Домой Полезные советы Персонифицированный учет: что это такое? Что такое индивидуальный персонифицированный учет граждан.

Персонифицированный учет: что это такое? Что такое индивидуальный персонифицированный учет граждан.

Все страхователи должны до 1 марта представить в соответствующий орган Пенсионного фонда сведения о лицах, за которых они уплачивают страховые взносы (часть 2 пункта 1 статьи 8, пункт 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», далее - Закон № 27-ФЗ).

Индивидуальный (персонифицированный) учет - это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с действующим законодательством (абзац 6 статьи 1 Закона № 27-ФЗ). Данная информация может представляться как в виде документов в письменной форме, так и в электронном виде (на магнитных носителях либо по каналам связи). При этом вопрос о возможности передачи данных в электронной форме решается Пенсионным фондом совместно с конкретными страхователями (часть 2 пункта 2 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах для целей обязательного пенсионного страхования утверждена постановлением Правительства от 15.03.1997 г. № 318 (далее - Инструкция). В свою очередь формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования можно посмотреть в постановлении Правления ПФР от 31.07.2006 г. № 192п (далее - Постановление № 192п).

Отметим, что для подготовки отчетности вы вправе воспользоваться любой программой, предназначенной для этого. Между тем протестировать файлы со сведениями о застрахованных лицах, подаваемых страхователями в электронном виде в формате 7.0, можно с помощью программы CheckXML . Указанная программа бесплатно предоставляется территориальными отделениями ПФР. Вместе с тем не забудьте обновить классификатор адресов России (КЛАДР) . Кроме того, желательно заранее пройти сверку платежей с Пенсионным фондом.

Кстати, Пенсионный фонд в последние годы ввел в практику составление графиков сдачи отчетности по конкретным организациям. Сразу скажем, что вам совершенно не обязательно подчиняться таким уведомлениям чиновников. Главное - успеть сдать отчетность до 1 марта.

Учтите, что на момент сдачи сведений все ваши сотрудники должны иметь страховые свидетельства. При этом лица, впервые поступившие на работу, получают указанное свидетельство через страхователя (пункт 2 статьи 7 Закона № 27-ФЗ). Работодатель должен в течение двух недель с момента заключения договора с таким работником подать на него соответствующие документы в Пенсионный фонд (пункт 6 Инструкции). После чего фонд в течение трех недель открывает лицевой счет и оформляет страховое свидетельство либо принимает решение об отказе в регистрации (пункт 8 Инструкции). Отметим, что и при утрате страхового свидетельства сотрудник вправе обратиться к работодателю с заявлением о выдаче его дубликата. В этом случае страхователь в 2-недельный срок передает документы в Пенсионный фонд (пункт 24 Инструкции). В свою очередь у территориального органа есть месяц на принятие решения (пункт 25 Инструкции). Аналогичный порядок действует и при обмене страхового свидетельства, в связи с изменением фамилии, установлением неточности или ошибочности в сведениях, содержащихся в страховом свидетельстве.

Представление индивидуальных сведений о застрахованных лицах

Как правило, предоставляемые в Пенсионный фонд сведения персонифицированного учета включают следующие документы (см. Таблицу 1):

Таблица 1

Также с вас могут спросить список застрахованных лиц. При этом некоторые территориальные отделения Пенсионного фонда требуют предоставить пояснительную записку (например, г. Москва).

Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета утверждена постановлением № 192п (далее - Инструкция по заполнению форм).

Итак, все документы заполняются чернилами, шариковой ручкой печатными буквами, при помощи пишущих машинок или средств вычислительной техники без помарок и исправлений. При этом могут использоваться любые цвета, кроме красного и зеленого (пункт 4 Инструкции по заполнению форм).

Отметим порядок формирования некоторых реквизитов, общих для всех форм персонифицированного учета:

  • расчетный период - 2008 год;
  • фамилию, имя, отчество застрахованного лица указывают в именительном падеже;
  • период временной нетрудоспособности - указывают суммарную продолжительность периодов неуплаты страховых взносов, засчитываемых в страховой стаж;
  • отпуск без сохранения заработной платы - указывают суммарную продолжительность периодов, за которые работнику не начислялась заработная плата;
  • код основного тарифа - это код категории застрахованного лица (см. Таблицу 2);
  • код дополнительного тарифа заполняют организации, уплачивающие взносы по дополнительному тарифу АВИА;
  • территориальные условия заполняют для работников Крайнего Севера и работающих в зонах отселения и отчуждения (можно посмотреть в Приложении № 1 к Инструкции по заполнению форм).

Принципы формирования пачек документов

Все документы группируют в пачки. Каждая пачка может содержать не более 200 документов. В свою очередь для пачек, содержащих формы СЗВ-4-2, число застрахованных лиц не должно превышать 200 человек (пункт 6 Инструкции по заполнению форм). При этом в состав пачки могут входить документы только одного наименования (пункт 10 Инструкции по заполнению форм).

Учтите, что СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 формируются отдельной пачкой при подаче следующих данных (пункт 11 Инструкции по заполнению форм):

  • о тех застрахованных лицах, которые выходят на пенсию;
  • на различные категории застрахованных лиц;
  • содержащих корректирующие сведения;
  • содержащих отменяющие сведения;
  • о застрахованных лицах, работающих в различных территориальных условиях.

По согласованию с территориальным органом Пенсионного фонда допускается следующий порядок оформления пачки документов, содержащей формы СЗВ-4-1 или СЗВ-4-2 (пункт 12 Инструкции по заполнению форм):

  • пачка прошивается и пронумеровывается;
  • концы скрепляющей нити выводятся с тыльной стороны пачки, связываются и заклеиваются листом бумаги, на который ставится печать организации и делается надпись: «В пачке прошито, пронумеровано и скреплено печатью ____ листов»;
  • к пачке прикладывается список застрахованных лиц, на которых представляются сведения; указанный список составляется в произвольной форме и брошюруется в пачке после описи;
  • все документы, входящие в пачку, заверяются печатью организации и подписью руководителя, проставляемыми на описи, которая дополняется словами: «Заверяю, что содержание всех документов, входящих в пачку, состоящую из вышеприведенного числа форм, верно».

Индивидуальные сведения

При представлении индивидуальных сведений страхователем заполняется (пункт 43 Инструкции по заполнению форм) (см. Пример 1):

  • форма СЗВ-4-1 - при представлении сведений о застрахованном лице, у которого в расчетном периоде были какие-либо условия для назначения досрочной трудовой пенсии, которые отражаются в таблице «Стаж работы за отчетный период», либо при необходимости выделения отдельных периодов работы, периодов ухода за детьми и т.д.;
  • форма СЗВ-4-2 (списочная форма) - при представлении сведений о застрахованных лицах, не имеющих в расчетном периоде каких-либо условий для досрочного назначения трудовой пенсии, кроме указываемых в реквизите «Территориальные условия» формы АДВ-6-1.

При заполнении индивидуальных сведений нужно учитывать следующие моменты (пункт 11 и пункт 43 Инструкции по заполнению форм):

  • при указании периода работы даты должны находиться в пределах расчетного периода;
  • сумму начисленных страховых взносов указывают в рублях с копейками;
  • в формах СЗВ-4-2, сформированных в пачку, реквизит «№ п/п» (порядковый номер) заполняется сквозным методом в пределах пачки.

До отправки отчета в Пенсионный фонд обязательно проведите сверку введенной информации с данными, указанными в страховых свидетельствах сотрудников. Это необходимо для того, чтобы при приеме отчета в Пенсионный фонд не выявились «невидимые» на первый взгляд ошибки. Например, неправильно введенные имена («Наталья» и «Наталия» и т.д.).

Пример 1

Опись документов

Каждая пачка сопровождается описью документов, выполненной по форме АДВ-6-1 (пункт 7 Инструкции по заполнению форм) (см. Пример 2).

При формировании описи нужно учитывать следующие моменты (пункт 32 Инструкции по заполнению форм):

  • иные входящие документы - указывают наименование входящего документа, не вошедшего в предлагаемый на форме перечень;
  • число застрахованных лиц - указывают количество форм СЗВ-4-2;
  • символом «Х» отмечают соответствующий тип сведений (исходные или назначение пенсии) и вид корректировки (корректирующие или отменяющие);
  • сумма начисленных страховых взносов - указываются суммарные значения в рублях по всей пачке документов. Отметим, что некоторые территориальные отделения Пенсионного фонда требуют указывать суммы с копейками.

Пример 2

Список застрахованных лиц

Список застрахованных лиц оформляется в произвольном виде (пункт 34 Инструкции по заполнению форм).

Пример 3

Ведомость уплаты страховых взносов

При формировании ведомости уплаты страховых взносов (форма АДВ-11) нужно учитывать следующие моменты (пункт 48 Инструкции по заполнению форм) (см. Пример 4):

  • ведомость составляется на 31 декабря 2008 г.;
  • число застрахованных лиц - указывают лица, информация о которых представляется по формам СЗВ-4-1 и СЗВ-4-2 с типом сведений «исходные» и «назначение пенсии»;
  • суммы начисленных страховых взносов указываются в рублях;
  • признак тарифа - «Р»;
  • задолженность по уплате страховых взносов и уплачено страховых взносов - указываются для каждого года в отдельных строках;
  • сумму переплаты указывают со знаком «-» годом, следующим за годом, в котором образовалась переплата.

Пример 4

Если обнаружили ошибку

В случае обнаружения ошибок в предоставленных в Пенсионный фонд формах документов персонифицированного учета страхователь в двухнедельный срок должен предоставить исправленные формы (пункт 29 Инструкции).

Отметим, что сведения, содержащиеся в представленных страхователем документах, подготовленных с нарушением требований Пенсионного фонда, в лицевые счета не вносятся. Эти документы или их копии территориальный орган возвращает страхователю с указанием обнаруженных ошибок (пункт 34 Инструкции). Затем страхователь в двухнедельный срок после уведомления территориального органа об имеющихся расхождениях устраняет их и представляет в Пенсионный фонд уточненные данные. Если же в установленный срок не были устранены все имеющиеся расхождения, то территориальный орган самостоятельно принимает решение о корректировке сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц. Далее решение сообщается страхователю и застрахованным лицам (пункт 36 Инструкции). При этом корректировка осуществляется в порядке, утвержденном постановлением Правления Пенсионного фонда от 14.12.2005 г. № 246п.

К лицам, не предоставившим в установленные сроки сведения, необходимые для осуществления индивидуального учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо предоставившим неполную или недостоверную информацию, применяют финансовые санкции. Речь здесь идет о штрафе в сумме 10 процентов, причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ).

Причем сумму взыскания исчисляют не от всех причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный в фонд, а лишь от взносов тех застрахованных лиц, в отношении которых сведения, необходимые для ведения персонифицированного учета, не были представлены (пункт 16 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 11.08.2004 г. № 79, определение ВАС РФ от 24.07.2008 г. № 9340/08). Кстати, данную точку зрения подтверждают и работники Пенсионного фонда в своем письме от 28.06.2006 г. № КА-09-26/6784.

Отметим, что само взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда исключительно в судебном порядке (часть 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ). Причем здесь невозможно применить так любимый чиновниками внесудебный порядок взыскания, определенный пунктом 4 статьи 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». В данном пункте сказано, что в случае если размер причитающейся к уплате суммы не превышает в отношении индивидуальных предпринимателей 5 000 руб., а в отношении юридических лиц 50 000 руб., то взыскание штрафов осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда. Тем не менее в нашей ситуации следует исходить из прямого указания, содержащегося в части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, где говорится, что взыскание этих сумм производится исключительно в судебном порядке (пункт 7 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 20.02.2006 г. № 105).

Кстати, арбитры уже не раз говорили, что данное исковое заявление в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса может быть подано Пенсионным фондом только в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа.

Судебно-арбитражная практика

Суд указал на пропуск Пенсионным фондом шестимесячного срока для обращения в суд с заявлением о взыскании штрафных санкций, предусмотренных статьей 115 Налогового кодекса (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 г. № 69-861/08-4-Ф02-3368/08).

Кстати, чиновники любят штрафовать и за неверное отражение в ведомости (форма АДВ-11) данных об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов. Между тем указанная информация не относится к сведениям, обязанность представлять которые установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Тем не менее не факт, что суд поддержит вашу позицию.

Судебно-арбитражная практика

Арбитры решили, что данные об имеющейся задолженности по уплате страховых взносов на начало и конец расчетного периода предоставляются страхователем в Пенсионный фонд помимо индивидуальных сведений и не являются той информацией о застрахованных лицах, обязанность представлять которую установлена статьей 11 Закона № 27-ФЗ. Поэтому никакой речи о наложении штрафа в соответствии со статьей 17 Закона № 27-ФЗ идти не может (постановление ФАС Северо-Западного округа от 04.06.2008 г. № А56-33073/2007 и определение ВАС РФ от 16.09.2008 г. № 11443/08).

Отметим, что Пенсионный фонд посчитал возможным не применять финансовые санкции в следующих случаях (письмо ПФР от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379):

  • если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету;
  • если страхователь в 2-недельный срок исправил обнаруженные территориальным органом ПФР ошибки.

Правда, инспекторы на местах могут и не согласиться с такой точкой зрения.

Судебно-арбитражная практика

Суд на основании позиции Пенсионного фонда, отраженной в письме от 14.12.2004 г. № КА-09-25/13379, сделал вывод об отсутствии вины организации в следующих случаях:

  • общество исправило ошибки, выявленные в сведениях, необходимых для осуществления персонифицированного учета, до истечения предусмотренного законодательством двухнедельного срока (постановление ФАС Уральского округа от 14.02.2008 г. № Ф09-11095/07-С1);
  • общество самостоятельно выявило ошибку в представленных сведениях по персонифицированному учету и в двухнедельный срок представило исправленные формы (постановление ФАС Поволжского округа от 18.01.2007 г. № А65-18213/2006-СА1-23).

Особенности представления сведений физическими лицами

Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, лично представляют сведения о себе в качестве страхователей в органы Пенсионного фонда по месту своей регистрации (часть 3 пункта 1 статьи 8 Закона № 27-ФЗ). При этом указанная информация передается вместе с копией платежного документа (пункт 6 статьи 11 Закона № 27-ФЗ). Далее территориальный орган сверяет представленные сведения с данными о страховых взносах, поступивших в Пенсионный фонд. Сведения об уплаченных страховых взносах за расчетный период, подтвержденные органами федерального казначейства, включают в лицевой счет застрахованного лица (пункт 38 Инструкции). Кстати, для физических лиц, уплачивающих взносы за себя, не установлена обязательная форма подачи документов.

Теперь разберемся с датой представления информации. Итак, застрахованное лицо, самостоятельно уплачивающее страховые взносы, представляет вышеуказанные сведения ежегодно, до 1 марта (пункт 38 Инструкции). Однако здесь существует определенное противоречие. Ведь в отличие от обычных страхователей для индивидуальных предпринимателей срок представления данных в Пенсионный фонд определен только Инструкцией и в Законе № 27-ФЗ не прописан. Соответственно, возникает резонный вопрос: правомерно ли привлечение предпринимателей к ответственности за несвоевременное представление информации по персонифицированному учету в соответствии с частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ?

В связи с тем, что Пенсионный фонд никаких разъяснений по этой ситуации не давал, обратимся к решениям арбитров. И вот здесь выясняется, что у судей нет единой точки зрения по этому вопросу. То они становятся на сторону налогоплательщиков:

Судебно-арбитражная практика

Арбитры установили, что у индивидуального предпринимателя отсутствуют наемные работники. Следовательно, он не может быть как страхователь привлечен к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 22.07.2008 г. № А69-862/08-4-Ф02-3369/08).

То принимают решения, поддерживающие работников Пенсионного фонда:

Судебно-арбитражная практика

Арбитры решили, что субъектами ответственности за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, являются и страхователи, и физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 11.10.2007 г. № Ф04-7113/2007(39140-А46-3), Северо-Западного округа от 19.09.2008 г. № А56-48966/2007, Волго-Вятского округа от 05.02.2008 г. № А11-4623/2007-К2-21/296).

1 Программу CheckXML можно скачать с сайта http:// checkpsn. narod. ru.

2 Классификатор адресов России (КЛАДР) можно скачать с сайта ГНИВЦ ФНС России http:// www. gnivc. ru.

3 Бланк пояснительной записки для г. Москвы можно скачать с сайта отделения ПФР по Москве и Московской области http:// www. pfrmsk. ru/

Согласно действующему законодательству, на каждого работодателя возлагаются обязательства по предоставлению данных о сотрудниках своего предприятия Пенсионному фонду РФ. В частности передается информация о страховом стаже, о суммах начисленных и уплаченных страховых взносов. В статье будет рассмотрено понятие индивидуального (персонифицированного) учета, его задачи и цели, а также основные изменения в 2018 году.

Что такое персонифицированный учет?

Персонифицированный учет представляет собой учет сведений о каждом гражданине, застрахованном в системе обязательного пенсионного страхования (ОПС).

Передача данных предприятием осуществляется с 1996 года после введения закона №27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».

Нормативный акт отражает требования в отношении учета индивидуальных данных (по каждому работнику в разрезе накоплений на выплату пенсии). То есть каждый гражданин таким образом реализует свое право на получение пенсии по достижении установленного действующим законодательством возраста.

Система ОПС берет свое начало с 2002 года. Ее основу составляют страховые принципы: размер будущей пенсии гражданина зависит от страховых взносов, которые за работающего сотрудника уплачивает его работодатель на протяжении всей трудовой деятельности.

На основании нормативно-правовых актов Пенсионным фондом РФ проводится обязательная регистрация всех граждан (начиная с рождения) в системе ОПС. Основанием регистрации служит открытие специального лицевого счета с присвоенным номером и подтверждающим документом – СНИЛС. С помощью СНИЛС происходит формирование регистров граждан, которые имеют право на получение услуг и льгот, относящихся к ведению государства.

СНИЛС применяется и для идентификации пользователей на портале «Госуслуги», где содержится множество стандартных бланков для получения ряда документов, информация о состоянии индивидуальных лицевых счетов граждан, сведения о штрафах, относящихся к ведению ГИБДД и др.

СНИЛС отражает следующую информацию:

  • номер л/с (СНИЛС);
  • ФИО застрахованного;
  • дата рождения;
  • место рождения;
  • дата выдачи СНИЛС, она же является датой регистрации.

Страховой номер – уникальная цифра, которая присваивается определенному лицу.

Какую цель преследует персонифицированный учет?

К целям индивидуального (персонифицированного) учета относятся:

  • формирование определенных условий с целью назначения каждому застрахованному лицу трудовой пенсии на основании результатов труда гражданина;
  • гарантия достоверности предоставляемых ПФ РФ данных о трудовом стаже и доходе, которые влияют на размер трудовой пенсии при назначении;
  • формирование единой базы, способствующей совершенствованию пенсионного законодательства РФ;
  • повышение заинтересованности всех граждан, прошедших регистрацию в системе ОПС, в уплате отчислений на формирование будущей пенсии;
  • контроль за уплатой взносов всеми лицами, составляющими систему ОПС;
  • обеспечение информационной поддержки, направленной на прогнозирование расходов для: выплаты пенсий, расчета показателей макроэкономики, которые касаются ОПС и др.;
  • сокращение временных затрат, связанных с назначением и выплатой трудовых пенсий.


К основным принципам персонифицированного учета относятся:

  • единство и федеральный характер системы ОПС РФ;
  • всеобщность и обязательность уплаты взносов, учет сведений обо всех лицах, составляющих систему ОПС;
  • доступность для каждого застрахованного гражданина информации о нем, которая относится к ведению ПФ РФ.

Инструкция по ведению персонифицированного учета

На основании приказа Минздравсоцразвития от 14.12.2009 г. за номером №987 не была утверждена инструкция, где определен порядок ведения персонифицированного учета сведений обо всех гражданах, входящих в систему ОПС.

Основанием для разработки соответствующего документа является ФЗ №27. На основании инструкции определены:

  • порядок регистрации застрахованных лиц;
  • порядок предоставления работодателями данных обо всех застрахованных лицах на конкретном предприятии в ПФ РФ (о стаже, заработной плате, страховых взносах);
  • порядок предоставления Пенсионному фонду РФ данных, которые относятся к страховому стажу (периоды работы или иной деятельности, приобретенной гражданином до момента трудоустройства у ответственного работодателя);
  • порядок, сроки приема, учета Пенсионным фондом РФ сведений о лицах, входящих в систему ОПС, и внесения данных в индивидуальные л/с застрахованных;
  • порядок учета ПФ РФ данных о страховых взносах, поступающих на формирование накопительной части пенсии застрахованных, взносов на софинансирование, которые поступают на основании ФЗ от 30.04.2008 г. №56-ФЗ;
  • порядок использования предоставленных данных с целью контроля над своевременностью и полнотой исполнения обязательств, контролем над своевременностью произведенных отчислений на страховые взносы.


Что касается работодателей, то степень важности Инструкции для них определена следующими моментами:

  • порядком регистрации Пенсионным фондом застрахованных граждан;
  • порядком предоставления страхователями информации о застрахованных – стаж, доход, начисленные и уплаченные взносы.

Ответственность за непредоставление данных индивидуального учета

Любая организация согласно действующему законодательству привлекается к ответственности при ненадлежащем исполнении или неисполнении обязанностей по своевременному предоставлению/непредоставлению данных индивидуального учета. Этот момент регулирует ст. 17 ФЗ-№27:

При непредоставлении в установленные действующим законодательством сроки данных индивидуального учета или предоставлении сведений в неполном объеме применяются штрафные санкции размером 10% положенных за отчетный период платежей в ПФ РФ. Указанная сумма взыскивается с ответчика органами ПФ РФ по решению суда.

Такая мера ответственности на организацию возлагается при следующих нарушениях:

  • данные предоставлены несвоевременно;
  • данные не предоставлены;
  • данные предоставлены не полностью;
  • предоставлены искаженные (недостоверные) данные.


При этом согласно комментариям ПФ РФ в письме от 14.12.2004 года за регистрационным номером № КА-09-25/13379, не предусмотрено норм, которые освобождают организацию от установленной ответственности. При этом органы ПФ РФ должны избирательно подходить к ответчикам, руководствуясь рядом принципов:

  • виновностью и противоправностью деяния;
  • презумпцией невиновности;
  • соразмерностью наказания.

На основании вышеизложенных моментов ПФ РФ считает возможным отказаться от применения штрафных санкций, если:

  • ошибка выявлена организацией, сведение об ошибке переданы ПФ РФ;
  • организацией в течение 14 календарных дней исправлены ошибки, которые были обнаружены сотрудником ПФ РФ.

По мнению ПФ РФ, такой подход увеличит ответственность организаций, предприятия будут более внимательно проверять передаваемые данные, проводить качественную проверку сведений до предоставления информации учета территориальным органам ПФ РФ.

Исчисление размера санкционированного платежа осуществляется не от взносов, которые были начислены за всех работников организации, а конкретно за тех лиц, по которым своевременно не предоставили или предоставили недостоверные/ошибочные данные персонифицированного учета.

Последние изменения

Чтобы избежать негативных последствий и проблем с действующим законодательством, организации должны отслеживать все изменения в нормативно-правовых актах.

Порядок оформления и проведения индивидуального учета претерпел следующие изменения в 2018 году:

  • некоторые функции были переданы Федеральной налоговой службе. В Налоговый кодекс внесены дополнения с информацией о страховых отчислениях. Теперь персонифицированная информация передается ИНФС, а затем ПФ РФ;
  • работодатели обязуются подавать данные ПФ РФ каждые три месяца и один раз за год до 1 марта;
  • срок сдачи данных по допвзносам остается без изменений, но на 5 дней увеличены временные рамки предоставления отчетности СЗВ-М в отношении сотрудников прошедшего месяца. Без изменений остались требования к среднесписочной численности;
  • налоговым органам сведения предоставляются до 30 числа месяца, который идет за завершившимся кварталом;
  • увеличены штрафы за нарушение требований по начислению и уплате взносов. Теперь их регулируют правила НК РФ.

За Пенсионным фондом осталось право осуществления контроля и взимания начисленных штрафных санкций за выявленные несоответствия в отчетах установленным требованиям.

Любая организация обязана предоставлять данные ПФ РФ обо всех сотрудниках. При этом все изменения должны своевременно доводиться до страховщиков. Если гражданин работает в виде ИП, то он самостоятельно производит отчисления ПФ РФ на основании МРОТ.

Заключение

Если граждане осуществляют незаконную предпринимательскую деятельность без официального подтверждения, то сведения в ПФ РФ они не предоставляют, как и не уплачивают страховые взносы. Отсутствие официально подтвержденного стажа и уровня дохода отрицательным образом скажется на праве получения и выплаты пенсии в будущем.

Что (книжн.). Олицетворить (олицетворять), представить (представлять) что-нибудь в лице, образе человека.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "ПЕРСОНИФИЦИРОВАТЬ" в других словарях:

    - (лат.). Олицетворять. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ПЕРСОНИФИЦИРОВАТЬ лат., от persona, лицо, и facere, делать. Олицетворять. Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский… … Словарь иностранных слов русского языка

    Одушевить, олицетворить, олицетворять, очеловечить, очеловечивать, одухотворять, одухотворить, персонализировать, одушевлять Словарь русских синонимов. персонифицировать см. олицетворить (… Словарь синонимов

    Несов. и сов.; перех. 1. Наделять человеческими свойствами. 2. Быть олицетворением чего либо, воплощать в себе что либо. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    персонифицировать - персонифиц ировать, рую, рует … Русский орфографический словарь

    персонифицировать - (I), персонифици/рую, руешь, руют … Орфографический словарь русского языка

    персонифицировать - Syn: одушевлять, олицетворять … Тезаурус русской деловой лексики

    Рую, руешь; св. и нсв. что. Олицетворить олицетворять, представить представлять неодушевлённый предмет или отвлечённое понятие в человеческом образе. П. лучшие черты народа. П. всё злое в человеке. Заяц персонифицирует трусость. Лиса… … Энциклопедический словарь

    ПЕРСОНИФИЦИРОВАТЬ - относить к себе, воспринимать как свое, отождествлять с собой … Педагогический словарь

    персонифицировать - рую, руешь; св. и нсв. см. тж. персонифицироваться, персонификация что Олицетворить олицетворять, представить представлять неодушевлённый предмет или отвлечённое понятие в человеческом образе. Персонифици/ровать лучшие черты народа. Персонифиц … Словарь многих выражений

    персонифицировать(ся) - персон/ифиц/ир/ова/ть(ся) … Морфемно-орфографический словарь

Книги

  • XX век. Люди и судьбы. 10-11 классы. Книга для чтения , . Книга адресована в первую очередь учителям обществознания, истории, литературы, мировой художественной культуры, естествознания, а также учащимся старшей школы. Включенные в содержание уроков…
Навигация по статье

Где бы гражданин ни работал за всю свою жизнь (по совместительству в том числе), информация о его стаже и взносах в пенсионную систему его работодателей поступает в ПФР и хранится как его персональные сведения .

Участники системы пенсионного страхования

В системе ОПС учавствуют следующие лица:

  1. Страхователи . В системе ОПС представлены индивидуальными предпринимателями, различными организациями, лицами, занимающимися частной практикой, предусмотренной законодательством России, и перечисляющими взносы и за своих работников, и за себя.
  2. Страховщики . ПФР в системе ОПС занимает место центрального администратора. Также в роли страховщика может быть негосударственный пенсионный фонд (НПФ).
  3. Застрахованные лица . Собственники пенсионных накоплений являются застрахованными лицами, если они выбрали страховщика для пенсионных накоплений или «молчунами», если не писали заявление о переводе средств в управляющую компанию (УК) или НПФ.

Права и обязанности страховщиков, страхователей и застрахованных лиц

У страховщика есть право на:

  • проведение документальных проверок страхователей (могут требовать устранения нарушений в случае их выявления);
  • проведение обмена информацией с органами налогового контроля;
  • распоряжение бюджетом Пенсионного фонда и пр.

В основные обязанности страховщика входит установление, пересчет и выплата пенсионных выплат. В данной связи, страховщик осуществляет другие важные обязанности, которые описаны в статье 13 Федерального закона № 167-ФЗ.

Государство является гарантом по всем обязательствам Пенсионного фонда перед застрахованными гражданами.

Страхователи имеют право на:

  • участие в управлении ОПС;
  • дополнительную уплату взносов своим сотрудникам на ;
  • отстаивать свои права в суде;
  • информационную поддержку от страховщика по вопросам, которые связаны с пенсионным страхованием.

Обязанность страхователя в том, чтобы быть должным образом быть зарегистрированным и перечислять в ПФР вовремя.

Застрахованные лица имеют право:

  • на ознакомление с данными об уплаченных страховых взносах;
  • на качественную реализацию страхового обеспечения из средств бюджета ПФР;
  • по своему усмотрению распоряжаться пенсионными накоплениями.

В обязанности застрахованных граждан входит предоставление страховщику документов, в которых содержатся достоверные данные, на основании которых устанавливается и выплачивается пенсионное обеспечение. При каких-либо изменениях, способных оказать влияние на выплаты, своевременно сообщать об этом страховщику.

Предоставление сведений и уплата страховых взносов в Пенсионный фонд

С 1 апреля 2016 года страхователи обязаны ежемесячно предоставлять в ПФР индивидуальные сведения, которые формируются из кадровых документов и данных бухгалтерского учета.

Также страхователь ежемесячно осуществляет уплату страховых взносов в Пенсионный фонд РФ в процентном соотношении с заработной платой сотрудника. Предельный размер базы для начисления взносов определяется соответственно принимаемым постановлениям и в 2018 году он равен 1021 тыс. рублей (в 2017 составлял 876 тыс. рублей).

Страхователь, в том числе и (ИП, нотариусы, адвокаты и т.п.), также должен перечислять взносы за себя самостоятельно, размер которых зависит от МРОТ.

В тех ситуациях, когда работа была предоставлена без официального оформления и, соответственно, без представления информации в ПФР, гражданин рискует остаться без подтвержденного страхового стажа, что в первую очередь повлияет на право получения пенсионного обеспечения и на его конечный .

Работа с информационными системами вообще и медицинскими информационными системами в частности регламентирована действующим законодательством - Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» и Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных». Федеральный закон № 149-ФЗ «регулирует отношения, возникающие при: осуществлении права на поиск, передачу, получение, производство и распространение информации; применении информационных технологий; обеспечении защиты информации».

Обладатель информации - физическое лицо, юридическое лицо, РФ, субъект РФ, муниципальное образование. Он может разрешать или запрещать доступ к информации, использовать информацию по своему усмотрению, передавать информацию другим лицам, защищать свои права при незаконном получении информации сторонним лицом или ее незаконного использования.

Обладатель информации обязан соблюдать права и интересы других лиц, принимать меры для защиты информации. В зависимости от категории доступа различают общедоступную информацию (общеизвестные сведения и иная информация), доступ к которой не ограничен, и информацию, доступ к которой ограничен

федеральными законами (информация ограниченного доступа). Обязательно соблюдение конфиденциальности информации, доступ к которой ограничен федеральными законами, которые определяют условия отнесения информации к сведениям, составляющим государственную, коммерческую, служебную и иную тайну.

В Законе № 149-ФЗ прописано, что «электронное сообщение, подписанное электронной цифровой подписью (ЭЦП) или иным аналогом собственноручной подписи, признается электронным документом, равнозначным документу, подписанному собственноручной подписью, в случаях, если федеральными законами или иными нормативными правовыми актами не устанавливается или не подразумевается требование о составлении такого документа на бумажном носителе».

Это положение закона перекликается с Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» и Федеральным законом Российской Федерации от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», которая позволяет установить автора электронного документа и гарантировать неизменность его содержания. ЭЦП (ЭП) - специфический цифровой код, интегрированный с содержанием электронного документа и позволяющий идентифицировать его автора и установить отсутствие искажений информации в электронном документе; при внесении в него изменений ЭЦП теряет силу. ЭЦП широко используют в банковской сфере и юриспруденции.

Федеральный закон № 152-ФЗ «О персональных данных» регулирует отношения, связанные с обработкой ПДн, осуществляемой федеральными органами государственной власти, субъектов РФ, органами местного самоуправления, муниципальными органами, юридическими лицами, физическими лицами с использованием средств автоматизации или без него.

Основные понятия о безопасности персональных данных

Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» (в редакции законов от 25 ноября 2009 г. № 266-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. № 363-ФЗ) введен ряд понятий:

«ПДн - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту ПДн), в том числе его фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация;

Оператор - государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующее и (или) осуществляющее обработку ПДн, а также определяющее цели и содержание обработки ПДн;

Обработка ПДн - действия (операции) с ПДн, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение ПДн;

Обезличивание ПДн - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность ПДн к конкретному субъекту ПДн;

Информационная система ПДн - информационная система, представляющая собой совокупность ПДн, содержащихся в базе данных, а также информационных технологий и технических средств, позволяющих осуществлять обработку таких ПДн с использованием средств автоматизации или без использования таких средств».

Большинство информационных ресурсов медицинских учреждений содержат сведения конфиденциального характера (врачебная, служебная, коммерческая, тайна), и доступ к ней ограничен. Слово «конфиденциальность» означает «дове-

рие», передавая такую информацию, человек подразумевает ее неразглашение в силу того, что ее распространение может нанести ущерб. По Указу Президента РФ от 6 марта 1997 г. № 188 «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» сведения конфиденциального характера - ПДн, служебные сведения, сведения, связанные с профессиональной, в том числе врачебной, деятельностью, сведения, связанные с коммерческой деятельностью.

ПДн обрабатывают только при согласии субъекта ПДн. Согласие субъекта на обработку его ПДн оформляют письменно, включая:

Фамилию, имя, отчество, адрес, номер основного документа, удостоверяющего личность, сведения о дате выдачи этого документа и выдавшем его органе;

Фамилию, имя, отчество и адрес оператора, получающего согласие субъекта ПДн;

Цель обработки ПДн;

Перечень ПДн, на обработку которых дается согласие субъекта ПДн;

Перечень действий с ПДн, на совершение которых дается согласие, описание используемых оператором способов обработки ПДн;

Срок, в течение которого действует согласие, порядок его отзыва. Исключения составляют случаи, описанные в части 2 статьи 6 закона № 152-ФЗ

«О персональных данных».

Медицинские данные пациента обрабатывают в соответствии с законодательством РФ.

Медицинские данные пациента - сведения о физиологических особенностях организма, перенесенных заболеваниях, состоянии здоровья и (или) оказанной пациенту медицинской помощи.

Персонифицированные данные - совокупность сведений, включающая ПДн пациента, которые позволяют идентифицировать его личность.

Деперсонификация (обезличивание данных) - удаление ПДн пациента, в результате которого ни при каких условиях невозможно определить принадлежность медицинских данных конкретному человеку и идентифицировать его личность. Обезличенные данные не конфиденциальны. Обезличивание данных используют в тех случаях, когда не требуется сопоставление медицинских данных с конкретным пациентом, например для их статистической обработки, научных и учебных целей и т.д.

Анонимизация данных - использование для обозначения (пометки) медицинских данных (документов), относящихся к пациенту, его условного имени -криптонима (греч. kryptos - тайный, скрытый, опута - имя), раскрытие которого возможно только им самим. При использовании криптонима для идентификации пациента его ПДн в учетной системе не хранятся. Ответственность за раскрытие криптонима несет сам пациент. Анонимные данные не конфиденциальны, согласия пациента на их обработку не требуется. Анонимизацию данных используют в тех случаях, когда пациент сам организует сбор, накопление и передачу на хранение своих медицинских данных, например, на серверах в сети Интернет (проекты Google Health и Microsoft HealthVauIt), и при анонимном лечении.

Псевдонимизация данных - совокупность организационно-технических мероприятий, процедур и действий для присвоения пациенту специального псевдонима (греч. pseudo - ложный, опута - имя) для сбора, хранения, передачи и обработки его медицинских данных, исключающая возможность его несанкционированного сопоставления с конкретным физическим лицом и идентификацию его личности. Формирование псевдонима и его обратное сопоставление с ПДн пациента происходит с помощью криптографических средств, использование которых жестко регламентировано.

Псевдоним никогда не указывают в медицинских и иных документах, содержащих ПДн пациента; не известен пациенту и не может быть им раскрыт или передан кому бы то ни было; может быть сопоставлен с ПДн пациента (дешифрован) толь-

ко с согласия пациента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством. Персональный перечень должностных лиц, которым в этих случаях стала известна информация о соответствии псевдонима конкретному пациенту (его ПДн), строго определен. Псевдонимизированные данные не содержат ПДн пациентов, поэтому не конфиденциальны, что позволяет обрабатывать их без согласия пациентов. Псевдонимизация персонифицированных сведений целесообразна при организации сводных медицинских баз данных, когда:

Круг пользователей достаточно широк (например, органы управления здравоохранением, надзорно-контрольные органы, страховые организации и фонды ОМС, научно-исследовательские учреждения и т.д.);

В процессе обработки и анализа данных пациента может возникнуть необходимость идентификации его личности или непосредственного контакта с ним, например, должностных лиц надзорно-контрольных органов.

Примеры подобных псевдонимизированных баз данных - специализированные медицинские регистры доноров, онкологический, диабетический и т.д.

В течение нескольких последних лет разработчиками МИС ЛПУ обсуждается возможность снижения затрат на защиту информации путем псевдонимизации данных. Предложена технология выделения из МИС (после присвоения псевдонима) части, которую следует защищать (псевдоним, паспортные данные), и всего остального (псевдоним, сведения о состоянии здоровья пациента). Мнения за и против этой технологии разделены примерно пополам. Необходима дальнейшая методическая и нормативная проработка вопроса.

Полицевые данные - совокупность данных некоторого физического лица (пациента). В зависимости от наличия в их составе ПДн и используемых идентификаторов полицевые данные могут быть: персонифицированными, псевдоними-зированными, анонимными и обезличенными.

Принято разделять «полицевые» медицинские данные, их потоки и хранилища (базы данных) на две категории.

Первичные медицинские данные, которые формируются и используются медицинскими работниками непосредственно при оказании медицинской помощи пациенту и ведении электронной медицинской карты в медицинском учреждении. Доступ к персонифицированным «первичным» данным строго ограничен и жестко регламентирован законодательством.

Вторичные медицинские данные - интегрированные, агрегированные полицевые медицинские данные, формируемые на основе «первичных» данных, поступающих из множества лечебных учреждений. Обычно такие данные накапливаются в течение длительного времени в виде различных сводных баз данных, используемых органами управления здравоохранением для анализа, планирования, выполнения надзорно-контрольных функций, ведения листов ожидания и экспертизы, эпидемиологических и иных научных исследований и т.д. Формирование и ведение таких баз данных в общем случае происходит вне медицинских учреждений в специальных центрах сбора и обработки данных. Существует тенденция ведения «вторичных» баз данных в псевдонимизированном или обезличенном виде.

Новое на сайте

>

Самое популярное