Домой Полезные советы Основы планирования и финансирования расходов.

Основы планирования и финансирования расходов.

Введение

Глава 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов

Глава 2. Финансирование государственных и муниципальных расходов

2.1 Понятие и принципы государственного финансирования

2.2 Финансирование в форме капитальных вложений

2.3 Сметно-бюджетное финансирование

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Финансовую сторону деятельности государственного аппарата в общих чертах можно описать как совокупность доходов и расходов государства, именуемую еще бюджетом.

Настоящая работа посвящена части этой деятельности, а именно: государственным и муниципальным расходам, а также средствам и способам их финансирования.

Перечень расходов установлен в Бюджетном кодексе РФ в статье 21, которая определяет единые для всей бюджетной системы РФ расходы бюджетной системы. Порядок формирования расходов, необходимых для деятельности органов государственной власти, устанавливается Министерством финансов РФ.

Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что именно от объема расходов зависит финансовое состояние государства, ведь при несовпадении объема расходов с объемами доходов может привести к глубокому финансовому кризису, ярким примером которого является начавшийся в 2008 года в России кризис. В связи с этим, правильное планирование и распределение расходов по периодам обеспечивает устойчивость финансовой системы страны.

Целью настоящей работы является изучение и анализ правовых основ, принципов регулирования расходов бюджетов и их финансирования.

Структура работы – настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы. Первая глава посвящена понятию и классификации государственных и муниципальных расходов. Во второй главе раскрыты способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Глава 1. Понятие и система государственных и муниципальных расходов


Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежных средств для реального обеспечения финансовыми ресурсами выполнения задач и функций, стоящих перед государством (муниципальным образованием). Данные расходы имеют публичный характер.

Выражение государственные (и муниципальные) расходы можно понимать в разных аспектах. Например, как конкретные суммы затрат государства и муниципальных образований, произведенных ими в целях выполнения своих функций и задач.

Вместе с тем данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства и муниципальных образований, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства и муниципальных образований при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.

В процессе деятельности по осуществлению государственных и муниципальных расходов возникает широкий круг отношений, регулируемых финансовым правом, а в связи с ней и другими отраслями права - гражданским, административным и др.

В финансовых правоотношениях в данном случае участвуют государственные и муниципальные предприятия, организации, учреждения, их вышестоящие органы, а также банки, через которые производится выдача средств. В таких правоотношениях могут участвовать и негосударственные или немуниципальные организации, если государственные органы власти или органы местного самоуправления примут специальные решения о выделений им государственных или муниципальных средств.

Государственные и муниципальные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях. Они обладают характерными чертами финансового права и финансовых правоотношений в целом и связанными с ними конкретизирующими особенностями.

Анализируя содержание правовых институтов государственных и муниципальных расходов, следует обратить внимание на их тесную связь с институтами бюджетного права, государственных и муниципальных внебюджетных фондов, финансов государственных и муниципальных предприятий: регулируемые этими институтами отношения получают развитие в процессе осуществления государственных и муниципальных расходов как завершающем этапе реализации государственных и местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, финансовых планов предприятий. На данном этапе происходит использование выделенных для расходов средств всеми их непосредственными получателями.

Это определяет исключительно важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных и муниципальных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего экономному и эффективному использованию государственных и муниципальных денежных средств строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами и приоритетами.

Государственные и муниципальные расходы представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в зависимости от форм собственности субъектов, осуществляющих публичные расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные.

Такую классификацию развивает подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации власти в Российской Федерации: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации (региональные), которые вместе с федеральными составляют государственные расходы; и расходы местного уровня (муниципальные).

В зависимости от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить: а) на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; и б) децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы на финансирование: а) оборотных средств (текущих расходов); б) основных фондов (капитальных вложений); в) создания резервов.

Существенное значение для характеристики целевых направлений государственных и муниципальных расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательной основой такой классификации является ст.21 Бюджетного кодекса РФ.

Так, в составе расходов можно выделить направления расходов на:

а) отрасли экономики - промышленность, строительство сельское хозяйство и т.д.;

б) социально-культурную сферу и науку;

в) охрану окружающей природной среды;

г) оборону;

д) правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

е) международную деятельность;

ж) государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

з) создание запасов и резервов;

и) прочие расходы.

Понятиям государственных (муниципальных) расходов и доходов свойственен ряд общих характеристик: расходы, как и доходы, подразделяются на централизованные и децентрализованные, а также на федеральные, субъектов Федерации (региональные) и местные (муниципальные) или более обобщенно - на государственные и местные (муниципальные).

Государственные (муниципальные) расходы и государственные (муниципальные) доходы - тесно взаимосвязанные категории. Объем расходов находится в прямой зависимости от объема доходов. При их несоответствии наступают негативные последствия - бюджетный дефицит, инфляция национальной валюты в связи с покрытием недостатка средств эмиссией денежных знаков, введение дополнительных налогов, использование внутренних и внешних займов в больших размерах, чем может выдержать экономика, и пр., которые могут перерасти в глубокий финансовый кризис.

Глава 2. Финансирование государственных и муниципальных расходов

2.1 Понятие и принципы государственного финансирования

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

В порядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных и муниципальных расходов (однако это не свидетельствует о достаточности средств), появились новые организационно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов выступают средства:

· государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе (ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, законы о федеральных бюджетах);

· государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

· отраслей экономики - централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений.

В последнее время в формировании средств, необходимых для финансирования государственных и муниципальных расходов, усилилось значение заемных и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате своей деятельности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, - внебюджетных доходов.

Что касается хозяйствующих субъектов (коммерческих организаций), то переход к рыночным отношениям повлек сокращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли экономики, и переход предприятий в основном на самофинансирование.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных расходов следует отметить такие, как финансирование программ на конкурсной основе; выделение единовременных безвозмездных и безвозвратных пособий с условием соблюдения определенных требований, обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т. п. Распространена многоканальная система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников.

При этом финансирование планируется на разные сроки: помимо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной поддержки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гарантии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обязательств по возврату кредита его получателем.

Все формы финансирования нуждаются в совершенствовании их правового регулирования. Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Названные принципы находят отражение в действующем законодательстве, хотя и недостаточное.

Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов (действующие независимо от источников финансирования):

ü плановость; согласно этому принципу расходы должны планироваться на основе государственных или муниципальных планов и программ; в финансовых планах необходимо отражение потребностей в средствах и определение источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения плановых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на периоды;

ü соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

ü целевое направление средств, что означает необходимость, помимо указания общей суммы средств, выделяемых получателям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

ü соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства (Российской Федерации и ее субъектов), муниципальных образований;

ü соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

ü безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за исключением случаев, установленных в соответствии с законодательством);

ü контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных факторов, например, от источников финансирования, от предметно-целевого направления средств (различают порядок финансирования капитальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами:

1. финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

2. финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предприятий, действующих на праве оперативного управления имуществом.

Эти предприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

В названных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования, которые выделяются по другим основаниям, например, по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные правовые режимы финансирования.

Между этими основными правовыми режимами имеются различия по следующим признакам:

а) источникам финансирования;

в) предметно-целевому направлению средств;

Эти различия отражают особенности задач и сфер деятельности предприятий и учреждений, специфику государственного регулирования и управления в этих сферах.

Финансирование - безвозвратное использование государственных денежных средств, которые предоставляются в распоряжение предприятий, организаций и учреждений для осуществления их уставной деятельности. Безвозвратность финансирования отличает его от кредитования, а также от предоставления ссуднаусловиях возвратности и возмездности.

Финансирование распространяется в основном на государственные объекты и осуществляется за счет разных источников: из средств бюджета, средств внебюджетных фондов и собственных средств хозяйственных объединений и предприятий.

Бюджетное финансирование осуществляется на основе следующих принципов:

Безвозвратности;

Целенаправленности;

Финансирования по мере выполнения работ и услуг;

Соблюдения финансовой дисциплины.

Принцип целенаправленности выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение (заработная плата, стипендии и т. д.).

Принцип финансирования по мере выполнения работ и услуг предусматривает, что средства выделяются не автоматически в пределах годовых работ и услуг, а в соответствии с фактическим их выполнением, количественными и качественными показателями. Осуществление этого принципа выражается в квартальных и месячных разбивках расходов.

Принцип соблюдения финансовой дисциплины выступает как условие правильного и законного расходования денежных средств.

Бюджетное финансирование в Российской Федерации осуществляется в двух формах:

Финансирование государственных объединений и организаций, имеющих экономическую и финансовую самостоятельность;

Финансирование государственных бюджетных учреждений.

Особое место в системе бюджетного финансирования занимают хозяйственные организации. Свои основные производственные и социальные расходы они обеспечивают за счет собственных средств и по мере необходимости привлекают на данные цели кредиты коммерческих банков. Финансирование из бюджета используется только в определенных случаях, конкретно установленных законодательством.

Государственные бюджетные организации имеют свои особенности. Они относятся к непроизводственной сфере, в создании материальных ценностей непосредственно не участвуют, национального дохода не создают. Основное назначение бюджетных организаций состоит в удовлетворении общественно-социальных потребностей общества. К числу таких организаций относятся социально-культурные учреждения, органы государственного управления и обороны страны.


2.2 Финансирование в форме капитальных вложений

муниципальный расход финансирование бюджетный

Решающая роль в развитии общественного производства, его темпов, эффективности и в конечном счете в степени удовлетворения потребностей общества принадлежит капитальным вложениям, т. е. затратам на воспроизводство основных фондов. Недостаточность капитальных вложений губительно сказывается на экономике страны, ведет к негативным последствиям в социальных отношениях, разрушению их устойчивости. Поэтому правовое регулирование порядка осуществления государственных и муниципальных расходов на капитальные вложения занимает особое место в системе финансово-правовых норм.

Эти расходы, как и текущие затраты, в связи со сложностями процесса перехода к новому типу экономики и финансовыми трудностями в стране резко сократились. Износ оборудования во многих отраслях достиг критического уровня.

Нормативным актом, закрепляющим основные положения о деятельности в данной сфере, является Федеральный закон РФ от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» . Соответственно названному закону капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно-изыскательские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества, в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Если создание или использование каких-либо объектов не соответствует законодательству РФ и утвержденным стандартам, то капитальные вложения в них запрещаются.

Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов.

Инвесторами, т. е. лицами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, в том числе иностранные субъекты предпринимательской деятельности.

Государство осуществляет регулирование капитальных вложений в стране. Это проявляется в том, что законодательство определяет формы и методы государственного регулирования капитальных вложений: во-первых, путем создания благоприятных условий для развития такой инвестиционной деятельности (совершенствования системы налогов, механизма начисления и использования амортизационных отчислений, принятия антимонопольных мер и др.) и, во-вторых, путем прямого участия государства в данной инвестиционной деятельности (формирования перечня строек, осуществляемых за счет средств федерального бюджета для государственных нужд, предоставления по проектам на конкурсной основе гарантий за счет бюджетных средств, размещения бюджетных средств для финансирования проектов на конкурсной основе, утверждения стандартов и осуществления контроля за их соблюдением и др.).

Размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ осуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетах на соответствующий год. Применяются и другие формы возврата бюджетных средств.

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ. Аналогична компетенция органов исполнительной власти субъектов РФ в отношении порядка финансирования за счет средств региональных бюджетов. Федеральное законодательство закрепляет также основы регулирования капитальных вложений органами местного самоуправления.

Предусмотрены аналогичные государственным формы и методы регулирования (соответственно компетенции органов местного самоуправления) как путем создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для инвестиций капитальных вложений, так и путем прямого участия органов местного самоуправления в этих инвестициях. Органы местного самоуправления могут участвовать в финансировании проектов, осуществляемых Российской Федерацией и ее субъектами. Утверждение таких проектов производится по согласованию с органами местного самоуправления.


2.3

Одним из основных правовых режимов финансирования является сметно-бюджетное финансирование расходов некоммерческих государственных или муниципальных организаций, действующих на праве оперативного управления имуществом, к которым относятся бюджетные учреждения.

Сметно-бюджетное финансирование - это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием.

На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

Помимо названных, действуют специальные принципы, свойственные именно сметно-бюджетному финансированию: получение средств государственными и муниципальными учреждениями для текущей деятельности и капитальных вложений из бюджета, соответствующего их подчиненности; бюджетные средства выступают основным источником финансирования деятельности данных учреждений; финансово-плановым актом, который служит основанием для выделения средств, является смета доходов и расходов учреждения; расходование средств должно строго соответствовать целевому назначению, определенному в смете, изменения вправе производить в установленном порядке органы, которым подведомственно учреждение; планирование и финансирование деятельности производится на основе экономических нормативов, утвержденных в установленном порядке.

Государственные и муниципальные бюджетные учреждения вправе привлекать дополнительные денежные средства, включая валютные, добровольные пожертвования и целевые взносы физических и юридических лиц, в том числе иностранных.

Привлечение дополнительных средств не влечет снижения государственных нормативов финансирования.

Объектами сметно-бюджетного финансирования являются: деятельность учреждений социально-культурной и научной сферы, правоохранительная и судебная деятельность, мероприятия по обеспечению обороны и безопасности страны, а также деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, Президента РФ и его Администрации.

Субъектами, получающими средства в таком порядке, выступают бюджетные учреждения. Согласно Бюджетному кодексу РФ (ст. 161) бюджетным учреждением признается организация, созданная органом государственной власти Российской Федерации, органами власти субъектов РФ, органами местного самоуправления для осуществления управленческих, социально-культурных, научно-технических или иных функций некоммерческого характера, деятельность которой финансируется из соответствующего бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Перечень бюджетных расходов бюджетного учреждения определен в Бюджетного кодекса РФ (ст. 70). К ним отнесены: оплата труда работников; перечисление страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; командировочные и иные компенсационные выплаты работникам; оплата товаров, работ и услуг в соответствии с утвержденными сметами и др. Расходование бюджетных средств бюджетными учреждениями на иные цели не допускается.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ бюджетное учреждение имеет статус получателя бюджетных средств. Получателем бюджетных средств является бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год (ст. 162).

Получатель бюджетных средств должен быть юридическим лицом, иметь утвержденную смету доходов и расходов, открывать лицевой счет в казначействе, с указанием постатейного объема ассигнований на год, квартал, лимита финансирования на месяц.

В возникающих в связи с финансированием правоотношениях бюджетное учреждение в качестве получателя бюджетных средств имеет законодательно закрепленные права: на своевременное получение и использование бюджетных средств в соответствии с утвержденным бюджетной росписью размером с учетом сокращения и индексации; своевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств; компенсацию в размере недофинансирования.

Обязанностями получателей бюджетных средств являются:

своевременно подавать бюджетные заявки или иные документы, подтверждающие право на получение бюджетных средств;

эффективно использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым назначением; своевременно и в полном объеме возвращать бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе; своевременно и в полном объеме вносить плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе; своевременно представлять отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств (ст. 163 БК РФ). Бюджетное учреждение использует бюджетные средства через лицевые счета бюджетных учреждений, которые ведутся Федеральным казначейством РФ (ст. 161 БК РФ).

В процессе финансирования бюджетные учреждения как получатели бюджетных средств вступают в правоотношения с органами (министерства, ведомства и т. п.), которым они подведомственны, имеющими статус распорядителей или главных распорядителей бюджетных средств. Они наделены в этих правоотношениях соответствующими правами и обязанностями.

В их полномочия входит распределение бюджетных средств между подведомственными распорядителями или получателями, утверждение смет подведомственных учреждений, контроль за использованием выделенных средств (ст. 158 БК РФ).

Кроме того, все названные субъекты вступают в данной сфере в контрольные правоотношения с соответствующими органами, осуществляющими финансовый контроль (финансовыми, налоговыми и др.).

Бюджетное учреждение осуществляет расходование находящихся в его распоряжении денежных средств на основании сметы доходов и расходов.

Смета бюджетного учреждения представляет собой финансово-плановый акт, утвержденный в порядке и форме, установленных правовыми нормами, в котором определяются поступающие в его распоряжение в течение календарного года средства для текущей деятельности и развития с указанием источников доходов и целевого направления средств.

В смете должны быть отражены все доходы бюджетного учреждения, получаемые как из бюджетной системы, так и от осуществления предпринимательской деятельности, в том числе доходы от оказания платных услуг, другие доходы, получаемые от использования государственной или муниципальной собственности, закрепленной за бюджетными учреждениями на праве оперативного управления, и иной деятельности (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Смета составляется с поквартальной разбивкой. Смета бюджетного учреждения, являясь финансово-плановым актом, утвержденным в установленном порядке, имеет юридическое значение. Оно заключается в том, что показатели сметы определяют и конкретизируют права и обязанности данного учреждения как получателя бюджетных средств, в том числе во взаимоотношениях с распорядителями и главными распорядителями бюджетных средств, а также финансовыми и другими органами в области контроля за получением и целевым использованием доходов.

Каждым бюджетным учреждением составляется индивидуальная смета с учетом особенностей источников средств и их объемов, обусловленных спецификой его деятельности. Индивидуальные сметы учреждений, принадлежащих к одной сфере деятельности, объединяются министерствами, ведомствами, другими государственными органами исполнительной власти субъектов РФ и местного самоуправления в сводные сметы. Кроме того, этими органами составляются сметы расходов на централизованные мероприятия для осуществления определенных (централизованных) мероприятий, например, проведение конференций, семинаров и т. д. Сводная смета по министерству, ведомству и т. д. учитывается при составлении расходной части соответствующего проекта бюджета.

Бюджетное учреждение в течение 10 дней со дня получения уведомления о бюджетных ассигнованиях обязано составить и предоставить на утверждение вышестоящего распорядителя бюджетных средств смету доходов и расходов по установленной форме (ст. 221 БК РФ). Смета доходов и расходов действует в течение финансового года с 1 января по 31 декабря включительно, т. е. соответствует сроку действия государственного или местного бюджета. Ежемесячно, а также по окончании года бюджетные учреждения составляют отчет об исполнении сметы, который направляется в вышестоящую организацию и территориальный орган Федерального казначейства. При рассмотрении проекта сметы бюджетных учреждений распорядитель бюджетных средств осуществляет предварительный финансовый контроль, оценивая необходимость и целесообразность намечаемых расходов.

Смета бюджетного учреждения составляется по определенной форме, в основу которой положена законодательно закрепленная бюджетная классификация, т. е. группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней по однородным признакам, обеспечивающая сопоставимость бюджетных показателей. Все показатели сметы имеют определенный код в цифровом выражении. В смете выделяются две основные группы расходов:

текущие расходы (с распределением на подгруппы и предметные статьи, например, оплата труда) и капитальные расходы, также детализируемые (например, приобретение оборудования, капитальный ремонт). В соответствии с указанным кодом учреждение должно производить кассовый расход поступивших средств, что имеет важное значение для обеспечения целевого использования средств.

При составлении сметы учреждение руководствуется контрольными цифрами, определяемыми в отношении их деятельности вышестоящими органами, а также нормативами расходов.

Нормативы расходов - это установленные компетентными органами размеры затрат на расчетную единицу (норма расходов продуктов на одного человека в больнице, норма расхода одежды на ребенка в детском доме на один год и т. д.). Нормы расходов принято подразделять на обязательные (например, расходы на командировки) и необязательные (расчетные), определяемые индивидуально для каждого бюджетного учреждения, исходя из его специфики (например, расходы на коммунальные платежи), самим же учреждением по согласованию с финансовыми органами; материальные и денежные.

Для обоснования отдельных видов расходов бюджетные учреждения прилагают к смете основные паспортные данные (например, справки образовательных учреждений о движении контингента учащихся, об учебно-материальной базе учреждения, подготовленные на основе соответствующих документов).

Помимо описанных выше форм финансирования государственных и муниципальных расходов существует также финансирование из внебюджетных средств.

Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.

Под внебюджетными средствами бюджетных учреждений понимают денежные средства, получаемые этими учреждениями помимо ассигнований, выделяемых им из государственного или местного бюджета. До принятия Бюджетного кодекса РФ правовой режим названных средств определялся Положением «О внебюджетных средствах учреждений, состоящих на государственном бюджете», утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 26 июня 1980 г., в котором предусмотрено три вида внебюджетных средств: специальные, депозитные и суммы по поручениям. Наиболее значимые среди них - специальные средства, которые определены как доходы бюджетных учреждений, получаемые от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг или осуществления иной деятельности. Правовые нормы об этих средствах нашли отражение и получили развитие в Бюджетном кодексе РФ с учетом изменений в финансовых отношениях современного периода. Вместе с тем БК РФ не применяет термин «специальные средства» называя их средствами, полученными за счет внебюджетных источников (п. 6 ст. 161), и более подробно - доходами бюджетного учреждения, получаемыми от осуществления предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход (п. 2 ст. 42). При этом особо указывается, что названные доходы бюджетного учреждения в полном объеме не только учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения, но и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Помимо названных, другим путем привлечения дополнительных источников финансирования бюджетных учреждений может быть использование возможностей благотворительной деятельности юридических и физических лиц в пользу учреждения.

Кроме общих положений БК РФ, правовой основой для привлечения внебюджетных источников финансирования бюджетными учреждениями служат нормативные акты, действующие в определенных областях и сферах общественной жизни и государственного управления (например, в области образования, медицинского обслуживания, научной деятельности, функционирования государственных и муниципальных органов, при оказании в установленном порядке платных услуг). Так, государственным и муниципальным образовательным учреждениям предоставляется право привлекать дополнительные, в том числе валютные средства, за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и юридических лиц, собственной производственной, коммерческой, посреднической, хозяйственно-финансовой и иной деятельности, предусмотренной уставами учреждений.

Статья 29 Федерального закона от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» закрепляет право государственных и муниципальных высших учебных заведений осуществлять, сверх финансируемых за счет средств федерального бюджета государственных заданий (контрольных цифр) по приему студентов, подготовку специалистов по соответствующим договорам с оплатой стоимости обучения физическими и (или) юридическими лицами в объеме, согласованном с органами исполнительной власти, органом местного самоуправления, в ведении которого это высшее учебное заведение находится. Кроме того, вузы, как и другие учреждения, вправе заниматься предпринимательской деятельностью.

Однако предпринимательская деятельность бюджетных учреждений носит не основной, а вспомогательный характер и не должна приносить ущерб основной деятельности.

БК РФ закрепляет самостоятельность бюджетных учреждений в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников, при исполнении сметы доходов и расходов (ст. 161 Бюджетного кодекса РФ). Однако предусмотренная самостоятельность сочетается с необходимостью проведения финансового контроля со стороны уполномоченных органов, в том числе со стороны вышестоящих органов, в ведении которых находятся конкретные бюджетные учреждения. На укрепление контроля направлен переход к казначейской системе исполнения бюджета. Соответственно такому порядку Бюджетный кодекс РФ предписывает зачислять средства, полученные бюджетными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Аналогичный порядок распространяется и на учреждения, финансируемые из бюджетов других уровней.

Заключение

Итак, мы рассмотрели понятие государственных и муниципальных расходов, правовые основы их финансирования и пришли к следующим выводам.

В настоящее время виды расходов бюджетов регулируются в основном нормами Бюджетного кодекса (ранее действовал Федеральный закон «О бюджетной классификации», который более подробно рассматривал не только расходование государственных средств министерствами и ведомствами, но и согласовывал эти расходы с выполнением программных задач государства и степенью ответственности в этом каждого министерства и ведомства.)

Также мы рассмотрели принципы, правовые основы и существующие способы финансирования государственных и муниципальных расходов.

Финансирование государственных и муниципальных расходов осуществляется в нескольких формах. Основной формой финансирования расходов является бюджетной финансирование, таким образом, что из доходов бюджета выделяются средства, распределяемые по расходам бюджета.

Кроме того, в настоящее время используется также финансирование в виде капитальных вложений, источниками которых являются собственные, а также привлеченные средства инвесторов.

Еще одним важным правовым режимом финансирования является сметно-бюджетное финансирование бюджетных учреждений. Его важность состоит в том, что именно через бюджетные учреждения выполняются функции государства по социальному обеспечению населения.

Из изложенного можно сделать вывод, что система финансирования государственных и муниципальных расходов в РФ является достаточно развитой, вместе с тем, в ней имеются некоторые пробелы. В частности, это касается привлечения внебюджетных и небюджетных средств для финансирования расходов, например, с помощью размещения государственных заказов или привлечения инвестиций, в том числе иностранных.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года №145-ФЗ. Система «Консультант Плюс»

2. Федеральный закон РФ «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 года №160-ФЗ. Система «Консультант Плюс»

3. Федеральный закон РФ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» от 22 августа 1996 года №125-ФЗ. Система «Консультант Плюс»

4. Федеральный закон РФ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 июля 1999 года №39-ФЗ. Система «Консультант Плюс»

Учебная литература

1. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие.М, 2003. - 304 с.

2. Финансовое право Российской Федерации: Учебник / Отв. ред. М.В. Карасева. – М., 2004. – 576 с.

3. Финансовое право: Учебник/ Под ред. Е.И. Майоровой, Л.В. Хроленковой. – М., 2005, 486 с.

4. Химичева Н.И., Покачалова Е.В., Финансовое право. Учебно-методический комплекс. М, 2005, 564 с.

Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебное пособие. М, 2003. –с.217-219.

Cтраница 1


Финансирование государственных расходов осуществляется в разных формах - самофинансирования, бюджетного финансирования, кредитного обеспечения. Самофинансирование используется для покрытия расходов государственных предприятий за счет их собственных финансовых ресурсов. Бюджетное финансирование применяется для обеспечения затрат, имеющих общегосударственное значение. Кредитное обеспечение применяется, с одной стороны, государственными предприятиями, получающими банковские ссуды для покрытия своих текущих и инвестиционных затрат, а с другой стороны, государственными структурами разного уровня управления, прибегающими к заимствованию денежных средств на финансовом рынке в форме государственного кредита. Рациональное соотношение между названными формами финансового обеспечения государственных расходов позволяет найти разумный баланс экономических интересов, добиться высокой результативности от применения каждой из форм.  

Источником финансирования постоянно возрастающих государственных расходов все в большей мере становилось привлечение денег в форме займов, но это не что иное как направление находящихся в обращении излишних денег в процентный долг, что, в конечном счете, вылилось в дополнительное обременение налогоплательщиков тяжестью выплаты процентов.  

Система налогообложения, проводимая в стране правительством, обеспечивает финансирование государственных расходов, поддерживает социальное равновесие, сглаживая неравенство между доходами отдельных групп населения, играет важную регулирующую роль. Государственное регулирование налогов сводится к следующим функциям установлению и изменению системы налогообложения; определению и дифференциации налоговых ставок; предоставлению налоговых льгот.  

Сокращение налоговых поступлений во время кризиса остро ставило проблему финансирования государственных расходов, которые, согласно кейнсианским рецептам, в противоположность налоговым изъятиям, должны расти в эту фазу цикла. Противоречие одновременного использования доходов и расходов государства в антициклических целях породило бюджетные дефициты, финансируемые займами. А они чреваты инфляционными последствиями. Так, федеральный бюджет США последний раз сводился с положительным сальдо в 1969 г. К 1975 г. его дефицит вырос до 45 млрд дол.  

Общественный результат налоговой реформы заключается в том, что бремя финансирования государственных расходов будет переложено на законопослушные предприятия, занятые в сфере материального производства и на законопослушных граждан со средними доходами. Никаких попыток реально собирать налоги с тех, кто имеет высокие доходы и не платит с них налогов, не предпринимается.  

Главный недостаток этой налоговой реформы заключается в том, что бремя финансирования государственных расходов было бы переложено на законопослушные предприятия, занятые в сфере материального производства, и на законопослушных граждан со средними доходами.  

В экономически развитых странах государственные ценные бумаги играют значительную роль в финансировании государственных расходов, поддержании ликвидности банковской системы, развитии экономики в целом.  

Секторальные инвестиционные займы (sectoral investment and maintenance loans) используются для финансирования государственных расходов на строительство и реконструкцию мощностей в определенном секторе экономики в рамках системных реформ этого сектора и требуют согласования с Банком основных направлений реформ.  

Займы становятся важным источником финансовых ресурсов государства, если имеющихся доходов не хватает для финансирования государственных расходов. Если займы становятся постоянным способом получения финансовых ресурсов, хроническим спутником финансовой системы, они ведут к росту государственного долга, могут стать причиной заметного ослабления финансовой системы, угрозы инфляции.  

Для выбора принципиальных установок при проведении налоговых преобразований большое значение имеет решение вопроса о перспективах финансирования государственных расходов. Особенно это касается регионального и местного налогообложения. Перед налоговой реформой всегда стоит вопрос - как финансировать государственные и местные расходы: за счет долговых обязательств или налогов. Найти оптимальное сочетание между налогами и займами не так просто. Как правило, местные бюджеты располагают ограниченными налоговыми источниками из-за небольшого количества крупных налогоплательщиков на их территории.  

В России традиционно преобладает фискальная функция налогов, т.е. взимание государством с физических и юридических лиц налогов для финансирования государственных расходов. Вместе с тем налоги выполняют регулирующую и стимулирующую функции.  

Место государственного кредита как особого звена финансовой системы определяется необходимостью привлечения свободных денежных средств на основе возвратности и платности для финансирования государственных расходов. Его основными элементами являются государственные займы, гарантированные займы, заимствование правительством средств у государственных кредитных учреждений, государственные (казначейские) ссуды.  

Государственный кредит отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных денежных средств предприятий, организаций и населения на началах возвратности для финансирования государственных расходов.  

Государственная кредитная система отражает кредитные отношения по поводу мобилизации государством временно свободных средств предприятий, организаций и населения на основе возвратности для финансирования государственных расходов.  

Государственные и муниципальные расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов - это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципаль­ных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвоз­вратной основе (за исключением установленных законода­тельством условий возвратности и возмездности), для дея­тельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

Но нередко термин «финансирование» применяется, в том числе и в законодательстве, в широком смысле, включая в него и банковское кредитование, когда имеется в виду не правовой режим получения средств, а их общий объем, независимо от источников (см., например, ст. 24 Федерального закона от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспече­ния плодородия земель сельскохозяйственного назначения» 1).

СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3399.

634 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов

Однако в данном случае следует учитывать условность такого выражения, поскольку речь идет о средствах, выдаваемых бан­ком и на основе кредитного договора. Причем эти средства на­ходятся в распоряжении банка в качестве его кредитных ресур­сов.

Что касается финансирования, то банк не вправе распоря­жаться средствами, направленными на банковские счета органи­заций в таком порядке. Хотя практика и свидетельствует об ином: нередки случаи использования банками выделенных орга­низациям бюджетных средств в своих интересах, что ставит зада­чу необходимости совершенствования порядка финансирования государственных и муниципальных расходов, усиления государ­ственного контроля и ответственности в этой сфере финансовой деятельности.

В порядке финансирования государственных (муниципаль­ных) расходов в связи с преобразованиями экономики появились новые черты: расширился круг источников финансирования го­сударственных и муниципальных расходов (что однако не свиде­тельствует о достаточности средств), появились новые организа­ционно-правовые формы финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государст­венных и муниципальных расходов выступают средства:

а) государственных и муниципальных бюджетов, причем, на основании специально принятых решений они могут быть выде­лены и на срочной, возвратной, платной основе (см. ст. 6 БК РФ и например, ст. 58 Федерального закона «О федеральном бюдже­те на 2002 год» о предоставлении бюджетных кредитов, ст. 130 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1999 год» об использовании средств Бюджета развития) 1 ;

б) средства государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;



в) средства отраслей экономики - централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы пред­приятий, учреждений.

В последнее время в формировании необходимой для финан­сирования финансовой основы усилилось значение заемных и привлеченных средств. Так, помимо увеличения заемных средств в федеральном бюджете, Правительство РФ разрешило Пенсион­ному фонду РФ осуществить выпуск собственных ценных бумаг

СЗ РФ. 2002. № 1. Ст. 2; 1999. № 9. Ст. 130.

(векселей, облигаций) на сумму до 15 млрд руб. 1 Придается боль­шое значение привлечению иностранных инвестиций 2 .

В расходах многих государственных социально-культурных бюджетных учреждений стало занимать довольно существенное место использование полученных ими в результате своей деятель­ности дополнительных, помимо ассигнований из бюджета, - вне­бюджетных доходов. Это в-значительной мере связано с недостаточ­ным бюджетным финансированием, вызванным финансовыми трудностями в стране, а также развитием рыночных отношений."*

Что касается хозяйствующих субъектов (коммерческих орга­низаций), то переход на новые методы хозяйствования повлек со­кращение бюджетных средств, выделяемых в отрасли экономи­ки, и переход предприятий в основном на самофинансирование.

Среди новых организационно-правовых форм финансирования государственных и муниципальных расходов следует отметить такие, как финансирование объектов (программ.) на конкурсной ос­нове; выделение грантов (единовременных безвозмездных и безвоз­вратных пособий с условием соблюдения определенных требований) обычно образовательным учреждениям, творческим коллективам и т.п., как правило, также в порядке конкурса или другой системы отбора.

Широко распространенной стала многоканальная система фи­нансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников (см., например, утвержденную постановлением Правительства РФ от 24 июня 1998 г. № 650 Федеральную целевую программу «Развитие медицинской промышленности в 1998 - 2000 гг. и на период до 2005 года») 3 , Федеральную целевую программу «Интег­рация науки и высшего образования России на 2002-2006 годы», утвержденную постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2001 г. 4

При этом финансирование планируется на разные сроки: по­мимо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Взамен непосредственного финансирования отдельных объек­тов (программ) в качестве меры их государственной поддержки

2 См. Федеральный закон от 9 июля 1999 г. «Об иностранных инвестици­ях» // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3493.

3 СЗ РФ. 1998. №27. Ст. 3178.

4 СЗРФ. 2001. №37. Ст. 3695.

636 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов

довольно широкое распространение получило предоставление га­рантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита. Эти гаран­тии и поручительства могут преобразоваться в государственные расходы за счет федерального бюджета в случае нарушения обя­зательств по возврату кредита его получателем. Неслучайно в последнее время проводятся меры по сокращению таких гаран­тий и поручительств (см., например, ст. 101 Федерального закона «О федеральном бюджете на 1998 год»).

Все формы финансирования нуждаются в совершенствовании их правового регулирования.

Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. В формировании системы нормативных актов, регу­лирующих порядок осуществления государственных и муници­пальных расходов, выявление этих принципов имеет важное зна­чение. Названные принципы находят отражение (хотя и недостаточное) в действующем законодательстве. Некоторые из них сложились ранее, другие возникли в годы преобразования экономики. Можно назвать следующие общие принципы финан сирования государственных и муниципальных расходов (дейст­вующие независимо от источников финансирования):

а) плановость; согласно этому принципу расходы должны пла­нироваться на основе государственных или муниципальных пла­нов и программ; в финансовых планах необходимо отражение по­требностей в средствах и источников их удовлетворения; финансирование должно осуществляться в меру выполнения пла­новых заданий с учетом освоения ранее выданных сумм, в связи с чем важное значение имеет разбивка годовых назначений на пе­риоды;

б) соответствие планируемых расходов объему государствен­ных или муниципальных доходов;

в) целевое направление средств, что означает необходимость помимо указания общей суммы средств, выделяемых получате­лям, определения конкретных мероприятий и целей, на которые они должны быть использованы;

г) соответствие финансируемых расходов охраняемым зако­ном правам и интересам граждан, организаций, государства (Рос­сийской Федерации и ее субъектов), муниципальных образова­ний;

д) соответствие финансируемых расходов требованиям эколо­гических, санитарно-гигиенических и других установленных за­коном и в соответствии с ним норм;

§ 2. Понятие и правовые принципы финансирования расходов

е) безвозвратность и безвозмездность выделения средств (за ис­ключением случаев, установленных в соответствии с законода­тельством);

ж) контроль за использованием государственных и муници­пальных средств и ответственность за правонарушения в этой об­ласти.

Было бы целесообразно сформулировать и закрепить впрямую и комплексно принципы финансирования государственных и му;,. ниципальных расходов.

Порядок финансирования государственных и муниципальных расходов различается в зависимости от разных факторов, напри­мер, от источников финансирования, от предметно-целевого на­правления средств (различают порядок финансирования капи­тальных вложений, прироста оборотных средств, текущих расходов и др.).

Вместе с тем можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

а) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляет­ся на праве хозяйственного ведения;

б) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к неком­мерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т.е. сметно-бюджетное финансирова­ние.

Промежуточным между ними, обладающим чертами первого и второго режимов, является финансирование казенных предпри­ятий, действующих на праве оперативного управления имущест­вом. Эти предприятия в сравнении с другими государственными (муниципальными) предприятиями имеют особенности в порядке планирования и использования средств.

В названных правовых режимах находят отражение правовые режимы финансирования, которые выделяются по другим осно­ваниям, например, по предметно-целевому направлению средств. Поэтому их можно было бы обозначить именно как основные пра­вовые режимы финансирования.

Между этими основными правовыми режимами имеются раз­личия по следующим признакам:

а) по источникам финансирования;

638 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов

в) по предметно-целевому направлению средств;

Актуальность задач целесообразного, эффективного и эконом­ного расходования государственных (муниципальных) средств вызывает потребность в совершенствовании законодательства, других правовых актов, призванных регулировать этот процесс. До настоящего времени существуют лишь разрозненные право­вые акты или отдельные нормы по этим вопросам.

§ 3. Правовые основы финансирования капитальных

вложений

Решающая роль в развитии общественного производства, его темпах, эффективности и в конечном итоге в степени удовлетво­рения потребностей общества принадлежит капитальным вложе­ниям, т.е. затратам на воспроизводство"основных фондов. Не­достаточность капитальных вложений губительно сказывается на экономике всей страны, ведет к негативным последствиям в соци­альных отношениях, разрушению их устойчивости.

Поэтому правовое регулирование порядка осуществления го­сударственных и муниципальных расходов на капитальные вло­жения занимают особое место в системе финансово-правовых норм, хотя эти расходы, как и текущие затраты 1 в связи со слож­ностями процесса перехода к новому типу экономики и финансо­выми трудностями в стране резко сократились. Степень износа оборудования во многих отраслях достигла критического уровня. На предприятиях текстильной и легкой промышленности износ составляет от 40 до 70% и выше 2 .

Нормативным актом, закрепляющим основные положения о деятельности в данной сфере в целом является Федеральный закон от 25 февраля 1999 г. «Об инвестиционной деятельности в

1 См., например, постановление Государственной Думы Федерального Собра­ния РФ от 23 октября 1998 г. «О неотложных мерах по финансовому и ресурсному обеспечению Вооруженных сил Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 44. Ст. 5444.

2 См.: Финансы. 2001. №9. С. 21.

§ 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений

Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» 1 .

Соответственно названному закону капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, рекон­струкцию и техническое перевооружение действующих предпри­ятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвен­таря, проектно-изыскателъские работы и другие затраты.

Объектами капитальных вложений являются различные виды вновь создаваемого или модернизируемого имущества, в том числе находящиеся в государственной или муниципальной собст­венности. Если создание или использование каких-либо объектов не соответствует законодательству РФ и утвержденным стандар­там, то капитальные вложения в них запрещаются.

Источниками финансирования капитальных вложений яв­ляются собственные и (или) привлеченные средства инвесторов. Инвесторами, т.е. лицами, осуществляющими капитальные вло­жения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, а также физические и юридические лица, в том числе иностранные субъекты предпринимательской деятель­ности.

Государство осуществляет регулирование капитальных вло­жений в стране.

Законодательство определяет формы и методы государствен­ного регулирования капитальных вложений: во-первых, путем создания благоприятных условий для развития такой инвестици­онной деятельности (совершенствования системы налогов, меха­низма начисления амортизации и использования амортизацион­ных отчислений, принятия антимонопольных мер, проведения переоценки основных фондов в соответствии с темпами инфляции и др.) и, во-вторых, путем прямого участия государства в инвес­тиционной деятельности, осуществляемой в форме капитальных вложений (разработка, утверждение и финансирование проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета и бюдже­тов субъектов РФ, а также за счет этих средств совместно с ино­странными государствами, формирование перечня строек, осу­ществляемых за счет средств федерального бюджета для государственных нужд, предоставление по проектам на конкурс-

1 СЗ РФ. 1999. № 9. Ст. 1096; 2000. № 2. Ст. 143. В связи с принятием назван­ного Закона утратил силу Закон РСФСР «Об инвестиционной деятельности в РСФСР» 1991 г., в части норм, противоречащих новому Закону.

640 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов

ной основе гарантий за счет бюджетных средств, размещения бюджетных средств для финансирования проектов на конкурсной основе, проведение экспертизы проектов, разработка и утвержде­ние стандартов и осуществление контроля за их соблюдением

Размещение средств федерального бюджета и бюджетов субъ­ектов РФ осуществляется на возвратной, срочной и возмездной основах. Размер взимаемых при этом процентов за пользование средствами определяется законами о бюджетах на соответствую­щий год. Применяются и другие формы возврата бюджетных средств.

Выделение средств из федерального бюджета для капиталь­ных вложений производится через входящий в него в качестве составной части Бюджет развития, правовые основы формирова­ния и расходования которого определены Федеральным законом от 26 ноября 1998 г. «О Бюджете развития» 1 .

Средства Бюджета развития формируются за счет: внутренних и внешних заимствований РФ на инвестиционные цели; части до­ходов от использования и продажи, а также приватизации феде­рального имущества; доходов от бюджетных инвестиционных ас­сигнований на условиях возвратности, платности и срочности; отчислений части поступлений от размещения государственных ценных бумаг и др.

Использование средств Бюджета развития должно осущест­вляться исключительно на конкурсной основе на условиях воз­вратности, платности, срочности. При этом не допускается отвле­чение его временно свободных средств на финансовые операции, не связанные с реализацией инвестиционных проектов.

Субъекты РФ могут принимать участие в реализации задач Бюджета развития путем принятия на себя обязательств по предоставлению государственной поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на их территориях.

За исполнением Бюджета развития осуществляется контроль аналогично контролю за исполнением федерального бюджета. Счетная палата РФ проводит проверку финансовой деятельности Правительства РФ по использованию средств Бюджета развития на основе поручения Государственной Думы.

Порядок финансирования инвестиционных проектов за счет средств федерального бюджета определяется Правительством РФ-

СЗ РФ. 1998. № 48. Ст. 5856.

§ 3. Правовые основы финансирования капитальных вложений 641

Налогична компетенция органов исполнительной власти субъ-iktob РФ в отношении порядка финансирования за счет средств "соответствующих региональных бюджетов.

Федеральное законодательство закрепляет также основы регу­лирования капитальных вложений органами местного самоуп­равления. Предусмотрены аналогичные государственным формы и методы регулирования (соответственно компетенции органов местного самоуправления) как путем создания в муниципальных образованиях благоприятных условий для инвестиций капиталь­ных вложений, так и путем прямого участия органов местного самоуправления в этих инвестициях.

Размещение средств местных бюджетов для финансирования ка­питальных вложений также должно осуществляться на возвратной, срочной и платной основах. Контроль за целевым и эффективным использованием средств местных бюджетов, направляемых на ка­питальные вложения, осуществляют органы, уполномоченные представительными органами местного самоуправления.

Органы местного самоуправления могут участвовать в финан­сировании проектов, осуществляемых Российской Федерацией и ее субъектами. Утверждение таких проектов производится по со­гласованию с органами местного самоуправления.

В целях повышения эффективности инвестиций, создания ус­ловий для широкого привлечения финансовых ресурсов, в том числе от иностранных инвесторов, Указом Президента РФ от 15 марта 1993 г. была создана новая государственная структу­ра - Российская финансовая корпорация 1 .

Российская финансовая корпорация как государственное предприятие наделена функциями агента Правительства РФ по финансированию инвестиционных проектов на возвратной и платной основе за счет централизованных финансовых и кредит­ных ресурсов. Ее финансовая деятельность заключается в органи­зации финансирования капитальных вложений в приоритетные проекты.

В распоряжении Российской финансовой корпорации нахо­дится инвестиционный фонд, который формируется за счет сле­дующих источников: средств федерального бюджета и кредитов Центрального банка РФ, направляемых на финансирование капи­тальных вложений; части средств внебюджетных фондов, предна-

" См.: САПП. 1993. № 12. Ст. 991; постановление Совета Министров - Пра­вительства РФ «О Российской финансовой корпорации» от 17 апреля 1993 г. // САПП. 1993. 3 17. Ст. 1548.

642 Глава 24. Финансово-правовые основы гос. и муниципальных расходов

злаченных для осуществления отраслевых инвестиционных про­грамм; а также средств, аккумулируемых самой корпорацией. Корпорация может привлекать средства юридических лиц и граждан, выпуская и размещая в этих целях ценные бумаги. Фи­нансирование инвестиционных проектов корпорация производит в основном на коммерческой и возвратной основе.

Распределение средств инвестиционного фонда за счет центра­лизованных источников Корпорация производит во взаимодейст­вии с Министерством экономического развития и торговли РФ.

Осуществляя свои задачи, корпорация выполняет следующие функции:

проведение конкурсного отбора и экспертизы инвестицион­ных проектов;

предоставление по поручению Правительства РФ кредитов и осуществление финансирования инвестиционных проектов;

установление договорных отношений с коммерческими банка­ми, которые осуществляют финансирование инвестиционных проектов;

организация контроля за эффективным использованием ин­вестируемых средств;

привлечение на коммерческой основе инвесторов, в том числе иностранных;

предоставление по поручению Правительства РФ государст­венных гарантий иностранным инвесторам и кредиторам;

использование по поручению Правительства РФ иностранных кредитов, включая их размещение на конкурсной основе в поряд­ке, установленном законодательством.

Корпорация действует на основе устава, одобренного Прави­тельством и утвержденного Государственным комитетом РФ по управлению государственным имуществом.

В задачах и функциях Корпорации проявляется отказ от тра­диционных методов управления финансами. Однако сохраняется значение государственно-властного характера функций в данной сфере.

Финансово-инвестиционные корпорации создаются также ор­ганами власти субъектов РФ.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Дайте определение государственных и муниципальных (местных) расходов.

2. Каково соотношение понятий «финансовая деятельность государ­ства» и «государственные расходы»?

Контрольные вопросы

3. Охарактеризуйте финансовые правоотношения, возникающие в связи с государственными и муниципальными расходами.

4. Рассмотрите классификацию государственных и муниципальных расходов по разным основаниям.

5. Дайте определение финансирования государственных и муници­пальных расходов. Назовите принципы финансирования.

6. Укажите источники финансирования государственных и муници­пальных расходов.

7. Какие новые явления возникли в порядке финансирования госу­дарственных и муниципальных расходов в условиях перехода к рыноч­ной экономике?

8. Каковы различия в правовых режимах коммерческих и некоммер­ческих организаций?

;.1 9. Что такое капитальные вложения? Каково их значение? 10. Что является объектом капитальных вложений?

" 11. Назовите источники финансирования капитальных вложений. , 12. В каких формах осуществляется государственное регулирование ^капитальных вложений?

У 13. Как осуществляют регулирование капитальных вложений орга-/иы местного самоуправления?

|- 14. На каких принципах производится размещение средств феде­рального бюджета для расходов на капитальные вложения? На каких

принципах производится размещение средств местных бюджетов для

расходов на капитальные вложения?

15. Охарактеризуйте Бюджет развития, цели его формирования, ис­точники средств, принципы использования.

16. Охарактеризуйте цели создания Российской финансовой корпо­рации, ее функции.

Система финансирования расходов представляет собой объ­ективное финансово-экономическое явление. Это, прежде всего, со­вокупность процессов финансирования денежных расходов предпри­ятий и организаций. Она предстает как набор методов и инструментов покрытия части существующих в хозяйстве денежных и финансовых потребностей. При этом следует иметь в виду, что атрибут эффектив­ности автоматически не свойственен такой совокупности.

Эффективность применяемой системы финансирования на предприятиях и в организациях выступает функцией качества управ­ления финансами в реальных финансово-экономических условиях и возможностях в конкретном сегменте рынка. Общие условия фи­нансирования, методы, способы, инструменты его осуществления регулируются государством и действующим финансовым и банковс­ким законодательством. Они предоставляют предприятиям, фирмам, компаниям возможность выбора установленных коридоров действий для покрытия своих разнообразных потребностей в порядке произве­дения денежного расхода.

Процессы финансирования в хозяйстве выступают в качестве наиболее устойчивых денежно-финансовых форм в экономике. Фун­даментальные основы такой устойчивости связаны с существова­нием товарно-денежных отношений и объективным движением де­нежной формы стоимости между субъектами хозяйствования. Для того чтобы иметь - надо тратить. Иметь больше - значит больше и эффективнее тратить. Денежная трата и есть процесс финансирова­ния. Система финансирования выступает как система финансирова­ния потребностей в расширенном воспроизводстве и социального развития. Это система, в которой все возникающие потребности получают количественное денежное выражение. Таким количествен­но выраженным потребностям всегда противостоят денежные рас­ходы, которые могут удовлетворять возникающие потребности или не обеспечивать их в полной мере.

Существуют три основных разновидности или типа процесса финансирования денежных расходов предприятий и организаций. Они соответствуют следующим направлениям денежных расходов: финансирование текущих финансовых потребностей производства и ведения другого бизнеса; финансирование капитальных вложений; финансирование единовременных денежных затрат, связанных с вложениями денежных средств и финансовых ресурсов. Все денеж­ные расходы любого предприятия, фирмы, компании, осуществля­емые ими в ходе своей финансово-хозяйственной деятельности, под­падают под эти виды расходов. Структура таких денежных расходов будет неодинакова, например, у промышленного предприятия и фи­нансовой компании, у торговой организации и сельскохозяйственного производителя.

Система финансирования расходов предприятия, фирмы, ком­пании представляет собой логическое продолжение существующих процессов формирования и распределения денежных средств и фи­нансовых ресурсов. Формирование, распределение и финансирова­ние выступают как объединенные и неразрывные процессы движе­ния денежной формы стоимости. Все они обладают спецификой.

Специфика процесса формирования состоит в создании и мо­билизации предприятием денежного дохода и иного поступления в свое распоряжение. Процесса денежного распределения - в обеспе­чении движения сформированного дохода и поступления на основе фондовой и не фондовой форм распределения. В основе любой системы финансирования денежных расходов также лежит обеспече­ние специфического движения денежной формы стоимости. Специ­фика эта состоит в покрытии денежного расхода мобилизованным источником его финансирования.

Денежные расходы предприятий и организаций могут быть це­левыми и не целевыми. Следовательно, и процессы финансирова­ния могут быть подразделены по этому признаку. Целевым далеко не всегда выступает и может быть признан просто расход денежных средств на определенные цели. В таком понимании все расходы предприятий и организаций начинают выступать как целевые. Основ­ными и необходимыми признаками истинно целевого расхода денеж­ных средств выступают: соответствие вида источника финансирова­ния расхода запланированному; соответствие объема направляе­мого источника запланированному; соответствие реального исполь­зования, направленного источника запланированным расходам, под­лежащим покрытию за счет него.

Важным признаком нецелевого использования источника фи­нансирования выступает его неиспользование, т.е. не полное освое­ние выделенного источника финансирования. Оно равнозначно в практике финансово-хозяйственной деятельности предприятий и организаций отвлечению запланированного финансирования из дан­ного запланированного расхода в другие их виды. В зависимости от существующего порядка финансирования на предприятии, фирме, компании покрытие денежного расхода источником может быть пла­новым и внеплановым. По степени полноты удовлетворения денеж­ных потребностей в финансировании расходов покрытие может быть полным и частичным. По временному признаку финансирование под­разделяется на постоянное и временное на период завершения про­цесса полного покрытия расхода. В зависимости от источника покрытия расходов финансирование предстает как коммерческое (хозрас­четное), бюджетное, внебюджетное.

Коммерческое финансирование денежных расходов предприя­тия, фирмы, компании подразделяется на финансирование за счет созданных, мобилизованных в распоряжение собственных источни­ков и заемных денежных средств, мобилизуемых в кредитной систе­ме, коммерческой среде, на фондовом рынке. Правильно выделяе­мые в учебной литературе, так называемые привлеченные средства предприятий и организаций, в зависимости от условий такого привле­чения в хозяйственный оборот в принципе подпадают под группы собственных, или заемных денежных средств.

По применяемым методам покрытия денежных расходов фи­нансирование выступает как прямое и косвенное. Прямое финан­сирование представляет собой процесс непосредственного отпуска денежных средств на покрытие денежного расхода. По технике сво­его осуществления такое финансирование делится на лимитное и безлимитное. Финансирование в пределах установленного лимита - ­основа упорядоченно планового управления финансами. Безлимит­ное финансирование есть финансирование в пределах наличия источника и в меру существующих потребностей, признанных пред­приятием, фирмой, компанией к целесообразному покрытию. Косвен­ное финансирование подразделяется на финансирование предприя­тий, фирм, компаний налогами и другими обязательными платежами, и финансирование смежных предприятий и организаций, отраслей и народнохозяйственных комплексов. В рыночной экономике кос­венное финансирование осуществляется платежами в бюджет и фи­нансированием по поддержке производителя из бюджетной системы и других государственных фондов.

Отпуск денежных средств и финансовых ресурсов на финанси­рование затрат и расходов может осуществляться по-разному: в пре­делах лимита расхода, установленного на период; в размерах уста­новленного лимита; в пределах утвержденных плановых сумм финан­сирования; в размере суммы, предусмотренной в финансовом плане, или вытекающем из него плане финансирования мероприятия. Раз­личие финансирования в размерах, и в пределах плановых сумм (лимитов) осуществления расходов состоит в степени освоения вы­деляемых объемов финансирования на покрытие денежного расхода.

Освоить выделенные суммы - значит обеспечить их своевре­менное получение или мобилизацию с последующим целевым нап­равлением на покрытие денежного расхода в размерах утвержден­ного плана или лимита. Финансирование в пределах лимита или плана следует отличать от частичного финансирования денежного расхода на проведение мероприятия. Первое - изначально осуществ­ляется при наличии источника в размерах достаточном для полного покрытия денежного расхода и по мере необходимости. Частичное финансирование есть финансирование при отсутствии источника для полного покрытия расхода.

Предприятия и организации финансируют свои затраты и расходы при участии и без участия кредитной системы. Сам процесс кредитования предприятий и организаций коммерческими банками, взятый в целом, не есть непосредственно финансирование расходов коммерческих структур. Это выделение части кредитных ресурсов коммерческого банка предприятию на определенные цели и, как пра­вило, при наличии обеспечения кредита. Кредитование может смы­каться с финансированием расходов и мероприятий при использова­нии, например, технологии открытия предприятию, фирме, компании кредитной линии, когда они в заранее установленном режиме могут оплачивать предъявляемые расходные документы, но не распоря­жаться кредитом, как таковым.

Также как системы формирования и распределения денежных доходов и поступлений, система финансирования расходов пред­приятия, фирмы, компании выступает в качестве режимной системы. Это означает, что они регулируются. При этом, особенность такого регулирования состоит в практически повсеместно проявляющемся принципе двойного регулирования: со стороны законодательства и иных решений государственных органов управления, а также со сто­роны самого предприятия (организации). Другой важной особенностью системы финансирования выступает обязательное наличие для успешного его осуществления денежно-финансовой инфраструк­туры. Третьей особенностью выступает ранжирование распорядите­лей кредитов или денежных средств по правомочиям в осуществле­нии денежных расходов организации.

Система финансирования расходов предприятия, фирмы, компании включает в свой состав: расчетные рублевые, текущие валют­ные счета по финансированию расходов, открытые предприятиями и организациями в кредитных учреждениях; специальные, вспомога­тельные; транзитные, лицевые счета в учреждениях и организациях, в том числе кредитных, оказывающих расчетные, учетные услуги, выполняющие функции дилера, брокера, депозитарные функции; лицевые счета по учету и контролю за движением средств, расхо­дуемых предприятием в установленном порядке на месте за счет внебюджетных фондов пенсионного, социального, медицинского страхования; установленный законодательством и банковской сис­темой режим документального оформления и использования денеж­ных средств на счетах; установленный предприятием, фирмой, ком­панией внутренний режим документального оформления и исполь­зования денежных средств и других активов, хранящихся или числя­щихся на счетах.

В целом вся система финансирования в любом государстве может условно быть подразделена на рублевую и валютную ее части. С точки зрения организации процесса покрытия денежного расхода, они едины и взаимосвязаны, поскольку базируются на общих прин­ципах. Основой организации и осуществления финансирования на предприятиях, в фирмах и компаниях выступает плановый режим использования денежных средств и финансовых ресурсов. Это озна­чает не то, что все текущие и единовременные денежные расходы финансируются по плану. Это означает, что все финансовые ресурсы и денежные средства подлежат учету в ходе финансового планирования, осуществления отдельных планово-прогнозных расчетов, а зна­чительная и большая часть из них финансируются в пределах, или в размере планово определенных, часто утвержденных сумм. Другое положение дел в области финансирования расходов свидетельствует об отсутствии системы управления оборотом денежных средств и финансовых ресурсов на предприятии, характеризует низкий про­фессиональный уровень финансовой работы, что закономерно при­водит к негативным последствиям в финансовом обеспечении расхо­дов и эффективности их осуществления.

Методы финансирования есть способы предоставления или отпуска денежных средств. Они в хозяйственной практике часто смы­каются с методами финансового обеспечения расходов предприятий, фирм, компаний. При отсутствии достаточных сумм оборотных сред­ств, амортизации и прибыли финансирование расходов может осу­ществляться в системе мероприятий, обеспечивающих не только собственно покрытие запланированного расхода, но и одновремен­ное возникновение источника финансирования для такого покрытия.

Финансирование как режимный отпуск денежных и финансовых ресурсов существует в хозяйственной практике как самостоятельное проявление финансов предприятий и организаций. Методы такого режимного финансирования применяются и существуют автономно. Это своего рода "чистое" финансирование. Оно всегда выступает как денежное, прямое, платежно-расчетное, договорное и осущест­вляемое на основе непосредственного движения денежных средств и финансовых ресурсов. Методы "чистого" финансирования расхо­дов предприятий и организаций существуют в практике хозяйствова­ния параллельно со специфическими методами финансирования, применение которых часто сопряжено с искусственным, принуди­тельным, или условным созданием источника денежно-финансового покрытия расхода. Это всегда означает, что финансовое обеспечение конкретного расхода тесно увязано с финансированием и обе эти стороны производимой операции существуют одновременно в рам­ках применяемой схемы. Типичным примером такого своеобразного отложенного покрытия денежного расхода выступает лизинговое фи­нансирование. Оно неразрывно, но не всегда связано с осуществле­нием капитальных вложений при отсутствии реального источника его полного, или даже частичного финансирования.

6. Расходы, финансируемые из федерального бюджета

В соответствии с законодательством РФ, из федерального бюджета финансируются следующие расходы:

1) обеспечение деятельности Президента РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов;

2) национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности;

3) функционирование федеральной судебной системы;

4) осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах;

5) фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу;

6) государственная поддержка транспорта: железнодорожного, воздушного и морского;

7) государственная поддержка атомной энергетики;

8) ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба;

9) исследование и использование космического пространства;

11) финансовая поддержка субъектов РФ;

12) статистический учет;

13) формирование федеральной собственности; обслуживание и погашение государственного долга РФ;

14) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и других социальных выплат, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета;

15) пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

16) проведение выборов и референдумов в РФ;

17) федеральная инвестиционная программа; обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней.

Средства федерального бюджета используются для финансирования мероприятий регионального и местного назначения.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет себя общегосударственных расходов на оборону, международную деятельность, научные исследования. Федеральный бюджет финансирует 100 % общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93 % – на научные исследования, 76 % – на правоохранительную деятельность, 89 % – на предупреждение и ликвидацию чрезвычайных ситуаций и последствий стихийных бедствий.

Федеральный бюджет – это инструмент межрегионального перераспределения общегосударственных средств.

Из книги Финансы: конспект лекций автора Котельникова Екатерина

3. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги Бюджетное право автора Пашкевич Дмитрий

14. Расходы бюджета Согласно положениям ст. 65 БК РФ расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Формирование расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется в

Из книги Бюджетная система РФ автора Бурханова Наталья

29. Доходы федерального бюджета Российской Федерации Перечень доходов федерального бюджета установлен ст. ст. 50, 51 БК РФ.В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от федеральных налогов и сборов, а также налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами.

Из книги Государственные и муниципальные финансы автора Новикова Мария Владимировна

30. Расходы федерального бюджета Российской Федерации Общие основания возникновения расходных обязательств РФ, на основании которых производится расходование средств федерального бюджета, перечислены в ст. 84 БК РФ. Так, расходные обязательства РФ возникают в

Из книги Финансы автора Котельникова Екатерина

41. Предоставление межбюджетных трансфертов из федерального бюджета Межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства

Из книги Учет и налогообложение расходов на страхование работников автора Никаноров П С

22. Порядок составления проекта федерального бюджета Составление проекта федерального бюджетаосуществляется Правительством РФ и начинается не позднее чем за 10 месяцев до начала очередного финансового года.Уполномоченный орган исполнительной власти организовывает

Из книги Финансы и кредит. Учебное пособие автора Полякова Елена Валерьевна

28. Доходы федерального бюджета В федеральный бюджет зачисляются налоговые доходы от следующих федеральных налогов и сборов:1) налога на прибыль организаций;2) налога на прибыль организаций;3) налога на добавленную стоимость;4) акцизов на спирт этиловый из пищевого

Из книги Финансы и кредит автора Шевчук Денис Александрович

10. Расходы бюджета Вид расходов подкрепляется источником финансового покрытия. Если появляется новый вид расхода, должны быть определены источники и порядок финансирования новых видов расходов бюджетов, в том числе в случае необходимости передачи финансовых ресурсов

Из книги Бюджетная система России. Шпаргалка автора Алексеев Виктор Сергеевич

12. Источники финансирования дефицита федерального бюджета В ходе рассмотрения статей доходов и расходов может появиться дефицит. В таких случаях утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.Источники финансирования утверждаются органами законодательной

Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович

19. Расходы бюджета муниципального уровня Расходы муниципального образования связаны с его расходными обязательствами, к которым относятся:1) принятие нормативных правовых актов органов местного самоуправления по вопросам местного значения, устанавливающиеся

Из книги автора

24. Расходы государственного бюджета, их виды Расходы бюджета согласно Бюджетному кодексу, – это денежные средства, направляемые на финансирование выполнение задач и функций государства и местного самоуправления.Процесс формирования расходов бюджетов всех уровней

Из книги автора

Статья 15. Инвестирование средств федерального бюджета, направленных на софинансирование формирования пенсионных накоплений Средства федерального бюджета, направленные на софинансирование формирования пенсионных накоплений и поступившие в бюджет Пенсионного фонда

Из книги автора

3.2. Бюджетный процесс. Структура федерального бюджета Бюджетный процесс в РФ - это регламентированная законодательством деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.Возможны два подхода к разработке государственного

Из книги автора

19. Структура государственного бюджета. Доходы и расходы бюджета. Современные проблемы Основными источниками доходной части федерального бюджета являются различные виды налогов - подоходный налог с граждан, налог на фонд заработной платы, налог на прибыль компаний,

Из книги автора

Понятие и роль бюджета Под бюджетом понимается образование и расходование денежных средств государства. Средства государственного бюджета могут расходоваться на различные нужды государства и местного самоуправления. Например, за счет этих средств содержится армия,

Из книги автора

Глава 3 Доходы должны превышать расходы, или Основы семейного бюджета Надеюсь, вы еще не устали от всевозможных вопросов? Как бы там ни было, техника «задавания вопросов» самому себе является эффективным инструментом развития. Главное, чтобы вопросы были правильные!

Новое на сайте

>

Самое популярное