Домой Полезные советы Политика индустриализации в ссср результаты. Индустриализация в ссср: причины, сущность, ход и последствия

Политика индустриализации в ссср результаты. Индустриализация в ссср: причины, сущность, ход и последствия

Индустриализация – увеличение общих объемов и разнообразия промышленного производства, а также его удельного веса в структуре экономики. Индустриализация, проведенная в 30-е годы ХХ века в СССР, сумела превратить страну в одного из мировых промышленных лидеров.

Веские причины

Для проведения индустриализации СССР имел несколько весомых причин.

  1. Еще Российская империя заметно отставала от ведущих мировых держав в уровне развития промышленности. Две войны и революция не улучшили положения.
  2. СССР находился в довольно жесткой международной изоляции, и не мог просто купить необходимые промышленные товары. Требовалось либо оставаться отсталым государством, либо налаживать «импортозамещение».
  3. Угроза «крестового похода против большевистской заразы» – не плод больного воображения. Западные государства не скрывали враждебного отношения к СССР и открыто говорили о планах его уничтожения и раздела. Армия нуждалась в хорошем оружии и транспорте.

Низкий уровень жизни населения не рассматривался как причина увеличить промышленное производство. Считалось, что благосостояние вырастет само собой, и нет необходимости особенно сосредоточиваться на этом.

Сроки и методы

Первые заявления о необходимости осуществить индустриализации были сделаны в 1925 году, когда стало ясно, что хозяйство страны в основном вышло на уровень 1913 года. Однако реально начало процесса следует отсчитывать от 1928 года, когда был принят первый пятилетний план (пятилетки разрабатывались специально под индустриализацию).

В связи с конечными задачами выдвигалось несколько практических заданий для индустриализационного процесса:

  • увеличить производство в стратегических областях, работающих на оборону (машиностроение, металлургия, авиация, химия, транспорт);
  • обеспечить развитие в СССР отраслей, ранее отсутствовавших вовсе либо представленных мизерными объемами производства (авиация, химия, станкостроение, сельхозмашиностроение, автомобильная промышленность);
  • подготовить для промышленности (в первую очередь оборонной) отечественные технологии и кадры;
  • обеспечить промышленность необходимым сырьем, для чего активно разрабатывать старые и разведывать новые месторождения полезных ископаемых.

Эти задачи выполнялись с задействованием админресурса, но в истории Советского Союза это было не первый и не последний раз. Особенности индустриализации в СССР:

    1. Работники лишались права выбора места работы – кадры должны были быть там, где они нужны.
    2. За рубежом закупалась не готовая продукция, а технологии, промышленное оборудование и кадры (в СССР работали итальянцы, немцы, даже американцы).
    3. Увеличивались объемы экспорта сельхозпродукции даже без оглядки на голод в некоторых регионах.
    4. Увеличилось количество специализированных вузов, повысились требования к общему уровню образованности населения.
    5. Стимулировалось развитие точных и прикладных наук, появились исследовательские и конструкторские «шарашки» (и там было не так плохо, как сейчас иногда кричат, скорее наоборот).
    6. Рекламировалось новаторство, рационализаторская деятельность работников, их стремление увеличить результативность работы. «Стахановцы» были всесоюзными героями.

При этом за невыполнение распоряжений и нарушение общего порядка вещей следовали строгие наказания. Но добросовестные работники получали значительные привилегии и даже государственные награды.

Блестящие результаты

Можно спорить о методах индустриализации, но об итогах ее – невозможно. Они были блестящи, помогли справиться с гитлеровским нашествием и сказываются на жизни постсоветских стран до сих пор.

  1. С нуля были созданы несколько важнейших отраслей: химическая, авиационная, автомобильная, электротехническая промышленность, сельскохозяйственное машиностроение.
  2. Прирост промышленного производства по некоторым группам за 1928-1941 годы составил от 300 до 25000%.
  3. В несколько раз увеличилась протяженность железных дорог и объемы перевозок по ним.
  4. Были выстроены такие гиганты, как Азовсталь, Харьковский тракторный завод, Магнитогорский комбинат, Нижегородский автомобильный завод, Днепрогэс.
  5. СССР превратился во второго после США промышленного гиганта мира.
  6. Советская наука и образование стали едва ли не лучшими в мире. Безграмотность была полностью ликвидирована, для детей обязательным стало 7-летнее образование.
  7. В стране работали действительно великие конструкторы. Среди них – Микоян, Яковлев, Кошкин, Поликарпов, Туполев и другие.

Производство потребительских товаров росло медленнее (потребности людей в СССР всегда были не на первом месте), но все же росло. Рост городов требовал жилищного строительства, и множество «сталинок» прочно стоят до сих пор. Потребительские товары СССР часто считали некачественными, но порой они были просто лишены внешней красивости, рекламы, а по качеству многократно превосходили зарубежные нарядные аналоги.

К концу 1925 г. народное хозяйство страны было восстановлено. Важнейшей задачей экономического развития стало превращение страны из аграрной в индустриальную, преодоление технической отсталости, обеспечение экономической независимости и укрепление обороноспособности. Неотложной потребностью была модернизация экономики, главным условием которой являлось техническое совершенствование (перевооружение) всего народного хозяйства. Курс на индустриализацию провозгласил XIV съезд ВКП (б) в декабре 1925 г. Руководство страны поставило задачу превратить СССР из страны, ввозящей машины и оборудование, в страну, производящую их. В документах съезда обосновывалась потребность в максимальном развитии средств производства (группа "А").

Источниками средств для индустриализации являлись: доходы легкой промышленности и сельского хозяйства; прибыль государственной монополии на внешнюю торговлю, налоги с нэпманов и займы государства у населения. Важным источником ресурсов для проведения индустриализации стал трудовой энтузиазм трудящихся, который проявился в массовом "социалистическом соревновании": в ударничестве (с 1929 г.) и стахановском движении (с 1935 г.).Индустриализация осуществлялась в годы довоенных пятилеток: первой - 1928-1932 гг., второй - 1933-1937 гг.Базой индустриализации стали европейская часть РСФСР и Украина.

Вместе с тем индустриальной перестройке подверглись районы Урала и Сибири. В Закавказье и Средней Азии упор делался на строительство предприятий группы "Б".За годы первых двух пятилеток были созданы новые отрасли промышленности: станкостроительная, авиационная, тракторостроительная, автомобильная, химическая и др.Было построено 8900 предприятий союзного значения.

Среди крупнейших предприятий, введенных в строй, были: Днепрогэс (1932 г.), Магнитогорский и Кузнецкий металлургические комбинаты (1932 г.), три тракторных завода (Сталинградский - 1930 г., Харьковский - 1931 г., Челябинский - 1933 г.), заводы сельскохозяйственного машиностроения в Ростове - на - Дону (Ростсельмаш - 1930 г.) и комбайностроения в г. Запорожье, Кузнецкий угольный бассейн, Московский метрополитен, Беломоро-Балтийский канал, канал Москва - Волга и многие оборонные заводы.Рост промышленного производства в 1930-е годы в среднем составлял 15 - 18% в год. Такие высокие темпы роста были обеспечены низким стартовым уровнем и командным методом руководства плановой экономикой. Рыночные стимулы не могли обеспечить такого промышленного роста.Форсированная индустриализация позволила СССР достичь экономической независимости от Запада по стратегическим поставкам. Прекратился ввоз из-за рубежа более 100 видов промышленной продукции. По абсолютным объемам промышленного производства СССР в 1937 г. вышел на второе место после США.



Однако политика индустриализации мало затронула другие отрасли. Ручной труд преобладал в строительстве, в аграрном секторе. Хронически отставала легкая промышленность. Не хватало подготовленных кадров во всех отраслях производства. Индустриализация обеспечивала полную занятость трудоспособного населения. К 1931 г. безработица в СССР была ликвидирована, закрылась последняя биржа труда. В конце 30-х годов И.В. Сталин заявил о превращении СССР из аграрной в индустриальную страну.

Коллективизация в СССР: причины, сущность, ход и последствия.

Причины:

· кризис заготовительной кампании 1927-1928г.,

· тенденции части партийных работников к централизованному руководству всей эк.,

· голод 1932 – 1933 гг.

Сущность – развитие на селе всех форм кооперации (на деле - повсеместное создание колхозов) +льготы в области кредита, налогообложения, снабжение с/х техникой, ограничение кулаков; руководитель – В. Молотов, создание колхозцентров.

· январь 1930 – постановление о коллективизации и жесткие сроки проведения – (зерновые районы – к 1931, центральное Черноземье – к 1932, остальные - к концу пятилетки)

· март 1930 – принцип добровольности, но на практике – нет + соревнование властей

· отправка на село сознательных (25тысячники) – чтоб колхозы не распадались

· возникновение МТС (Маши́нно-тра́кторная ста́нция)

· ликвидация кулачества

Итоги:

· трудности в аграрном секторе

· снижение производства зерна в 33-37 и уменьшение поголовий скота

· чрезвычайные меры для выполнения планов (изъятие до 70% урожая)

· 1932-1933 голод (смерть 3-5 млн. человек)

· к концу 2ой 5летки организовано свыше 243 тыс. колхозов (93% крестьянских дворов)

· введение системы обязательных поставок с/х продукции государству

· 1932 год – введены паспорта для ограничения передвижения

· торможение эк. развития хозяйства из-за административно-командной системы управления колхозами, низкие заготовительные цены, высокие размеры государственных поставок

· усиление бюрократизации

· отставание легкой от тяжелой промышленности

· трудности в с/х

Экономические причины и последствия Второй мировой войны.

Экономические причины

Причины второй мировой войны не лежат на поверхности. Процесс ее вызревания начался сразу после окончания первой мировой войны и продолжался почти двадцать лет. Перекройка государственных границ, передел колоний и сфер влияния, закрепленные Версальско-Вашингтонской системой договоров, таили опасность нового пожара. Это был "договор хищников и разбойников". Он создал стимулы к реваншу для реакционных кругов потерпевшей поражение Германии. Кроме того, финансовые и промышленные магнаты Италии и Японии, да и других западных держав, причисленных к победителям, были не удовлетворены разделом добычи, львиную долю которой захватили США, Англия и Франция. Они выработали стратегию совместной всеобъемлющей борьбы против СССР в надежде хотя бы на время сгладить межимпериалистические противоречия. На основе анализа всего комплекса фактов из внешнеполитической деятельности западных правительств того времени напрашивается один вывод: в подготовке войны против нашей страны участвовал весь международный империализм, который для ускорения процессов милитаризации и гонки вооружений, укрепления своей власти и колониальных позиций использовал фашизм. Он, как раковая опухоль, проникал и умертвлял сложившуюся политическую структуру в Европе: фашистские и авторитарные режимы. были установлены в Венгрии- 19 20 г., в Италии - 1922 г., Болгарии и Испании-1923 г., Албании- 1924г., Греции-1925 г., Литве, Польше и Португалии - 1926 г.. В 30-х годах происходила милитаризация и фашизация государственного аппарата Японии. Захват же фашистами власти в Германии в 1933 г. стал наиболее опасным фактом не только в истории Европейского континента, но и всего мирового сообщества. Во главе одного из могущественных государств Европы оказалась авантюристическая политическая группировка, открыто заявившая о своих целях установления мирового господства. Задолго до начала воины Гитлер излагал одному из своих приближенных - Г. Раушнингу захватнические цели фашизма: "На Востоке нам нужно утвердить свое господство до Кавказа или Ирана. На Западе нам потребуется французское побережье. Нам нужна Фландрия и Голландия. Нам нужна прежде всего Швеция. Мы должны стать колониальной державой". Таким образом, речь шла о новом насильственном переделе мира в пользу германского империализма, порабощении многих государств.

По проектам Альберта Кана в СССР построены сотни заводов

Индустриализация — этап в истории СССР: восстановление дореволюционной и создание собственной тяжелой промышленности, ускоренное строительство новых заводов, фабрик, электростанций, путей сообщения, шахт, городов

Курс на индустриализацию был принят в 1925 году на XIV съезде ВКПб. План первой пятилетки — начального этапа индустриализации, был разаработан в 1927 году на XV съезде ВКП(б), одобрен на XVI конференции ВКП(б) в апреле 1929 года, утвержден V съездом Советов СССР в мае 1929 года

Причины индустриализации

  • Техническое отставание от стран Запада
  • Опасность военной интервенции со стороны Запада
  • Более низкая производительность труда по сравнению с капиталистическими странами
  • Зависимость от иностранной технической помощи

История политики индустриализации

  • 1920 — принят , названный Лениным «второй программой партии»
  • 1922-1923 — в статьях «О кооперации», «Лучше меньше да лучше», «О нашей революции» Ленин разработал конкретный план построения социализма в России
      *** индустриализация страны для ликвидации её технико-экономической отсталости
      *** кооперация крестьян
      *** всеобщая грамотность
      *** диктатура пролетариата
      *** дружба народов
      *** борьба за мир
      *** руководящая сила — коммунистическая партия
  • 1923 — создана Государственная Комиссия по планированию (Госплан)
  • 1925 — XIV съезд ВКПб принял курс на индустриализацию
  • 1927, 23 октября — пленум ВКПб, созванный накануне открытия XV съезда партии, принял доклад по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР. План включал в том числе
    *** Снижение себестоимости промышленного производства, внедрение новой техники, снижение продолжительности рабочего дня
    *** Рост депозитов от населения, как средство получения дополнительных средств на проведение индустриализеции
    *** Экспорт товаров из деревни в город в объеме обеспечивающем нужды индустриализации
    *** Строительство жилых домов, школ, техникумов, систем общественного питания, клубов, яслей
    *** Повышение образованности рабочих
    *** Развитие транспортных линий в районах интенсивного развития товарного и народного хозяйства
  • 1927 — план первого этапа индустриализации, который должен быть завершён в течение 5 лет, разработан XV съездом ВКП(б)
  • 1928, 27 апреля — приказ Высшего совета народного хозяйства СССР о сроках и порядке проведения первого пятилетнего плана

Годы индустриализации СССР 1928 — 1941

Цели индустриализации

  • Преодоление последствий разрухи народного хозяйства в Гражданскую войну
  • Превращение страны в сильную индустриальную державу
  • Обеспечение технической и экономической независимости страны
  • Создание современных видов вооружений
  • Демонстрация превосходства социализма

«В соответствии с политикой индустриализации страны в пер­вую очередь должно быть усилено производство средств произ­водства с тем, чтобы рост тяжелой и легкой индустрии, транспор­та и сельского хозяйства, т. е. предъявляемый с их стороны про­изводственный спрос, был в основном обеспечен внутренним про­изводством промышленности СССР. Наиболее быстрый темп развития должен быть придан тем отраслям тяжелой индустрии, которые подымают в кратчайший срок экономическую мощь и обороноспособность СССР, служат гарантией возможности раз­вития в случае экономической блокады, ослабляют зависимость от капиталистического мира и содействуют преобразованию сель­ского хозяйства на базе более высокой техники и коллективизации хозяйства.

Поэтому особое внимание должно быть обращено на скорейшее осуществление плана электрификации, развитие черной и цветной металлургии, в особенности в части качественных металлов, развитие химических производств, в особенности в. части производства искусственных удобрений, дальнейшее раз­вертывание добычи угля, нефти и торфа, общего и сельскохозяй­ственного машиностроения, судостроения, электропромышлен­ности, золото-платиновой промышленности» (Из резолюции XV съезда ВКП(б) «О директивах по со­ставлению пятилетнего плана народного хозяйства» 19 декабря 1927 года)

Источники финансирования индустриализации

  • перераспределение: экономия на всём
  • инфляция: за время первой пятилетки было выпущено 4 млрд необеспеченных рублей.
  • принудительное размещение облигаций среди населения
  • отмена «сухого закона», принятого в 1914 году. В 1927 году на алкоголе было заработано 500 млн рублей, в 1930 году — 2,6 миллиарда руб, в 1934 году — 6,8 млрд руб.
  • коллективизация, позволившая установить государственную монополию на хлеб, который был направлен на экспорт
  • продажа ресурсов: нефти, леса, мехов
  • продажа огромного количества художественных ценностей из коллекций «Эрмитажа», Гохрана…
  • продажа золота из золотого запаса страны на сумму в 50 млн. руб.
  • увеличение налогов
  • использование бесплатного и дешевого труда

Участники индустриализации

  • Советский народ, убеждённый в том, что строит светлое будущее и потому трудившийся с огромным энтузиазмом

По небу тучи бегают,
дождями сумрак сжат,
под старою телегою
рабочие лежат.
И слышит шёпот гордый
вода и под и над:
«Через четыре года
здесь будет город-сад!»
………….
Здесь взрывы закудахтают
в разгон медвежьих банд,
и взроет недра шахтою
стоугольный «Гигант».
Здесь встанут стройки стенами.
Гудками, пар, сипи.
Мы в сотню солнц мартенами
воспламеним Сибирь.
……………

(Маяковский «Рассказ Хренова о Кузнецкстрое и о людях Кузнецка»)

  • , которая росла от пятилетки к пятилетке; например, Беломорско-Балтийский канал , город Комсомольск-на-Амуре построили заключённые
  • Иностранные специалисты и рабочие, обслуживающие сложную зарубежную технику: только на строительстве Магнитогорского металлургического комбината трудились более 800 иностранных специалистов из США, Германии, Англии, Италии и Австрии

Список действующих договоров инотехпомощи по Наркомтяжпрому СССР


    1. РИВ (Италия) - 1-й Господшипниковый завод (подшипники)
    2. Форд (США) — Автозавод им. Молотова в Горьком (автомашины)
    3. БСА (Англия) - Московский велозавод (велосипеды)
    4. Демаг (Германия) — Центральное Бюро Тяжелого Машиностроения (ЦБТМ) (краны и краново-подьемные устройства)
    5. Демаг (Германия) -ЦБТМ (прокатные станы)
    6. Зульцер (Швейцария) — Союздизель (дизеля)
    7. Ман (Германия) - Коломенский завод (дизеля)
    8. Эрхард и Земмер (Германия) - Восхим (компрессора)
    9. Шток (Германия) - завод им. Калинина (спиральные сверла)
    10. Крупп (Германия) — Спецсталь (качественные стали)
    11. Тейлор (Англия) — Трубосталь (цельнокатанные колеса)
    12. Копперс (США) - Гипрококс (коксовые печи)
    13. Демаг (Германия) - Магнитострой (прокатный цех)
    14. Французская Алюминиевая Компания (Франция) — Главалюминий, Волховский и Днепровский алюминиевые комбинаты
    15. Миге (Франция) - Запорожсталь (электропечи Миге)
    16. Митке (Германия) - Гинцветмет (файнцинк)
    17. Метро-Виккерс (Англия) - ВЭТ (турбостроение и электропромышленность сильного тока)
    18. Сцинтилла (Швейцария) - Электрокомбинат (магнето)
    19. Автолаит (США) - Электрокомбинат (электрооборудование для автотракторов)
    20. Омодео (Италия) — Гидроэлектропроект (гидростанции)
    21. Любек (Швеция) - Аккумуляторный трест (щелочные аккумуляторы)
    22. Наитрожен (США) — Союзазот (аммиачные заводы)
    23. (азотная кислота)
    24. Уде (Германия) — Союзазот (монтан - селитра)
    25. Уде (Германия) — Союзазот (метанол)
    26. Уде (Германия) — Союзазот (аммиачная селитра)
    27. Электрокемиска (Норвегия) — Спецсталь (электроды)
    28. Этернит (Италия) — Союзасбест (асбоцементные трубы)
    29. Шлюмберже (Франция) — ИГРИ (электроразведка)
    30. Кертис-Райт (США) - Самолетный трест (авиамоторы)
    31. Фиат (Италия) — завод № 120 (литейная авиазавода)
    32. Ансальдо (Италия) — завод «Большевик» (автофретаж и лейнирование орудий)
    33. Сперри (США) - Электрокомбинат (специальная оптика)
    34. Дешимаг (Германия) - Центральное Конструкторское Бюро Судостроения (ЦКБС) (специальное судостроение)
    35. Ансальдо (Италия) — ЦКБС (специальное судостроение)
    36. Бауер (Германия) — ЦКБС (морское судостроение)
    (Данные на 1 июля 1934 г. Документ подготовлен ИНО НКТП и направлен в импортное управление Наркомвнешторга СССР.
    См.: РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 6. РГАЭ. Ф. 7297. Оп. 38. Д. 61. Л. 7-7 об. Копия)

Американская компания, специализирующаяся в области промышленной архитектуры, Albert Kahn, Inc (Корпорация Альберта Кана), создала проекты десятков заводов. Проекты примерно десяти заводов были выполнены в Детройте, остальные — специальным офисом в Москве, в котором работало 1 500 чертёжников. Впоследствии это московское проектное бюро стало Госпроектстроем, а число его сотрудников выросло до 3 000 человек.

Основная их часть была советскими гражданами, однако ключевые должности в нём занимали несколько десятков иностранцев, а руководителем этой организации и, по совместительству, Председателем комиссии ВСНХ по строительству был гражданин США Д. К. Скримджер (Википедия)

В конце марта 1932 года группа Кана в Москве прекратила свою работу. К этому времени несколько сотен фабрик и заводов в более чем 20 городах страны были уже возведены или находились в процессе строительства, и более 4000 советских архитекторов, инженеров и техников прошли школу Кана. Школу Кана прошли не только отдельные специалисты, но и вся отрасль индустриального проектирования. По образцу Госпроектстроя в каждой отрасли промышленности была создана единая проектная организация.

Идеи Кана сформировали советскую школу типизации и применения сборных конструкций заводского изготовления в промышленном строительстве, а «поточно-конвейерный» метод проектирования стал универсальным во всех проектных организациях. Сооружение заводов, спроектированных с помощью фирмы Кана, продолжалось до конца 1930-х гг., а чертежи, расчеты и спецификации, которые перешли во владение преемника ВСНХ Наркомтяжпрома (включая 170 проектов, в т.ч. проекты заводов Форда, присланные фирмой), позволили советским архитекторам лишь с небольшими изменениями осуществлять привязки типовых предприятий по всей стране.

По данным фирмы, ее специалистами в Детройте и СССР было осуществлено проектирование и оборудование 570 заводов

Сталинградский тракторный завод был полностью построен в США, затем был демонтирован и по частям доставлен в СССР

  • Ф. Гладков «Цемент», «Энергия»
  • В. Катаев «Время вперёд»
  • В. Кетлинская «Мужество»
  • М. Шагинян «Гидроцентраль»
  • К. Паустовский «Кара-Бугаз»
  • Я. Ильин «Большой конвейер»
  • Ю. Крымов «Танкер „Дербент”»
  • Б. Ясенский «Человек меняет кожу»
  • И. Эренбург «День второй»

Итоги индустриализации

  • Отмена
  • Уровень жизни людей в СССР в 1933 году упал в 2 раза в сравнении с показателями 1928 года
  • Голод 1932-1933 годов в Украине, Казахстане, южных областях РСФСР, унесший жизни миллионов крестьян
  • 1928-1932 — объём промышленного производства вырос более чем в 2 раза. Начато строительство Днепровской гидроэлектростанции (ДнепроГЭС)
  • Построены металлургические заводы в Магнитогорске, Липецке, Челябинске, Новокузнецке, Норильске, Свердловске (Уралмаш), тракторные заводы в Сталинграде, Челябинске, Харькове, Нижнем Тагиле (Уралвагонзавод), автомобильные заводы в Горьком, Москве
  • 1931, январь — по решению Политбюро ЦК ВКП(б) Наркомат снабжения ввел карточную систему распределения продуктов питания и непродовольственных товаров
  • 1933-1938 — построены Беломоро-Балтийский (227 км) и Москва-Волга (128 км) каналы, около 4500 крупных промышленных объектов
  • 1934 и далее — построены огромные мясокомбинаты, хлебо-, пиво-, молокозаводы, кондитерские фабрики. Освоено промышленное производство консервов и полуфабрикатов, зеленого горошка, сгущенного молока, сосисок. Вместо гигантов тяжелой индустрии «фронтом борьбы» объявлен выпуск потребительских товаров. «Пойдет мода на деньги, чего не было у нас давно» (Сталин)
  • 1935, 1 января — отменены карточки. «Жить стало лучше, жить стало веселее!» произнес И. В. Сталин 17 ноября 1935 года в выступлении на Первом всесоюзном совещании рабочих и работниц - стахановцев

С началом свободной продажи продуктов вводилось ограничение по отпуску товаров в одни руки. Причем с течением времени оно уменьшалось. Если в 1936 году покупатель мог купить 2 кг мяса, то с апреля 1940 года - 1 кг, а колбасы вместо 2 кг в одни руки разрешили давать только 0,5 кг.

Количество продаваемой рыбы уменьшили с 3 кг до 1 кг. А масла вместо 500 г по 200 г. Но на местах, исходя из реального наличия продуктов, часто устанавливали нормы выдачи, отличные от общесоюзных. Так, в Рязанской области выдача хлеба в одни руки колебалась в разных районах и колхозах от общесоюзных 2 кг до 700 г. (Википедия)

  • 1938-1941 — построены достроены Угличская и Комсомольская гидроэлектростанции, Новотагильский и Петровск-Забайкальский мелаллургические заводы, Среднеуральский и Балхашский медеплавильные заводы, Уфимский нефтеперерабатывающий завод, Введено в строй примерно 3000 новых крупных предприятий

индустриализация стройка пятилетка

В начале 1933 г. было заявлено, что пятилетний план выполнен через 4 года и 3 месяца после его утверждения. Подводя итоги, Сталин лукаво оперировал цифрами первоначального варианта плана, принятого в апреле -- мае 1929 г., а не утвержденного несколько позже (в 1930 г.) гораздо более смелого варианта. Специалисты до сих пор по-разному оценивают итоги первой пятилетки. У разных исследователей показатель ежегодного прироста продукции колеблется от 10,5 до 21%, в зависимости от того, исчисляется ли он по объему или по стоимости (в последнем случае важно также установить, о каких ценах идет речь: об оптовых или розничных). Однако, не вдаваясь глубоко в полемику по поводу цифр, можно сказать, что сегодня большинство как западных, так и русских ученых сходится в оценках по следующим пунктам:

  • --Рост производства оборудования, полуфабрикатов тяжелой промышленности, добычи сырья и производства электроэнергии был весьма значительным, но не достигал показателей, запланированных в 1929 г. (уголь --64 млн. т вместо 75; чугун --6,2 млн. т вместо 10 млн. т по плану 1929 г. или 17 млн. т по плану 1930 г.; электроэнергия --14 млрд. кВт.ч вместо 20).
  • --Производству товаров легкой промышленности и народного потребления не уделялось должного внимания,(план был выполнен приблизительно на 70%).
  • --Были произведены огромные капиталовложения в промышленность (объем капиталовложений в промышленность по отношению к валовому национальному продукту за пять лет увеличился в 3,5 раза). Правда, в ущерб уровню жизни народа.
  • --Необходимость капиталовложений в социальную и культурную сферы постоянно игнорировалась.
  • --Индустриализация проводилась экстенсивными методами, с огромными издержками. Она сопровождалась высокой инфляцией (увеличение денежной массы на 180% за пять лет, рост на 250--300% розничных цен на промышленные товары), приведшей к снижению примерно на 40% покупательной способности рабочих.
  • --Производительность труда, которая по плану должна была увеличиться на 110%, осталась на прежнем уровне и (по данным Р.В.Дейвиса и С.Г.Виткрофта) снизилась на 8%, что само по себе уже говорит о том, как велики были трудности первой пятилетки и какое сопротивление встречали проекты ускоренного развития.

Беспорядочная, «вакханальная» (по выражению Н.Ясного) индустриализация, подчиняющаяся бесконечным импровизациям (»переломы» апреля -- мая 1929 г., января -- февраля 1930 г., июня 1931 г.), погрузила страну в перманентное состояние всеобщей, как на войне, мобилизации и напряжения, потому что планы, как правило, были невыполнимыми. Она усиливала степень экономического хаоса и общественного беспорядка. Она вызывала все большую необходимость политического руководства экономической сферой. Административно-командная система заменяла собой законы рыночной экономики Н. Верт, История Советского государства, с.222-223.

Осмысление итогов политики индустриализации, имеет особо важное значение как для понимания того, что удалось сделать к 1941 г., так и для уяснения нерешенных тогда задач.

Обычно эти итоги связывают почти исключительно с промышленным преобразованием страны. Это до сих пор отражает сталинское понимание сущности индустриализации. Действительно, в сфере промышленности тогда удалось совершить рывок, дающий мощный потенциал. Были созданы новые отрасли: тракторостроение, автомобилестроение, химическая промышленность, в том числе производство синтетического каучука.

В общем и целом произошел некоторый сдвиг в самом размещении индустриального потенциала СССР. Особенно в сфере добывающей промышленности на восток. Так, доля восточных районов в добыче угля возросла в 1940 г. по сравнению с 1928 г. почти вдвое, производстве стали -- на 10%, чугуна -- на 7%. Несколько быстрее, чем в среднем по стране, развивались на востоке добыча нефти, электроэнергетика. Резко шагнула на восток цветная металлургия. Некоторые изменения произошли в размещении машиностроения, хотя и не столь заметные, как в добывающей промышленности. Так, доля Урала в машиностроении возросла в 1937 г. по сравнению с дореволюционным периодом с 3 до 8,5%, главным образом за счет таких гигантов, как Уралмаш и Челябинский тракторный завод. Однако большинство машиностроительных заводов строилось в довоенный период на Европейской территории СССР (Украина, Поволжье, Центр).

Одновременно небывало высокими темпами шел процесс урбанизации. Численность только промышленных рабочих выросла за годы довоенных пятилеток в 2,5 раза (до 10 млн. человек), много быстрее увеличивалась прослойка инженерно-технических работников. Тем не менее, в 1940 фондоотдача фактически оставалась такой же, как и в 1928 г. Дали себя знать изменения в составе промышленно-производственного персонала, тяжелые условия его труда, быта, противоречия его образа жизни. Выдвинутый лозунг «Техника решает все!» не оправдал себя. Он отражал технократические представления о конвейерных линиях, о всесилии машин, о приближении эры автоматов, роботов, «кнопочной» цивилизации. Упор на подготовку квалифицированных рабочих, на качественное обучение в вузах, усиление внимания к освоению новой техники был сделан с опозданием.

Но при всех трудностях и препятствиях, во многом вопреки формам и методам проводившейся политики индустриализация сопровождалась появлением новых городов, предприятий, жилых кварталов, учреждений культуры, отдыха. В это время в деревне насильственно преодолевался прежний хозяйственный уклад, поначалу производительные силы даже разрушались, шла жестокая ломка вековых традиций. Здесь наиболее болезненно сказались выселения и голод 1932--1933 гг. В промышленных же центрах миллионы людей повседневно приобщались к труду и быту производственных коллективов, к практике партийных, профсоюзных, комсомольских организаций. Горожанин, в отличие от крестьянина, имел паспорт, получал зарплату и продовольственные карточки, пользовался правом на 8-часовой рабочий день, на выходные, на ежегодный отпуск и т. д. Главное же -- он, как правило, был не просто свидетелем, но и участником созидательного процесса, что особенно важно было для молодежи, численно преобладавшей на большинстве заводов и фабрик.

Промышленное преобразование страны и было главным результатом политики индустриализации. При этом, как и намечал Сталин, суть курса составляла практика всемерного развития тяжелой промышленности. Легкой индустрии (несмотря на многочисленные решения и заверения) должного внимания не уделялось. Последнее обстоятельство препятствовало, с одной стороны, подъему жизненного уровня трудящихся, а с другой -- активному накоплению средств, для развития общества.

Упор на развитие тяжелой индустрии превратился в самоцель, приобрел инерционный и самоедский характер. В самой тяжелой промышленности под воздействием многих обстоятельств все более усиливались позиции отраслей, связанных с производством вооружений, приведшим уже в предвоенные годы к началу формирования военнопромышленного комплекса (ВПК). Многие предприятия строились с учетом их конверсии на военные нужды, на них создавались закрытые цеха и участки, связанные с военным производством. Чем больше расширялась сфера действия "железного синдрома", выраженного в цифрах произведенных тонн чугуна и стали, количестве тракторов, комбайнов, танков, орудий, самолетов и т. п., тем больше экономика замыкалась на саму тяжелую индустрию, усугубляя отставание ряда отраслей и диспропорции в народном хозяйстве. Система приоритетов и очередности фактически подменила собой плановое развитие и стала одной из сущностных черт советской экономики на долгие годы вперед. В этих условиях установка "план -- любой ценой" способствовала деформации всего общества, так как оказывала давление на все экономические, социальные и культурные процессы.

Стоит также отметить, принципиальное изменение системы управления государственными предприятиями. Формально хозрасчет сохранялся, но фактически он был ликвидирован. Внутренние накопления промышленности, которые по решению XV партийной конференции должны были стать основным источником средств для индустриализации, оказались меньше запланированных. Политика «подхлестывания» привела к тому, что объем и масштабы задач, связанных с индустриализацией, руководством не были осмыслены до конца, тем более в условиях, требующих значительно больших капиталовложений, чтобы обеспечить органическое и пропорциональное развитие народного хозяйства. К тому же, как показывает исторический опыт, задачи преобразования ряда сфер экономики не сводятся только к их индустриальной трансформации, а зависят от совокупности многих факторов не только экономического порядка, но и исторических, природно-географических, социальных и др Джеффри Хоскинг, История Советского Союза, с. 176-178.

В середине 1930-х годов прошлого века в СССР началась поэтапная индустриализация. Процесс проходил под четким и суровым руководством партии во благо народа. Основными целями индустриализации было выведение России из отсталого крепостнического состояния, в котором она все еще пребывала несмотря на создание колхозов и строительство заводов.

Лучшим другом русского хлебопашца по-прежнему оставались серп и коса летом и бороно с запряженной в него лошадью весной. Электричество, и то было проведено не во все дома в сельской местности, топили дровами, ездили на лошадях, а на сельскохозяйственную технику смотрели только в городе на выставке.

Ситуация была критической и в области тяжелой промышленности и обороны. Страна нуждалась в новых технологиях и внедрению машин в повседневную жизнь человека, что помогло бы быстрее преодолеть экономическую отсталость СССР в сравнении с другими странами.

Построение коммунизма откладывалось на неопределенный срок, первейшей задачей становилось достижение экономической независимости путем перехода на командное управление из центра и перераспределение ресурсов в интересах важнейших отраслей экономики. Подобное решение привело к тому, что в считанные годы по всему Союзу заработали тысячи МТС, были открыты сотни заводов, производящих тяжелую промышленность и возникли техникумы и училища, обучавшие специалистов для работы на новом оборудовании.

Основной целью индустриализации была (-о)

Основной целью индустриализации не была (- о)

ликвидация технико-экономической отсталости страны

первоочередное развитие легкой промышленности

создание мощной оборонной промышленности

интеграция советской экономики в мировой рынок

первоочередное развитие тяжелой промышленности

повышение уровня материального благосостояния граждан СССР

достижение экономической независимости

консолидация пролетариата в политическом и соци­альном отношениях

достижение экономического превосходства над импе­риалистическими государствами

Накануне Великой Отечественной войны в СССР произошло:

    Увеличение военного бюджета почти в 10 раз по сравнению с концом 1920-х гг.

    Создание новых видов вооружения

    Ужесточение наказаний за прогулы и опоздания

Не произошло повышение зарплаты трудящимся-

Созданная в СССР в 1930-е гг. командно-административная система характеризовалась.. подчинением экономики государству.

Экономика СССР в 30-е годы функционировала на принципах: руководства директивно-командными методами

Широко осуществлявшаяся в стране в 1920-1930-е гг. национализация проводилась разными путями:

  1. кооперированием собственности с последующей передачей ее в руки государства(ремесленников подталкивали к объединению в кооперативы, угрожая экспроприацией)
  2. частичным выкупом у владельца его предприятий.
  3. экспроприацией частных предприятий без компенсации владельцам.

Национализация

    Экспроприация крупных предприятий тяжелой промышленности

    мелкие предприятия пищевой промышленности

    внешняя торговля и торговый флот

    сахарные и нефтяные заводы

Не было покупки предприятий на открытых торгах и аукционах

Для проводимой в СССР в конце 20-30-х годов XX века экономической политики характерна (-о):

а) внедрение директивных методов управления

б) сверхцентрализация экономической жизни

в) перераспределение ресурсов в интересах приоритетных отраслей

Знаменитый рекорд донецкого шахтера в 1935 г. дал толчок т.н. СТАХАНОВСКОМУ движению.

Новое на сайте

>

Самое популярное