Домой Полезные советы Мужская и женская безработица. Уровень безработицы по полу и виду поселения в процентах

Мужская и женская безработица. Уровень безработицы по полу и виду поселения в процентах

(без корректировки сезонных колебаний)в процентах

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское
население

Сентябрь

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе 2014г. составил 36 лет. Молодежь до 25 лет среди безработных составляет 23,7%, в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,5%, 20-24 лет - 19,2%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,5%) и 20-24 лет (12,5%). По сравнению с январем 2013г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,9 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет - уменьшился на 1,2 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2014г. составил 14,2%, в том числе среди городского населения - 12,1%, среди сельского населения - 19,8%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,1 раза, в том числе среди городского населения - 3,6 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 33,6% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 28,7% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 36,3%, среди городских - 23,9%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 23,6% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2014г. их численность по сравнению с январем 2013г. уменьшилась на 219 тыс.человек, или на 18,2% и составила 1 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 14,7% составляет молодежь до 20 лет, 47,4% - от 20 до 24 лет, 17,1% - от 25 до 29 лет.

В январе 2014г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,2%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 26,5% (в январе 2013г. - соответственно 18,6% и 25,6%).

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.


В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.


в процентах

Всего Мужчины Женщины Городское население Сельское население
2011г.
Январь 7,8 8,4 7,1 6,5 11,4
Февраль 7,6 8,3 6,8 6,3 11,2
Март 7,1 7,9 6,3 6,2 10,0
Апрель 7,2 7,9 6,5 5,9 11,0
Май 6,4 6,6 6,2 5,3 9,5
Июнь 6,1 6,4 5,7 5,2 8,5
Июль 6,5 6,9 6,2 5,6 9,2
Август 6,1 6,2 6,0 5,2 8,9
Сентябрь 6,0 6,5 5,5 5,1 8,7
Октябрь 6,4 6,6 6,1 5,5 9,0
Ноябрь 6,3 6,6 6,0 5,2 9,5
Декабрь 6,1 6,3 6,0 5,0 9,6
2012г.
Январь 6,6 6,9 6,2 5,3 10,4

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в январе 2012г. составил 34,7 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 28,4% (в декабре 2011г. - 26,8%), в том числе в возрасте 15-19 лет - 4,7%, 20-24 лет - 23,7%. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет (32,8%) и 20-24 лет (15,7%). По сравнению с декабрем 2011г. уровень безработицы в возрасте 15-19 лет снизился на 2,2 процентного пункта, в возрасте 20-24 лет увеличился на 2,9 процентного пункта.

В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 лет уровень безработицы в январе 2012г. составил 17,2%, в том числе среди городского населения - 15,4%, среди сельского населения - 21,6%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 лет по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 3,4 раза, в том числе среди городского населения - 4,1 раза, сельского населения - 2,4 раза.

Продолжительность поиска работы. Среди безработных 28,9% составляют лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 34,9% безработных (застойная безработица).

Среди сельских жителей доля застойной безработицы составила 42,0%, среди городских - 30,2%.

Наличие опыта работы. В численности безработных 29,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В январе 2012г. их численность по сравнению с декабрем 2011г. увеличилась на 143 тысячи и составила 1,4 млн.человек. В числе безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, 12,7% составляет молодежь до 20 лет, 49,5% - от 20 до 24 лет, 21,3% - от 25 до 29 лет.

В январе 2012г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 18,7%, а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 26,1%.

Безработица по федеральным округам. Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Северо-Кавказском федеральном округе.

Данные по субъектам Российской Федерации приведены в приложении.

В целях повышения представительности данных об экономической активности населения показатели занятости и безработицы по субъектам Российской Федерации приводятся в среднем за три последних месяца.

Заключение

Итак, задачи данной курсовой работы выполнены: раскрыты основные понятия безработицы и занятости; виды, причины и последствия безработицы.

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Особенно остро проблема безработицы стоит сейчас перед Россией, что не удивительно, т.к. состояние экономики России сейчас удручающее. Огромный экономический спад, развалив промышленность, не мог не затронуть рынок труда.

В данный момент в России преобладает циклическая безработица, вызываемая сменой фаз в промышленном цикле, т. е. зависит от экономических циклов. Это безработица, связанная с невозможностью найти работу по любой специальности в связи с общим низким совокупным спросом на труд. Именно она вызывается кризисными спадами производства. Циклическая форма безработицы характерна для фаз депрессии (застоя) и спада экономического цикла, т. е. для периодов спада деловой активности. С переходом к оживлению и подъему число безработных становится меньше.

Для сглаживания негативных последствий такого вида безработицы необходимы разработка и принятие специальных программ обеспечения занятости, финансируемых государством.

Список литературы

1. Борисов Е.Ф. Экономическая теория: учеб. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008

2. Валовой Д.В. Рыночная экономика. Возникновение, эволюция и сущность. – М.: Инфра-М, 2003 Райзберг Б.А. Курс экономики. – М.: Инфра-М, 2004

3. Куликов Л.М. Основы экономической теории: учеб. пособие. – М.: Финансы и статистика, 2005

4. Данные взяты с сайта http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d03/37.htm


Безработица по полу и месту проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%.Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.

Численность безработных и уровень безработицы
по полу и месту проживания

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское
население

Тыс.человек

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

В процентах

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения -
2,2 раза.

Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта.

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%.По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца.Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.

В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.

Структура безработных по наличию опыта работы
и обстоятельствам незанятости

Безработные

Имеют
опыт
работы

Из них оставили
прежнее место работы в связи с

Не имеют опыта
работы

высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией организации, собственного дела

увольнением по собственному желанию

Тыс.человек

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

В процентах

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.

2.2 Измерение безработицы

Разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы может иметь чисто статистическую природу. Чтобы проверить, насколько оправданно такое предположение, необходимо четко представлять, как они конструируются и измеряются.

Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативные подхода к измерению масштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практике различных стран: 11

(1) по результатам переписей населения или регулярных выборочных обследований рабочей силы;

(2) на основе официальных оценок, которые рассчитываются органами государственной статистики путем комбинирования данных из различных доступных источников;

(3) по регистрациям в службах занятости;

(4) по численности лиц, получающих страховые выплаты по безработице.

Российские официальные публикации содержат оценки всех четырех типов. Они отражают различные аспекты функционирования рынка труда и до известной степени дополняют друг друга. Однако базовыми можно считать два способа измерения безработицы - первый, при котором статус безработного определяется на основе выборочных обследований рабочей силы исходя из критериев Международной организации труда (в соответствии со сложившейся практикой мы будем говорить в таких случаях о "методологии МОТ"), и третий, при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости. Соответственно рассчитываются два взаимодополняющих показателя - общей (или "мотовской") и регистрируемой безработицы. 12

При межстрановых сопоставлениях предпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и в большей мере свободны от искажающего влияния административной практики учета безработных. В странах с большой территориальной протяженностью и сложным государственным устройством (таких как Россия) они обеспечивают получение сопоставимых данных по региональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильно колебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у них финансовых ресурсов.

В России методы оценки общей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета по статистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы - по линии Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В дореформенный период статистическая информация о масштабах общей безработицы, ее структуре и продолжительности отсутствовала. Регулярные обследования населения по проблемам занятости были внедрены лишь с осени 1992 года. Что касается статистики регистрируемой безработицы, то и ее "возраст" не намного больше: соответствующие данные стали доступны с середины 1991 года после принятия Закона "О занятости населения в Российской Федерации" и учреждения Государственной службы занятости.

В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой. Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Характеристики и поведение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, как показал анализ, во многом сходны, но есть и различия. Те и другие близки по возрастным категориям, (средний возраст 30 - 39 лет), семейному положению. Мало чем отличаются они и по продолжительности занятости и длительности поиска работы, по отраслевой принадлежности и профессионально-должностным группам, по обстоятельствам незанятости. 13

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

Сентябрь

Июль

Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

Профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки (определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим дипломом, свидетельством или приказом предприятия, продолжительностью работы по данной специальности и уровнем квалификации (разряд, класс, категория));

Условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), (т.е. оплате и охране труда);

Состоянию здоровья;

Транспортной доступности рабочего места.

Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

Предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

3.3Федеральная государственная служба занятости населения (фгсзн) и центры занятости, их цели, задачи и функции

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Государственная служба занятости населения включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" полномочия;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

Функции ГСЗ:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства

Оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;

Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказазание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Организация общественных работ.

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В 2006 г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в Интернет.

Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - это:

    совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

    мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

    обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

    активный поиск и подбор рабочих мест;

    финансирование создания новых рабочих мест;

    организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты - социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияет множество факторов и условий:

Международные трудовые нормы, устанавливающие основные права: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр,;

Сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп;

Разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА

Производительность труда характеризует эффективность труда в материальном производстве. Это не только один из важнейших показателей эффективности производства, но и показатель, имеющий большое экономическое и социальное значение на макроуровне. Граждане той страны, где достигнута наивысшая производительность труда, должны иметь и самый высокий уровень жизни.

Гендерное неравенство на рынке труда проявляется не только в дискриминационных явлениях в сфере занятости, но и в гендер-ной асимметрии, наблюдаемой в таком явлении, как безработица. Гендерная дифференциация существует в уровне безработицы, в способах, времени поиска работы, причинах ее потери.

Жесткое влияние безработица оказывает на женщин по крите­риям длительности поиска работы, частоты попадания и длитель­ности нахождения в этом статусе. Женская безработица более за­тяжная, женщины часто «уходят» в домохозяйство, отчаявшись найти работу, меняют статус безработных на статус домохозяек, создавая иллюзию «выхода из ситуации». Большинство безработ­ных мужчин достаточно быстро находят новую работу, а основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, те­ряют ее навсегда.

Доля женщин среди безработных, ищущих работу более года, на протяжении последних 10 лет всегда была выше, чем мужчин. В 2001 г., например, у женщин этот показатель составил 40,5%, у мужчин - 33,9%.

Женщин чаще увольняют (в 2001 г. среди безработных женщин уволены 27,1%, среди мужчин - 23%), мужчины чаще уходят по собственному желанию (в 2001 г. среди безработных женщин 22,4% ушли сами, среди мужчин - 29,5%). Среди уволенных по собствен­ному желанию женщин только 39% (и 25% по данным зарегистри­рованной безработицы).

По способам поиска работы безработные мужчины и женщи­ны также отличаются: например, в 2002 г. среди обратившихся в государственную службу занятости женщин - 54%, в коммерче­скую - 43%, к объявлениям - 46%, к друзьям - 45%, к работо­дателям - 42%.

Можно выделить ряд наиболее вероятных причин, влияющих на разрыв уровня безработицы по полу. Причины превышения уров­ня женской безработицы над мужской:

» объективная дискриминация;

Структурный фактор;

Субъективная дискриминация.

Причины превышения уровня мужской безработицы над жен­ской: более высокая конкуренция на «мужских» ра­бочих местах; более активное и рискованное поведение в поиске высоко­оплачиваемой работы.

Женщины чаще заняты на второстепенных работах. Объектив­ная дискриминация женщин со стороны администрации предпри­ятий основана на том, что женщины чаще, чем мужчины, имеют перерывы в работе, связанные с рождением детей, уходом за боль­ными членами семьи и выполнением семейных обязанностей. Та­ким образом, разделение ролей в семье влияет на разделение труда в сфере занятости, на статус женщин и мужчин, на потенци­альную возможность потерять или найти работу.

Независимо от реального количества семейных обязанностей женщины субъективно воспринимаются как нестабильные, неэф­фективные работники. Стереотип женщин как «худших» работни­ков влияет на динамику увольнения женщин, формируя субъек­тивную дискриминацию.

Преобладание женщин среди безработных связано и с отрасле­вой структурой экономики. Часто «женские» рабочие места и про­фессии исчезают в ходе структурной перестройки экономики. На­пример, в России начала 90-х годов среди безработных женщин большинство были инженерами, работницами конструкторских бюро и технических отделов. Размер фонда зарплаты советского предприятия зависел от штата сотрудников, который был раздут за счет введения инженерных должностей, занимаемых в основ­ном женщинами. Реальный уровень их квалификации был доста­точно низок, эти должности и сокращали в первую очередь.

С другой стороны, женщины лучше, чем мужчины, защищены от колебаний экономического цикла, так как существуют «жен­ские» рабочие места, менее подверженные конъюнктурным коле­баниям. В данном случае относительная независимость от эконо­мической нестабильности достигается за счет специфической «дис­криминации» женщин. Так как женщины чаще работают в более трудоемких отраслях, на низкооплачиваемых и малоквалифици­рованных работах, увольнять их работодателю невыгодно. Мужчи­ны также не будут стремиться к получению таких рабочих мест.

Новое на сайте

>

Самое популярное