Домой Полезные советы Причины финансового кризиса 1998. Влияние кризиса на население и развитие экономики страны

Причины финансового кризиса 1998. Влияние кризиса на население и развитие экономики страны

Экономический кризис 1998 года в России — один из самых тяжёлых экономических кризисов в истории страны.

Основными причинами дефолта (приостановки платежей по внутреннему долгу) стали огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляло дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте.

Российская экономика образца 1990-х хронически — он составлял 5-8% ВВП. Для покрытия этого дефицита правительство создало рынок ГКО.

Государственные краткосрочные бескупонные облигации были впервые эмитированы министерством финансов РФ в мае 1993 года. По сути, рынок ГКО представлял собой классическую финансовую пирамиду, в которую были вовлечены чуть ли не все денежные ресурсы страны. На протяжении более чем трех лет деньги не выходили за пределы финансовой сферы , спекуляции с этими ценными бумагами были выгоднее, чем выпуск самой прибыльной продукции.

Доходность по ГКО непосредственно перед кризисом достигала 140% годовых.

Ситуацию усугубляли снижение мировых цен на сырье (прежде всего, на нефть, газ, металлы) и начавшийся весной 1998 года в Азии мировой финансовый кризис. Из-за этих событий валютные доходы правительства уменьшились, а частные иностранные кредиторы стали крайне опасаться давать займы странам с нестабильной экономикой.

27 мая 1998 года ЦБ РФ поднял ставку рефинансирования коммерческих банков с 50% до 150% годовых. Доходность государственных ценных бумаг поднялась до 80% годовых.

Принятое 13 июля 1998 года решение МВФ о начале программы кредитования России размером в 22,6 миллиарда долларов, рассматривавшееся многими аналитиками как завершение российского финансового кризиса, только отсрочило коллапс российской финансовой системы.

5 августа 1998 года правительство приняло решение о резком — с 6 до 14 миллиардов долларов — увеличении лимита внешних заимствований России в текущем году. Фактически такое решение подтвердило невозможность финансирования бюджета из внутренних источников.
6 августа 1998 года МБРР принял решение выделить России третий займ на структурную перестройку экономики в размере 1,5 миллиарда долларов. На мировом рынке российские валютные обязательства достигли минимальных значений.

11 августа 1998 года обрушились котировки российских ценных бумаг на биржах. Падение цен на акции в РТС превысило 7,5%, после чего торги были остановлены. Весь день банки активно скупали валюту, а к вечеру стало известно о приостановке операций целым рядом крупнейших банков.

12 августа 1998 года резкий рост спроса на валюту привел к остановке межбанковского кредитного рынка и кризису ликвидности. У банков, которым были нужны большие суммы для выполнения форвардных контрактов, начались перебои с возвратом ссуд. ЦБ РФ снизил лимиты на продажу валюты крупнейшим коммерческим банкам, сократив свои затраты на поддержание курса рубля.

13 августа 1998 года рейтинговые агентства Moody`s и Standard & Poor`s понизили долгосрочный кредитный рейтинг России. Состоялась экстренная встреча министра финансов Михаила Задорнова и зампреда ЦБ Сергея Алексашенко с представителями крупнейших российских банков. Правительство заявило, что поддержание валютного рынка и рынка государственных краткосрочных облигаций (ГКО) — дело самих банкиров.

15 августа 1998 года президент РФ Борис Ельцин, отдыхавший на Валдае, прервал отпуск и вернулся в Москву. Премьер-министр Сергей Кириенко провел совещание с главами Центробанка, Минфина и спецпредставителем Кремля в международных финансовых организациях. Глава правительства дал поручение разработать меры по стабилизации ситуации.

17 августа 1998 года глава правительства Сергей Кириенко объявил о введении "комплекса мер, направленных на нормализацию финансовой и бюджетной политики", которые фактически означали дефолт и девальвацию рубля . На 90 дней приостановилось выполнение обязательств перед нерезидентами по кредитам, по сделкам на срочном рынке и по залоговым операциям. Купля-продажа ГКО прекратилась.

Одновременно с приостановкой выплат по ГКО ЦБ РФ перешел на плавающий курс рубля в рамках границ валютного коридора от 6 до 9,5 рубля за доллар. Курс рубля упал по отношению к доллару сразу в полтора раза.

В этот же день банки перестали выдавать вклады. На улицах выстроились очереди обеспокоенных вкладчиков. 18 августа 1998 года Международная система Visa Int. блокировала прием карт банка "Империал", а остальным российским банкам рекомендовала приостановить выдачу наличных по картам. ЦБ заявил о намерении запретить банкам устанавливать разницу между курсом покупки и продажи валюты свыше 15%.

19 августа 1998 года правительство без указания причин объявило о переносе принятия решения о порядке реструктуризации ГКО. Тем самым был продлен срок работы банков в условиях неопределенности (использована идея Франклина Рузвельта — недельные "банковские каникулы"; когда она закончится, можно будет легко отличить погибшие банки от выживших).

20 августа 1998 года зампред ЦБ Сергей Алексашенко заявил об отказе от практики введения в банках временных администраций. Новая мера предполагала предоставление банкам кредитов под залог контролируемых ими блокирующих пакетов акций.

21 августа 1998 года все фракции Госдумы выступили с официальными заявлениями о необходимости отставки кабинета министров. Visa Int. разослала всем иностранным банкам письмо, в котором рекомендовала не выдавать наличные по картам ряда российских банков.

23 августа 1998 года Борис Ельцин подписал указ об отставке Сергея Кириенко и возложил исполнение обязанностей председателя правительства на Виктора Черномырдина.

По расчетам, сделанным Московским банковским союзом в 1998 году, общие потери российской экономики от августовского кризиса составили 96 миллиардов долларов . Из них корпоративный сектор утратил 33 миллиарда долларов, население — 19 миллиардов долларов, прямые убытки коммерческих банков (КБ) достигли 45 миллиардов долларов. Некоторые эксперты считают эти цифры заниженными.

В результате девальвации, падения производства и сбора налогов в 1998 году валовой внутренний продукт сократился втрое — до 150 миллиардов долларов — и стал меньше, чем ВВП Бельгии. Россия превратилась в одного из крупнейших должников в мире. Ее внешняя задолженность увеличилась до 220 миллиардов долларов (165 миллиардов долларов составили долги государства, 30 миллиардов долларов — банков, 25 миллиардов долларов — компаний). Данная сумма в пять раз превышала все годовые доходы казны и составляла почти 147% ВВП. С учетом внутреннего долга различных органов власти перед бюджетниками и предприятиями по зарплате и госзаказу общие обязательства превышали 300 миллиардов долларов или 200% ВВП. В то же время, по неофициальным американским оценкам, на Западе осело 1,2 триллиона долларов российского происхождения, что было эквивалентно восьми тогдашним валовым внутренним продуктам РФ.

Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За четыре месяца (ноябрь к июлю 1998 года) по продовольственным товарам цены повысились на 63% , по непродовольственным товарам — 85%.

Ряд российских банков не смог пережить дефолт. Так, Банк России отозвал лицензию у Инкомбанка, который входил в пятерку крупнейших банков России.

Разразившийся в России банковско-финансовый кризис значительно ухудшил экономическую ситуацию в стране . В первом полугодии 1998 года объем промышленной продукции сократился на 2,5%, продукции сельского хозяйства — на 3%.

Социальные последствия кризиса августа 1998 года проявились в нарастании инфляционных процессов, снижении реального содержания доходов населения, а, следовательно, в резком падении их покупательной способности, росте социально-экономической дифференциации и увеличении численности малоимущего населения. Реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1%. Для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тысяч человек, а общая численность безработных, определяемая по методологии МОТ, достигла 8,39 миллиона человек (или 11,5% от экономически активного населения).

Девальвация рубля остановилась только в конце 2002 года и за четыре с третью года оказалась пятикратной. С 2003 года рубль начал вновь укрепляться. В дальнейшем экономический рост был поддержан ростом цен на нефть и притоком иностранного капитала в середине 2000-х годов.

Главным позитивным результатом кризиса 1998 года эксперты называют отход экономики от сырьевой модели и развитие отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Среди важнейших экономических последствий финансового кризиса 1998 года можно выделить как негативные, так и позитивные изменения.

Было потеряно доверие как внешних, так и внутренних инвесторов к платежеспособности и конкурентоспособности экономической системы России, следствием чего стало резкое снижение кредитного рейтинга России и всех российских организаций. Усилился отток капитала из России. Также были снижены рейтинги российских коммерческих банков, что привело к утрате возможностей привлечения иностранных инвестиций и предоставления зарубежных кредитов. Закрытие как внутренних, так и внешних источников финансирования дефицита государственного бюджета означало переход к эмиссионному способу финансирования. Это повысило темпы роста денежной массы и сказалось на росте потребительских цен.

Произошли серьезные нарушения в работе банковской системы и реализации платежно-расчетных отношений. Прямые потери коммерческих банков по причине отказа Правительства от обслуживания своих долговых обязательств оцениваются в сумме 45 млрд. рублей . Так же существуют косвенные потери, обусловленные девальвацией рубля и исполнением форвардных контрактов на приобретение иностранной валюты, заключенных исходя из официальных обязательств ЦБ РФ по поддержанию обменного курса рубля пределах от 5,25 рубля до 7,15 рубля за 1 доллар США на период с 1998 по 2000 год, эти потери могут быть оценены в несколько десятков миллиардов рублей. Общая величина потерь российской банковской системы из-за решений от 17 августа оценивается в 100-150 млрд. рублей . В результате многие банки стали неплатежеспособными. Значительная часть коммерческих банков разорилась.

Вследствие отказа многих крупных банков под предлогом форс-мажорных обстоятельств от выполнения своих обязательств перед клиентами, банковская система страны утратила доверие населения, что имеет негативные долгосрочные последствия не только для отечественных банков, но и для экономической системы страны в целом.

Сократился объем ВВП и инвестиций. В 1998 г. объем ВВП России составлял 60,5% от уровня 1991 г. , объем инвестиций сократился соответственно на 38,9 млрд. рублей в ценах на 1 декабря 1998 .

Для бюджетной системы страны последствия решений от 17 августа связаны со спадом производства и ростом неплатежей, утратой части налоговых поступлений в обанкротившихся банках, сокращением доходов от таможенных платежей вследствие сокращения импорта.

Усложнилась возможность решения проблемы государственного долга Российской Федерации. На начало 1999 года госдолг составлял 146,4 % от ВВП . Утрата Российской Федерацией доверия инвесторов вследствие решений от 17 августа серьезно ухудшила возможности и условия привлечения новых займов, необходимых для рефинансирования текущих обязательств по обслуживанию государственного долга.

Произошла глубокая дестабилизация состояния российской экономики, резко повысились темпы инфляции. Вследствие решений от 17 августа произошла неуправляемая трехкратная девальвация рубля. Из-за искусственной привязки рубля к доллару и ориентации на динамику обменного курса рубля следствием девальвации последнего стал взрывной рост цен. За пять месяцев (декабрь к июлю 1998 года) индекс потребительских цен повысился на 80,2 п.п. (таблица 1).

Неуправляемая девальвация рубля повлекла за собой резкое сжатие денежной массы в реальном выражении, обострение кризиса ликвидности и рост неплатежей. Для преодоления этих последствий, а также для стабилизации банковской системы в условиях массового оттока вкладов потребовалась значительная необеспеченная денежная эмиссия. Возникла угроза раскручивания инфляционной спирали с длительными негативными последствиями макроэкономической дестабилизации.

Таблица 1. Динамика индекса потребительских цен в июле-декабре 1998г. в России (нарастающим итогом с начала года)

Сократились реальные доходы и сбережения широких слоев населения России и увеличилась численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума, возросла безработица. Это произошло вследствие всплеска внутренних цен, вызвавшего обесценение доходов и рублевых сбережений, а также из-за утраты сбережений в обанкротившихся банках. В результате решений от 17 августа реальные доходы населения уменьшились в сентябре 1998 года по сравнению с августом этого же года на 31,1 процента . Потери сбережений населения в банковских вкладах оцениваются Международной конфедерацией обществ потребителей в несколько десятков миллиардов рублей . Кроме того, для значительной части населения, занятой в финансовом секторе и в сфере торговли, решения от 17 августа повлекли за собой сокращение рабочих мест и рост вынужденной безработицы. В сентябре 1998 года статус безработного получили 233 тыс. человек, размеры трудоустройства безработных были на 31 тыс. человек (или на 23,5 процента) меньше, чем за аналогичный период 1997 года, а общая численность безработных достигла 8,39 млн. человек (или 11,5 процента от экономически активного населения) .

Также весьма серьезно пострадали от кризиса предприятия, их депозиты в проблемных банках были заморожены. В 1998 году всю российскую промышленность в считанные дни поразил кризис неплатежей. Компании и банки наращивали долги перед партнерами, в результате экономику накрыл снежный ком взаимных неплатежей. В четвертом квартале 1998 года совокупный объем банковской картотеки нарастал со скоростью 30--40% в месяц .

Позитивным последствием кризиса 1998 года стало повышение конкурентоспособности российской экономики. Вследствие девальвации рубля цены на импортные товары внутри страны повысились, а цены отечественных товаров заграницей упали, что позволило им занять рынки, которые они не могли занять раньше. Кризис 1998 года дал шанс отечественной промышленности набрать силу, отгородил ее от импорта и увеличил экспортные возможности.

Торгово-коммерческий сектор был вынужден сократить свои расходы, что лишило его чрезмерного превосходства по доходам в сравнении с производственным;

Кризис 1998 года вычистил экономику от неэффективных элементов, остались только наиболее жизнеспособные предприятия, проводящие эффективную политику управления ресурсами.

Оздоровилась и государственная политика, финансовый кризис заставил более ответственно относиться к бюджетному планированию. Во властных и экспертных кругах тема необходимости избегания нового дефолта стала одним из ключевых внутренних эталонов эффективности проводимой экономической политики. Такие настроения позволяли в течение длительного времени сдерживать в разумных рамках бюджетные расходы, создать Стабилизационный фонд и сохранить накопленные в нем средства. Уже с 1999 г. страна начала учиться жить по средствам: по сравнению с 1998 годом бюджетные расходы упали с 17,6% до 14,4% ВВП, дефицит бюджета - с 4,7% до 2,5% ВВП .

Малый бизнес осознал свою силу и стал развиваться в крупные предприятия, стали развиваться те направления бизнеса, которые не присущи сырьевой экономике, которой была Россия в то время. После 1999 года стала развиваться пищевая, легкая промышленность, сфера услуг, стал расти потребительский спрос.

Главным положительным результатом кризиса 1998 года можно назвать отход экономики от сырьевой модели и развитие других отраслей экономики, которые до финансового кризиса замещались импортом.

Экономический кризис 1998 года в России (также называемый Дефолт по названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России.

Основными причинами дефолта были: огромный государственный долг России, порождённый обвалом азиатских экономик, кризис ликвидности, низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России, а также популистская экономическая политика государства и строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства). Датой дефолта является 17 августа 1998 года.

Его последствия серьёзно повлияли на развитие экономики и страны в целом, как отрицательно, так и положительно. Курс рубля по отношению к доллару упал за полгода более чем в 3 раза - c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. Было подорвано доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и государству, а также к национальной валюте. Разорилось большое количество малых предприятий, лопнули многие банки. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода. Население потеряло значительную часть своих сбережений, упал уровень жизни. Тем не менее, девальвация рубля позволила российской экономике стать более конкурентоспособной.

Предыстория

Особенности экономической политики 1995—1998 годов

Методы экономической политики, применявшиеся в 1995—1998 годах, напоминали «дурную бесконечность»: вновь и вновь повторялись похожие по смыслу меры, несмотря на то, что они каждый раз давали отрицательные результаты. Ставка постоянно делалась на крайне ограниченный набор денежно-кредитных и бюджетно-налоговых мер. Характеристика основных из этих мер:

  • Абсолютный приоритет мер по противодействию инфляции над мерами по стимулированию капиталообразующих инвестиций и производства.
  • В качестве основной и фактически единственной меры по борьбе с инфляцией использовалось сокращение предложения денег. Эта мера включала в себе в том числе задержку в выплатах пенсий, неоплату за продукцию по государственному заказу, неисполнение финансовых обязательств перед бюджетными организациями и т. п.
  • Применение завышенного курса российского рубля в качестве меры по сдерживанию инфляционных ожиданий.
  • Сохранение больших ставок налогов с целью сокращения дефицита госбюджета.
  • Финансирование дефицита госбюджета за счёт продажи на рынке долговых обязательств государства (ГКО, ОФЗ и других). Причём объём их размещения постоянно увеличивался (со 160 млрд рублей в 1995 году до 502 млрд рублей в 1997 году), а нужный объём спроса на них поддерживался большими ставками процентов (45 % за квартал) и значительным привлечением спекулятивных финансовых ресурсов из-за границы. Ориентация на иностранный капитал потребовала ликвидации многих ограничений на вывоз капитала за границу.
  • Абсолютный приоритет идеологических и бюджетно-налоговых мотивов при проведении приватизации над мотивом поиска эффективных собственников.

Эти меры не оправдали даже небольшой доли тех ожиданий, которые на них возлагались. В условиях всеобщего недоверия и неопределённости чисто монетарные антиинфляционные меры были неэффективными. Хотя темпы инфляции уменьшились, это не привело к возникновению рыночных импульсов, которые обеспечили бы активизацию процессов модернизации экономики и рост капиталовложений. Участники экономических процессов по-прежнему не считали финансовую ситуацию в стране стабильной, полагали уровень рисков чрезмерно большим и воздерживались от значительных инвестиций в основной капитал. Причём государство, применяя сомнительные меры противодействия инфляции и превратившись в крупнейшего нарушителя финансовых обязательств, внесло очень значительный вклад в поддержку большого уровня недоверия в экономике. Кроме того, экономическая политика властей, применявшаяся в те годы, не смогла эффективно противодействовать той составляющей инфляции, которая возникала вследствие воздействия всплесков цен на мировом рынке, структурных и технологических перекосов в экономике и т. д. Вследствие этого, вложения в основной капитал в российской экономике продолжали снижаться опережающими темпами вплоть до 1999 года.

Другие аспекты экономической политики 1995—1998 годов также имели негативные последствия для динамики производства в стране. Чрезмерное уменьшение предложения денег приводило к росту неплатежей, бартера и взаимозачётов, что, в частности, приводило к сильному увеличению трансакционных издержек фирм. Завышенный обменный курс российского рубля значительно снижал ценовую конкурентоспособность российских производителей. Слишком большая налоговая нагрузка приводила к росту либо долговой нагрузки у законопослушных фирм, либо неформальной антиналоговой активности у нелояльных фирм. Финансирование бюджетного дефицита за счёт заимствований на финансовых рынках также имело ряд негативных последствий для экономики. Во-первых, высокая прибыльность операций с государственными ценными бумагами оттягивала финансовые ресурсы из реального сектора экономики в финансовый сектор. Во-вторых, ориентация расходов госбюджета на рефинансирование государственных ценных бумаг значительно суживала возможности государства по поддержанию социальной сферы и экономики страны. В-третьих, резкий рост государственного долга приводил к значительному увеличению рисков, связанных с колебаниями курсов ценных бумаг и курса российского рубля. В-четвёртых, либерализация международных операций с валютой ослабляла защиту экономики страны от внешнего давления на российский рубль и от утечки капиталов.

Следствием проводившейся в 1995—1998 годах экономической политики стали, в частности, экономический спад и значительный отток капитала из страны.

Ухудшение финансовой ситуации

На фоне этих процессов происходило ухудшение финансовой ситуации, в частности, постоянно увеличивался внутренний и внешний долг и сокращались возможности по его финансированию. В конце 1997 года стали резко расти ставки по кредитам и государственным обязательствам, начал падать фондовый рынок. Если в III квартале 1997 года средняя доходность ГКО составляла 19 %, то ко II кварталу 1998 года она увеличилась до 49,2 %. Ставка по однодневным кредитам за тот же период увеличилась с 16,6 % до 44,4 %. Эти события оказали негативное влияние на настроения инвесторов, что увеличило отток капитала и усилило давление на курс рубля.

Стремясь исправить ситуацию, российские власти постоянно повышали ставки по государственным обязательствам, а также попытались получить очередные кредиты у международных финансовых организаций, в частности, МВФ и Всемирного банка. Однако финансовые ресурсы, к которым могли прибегнуть власти, были заведомо недостаточны по сравнению с масштабом возникших проблем. Реальный сектор экономики, также находившийся в удручающем состоянии, действенную помощь оказать не мог.

К августу 1998 года власти утратили ресурсы для финансирования краткосрочного государственного долга и удержания курса рубля.

Причины кризиса с позиций международной экономики

В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок, в апреле 1998 года его оценивали в 9-11 руб.), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.

Возможные сценарии кризиса

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

  • напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции
  • объявить дефолт по внешнему долгу
  • объявить дефолт по внутреннему долгу

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали считался недопустимым. Невыплаты по внешнему долгу также представлялись неприемлемыми для властей России.

Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия - большая, ей не дадут упасть». Однако, история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции. Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрд долларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира ещё не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путём обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

Последствия

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Основные потери понес CSFB, контролировавший до 40 % рынка.

Девальвация валюты привела к значительному снижению импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

По мнению российского экономиста, президента Института энергетической политики В. С. Милова, несмотря на негативное воздействие на благосостояние населения, в итоге кризис сыграл благоприятную роль в экономическом развитии страны по причине, в первую очередь, резкого усиления бюджетной дисциплины в последефолтные годы.

По названию одной из причин кризиса) был одним из самых тяжёлых экономических кризисов в истории России. В значительной степени он стал итогом следования указаниям МВФ, которые не отвечали интересам России.

Основными причинами дефолта были:

Огромный государственный долг России,

Низкие мировые цены на сырьё, составлявшее основу экспорта России,

Популистская экономическая политика государства

Строительство пирамиды ГКО (государственные краткосрочные обязательства).

Последствия кризиса:

Упал курс рубля по отношению к доллару - почти в три раза (c 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года);

Было подорвано доверие населения, разорилось большое количество малых предприятий, коллапс в банковской системе;

Население потеряло часть своих сбережений, упал уровень жизни;

Однако, экономика из-за девальвации рубля стала более конкурентноспособной;

Возможные сценарии кризиса.

Государство в 1998 году имело три возможности для выхода из кризиса:

Напечатать деньги и выплатить ГКО, запустив механизм инфляции

Объявить дефолт по внешнему долгу

Объявить дефолт по внутреннему долгу

Был выбран третий вариант. Предполагаемые причины следующие: опыт гиперинфляции начала 90-х годов был достаточно свеж, запуск новой инфляционной спирали не считался допустимым. Невыплаты по внешнему долгу также считались неприемлемыми для России, пусть и с динамично изменяемой властью.

Последствия :

Иностранные инвесторы вступили в переговоры с российским правительством, однако выплаты по ГКО составили мизерную сумму, составляющую около 1 % от суммы долга. Основные потери понес CSFB, контролировавший до 40 % рынка.

Девальвация валюты привела к значительному снижению положения импорта и усилению позиций экспорта. Российские предприятия, несущие затраты в рублях и экспортирующие товар, стали конкурентоспособными. Укрепление реального курса рубля происходило в течение 7 лет до 2005 года, когда курс достиг показателей 1996-1997 годов.

Экономический кризис был крахом макроэкономической политики российских властей, проводившейся в 1992-1998 годах. После кризиса спад продолжался недолго и вскоре снова возобновился, благодаря смене власти в ЦБ и Правительстве.

В частности, было признано неэффективным использование завышенного курса рубля в качестве антиинфляционной меры и курс рубля стал фактически полностью формироваться рынком.

Также было смягчено монетарное регулирование. Власти полностью отказались от практики ограничения денежного предложения за счёт невыплат зарплат, пенсий, а также невыполнения обязательств по госзаказу и т. п.


В постдефолтные годы значительно повысилась бюджетная дисциплина. Федеральный бюджет на 1999 год был принят с дефицитом в 2,5 % ВВП (для бюджета на 1998 год аналогичный показатель составлял 4,7 % ВВП). Было также решено отказаться от финансирования дефицита госбюджета за счёт крупных заимствований. Следствием этого стало снижение прибыльности инвестирования в ценные бумаги и соответственно повышение привлекательности вложений в реальный сектор экономики, что способствовало возобновлению роста производства.

Действенной антикризисной мерой, осуществлённой российским правительством в первое время после дефолта, стало сдерживание роста цен на продукцию естественных монополий (электроэнергетики, ж/д транспорта и т. д.).

Причины кризиса с позиций международной экономики:

В теории международной экономики концепция невозможной троицы подразумевает недостижимость ситуации фиксированного курса валюты, свободного движения капитала и независимой денежной политики. В России курс рубля к доллару являлся фиксированным. Свободное движение капитала позволяло иностранным компаниям вкладываться в рынок ГКО. Денежная политика была направлена на сдерживание инфляции. В такой ситуации, при наличии переоцененной валюты (реальный курс рубля к доллару был очень высок), наблюдается сильная спекулятивная атака на валюту. В случае с Россией давление шло через рынок ГКО с его высокими ставками, не соответствующими инфляции. В итоге, снижающиеся валютные резервы заставили Правительство девальвировать валюту через дефолт.

Уникальность кризиса 1998 года в мировой истории

Дефолт 1998 года был неожиданным для западных инвесторов, руководствовавшихся принципом «Россия — большая, ей не дадут упасть». Однако, история знает дефолты в куда более благополучных странах, например во Франции. Непосредственно перед кризисом, 13 июля, Международный Валютный Фонд выделил России неотложный кредит на 22 млрддолларов США. Однако сборы в бюджет не покрывали даже процентных платежей по государственному долгу.

Особенностью кризиса являлось то, что в истории мира еще не было случаев, когда государство объявляет дефолт по внутреннему долгу, номинированному в национальной валюте. В случае с Россией был объявлен дефолт по ГКО, доходность по которым непосредственно перед кризисом достигала 140 % годовых. Обычной практикой в других странах являлось то, что государство начинало печатать деньги и путем обесценивания национальной валюты производило погашение долга. Инвесторы, вложившие средства в рынок ГКО, ожидали именно такого сценария событий.

Экономический кризис - это весьма неприятное и крайне опасное явление для любой страны. Крах экономики привел к смерти не одной державы еще во времена Древнего мира, да и сегодня риск чего-то подобного сохраняется всегда.

Крах СССР, к примеру, был в немалой степени предопределен политикой его руководства, которое сперва допустило возникновение зависимости от импорта нефти, а после - не сумело предпринять адекватных мер, когда стоимость сырья на мировых рынках (из-за ОАЭ) резко пошла вниз.

Остатки страны долгое время лихорадило, но событием, которое едва не поставило точку в истории современной России, стал кризис 1998 г. Впрочем, в те годы тяжело приходилось не только отечественной экономике, так как во всем мире нарастали явления стагнации. Но наиболее тяжело пережила произошедшее именно наша страна.

Предпосылки проблем

Кризисные явления накапливались постоянно, но не слишком заметно. Началось все это еще с 70-х годов, во времена СССР. Во-первых, была выбрана далеко не самая лучшая схема противодействия инфляции, когда ради достижения этой цели правительство искусственно ограничивало объем денежной массы в обороте.

Инфляцию это останавливало слабо, зато приводило к резкому дефициту наличных средств. К 1998 году монетизация составляла не более 10%, тогда как в странах с нормальной экономикой этот показатель достигал не менее 75%. Росло количество неплатежей, внутренний долг увеличивался нереальными темпами.

Правительство пыталось бороться с некоторыми кризисными явлениями, но все меры сводились к повышению ставок по налогам, росту квартплаты и тарифов, а реальная собираемость этих денег с каждым годом падала все сильнее. Практически 80% предприятий в те годы активно использовали теневые схемы работы, а оставшиеся 20% едва ли не в открытую функционировали по криминальным схемам ухода от налогов.

В сотни раз возросло количество фирм, которые предлагали услуги по обналичиванию денег, полученных незаконными путями. Конечно же, государство от этого теряло громадные суммы, но многие члены высших властных структур участвовали в махинациях, а потому дельцам сходили с рук любые финансовые (и не только) преступления.

Курс валюты, внешний долг

Кроме того, не нужно забывать о несправедливом разделе СССР, оставившем нынешней России весь объем внешнего долга, который накопили все бывшие республики СССР. Выплаты по нему постоянно росли, да еще и накапливались новые.

Рубль в то время старались поддержать искусственно, что приводило к неадекватному соотношению цен на импортные и отечественные товары. Так, цены на ввозимую продукцию были настолько низкими, что даже оставшиеся развитые предприятия оказались под риском банального разорения, так как не выдерживали конкуренции. В то время приблизительно 60% продовольственных нужд страны стали обеспечиваться за счет заграничной продукции, что уже прямо противоречило интересам государства.

Инфляция

К концу 1998 г. размеры инфляции в десятки раз превышали аналогичные значения для 1993 г. Экономисты считают, что приблизительно с 1995 по 1996 гг. правительство фактически никак не контролировало этот процесс. Неудивительно, что в таких условиях развиваться могла лишь сырьевая отрасль экономики, так как все более-менее наукоемкие предприятия оказались попросту обречены на вымирание.

Несмотря на то, что в первые годы после развала СССР у западных инвесторов были свои интересы, и они предлагали неплохие условия финансовой помощи, к концу 90-х годов сложилось патовое положение, когда свои предприятия были практически полностью убиты, а «заграница нам не помогла», так как бизнесмены не хотели вкладывать деньги в заведомо проигрышное дело. Сыграло свою негативную роль и то обстоятельство, что многие совместные проекты были свернуты по той причине, что выделенные средства попросту исчезали.

Основные факторы, способствовавшие развитию кризиса

  • Огромный объем «отложенной инфляции». Итоговые ее суммы были таковы, что государство было просто физически не в состоянии рассчитаться по ним, не снижая уровня жизни всей страны в целом.
  • Ничтожная доля накоплений. На удовлетворение сиюминутных потребностей тратились реальные средства, так что будущим поколениям практически ничего не оставалось.
  • На фондовом рынке царствовали спекулянты. Впрочем, сам характер «экономики» в то время был именно спекулятивным, а специалисты думали только о получениях кратковременных прибылей. Доходило до того, что заводы и государственные предприятия, стоимость которых даже по тем временам равнялась миллионам долларов, продавали буквально по цене недвижимости или металлолома.
  • Государственное производство было окончательно забыто и заброшено, не имелось даже сколь-нибудь адекватных проектов его восстановления, не говоря уже о каких-то реальных шагах на пути к этому.
  • Фискальная политика также основывалась на попытках получить с последних оставшихся предприятий хоть какие-то деньги, пока производство окончательно не остановилось.

Конечно же, кризис 1998 г. не в последнюю очередь произошел из-за общемирового падения цен на энергоносители и прочих негативных факторов, но все они только лишь способствовали неизбежному краху системы, которая фактически была построена неопытными экономистами, не сумевшими составить работающий годовой бюджет страны и способствовать принятию эффективных законов в этой области.

Кто и как спровоцировал непосредственное начало кризиса?

Впрочем, было бы наивным предполагать, что кризис 1998 г. случился сам по себе, без участия заинтересованных лиц. Начался он с непосредственного ведома и согласия тогдашнего российского правительства.

Причины такого решения были просты. Экономисты пытались решить сразу несколько проблем, разрубить своеобразный Гордиев узел, если так угодно:

  • Была предпринята очередная попытка девальвации рубля.
  • Предполагалось, что так удастся повысить налоговые поступления в казну.
  • Облегчить положение отечественных банков, заморозив счета их зарубежных кредиторов.

Проекты эти во многом объяснялись тем, что в правительстве царила полная неразбериха: Дума имела в своем составе преобладающее количество коммунистов. Они постоянно блокировали инициативы либерального правительства, которое также не оставалось в долгу, налагая вето на инициативы своих недругов. В результате получалось так, что в проигрыше оставались все. В особенности - простые граждане государства.

Так как же начинался финансовый кризис 1998 года?

Хронология всех предшествующих явлений

Чтобы вы окончательно прониклись всем происходившим в то время, предлагаем вниманию полную хронологию событий, которые, в конечном счете, привели не только к кризису конца девяностых годов, но и предопределили развитие экономики нашей страны на много лет вперед.

Во-первых, «Черный вторник» 1994 года, когда было принято решение об окончательном свертывании кредитования дефицита бюджета, что в то время оказалось действительно необходимо. Вот только для нормального функционирования государства после этой резкой и не слишком популярной меры требовалось наладить нормальный сбор налогов и получение выгодных инвестиций (хотя от них также стоило бы отказаться), но ничего из этого не сделали.

Постоянное снижение уровня жизни приводило к угрожающим падениям объемов налоговых сборов, а инвесторы вовсе не горели желанием вносить свои деньги в сомнительные проекты. В принципе, только этого уже хватало для того, чтобы разгорелся финансовый кризис в России 1998 года. Но были и другие причины.

В 1995 и 1996 гг. наблюдался настоящий пик использования казначейских обязательств. Чисто теоретически они приравнивались к нормальным деньгам, только вот на практике это были самые настоящие валютные суррогаты. Естественно, что такая политика никак не устраивала бизнес и государственных производителей, а потому общая стагнация и регрессия в экономике только продолжились.

Вместо того чтобы содействовать смягчению условий работы для малого и среднего бизнеса, правительство постановило резко повысить сбор налогов. Указанное решение, как можно догадаться, оказалось не слишком действенным. Все это привело к тому, что экономический кризис в России (1998 год - всего лишь официальная точка отсчета) начался задолго до внешних проявлений.

В середине того же года в правительство приходят реформаторы во главе с Немцовым и Чубайсом, чья деятельность сразу же начинается с урезания бюджета на треть. Некоторая часть зарплатных долгов была ликвидирована, но в результате общая финансовая задолженность государства в целом только увеличилась, так как брать деньги на покрытие своих обязательств оказалось попросту неоткуда. Проблемы начали накапливаться с рекордной скоростью, нарастала реальная опасность народного бунта. Вот какими были причины кризиса 1998 года.

Утрата доверия

Такая политика быстро дала свои плоды, которые ожидаемо оказались не слишком приятными на вкус. От сотрудничества с молодыми реформаторами стремительно отказывается Дума, а миссия МВФ не хочет предоставлять очередные финансовые транши без полного погашения внутренних долгов по коммунальным платежам и налогам. По-настоящему же повлиять на ситуацию в ту пору уже никто не мог, так как реальный уровень жизни населения падал ежедневно. Фактически, это уже был российский кризис 1998 г.

Начало

Все вышесказанное привело к тому, что в мае 1998 года начали с треском проседать финансовые рынки, государственная валюта резко и необратимо обесценивалась. Немалую роль сыграло и вызванное государством банкротство «Токобанка», в котором практически все капиталы принадлежали западным инвесторам. Последним это сильно не понравилось. Вывод капитала после данного события резко ускорился. Начался кризис 1998 года в России.

Кроме того, постоянные прения с международным сообществом по поводу ситуации в Чечне не способствовали росту кредитного рейтинга, так что о новых траншах финансовой помощи со стороны МФВ можно было забыть.

Выход удалось найти очень быстро: взяли долг у европейцев, причем проценты по нему оказались в несколько раз выше и без того кабальных условий МФВ. Внешний долг именно России (даже без учета СССР) вырос приблизительно в два раза всего за один год. Кризис нарастал, курс доллара по отношению к рублю начал резко подниматься. Так, к 23 августа 1998 года он уже был 1:7, и не думал останавливаться. Всем стало ясно, что экономический кризис 1998 годом не ограничится, а платить придется еще нашим внукам.

Внутренний долг стремительно идет вверх (хотя его размер и без того уже угрожающе велик). Правительство в очередной раз замораживает выплаты по своим обязательствам, а также запрещает выплаты по долгам западных кредиторов. Ситуация становится все хуже и хуже, кризис 1998 года в России стремительно набирает обороты.

Все это привело к тому, что к началу сентября курс доллара в очередной раз вырос. Он начал составлять 1:12,8. Уже к 7 сентября это значение составило 1:17. Бизнес в панике, в стране начался неконтролируемый резкий рост цен. К середине месяца курс превысил отметку в 20 рублей за одну единицу американской валюты.

Исправление положения

Не стоит все же предполагать, что правительство сидело сложа руки. До всех начало доходить, что долго так продолжаться не может, что нужно завершать кризис в России. 1998 год из-за этого стал сезоном серьезных политических назначений. В сентябре начались массивные перестановки в органах власти: небезызвестный Сергей Шойгу был назначен на пост министра МЧС, Сергей Степашин стал министром МВД, Игорь Иванов возглавил МИД. К двадцать пятому сентября началась активная деятельность Специальной комиссии, которая пыталась устранить последствия кризиса.

В общем-то, кое-что им сделать удалось. Так, уже к концу сентября курс все же снизился до пятнадцати рублей за доллар, ситуация в экономике стала просто плохой, но уже не катастрофической. Впоследствии Ельцин был вынужден уйти в отставку. Стоимость нефти на международных рынках резко пошла вверх, новое правительство начало действовать в отношениях с американцами уже не с позиции проигравшей стороны, общее положение постепенно стало выправляться.

Социально-экономические последствия

Все перечисленное выше - просто сухой перечень фактов. Что же кризис 1998 г. натворил в отношении положения граждан страны? Как можно понять, ничего хорошего не произошло. Во-первых, доверие населения к рублю и собственной банковской системе (что неудивительно после 1991 года) было полностью подорвано. Многие банки обанкротились, практически все индивидуальные предприниматели, которые начали заниматься своим делом на заре 90-х годов, полностью разорились.

Фактически, это уже был готовый финансовый кризис. 1998 г. просто стал точкой кипения, когда искусственно поддерживаемая государственная машина уже не могла самостоятельно функционировать.

Банковская система пребывала в глубоком коллапсе не менее полугода. Население потеряло остатки своих сбережений, уровень жизни катастрофически упал, до небес подпрыгнул размах валютных спекуляций. Как ни странно, но именно кризис позволил отечественным предприятиям начать восстановление.

Российский кризис 1998 года был необычен также и тем, что впервые в истории государство открыто объявляло дефолт по внутреннему долгу, фактически отказываясь от всех своих социальных обязательств и грабя собственных граждан. За счет того, что разорились едва ли не все крупные предприятия, масса специалистов лишилась работы. Люди оказались вынуждены искать применение своим талантам на Западе, в результате чего «утечка мозгов» достигла значений, которые уже открыто угрожали национальной безопасности России.

Положительные последствия негативного явления

Кризис в России 1998 года и связанный с ним спад сравнительно быстро сменился нарастанием темпов экономического роста. В макроэкономической политике также произошли важные изменения, которые оказали положительное влияние на состояние всего государства в целом. Как только в системе налоговых сборов были сделаны некоторые послабления, отечественный бизнес также пошел в рост. Вот какими были последствия кризиса 1998 г.

Основные изменения

Давайте рассмотрим главные трансформации в политике страны, которые позволили добиться столь положительных результатов:

  • Во-первых, отныне экономический рост стал приоритетом.
  • Во-вторых, искусственная поддержка курса национальной валюты оказалась менее важной, так как последствия отложенной инфляции были куда серьезнее. В общем-то, так и были ликвидированы наиболее серьезные причины кризиса 1998г.
  • В-третьих, удалось сделать реальные шаги по ликвидации задолженности в выплатах заработных плат, пенсий и пособий, что не только привело к повышению общего социального настроя, но и позволило наконец-то начать сбор налогов и платежей. В свою очередь, повысился общий кредитный рейтинг, а МФВ несколько снизил процентные ставки.
  • Государство отказалось от политики масштабных займов, что позволило начать укрепление собственной экономики, а не вкладывать деньги в обеспечение иностранных банковских систем.
  • Правительство все же вняло гласу гражданских организаций, ограничив рост тарифов естественных монополий (хотя это и не понравилось многим иностранным инвесторам). Все вышеперечисленное позволило в некоторой степени вернуть доверие граждан, хотя до полной нормализации ситуации было еще очень далеко.

Последствия кризиса в мире

Конечно, мировые экономики испытали далеко на все «прелести» отечественного кризиса, но определенные последствия были и на Западе. Так, в Европе резко повысилась стоимость топлива (США благодаря договорам с ОАЭ это не грозило), темпы роста экономик даже развитых государств в указанном регионе значительно замедлились. Начался мировой кризис 1998 года. Кроме того, постепенно подрывалось доверие к доллару: мировое экономическое сообщество все же сделало окончательный вывод о том, что выпуск этой валюты осуществляется без какого-то контроля со стороны американского правительства.

Как ни странно, но многие зарубежные державы действительно опасались краха России, так как кризис 1998 года в стране с ядерным оружием и нерешенными этническими конфликтами на ее территории мог привести к совершенно неконтролируемым и действительно страшным последствиям. Впрочем, такая забота вылилась в громадные платежи по выплатам внешнего долга, которые не лучшим образом сказались на благосостоянии населения. Последствия тех событий продолжают сказываться на жизни простых граждан и по сей день.

Так, именно по результатам кризиса 1998 года основным платежным средством в стране стал американский доллар, который выглядел намного лучше на фоне постоянно менявшей свой курс национальной валюты. С этим правительство пытается бороться и по сей день. Впрочем, рассмотренный выше кризис все же имел положительные последствия. Они заключались в следующем: были вскрыты и обнажены основные недостатки нашей экономики, которые очень важно исправлять для нормального функционирования всей системы.

Новое на сайте

>

Самое популярное