Домой Россельхозбанк Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы. Античный этап развития представлений о социальной сфере

Развитие социальной сферы: факторы социального развития, современное состояние в России, основные проблемы. Античный этап развития представлений о социальной сфере

В России индекс социального развития, который ООН считает главным комплексным показателем развития социальной сферы, существенно отстает от уровня экономического развития -- 65-е место в сравнении с 43-м.

Таблица 1

Место РФ среди 146 стран по уровню экономического развития и социальных показателей

Как видно из таблицы, только образование находится практически на уровне экономического развития.

Что касается реальных доходов в расчете на душу населения, то их место оказалось более низким, чем уровень экономического развития (50-е в сравнении с 43-м). Причина -- высокий удельный вес потребления госорганов в составе валового внутреннего продукта, которое составляет в России около 20% в сравнении с 5--10% в большинстве других стран. Поэтому удельный вес конечного потребления домашних хозяйств в составе ВВП России оказывается весьма низким -- около 50% против 60% и более в большинстве развитых стран.

Индекс социального развития, который ООН считает главным комплексным показателем развития социальной сферы, существенно отстает от уровня экономического развития -- 65-е место в сравнении с 43-м. Главная причина -- крайне низкий показатель ожидаемой продолжительности жизни в России по сравнению с другими странами. По этому важнейшему показателю, характеризующему уровень жизни населения, Россия занимает лишь 105-е место, отставая не только от всех развитых стран, но и от большинства развивающихся, в том числе тех из них, уровень экономического развития которых в 1,5--2 раза ниже, чем в России.

Если говорить предметно, то средняя продолжительность предстоящей жизни в России составляет 68,7 года (2009). Примерно такого же уровня Россия достигала в середине 1960-х гг., а в середине 1980-х гг. этот показатель даже превысил 70 лет. В то время Россия отставала от самых развитых стран на 1--3 года.

За последние 40--50 лет большинство стран мира увеличило среднюю продолжительность жизни примерно на 10 лет, и сейчас в развитых странах этот показатель составляет 79 лет. При этом неуклонно растет число стран, где средняя продолжительность жизни превышает 80 лет (Австралия, Германия, Италия, Нидерланды, Норвегия, Франция, Швейцария, Швеция, Япония). Даже Азербайджан, Армения, Болгария, Бразилия, Китай, Румыния, Таджикистан, Турция имеют ожидаемую продолжительность жизни 72--74 года, а Мексика, Польша, Корея -- 76--79 лет.

Такая низкая ожидаемая продолжительность жизни в России связана с повышенной смертностью. В 2010 г. на 1000 человек населения в России умерло 14,3 человека против 9 в Европе и 12 в развивающихся странах (при корректировке по возрастной структуре населения). Из примерно 2 млн умерших в России, при применении европейских коэффициентов смертности, должно было бы умереть 1300 тыс. человек, т. е. на 700 тыс. меньше. При этом в России около 30% умерших (610 тыс. человек) умерли в трудоспособном возрасте. В Европе в трудоспособном возрасте умирают только около 10%, т. е. если бы европейские нормы действовали в России, в трудоспособном возрасте умерли бы 130 тыс. человек -- на 480 тыс. человек меньше.

Соответственно, в сравнении с развивающимися странами, имеющими примерно тот же или даже более низкий уровень экономического развития, чем в России, у нас должно было бы умереть около 1700 тыс. человек, т. е. на 300 тыс. меньше. Смертность в трудоспособном возрасте в этих странах не превышает 20%. При применении показателей развивающихся стран к России смертность среди трудоспособного населения должна была бы составить 340тыс. человек, т. е. на 270 тыс. человек меньше, чем это фактически имело место.

Миграционный приток населения в Россию -- положительное сальдо миграции -- с 2001 г. в среднем за год оказывается меньше потерь от смертности трудоспособного населения не только в сравнении с развитыми странами (здесь положительное сальдо в 1,5--2 раза ниже), но даже в сравнении с развивающимися странами.

Особенно низка средняя продолжительность жизни мужского населения России. В 2009 г. она составляла 62,8 года -- почти такая же, как в беднейшей стране мира Индии, где уровень экономического развития в шесть раза ниже, чем в России. Даже в беднейших странах -- Киргизии, Туркмении, Молдове -- этот показатель составляет 65--67 лет; в Бразилии -- 69 лет, в Китае -- 71 год, в Мексике -- 74 года, в Республике Корея -- 79 лет и т. д. Напомним, в развитых странах этот показатель составляет 77--80 лет.

Обращает на себя внимание также крайне низкий уровень обеспеченности российского населения комфортным жильем, по этому показателю Россия даже не входит в первую сотню стран мира, уступая всем развитым странам и большинству развивающихся. Средняя обеспеченность жильем российского населения на конец 2009 г. составила 22,4 м 2 на человека. При этом 23% жилищного фонда не обеспечено водопроводом и 27% -- канализацией. В сельской местности, где проживают более 38 млн человек (27% населения), 53% жилья не имеет водопровода и 62% -- канализации. Горячего водоснабжения не имеют 35% населения страны, в том числе 75% сельского населения. По стандартам, помещение без водопровода, канализации, горячего водоснабжения вообще не может считаться жильем. При этом средняя обеспеченность населения развитых стран Европы комфортным жильем составляет от 40 до 60 м 2 на душу населения -- вдвое-втрое больше, чем в России, а в США -- 70 м 2 , т. е. вчетверо больше.

Для того, чтобы ответить на вопрос, почему в сравнении с экономическими показателями показатели уровня жизни в России намного ниже соответствующих показателей в других странах, необходимо проанализировать историю социального развития РФ.

Значительная часть ресурсов государства расходовалась на развитие тяжелой промышленности и, особенно, оборонных отраслей, а также содержание огромных вооруженных сил. Все эти траты проводились за счет населения, которое недополучало свою долю финансирования. Социальная сфера финансировалась фактически по остаточному принципу. Среди других стран Россия выделялась крайне низким уровнем заработной платы и доходов населения, в том числе самыми низкими заработными платами учителей и врачей, минимальными размерами пенсий и стипендий, самой низкой долей расходов на здравоохранение, крайним отставанием в объемах жилищного и коммунально-бытового строительства.

В советское время господствовала идеология преимущественного развития производства средств производства по сравнению с производством предметов потребления. Ведущие отрасли тяжелой промышленности именовались гордо: металлургия -- «хлеб промышленности», машиностроение -- ее «сердцевина», нефтегазовая промышленность -- «кровеносная система». А вот потребительские товары для населения, напротив, характеризовались унизительным словом «ширпотреб»; для их производства стремились не создавать специализированные отрасли, их призывали делать из отходов производства тяжелой промышленности. Металлическая посуда производилась металлургами; производство холодильников, стиральных машин пытались организовать при оборонных заводах и т. д. Работники легкой и пищевой промышленности, где преобладал тяжелый конвейерный труд или труд с принудительным ритмом, задаваемым работой оборудования, получали меньше всех. Это были самые бедные в России отрасли по социальным, в том числе пенсионным, льготам, с преобладанием тяжелого женского труда, часто трехсменного. Наиболее пренебрежительное отношение в советское время было к работникам торговли, которые в кинофильмах, художественной литературе обычно фигурировали в качестве расхитителей госимущества, «воришек». Не лучшим было отношение и к работникам важнейшей для населения жилищно-коммунальной сферы. Сантехник, к примеру, обычно ассоциировался с пьяницей. Что касается артелей, производящих важные потребительские товары, то считалось, что в них преобладают инвалиды.

При изменении социально-экономического строя нашей страны и переходе от административно-планового управления к рыночному хозяйству многое изменилось. Сфера услуг, которая в советское время составляла только 30 % ВВП, увеличилась до 60 %. Особенно быстро начали развиваться услуги в области торговли, финансов, операций с недвижимостью. Постепенно стало меняться и отношение к этим сферам деятельности.

Однако образование, здравоохранение, наука на первых порах оказались на «задворках» развития народного хозяйства. И старые диспропорции и недооценка этих ключевых сфер в современном обществе во многом сохранились. По-прежнему зарплаты учителей и врачей ниже зарплат промышленных рабочих, не говоря уже о доходах инженерно-технических кадров. Пренебрежительное отношение осталось к жилищно-коммунальному хозяйству, роль которого резко выросла. В поставке промышленных потребительских товаров преобладает импорт. Эти отрасли, а также легкая промышленность страны и производство промышленных потребительских товаров опять оказались на обочине развития.

При невнимании государства, особенно проявившемся в 1990--2005 гг., образование и здравоохранение, чтобы выжить, все больше переходили на платную основу, в том числе развивая теневой бизнес с широким распространением подношений и взяток.

Уровень образования в России, поначалу очень высокий, так как без образования нельзя было решать проблемы развития тяжелой промышленности и, особенно, обороны страны, с каждым годом все более понижался. И вот теперь дошло до 40-го места. А ведь раньше по этому показателю Россия входила в десятку передовых стран. Когда был запущен первый спутник, в США провели широкое изучение причин того, почему Россия оказалась впереди. В результате был сделан правильный вывод: причина успеха России -- в лучшем образовании. В то время наша страна на образование тратила 10% национального дохода, а США -- 4%. В США и других развитых странах начался подлинный бум образования, а в России, напротив, доля расходов на образование в составе ВВП стала сокращаться. И сейчас на образование в России тратится менее 5% ВВП против 11% в США и 8--9% во многих развитых стран.

Еще хуже обстоят дела со здравоохранением. В условиях глубокого 10-летнего трансформационного кризиса финансирование здравоохранения со стороны государства сократилось в разы. Доходы работников других отраслей намного превысили скромные доходы работников здравоохранения. Качество лечения, его объемы сократились. И, как следствие, стала расти смертность населения, которая с 11 человек на 1000 населения в 1980-е гг. выросла до 16 человек к 2005 г. Соответственно, средняя продолжительность жизни сократилась с 69 лет в 1990 г. до 65 лет в 2000--2005 гг. Продолжительность жизни мужчин при этом сократилась с 64 до менее чем 59 лет. Рейтинг России по здоровью населения, продолжительности жизни, качеству здравоохранения резко упал в сравнении с другими странами, которые ежегодно наращивали усилия и улучшали условия здравоохранения в своих странах. И только с 2006 г., когда благодаря национальной программе «Здоровье» начали проводиться меры по улучшению здравоохранения, показатели смертности и продолжительности жизни стали демонстрировать позитивную динамику.

В период трансформационного кризиса инвестиции в народное хозяйство страны, в том числе и в жилье, снизились в 5 раз. Поэтому с 1990 до 2001 г. объем жилищного строительства сократился почти вдвое, а потом стал весьма медленно расти. Благоустройству жилья практически не уделялось сколько-нибудь заметного внимания. Например, за 15 лет (с 1995 г.) удельный вес жилья, обеспеченного водопроводом, увеличился лишь на 6 процентных пунктов (п. п.) (с 71 до 77%), канализацией -- на 7 п. п. (с 66 до 73%), горячим водоснабжением -- на 10 п. п. (с 55 до 65%), газификация жилищного фонда осталась на одном уровне -- 69%. При этом количество ветхого и аварийного жилья за последние 10 лет практически не сократилось. Объем жилищного строительства в расчете на душу населения в России как был, так и остался ниже показателей развитых стран, где обеспеченность жильем в два-три раза выше, не говоря уже о его благоустройстве.

После 9-10летнего трансформационного кризиса (1990--1998/99 гг.), который был связан с распадом СССР, шоковым переходом к рынку и стихийно происшедшей массовой конверсией военного производства, уровень развития экономики и уровень жизни людей резко снизились. За эти годы ВВП сократился в 1,8 раза, а реальные доходы населения снизились в 1,9 раза. Инвестиции за это время обвалились почти в 5 раз.

Затем (с 1999 г. в экономике и с 2000 г. в социальной сфере) начался довольно интенсивный 9-10-летний подъем с достижением максимальных показателей в 2008 г. ВВП страны вырос на 90% и в 2007 г. впервые превысил уровень докризисного 1989 г., реальные доходы населения превысили этот уровень в 2005 г., а в 2008 г. превзошли его на 30% -- из-за более быстрого роста потребления в составе ВВП (благодаря сокращению доли инвестиций и расходов на вооружение) и из-за снижения численности населения страны в связи с депопуляцией. Инвестиции при этом достигли в 2008 г. 60% уровня 1989 г. в результате их увеличения за 10 лет в 2,8 раза.

Рассмотрим, как экономический подъем повлиял на улучшение социальных показателей. Прежде всего стоит отметить, что при увеличении ВВП на 90% реальные доходы населения выросли в 2,3 раза. Эти реальные доходы увеличивались у всех слоев населения -- и бедных, и средних, и богатых. Об этом свидетельствуют не только статистические показатели, но и опросы различных групп семей.

Расхожее мнение, что в течение этого десятилетнего экономического подъема бедные беднели, а богатые богатели, не соответствует действительности. За это время значительно сократилась и бедность населения.

Рассмотри вопрос дифференциации доходов. Недостаточно сказать, что в среднем доходы намного выросли. Возникает вопрос: у каких слоев населения и насколько они выросли, кто получил наибольшую пользу от экономического подъема? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотрим таблицу 2.

Таблица 2

Данные по распределению общего объема денежных доходов населения по группам с разной доходностью, %

Изучение материалов данной главы позволяет приобрести следующие компетенции:

  • - знать и понимать законы развития общества, экономики, сферы социальных услуг и уметь оперировать этими знаниями в профессиональной деятельности;
  • - обладать способностью учитывать последствия управленческих решений и действий с позиции социальной ответственности;
  • - понимать основные мотивы и механизмы принятия решений органами государственного регулирования в социальной сфере;
  • - обладать способностью анализировать социально значимые явления и процессы, происходящие в социальной сфере, предвидеть их возможные изменения в перспективе;
  • - обладать способностью на основе анализа экономических явлений и процессов находить оптимальные управленческие решения.

2.1. Основные тенденции и факторы развития сферы социальных услуг

Превращение сферы услуг в доминирующий сектор национальной экономики по производству валового внутреннего продукта и численности занятых получило название “сервисная революция”. Эти процессы совпали с информационнотехнологической революцией. В результате к концу XX в. на смену индустриального общества экстенсивного типа, на смену общества “фабричных труб” приходит информационносервисное общество интенсивного типа развития.

Развитие социальной сферы подчиняется в своих преобразованиях как тенденциям развития сферы услуг в целом, так и собственным тенденциям и факторам динамики.

Решающим фактором расширения сферы услуг в целом являются рост общественной производительности труда в результате научно-технического прогресса и на этой основе повышение материального благосостояния людей и улучшение качества их жизни. В конце XIX в. немецким ученым Э. Энгелем (1821-1896) была установлена статистическая зависимость изменения структуры потребления от роста доходов населения.

Согласно второму закону Э. Энгеля, чем выше уровень благосостояния населения и чем выше уровень доходов, тем большая часть расходов потребителя приходится на продовольственные товары высшего качества и на социальные услуги, связанные с развитием человека. Следовательно, высокому уровню благосостояния и высокому качеству жизни населения соответствует низкая доля расходов на питание и высокая доля расходов на услуги в семейном бюджете. В странах с развитой рыночной экономикой доля питания в расходной части семейного бюджета составляет 18-20 %, а доля услуг - 35-40 %.

В 40-х гг. XX в. А. Маслоу предложил пирамиду потребностей, базирующихся на модели мотивации человека. Человеческие нужды располагаются в иерархическом порядке и образуют ступени пирамиды: физиологические потребности, потребности в безопасности, потребности в привязанностях, потребность в уважении, познавательные потребности, эстетические потребности, потребность в самореализации. Социальные нужды как потребности высшего порядка появляются у человека в том случае, если удовлетворяются потребности первых ступеней.

Основатель Центра общественного прогресса Ш. Бергхей- ли считает необходимым скорректировать пирамиду потребностей Маслоу. Им был разработан индекс для оценки и анализа уровня благосостояния. К факторам удовлетворенности было предложено относить психическое и физическое здоровье, удовлетворенность работой, уровень образования, разнообразие видов деятельности, смысл (в жизни и деятельности), чувство благодарности и представление о личном счастье.

Институт немецкой экономики в Кельне предложил международную систему рейтингов для оценки социальной справедливости с целью сравнения 28 индустриальных стран. Было задействовано 32 частных индикатора. При этом страна с наилучшим состоянием в данной области получала 100 баллов-пунктов, а страна с наихудшим положением - 0 баллов-пунктов. Чем выше число баллов, тем больше уровень справедливости. Общее представление о социальной справедливости включало шесть направлений.

В 2002 г. одним из лауреатов Нобелевской премии в области экономики стал не экономист, а психолог Даниэль Ка- неман. Это событие продемонстрировало явный поворот экономики в сторону человека и стало манифестом новой экономической парадигмы, ориентированной на достижение общей пользы и создание общих социальных ценностей.

Динамика уровней насыщения материальных и социальных потребностей населения диктовала особенности развития социальной сферы и ее отраслей.

Объективно обусловленная ограниченность рыночных отношений в социальных отраслях вызвала необходимость широкого использования бюджетного финансирования, привлечения доходов бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов, в частности фондов обязательного социального страхования, для покрытия социальных расходов, и прежде всего расходов на социальную сферу. Развитие социальных отраслей является целью бюджетно-налоговой политики государства. Динамика их зависит от движения общих доходов бюджета и, в первую очередь, от уровня налоговой нагрузки экономики, от темпов увеличения налоговых поступлений и эффективности налогового администрирования. В конечном счете многое зависит от оптимизации интересов государства, бизнеса и населения в налоговой политике. Серьезным фактором, влияющим на объемы социальных расходов, является качество бюджетного планирования в социальных отраслях, широкое использование обоснования норм и лимитов бюджетных расходов и прогрессивных методов бюджетного планирования, ориентированных на конечный результат. Немалое значение имеет место, отводимое государством социально-культурному сектору в системе приоритетов бюджетной политики, а также возможности привлечения внебюджетных источников для финансирования социальных расходов.

Более сложной стала диалектика взаимодействия двух противоречивых тенденций развития современного общества - индивидуализации и социальной интеграции людей. С одной стороны, идут процессы индивидуализации условий жизни людей, которые опираются на процессы индивидуализации в развитии современной техники (миниатюризация, персональные компьютеры и видеосистемы, персональные автомобили и бытовая техника индивидуального пользования и т. д.). Возрастает потребность человека к укладу жизни, связанному с природой, способствующему выражению его индивидуальности.

В связи с этим в развитых странах актуализируется тенденция деурбанизации, стремление среднего класса к проживанию в собственных домах в окрестности крупных городов. Также усиливаются намерения молодых людей жить отдельно от родителей, и, чем они старше, тем больше стремление оставить родительский дом.

С другой стороны, для предотвращения гипериндивидуализации и фрагментации современного общества с развитой рыночной экономикой первостепенное значение приобретают усиление правовых функций государства, широкое распространение сферы действия договорного права. Интенсивно идет процесс превращения современного общества в “договорное”, “контрактное” общество. Индивидуальная свобода не представляет собой абсолютной свободы. Она базируется на законодательно закрепленном балансе прав и ответственности. Важную роль в поддержании равновесия индивидуального и общественно-коллективного играют посреднические структуры. К ним, наряду с традиционными общественными институтами - религией и семьей, относятся добровольные общественные объединения, некоммерческие организации, функционирующие на принципах самоуправления и самоорганизации, низовой демократии.

Возросшая сложность социальной интеграции членов общества расширила спрос на многие деловые услуги, в том числе на юридическую помощь при заключении имущественных сделок, при взаимоотношении с налоговыми службами и т. д.

Высокий рост занятости в сфере социальных услуг объясняется тем, что производительность труда в сервисных отраслях повышается медленнее, чем в индустриальных. Такое отставание по сравнению с другими секторами экономики связано со спецификой природы услуг.

Трудосберегающий эффект научно-технического прогресса в социальной сфере, как и в сфере услуг, в целом меньше, чем в отраслях материального производства. Применение современной техники и прогрессивного оборудования в сервисных видах деятельности не приводит к сколько-нибудь значительному высвобождению работников, но может способствовать повышению качества услуг и улучшить условия трудовой деятельности работников этой сферы, что обусловливает ее высокую трудоемкость. Вместе с тем исследования показывают, что разные услуги имеют неодинаковую степень восприимчивости к научно-техническому прогрессу и соответственно различные темпы роста производительности труда.

Закономерностью развития современной цивилизации является увеличение объема свободного времени работающих и расширение спроса на различного рода социальные услуги по организации досуга. В связи с увеличением свободно располагаемого дохода у работающего населения растет количество вариантов досуговой деятельности и формы использования свободного времени становятся более разнообразными: занятие спортом, участие в культурных, оздоровительных мероприятиях, путешествия, туризм, занятие любительским делом (хобби) и т. д.

С развитием современной цивилизации и повышением качества жизни людей возрастают требования к охране окружающей среды. С этим связано увеличение объема традиционных услуг по озеленению и благоустройству городов, по водоснабжению, канализации и уборке мусора. Появляются новые виды услуг, связанные с утилизацией отходов и улучшением окружающей среды. Усиливающееся стремление к рациональному использованию ограниченных ресурсов породило такие услуги, как благоустройство городов, поселков, парковых зон и т. п.

Усложняются социально-демографические процессы в современном обществе. В связи с процессами старения населения в различных странах наметился рост объема услуг системы социального обеспечения и здравоохранения. Расходы на медицинские услуги одного человека пожилого и пенсионного возраста в 3-4,5 раза выше, чем человека молодых лет. Происходит интенсивный процесс изменения роли женщин в социально-экономической жизни общества. Расширяется их участие в общественном производстве, причем процесс феминизации затронул многие сферы занятости. Социально- экономическая эмансипация женщин сопровождается возрастанием спроса на многие услуги, ранее выполнявшиеся в домашних условиях: приготовление пищи, стирка, уборка квартиры и т. д. Возникла потребность в фирмах, специализирующихся на выполнении массовых услуг, ориентированных на домашнее хозяйство.

Для снижения административных барьеров в случае оказания социальных услуг негосударственными некоммерческими организациями (НКО) признается целесообразным уравнять в правах негосударственных и государственных участников рынка. Сделать принципы регулирования рынка независимыми от организационно-правовых форм его участников. Необходимо обратить внимание на то, чтобы НКО, оказывающие социальные услуги, получили приоритетное развитие в ведущих отраслях социальной сферы: в здравоохранении, образовании и культуре. Государственная социальная политика направлена на активное вовлечение НКО в процесс выработки и реализации актуальных социальных проблем и на поиск эффективных механизмов развития социальной сферы. Все это призвано укрепить тенденцию консолидации усилий институтов гражданского общества, бизнеса и власти, способствовать обновлению отечественной социальной политики.

Развитие социальной сферы должно ответить на вызовы “демографической ямы” 1990-х гг., связанные со значительным сокращением численности населения в трудоспособном и репродуктивном возрасте и необходимостью решения одновременно двух задач: как демографического, так и экономического роста. Социальная политика признает в качестве важнейшей меры оказание содействия родителям в совмещении воспитания детей и трудовой деятельности. Возрастает роль государства и бизнеса в облегчении обязанностей по воспитанию детей путем компенсации семейных расходов в виде лучшей занятости, а также представления социальных услуг по уходу за детьми, детскому и семейному отдыху. Становится востребованным государственно-частное партнерство в поддержке семьи, включая привлечение бизнеса в развитие сферы социальных услуг для семей с детьми.

В условиях высокого динамизма перехода индустриально развитых стран в постиндустриальную стадию, перехода к новой экономике знаний и инноваций демографические изменения характеризуются появлением новых типов поколений. На смену поколения 70-х гг. XX в., которое росло без электронной почты и мобильных телефонов, для которого главным средством информации был телевизор и радио, пришло поколение 1980-х, названное поколением Сети, говорящим на цифровом языке (Digital Natives) . С первых рабочих дней они начинают использовать Интернет и электронную почту, они контактны и публичны. Предыдущее поколение рассматривается как цифровые иммигранты (Digital Immigrants). Поколение Сети, цифровое поколение воспринимает виртуальную реальность как часть настоящей. Интернет ими рассматривается как вертикальное расширение реальности, эти молодые люди чувствуют свою ответственность за ценность виртуального мира как части социума, за соблюдение сетевого этикета (“нетикета” - комбинация слов net и etiquette). Представители этого поколения участвуют в различных социальных сетях. Для них важна открытость коммуникаций, как члены сообщества они готовы в любое время прийти на помощь друг другу, будь то личная или профессиональная жизнь.

Следующее поколение, которое родилось в период с 1992 г. по 2005 г., тесно связано с миром компьютерных и сетевых технологий, для них виртуальная и невиртуальная реальности равнозначны, неотделимы друг от друга. Компетенции этих молодых поколений востребованы современной экономикой, и им принадлежит ведущая роль в формировании высококвалифицированных кадров будущей креативной экономики. Молодое поколение отличается разнообразием интересов, которое базируется на высоком уровне ценностных ориентаций. Интересы поколения будущего - поколения XXI в. - определяются не только гарантированным рабочим местом и достойным доходом, но и, прежде всего, гибким и интересным окружением. Большинство этих молодых людей испытывают потребности в целенаправленном использовании своего интеллекта и своих способностей в принятии собственных решений. Они хотят видеть в своей деятельности более высокий смысл, сделать что-то для общего блага . Как показали исследования лауреата Нобелевской премии Даниэля Кане- мана, при среднем доходе семьи от 60 тыс. евро в год удовлетворенность жизнью уже не зависит от заработка - это верхняя планка роста качества жизни, поскольку дополнительные денежные поступления не делают человека счастливее.

Одно из важнейших направлений модернизации социальной сферы России - привлечение организаций негосударственного сектора к оказанию социальных услуг. В результате этого формируется новый рынок социальных услуг, где существенную роль будут играть некоммерческие негосударственные организации. Широкие возможности для НКО как поставщиков социальных услуг открываются в связи с принятием Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации” . Социально ориентированные НКО получают необходимую финансовую поддержку. Сейчас актуальным становится составление перечня (каталога) услуг, который позволит органам исполнительной власти осуществлять госзаказ на социальные услуги на конкурсной основе. Тем самым сочетается стандартизация социальных услуг, мониторинг их качества с государственным бюджетным финансированием. В целях повышения эффективности расходования бюджетных средств может быть изменен существующий механизм государственного управления имуществом: государство как собственник передает отдельные виды услуг на аутсорсинг НКО, широко привлекает волонтеров. Может получить развитие механизм государственно-частного партнерства (ГЧП). При этом учитываются особенности применения схем ГЧП в социальной сфере, и законодательно закрепляются и тиражируются его лучшие практики. Наметилась тенденция налоговой и имущественной поддержки НКО, оказывающих социальные услуги, в части их приравнивания по преференциям к малому предпринимательству.

В современных условиях важным фактором развития сферы социальных услуг является глобализация как социальный процесс, который снимает территориальные ограничения на социально-культурные и экономические условия жизни людей на земном шаре. Традиционно большинство предприятий сервисных услуг были привязаны к конкретным местам нахождения потребителя или производителя услуг. Территориально-географическая привязка услуг преодолевается путем перемещений потребителей и производителей услуг, т. е. путем развития транспортных услуг, путем развития грузового и пассажирского транспорта.

Локальная ограниченность сферы услуг решается с помощью перемещения их потребителя в места расположения поставщика. Типичным примером таких услуг является туризм. С увеличением доходов населения, с прогрессом в развитии транспортных средств, с удешевлением пассажирских перевозок, с улучшением гостиничного обслуживания туризм занял ведущее место.

  • Enste Domenik //., Haas Heide, Wies Jana. Internationaler Ge-rechtigkeitsindex. Analyse und Ergebnisse fur 28 Industriestaaten //Forschungsberichte aus dem Institut der deutschen Wirtschaft Koln. -2013. - IW-Analysen № 91.
  • Durhager Robert, Heuer Timo. Manifest der Digital Natives //http://www.dnadigital.de/networks/wiki/index.manifesto
  • Безенберг Кристина, Кюпперс Бернгард. В центре внимания -сотрудник: что способно изменить сферу труда будущего. - М.: Элит,2014. -С. 23-24.
  • Вступает в силу с 1 января 2015 г.

Состояние и тенденции развития социальной сферы регионов

1.1 Подходы к определению термина "социальная сфера"

Традиционно обществоведами выделяются следующие основные сферы общества - экономическая, духовная, политическая и социальная. Под экономической сферой понимается система экономических отношений, возникающая и воспроизводимая в процессе материального производства. Система отношений между людьми, отражающая духовно-нравственную жизнь общества составляет духовную сферу. Политическая сфера включает в себя систему политических и правовых отношений, возникающих в обществе и отражающих отношение государства к своим гражданам и их группам, граждан к существующей государственной власти.

Социальная сфера охватывает все пространство жизни человека - от условий его труда и быта, здоровья и досуга до социально-классовых и национальных отношений. К социальной сфере относят образование, культуру, здравоохранение, социальное обеспечение, физическую культуру, общественное питание, коммунальное обслуживание. Она обеспечивает воспроизводство, развитие, совершенствование общественных групп и индивидов. Несмотря на это до сих пор идут споры об определении социальной сферы и о выделении ее в качестве основной сферы общества.

Развитие теоретического осмысления социальной сферы началось с появлением философии и каждое поколение ученых, рассматривая проблемы общественного жизнеустройства через призму требований своего времени, выстраивало различные концепции и модели социального бытия.

В литературе можно выделить несколько подходов к сущности понятия «социальная сфера». Первый определяет ее через совокупность больших социальных групп классов, наций, народов и так далее. Этот подход закрепляет разделение общества на различные социальные группы, но при этом социальная сфера утрачивает свои функциональные признаки, главный из которых обеспечение воспроизводства общества. Например: «центральным звеном социальной сферы являются социальные общности и взаимосвязи». Понятие социальной сферы в такой трактовке совпадает с понятием социальной структуры общества. «Социальная структура означает объективное деление общества на отдельные слои, группы объединяемые на основе одного или нескольких признаков. Основными элементами являются социальные общности».

Вторую точку зрения представляют в основном экономисты. Активно используя в научном анализе категорию «социальная сфера», они сводят ее к непроизводственной сфере и отраслям услуг. Например, Райзберг Б.А. дает следующее определение: «к социальной сфере принято относить экономически е объекты и процессы, виды экономической деятельности непосредственно касающиеся образа жизни людей, потребления населением материальных и духовных благ, услуг, удовлетворения конечных запросов человека, семьи, коллективов, групп общества в целом». . Л.Г. Судас и М.Б.Юрасова под социальной сферой понимают «сферу жизнедеятельности общества, в которой обеспечивается определенный уровень благосостояния, качества жизни населения вне непосредственной сферы материального производства». В этих определения социальная сфера выступает как синоним социальной инфраструктуры. Под последней подразумевается «взаимоувязанный комплекс отраслей хозяйства, которые обеспечивают общие условия производства и жизнедеятельности людей. К социальной инфраструктуре относятся: торговля, здравоохранение, городской транспорт, жилищно-коммунальное хозяйство и др.». Эти определения представляют социальную сферу только как систему взаимосвязанных обслуживающих структур, не учитывая деятельности в ней каких-либо социальных субъектов, их связей и отношений.

Также некоторые ученые считают что социальная сфера находиться между политической и экономической сферами, и является их связующим звеном, поэтому ее выделение как отдельной сферы общества неправомерно. Опять же теряется ее основная функция - деятельность по воспроизводству населения и отношения, складывающиеся в процессе этой деятельности.

Еще одна группа авторов под социальной сферой понимает специфическую область общественных отношений, охватывающую систему социально--классовых, национальных отношений, связи общества и личности, например - «социальная сфера общества, охватывая интересов классов и социальных групп, наций и народностей, отношения общества и личности, условия труда и быта, охраны здоровья и организации досуга, ориентирована на запросы и потребности каждого члена общества». Но это определение не обеспечивает целостного подхода к анализу социальной сферы.

И, наконец, последний подход к определению социальной сферы, который на мой взгляд наиболее полно охватывает все ее составляющие и связывает ее с социальным воспроизводством населения. С точки зрения Г.И. Осадчей «социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются социальные и гражданские права человека».

Социальная сфера существует не изолированно, но во взаимосвязи с другими сферами общества. «Социальная сфера, выражая жизнедеятельность в целостном осуществлении, имеющая своим результатом человека, социальные группы, как бы пронизывает все другие, так как в каждой из них действуют люди, социальные общности».

Социальная сфера может быть структурирована по различным критериям. Например, С.А. Шавель представляет структуру социальной сферы как сумму четырех взаимосвязанных частей, выступающих вместе с тем и эмпирическими индикаторами при ее предметной идентификации:

1. Социальной структуры общества, исторически представленной определенными классами и социальными группами (социально-демографическими, этническими, территориальными и др.) и отношениями между ними.

2. Социальной инфраструктуры как совокупности отраслей народного хозяйства и видов общественно полезной деятельности (кооперативной и индивидуальной, общественных фондов и социальных инициатив и т.д.), направленных на оказание услуг непосредственно человеку.

3. Социальных интересов, потребностей, ожиданий и стимулов, т.е. всего того, что обеспечивает связь индивида (групп) с социумом, включенность личности в общественный процесс.

4. Принципов и требований социальной справедливости, условий и гарантий ее осуществления. [цит по 4, 28].

Эффективное функционирование социальной сферы обеспечивает развитая социальная инфраструктура, устойчивая совокупность материально вещественных элементов, создающих условия для удовлетворения всего комплекта потребностей в целях воспроизводства человека и общества.

Более реальное представление о структуре социальной сферы дает классификация отраслей:

образование - дошкольные, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего, высшего профессионального и дополнительного образования;

культура - библиотеки, учреждения культуры клубного типа, музей, художественные галереи и выставочные залы, театры, концертные организации, парки культуры и отдыха, цирки, зоопарки, кинотеатры, памятники истории и культуры, выпуск книжной журнальной и газетной продукции;

охрана здоровья человека - статистика здравоохранения, статистика заболеваемости населения, инвалидности, производственного травматизма;

здравоохранения - суть и деятельность учреждения здравоохранения, их размещение, состояние и оснащенность, кудры врачебного и младшего медицинского персонала;

социальное обеспечение - стационарные учреждения (учреждения, предназначенные для постоянного и временного проживания престарелых и инвалидов, нуждающихся в постоянном социально-бытовом и медицинском обслуживании и уходе)

жилищно-коммунальное хозяйство - жилой фонд, его благоустройство, жилищные условия населения, производственная деятельность предприятий и служб, обеспечивающих население водой, теплом, газом, гостиницами и другими видами благоустройства населенных пунктов;

физкультура и спорт - сеть спортивных сооружений, их размещение, кадры, численность людей, занимающихся физической культурой и спортом.

Структура социальной сферы может быть рассмотрена и как структура сферы услуг: общественные услуги в чистом виде, частные услуги в чистом виде, смешанные услуги.

В противоположность им чистые частные услуги целиком и полностью включены в рыночные отношения, и обладают следующими свойствами индивидуальных характер потребления, исключаемость, их производство полностью осуществляется на основе частной собственности и конкуренции.

Большая часть социальных услуг носит смешанный характер, обладая свойствами и чистых частных и чистых общественных услуг.

Социальная политика - одно из важнейших направлений, составная часть внутренней политики государства. Она призвана обеспечить расширенное воспроизводство населения, гармонизацию общественных отношении, политическую стабильность, гражданское согласие и реализуется через государственные решения, социальные мероприятия и программы. С течением времени социальная политика расширяла не только объекты своего влияния но и свое содержание. Также росли масштабы государственного вмешательства в общественные процессы. «Ограниченный взгляд на социальную политику как систему мер помощи социально слабым группам сложился еще в Советском Союзе. Доминирует такой подход и в современной России. Однако необходимо более широкое осмысление данного вопроса. » Теперь социальная политика не ограничивается отдельными категориями населения, ее объектом выступают жизненные условия практически всех социальных и демографических групп.

Шкартан представляет следующее определение «Социальная политика в любом обществе - это деятельность по установлению и поддержанию неравного положения социальных групп. Качество социальной политики определяется достижением относительного баланса интересов групп, мерой согласия основных социальных сил с характером распределения ресурсов общества, и, наконец, чрезвычайно важное - с возможностями реализации человеческого потенциала перспективными социальными сегментами общества, в том числе и лишь нарождающимися группами. Успешная социальная политика - это политика, приносящая социальный и экономический эффекты».

Социальную политику принято рассматривать в широком и узком смысле. В широком - социальная политика охватывает все решения, затрагивающие те или иные стороны жизни населения страны. Социальная политика в узком смысле «есть ни что иное, как перераспределение (на основе действующего законодательства) финансовых ресурсов между различными социальными группами населения, отраслями народного хозяйства с использованием механизмов государственной налоговой и бюджетной системы» .

Гуляева Н.П. пишет что «Целью социальной политики является повышение благосостояния населения, обеспечение высокого уровня и качества жизни, характеризующихся следующими показателями: доход как материальный источник существования, занятость, здоровье, жилье, образование, культура, экология».

Исходя из вышеперечисленного задачами социальной политики являются:

· распределение доходов, товаров, услуг, материальных и социальных условий воспроизводства населения;

· ограничение масштабности абсолютной бедности и неравенства;

· обеспечение материальных источников существования тем, кто по независящим от них причинам ими не обладает;

· предоставление медицинских, образовательных, транспортных услуг;

· оздоровление окружающей среды.

В обществе социальная политика выполняет следующие основные функции. Во-первых, функция перераспределения доходов. Эта функция особенно важна в условиях рыночной экономики, так как развитие рыночных отношений ведет к такому распределению доходов и ресурсов в целом, которое противоречит не только общепринятым нормам справедливости, но и экономической эффективности, поскольку ограничивает потребительский спрос и разрушает инвестиционную сферу. Во-вторых, стабилизационная функция, которая способствует улучшению социального положения большинства граждан. В-третьих, интеграционная функция, которая обеспечивает единство общества на принципах социального партнерства и социальной справедливости.

Бедность как социологическая проблема

Под бедностью в широком смысле слова мы понимаем такое состояние, при котором возникает несоответствие между достигнутым средним уровнем удовлетворения потребностей и возможностями их удовлетворения у отдельных социальных групп...

Коммуникационный этикет дистанционной помощи в деятельности работника социальной сферы

Несмотря на обилие исследований, посвященных общению, в настоящее время отсутствует единый подход к определению и характеристике этого феномена. Среди исследователей существуют различные точки зрения на сущность...

Основные направления совершенствования коммуникативной толерантности социальных работников и критерии их эффективности

В отечественной науке проблема толерантности в качестве предмета исследования изучается не так давно, интерес теоретиков и практиков привлекают самые разные ее аспекты. В частности...

Особенности распространения проституции в современном российском обществе

В XIX - начале ХХ вв. вопрос о сущности и роли проституции был одним из дискуссионных в исторической, социально-политической и медицинской литературе. В ходе обсуждения он приобрел особенную остроту. Это было связано с тем, что проституция...

Отношение молодёжи в России к религии

молодежь религия популярность стратификация В различных источниках такой термин, как «молодёжь» определяется неоднозначно. В.Т.Лисовский определяет даёт термину следующее определение «Молодёжь - это поколение людей...

Постиндустриальное общество: концепции и реальность

Проблемы бедности в России и пути их решения

Теоретико-методологические подходы к изучению и измерению бедности исходят из трех основных концепций: 1) Абсолютная концепция - базируется на определении прямого недостатка в потреблении наиболее сущностных, как правило...

Проблемы измерения бедности и особенности бедности в России

Бедность - понятие сложное, исторически обусловленное, многофакторное. Строгого, однозначного и общепринятого определения бедности не существует. Это понятие постоянно конкретизируется и модифицируется...

Процесс самоактуализации молодежи в условиях общества потребления

Общество потребления возникло в результате развития капитализма, сопровождаемого бурным экономическим и техническим развитием, и было обусловлено множеством социальных процессов, изменивших суть и структуру потребления...

Пути преодоления проблемы бедности

В России, как и в бывшем СССР, а также во многих развитых странах бедность существовала всегда. Только она была везде разная. В качестве социальной проблемы в нашей стране обсуждаться и осмысливаться бедность стала лишь тогда...

Социальная структура коллектива и задачи социолога

Социальная структура (social structure) - это одно из тех понятий, которые часто используются в социологии, но редко обсуждаются более или менее обстоятельно. Можно выделить два широких подхода к определению социальной структуры...

Социальные институты: сущность и разновидность теорий и подходов

Связи, обозначенные Парсонсом в его теории, уже не могли быть игнорировать от новых исследователей. С необходимостью требовались ответы на вопросы, поставленные им. Идеи, заложенные в его концепции, получают дальнейшее развитие...

Средний класс в России: критерии, оценка

В данной работе я попыталась проанализировать, что представляет собой современный средний класс, каковы его функции и состав, экономическая роль и идеология, в чем состоит особенность для российского общества...

Теория в социальной работе

Функцией обычно называют внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений или роль, которую выполняет определенный институт, или процесс по отношению к целому...

Экономика домашнего хозяйства и окружающего социума

Имеющиеся в научной литературе определения уровня жизни акцентируют или отталкиваются от различных исходных понятий: от производства, от потребления, от доходов, от стоимости жизни...

Социальная сфера представляет собой специфическую систему связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности. Она включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов. Существует в обществе наравне с иными сферами: экономической, политической (в том числе правовой), духовной.

Основное предназначение социальной сферы -- социальное воспроизводство, т.е. осознанная, целенаправленная деятельность членов общества по поддержанию целостности и устойчивости, обеспечению наиболее благоприятных условий для своего существования и развития, для развития отношений с другими социальными группами и сообществами.

Социальное воспроизводство как функция социальной сферы имеет:

  • * количественный аспект физического воспроизводства;
  • * качественный аспект, связанный с воспроизведением определенных социальных качеств, необходимых че­ловеку для жизни (образования, здоровья и т.п.), и включает воссоздание на новых этапах развития общества всей совокупности условий жизнедеятельности субъектов (прежде всего социальной инфраструктуры), норм и ценностей, социальной структуры, социальной организации и социальных институтов.

Социальное воспроизводство может быть:

  • * простым (воссоздание общностей той же численности и неизменных социальных качеств);
  • * расширенным (при условии роста численности новых поколений и достижения более высокого уровня развития их социальных качеств);
  • * суженным (уменьшение численности новых поколений и снижение уровня их прогрессивных качеств).

Социальная сфера в идеале призвана обеспечить социальную справедливость, т.е. достаточный, с точки зрения общественного прогресса, уровень благосостояния, доступность основных жизненных благ для большинства населения, уверенность людей в том, что государство и общество обеспечит полнокровную -- материальную и духовную -- жизнь. Она характеризуется социальной структурой, базирующейся не на классовой поляризации, а на широком спектре социальных слоев, различия в положении которых не носят дезинтегрирующего характера.

О мере развитости социальной сферы судят по социальным индикаторам: величине прожиточного минимума, доле населения, находящейся за порогом бедности, поляризации доходов (децильный коэффициент), числу получающих образование, перечню медицинских услуг, доступных всему населению, доле безработных в общей численности трудоспособного населения, средней продолжительности жизни, детской смертности, рождаемости и др.

Становление социальной сферы общества есть результат исторического процесса. Обществу на этапах его развития было всегда присуще воспроизводство социальной реальности и самого человека, хотя способ реализации этой важнейшей функции существенно различался в процессе социогенеза. Становление социальной сферы общества -- наряду с материально-производственной, политической, культурно--духовной сферами во всей их целостной причинно-следственной цепи связей - есть результат исторического процесса. Качественные изменения социальной сферы - это определенная веха, этап во всемирной истории человечества. Полагаем, что только в ряду объективных и субъективных изменений, характеризующих развитие всей истории общества, можно выделить существенные моменты развития его составных частей, в частности сфер, а также меру развития связей между ними.

Социальная сфера представляет собой специфическую область связей и отношений, складывающихся между субъектами общественной жизнедеятельности. Она включает в себя всю совокупность условий и факторов, обеспечивающих воспроизводство, развитие, совершенствование взаимодействующих общественных групп и индивидов.

Первых социологов античности называют социальными философами. Среди них выделяются два гиганта -- Платон (428/427 -- 348/347 гг. до н. э.) и Аристотель (384 -- 322 до н. э.). Они, как и нынешние социологи, изучали традиции, обычаи, нравы и взаимоотношения людей, обобщали факты, строили концепции, которые завершались практическими рекомендациями о том, как усовершенствовать общество. (Платон за свою рекомендацию чуть не поплатился жизнью.) Поскольку в античности «общество» и «государство» не различали, то оба понятия употреблялись в качестве синонимов.

ПЛАТОН. Первым в истории трудом по «общей социологии» считают «Государство» Платона. Его главный тезис - правильное государство можно обосновать и построить с помощью науки, которая начинает с критического анализа социальных проблем, а заканчивает политическими рекомендациями усовершенствования общества.

Общество пребывает в состоянии хаоса, социальной напряженности и смуты до тех пор, пока в нем не установлен твердый порядок, при котором каждый гражданин занимается своим делом (разделение труда), но не вмешивается в дела других граждан, сословий, классов (социальное разделение). Стабильным надо считать общество, поделенное на три класса, высший, состоящий из мудрецов, управляющих государством; средний, включающий воинов (видимо, и в древности военно-промышленный комплекс играл не последнюю роль), охраняющих его от смуты и беспорядка; низший, состоящий из ремесленников и крестьян.

В современном обществе высший класс наделен огромными привилегиями, но он постоянно злоупотребляет властью. У Платона не так. Философ защищает не высший класс от общества, а общество от него. Поэтому элиту он лишил права иметь собственность (она только развращает нравы людей), но обязал регулярно проходить специальную подготовку и отбор - своеобразную ротацию кадров. Элита не элита, если она не знает литературы, музыки, философии и математики. К управлению следовало допускать только достигших 50 лет. Аскетизм и суровый образ жизни уравновешивались правом беспрекословно командовать.

Зная, что общество начинает гнить с головы, Платон требовал от элиты нравственной чистоты. Не власть, а авторитет -- основное орудие управления обществом. Подданные берут пример с правителей и ведут себя, как они. Это социальная аксиома. Отсюда вывод: характер правительства в конечном итоге определяется социальным характером людей. Такова в общих чертах «социологическая теория» правильного государства Платона, где он пытается ответить на вопрос всех вопросов: как правительству удержаться у власти и получить поддержку населения.

АРИСТОТЕЛЬ. У него опорой порядка выступает средний класс. Кроме него существуют еще два класса - богатая плутократия и лишенный собственности пролетариат. Государство лучше всего управляется в том случае, если:

  • 1) масса бедняков не отстранена от участия в управлении;
  • 2) эгоистические интересы богатых ограничены;
  • 3) средний класс многочисленнее и сильнее, чем два других.

Несовершенства общества, учил Аристотель, исправляются не уравнительным распределением, а моральным улучшением людей. Законодатель должен стремиться не ко всеобщему равенству, а к выравниванию жизненных шансов. Частной собственностью может владеть каждый, и она (тут Аристотель возражал Платону) не вредит нравам людей. Важно не то, у кого сколько собственности, а то, как ее используют.

Частная собственность развивает здоровые эгоистические интересы. Когда они есть, люди не ропщут друг на друга, ибо каждый занят своим делом. Если в обществе есть те, кто работает много, а получает мало, они всегда будут недовольны теми, кто работает мало, но получает много. Человеком управляет множество потребностей и стремлений, но главная движущая сила - любовь к деньгам, ибо этой страстью больны все. При коллективной собственности все или большинство бедны и озлоблены. При частной появляются богатство и неравенство, но только она дает возможность гражданам проявить щедрость и милосердие. Правда, чрезмерное неравенство в собственности опасно для государства. Аристотель превозносит общество, в котором средний класс сильнее всех других.

Таковы вкратце основные идеи устройства общества, развиваемые двумя великими античными философами. С тех пор прошло 2500 лет, но многие из них не потеряли для нас своего интереса до сих пор.

В социальных технологиях выделяются два компонента:

1) программы, содержащие процедуры и операции;

2) сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами.

Классификации социальных технологий осуществляются по нескольким признакам: видам, уровням, схемам применения, содержанию и др.

По масштабности выделяют глобальные (общечеловеческие) проблемы, применимые к обществу в целом, региональные, по различным сферам общественной жизни, социальной структуре.

По использованию достижений науки различают технологии инновационные и рутинные. Первые направлены на осуществление нововведений на реализацию инициатив, вызывающих качественные изменения в разных сферах социальной жизни и приводящих к рациональному использованию материальных, культурных и других ресурсов общества.

Социальные технологии - это совокупность воздействий, направленных на оказание помощи, поддержки и защиты всех людей, особенно «слабых» слоев и групп населения.

Социальные технологии выражаются в практическом общении накопленных и систематизированных теоретических знаний, опыта, умения работы субъектов социальной деятельности. Объекты социальной работы разнообразны: старики, инвалиды, дети, бездомные, мигранты, неполные и многодетные семьи и др.

Наряду с государством субъектами системы социального партнерства являются профсоюзы, различные отраслевые ассоциации (союзы) предпринимателей, как правило, объединяющие работодателей.

Приоритетными направлениями развития социальной сферы являются:

Акцент на работу с незащищенными слоями населения: жилищные субсидии, обеспечение бесплатными лекарствами, льгота на проезд, санаторно-курортное лечение, сеть пансионатов для ветеранов, домов престарелых.

Обеспечение таких результатов реализации социальной политики государства, которые обеспечивали бы уменьшение доли населения, нуждающеюся в помощи, например создание рабочих мест на предприятиях всех форм собственности для инвалидов, организация обучения и переподготовки профессиям, на которые есть спрос для повышения уровня занятости и снижения безработицы;

Обучение и организационная помощь в открытии собственного дела;

Введение социального пенсионного страхования путем откладывания определенной доли дохода (процентов);

Создание на всех предприятиях социального фонда для выплаты больничных листов, декретных выплат, приобретения социальных путевок для санаторно-курортного лечения и др.;

Развитие стратегии социального партнерства между работодателями и наемными работниками, базирующейся на таких принципах, как взаимная экономическая ответственность, социальная справедливость, стимулирование высокопроизводительного труда, добросовестность и уважительность в поведении сторон. Механизм реализации этой стратегии включает правовую базу как государственного и отраслевого уровней, так и профсоюзных объединений, и договорные (контрактные) обязательства сторон;

Создание центров занятости и социальной помощи семье и детям при администрациях государственного управления. В штате центров предусмотрены семейные социальные педагоги, психолог, юрисконсульт, специалист по работе с детьми-инвалидами, аниматор и др. Сюда также можно отнести центры планирования семьи и репродукции, создаваемые при учреждениях здравоохранения обычно на комбинированной финансовой основе.

Социальная работа на предприятии должна осуществляться в соответствии с системой стандартов оказания услуг. Основные функции стандартизации: экономическая, социальная и коммуникативная. Последняя предполагает определение терминов и понятий для объективизации различных видов восприятия информации и взаимопонимания.

Новое на сайте

>

Самое популярное