Домой Альфа Банк Нужно ли платить ребенку деньги за работу или учебу? Отличник в учёбе, не значит отличник по жизни. Каким может быть поощрение

Нужно ли платить ребенку деньги за работу или учебу? Отличник в учёбе, не значит отличник по жизни. Каким может быть поощрение

Как поощрять ребенка за хорошие оценки? Сначала давайте разберемся, какова цель таких поощрений? Родители хотят сказать любимому чаду «Молодец», «Мы гордимся тобой» и в то же время сильнее мотивировать его стремление учиться как можно лучше.

Как правильно выразить свою радость по поводу хорошей учебы?

Чаще всего детям дают за это деньги, объявляют устную благодарность, дарят подарки. Еще один нередко встречающийся вариант – родители не замечают успехи, негативно реагируют только на ухудшение уровня успеваемости.

Давать деньги, с одной стороны, кажется отличным стимулом. И логичным. Ведь взрослым за работу платят, почему бы не приравнять учебу к работе. Да и ребенку нужны же карманные деньги. Так пусть он их «зарабатывает» старанием в учебе, спорте, музыке (если ходит в музыкальную школу) и т.д. Захотел что-то купить – достаточно проявить себя как можно лучше на ниве образования и получить оговоренную сумму. И у родителей просить не нужно, и привыкает сам зарабатывать. Вроде бы и к самостоятельности приучается. С другой стороны, дети – гениальные манипуляторы. Об этом никогда нельзя забывать. Со временем любимое чадо понимает, что с родителями можно поменяться местами в вопросе кто кому предъявляет требования. И отношения будут строиться на уровне: вы мне определенную сумму – я вам хорошую отметку или радующие вас достижения в спорте, музыке и т.д. Нет денег – нет стараний. И что тогда делать?

Может лучше дарить подарки? Конечно, презенты являются приятным событием в жизни ребенка. Под подарками нужно понимать не только желаемую вещь, но и интересные поездки, посещение кино, театров, футбольных матчей и т.д. То есть что-то, что будет для ребенка радостным праздником.

Некоторые родители советуют просто выражать радость по поводу хороших достижений. И не приучать к чему-то большему. Ведь он учится для себя. Интересно, как ребенок может прочувствовать и осознать тезис: «Хорошая учеба нужна тебе. Сможешь поступить в вуз, получить престижную высокооплачиваемую работу». Для постижения всей глубины, мудрости и справедливости этих слов ему просто не хватает жизненного опыта. Удивляет вера родителей в то, что ребенок чувствует и понимает, что учеба нужна именно ему и от приложенных им сейчас стараний зависит его будущее. Любимое чадо учится для вас, чтобы … а далее варианты: чтобы вас порадовать, чтобы вы не злились на него, чтобы не выслушивать ваши надоевшие нотации… Каждый раз это «чтобы» будет разное. Но учится он для вас. Будь его воля, он, может быть, вообще не ходил бы в школу.

Но даже если бы и понимал, картина, скорее всего, существенно не изменилась бы. Почему? Приведем пример. Все родители прекрасно знают, что если они выучат, допустим, иностранный язык, в совершенстве освоят компьютер, то смогут получить еще более «престижную высокооплачиваемую работу» (заметили, это слова родителей, призванные вдохновить ребенка на учебные подвиги). И что? Родители самозабвенно учат и осваивают? Ничуть не бывало! А ведь они, в отличие от ребенка, понимают, насколько это улучшит качество их жизни. Дело в том, что кроме понимания нужны еще целеустремленность и огромная сила воли.

Если же родителям удалось воспитать у любимого чада непреодолимую тягу к новым знаниям, то, возможно, в качестве поощрения достаточно и улыбки, доброго слова. Ведь ребенок уже достаточно мотивирован, ему не нужны дополнительные стимулы для хорошей учебы. За что бы он ни взялся: школьные предметы, музыка, рисование и т.д. – ему все интересно. Для него узнать что-то новое – уже огромная награда, наслаждение. Ну а если и родители довольны при этом – отлично.

Так может быть самое правильное – использовать разные поощрения, неожиданные для ребенка: и деньги, и выражение радости и гордости за успехи любимого чада, и покупка чего-то очень желаемого им, и осуществление мечты (например, съездить на море, в другую страну и т.д.)? Как вы считаете?

Что делать, если ребенок приносит из школы плохие отметки? Многие родители нашли простой и действенный способ мотивации - платить за «четверки» и «пятерки». Тем же методом не первый год пользуются в Нью-Йорке и Вашингтоне - там школьникам платят мэрии. Почему же товарно-денежные отношения в семье негативно оцениваются психологами?

Главные аргументы сторонников «платежной системы»:

1. Учеба - это работа

Один из главных доводов сторонников материального стимулирования: «Учеба для ребенка - как работа для взрослого, труд должен оплачиваться».

- Ученик должен понимать, что в первую очередь ему самому необходимы знания, - Елена Бодрова, заместитель директора по учебной работе, -и аналогии с работой проводить не следует. Работникам платит работодатель, платит за предоставленные услуги, а кому и какие нужные услуги оказывает школьник? Поощрять ребенка за старание нужны, но поощрение не должно быть материальным, ребенок не должен получать по сто рублей за каждую четверку.

Как вариант: можно объявить, что учеба - это и так обязанность школьника, за исполнение долга денег не платят, но, если ребенок будет стараться и выполнять свои обязанности хорошо, то, по аналогии с работой, такие достижения заслуживают премии.

Важно: продумайте четкий механизм стимулирования - за что именно вы будете платить и в каком объеме: за каждую ли отметку, за отметку ли по в четверти, за общую ли успеваемость, за оценки ли по трудным для ребенка предметам. Как часто будут выдаваться деньги, как вы будете контролировать траты, будут ли штрафы за, например, обман? Иначе школьник обязательно найдет какие-то лазейки в первоначальном договоре и быстро научится зарабатывать деньги не совсем так, как вы планировали.

В этом разделе:
Новости партнеров

Опасность: если вы считаете, что надо платить ребенку за учебу, как за работу, то вы ставите себя в позицию работодателя. Это вам нужно, чтобы ребенок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Согласитесь, такая позиция по отношению к труду и знаниям - не лучшая.

2. Ребенок научится обращаться с деньгами

Действительно, поощряя материально хорошую учебу, вы стимулируете школьника научиться считать деньги, планировать расходы, экономить. Ребенок поймет, что родителям приходится прикладывать усилия, чтобы заработать, начнет ценить подаренные игрушки и книжки.

Важно: даже, если вы платите за хорошие отметки и школьные достижения, не забывайте хвалить ребенка. Никакие деньги не могут заменить похвалы родителей.

Опасность: некоторые дети чрезмерно увлекаются экономией и накоплением денег, проявляют излишнюю жадность или привязанность к деньгам.

3. Деньги - эффективный стимул

Деньги действительно эффективный стимул, интересный современным детям. В первое время после введения оплаты за оценки, ребенок начинает учиться лучше, но постоянно мотивировать только деньгами у вас не выйдет. Это не работает и со взрослыми людьми, что подтверждают результаты исследований, проведенных крупными корпорациями. Одно только финансовое стимулирование приводит к тому, что школьники пытаются обмануть родителей, вписывая в дневник несуществующие пятерки и уничтожая низкие отметки.

Важно: объясните школьнику, почему нужно учиться, вспомните случаи из своей жизни, когда вам пригодились какие-то знания, расскажите, каким образом в дальнейшем знания помогут зарабатывать деньги.

Опасность: если по каким-то причинам у вас не будет денег заплатить ребенку, вы попадете в некую материальную зависимость. Более того - со временем суммы, которые школьник потребует за свои успехи, будут возрастать. Разве вы не хотели попросить у начальства повышения зарплаты?..

Противники системы оплаты оценок говорят о следующих минусах:

1. Неверная мотивация

По сути, оплачивая отметки, родители меняют мотивацию ребенка к учебе с «узнать новое» на «заработать денег». К тому же важность получения знаний отступает перед важностью получения хороших отметок - это далеко не всегда одно и то же. Каждый школьник знает не один способ, как получить «хорошо» или даже «отлично», не обладая знаниями по предмету, значит, оплачивая оценки, мы часто стимулируем ребенка лишь к тому, чтобы продолжать выкручиваться или обманывать учителя. Стоит ли платить деньги за совершенствование хитрости?

Психологи давно заметили, что ни один метод мотивации не дает длительного эффекта, если он навязан сверху. Человек, и взрослый, и ребенок, старается только в том случае, если это нужно ему самому. Не для денег и не для родителя-работодателя.

Надо обязательно поощрять ребенка за то, что он хорошо учится. Это может дать школьнику мотивацию, а также подарит уверенность ему в своих силах. При этом родители смогут гордиться за дочь или сына. Как ребенка поощрить за учебу?

Поощрять за учебу ребенка можно различными способами. Одни родители хвалят за каждую отдельную отметку, кто-то даже с ребенком переходит на денежные отношения, платя за хорошую учебу. Другие родители поощряют покупкой дорогих вещей, а есть и такие, кто отправляет дочь или сына на отдых за границу. Есть множество способов поощрить детей, каждый из них имеет положительные и отрицательные стороны.

Можно ли ребенка поощрять за учебу

Поощрение деньгами

Поощрение деньгами за хорошие оценки используют многие семьи. Родители платят ребенку за полученные четверки и пятерки или платят по результату определенную сумму за оценки в четверти.

Несомненно, это повышает мотивацию ребенка, и он лучше начинает стараться на уроках, успеваемость повышается, улучшается поведение в школе. У таких детей родители считают учебу в школе для ребенка работой, за хорошее выполнение которой, полагается премия.

Все это хорошо, но есть минусы. Такому ребенку придется объяснять, что он учится не ради денег, а чтобы иметь знания, которые пригодятся ему в жизни. Придется поработать над тем, чтобы мотивация ребенка не была ограничена одним желанием заработать.

Как ребенка поощрить за учебу — у ребенка, поощряемого деньгами за учебу может проявиться зависимость — они ходят в школу за деньгами, порой даже с температурой, а также заставляют себя учить предметы, которые не нравятся любой ценой. Некоторые школьники, которым родители платят, проявляют обман, скрытность, отстраняются от одноклассников и замыкаются.

Как поощрить ребенка за учебу — подарки

Дарение подарков тоже является одним из способов родителей поощрить ребенка за учебу. Это достаточно эффективная мотивация для ученика, а также похвала и выражение родительской благодарности за хорошую учебу.

Ученик, знает, что ему в качестве награды пообещали хорошую вещь, о которой он давно мечтал (велосипед, компьютер, телефон, планшет), то он сильно старается, закончить с хорошими оценками оговоренный период учебы. Также, подарком сможет стать разрешение родителей поехать на отдых туда, куда ребенок хочет отправиться.

Важно, чтобы родители могли обязательно выполнить свое, не придираясь в последний момент к мелочам и не отменить свое решение. Так можно навсегда у ребенка отбить мотивацию к учебе и испортить с ним отношения.

Еще статьи на эту тему:

Дети, начиная учиться, начинают осознавать, что учеба является нелегким трудом. Первоклассник, впервые переступая порог школы желает учиться, но такое желание быстро улетучивается…

Итак, вы решили сбросить лишние килограммы, но эти прекрасные мысли прогоняет манящий запах от свежей выпечки…

Чтобы заниматься саморазвитием, надо иметь мотивацию. Только она позволяет человеку максимально открыться, чтобы получить новые знания и не опустить руки перед проблемами…

В качестве стимула применяйте подростковое ощущение взрослости. Чтобы личность развивалась, такие переживания способны оказать огромное влияние. Подростки ощущают…

Перед тысячами родителей встает множество задач, связанных с успешным обучением ребенка. Многие школьники могут успешно учиться только при условии постоянных дополнительных занятий. Неудивительно, что мамы и папы ищут варианты грамотного мотивирования ребенка к учебе.

Стоит ли платить за оценки: мнение экспертов

Часто родители самостоятельно формируют своеобразную «платежную систему» за хорошие оценки. Но что об этом говорят сами педагоги и психологи? Специалисты с профессиональным педагогическим образованием выступают категорически против оплаты мамами и папами хороших отметок. Но почему? Ведь часто родители, которые «за» материальное стимулирование, говорят, что для школьников учеба является по сути той же работой. Именно поэтому они призывают оплачивать сей достойный труд.

Однако такая позиция в корне неверна и ведет к краху. Каждый ученик должен отчетливо осознавать, что хорошие и крепкие знания (а не оценки, полученные за ответы у доски, тесты, диктанты и контрольные работы!) жизненно необходимы ему самому. Не нужно проводить аналогии с работой взрослого человека в данной ситуации. За такой труд работникам платит наниматель, который получает определенную выгоду от проделанной своими подчиненными работы. Школьник учится в первую очередь для себя самого. Да, в определенной степени он работает, но делает это исключительно ради своего же блага и будущего.

Разрабатываем собственную систему стимулирования

Получается, от системы поощрений стоит отказаться вовсе? Нет, психологи и учителя на этом не настаивают и в один голос твердят, что поощрение не должно быть денежным.

решено премировать чадо за достижения в учебе, то не стоит это делать бессистемно. Следует придумать и разработать четкий механизм, который будет учитывать вид стимулирования, его объем, регулярность (за каждую оценку, за общую успеваемость, по итогам четверти).

На заметку: можно ввести систему поощрений, которая будет основываться на стимулировании за получение хороших отметок только по предметам, которые являются наиболее сложными для ребенка.

Не менее важно продумать вопросы контроля за успеваемостью и необходимости введения штрафов. Эти вопросы крайне важны и не стоит их игнорировать, поскольку современные детки весьма сообразительны и изобретательны. Чтобы получить свой «приз», многие из них готовы отыскать лазейки или пойти на откровенный обман.

Каким может быть поощрение?

Если педагоги и психологи настоятельно рекомендуют отказаться от денежного эквивалента, то что же можно придумать? Это могут быть маленькие приятные и неожиданные презенты: новые фломастер и альбом для рисования, предметы одежды или аксессуаров, оригинальные школьные принадлежности и т. д.

Сейчас большой популярностью у детей пользуются «тролластики». Это ластики в виде персонажей мультфильма «Тролли». Основная их функция – помогать детям в учебе, развлекая их при этом. Такие ластики обладают множеством положительных характеристик:

  1. яркая расцветка, поэтому их сложно потерять в школьном рюкзаке;
  2. они необычные и куда интереснее привычных стирательных резинок;
  3. «тролластики» сделаны в виде насадок на карандаши, что облегчает и ускоряет процесс решения задачек по математике и помогает на уроках рисования;
  4. их можно использовать в настольных играх в качестве фигурок.

Ну и плюсом также является то, что их можно получить в подарок буквально в любой «Пятёрочке».

Для справки: фигурки маленьких троллей бесплатно выдают в «Пятёрочке» за каждые 555 рублей в чеке. Также их можно получить за покупку товаров, участвующих в акции, или просто купить на кассе за 49 рублей.

Есть и еще один замечательный вариант стимулирования в учебе. Он подходит семьям, где двое школьников и более. На стене в гостиной или в детской комнате стоит создать специальный стенд. На нем пишутся имена деток. В ходе учебной недели напротив имени каждого ребенка кнопками или магнитами фиксируются вырезанные из бумаги пятерки и четверки. Здоровая конкуренция, азарт, дух соревнования подстегивает деток и заставляет их проявлять больше усердия на занятиях в школе.

Как видно, далеко не всегда стимулирование неотрывно взаимосвязано с финансовым вопросом. Каждый родитель может придумывать свои варианты подарков, исходя из предпочтений ребенка, его вкусов, увлечений и бюджета. Некоторые мамы и папы и вовсе в качестве стимулирования выбирают презенты-эмоции. Это может быть поход в аквапарк, посещение любимого кафе, просмотр нового мультика или детского фильма в кинотеатре. Многие школьники с восторгом воспринимают поощрения в формате похода в зоопарк, творческую мастерскую, дельфинарий или парк аттракционов.

Язык денег – один из тех, которые современные дети учат быстро и абсолютно без принуждения. Практика выдачи карманных денег, поощрение хорошего поведения рублем или преподнесенная бабушкой ко дню рождения кругленькая сумма - все это позволяет ребенку быстро понять выгоду своего личного материального благополучия. Поэтому, когда родители в целях мотивации ребенка к учебе начинают поощрять «пятерки» и «четверки» наличными деньгами, школьник быстро привыкает к новому способу «заработать».

Баш на баш

Принцип рыночных отношений относительно школьных успехов достаточно прост: за каждую хорошую оценку или при успешном завершении четверти/полугодия ребенок получает определенную сумму наличными. Отсчитать купюры дорогому чаду раз в неделю или раз в четверть для многих родителей намного проще , чем тратить ежедневно драгоценные вечерние часы на проверку домашнего задания, обсуждение школьного проекта или контроль, занимается ли ребенок учебой после школы в принципе.

Однако обосновывают свои действия мамы и папы в большинстве случаев не собственной ленью или нехваткой времени, а современным особым отношением к процессу учебы и мотивации. Логика проста. Взрослые работают и получают за это зарплату. Зарплата - основная мотивация для многих, особенно когда работа сложная и не приносит особой радости. Ребенок учится - это его главная «работа», и получать за успехи в ней вознаграждение так же естественно, как получать зарплату. Помимо этого, в школе дети должны готовиться к взрослой жизни, а во взрослом мире деньги играют огромную роль. Чем успешнее бизнесмен, тем больше он зарабатывает. Чем профессиональнее сотрудник, тем больше ему платят. Почему же ребенку не зарабатывать на хороших оценках?

Другой аспект подобного подхода к мотивации школьников: какая сумма будет необходимой и достаточной, чтобы ребенок действительно захотел ее «заработать» и прилагал больше усилий в учебе? А с другой стороны, чтобы эта сумма не была бы в тягость родительскому бюджету? Или другой пример: а все ли пятерки имеют одинаковый «вес»? И по физике, и по физкультуре? Обычно, в каждой семье это решается индивидуально. Важно, переходя на «рыночные отношения», сразу обговорить весь «прайс» с ребенком. Чтобы потом не было неожиданностей, если подросток в один момент придет с вопросом: «Мам, а сколько накинешь за пятерку за полугодовую контрольную по математике?».

Специалисты же утверждают , что использование денег в педагогическом плане - в корне неверное решение. Повышение «выплат» в случае школьных успехов и «урезание» карманных денег в случае неудач нарушает как сам процесс обучения, так и формирования здорового отношения к деньгам. Денежное вознаграждение не может заменить участие родителей в образовательным процессе. Для детей важен не только результат (оценка и вознаграждение), но и сам процесс: обучение и активное участие родителей в нем, их внимание к тому, что происходит с ними в школе. Даже обычный разговор или обсуждение с родителями темы грядущего сочинения, творческого проекта или непонятного материала помогает ребенку «расставить по полочкам» ту кучу знаний, что пытаются передать ему учителя. А, к примеру, объяснение принципа сообщающихся сосудов в исполнении папы и подсобных емкостей на кухне запомнится быстрее и лучше, чем десять раз прочитанный параграф в учебнике.

Противники денежного метода мотивации склонны думать, что ее сторонники - это поголовно занятые родители-бизнесмены или те, кто пытается «откупиться» от ребенка. На самом деле, среди сторонников много и обыкновенных современных родителей, придерживающихся принципа, что ребенок должен знать цену деньгам с раннего возраста. Помимо этого среди приверженцев рыночного отношения с детьми есть и популярные люди, мировые звезды, за поведением которых повторяют и «обычные смертные». Так к примеру топ-модель и четырехкратная мама в одном лице Хайди Клум не только считает верным денежные поощрения, но и сама «платит» своим детям за то, что они едят полезную еду. Каждый стакан овощного сока «стоит» в доме Клум один доллар.

Другой путь распространения рыночных отношений - это сарафанное радио среди детей. Когда один из одноклассников начинает хвастаться полученными за хорошую оценку деньгами перед друзьями, другие дети задаются логичным вопросом «А почему я ничего не получил от своих родителей?». И идея денежных вознаграждений приходит в дом уже с подачи самого ребенка.

«Деньги за успехи - это не метод воспитания, а лишь попытка манипуляции» - категорично заявляет Анреас Энгель, психолог и консультант по вопросам воспитания - «Этот «метод» приводит лишь к собственному спокойствию родителей и кратковременной заинтересованности ребенка. Деньги в принципе играют в нашем обществе большую роль, чем должны. Их переоценивают. Они - средство манипуляции». При этом манипуляция ребенком - это лишь первая стадия, считает специалист. В тот момент, когда ребенок понимает работу принципа вознаграждения, он становится манипулятором сам. Для семей с рыночными отношениями не должно быть неожиданностью, что в один момент ребенок начинает делать все только за вознаграждение: от уборки собственной комнаты до домашнего задания.

Противоположной точки зрения придерживается школьный психолог, психотерапевт и автор популярных книг для родителей Кристина Каниак-Урбан: «Вознаграждение за успехи в учебе это неплохо, главное, чтобы масштаб подобного вознаграждения был подобран индивидуально для каждого ребенка». Тем самым психолог имеет ввиду, что для одного получать только пятерки и четверки в четверти - это привычно, для другого даже тройка по математике - огромное достижение.

Михаэль Фельтен, ученый, педагог с более чем 30-летним стажем и основатель педагогического портала «Родители спрашивают учителей», уверен : «Признание намного эффективнее вознаграждения, в этом вопросе ничего за последние годы не изменилось. Современные родители часто забывают, что все дети по своей природе учатся охотно, процесс познания нового заложен в нас самой природой, поэтому не требует сторонних катализаторов. Однако в чем нуждается каждый ребенок - это в поддержке во время процесса обучения. Желание узнать больше - лучшая самомотивация ребенка. Подбадривание, похвала, признание достижений и выражение родительской гордости за своего ребенка при освоении им новых высот - лучшие методы поддержки школьника». При этом выражение признания по мнению специалиста должно быть не только при блестящих успехах (пятерка за контрольную), но и при любом другом положительном балансе (сегодня в сочинении не 10 ошибок, а всего пять).

А сторонникам теории денежных вознаграждений за оценки по примеру зарплаты за работу взрослого, Михаэль Фельтен возражает, приводя такой пример:

Если сотрудника повысили по службе за заключение особо успешной сделки, то ему не «дарят» дополнительные деньги сверх оговоренного в рабочем договоре. Скорее коллеги сбрасываются на пиво и устраивают небольшой праздник, поздравляя и чествуя счастливчика. Переводя на отношения дети-родители, школьные успехи можно «отметить» не денежным вознаграждением, а совместно организованным праздником или увлекательной семейной поездкой в аквапарк, кино, зоопарк и т. д. Совместное времяпрепровождение также может служить и хорошим утешением в случае неудачного завершения четверти или плохой оценки за важную контрольную (В этот раз не удалось, но мы все равно гордимся твоими стараниями, как насчет совместного похода в кино в качестве утешительного приза?).

Деньги это такой же условный масштаб, как и школьные оценки сами. Поэтому принцип «учиться для знаний, а не для оценок» широко декларируемый родителями в каждом уголке планеты, можно смело применить и к денежным вознаграждениям. Если у родителей получилось донести до своего чада о необходимости образования для получения знаний и навыков, а не только формальных результатов в виде хороших оценок, то и деньги не могут испортить эту систему ценностей. А остаются лишь приятным дополнением к затраченным усилиям в учебе.

Новое на сайте

>

Самое популярное