Домой Банки Кадастровый учет земельных участков.

Кадастровый учет земельных участков.

Рассмотрены теоретические и методические вопросы формирования государственного кадастра недвижимости. Даны анализ создания и развития учетных и регистрационных систем в России, характеристика объектов и субъектов, а также учета земель, регистрации прав на землю; рассмотрены технология ведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости на современном этапе, документы и документационное обеспечение государственного кадастра недвижимости; методики технического и кадастрового учета объектов капитального строительства; вопросы формирования объектов недвижимости и подготовки сведений о них для целей государственного кадастрового учета земель. Рассмотрены методические положения регистрации прав на земельные участки и иные объекты недвижимости, расположенные на них; автоматизация процесса ведения государственного кадастра недвижимости; применение кадастровых сведений в управлении земельными ресурсами; зарубежный опыт создания регистрационных и кадастровых систем.
Данный учебник подготовлен впервые. Соответствует государственному образовательному стандарту по подготовке студентов вузов и учащихся средних учебных заведений и может быть рекомендован для обучения бакалавров и магистров по направлению подготовки 120700 «Землеустройство и кадастры».

6.2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ КАДАСТРОВОГО ДЕЛЕНИЯ ТЕРРИТОРИИ
Под кадастровым делением понимают деление территории на иерархически соподчиненные кадастровые единицы и их нумерацию в целях формирования кадастровых номеров земельных участков. Таким образом, конечная цель кадастрового деления территории - формирование уникальных кадастровых номеров земельных участков. Кадастровое деление заключается в делении всей территории Российской Федерации по иерархии на кадастровые округа, кадастровые районы и кадастровые кварталы.
Процедура формирования кадастрового номера - «имени» земельного участка - была установлена Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 06 сентября 2000 г. № 660 с использованием специального технического деления территории Российской Федерации - кадастрового деления.

Введение.
Глава 1. Нормативно-правовая основа формирования и веления государственного кадастра недвижимости.
1.1. Правовое обеспечение государственного кадастра недвижимости.
1.2. Понятие и классификация объектов недвижимости.
1.3. Организационный механизм ведения государственного кадастра недвижимости.
Глава 2. Формирование экономического механизма управления земельными ресурсами на основе данных государственного кадастра недвижимости.
2.1. Виды операций (сделок) с недвижимостью.
2.2. Основные положения формирования земельной ренты.
2.3. Формирование платного землепользования.
Глава 3. Характеристика земельного фонда страны.
3.1. Распределение земельного фонда по категориям земель и угодьям.
3.2. Распределение земельного 4юнда страны по угодьям.
3.3. Распределение земельного фонда по субъектам прав и формам собственности.
Глава 4. История создания и развития земельно-учетных и регистрационных систем в России.
4.1. Создание учетных и регистрационных систем в России в X-XIX вв.
4.2. Система учета и регистрации земель в социалистический период в России в XX в.
4.3. Развитие государственного земельного кадастра в Российской Федерации.
4.4. Основные положения и понятия формирования государственного кадастра недвижимости России на современном уровне.
Глава 5. Теоретические и методические положения информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости.
5.1. Понятие и содержание информационного обеспечения государственного кадастра недвижимости.
5.2. Информационное взаимодействие органов, ведущих государственный кадастр недвижимости, с другими информационными системами Российской Федерации.
5.3. Создание автоматизированной информационной системы веления государственного кадастра недвижимости.
5.4. Государственный мониторинг земель как основа формирования сведений о состоянии и использовании земель.
Глава 6. Картографическое и геодезическое обеспечение государственного кадастра недвижимости.
6.1. Система кадастровых карт (планов) для целей ведения государственного кадастрового учета земельных участков на уровне муниципального образования.
6.2. Цели и задачи кадастрового деления территории.
6.3. Геодезическое обеспечение государственного кадастра недвижимости.
Глава 7. Осуществление кадастровой деятельности при формировании сведений об объектах недвижимого имущества.
7.1. Понятие и организация кадастровой деятельности.
7.2. Формирование земельных участков как объектов кадастровой деятельности.
7.3. Назначение и содержание межевания земель.
7.4. Требования к оформлению документов для целей государственного кадастрового учета земельных участков.
Глава 8. Ведение государственного кадастра объектов недвижимости.
8.1. Технология государственного кадастрового учета объектов недвижимости.
8.2. Внесение в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.
8.3. Технологические схемы ведения государственного кадастрового учета.
8.4. Предоставление сведений государственного кадастра недвижимости.
Глава 9. Техническая инвентаризация и технический учет объектов капитального
строительства.
9.1. Основные положения государственной технической инвентаризации и технического учета объектов капитального строительства.
9.2. Организация и проведение работ при технической инвентаризации.
9.3. Технический учет объектов капитального строительства. Ведение Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Глава 10. Регистрация прав на земельные участки и объекты недвижимости, расположенные на них.
11.1. Эффективность управления земельными ресурсами несельскохозяйственных территорий.
11.2. Формирование экономического механизма эффективного землепользования
в условиях ограничения режима использования территорий.
11.3. Эффективность формирования экономического механизма управления землями автомобильного транспорта.
11.4. Эффективность организации конкурсов по предоставлению земельных участков в аренду на основе кадастровой информации.
11.5. Эффективность применения ГИС-технологий при ведении государственного кадастра недвижимости, мониторинга и земельного контроля.
Глава 12. Системы кадастра и регистрации прав на недвижимость в зарубежных странах.
12.1. Понятие кадастра недвижимости и его взаимосвязь с системой регистрации прав на объекты недвижимости.
12.2. Особенности ведения кадастровых систем и регистрации прав на землю
в зарубежных странах.
12.3. Основные направления развития кадастровых систем зарубежных стран.
Приложения.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Государственный кадастр недвижимости, Варламов А. А., Гальченко С. А., 2012 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в российской федерации Нормативно-правовые акты, регулирующие земельные правоотношения в Российской Федерации Вопрос: Какое законодательство регулирует земельные правоотношения в настоящее время в Российской Федерации? Ответ: Основным правовым актом, регулирующим земельные и аграрные отношения, является Конституция РФ 1993 года, которая в ст. cт. 9 и... 54597 / Ноя. 7, 2008, полночь

Понятие и функции земли ПОНЯТИЕ И ФУНКЦИИ ЗЕМЛИ Объектом земельного кадастра в любом государстве является его земельный фонд. В жизни современного государства и общества земля имеет важное значение как предел суверенитета государства, как основа жизнедеятельности народов, как природный ресурс, как территориальный базис, как средство... 36257 / Окт. 26, 2011, полночь

Понятие и признаки жилого помещения ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ Понятие жилого помещения также установлено п. 2 СТ. 15 ЖК РФ. Жилым помещением признается изолированное помещение, которое является недвижимым имуществом и пригодно для постоянного проживания граждан. Таким образом, жилое помещение согласно ЖК РФ, обладает целым... 30259 / Апрель 16, 2010, полночь

Норма предоставления и учетная норма площади жилого помещения НОРМА ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ И УЧЕТНАЯ НОРМА ПЛОЩАДИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ В отличие от ЖК РСФСР ЖК РФ не определяет размер минимальной нормы жилой площади. Он вводит новый критерий определения площади жилого помещения, предоставляемого по договорам социального найма. Таким критерием является норма предоставления... 29133 / Апрель 14, 2010, полночь

Социальная норма жилой площади на одного человека По Жилищному кодексу социальная норма жилой площади на одного человека - минимальный размер общей жилой площади, устанавливаемый органом местного самоуправления в зависимости от уровня обеспеченности жилой площадью и других факторов. Кроме того, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации категориям... 24883 / Окт. 29, 2010, полночь

Недвижимость с обременением Недвижимость с обременением Различные операции с недвижимостью и земельными участками нередко сопровождаются обременениями. Обременения – именно так в градостроительной практике называют установленные законом условия, запрещения, стесняющие правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества. ... 20419 / Фев. 27, 2009, полночь

Какие документы должны быть у продавца земельного участка Какие документы должны быть у продавца земельного участка или загородного дома:Собственник жилого дома, для того чтобы распорядиться своей собственностью, должен позаботиться о том, чтобы у него имелись надлежаще оформленные документы. Что же это за документы?1. Правоустанавливающий документ на дом. Это... 19561 / Авг. 19, 2012, 9:26 п.п.

Как «выписать» старого хозяина при покупке квартиры? Общеизвестно, что при приобретении квартиры на вторичном рынке покупатель сталкивается с проблемой - как вытурить с занимаемой площади продавца. Причем освобождение необходимо не только физическое (вывез свои вещи и передал ключи), но и юридическое чтобы снялся с регистрации по месту... 16160 / Ноя. 9, 2010, полночь

Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности Права собственника недвижимости, расположенной на земельном участке, находящемся в частной собственности. Пункт 5 статьи 1 Земельного Кодекса РФ провозглашает принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют... 15776 / Окт. 23, 2008, полночь

Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты и объекты жилищного права. Субъекты жилищного права - это лица, участвующие в данных правоотношениях. Субъектами жилищных правоотношений являются граждане и юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования (ст. 4 ЖК РФ). Положения ЖК РФ применяются к жилищным отношениям с... 15034 / Июль 26, 2010, полночь

Классификация земельного фонда страны КЛАССИФИКАЦИЯ ЗЕМЕЛЬНОГО ФОНДА СТРАНЫ Весь земельный фонд в пределах границ Российской Федерации, независимо от форм владения, собственности или пользования им, является объектом ГЗК. Общая площадь земельного фонда Российской Федерации на 1 января 2002 г. составляла 1709,8 млн га (12,5 % ... 13737 / Ноя. 7, 2011, полночь

Особенности строительства на садовых участках Строительство на садовых и дачных участках имеет определенные особенности, которые обусловлены их нахождением на ограниченной территории садового (дачного) объединения. Особенности планировки и застройки садовых участков определяются СП 53.13330.2011. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения (актуализированная... 13615 / Июль 8, 2013, 5:19 п.п.

Функции, методы и принципы управления земельными ресурсами ФУНКЦИИ, МЕТОДЫ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ В процессе управления земельными ресурсами вышеуказанные задачи реализуются через конкретные мероприятия или функции. Следует учитывать, что управляют земельными ресурсами по двум направлениям: прямому и опосредованному. Первое связано с созданием конкретных форм и условий... 13405 / Март 15, 2012, полночь

Документы, подтверждающие право собственности на земельный участок До принятия нового Земельного кодекса РФ действовал (с 1991 года) Земельный кодекс РСФСР. Но действовали также еще 40 законов России, касающихся земельных правоотношений и имеющих, в принципе, такую же юридическую силу, как и Земельный кодекс РСФСР. Кроме того, земельные вопросы... 12789 / Ноя. 29, 2010, полночь

ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ ДЕЛИМЫЕ И НЕДЕЛИМЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым признается земельный участок, который без изменения разрешенного использования может быть разделен на части, каждая из которых после раздела может образовать самостоятельный земельный участок неделимым признается земельный участок, ... 12261 / Май 16, 2012, 8:25 п.п.

Линии Градостроительного регулирования Градостроительная деятельность деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территорий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства. Территориальное планирование планирование развития территорий, в том числе для... 11677 / Сен. 23, 2013, 1:10 п.п.

Виды и задачи управления земельными ресурсами ВИДЫ И ЗАДАЧИ УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ НА РАЗЛИЧНЫХ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ УРОВНЯХ Государственное управление может быть подразделено на общее и ведомственное (отраслевое) управление. Общее государственное управление осуществляют государственные органы общей и специальной компетенции, и оно имеет территориальный характер. Оно распространяется на все... 11534 / Март 15, 2012, полночь

Программа доступное жилье Программа доступное жилье. По причине остро стоящей проблемы обеспечения жильем своих граждан, правительство Росси в 2006 году приняло национальные проект «Доступное комфортное жилье – гражданам России». В рамках этого проекта утверждены различные ипотечные, а также социальные программы приобретения жилья. Было... 11468 / Ноя. 5, 2008, полночь

Понятие и виды жилищного фонда ПОНЯТИЕ и ВИДЫ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Согласно СТ. 19 ЖК РФ жилищный фонд - это совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Российской Федерации. Существует классификация жилищных фондов по различным основаниям. В зависимости от формы собственности: частный жилищный фонд: индивидуальные жилые... 11185 / Апрель 16, 2010, полночь

Во исполнение приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 13 октября 2008 г. N П/0371 "О реализации мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560, в территориальных органах Роснедвижимости и подведомственных ей учреждениях в 2009 году" в целях организации деятельности Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области (далее - Управление) по внедрению технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости в Московском областном кадастровом округе (далее - округ) приказываю:

1. Утвердить прилагаемую Схему реализации в Московском областном кадастровом округе технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости (далее - Схема).

2. Установить, что переход в кадастровых районах округа на технологию централизованного государственного кадастрового учета недвижимости с введением в действие Схемы осуществляется поэтапно со дня издания об этом распоряжений Управления.

3. Установить, что с 1 октября 2009 г. ведение в округе государственного кадастра недвижимости осуществляется в установленной местной системе координат МСК-50.

4. Настоящий приказ вступает в силу со дня его подписания.

5. Контроль исполнения настоящего приказа оставляю за собой.

Руководитель
Управления Роснедвижимости
по Московской области
В.Д. Гужев

Схема реализации в Московском областном кадастровом округе технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости (утв. приказом Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области от 11 августа 2009 г. N 151)

I. Общие положения

1. Во исполнение приказа Федерального агентства кадастра объектов недвижимости от 13 октября 2008 г. N П/0371 "О реализации мероприятий подпрограммы "Создание системы кадастра недвижимости (2006-2011)" Федеральной целевой программы "Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного учета объектов недвижимости (2002-2007 годы)", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 13 сентября 2005 г. N 560, в территориальных органах Роснедвижимости и подведомственных ей учреждениях в 2009 году" в Московском областном кадастровом округе осуществляются мероприятия по поэтапному внедрению технологии централизованного государственного кадастрового учета недвижимости.

В настоящем документе, изданном исходя из полномочий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по ведению государственного кадастра недвижимости, определяются организационные основы реализации технологии централизованного учета (применительно для осуществления государственного кадастрового учета земельных участков и предоставления сведений кадастра в виде кадастровых выписок о земельных участках, кадастровых паспортов земельных участков и кадастровых планов территорий), а также взаимодействия Управления и Федерального государственного учреждения "Кадастровая палата" по Московской области.

2. Настоящий документ не имеет силы нормативного правового акта и не содержит положений, являющихся официальными разъяснениями законодательства Российской Федерации.

3. Настоящий документ обязателен для исполнения всеми подразделениями (отделами) Управления и Палаты, осуществляющими деятельность, связанную с ведением кадастра, после перехода на технологию централизованного учета.

Переход в кадастровых районах округа на технологию централизованного учета осуществляется поэтапно со дня издания об этом распоряжений Управления.

4. Под технологией централизованного учета исходя из принятых Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости принципов ее реализации понимается такая организация деятельности органа кадастрового учета, при которой:

4.1. Имеется следующее общее межуровневое распределение функций:
на уровне кадастрового района осуществляется прием запросов кадастровых сведений и документов, представляемых для выполнения кадастровых процедур, удостоверение кадастровых сведений и выдача документов, подготовленных по итогам рассмотрения указанных обращений;

на уровне округа проводится учет, включая ввод и обработку кадастровой информации, выполнение кадастровых процедур и подготовку итоговых документов.

4.2. Учет ведется с использованием специального программного комплекса - автоматизированная информационная система "Государственный кадастр недвижимости" в рамках единой базы кадастровых данных на уровне округа.

4.3. Архивы кадастровых дел хранятся централизованно на уровне округа < 11> (по мере создания для этого организационно-технических условий).

4.4. Устанавливаются специальные положения о взаимодействии Управления и Палаты по обеспечению реализации технологии централизованного учета.

Значения иных использованных в настоящем документе терминов ("государственный кадастр недвижимости", "государственный кадастровый учет", "земельный участок", "кадастровое дело", "кадастровые процедуры", "кадастровый округ", "кадастровый район", "орган кадастрового учета", "ошибки в государственном кадастре недвижимости", "порядок информационного взаимодействия", "ранее учтенный земельный участок", "учетное дело") совпадают с их значениями, имеющимися в нормативных правовых актах Российской Федерации в сфере регулирования кадастровых отношений.

5. В соответствии с приказом Минэкономразвития России от 21 февраля 2006 г. N 47 "Об утверждении Типового положения о территориальном органе Федерального агентства кадастра объектов недвижимости", поскольку иное не предусмотрено правовыми актами, изданными в соответствии со статьей 3 Федерального закона от 24 июля 2007 г. N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", при реализации в округе технологии централизованного учета полномочия органа кадастрового учета осуществляет Управление, а полномочия организации, технически обеспечивающей ведение кадастра, - Палата:

5.1. Управление реализует указанные полномочия непосредственно, а также:
- через территориальные отделы, уполномоченные распоряжениями Управления на принятие решений о выполнении кадастровых процедур в нескольких кадастровых районах < 13>. Распределение полномочий между Управлением и указанными территориальными отделами осуществляется в соответствии с приказом Управления от 28 февраля 2008 г. N 35 "Об организации деятельности Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Московской области по ведению государственного кадастра недвижимости и осуществлению государственного кадастрового учета земельных участков";

Через территориальные отделы, действующие на уровне кадастровых районов, - в части полномочий по удостоверению кадастровых сведений.

5.2. Палата реализует указанные полномочия через подразделения, осуществляющие централизованную обработку кадастровой информации и запросов < 14>. На указанные подразделения также возлагается ответственность за техническое обеспечение выполнения кадастровых процедур.

6. На уровне кадастрового района территориальные отделы Управления во взаимодействии с соответствующими подразделениями Палаты в пределах своих полномочий осуществляют консультирование заявителей по вопросам, касающимся организации и ведения кадастра, прием заявлений об учете < 15> и запросов, удостоверение и выдачу кадастровых сведений, а также иные действия в рамках реализации технологии централизованного учета, предусмотренные настоящим документом на уровне кадастрового района.

II. Реализация технологии централизованного учета при осуществлении кадастровых процедур

7. На уровне кадастрового района (кадастрового округа) в срок до трех рабочих дней (до пяти рабочих дней, до одного рабочего дня) осуществляются:

7.1. Регистрация заявления и поступивших с ним документов, а также документов, поступивших в порядке информационного взаимодействия; рассмотрение документов на предмет отсутствия подчисток, неоговоренных исправлений, нечитаемых фрагментов; формирование расписки о приеме документов.

7.2. Формирование учетного дела и его сканирование в электронном виде с учетом требований по автоматизированной обработке документов в АИС ГКН.

7.3. Контроль соответствия подготовленных электронных образов документов материалам учетного дела.

7.4. Направление электронных образов документов учетного дела в подразделение по обработке кадастровой информации.

8. Подразделением по обработке кадастровой информации в срок до семи рабочих дней (до десяти рабочих дней, до двух рабочих дней) осуществляются:

8.1. Прием электронных образов документов учетного дела, ввод данных о земельном участке в АИС ГКН исходя из заявленной кадастровой процедуры и поступивших документов учетного дела.

8.2. Исходя из заявленной кадастровой процедуры проверка сведений и документов учетного дела на предмет отсутствия установленных Законом оснований для приостановления и отказа в выполнении кадастровой процедуры, с формированием протокола по результатам проверки.

8.3. Передача учетного дела в орган кадастрового учета.

8.4. При принятии органом кадастрового учета решения об осуществлении кадастровой процедуры: внесение соответствующих сведений в кадастр; подготовка выписки из кадастра; формирование в электронном виде документов кадастрового дела; передача кадастровых сведений, удостоверенных в АИС ГКН, и документов кадастрового дела в соответствующий кадастровый район.

8.5. При принятии органом кадастрового учета решения, не допускающего выполнение кадастровой процедуры: передача учетного дела в соответствующий кадастровый район.

9. Органом кадастрового учета в срок до семи рабочих дней (до десяти рабочих дней, до одного рабочего дня) осуществляются:

9.1. Контроль соответствия результатов проверки положениям Закона и документам учетного дела (подтверждение результатов проверки).

9.2. При подтверждении результатов проверки принятие соответствующих решений: об осуществлении кадастровой процедуры; о приостановлении осуществления учета; об отказе в осуществлении учета; об отказе в исправлении ошибок в кадастре; об отказе во внесении сведений о ранее учтенных земельных участках, а также регистрация решений в контрольно-регистрационной форме. В случае неподтверждения результатов проверки осуществляются формирование нового протокола проверки и принятие соответствующего решения.

9.3. При принятии решения об осуществлении кадастровой процедуры: печать и удостоверение протокола проверки и решения на бумажном носителе; передача учетного дела в подразделение по обработке кадастровой информации, а экземпляров протокола проверки и решения на бумажном носителе - в кадастровый район; удостоверение подготовленных в электронном виде выписок из кадастра.

9.4. В случае принятия решения, не допускающего выполнение кадастровой процедуры: регистрация решения в контрольно-регистрационной форме; печать и удостоверение протокола проверки и решения на бумажном носителе; выдача (направление) решения заявителю; передача учетного дела в подразделение по обработке кадастровой информации, а экземпляров протокола проверки и решения на бумажном носителе - в кадастровый район.

10. При поступлении от подразделения по обработке кадастровой информации учетного дела и подготовленных в электронном виде по результатам выполнения кадастровой процедуры выписок из кадастра на уровне кадастрового района в срок до трех рабочих дней (до пяти рабочих дней < 16>, до одного рабочего дня) осуществляются:

10.1. Печать выписок из кадастра на бумажный носитель, их удостоверение и выдача (направление) заявителю, о чем производится соответствующая отметка в АИС ГКН.

10.2. Формирование кадастровых дел (на бумажных носителях) с приобщением протоколов проверки и решений и их хранение до передачи в централизованный архив.

10.3. Формирование и обеспечение хранения учетных дел (на бумажных носителях) с приобщением протоколов проверки и решений.

III. Реализация технологии централизованного учета при рассмотрении запросов

11. На уровне кадастрового района в срок до двух рабочих дней (до трех рабочих дней) осуществляются:

11.1. Регистрация запроса и поступивших с ним документов, рассмотрение документов по запросу на предмет отсутствия подчисток, неоговоренных исправлений, нечитаемых фрагментов, а также формирование расписки о приеме документов по запросу.

11.2. Сканирование в электронном виде документов по запросу с учетом требований по автоматизированной обработке документов в АИС ГКН.

11.3. Контроль соответствия электронных образов документов по запросу поступившим документам по запросу.

11.4. Направление электронных образов документов по запросу в подразделение по обработке кадастровой информации.

12. Подразделением по обработке кадастровой информации в срок до четырех рабочих дней (до пяти рабочих дней < 23>) осуществляются:

12.1. Прием электронных образов документов по запросу.

12.2. Проверка на наличие запрошенных сведений в АИС ГКН и отсутствие установленных Законом оснований для отказа в предоставлении запрошенных сведений, при обнаружении технической ошибки в кадастре формирование протокола выявления такой ошибки < 24>.

12.3. Передача результатов проверки по запросу (запрошенные кадастровые сведения либо решение об отказе в предоставлении запрошенных сведений, уведомление об отсутствии в кадастре запрошенных сведений, протокол выявления технической ошибки) в орган кадастрового учета.

12.4. В случае принятия органом кадастрового учета решения об исправлении технической ошибки в кадастре внесение соответствующих исправлений в сведения кадастра.

12.5. В случае принятия органом кадастрового учета решения о выдаче запрошенных сведений направление удостоверенных в АИС ГКН кадастровых сведений в соответствующий кадастровый район.

12.6. В случае принятия органом кадастрового учета решения, не допускающего выдачу запрошенных сведений, передача такого решения в электронном виде в соответствующий кадастровый район.

13. Органом кадастрового учета в срок до трех рабочих дней (до пяти рабочих дней < 23>) осуществляются:

13.1. Контроль соответствия результатов проверки по запросу и подготовленных документов нормативно установленным правилам выдачи сведений кадастра (подтверждение результатов проверки по запросу).

13.2. При подтверждении результатов проверки по запросу: принятие решения об исправлении технической ошибки и регистрация его в контрольно-регистрационной форме, принятие решения о выдаче запрошенных сведений, передача удостоверенных сведений в подразделение по обработке кадастровой информации. В случае неподтверждения результатов проверки по запросу осуществляется повторная проверка и принятие соответствующего решения.

13.3. В случае принятия решения об исправлении технической ошибки в кадастре: печать и удостоверение протокола выявления и решения об исправлении технической ошибки на бумажном носителе; передача документов по запросу вместе с протоколом и решением в подразделение по обработке кадастровой информации, а экземпляров протокола выявления и решения об исправлении технической ошибки на бумажном носителе - в кадастровый район.

13.4. В случае принятия решения, не допускающего выдачу запрошенных сведений: выдача (направление) заявителю решения об отказе в предоставлении кадастровых сведений либо уведомления об отсутствии в кадастре сведений и передача такого решения (уведомления) в электронном виде в подразделение по обработке кадастровой информации.

14. При поступлении от подразделения по обработке кадастровой информации удостоверенных в АИС ГКН сведений и документов на уровне кадастрового района в срок до одного рабочего дня (двух рабочих дней):

14.1. Печать кадастровых сведений на бумажный носитель, их удостоверение и выдача (направление) заявителю, о чем производится соответствующая отметка в АИС ГКН.

14.2. Приобщение протоколов выявления и решений об исправлении технической ошибки к документам кадастрового дела.

IV. Контроль исполнения решений об осуществлении кадастровых процедур и запросов

15. Контроль исполнения решений, принятых в соответствии с пунктами 9.2, 13.2 настоящего документа, осуществляется органом кадастрового учета посредством проверки по следующим показателям: выдача либо направление в установленном порядке заявителю или его представителю кадастровых сведений в сроки, предусмотренные статьями 14, 23 Закона.

16. Обеспечение своевременного электронного документооборота, предусмотренного настоящим документом, возлагается на подразделение по обработке кадастровой информации.

Далее - округ.
Далее - технология централизованного учета.
Далее - Управление.
Далее - кадастр.
Далее - учет.
Далее - кадастровые сведения.
Далее - Палата.
Далее - распоряжение Управления.
Далее - запросы.
Далее - АИС ГКН.
Далее - централизованный архив.
Далее - Закон.
Далее - Управление и указанные территориальные отделы в соответствии с распределением полномочий именуются "органы кадастрового учета".
Далее - подразделение по обработке кадастровой информации.
Далее - заявления.
В случае если в орган кадастрового учета представлены документы в порядке информационного взаимодействия.
При поступлении заявления об исправлении технической ошибки в кадастре.
Далее - учетное дело.
Пункты 19, 34, 35 Порядка ведения государственного кадастра недвижимости, утвержденного приказом Минюста России от 20 февраля 2008 г. N 35.
Далее - проверка.
Далее - решение.
Далее - документы по запросу.
При запросе кадастрового плана территории.
Далее - проверка по запросу.

Государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально - определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных сведений о недвижимом имуществе в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221 - ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Государственный кадастровый учет земельных участков (далее - ГКУ) - описание и индивидуализация в Едином государственном реестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его из других земельных участков и осуществить его качественную и экономическую оценки. ГКУ земельных участков сопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера

Постановка на учет и снятие с учета объекта недвижимости, а также кадастровый учет в связи с изменением объекта недвижимости осуществляются на основании соответствующего заявления и необходимых в соответствии с Законом о кадастре для осуществления такого учета документов, представленных заявителем или предоставленных в порядке межведомственного информационного взаимодействия (ч.2 ст.16 Закона о кадастре).

Организация и порядок кадастрового учета объектов недвижимости

Правовые и организационные условия кадастрового учета недвижимости, установленные Законом о ГКН и приказами Минюста России, представлены в таблице 1 - 19.6 и схемах 19.7, 19.7а-19.12, 19.12а - 19.28.

Таблица 1 - Состав документов, необходимых для кадастрового учета недвижимости.

Вид документа

Условия предоставления

1. Документ об уплате госпошлины или копия документа об освобождении от уплаты

За осуществление кадастрового учета объекта недвижимости

2. Межевой план (паспорт) земельного участка и копия документа о разрешении земельного спора о согласовании местоположения границ участка

При постановке на учет земельного участка или кадастровом учете изменений уникальных характеристик участка

3. Технический план (паспорт) здания, сооружения, помещения, незавершенного объекта или копия разрешения на ввод объекта в эксплуатацию

При постановке на учет объекта, его части или изменения их за исключением кадастрового учета изменения назначения жилого или нежилого здания и помещения

4. Акт обследования прекращения существования объекта

При снятии с учета объекта недвижимости

5. Документ о полномочиях представителя

Если с заявлением обращается представитель заявителя

6. Копия документа о праве заявителя на объект недвижимости

При учете изменений объекта, адреса правообладателя при снятии объекта с учета и отсутствии сведений о зарегистрированном праве заявителя в государственном кадастре недвижимости

7. Копия документа о праве собственности заявителя на объект или ограничении вещных прав па объект в пользу заявителя

При учете части объекта, за исключением случая, когда заявитель собственник объекта и в госкадастре зарегистрировано это право на объект

8. Копия документа о категории земель

При кадастровом учете изменений категории земельного участка

9. Кадастровый паспорт здания, сооружения, помещения незавершенного объекта

При госрегистрации прав на объекты

10. Копия документа о разрешенном использовании участка

При учете изменения разрешенного использования земельного участка

11. Копия документа об изменении назначения здания или помещения

При учете изменений назначения жилых и нежилых зданий и помещений

Примечания.

1. Все копии должны быть нотариально удостоверены.

2. Копии не требуются, если заявитель (или его представитель) лично подают в орган кадастрового учета соответствующий документ в подлиннике, который после его копирования возвращается им.

3. Электронные документы удостоверяются электронной цифровой подписью заявителя.

4. Все виды документов, выданные до 01.03.2008, считаются действительными и имеют равную силу с кадастровым паспортом.

5. Копни актов органов власти удостоверяются печатью и подписью должностных лиц.

Орган кадастрового учета обязан после истечения установленного срока (5, 20, 30 дней) выдать заявителю под расписку следующие документы в одном или нескольких экземплярах.

1. Кадастровый паспорт объекта недвижимости - при постановке его на учет.

2. Кадастровая выписка об объекте: а) с внесенными новыми сведениями - при учете изменений объекта; б) со сведениями о части объекта с ограничением (обременением) вещных прав - при учете части такого объекта; в) о прекращении существования объекта - при снятии с учета объекта недвижимости. Если в течение 30 рабочих дней после истечения установленного срока заявитель не явился за документами, орган кадастрового учета направляет их почтой (или есть об этом письменная просьба заявителя) .

кадастровый номер недвижимость оценка

Таблица 2 - Особенности кадастрового учета при преобразовании объектов недвижимости

Возможные варианты (случаи)

Основание и порядок кадастрового учета

1. Образование двух и более объектов в результате преобразования объекта недвижимости

Одно заявление о кадастровом учете всех вновь образуемых объектов и необходимые документы

2. Образование объекта недвижимости в результате выделения доли в натуре из объекта или объединение нескольких объектов и когда преобразуемый земельный участок сохраняется в измененных границах

Заявление и необходимые документы для кадастрового учета образуемого объекта

3. Изменение преобразуемых объектов и снятие их с учета

Осуществляется без заявления на основании документов, поступивших по информационному взаимодействию и подтверждающих госрегистрацию прав на вновь образованные из таких объектов иные объекты недвижимости. Срок три дня

4. Учет изменений преобразуемого земельного участка (при снятии с учета государственной или муниципальной собственности)

Осуществляется в течение трех дней с даты госрегистрации соответствующего права или аренды на образованные из него иные земельные участки

5. Сведения госкадастра о постановке на учет образованных объектов недвижимости считаются временными:

o для вновь образованных объектов п результате преобразования недвижимости

o при постановке на учет земельных участков

o Сведения становятся постоянными со дня госрегистрации нрава на вновь образованный объект

o Если через год после постановки объекта на учет (а земельных участков через два года) не зарегистрированы нрава на него, то такие сведения исключаются из кадастра недвижимости, а документы возвращаются

o Заявителю по почтовому адресу (п.4 ст.24 Закона о ГКН) земельный участок снимают с учета, если он является преобразуемым объектом с учетом п. "б"

o По заявлению собственника преобразуемого объекта сведения об образованном объекте могут быть аннулированы и исключены из госреестра в течение временного срока действия сведений в госкадастре

Таблица 3 - Особенности кадастрового учета отдельных видов недвижимости и их частей.

Особые условия

Порядок кадастрового учета

1. Изменение площади земельного участка и (или) изменение местоположения его границ (за исключением преобразования участка при выделе из пего или разделе участка, когда преобразуемый участок сохраняется в измененных границах) Уточняемые границы земельного участка являются одновременно частью границ другого смежного участка

o Осуществляется учет при условии, если изменения связаны с уточнением границ участка, кадастровые сведения о котором не соответствуют законодательству

o Одновременно вносят соответствующие изменения в кадастре в границы смежного земельного участка

2. Помещение расположено в здании или сооружении, которое не поставлено на учет

Постановка на учет осуществляется одновременно и помещения, и здания или сооружения по одному заявлению с необходимыми документами

3. Помещения расположены в здании или сооружении, право собственности на которое зарегистрировано в ЕГРПН

Можно снять с учета одновременно одно, два и более помещений или все, расположенные в этом здании по заявлению собственника здания без его обследования

4. Комнаты в квартире, право собственности на которую зарегистрировано в ЕГРПН

Снятие с учета комнаты осуществляется по документу о госрегистрации, поступившему по информационному взаимодействию

5. Кадастровый учет здания в связи с прекращением его существования

С кадастрового учета снимаются одновременно все помещения и здание но заявлению о снятии с учета здания

6. Кадастровый учет помещения в связи с прекращением его существования по акту, который подтверждает прекращение самого всего здания

С учета снимается здание и все расположенные в ним помещения по заявлению о снятии с учета помещения

7. Объект создан на дачном или садоводческом земельном участке, либо гараж или иной объект, на строительство которого не требуется разрешение

Постановка на учет:

по декларации об этом объекте вместе с заявлением о госрегистрации прав

на основании заявления и необходимых документов гражданина (если он собственник участка или в пожизненном наследуемом владении или постоянном (бессрочном) пользовании) по декларации на созданный объект вместо технического плана

8. Различные типы сооружений (например, линейные), земельные участки, на которых они расположены, части этих участков

Особенности кадастрового учета устанавливались Роснедвижимостью, а с 01.03.2009 - Росреестром

9. Внесенные в кадастр сведения о части объекта (обременения вещных прав носят временный характер)

После госрегистрации в ЕГРПН они становятся постоянными. Если через год не зарегистрированы в органах Росреестра обременения вещных нрав на объект, то такие сведения исключаются из государственного кадастра недвижимости, а документы вместе с заявлением возвращаются по почтовому адресу (ст.25 Закона о ГКІІ)

Порядок постановки на кадастровый учёт объекта недвижимости

Согласно части 2 статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 г. №221-ФЗ, постановка на кадастровый учет объекта недвижимости осуществляется на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с названным Федеральным законом для осуществления такого учета документов.

Формы заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества утверждены Приказом Минэкономразвития РФ от 30.09.2011г. №529 "Об утверждении форм заявлений о государственном кадастровом учете недвижимого имущества". Для подачи такого заявления заинтересованное лицо вправе обратиться в орган кадастрового учета, как по местонахождению земельного участка (в районные отделы учреждения), так и в отделы обеспечения ведения кадастра объектов недвижимости. С заявлением необходимо представить:

межевой план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет земельного участка или земельных участков, об учете изменений земельного участка или учете части земельного участка), состав которого регламентирован статьей 38 Федерального закона №221-ФЗ, и который должен быть оформлен в соответствии с требованиями, утвержденными Приказом Минэкономразвития России от 24.11.2008 №412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" или технический план (при выполнении кадастровых работ, в результате которых обеспечивается подготовка документов для представления в орган кадастрового учета заявления о постановке на учет здания, сооружения, помещения или объекта незавершенного строительства, об учете его изменений или учете его части).

Межевой план и технический план, как результат кадастровых работ, изготавливается кадастровым инженером.

В качестве документа, устанавливающего разрешенное использование земельного участка, а так же категорию земель к которой он относится, заявителем должна быть представлена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, утвержденная органом местного самоуправления. Допускается представление вместо схемы - проекта границ земельного участка, утвержденного в установленном порядке до 01.11.2008г.

В случае удовлетворения представленных документов требованиям земельного законодательства, в соответствии со статьей 17 Федерального закона №221-ФЗ, постановка на учет объекта недвижимости осуществляется в течение 18 календарных дней со дня получения соответствующего заявления .

Схема 1 - Особенности государственного кадастрового учета и прав на земельные участки и другие объекты недвижимости, находящиеся в собственности РФ

Классификация кадастровых процедур:

1) Внесение сведений о ранее учтенных объектах недвижимости.

2) Постановка на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.

3) Учет изменений объекта недвижимости (включая учет части объекта и учет адреса правообладателя объекта).

4) Снятие с кадастрового учета объекта недвижимости.

5) Внесение кадастровых сведений в соответствии с документами, поступающими в ОКУ из органов гос. власти и местного самоуправления порядке информационного взаимодействия.

6) Исправление технических и кадастровых ошибок в кадастровых сведениях.

Алгоритм проведения государственного кадастрового учета:

1) Прием документов, необходимых для проведения учета, формирование "Учетного дела".

2) Сканирование представленных документов.

3) Внесение сведений в АИС ГКН и отражение объектов на дежурных кадастровых картах.

4) Проверка сведений о земельных участках и содержащих их документов на предмет выявления отсутствия оснований для отказа в учете или приостановления учета. Оформление и удостоверение протокола проверки и принятие решения.

5) Отражение в АИС ГКН результатов проверки и принятого решения, присвоение кадастрового номера объекту.

6) Формирование кадастровых дел. Изготовление кадастрового паспорта или кадастровой выписки.

7) Удостоверение кадастрового паспорта или кадастровой выписки и предоставление заинтересованным лицам .

Технический учет объектов недвижимости - система сбора, документирования, обработки, обобщения (систематизации) и хранения информации об объектах недвижимости, полученной в результате проведения их технической инвентаризации, для целей удостоверения государством факта их возникновения, существования или прекращения существования. Учет объекта недвижимого имущества сопровождается присвоением ему инвентарного номера.

Технический учет иной недвижимости не имеет такого принципиального юридического значения, как кадастровый учет земельных участков. Здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения - это не природные, а искусственно созданные трудом человека объекты. Данные вещи существуют объективно в том виде, в котором они созданы (построены, реконструированы) и не нуждаются в "формировании". Здания, сооружения, помещения возникают как вещи с момента ввода в эксплуатацию и существуют реально без проведения технического учета. При техническом учете происходит не формирование, а только описание реально существующего объекта. При этом объективными границами недвижимости являются конструктивные элементы зданий и сооружений - стены, перегородки, потолки и пр. порядок технической инвентаризации регулируется не федеральными законами, а нормативными актами исполнительной власти: Постановлениями Правительства РФ от 13.10.1997 N 1301 "О государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации" и от 04.12.2000 N 921 (с изм. от 10.09.2004 и от 19.03.2005 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства"); Инструкцией о проведении учета жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденной Приказом Министерства РФ по земельной политике, строительству и жилищно-коммунальному хозяйству от 04.08.1998 N 37 (с изм., внесенными приказом Госстроя от 04.09.2000 N 199). Однако отсутствие государственного технического учета (сделки, новое строительство) делает невозможным приобретение прав на недвижимость, поскольку планы объектов являются необходимым документом для представления в регистрирующий орган. Для государственной регистрации технический учет - не только описание объекта права, но и подтверждение юридического факта его существования. Пункт 2 ст.20 Закона о регистрации прав гласит, что незаконченность работ по учету зданий, сооружений и их отдельных частей при государственной регистрации прав не допускается. Приобрести право на объект недвижимости без технического учета можно только в порядке правопреемства, при наследовании имущества граждан или реорганизации юридических лиц, когда право возникает не с момента регистрации, а с момента прекращения правопредшественника. Объекты технического учета, как правило, - объекты гражданских прав (индивидуальные жилые дома, квартиры, здания).

Технический и кадастровый учет объектов недвижимости включает в себя следующие этапы:

1. Прием заявления на технический и кадастровый учет ОН.

2. Технический учет ОН.

2.1 Проведение первичной или текущей инвентаризации.

2.2 Формирование пакета документов для кадастрового учета ОН.

3. Кадастровый учет ОН.

4. Выдача документов заявителю

Порядок приема заявлений на технический и кадастровый учет

1. Прием заявлений для проведения технического и кадастрового учета производится уполномоченным сотрудником филиала ГУИОН по месту нахождения ОН по форме, утвержденной приказом КЗРиЗ и ГУИОН от 20.07.1998 N 147/22, в 2 экземплярах. Допускается принимать заявление в одном экземпляре и снимать с него копию.

2. Прием заявлений фиксируется в журнале приема-выдачи документов (приложение 1).

3. На заявлении проставляются дата приема документов, подпись должностного лица, принявшего заявление, номер заявления. Номер заявления состоит из кода района (приложение 2) и порядкового номера заявления, записанного через разделитель.

4. Заявитель подтверждает факт сдачи документов в журнале приема-выдачи документов.

5. На каждый объект учета может быть составлено одно заявление.

6. Для подтверждения технических характеристик и кадастрового номера ОН, ранее прошедших кадастровый учет, на заявлении делается отметка о подтверждении учета и проставляется кадастровый номер ОН. К заявлению прилагается копия свидетельства о государственной регистрации прав на объект недвижимого имущества.

Процедура оценки включает в себя следующие этапы:

1. заключение договора на проведение оценки;

2. сбор и анализ информации, необходимой для проведения оценки;

3. применение подходов к оценке, включая выбор методов оценки и осуществление необходимых расчетов;

4. согласование (обобщение) результатов применения подходов к оценке и определение итоговой величины стоимости объекта оценки;

5. составление отчета об оценке.

В настоящее время в Российской Федерации ведется активная работа по созданию кадастра недвижимости. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации к недвижимости относится целый ряд объектов, в том числе земельные участки, здания сооружения и т.д. Решения о создании такого кадастра были приняты еще в 2004 году и выразились в организации специального ведомства – Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Однако реальное ведение кадастра недвижимости началось только в 2008 году после вступления в силу положений Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее – Закон о кадастре). Данный закон стал естественным продолжением или развитием другого Федерального закона – «О государственном земельном кадастре», изданного в 2000 году. Соответственно, основой нового кадастра послужил государственный земельный кадастр, имеющий богатую историю своего возникновения и развития.

Земля имеет особую социальную значимость, прежде всего, как природный ресурс, как территория и как недвижимость, непрерывно воспроизводящая материальные блага и выполняющая ряд других жизненно важных функций. Она является необходимым материальным условием существования человека и всякого процесса производства.

Исторически земельный кадастр возник по объективной необходимости получения сведений о земле как о первоисточнике материальных благ и объекте налогообложения. Слово «кадастр» происходит от латинского «caput», что означало «податный предмет» и возникло во времена римского императора Августа (27 г. до н. э. - 14 г. до н. э.). В этот период была утверждена единица учета сбора дани за землю - «caputigum». В дальнейшем это слово трансформируется в «cata-strum», позднее - «cadastre» (франц.), дословно «книга-реестр». Первый римский кадастр, называвшийся «Табулес Цензуалес», был введен в VI в. до н. э. Сервием Туллием. В этом кадастре проводилась съемка периметра недвижимого имущества, и устанавливался налог с учетом типа почвы, ее возделывания, качества и продуктивности.

Первые описания земель в России появились в IX в. Описания земель касались, главным образом, монастырских и церковных земель и служили основанием для наделения духовенства имуществом, в частности землей.

Со временем большое значение приобретает правовая сторона кадастра, которая включала земельно-регистрационные сведения и была связана с оформлением права собственности на землю. Земельный кадастр становится основой правового обеспечения земельной собственности и решения различных гражданских дел о границах владений и землепользовании.

Для описания земель в XVI в. было создано специальное учреждение - Поместный приказ, которое стало общегосударственным руководящим центром, объединяющим межевые, кадастровые и крепостные работы. Описания земель проводились лицами, называвшимися писцами, дозорщиками и мерщиками на которых возлагалось измерение пашни, перелогов, сенокосов, лесов и других угодий. Количество земли исчислялось приблизительно. Сведения о земле отражали в «Писцовых книгах». Писцовые книги имели юридический и правовой характер. При их заполнении проверяли права землевладельца на описываемые земли. Купля-продажа земли, обмен земельными владениями, передача земель по наследству подтверждались документами и отражались в писцовых книгах. Эти книги признавались государством в качестве важнейшего доказательства прав на землю, а сама запись в них получила характер земельной регистрации.

В 1681 г. приступили к осуществлению размежевания не межеванных и спорных земель, но тотчас же убедились в необходимости распространить межевание на все земли без исключения. В писцовых наказах 1680-1684 гг. межевание впервые отделяется от описания земель и землевладельцев для целей налогообложения. Основной задачей валовых писцов являлось размежевание земель, но при этом им вменялось в обязанность проверять права на землю и отыскивать «примерные земли» (неправомерно прирезанные ко владению территории). На практике межевание по наказам 1680-1684 гг. ограничилось незначительными масштабами и в 1688 г. совершенно остановилось. Точных результатов оно и не могло бы дать не только потому, что большие леса были вовсе исключены из рассмотрения, но и потому, что орудиями измерения служили простая веревка и сажень.

При Елизавете Петровне в 1754 г. была обнародована основанная на писцовом наказе 1684 г. межевая инструкция. В ней было упразднено различие между вотчинными и поместными землями, а мерную веревку заменила десятисаженная цепь, за единицу меры принята десятина, и межевщик был снабжен астролябией. Межевщик, сопровождаемый геодезистом и военной командой, должен был измерять и межевать земли в порученном ему округе, проверять и утверждать права на владение в определенном пространстве или определенных границах.

Начатое в 1755 г. межевание продвигалось настолько медленно, что до 1762 г. не было окончено размежевание одного Московского уезда. Чуть ли не каждый шаг межевщика вызывал споры со стороны владельцев. Манифест о генеральном размежевании земель от 19 сентября 1765 г. возвестил учреждение межевания на новых основаниях. Задачей генерального межевания постановлено было исключительно «всех владельцев собственное спокойствие и развод по настоящим границам их владения». Отменялись ревизия прав и выявление примерных земель: надлежало «только межевать и класть на планы земли каждого владения».

Вместе с манифестом были обнародованы генеральные правила, которые затем были положены в основу новых инструкций: одной - землемерам (13 февраля 1766 г.), другой - межевым губернским канцеляриям и провинциальным конторам (25 мая 1766 г.). Правила предписали «все земли межевать не к именам владельцев, но к именам сел и деревень, а пустоши к их собственным названиям»; при этом, однако, каждому владельцу какой-то совокупности селений и пустошей постановлено было отмежевывать эту совокупность по внешней границе без межевания внутри нее. Споры о границах решались посредством вмешательства межевых канцелярий и контор, которые должны были утвердить на оспоренных местах межи, а затем поручить землемеру проведение их на местности. Отказавшись от полной конфискации примерных территорий, государство приобрело стимул для владельцев земли к полюбовному размежеванию: правила приписывали разыскивать у спорщиков примерные земли и оставлять их им в размере не более 10% , и не разыскивать такие земли у тех, кто воздерживается от спора.

В дореволюционной России сведения о землях содержались в «Поземельной книге» и «Межевой книге». В «Межевой книге» описывались границы землевладений и отражались происходящие изменения в положении границ между землевладениями, связанные с куплей-продажей части владения. В «Поземельной книге» фиксировались обладатели прав на описанные в «Межевой книге» землевладения и отражались сведения о совершаемых с землей сделках. Такое «документирование» сведений о земле соответствовало сложившимся в то время земельным отношениям. Государство, имея такие сведения, могло выполнять фискальную функцию, а землевладельцы, используя данные Межевой и Поземельных книг, могли защищать в суде свои права на землю и разрешать межевые споры.

После Октябрьской революции земельные отношения в России резко изменились. Вся земля была национализирована и объявлена всенародным достоянием и единой государственной собственностью. Одновременно с этим она фактически перестала являться объектом налогообложения. В связи с этим отпала и необходимость в Межевой и Поземельной книгах. В тоже время государство нуждалось в сведениях о земле. Эта потребность определялась построением в СССР плановой экономики. Эта же потребность определила и состав сведений «доперестроечного» Земельного кадастра и порядок его ведения.

На первых порах (1917-1920) главным было проведение земельных преобразований, изложенных в декретах «О земле», «О социализации земли». Необходимо было выявить и учесть все земли, подлежащие конфискации и передаче трудящемуся крестьянству, а также участки, на которых могли быть организованы совхозы и коллективные хозяйства. В это время Наркомземом РСФСР были утверждены Инструкция по учету земель и Инструкция о формах и порядке производства государственной записи землепользовании.

Важное значение в улучшении регистрации землепользовании и учета земель имели работы по выдаче колхозам государственных актов на вечное пользование землей и по внутреннему землеустройству, проводившиеся в 1935-1938 гг. Постановлением ЦК ВКП(б) и СНК СССР «О мерах охраны общественных земель от разбазаривания» на землях колхозов была введена специальная земельно-учетная документация: в колхозах - Земельная шнуровая книга, в административных районах - Государственная земельная книга регистрации земель.

Кадастр советского периода, установленный Законом СССР от 13.12.1968 «Об утверждении основ земельного законодательства Союза ССР и союзных республик», представлял собой сведенные в единую книгу таблицы дифференцированных по пользователям сведений о качественных характеристиках земель России. Основой ведения кадастра являлась развернутая система регулярно проводившихся за счет государственных средств обследований земель сельскохозяйственного назначения и лесного фонда, а также осуществлявшаяся с 1955 года регистрация землепользований (постановление Совета Министров СССР от 31.12.1954 № 2529). Сведения о землях промышленности и территориях городов и других населенных пунктов (в силу их малого влияния на планирование промышленного и сельскохозяйственного производства) приводились в кадастре укрупнено и недостаточно объективно. Одним из нормативных актов, определявших правила ведения земельного кадастра являлось Положение о порядке ведения государственного земельного кадастра, утвержденное постановлением Совета Министров СССР от 10.06.1977 № 501. Основными документами кадастра являлись земельно-кадастровая книга юридического лица – пользователя земли, государственная земельно-кадастровая книга района (города), государственный земельный кадастр области, края и т.д., государственный земельный кадастр СССР.

Получение сведений о землях, предоставленных пользователям и владельцам, обеспечивалось принятой системой распоряжения землей. Любой переход права конкретных лиц на землю осуществлялся путем изъятия земельных участков целиком или их отдельных частей у одних лиц и предоставления их другим на основании решений органов власти. Такие решения закреплялись, как правило, государственными актами на право владения или пользования землей. Совокупность этих Актов (т.е. «необходимых» документов о земле) являлась второй составной частью земельного кадастра.

На этапе «перестройки» земельные отношения в России претерпевали значительные изменения. Земля вновь становилась объектом гражданского оборота и объектом налогообложения. Распоряжение землей (т.е. переход прав на целые земельные участки или их отдельные части от одних землевладельцев к другим) осуществляется по воле этих лиц без издания нормативных актов органов власти. Это приводит к тому, что органы местной и государственной власти не располагают информацией фискального характера о земле и не могут правильно исчислять и собирать плату за землю. Резко активизировался оборот очень большого числа мелких земельных участков, переданных в собственность гражданам для ведения садоводства и индивидуального жилищного строительства. Стали возникать межевые споры, которые невозможно разрешить цивилизованным путем из-за отсутствия в Земельном кадастре сведений о местоположении на местности границ, разделяющих смежные земельные участки. Все это создало предпосылки для возникновения необходимости фиксировать границы земельных участков в Земельном кадастре. Перечисленные изменения нашли свое отражение при реализации Федерального закона от 02.01.2000 № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре».

Итак, основой кадастра недвижимости является земельный кадастр. В силу объективных причин для включения в государственный кадастр недвижимости сведений об иных объектах недвижимости, в частности зданиях, сооружениях, помещениях и объектах незавершенного строительства, установлен переходный период, срок которого продлен до 01.01.2013 года. В результате в государственном кадастре недвижимости, так же как и земельном кадастре, содержатся сведения о земельных участках и в качестве справочных сведений, обеспечивающих соблюдение правил ведения кадастра, - сведения о правах на соответствующие земельные участки, ограничениях таких прав и о правообладателях.

Кроме того, Законом о кадастре предусмотрено включение в кадастр таких сведений как сведения о границах территорий субъектов Российской Федерации в виде границ между субъектами Российской Федерации), границ муниципальных образований и населенных пунктов, сведений о зонах с особыми условиями использования территорий, а также о территориальных зонах, устанавливаемых правилами землепользования и застройки на территории муниципальных образований.

Существенно изменились технологии, применяемые при ведении кадастра недвижимости: кадастр стал электронным, на бумажных носителях хранятся только документы, представленные для осуществления государственного кадастрового учета объектов недвижимости. Переход на электронные технологии, в том числе с использованием цифровых карт, предъявляет более высокие требования к квалификации специалистов, осуществляющих ведение кадастра. Кроме того, при использовании государством имеющейся информации возникает насущная потребность создания агрегированного на уровне Российской Федерации и субъекта Российской федерации информационного ресурса, а не распределенного по территориям муниципальных образований. Одним из инструментов создания агрегированного информационного ресурса является централизация обработки представленных для государственного кадастрового учета и внесения иных сведений в кадастр документов, включая принятие решения о проведении кадастрового учет. В настоящее время такие мероприятия выполнены в 14 субъектах Российской Федерации. Постепенная реализация мероприятий по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета позволяет существенно повысить качество ведения кадастра и предоставления сведений кадастра, обеспечить единообразие при ведении кадастра, т.е. исполнить требование закона о применении единой методики или технологии ведения кадастра на всей территории Российской Федерации. В течение 2010 года должны быть завершены мероприятия по централизации обработки документов и принятия решений о проведении кадастрового учета более чем в 20 субъектах Российской Федерации. Управление кадастра недвижимости подготовлен соответствующий проект приказа Росреестра.

Одним из первых данный закон предусматривает возможность в ряде случаев необходимые для кадастрового учета документы представлять не в бумажном виде, а в электронном, и более того, использовать для этой цели каналы связи общего пользования. В настоящее время Министерством экономического развития Российской Федерации готовится к изданию приказ, определяющий правила направления и подтверждения приема электронных документов.

Предоставление сведений кадастра недвижимости также шагнуло на качественно новый уровень по сравнению с кадастром земельным. Так, подготовленным к изданию Министерством экономического развития Российской Федерации приказом, определяющим способы и формы предоставления сведений кадастра недвижимости, приоритетной как для подачи запроса о предоставлении сведений, так и для собственно предоставляемых сведений является форма электронного документа.

Кроме этого, Законом о кадастре установлена обязанность органа кадастрового учета осуществлять предоставление сведений кадастра неопределенному кругу лиц в виде публичной кадастровой карты путем размещения ее на официальном сайте органа кадастрового учета. Состав сведений публичных кадастровых карт установлен приказом Министерством экономического развития Российской Федерации от 19.10.2009 № 416.

Государственный земельный контроль.

Государственный земельный контроль является важным звеном в системе государственного управления в сфере землепользования.

На протяжении длительного времени государство формировало основу для осуществления контроля за использованием земель посредством внедрения системы Генерального межевания, которое успешно длилось в России почти сто лет (1765 - 1861 годы) и было связано с закреплением земельной собственности методами землеустройства.

Законодательное закрепление институт государственного земельного контроля в нашей стране получил в период проведения крестьянской реформы 1861 года. До этого времени функция контроля за охраной и использованием земель принадлежала самим землевладельцам, которыми был выработан целый комплекс природоохранных мер, направленных на сохранение качества земельного фонда.

Одной из задач, которую предстояло решить государству в ходе реформы 1861 года, стала задача обеспечения фискального и казенного интереса в процессе использования земли. Для этого была создана четкая система государственных органов управления земельным фондом, в полномочия которых входило осуществление земельного контроля. Деятельность указанных органов была достаточно эффективной, о чем говорит тот факт, что данная система государственных органов просуществовала вплоть до революции 1917 года, и не была затронута в ходе преобразований аграрной реформы 1906 года.

В отличие от дореволюционной России (где функцию земельного контроля выполняли и органы государственной власти, и органы местного самоуправления), введение исключительной государственной собственности на землю предполагало полный контроль советского государства за ее использованием.

Сложившаяся система просуществовала вплоть до начавшегося с 1990 года реформирования земельного строя России.

Государственный земельный контроль как функцию исполняли: Государственный земельный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по земельной политике, Комитет Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству, Министерство по земельной политике, строительству и ЖКХ, Федеральная служба земельного кадастра России, Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.

Государственный земельный контроль в настоящее время осуществляется специально уполномоченными государственными органами (Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии, Федеральной службой по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федеральной службой по надзору в сфере природопользования) за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, в форме плановых и внеплановых проверок.

Землеустройство.

Землеустройство в России имеет многовековую историю. Землеустройство всегда было и останется средством осуществления земельной политики государства, оно тесно связано с экономическими и социальными задачами, решаемыми на каждом историческом этапе. Со времен создания первого государственного органа, ведающего землеустроительными, межевыми и земельно-кадастровыми работами прошло более 450 лет.

Землеустройство в дореволюционной России являлось одним из приоритетных направлений государственной деятельности.

Вехами в развитии землеустроительного дела в России можно назвать проведение Генерального межевания, предпринятое по Манифесту 19 сентября 1765 года, которое было направлено на разграничение земель и укрепление границ владений; осуществление землеустройства на основании специальных крестьянских положений 1861 г. при освобождении крестьян от крепостного права; столыпинскую аграрную реформу как крупнейшее землеустроительное мероприятие в отношении общинных крестьянских земель; создание Комитета по землеустроительным делам (1907 г.), принятие Положения о землеустройстве (Высочайше утверждено 29 мая 1911 г.), ставшего основным законом, регулировавшим землеустроительную деятельность.

В землеустроительной науке начала XX в. землеустройство и межевание рассматривались в разных ипостасях: как самостоятельные институты; межевание как часть землеустройства; землеустройство и межевание противопоставлялись. Русское межевание в действительности никогда не носило характера одного лишь установления границ поземельных владений, но всегда считалось с теми или иными формами изменения земельных отношений, т. е. землеустройством.

Положение о землеустройстве (Закон от 29 мая 1911 г. о землеустройстве) - первый законодательный акт, в котором систематизировались основные положения об организации землепользования в Российской империи.

Сформировавшаяся система землеустройства в Российской империи к началу XX в. была нарушена в связи с принятием большевистскими органами власти целого ряда актов, в том числе Декрета «О земле» (1917 год). Провозглашение государственной собственности и отмена частной собственности на землю кардинально изменили земельные отношения.

Следующим актом, регулировавшим вопросы землеустройства, стал Земельный кодекс РСФСР 1922 г. Согласно Земельному кодексу землеустройство имело своей задачей упорядочение существующих и образование новых землепользовании.

Земельный кодекс РСФСР 1970 г. вводит понятие «государственное землеустройство». Согласно этому Земельному кодексу под землеустройством понималась система государственных мероприятий, направленных на осуществление решений государственных органов в области пользования землей.

В 1990-х годах налицо застой в землеустроительных работах, что было вызвано, по мнению специалистов по землеустройству, главным образом проблемой недофинансирования, что привело к нарушению всей системы землеустройства.

Принятие Земельного кодекса РФ 2001 года, Федерального закона «О землеустройстве», а также целого ряда подзаконных нормативных актов вывело зем­леустройство на новый качественный уровень.

Мониторинг земель.

Термин «мониторинг» возник в конце 70-х начале 80-х годов прошлого века и впервые стал использоваться при проведении научных изысканий, связанных с изучением динамики различных процессов. Понятие мониторинг расшифровывалось как «слежение, выявление, устранение или предотвращение».

Статья 109 Земельного кодекса РСФСР, принятого 25.04.1991, закрепила термин «мониторинг земель» как систему наблюдения за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов.

Год спустя Правительством Российской Федерации принято постановление от 15.07. 1992 № 491 «О мониторинге земель», а в 1993 году постановлением Правительства Российской Федерации от 05.02.1993 № 100 была утверждена Государственная программа мониторинга земель Российской Федерации на 1993- 1995 годы.

Программа предусматривала поэтапное введение на территории Российской Федерации мониторинга земель, представляющего собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Исполнителем программы были определены Роскомзем, Минприроды России и заинтересованные министерства и ведомства.

Начиная с 1996 года, в Российской Федерации создается информационная база мониторинга земель, налаживается система прогноза, предупреждения и устранения последствий негативных процессов, влияющих на качество и использование земель.

Наиболее полно содержание государственного мониторинга земель нашло отражение в статье 67 ныне действующего Земельного кодекса Российской Федерации, принятого 25.10. 2001 – это система наблюдений за состоянием земель.

Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации.

Задачами государственного мониторинга земель помимо своевременного выявления изменений состояния земель, оценки этих изменений, прогноза и выработки рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов являются: информационное обеспечение государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.

Порядок осуществления государственного мониторинга земель в Российской Федерации установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2002 № 846.

Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 01.06.2009, осуществляет государственный мониторинг земель в Российской Федерации (за исключением земель сельскохозяйственного назначения).

Три факта из истории земельного кадастра

1. Отмена крепостного права послужила толчком для проведения первых земельно-оценочных работ в России.В 1861 г. провозглашен Манифест об отмене крепостного права, утвержден Александром II, и началось перераспределение помещичьих земель в собственность или временное пользование крестьян. Возникла необходимость в проведении по всей стране земельно-оценочных работах и определении доходности земель. Тогда как до этого земельный кадастр подразумевал только ведение кадастрового учета земель и межевание. Так возник земский земельный кадастр, работы по которому проводились до 1917 года.

2. Официально понятие «земельный кадастр» появилось в 1969 году. Основы земельного законодательства СССР и союзных республик (1969 г.) содержали специальный раздел, определяющий цели, назначение и составные части государственного земельного кадастра. Министерство сельского хозяйства СССР 19 июля 1972 года утвердило «Указания по государственной регистрации землепользований и государственному учету земель», Земельную шнуровую книгу, а также новую форму документации - Государственную шнуровую книгу. В 1976 году этим же ведомством была утверждена Общесоюзная методика оценки земель. Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1977 г. было принято Положение о ведении государственного земельного кадастра.

3. В конце 80-х годов в СССР возвращается понятие частной собственности на землю. В период с ноября 1989 по март 1990 года Верховным Советом СССР были приняты законы об аренде, о собственности и земле. Земельный кодекс РСФСР от 25.04.1991 года узаконил частную собственность на землю и определил механизм передачи в собственность земельных участков.


Примечательно, что в соответствии с статьей 27 превышение площади земельного участка, полученной в результате проведения кадастровых работ, по сравнению с площадью, содержащейся в кадастре, также не должно быть больше 10% от значения площади, содержащегося в кадастре.

Новое на сайте

>

Самое популярное