низкие процентные ставки по кредитам! Под 0 или 5% уже можно покупать лифты. Разве жители откажутся? Сделали хороший механизм - собственников жилья. Пусть ТСЖ на собрании примет решение.
А вот низкие процентные ставки - этого надо требовать от Центробанка.

Центробанк - вот кто настоящий злодей! 70 руб за доллар - написано же у него в функциях - держать национальную валюту. В 2 раза обесценил! И ничего, терпим.

Ещё у меня вопрос - та авария в Алых парусах 14 января http://www.1tv.ru/news/social/299941 , когда погибла известная девушка - ваша коллега, кстати, - резонансное дело - было бы любопытно ознакомиться с материалами расследования аварии Ростехнадзора. Как понимаю, тот лифт был новый - моложе 25 лет.
Вопрос:
1. Изготовитель лифта?
2. Кто монтировал?
3. Как принимался в эксплуатацию?
4. Какая организация обслуживала (уровень профессионализма людей)
5. Обслуживающий персонал(уровень профессионализма людей)?
6. Были ли инциденты и аварии до момента происшествия?
7. Журнал по лифту посмотреть бы
8. Проверить знания у обслуживающего персонала внепланово.

Спасибо за статью! Продолжайте, а мы будем "критиковать", если Вы не против.

Направьте запрос, пожалуйста, в Ростехнадзор, с запросом предоставить материалы расследования в т.ч. Акт расследования, т.к.:

1. погибла ваша коллега
2. погибшая критиковала "безобразие с лифтами"
3. происшествие затрагивает интересы неограниченного количества граждан
4. Материалы расследования скрыты от общественности (по умыслу или по не умыслу)
5. Материалы расследования прольют свет на произошедшее и возможно вскроют уровень "бедствия"
6. это ваша прямая обязанность - освещать произошедшие события и доносить общественности.
7. граждане РФ требуют опубликования результатов.

Российская Госдума одобрила очередной законопроект. Он касается лифтов, которые есть в каждом многоэтажном доме. Теперь эти, необходимые гражданам средства транспортировки между этажами, вновь отнесены в категорию опасных производственных объектов, а это значит, что повышаются требования к их безопасности. Соответствующие изменения будут внесены и Градостроительны й кодекс Российской Федерации. Чем это было вызвано?

Согласно данным печальной статистики, которая приводилась в Госдуме и имеется в распоряжении специалистов, за четыре месяца, с конца 2015 года, в стране наблюдался какой-то «лифтопад». За это время в результате 20 аварий погибло 14 человек, а получили травмы 10. Статистика еще печальнее, если взять данные за последние пять лет. За этот период из-за аварий и несчастных случаев с лифтовым оборудованием лишились жизни 73 человека.

Эти печальные цифры специалисты объясняют двумя главными причинами:

Во-первых , по некоторым данным, в России сегодня эксплуатируется около 430 тысяч лифтов, из которых свыше 120 тысяч – устарели и морально, и физически. Их требуется менять. Еще 10 тысяч подъемных механизмов ежегодно пополняют их число, ибо заканчивается срок их безопасной эксплуатации. Это ведет к гигантским затратам. На замену устаревших лифтов потребуется не меньше 200 миллиардов рублей.

Вторая причина – нехватка квалифицированны х специалистов. По некоторым данным на одного специалиста в той же Москве может приходиться до 200 лифтов. Каждый из них должен периодически осматриваться, на лифтах требуется проводить профилактические и регламентные работы. По существующим требованиям в домах, где не больше 10 этажей монтируется один лифт на подъезд. В зданиях, где от 11 до 17 этажей лифтов должно быть два – «пассажирский» и грузовой, а в более высоких домах уже четыре лифта. Одним словом, если в стране ежегодно монтируется около 35 000 новых лифтов, то нехватка специалистов закономерная вещь.

Сегодня проблемами безопасности в этой сфере занимается множество организаций – от Росстандарта и МЧС, до Минприроды. На практике это означает только то, что нет конкретной организации, которая отвечает за все, от лицензирования обслуживающих лифтовое хозяйство организаций, до контроля за эксплуатацией и заменой оборудования. Положение усугубляется тем, что в 2013 году лифты были выведены из категории «опасных производственных объектов». Именно это могло привести к общему снижению уровня контроля за безопасность лифтов и как результат – рост аварийности да еще с человеческими жертвами.

Этот последний фактор и вызвал появление нового законодательного акта. Лифты снова становятся «опасными», а контроль за их монтажом, обслуживанием и эксплуатацией будет ужесточен, как и за теми, кто этими работами занимается.

P.p.s. Друзья, хочу Вам также порекомендовать "Генератор исполнительной документации - Генератор-ИД" от сайта ispolnitelnaya.com . Программа настолько простая и действенная, что сэкономит кучу времени. Всем советую ознакомиться!!!

Федеральный закон от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте» (п. 4 ч. 1 ст. 5, ч. 8 ст. 29) прямо упоминает лифты в качестве опасных объектов, владельцы которых обязаны осуществлять обязательное страхование.

Д.П. Гордеев,

ведущий юрисконсульт направления «Городское хозяйство» Фонда «Институт экономики города»

В этой статье вы прочитаете:

  • Обязательное страхование лифтов как опасных объектов
  • На ком лежит ответственность за страхование лифтов в жилых домах

Обязательное страхование лифтов как опасных объектов является актуальным вопросом для жильцов МКД.

Согласно приложению 1 «Опасные производственные объекты» к Федеральному закону от 21.07.1997 № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производствен-ных объектов» лифты первоначально входили в состав опасных производственных объектов (ОПО) как объекты, на которых используются стационарно установленные грузоподъемные механизмы. Из этого исходил и приказ Госгортехнадзора России от 27.08.2001 № 115 «О Переч-не технических устройств, применяемых на опасных про-изводственных объектах и подлежащих обязательной сертификации», лифты были отнесены к техническим устройствам, применяемым на ОПО. Но с 15 марта 2013 г. формулировка п. 3 упомянутого приложения была допол-нена скобкой «(за исключением лифтов, подъемных платформ для инвалидов)», и лифты выпали из указан-ного перечня.

Подробнее разобраться в теме вы можете на наших курсах повышения квалификации:

В настоящее время лифты в многоквартирных домах Федеральным законом от 27.07.2010 № 225-ФЗ (далее -Закон № 225-ФЗ) недвусмысленно причислены к опасным производственным объектам, которые подлежат обяза-тельному страхованию их владельцами гражданской от-ветственности за причинение вреда в результате аварии. Кто является владельцем лифта и обязан осуществлять обязательное страхование лифтов в жилых домах?

Закон № 225-ФЗ устанавливает, что владелец опас-ного объекта - это юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, владеющие опасным объектом на праве собственности, праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании и осуществляющие эксплуатацию опасного объекта (п. 4 ст. 2). Таким образом, владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ является лицо, которое одновременно:

1) является юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем. Поэтому, в частности, к числу вла-дельцев лифта в понимании Закона № 225-ФЗ не могут быть отнесены граждане, являющиеся соб-ственниками помещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предпринимателями;

2) владеет опасным объектом на праве:

Собственности. Теоретически это может быть:

Организация или индивидуальный предприниматель, которые имеют в собственности все помещения в до-ходном многоквартирном доме;

Собственник индивидуального жило-го дома, в котором есть лифт;

Хозяйственного ведения. Например, го-сударственное или муниципальное пред-приятие (за исключением казенного предприятия), которому многоквартир-ный или жилой дом передан публично-правовым образованием в хозяйствен-ное ведение;

Оперативного управления - например, государственное или муниципальное учреждение, а также казенное предпри-ятие, которому многоквартирный или жилой дом передан публично-правовым образованием в оперативное управле-ние. Передача в оперативное управле-ние только лифта представляется невоз-можной;

На ином законном основании. Например, это может быть арендатор, который арендовал многоквартирный дом (все помещения в таком доме и все его эле-менты, включая лифт). Аренда только лифта автором исключается;

3) осуществляет эксплуатацию опасного объекта. Термин «эксплуатация» понимает-ся как «ввод опасного объекта в эксплуата-цию, использование, техническое обслужи-вание, консервация, ликвидация опасного объекта, а также изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт техниче-ских устройств, применяемых на опасном объекте» (п. 5 ст. 2 Закона № 225-ФЗ). Ины-ми словами, это и использование лифта в качестве средства передвижения, и его техническое обслуживание, ремонт и иные связанные с этим действия. Если отдельно рассматривать третье обязательное условие статуса «владелец опасного объекта», то под этот пункт, в частности, подпадают и управляющие организации, и товарище-ства собственников жилья, и жилищные кооперативы, а также собственники и поль-зователи помещений в многоквартирном доме.

В абсолютном большинстве случаев ни управляющая организация, ни товарищество собственников жилья или жилищный коопе-ратив не являются владельцами лифтов, принадлежащих собственникам помещений в многоквартирном доме. Поэтому можно определенно утверждать, что если весь многоквартирный дом (все помещения в нем) не находится в единоличной собственности частной управляющей организации, то она не может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ.

Управляющая организация государствен-ной или муниципальной формы собствен-ности может считаться владельцем опасного объекта в понимании Закона № 225-ФЗ только в том случае, если ей в хозяйственное ведение или оперативное управления пере-дан весь многоквартирный дом.

Товарищество собственников жилья ни-когда не может являться единоличным соб-ственником лифта в многоквартирном доме и поэтому не может быть отнесено к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий. Случаи, когда ТСЖ является собственником отдельных индивидуально определенных по-мещений в многоквартирном доме, единичны и с правовой точки зрения сомнительны. Но даже тогда лифты являются общей доле-вой собственностью собственников помеще-ний в многоквартирном доме.

Жилищно-строительный или жилищный кооперативы могут быть собственниками многоквартирного дома и, соответственно, лифта - до момента полной выплаты пая хотя бы одним членом такого кооператива. Как только такая выплата полностью произведе-на, единоличная собственность кооператива на весь дом (на все помещения в доме) пре-кращается и возникают индивидуальная собственность кооператива и такого первого члена кооператива на соответствующие квартиры и индивидуально определенные нежилые помещения и общая долевая соб-ственность на общее имущество в много-квартирном доме (в т. ч. и на лифт). В таких случаях жилищно-строительные или жилищ-ные кооперативы не могут быть отнесены к числу владельцев лифта по установленной п. 4 ст. 2 Закона № 225-ФЗ совокупности условий.

По этой же причине, в частности, к числу владельцев лифта не могут быть отнесены граждане, являющиеся собственниками по-мещений в многоквартирном доме, но не являющиеся индивидуальными предприни-мателями.

Представленные выводы основаны на анализе и толковании текста Федерального закона от 27.07.2010 № 225-ФЗ «Об обяза-тельном страховании гражданской ответ-ственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте». На такое понимание не влияет тот факт, что в Техническом регла-менте о безопасности лифтов, утв. постанов-лением Правительства РФ от 02.10.2009 № 782, под владельцем лифта понимался «собственник (собственники) здания (соору-жения) или его части, в котором находится лифт, собственники помещений в много-квартирном доме на праве общей долевой собственности, организации, в хозяйствен-ном ведении или оперативном управлении которых находится здание (сооружение)». Если бы такое же понимание было и в За-коне № 225-ФЗ, то лицами, обязанными осуществлять обязательное страхование лифтов как опасного объекта в самом распространен-ном случае являлись бы собственники по-мещений в многоквартирном доме.

Но Закон № 225-ФЗ, принятый позднее Технического регламента о безопасности лифтов, исполь-зует другую формулировку. Кроме того, постановлением Правительства РФ от 16.11.2012 № 1175 постановление Прави-тельства РФ от 02.10.2009 № 782 признано утратившим силу с 15 февраля 2013 г. Соот-ветственно, апеллирование к содержащейся в нем формулировке понятия «владелец лифта» уже не актуально. Решением Комис-сии Таможенного союза от 18.10.2011 № 824 был принят технический регламент Таможен-ного союза «Безопасность лифтов», в кото-ром понятие «владелец» или «собственник» лифта не раскрывается.

В некоторых регионах были случаи об-ращения в суд контролирующих органов об обязывании управляющих организаций про-извести страхование лифтов в многоквар-тирном доме, приравняв понятие «управле-ние многоквартирным домом» к понятиям «право хозяйственного ведения» или «право оперативного управления» либо к понятию «на ином законном основании и осуществля-ющие эксплуатацию опасного объекта». С этим по формальным основаниям нельзя согласиться.

В соответствии с нормами Жилищного кодекса РФ (ст. 162 и 164) и Правил содер-жания общего имущества в многоквартир-ном доме, утв. постановлением Правитель-ства РФ от 13.08.2006 № 491, управляющая организация имеет перед собственниками помещений в многоквартирном доме в от-ношении лифтов только обязательства по содержанию и ремонту их как элементов общего имущества в многоквартирном доме. Ни многоквартирный дом, ни общее имуще-ство в многоквартирном доме, ни лифт не передаются в соответствии с нормами гражданского и жилищного законодатель-ства во владение управляющей организации ни на одном установленном гражданским законодательством основании.

Ключевые проблемы

  • Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре?
  • Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов?
  • Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов?
  • Нужно ли страховать лифты?

Является ли лифт ОПО и к какому классу относится?

Лифты относятся к грузоподъемным механизмам. Их эксплуатация связана с потенциально высокими рисками аварии. Поэтому они считались опасными производственными объектами (далее - ОПО). Как любые ОПО, они должны были быть зарегистрированы в Ростехнадзоре. Однако 4 марта 2013 года в Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности» (далее - Закон № 116-ФЗ) были внесены поправки. В результате лифты исключили из категории ОПО. Также не упоминаются они и в классификаторе ОПО, а значит, у них нет класса опасности.

Вместе с ними перестали считаться ОПО и подъемные платформы для инвалидов (п. 3 Приложения 1 к Закону № 116-ФЗ).

Обязательная регистрация в Ростехнадзоре лифтов как ОПО была отменена с 15 марта 2013 года, когда поправки вступили в силу. Но фактически лифты остались ОПО. Такой вывод можно сделать из нормативных актов, принятых вслед за выводом лифтов из категории ОПО.

В первую очередь это ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов»,ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования», ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации». Владельцы лифтов обязаны их страховать. Кроме того, за Ростехнадзором оставлена функция надзора за эксплуатацией лифтов.

Но обо всем по порядку.

Зачем снимать лифт с регистрации в Ростехнадзоре

До 1 января 2014 года владельцам лифтов рекомендовалось вывести их из реестра ОПО. Возникал вопрос, зачем это делать, если они и так больше не считаются ОПО. Однако разумное зерно в этом есть. Если лифт остался в реестре, у инспектора Ростехнадзора есть формальное основание провести проверку на предмет того, как выполняются требования промбезопасности. При этом будет проведено полное обследование грузоподъемного механизма, проверены такие документы, как положение о производственном контроле, план ликвидации аварийных ситуаций, заключение экспертизы промбезопасности др. И такие проверки могут проводиться раз в год.

Если выявят нарушения, штрафа не миновать. А возможно и приостановление деятельности организации. Воспрепятствовать деятельности инспектора в ходе проверки работодатель не сможет. Останется только надеяться на успешное обжалование действий и решений проверяющих. Но ведь на это уйдет немало сил и времени. Поэтому проще написать заявление в Ростехнадзор с просьбой исключить лифт из реестра ОПО.

К заявлению нужно приложить:

  • ранее выданную карту учета исключаемого ОПО;
  • ранее выданное свидетельство о регистрации опасного(ых) производственного(ых) объекта(ов);
  • копии документов, подтверждающих:

а) ликвидацию и вывод из эксплуатации ОПО (списания с баланса);

б) сдачу в аренду ОПО (заверенные нотариально);

в) консервацию (на срок не менее года) ОПО;

г) смену организации - владельца ОПО;

д) факт купли-продажи ОПО (заверенные нотариально);

е) изменения на ОПО, в связи с которыми у объекта не стало признаков опасности (дегазация, акт отключения от газоснабжения и т. д.) (Пункт 23.3.1 Административного регламента Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606)).

Кто проверяет соблюдение правил эксплуатации лифтов

Хотя теперь лифты не являются ОПО, но надзор за их правильной эксплуатацией не отменили. Правда, теперь основой является ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов». На соответствие его требованиям и проводятся проверки.

Контроль за проектированием, изготовлением и монтажом ведет Росстандарт, а в процессе эксплуатации за выполнением норм промбезопасности следит Ростехнадзор. Но во время строительства и реконструкции объектов капитального строительства (дома, производственные здания и т. п.) контроль опять переходит к Ростехнадзору (подп. «в» п. 1 постановления Правительства РФ от 13 мая 2013 г. № 407).

И здесь мы получаем еще одно подтверждение, что лифт - все же весьма опасное сооружение.

Порядок проверки и ее сроки установленыАдминистративным регламентом по исполнению Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований технического регламента Таможенного союза «Безопасность лифтов» (Утвержден приказом Ростехнадзора от 19 декабря 2013 г. № 631).

Какие документы регламентируют безопасную эксплуатацию лифтов

Итак, владельцам лифтов необходимо соблюдать требования, установленные:

  • ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принятрешением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824);
  • ГОСТ Р 55963-2014 «Лифты. Диспетчерский контроль. Общие технические требования» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 92-ст);
  • ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст);
  • ГОСТ Р 55965-2014 «Лифты. Общие требования к модернизации находящихся в эксплуатации лифтов» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 94-ст);
  • ГОСТ Р 55966-2014 (CEN/TS81-76:2011) «Лифты. Специальные требования безопасности к лифтам, используемым для эвакуации инвалидов и других маломобильных групп населения» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 95-ст);
  • ГОСТ Р 55967-2014 (ЕН 81-21:2009) «Лифты. Специальные требования безопасности при установке новых лифтов в существующие здания» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 96-ст);
  • ГОСТ Р 55969-2014 «Лифты. Ввод в эксплуатацию. Общие требования» (утвержден приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 98-ст);
  • Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте».

Предупреждает

Владимир ИВАНОВ,

Системы добровольной сертификации организаций, специалистов, продукции и технологических процессов в области охраны труда (Москва)

Чтобы ввести в эксплуатацию лифт, необходимо провести оценку его соответствия Техническому регламенту ТР ТС 011/2011. Для этого нужно подать заявку в аккредитованную лабораторию, которая проведет исследование. Затем владелец лифта должен оформить декларацию соответствия, приложив к ней результаты исследований, проектную документацию, паспорт лифта, монтажный чертеж, протокол проверки функционирования лифта.

В настоящий момент нет документов, регламентирующих постановку на учет лифтов в государственном реестре. Однако существует проект постановления Правительства РФ, которым будет утвержден порядок ввода в эксплуатацию. Им предусматривается ведение учета лифтов в Ростехнадзоре. Там же будет прописан порядок подачи документов. Данный документ можно рассматривать как возврат к оценке лифтов в качестве ОПО.

Нужно ли страховать лифты

Выведя лифты из класса ОПО, законодатель все же признает их ОПО. Это вытекает из обязанности владельца лифта застраховать свою гражданскую ответственность.

Базовые ставки страховых тарифов зависят от количества лифтов. Они указаны в пункте 2 раздела 1 постановления Правительства РФ от 1 октября 2011 г. № 808 «Об утверждении страховых тарифов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте, их структуры и порядка применения страховщиками при расчете страховой премии».

Так, если в организации имеется не более 5 лифтов, базовая ставка страхового тарифа будет составлять 0,05 процента от страховой суммы. Если лифтов в организации от 6 до 10, базовая ставка поднимется до 0,10. Самая большая ставка предусмотрена для владельцев более 150 лифтов. В этом случае она составляет 1,5 процента от страховой суммы.

Размер страховой суммы для лифтов составляет 10 000 000 рублей (подп. «в» п. 2 ст. 6 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 225-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте»).

СП = (СС × СТ) : 100 , где

СП - стоимость полиса или страховая премия;

СС - страховая сумма;

СТ - страховой тариф.

Нетрудно определить, что минимальная стоимость полиса составляет 5000 рублей, а максимальная - 150 000 рублей.

В зависимости от уровня безопасности объекта страховая компания вправе применить понижающий коэффициент. На период с 1 января 2014 года по 31 декабря 2015 года установлен интервал понижающих тарифов от 0,7 до 1. С 1 января 2016 года граница интервалов расширится и составит от 0,6 до 1.

Таким образом, если страховщик сочтет возможным использовать максимальный понижающий коэффициент, то владелец не более 5 лифтов заплатит за страховку не 5000, а 3500 рублей.

За отсутствие страхового полиса собственник лифта может быть оштрафован на сумму от 300 000 до 500 000 рублей, а руководитель организации - от 15 000 до 20 000 рублей (ст. 9.19 КоАП РФ).

Ответы на ваши вопросы

Нужно ли страховать лифты в ТСЖ?

В жилом многоквартирном доме есть несколько лифтов. Нужно ли их страховать и кто выступает страхователем, если жильцы организовали ТСЖ?

Валерий ПЕТРОВ, специалист отдела кадров (Киров)

Если владельцем лифтов является ТСЖ, оно и выступает страхователем. Если же ТСЖ наняло управляющую компанию, передайте ей полномочия на оформление страховки.

Что будет интересовать Ростехнадзор при проверке лифтов?

Ждем плановую проверку Ростехнадзора. Они сообщили, что будут инспектировать лифты. Что их будет интересовать?

Алиса ВОРОБЬЕВА, инженер по охране труда (Вологда)

Инспекторы будут интересоваться, как владелец лифта проводит оценку соответствия лифта безопасности, есть ли у него полис обязательного страхования гражданской ответственности, соблюдает ли он требования ГОСТ Р 55964-2014 и Технического регламента ТР ТС 011/2011. Проведут визуальный осмотр здания, где установлены лифты. Проверят также и документы собственника.

Самые необходимые нормативные акты:

Документ

Поможет вам

ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» (принят решением Комиссии Таможенного союза 18 октября 2011 г. № 824)

Выяснить, на какие лифты распространяется действие регламента

ГОСТ Р 55964-2014 «Лифты. Общие требования безопасности при эксплуатации» (введен в действие приказом Росстандарта от 6 марта 2014 г. № 93-ст)

Вспомнить, какие требования установлены для безопасной эксплуатации лифта

Административный регламент Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по исполнению государственной функции по регистрации опасных производственных объектов и ведению государственного реестра опасных производственных объектов (утвержден приказом Ростехнадзора от 4 сентября 2007 г. № 606).

Понять, какой порядок установлен для проверки собственников лифтов инспекторами Ростехнадзора

Узнать размер страховой суммы для лифта

Уточнить размер страхового тарифа для лифта

Запомните главное:

1 Лифт не является ОПО и не имеет класса опасности.

2 Лифт необходимо снять с учета в Ростехнадзоре как ОПО. Иначе в ходе проверки Ростехнадзора к нему будут применяться требования как к ОПО.

3 Проверкой эксплуатации лифтов по-прежнему занимается Ростехнадзор. А на стадии проектирования и монтажа в некапитальных строениях - Росстандарт.

4 Владельцам лифтов нужно соблюдать требования ТР ТС 011/2011 «Технический регламент Таможенного союза. Безопасность лифтов» и ряда стандартов, например, ГОСТ Р 55964-2014.

5 Владелец лифта должен застраховать свою гражданскую ответственность. Иначе ему грозит штраф до 500 000 рублей.

Алексей СУТЯГИН,
главный редактор журнала
« Охрана труда: просто и понятно»

Новое на сайте

>

Самое популярное