Домой Банки Способы обеспечения экономической безопасности предприятия. Пути и средства обеспечения экономической безопасности

Способы обеспечения экономической безопасности предприятия. Пути и средства обеспечения экономической безопасности

Процесс обеспечения экономической безопасности требует от предпринимателей и руководителей предприятий разработки и осознанного применения особых методов достижения этих целей. Приведенные мной здесь методы, представляют собой практические мероприятия, основанные на общей стратегии, и направленные на решение поставленных задач, используя минимальные затраты. Среди огромного количества применяемых средств достижения целей экономической безопасности, я выделяю наиболее распространенные методы.

Организационные методы. Эти методы обеспечения экономической безопасности включают в себя: создание материально-технической базы предприятия, оптимизацию структуры предприятия и всех его функциях, координацию действий всех подразделений, участков и отдельных специалистов, разработку стратегических планов развития и определение путей их осуществления, постановку системы учета и контроля хозяйственной деятельности. Сохранности всех объектов и целесообразности всех процессов, обеспечение каналов поставки (снабжения) и сбыта, создание коммуникаций и инфраструктуры, управление товарными, финансовыми и информационными потоками; подбор кадров, распределение обязанностей и многое другое.

Метод экспресс - диагностики. Данный метод предназначен для осуществления контрольных функций. Он представляет собой проверку и оценку тех или иных процессов специалистами или экспертами. Чаще всего ему подвергаются налоговый и бухгалтерский учет, финансовая и хозяйственная стороны деятельности компании. Кроме того, ему (проверке) могут быть подвержены практически все сферы деятельности предприятия. При этом именно независимость такого контроля позволяет вовремя принимать предупредительные меры относительно обнаруженных нарушений и устранять их, избегая плохих экономических последствий: штрафных санкций со стороны "компетентных" органов и других видов ответственности.

Маркетинговые методы. Представляют собой большую группу экономических средств, направленные на изучение рынка, влияния рынка на предприятие и установление обратной связи. Одним из центральных маркетинговых инструментов является конкурентная стратегия, разработка, осуществление которой должны позволить компании и обеспечить, тем самым, безопасное развитие в рыночной среде.

Правовые методы. Правовые или юридические средства экономической безопасности включают в себя: подтверждение статуса предприятия (оформление учредительных и регистрационных документов, получение необходимых лицензий, разрешений, патентов и пр.), подтверждение прав собственность, регулирование договорных отношений с контрагентами, организацию взаимоотношений с персоналом, защиту от незаконного вмешательства контролирующих и других государственных институтов, обеспечение судебной защиты. Данные методы должны обеспечить полную легитимность всех процессов на предприятии.

Технические методы. Эффективная организация экономической безопасности немыслима без применения технических средств и методов защиты материальных ценностей, информационных ресурсов и работников предприятия. Бурное развитие технологий позволяет недоброжелателям и внешним агрессорам предприятия действовать все более изощренными средствами. Поэтому, в целях зашиты от недобросовестной конкуренции, предпринимателям необходимо использовать новейшие разработки в области программирования, вычислительной техники, средств коммуникации. Среди них наиболее важными являются: сигнализации, механические системы ограничения доступа, видеонаблюдение, криптография (шифрование информации, каналов связи, пароли доступа к информационным ресурсам и т. д.), поисковые системы.

Физические методы. Экономическая безопасность бизнеса во многом зависит от надежности физической защиты материальных объектов предприятия и его персонала. Это связано с тем, что физическое (насильственное) повреждение или кража имущества компании или вред, причиненный здоровью или жизни сотрудников, имеют для компании, в первую очередь, отрицательные финансовые последствия. В числе основных средств физической защиты конкретного бизнеса следует назвать следующие методы: защита периметра, сопровождение транспортировок, защита личности, нестационарная охрана (защита коммерческих переговоров за пределами предприятия, выездных мероприятий, коллективного досуга и т. д.).

Научные методы. Носят универсальный характер и должны применяться в любой сфере деятельности компании. Обеспечение экономической безопасности крупных, динамически развивающихся структур бизнеса может быть эффективным только при условии строго научного подхода к решению поставленных задач. Процессы оптимизации и принятия решений, при необходимости анализа огромных информационных массивов в условиях неопределенности, должны быть научно обоснованы.

Метод имитационных игр. Он предусматривает искусственное создание (имитацию) определенных ситуаций и изучение поведения персонала, всех структур и коммуникаций при заданных условиях. Этот метод имеет незаменимое значение для тестирования дееспособности всех систем экономической безопасности. Проверка эффективности защиты предприятия в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях посредством имитационной игры позволяет выявлять и своевременно устранять недостатки в системе безопасности.

Математические методы. Данные методы могут быть использованы для изучения и оптимизации любых сложных систем, которые зависят от большого числа факторов (переменных). Использование этих методов решения экономических задач позволяет добиваться поставленных целей с максимальным использованием существующих ресурсов и потенциала, как можно лучше отслеживать рыночные изменения и принимать наиболее адекватные управленческие решения, обеспечить для компании состояние экономического оптимума и максимальный финансовый результат.

Метод экономической стимуляции. Действие экономических методов стимулирования заключается в создании соответствующих рыночных, конъюнктурных и материальных условий, которые позволили бы достижение собственных целей сделать взаимовыгодными для всех участников процесса.

Административные или командные методы воздействия на внутреннюю трансформацию системы имеют незаменимый характер в тех случаях, когда информация, послужившая основанием для принятия определенного решения, должна быть засекречена или является конфиденциальной.

Метод принуждения. Он основан на возможности использования собственных экономических преимуществ (например, монопольного положения) для навязывания тех или иных выгодных для предприятия условий игры на рынке. Это может быть связано как с диктатом цен, так и вынуждением поставщиков или покупателей совершать сделки на собственных условиях (отсрочка платежа, порядок поставки и т. д.).

Таким образом, экономическая безопасность включает в 12 методов обеспечения и эти существующие подходы к решению вопросов безопасности позволяют подобрать наиболее оптимальный комплекс практических мероприятий, которые должны быть определены как корпоративная методология экономической безопасности.

Воздействие субъектов экономической безопасности на объекты осуществляется через специальный механизм – механизм обеспечения экономической безопасности предприятия, который представляет собой систему организационно-экономических и правовых мер и инструментов, с помощью которых осуществляется регулирующее воздействие на процесс хозяйственной деятельности предприятия с целью защиты его интересов от внутренних и внешних рисков.

Обеспечение экономической безопасности предприятия происходит не только с помощью хозяйственного механизма предприятия, но и с помощью других организационно-экономических механизмов: собственно механизма рынка и механизма государственного регулирования экономики.

Механизм рыночного саморегулирования является основой нейтрализации возникающих угроз и достижения определенного уровня экономической безопасности. С помощью цен и конкуренции экономическая система возвращается в точку равновесия. В то же время практика хозяйствования подтверждает ограниченную способность хозяйственных субъектов к принятию оптимальных решений в условиях неопределенности экономической ситуации и рыночной конъюнктуры.

Механизм государственного регулирования экономической безопасности представляет собой систему мер, форм и инструментов, с помощью которых государство осуществляет регулирующее воздействие на процесс функционирования хозяйственной деятельности с целью снижения (нейтрализации) угроз, минимизации потерь (ущербов).

Следовательно, государственное регулирование экономики направлено на упорядочивание, трансформацию отношений саморегулирования в рамках экономической системы.

Объектами государственного регулирования рисков и экономической безопасности выступают сферы, отрасли, а также явления социально-экономической жизни, где могут возникнуть опасности, угрожающие нормальному функционированию экономики в целом и отдельных хозяйствующих субъектов. Поэтому целью государственного регулирования рисков является оптимизация уровня экономической безопасности, создание экономических и правовых условий функционирования хозяйствующих субъектов и обеспечение их экономической безопасности.

Механизм государственного регулирования экономической безопасности включает разнообразные методы: административные и экономические, прямого и косвенного воздействия и др.

К основным методам административного воздействия относятся нормы антимонопольного законодательства, введение обязательных стандартов деятельности предприятий (экологических, санитарных), лицензирование, квотирование и др.

Наряду с административными государство использует и экономические, косвенные методы регулирования экономической безопасности предприятий:



Денежно-кредитные (учетная ставка, операции на открытом рынке и др.);

Бюджетно-налоговые (система налогообложения, управление государственным долгом, обеспечение бездефицитного бюджета и др.);

Способы и формы ускоренной амортизации;

Внешнеэкономические методы (стимулирование экспорта, привлечение иностранных инвестиций и др.).

В рамках функционирования механизма экономической безопасности предприятия используются различные методы по достижению необходимого и достаточного уровня его безопасности.

Методы обеспечения экономической безопасности предприятия включают в себя совокупность мер, способов и инструментов, которые можно объединить в следующие группы: управление рисками; организационно-экономическая защита; финансовая защита.

Инструментарий управления рисками включает следующие мероприятия:

Предотвращение риска;

Уклонение от риска;

Воздействие на источник риска;

Сокращение времени нахождения в опасных зонах;

Принятие риска;

Сокращение опасного поведения;

Сокращение величины потенциальных потерь;

Сокращение величины фактических потерь;

Распределение риска по различным агентам;

Разукрупнение риска;

Страховой трансферт риска;

Нестраховой трансферт риска.

Инструментарий организационно-экономической защиты предполагает:

Информационную безопасность;

Кадровую политику;

Охранные мероприятия.

Инструментарий финансовой защиты основан:

На финансовом мониторинге;

Контроллинге и учете;

Бюджетировании.

Мероприятия по обеспечению экономической безопасности предприятия предполагают необходимость концентрации достаточного объема ресурсов (трудовых, производственных, инновационных, информационных и др.), что предъявляет особые требования к определению эффективности данной деятельности.

Эффективность механизма по достижению необходимого и достаточного уровня экономической безопасности характеризуется способностью предприятия рационально распределять и использовать ресурсы как для обеспечения нормального хода процесса воспроизводства, так и для борьбы с различного рода опасностями и угрозами.

Кроме того, система безопасности должна быть сформирована таким образом, чтобы затраты на ее обеспечение были экономически целесообразными и социально приемлемыми. Это означает, что величина издержек должна быть оптимальной и не превышать тот уровень, при котором теряется экономический смысл их применения.

В целях повышения экономической безопасности предприятия целесообразно проводить мониторинг состояния и динамики развития предприятия с целью противодействия угрозам и принятия мер защиты. Основными целями мониторинга являются:

Оценка состояния и динамики развития производства предприятия;

Выявление деструктивных тенденций и процессов развития предприятия;

Определение причин и источников рисков, угрожающих совокупному потенциалу предприятия;

Прогнозирование последствий действия угрожающих факторов как на потенциал производства, так и на другие сферы деятельности.

Мониторинг должен осуществляться комплексно, непрерывно всеми заинтересованными службами предприятия. При этом необходимо анализировать фактическое состояние объекта и тенденции его развития с учетом динамики национального хозяйства в целом, политической обстановки и других общесистемных факторов.

Мониторинг экономической безопасности предприятия осуществляется поэтапно, с учетом специфики содержания каждого этапа.

Этап 1. Идентификация предприятия, включающая определение его организационно-правовой формы, размеров, специфики деятельности.

Этап 2. Формирование системы технико-экономических показателей оценки экономической безопасности предприятия с учетом специфики его функционирования.

Этап 3. Выявление факторов, характеризующих перспективные направления развития предприятия.

Этап 4. Моделирование и формирование сценариев и стратегий развития предприятия.

Этап 5. Комплексный аудит деятельности предприятия.

Этап 6. Диагностика и анализ уровня экономической безопасности предприятия.

Этап 7. Разработка предложений по предупреждению и нейтрализации угроз экономической безопасности предприятия.

Результаты мониторинга являются основой для формирования политики экономической безопасности предприятия , которая направлена на достижение такого состояния объекта, при котором достигается общая эффективность его деятельности, своевременное выявление и предотвращение угроз, а также согласованность интересов предприятия с интересами участников внешней среды.

В современных условиях фактором, способствующим повышению адаптации предприятия к изменениям и росту его экономической безопасности, является креативный менеджмент.

Креативное управление ориентировано на коллективный процесс творчества и предполагает создание новой системы знаний, умений и навыков. При этом цель управленческого воздействия трансформируется в процесс инициирования, генерирования и применения творческих идей в организации и реализации полученных на их основе нововведений на рынке.

Креативность предполагает не только непрерывную адаптацию изменений на предприятии к требованиям внешней среды, но и виртуальное объединение с ней, создание сетей «производящих потребителей». Подобные сетевые образования позволяют интегрировать ресурсы, увеличить емкость рынка, снизить риск невостребованности продукции.

Основными направлениями креативного подхода к управлению организацией являются:

Обеспечение процесса адаптации сети и сетевого окружения посредством согласования результатов нововведений;

Применение принципа максимизации возможностей, вместо принципа максимизации прибыли;

Переход от стоимостно-технологических цепочек к креативным сетям (информационным посредникам, интеллектуальным агентам).

Креативность, лежащая в основе разработки и реализации современных стратегий развития предприятий, методов и инструментов управления, позволяет повысить эффективность производственной деятельности, реализовать конкурентные преимущества и обеспечить устойчивое, экономически безопасное позиционирование на рынке.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

1. Что такое экономическая безопасность предприятия и каковы ее основные свойства?

2. Какие факторы влияют на экономическую безопасность предприятия?

3. Раскройте взаимосвязь способности предприятия к адаптации и уровня его экономической безопасности.

4. Каковы основные цели и принципы организации системы обеспечения экономической безопасности предприятия?

5. Какие службы и структурные подразделения выполняют роль субъектов в системе обеспечения экономической безопасности предприятия?

6. Что такое механизм обеспечения экономической безопасности предприятия и каковы его элементы?

7. Покажите роль государства в обеспечении экономической безопасности предприятия.

8. Дайте характеристику известных вам методов обеспечения экономической безопасности предприятия.

9. Каковы цели и этапы проведения мониторинга уровня экономической безопасности предприятия?

10. Какова роль креативного менеджмента в обеспечении необходимого и достаточного уровня экономической безопасности предприятия?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 19.1

ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ

1. Какова роль государства в обеспечении экономической безопасности предприятия?

2. В чем специфика методов обеспечения экономической безопасности для различных организационно-правовых форм предприятия?

3. Какова роль креативного менеджмента в обеспечении необходимого и достаточного уровня экономической безопасности предприятия?

4. Каковы основные элементы экологической безопасности предприятия?

5. Можно ли говорить о защите предпринимательской деятельности в Росси?

6. Как можно классифицировать сведения, составляющие коммерческую тайну предприятия?

7. Какие организации специализируются на выполнении функций защиты предпринимательской деятельности?

8. Какие существуют международные и российские законодательно-правовые акты по охране интеллектуальной собственности?

9. Каковы принципы защиты научно-технической информации и решений по ее использованию?

10. Каковы отличительные признаки криминальной конкуренции?

11. Как влияет криминальная конкуренция на структуру расходов экономического субъекта?

12. Какова роль человеческого фактора в защите предпринимательской деятельности?

13. Какова роль информации в системе защиты экономической безопасности предприятия?

14. В чем заключается координация и взаимодействие государственных и частных структур в целях обеспечения экономической безопасности предприятия?

15. Что такое личная безопасность предпринимателя?

16. Каковы основные задачи маркетинга услуг в сфере защиты предпринимательской деятельности?

17. В чем заключается взаимосвязь защиты и поддержки предпринимательства?

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Задание 19.2

1. Сформулируйте предложения по защите и поддержке предпринимательства в РФ.

2. Приведите примеры недобросовестной и криминальной конкуренции. Охарактеризуйте их общие черты и различия.

3. Опишите совокупность методов обеспечения экономической безопасности малого и крупного предприятия.

4. Предложите состав и структуру элементов системы экономической безопасности АО.

5. Предложите состав и структуру элементов системы экономической безопасности хозяйственного товарищества.

Задание 19.3

Тест (выделите все правильные ответы)

1. Экономическая безопасность предприятия как экономическая категория – это:

а) система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу производства благ и услуг;

б) система экономических отношений между хозяйствующими субъектами по поводу реализации и защиты их интересов в условиях неопределенности и рискогенности среды;

в) система экономических отношений между людьми по поводу удовлетворения потребностей;

г) система экономических отношений по поводу присвоения факторов и результатов производства.

2. Функцией экономической безопасности не является:

а) административная;

б) стимулирующая;

в) инновационная;

г) экономическая.

3. Экономическая безопасность микроуровня – это:

а) экономическая безопасность домохозяйств;

б) экономическая безопасность национальной экономики;

в) экономическая безопасность региона;

г) экономическая безопасность предприятия.

4. Какое из определений риска точнее:

а) риск – правило поведения в обществе;

б) риск – социально-экономические отношения между людьми в процессе производства;

в) риск – социально-экономические отношения между людьми в процессе производства своей жизни в условиях неопределенности среды;

г) риск – рыночные взаимодействия домохозяйств.

5. Адаптивность экономики – это:

а) способность самонастраивать состав и структуру для отражения угроз и возможности функционирования в новых условиях;

б) принцип выживаемости экономики;

в) отсутствие рисков;

г) отсутствие неопределенности.

6. Безопасность – это:

а) форма опасности;

б) состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства;

в) синоним опасности;

г) разновидность риска.

7. Инструментарий безопасности предприятия – это:

а) количественный показатель;

б) признак, на основании которого производится оценка;

в) комплекс наблюдений и исследований;

г) составная часть построения системы объекта.

8. Система показателей экономической безопасности предприятия:

а) темпы роста промышленного производства;

б) только качественные показатели предприятия;

в) состав количественных показателей работы предприятия;

г) система количественных и качественных показателей деятельности предприятия.

9. Механизм обеспечения экономической безопасности включает:

а) механизм рыночного саморегулирования;

б) механизм государственного регулирования экономики;

в) внутрихозяйственный механизм предприятия;

г) все ответы верны.

10. Какое количество этапов включает мониторинг уровня экономической безопасности предприятия?

(магистрант), (к. т.н., доцент)

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

г. Пенза, Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский технологический институт «ВТУ»

Каждое предприятие является владельцем той или иной собственности, несанкционированное использование которой может принести ущерб его финансовому положению. Это не только материальные или финансовые ресурсы, но и информация (техническая и коммерческая), интеллектуальная собственность , торговая марка и т. д. Осознание проблемы угрозы безопасности очень важно, т. к. активно задействованный потенциал является определяющим фактором развития предприятия и гарантом экономического роста, а также поддержания его экономической независимости. К тому же, состояние и тенденции развития, обеспечивающие экономическую безопасность , исключают или минимизируют ущерб не только потенциала отдельного предприятия, но и экономики в целом, что говорит об актуальности темы обеспечения экономической безопасности.

Социальная защищенность персонала, в целях экономической безопасности предприятий, должна обеспечивать не только достойную оплату труда и выплаты социального характера, но и охрану здоровья людей, избежание чрезвычайных ситуаций, так как материальная ответственность предприятий в этих случаях оказывает непосредственное влияние на величину прибыли, остающуюся в его распоряжении. Отдельное место в организации обеспечения социального благополучия персонала может занимать (при определенных условиях) исключение опасных для жизни криминальных проявлений в отношении руководящих работников, сотрудников, осведомленных о сведениях, составляющих коммерческую тайну и другого «уязвимого» персонала. Так как это, в конечном итоге, может в значительной степени повлиять на имидж компании и, соответственно, на ее финансовое положение.

Обеспечение безопасности информационных ресурсов предприятий заключается в соблюдении санкционированности доступа к информации, содержащей коммерческую тайну, в то же время, обеспечивая полную «прозрачность» экономики предприятий для контролирующих органов и органов статистики.

Особое место в модели экономической безопасности предприятий отводится обеспечению безопасности договорных отношений, где наряду с экономическими вопросами, в достаточной степени, должен рассматриваться и юридический аспект.

Система обеспечения экономической безопасности предприятий, в зависимости от конкретных условий (масштабы финансово-хозяйственной деятельности, объемы производства, территориальные особенности, состояние основных фондов, кадровый потенциал и т. д.), должна иметь определенные средства собственного обеспечения. С помощью данных средств будут выполняться не только задачи системы обеспечения экономической безопасности, но и нормативно-правовое обеспечение, куда входят нормы деятельности служб организации, средства, методы, нормативные документы, определяющие статус службы экономической безопасности и требования, которые являются обязательными в рамках сферы действия.

Организационная деятельность подразумевает создание структуры (Рис. 1), с помощью которой осуществляется анализ состояния экономической безопасности отдельных составляющих, и разработку мер по обеспечению экономической безопасности предприятия в целом. Эта структура, в зависимости от особенностей бизнеса, может быть как собственным подразделением, так и привлеченным на договорной основе.

Рис. 1. Организационная структура системы экономической безопасности предприятия

Обеспечение экономической безопасности предприятий, по своей сути, не позволяет сводить данную работу лишь к организации и проведению отдельных мероприятий, а должно представлять собой непрерывный, целенаправленный процесс, требующий:

Постоянного прогнозирования возможных угроз;

Обоснования и реализации эффективных форм и методов создания, совершенствования и развития системы экономической безопасности предприятий;

Непрерывного контроля и управления системой;

Комплексного, эффективного использования имеющихся средств защиты всех элементов производственно-хозяйственной системы.

Наибольшая эффективность действующей системы обеспечения экономической безопасности предприятий и в первую очередь безопасности финансовых ресурсов может быть достигнута, на наш взгляд, при условии объединения в единый, целостный механизм методов и средств, которые в совокупности в состоянии обеспечить безопасность, сохранить и эффективно использовать финансовые, материальные и информационные ресурсы.

Таким образом, внедрение комплексной системы обеспечения экономической безопасности предприятий, позволяющей прогнозировать и предупреждать угрозы экономической безопасности, а также оперативно регулировать объемы и структуру издержек на обеспечение экономической безопасности, позволит качественно влиять на общее финансовое состояние конкретного предприятия.

В заключение можно сделать вывод, что эффективная система безопасности может быть построена при комплексном подходе к организации процесса защиты производственно-хозяйственной и финансовой деятельности предприятия. Для планирования работ по обеспечению безопасности предприятия необходимо разработать концепцию безопасности предприятия, учитывающую специфику его деятельности.

Средства обеспечения безопасности - это, чаще всего, конкретные конструктивные воплощения принципов и методов. Принципы, методы и средства - это логические этапы обеспечения безопасности. Выбор их зависит от конкретных условий деятельности, уровня опасности, стоимости и других факторов.

Экономическая безопасность любого государства, в том числе Российского, постоянно находится в поле зрения органов государственной власти. В этой связи целесообразно вначале уяснить сущность ряда понятий, относящихся к рассматриваемой главе, а затем и другие положения в этой сфере деятельности.

Термин слово обеспечить означает оградить, охранить1, безопасность им понимается как положение, при котором не угрожает опасность кому чему-нибудь. Стало быть, обеспечение экономической безопасности государства представляет собой систему государственных мер сил, направленную на охрану защиту экономических интересов субъектов права граждан, юридических лиц, государства.

В Российской Федерации экономическая безопасность государства обеспечивается правоохранительными органами, к которым закон относит и федеральные органы налоговой полиции. В частности, Закон О федеральных органах налоговой полиции, принятый законодательным органом России 24 июня 1993 г. , в ст. 1 установил, что федеральные органы налоговой полиции являются правоохранительными и составной частью сил обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Задачами федеральных органов налоговой полиции согласно ст. 2 Закона являются выявление, предупреждение и пресечение налоговых преступлений и правонарушений; о выявленных при этом других экономических преступлениях органы налоговой полиции обязаны проинформировать соответствующие правоохранительные органы; обеспечение безопасности деятельности государственных налоговых инспекций, защиты их сотрудников от противоправных посягательств при исполнении служебных обязанностей; предупреждение, выявление и пресечение коррупции в налоговых органах.

На федеральные органы налоговой полиции не могут быть возложены задачи, не предусмотренные вышеназванным законом.

Ожегов СИ. Словарь русского языка. С. 364. 2 Там же. С. 38.

Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1993. № 29. Ст. 1114.

Правовыми основами деятельности федеральных органов налоговой полиции являются Конституция Российской Федерации, конституции республик в составе Российской Федерации, Закон О федеральных органах налоговой полиции и иные законодательные акты Российской Федерации, правовые акты автономных областей, автономных округов, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, регулирующие отношения в области налогообложения и правоохранительной деятельности, принимаемые в пределах их полномочий.



Вся деятельность федеральных органов налоговой полиции должна осуществляться на основе правовых принципов. Такими принципами согласно ст. 4 Закона О федеральных органах налоговой полиции являются: законность; уважение прав и свобод человека и гражданина;

подконтрольность и подотчетность органам законодательной и исполнительной власти Российской Федерации; сочетание гласных и негласных форм деятельности. Кроме того, в федеральных органах налоговой полиции не допускаются создание и деятельность политических партий и других общественных объединений. Сотрудники федеральных органов налоговой полиции не могут быть ограничены в своей служебной деятельности решениями политических партий и других общественных объединений, преследующих политические цели. Стало быть, речь идет о таком принципе, как подчинение только закону, выведение государственных правоохранительных органов из-под контроля партий и иных общественных организаций.

Федеральные органы налоговой полиции должны осуществлять свою деятельность во взаимодействии с другими государственными органами, общественными объединениями и гражданами, а также с налоговыми службами других государств на основе международных договоров и обязательств Российской Федерации. Это позволяет на практике реализовать такой принцип, как комплексный подход к решению задач по обеспечению экономической безопасности государства.

Способы обеспечения экономической безопасности государства могут быть самыми разнообразными - организационными, правовыми, техническими и др.

Организационные способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные приемы, используемые для организации данного процесса. К основным таким приемам можно отнести:

координацию деятельности налоговой

полиции с другими

правоохранительными органами

по обеспечению экономической

безопасности государства

структуризацию управления, представляющую собой внутрен

нюю форму организации федеральных органов налоговой полиции

Все эти и другие приемы должны использоваться только в рамках действующего законодательства, что позволит не допускать произвольного их применения.

Правовые способы обеспечения экономической безопасности государства характеризуются наличием правовых основ организации и деятельности соответствующих органов государства, в том числе правоохранительных. Практически это означает, что в государстве приняты и действуют законы и подзаконные нормативные акты, регулирующие отношения в рассматриваемой сфере. Кроме того, законодательно установлено, что финансовое и материально-техническое обеспечение федеральных органов налоговой полиции осуществляется за счет бюджета Российской Федерации. Порядок и нормы материально-технического обеспечения федеральных органов налоговой полиции устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Имущество федеральных органов налоговой полиции относится к федеральной государственной собственности. Правомочия собственника по управлению этим имуществом осуществляет Департамент налоговой полиции. Указанное имущество приватизации не подлежит, а поэтому в Программу приватизации не включается.

При приватизации объектов государственной собственности имущество, используемое исключительно для целей федеральных органов налоговой полиции, обособляется и передается на баланс федеральных органов налоговой полиции либо в бессрочное и безвозмездное пользование федеральным органам налоговой полиции. Собственник не вправе изменять условия пользования этим имуществом федеральными органами налоговой полиции ст. 19 Закона О федеральных органах налоговой полиции.

Технические способы обеспечения экономической безопасности государства - это различные технические средства компьютеры, транспортные средства, средства связи и т.д., с помощью которых достигается решение задач, поставленных перед федеральными органами налоговой полиции.

Практическая деятельность службы экономической безопасности основывается на применении типовых схем, действий и процедур. Прежде всего, необходимо сообщить об алгоритме действий, на базе которого формируется работа службы безопасности. Он включает следующие операции:

· систему предупредительных (превентивных) мер: выявление угроз экономической безопасности, оценка появляющихся угроз, определение мероприятий по нейтрализации угроз, деятельность по нейтрализации угроз экономической безопасности;

· систему предупредительных мер: деятельность по исследованию контрагентов, соблюдение правил работы с конфиденциальной информацией, анализ условий договоров, защита компьютерных систем и т.д., эта деятельность постоянна и непрерывна. Она предоставляет защиту экономической безопасности на базе системы организационных мероприятий.

Но даже при самой лучшей системе предупредительных мер нельзя предвидеть, а тем более прекратить внезапно появляющиеся нестандартные угрозы, которые причиняют значительный ущерб предприятию, например мошеннического характера. Для противодействия этим угрозам следует использовать специфический механизм. Специалисты вводят активную модель реагирования обнаружения мошенничества.

Такая модель представлена следующими блоками: программы предупреждения мошенничества, учинение мошенничества, сообщение о случившемся, расследование, соответствующие действия, разрешение проблем, анализ, огласка, улучшение способов контроля, проверка их пригодности, профессиональная подготовка, проведение активных аудиторских проверок.

Отличительная особенность этой модели то, что она представляет обязательное реагирование на определенный случай мошеннических угроз и имеет такие блоки, повышающие эффективность работы служб экономической безопасности. Они включают, к примеру «Сообщение о случившемся» - соответственно среди персонала фирмы необходимо сформировать такой климат, позволяющий усовершенствовать людям возможность для сообщения о фактах нарушений или подозрениях; «Огласка» - предполагает распространение информации о способах совершения мошенничества, лицах, их свершивших, среди руководящего состава, работников службы безопасности. «Профессиональная подготовка» имеет ввиду постоянный рост квалификации аудиторов, менеджеров, работников службы безопасности.

В то же самое время, какую бы модель обеспечения экономической безопасности ни выбрал предприниматель, следует учитывать тот факт, что организация эффективной системы профилактических и предупредительных мер обойдётся гораздо дешевле, чем борьба с последствиями уже случившихся правонарушений, реализованных угроз.

Обеспечение экономической безопасности предприятии не должно быть вопросом, который решается исключительно силами самих предпринимателей. Прежде всего, государство должно создать благоприятный климат для ведения предпринимательской деятельности.

Здесь речь идет не только о национальном и региональных законодательствах, но и о правоприменительной практике, обычаях делового оборота.

Также должна быть создана нормативно-правовая база, регламентирующая деятельность предприятии по обеспечению собственной безопасности. При этом ведение предприятиями деятельности по обеспечению экономической безопасности должно быть обязательным.

Должны быть разработаны положения, которые носят обязательный и (или) рекомендательный характер в отношении ведения предприятия таковой деятельности.

Государство может и должно обеспечить национальные предприятия теоретико-прикладными разработками в области экономической безопасности. отсутствие таких разработок может привести к неэффективности деятельности по обеспечению экономической безопасности и в итоге к неконкурентоспособности национальных предприятии. Воровство, внутреннее мошенничество, взяточничество, коррупция - эти проблемы могут быть и должны решаться государством и предприятием совместно. Однако отдельно взятое предприятие не имеет достаточно возможностей, чтобы сменить систему отношении. Это может и должно сделать государство.

Государством должны быть установлены критерии, определяющие, какие предприятия относятся к сфере национальных экономических интересов. Должны приниматься во внимание размеры предприятия, сфера его деятельности, географическое расположение, доля на рынке. Экономическая безопасность таких предприятии в обязательном порядке должна контролироваться специальными службами государства.

Государство также должно принимать меры по ограничению негативного влияния иностранных государств и предприятия в частности. Этот вопрос весьма сложен. Для его необходим целый комплекс мер. В ряде отраслей должна быть ограничена деятельность иностранных предприятии и физических лиц.

Мы можем и должны рассматривать предприятия национальной экономики и государственные службы, курирующие экономику, как части единой экономической системы. Чем меньше неразрешенных противоречии и конфликтов в этой системе, чем меньше сил и средств затрачивается на их разрешение, тем меньше издержки и лучше работает вся система в целом. До тех пор, пока основной работой департаментов экономической безопасности будет борьба с налоговыми правонарушениями предприятий, пока государственные службы будут служить орудием корпоративных войн, уровень экономической безопасности предприятий будет на стабильно низком уровне. В конечном итоге это неминуемо скажется и на уровне экономического государства.

К категориям работников, имеющим доступ к коммерческой (в том числе конфиденциальной) информации, которые могут быть потенциальными источниками её разглашения, либо иных неправомерных действий, относятся, прежде всего, работники бухгалтерии, кассиры, лица, имеющие право распоряжения печатями, бланками, работники компьютерных подразделений.

Недобросовестные сотрудники - это категория служащих, которые наносят ущерб предприятию, преследуя самые разнообразные цели личного характера, в частности, получение крупных вознаграждений от контрагентов, месть, торговля секретами предприятия как источник дополнительного заработка и др.

Нанесение ими ущерба выражается в следующих формах: кража или порча имущества, разглашение или перепродажа коммерческой тайны, выведение из строя технических средств связи и вычислительной техники, заражение ЭВМ компьютерными вирусами, невыполнение своих функциональных обязанностей.

В практике работы с персоналом работники службы безопасности должны проверять не только хранение сотрудниками коммерческой тайны, но и отношение их к своим служебным обязанностям, аккуратность в обращении с документами, излишний «интерес» к другим подразделениям.

Для работников службы безопасности индикаторами в выявлении конкретных работников, осуществляющих разглашение конфиденциальной информации, занимающихся хищением денег, либо совершающих другие неправомерные действия, угрожающие экономическому положению предприятия, являются следующие:

·- внезапный активный интерес к конфиденциальной информации, деятельности других подразделений;

·- изменение поведения работника в общении с коллегами, в разговорах, появление неуверенности, страха;

·- резкое увеличение расходов работника, приобретение дорогостоящих товаров, недвижимости и т.д.

Потенциальными нарушителями являются сотрудники:

Имеющие значительные материальные затруднения;

Имеющие склонность к азартным играм;

Склонные к пьянству, наркотической зависимости;

Имеющие тяжело больных близких родственников;

Часто меняющие место работы;

Психически неуравновешенные.

Для поддержания высокого уровня защищённости экономических интересов предприятия, службе безопасности целесообразно проводить проверки лиц, которые могут, пользуясь своим служебным положением, представлять угрозы безопасности.

Рассмотрим некоторые способы таких проверок:

1. Лицу, ответственному за получение в банке денежных сумм, умышленно вкладывается в пачку лишняя купюра. Если лицо не реагирует на данные действия, то из этого могут быть сделаны следующие выводы:

1) данное лицо небрежно относится к своим обязанностям;

2) данное лицо умышленно присваивает деньги.

В обоих случаях есть основание сомневаться в личных либо деловых качествах проверяемого лица.

2. Проверка выполнения исполнительно-распорядительных функций ответственным лицом. Работнику, имеющему право распоряжаться печатями, штампами посторонним лицом предлагается за вознаграждение проштамповать чистые листы бумаги. В случае согласия доверие к такому лицу утрачивается, и оно освобождается от должностных обязанностей.

Итак, меры по работе с персоналом включают:

-· Определение и закрепление дисциплинарной и иной ответственности каждого сотрудника за соблюдение условий конфиденциальности и других условий обеспечения безопасности информации в организации; информирование его об уголовной ответственности, возникающей при злоупотреблениях во время работы с конфиденциальной информацией;

Контроль знаний и умений персонала, в том числе по действиям в чрезвычайных условиях компьютерных атак и по восстановлению информационных баз;

Контроль усвоения персоналом политики безопасности организации, знание им приказов, распоряжений и инструкций по обеспечению информационной безопасности;

Контроль и повышение квалификации персонала в области защиты информации, в том числе в области распознания приёмов социальной инженерии, которые к ним могут быть применены;

Предупреждение эксцессов выражения нелояльности к организации, к её руководству или к другим сотрудникам путём воздействия на её информационную систему;

Контроль лояльности и исключение вербовки персонала; всё чаще для выполнения этого требования в коммерческих структурах используют детекторы лжи;

Разъяснение недопустимости использования нелегального, «пиратского» оборудования.

Вообще же руководству предприятия необходимо проводить такую внутреннюю политику, чтобы минимизировать количество недовольных работников и особенно стараться сохранять хорошие отношения с увольняющимися работниками. В этом случае вероятность утечки информации будет сведена к минимуму.

законодательный финансовый экономический безопасность

Новое на сайте

>

Самое популярное