Домой Полезные советы Принцип относящийся к построению налоговой системы. Налоговая система РФ: понятие, общая характеристика, структура и принципы построения

Принцип относящийся к построению налоговой системы. Налоговая система РФ: понятие, общая характеристика, структура и принципы построения

Рис. 2.9. Особенности установления налогов и сборов и их обязательность

Налоговая система современной России, несмотря на короткий срок существования, прошла значительный путь, полный поражений и побед. Совокупность налогов и сборов, введенная с 1 января 1992 г. строилась по федеративному принципу исходя из особенностей нового бюджетного устройства страны. Согласно Закону РФ от 27 декабря 1991 г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимался обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. При этом налоговую систему образовывали: совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке.

В настоящее время основы законодательства о налогах и сборах представлены в Налоговом кодексе Российской Федерации (часть I), в ст. 3 сформулированы основные моменты, которые схематично можно представить следующим образом (рис. 2.1 ):

Первая часть НК РФ была принята в 1998 г., очевидно, что за прошедшие годы она претерпела весьма существенные изменения (поправки были внесены более, чем тридцаттью федеральными законами, Определением и Постановлением Конституционного суда РФ, Таможенным кодексом РФ).

В НК РФ (ст. 3) установлены основные принципы налогового законодательства РФ:

1. принцип всеобщности налогообложения - каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы;

2. принцип равенства налогообложения - предполагается равенство всех налогоплательщиков перед налоговым законом;

3. принцип справедливости - учитывается фактическая способность налогоплательщика уплачивать налог при обязательности каждого участвовать в финансировании расходов государства;

4. принцип недискриминационности - налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и применяться по-разному исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Кроме того, не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала;

5. принцип экономической целесообразности - налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав;

6. принцип единства налоговой системы и экономического пространства - не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

Кроме того, определено, что ни на кого не может быть возложена обязанность, уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие признаками налогов или сборов, не предусмотренные НК РФ.

Таким образом, нормативно-правовые акты, регулирующие законодательство о налогах и сборах, должны соответствовать положениям, установленным НК РФ, должны быть сформулиро­ваны таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

Прежде, чем рассматривать классификации налогов и сборов, необходимо дать определения таким важным понятия как налог и сбор.

Согласно п.1 ст.8 НК РФ, под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Под сбором согласно п. 2. ст.8 НК РФ понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Рассматривая общность и различия налогов и сборов, следует отметить отличительный признак сбора - обязательность. Те услуги, за которые уплачивается сбор, могут быть оказаны исключительно тем органом, в пользу которого он взимается. Таким образом, плательщик сбора ограничен в возможности удовлетворения своих потребностей (никто более не может оказать ему требуемые услуги), отсюда и вытекает обязательность сбора. Однако данный признак не дает нам возможности отграничить налог от сбора, но для этого рассмотрим другой признак сбора - возмездность. Возмездность проявляется в том, что орган, оказание услуг которого сопровождается уплатой сбора, должен оказать плательщику встречную услугу. При этом встречность имеет односторонний характер, т.к. в случае уплаты сбора именно встречность требований отсутствует. Уплата сбора - одно из условий совершения юридически значимых действий публичным субъектом. Кроме этого, можно рассмотреть и третий признак сбора (несмотря на то, что он непосредственно не следует из законодательного определения сбора) - цель взимания сбора. В Определении Конституционного Суда N 284-О от 10.12.2002 указано на компенсационный характер сбора и отмечено, что сборы «предназначены для возмещения соответствующих расходов и дополнительных затрат публичной власти». При этом, конечно, следует отметить ограниченность такой позиции, т.к. из нее следует, что размер сбора должен соответствовать реальным затратам органа, осуществляющего юридически значимые действия. На самом деле, цель уплаты сбора - финансирование общих затрат публичной власти.

Рассматривая сборы, можно отметить, что они имеют как общие с налогами признаки, так и существуют различия (см. табл. 2.1 ).

Таблица 2.1. Общность и различия признаков налогов и сборов

Согласно ст.17 НК РФ, налог является установленным, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.

Впервые бегло о составе налога сказал А. Смит, включив в него следующие элементы:

  • размеры налога,
  • время его уплаты,
  • порядок исчисления налога.

А. Смит писал: «Налог, который обязывается уплатить каждое отдельное лицо, должен быть точно определен, а не произволен. Срок уплаты, способ платежа, сумма платежа - все это должно быть ясно и определенно для плательщика и для всякого другого лица».

Российский экономист И.И. Янжул рассматривал 3 элемента:

  • субъект налога;
  • объект (или источник);
  • мера налога.

В соответствии с действующей редакцией НК РФ, условия установления налогов можно представить следующим образом (рис. 2.2 ).

Обязательные элементы налога представлены на рис. 2.3 .

К дополнительным (факультативным) элементам НК РФ относит льготы. Согласно п.2 ст.17 НК РФ, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком. При этом под льготами согласно п.1 ст.56 НК РФ признаются предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Однако налогоплательщик может отказаться от использования льгот, в том числе и приостановить действие льготы на один или несколько налоговых периодов (если иное не предусмотрено НК РФ). Законодательство допускает установление льгот по федеральным законом, установленных региональным или местным законодательством в части сумм, подлежащих зачислению в региональный или местный бюджет.

При определении сборов также должны быть определены плательщики сборов и конкретные элементы.

Рассмотрим основные понятия, связанные с процессом установления налогов и сборов.

Налогоплательщиками и плательщиками сборов согласно ст. 19 НК РФ признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы (см. рис. 2.3 ).

Согласно п. 2 ст.11 НК РФ, к физическим лицам относятся:

  • граждане Российской Федерации;
  • иностранные граждане;
  • лица без гражданства.

При это следует учитывать особый статус некоторых физических лиц в случае регистрации их в качестве индивидуальных предпринимателей или глав крестьянских (фермерских) хозяйств.

К организациям в НК РФ отнесены (рис. 2.4 ):

  • юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации (российские организации);
  • иностранные юридические лица, компании и другие корпоративные образования, обладающие гражданской правоспособностью, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории Российской Федерации (иностранные организации).

В зависимости от продолжительности периода времени пребывания на территории РФ физические лица могут быть налоговыми резидентами и налоговыми нерезидентами, что, в свою очередь, может повлиять на порядок и условия налогообложения. Согласно п. 2 ст. 207 НК РФ налоговыми резидентами признаются физические лица, фактически находящиеся в РФ не менее 183 календарных дней в течение 12 следующих подряд месяцев. Период нахождения физического лица в РФ не прерывается на периоды его выезда за пределы РФ для краткосрочного (менее шести месяцев) лечения или обучения.

Соответственно, можно рассмотреть подход к классификации налогов и сборов, основанный на налогоплательщиках (плательщиках сборов) (рис. 2.5 ).

Рассмотрим более детально обязательные элементы налога. Начнем с объекта налогообложения. Достаточно сложно дать определение объекта налогообложения, учитывая все многообразие условий, которые, по мнению законодателя, должны порождать обязанность налогоплательщика уплатить налог. Фактически, объектом налогообложения следует признать некое условие, знаменующее собой возникновение отношений между государством и налогоплательщиком по поводу уплаты налога. Именно появление объекта налогообложения приводит к возникновению отношений по поводу уплаты налогов, в которых государству принадлежит право требовать уплаты налога, а обязанному субъекту - налогоплательщику навязывается юридическая обязанность произвести налоговый платеж.

В соответствии со ст. 38 НК РФ «объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога». Фактически, законодатель не дает легального определения, ограничившись приведением открытого перечня отдельных видов объектов. Такой подход к определению важнейшего элемента налогообложения представляется не совсем удачным, поскольку не дисциплинирует законодателя при конструировании им соответствующих норм права, определяющих объект налогообложения по отдельным налогам.

Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью Второй НК РФ. Следует обратить внимание, что объект налогообложения относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне НК РФ независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Налоговая база - элемент налогообложения, который позволяет преобразовать объект налогообложения в количественную форму, для того чтобы к ней можно было применить налоговую ставку при исчислении налога. Иными словами, налоговая база - это облагаемый объект, выраженный в тех или иных единицах.

Согласно ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или иную характеристики объекта налогообложения. Законодатель не очень удачно сформулировал определение налоговой базы, не указав на то, что именно количественная характеристика объекта налогообложения рассматривается в качестве налоговой базы. Вместе с тем последующее определение налоговой ставки позволяет судить, что налоговая база имеет единицу измерения, а следовательно, представляет собой количественную характеристику объекта. Налоговая база должна определяться НК РФ независимо от вида налога.

Ставка налога представляет собой сумму налога, взимаемую с единицы измерения налоговой базы. Статья 53 НК РФ устанавливает, что налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы.

Налоговые ставки по федеральным налогам устанавливаются НК. Данное требование напрямую является следствием правовой позиции Конституционного Суда РФ, который неоднократно заявлял, что наделение законодательного органа РФ конституционными полномочиями устанавливать налоги означает также обязанность самостоятельно реализовывать эти полномочия.

Что касается ставок по региональным и местным налогам, то тут законодатель предоставляет право органам власти субъектов РФ и органам местного самоуправления определять налоговые ставки по региональным и местным налогам, но в пределах, определяемых федеральным законодательством.

Налоговые ставки могут быть достаточно разнообразны. Это объясняется особенностями объекта налогообложения и способом определения налоговой базы по каждому налогу.

Можно выделить следующие виды ставок (рис. 2.6 ), где:

  • твердые ставки (специфические) устанавливаются в абсолютных величинах к налоговой базе;
  • пропорциональные ставки (адвалорные) устанавливаются в едином проценте от налоговой базы вне зависимости от ее изменений;
  • комбинированные ставки (смешанные) объединяют два вышеназванных способа определения ставок и представляют собой единство двух частей: специфическую - абсолютную величину налоговых начислений и адвалорную - процент от налоговой базы;
  • прогрессивные ставки - увеличиваются по мере роста налоговой базы, при этом в налоговых системах бывает две разновидности - простая и сложная прогрессия;
  • регрессивные ставки - уменьшаются с уменьшением налоговой базы.

Твердые ставки достаточно просты с точки зрения исчисления налогоплательщиком и контроля со стороны налоговых органов. Они применяются в тех случаях, когда налоговая база представляет собой любую количественную характеристику объекта налогообложения, за исключением стоимостной характеристики. Однако, существенный недостаток этого вида ставки состоит в том, что в условиях инфляции необходимо эту ставку периодически повышать, для того, чтобы сохранить должный уровень изъятия имущества в виде налога.

Пропорциональные ставки применяются в случаях использования стоимостных характеристик объекта налогообложения в качестве налоговой базы. Такие ставки достаточно универсальны, поскольку при сохранении общей государственной политики налогообложения не требуют индексации.

Комбинированные ставки традиционно используются при установлении таможенных пошлин (напомним, что таможенные пошлины не входят в состав налогов и сборов и регулируются Таможенным кодексом РФ). По примеру Европейского союза комбинированные ставки стали использоваться при установлении акцизов, в частности - акцизов на табак.

Прогрессивные ставки наиболее часто применяются в отношении налогообложения доходов физических лиц (в современной России это было в период действия закона РСФСР от 7 декабря 1991 г. №1998-1 «О подоходном налоге с физических лиц», т.е. до введения 23 главы НК РФ «Налог на доходы физических лиц». Например, в последней редакции закона, ставки были следующие (табл. 2.2 ):

Таблица 2.2 Ставки подоходного налога в РФ (последняя редакция закона 1998-1)

Регрессивные ставки в отечественной налоговой системе наиболее были ярко представлены в Едином социальном налоге (ЕСН), который отменен с 1 января 2010 года. Регрессия, т.е. уменьшение ставок при росте налоговой базы была сделана для того, чтобы работодатели не стремились уводить «в тень» заработную плату, т.е. чтобы победить зарплату «в конвертах» и при этом стимулировать работодателей повышать заработную плату, выплачиваемую официально.

Можно сказать, что «налоговая база по сути представляет собой объект налогообложения, подвергшийся необходимой корректировке и «готовый» для применения налоговой ставки и исчисления суммы подлежащего уплате налога». Однако налоговая база, как количественная характеристика объекта налогообложения, с течением времени может меняться в силу разных причин, например: стоимость имущества может увеличиваться или уменьшаться, доход налогоплательщика может со временем увеличиваться и т.п. При этом, поскольку налоговая база является основой для исчисления налога, необходимо определить тот временной промежуток времени, за который следует определять налоговую базу. Для решения проблемы используется такой элемент налогообложения, как налоговый период. В соответствии со ст. 55 НК РФ под налоговым периодом понимается календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

Каждый налог имеет самостоятельный налоговый период, определяемый в соответствии с частью второй НК РФ. Как правило, налоговым периодом признается год, однако иногда и квартал, и месяц. Более того, при установлении некоторых налогов законодатель определяет различные налоговые периоды применительно к разным налогоплательщикам. Следует обратить внимание, что налоговый период относится к тем элементам налогообложения, которые определяются на федеральном уровне Налоговым кодексом независимо от вида налогов, включая региональные и местные налоги.

Однако важно отличать понятие «налоговый период» от понятия «отчетный период», причем налоговый период может состоять из одного или нескольких отчетных периодов. Несмотря на отсутствие четкого определения отчетного периода, исходя из положений части второй НК РФ, что отчетным периодом признается временной промежуток, за который налогоплательщик обязан отчитаться перед налоговыми органами. При этом, поскольку отчетный период не отнесен ст. 17 НК РФ к числу элементов налогообложения, отсутствие законодательного закрепления отчетного периода не позволяет считать, что налог не установлен.

Элемент «Порядок исчисления налога», несмотря на название, не содержит каких-либо методик или правил определения размера налогового платежа. Порядок исчисления налога представляет собой законодательное закрепление за тем или иным лицом обязанности исчислить налог. Статья 52 НК РФ предусматривает возможность использования трех способов исчисления налога (рис.2.7 ).

При установлении налога выбирается тот или иной способ в зависимости от вида налога и статуса налогоплательщика. Так, например, в тех случаях, когда налогоплательщиком является физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, целесообразно не возлагать на налогоплательщика обязанность исчисления налога, лучше переложить это бремя либо на налогового агента, либо на налоговый орган. Например, налог на доходы физических лиц (в основном исчисление и уплата налга роисходит через источник выплаты доходов), а по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц и земельному налогу налоговый орган присылает физическом лицу уведомления для уплаты налога.

Порядок уплаты налога определяет механизм перечисления денежных средств в виде налогового платежа. При этом законодатель должен определить следующие особенности определения порядка уплаты:

  • уплата налога производится единовременно или по частям;
  • уплата налога производится самим налогоплательщиком или налоговым агентом.

Конкретный порядок уплаты налога устанавливается применительно к каждому налогу. Порядок уплаты федеральных налогов устанавливается Налоговым кодексом РФ. Порядок уплаты региональных и местных налогов устанавливается соответственно законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с НК РФ.

Сроки уплаты налогов и сборов устанавливаются применительно к каждому налогу и сбору.

Пункт 2 ст. 17 НК РФ устанавливает, что в необходимых случаях при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.

Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера, то есть не могут распространяться на конкретного налогоплательщика. Конечно же, существует достаточно много способов такого определения «группы налогоплательщиков», при котором в эту группу попадет только лишь один субъект, однако норма законодательства должна быть сформулирована таким образом, чтобы хотя бы теоретически в дальнейшем она могла быть применена и к кому-то еще.

Налоговые льготы не являются обязательным элементом налогообложения, поскольку отсутствие этого элемента в актах законодательства о н алге не влияет на решение вопроса, установлен или не установлен налог.

Рассмотрим вопросы, связанные с порядком вступления в силу законодательства о налогах и сборах, а также действие нормативно-правовых актов во времени. В связи с тем, что осенью 2008 года нашу страну, как и другие страны, затронул экономический кризис, в НК РФ были внесены изменения. «Антикризисные поправки» отменяли обязательный месячный срок с момента опубликования закона для тех норм, которые улучшают положение налогоплательщика (они вступили в силу с момента опубликования). В общем порядке акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных в НК РФ. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. (ст. 5 НК РФ). Особенности вступления в силу законов о налогах и сборах представлен в табл.2.3 .

Таблица 2.3 Вступление в силу законов о налогах и сборах

Налоговые законы

Момент вступления в силу

Акты законодательства о налогах, вносящих изменения в действующий закон

Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу

Акты законодательства о сборах, вносящие изменения в действующий закон

Не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования

Федеральные законы, вносящие изменения в Налоговый кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и (или) сборы

Не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования

Кроме того, акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые налоги и (или) сборы, повышающие налоговые ставки, устанавливающие или отягчающие ответственность за налоговые правонарушения, устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют. С другой стороны установлено правило, что акты законодательства о налогах и сборах, устраняющие или смягчающие ответственность за налоговые правонарушения либо устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей имеют обратную силу. При этом необходимо иметь в виду, что акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков или плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это. Наглядно вышесказанное можно представить следующим образом (табл.2.4 ):

Таблица 2.4 Действие во времени актов законодательства о налогах и сборах

Налоговые законы

Действие во времени

Устанавливающие новые налоги и (или) сборы

Повышающие налоговые ставки, размеры сборов

Устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Устанавливающие новые обязанности или иным образом ухудшающие положение налогоплательщиков или плательщиков сборов

Обратной силы не имеют

Акты законодательства о налогах и сборах:

Устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах

Устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей

Имеют обратную силу

Акты законодательства о налогах и сборах:

Отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов)

Устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение

Могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это

Поскольку понятия «налог» и «сбор» очень многогранны, очевидно, что в вопросе их классификации существуют различные подходы. Одним из главных подходов к классификации исторически явилось разделение налогов на прямые и косвенные. Впервые деление налогов на прямые и косвенные было дано в XVII веке Д. Локком, и в качестве базового критерия классификации выдвигалась способность того или иного налога к переложению. Так, например, Дж. Милль, А. Вагнер полагали, что прямой налог - это тот налог, который должен лечь на налогоплательщика непосредственно, а косвенный - это налог, который должен быть им так или иначе переложен на другого экономического субъекта. Несмотря на эволюцию теоретических воззрений на природу налогов, их функции, до сих пор одним из важнейших оснований при классификации налогов.

В настоящее время рассматриваются следующие подходы к классификации налогов и сборов:

  • по способу взимания;
  • по объекту налогообложения;
  • по субъекту налогообложения;
  • по органу, устанавливающему налог;
  • по бюджету, в который зачисляется налог;
  • по цели установления;
  • по лицу, исчисляющему налог;
  • по порядку введения;
  • по форме;
  • по регулярности уплаты и др.

По способу взимания во многих странах налоги классифицируются как прямые и косвенные. Прямые налоги выплачиваются из валовых доходов, т.е. они участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на уровне хозяйствующего субъекта, оказывая прямое влияние на формирование его финансовых результатов. В то же время косвенные налоги уплачиваются до стоимостного распределения общественного продукта на уровне предприятия-налогоплательщика. Это вызвано тем, что объектом косвенного налогообложения является оборот, т.е. реализация товара, услуги. Особенность косвенных налогов заключается в том, что на счет поставщика в банке поступают суммы косвенного налога, уплачиваемого покупателем в составе цены, которые не являются доходами поставщика и должны быть внесены. Косвенные налоги участвуют в стоимостном распределении общественного продукта на уровне общества.

Возможность уплаты в бюджет прямых налогов связана с получением хозяйствующим субъектом прибыли от реализации, величина которой и определяет его финансовую и инвестиционную активность.

Финансовую и инвестиционную активность хозяйствующих субъектов в рамках государственного регулирования можно повысить путем установления оптимального уровня прямого налогообложения, поскольку прямые налоги непосредственно влияют на финансовые результаты. В целях сокращения бюджетного дефицита, создавшегося в результате снижения ставки совокупного прямого налога, государство может повысить ставки косвенных налогов, хотя их повышение также оказывает сдерживающее влияние на финансовую активность хозяйствующих субъектов.

Рассмотрим структуру налогов и сборов, действующую в настоящее время (рис. 2.8 ) и обусловившую структуру Второй части НК РФ.

Статья 12 НК РФ детально прописывает и дает определения налогам и сборам каждого уровня. Так, зная, к какому уровню системы налогов и сборов относится тот или иной законно установленный обязательный платеж, можно определить территорию его действия - федеральные налоги и сборы обязательны для уплаты на всей территории РФ, региональные - только на территории соответствующего субъекта РФ, местные - на уровне соответствующего муниципального образования. Установлено, какими актами устанавливаются, вводятся в действие и прекращают действовать - федеральные налоги только на основании НК РФ, региональные на основании НК РФ и законов субъектов РФ, а местные на основании НК РФ и актов представительных органов местного самоуправления. Также определено, какими актами возможно установление тех или иных элементов налога или сбора - все элементы федеральных налогов обязательно устанавливаются НК РФ, тогда как налоговые ставки, порядок и сроки уплаты, а также льготы региональных и местных налогов могут устанавливаться соответственно законами субъектов и актами представительных органов местного самоуправления.

Следует учитывать, что принадлежность налога или сбора к конкретному уровню системы не означает полного поступления сумм этого налога или сбора в бюджет соответствующего уровня, поскольку законодатель может закрепить иное распределение доходов от налогов и сборов.

На рис. 2.8 в составе налоговой системы РФ были упомянуты специальные налоговые режимы, которые представляют собой особый порядок определения элементов налогообложения или же освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов. Действующий НК РФ устанавливает 4 специальных налоговых режима (см. таблицу 2.5 ).

Таблица 2.5 Специальные налоговые режимы

На рис. 2.10 представлены федеральные налоги и сборы.

К региональным НК РФ относит: (рис. 2.11 ).

Местные налоги в налоговой системе РФ представлены следующими налогами (рис. 2.12 ):

Следует учитывать, что налогообложение имущества физических лиц производится в соответствии с Законам Российской Федерации от 09.12.1991 N 2003-1 "О налогах на имущество физических лиц", при этом уплата налога осуществляется на основе налогового уведомления, форма которого утверждена Приказом ФНС от 31 октября 2005 г. N САЭ-3-21/551@

НК РФ (ст. 9) определяет участников налоговых отношений следующим образом (рис. 2.13 ):

Права налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены ст. 21 НК РФ. Налогоплательщики (плательщики сборов) имеют право:

  • получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснения о порядке их заполнения;
  • получать от Минфина РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов субъектов РФ и муниципальных образований - по вопросам применения законодательства субъектов РФ о налогах и сборах и нормативных правовых актов муниципальных образований о местных налогах и сборах;
  • использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;
  • получать отсрочку, рассрочку или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;
  • на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;
  • представлять свои интересы в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, лично либо через своего представителя;
  • представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;
  • присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;
  • получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, налоговые уведомления и требования об уплате налогов;
  • требовать от должностных лиц налоговых органов и иных уполномоченных органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;
  • не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие НК РФ или иным федеральным законам;
  • обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;
  • на соблюдение и сохранение налоговой тайны;
  • на возмещение в полном объеме убытков, причиненных незаконными актами налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц;
  • на участие в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки или иных актов налоговых органов в случаях, предусмотренных НК РФ.

Налогоплательщики имеют также иные права, установленные НК РФ и другими актами законодательства о налогах и сборах.

Согласно ст. 22 НК РФ, налогоплательщикам (плательщикам сборов) гарантируется административная и судебная защита их прав и законных интересов. Порядок защиты прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов) определяется НК РФ и иными федеральными законами.

Каждое лицо имеет право обжаловать акты налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц, если, по мнению этого лица, нарушают его права. Они могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд (ст. 138 НК РФ).

Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд.

Судебное обжалование актов (в том числе нормативных) налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц организациями и индивидуальными предпринимателями производится путем подачи искового заявления в арбитражный суд согласно арбитражному процессуальному законодательству, а физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, - путем подачи искового заявления в суд общей юрисдикции в соответствии с законодательством об обжаловании в суд неправомерных действий государственных органов и должностных лиц.

Жалоба на акт налогового органа, действия или бездействие его должностного лица подается в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу этого органа в течение трех месяцев со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своих прав (ст. 139 НК РФ). К жалобе могут быть приложены обосновывающие ее документы.

В случае пропуска по уважительной причине срока подачи жалобы указанный срок по заявлению лица, подающего жалобу, может быть восстановлен вышестоящим должностным лицом налогового органа или вышестоящим налоговым органом.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается до момента вступления в силу обжалуемого решения.

Жалоба на вступившее в законную силу решение налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, которое не было обжаловано в апелляционном порядке, подается в течение одного года с момента вынесения обжалуемого решения.

Апелляционная жалоба на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.

Лицо, подавшее жалобу в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятия решения по этой жалобе может ее отозвать посредством письменного заявления. Отзыв жалобы лишает подавшее ее лицо права на подачу повторной жалобы по тем же основаниям в тот же налоговый орган или тому же должностному лицу.

В последние годы налоговые органы стремятся к снижению количества обращений налогоплательщиков в суды, для чего создаются специальные подразделения налогового аудита, предназначенные для досудебного урегулирования споров между налоговыми органами и налогоплательщиком. Например, Федеральная налоговая служба Приказом от 10.11.2008 N ММ-3-4/588@ утвердила Положение об Управлении налогообложения и Положение об Управлении досудебного аудита. Управление досудебного аудита занимается рассмотрением налоговых споров между налоговыми органами и налогоплательщиками, заявлений и жалоб физических и юридических лиц на действия или бездействие должностных лиц, а также на акты ненормативного характера налоговых органов, связанные с применением законодательства о налогах и сборах.

Обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов) определены ст. 23 НК РФ следующим образом:

  • уплачивать законно установленные налоги;
  • встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;
  • вести в установленном порядке учет своих доходов (расходов) и объектов налогообложения, если это требуется по законодательству о налогах и сборах;
  • подавать в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах;
  • представлять по месту жительства индивидуального предпринимателя, нотариуса, занимающегося частной практикой, адвоката, учредившего адвокатский кабинет, по запросу налогового органа книгу учета доходов и расходов и хозяйственных операций; представлять по месту нахождения организации бухгалтерскую отчетность в соответствии с требованиями Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ «О бухгалтерском учете», за исключением случаев, когда организации на основании названного Закона не обязаны вести бухгалтерский учет или освобождены от ведения бухгалтерского учета;
  • представлять в налоговые органы и их должностным лицам в случаях и в порядке, которые предусмотрены НК РФ, документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;
  • выполнять законные требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, а также не препятствовать законной деятельности должностных лиц налоговых органов при исполнении ими своих служебных обязанностей;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей), а также уплату (удержание) налогов;
  • нести иные обязанности, предусмотренные законодательством о налогах и сборах.

Налогоплательщики - организации и индивидуальные предприниматели помимо обязанностей, перечисленных выше, должны письменно сообщать в налоговый орган по месту нахождения организации, месту жительства индивидуального предпринимателя:

  • об открытии или о закрытии счетов (лицевых счетов) - в течение семи дней со дня их открытия (закрытия). Индивидуальные предприниматели сообщают в налоговый орган о счетах, используемых ими в предпринимательской деятельности;
  • обо всех случаях участия в российских и иностранных организациях - в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории Российской Федерации, - в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения или прекращения деятельности организации через обособленное подразделение (закрытия обособленного подразделения). Указанное сообщение представляется в налоговый орган по месту нахождения организации;
  • о реорганизации или ликвидации организации - в течение трех дней со дня принятия такого решения.

Нотариусы, занимающиеся частной практикой, и адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, обязаны письменно сообщать в налоговый орган по месту своего жительства об открытии (о закрытии) счетов, предназначенных для осуществления ими профессиональной деятельности, в течение семи дней со дня открытия (закрытия) таких счетов.

Налогоплательщики, уплачивающие налоги в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, также несут обязанности, предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации.

Рассмотрим права и обязанности таких участников налоговых отношений, как налоговые агенты. Налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему РФ (ст. 24 НК РФ).

Институт налоговых агентов не является новым для современного российского законодательства. Лица, на которых законом возложена обязанность по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов, упоминаются в целом ряде налоговых законов, действовавших до введения НК РФ(например, в законе РФ «О подоходном налоге с физических лиц», законе РФ «О налоге на прибыль предприятий и организаций», в законе РФ «О налоге на добавленную стоимость»). При этом характерной особенностью правового статуса налоговых агентов, действовавшего до принятия НК РФ, было отсутствие в законодательстве четко обозначенных и закрепленных общих начал их деятельности. НК РФ не только дает определение понятия «налоговый агент», но и устанавливает им права и обязанности, ответственность за неисполнение и ненадлежащее исполнение ими своих обязанностей.

Права налоговых агентов не отличаются от прав налогоплательщиков. Обеспечение и защита прав налоговых агентов осуществляются согласно ст. 22 НК РФ.

Что касается обязанностей налоговых агентов, то кроме исчисления, удержания и перечисления налогов на них возлагаются обязанности по учетно-отчетной работе с налоговыми платежами. Таким образом, обязанности налоговых агентов сводятся к следующему:

  • правильно и своевременно исчислять, удерживать из денежных средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять налоги в бюджетную систему Российской Федерации на счета Федерального казначейства;
  • письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог и о сумме задолженности налогоплательщика в течение одного месяца со дня, когда налоговому агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • вести учет начисленных и выплаченных налогоплательщикам доходов, исчисленных, удержанных и перечисленных в бюджетную систему Российской Федерации налогов, в том числе по каждому налогоплательщику;
  • представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, которые нужны для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов;
  • в течение четырех лет обеспечивать сохранность документов, необходимых для исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют удержанные налоги в порядке, предусмотренном НК РФ для уплаты налога налогоплательщиками.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность по законодательству РФ. Наиболее существенна роль налоговых агентов при исчислении и уплате налога на доходы физических лиц и налога на добавленную стоимость.

Прежде, чем рассматривать права и обязанности налоговых органов, следует рассмотреть их структуру.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Становление современных налоговых органов было начато еще в 1990 г., когда была образована Главная государственная налоговая инспекция Минфина СССР, а в 1991 г. - Государственная налоговая служба - отдельный и независимый от Минфина России орган исполнительной власти федерального уровня. В 1998г. Госналогслужба России переименована в Министерство Российской Федерации по налогам и сборам.

В целях совершенствования структуры федеральных органов исполнительной власти Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. N 649 "Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти" утверждена новая структура органов, согласно которой Министерство по налогам и сборам РФ преобразовано, его функции переданы Министерству финансов РФ. Федеральная налоговая служба находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ, международными договорами РФ, нормативными правовыми актами Министерства финансов РФ, а также Положением о Федеральной налоговой службе Российской Федерации, которое было утверждено Постановлением Правительства РФ № 506 от 30 сентября 2004г. и в настоящее время действует в редакции от 15.07.2009. Согласно Положению, ФНС России находится в ведении Минфина РФ и является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

ФНС является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.

Структура ФНС на Интернет-сайте ФНС представлена следующим образом:

  • центральный аппарат ФНС;
  • межрегиональные инспекции;
  • территориальные налоговые органы.

Налоговые органы

Права налоговых органов определены ст. 31 НК РФ. НК РФ установлено, что вышестоящие налоговые органы вправе отменять и изменять решения нижестоящих налоговых органов в случае несоответствия указанных решений законодательству о налогах и сборах.

Налоговые ставки: сущность, классификация.

  • Укажите структуру налоговой системы РФ.
  • В чем различия между налогоплательщиком и налоговым агентом?
  • Назовите способы исчисления налогов.
  • Какова структура налоговых органов РФ?
  • Назовите участников налоговых отношений.
  • В чем суть различий между прямыми и косвенными налогами?
  • Какова роль специальных налоговых режимов в налоговой системе РФ?
  • Налоговая система России представляет собой организованную на конкретных принципах систему отношений между государством через уполномоченные органы и организациями или простыми гражданами по вопросам взимания и установления налогов и сборов в бюджет.

    В основе любой налоговой системы лежат налоги. Система налогообложения в России позволяет государству реализовать свои функции по управлению государственными финансовыми потоками.

    Региональные, включающие такие налоги, как на игорный бизнес, имущество организаций и транспорт;

    Местные включают с физических лиц и на землю.

    Эффективное налогообложение в России невозможно без введения в стране специальных налоговых режимов:

    Единый сельскохозяйственный налог (налогообложение для сельскохозяйственных предприятий и организаций);

    Единый налог, представляющий собой упрощенную систему налогообложения определенных видов деятельности.

    Контролирующая роль в налоговой системе отведена налоговым органам. Данная государственная структура призвана следить за соблюдением соответствующего законодательства, правильностью и полнотой налоговых начислений, а также своевременностью поступлений платежей в бюджет. Структура налоговых органов предполагает федеральные органы и территориальные подразделения.

    Современная налоговая система России основывается на таких принципах:

    Единство налоговой системы, закрепленное в конкретных статьях Конституции и обеспечивающее единство финансовой, кредитной и денежной политики. Данный принцип обеспечивает единство в экономическом пространстве страны.

    Принцип подвижности или эластичности, предусматривающий изменение некоторых налогов или соответствующих механизмов в сторону увеличения или уменьшения для удовлетворения государственных нужд.

    Принцип стабильности. Согласно этому принципу, налоговая система России должна быть неизменной на протяжении хотя бы нескольких лет. Из практики зарубежных стран любые должны происходить только в крайней необходимости и, желательно, с начала финансового года.

    Множественность налогов. Этот принцип включает в себя ряд аспектов, главным из которых принято считать совокупность налогов и объектов налогообложения. Комбинирование объектов и налогов должно составлять систему, отвечающую требованиям перераспределения бремени между плательщиками налогов.

    Мы рассказывали в отдельных консультациях о налоговой системы, ее и системы налогообложения. А каковы принципы построения налоговой системы РФ?

    Система принципов налоговой системы

    Принципы налоговой системы РФ можно представить в виде следующих основных правил, характерных для построения любой налоговой системы. К ним можно отнести, в частности, следующие:

    • обязательность;
    • определенность;
    • справедливость;
    • рациональность;
    • денежная оценка;
    • гибкость;
    • стабильность;
    • однократность.

    Обязательность предполагает обязанность уплачивать налоги для всех налогоплательщиков. Определенность характеризует установление определенных и ясных правил исчисления и уплаты налогов. Справедливость означает недопущение дискриминации отдельных налогоплательщиков, находящихся в сходных экономических условиях, и установление единства подходов к ним по вопросам налогообложения. Рациональность должна обеспечивать минимизацию затрат на сбор налогов, чтобы издержки фискальной функции налогообложения не превышали объем налоговых поступлений. Денежная оценка предполагает исчисление и уплату налогов в национальной валюте страны. Гибкость должна гарантировать чуткое реагирование государства на эффекты от налогообложения и обеспечивать способность адаптировать налоговую систему в зависимости от изменяющихся условий. В то же время модификация налоговой системы не должна происходить часто или допускать резкие изменения, т. е. должна сохраняться стабильность налоговой системы. Однократность налогообложения предполагает недопустимость повторного взимания налогов с одного и того же объекта за определенный период времени.

    Методы налоговой системы предполагают установление конкретных механизмов, которые бы обеспечивали соблюдение заложенных принципов системы налогообложения, а также выполнение возложенных на нее функций. Так, к методу налоговой системы можно отнести налоговый контроль, который способствует не только реализации фискальной функции налоговой системы, но и достижению принципа обязательности в налогообложении.

    Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

    хорошую работу на сайт">

    Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

    Размещено на http://www.allbest.ru/

    Налоговая система -- это совокупность налогов и сборов, взимаемых с плательщиков в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом.

    Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой системы. Таким образом, структура и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

    Принципы построения налоговой системы

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации определены Конституцией и Налоговым кодексом. В России действует трехуровневая налоговая система, состоящая из федеральных, региональных и местных налогов, что соответствует мировому опыту федеративных государств.

    Налоговый кодекс РФ

    На сегодняшний день основным законодательным актом о налогах является Налоговый кодекс Российской Федерации, состоящий из двух частей (общей и специальной), регламентирующих как общие принципы построения налоговой системы, так и взаимоотношения государства и налогоплательщиков по конкретным видам налогов. Первая часть Налогового кодекса вступила в действие 1 января 1999 года, вторая -- двумя годами позже.

    Принципы налогообложения

    Эффективность налоговой системы обеспечивается соблюдением определенных критериев, требований и принципов налогообложения. В основе построения большинства действующих налоговых систем лежат идеи А. Смита, сформулированные в его труде «Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776 г.) в виде четырех основных принципов налогообложения:

    принцип справедливости, который предполагает всеобщность обложения и равномерность распределения налога между гражданами соразмерно их доходам;

    принцип определенности, заключающийся в том, что сумма, способ и время платежа должны быть точно и заранее известны налогоплательщику;

    принцип удобства -- налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

    принцип экономии, который подразумевает сокращение издержек взимания налогов.

    Принципы построения налоговой системы в Российской Федерации сформулированы в части I Налогового кодекса, третья статья которого устанавливает основные начала законодательства о налогах и сборах:

    Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.

    Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев.

    Не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

    Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.

    Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство Российской Федерации и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) или финансовых средств, либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

    Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, обладающие установленными Кодексом признаками налогов и сборов, не предусмотренные им либо установленные в ином порядке, чем это определено Кодексом.

    При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах 14 должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

    Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).

    Критерии качества налоговой системы

    сбалансированность государственного бюджета. Данный критерий качества налоговой системы подразумевает, что проводимая государством налоговая политика должна обеспечивать формирование доходов бюджетной системы Российской Федерации, необходимых для финансирования расходов государства по осуществлению им своих функций;

    эффективность и рост производства. Проводимая налоговая политика должна содействовать устойчивому развитию экономики, приоритетных отраслей и видов деятельности, отдельных территорий;

    стабильность цен. Проводимая налоговая политика должна обеспечивать оптимальное соотношение прямых и косвенных налогов с целью достижения устойчивости цен и предотвращения эффекта инфляционного ожидания;

    эффективность социальной политики, обеспечиваемая при соблюдении принципа всеобщности и равномерности налогообложения граждан;

    полнота и своевременность уплаты налогов может быть обеспечена за счет улучшения информированности налогоплательщиков о подлежащих уплате налогах, правилах их исчисления и сроках уплаты.

    Основные тенденции развития налоговой системы

    общее снижение налогового бремени для товаропроизводителей, в том числе за счет уменьшения ставок по некоторым видам налогов, повышения роли целевых налоговых льгот;

    устранение противоречий в действующем законодательстве, регулирующем налоговые отношения, его упрощение;

    поэтапный перенос налогового бремени с предприятий на ренту от использования природных ресурсов;

    повышение удельного веса прямых налогов при одновременном уменьшении доли косвенных налогов в общем объеме поступлений в бюджетную систему Российской Федерации;

    развитие налогового федерализма, учет фискальных интересов регионов и муниципальных образований, повышение доли собственных доходов в доходной части их бюджетов;

    совершенствование и строгое соблюдение организационных принципов построения налоговой системы, а также принципов налогообложения;

    повышение политической ответственности, которое должно заключаться в проведении такой налоговой политики, которая зависела бы от объективных экономических условий;

    гибкое реагирование системы налогообложения на изменения экономической конъюнктуры;

    усиление налоговой дисциплины и налоговой культуры налогоплательщиков;

    выравнивание условий налогообложения за счет сокращения и упорядочивания налоговых льгот;

    совершенствование системы налогового контроля и ответственности за совершение налоговых правонарушений.

    Налоговая система страны представляет собой сложный механизм, состоящий из большого числа разнообразных налогов. Как уже говорилось, эти налоги имеют целью пополнение государственного бюджета или воздействие на поведение экономических агентов. Зачастую эти цели противоречат друг другу.

    Например, для выплаты пособий беднейшим слоям населения, государство может быть заинтересовано в повышении налоговых поступлений, однако, если будет введен налог, обладающий регрессивным характером, то тяжесть этого налога ляжет на тех же бедных.

    Усложненность налоговой системы возникает как раз из-за стремления распределить налоговое бремя между различными группами налогоплательщиков исходя из принципов справедливости и эффективности. Полностью совместить эти принципы невозможно -- всегда приходится частично жертвовать эффективностью в пользу справедливости или наоборот.

    Поскольку некоторые несовершенства налоговой системы в принципе неизбежны, необходимо определить критерии, на основании которых будет оцениваться налоговая система.

    Критерии оценки налоговых систем

    1. Равенство обязательств. Данный критерий основывается на принятом в обществе понимании справедливости. Право государства на принуждение (принудительный сбор налогов) должно в равной степени применяться ко всем гражданам. Поскольку люди находятся в разном экономическом положении, то их необходимо объединить в более однородные группы. Дифференциация должна производится по четким критериям, связанным с результатами действий индивидов, а не с их врожденными качествами. Равенство обязательств рассматривают по вертикали и по горизонтали.

    Вертикальное равенство подразумевает, что к индивидам из различных групп предъявляются различные требования. Например, люди с низкими доходами платят меньший налог.

    Горизонтальное равенство предполагает, что люди в одинаковом положении выполняют одинаковые обязательства (т.е. нет дискриминации по расе, полу, религии; при одинаковом доходе уплачивается одинаковый налог).

    2. Экономическая нейтральность отражает эффективность налоговой системы. С помощью этого критерия оценивается воздействие налогов на рыночное поведение потребителей и производителей, а также на эффективность распределения ограниченных ресурсов.

    Как было показано выше, большинство налогов воздействует на мотивацию экономических агентов, побуждая их принимать решения, отличающиеся от тех, которые были приняты при отсутствии данного налога. Такие налоги называют искажающими. Налог, который не оказывает такого действия, является неискажающим (например, единовременная подушная подать). В идеале налоговая система должна состоять из неискажающих налогов, однако такая система не отвечает другим критериям.

    3. Организационная (или административная) простота связана с затратами на сбор налогов. В затраты на сбор налогов входят расходы на содержание налоговой системы, затраты времени и средств плательщиков, связанных с определением причитающихся налоговых сумм, их перечислением в бюджет и документированием правильности уплаты налогов, расходы на консультации и др.

    Чем проще построенная система, тем ниже издержки ее функционирования.

    4. Гибкость налогов предполагает способность системы адекватно реагировать на изменение макроэкономической ситуации, прежде всего, на смену фаз делового цикла.

    Примером гибкого налога может служить налог на прибыль, который сглаживает цикл деловой активности и действует как встроенный стабилизатор. В фазе подъема данный налог сдерживает предпринимательскую активность, поскольку увеличение бремени налога происходит скорее, чем рост прибыли. И наоборот, на стадии спада бремя налога сокращается быстрее, чем прибыль, что стимулирует предпринимателей увеличивать их активность.

    5. Прозрачность -- предполагает возможность контроля налоговой системы со стороны основной массы налогоплательщиков. Люди должны четко представлять, какие налоги они платят, по какой ставке, как осуществляется платеж и т.п. С этой точки зрения, не являются прозрачными косвенные (покупатель в магазине не может оценить НДС, таможенный сбор и т.п., включаемые в цену товара), немаркированные (так как неизвестно, на какие цели они будут использованы), организационно-сложные налоги.

    Принципы налогообложения в РФ

    Из-за существующего многообразия налогов в РФ возникла необходимость их классификации. Отнесение того или иного налога к определенному виду позволяет более четко уяснить его суть и содержание. В теории налогообложения для классификации налогов используются различные критерии.

    Налоги подразделяются на следующие виды:

    федеральные налоги и сборы;

    региональные налоги;

    местные налоги;

    Закрытый список региональных и местных налогов служит гарантией налогоплательщику от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих бюджетов путем введения дополнительных взносов.

    Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса.

    В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым режимам относятся:

    система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);

    упрощенная система налогообложения;

    система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;

    система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

    Налоговый федерализм

    Классификация налогов по принадлежности к уровням управления и власти в связи с федеративным устройством Российской Федерации подразумевает введение понятия налогового федерализма -- законодательное установление равноправных отношений между федеральным центром и субъектами Федерации при формировании доходов бюджетов всех уровней, достигаемое за счет оптимального сочетания их налогового потенциала, выполняемых финансово-хозяйственных, социальных функций и имеющихся общественно необходимых потребностей.

    Налоговый федерализм -- это разграничение и распределение налогов между уровнями бюджетной системы страны, т. е. это совокупность отношений в налоговой сфере между РФ и ее субъектами, органами местного самоуправления, которые обусловлены необходимостью реализации закрепленных в Конституции полномочий.

    Основная цель налогового федерализма состоит в обеспечении единства государства и стабильности его социально-экономического развития на основе удовлетворения потребностей в денежных средствах всех уровней власти за счет перераспределения части ВВП между звеньями бюджетной системы.

    В основу налогового федерализма положены следующие принципы:

    Зависимость поступлений по налогам от результатов деятельности органов власти и управления. Означает, что на региональные и местные органы власти возлагается функция по осуществлению контроля за поступлением налогов.

    Степень мобильности облагаемой базы. Высокой степенью мобильности обладают труд и капитал в денежной форме, а более низкой -- имущество и природные ресурсы, поэтому налоги на труд и капитал в основном закрепляются за федеральным бюджетом, а налоги на имущество и природные ресурсы -- на региональном и местном уровне.

    Экономическая эффективность отдельных видов объектов обложения. Издержки по взиманию налогов не могут превышать размера собранных налогов.

    Регулирование процессов на макроэкономическом уровне. Означает, что за федеральным бюджетом закрепляются основные налоги, через которые осуществляется регулирование процесса воспроизводства на уровне всей страны. налоговый федерализм режим налог

    Существуют несколько подходов к решению проблемы налогового федерализма:

    Кумулятивный -- соединение в одной ставке налога ставок каждого уровня власти. Региональные и местные органы власти вправе взимать в дополнение к общефедеральным налогам одноименные налоги, размеры которых установлены верхним пределом. При этом федеральная ставка едина на всей территории страны, а региональная и местная -- устанавливаются в пределах лимита (например, налог на прибыль: на федеральном уровне -- 2%, на региональном -- до 18%, но не ниже 13,5%).

    Нормативный -- устанавливаются нормативы, т. е. проценты, в пределах которых происходит распределение дохода от налогов между уровнями бюджетной системы (не ниже установленного процента).

    Дистрибутивный -- концентрация налоговых поступлений первоначально на едином счете, а в дальнейшем их перераспределение между звеньями бюджетной системы.

    Фиксированный -- разграничение и закрепление соответствующих налогов между разными уровнями управления в соответствии с принципами налогового федерализма. Способы разграничения и распределения налогов различны.

    Налоговый предел -- это предельный уровень налогообложения, превышение которого ведет к снижению налоговых поступлений и при котором достигается оптимальная для плательщиков и государственной казны доля валового внутреннего продукта, перераспределяемого через бюджетную систему. Налоговый предел выражается в принципе соразмерности. Принцип соразмерности ярко иллюстрируется кривой Лаффера. Кривая показывает, что при повышении ставки налога до налогового предела налоговые доходы бюджета возрастают.

    Однако при превышении уровня налогового предела уплата налога приводит к тому, что у налогоплательщика чистого дохода практически не остается. Начинается спад экономической активности, а уклонение от налогов приобретает массовый характер. Происходит искусственное занижение налоговой базы, перемещение валового внутреннего продукта в сферу теневой экономики и, как следствие, сокращение налоговых доходов бюджета

    Налогоплательщики -- организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом возложена обязанность уплачивать налоги.

    Права налогоплательщиков (ст. 21 НК РФ). Налогоплательщики имеют право:

    пользоваться льготами по уплате налогов на основаниях и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

    предоставлять налоговым органам документы, подтверждающие права на льготы по налогам;

    знакомиться с актами проверок, проведенных налоговыми органами;

    предоставлять налоговым органам пояснения по исчислению и уплате налогов по актам проверок;

    в установленном порядке обжаловать решение налоговых органов и действие их должностных лиц;

    другие права.

    Обязанности налогоплательщиков (ст. 23 НК РФ). Обязанности у налогоплательщика возникают при наличии объекта (предмета) налогообложения и по основаниям, установленным законодательными актами. Налогоплательщики в соответствии с налоговым законодательством должны:

    уплачивать законно установленные налоги;

    вести бухгалтерский учет;

    составлять отчеты о финансово-хозяйственной деятельности, обеспечивая их сохранность в течение трех лет;

    предоставлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения;

    вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере суммы сокрытого или заниженного дохода (прибыли), выявленного проверками налоговых органов;

    выполнять требования налогового органа об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах;

    известить о прекращении своей деятельности, несостоятельности (банкротстве), ликвидации или реорганизации -- в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения;

    предупредить об изменении своего места нахождения не позднее 10 дней со дня принятия такого решения;

    выполнять другие обязанности.

    Налоговый агент -- лицо, на которое в соответствии с Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов (например, налоговый агент по налогу на доходы физических лиц -- организация-работодатель.)

    Объект налогообложения -- реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, расход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).

    Налоговая база -- стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.

    Налоговый период -- календарный год или иной период времени (месяц, квартал) применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате.

    Налоговая ставка -- величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут устанавливаться в абсолютных суммах (твердые ставки) или в долях к объекту налогообложения (процентные ставки). Процентные ставки, в свою очередь, подразделяются на пропорциональные, регрессивные и прогрессивные (причем прогрессия может быть как простой -- применяется ко всему объекту, так и сложной -- повышенная ставка применяется к части объекта налогообложения).

    Порядок исчисления налога -- в соответствии со ст. 52 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

    В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. В налоговом уведомлении должны быть указаны размер налога, подлежащего уплате, расчет налоговой базы, а также срок уплаты налога. Налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату его получения. В случае, если указанными способами налоговое уведомление вручить невозможно, это уведомление направляется по почте заказным письмом. Налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

    Порядок и сроки уплаты налогов -- уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке, предусмотренном законодательством, в наличной или безналичной форме. Конкретный порядок и сроки уплаты налога устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом применительно к каждому налогу. При нарушении срока уплаты налога налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством. Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. В случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.

    Налоговые льготы в соответствии с Налоговым кодексом льготами признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам и сборам, не могут носить индивидуального характера.

    Размещено на Allbest.ru

    Подобные документы

      Понятие налоговой системы. Принципы построения налоговой системы и ее элементов. Роль налоговой системы в экономике РФ. Снижение тяжести налогового пресса. Проблемы налоговой системы РФ. Тенденции развития норм о налоговой системе.

      курсовая работа , добавлен 07.02.2007

      Сущность налоговой системы, основы ее построения. Общие вопросы введения и применения специальных налоговых режимов, их место в налоговой системе РФ. Анализ роли специальных налоговых режимов в формировании доходов бюджета Иркутской области и г. Братска.

      курсовая работа , добавлен 27.11.2013

      Функции и классификация налоговой системы, принципы ее построения. Сущность и особенности налоговой политики. Влияние налогов на экономику. Виды налогов, основные инструменты налогового регулирования. Формирование налоговой системы Республики Беларусь.

      курсовая работа , добавлен 12.05.2011

      Теоретические основы функционирования налоговой системы. Сущность и функции налогов. Понятие и виды налоговых систем. Проблемы и перспективы развития налоговой системы России, ее структура и принципы построения. Основные направления совершенствования.

      курсовая работа , добавлен 10.04.2014

      Функции налоговой системы Российской Федерации. Применение налогов как экономический метод управления. Принципы построения налоговой системы, проект ее совершенствования. Проблемы налоговой системы России. Прогноз ставок акцизов на период с 2013-2015 гг.

      курсовая работа , добавлен 02.11.2014

      Сущность понятия и виды налогов, механизм их исчисления. Принципы построения и функции налоговой системы, этапы ее формирования в современной России, проблемы и тенденции ее дальнейшего развития. Анализ поступлений основных налогов в бюджетную систему РФ.

      курсовая работа , добавлен 11.12.2010

      Место современных специальных налоговых режимов, применяемых в налоговой системе Российской Федерации. Основные виды специальных систем налогообложения и их характеристики. Примеры расчета налогов при использовании специальных налоговых режимов.

      курсовая работа , добавлен 12.03.2011

      Эволюция налоговых институтов России, роль налоговой системы в экономике страны. Ключевые принципы построения и структура действующей налоговой системы Российской Федерации. Современные проблемы и основные направления налоговой политики государства.

      курсовая работа , добавлен 27.09.2014

      Современная система налогов и сборов в Российской Федерации, ее структура и элементы. Классификация и типы налогов, история их развития. Изучение американского опыта построения налоговой системы, проблемы и направления ее совершенствования в России.

      дипломная работа , добавлен 02.10.2012

      Функционирование налоговой системы и перспективы развития налоговой политики России на современном этапе. Классификация и функции налогов. Налоговая культура как элемент совершенствования налоговой системы России. Результаты налоговой реформы в России.

    Новое на сайте

    >

    Самое популярное