Домой Альфа Банк Государственное регулирование аудиторской деятельности в российской федерации. Государственное регулирование аудиторской деятельности в рф

Государственное регулирование аудиторской деятельности в российской федерации. Государственное регулирование аудиторской деятельности в рф

Нормативное регулирование аудиторской деятельности в РФ многоуровневое. В данной сфере есть основной специальный закон, а также многочисленные подзаконные акты, утверждающие стандарты, на которые ориентируются аудиторы. О системе и структуре нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, читайте в этой статье.

Кто осуществляет государственное регулирование аудиторской деятельности

Орган, играющий ведущую роль в контроле и регулировании работы аудиторов, — Министерство финансов РФ. Непосредственно данной сферой деятельности в Минфине России занимается департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности (ст. 15 ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ).

Так, например, данное подразделение Минфина ведет:

  • нормотворческую деятельность в рассматриваемой сфере;
  • реестр аудиторов и их СРО и т. д.

Кроме того, функционирует Совет по аудиторской деятельности (далее — Совет). Он периодически (не реже раза в квартал) собирается при Минфине России. Данный орган в большей степени выступает как эксперт и критик: изучает проекты постановлений, вносит свои предложения и рекомендации, оценивает контроль качества проведения аудита. Полный список функций приведен в положении «О совете по аудиторской деятельности», утвержденном приказом Минфина России от 29.12.2009 № 146н.

Для организации документооборота, в т. ч. вынесения решений, при Совете создан рабочий орган.

В дополнение ко всему аудиторы организуют некоммерческую саморегулируемую организацию (СРО).

Вывод! Таким образом, государственное регулирование аудиторской деятельности в РФосуществляется на нескольких уровнях.

Система нормативно-правового регулирования аудиторской деятельности в РФ

Нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ включает несколько уровней:

  1. Основным правоустанавливающим документом является закон № 307-ФЗ. Его структура будет рассмотрена ниже.
  2. Затем следуют Международные стандарты аудита, введенные с 01.01.2017 приказами Минфина РФ от 9.11.2016 №207-н и от 24.10.2016 №192н (заменены приказом Минфина РФ от 09.01.2019 № 2н). В стандартах описан порядок взаимодействия аудитора с руководством проверяемой организации, составления аудиторского задания, подготовки отчетности.
  3. 3-й уровень включает методические рекомендации, разъяснения по отдельным (частным) вопросам, одобренные Советом.
  4. Правила, требования, разъяснения и другие нормативные акты, устанавливаемые СРО и частными компаниями, оказывающими услуги аудита, также учитываются аудиторами. Они находятся на 4-м уровне правового регулирования деятельности аудиторов.
  5. Технические моменты типа порядка ведения реестров (СРО или аудиторов) либо правил проведения экзаменов на квалификацию зачастую регулируются письмами Минфина России.

Основные положения закона об аудиторской деятельности

Поскольку закон № 307-ФЗ выступает основополагающим актом по организации и регулированию аудиторской деятельности в РФ, в этом разделе изучим его структуру.

Закон № 307-ФЗ состоит исключительно из статей, в нем отсутствуют разделы или главы:

  • Первые 4 статьи являются вводными, в них содержатся основные понятия (термины) и ключевые моменты, связанные с ними. К примеру, в ст. 4 дается определение понятия «аудитор» и указывается, что статус приобретается только после внесения сведений о лице в реестр аудиторов.
  • После перечисления ситуаций, при которых аудит проводится в обязательном порядке (ст. 5), в законе № 307-ФЗ определяется, что такое аудиторское заключение, как организуется аудиторская деятельность в целом и что относится к аудиторской тайне (ст. 6-9). Конечно, в нем указаны только основные моменты, которые более подробно расписаны в нормативных актах нижестоящих уровней.
  • Ст. 10-12 закона № 307-ФЗ связаны с контролем качества работы аудиторов.
  • В ст. 13-14 закона № 307-ФЗ перечисляются права и обязанности участников аудита: аудиторов и аудируемых лиц.
  • Как происходит государственное регулирование аудиторской деятельностиописано в ст. 15-22. Здесь же рассказано о порядке организации СРО, условиях членства аудиторов в СРО, меры дисциплинарного воздействия в отношении аудиторов и контроль за деятельностью СРО.
  • Последние 4 статьи закона № 307-ФЗ содержат несколько дополнительных требований и примечаний, отменяют ряд нормативных актов и вводят в действие настоящий закон.

Таким образом, закон № 307-ФЗ хоть и лаконичен, но содержателен и императивен.

Несколько слов о МСА

Таким образом, система нормативного регулирования аудиторской деятельности в настоящее время приобрело законченные очертания, осуществив интеграцию в международное право — переход к международным стандартам аудита.

Говоря о системенормативного регулирования аудиторской деятельности в РФ, упоминают в первую очередь закон № 307-ФЗ как нормативный акт, устанавливающий правовые основы аудиторской деятельности. После него следуют МСА и несколько еще действующих нормативных актов, толкующих, уточняющих и дополняющих практически каждую норму указанного закона.

Система государственного регулирования аудиторской деятельности в РФ действует в настоящее время следующим образом:

1 -> 9 -> 10

1 – Международный координационный комитет по проблемам учета, аудита и подготовки кадров.

9 – Государственная дума

2 – Правительство

10 – Комитет по бюджету и налогу

3 – Министерство финансов РФ

5 – Департамент регулирования бухгалтерского учета и аудита

4 – Совет по аудиторской деятельности при МинФин’е

6 – Саморегулируемые организации аудиторов

7 – Аудиторские организации

8 – Индивидуальные аудиторы.

Государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется МинФин’ом РФ.

Функции МинФина:

5. Выработка государственной политики в области аудита;

6. Нормативное правовое регулирование в сфере аудиторской деятельности (приказы МинФина, постановления правительства), в том числе утверждение федеральных правил (стандарты аудиторской деятельности);

7. Ведение государственного реестра саморегулируемых организаций аудита, а также контролирование экземпляра реестра аудиторов и аудиторских организаций.

8. Анализ состояния рынка аудиторских услуг в РФ. В целях обеспечения общественных интересов при МинФине создан Совет по аудиторской деятельности.

Важнейшие функции Совета по аудиторской деятельности:

5. Принимает участие в подготовке и представительном рассмотрении основных документов аудиторской деятельности и проектов решений уполномоченного федерального органа;

6. Разрабатывает федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, периодически их пересматривает и выносит на рассмотрение уполномоченным федеральным органам;

7. Рассматривает обращения и ходатайства аккредитованных профессиональных аудиторских объединений и вносит соответствующие рекомендации на рассмотрение уполномоченного федерального органа;

8. Осуществляет иные функции в соответствии с положением о Совете по аудиторской деятельности.

Состав Совета утвержден МинФином. В него входят:

5. 10 представителей пользователей бухгалтерской отчетности;

6. 2 представителя МинФина;

7. По одному представителю Центрального Банка, Министерства экономического развития и федеральной службы по финансовым рынкам;

8. 2 представителя от саморегулируемой организации аудиторов.

Председателем Совета избирается представитель пользователей бухгалтерской отчетности.

14. Саморегулируемые организации аудиторов (СОА): понятие и функции.

СОА – некоммерческая организация, созданная на условиях членства для обеспечения условий осуществления аудиторской деятельности. Для внесения в государственный реестр саморегулирующей организации аудиторской деятельности организация должна соответствовать следующим требованиям:

1. Члены организации должны быть не менее 700 физических лиц или не менее 500 аудиторских организаций;

2. Наличие утвержденных правил контроля качества работы членов саморегулируемой организации и кодекса профессиональной этики;

3. Обеспечение организации дополнительной имущественной ответственности каждого её члена перед потребителями аудиторских услуг посредством формирования компенсационного фонда.

СОА занимается следующими вопросами:

1. Участие в создании финансирования и деятельности единой аттестационной комиссии;

2. Сообщение в МинФин сведений об применениях в своём составе не позднее 7 рабочих дней со дня возникновения подобных изменений;

3. Сообщать в МинФин о дополнительных требованиях, предусмотренных саморегулируемой организацией в своих стандартах и дополнительных формах профессиональной этики.

4. Представление в МинФн отчета о соблюдении требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности;

5. Подтверждение соблюдения аудиторами, являющимися членами этой СОА, требований об обучении по программам повышения квалификации.

Обязательный аудит годовой бухгалтерской отчетности в СОА проводится аудиторской организацией, являющейся членом другой СОА.

Функции государственного контроля за деятельностью СОА осуществляет МинФин РФ.

Предметом государственного контроля за деятельностью СОА является соблюдение СОА требований законодательства в части регулирования аудиторской деятельности.

Государственный контроль за деятельностью СОА осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок.

Плановая проверка проводится не чаще одного раза в 2 года в соответствии с утвержденным графиком. Основанием для внеплановых проверок являются жалобы на деятельность СОА поданные в МинФин.

В случае выявления нарушений требований законодательства со стороны СОА МинФин может:

Вынести предупреждение о недопустимости нарушения требований законодательства;

Вынести предписание, обязывающее СОА устранить выявленные нарушения с установленным сроком устранение нарушения;

Вынести решение об исключении сведений о данной организации из государственного реестра СОА.

Ведение государственного реестра СОА осуществляется МинФином РФ. Существует также реестр аудиторов и аудиторских организаций - систематизированный перечень аудиторов и аудиторских организаций, который ведут СОА в отношении своих членов. Контрольный экземпляр реестра аудиторов и аудиторских организаций по каждой СОА хранится в МинФине.

15. Аудиторские организации: понятие и требования к членству в СОА.

Аудиторская организация – это коммерческая организация являющаяся членом одной из СОА.

Аудиторская организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с датой внесения сведений о ней в реестр СОА, членом которой такая организация является.

Аудиторская организация должна отвечать следующим требованиям для внесения записей о ней в реестр СОА:

1. Она может быть создана в организационно-правовой форме, кроме ОАО;

2. Численность аудиторов, являющимися работниками аудиторской организации на основании трудовых договоров, должна быть не менее трех;

3. Доля уставного капитала аудиторской организации принадлежащая индивидуальному аудитору или другим организациям должна быть не менее 51%;

4. Численность аудиторов в коллегиальном исполнительном органе аудиторской организации должна быть не менее 50% состава данного исполнительного органа. Лицо являющееся единолично возглавляющим аудиторскую организацию также должно быть аудитором;

5. Безупречной деловой репутацией;

6. Наличие и соблюдение правил внутреннего контроля качества работы;

7. Уплата взносов саморегулируемую организацию;

8. Уплата взносов в компенсационный фонд в СОА.

Аудитор – физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из СОА.

Аудитор может являться работником аудиторской организации на основании трудового договора, работать на основании рудового договора гражданско-правового характера между ним и аудиторской организацией, а также в качестве ИП без образования аудиторского лица.


Похожая информация.


До принятия Временных правил аудиторская деятельность в России развивалась усилиями энтузиастов этого дела, как было сказано выше, с ориентацией на зарубежные стандарты бухгалтерского учёта и аудита. Госбанк России, Росстехнадзор РФ, учитывая, что соответствующие законы обязывали проводить ежегодную аудиторскую проверку отчётов коммерческих банков и страховых организаций, стремились организовать их аудирование. Этим и ограничивалось государственное регулирование аудитом.

Организацию государственного регулирования аудиторской деятельности Временными правилами возложена на Комиссию по аудиторской деятельности при Президенте Российской Федерации. В положении о комиссии установлено, что она является коллегиальным органом и осуществляет свою работу на безвозмездной основе. Комиссия осуществляет систему мер по государственной поддержке становления и развития рынка аудиторских услуг, а также защите интересов государства, экономических субъектов, аудиторских фирм и аудиторов. Она на основе законодательства разрабатывает проекты нормативных актов, регулирующих аудиторскую деятельность, содействует реализации Временных правил, обобщает практику их применения по запросам, даёт разъяснения применения Временных правил.

Комиссия имеет право представлять на рассмотрение Президента и Правительства Российской Федерации проекты нормативных актов об аудите, разрабатывать стандарты аудиторской деятельности, направлять аудиторам и аудиторским фирмам обязательные для исполнения предписания об устранении ими нарушений законодательства в области аудиторской деятельности, определять перечень ведущих учебно-методических центров по обучению и переподготовке аудиторов. Как видно из перечисленных выше основных направлений деятельности комиссии, государственное регулирование аудиторской деятельности в основном сводится к работе с нормативными актами, их подготовке и исполнению, организации обучения, аттестации и лицензированию аудиторов. Правовое обеспечение деятельности комиссии возложено на Государственно-правовое управление администрации Президента Российской Федерации, консультант которого является заместителем председателя комиссии. Состав комиссии утверждается Президентом Российской Федерации. Она состоит из высших должностных лиц Министерства финансов РФ, Банка России, Государственной налоговой службы РФ, Росстехнадзора РФ, антимонопольного комитета РФ и аппарата Правительства РФ.

Описанная форма организации аудиторской деятельности возможна и целесообразна лишь на начальном этапе. В дальнейшем она должна быть изменена. Руководством развития аудита должны заниматься сами аудиторы. Возложение на Министерство финансов РФ, Банк России и Росстехнадзор РФ организации конкретной работы по выдаче аттестатов и лицензий, контроля за деятельностью аудиторов, содержание аппарата центральных аттестационно-лицензионных комиссий за счёт средств федерального бюджета лишают возможности иметь федеральную аудиторскую палату, состоящую из профессиональных аудиторов, научных работников академических институтов и преподавателей высших учебных заведений экономического и юридического профиля. Высшие должностные лица, составляющие ныне комиссию по аудиторской деятельности, выражают и представляют интересы государства, а не предпринимателей, включая и аудиторов. Не случайно, что интересы государства выходят на первое место при обсуждении ответственности аудитора в случае установления неквалифицированного проведения аудиторской проверки.

В будущем необходимо наряду с подготовкой закона об аудиторской деятельности иметь отдельный закон о контрольно-ревизионной службе, как это уже сделано на Украине. Тогда контрольно-ревизионные органы Министерства финансов РФ, ревизионные службы других министерств и ведомств получили бы законодательное обоснование и имели бы правовой статус, отвечающий современным реалиям и аспектам рыночной экономики, где преобладающими являются частные предприятия. Разграничение функций вневедомственного и ведомственного финансового контроля позволит более чётко определить и сферу аудита, в том числе обязательного.

Аудиторы и аудиторские фирмы могут в соответствии с законом образовывать аудиторские союзы, ассоциации и другие объединения для координации своей деятельности или защиты своих профессиональных интересов. Аудиторские объединения не вправе непосредственно заниматься аудиторской деятельностью. Федеральная аудиторская палата, состоящая из аудиторов, аудиторских фирм и аудиторских объединений на правах членства, могла бы взять на себя руководство аудиторской деятельностью в России взамен ныне существующей комиссии. Возможно, цели, основные направления деятельности, права и обязанности федеральной аудиторской палаты в будущем будут предусмотрены в законе об аудиторской деятельности.

Андреев В.К., доктор юридических наук, профессор.

Принятие Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 119-ФЗ "Об аудиторской деятельности" <*> и утверждение на его основе Правительством РФ Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности <**> поставили перед наукой предпринимательского права ряд серьезных юридических проблем.

<*> СЗ РФ. 2001. N 33 (ч. 1). Ст. 3422 (в ред. Федеральных законов от 14 декабря 2001 г. N 164-ФЗ и от 30 декабря 2001 г. N 196-ФЗ).
<**> СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3797; 2003. N 28. Ст. 2930; 2004. N 42. Ст. 4132.

  1. Что означает, что нормы законодательства об аудиторской деятельности, содержащиеся в других федеральных законах, должны соответствовать этому Закону? Сама по себе идея, п. 2 ч. 2 ст. 3 Гражданского кодекса РФ о соответствии норм гражданского права, содержащихся в других законах, ГК РФ, во многих случаях приводит к тупиковым, неразрешимым ситуациям. Гражданское законодательство, построенное по принципу "все разрешено, что прямо не запрещено законом", не должно содержать правило, аналогичное п. 2 ч. 2 ст. 3 ГК РФ. Подобный пример оказался заразительным. Какое правовое значение имеет приведенная норма Федерального закона "Об аудиторской деятельности"? В Федеральном законе "Об акционерных обществах" предусмотрено, что аудитор осуществляет проверку финансово-хозяйственной деятельности общества в соответствии с правовыми актами Российской Федерации на основе заключенного с ним договора. Не может оказать норма Закона "Об аудиторской деятельности" правоприменяющее значение и на другие законы, где говорится о необходимости проведения аудиторской проверки. Выходит, что анализируемая норма Закона об аудите лишь обозначает значение этого Закона, не имея никакого правоприменяющего значения.
  2. В п. 3 ст. 9 Закона об аудите установлено, что Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности являются обязательными для аудиторских организаций, индивидуальных предпринимателей, а также для аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они имеют рекомендательный характер. Проанализируем с точки зрения ГК РФ, насколько правила (стандарты), утвержденные Правительством РФ, соответствуют нормам гражданского законодательства. Правило (стандарт) N 12 устанавливает единые требования согласования условий проведения аудита с аудируемым лицом. Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. С точки зрения интересов аудитора и аудируемого лица целесообразно заблаговременное подписание договора оказания аудиторских услуг. Возникает вопрос, кто должен подписать этот договор со стороны аудируемого лица. Закон об акционерных обществах к компетенции общего собрания акционеров относит утверждение аудитора общества (пп. 10 п. 1 ст. 48), а пп. 10 п. 1 ст. 65 предусматривает, что определение размера оплаты услуг аудитора осуществляется советом директоров акционерного общества. Трудно представить, как можно подобрать квалифицированного аудитора, если рекомендации о размере оплаты аудитора решает совет директоров общества. Получается на деле несогласование данных положений Закона "Об акционерных обществах", что на практике ведет к явному ущемлению прав высшего органа управления акционерным обществом. Отмеченное несоответствие между назначением аудитора и оплатой его услуг достигает практически неразрешимого противоречия, если созывается в соответствии со ст. 55 Закона об акционерных обществах внеочередное общее собрание акционеров. Закон об аудите этот вопрос не решает, хотя именно в пределах его правового поля он должен быть разрешен.
  3. Правило (стандарт) N 12 решает вопрос о содержании договора об оказании аудиторских услуг. В ст. 6 стандарта указываются:
  • цель аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • ответственность руководства аудируемого лица за подготовку и представление финансовой (бухгалтерской) отчетности;
  • объем аудита;
  • аудиторское заключение;
  • информация о том, что в связи с применением в ходе аудита выборочных методов тестирования и другими свойственными аудиту ограничениями наряду с ограничениями, присущими системам бухгалтерского учета и внутреннего контроля аудируемого лица, имеется неизбежный риск того, что некоторые, в том числе существенные, искажения финансовой (бухгалтерской) отчетности могут остаться необнаруженными;
  • требование обеспечения свободного доступа ко всей бухгалтерской документации и другой информации, запрашиваемой в ходе проведения аудита;
  • цена проведения аудита, а также порядок признания услуги оказанной и порядок расчетов.

В других нормах рассматриваемого стандарта предусмотрены и другие условия договора оказания аудиторских услуг, которые, пользуясь понятием ГК РФ, можно назвать существенными.

Непонятно для юриста положение рассматриваемого стандарта N 12, когда аудируемое лицо просит изменить его условия, предусматривающие более низкий уровень уверенности в достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности, чем разумная уверенность. Представляется, что такой нормы не должно быть в стандарте. Если аудируемое лицо не понимает характер аудита или сопутствующие ему услуги и т.п., то сторонам следует расторгнуть заключенный договор, взыскав с аудируемого лица проведенные аудитором затраты.

  1. Приведенные выше обязательные условия договора оказания аудиторских услуг заставляют усомниться в их правомерности, поскольку аудитор как предприниматель должен согласно п. 3 ст. 401 ГК РФ нести повышенную ответственность перед аудируемым лицом. Ведь суть аудиторской проверки заключается не в том, чтобы, руководствуясь ограничениями, существующими в системах бухгалтерского учета, или неверно выбранными методами тестирования, практически в любом случае уйти от гражданско-правовой ответственности перед аудируемым лицом. Лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, отвечает и за случай, т.е. до пределов непреодолимой силы, т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. На наш взгляд, аудитор обязан обнаружить ошибки, а также недобросовестные действия.

Правило (стандарт) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" ошибку определяет как непреднамеренное искажение финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе неотражение какого-либо числового показателя или нераскрытие какой-либо иной информации. Есть полное основание рассматривать необнаружение ошибки как профессиональную неподготовленность аудитора и в этом случае возлагать все имущественные последствия, убытки на аудитора. Пункт 10 Правила (стандарта) N 13 "Обязанности аудитора по рассмотрению ошибок и недобросовестных действий в ходе аудита" о том, что "руководство аудируемого лица и представители собственника в соответствии с законодательством Российской Федерации несут ответственность за предоставление и обнаружение недобросовестных действий и ошибок" должен быть изъят из данного Постановления Правительства РФ. Подобное правило создает полную безнаказанность аудитора за проведение аудиторской проверки, поскольку он, как специалист своего дела, должен их обнаруживать и устранять. Не случайно, что, обнаружив (или когда он должен обнаружить) ошибку, аудитор должен на это указать при подготовке аудиторского заключения.

Иная ситуация возникает при недобросовестном поведении аудиторской организации, т.е. когда одним или несколькими лицами из числа представителей собственника, руководства или сотрудников аудируемого лица или третьих лиц с помощью незаконных действий (бездействия) извлекаются… незаконные действия. В этом случае аудиторская организация не может занимать позицию невмешательства. Если нарушения в ведении бухгалтерского учета достаточно ясно проступают при проведении аудиторской проверки, аудиторская организация должна отказаться от проведения аудита и сообщить в правоохранительные органы.

  1. Вызывает сомнение и содержание Правила (стандарта) N 14 "Учет требований правовых актов Российской Федерации". Содержание данного правила со всей очевидность свидетельствует, что ряд положений вряд ли можно назвать нормами права. Это, скорее, методические рекомендации или пожелания. Например : "…однако нельзя ожидать, что аудит выявит все случаи несоблюдения законодательства. Выявление случаев несоблюдения законодательства независимо от их существенности ставит под сомнение честность и порядочность руководства и сотрудников аудируемого лица и требует анализа возможных последствий в отношении и других вопросов аудита".

Все это с очевидной убедительностью подтверждает, что не могут правила поведения, санкционированные государством, даже в такой форме считаться нормами права. В данном случае налицо ничем не прикрытая безнаказанность, и прежде всего имущественная, когда аудиторская организация совершает оплачиваемые юридические действия, не неся за них никакой правовой ответственности.

  1. Вызывает возражения трактовка ряда положений Правила (стандарта) N 14 "Учет требований нормативных правовых актов Российской Федерации в ходе аудита". Прежде всего, нельзя согласиться с тем, что "нельзя ожидать, что аудит выявит все случаи несоблюдения законодательства Российской Федерации". Как известно, целью аудита является выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствия порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации (п. 3 ст. 1 Закона об аудите). Поэтому аудитор должен знать все новейшее законодательство о бухгалтерском учете, и никаких пропусков в несоблюдении или незнании норм быть не может. Далее, действительно в ходе аудиторской проверки могут возникнуть такие операции аудируемого лица, которые явно выходят за рамки профессиональной компетенции аудитора. Дать юридическую оценку, а тем более прибегать к услугам опытного квалифицированного юриста или обращаться в суд за разрешением подобной ситуации нет никакой необходимости. Это действие или бездействие аудируемого лица можно оставить без всякой юридической оценки, указав это в самом аудиторском заключении.

Как правильно отмечается в п. 6 анализируемого стандарта, "аудитору следует уделить особое внимание на аудит нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих порядок ведения бухгалтерского учета и подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности".

Безусловно, проведение обязательного аудита можно рассматривать в качестве сдерживающего фактора для несоблюдения аудируемым лицом законодательства Российской Федерации. К сожалению, предпринимательское законодательство настолько обширно и противоречиво, что аудиторские процедуры, предусмотренные п. 18 и 19 Правила (стандарта) N 14, вряд ли достигнут того эффекта, на который они рассчитаны. Запрос руководства аудируемого лица о соблюдении им в своей деятельности норм соответствующих нормативных правовых актов вряд ли даст правдивую картину о состоянии законности на данном предприятии (организации). Притом можно отказаться от выполнения этого требования аудитора, так как в компетенцию аудиторской организации такое полномочие не входит в соответствии с законом.

Мною рассмотрены лишь отдельные вопросы Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности, утвержденных Правительством РФ. Эти Правила, как было уже сказано, обязательны для аудиторских организаций и аудируемых лиц, за исключением положений, в отношении которых указано, что они носят рекомендательный характер (п. 3 ст. 9 Закона об аудите). Данный пункт Закона во многом ослабил применимость этих правил, поскольку одна из сторон в договоре оказания аудиторских услуг может сослаться на рекомендательный характер того или иного правила.

Представляется, что после нескольких лет применения Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности необходимо вернуться к их содержанию и дать более четкие формулировки.

Аудит

Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности, утвержденные Правительством РФ.

3. Отраслевые нормативные акты:

Внутренние правила (стандарты), действующие в аккредитованных профессиональных аудиторских объединениях;

Кодекс профессиональной этики аудиторов.

Внутрифирменные правила (стандарты) аудиторской деятельности, действующие в аудиторской организации, у индивидуального аудитора.

Основным нормативным актом, регулирующим аудит в России, является Федеральный закон «Об аудиторской деятельности». В нем дано понятие аудита, аудиторских услуг, определены права, обязанности, ответственность аудируемых лиц, аудиторской организации; раскрыты требования по аттестации; определены органы, на которые возложены контрольные функции за соблюдением требований законодательства в области аудита.

Контроль за соблюдением норм законодательства, стандартов аудита и профессиональной этики может осуществляться как уполномоченным государственным органом, так и профессиональными аудиторскими объединениями.

К органам, осуществляющим контроль за аудиторской деятельностью в России, относятся:

Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, определенный Правительством РФ;

Профессиональные аудиторские объединения.

В соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» на уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в лице Минфина России возложены следующие функции:

Издание нормативных актов в пределах своей компетенции;

Организация разработки и представления на утверждение Правительству РФ правил (стандартов) аудиторской деятельности;

Организация системы аттестации, обучения, повышения квалификации;

Осуществление контроля за соблюдением федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности.

Профессиональные аудиторские объединения в соответствии с законом

являются саморегулируемыми и создаются с целью обеспечения условий аудиторской деятельности своих членов, осуществления контроля за качеством выполняемых ими профессиональных услуг, защиты их интересов, действуют на некоммерческой основе.

В соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» большая роль в организации внешнего контроля качества и развитии аудита в России предоставляется профессиональным аудиторским объединениям.

Цель и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) – деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит – независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Цель аудита изложена в ФПСАД № 1 «Цель и основные принципы ФБО». Цель аудита – выражение мнения о достоверности ФБО аудируемых лиц и о соответствии порядка ведения БУ законодательству РФ.

Под достоверностью понимается степень точности данных ФБО, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц.

Аудиторскую проверку осуществляют в соответствии с законом аудиторские организации, т.е. коммерческие организации, являющиеся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Коммерческая организация приобретает право осуществлять аудиторскую деятельность с даты внесения сведений о ней в реестр аудиторов и аудиторских организаций СРО, членом которой такая организация является.

В соответствии с ФПСАД № 1 при выполнении своих профессиональных обязанностей аудитор должен руководствоваться нормами, установленными профессиональными аудиторскими объединениями, а также этическими принципами:

Независимость — это обязательность отсутствия у аудитора при формировании его мнения финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности в делах проверяемого экономического субъекта, превышающей отношение по договору на осуществление аудиторских услуг, а также какой-либо зависимости от третьих лиц;

2. Честность – это обязательная приверженность аудитора профессиональному долгу и следование общим нормам морали;

3. Объективность – это обязательность непредвзятости, беспристрастности и неподвластности какому-либо влиянию при рассмотрении любых профессиональных вопросов и формировании суждений, выводов и заключений;

4. Профессиональная компетентность и добросовестность.

Профессиональная компетентность - это обязательное владе­ние необходимым объемом знаний и навыков, позволяющее аудитору квалифицированно и качественно оказывать профессио­нальные услуги.

Добросовестность – это обязательное оказание аудитором профессиональных услуг с должной тщательностью, внимательностью, оперативностью и надлежащим использованием своих способностей.

Вопрос 5. Государственное регулирование аудиторской деятельности

Конфиденциальность – это обязанность аудиторов обеспечивать сохранность документов, получаемых или составляемых ими в ходе аудита, не передавать эти документы или их копии третьим лицам и не разглашать содержащиеся в них сведения без согласия собственника экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

6. Профессиональное поведение – это соблюдение приоритета общественных интересов и обязанность аудитора поддерживать высокую репутацию своей профессии, воздерживаясь от совершения поступков, не совместимых с оказанием аудиторских услуг и способных снизить уважение и доверие к профессии аудитора, нанести ущерб ее общественному имиджу.

Нормы профессионального поведения обязательны для соблюдения аудиторами и аудит. организациями и определены Кодексом этики аудиторов.

Требования к независимости определены и в ФЗ № 307.

Аудиторская организация и ее работники обязаны сохранять аудиторскую тайну.

Аудиторскую тайну составляют любые сведения и документы, полученные и/ или составленные аудит. организацией при оказании аудиторских услуг.

К сопутствующим аудиту услугам относятся обзорные проверки, согласованные процедуры и компиляция финансовой информации.

Целью обзорной проверки ФБО является предоставление аудитору возможности определить на основе процедур, которые предоставляют не все доказательства, требующиеся для аудита, не привлекло ли внимание аудитора что-либо, что заставило бы его предполагать, что ФБО не была составлена во всех существенных отношениях в соответствии с установленными требованиями к ее составлению. Обзорная проверка включает в себя в основном запросы и аналитические процедуры, направленные на общую проверку надежности предпосылок составления ФБО, за которые отвечает сторона, составляющая отчетность.

В случае выполнения согласованных процедур аудитора нанимают для проведения процедур аудиторского характера, по которым было достигнуто согласие между аудитором, хозяйствующим субъектом и третьими лицами, а также для подготовки отчета об отмеченных фактах.

В случае компиляции финансовой информации аудитор нанимается для использования специальных знаний по БУ с целью сбора, классификации и обобщения финансовой информации.

Аудит кредитов и займов.

Цель аудита кредитов и займов — формирование мнения о достоверности БФО по статьям долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы и соответствие порядка осуществления операций по ним действующему законодательству.

Источниками информации для аудита кредитов и займов служат: учетная политика экономического субъекта; выписки банка; платежные поручения; кредитные договоры; договоры займа; договоры залога; дополнительные соглашения к кредитным договорам; первичные документы по разделу учета; регистры синтетического и аналитического учета по разделу учета; БФО.

Кредитные договоры и договоры займа должны соответствовать требованиям Гражданского кодекса РФ. При выдаче кредита оформляется также договор о залоге, который должен быть составлен в соответствии с требованиями Закона РФ.

В ходе проверке аудитор проверяет правильность отражения операций на счетах 66 «Расчеты по краткосрочным кредитам и займам», 67 «Расчеты по долгосрочным кредитам и займам».

Аудиторские процедуры:

1. проверка правильности отнесения полученных кредитов к краткосрочным и долгосрочным;

2. проверка наличия и правильности заполнения всех реквизитов кредитного договора;

3. проверка использования организаций основных нормативных документов по учету кредитов и займов (План счетов бухгалтерского учета, Инструкция ЦБ РФ «О порядке кредитования предприятий и организаций»).

проверка правильности отражения операций на счетах БУ;

5. проверка правильности отражения предприятием вместе с остатками не погашенных кредитов причитающихся банкам процентов;

6. проверка ведения аналитического учета по заимодавцам и срокам погашения кредита.

Аудит расходов организации.

Цель аудита расходов - выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности по расходам и соответствии ведения их учета требованиям нормативных актов.

Согласно п. 16 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы признаются в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

а) расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных актов, обычаями делового оборота;

б) сумма расхода может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

Если в отношении любых расходов, осуществленных организацией, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в БУ организации признается дебиторская задолженность.

Источниками используемой информации при аудите расходов являются: государственные нормативные акты; договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность; разъяснения руководства аудируемого лица, заключения экспертов, результаты проверок контролирующих организаций, рабочие документы аудитора при повторяющемся аудите.

При аудите расходов проверяют бухгалтерские счета: по которым непосредственно отражаются операции по формированию расходов счета 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательное производство», 25 «ОПР», 26 «ОХР», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»; а также счета 02 «Амортизация основных средств», 04 «НМА», 05 «Амортизация НМА», 10 «Материалы», 28 «Брак в производстве», 43 «Готовая продукция», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов и платежей», 97 «Расходы будущих периодов» и др.

Нормативные акты, используемые в аудите расходов

Аудит доходов организации.

Цель аудита доходов - выражение мнения о достоверности показателей в финансовой отчетности по доходам и соответствии ведения их учета требованиям нормативных актов.

При аудите доходов аудитору необходимо учитывать, что в соответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в БУ при наличии следующих условий:

а) организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

б) сумма выручки может быть определена;

в) имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации;

г) право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком;

д) расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в БУ организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.

Источниками используемой информации при аудите доходов являются:

государственные нормативные акты; договорная документация, первичные учетные документы, учетные регистры, финансовая отчетность; разъяснения руководства аудируемого лица, результаты проверок контролирующих организаций, аудиторское заключение предыдущего аудитора при первоначальном аудите.

При аудите доходов проверяются бухгалтерские счета: по которым непосредственно отражаются операции по формированию доходов 90 «Продажи», 91 «Прочие доходы и расходы»; а также 43 «Готовая продукция», 68 «Расчеты по налогам и сборам», 98 «Доходы будущих периодов» и др.

Аудиторские процедуры:

1) проверка правильности отражения на счете 90 дохода от обычных видов деятельности, а также на счете 91 прочих доходов;

2) проверка правильности отражения сумм доходов будущих периодов и их своевременного списания на финансовый результат отчетного периода;

3) проверка правильности учета курсовых разниц;

4) проверка отражения на счете 91 доходов от сдачи имущества в аренду

своевременно (в соответствии с договором); отражение износа основных средств, переданных в аренду, по дебету счета 91;

5) оценка правильности отражения в учете доходов по ценным бумагам и прочим финансовым вложениям.

Аудит

Правовые основы аудиторской деятельности в Российской Федерации.

Для осуществления аудита требуются наличие нормативных актов и система органов, на которые возложены контрольные функции по проверке соблюдения аудиторами требований законодательства РФ.

Аудиторскую деятельность регулируют следующие нормативные акты.

1. Законы и иные нормативные акты РФ:

Иные нормативные акты, не противоречащие Федеральному закону № 307-ФЗ.

Анализ основных аспектов аудита операций с нематериальными активами в соответствии с требованиями законодательства РФ

1.3 Основные законодательные и нормативные документы, используемые при аудите нематериальных активов

Аудиторская проверка операций с нематериальными активами проводится на основе следующих законодательных и нормативных документов, формирующих информационную базу проверки…

Аудит по учету и использованию финансовых результатов

4. Основные нормативные документы по аудиторской проверке

1. Бухгалтерский баланс — Форма №1 2. Отчет о прибылях и убытках — Форма №2 3. Отчет об изменение капитала — Форма №3 4. Отчет о движении денежных средств — Форма №4 5. Приложение к бухгалтерскому балансу — Форма №5 6…

Аудит расчетов с дебиторами и кредиторами в ООО «Изол»

1.1 Законодательные и нормативные документы, используемые при проведении проверки

аудит расчет дебитор кредитор Для данной темы приняты к сведению следующие законодательные акты: — Федеральный закон от 30 декабря 2008 г. N 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (с изменениями и дополнениями); — Постановлением Правительства РФ от 23.09…

Аудит учета операций по расчетам по заработной плате рабочих и служащих

2.1 Нормативные документы, используемые при аудите

В соответствии с п. 1 ст. 1 ФЗ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» «аудиторская деятельность…

1.2 Бухгалтерский учет расчетов по оплате труда и используемые документы

В российском бухгалтерском учете труда и его оплаты приходится использовать в своей работе массу нормативных документов: Трудовой кодекс Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, Налоговый кодекс Российской Федерации…

Аудиторская проверка расчетов по оплате труда

2.1 Аудиторские процедуры, используемые при проверке расчетов по оплате труда

Цель аудита расчетов с персоналом по оплате труда заключается в проверке соблюдения действующего законодательства о труде, правильности начисления заработной платы и удержаний из нее…

Виды аудита.

Критерии обязательности аудиторской проверки

2.2 Нормативные документы и источники информации, используемые при аудиторской проверке

При аудите операций по поступлению нематериальных активов, аудитор руководствуется следующими нормативными документами: — Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 30.12.2012, с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01…

Методика аудиторской проверки учета расчетов с подотчетными лицами

1.2 Основные законодательные и нормативные документы объекта аудиторской проверки

1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.12.2012) (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.01.2013). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012). 3…

Организация и методика проведения общего аудита

2. Отраслевые нормативные документы и материалы, методические рекомендации по проведению аудиторской проверки

Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 30 декабря 2008 года №307-ФЗ В Российской Федерации система нормативного регулирования аудиторской деятельности состоит из пяти уровней…

1. Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.2008г. Об аудиторской деятельности. 2 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. (ред. от 28.11.2011) 3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11…

Ответственность аудиторов и аудиторских организаций. Страхование ответственности

2.3 Нормативные документы, используемые при аудите учета готовой продукции

Федеральный закон №307-ФЗ от 30.12.2008г. Об аудиторской деятельности. 2 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 21.11.96 г. № 129-ФЗ. (ред.

Государственное регулирование аудиторской деятельности

от 28.11.2011) 3. «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 30.11…

Понятие и классификация расходов по обслуживанию производства и управления

3.2 Первичные документы, используемые для отпуска и учета материалов

При поступлении материалов на склад ООО «Промстрой» от поставщиков составляется приходный ордер (форма М-4) на фактическое количество поступивших материальных ценностей материально ответственным лицом в одном экземпляре в день поступления…

Понятия, задачи, особенности и перспективы развития бухгалтерского учета

2.3 Основные нормативные документы, используемые в управленческом учете

1. Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». 2. Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации (утверждено приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34 н…

Разработка программы и методики аудиторской проверки операций по движению товарно-материальных ценностей. Выявление типичных ошибок и способы их исправления

1. Нормативные документы и источники информации, используемые при аудите товарно-материальных ценностей

Нормативная база — это совокупность документов, определяющих нормативное регулирование процедур по приобретению, хранению, использованию материально-производственных запасов и налогообложению хозяйственных операций

Формирование системы учета и документооборота на складе

1.2 Документы, используемые при работе с товарами

В зависимости от назначения документы, обрабатываемые на складе, можно отнести к внешним и внутренним документам. К внешним относятся такие документы, которые используются двумя или несколькими компаниями…

Сведения об аудиторской деятельности за 2017 год (форма N 2-аудит) необходимо предоставить в Минфин России не позднее 1 марта 2018 года

<Письмо> Минфина России от 23.01.2018 N 07-04-24/3371 "О предоставлении сведений об аудиторской деятельности (форма N 2-аудит)"

Сведения по форме N 2-аудит можно представить в электронном виде.

Минфин России напоминает, что указанный сервис реализован в рубрике "Личный кабинет Аудитора" раздела "Аудиторская деятельность" на официальном сайте Минфина России (www.minfin.ru) путем заполнения электронной формы в интерактивном режиме.

Форма N 2-аудит и указания по ее заполнению размещены на официальном сайте Минфина России в рубрике "Аудиторская деятельность — Общая информация — Деятельность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов — Отчетность аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов".

Перейти в текст документа »

Дата публикации на сайте: 25.01.2018

В.Т. Батычко
Предпринимательское право в вопросах и ответах
Краткие ответы на контрольные вопросы. Таганрог: ТРТУ, 2005.

32.

Правовое регулирование аудиторской деятельности

Развитие рыночных отношений, международных экономических связей, укрепление акционерных форм собственности, банковского и страхового дела вызвали необходимость создания системы аудита в нашей стране.

Аудиторская деятельность представляет собой проверку бухгалтерской, финансовой отчетности предприятий, налоговых деклараций, платежно-расчетных и других документов с целью установить достоверность, полноту и точность отражения соответствующей информации, а также определить соответствие совершенных финансовых и хозяйственных актов действующему в России законодательству.

Потребность в независимом органе, способном выполнять такие функции, возникла в связи с необходимостью обеспечить правильное ведение бухгалтерского учета и отчетности всеми хозяйствующими субъектами независимо от формы собственности и организационно-правовых форм предприятий для удовлетворения законных налоговых, информационно-статистических и иных требований государства, региона, социальных фондов, организаций, лиц, связанных с проверяемым субъектом соответствующими правоотношениями.

Начало правовой базы аудиторской деятельности было положено изданием Указа Президента РФ от 22 декабря 1993 года № 2263 «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации», которым утверждены Временные правила аудиторской деятельности в РФ. Нормы о проведении аудиторских проверок содержатся также в Законе «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ (в ред. от 24 мая 1999 года), Законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ (в ред. Федерального закона от 23 июля 1998 года № 123-ФЗ) и других нормативных актах.

Основными целями аудиторской деятельности являются:

Установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов. Достоверность представляет собой форму обнаружения истины, обоснованную каким-либо способом. Основой достоверности бухгалтерской отчетности является отсутствие существенных нарушений установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности. Подтверждение аудитором соответствия осуществления данной финансовой деятельности предприятия установленным нормам является условием признания достоверности отчетности;

Установление соответствия совершенных экономическими субъектами финансовых и хозяйственных операций нормативные актам, действующим в Российской Федерации. При проведении аудиторской проверки аудиторы свободны в выборе изучаемых проблем. Руководителю и иным должностным лицам проверяемого субъекта запрещается предпринимать любые действия с целью ограничения круга вопросов, подлежащих выяснению при проведении аудиторской проверки.

Аудит может проводиться:

физическими лицами, осуществляющими самостоятельную предпринимательскую деятельность и зарегистрированными в качестве таковых;

юридическими лицами (аудиторскими фирмами), которые регистрируются как предприятия независимо от формы, вида собственности (в том числе иностранные и созданные совместно с иностранными юридическими и физическими лицами) любой организационно-правовой формы, предусмотренной законодательством РФ, за исключением формы акционерного общества открытого типа.

Порядок проведения аттестации на право осуществления аудиторской деятельности утвержден Правительством РФ 6 мая 1994 года (в ред.

Организация проведения аттестация возложена:

На Министерство финансов РФ — по аудиту предприятий, объединений, товарных и фондовых бирж, инвестиционных, пенсионных, общественных и других фондов, а также граждан, осуществляющих самостоятельную предпринимательскую деятельность;

На Федеральную службу России по надзору за страховой деятельностью — по аудиту страховых организаций и обществ взаимного страхования;

На Центральный Банк РФ — по аудиту банков и кредитных учреждений, а также их союзов и ассоциаций.

Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности предусматривает сдачу за определенную плату претендентом квалификационного экзамена специально созданной аттестационной комиссии. К аттестации допускаются лица, удовлетворяющие следующим требованиям: претенденты должны иметь высшее либо среднее специальное экономическое либо юридическое образование, специальный стаж работы не менее трех лет из последних пяти (в качестве аудитора, бухгалтера, экономиста, научного работника или преподавателя по экономическому профилю и т. д.), не иметь судимости с применением наказания в виде лишения права деятельности в сфере финансово-хозяйственных отношений (в течение отбывания наказания и до снятия судимости).

В соответствии с п. 13 Временных правил аудиторской деятельности аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право:

Самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки, исходя из требований нормативных актов;

Проверять у экономических субъектов документацию о финансово-хозяйственной деятельности, получать разъяснения и дополнительные сведения, необходимые для проверки;

Получать по письменному запросу необходимую информацию от третьих лиц;

Привлекать в случае необходимости на договорной основе к участию в проверке других аудиторов или иных специалистов.

Правила (п. 14) предусматривают широкий круг обязанностей для аудиторов (аудиторских фирм):

Неукоснительно соблюдать при осуществлении аудиторской деятельности требования законодательства. За невыполнение этой обязанности на них налагается ответственность в установленном порядке;

Немедленно сообщать заказчику о наличии обстоятельств, делающих невозможным проведение им проверки, о необходимости привлечения к проверке дополнительных аудиторов;

Обеспечивать сохранность документов, полученных и составляемых ими в ходе аудиторской проверки, и не разглашать их содержания без согласия собственника (руководителя) экономического субъекта, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами РФ;

Предоставлять экономическому субъекту по его требованию (корреспондирующее право) исчерпывающую информацию о требованиях законодательства, касающихся аудита, а после ознакомления с заключением аудитора — о нормативных актах, на которых основываются изложенные замечания и выводы;

Квалифицированно проводить аудиторские проверки, а также оказывать иные аудиторские услуги.

Результатом аудиторской проверки является заключение аудитора (аудиторской фирмы).

Этот документ имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления и судебных органов. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) по результатам проверки, проведенной по поручению государственных органов, приравнивается к заключению экспертизы.

Заключение состоит из трех частей: вводной, аналитической и итоговой.

Во вводной части указываются все реквизиты аудитора (аудиторской фирмы).

В аналитической части указываются:

Наименование экономического субъекта, период деятельности, за который проводилась проверка;

Результаты экспертизы организации бухгалтерского учета, составления соответствующей отчетности и состояния внутреннего контроля;

Факты выявленных существенных нарушении установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, влияющих на ее достоверность, а также нарушений законодательства РФ при совершении хозяйственно-финансовых операций, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников экономического субъекта, государства и третьих лиц.

В итоговой части содержится запись о подтверждении достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономического субъекта.

Именно эту часть заключения экономический субъект обязан предоставлять заинтересованным лицам, поскольку в ней в концентрированном виде дается оценка его хозяйственной деятельности и ведения финансового учета.

Выводы, изложенные в итоговой части аудиторского заключения, представляют публичный интерес для государства и частный — для самого предприятия, нуждающегося в знании истинного положения финансовых дел.

Особенности российского аудита

Аудит осуществляется в интересах собственников средств производства, с целью защиты их имущественных интересов. Для успешного проведения аудита нужна хорошая нормативная база и ответственность аудиторов, как субъектов профессиональной деятельности. Аудиторы имеют право самостоятельно выбирать формы и методы работы, исходя из нормативных актов РФ и условий конкретного договора. Экономический субъект по отношению к аудитору должен выполнять обязательства по созданию необходимых условий для проведения аудита, предоставлять всю требуемую информацию и отвечать за ее достоверность. Аудиторы несут ответственность за эффективность применяемых форм и методов проверки и аудиторское заключение, которое выдается аудиторам по результатам проверки. Если же проверка проведена не качественно, то клиент может не оплачивать выполненную работу. Этот вопрос можно решить в досудебном порядке. Подать заявление можно в орган, выдавший лицензию на проведения аудита или в Арбитражный суд. Для проведения аудита необходимо заключать договор на проведение аудиторских услуг, в котором должны быть обязательства клиента по оплате аудиторских услуг, в независимости от выводов, содержащихся в аудиторском заключении. Факт выполнения аудиторской проверки подтверждается аудиторским заключением. Руководства и регулирование аудиторской деятельности в РФ возложено на Комиссию при Президенте РФ. Это коллегиальный орган, который организует, в первую очередь, защиту интересов государства, затем экономических субъектов, потом аудиторов и аудиторских фирм. Аудиторская проверка проводится с использованием аудиторских стандартов, которые разработаны на основе международных стандартов (МСА) и с учетом российского менталитета.

Особенность РФ: стандарты издаются не профессиональными организациями, а Минфином, ЦБ и Федеральной службой РФ по надзору за страховой деятельностью.

Осуществляется по трем уровням:

1.Государственное регулирование осуществляется ФЗ об аудиторской деятельности РФ, принят 27.08.2001 г. В соответствии с этим законом создан федеральный орган для регулирования аудиторской деятельности, а также оговариваются условия деятельности аудиторских организаций и отдельных аудиторов на территории РФ. Негосударственное регулирование осуществляется профессиональными аудиторскими объединениями, в компетенцию которых входит проверка деятельности аудиторов и аудиторских фирм.

2.Система нормативного регулирования с применением аудиторских стандартов. Стандарты должны помочь российским аудиторам конкурировать с иностранными аудиторами.

3.Регулирование аудиторской деятельности с помощью нормативных документов, договоров и соглашений.

⇐ Предыдущая123Следующая ⇒

Государственное регулирование деятельности аудиторских организаций производится вступившим в силу Федеральным законом «Об аудиторской деятельности » (далее Закон). Аудит осуществляется в соответствии с указанным Федеральным законом, который является документом высшего регулирования.

В схему регулирования аудиторской деятельности в России вводится уполномоченный федеральный орган государственного регулирования аудиторской деятельности - Министерство финансов РФ, функции которого определяет «Положение о федеральном органе».

В целях учета мнения профессиональных участников рынка аудиторской деятельности при уполномоченном федеральном органе создан Совет по аудиторской деятельности, в состав которого включаются представители федеральных органов исполнительной власти , осуществляющих регулирование деятельности организаций, подлежащих аудиту. Представительство аккредитованных профессиональных аудиторских объединений в Совете должны составлять не менее 51 % общего состава Совета, что позволит представителям профессии активно участвовать в подготовке и принятии решений.

Важным требованием развития профессии является введение Законом института аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые будут играть значительную роль в процессе регулирования аудиторской деятельности и более эффективного проведения контроля за качеством аудиторских услуг («Аккредитованные профессиональные аудиторские объединения»).

Порядок аттестации на право осуществления аудиторской деятельности регламентируется Законом «Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности».

Новой нормой регулирования аудиторской деятельности является требование о страховании аудиторскими организациями риска ответственности за нарушение договора при проведении обязательного аудита.

На уровне государственного регулирования аудита для повышения его качества проведена стандартизация аудиторской деятельности: разработаны и утверждены Правительством РФ федеральные правила (стандарты) аудита, положениям которых должны следовать все представители этой профессии. Основное назначение правил состоит в закреплении единых основополагающих принципов, определяющих нормативные требования к проведению и оформлению аудита.

Аудиторские организации и индивидуальные аудиторы вправе устанавливать собственные правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые не могут противоречить федеральным стандартам аудиторской деятельности.

Законом предусмотрен жесткий контроль качества работы аудиторских организаций (аудиторов). Статья 21 посвящена ответственности за нарушение законодательства РФ об аудите.

С принятием Федерального закона «Об аудиторской деятельности» российские аудиторы получили уточненную правовую базу. Эффективная реализация Закона должна способствовать дальнейшему развитию и укреплению аудита в России.

При проведении аудиторской проверки необходимо также руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете », ГК РФ и иными нормативными правовыми актами по проведению аудиторской деятельности, изданными в соответствии с Федеральным законом «Об аудиторской деятельности».

Новое на сайте

>

Самое популярное