Домой Банки Понятие товарной биржи. Порядок создания и прекращение деятельности

Понятие товарной биржи. Порядок создания и прекращение деятельности

Основными нормативными правовыми актами, осуществляющими правовое регулирование ценных бумаг являются Закон Республики Беларусь от 12 марта 1992 г., № 1512-ХII «О ценных бумагах и фондовых биржах» в редакции от 16.07.2010, № 172-З; Закон Республики Беларусь от 5 января 2009 г., № 10-З «О товарных биржах» в редакции от 9 июля 2012 года, № 388-З.

Биржа – это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг и производных финансовых инструментов.

Валютная биржа - это элемент инфраструктуры валютного рынка, деятельность которой состоит в предоставлении услуг по организации и проведению торгов, в ходе которых участники заключают сделки с иностранной валютой. Валютная биржа организует работу базовых элементов инфраструктуры валютного рынка: торговой системы (механизм поиска контрагента), клиринговой и расчётной систем (механизм исполнения сделки).

Товарная биржа – юридическое лицо, осуществляющее организацию и регулирование биржевой торговли посредством проведения в заранее определенное время гласных публичных торгов по установленным правилам;

Фондовая биржа - организация, предметом деятельности которой являются обеспечение необходимых условий нормального обращения ценных бумаг, определение их рыночных цен и распространение информации о них, поддержание высокого уровня профессионализма участников рынка ценных бумаг.

Основными задачами биржи являются:

содействие развитию организованного рынка товаров;

повышение эффективности экспорта товаров белорусских производителей и устойчивости их материально-сырьевого обеспечения;

упрощение процедуры поиска продавцов и покупателей товаров;

создание торгового механизма, имеющего максимально прозрачную систему заключения биржевых сделок по установленным правилам.

создание условий для проведения биржевых торгов;

проведение биржевых торгов;

регистрация биржевых сделок;

организация экспертизы качества биржевого товара в случаях, предусмотренных правилами биржевой торговли товарной биржи;

выявление спроса и предложения товаров;

котировка цен;

изучение факторов, влияющих на динамику биржевых цен.

Членами биржи могут быть не только граждане своей страны, но и иностранные граждане и организации (юридические лица), которым в законодательном порядке разрешено заниматься предпринимательской деятельностью. Членом биржи можно стать только по решению биржевого совета.

Управление биржей, структура и функции органов управления строятся, как это принято в акционерных обществах. Высшим органом управления является общее собрание членов биржи, проводимое, как правило, один раз в год. В функции собрания входит принятие устава и других учредительных документов, внесение в них изменений и дополнений, избрание биржевого совета, создание и закрытие филиалов, рассмотрение и утверждение годовых отчетов. Общее собрание призвано также определять цели и стратегию развития биржи. Высшим исполнительным органом биржи является биржевой совет, именуемый также советом директоров (управляющих). Это контрольно-распорядительный орган, осуществляющий текущее управление делами биржи. Он имеет право решать любой вопрос, не входящий в исключительную компетенцию общего собрания, представляет и охраняет интересы всех членов - участников биржи.

Для оперативного руководства повседневной административно-хозяйственной и коммерческо-финансовой деятельностью биржи совет назначает правление или исполнительную дирекцию. В функции этого органа входят организация исполнения решений биржевого совета, решение текущих проблем, возникающих в процессе деятельности биржи, налаживание взаимодействия между подразделениями, быстрое вмешательство при возникновении сбоев, повседневное регулирование биржевых процессов.

Брокеры выступают в роли посредников между продавцом и покупателем товара, соединяющих их интересы, и одновременно в качестве полномочных представителей, действующих на бирже как доверенные лица владельцев реализуемого товара и его покупателей (слово «брокер» означает «посредник», «комиссионер», «оценщик»). Брокеры имеют свои стационарные места на бирже и являются неотъемлемой частью её структуры.

Лиц, занимающихся биржевым посредничеством от своего имени и за свой счёт, называют в отличие от брокеров дилерами (джобберами). Это физическое лицо или фирма, проводящие биржевые операции в роли участников сделок.

Биржевые комитеты (комиссии) выполняют определённый, заранее заданный круг функций подготовки и проведения биржевого процесса. Обычно в их число входят комитеты по правилам биржевой торговли, по стандартам и качеству, котировальный комитет, информационные биржевые службы. Это специальные подразделения бирж.

Комитет по правилам занят составлением новых правил и внесением изменений в действующие правила биржевой торговли, подготовкой типовых контрактов, контролем за соблюдением норм и правил, ознакомлением с правилами заинтересованных лиц.

Комитет по стандартам и качеству вырабатывает биржевые стандарты, осуществляет экспертизу качества товаров, представляемых на торги, готовит акты экспертизы.

Котировальный комитет, исходя из конъюнктуры рынка, ранее осуществлённых сделок, определяет средний уровень и соотношение цен на биржевые товары, то есть проводит котировку товаров.

Информационные службы обеспечивают движение информации по каналам связи и информационный сервис в соответствии с принятым порядком и технологией проведения биржевого процесса. Сердцевину биржи представляет операционный зал, разделённый на специализированные торговые секции, каждая из которых занята совершением либо определённых видов торговых сделок, либо сделок по группам и видам товаров. На крупных биржах обычно имеется до пяти и более таких секций.

Наряду с этими основными элементами биржевых структур, характеризующих устройство биржи, в ее состав должна входить биржевая арбитражная комиссия. Она призвана разрешать конфликтные ситуации и тем самым обеспечивать правовой, юридический порядок.

Каждой бирже присущи собственные особенности организации биржевого процесса, которые к тому же постоянно совершенствуются по мере развития биржевого дела.

Биржа -- это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Согласно энциклопедии Брокгауза и Эфрона биржа -- это место или здание, где собираются в определенные часы торговые люди и посредники, биржевые маклера для заключения сделок о ценных бумагах или товарах. До эпохи компьютеризации это было действительно так, и о сделках стороны договаривались устно. Но сейчас торги большей частью проходят в электронном виде. Упрощенно -- на бирже стоит торговый сервер, к которому подключены аккредитованные брокерские компании через специальные глобальные линии связи. Брокеры в своих интересах или интересах клиентов выставляют в торговые системы заявки на покупку или продажи ценной бумаги, валюты, товара. Таким образом, биржа предоставляет возможность встретиться покупателям и продавцам, но уже не в своем здании, а на одном сервере, и заключать сделки купли-продажи.

Первая официальная Российская биржа была открыта в Петербурге в 1703 году, в период правления Петра I Великого. В последующем биржи возникают в Кременчуге (1834 год); в Москве (1839 год), Рыбинске (1842 год); Нижнем Новгороде (1848 год). Быстрый толчок к появлению бирж в Казане, Риге, Самаре и Киеве дал переход к рыночным отношениям после реформы 1861 года. В 90-е и последующие годы ХХ века биржевое дело получает дальнейшее развитие в России в связи с интенсивным строительством железных дорог, элеваторов, т.д. и появлением коммерческих банков. В целом к началу войны общее количество российских бирж достигало ста пятнадцати.

16 июля 1914 года биржи России были закрыты. В январе 1917 года их вновь открыли, а в феврале - закрыли опять. Полностью разрушенная в 1917-1920 годы рыночная инфраструктура российского государства на короткое время возродилась в период НЭПа. Это было связано, прежде всего, с расширением свободных товаропроизводителей, оживлением спроса, а также возрастанием деловой активности в стране. В этот период времени возникает более сотни бирж, в том числе такие крупные, как Саратовская, Пермская, Вятская, Нижегородская и Московская центральная товарная биржа.

В это же время происходит обширная правовая регламентация биржевой деятельности. Постановлением IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭП было разрешено ВСНХ и его местным органам учредить товарные биржи. 23 августа 1922 года вышло постановление Совета Труда и Обороны “О товарных биржах”, а затем постановление СНК РСФСР “О фондовых биржевых операциях”. Данные акты вошли в первый ГК РСФСР 1922 года и действовали до 1925 года. Их заменило положение о фондовых и товарных биржах и фондовых отделах при товарных биржах 1925 года, новая редакция которого была утверждена в 1928 году. Данный документ, рассчитанный на все формы биржевой торговли, дополнялся актами Наркомторга и Наркомфина РСФСР среди которых были Нормальный устав товарной биржи, а также правила биржевой торговли, которые устанавливались своими биржами и были обязательными для их членов и посетителей. Перечисленные акты биржевой деятельности были отменены в 1930 году вместе с другими законодательными документами НЭПа, что послужило началом той директивной экономики, которая просуществовала в нашей стране? 70 лет

Создание биржевых институтов выступает необходимым условием функционирования рыночного механизма государства. Биржевой институт России пережил возрождение в начале 90-х годов ХХ века и сейчас находится в периоде своего развития. По мере становления российского биржевого рынка создается и отлаживается система его регулирования. Идея разработки отечественного биржевого законодательства появилась вместе с биржами. В июле 1990 года был подготовлен первый проект Закона РСФСР “О товарной бирже и биржевой торговле”, вошедший в программу “500 дней”. Затем появились проекты нормативных актов, исходивших от самих бирж. Здесь можно выделить проект постановления Совета Министров РСФСР, разработанный на МТБ, и проект постановления Президиума Верховного Совета РСФСР, подготовленный на РТСБ. И, несмотря на то, что все они так и остались проектами, тем не менее, их разработки определили основные подходы к проблеме. Разработка правовой основы регулирования биржевой деятельности в России базировались на имеющихся законах, постановлениях, положениях и указах, с помощью которых осуществлялся переход от командно-административной системы управления страной к рыночной экономике.

Появление биржевых структур явилось одним из направлений вложения избыточных денежных средств. Биржи создавались, как акционерные общества, к 1992 году биржа перестала быть единственным символом рынка, и становится истинно оптовой торговлей. В это же время идет процесс становления фьючерсной торговли. Отличительной чертой крупнейших российских бирж всегда была их универсальность, т.е. на одной и той же бирже совершаются операции и товарные, и фондовые. Формирование российских бирж осуществлялось в условиях отсутствия нормативно-правовой базы, а также в условиях нестабильной экономики и спада производства, и было связано с большим риском для инвесторов. Ситуация на бирже характеризовалась взлетом и падением заработков. Одним из условий формирования бирж в Российской Федерации было отсутствие форм товарного обращения.

Биржа - это классический институт рыночной экономики, который формирует оптовый рынок товаров. При этом биржа имеет организационную основу; экономическую основу; и юридическую основу. Биржа, с точки зрения организационной основы, это хорошо оборудованное рыночное место, предоставляемое брокерам и дилерам, то есть профессионалам биржевого дела. С экономической точки зрения, это организованный в определенном месте регулярно действующий по установленным правилам оптовый рынок, на котором происходит торговля ценных бумаг, оптовая торговля по образцам и стандартам, по договорам и контрактам на их поставку в будущем, а также продажа валюты и редкоземельных металлов по ценам официально установленным на основе спроса и предложения. Биржа является юридическим лицом, обладающем обособленным имуществом, может быть истцом и ответчиком в суде, арбитражном государственном суде (третейском суде).

Основным документом биржевой торговли на территории Российской Федерации является Закон РФ “О товарных биржах и биржевой торговле” от 20 февраля 1992 года № 2383-I, который создает правовые гарантии для торгово-посреднической деятельности; учитывает реальные процессы, которые происходят на современных биржах. Согласно, данному закону биржа организует и ведет биржевые торги, но не может совершать сделки от своего имени и за свой счет. Она не может также осуществлять торговую, торгово-посредническую и иные виды деятельности непосредственно не связанные с организацией биржевой торговли. Предприятия и организации, не отвечающие указанным положениям, не имеют права на организацию биржевой торговли, использование в своем названии слов “товарная биржа” или “биржа” и не подлежат регистрации в качестве биржевых структур. Предметом биржевых сделок не может быть недвижимое имущество, объекты интеллектуальной и промышленной собственности, а также произведения искусства.

Учреждение товарных бирж происходит в несколько этапов. Прежде всего, должно быть принято решение об образовании товарной биржи. Затем начинается следующий этап -- формирование уставного (складочного) капитала биржи, ее органов управления, а также разработка учредительных документов. Особый этап в процессе учреждения биржи -- утверждение ее устава и/или заключение учредительного договора. И завершающий этап -- государственная регистрация и лицензирование.

Порядок и условия создания товарной биржи во многом зависят от ее организационно-правовой формы. Возможность создания товарной биржи в виде коммерческой организации косвенно подтверждается постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 151 "О сборах за выдачу лицензий товарным биржам".

При создании товарной биржи в качестве некоммерческой организации наиболее приемлемыми организационно-правовыми формами являются объединение юридических лиц (ассоциация или союз) и некоммерческое партнерство. Эти правовые конструкции позволяют заниматься организацией биржевой торговли и предусматривают институт членства, который необходим в силу Закона о товарных биржах.

Исходя из, того, что биржа может быть создана в любой организационно-правовой форме, ее учредительные документы должны отвечать соответствующим требованиям ГК РФ. ГК РФ (ст. 52) к числу учредительных документов относит устав и учредительный документ.

Устав -- особый локальный нормативный акт, который утверждается его учредителями (участниками). Он вступает в юридическую силу с момента государственной регистрации товарной биржи. При создании биржи в форме коммерческой организации устав должен содержать сведения о фирменном наименовании, месте нахождения биржи (юридический адрес), порядке управления деятельностью и др. В уставе некоммерческой организации должны быть определены предмет и цели деятельности (п. 2 ст. 52 ГК РФ). Дополнительные требования, предъявляемые к уставу товарной биржи, содержатся в специальных законах. Например, Закон об акционерных обществах (ст. 11) устанавливает широкий перечень сведений, обязательных для включения в устав общества.

Согласно ст. 17 Закона о товарных биржах в уставе надо определить: структуру органов управления и контроля биржи, их функции и правомочия, порядок принятия решения; размер уставного капитала; перечень и порядок формирования постоянных фондов; максимальное количество членов биржи; порядок приема в члены биржи, порядок приостановки и прекращения членства; права и обязанности членов биржи и других участников биржевой торговли; порядок разрешения споров между участниками биржевой торговли по биржевым сделкам, деятельности биржи, ее филиалов и других обособленных подразделений.

Учредительный договор представляет собой разновидность гражданско-правовой сделки. Он создает обязательства с участием третьего лица -- биржи, возникающей в качестве общества с ограниченной ответственностью на его основе. Учредительный договор, с одной стороны, порождает обязательства между учредителями (участниками) коммерческой организации, а с другой -- возлагает на создаваемую организацию определенные обязанности в интересах участников договора. Однако надо отметить, что участие третьего лица -- биржи -- возникает не на стадии заключения договора, а в момент ее регистрации в качестве юридического лица. Таким образом, учредительный договор определяет взаимоотношения учредителей (участников) по поводу создания, функционирования и прекращения деятельности организации.

От учредительных документов следует отличать документы, необходимые для государственной регистрации биржи. В силу Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента РФ от 8 июля 1994 г. № 1482, коммерческая (или некоммерческая, если учредительные документы предоставляют ей право ведения предпринимательской деятельности) организация должна представить следующие документы: 1) заявление о регистрации, составленное в произвольной форме и подписанное учредителем (учредителями); 2) утвержденный учредителем (учредителями) устав организации; 3) решение о создании организации или учредительный договор; 4) документы, подтверждающие оплату не менее 50 процентов уставного капитала коммерческой организации; 5) свидетельство об оплате государственной пошлины.

Закон о товарных биржах определяет, что биржевая торговля допустима только на основании лицензии, выдаваемой Комиссией по товарным биржам при уполномоченном государственном органе.

Чтобы получить лицензию на организацию биржевой торговли, необходимо в течение трех месяцев со дня государственной регистрации биржи подать в названную Комиссию следующие документы:

  • * заявление на получение лицензии;
  • * учредительные документы товарной биржи;
  • * свидетельство о государственной регистрации биржи;
  • * правила биржевой торговли;
  • * документ, подтверждающий внесение в уставный капитал товарной биржи не менее 50 процентов объявленной суммы;
  • * документ, удостоверяющий право пользования соответствующим помещением для проведения торгов;
  • * список учредителей и распределение между ними долей (в процентах) в уставном капитале товарной биржи с указанием для физических лиц их должностей по всем местам работы.

Особо следует обратить внимание на правила биржевой торговли. Правила -- один из основных локальных нормативных правовых актов, и его значение трудно переоценить. В них устанавливаются нормы поведения и порядок взаимодействия участников торговли друг с другом и с органами биржи. Правила регулируют биржевой процесс, определяя санкции за нарушение порядка торговли на данной бирже. Наряду с другими нормативными актами они обеспечивают защиту биржевого рынка от недобросовестной конкуренции.

Согласно ст. 18 Закона о товарных биржах правила биржевой торговли должны содержать следующие положения:

  • * порядок проведения торгов;
  • * виды биржевых сделок;
  • * наименование товарных секций;
  • * перечень основных структурных подразделений биржи;
  • * порядок информирования" участников биржевой торговли о предстоящих биржевых торгах;
  • * порядок регистрации и учета биржевых сделок;
  • * порядок котировки цен биржевых товаров;
  • * порядок информирования участников биржевой торговли о биржевых сделках на предшествующих биржевых торгах, в том числе о ценах биржевых сделок и о котировке биржевых цен;
  • * порядок информирования членов биржи и других участников биржевой торговли о товарных рынках и рыночной конъюнктуре биржевых товаров;
  • * порядок взаимных расчетов членов биржи и других участников биржевой торговли при заключении биржевых сделок;
  • * меры по обеспечению безопасности реализуемых товаров, подлежащих обязательной сертификации и предназначенных для продажи на территории России, при наличии сертификата и знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом;
  • * меры по контролю над процессом ценообразования на бирже с целью не допустить резкого дневного повышения уровней цен, их искусственного завышения или занижения, сговора или распространения ложных слухов;
  • * меры, обеспечивающие порядок и дисциплину на биржевых торгах, а также порядок применения этих мер;
  • * меры, обеспечивающие соблюдение членами биржи.и другими участниками биржевой торговли решений органов государственной власти и управления по вопросам, относящимся к деятельности биржи, учредительных документов биржи, правил торговли, решений общего собрания членов биржи и других органов управления биржей;
  • * перечень нарушений, за которые биржа взимает штрафы с участников биржевой торговли, а также порядок их взыскания. Биржа самостоятельно и свободно устанавливает размеры штрафов за нарушение устава, правил торговли и других правил, установленных внутренними документами биржи. В правилах биржевой торговли не может быть установлен бесспорный порядок взыскания штрафов. Заметим, что денежные средства со счета списываются банком по распоряжению клиента. Без согласия-клиента списание возможно по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом. Закон о товарных биржах не предоставляет биржам право бесспорного списания санкций, а также не допускает возможности устанавливать его в правилах биржевой торговли;
  • * размер отчислений, сборов, тарифов и других платежей и порядок их взимания. Здесь биржа свободна в выборе. Она может самостоятельно устанавливать отчисления в свою пользу от комиссионных, получаемых биржевыми посредниками в вознаграждение за посреднические операций, а также сборы, тарифы и другие платежи со своих членов и других участников биржевой торговли за услуги, оказываемые биржей и ее подразделениями. В свою очередь, бирже запрещается устанавливать размеры вознаграждения, взимаемого биржевыми посредниками за посредничество в сделках.

Все документы, прилагаемые к заявлению на получение лицензии, представляются прошитыми и скрепленными печатью биржи либо нотариально заверенными.

Комиссия по товарным биржам принимает решение о выдаче лицензии в двухмесячный срок со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами. Вопрос о выдаче лицензии рассматривается Комиссией в присутствии заявителя; уведомление о дате рассмотрения документов он должен получить не менее чем за три дня до заседания. При соблюдении сроков уведомления Комиссия по товарным биржам вправе принимать решение о выдаче лицензии в отсутствие заявителя.

В выдаче лицензии может быть отказано, если представленные документы ненадлежащим образом оформлены или не соответствуют требованиям действующего законодательства. В этом случае документы возвращаются заявителю для переоформления. Повторно они рассматриваются в пределах одного месяца со дня получения нового заявления на выдачу лицензии. Биржа вправе обжаловать в суд решение Комиссии об отказе в выдаче лицензии.

Лицензия (в одном экземпляре) выдается в течение 15 дней после принятия решения. При этом необходимо предъявить документ, подтверждающий перечисление в федеральный бюджет разового сбора. Размер платежа определен постановлением Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. № 151 и составляет:

  • 1) 30-кратный размер установленной законом минимальной оплаты труда -- для биржи, зарегистрированной в качестве коммерческой организации;
  • 2) 20-кратный размер -- для биржи, созданной как некоммерческая организация.

Товарная биржа может быть ликвидирована в добровольном или принудительном порядке.

В соответствии с Законом о товарных биржах (ст. 13 и 16) ликвидация биржи в добровольном порядке возможна по решению общего собрания ее членов. Принудительная ликвидация проводится по решению суда, если биржа осуществляет свою деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельность, запрещенную законом, либо с иным неоднократным или грубым нарушением закона или иных правовых актов. Товарная биржа, созданная как коммерческая организация, может быть ликвидирована вследствие признания ее несостоятельной (банкротом).

Биржевая торговля осуществляется в форме гласных публичных торгов, проводимых в заранее определенном месте и в определенное время по установленным биржей правилам.

Основное требование в этой сфере -- сделки должны совершаться только в определенном месте (биржевом зале).

Участниками биржевой торговли являются члены и посетители биржи. Членами биржи могут быть юридические и (или) физические лица, которые участвуют в формировании уставного капитала биржи либо вносят членские или иные целевые взносы в имущество биржи и стали членами биржи в порядке, предусмотренном учредительными документами.

Закон предусматривает две категории членов биржи: 1) полные члены -- с правом на участие в биржевых торгах во всех секциях (отделах, отделениях) биржи; 2) неполные члены -- с правом на участие в биржевых торгах в одной секции (отделе, отделении). Кроме того, они обладают определенным (установленным учредительными документами биржи) количеством голосов на. общем собрании членов биржи и на общих собраниях членов секций (отделов, отделений) биржи.

Члены биржи обладают комплексом прав; в частности, они могут:

  • * участвовать в биржевых торгах;
  • * участвовать в принятии решений на общих собраниях членов, а также в работе других органов управления биржей -- в соответствии с положениями, установленными в учредительных документах, и другими правилами, действующими на бирже;
  • * получать часть распределяемой прибыли (если биржа создана как коммерческая организация).

Отметим, что наиболее важные привилегии членов биржи -- допуск в торговый зал и уменьшение платы за биржевые сделки.

Всех членов товарной биржи законодательство подразделяет на две группы: те, кто выступает в качестве брокерских фирм или независимых брокеров, и те, кто этим качеством не обладает. Брокерская фирма представляет собой коммерческую организацию, созданную специально для участия в биржевой торговле и оказания посреднических услуг. Брокерская контора - обособленное структурное подразделение организации (филиал, представительство), имеющее отдельный баланс и расчетный счет. Независимый брокер - физическое лицо, зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица.

Биржевое посредничество, осуществляется через брокерскую и дилерскую деятельность. Брокерская деятельность -- совершение сделок от имени клиента и за его счет, либо от имени клиента и за счет биржевого посредника, либо от имени посредника и за счет клиента. В данном случае отношения между ними строятся на основе договоров поручения, комиссии или агентских договоров. Если же биржевой посредник совершает сделки от своего имени и за свой счет с целью последующей перепродажи на бирже принадлежащего ему биржевого товара -- такая деятельность называется дилерской.

Условия и порядок выдачи, приостановления и аннулирования лицензий на товарные фьючерсные и опционные сделки биржевых посредников и брокеров определены соответствующим Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 9 октября 1995 г; № 981.

Под посетителями биржевых торгов понимаются юридические и физические лица (не члены биржи), имеющие в соответствии с учредительными документами биржи право совершать биржевые сделки (ст. 21 Закона о товарных биржах). Конструкция данной нормы позволяет учредителям товарной биржи самостоятельно формировать открытый (с участием посетителей) или закрытый биржевой рынок. Посетители могут быть разовыми и постоянными. Разовые имеют право совершать сделки только на реальный товар, от своего имени и за свой счет. Постоянные посетители - это брокерские фирмы, брокерские конторы или независимые брокеры, которые не являются членами биржи, но имеют право осуществлять биржевое посредничество в порядке и на условиях, установленных для членов биржи. Надо отметить, что действующее законодательство запрещает предоставлять постоянному посетителю право участвовать в биржевых торгах на срок более трех лет. Кроме этого, количество названных лиц не должно превышать тридцати процентов, от общего числа членов биржи. Постоянные посетители пользуются услугами биржи и обязаны вносить плату за право на участие в торгах. Размер указанных платежей определяется органом управления биржи.

Высший орган управления товарной биржи -- Общее собрание членов биржи (ст. 13 Закона о товарных биржах). Компетенция собрания определяется федеральными законами и уставом биржи.

С учетом организационно-правовой формы для управления биржей создается постоянно действующий орган -- биржевой комитет (совет директоров). Он осуществляет главным образом текущий контроль за деятельностью биржи и ее исполнительным органом.

Текущей деятельностью биржи руководит единоличный (директор, генеральный директор, президент) или коллегиальный (президиум, правление) исполнительный орган.

Органы управления биржи подразделяются на линейные, функциональные и смешанные. Исполнительные органы биржи относятся к числу линейных. Функциональные органы управления биржи - это руководители функциональных служб: главный бухгалтер, начальники хозяйственной службы, отдела кадров и др.

Что такое лицо юридическое, и какие преференции и обязанности оно имеет? Кого так называют? Какие градации есть? И чем они отличаются от физических лиц? На все эти вопросы, а также на множество других будет дан ответ в рамках статьи.

Что понимают под юридическим лицом?

Даёт определение, что подобным термином называется организация, что обладает в собственности, оперативном управлении или хозяйственном ведении обособленным имуществом. По своим обязательствам она им же и отвечает. Также данная организация может от своего лица покупать не/имущественные права, выступать в роли истца и ответчика в суде и нести обязанности.

Основные признаки

Организации, которые функционируют в обладают такими свойствами:

  1. Наличие обособленного имущества. На него должно распространяться право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления. Собственность учитывается в самостоятельном бухгалтерском балансе.
  2. Разграничение имущества учредителей и юридического лица. В случае наступления ответственности основатели не потеряют своё личное имущество (кроме случаев, предусмотренных законом). А юридические лица не отвечают за обязательства своих учредителей.
  3. Возможность самостоятельного участия в гражданско-правовых отношениях. Подобная деятельность ведётся от имени самой организации. Она может приобретать и реализовывать не/имущественные права, а также выполнять обязанности, которые разрешены действующим законом.
  4. Имеют в качестве юридического лица.
  5. Организация может защищать свои интересы законным путём, выступая в качестве истца и ответчика в суде.

Признаки, по которым классифицируются юридические лица

Для этого используются:

  1. Цели деятельности. Здесь может быть обозначено получение прибыли или иных не запрещённых законом конечных результатов.
  2. Организационно-правовая форма, в которой действует юридическое лицо. Предприниматель сам может выступать в его роли, но в большинстве случаев так всё же называют организации людей.
  3. Характер отношений между учредителем и самим юридическим лицом.

Цель деятельности

Здесь юридически лица делятся на не- и коммерческие организации. К первым относят те, целью которых является не получение прибыли, а достижение чего-то. В качестве примера можно привести фонды борьбы с сиротством, поддержки больных людей и так далее. Коммерческими организациями называют те, что занимаются предпринимательской деятельностью, главной целью которой является получение прибыли. Гражданский кодекс Российской Федерации не делает большой разницы между этими формами. Так, они обе могут иметь прибыль. Но в случае с коммерческой формой она идёт в карман учредителям и участникам, тогда как второй тип организаций должен её расходовать на уставные цели. Возможности и права юридического лица зависят от того, что для чего оно создано.

Организационно-правовая форма

Так называют совокупность конкретных признаков, с помощью которых юридические лица объективно выделяются в системе общих признаков. Коммерческие организации могут быть созданы исключительно в такой форме:

  1. или обществ.
  2. Производственных кооперативов.
  3. Муниципальных и государственных унитарных предприятий.

Некоммерческие организации функционируют в следующих формах:

  1. Потребительский кооператив.
  2. Общественное объединение.
  3. Учреждения, финансируемые собственником.
  4. Благотворительные фонды.
  5. Иные разрешенные законодательством формы.

Характер отношений

По этому параметру производят деление на два типа:

  1. Учредители обладают правом собственности на внесённые ими вклады. Одновременно этого права нет у юридического лица.
  2. Этот тип абсолютно противоположен следующему. Учредители теряют право собственности, а юридические лица их получают. Дополнительно в этом типе выделяют два вида взаимоотношений:
    1. Учредитель взамен взноса получает определённые обязательства.
    2. Создатель ни на что не претендует.

Кто же подпадает под такие условия? Для первого случая можно привести в пример муниципальные и государственные юридические лица, а также учреждения, финансирование которых полностью лежит на их создателе. Ко второму типу относят все остальные.

Разница между юридическим и физическим лицом

Основные их отличия можно уместить в шести пунктах:

  1. Природа возникновения. Физическое лицо (то есть человек) рождается независимо от законов общества. Единственное, что на него влияет - это природа. Юридическое лицо может быть только создано в установленном законом порядке, и его появление без государственной регистрации не представляется возможным.
  2. Носитель свойств. Человек в обществе представляет сам себя. А вот с юридическим лицом не всё так просто. Некоторые люди считают, что носителем его свойств являются учредители. Другие - что директор. По мнению третьих - это некое абстрактное понятие, которое используется государством для простоты управления.
  3. Количество участников. Физическое лицо всегда в единственном числе. Ведь человек представляет только себя. Под юридическим лицом чаще всего подразумевается какой-то коллектив. Также наличие данной организации свидетельствует о том, что есть определённая структура. Хотя следует сказать, что существуют и индивидуальные юридические лица. Это значит, что оно принадлежит одному человеку.
  4. Цель создания. Юридические лица возникают для получения прибыли или решения определённой проблемы. Тогда как цель создания человека каждый трактует по-своему.
  5. Ответственность. При его участники ограничивают свои риски. Ответственность человека наступает по обязательствам всем имуществом и даже личными вещами.
  6. Право- и дееспособность. Юридическое лицо получает их в момент своей регистрации. Тогда как человек при рождении обладает только правоспособностью. В 14 лет у него уже есть частичная, а в 18 полная дееспособность.

Налогообложение

Говоря про то, что такое лицо юридическое, сложно обойти вопрос с податями. Легче всего обстоит дело с некоммерческими структурами. Поскольку они не имеют предпринимательских доходов, с них ряд налогов не собирается. Но с заработной платы работников необходимо всё же отчислять процент в бюджет. А вот налоги юридических лиц коммерческой направленности уже более разнообразны. В целом, здесь всё зависит от того, чем занимается организация. Так, если перед нами торговая компания, которая ввозит товар из-за границы, она будет платить таможенную пошлину. Агропредприятия отчисляют государству деньги за пользование землёй. Металлопрокатные компании платят ренту за добычу, обработку и реализацию ископаемых. И этот перечень можно продолжать очень долго.

Взаимодействие с законодательством

Давайте немного поговорим про права юридического лица. Они обозначены в пакете учредительных документов. Кроме прав, там прописывается статус и обязанности. Конечно, всё происходит в рамках закона. Также он определяет разделение на государственные и частные организации. Это всё влияет на содержимое пакета учредительских документов. Регистрация юридических лиц в Российской Федерации проводится в налоговой службе. Для примерной оценки масштабов деятельности этого сектора просто назовем количество действующих субъектов - 3,7 миллиона. Вот такое количество юридических лиц функционирует в стране!

Организационная структура и деятельность

Продолжая говорить о том, что такое лицо юридическое, давайте уделим внимание его важным составляющим. Важную роль играет головное подразделение (или офис). Оно должно располагаться на указанном при регистрации адресе. Главное подразделение может исполнять роль центра всей организации или быть просто небольшой конторой, куда будут приходить официальные бумаги. Всё в данном случае решают учредители или директоры (если им были делегированы соответствующие полномочия). Затем выделяются территориально-обособленные ответвления, которым присваивается статус филиала. Также для осуществления необходимой деятельности могут создавать дочерние подразделения. Вот что собой представляет организация юридического лица на практике.

Теперь давайте уделим внимание их деятельности. Она может быть направлена или на получение прибыли, или на достижение определённых целей. Деятельность юридического лица в первом случае осуществляется для производства определённого товара или оказания услуг, с целью получения материальной выгоды, которая позволит достичь поставленных задач. Причем важными здесь являются коммуникационные процессы. Некоммерческая деятельность юридического лица ведётся для решения определённых проблем. Так, фонд по борьбе с заболеваниями может помогать малообеспеченным людям, чтобы они получили доступ к необходимым лекарствам. Организация по правам защиты животных выступает за гуманность по отношению к братьям нашим меньшим. Примеров в данном случае можно наводить очень много. И один из них мы рассмотрим прямо сейчас.

Пример

Рассмотрим государственные юридические лица. Что это такое? Зачем они создаются? Чтобы решать ряд проблем государственной важности и создаются подобные субъекты. Они занимаются управлением в тех сферах, где страна имеет ряд стратегических интересов. Давайте рассмотрим это на примере Российской Федерации. Что является важным? С точки поддержания работоспособности государственного организма необходима поддержка продовольственного сектора, для защиты - военные предприятия, а для получения высоколиквидной валюты - нефтегазовая промышленность. Если исключит из государственного управления снабжение едой, то заграничные страны смогут запросто выводить из равновесия внутреннюю ситуацию путём создания штучных кризисных явлений. Говоря о военных предприятиях, следует отметить, что при их передаче в частные руки существуют высокие шансы роста количества нелегального вооружения, что потенциально очень опасно для сложившегося строя. Про нефтегазовую промышленность и говорить нечего - это настолько важный источник получения госдохода, что даже и говорить нечего.

Заключение

Вот мы и разобрали, что такое лицо юридическое, зачем оно необходимо и каким бывает. Если вас интересует данный вопрос, можно сделать предположение, что вы желаете проявить себя как активный гражданин общества. Что ж, в таком случае желаем удачи, и надеемся, что предоставленная здесь информация о том, что такое лицо юридическое, поможет на этом нелегком пути.

Переход Российской Федерации к рыночным формам хозяйствования потребовал в рамках трансформации экономической системы государства создания новых институтов, не присущих плановой экономике. Это привело к изменению традиционных и образованию новых форм торговли, послужило объективной основой возрождения в России биржевой торговли и базовых инструментов этой торговли - товарных, фондовых и валютных бирж.

Биржа -- это юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Организация биржевой торговли при помощи бирж в масштабе Российского государства на сегодняшний день выступает одним из направлений публичной политики в экономической сфере. При этом становится совершенно очевидным, что без эффективной частноправовой и публично-правовой регламентации правового статуса бирж, рыночные отношения России не смогут дальше нормально развиваться, а, следовательно, процесс интеграции национального (государственного) рынка России в мировой рынок может затянуться на очень долгие-долгие годы.

Поэтому в этом смысле наиболее актуальным является укрепление нормативной правовой базы, регламентирующей правовой статус, деятельность и правовое обеспечение функционирования бирж. В свою очередь, в основе такого правового нормирования лежит развитой частноправовой элемент - закрепление соответствующего нынешним экономическим реалиям устойчивого гражданско-правового положения биржи. В соответствии с вышесказанным, в представленной работе рассмотрена актуальная тема - «Общая характеристика правового статуса биржи (понятие, функции, значение)».

Цель работы - исследовать общую характеристику правового статуса биржи с точки зрения современного коммерческого права. В соответствии с определенной целью в работе были поставлены и решены следующие задачи:

Исследовать понятие биржи в современном аспекте;

Изучить функции и деятельность, осуществляемую биржей;

Выяснить значение биржи в современной экономической жизни;

Объектом исследования данной работы является биржа, как юридическое лицо, обеспечивающее регулярное функционирование организованного рынка товаров, валют, ценных бумаг, производных финансовых инструментов. Предметом исследования работы выступает правовой статус биржи.

Исследование выбранной темы осуществлялось при помощи следующих методов: метод всестороннего познания предмета и объекта исследования работы, метод анализа полученных знаний и материалов, сравнительно-правовой метод, системный метод, структурно-функциональный метод, а также метод обобщения полученных материалов по изученной теме.

Теоретической основой представленной работы выступили научные труды и работы российских правоведов, рассматривающих основные аспекты правового статуса и деятельности бирж в Российской Федерации. Это работы таких авторов, как Б.И. Пугинский, С.И. Винченко, А.Г. Грязнова, Р.В. Корнева, В.А. Галанов, Л.В. Андреева, П.В. Петров, А.П. Соломатин, Ф.П. Половцева и др. Также в работе использовались материалы Интернет-ресурсов - Http://www.rg.ru/, Http://www.gumer.info/, Http://allpravo.ru./, Http://garant.ru/.

Законодательной основой представленной работы выступают - Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г., Федеральные законы РФ «О товарных биржах и биржевой торговле» от 20 февраля 1992 г. N 2383-I, «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ, «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ и иные нормативно правовые акты, регулирующие данный вид правоотношений.

Поставленные цели и определенные задачи обусловили структуру представленной работы. Контрольная работа состоит из введения, основной части и заключения, включает список использованной литературы. Данная работа изложена на 16 страницах, для написания использовано 10 научных источников, из них четыре - это нормативно-правовые материалы.


Биржевые ценные бумаги НаименованиеЦена Вексель на утешительный приз 7 умничек Вексель на одну подсказку на контрольной работе 8 умничек Вексель на одну оценку «отлично» 9 умничек Вексель на повышение оценки на 1 балл 10 умничек Вексель на одно невыполненное домашнее задание 11 умничек


1111 Техника безопасности












Сколько времени можно проводить за компьютером учащимся 5 классов? Специалисты считают, что учащиеся начальных классов могут проводить за компьютером не более 10 минут. С пятого по седьмой классы время работы за компьютером не должно превышать 15 минут, с седьмого по девятый – не более 20 минут, в классах – не более 30 минут на первом уроке и не более 20 минут на втором.


Правильное питание при работе за компьютером Так как при работе за компьютером наиболее страдают глаза, то в питании очень важен витамин С. Ешьте больше цитрусовых фруктов, клюкву. Не менее полезный для зрения минерал - цинк. Он содержится в сладком болгарском перце, тыквенных семечках, свежей свекле. Еще один важный элемент - кальций. Его много в молочных продуктах. Витамины Е, А, бета - каротин способствуют укреплению стенок сосудов и капиллярной системы, улучшают зрение. Содержаться в морковке и чернике. Единственно, важный момент, морковь, содержащийся в ней бета - каротин не усваивается без жиров. Поэтому, готовя себе салат из морковки, обязательно добавь сметану или оливковое масло.







Использование сети Интернет в гимназии направлено на решение задач учебно- воспитательного процесса решение задач учебно- воспитательного процесса организацию свободного доступа к любым ресурсам сети Интернет всех участников образовательного процесса получение разнообразной информации


При случайном обнаружении ресурса, содержание которого несовместимо с целями образовательного процесса, участник образовательного процесса обязан незамедлительно сообщить об этом учителю, проводящему занятие незамедлительно сообщить об этом учителю, проводящему занятие покинуть этот ресурс ничего не обязан делать, а должен просто продолжить работу


Почему на форумах, в социальных сетях, чатах не принято писать ЗАГЛАВНЫМИ БУКВАМИ? Большинством людей в Сети заглавные буквы воспринимаются, как крик и очень бросаются в глаза; часто это раздражает. Вы часто кричите изо всех сил в жизни? Избегайте заглавных букв.






Новое на сайте

>

Самое популярное