Домой Банки Какие мфо закроются в году. Последствия закрытия МФО для заемщиков

Какие мфо закроются в году. Последствия закрытия МФО для заемщиков

Центробанк намерен ввести новые нормативы для микрофинансовых организаций, чтобы защитить потребителей их услуг, а также стимулировать кредитование МСП (малых и средних предпринимателей). Об этом, а также о том, как ЦБ намерен добиться снижения привлекательности «займов до зарплаты», в интервью «Известиям» рассказал начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России Илья Кочетков.

Если исходить из общего числа микрофинансовых организаций, которые у нас есть на данный момент, то точно немногие. Наше экспертное предположение - от 40 до 90 МФО смогут стать микрофинансовыми компаниями (смогут не только кредитовать, но и привлекать деньги у населения. - «Известия»). Некоторые называют более оптимистичные цифры - 100–120. На данный момент на рынке уже есть две организации, получившие статус микрофинансовой компании.

Соответственно остальные действующие на рынке микрофинансовые организации имеют статус МКК и обязаны до 29 марта 2017 года отразить это в своем наименовании. По последним данным, сейчас в государственном реестре МФО, который ведет Банк России, чуть менее 3 тыс. МФО.

Хочу отметить, что я не исключаю увеличения числа МФО в целом, потому что рынок становится привлекательным для новых участников. Да, сегодня из реестра выводится больше компаний, чем появляется, но в 2017 году мы уже будем заниматься зачисткой реестра не столь массово, поэтому рост числа МФО вполне вероятен. Создание новых компаний мы никак не дестимулируем.

- Каким образом будут защищены граждане - инвесторы МФО в переходный период до конца марта 2017 года?

К финансовой устойчивости МФО и сейчас предъявляются определенные требования: с 2012 года действует приказ Минфина России, устанавливающий норматив достаточности собственных средств и норматив ликвидности для микрофинансовых организаций.

Надо отметить, что одно из принципиальных отличий микрокредитной компании от микрофинансовой в том, что МФК могут занимать деньги у граждан, которые не являются их учредителями, а МКК не могут брать деньги взаймы у физических лиц, которые не являются учредителями компании. Поэтому мы и вводим для МФК дополнительные нормативы, которые начнут действовать с 2018 года. Нормативы для МКК останутся на нынешнем уровне. Но мы готовы это обсуждать: сейчас проекты нормативных актов размещены на сайте Банка России для оценки регулирующего воздействия.

По нашим оценкам, на сегодняшний день практически все МФО имеют возможность выполнять эти нормативы. При их разработке мы ориентировались на не самых крупных игроков, у нас не было задачи осложнить кому-то бизнес. Хотя защиту прав потребителей услуг МФО, и особенно граждан, предоставляющих займы МФК, а также обеспечение стабильности развития рынка со счетов сбрасывать никак нельзя. Нормативы устанавливаются именно с целью решения этих задач.

- Есть ли оценка, сколько средств потеряли инвесторы, когда многие МФО покинули рынок?

Скорее всего, какие-то потери, конечно же, есть, но мы не оцениваем их как системные. Хочу обратить внимание, что, несмотря на количество выведенных с рынка участников, портфель микрозаймов МФО значительно вырос и составляет порядка 85,5 млрд рублей на конец сентября. Это рост примерно на 22% при уменьшении количества МФО примерно на 14% и росте числа заемщиков микрофинансовых компаний на 41%. Это говорит о том, что компании, сведения о которых мы исключили из реестра микрофинансовых организаций, в 99% случаев всё-таки были нежизнеспособными и практически никакой деятельности не вели.

Нет ли опасений, что в переходный период начала 2017 года МФО будут переоформляться в микрокредитные компании и записывать своих, по сути, кредиторов в акционеры?

Если этот процесс будет проходить в соответствии с законом, с соблюдением прав граждан–инвесторов и при их согласии, то никаких угроз в этом я не вижу. И в целом не предполагаю, что схемы обхода требований закона станут массовым явлением на рынке МФО. Всё-таки мы поступательно двигаемся по пути повышения цивилизованности микрофинансового рынка.

- Есть ли еще планы по защите инвесторов МФК?

Само по себе разделение МФО на МФК и МКК - уже решающий шаг в сторону защиты прав граждан. Тем самым мы говорим, что организации, у которых есть собственный капитал и активы от 70 млн рублей, могут системно работать с гражданами. Следующий шаг - как раз дополнительные нормативы.

Кроме того, мы ведем работу над созданием базовых стандартов для МФО: стандарт по операциям, стандарт по рискам и стандарт по защите прав потребителей. Эти стандарты разрабатывают саморегулируемые организации (СРО) при непосредственном экспертном участии Банка России с последующим их утверждением на комитете по стандартам при ЦБ. В эти стандарты закладываются основные требования, направленные на защиту прав и законных интересов граждан.

Планируете ли вы вывести эти стандарты на уровень обязательных внутренних документов МФО? У банков есть требование к наличию таких документов…

Действующий закон «О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка» устанавливает, что базовые стандарты обязательны для исполнения всеми финансовыми организациями, которые осуществляют соответствующий вид деятельности, вне зависимости от их членства в саморегулируемой организации.

В нормативах для микрофинансовых организаций явно просматривается регулирование по аналогии с банками. Но почему ЦБ планирует ввести два новых норматива для МФК именно с ‪1 января 2018 года, хотя аналогичный норматив по связанным с банком лицам (группам связанных с банком лиц) вводится с 1 января 2017-го?

Я бы не стал проводить прямых аналогий в данном случае: для разных бизнес-моделей требуется разное регулирование. Что же касается МФО, то начинать имеет смысл с каких-то простых вещей, поэтапно переходя к внедрению более жестких правил. Мы всё еще находимся в начале пути в отношении регулирования микрофинансовых организаций и, адекватно оценивая риски в этом сегменте финансового рынка, даем возможность крупным добросовестным компаниям подготовиться к исполнению новых нормативов. Поскольку, хоть мы и говорим, что пропорциональное регулирование должно быть разным для разных групп участников рынка, оно всё же должно быть цельным, гармонизированным.

Для банков предусмотрен график введения и изменения нормативов в рамках требований «Базеля-3». Будет ли такой же план-график для МФО?

Такая система предусмотрена в разработанных проектах - все требования вводятся в несколько этапов: норматив достаточности собственных средств и норматив ликвидности для МФК и МКК заменят действующие для МФО требования с момента вступления в силу нормативных актов, а максимальный размер риска на одного заемщика или группу связанных заемщиков и максимальный размер риска на связанное с МФК лицо (группу связанных с МФК лиц) будут введены для МФК с 1 января 2018 года. По результатам первой отчетности МФО уже после внедрения новых нормативов мы получим некую картину, которую будем экстраполировать в будущее для того, чтобы понимать, требуется ли корректировка наших дальнейших шагов.

При этом я бы хотел отметить, что мы вводим в расчет норматива достаточности капитала два дополнительных коэффициента, которых раньше у нас не было. Первый - направленный на облегчение давления на капитал. Если МФО выдает заем субъекту малого или среднего бизнеса, то компания может понизить давление на капитал. Например, если компания выдала 100 единиц заемных ресурсов малому или среднему бизнесу, то в знаменателе дроби норматива эти единицы будут зачитываться как 75. Это первый коэффициент - 0,75. Второй коэффициент, наоборот, увеличивает давление на капитал на 10% в отношении так называемых «займов до зарплаты». То есть если МФО выдает 100 единиц таких займов, то в знаменателе он будет учитываться как 110.

Эти коэффициенты появились отчасти по аналогии с банковскими - 0,75 по кредитам МСП мы взяли от банков, ничего не придумывали. А вот 110% мы как раз рассчитали сами. Такой показатель пока не оказывает серьезного давления на капитал компаний. Но мы будем очень пристально наблюдать за ними по мере использования этого коэффициента, и через эту систему риск-взвешивания мы собираемся и дальше стимулировать микрофинансовые организации выдавать займы малому и среднему предпринимательству и дестимулировать предоставление «займов до зарплаты» под очень высокие процентные ставки.

- Будут ли вводиться новые нормативы для МФО в 2017 году? Например, мгновенной ликвидности для МФК?

Нет, пока на 2017 год мы таких задач не ставим.

Не считаете ли вы, что фактически, устанавливая очень похожее регулирование с банками для МФО, вы плавно подводите их к выбору - или стать банком, или прекратить деятельность? Я ошибаюсь?

Регулирование микрофинансовой деятельности осуществляется пропорционально рискам, которые создают те или иные участники рынка, и развивается в двух направлениях. С одной стороны, повышаются требования регулятора к финансовой устойчивости участников рынка с высоким уровнем риска - МФК, с другой стороны, для участников рынка с низким уровнем риска постепенно снижается регуляторная нагрузка - МКК. Таким образом реализуется концепция пропорционального регулирования и риск-ориентированного подхода в надзоре.

Для деятельности банков характерны совершенно другие уровни рисков, банки осуществляют намного больший спектр операций по сравнению с МФО. Поэтому требования к банкам со стороны регулятора тоже выше, чем к МФО. Гармонизация и синхронизация с банковским регулированием не означает установление абсолютно таких же правил. Речь идет о том, что сам подход к установлению правил и принципы регулирования рынка микрофинансирования и банковского сегмента должны быть одинаковыми, понятными и прозрачными.

Как и кредитные организации, МФО привлекают и предоставляют денежные средства, а МФК даже привлекают займы от физических лиц, не являющихся их участниками (учредителями, акционерами). Было бы странным, если бы регулирование сегментов финансового рынка, схожих по своим операциям и рискам, основывалось на совершенно различных принципах.

На финансовом рынке должны присутствовать различные игроки, как банки, так и МФО. Целями регулирования рынка микрофинансирования и надзора за деятельностью его участников со стороны Банка России являются не только эффективное управление рисками, возникающими на рынке, и защита прав и законных интересов потребителей услуг, но и обеспечение устойчивого развития рынка. Рынка, отличающегося от банковского сегмента, дополняющего его, играющего социально значимую роль и имеющего серьезный потенциал развития.

Есть ли мысль о введении порога DTI (debt to income, или долг к доходу) для микрофинансовых и микрокредитных компаний хотя бы на уровне какого-то ориентира, а не норматива?

Конечно же, использование показателя DTI при оценке качества заемщика позволяет повысить качество портфеля, снизить уровень просрочки и невозвратов. Банк России изучает возможность применения данного показателя в процессе регулирования деятельности финансовых институтов при предоставлении заемных средств физическим лицам. Но пока рано говорить о планах на ближайшее время по введению порога DTI для МФК и МКК даже на уровне какого-то ориентира. Тем более что самим микрофинансовым организациям никто не запрещает использовать любые методики оценки финансового состояния заемщика и его платежеспособности, в том числе с применением DTI.

Депутат Госдумы Иван Сухарев разрабатывает проект отмены закона о микрофинансовых организациях. Как пояснил парламентарий, наименее социально защищённые слои общества вынуждены обращаться к микрофинансированию из-за непростой ситуации в стране. При этом не все понимают, к каким тяжёлым материальным последствиям могут привести микрозаймы под 2% в день и более.

«Выдача займов под 450—1000 процентов годовых не соответствует здравому смыслу. В ходе Рождественских встреч в Госдуме патриарх Кирилл правильно предложил избавить население от кабалы микрозаймов. Это ведь и есть настоящая кабала.

Зачастую человек просто не понимает, во что ввязывается. Сколько законодатели ни работали над поправками к этому закону, конторы продолжают существовать и доводить до обнищания население нашей страны», — пояснил RT депутат.

Услуги МФО крайне востребованы: согласно данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), суммарный объём предоставленных микрофинансовыми институтами займов на 1 января 2017 года составил 120,8 млрд рублей, увеличившись за IV квартал 2016 года на 9,9%.

При этом задолженность российских граждан перед банками по всем кредитам, включая ипотеку, составляет 10,76 трлн рублей. То есть на МФО приходится более 1% всей задолженности россиян.

Патриарх призвал к запрету

26 января в рамках Рождественских встреч в Государственной думе патриарх Кирилл предложил запретить выдачу микрокредитов, которые, по его словам, нередко выдаются страдающим алкогольной и наркотической зависимостью. Тех, кто зарабатывает выдачей микрокредитов, патриарх назвал «мироедами», которые «своей жадностью подрывают идею общественной справедливости».

«Полагаю, что это абсолютно аморальная практика ростовщичества в самом хищническом своём проявлении», — заявил глава РПЦ.

Сами представители микрофинансовых организаций утверждают, что не выдают деньги всем подряд, а проводят достаточно жёсткий отбор. Например, по словам генерального директора сервиса онлайн-кредитования Moneyman Бориса Батина, «компании, выдающие займы через интернет, одобряют только 15% заявок на кредиты».

Впрочем, никакой официальной статистики не ведётся.

Общественная палата просит ускорить запрет

Первый заместитель председателя комиссии ОП РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Георгий Фёдоров поддержал инициативу. В беседе с RT он пояснил: МФО отлично понимают, что большинство граждан будет не в состоянии выплатить займы под такие проценты.

«После того как гражданин не смог выплатить суммы, накапавшие после просрочки, они передают своих клиентов коллекторам, которые за определённую плату выбивают деньги из простых людей. Я сам неоднократно предлагал покончить с микрофинансовыми организациями и положить конец ежедневному кошмару людей за взятые когда-то 200 долларов. В этой связи полностью поддерживаю инициативу патриарха и законопроект депутата Ивана Сухарева, который должен остановить рыночных беспредельщиков», — отметил Фёдоров.

Адвокат Олег Сухов тоже считает, что выдача микрозаймов под большие проценты — аморальная практика. По его мнению, Центробанк регулирует эту сферу и постепенно она становится более цивилизованной. Но проблема коллекторов действительно существует.

«Работа коллекторов регулируется 230-м федеральным законом, который распространяется на деятельность по возврату просроченной задолженности для МФО. Следовательно, проблема недобросовестных взыскателей долгов решится сама собой, если закрыть этот сегмент рынка», — пояснил адвокат корреспонденту RT.

Банки против отмены

На момент публикации материала получить официальный комментарий Центробанка не удалось. Однако позиция ЦБ известна: регулятор выступает против отмены закона о микрофинансовой деятельности.

В Банке России считают, что такой запрет приведёт к росту «чёрных кредиторов», отличающихся самыми высокими ставками по займам и противозаконными методами взыскания долгов, а также снизит для малого и среднего бизнеса доступность заёмных средств.

«Отмена закона не приведёт к улучшению защиты прав граждан, но способна вызвать негативные последствия, поскольку выведет за рамки правового поля значимый сегмент финансового рынка, способствующий, в том числе, поддержке малого и среднего предпринимательства», — говорится в ранее выпущенном пресс-релизе Центробанка.

С 1 января 2017 года в России вступили в силу новые ограничения на проценты, согласно которым непогашенная сумма с процентами не будет превышать трёхкратного размера.

С позицией ЦБ согласен и экономист, лидер движения «Новая Россия» Никита Исаев. По его словам, полный запрет МФО приведёт только к росту теневого сектора. Он отметил, что на данный момент микрофинансовые организации являются необходимыми для многих россиян. Особенно это актуально во время кризиса и постоянного снижения реальных располагаемых доходов (на 5,9% в 2016 году).

«Рынок пустоты не терпит, и запретить естественные потребности населения никак не получится... И на смену легальным МФО, которые работают в соответствии с законами, контролируются ЦБ и предоставляют отчётность, придут криминальные элементы с совершенно запредельными ставками, которые могут меняться в любой момент в соответствии с настроением кредитора. А вместе с ними подтянутся и крепкие молодые люди без моральных принципов, способствующие возврату денег. Разве кто-то хочет возврата к беспределу 90-х?» — считает экономист.

Бороться надо с бедностью

По мнению экономиста Никиты Исаева, намного полезнее бороться не с самими МФО, а с причиной их популярности у народа — бедностью и финансовой неграмотностью. Он добавил, что депутаты должны не запрещать всё подряд, а снизить налоги, стимулировать предпринимателей выходить из тени и расширять свой бизнес с повышением зарплат. А также повышать финансовую грамотность, чтобы люди имели представление, что такое 2% в день.

«У нас 15 млн нелегально занятых людей, которые не могут подтвердить свои доходы. Скрытая безработица из-за ухода бизнеса в тень в разы превышает заявленную (по данным W-City Community Research, 30% экономически активного населения ищут работу или подработку). Жители страны вынуждены переходить на натуральное хозяйство (по данным «Ромира», 37% населения обеспечивают собственными заготовками от 30 до 50% общей продуктовой корзины домохозяйства). И это всё потенциальные клиенты МФО. Вот настоящие проблемы, с которыми стоит бороться. Увы, массового появления законодательных инициатив, направленных на решение этих проблем, пока не видно», — заявил Исаев.

Для активных заемщиков МФО прогноз о том, что вот уже через несколько дней такие организации начнут закрываться, стало достаточно неприятной новостью. Можно сколько угодно рассуждать о том, что проценты там высокие, условия невыгодные и т.д., и т.п., но статистика неумолима: количество тех, кто рано или поздно обращается за деньгами в микрофинансовые организации, растет. Так почему же список закрытых МФО, а точнее, - тех, кто сворачивает свою деятельность, также увеличивается? Ведь спрос рождает предложение, а он сегодня достаточно большой. Специалисты в области микрокредитования утверждают: виной всему новые законы и поправки в уже существующее законодательство, цель которого – защитить интересы заемщиков, что идет вразрез с самой целью функционирования МФО.

Почему закрываются МФО

Закон о микрозаймах в 2018 еще не принят и даже не вынесен на рассмотрение, а множество МФО уже свернули свою деятельность. Причина проста: за прошедший год было четко установлено, каким стандартам должны соответствовать такие организации, однако выяснилось, что отвечают им немногие. Новый закон о микрозаймах от 29 03 2016 начал, а последующие продолжили введение всевозможных ограничений, а именно:

  • Разовое нарушение требований законодательства относительно функционирования МФО наказываются штрафом, последующие – им же, только в увеличенном размере, а систематические предполагают уголовную ответственность.
  • Если открытая МФО не придерживалась всех правил оформления такого рода деятельности, в случае спорных ситуаций ей нечего рассчитывать на судебную защиту.
  • Последние изменения в закон о микрофинансовых организациях предполагают вступление в СРО и ведение соответственной финансовой отчетности, направляемой впоследствии Центробанку. Следовательно, ожидаемый доход организаторов МФО будет ниже прогнозируемого, и многие из них принимают решение о прекращении деятельности.

Узнав о том, ]]> какие МФО закрылись ]]> , некоторые клиенты расстраиваются по причине того, что условия у них были наиболее выгодными. Таким потребителям неважно, насколько законной была деятельность микрофинансовой организации, они не читали новый закон о микрозаймах в 2017 году и не будут читать его в следующем: для них главное получить необходимую сумму тогда, года она нужна, и на тех условиях, которые их устраивают.

Реально ли закрытие МФО?

Часть потребителей – активных клиентов МФО, даже изучив новый закон о микрозаймах с 1 января 2017 года и последующие, лишь скептически улыбаются, мол, никто добровольно не свернет деятельность, приносящую такой легкий доход. Однако новые законы и поправки к существующим – не единственная причина вероятного закрытия МФО. Кроме этого, микрофинансовые организации могут прекратить свою деятельность:

  1. Из-за низкого процента возвращаемых займов. Появившись на рынке, каждая новая МФО пытается собрать себе клиентскую базу, предлагая с этой целью предельно выгодные условия: снижение процентной ставки, упрощение процедуры выдачи и т.п. Это приводит к тому, что кредиты берут категории населения с низким уровнем дохода и отсутствием финансовой грамотности. Результат – невозврат долгов и банкротство микрофинансовых организаций.
  2. По причине упрощенной процедуры выдачи займов: если банки проверяют каждую заявку досконально, требуют справку с места работы, номер стационарного телефона и т.п., то в МФО документы особо не проверяют. Результат аналогичен предыдущему пункту – банкротство.
  3. Из-за нового закон о микрозаймах в 2016 году, регулирующего деятельность коллекторов. Часто последние, не зная о внесенных изменениях, используют незаконные методы возврата долга, вследствие чего саму организацию по выдаче микрокредитов ожидают судебные разбирательства и полное прекращение деятельности.

Разумеется, круг лиц, на постоянных условиях пользующихся микрозаймами, не слишком доволен перспективой, открывающейся после нового закона о микрозаймах в 2017, ведь они готовы выплачивать высокие процентные ставки за возможность получить нужную сумму в нужное время. Однако для тех, кто только раздумывает, не взять ли ему микрозайм, закрытие МФО может предотвратить финансовую кабалу.

Возможно ли предотвратить закрытие

Будет принят новый закон о микрозаймах в 2018 году или нет, но специалисты считают, что грамотный подход мог бы предотвратить массовое закрытие МФО и оставить на рынке действительно тех. Чья деятельность законна и направлена на благо потребителям. Шагами в этом направлении могли бы стать:

  • Упрощение регулирования деятельности МФО;
  • Создание отдельных законов для микрофинансовых организаций и микрокредитных;
  • Ограничение процентных ставок - новый закон о микрозаймах от 29.03.2016 положил начало работы в этом направлении, однако он требует усовершенствования;
  • Ограничение штрафных санкций, предусмотренных за нарушение законодательства;
  • Создание стандартной формы отчетности.

На сегодняшний день новый закон о микрозаймах 2017 года предполагает внесение двух существенных изменений: необходимость ведения деятельности в соответствии с зконодательством и обязательное обращение в Бюро кредитных историй перед выдачей займа. Также, напомним, МФО обязали информировать клиентов о полной сумме переплаты по кредиту.

Еще два года назад на вопрос о том, вероятно ли закрытие МФО, многие специалисты в области микрофинансовой деятельностьи с уверенностью бы ответили отрицательно. Однако законодательство вносит свои коррективы в сложившуюся ситуацию, пытаясь максимально защитить интересы граждан. А вот что нужно самим гражданам – защита их интересов или возможность в любое время получить нужную сумму наличных – при принятии законом, похоже, не учитывается.

Не первый год в нашей стране ведутся разговоры о том, когда закроют микрофинансовые организации. Парадоксально, но, появившиеся относительно недавно, МФО сегодня находятся под реальной угрозой ликвидации.

Аргументы тех, кто поддерживает данную инициативу, сводятся к тому, что подобные микрозаймы слишком доступны и выдаются под большой процент. Все это становится причиной невозврата займа, попадания граждан в кабалу. Тревогу вызывает и тот факт, что для влияния на должников микрофинансовые организации привлекают коллекторские агентства, которые, как известно, не церемонятся с должниками. Ряд громких преступлений последних 2-3 лет связан именно с деятельностью коллекторов.

Впрочем, несправедливо отмечать лишь отрицательные особенности МФО. Подобные организации удовлетворяют потребности граждан в оперативном получении займа на короткий срок, не предъявляя высоких требований к заемщикам. Этим они выгодно отличаются от банков, которые, например, не одолжат денег человеку, лишившемуся работы, например.

Говоря о высоких процентных ставках (если перевести их на годовые, то получается до 800% в год), следует учитывать – займ выдается на несколько недель, максимум – месяц. В связи с коротким сроком кредитования переплата становится не столь ощутимой. Если же заемщик демонстрирует платежеспособность и ответственно выполняет свои долговые обязательства, МФО, как правило, снижает процентную ставку в индивидуальном порядке. Нередко она становится соизмеримой переплатам по банковскому кредиту.

Наконец, заемщики должны понимать, что более высокая процентная ставка – это, своего рода, плата за высокую скорость оформления займа и лояльное отношение компании.

Что касается незаконных действий коллекторских агентств, то их изначально не следует смешивать с вопросами микрофинансирования. Деятельность коллекторов должна быть урегулирована посредством отдельного законопроекта. Неверно связывать действия коллекторов напрямую с МФО, искать причину правонарушений с их стороны следует искать в законодательной неурегулированностью деятельности коллекторов.

Альтернатива микрофинансированию

Сегодня государство стоит на пути предложения населению альтернативы микрозаймов. В первую очередь речь идет о воспитании финансовой грамотности населения. Она включает:

  • Умение планировать собственный бюджет;
  • Знание принципов кредитования и расчета процентной ставки;
  • Стремление копить деньги.

Подобная программа ухода от микрозаймов разработана исходя из того, что часто люди прибегают к помощи МФО вследствие сиюминутного желания обладать понравившейся вещью. Иными словами, процент тех, кто берет займы на реализацию жизненно важных потребностей (проживание, лечение, содержание несовершеннолетних) ничтожно мал по сравнению с теми, кто готов взять в долг ради вещей и удовольствий, без которых можно обойтись.

Высокий процент невозврата микрозаймов связан, по мнению, экспертов с неспособностью населения адекватно оценивать собственные финансовые способности. Большинство должников честно признается, что не смогли отдать займ, поскольку за 2-3 недели просрочки он вырос до колоссальных размеров. Действительно, к телу займа к концу периода пользования займом добавляются ежедневные 2-3%. Если же пропустить дату внесения платежа по займу, то микрофинансовые организации штрафуют должника, а затем за каждый день просрочки начисляется пени. При этом проценты за пользование займом продолжают идти.

Неудивительно, что оказавшись в подобной ситуации, люди задаются вопросом, когда в России полностью закроют МФО.

Как считают специалисты, в условиях российской экономики полностью устранить микрофинансовые организации невозможно. В противном случае они уйдут в теневую отрасль экономики, а значит, повысятся показатели ущемления прав заемщиков.

Реформы в области микрофинансирования

Как уже было сказано, полностью ликвидировать микрофинансовые организации невозможно, зато реально отрегулировать механизмы их функционирования. С этой целью проводится ряд реформ, в ходе которых компании разделятся на 2 различающиеся организации: микрофинансовые и микрокредитные.

Уже сейчас все организации вносятся в государственный реестр ЦБ РФ. Наличие компании в данном списке – свидетельство того, что ее деятельность законна и не нарушает прав заемщиков.

Что касается процентной ставки, то согласно новому законопроекту, переплата за использование займа (проценты за сутки использования, штрафы, пени) не могут превышать тело займа (основная сумма долга, полученная заемщиков) более чем в 4 раза. Если микрофинансовые компании пренебрегают данным требованием Центробанка, а именно этот орган сейчас контролирует деятельность компаний, то им грозит исключение из государственного реестра и признание их нелегальными. В ближайшем будущем норматив планируется снизить до двух, то есть переплаты по микрозайму могут превышать его тело только в 2 раза.

Таким образом, государство видит своими задачами следующие:

  • Внесение МФО, деятельность которых законна, в специальный реестр;
  • Регулярная проверка деятельности компаний, внесенных в реестр, в том числе введение специальной формы отчетности;
  • Сегментирование рынка посредством разделения компаний на микрокредитные и ;
  • Ограничение максимальной процентной ставки по займам, в том числе тем, что оформляются онлайн.

Представители крупных организаций прокомментировали готовящиеся законопроекты, отметив, что подобные меры позволят отсеять мелкие, не соответствующие гостребованиям, компании. Достойным же представителям станет проще оказывать финансовую помощь населению, а их прибыль возрастет.

Реформы коснуться и порядка оформления МФО как вида деятельности. Сегодня открыть подобный бизнес, в принципе, не составляет труда. Для этого следует иметь кредитный портфель минимум в 500 000 рублей и зарегистрироваться как МФО. При этом процедура регистрации, если сравнивать ее с порядком открытия других финансовых компаний, для МФО сейчас упрощена.

Открывшись, подобная организация, имея относительно небольшой капитал, выдает займ под 800% годовых – настоящая золотая жила! Неудивительно, что число подобных компаний растет как на дрожжах.

Сегодня Центробанк все чаще заявляет о необходимости ужесточить требования для открытия компании.

Что уже сделано?

Несмотря на то, что множество законопроектов пока на стадии рассмотрения, уже в конце гг. Центробанком была произведена проверка МФО, в результате которой было ликвидировано порядка 190 компаний. Подвергшиеся закрытию компании вели свою деятельность с большими нарушениями регламентов ЦБ. В ходе проверки были ликвидированы организации следующих типов:

  • Компании, не предоставляющие отчеты в контролирующие органы;
  • Компании, в отчетах которых неоднократно выявлялись ошибки и недочеты;
  • Компании, вводящие в заблуждение своих клиентов дополнительными комиссиями и скрытыми процентами;
  • Интернет компании, не предоставляющие своим клиентам полную информацию по условиям микрокредитования.

Как изменения повлияют на потребителя

Принятые и находящиеся на стадии принятия законопроекты позволяют сделать «чистку» МФО – избавиться от недобросовестных организаций, ведущих свою деятельность с нарушением законодательных норм. В итоге рынок представляют крупные, завоевавшие доверие и прошедшие проверку компании, что позволяет оградить заемщика от мошенников.

В то же время, находясь на грани банкротства, многие МФО предлагают гражданам инвестировать средства, по сути, разместить депозиты в своих компаниях. К подобным предложениям следует относиться настороженно. Во-первых, для ведения такой деятельности МФО не имеют лицензии, во-вторых, это не более чем попытка наживы со стороны компании.

Вмешательство государственных контролирующих органов в процессы микрофинансирования несет снижение процентных ставок по займу. Впрочем, скорее всего, обратной стороной этого станет ужесточение требований, предъявляемых компаниями к своим заемщикам.

Указанные меры приведут к спаду коллекторского беспредела, тенденция к этому наблюдается уже сейчас.

Уменьшение количества компаний выведет конкуренцию на новый уровень. Не имея возможности привлекать клиента простотой оформления займа и большими суммами, доступными для оформления без проверок, организации начнут заботиться об уровне сервиса, технологичности оказываемых услуг и расширении кредитной линейки.

Сегодняшняя неразбериха в деятельности некоторых МФО наталкивает некоторых граждан на мысль о том, что можно отказаться от выполнения своих долговых обязательств. Подобное в корне противозаконно. Даже если компания, предоставившая займ, ликвидирована, задолжность заемщика передана (продана) другой организации. Отказ от ее погашения – прямой путь к увеличению размеров долга за счет штрафных санкций и дальнейшим судебным разбирательствам.

С 29 марта 2017 года микрофинансовый рынок начнет работать по новым правилам, так как с него полностью исчезнут привычные клиентам микрофинансовые организации, на смену которым придут микрофинансовые и микрокредитные компании. Это стало возможно после принятия ряда поправок в действующий закон, формирующий порядок ведения бизнеса на кредитном рынке РФ.

Основная цель нововведения – это повышение прозрачности сегмента и защита интересов инвесторов, которые вкладывают деньги в микрофинансовые организации без каких-либо гарантий их возврата. Для этого было принято решение разделить действующих участников на две категории, исходя из размера собственного капитала: если у МФО этот показатель превышает 70 млн. руб., то она может претендовать на получение статуса МФК (микрофинансовая компания), в то время как все другие компании продолжат свою работу под видом МКК (микрокредитная компания). При этом статус МКК был автоматически присвоен всем участникам рынка сразу после принятия законодательных поправок, а для его изменения компания должна соответствовать требованиям, закрепленным положениями закона, и предоставить в Центробанк определенный пакет документов, что можно сделать до 29 марта.

В чем отличие МФО от МФК и МКК?

Независимо от статуса, участники микрофинансового рынка продолжат осуществлять кредитную деятельность, предоставляя займы физическим и юридическим лицам. Но микрофинансовые компании будут иметь более широкие полномочия, такие как:

  • возможность заключать кредитные договора с частными лицами на сумму до 1 млн. руб., а с индивидуальными предпринимателями — до 3 млн. руб. (максимальная сумма кредитования в МКК составит 500 тыс. руб.);
  • привлечение частных инвесторов (не из числа акционеров, участников, учредителей) для увеличения объемов кредитования. При этом условия вложения средств в микрофинансовые компании останутся неизменными и минимальный порог составит 1,5 млн. руб. Микрокредитные компании будут вынуждены ограничиваться только внутренними ресурсами;
  • выпуск облигаций;
  • возможность осуществлять онлайн кредитование и выдавать деньги заемщикам без их личного присутствия. Для этого они будут поручать банкам проводить идентификацию потенциальных клиентов, что является обязательным условием для оформления займов по Интернету.

Но, получив более широкие возможности, микрофинансовые компании окажутся под пристальным вниманием Центробанка РФ. Кроме того, им будет строго запрещено заниматься торговой и производственной деятельностью.

Что выбрать заемщику?

Если речь идет об оформлении займа на сумму до 500 тыс. руб. в стационарном офисе компании, то клиенту фактически все равно, кого выбрать в качестве кредитора – МФК или МКК. В этом случае он будет руководствоваться только выгодностью кредитной программы и преимуществами, которые станут доступны после оформления займа.

Микрофинансовые компании будут иметь более широкие возможности, поэтому им будут отдавать предпочтение клиенты, которые хотят получить деньги по Интернету и те, кому необходимы крупные займы на сумму более 500 тыс. руб. К тому же вкладывать деньги можно будет только в МФК, так как они будут наделены полномочиями по привлечению средств населения.

В любом случае деятельность МФК и МКК будет по-прежнему регулироваться Центробанком, который будет контролировать соблюдение норм действующего закона и прав заемщиков. Но новые правила по ведению микрофинансовой деятельности могут привести к сокращению числа действующих игроков, так как «слабые» компании не смогут адаптироваться к новым реалиям.

Новое на сайте

>

Самое популярное