Домой Банки План: А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства

План: А. Ранняя история славянских народов; выделение восточного славянства

В основу всех преобразований Петра I (1682 – 1725 гг.) в области промышленности и торговли были положены идеи меркантилизма (это экономическая политика, характеризующаяся активным вмешательством государства в хозяйственную жизнь с целью накопления капитала внутри страны для повышения ее благосостояния) и протекционизма (поддержка национальной экономики, осуществляемая, главным образом, с помощью торгово-политических барьеров). При этом государство способствует развитию промышленности, особенно мануфактурной; поддерживает экспансию торгового капитала (в частности, создание монопольных торговых компаний), развитие мореплавания и флота; резко повышает степень налогового обложения. Кроме того, государство поощряет выпуск "полезных и нужных" для него товаров, одновременно запрещая или ограничивая производство товаров "ненужных".

Для протекционизма характерна также финансовая поддержка национальной экономики, стимулирование экспорта товаров. Петр I, в отличие от предшественников, содействовал прежде всего развитию национальной промышленности.

Вершиной протекционистской политики правительства Петра I в области промышленности и торговли являлся таможенный тариф 1724 г. Теперь размеры пошлин, взимаемых с заграничных товаров, зависели от способности отечественных предприятий удовлетворить потребности внутреннего рынка: чем больше тех или иных товаров выпускали русские мануфактуристы, тем более высокая пошлина взималась при ввозе таких же товаров из-за границы.

Преимущественное развитие в данный период получили те отрасли промышленности, которые производили продукцию, необходимую для армии и флота. За первую четверть ХVIII в. было создано около 100 (по другим данным - 200) мануфактур вместо 15-20 допетровских. Главное внимание уделялось металлургии, центр которой переместился на Урал. В результате, русская металлургия оказалась способной удовлетворить внутренние потребности в металле и даже продавать его за границу (первая партия в количестве 42,4 тыс. пудов была продана в 1722 г., и далее вывоз из года в год увеличивался). В Москве и других районах центра России появились суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактуры. Впервые были созданы бумажные, стекольные и даже шпалерные предприятия. Однако рост промышленного производства сопровождался усилением эксплуатации, расширением применения принудительного труда на мануфактурах. Правительство предприняло ряд мер в целях обеспечения предприятий рабочей силой. Так, к предприятиям приписывались государственные крестьяне. В 1721 г. был издан указ, предоставляющий владельцам мануфактур право покупать к предприятиям крестьян (посессионные крестьяне). Кроме того, указом 1722 г. мануфактуристы получают право не возвращать помещикам беглых, овладевших мастерством. Таким образом, мануфактуры, которые на Западе были капиталистическими предприятиями, в России развивались на крепостнической основе (хотя квалифицированные работники были большей частью вольнонаемными). Большинство мануфактур в это время были казенными; практиковалась (до 1717 г.) и передача казенных предприятий частным владельцам на льготных условиях.

Развитию внешней и особенно внутренней торговли способствовали рост промышленности, создание регулярной армии и флота, налоговая политика правительства (к 1724 г. была закончена перепись населения и подушная подать заменила подворную), строительство городов, появление новых торговых путей и портов (например, использование с 1709 г. приобретенных в ходе Северной войны Риги, Ревеля, Выборга и др.). Из России вывозились не только сырье - лен, пенька, кожа, мачтовый лес, но и первые изделия молодой промышленности - железо и полотно. Баланс внешней торговли был активным для России - вывоз по стоимости в два раза превышал ввоз, и это можно считать одним из главных достижений меркантилистской политики Петра I, ибо приток благородных металлов в страну у меркантилистов считается одним из важнейших показателей обогащения государства.

В сельском хозяйстве можно отметить некоторые сдвиги, обусловленные увеличением спроса развивающейся промышленности на сельскохозяйственное сырье (меры по развитию овцеводства, расширение посевов льна - в соответствии с нуждами суконных и текстильных мануфактур). Однако в основном сельское хозяйство продолжало развиваться экстенсивным путем (за счет расширения посевных площадей, в том числе земледельческой колонизации Поволжья, Урала, Сибири).

Язык иврит: история и современность
Иврит – язык семито-хамитской семьи, существующий уже свыше 3 тысяч лет. Древнейшие поддающиеся датировке литературные памятники иврита, сохраненные библейской традицией, относятся к XII или XIII векам до н. э. (например, Песнь Деборы, Книга Судей 5:2–31). Перестав быть языком повседневного общения уже в I ...

Роль религиозного фактора на современном этапе борьбы палестинских арабов за независимость. Исламский фактор на кануне и в ходе первой интифады
В начале августа 1977 г. представителям израильской администрации в секторе Газа было вручено прошение о регистрации Мусульманской ассоциации (Аль-Муджаммаа аль-ислямия). Согласно прошению были определены цели ее деятельности, заключавшиеся в том, что Ассоциация стремилась содействовать перестройке сфер обр...

Ювелирное искусство.
Изящную египетскую одежду дополняют драгоценности. Египтяне знали чеканку и гравировку, они умели обращаться с драгоценными камнями и их заменителями. Именно в Египте возникли все виды украшений из драгоценных камней (перстни, броши, серьги, браслеты, диадемы). Египетское ювелирное искусство, как со сторон...

Тема 6. ТАМОЖЕННОЕ ДЕЛО И ТАМОЖЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ в первой половине XVIII в.

Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований Петра I.

Таможенная реформа П.И. Шувалова.

Таможенное дело и таможенная политика в контексте преобразований ПетраI.

К началу XVIII в. в Российском государстве законодательно была закреплена единая тарифная система пошлин. Этоспособствовало более организованному сбору таможенных доходов и решению задач таможенного оформления.

Вместе с тем, объективно назревающие экономические реформы в Русском государстве, возникновение международного рынка и внешнеэкономических связей требовали пересмотра таможенного законодательства, как в плане правового обоснования таможенных процедур, так и совершенствования и подготовки таможенных кадров.

Развитие промышленности, мануфактур, сельского хозяйства дало внутренней торговле новый толчок, а выход России к Балтийскому морю, многочисленные внешнеполитические акции правительства (мирные и торговые договоры с Турцией в 1700 г., с Данией – в 1709 г., с Пруссией – в 1717 г. и др.) открыли путь русским товарам в Европу.

Значительная роль здесь принадлежала Петру I Великому (1672-1725 гг.).

Значительный шаг вперед при Петре сделала и торговля. Однако она еще сохраняла, по преимуществу, пассивный характер и вызывалась потребностями соседних народов. Русский купец не обладал ни достаточной предприимчивостью, ни интеллигентностью, чтобы завязать новые торговые отношения с иностранными государствами.

Большинство русских сельскохозяйственных товаров (т.н. казенные товары) вывозило само государство, и именно оно стало самым крупным торговцем, хотя экспорт монополизированных товаров нередко отдавался на откуп купцам или компаниям за определенную откупную сумму.

Казенными экспортируемыми товарами являлись пенька, льняное семя, сало, воск, деготь, патока, икра.

В страну ввозились сукно, сахар, шелк, вино и другие товары.

В 1715 г. было решено отменить казенные монополии, касавшиеся внешней торговли.

Петр был сторонником политики меркантилизма (система мер для активного вмешательства государства в хозяйственную деятельность, в основном в форме протекционизма - установления высоких импортных пошлин, выдачи субсидий национальным производителям), при которой главной задачей правительства считалось привлечение в страну возможно большего количества драгоценных металлов. Для достижения этой цели, кроме непосредственного запрещения вывоза золота и серебра, правительство старается уменьшить ввоз и усилить вывоз товаров из государства.

Однако дальнейшее развитие торговли требовало усовершенствования таможенного дела в стране.

Таможенным делом с 1718 г. управляла учрежденная Петром I Коммерц-коллегия . Для успеха таможенных мероприятий были укреплены границы России. На Западе охрана границы была возложена на регулярные войска. В конце царствования Петра I здесь существовало 11 морских крепостей (Санкт-Петербург, Кронштадт, Шлиссельбург, Рига и др.) и 4 сухопутных (Псков, Великие Луки, Смоленск, Брянск).

Протекционистский тариф 1724 г. сдерживал внешнюю торговлю и ослаблял приток таможенных доходов. Кроме того, усилился контрабандный ввоз товаров. В результате сенатом было принято решение открыть доступ иностранным товарам. В 1725 г. и 1727 г. тарифы на ряд товаров были снижены. В торговле с Англией для большинства товаров устанавливался режим взаимного таможенного благоприятствования. Поступления от таможенных сборов несколько возросли.

Политика промышленного протекционизма.

Особенность развития таможенного дела в Росси и формирования таможенной политики в начале XVIII века состояла в том, что таможенное дело, как механизм регулирования экономики и торговли практически не функционировал, он решал в основном лишь задачи получения таможенных сборов.

31 января 1724 года был принят Таможенный тариф, который имел еще более ярко выраженный протекционистский характер, нежели Новоторговый устав 1667 г. В нем было установлено, что если внутреннее производство какого-либо продукта достигает четвертой части ввозимого данного продукта из-за границы, то пошлины должны составлять четвертую часть его стоимости. Если же государство производит продукт в размере половины привоза, то пошлина составляла 50%. Если производство превышало привоз, то пошлина устанавливалась в размере трех четвертей стоимости ввозимого товара. Пошлина устанавливалась таким образом, что размер ее возрастал по мере роста производства.

Тарифом предусматривалось наибольшее обложение в 75%. В соответствии с тарифом 1724 г. ввозимые железо «не в деле», парусина, шелковые ткани, ленты, иглы, сухие кожи, скатерти, салфетки, тафта, ленты, колпаки, очищенный воск, крахмал, поташ, купорос, скипидарное масло, железо, пергамент облагались в 75% с цены. Голландское полотно, бархат, золоченое и прядильное серебро – в 50%, шерстяные ткани, кроме сукон, чулки, бахрому, рукавицы, писчебумажные товары, стеклянные бутылки железное оружие – в 25% с цены. Обложение остальных товаров преследовало фискальные цели: с готового женского платья, зеркал, игрушек взималась пошлина 20%; с фарфоровой, фаянсовой, медной и оловянной посуды - 10%.На товары, не производившиеся в стране, в финансовых целях существовала умеренная пошлина от 10 до 4%: на математические и хирургические инструменты, а также на очки пошлина не начислялась. На вывозимые из России товары существовала трехпроцентная пошлина .

Первоначально руководствоваться этим тарифом должны были морские таможни.

Оригинальность тарифа 1724 г. заключалась и в том, что перечень привозных и отпускных товаров был составлен в алфавитной последовательности. Около половины из них были обложены адвалорными пошлинами (определяются в процентах от таможенной стоимости товаров), остальные - пошлинами с меры и массы, исчисленными в рублях и копейках . При этом система классификации товаров не отличалась совершенством: товарные позиции соответствовали коммерческим названиям товаров без каких-либо дополнительных определений или объяснений. Применение тарифа в отношении товаров, не вошедших в список, значительно затрудняло работу таможенных чиновников.

Пошлину с привозных и отпускных товаров предусматривалось взимать ефимками (ефи́мок - русское название западноевропейского серебряного талера), считая каждый ефимок по 50 коп . При этом русские купцы не имели преимуществ перед иностранными купцами. Если же они не имели ефимков, с них следовало брать российскими деньгами по 125 коп. за ефимок, однако если собственные товары российских купцов вывозились ими же на их собственных кораблях, с них взималась только одна треть отпускной пошлины и то русскими деньгами, считая по 90 копеек за ефимок. При вывозе тех же товаров на тех же условиях через Архангельск пошлина взималась в половинном размере и тоже российской монетой. Этой привилегией могли воспользоваться исключительно российские подданные. Иностранцы были лишены такой возможности. Их попытки вывезти из России товары с помощью российских купцов, выдававших их товары за свои, строго пресекались. Товары, незаконно вывозившиеся из страны без уплаты таможенных пошлин, в полном объеме подлежали конфискации с передачей одной трети конфискованного товара доносчику.

С иностранных товаров, которые ввозились российскими купцами под российским же флагом, взималась ефимками одна треть привозной пошлины. Она исчислялась исходя из цены отпуска.

Протекционистский, покровительственный русским купцам тариф 1724 г. просуществовал до 1731 г., когда был принят новый тариф .

В соответствии с ним на товары, не производившиеся в стране, вводилась умеренная пошлина от 4 до 10%, на производившиеся – до 20%. Тариф 1731 г. совершенно исключал возможность покровительственной системы, в которой так нуждалась нарождавшаяся русская промышленность. В этом же году был принят Морской пошлинный устав, регламентирующий порядок захода иностранных судов в порты. Это способствовало защите таможенных интересов на море и более успешной борьбе с контрабандой . В пределах территориальных вод таможенники имели право высаживать на судно свои команды, осматривать товары, опечатывать люки, то есть проводить все таможенные операции по оформлению товаров и предотвращению контрабанды.


ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра «История и политология»

Реферат по истории
на тему:
«Преобразования Петра I в сфере экономики»

Выполнила: студентка группы ФК 1-5
Бондаренко О. Ю.
Научный руководитель:
Доц., к.и.н. Муравьева Л.А.

Москва, 2008

Введение 3
4
Изменения в финансовой системе, налоговая политика 5
Денежная реформа 7
Первые шаги 7
Ход реформы 9
10
Отрицательные и положительные стороны денежной реформы 13
Заключение 14
Список использованной литературы 15

Введение

В царствование Петра I были проведены реформы во всех областях государственной жизни страны. Многие из этих преобразований уходят корнями в XVII век - социально-экономические преобразования того времени послужили предпосылками реформ Петра. В ряду важнейших хозяйственных реформ великого преобразователя не последнее место занимала экономическая политика государства.
И целью данной работы является рассмотрение экономических реформ в период правления Петра I. В первом десятилетии ХVIII в. государство играло огромную роль в экономике, особенно в промышленности и торговле. В Петровскую эпоху российская экономика, и, прежде всего промышленность, совершила гигантский скачок. Усиленному проведению реформ в армии и военным достижениям России способствовал рост экономики страны. В первой четверти XVIII века произошел резкий скачок в развитии мануфактурной промышленности. Было построено много металлургических заводов, различных фабрик: парусных, суконных, которые, главным образом, работали на обеспечение армии. Было также немало мануфактур, производящих товары для потребления гражданским населением. Иными словами, в государстве была проведена индустриализация «по-петровски».
В экономических реформах Петра доминировали идеи «насильственного прогресса». Характер, темпы и специфику промышленного рывка предопределило участие России в Северной войне, поэтому акцент был сделан на мануфактуры, выпускающие продукцию стратегического и оборонного назначения.
Особенность экономического бума в период правления Петра I заключалась в определяющей роли государства в экономике, его участии во всех сферах хозяйственной деятельности.

Политика протекционизма и меркантилизма

Петр I активно проводил политику меркантилизма и протекционизма, направленную на поощрение промышленности, производящей товары в первую очередь для внешнего рынка.
Петр, мечтавший о могуществе своей державы, не был равнодушен к концепциям меркантилиза, направленного на накопление средств внутри страны. При Петре I политика меркантилизма стала впервые широко внедряться. Поощрение “полезных и нужных” с точки зрения государства видов производства и промыслов сочеталось с запрещением и ограничением выпуска “ненужных” товаров.
Император руководствовался принципом: «покупать дешевле, продавать дороже». Чтобы наполнить казну, государство объявляло производство и продажу того или иного товара монополией государства. Монополия государства была объявлена почти на все товары: зерно, табак, воск, железо, парусину и т.д. Поэтому в начале правления Петра ситуация была нелёгкой для русского купечества. Но в конце царствования Петра I ситуация резко меняется. Пётр I стал проводить политику протекционизма , направленную на защиту национальной экономики от иностранной конкуренции, например, путем установления высоких таможенных пошлин на ввозимую продукцию.
Так, в 1719 г. в России были отменены монополии государства почти на все товары. В 1724 г. был принят таможенный тариф протекционистского характера - на экспорт были установлены низкие таможенные тарифы. Таможенные пошлины на ввозимые товары зависели от уровня развития производства этого товара в России. Чем выше была возможность обеспечить потребность в данном товаре за счёт отечественного производства, тем выше были ввозимые пошлины. На некоторые виды железных изделий они достигали 75% от их стоимости. На подобных условиях товар не ввозился. К 1726 г. российский вывоз вдвое превысил ввоз.

Изменения в финансовой системе, налоговая политика

Важной составной частью экономической политики Петра I явилась финансовая политика того времени. Значительный рост производительных сил, формирование крупных промышленных предприятий и другие факторы в ходе реформ Петра I создали условия для принципиально новых процессов в экономике страны, однако в конце XVII-начале XVIII вв. экономика России не обладала хозяйственными достижениями ведущих западных стран. Промышленное производство отставало. Немногочисленные российские мануфактуры в подавляющем большинстве использовали крепостной труд. Феодальные отношения душили развитие сельского хозяйства и торговли. Существенно тормозило экономическое развитие страны отсутствие выхода к морю. Наибольшего напряжения достигают военные расходы. К расходам на армию присоединяются с 1696 г. расходы по созданию флота. Без всякой системы отыскиваются способы и средства для удовлетворения новых потребностей.
Старые методы увеличения доходов казны Петр I сочетал с попытками по-новому организовать финансовое хозяйство страны. Вся финансовая политика Петра I осуществлялась под знаком постоянного и напряженного изыскания источников денежных средств. Поэтому обращения Петра Великого к сенату «денег как возможно собирать, понеже деньги суть артерия войны» может стать своеобразным девизом его правления. Во главе финансового управления Петром поставлен был Сенат; для заведования государственными доходами учреждена Камер-коллегия, для заведования расходами - Штатс-контора, для поверки счетов и отчетов - Ревизион-контора.
Северная война постоянно требовала больших финансовых расходов. Требовалось обеспечить необходимый для ведения войны объем поступлений в казну в условиях крайнего напряжения всех сил государства. Нужна была гигантская мобилизация усилий ума и труда для изыскания необходимых источников доходов. В 1704 г. был даже сформирован штат «прибыльщиков». В их задачу входило изыскание новых источников государственных доходов. Велся также широкий поиск наиболее эффективных реформ.
Государство увеличивало налоги. Оно буквально изощрялось в поисках новых объектов налогообложения. Налогами были обложены дубовые гробы, бани, улья, рыбные ловли, бороды. В 1718 - 1724 гг. Пётр I ввёл новый налог - подушную подать . Теперь налогом стали облагать каждую душу мужского населения: и стариков, и младенцев. Для учёта мужского населения в стране в 1720 г. была проведена перепись мужского населения - были составлены ревизские сказки. Впоследствии перепись проводилась раз в 20 лет. Со всех, числящихся в ревизских сказках, взималась подушная подать . По мысли Петра I , подушная подать должна была падать на всех лиц, не несших государственной службы и имевших пашню или промысел. Поэтому освобождались от подушной подати только дворяне, отправлявшие действительную службу, и духовные лица, занимавшие штатные места, и их дети; все остальные лица, даже дворяне, не несшие службы, подлежали налогу, причём так называемые "гулящие люди" должны были приписываться в посады, в ремесленники или садиться на землю. Но впоследствии подушная подать получила иной характер. При Петре III дворянство было освобождено от обязательной службы и от платежа податей. Таким образом, подушная подать осталась отличительным признаком низших, "податных" классов - мещан и крестьян .
Податная система лежала почти целиком на низшем классе населения; расходный бюджет в размере 2/3 шел на содержание армии и флота. Эти характерные черты петровской системы делаются отличительными особенностями финансовой политики императора.

Денежная реформа

Первые шаги

К числу крупных и значительных преобразований Петра принадлежит и реформа денежной системы. Начатая на рубеже 17-18 вв., она являлась одним из необходимых условий для осуществления других реформ, создала финансовую базу, позволила государству получить немалые средства. Денежная реформа была необходима с точки зрения возросшего престижа России на мировом уровне и мировой торговли. В то время как в Европе, начиная с XVI в. обращалась крупная серебряная монете – талер и его части, в России по-прежнему основные денежные единицы существовали только как счетные понятия. Как отмечает А. И. Юхт, «существовавшая в XVII в. денежная система была архаичной, не отвечала потребностям развивавшихся товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. В ходу были только копейки, так как казна не желала нести расходы на чеканку более мелких номиналов, кроме того, приходилось содержать большой штат счетчиков. Для оплаты более мелких покупок копейку приходилось разрезать, возникли “сеченые деньги”. В мелких городах использовались местные денежные суррогаты».
Общий план денежной реформы начал обдумываться ещё с середины 90-х годов 17 века Пётр 1 во время пребывания Великого посольства в Европе с большим интересом знакомился с организацией денежного дела за границей и работой монетных дворов. Царь несколько раз посещал расположенный на берегу Темзы замок Тауэр, где помещались государственная тюрьма и монетный двор, смотрителем которого был известный английский учёный Исаак Ньютон. В конце 17 века в Англии проводилась денежная реформа, во время которой вся прежняя монета, обращавшаяся в стране, была подвергнута перечеканке машинным способом. Реформа осуществлялась под руководством Ньютона, и царь вместе с Я. В. Брюсом в апреле 1698 г. внимательно наблюдал за работой машин монетного двора, слушал объяснения учёного и его рассказы о причинах, ходе и значении проводимой денежной реформы. Опыт работы английского и других монетных дворов в Европе вновь убедил Петра 1 в необходимости постепенного отказа от ручной чеканки и использования новой технологии в монетном деле.
Денежная реформа Петра 1 решала несколько комплексов вопросов. Требовалось создать гибкую денежную систему монетного сырья не только серебра, но и других металлов. Надо было определить приемлемую весовую норму и пробу для серебряных, золотых и медных монет, обеспечить перевод всего денежного дела на новый технический уровень- машинное производство. Ставилась также задача установить единство денежного обращения на всей территории России, в том числе и на Украине, в Прибалтике и других регионах, где хождение имела иностранная монета. Реформа преследовала и фискальные цели: она должна была значительно увеличить доходы казны от чеканки монет для покрытия возросших расходов в связи с Северной войной против Швеции за завоевание выхода в Балтийское море.
К реформе готовились основательно. Многие отмечают основательность подхода Петра к реформе, которая началась с создания материальной базы, т.е. с постройки новых монетных дворов и оснащения их машинами разного типа: плащильные (прокатные) станы, обрезные, гуртильные и печатные. С 1695г. начал строиться “денежный двор, что в Китай- городе”. Сначала на нём делались серебряные проволочные копейки. Затем стали чеканить также монеты крупного достоинства правильной круглой формы машинной выделки.

Ход реформы

Важно, что реформа проводилась постепенно. Делали определенный шаг, выжидали, каковы будут последствия, и только затем переходили к следующему этапу. С 1696 начали чеканить датированные проволочные серебряные копейки, а через несколько лет и разменную медную монету. Это новшество должно было подготовить население к реформе.
Постепенно создавалась и серия серебряных монет; в 1704 она получила свое завершение в рубле, равном по весу талеру (28 г.). Таким образом, все основные номиналы новой денежной системы вошли в обращение в 1700-1704 годах. Было покончено со старым счетом, денежные суммы исчислялись в рублях и копейках.
С 1701 г. начали чеканить золотые червонные, равные по пробе и весу дукату – золотой международной монете. Выпуск червонных означал создание русской золотой монеты, которой ранее не было в денежном обращении страны. Петр I отказался от введения общепринятых в Европе надписей на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке.
Руководство денежным хозяйством до 1711 г. возлагалось на Приказ Большой казны. В его подчинении находились все монетные дворы, за исключением Кадашевского, состоявшего до середины 1711 г. в ведении Адмиралтейского приказа, полностью отвечавшего за его работу. Доход от чеканки на этом дворе шел на нужды военного флота, постройку кораблей, жалование офицерам и матросам. В течение четырех лет денежное хозяйство находилось в подчинении непосредственно Сената, затем вновь Приказа Большой казны и Камер-коллегии (1714 – 1720 гг.), а в 1720 – 1727 гг. – Берг-коллегии, ведавшей горно-металлургической промышленностью. Для контроля за деятельностью денежных дворов Берг-коллегия создала особый орган – Контору монетного правления. Главной функцией этих учреждений было обеспечение монетных дворов сырьем и насыщение денежного рынка монетой.

Результаты изменения чеканки монет

Серебряная монета
Существовало несколько основных источников поступления серебра на монетные дворы: пошлина, покупка его непосредственно у русских и иностранных купцов, заключение подрядов на его поставку, торговля казенными товарами. Однако снабжение серебром монетных дворов, оставалось самой острой проблемой не только во время денежной реформы Петра 1, но и спустя несколько десятилетий, потому что серебряная монета была основной в денежном обращении. Выход был в развитии внешней торговли, увеличении экспорта товаров из России, участии самой экономии, использованию внутренних резервов – увеличению доли медной монеты в обращении, постепенному уменьшению его содержания в серебряных деньгах. Большие доходы от передела серебра в виде пошлин объяснялись тем, что в таможнях талер оценивался по курсу 50 коп., тогда как его торговая цена была 103-102 коп. Доходы от передела покупного серебра были в несколько раз меньше, так как цены на серебро были очень высоки. Прибыль от передела серебра, полученного от продажи казенных товаров, в среднем превышала доходы от передела покупного серебра.
и т.д.................

Личность Петра I по праву относится к плеяде ярких исторических деятелей мирового масштаба. Историки и писатели по-разному, порой прямо противоположно, оценивали личность Петра Великого и значение его реформ. Противоположность в оценках петровских преобразований стала одним из источников возникновения и развития двух фундаментальных идейных течений русского национального самосознания - славянофильства и западничества, окончательно оформившихся к середине XIX века.

Основа основ жизни всякого государства - труд народа, развитие промышленности и сельского хозяйства, торговли и транспорта. И Петр, прекрасно это понимая, немало усилий и нервов тратил для организации строительства мануфактур и торговых судов, дорог и каналов, мобилизовал большие массы людей, крестьян и горожан, на различные работы, а дворян и купцов поощрял и понуждал служить в армии и на флоте, в учреждениях и конторах, в лавках и на ярмарках.

Петровские указы охватывают почти все стороны хозяйственной жизни страны. Они внесли много нового, продвинули далеко вперед развитие экономики, и это дает основание говорить об экономических реформах Петра Великого. Таковы его указы о промышленности, мелкой и крупной. Он издал, например, узаконения 1715, 1718 гг. об изготовлении крестьянами полотна, которое в большом количестве шло на продажу в Петербург и другие города, селения, за границу.

Петр I не писал экономических сочинений, но решительно проводил политику меркантилистского характера, которая была не только, безусловно, прогрессивной для своего времени и имела много общего с кольберизмом, но и отличалась рядом важных особенностей. Он, например, не ограничился поощрением торговли и промышленности, а принимал меры для развития сельского хозяйства.

Как и западные меркантилисты, первый российский император были сторонником высоких налогов и активного вмешательства государства в экономику. Главное значение Петр I придавал фискальной политике. Одной из главных черт политики Петра в финансовой сфере был рост налогов. Эта мера была вынужденной, поскольку практически все его царствование шли непрерывные войны и денег в казне постоянно не хватало. Так, совершив в 1695 году неудачный Азовский поход и задумав строить русский флот, Петр тут же обложил податное население морской повинностью. При этом его правительство искало не столько справедливую, сколько простую и удобную для себя форму обложения. Не гнушались при этом и подтасовкой фактов: если, например, перепись 1710 года показывала уменьшение количества дворов в какой-то области, то брались данные 1678 года, а если - увеличение, то данные последней переписи.

В 1719 году в России была введена подушная подать. При этом землевладельцы стали ответственными за подати крестьян, что ставило имущество крестьян в абсолютно незащищенное от произвола положение. В результате проведенной налоговой реформы, установившей в стране подушное налогообложение, бюджет казны увеличился почти втрое, стала составляться его роспись. Вводились все новые и новые налоги, использовались казенные монополии на торговлю вином, солью, табаком и другими товарами. Уже в этом сказывались меркантилистские тенденции.

Чтобы устранить дефицит и дать народу возможность вынести тяжесть новых налогов, Петр старался поднять производительность народного труда. Не было ни одной значительной отрасли народного хозяйства, в которую он не ввел бы каких-либо улучшений. Но более всего заботился он о развитии промышленности фабричной и заводской. В своей экономической политике Петр руководствовался двумя соображениями:

  • 1) Россия не уступает другим странам, даже превосходит их обилием разных природных богатств, остававшихся доселе нетронутыми;
  • 2) Разработку этих богатств должно вести само государство принудительными мерами.

Для управления купцами и ремесленниками Петр создал сначала Бурмистерскую палату, или Ратушу, потом Главный магистрат, который, согласно регламенту, должен был заботиться о росте и процветании не только крупного (мануфактуры), но и мелкого производства.

Мастеров-ремесленников и специальностей, которыми они занимались, в стране было очень много, и Петр задумал организовать их в цехи. 27 апреля 1722 г. на сей счет вышел царский указ. Сначала он разрешал записываться в цеховые ремесленники всем желающим, в том числе дворовым и крепостным крестьянам, которые тем самым могли освободиться от неволи и уйти в город. Но ввиду недовольства дворян новый указ от 16 июля говорит только о тех из крепостных и дворовых, кто уже является мастером, производит изделия «на продажу или на посторонних людей» (имеются ввиду мелкие товаропроизводители из деревни, которые занимались промыслами на дому).

В городах возникли цехи, в которые входили мастера, имевшие подмастерьев и учеников; возглавляли их старшины. В Москве в 1720-х годах имелось, например, 146 цехов с 6,8 тыс.членов.

Введение цехов - свидетельство заботы об упорядочении и развитии мелкого производства, его регламентации и усилении опеки со стороны властей. Наряду с этим Петр и правительство принимали меры к свертыванию мелкой промышленности там, где основывали крупные заводы. На Урале и в Олонецом крае, например, запретили варить железо в «ручных печах», т.е. в мелких домницах, когда там появились большие металлургические предприятия.

В России петровского времени существовали все три формы мелкой промышленности: домашние промыслы, ремесло и мелкое товарное производство. Ремесленники - представители первой формы олицетворяли натуральное хозяйство, в котором сам производитель полностью потреблял изготовленные им же изделия. Ремесленник второй формы работал уже по заказу потребителя, его изделия выходили за пределы его хозяйства, а сам он отрывался, полностью или частично, от пашенных занятий. Наконец, ремесленник третьей формы продавал свои изделия как товар на рынке или сам, или через скупщика, представителя торгового капитала; сам же он становился мелким товаропроизводителем, связанным с рынком.

«В России быстро развивались все три формы мелкой промышленности. Особое значение имела третья. Именно с нею связаны такие важные явления, как укрупнение производства (простая кооперация, мануфактура), имущественная дифференциация производителей, использование наемного труда, наконец, вызревание новых, капиталистических отношений - перерастание в крупное производство, мануфактурное.»

Мануфактуры, как и мелкая промышленность, появились в России давно, но до правления Петра дожило их сравнительно немного - всего один-два десятка. Того, что они поставляли, не хватало даже на самые необходимые нужды. Достаточно сказать, что железо и прочие металлы привозили из Швеции, а с началом Северной войны этот канал сразу же был перекрыт. Из-за границы шли медь, серебро, золото и другие металлы, ружья и сукна. Так дальше продолжаться не могло. Хозяйство страны и начавшаяся война требовали много железа и меди для изготовления орудий труда и войны, кожи и сукна для одежды, гражданской, солдатской, матросской.

Петр и власти организовали поиски руд. Там, где их находили, строили предприятия, причем очень быстро. В самом начале века повелением Петра на Урале появились заводы Невьянский, Каменский, Уктусский, Алапаевский и др.; в Карелии - Петровский, Алексеевский, Повенецкий и Кузьминский; в Воронежском крае - Липецкий и Кузьминский. 11 крупных заводов вступили в строй, принадлежали они казне или частным лицам. И в последующие годы строительство мануфактур в России продолжалось - возникали металлургические (железоделательные, медеплавильные) заводы, выплавка чугуна со 150 тыс. пуд. В 1700 г. (первые год Северной войны) поднялась до 800 тыс.пуд. в год кончины Петра.

В Москве и других районах центра возникали суконные, парусно-полотняные, кожевенные мануфактура. К 1725 г. в стране имелось 25 текстильных предприятий, а также мануфактуры кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, верфи, винокуренные заводы.

В области промышленности при Петре появилось много нового. На первое место в металлургии выдвинулся быстро развивавшийся Урал. Старые районы, Тульский и Олонецкий, отходили на второй план. Впервые широко развернулись добыча и обработка меди на Урале и в Карелии. Около Нерчинска, за Байкалом, в 1704 г. построили первые сереброплавильный завод. В следующем году он дал первое серебро. В Петербурге - детище Петра Алексеевича - выросли Адмиралтейская верфь, Арсенал для производства вооружений. На верфи в 1715 г. работало 10 тыс. человек, с 1706 (год выпуска первого корабля) по 1725 г. с её стапелей сошли 59 крупных и более 200 мелких кораблей. Кроме того, верфи построили в Воронеже и Таврове, Архангельске и московском селе Преображенском, на Олонце и реке Сяси в Карелии. Новые оружейные заводы (пушечные дворы, арсеналы) появлялись, помимо Петербурга, в Сестрорецке и Туле, пороховые заводы в Петербурге и под Москвой. Текстильная промышленность создавалась заново, так как ни одна из мануфактур XVII в. Не сохранились к началу следующего века. Её центром стала Москва. Имелись текстильные предприятия в Ярославле, Казани и на Левобережье Украины. Впервые появились заводы бумажные, цементные, сахарный, шпалерная (обойная) фабрика.

Всего при Петре существовало около 200 предприятий. Как правило, это крупные централизованные мануфактуры с разделением труда. Владельцы мануфактур - преимущественно купцы, меньше дворяне, иностранцы, крестьяне.

Петр проводил протекционистскую политику по отношению к русской промышленности. Она была проникнута духом меркантилизма. Предприниматели получали различные привилегии, субсидии, оборудование, сырье. В итоге принятых им и правительством мер зависимость России от импорта или существенно сократилась, или прекратилась. Более того, Россия начала вывозить в зарубежные страны железо, высоко ценимое в Англии и Голландии, полотно и др. Так, в 1700 г., согласно данным московской таможни, в Россию из Швеции ввезли около 35 тыс. пуд. железа, а в 1726 г. только через Петербург и Ригу за границу продали более 55 тыс. пуд. русского железа. С 1712 г. Россия перестала закупать в Европе оружие. Однако русские ткани уступали по качеству иностранным. Изделия русских мануфактур широко распространялись по стране. В 1724 г. Петр и власти ввели покровительственный таможенный тариф - высокие пошлины на иностранные товары, которые могли изготовлять или уже выпускали отечественные предприятия.

На мануфактурах применяли, и в довольно заметных размерах, труд наёмных работников. Об этом говорится в петровских указах, привилегиях, которые выдавали при учреждении мануфактур. Однако все большее значение получал труд принудительный - труд крепостных, купленных (посессионных) крестьян, наконец, государственных (казенных, черносошных) крестьян, которых «приписывали» к заводам, заставляли работать на них. Указ Петра 18 января 1721 г разрешал «для размножения таких заводов как шляхетству (дворянству), так и купецким людям к тем заводам деревни покупать невозбранно, дабы те деревни всегда были уже при тех заводах неотлучно».

Для поддержания промышленности и увеличения доходов казны Петр заботился об усилении внешней торговли. Он придавал большое значение этой отрасли народного хозяйства. Здесь прежде всего ему пришлось изменить само направление торговых сношений с Западной Европой, которые шли Белым морем через Архангельск, единственную морскую гавань у Московского государства до Петра. По основании Петербурга, по мере того как Петр утверждался на балтийских берегах, он хотел перевести внешнюю торговлю с кружного беломорского пути на балтийский, направив её к новой столице. Несмотря на затруднения, с какими соединена была эта перемена, Петр сделал Петербург главным портом для внешней торговли, и уже в 1722 г. число пришедших сюда иностранных кораблей дошло до 116, а в 1724 г. оно увеличилось до 240. Кроме того, у Петра было ещё шесть других балтийских портов(Кронштадт, Выборг, Нарва, Ревель, Пернов и Рига), по которым вместе с петербургским в 1724 г. числилось в приходе 1700 купеческих кораблей из разных стран Западной Европы.

Одним из главным препятствий, мешавшим успехам внешней торговли, был недостаток удобных внутренних путей сообщения. Заботясь об устройстве сухопутных дорог, Петр обдумывал сложный план искусственных водных сообщений. Вскоре по завоевании Азова, когда он намеревался направить торговое движение к азовским портам, начаты были работы по устройству канала, который должен был соединить Волгу с Доном посредством их притоков Камышинки и Иловли. Но, когда с началом Северной войны все внимание Петра обратилось к Балтийскому морю, это предприятие, занимавшее до 15 тыс. работников, было брошено. С основанием Петербурга естественно возникла мысль связать новую столицу и её порт водным путём с внутренними областями, и вскоре Петр приступил к устройству Вышневолоцкой судоходной системы, прорыв канал, связавший приток Волги Тверцу с р.Цной, которая, образуя своим расширением озеро Мстино, выходит из него под названием Мсты и впадает в Ильмень. Движение судов по этому водному пути, установившему сообщение Волги с Невой, затруднялось бурным Ладожским озером, причинявшим судоходству большие потери. Для избежания их Петр в 1718 г. задумал провести обводной Ладожский канал, которым суда проходили бы прямо из Волоха в Неву, минуя Ладожское озеро. Работы по устройству этого канала, которыми руководил Миних, были окончены уже по смерти Петра, а 1728 г.

В целом при Петре, в значительной степени его тщанием, Россия сделала большой скачок в промышленном развитии.

Развитие промышленности стимулировало расширение рыночных связей. Петр придавал большое значение торговле, внутренней и внешней.

Меркантилистские тенденции довольно четко обнаруживались в торговой политике реформатора - в запрете вывоза денег, во взимании пошлин серебром (ефимками), в предоставлении льгот русским купцам, в учреждении Бурмистерской палаты, Коммерц-коллегии, магистратов, которым следовало «пещись об умножении ярмарок и торгов», об организации бирж и т. д. В Петербурге был создан порт, и поощрение его торговли считалось важной задачей. В новую столицу переселялись купцы. Экспорт товаров через Петербург освобождался от пошлин. В ряде государств создавались консульства, заключались торговые договоры. Русские экспортеры освобождались от импортных пошлин, если ввоз по стоимости превышал экспорт не более чем на 26%.

Протекционизм при Петре принял весьма жесткий характер. По тарифу 1724 г. полагалось взимать пошлину в размере 75% с импорта железа, полотна, парусины, шелковых тканей, иголок, воска и т. д. Между тем импорт ценных видов сырья (шелк-сырец) объявлялся беспошлинным. Цель мероприятий Петра в области торговли также заключалась в том, чтобы получить максимальную прибыль с самых ходовых товаров для решения государственных задач. Средства подчинения торговли государственным интересам были самыми примитивными, но, тем не менее, довольно эффективными. Главным образом, это введение государственной монополии на заготовку и сбыт определенной продукции. Так, до 1714 г. внешняя торговля многими товарами (юфть, поташ, смола, пенька, икра и т. д.) оставалась монополией государства и отдавалась на откуп отдельным купцам. Высокими экспортными пошлинами облагалось сырье, необходимое для отечественных предпринимателей, чтобы оно не уходило за пределы страны. Резко возросло количество разного рода государственных служб и повинностей, которые были вынуждены нести торговые люди. Их заставляли выполнять под свою материальную ответственность служебные обязанности в городском управлении, на таможнях, по сбору налогов, от винной и соляной продажи и т.д. На занятие своей собственной деятельностью времени зачастую не оставалось. Протекционистская политика Петра, однако, не привела к сокращению международной торговли России, а, напротив, даже стимулировала ее. «Принцип поддержки и защиты отечественного предпринимательства вовсе не означает курса на изоляцию от мирового хозяйства или автаркию. Он лишь предполагает разумное, поэтапное движение к открытости экономики, не допускающее нанесение ущерба национально-государственным интересам страны и предусматривающее разумное использование протекционизма. Через это прошли все страны, являющиеся сегодня высокоразвитыми».

К концу жизни он мог гордиться, что русские заводы и фабрики дают все необходимое стране, в том числе армии и флоту орудия разных типов и калибров, корабли и снаряжение к ним, для солдат и матросов мундирное сукно и шляпы, чулки и башмачки, ремни и пр. Главное же, чем он был несомненно доволен, - экономическая независимость России, активный внешнеторговый баланс.

Появление в городах довольно большого числа работных людей с мануфактур, разного рода чернорабочих внесло новый и заметный элемент в состав городского населения. Они составляли ту его часть, которую регламент Главного магистрата (учреждения, ведавшего городами) называл «нерегулярными гражданами». Это «подлые люди, обретающиеся в наймах и в черновых работах». Они не имели права участия в выборах представителей городского самоуправления, что являлось прерогативой «регулярных граждан» - купцов и ремесленников. Богатые граждане из их числа - знатные купцы, доктора, аптекари, живописцы и прочие интеллигенты - составляли первую гильдию. Во вторую гильдию входили прочие ремесленники и торговцы, что победнее. Купцы - владельцы мануфактур или купцы, торговавшие с заморскими странами, по своему высокому положению составляли особую группу и подчинялись соответствующим центральным учреждениям - коллегиям, а не городовым магистратам по месту жительства. Их освобождали от службы по выборным должностям, торговли казенными товарами, сбора таможенных пошлин, от военных постоев.

Русское купечество представляло собой зарождавшийся класс буржуазии. При Петре её формирование, активность заметно возросли. Сам законодатель ограждал их интересы и собственность.

Средством государственного регулирования сферы товарооборота стало принудительное создание различных купеческих компаний. Компании прельщали царя не только широким размахом дела, требующего вложения больших капиталов нескольких предпринимателей, но и, главным образом, тем, что оказавшиеся в этих компаниях купцы оказывались связанными круговой порукой и общей ответственностью перед государством. Создавались такие компании просто. Назначенный царем сверху руководитель имел право включать в нее любого именитого купца даже вопреки его желанию. Отказ от вхождения в компанию, а, тем более, самовольный выход из нее мог обернуться разорительным штрафом, а то и тюрьмой. Добровольно купцы не шли в эти компании потому, что согласно государственному уставу они не могли получать там больше 5-10% прибыли, а это было несоразмерно риску и затратам. Подобные меры, имевшие своим следствием резкое сужение сферы свободной предпринимательской деятельности, не прошли безболезненно для русского купечества. Исторические данные свидетельствуют об оскудении наиболее состоятельных купеческих фамилий из «гостинной сотни», которой в период петровских преобразований был нанесен сокрушительный удар. Даже те немногие, что уцелели и, казалось бы, заняли прочное положение в начале XVIII века, к середине этого века неминуемо пришли в упадок. Однако нельзя однозначно сказать, что Петр полностью уничтожил свободное предпринимательство, не давая ему возможности развиваться. Речь скорее идет о направляющих, а не о репрессивных мерах. Этим Петр I как реформатор сильно напоминает П.А. Столыпина и отличается от большевиков. Самым известным примером здесь может служить судьба простого тульского оружейника Никиты Демидова, ставшего одним из крупнейших промышленников России. В 1702 году Петр I передал ему казенный Невьянский завод с землями на Урале, где Демидов быстро наладил производство лучших в мире боевых ружей до 100 тысяч в год. За короткий срок Демидовы поставили на Урале 20 металлургических заводов, которые к середине XVIII века производили более трети металла, выплавляемого в России. В дальнейшем правительство все чаще практиковало передачу казенных промышленных предприятий в частные руки или в ведение компаний. Постановление Берг-коллегии от 10 декабря 1719 года разрешало разыскивать руды и основывать заводы всем желающим этим заниматься, вне зависимости от их социального положения. При этом, правда, основной обязанностью предпринимателя-промышленника было выполнение государственных (в основном - военных) заказов. Только излишки продукции можно было затем реализовать на рынке. Однако чаще всего после выполнения казенного заказа излишков продукции просто не оставалось, а, во-вторых, продавать продукцию заводчику приходилось опять же в казну по ценам, установленным государством. Частное промышленное предпринимательство, таким образом, было жестко привязано к государству системой казенных заказов и регулируемыми ценами, не говоря уже о прямом строгом контроле со стороны берг-коллегии и других государственных органов. С другой стороны, такая государственная опека была предпринимателям во благо, так как гарантировала сбыт продукции и стабильность доходов.

Среди промышленников числились выходцы из городского посадского сословия (Демидовы, Баташев), купцы Щеголин, Микляев, Исаев и др., крестьяне Миляковы и др., представители высшего слоя бюрократии, «птенцы гнезда Петрова» Меншиков, Толстой, Шафиров. Правда, крепостной строй вносил и здесь свои деформации: Петр разрешил, например, владельцам мануфактур покупать деревни с крепостными крестьянами, и тем самым бывший посадский или купец становился душевладельцем. Да и в своем владении предприятием он не мог быть до конца уверен, потому что по той или иной причине (из-за плохого ведения дел и др.) его могли отобрать в казну.

Вообще промышленная политика Петра I не менее интересна - в ней также сильно сказывались меркантилистские черты. Указом 1712 г. предлагалось расширить продукцию Суконного двора в Москве, чтобы через 5 лет стало возможно «не покупать мундира заморского». Поощрялось полотняное производство, поскольку парусина была нужна для флота. Ускоренно развивалось судостроение - в Воронеже, Лодейном Поле, Петербурге. Но больше всего забот проявлялось о горном деле. Стимулировалась разведка рудных месторождений, золота, серебра, меди, железа. Уже в 1724 г. железо с казенных заводов приказано было продавать за границу.

Здесь отчетливо прослеживаются два этапа: 1700--1717 гг. -- главный основатель мануфактур -- казна; с 1717 г. мануфактуры стали основывать частные лица. При этом владельцы мануфактур освобождались от государевой службы. Если на первом этапе приоритет отдавался выпуску продукции для военных нужд, то на втором - промышленность стала выпускать продукцию и для населения.

Указом 1722 г. городские ремесленники были объединены в цеха, но в отличие от Западной Европы их организовывало государство, а не сами ремесленники. Наиболее развитой формой тогдашнего промышленного производства была мануфактура. В результате преобразований Петра I в первой четверти XVIII в. в развитии мануфактурной промышленности произошел резкий скачок. По сравнению с концом XVII в. число мануфактур увеличилось примерно в пять раз и в 1725 г. составило 205 предприятий. Особенно большие успехи были достигнуты в металлургической промышленности, что вызывалось необходимостью вооружения армии и строительства флота. Наряду с заводами в старых районах (Тула, Кашира, Калуга) возникли заводы в Карелии, а затем на Урале. Именно в этот период началось широкое освоение железных и медных руд Урала, который вскоре стал основной металлургической базой страны. Выплавка чугуна достигла 815 тыс. пудов в год, по этому показателю Россия вышла на третье место в мире, уступая только Англии и Швеции. Было организовано крупное производство меди. На втором месте шли текстильные мануфактуры, получившие развитие в центре страны. Здесь работали также кожевенные предприятия, обеспечивавшие изделиями, прежде всего, армию. Возникают новые отрасли промышленности: судостроение, шелкопрядение, стекольное и фаянсовое дело, производство бумаги.

На мануфактурах использовался как вольнонаемный, так и принудительный труд крестьян, работавших на вотчинных предприятиях своих помещиков, а также приписных крестьян из государственной и дворцовой деревни. Указом 1721 г. купцам была разрешена покупка для своих заводов крепостных крестьян, которые стали называться впоследствии посессионными.

Таким образом, в первой четверти XVIII в. произошел скачок в развитии крупного производства и в использовании вольнонаемного труда. Это можно считать вторым этапом в начальном периоде генезиса капиталистических отношений в промышленности России (первый этап -- XVII век).

«Сельское хозяйство времени Петра не может поразить такими же сдвигами, какие произошли в промышленности. Его продукция увеличивалась, но путем не интенсивным, а экстенсивным - прежде всего за счет расширения посевных площадей; улучшение орудий труда и культуры земледелия происходило весьма медленно. Новые земли вводились в оборот на юге и востоке, в Среднем Поволжье и Сибири. Именно туда бежали крестьяне в поисках воли и лучшей доли.

Заботы Петра о развитии сельского хозяйства затронули разные категории земледельческого населения, его труд, положение в обществе. Указ 1721 г. направлен на то, чтобы при уборке хлеба крестьяне вместо серпов применяли косы и грабли. В дворцовых имениях их обучали новому способу кошения хлебов, изготовляли тысячи кос и грабель. Царь заботился о расширении посевов и посадок льна и конопли, табака и тутового дерева, фруктовых деревьев и лекарственных растений, разведении овец и лошадей.

Один из его указов 1724 г. повелевает заводить овчарные заводы в губерниях со «способным воздухом к размножению овец и доброй шерсти».»

Проявлялась забота об учете и сохранении лесов. Для охраны леса, шедшего для флота и продажи за границу, создавались (в северо-западных уездах Европейской России) заповедные, запретные зоны, лесные округа во главе с выборными надзирателями.

Люди, трудившиеся на полях, промыслах и мануфактурах, торговавшие и магазинах и лавках, у себя дома или за рубежом, питали страну, давали налоги в казну. Сколько их было? В 1718 г. по велению Петра началась всеобщая перепись населения. Тянулась она долго, потому что помещики скрывали точное число своих крестьян. На 1721 г. утаили 1 млн душ мужского пола (перепись считала только мужчин, поскольку с них брались налоги). После всех проверок весной 1724 г. стало известно, что из более чем 15 млн жителей России податное население (т.е. без дворянства и духовенства, не платившие налоги) состояло из 5,57 млн душ мужского пола; из них в сельской местности проживало 5,4 млн душ мужского пола; крепостные составляли 3,176 млн душ.

Налагая все тяготы на крестьян, Петр одновременно пытался кое в чем облегчить их положение, когда находил его невыносимым, но без особого успеха. За провинности, побеги, недоимки в налогах крестьян жестоко наказывали, вплоть до смертной казни. Его указ 1713 г. обязывал власти наказывать крестьян по жалобам помещиков. Мало того, что сами владельцы прибегали к плетям и кнуту, травили крестьян собаками и подвешивали на дыбу, к этому прибавили и карательную силу полицейского аппарата!

Все меры Петра по отношению к крестьянам имели одну цель - усилить их крепостную зависимость, увеличить поборы с них, в первую очередь для казны, т.е. на нужды государства, сломить, парализовать волю крестьян к сопротивлению, защите своего имущества и достоинства.

Бегство крепостных крестьян и холопов носило массовый характер, как и в предыдущем столетии. И, как тогда, власти наказывают беглецов без всякой милости.

Подушная подать, введенная одновременно с переписью, имела одно немаловажное и благотворное последствие. Если раньше, при поземельной (посошной) и подворной системах обложения крестьянин старался распахивать земли поменьше, то теперь, при взимании налога с души, он распахивает её как можно больше. Ввиду этого в XVIII в., при Петре и позднее, в хозяйственный оборот вводилось большое количество новых земель.

Увеличилась при Петре численность работных людей на мануфактурах и промыслах, водном и гужевом транспорте. В наемные работники поступали гулящие, беглые, бездомовные, неимущие, выбившиеся из привычной среды люди, немало среди них было и отходников из крепостных крестьян - помещики отпускали своих подданных из сел и деревень, чтобы получить с них оброчные платежи, нередко повышенные в размере.

В отличие от Западной Европы, где крупная промышленность развивалась на базе ликвидации крепостного права, интенсивного первоначального накопления, создания большого рынка труда из-за массового разорения крестьян (например, огораживания и сгона крестьян с земли в Англии), в России крепостное право оставалось до начала второй половины XIX в. Неудивительны поэтому те деформации, которыми сопровождалось развитие русской промышленности: применение на фабриках и заводах, и в довольно значительном объеме, крепостного труда.

Число городов составляло тогда 336, посадских жителей в них, по первой ревизии, около 170 тыс. человек (3,1 % населения страны) - количество невеликое, но в экономической жизни страны они играли немалую роль. Посадские платили высокую подушную подать - по 1 руб. 20 коп. с ревизской души. Это было очень много, и в конце правления Петра недоимки с посадов достигали сотен тысяч.

Согласно реформам Петра, посадским населением городов управляли с 1699 г. Ратуша в столице и земские избы, её органы на местах; с 1720-х годов - Главный и городовые магистраты. Кроме того, на самих посадах существовали посадские сходы, т.е. собрания членов всего посада или его составных частей - слобод, сотен, гильдий. Они выбирали посадского и прочих старост, членов магистратов - представителей городского самоуправления, а также должностных лиц для казенных служб (сбор пошлин, продажа вина, соли и пр.).

Наибольшее влияние на сходах и в магистратах имели богатые купцы и ремесленники - владельцы заведений; от них зависела основная масса посадского населения.

меркантилизм протекционизм политика конкуренция

Финансы

Увеличение государственного дохода в продолжение 15 лет почти втрое (3,1 до 9 млн.) восстановило равновесие бюджета Петра. Подушная подать, доставлявшая казне больше половины дохода, дала прямым налогам значительный перевес в составе бюджета над остальными источниками дохода. Вся сумма подушной подати шла на содержание сухопутной армии с артиллерией; флот содержался на таможенные и питейные сборы. Особую статью доходов государственного бюджета составляли прямые налоги, но большую роль играли и косвенные налоги и система откупов на продажу монопольных товаров, а также откупы на строительство мельниц, мостов и т.д. Получили распространение различные натуральные повинности, такие, как рекрутская, постойная (квартирная) и подводная, в соответствии с которыми крестьяне должны были обеспечить войсковые части, вставшие на постой, продовольствием и фуражным зерном. С 1680 по 1725 г. доходы казны, в переводе на наши деньги, возросли с 20 до 72 млн. руб. главные средства, сделавшие народный труд способным внести такой рост казенных требований, состояли в расширении и улучшении прежних производств и во введении новых, направивших массу мало или непроизводительно занятых рабочих рук на разработку нетронутых богатств страны. Для обеспечения этого дела Петр, как писал он в манифесте о вызове иностранцев (1702 г.), особенно заботился о распространении среди своих подданных «поныне им неизвестных познаний», которые сделали бы их более искусными во всех торговых и промышленных делах. В развитии торговой и промышленной техники он видел главное превосходство Запада, то, чему России ещё долго придется у него учиться, и в экономических успехах, достигнутых усвоением этой техники, надобно видеть одну из величайших заслуг Преобразователя.

Вопрос № 10. Петровская вестернизация системы государственного управления.

При Петре I (1682-1725 гг.) произошла модернизация (обновление по западному образцу или «вестернизация») всех сторон жизни Росси, в том числе и государственного аппарата.

5) «Табелью о рангах» 1722 г. окончательно было уничтожено местничество и постепенное продвижение чиновников по служебной лестнице из 14 рангов («иерархия») зависело теперь от личных заслуг, а не родовитости. 6) Для контроля над колоссально разросшимся государственным аппаратом были учреждёны: 1. «фискалат» (тайный, оперативный контроль)-1711 г. и поставленная над ним 2. прокуратура (гласный, служебный контроль)–1722 г. во главе с генерал-прокурором. 7) Церковь из относительно автономной организации возглавляемой патриархом превратилась в часть государственного аппарата, возглавляемую назначенным монархом Синодом, функционировавшим на положении коллегии под контролем обер-прокурора. На церковь был возложен ряд государственных задач (идеологическая работа с населением, регистрация актов гражданского состояния и т. д.). 8) Появилась регулярная (постоянная) полиция и армия, комплектуемая путём рекрутского набора с определенного количества мужских «душ» горожан и крестьян, служивших пожизненно, возглавляемая офицерами из дворян, имеющая единообразное обмундирование, вооружение, уставы.

В процессе экономической модернизации страны, выразившейся в её индустриализации (т. е. в построении собственной промышленной базы), проводившейся Петром I можно выделить 2 основных направления:

1) Меркантилизм – политика накопления денег в государстве за счёт достижения активного торгового баланса (превышения вывоза над ввозом). 1. В рамках этой политики произошло становление индустриальной базы страны. Прежде всего – за счёт строительства новых мануфактур (предприятий основанных на разделении ручного труда). К особенностям российской промышленности относилось: а) огромная роль государственного сектора в промышленности (сначала мануфактуры основывало государство); б) жёсткое регулирование промышленности государством (через «госзаказ», цены на товары и т. д.); в) преобладание не наёмного, а принудительного труда (а. приписных крестьян – государственных крестьян, которых государство прикрепляло к мануфактурам и б. посессионных крестьян – частновладельческих крестьян которых владельцам мануфактур разрешалось покупать у помещиков только для работы на данном предприятии). 2. Развитие торговли: а) совершенствование путей сообщения; б) рост международной торговли вследствие получения выхода к Балтике. Особенностью российской торговой политики было жёсткое регулирование торговли государством (через госмонополии, возложение на купцов обязательств торговать определёнными товарами в определённых местах, по определённым ценам и т. д.).



2) Протекционизм – политика ограждения молодой российской промышленности от иностранной конкуренции путём оказания «покровительства» мануфактурному производству (обеспечения сырьём, рабочей силой, уменьшения налогообложения) и проведения соответствующей таможенной политики. Последняя заключалась в установлении больших пошлин на экспортируемое сырьё и импортируемые промышленные товары и незначительных пошлин на импортируемое сырьё и экспортируемые промышленные товары.

3) Итоги петровской индустриализации: 1. К концу правления Петра в России количество мануфактур увеличилось в 10 р. (ок. 200). Это позволило России полностью обеспечить армию отечественным оружием и превратиться из страны ввозящей почти все промышленные изделия в страну, вывозящую некоторые промышленные изделия (чугун и полотно). 2. Объём российской торговли (особенно международной) вырос в несколько раз. России удалось добиться активного внешнеторгового баланса (двойного превышения вывоза над ввозом). 3. Однако государственно-монополистический и крепостнический характер промышленности и экономики в целом обрекал их на постепенную стагнацию и отставание в будущем.

Новое на сайте

>

Самое популярное