Домой Альфа Банк Безопасность банковской системы. Непрерывность

Безопасность банковской системы. Непрерывность

Филиал НОУ ВПО “Московского психолого-социального института”

в г. Стерлитамаке Республики Башкортостан

Факультет “Государственное и муниципальное управление”

Курсовая работа

По дисциплине: “Государственные и муниципальные финансы”

На тему: “Кредитно-банковская система”

Выполнил студент

группы 05 гмио/3-01

Туктамышев И.Р.

Проверил:

Разуваева Е.Б.

Стерлитамак 2008.


Введение

Глава 1. Развитие кредитно-банковской системы в РФ

1.1 Особенности становления и развития кредитно-банковской системы в РФ

1.2 Центральный банк РФ

Глава 2. Понятие и виды кредитной и банковской деятельности

2.1 Развитие форм и видов кредитной деятельности

2.2 Банковская деятельность в РФ

Приложение

Заключение

Список использованных источников и литературы


Введение

Банки – одно из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - необходимое условие реального создания рыночного механизма. Устойчивость банков существенно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играет важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и другие операции банки выполняют общественно - необходимые функции.

Созданию современной кредитно - банковской системы Российской Федерации предшествовал длительный период, который определялся социально-экономическим условиями развития нашей страны. Она возникла еще в царской России и существовала в основном на двух уровнях: государственном и частном.

Российский рынок банковских услуг продолжал развиваться в условиях обострения внутриотраслевой конкуренции, все более значительным фактором которой является постепенное расширение участия в российских кредитных организациях иностранного капитала. Наиболее заметно усилилась конкуренции в сфере кредитования физических лиц. Конкурентная борьба стимулирует общее повышение качества банковского обслуживания, появление на рынке новых банковских продуктов, способствует повышению транспарентности деятельности кредитных организаций, использованию новых информационных технологий, аутсорсинга, более активному распространению банковского бизнеса в регионы Российской Федерации.

Одновременно усложнение характера банковского бизнеса и рост его объемов, в том числе потребительского кредитования, сопровождались накоплением рисков. Этот аспект развития банковского сектора находится в фокусе надзорной деятельности Банка России. Приоритетными при этом являются как задачи повышения качества управления и внутреннего контроля в кредитных организациях, так и совершенствования деятельности Банка России как органа банковского регулирования и банковского надзора.

Работа состоит из введения, общей и практической части и заключения. В общей части рассмотрены сущность, формы, функции и этапы развития кредитно-банковской системы России, ее современное состояние. В практической части рассмотрены стратегия развития банковского сектора Российской Федерации и перечня поручений Президента Российской Федерации, направленных на дальнейшее укрепление национальной банковской системы, создание благоприятных условий для формирования цивилизованного банковского бизнеса.

Актуальность выбора темы связана с проблемами функционирования кредитно-банковской системы в современных условиях ввиду необходимости контроля уровня инфляции, курса рубля по отношению к иностранной валюте и ужесточения требований органов, регулирующих банковскую сферу.

Целью данной курсовой работы является изучение банковской системы и роли банков в финансовой системе страны. Для реализации этой цели необходимо разрешить следующие задачи:

Проследить историю развития банков;

Понять особенность становления и развития кредитной системы в РФ;

Изучить сущность и структуру банковской системы;

Изучить развитие форм и видов кредитной деятельности;

Рассмотреть российский банковский сектор.

Объектом исследования выступает процесс формирования и реализации кредитно - банковской политики в России.

Предметом исследования выступает механизм функционирования и дальнейшие пути развития кредитно-банковской системы.

Работа основывается на обзоре мировой и отечественной литературы, использованы монографии, учебники, периодические издания. Многие понятия даются в соответствии с мировым стандартом, что актуально в связи с политикой Центробанка в области унификации понятий и методов и присоединением России к Базельскому соглашению и базовым принципам банковского надзора и регулирования. Большая часть статистических данных подчеркнута из изданий «Финансовая Россия», «Финансовая газета», «Сбережения» и «Регион». Так же использован отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году.

Данная работа была написана методом прогнозирования, анализа и так же методом сбора данных.

Практическая значимость данной темы является в том, что кредитно – банковская система направлена на дальнейшее укрепление и развитие национальной банковской системы и кредитных организаций, создание благоприятных условий для формирования цивилизованного банковского бизнеса.


Глава 1. Развитие кредитно-банковской системы в РФ

1.1 Особенности становления и развития кредитно - банковской системы в РФ

История кредитно - банковской системы прошла несколько этапов формирования. Структура кредитной системы РФ приближена к модели кредитной системы промышленно развитых стран. Но дело в том, что наиболее слабым звеном новой кредитной системы является третий ярус. Он представлен в основном страховыми компаниями, а для развития других типов специализированных кредитных институтов нужно полноценное функционирование рынка капиталов и его второго элемента - рынка ценных бумаг. Создание последнего возможно в условиях относительно широкой приватизации государственной собственности. Именно это должно стимулировать развитие третьего яруса кредитной системы.

В то же время процесс становления кредитной системы выявил определенные недостатки. Они выразились в нарушениях во всех звеньях: продолжают образовываться и существовать мелкие учреждения (банки, страховые компании, инвестиционные фонды), которые из-за слабой финансовой базы не могут справляться с потребностями клиентов; коммерческие банки и другие учреждения в основном проводят краткосрочные кредитные операции, недостаточно инвестируя свои средства в промышленность и другие отрасли.

Современная кредитная двухуровневая система практически сформирована:

1 уровень – Центральный банк Российской Федерации .

2 уровень – коммерческие банки и другие финансово – кредитные учреждения, осуществляющие отдельные банковские операции.

Таким образом, кредитная система включает банк России, банки, филиалы и представительства иностранных банков, небанковские кредитные организации, союзы и ассоциации кредитных организаций, банковские группы и холдинги.

ЦБ РФ является главным банком государства. Он независим от распорядительных и исполнительных органов власти. ЦБ РФ – экономически самостоятельное учреждение. Он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Основными целями деятельности ЦБ РФ являются защита и обеспечение устойчивости рубля, в том числе и его покупательной способности и курса по отношению к иностранным валютам; развитие и укрепление банковской системы, обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования системы расчетов. ЦБ РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежную политику, направленную на обеспечение устойчивости рубля; монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует их обращение, устанавливает правила осуществления расчетов, проведения банковских операций, надзор за их деятельностью; осуществляет валютный контроль и другие функции.

Второй уровень банковской системы представлен, прежде всего, широкой сетью коммерческих банков. Обеспечивающих кредитно - расчетное обслуживание субъектов хозяйственно жизни. Наряду с коммерческими банками функционируют так же специальные банки. К ним относятся ипотечные банки, кредитующие под залог недвижимости; земельные банки, занимающиеся кредитованием под залог земельных участков, инвестиционные, осуществляющие операции по выпуску и размещению ценных корпоративных бумаг. Система специальных банков в силу несовершенства и отсутствия необходимой законодательной базы только начинает складываться.

Активно развивается так же коммерческое и внутрифирменное кредитование. Устанавливаются тесные связи между различными звеньями кредитной системы и рынком ценных бумаг.

Таким образом, в РФ постепенно формируется кредитная система, которая строится на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой.

В настоящее время наиболее заметным явлением в кредитной системе можно считать концентрацию и централизацию банковского капитала. Выделяются крупные банки, сосредотачивающие у себя значительную долю ресурсов, операций и персонала банковской системы. Они постепенно занимают господствующее положение на рынке ссудных капиталов. Их размеры возрастают за счет расширения обслуживания крупной клиентуры, привлечения новых вкладчиков, получения высокой прибыли.

Особенно сильна концентрация банковского капитала в отдельных регионах, когда несколько банков сосредотачивают у себя подавляющую часть операций в определенном городе (особенно в крупных финансовых центрах России).

Конкуренция в банковском деле выходит на международный уровень. Усиливается проникновение на российский финансовый рынок иностранных банков путем открытия их филиалов и представительств, создание банков с участием иностранного капитала. Банки, которые не могут эффективно использовать средства внутри России ищут более выгодные и надежные сферы их размещения за рубежом. Доля иностранных активов в активах банков продолжает расти. Те, что смогли устоять после 17 августа, были серьезно ограничены в возможностях эффективно использовать средства внутри страны. Большинство банков по-прежнему не в состоянии успешно кредитовать производство и предпочитают держать средства в ликвидной форме, кредитовать производство или вывозить капиталы за рубеж. Существует опасность того, что уже в ближайшем времени банки внутри страны смогут заниматься лишь расчетно-кассовым обслуживанием клиентов и сервисом по экспорту капитала. Банковский кризис в России еще далек от завершения. Он перерастает в глобальный кризис финансового посредничества и грозит надолго лишить экономику инвестиций, т.е. замедлить переход к устойчивому экономическому росту.

Проведение в России демократических реформ позволило возродить двухуровневую банковскую систему. Вместо Госбанка и его филиалов были созданы Центральный банк России и сеть акционерных коммерческих банков.

С 1991 по 2004 г. банковская система страны не выполнила ни одной инвестиционной программы за исключением банков, обслуживающих топливно-сырьевые монополии, относящиеся к нефтяной, газовой, угольной и другим подобным отраслям хозяйства.

Центральный банк предпринял попытку нормализовать работу коммерческих банков посредством их слияния и трансформации мелких и средних банков в филиалы крупных. С 1993 по 2004 г. число коммерческих банков сократилось с 37 тыс. до 1,8 тыс. но эта мера не принесла существенных результатов.

По экспертным оценкам Центрального банка, утечка капиталов за границу в 1995 – 2003 гг. составила более 240 млрд. долларов. В результате банковская система России впала в состояние хронического кризиса, не позволяющего обеспечить безналичные расчеты по депозитам с вкладчиками.

Первые признаки эффективного функционирования банков появились после августовского “дефолта” 1998 г. и создания Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО).

Современное состояние банковской системы России могут быть классифицированы по самым разным признакам, в том числе:

1. по организационно – правовой форме (частный, государственный, муниципальный и т.д.);

2. по отдельным видам осуществляемых операций (инвестиционные, экспортно-импортные и. д.);

3. по отраслям и сферам, на которые ориентированны банки;

4. по размерам (крупные, средние, мелкие);

5. по социально – экономической роли (сберегательный, Агропромбанк и др.);

Допустимые сочетания банковских операций для небанковских кредитных организаций должен устанавливать Банк России . Пользуясь представленными ему полномочиями, в настоящее время Банк России выделил три группы небанковских кредитных организаций:

1. небанковские кредитные организации;

2. расчетные небанковские кредитные организации;

3. небанковские кредитные организации инкассации.

В новом нормативном акте Банка России четко сформулировал основания для отзыва и аннулирования у кредитных организаций лицензий на осуществления банковских операций .

Банк России активно работает над расширением инструментария на российском фондовом рынке, в частности он возобновил репо с коммерческими банками и восстанавливает рынок межбанковского репо .

В целях поддержки стабильности на валютном рынке и развития инструментария управления текущей ликвидностью Банка России продолжает проведения валютного свопа . Параметры сделок устанавливаются на ежедневной основе и могут оперативно изменяться в зависимости от ситуации на денежном и валютном рынке.

По оценкам Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, в ближайшие годы предпринимателям потребуется расширить привлечения заемных средств по сравнению с нынешнем уровнем минимум в 1,5 – 2 раза в долларовом выражении. До того времени как завершится модернизация и вложенные средства начнут приносить отдачу, предпринимателям придается рассчитываться за счет новых кредитов. Это означает втягивание банков в финансирование “схем Понди” (финансовых пирамид) с соответствующим ростом рисков.

Условием создания устойчивости банковской системы может стать рост ее капитализация. Однако в банковском секторе формируется среднесрочная тенденция опережающего роста вкладов населения при одновременной стагнации денежных средств предприятий. Поскольку сбережения населения – это платный ресурс, а расчетные счета предприятий – фактически бесплатный ресурс. Одновременно сужается и другой источник капитализации банков – приток средств акционеров и пайщиков в уставные фонды .

Важную роль в решении этих очень сложных задач призвано сыграть реальное совершенствование банковской системы в интересах социально – экономического развития страны. Однако контрольная программы такого совершенствования до настоящего времени не разработана.

1.2 Центральный банк РФ

Неотъемлемым атрибутом кредитно - банковской системы государства является Центральный банк. Центральный банк – это банк, стоящий во главе кредитно-банковской системы и наделенный особыми полномочиями.

Центральные банки являются регулирующим звеном в банковской системе, поэтому их деятельность связана с укреплением денежного обращения, защитой и обеспечением устойчивости национальной денежной единицы и ее курса по отношению к иностранной валютам; развитием и укреплением банковской системы; обеспечением эффективного и бесперебойного осуществления их расчетов.

Традиционно перед Центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

1. эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот;

2. банком банков, т.е. совершать операции не с торгово-промышленной клиентурой, а преимущественно с банками данной страны: хранить их кассовые резервы, размер которых устанавливается законом, предоставлять им кредиты (кредитор последней инстанции), осуществлять надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

3. банкиром правительства, для этого он должен поддерживать государственные экономические программы и размещать государственные ценные бумаги; предоставлять кредиты и выполнять расчетные операции для правительства, хранить (официальные) золото - валютные резервы;

4. главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов);

5. органом регулирования экономики денежно-кредитными методами;

При решении пяти задач Центральный банк выполняет три основные функции. Приложение 1.

Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно - кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, эмиссионное управление центрального банка основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране, чтобы при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Информационно - исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также с целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне.

Функции центрального банка зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой-то определенной задачи.

Центральный банк осуществляет свои функции посредством осуществления банковских операций: активных и пассивных. К основным пассивным операциям центральных банков относятся: эмиссия банкнот, прием вкладом коммерческих банков и казначейства, операции по образованию собственного капитала. К основным активным операциям центральных банков относятся учетно-ссудные операции, вложения в ценные бумаги, операции с золотом и иностранной валютой.

Независимость центрального банка представляет собой набор следующих структурных элементов, схематично показанных в приложении 2.


Глава 2. Понятие и виды кредитной и банковской деятельности

2.1 Развитие форм и видов кредитной деятельности

Кредитную систему обычно рассматривают как совокупность кредитно-расчетных отношений, форм и методов кредитования и как совокупность кредитных организаций (финансово - кредитных институтов).

Кредитные отношения связаны с движением ссудного капитала и включают различные формы кредита. Кредитная система как совокупность финансово-кредитных институтов аккумулирует свободные денежные капиталы, доходы и сбережения различных слоев населения и предоставляют их в ссуду фирмам, правительству и частным лицам. Отметим, что кредитная система тесно связана с денежной, поэтому чисто говорят об их совокупности - денежно-кредитной системе.

Основой кредитной системы исторически являются кредитные организации (финансово - кредитные институты), прежде всего банки.

Финансово - кредитные институты на страховом уровне подразделяются на центральные банки, коммерческие банки и специализированные финансово-кредитные институты ( кредитные организации). Все они являются примером того, насколько тесно переплетены денежная и кредитная системы.

Центральные банки - это банки, осуществляющие выпуск банкнот и являющиеся центрами кредитной системы. Они занимают в ней особое место, будучи «банками банков», и являются, как правило, государственными учреждениями.

Кредит выступает в двух основных формах: коммерческого и банковского кредита, которые различаются по составу участников, объектам ссуд, динамике, величине процента и сфере функционирования.

Коммерческий кредит - это кредит, предоставляемый одними предприятиями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Орудием, средством коммерческого кредита служит вексель. Впервые он стал использоваться в Италии в XII-XIII вв. Векселя делятся на простые и переводные. Простой вексель представляет собой вексельное обязательство, выдаваемое заемщиком на имя кредитора, с указанием места и времени выдачи долгового обязательства, суммы последнего, места и времени платежа. Переводной вексель, или тратта - это письменный приказ одного лица (кредитора) другому (заемщику) об оплате определенной суммы третьему лицу или предъявителю. Лицо, выдающее переводной вексель, именуется трассантом; лицо, обязанное совершить платеж, - трассатом, а лицо, которому передается право получения денег, - ремитентом. Объект переводного векселя - товарный капитал.

Цель коммерческого кредита - ускорить реализацию товаров и получение заключенной в них прибыли. Процент по нему, входящий в цену товара и в сумму векселя, ниже, чем, по банковскому кредиту, цель которого - получение прибыли по ссудам (займам, кредитам). Размеры этого кредита ограничены величиной резервных (свободных) капиталов, имеющихся у предпринимателей.

Банковский кредит предоставляется владельцами денежных средств - банками, специальными кредитными учреждениями - заемщикам в виде денежных ссуд. Объект банковского кредита - денежный капитал. Банковский кредит обслуживает и накопление капитала, превращая в него сбережения всех слоев общества.

Для современной рыночной экономики характерно переплетение коммерческого и банковского кредитов. Это проявляется при кредитовании не только предприятий, но и потребителей.

Потребительский кредит предоставляется частным лицам. Его объектами являются обычно товары длительного пользования (мебель, автомобили, холодильники, телевизоры и др.), разнообразные услуги.

Потребительский кредит выступает в форме кредита коммерческого (продажа товаров с отсрочкой платежа через розничные магазины) и банковского (предоставление ссуд кредитными учреждениями на потребительские цели). В ряде случаев банки заключают соглашения с магазинами, которые продают товары в кредит клиентам банков. При этом банки сразу оплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары, а покупатели постепенно погашают ссуду банка. Максимальный срок потребительского кредита - три года. Разновидностью потребительского кредита являются долгосрочные (на очень длительный срок) ссуды частным лицам на приобретение или строительство жилищ (ипотечный, жилищный кредит). В России потребительский кредит только начинает развиваться, прежде всего, в продаже автомобилей, приобретении и строительстве жилья.

Государственный кредит - совокупность кредитных отношений, в которых и заемщиками, и кредиторами выступают государство и местные органы власти. Они заимствуют средства на рынке ссудных капиталов путем выпуска займов через финансово - кредитные учреждения. Доходы от внутренних займов стали вторым после налогов источником финансирования государственных расходов. Одновременно государство является кредитором, особенно низкорентабельных, но необходимых для воспроизводства отраслей (жилищное строительство, инфраструктура, сельское хозяйство и т.д.).

Международный кредит - движение и функционирование ссудного капитала между странами. Кредитные отношения существуют не только внутри каждой страны, но и между государствами, их компаниями и банками как одна из форм международного движения капитала.

Кредит выполняет прежде всего перераспределительную функцию. При его помощи свободные денежные капиталы и доходы предприятий, домашних хозяйств, государства аккумулируются и превращаются в ссудный капитал, который передается за плату (в виде процента) во временное пользование. Через кредитный механизм ссудный капитал перераспределяется на основе возвратности между отраслями хозяйства, устремляясь в те сферы, которые обеспечивают получение большей прибыли или которым отдается предпочтение в соответствии с общенациональными программами развития экономики.

Кредит выполняет также функцию экономии издержек обращения, частично через замещение наличных денег (векселями, банкнотами, чеками), а также через развитие безналичных расчетов (через банки и расчетные палаты) и ускорение обращения денег.

Специфической функцией современной рыночной экономики является использование кредита наряду с деньгами и дотациями как инструмента ее регулирования. Кредитное регулирование экономики - это совокупность мероприятий, осуществляемых государством для изменения объема и динамики кредита в целях воздействия на хозяйственные процессы. Государство участвует в процессе движения ссудного капитала от источников к сферам приложения, регулируя доступ заемщиков на рынок ссудных капиталов, облегчая или затрудняя получение ссуд. Путем дифференциации процентных ставок за кредит, предоставления правительственных гарантий и льгот стимулируется преимущественное кредитование тех предприятий и отраслей, деятельность которых соответствует общенациональным программам экономического развития. Данной цели служит также государственный кредит.

В России при решении в настоящее время задач реструктуризации банковской системы предполагается более активное участие государства в этом процессе, в том числе стимулирование процесса кредитования банками реального сектора экономики. Данное направление развития кредитного регулирования предполагает сохранение отдельных крупных многофилиальных банков, которые могли бы выполнять функции проводников государственной структурной и инвестиционной политики в сфере кредитования, прежде всего агропромышленного производства (СБС-АГРО, включая Агробанк), а также в индустриальной и строительной сфере (Промстройбанк, банк «Российский кредит»).


2.2 Банковская деятельность в РФ

Банк - финансовое предприятие, которое сосредотачивает временно свободные денежные средства (вклады), предоставляет их во временное пользование в виде кредитов (займов, ссуд), посредничает во взаимных платежах и расчетах между предприятиями, учреждениями или отдельными лицами, регулирует денежное обращение в стране, включая выпуск (эмиссию) новых денег.

Банковская система - совокупность различных видов национальных банков и кредитных учреждений, действующих в рамках общего денежно-кредитного механизма. Включает Центральный банк, сеть коммерческих банков и других кредитно-расчетных центров. Центральный банк проводит государственную эмиссионную и валютную политику, является ядром резервной системы. Коммерческие банки осуществляют все виды банковских операций.

В странах с развитой рыночной экономикой сложились двухуровневые банковские системы. Верхний уровень системы представлен центральным (эмиссионным) банком. На нижнем уровне действуют коммерческие банки, подразделяющиеся на универсальные и специализированные банки (инвестиционные банки, сберегательные банки, ипотечные банки, банки потребительского кредита, отраслевые банки, внутрипроизводственные банки), и небанковские кредитно-финансовые институты (инвестиционные компании, инвестиционные фонды, страховые компании, пенсионные фонды, ломбарды, трастовые компании и др.). См. Приложение 3.

По своему положению в кредитной системе центральный банк играет роль “банка банков”, т. е. хранит обязательные резервы и свободные средства коммерческих банков и других учреждений, предоставляет им ссуды, выступает в качестве “кредитора последней инстанции”, организует национальную систему взаимозачетов денежных обязательств либо непосредственно через свои отделения, либо через специальные расчетные палаты.

Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации, принятая в декабре 2001 г., способствовала реализации основных направлений совершенствования банковской системы и укреплению российского банковского сектора.

Высокие и устойчивые темпы экономического роста и достигнутая макроэкономическая стабильность требуют от Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации выработки новых решений, направленных на обеспечение поступательного развития банковского сектора на основе укрепления его устойчивости, повышения конкурентоспособности российских кредитных организаций, совершенствования банковского регулирования и надзора, усиления защиты интересов и укрепления доверия вкладчиков и других кредиторов банков.

Для достижения указанной цели Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации принята Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

· капитал – 727,5 млрд. руб.;

· прибыль – 45,8 млрд. руб.;

· чистая прибыль – 36,1 млрд. руб.;

· кредитный портфель (с учетом МБК) – 4 455,9 млрд. руб., в том числе кредитование юридических лиц (без учета МБК) – 3 329,8 млрд. руб.;

· остаток средств на счетах физических лиц – 2 746,0 млрд. руб.;

· остаток средств юридических лиц – 1 414,3 млрд. руб.;

· филиальная сеть, ед.:

· территориальные банки – 17

· отделения – 784

· внутренние структурные подразделения – 19 551

Которой предусматриваются совершенствование нормативного правового обеспечения банковской деятельности, завершение перехода кредитных организаций на использование международных стандартов финансовой отчетности, создание условий для предотвращения использования кредитных организаций в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем), повышение качества предоставляемых кредитными организациями услуг.

Основными результатами развития банковского сектора будут существенное повышение его роли в экономике Российской Федерации, рост финансовой устойчивости и обеспечение транспарентности. При этом показатели российского банковского сектора будут постепенно приближаться к показателям банковских систем ряда стран с переходной экономикой, наиболее преуспевших в построении современных рыночных отношений.

Прогнозируется, что при успешном осуществлении мероприятий, предусмотренных настоящим документом, к 1 января 2009 г. будут достигнуты следующие совокупные показатели российской банковской системы:

активы/ВВП - 56-60 процентов;

капитал/ВВП - 7-8 процентов;

кредиты нефинансовым организациям/ВВП - 26-28 процентов.

Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что реальные темпы прироста основных показателей банковского сектора (активов, капитала, кредитов и депозитов) будут и впредь опережать темпы прироста валового внутреннего продукта, хотя различия в соотношениях темпов прироста будут постепенно сокращаться. Банки сохранят и укрепят свою роль ведущих финансовых посредников.

С учетом предполагаемого роста реальных доходов населения, создания условий, необходимых для экономического роста и развития деловой активности банков, должны существенно увеличиться объемы кредитования малого бизнеса и населения, в том числе ипотечного кредитования. Реализация мероприятий по реформированию других сегментов финансового сектора экономики, в том числе пенсионной системы, системы медицинского страхования и др., также будет способствовать активизации операций кредитных организаций.

Важным условием развития банковской деятельности и повышения устойчивости банков является увеличение капитала банков, улучшение его качества и обеспечение достаточного уровня покрытия капиталом принимаемых банками рисков.

Прирост капитала банков будет обеспечен в основном за счет капитализации их прибыли, а также за счет привлечения средств российских и зарубежных инвесторов. Развитие операций кредитных организаций по привлечению и размещению средств за счет внедрения системы страхования вкладов, ипотеки, расширения кредитования населения, малого и среднего бизнеса будет способствовать росту капитала банков.

В целях повышения требований к уровню капитализации кредитных организаций будут внесены изменения в законодательство Российской Федерации, в соответствии с которыми требование по достаточности капитала, невыполнение которого рассматривается как основание для обязательного отзыва лицензии на совершение банковских операций, будет установлено на уровне 10 процентов. Указанное требование будет применяться в отношении всех кредитных организаций независимо от вида (банки, небанковские кредитные организации) и от величины собственных средств (капитала) с 2007 года.

Одновременно с учетом требований, предъявляемых к банкам в Европейском сообществе, законодательно будет установлено требование к минимальному значению капитала действующих банков с 2007 года в размере 5 млн. евро. При этом по аналогии с решением, принятым в 1989 году Европейским сообществом, будет предусмотрено, что действующие банки, имеющие на 1 января 2007 г. капитал ниже 5 млн. евро, могут продолжать деятельность при условии, что их капитал не снижается ниже уровня, который был достигнут на момент введения указанных требований.

К 2006 г. Доля 200 крупнейших по величине активов кредитных организаций в совокупных активах банковского сектора практически не изменилась и по состоянию на 1.01.2007 составила 90.6% (на 1. 01. 2006 – 89.6%), а доля 5 крупнейших банков сократилась с 43.8 до 42.5%..

Количество кредитных организаций с капиталом свыше рублевого эквивалента 5 млн. евро увеличилось за 2006 год с 602 до 676, или на 12.3% (совокупный капитал этой группы кредитных организаций возрос на 38.4%), а их удельный вес в совокупном капитале банковского сектора повысился с 96.6 до 98%. Приложение 4.

Количество кредитных организаций, имеющих капитал более 5 млн. евро, как и прогнозировалось, превысило количество организаций, не соответствующих этому критерию, и на 1.01.2007 составило 56.9% от числа действующих (на начало 2006 года – 48%)

Вместе с тем наличие банковском секторе значительного числа средних и малых кредитных организаций обусловило невысокий уровень концентрации активов, кредитов и капитала в российской банковском секторе. Об этом свидетельствует динамика принятого в международной практике индекса Херфиндаля-Хиршимана. Приложение 5.

Так, индекс концентрации активов снизился с 0.085 на 1.01.2006 до 0.079 на 1.01.2007. концентрация кредитов нефинансовым организациям осталась на среднем уровне.

В апреле 2005 г. Правительством Российской Федерации и Центральным банком Российской Федерации была принята "Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года".

В соответствии с этим документом основной целью развития банковского сектора на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.) является повышение его устойчивости и эффективности функционирования.

Основными задачами развития банковского сектора являются:

Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции;

Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций;

Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

Реформирование банковского сектора будет способствовать реализации программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2005-2008 гг.), прежде всего преодолению сырьевой направленности российской экономики за счет ее ускоренной диверсификации и реализации конкурентных преимуществ. На следующем этапе (2009-2015 гг.) Правительство Российской Федерации и Банк России будут считать приоритетной задачу эффективного позиционирования российского банковского сектора на международных финансовых рынках .

Правительство Российской Федерации и Центральный банк Российской Федерации будут и впредь предпринимать активные совместные действия для формирования современного конкурентоспособного банковского сектора, соответствующего стратегическим интересам российской экономики.


Заключение

В этой работе была сделана попытка показать двойственную правовую природу Центрального Банка РФ, поскольку он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность.

Главной особенностью правового положения Банка России в настоящее время является то, что осуществление его административных прав и хозяйственной деятельности подчинены решению одной и той же задачи ¾ управлению кредитной системой.

Административные функции можно условно разделить на организаторскую (организация и управление денежным обращением) и функцию защиты гражданского оборота, интересов вкладчиков и других кредиторов коммерческих банков.

В рамках этих двух полномочий Банк России вправе издавать нормативные акты, т.е. нормотворческая функция непосредственно связана с этими полномочиями.

Функция защиты гражданского оборота и укрепления доверия к кредитной системе составляют основу деятельности Банка России. В соответствии с принятым у нас Законом Банк России решает указанную задачу следующим образом: во-первых, проверяет законность и целесообразность создания кредитных учреждений при рассмотрении вопроса о регистрации коммерческих банков и выдаче лицензий на право осуществления банковских операций как в рублях, так и в иностранной валюте; во-вторых, устанавливает кредитным учреждениям экономические нормативы, издает нормативные акты, регулирующие их деятельность; в-третьих, осуществляет непосредственный контроль за законностью их операций. Банк России вправе также применить к банку, допустившему нарушение действующего законодательства, ряд санкций.

Таким образом, явственно вырисовывается монопольный характер управления кредитной системой Центральным Банком РФ. Возникает опасность, что централизация всей полноты власти у одного института неминуемо приведет к субъективности его действий по отношению к регулированию банковской сферы. В результате данного построения кредитной системы России коммерческие банки и Банк России оказываются как бы в вынужденном противостоянии, что, несомненно, не повышает доверия ко всей структуре. Хотя при назначении на должности в ЦБ и используются демократические принципы, но монопольное положение его в банковской сфере при этом не изменяется.

Совершенствовать деятельность современного Центрального банка России можно только исходя из целей экономических. К таковым относятся стимулирование экономической активности, создание условий для занятости населения, стимулирование роста организованных сбережений, улучшение состояния платежного баланса, восстановление финансового рынка. Автором сделан вывод о необходимости взаимосвязанного развития реального и банковского сектора экономики. Только тогда у Банка России имеется возможность оказать содействие реальным российским производителям и обеспечить рост инвестиционной активности в нашей стране.

Учитывая вышесказанное, можно предположить, что путь дальнейшего совершенствования кредитно - банковской системы России лежит в направлении разделения функций управления банковской системой РФ между различными институтами.


Список использованных источников и литературы

Источники

1. www.cbr.ru - представительство Банка России в сети Интернет.

2. www.bankir.ru

3. www.finnam.ru

6. ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» №65 от 26.04.1995г. с изменениями и дополнениями от 27.12.95г. №210-ФЗ, от 27.12.95г. №214-ФЗ, от 20.06.96г. №80-ФЗ, от 27.02.97г. №45-ФЗ, от 28.04.97г. №70-ФЗ, от 04.03.98г. №34-ФЗ, от 31.07.98г. №151-ФЗ, от 08.07.99г. №139-ФЗ.

7. ФЗ «О банках и банковской деятельности» от 3.02.96г. №17, с изменениями и дополнениями от 31.07.98г. №151-ФЗ, от 08.07.99г. №136-ФЗ.

9. О Банках и банковской деятельности в РСФСР: Федеральный закон от 7 июля 1995г. №395-1(в ред. 21.03.02).

Исследования

10. Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2000 год // Деньги и кредит.- №12. – С.3-43.

11. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2006 году.

12. Наговицин А. Г. ВТО: плюсы и минусы для России. // Бизнес и банки.- 2003.-№16.

13. Перспективы существования и развития в России региональных банков // Аналитический банковский журнал.-2003.-№1.

Справочные и учебные материалы

14. Балабанов И.Т./Банки и банковское дело. - Спб., 2005г.

15. Банковское дело/Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Л.П. Кроливецкой. М.. 2006.

16. Деньги. Кредит. Банки. Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Н.М. Зеленкова, Л.Т. Литвененко/ Под. ред. проф. Е.Ф. Жукова – 3 изд., М.: ЮНИТА – ДАНА, 2008г.

17. Деньги. Кредит. Банки./ Под. ред.О.И. Лаврушина. – М.: финансы и статистика, 2004г.

18. Максютов А.А./ Основы банковского дела.-М., 2005г.

19. Деньги. Кредит. Банки./ Под. ред. Челнокова В.А. Учебное пособие. - М.: ЮНИТА – ДАНА, 2005г.

20. Финансы: учебник для студентов вузов./ Под. ред. Г.Б. Поляка. – 3 издание, М.: ЮНИТА – ДАНА, 2008г.


Приложение 1

Приложение 2


Приложение 3

Строение двухуровневой банковской системы Российской Федерации

Двухуровневая банковская система включает в себя:

* центральный банк;

* коммерческие банки (кредитные организации);

* вспомогательные организации;


Приложение 4


Приложение 5


В дальнейшем именуется ЦБ РФ.

Написано проф. А.И. Ольшаным.

См.: Положения Банка России от 9 сентября 1997 г. №516 “О принудительном регулировании деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих операции по расчетам, и организаций инкассации” и от 21 сентября 2001 г. № 153 – П. “Об особенностях принудительного регулирования деятельности небанковских кредитных организаций, осуществляющих депозитные и кредитные операции”.

Указание Банка России от 1 июня 2002 г. № 1154 – У “О внесении изменений и дополнений в Положение Банка России от 2.04.1996 г. № 264 “Об отзыве лицензий на осуществление банковских операций у кредитных организаций в РФ””// Российская газета. 2003. 26 марта.

Репо – операция, в которой сторона пропадает пакет ценных бумаг другой стороне с обязательством его последующего выкупа по заранее договоренной цене через определенный срок. С помощью репо банки стремятся решить проблемы ликвидности (нехватки денежной наличности).

Валютный своп – покупка или продажа валюты на спот –условиях с совершением обратной сделки на следующий рабочий день (третий день), т. е. заключается сделка спот и встречная форвардная сделка с расчетом на третий рабочий день.

Большой экономический словарь. - С. 36.

Там же. - С. 39.

Банковский портфель-1. -С. 109.

По данным Сбербанка России за 2008 г.

Заявление Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 года.

Безопасность финансов – главное условие работы любой структуры (государства, компании), в основе которой лежат товаро-денежные отношения.

Безопасность финансов – одна из главных составляющих экономической безопасности при работе . Финансовая безопасность может рассматриваться глобальной позиции (для государства в целом) или являться частным случаем (для предприятия, компании, небольшой фирмы).

Финансовая безопасность государства и предприятия: виды, задачи

В зависимости от защищаемого объекта угрозы (внутренние и внешние), а также способов борьбы с ними финансовая безопасность может быть поделена на два основных вида:

1. Финансовая безопасность государства – это способность государственных органов эффективно вести финансово-экономическую деятельность, преследуя при этом исключительно национальные интересы.
Безопасность финансов страны зависит от способности государственных органов:

Обеспечить устойчивость платежных и расчетных систем государства;
- удерживать на высоком уровне экономические и финансовые параметры страны;
- гарантировать устойчивое экономическое развитие;
- сводить к минимуму действие мировых финансовых кризисов и не допускать их влияния на финансовую (экономическую) сферу;
- исключать любую утечку капитала за рубеж и защищать таким способом интересы экономики;
- предотвращать вероятные конфликты между различными секторами власти;
- заниматься привлечением средств из-за рубежа для восстановления экономики страны;
- препятствовать административным правонарушениям и серьезным преступлениям в финансовой сфере.


2. Финансовая безопасность компании – основной элемент экономической безопасности. Именно от него зависит стабильность работы организации, ее финансовые интересы, возможность развития и роста в условиях жесткой конкуренции, объем прибыли и так далее.

Эффективность системы финансовой безопасности предприятия обусловлена компетентностью соответствующих органов и их способностью решать следующие задачи:

Обеспечивать стабильное экономическое развитие компании в любых условиях;
- достигать целевых параметров деятельности с учетом удержания высокой ликвидности компании и ее независимости в экономическом плане;
- устранять негативные влияния на компанию кризисов, происходящих внутри страны или в мире. Препятствовать негативному влиянию конкурентов;
- исключать проведение любых операций с ценными бумагами, которые могут нести опасность правам собственности;
- формировать оптимальную систему учета денежных потоков, а также добиться максимальной эффективности контролирующих органов;
- привлекать и применять по назначению , а также держать под контролем уровень долговой нагрузки;
- защищать от мошенничества и предотвращать подобные случаи еще до их появления;
- работать с персоналом во избежание грубой халатности во время работы, а также совершения крупных финансовых ошибок;
- разрабатывать и внедрять в жизнь системы контроля финансового состояния компании, а также на раннем этапе выявлять признаки банкротства (кризиса) и эффективно с ними бороться.

Правовые основы финансовой безопасности РФ

Эффективным в экономическом плане можно назвать только такое государство, которое отстаивает свои экономические и национальные интересы в условиях жесткой рыночной экономики. На законодательном уровне доктрина экономической безопасности была разработана, одобрена Президентом РФ и введена еще в 29 апреля 1996 года. На основании этого документа было принято Постановление о мерах по реализации стратегии РФ в финансовой сфере.

В доктрине были четко определены пути дальнейшего развития, рассмотрены основные угрозы для экономики страны, приведены основные параметры и критерии различных состояний финансовой сферы, описаны механизмы противодействия и так далее. Без обеспечения финансовой безопасности решение серьезных вопросов внутри страны и на межгосударственном уровне невозможно.
Правовые основы финансовой безопасности имеют несколько основных уровней:


1. Конституция Российской Федерации. В документе четко указаны все органы, которые отвечают за безопасность финансов государства, расписаны их полномочия и особенности взаимодействия.
2. Федеральные конституционные законы и законы РФ . Данный «пласт» можно разбить на несколько основных групп:

Федеральные законы, регулирующие финансовую деятельность страны и субъекты хоздеятельности в целом;
- законы РФ, которые рассматривают порядок регулирования, полномочия и особенности деятельности институтов (государственных органов), задача которых – обеспечение безопасности финансов;
- федеральные законы, которые регулируют только вопросы финансовой безопасности;
- законы РФ, в которых четко прописана ответственно за невыполнение или же грубое нарушение законодательства в сфере безопасности финансов страны.

3. Отдельные Указы, отданные Президентом РФ . В них, как правило, определяется концепция национальной безопасности, действующая стратегия противодействия терроризму и его финансированию, а также особенность взаимодействия ответственных за финансовую безопасность органов.

4. Акты Правительства России определяют правила работы, организации и полномочия действующих государственных органов, задача которых – обеспечение безопасности финансов страны.

5. Соответствующие акты федеральных органов , которые предусматривают меры по обеспечению финансовой безопасности страны.

6. Акты других институтов и органов , которые работают над обеспечением финансовой безопасности. Здесь в большей степени речь идет об актах Центрального Банка Российской Федерации.

7. Международные соглашения и договоры РФ с другими странами.

8. Резолюции совета ООН , в котором Россия принимает непосредственное участие.

Угрозы финансовой безопасности РФ и причины их появления

На сегодня можно выделить несколько видов угроз финансовой безопасности для Российской Федерации:

1. Внутренние - те виды угроз, которые могут провляться по причине ошибочной политики, персональных оплошностей работников госструктур, мошешеннических действий и так далее. Среди них:

Просчеты органов власти или ошибки в управлении;
- ошибочная финансово-экономическая политика, направленная на разрушение экономики, а не на ее поддержание;
- злоупотребление должностными обязанностями представителей органов власти в корытных целях и в ущерб финансовой безопасности;
- бесхозяйственность;
- экономические преступление в органах власти и так далее.

2. Внешние угрозы имеют большие последствия для экономики страны и требуют особого рассмотрения. К причинам их появления можно отнести:

Постоянный рост объемов капиталов, их активное движение, концентрация денег., как на глобальном, так и на макроэкономическом уровне;
- активная интернационализация () мирового хозяйства, развитие экономических связей между различными странами;
- появление автономии в некоторых субъектах, таких как ТНБ или ТНК, в руках которых сосредоточены крупные финансовые «нити». Дополнительным фактором является их способность влиять на хозяйственную деятельность других стран;
- большой выбор финансовых инструментов и их изменчивость;
- высокий уровень мобильности существующих рынков, а также внедрение самых новых информационных технологий;
- взаимодействие внутренней и внешней экономик страны, а также их зависимость от мировых инвестиций. Большинство специалистов сходятся во мнении, что глобальная мировая система не видит никакой разницы между политиками страны (внутренней или внешней). Все взаимосвязано;
- зависимость экономики РФ от краткосрочных спекуляций на рынке. Все это делает финансовую систему страны крайне уязвимой;
- общая неустойчивость экономик многих стран мира, а также непредсказуемость их финансовых систем;
- неспособность контролирующих органов своевременно влиять на ситуацию и оперативно принимать «реанимационные» меры.

Стратегия финансовой безопасности РФ и пути противодействия угрозам

На основе вышесказанного стратегия безопасности финансов должна включать:


- четкое распределение секторов влияния РФ с учетом этнонациональной, климатической и экономической общности;
- выделение основных параметров и критериев финансовой системы РФ, которые бы отвечали основным нормам безопасности в финансовой сфере;
- работа над выявлением угроз и их устранением;
- разработка методик, которые бы позволили прогнозировать вероятные опасности, проводить своевременные исследования, выявлять негативные тенденции и эффективно им противодействовать;
- определение главных угроз, а также механизмов, которые могут нести риски для социальной, политической или финансовой системы страны;
- организация качественного взаимодействия органов контроля финансов, которые бы позволили контролировать финансовую деятельность страны по регионам и географическим участкам;
- выделение предметов, объектов или параметров, которые бы позволили держать под контролем всю финансовую безопасность страны.

Меры по обеспечению финансовой безопасности России

В условиях большого числа внешних и внутренних угроз должны быть приняты следующие меры совершенствования системы безопасности:

Четкое определение границ внешнего инвестирования, то есть предела вливаний иностранного капитала в отечественные компании;
- выделение требований к области производства, применения устройств для передачи технологий, использования местных компонентов и так далее;
- ограничение по каждой из отраслей по максимально допустимому объему иностранных инвестиций. При этом для наиболее важных секторов экономики доступ капиталу из-за рубежа должен быть закрыт или сведен к минимуму;
- принятие мер по отношению к структурам, которые принимают ограничительные меры и искажают нормальные условия конкуренции;
- разработка систем, позволяющих контролировать все потоки иностранного капитала из-за рубежа, а также видеть процессы их распределения.

Результатом работы системы должен обеспечить ряд выполнение следующих задач:

Удержание национальной валюты на стабильном уровне;
- создание условий, которые бы гарантировали конкурентоспособность национального капитала;
- насыщение финансового сектора деньгами в том объеме, который необходим для нормального развития страны и роста экономики;
- гарантия равного развития с партнерами по бизнесу, а в перспективе и доминирование на рынке.

Угроза финансовой безопасности предприятий


Как и в случае с государством, здесь можно выделить два вида угроз:

1. Внешние – те, которые не зависит от работы компании и представляют собой различные факторы риска:

Уровень инфляции в стране, изменение прогноза;
- негативные макроэкономические условия;
- устойчивость нормативно-правовой основы;
- нестабильная страны (изменчивый );
- низкая эффективность работы кредитных, страховых или налоговых структур;
- невыгодные условия кредитования компании (резкие изменения ставок процента);
- нехватка инвестиционного капитала;
- недобросовестные конкуренты, использующие «грязные» методы борьбы;
- природные катаклизмы;
- повышенный уровень преступности в стране (области), повышение процента финансовых преступлений;

Скупка ценных бумаг или долгов компании;

Наличие финансовых обязательств у компани и невозможность по ним расплатиться.


2. Внутренние угрозы вызваны исключительно деятельностью самой компании, недобросовестной работой персонала, мошенничеством, низким качеством работы финансового менеджмента. К таким угрозам можно отнести:

Недостаточная маркетинговая оценка рынка;
- низкое качество менеджмента, грубые ошибки в управлении;
- слабый уровень персонала;
- неправильная ценовая политика компании;
- устаревшая техническая база;
- сбои в работе оборудования, сетей, коммуникаций;
- минимальная ;
- ошибки при хранении материальных (финансовых) активов;
- плохая репутация компании;
- утечка к конкурентам финансовой или стратегической информации;
- невыполнение своих договорных обязательств;
- отсутствие плана деятельности (развития) или его невыполнение при появлении внештатных ситуаций, некорректное бизнес планирование .

Меры по обеспечению финансовой безопасности предприятия


Чтобы обеспечить безопасность финансов компании стоит сделать следующие мероприятия:

1. Определить параметры и критерии деятельности компании, которые бы отвечали основным требованиям финансовой безопасности.

2. Включить в элементы финансовой безопасности следующие составляющие:

Характеристику сфер проявления угроз;
- разработку качественных механизмов, способствующих выявлению потенциальных угроз для финансовой деятельности предприятия, а также своевременного их устранения;
- выделение основных угроз, особенности их работы, а также сферы воздействия на финансовую систему компании.

3. Разработать компоненты, которые бы определяли механизмы мониторинговой деятельности, выполнение предупреждающих мероприятий, своевременный контроль и эффективную защиту от различных видов угроз. В эту группу нужно включить:

Разработку методики по прогнозированию, определению и защите от негативных факторов, дестабилизирующих безопасность компании;
- составление регламента, в котором были бы определены угрозы для финансовой сферы компании, а также методы противодействия. Кроме этого, должны быть четко установлены критерии, по которым бы можно было судить о нарушении устойчивости;
- создание информационных систем, позволяющих проводить мониторинг различных угроз (как внешних, так и внутренних);
- создание структуры, осуществляющий финансовый контроль за финансовой безопасностью. При этом меры противодействия должны разрабатывать как для нормальных условий, так и для кризисных этапов;
- разработка комплекса предупредительных мероприятий, формирование четких механизмов финансовой политики, а также внедрение нормальной системы финансовой безопасности, которая бы позволила смягчить действие негативных факторов в случае необходимости.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Термин безопасность может применяться по отношению к самым различным субъектам, например, международная безопасность, государственная безопасность, безопасность предприятия, безопасность граждан. Обычно под ней понимается текущая и перспективная защищенность субъекта от разнообразных угроз имущественного и неимущественного характера.

Кроме того, рассматриваемое понятие включает в себя разнообразные функциональные направления, например, политическая безопасность, военная безопасность, экологическая безопасность и т.п. Возможна дифференциация безопасности субъекта в зависимости от причин ее нарушения. В частности, выделяются угрозы внешнего характера - со стороны иностранных государств, изменения экономической политики собственного государства, неблагоприятной динамики конъюнктуры рынка и т.п. Угрозу безопасности субъекта могут определить и внутренние факторы, например, низкая квалификация собственного персонала или недостаток финансовых ресурсов. Поэтому изучение проблемы обеспечения безопасности осуществляется в рамках многих учебных дисциплин, ориентированных на подготовку специалистов и менеджеров для различных работодателей (государства, предприятий, общественных организаций) и разнообразных специализаций (информационная, экологическая безопасность, безопасность персонала и т.п.).

В настоящем курсе рассматривается один из аспектов обеспечения безопасности кредитно-финансовой организации. Он связан с защитой лишь от тех угроз, которые определены деятельностью юридических и физических лиц, специально направленной на нанесение конкретному банку имущественного или неимущественного ущерба. С учетом этого ограничения, изучению процесса управления обеспечением безопасности должна предшествовать классификация подобных угроз.

Предметная классификация угроз безопасности банка.

а) По признаку целевой направленности угрозы выделяются:

Угроза разглашения конфиденциальной информации, которое может нанести банку ущерб в форме ухудшения его конкурентных позиций, имиджа, отношений с клиентами или вызвать санкции со стороны государства;

Угроза имуществу банка в форме его хищения или умышленного повреждения, а также сознательного провоцирования к осуществлению или непосредственного осуществления заведомо убыточных финансовых операций;

Угроза персоналу банка, реализация которой способна ухудшить состояние кадрового направления деятельности, например, в форме потери ценного специалиста или возникновения трудовых конфликтов.

б) По признаку источника угрозы (субъекта агрессии) выделяются:

Угрозы со стороны конкурентов, т.е. отечественных и зарубежных банков, стремящихся к усилению собственных позиций на соответствующем рынке путем использования методов недобросовестной конкуренции, например, экономического шпионажа, переманивания высококвалифицированных сотрудников, дискредитации соперника в глазах партнеров и государства;

Угрозы со стороны криминальных структур и отдельных злоумышленников, стремящихся к достижению собственных целей, находящихся в противоречии с интересами конкретного банка, например, захвату контроля над ним, хищению имущества, нанесению иного ущерба;

Угрозы со стороны нелояльных сотрудников банка, осознанно наносящих ущерб его безопасности ради достижения личных целей, например, улучшения материального положения, карьерного роста, мнения работодателю за реальные или мнимые обиды и т.п.

в) По экономическому характеру угрозы выделяются:

Угрозы имущественного характера, наносящие банку прямой финансовый ущерб, например, похищенные денежные средства и товар но-материальные ценности, сорванный контракт, примененные штрафные санкции;

Угрозы неимущественного характера, точный размер ущерба от реализации которых обычно невозможно точно определить, например, сокращение обслуживаемого рынка, ухудшение имиджа банка в глазах его клиентов и деловых партнеров, утеря ценного специалиста.

г) По вероятности практической реализации угрозы выделяются:

Потенциальные угрозы, практическая реализация которых на конкретный момент имеет лишь вероятностный характер (соответственно, у субъекта управления есть время на их профилактику или подготовку к отражению);

Реализуемые угрозы, негативное воздействие которых на деятельность субъекта управления находится в конкретный момент в раз личных стадиях развития (соответственно, у субъекта имеются шансы на их оперативное отражение в целях недопущения или минимизации конечного ущерба);

Реализованные угрозы, негативное воздействие которых уже закончилось и ущерб фактически нанесен (соответственно, субъект управления имеет возможность лишь оценить ущерб, выявить виновников и подготовиться к отражению подобных угроз в дальнейшем).

Проведенная классификация позволяет сформулировать три основных компонента безопасности современной кредитно-финансовой организации:

Информационная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз разглашения или утери информации, имеющей коммерческую или иную ценность;

Безопасность персонала банка, предполагающая его защищен ность от любых угроз персоналу, прежде всего, высококвалифицированной его части;

Имущественная безопасность банка, предполагающая его защищенность от любых угроз денежным средствам, ценным бумагам, товарно-материальным ценностям и другим элементам активов.

Более детальная классификация будет проведена в соответствующих разделах курса. Общая же направленность мероприятий по защите банка от рассмотренных выше угроз иллюстрируется с использованием следующей принципиальной схемы:

Факторы, определяющие отраслевую специфику управления

обеспечением безопасности банка. Первым и наиболее важным фактором является автоматическое перенесение возможных потерь от реализованных угроз на клиентов и партнеров банка. В зарубежных условиях на один доллар его собственного капитала приходится не менее десяти долларов привлеченных средств. Соответственно любые имущественные потери кредитно-финансовой организации уменьшают ее возможности выполнить свои обязательства перед клиентами.

Второй особенностью является большая степень уязвимости банка как хозяйствующего субъекта в случае возможной утечки конфиденциальных сведений. Наряду с характерной для любых отраслей необходимостью защиты коммерческой тайны (т.е. информации, разглашение которой наносит ущерб самому банку), обеспечение информационной безопасности кредитно-финансовой организации имеет еще один аспект. Он связан с сохранением банковской тайны - части конфиденциальной информации, находящейся в распоряжении кредитной организации, разглашение которой наносит ущерб интересам ее клиентов. К ней относятся любые сведения о размерах и движении денежных средств на открытых в банке счетах, о финансовом состоянии заемщиков, переданных ему в трастовое управление имуществе или сохраняемых ценностях. Разглашение подобной информации имеет своим основным негативным последствием утерю кредитно-финансовой организацией имиджа доверенного лица в глазах не только имеющихся, но и потенциальных клиентов. Допустивший подобную утечку информации банк в короткие сроки лишается наиболее привлекательной клиентуры из числа корпоративных структур и крупных частных вкладчиков. Поэтому в системе управления безопасностью защита банковской тайны всегда имеет приоритет перед защитой тайны коммерческой.

В заключение можно отметить более обширный в сравнении с другими сферами деятельности перечень потенциальных угроз банковской безопасности и, соответственно, объектов защиты. Это связано со спецификой уставной деятельностью кредитно-финансовой организации, в частности, постоянной работой ее с высоколиквидными средствами - денежными средствами, валютой, драгоценными металлами, ценными бумагами и т.п.

Дополнительные особенности организации банковской безопасности в современных отечественных условиях:

Общий уровень криминагенности экономики переходного периода;

Высокая степень криминагенности банковской деятельности, например, участие отдельных банков в противоправных финансовых операциях, связи с “теневой” экономикой и преступными группировками;

Более высокий уровень распространенности угроз банковской безопасности насильственного характера (ограбления, покушения на персонал);

■ недостаточная лояльность банковских служащих к своему работодателю;

■ не всегда достаточная квалификация сотрудников службы безопасности в области защиты компьютерной информации;

■ недостаток у многих банков финансовых ресурсов для внедрения высокоэффективных систем защиты информации и имущества;

■ непонимание многими руководителями службы безопасности необходимости системного подхода к решению этой проблемы из-за общей ориентации на односторонние по своей направленности методы - защита персонала, защита имущества, защита информации.

Вы также можете найти интересующую информацию в научном поисковике Otvety.Online. Воспользуйтесь формой поиска:

Еще по теме 1.1. Общее понятие безопасности банка и ее компоненты:

  1. 5. Дайте понятие собственного капитала банка. Назовите основные элементы собственного капитала банка. Приведите отличия понятий собственных средств банка и собственного капитала банка. Охарактеризуйте капитал-нетто и капитал-брутто.

Изменения внутренней и внешней среды, усиления роли фактора неопределенности развития экономической системы обуславливают появление угроз, которые преимущественно имеют финансово-экономический характер. Учитывая это, вопрос обеспечения финансовой безопасности становится на только национальным приоритетом государства, но и носит глобальный характер.

Актуальность обеспечения финансовой безопасности банковской системы обусловлена ​​ее прямым влиянием на финансовую и экономическую системы

Банковская система существует во взаимосвязи с экономической системой. От нее зависит состояние расчетов, непрерывность товарного и денежного обращения, прочность национальной валюты, развитие реального сектора экономики, экономическая стабильность в целом. Реалии указывают на то, что стабильность банковской системы является основной предпосылкой стабильного экономического развития государства и способности противостоять препятствиям в ее функционировании.

Под понятием “финансовая безопасность банковской системы” исследователи предлагают понимать готовность и способность системы обеспечивать стабильное и эффективное функционирование, в частности при наличии внутренних и внешних угроз.

В законе “О банках и банковской деятельности” указано, что безопасность банковской системы зависит от ряда условий, обеспечиваются государством как в экономической, так и в других сферах, а также от способности банков обеспечить удовлетворение потребностей национальной экономики. Под обеспечением безопасности банковской системы понимают процесс создания условий для стабильного развития и экономического суверенитета государства; предупреждения и устранения угроз, условий и других факторов, способных негативно, дестабилизирующее влияние на процессы развития национальной банковской системы, а также устранение противоречий между интересами государства и отдельных социальных групп, общества и индивида.

Учитывая это, финансовую безопасность банковской системы и ее составляющих целесообразно рассматривать по следующим направлениям:

1) противодействия негативным последствиям от внешних потрясений;

2) обеспечение стабильного функционирования банковской системы;

3) обеспечение совокупности условий защиты устойчивого развития банковской системы.

Финансовая безопасность банковской системы может быть охарактеризована как стабильное состояние системы, не может быть подорван дестабилизирующими факторами, которые сложились внутри или снаружи банковской системы.

Уровень финансовой безопасности банковской системы зависит от следующих факторов:

  • экономической стабильности государства и его уровня зависимости от внешних воздействий других стран;
  • степени зависимости банковской системы от внутренних и внешних источников финансирования;
  • степени концентрации активов банковской системы в отраслях реального сектора экономики или других государствах;
  • структуры собственности в банковской сфере;
  • уровня доверия к банковской системе страны.

В общем нестабильность банков является одной из основных угроз финансовой безопасности банковской системы. Недостаточно надежное функционирование одной из основных структурных элементов системы способно привести к серьезным нарушениям и деформации во всей экономической системы.

вопрос:

16.1. Сущность финансовой безопасности банковского сектора.

16.2. Методический инструментарий обеспечения финансовой безопасности банков.

16.3. Моральные риски и асимметрия информации в банковской деятельности и методы их минимизации.

Сущность финансовой безопасности банковского сектора

Банковская система является главной составляющей финансово-кредитной сферы страны. Состояние и развитие банковского сектора определяет уровень финансово-кредитной безопасности страны. Финансовая безопасность охватывает все составляющие финансово-кредитной сферы государства, а именно:

Безопасность бюджетного сектора;

Безопасность денежно-кредитного сектора;

Безопасность банковского сектора;

Безопасность валютного сектора;

Безопасность фондового сектора;

Безопасность инвестиционного сектора;

Безопасность страхового сектора.

Функционально банковская безопасность охватывает все звенья сферы денежно-кредитных отношений и рассматривается в двух аспектах:

С точки зрения результатов деятельности банков для страны;

С точки зрения устранения угроз финансовому состоянию всей банковской системы страны (НБУ и отдельных банков).

Финансовая безопасность отдельного банка тесно связана с безопасностью других банков, а также банковского сектора в целом. Это обусловлено функционированием банков в едином законодательном и нормативно-правовом поле, индикативным регулированием банковской политики со стороны государства.

К ключевым характеристикам финансовой безопасности банков относят:

Обеспечение стабильного финансового состояния банка;

Содействие эффективной деятельности банка;

Определение на ранних стадиях проблем и влияние на их устранению;

Нейтрализация кризисных ситуаций и предотвращения банкротства.

Основными задачами финансовой безопасности банков являются:

Обеспечение достаточной финансовой устойчивости и независимости банка;

Поддержка конкурентоспособности, развитие высокого технического и технологического потенциала;

Постоянная оптимизация организационной структуры, усовершенствования функций менеджмента;

Правовое сопровождение всех видов деятельности банка;

Защита информационной среды и коммерческой тайны;

Формирование условий для производительного труда сотрудников банка;

Сохранение и эффективное использование финансовых, материальных и информационных ресурсов банка.

Финансовая безопасность банка является важной составляющей национально экономической безопасности и характеризуется возможностью банковского учреждения противодействовать влиянию как внешних так и внутренних угроз.

К внешним угрозам безопасности банков относят угрозы, которые содержат в себе негативное влияние окружающей среды, деятельность государства, экономическая конъюнктура в стране и мире, конкуренты (табл. 16.1).

Внутренние угрозы связаны с обеспеченностью финансовыми ресурсами, структурой активов и пассивов, деятельностью высшего руководства и персонала банка, информационной безопасностью (табл. 16.2).

Таблица 16.1

Основные виды внешних угроз банка

Виды внешних угроз

возможны проявления

1. Нормативное регулирование банковской деятельности

Несовершенство законодательства и нормативно-правовой базы;

Изменения условий лицензирования

Отзыве лицензии на осуществление банковской деятельности

2. Денежно-кредитная политика НБУ

Ставки обязательного резервирования;.

Размер учетной ставки;

Объем рефинансирования;

Предложение денег в обращении;

Объем операций с ОВГЗ;

3. Нестабильность

внешнего

Финансовые кризисы (глобальные, локальные);

Ограничение доступа к внешним финансовым ресурсам;

Банковские риски (валютный, процентный)

Блокирование активов банка за рубежом

Государственный дефолт

4. Степень доверия к банковской системе

Недоверие со стороны инвесторов;

Недоверие со стороны кредиторов;

Недоверие со стороны населения;

Изъятие единовременно большого объема средств;

Информационное провоцирование кризиса банковской системы;

Банкротство крупного банка

5. Конкурентная среда

Неконкурентоспособность банка;

Резкий рост рыночных ставок по депозитам;

Резкое снижение рыночных ставок по кредитам;

Непредвиденная деятельность конкурентов;

Экономический ущерб предприятий-контрагентов банка

6. Преступная деятельность

Мошеннические действия третьих лиц;

Кража имущества и ценностей банка;

Рейдерские атаки на банк;

Махинации с акциями банка.

7. Негативные макроэкономические условия

Высокий уровень инфляции;

Низкий уровень инвестиционной активности;

Экономический кризис в стране;

Падение спроса на кредитные ресурсы

8. Деятельность государства

Несовершенство налоговой, кредитной и страховой политики;

Политическая нестабильность;

Военные и межнациональные конфликты

Таблица 16.2

Основные виды угроз банка

Виды угроз

возможны проявления

1. Качество кредитного портфеля

Невозврат кредитов;

Уровень проблемных кредитов

Несбалансированная кредитная политика;

Рост просроченной задолженности.

2. Уровень банковского менеджмента

Невозврат кредитов;

Неэффективная деятельность потенциала банка;

Ошибки в планировании стратегии банка;

Нерациональная структура банка.

3. Структура активов

Дефицит собственных средств

Недостаток ликвидных активов;

Повышенный уровень рисковых активов;

Недостаток капитала;

Увеличение активов низкого качества;

Расхождение активов и пассивов по срокам.

4. Зависимость от инсайдеров

Льготное кредитование учредителей;

Принятие непопулярных решений под давлением владельцев;

Превышение интересов владельцев над интересами самого банка

5. Преступные действия персонала

Мошенничество;

Неэффективная работа персонала;

Разглашение закрытой информации;

Низкий уровень квалификации персонала;

Переход квалифицированных работников к конкурентам.

6. Неэффективная деятельность банка

Снижение уровня доходов;

Низкий уровень доходности активов;

Недооценка кредитных рисков;

Низкий уровень маркетинга и диверсификации банковского портфеля

Новое на сайте

>

Самое популярное