Домой Кредитные учереждения Арендатор оплачивает коммунальные услуги за арендодателя ип. Расходы предпринимателя на домашний офис: можно ли учесть

Арендатор оплачивает коммунальные услуги за арендодателя ип. Расходы предпринимателя на домашний офис: можно ли учесть

Многие предприниматели не обзаводятся офисом. Причины для этого могут быть разные: нет денег на его покупку или аренду, просто предпочитают работать на дому. А как быть с расходами на содержание домашнего офиса: коммунальными платежами, оплатой Интернета, телефона, затратами на приобретение оргтехники? Возникает проблема разграничения всех расходов на личные и предпринимательские. Ведь предприниматель не только работает, но и живет в квартире. Кроме того, помимо него там могут проживать и члены его семьи. Может ли предприниматель учесть такие расходы при исчислении НДФЛ или налога при УСНО с объектом «доходы минус расходы»?

Какую деятельность можно вести на дому

Законодательство не запрещает использовать жилое помещение для ведения индивидуального бизнеса, если это не нарушает права и законные интересы других граждан, а также требования, которым должно отвечать жилое помещение, и правила его использованияпп. 2, 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ . Еще один важный момент: в жилом доме запрещается размещение промышленных производствп. 3 ст. 288 ГК РФ ; п. 3 ст. 17 Жилищного кодекса РФ . Что понимается под промышленным производством, в законодательстве не сказано. Но очевидно, что имеется в виду производство, связанное с использованием промышленного оборудования, станков и прочих механизмов.

Поэтому предприниматель может, например, шить дома одежду, вязать или заниматься дистанционной торговлей, а также оказывать услуги: аудиторские, юридические, бухгалтерские, посреднические.

Сразу напомним, что и при УСНО, и при расчете НДФЛ в уменьшение доходов принимаются только расходы: оплаченные, направленные на получение дохода, документально подтвержденныеп. 1 ст. 221 , п. 2 ст. 346.16 , п. 1 ст. 252 , п. 2 ст. 346.17 НК РФ .

А теперь рассмотрим порядок учета наиболее распространенных расходов.

Коммунальные платежи

Если у вас есть офис, то и при применении упрощенки, и при расчете НДФЛ коммунальные платежи по нему можно учесть как материальные расходып. 1 ст. 221 , подп. 5 п. 1 ст. 254 , подп. 5 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ .

Используя свою квартиру для работы, разделить расходы на оплату коммунальных платежей на личные и предпринимательские не представляется возможным. Ведь их величина не зависит от того, занимается ли человек предпринимательской деятельностью. А доказать связь величины переменных расходов, например, на воду или электричество с такой деятельностью невозможно.

К тому же контролирующие органы считают, что коммунальные платежи отнести на расходы нельзя, так как оплата коммунальных услуг - это обязанность собственника и она не зависит от целей использования помещения и даже от самого факта использования квартирыПисьмо УФНС России по г. Москве от 21.06.2006 № 18-12/3/53855@ .

Так что квартирную коммуналку учесть в расходах при УСНО или общем режиме налогообложения не удастся.

Услуги связи: телефон, Интернет

Расходы на офисные услуги связи (стационарный телефон, Интернет) уменьшают полученные доходы при расчете как налога по УСНО, так и НДФЛподп. 18 п. 1 ст. 346.16 , п. 1 ст. 221 , подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ ; подп. 14 п. 47 Порядка учета доходов и расходов и хозяйственных операций для индивидуальных предпринимателей, утв. Приказом Минфина России № 86н, МНС России № БГ-3-04/430 от 13.08.2002 (далее - Порядок) . Но у предпринимателя, работающего на дому, опять-таки свои особенности учета.

Со стационарным телефоном в квартире ситуация следующая.

Абонентскую плату за стационарный телефонный номер (плату за пользование линией), не зависящую от длительности и количества звонков, скорее всего, учесть в расходах не получится. Ведь доказать, что она связана исключительно с предпринимательской деятельностью, трудно. Можно, конечно, попытаться учесть ее в расходах, основываясь на том, что без ее уплаты пользоваться телефоном в предпринимательских целях было бы невозможно. Но это, скорее всего, приведет к спорам с налоговиками.

Расходы на местные, междугородные и международные звонки, стоимость которых оплачивается поминутно и зависит от длительности звонка, учесть можно. Для этого вам понадобятся счет телефонной станции и выписка из лицевого счета абонента, содержащая сведения о телефонных номерах и времени ведения переговоров. Сопоставив номера телефонов контрагентов с теми, которые указаны в счете, можно будет доказать, что звонки были сделаны в деловых целях, и учесть их стоимость в расходах как услуги связиПостановление ФАС ЦО от 14.10.2009 № А35-4026/08-С21 .

Затраты на Интернет можно учесть в расходах как упрощенцамподп. 18 п. 1 ст. 346.16 НК РФ ; п. 32 ст. 2 Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи» ; Письма УФНС России по г. Москве от 14.09.2010 № 16-15/096615@ , от 30.11.2006 № 20-12/105031.2 ; Письмо ФНС России от 12.12.2005 № 22-2-14/2223@ ; Постановления ФАС УО от 11.03.2008 № Ф09-1234/08-С3 ; ФАС МО от 23.06.2005 № КА-А40/5511-05 , так и предпринимателям, уплачивающим НДФЛп. 1 ст. 221 , подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ ; подп. 14 п. 47 Порядка . Основными подтверждающими документами являются договор с интернет-провайдером и счета на оплату.

Но если Интернет был подключен до начала вашей предпринимательской деятельности, то налоговики могут придраться к таким затратам. Поэтому советуем переоформить договор и заключить его от имени предпринимателя, а не от имени просто физического лица. Тогда будет легче доказать налоговикам, что Интернет вы подключили не для личного пользования.

Оргтехника

В работе может понадобиться все что угодно: компьютер, факс, принтер, ксерокс, сканер. Возможно, что некоторые из предметов оргтехники у вас уже есть. Однако если вы используете для работы, например, компьютер, который купили еще до того, как стали предпринимателем, то затраты на его приобретение вряд ли удастся принять в уменьшение налоговой базы. Дата, указанная в свидетельстве о регистрации, говорит о начале предпринимательской деятельности, а все расходы, понесенные до этого, не имеют ничего общего с вашим бизнесомПисьма Минфина России от 04.07.2007 № 03-11-02/210 , от 04.04.2007 № 03-11-05/64 ; Письмо УФНС России по г. Москве от 08.04.2009 № 20-14/2/034712@ . Однако, когда дело касается крупных затрат и вы готовы на спор с налоговиками, у вас есть шанс отстоять свою позицию в суде.

Если вы приобрели технику уже после регистрации в качестве предпринимателя, расходы на ее приобретение можно учесть следующим образом:

  • <если> приобретенная техника стоит менее 40 000 руб., то учтите ее стоимость как материальные расходы (и при УСНО, и при уплате НДФЛ) в полной сумме после ввода в эксплуатациюподп. 3 п. 1 ст. 254 , подп. 5 п. 1 ст. 346.16 , п. 2 ст. 346.16 НК РФ ; Письмо Минфина России от 14.11.2008 № 03-11-04/2/169 ;
  • <если> приобретенная техника стоит более 40 000 руб. и служит более 12 месяцев, то она относится к амортизируемому имуществуп. 1 ст. 256 , подп. 1 п. 1 ст. 346.16 , п. 4 ст. 346.16 НК РФ . Предприниматель на УСНО учитывает ее стоимость после оплаты и ввода в эксплуатациюподп. 1 п. 3 ст. 346.16 НК РФ равномерно в течение года и признает расход на последнее число каждого кварталаабз. 8 п. 3 ст. 346.16 , подп. 4 п. 2 ст. 346.17 НК РФ ; Письмо Минфина России от 20.08.2009 № 03-11-06/2/156 .
Подробнее о возможности учета предпринимателем дорогостоящего имущества, приобретенного им до регистрации в качестве ИП, читайте: 2010, № 19, с. 61

При расчете НДФЛ стоимость техники учитывается в расходах через амортизацию. Она начисляется линейным методомп. 40 Порядка начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором объект введен в эксплуатациюп. 41 Порядка . Например, компьютер относится ко второй группе амортизируемого имуществап. 33 Порядка ; Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1 . А это значит, что срок, в течение которого его стоимость списывается на расходы, вы вправе установить в пределах от 2 до 3 лет включительноп. 35 Порядка .

Подробнее о вариантах учета для упрощенца расходов на приобретение основных средств в рассрочку читайте: 2010, № 13, с. 68

Расходы на обслуживание оргтехники (приобретение картриджей для принтера, бумаги для факса) можно учесть как материальные и на упрощенкеподп. 5 п. 1 ст. 346.16 НК РФ , и при расчете НДФЛподп. 2 п. 1 ст. 254 НК РФ . На это прямо указал МинфинПисьмо Минфина России от 08.02.2007 № 03-11-04/2/26 .

О том, как учитывать компьютер - как единый инвентарный объект или отдельно каждую составляющую (системный блок, монитор, клавиатуру, мышку и пр.), читайте: 2010, № 13, с. 38

Претензии у проверяющих могут возникнуть, если вы используете в работе технику, которую купили до того, как стали предпринимателем, ведь вы не учитывали расходы на ее приобретение. Получается, что у вас как у предпринимателя оргтехника отсутствует, а расходы на ее обслуживание есть. У налоговиков могут возникнуть сомнения относительно связи таких расходов с предпринимательской деятельностью. Но вряд ли им удастся обосновать свои претензии, поскольку независимо от того, является ли имущество предпринимательским, расходные материалы необходимы вам для ведения бизнеса.

  • программное обеспечение для компьютера (операционная система, офисные программы, антивирусные программы и пр.);
  • программа «Клиент-банк» и учетно-бухгалтерские программы;
  • программа для сдачи отчетности через Интернет;
  • справочная правовая система КонсультантПлюс;
  • какие-либо специализированные программы, к примеру предназначенные для ведения базы по клиентам.

При этом программа может быть приобретена по «оберточной» лицензии (условия договора изложены в приобретаемом экземпляре программы или на его упаковке)подп. 19 п. 1 ст. 346.16 ; подп. 26 п. 1 ст. 264 НК РФ .

Плату за пользование системой «Клиент-банк» учитываем как расходы на услуги, оказываемые кредитными организациямиподп. 9 п. 1 ст. 346.16 , подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ . А плату за услуги по сдаче отчетности через Интернет - как расходы на услуги связиподп. 18 п. 1 ст. 346.16 , п. 1 ст. 221 , подп. 25 п. 1 ст. 264 НК РФ ; подп. 14 п. 47 Порядка .

Специфические расходы, которые связаны с использованием собственного жилья (плата за коммунальные платежи, электроэнергию, телефон), учесть сложно. В остальном при работе на дому - все как обычно. Но нужно иметь в виду, что налоговики при проверке расходов всегда обращают внимание на их связь с предпринимательской деятельностью. И при проверке предпринимателя, использующего свою квартиру под офис, у них наверняка возникнут сомнения по поводу того, какие расходы действительно связаны с бизнесом, а какие с личными нуждами. Поэтому нужно сделать так, чтобы из договоров и первичных документов четко следовало, какие услуги оказаны (товары приобретены, работы выполнены) и, главное, для каких целей.

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу: оплату коммунальных услуг по договору аренды с физическим лицом индивидуальный предприниматель­арендатор, находящийся на общей системе налогообложения, не может учесть в качестве расходов в целях исчисления НДФЛ на основании первичных учетных документов арендодателя.

Можно учесть данные расходы, включив их в сумму арендных платежей, заключив договоры напрямую с эксплуатационными организациями, или в случае перевыставления документов арендатору от имени арендодателя.

В счете­фактуре на указанные услуги покупателем является арендодатель, следовательно, он не может быть предъявлен к вычету по НДС арендатором.

Обоснование вывода

Профессиональные налоговые вычеты по НДФЛ

Для подтверждения факта передачи имущества в аренду следует оформить договор и принять имущество по акту приема-передачи согласно ст. 655 ГК РФ (постановления Четвертого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2013 по делу № 04АП-2195/13, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.09.2012 по делу № 07АП-5807/12).

В соответствии с п. 2 ст. 616 ГК РФ арендатор обязан нести расходы на содержание имущества, если иное не установлено законом или договором аренды. К расходам на содержание имущества относятся коммунальные платежи.

В рассматриваемом случае арендатор (индивидуальный предприниматель, далее – ИП) на основании заключенного договора с физическим лицом оплачивал коммунальные услуги со своего расчетного счета на счета обслуживающих организаций по выставленным эксплуатационными службами на имя физического лица счетам и счетам-фактурам.

Подобная ситуация рассматривалась в Арбитражном суде Красноярского края. Своим решением от 05.07.2010 № А33-2358/2010 суд установил, что ИП не может учесть затраты на оплату коммунальных услуг арендодателя – физического лица на основании документов, выписанных на его имя. В то же время суд посчитал обоснованным признание в расходах арендной платы при наличии документа, подтверждающего оплату, и использование арендуемого помещения в предпринимательской деятельности.

Разъяснения по данному вопросу, относящиеся к деятельности ИП, встречаются не часто, но, так как коммерсант определяет расходы в соответствии с п. 1 ст. 221 НК РФ самостоятельно в порядке, аналогичном учету расходов в соответствии с главой 25 НК РФ, можно рассмотреть информацию в отношении расходов организаций в целях исчисления налога на прибыль в подобных ситуациях.

Контролирующие органы неоднократно высказывали мнение об отнесении коммунальных платежей по арендованному имуществу к материальным расходам (подп. 5 п. 1 ст. 254 НК РФ) либо к расходам на аренду помещений (подп. 10 п. 1 ст. 264 НК РФ) в случае, если в соответствии с п. 1 ст. 252 НК РФ они обоснованы, документально подтверждены и направлены на получение дохода (письма Минфина России от 16.05.2013 № 03-03-06/1/17011, от 03.11.2009 № 03-03-06/1/724).

При этом определены документы для подтверждения расходов:

  • акты оказанных услуг, выставленные арендодателем (акт составляется в произвольной форме с учетом требований ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»);
  • расчеты коммунальных платежей, составленные арендодателем исходя из занимаемых арендатором площадей на основании счетов обслуживающих организаций, выставленных арендодателю и отражающих поставку соответствующих услуг.

К ним следует приложить копии документов организаций, оказывающих данные услуги (письма Минфина России от 04.06.2010 № 03-03-06/1/382, УФНС России по г. Москве от 08.06.2009 № 16-15/058069@, от 30.06.2008 № 20-12/061162, от 06.12.2007 № 20-12/116503).

О возможности арендодателя перевыставлять документы поставщиков также высказались арбитражные суды (смотрите, например, постановления Восьмого арбитражного апелляционного суда от 24.09.2013 по делу № 08АП-7220/13, ФАС Северо­Западного округа от 22.12.2005 по делу № А56-37483/04).

Анализируя вышеперечисленные документы, можно сделать вывод, что статус арендодателя (юридическое лицо, ИП или физическое лицо) в данном случае не играет роли.

С учетом вышесказанного для отнесения ИП оплаченных коммунальных расходов по арендуемому помещению в состав расходов необходимо получать от арендодателя – физического лица акты оказания услуг, составленные в соответствии с требованиями, предъявляемыми к первичным учетным документам, на основании документов обслуживающих организаций с приложением их копий.

Также можно порекомендовать или включить коммунальные платежи в арендную плату, или заключить договоры непосредственно с обслуживающими организациями (письма Минфина России от 24.12.2008 № 03-04-05-01/470, от 05.12.2008 № 03-11-04/2/191).

Напоминаем, что согласно абзацу 4 п. 1 ст. 221 НК РФ, если ИП не может документально подтвердить расходы, связанные с предпринимательской деятельностью, профессиональный налоговый вычет производится в размере 20% от суммы доходов (смотрите, например, письмо Минфина России от 10.12.2007 № 03-04-05-01/398).

Вычеты по НДС

В соответствии с п. 1 ст. 143 НК РФ ИП являются плательщиками НДС и имеют право уменьшить исчисленную сумму налога на налоговые вычеты (п. 1 ст. 171 НК РФ) в порядке, установленном ст. 172 НК РФ. При этом вычету подлежат только суммы налога, предъявленные поставщиком покупателю на основании выставленных счетов-фактур при условии оприходования товаров (работ, услуг) после принятия их на учет при наличии соответствующих первичных документов (абз. 2 п. 1 ст. 172 НК РФ).

В данном случае в документах, выставленных обслуживающими организациями, в качестве покупателя указано физическое лицо – арендодатель. Контролирующие органы разъясняли, что в таком случае документы не являются первичными учетными документами для арендатора и не могут служить основанием для применения вычетов по НДС (письмо ФНС России от 04.02.2010 № ШС-22-3/86@ является обязательным для применения налоговыми органами, решение арбитражного суда Красноярского края от 05.07.2010 № А33-2358/2010).

К сведению

Свернуть Показать

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 208 НК РФ и п. 1 ст. 210 НК РФ в налогооблагаемую базу в целях исчисления НДФЛ включаются доходы от сдачи имущества в аренду.

Так как в данном случае источником дохода физического лица является ИП, в соответствии с положениями ст. 226 НК РФ он становится налоговым агентом. Значит, ему нужно высчитывать НДФЛ с доходов арендодателя от сдачи имущества (помещения) в аренду, перечислять его в бюджет и сдавать в налоговую сведения о своих доходах.

Специалисты Минфина России считают, что суммы расходов арендатора на коммунальные и эксплуатационные услуги, размер которых зависит от их фактического потребления, НДФЛ у арендодателя – физического лица не облагают (смотрите письма Минфина России от 20.06.2006 № 03-05-01-04/165, от 11.07.2008 № 03-04-06-01/194, от 24.12.2008 № 03-04-05-01/470).

Я, предприниматель, имею в собственности нежилое помещение в жилом доме. Водоканал предлагает заключить договор на водоснабжение как предпринимателю, хотя право собственности оформлено на меня как на физлицо и я не сообщал этой организации, что являюсь предпринимателем. Оформлять договор считаю нецелесообразным, поскольку не исключаю прекращения предпринимательской деятельности. Каким нормативным актом регулируется порядок предоставления коммунальных услуг собственникам нежилых помещений, не являющимся индивидуальными предпринимателями?

Порядок водоснабжения хозяйствующих субъектов (организаций и индивидуальных предпринимателей) и граждан, не являющихся предпринимателями, регулируется разными нормативными актами. Это Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденные постановлением Правительства РФ от 12.02.99 № 167 (далее — постановление № 167), и Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 (далее - постановление № 307).

Согласно п. 1 постановления № 167 абонентом признается юридическое лицо, а также предприниматели без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты, системы водоснабжения и (или) канализации, которые непосредственно присоединены к системам коммунального водоснабжения и (или) канализации, заключившие с организацией водопроводно-канализационного хозяйства в установленном порядке договор на отпуск (получение) воды и (или) прием (сброс) сточных вод. Из этого же пункта следует, что указанной организацией признается предприятие, осуществляющее отпуск воды из системы водоснабжения и (или) прием сточных вод в систему канализации и эксплуатирующее эти системы.

В пункте 2 постановления № 307 сказано, что его действие распространяется на отношения, касающиеся предоставления коммунальных услуг гражданам, проживающим на законных основаниях в жилых помещениях частного, государственного и муниципального жилищных фондов.

Можно предположить, что Водоканал предложил заключить договор, не зная вашего статуса, исходя из наличия у вас на праве собственности нежилого помещения. Скорее всего он считает, что это исключает регулирование правоотношений с вами постановлением № 307. По его мнению, в этом случае договор следует заключать напрямую.

Между тем из других норм постановления № 307 следует, что оно применяется и к правоотношениям, связанным с пользованием нежилыми помещениями. Так, в п. 20 предусмотрено, что при отсутствии индивидуальных приборов учета холодной и горячей воды, электроэнергии, газа и тепловой энергии в нежилых помещениях многоквартирного дома размер платы за коммунальные услуги в нем рассчитывается по соответствующим тарифам, установленным согласно законодательству РФ.

Существует точка зрения, что организации и ИП, владеющие нежилыми помещениями в жилых домах, могут оформлять отношения по пользованию коммунальными услугами на основании постановления № 307. Это допустимо, когда коммунальные платежи уплачиваются не прямым поставщикам коммунальных услуг, а субъектам, управляющим жилыми домами (ТСЖ, управляющим организациям). Ее сторонники ссылаются на упоминание в постановлении № 307 нежилых помещений, но при этом отмечают, что эти хозяйствующие субъекты в любом случае должны оплачивать коммунальные услуги по тарифам, установленным для данной группы потребителей и отличным от тарифов коммунальных услуг для населения.

Мы считаем, что хозяйствующие субъекты, имеющие нежилые помещения в жилых домах, могут оформлять договорные отношения по пользованию коммунальными услугами как напрямую с их поставщиками, так и через посредников (ТСЖ, управляющие организации). Исключение - оплата ими потребляемой электроэнергии в силу прямого предписания п. 88 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства РФ от 31.08.2006 № 530.

В то же время заинтересованные лица вправе настоять на заключении соответствующих договоров организациями и индивидуальными предпринимателями с непосредственными поставщиками коммунальных услуг. Приведем аргументы, которые они могут использовать при возникновении спора.

Если речь идет о водоснабжении, базовым правовым актом в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей является постановление № 167, прямо указывающее, что его положения распространяются на данные хозяйствующие субъекты. При этом правовой акт, предписывающий абонентам заключать прямые договоры с водопроводно-канализационной организацией, не предусматривает каких-либо особенностей установления договорных отношений собственниками нежилых помещений в жилых домах.

Теперь об оплате коммунальных услуг физическими лицами - собственниками нежилых помещений в жилых домах, не являющимися индивидуальными предпринимателями.

Действующее законодательство не предусматривает для данной категории лиц особого порядка установления договорных отношений и отдельных тарифов. При этом в Правилах предоставления коммунальных услуг гражданам упоминаются нежилые помещения. Данные обстоятельства позволяют сделать вывод, что порядок предоставления коммунальных услуг указанной категории лиц регулируется названным правовым актом.

Коммунальные услуги для юридических лиц предоставляются на весь комплекс владений в многоквартирном доме либо любом другом сооружении, подключённым к инженерно-техническим коммуникациям. Плата за предоставление коммунальных услуг не зависит от типа помещений и правового статуса потребителя, ведь некоторые виды коммуналки потребляются не только в жилищном быту, но и в производственном процессе.

Коммунальные услуги юридические лица получают наравне с обычными жителями многоквартирных домов.

В этом смысле потребление может выражаться в следующих формах:
  1. Потребление коммунальных услуг на обеспечение нежилых помещений в многоквартирных домах, находящихся в собственности юридических лиц.
  2. Потребление с целью содержания жилых помещений, принадлежащих юр. лицам.
  3. Потребление коммунальных услуг в производственных целях.

Форма потребления имеет большое значение, так как оплата услуг производится в соответствии с такой формой. Так, если лица юридические услуги ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства) потребляют в форме содержания жилых помещений, то порядок оплаты устанавливается такой же, как и для обычных жителей таких помещений.

Если помещения используются в производственных целях, то порядок взаимоотношений с поставщиками услуг регламентируется в особом порядке. Однако это не лишает права заключать соглашения с посредниками, к примеру, управляющими компаниями или ТСЖ (товарищество собственников жилья).

В чём же заключается основное отличие от потребления коммуналки физическими лицами? В отличие от физических лиц, для которых устанавливаются общие условия федеральными и местными законодательными актами, для каждого юридического лица, если оно потребляет коммуналку в целях производства, условия устанавливаются отдельно, специальным соглашением.

То есть, отношения юр. лиц с поставщиками или посредниками преимущественно регламентируются общими гражданско-правовыми нормами, а также нормами ведения хозяйственной деятельности. Ответственность и последствия нарушения договорных правил также определяются самими соглашениями.

Виды услуг, отнесённых к категории коммунальных, определены в Постановлении Правительства от 06.05.2001 № 354.

Так, согласно данному акту в перечень услуг коммунального характера могут быть включены:
  • снабжение холодной и горячей водой;
  • обслуживание канализации и водоотведение;
  • снабжение электроэнергией;
  • поставка газа и обслуживание газового оборудования;
  • обеспечение отоплением;
  • сбор и вывоз твёрдого мусора.

Таким образом, другие услуги не могут быть включены в категорию коммунальных. Однако жилищная организация вправе включить в перечень расходов, а соответственно и плат, свои издержки на содержание многоквартирного дома.

В случае с юр. лицами услуги, помимо коммунальных, могут быть представлены исключительно при наличии соответствующего условия в соглашении. Но в многоквартирных домах такие услуги могут быть включены в квитанцию, если соглашением не определено иное или же соглашение отсутствует вовсе.

Многое зависит от того, осуществляет ли сама организация траты на содержание и использует ли иные помещения в МДК (многоквартирном доме). Как правило, траты на обеспечение работоспособности инженерно-технических коммуникаций включаются в квитанцию в любом случае.


А вот нужно ли платить юр. лицу за ремонт, необходимо определять в соглашении. Если такого соглашения нет, то жилищная организация вправе на своё усмотрение распределить подобные траты и на юр. лиц, пользующиеся помещениями нежилого типа в МКД.

Однако, если юр. лицо является владельцем помещения жилого типа, то оплата производится по общим правилам, а траты на ремонт и обеспечение распределяются и на них.

Поэтому очень важно учесть, какой тип здания находится во владении юр. лица.

Кроме того, особое значение нужно уделить основанию владения помещением. Так, если помещение используется по праву собственности, то организация или предприятие несёт полную ответственность, которую несёт любой другой собственник жилья в доме.

Если же на правах аренды, то необходимо учитывать положения договора аренды.

Как правило, стороны гражданско-правовых соглашений вправе самостоятельно определять их условия. Но исходя из практики предоставления юридическим лицам услуг коммунального характера, можно выделит определённые общие нормы, включая обязательства юр. лица при потреблении коммуналки.

Для начала стоит отметить, что юр. лица в подобных правоотношениях выступают в виде заказчика, а не как потребитель. Подобным образом поставка коммуналки и характеристика взаимоотношений сразу приобретает несколько иную природу.

Так, можно выделить следующие обязанности юр. лица при потреблении услуг коммуналки:
  1. Оплачивать потреблённые услуги способом, установленным соглашением. Обычно устанавливается плата за потребление по истечении соответствующего месяца в течение определённого периода. К примеру, может быть назначена обязанность по оплате в течение недели по истечении соответствующего месяца потребления.
  2. Соглашением может быть предусмотрена обязанность юр. лица обеспечивать сохранность оборудования, позволяющего поставлять коммунальные услуги.
  3. Заказчик берёт на себя все расходы по ремонту инженерно-технического оборудования на территории своего помещения (участка и так далее).
  4. Обеспечить на территории своего помещения соблюдения норм пожарной, санитарной, эксплуатационной безопасности.
  5. Не осуществлять без согласования с поставщиком дополнительные подключения к линиям снабжения.
  6. Использовать инженерно-техническое оборудование поставщика в соответствии с его назначением.
  7. Своевременно осведомлять поставщика о сбоях в системе снабжения, аварийных ситуациях, возникших в связи с поставкой определённых видов коммунальных услуг.

За нарушение правил, устанавливаемых соглашениями, юр. лица привлекаются к ответственности. Так, по общему правилу, поставщик услуг может прекратить поставку, если заказчик не оплачивает услуги в течение трёх месяцев.

При этом расходы поставщика, связанные с отключением и последующим подключением, несёт сам заказчик.

Разумеется, помимо возмещения убытков на заказчика налагаются финансовые санкции, предусмотренные соглашением или гражданским законодательством.

Поставка юр. лицам коммунальных услуг осуществляется исключительно при наличии соответствующего договора. К примеру, жильцы многоквартирных домов могут стать участниками таких отношений, не заключая никакого договора, а лишь имея лицевой счёт на своё жилище.

Когда юр. лицо потребляет коммуналку за обособленно стоящее помещение, в том числе и жилое, то без соглашения ему услуги не предоставляются ни в коем случае. А вот при владении помещениями в многоквартирных домах они становятся потребителями автоматически.

Большинство организаций, подразумевая, что у них без договора никаких обязательство не возникает, не спешат заключать соглашение с поставщиком или жилищной организацией. В свою очередь, жилищные организации также не настаивают на этом, рассматривая юр. лицо как обычного жителя многоквартирного дома.

Закон точной регламентации такой ситуации не содержит. Однако судебная практика богата подобными примерами. В большинстве случае суды обязывают организации оплачивать потреблённую коммуналку даже при отсутствии соглашения.

Так, основные правила, на которые опираются суды, заключаются в следующем:
  1. Некоторые суды полагают, что не оплаченные за коммуналку средства представляют собой необоснованное обогащение, которое взыскивается в пользу пострадавшего лица, то есть поставщика или жилищной организации, управляющего хозяйства.
  2. Другие суды, подразумевая, что место располагается в МКД, применяют правила жилищно-коммунального законодательства. Эти правила устанавливают обязательство каждого владельца в МКД, по которому оплачиваются коммуналки.

С 2011 года в данной области действует правило, согласно которому поставщик заключает сделку со всем МКД при его вводе в эксплуатацию. Уполномоченные органы не дают разрешение на ввод в эксплуатацию соответствующего дома, пока не будет заключено соглашение с коммунальщиками.

При этом кто является собственником помещений, а кто им станет в будущем, не имеет значения. Каждый собственник автоматически становится участником данного соглашения.

Данное правило можно обойти, лишь собрав всех жильцов и приняв решение о смене формы домоуправления.

Когда в качестве жилищной организации выступает управляющая компания, которая, по сути, является коммерческим предприятием, вопросов по поводу заключения соглашений с юр. лицами не возникает. Но ведь ТСЖ является некоммерческой организацией. Соответственно возникает вопрос, а может ли ТСЖ вступать в коммерческие отношения?

Хотя ТСЖ является организацией некоммерческого типа, но уставом определяется, что товарищество может распоряжаться общим имуществом МКД. Что касается поставки коммуналки, то закон рассматривает такие соглашения как коммерческие, но для ТСЖ делается исключение.

В сфере регулирования таких отношений действуют некоторые основные правила, которые также неоднократно отмечались судами в их постановлениях по различным спорам:
  1. Отказ потребителя, в том числе и юр. лица, от заключения соглашения с ТСЖ для поставки услуг по коммуналке не освобождает его от обязанности оплачивать такие услуги.
  2. Основные правила регулирования взаимоотношений ТСЖ с другими организациями должны определяться уставом товарищества либо отдельным решением собрания собственников.
  3. ТСЖ не может отказать юр. лицу в заключении соглашения и поставке услуг коммунального характера.

Одно дело, когда организация выступает владельцем части в МКД. Тогда оно вправе участвовать в управлении ТСЖ по общим правилам. Но зачастую юр. лица выступают арендаторами. В таких случаях закон не запрещает ТСЖ заключать соглашения об аренде. Взаимоотношения в сфере поставки и оплаты коммуналки регламентируются данным соглашением. Так, соглашением может быть установлено нормативное исчисление стоимости коммуналки, а также исчисление в зависимости от показателей потребления.

Однако средства, вырученные от подобных коммерческих отношений, ТСЖ может использовать только на нужды самого МКД в соответствии с целями, определёнными уставом организации, решениями собрания собственников.

Тот факт, что лица выступают арендаторами, не освобождает их от обязательства оплачивать коммуналку. Это было неоднократно отмечено в постановлениях судов различных уровней.

Но оплата может производиться как арендодателю, так и поставщику услуг непосредственно.

Порядок взыскания с юридического лица долгов по ЖКХ напрямую зависит от типа помещения, в которое такие услуги поставлялись. Так, если это части в МКД, то задолженность является бесспорной и предоставляющие поставщики взыскивают в приказном порядке через суд.

Если же взыскивается задолженность за поставленные ресурсы в обособленное производственное здание или же между поставщиком, посредником и юр. лицом было заключено отдельное соглашение, то взыскание производится по общим правилам разрешения хозяйственно-правовых споров.

В этом смысле законодательство предусматривает несколько способом разрешения конфликта без обращения в судебные органы:
  • переговоры;
  • претензия;
  • прекращение поставки.

Переговоры с юридическими лицами довольно эффективный инструмент, при помощи которого достаточно легко можно разрешить спор по поводу задолженности по коммуналке. Так, если пересмотреть платёжную политику, перевести некоторые расходы на саму организацию и перераспределить задолженность, то юр. лицо пойдёт навстречу. Ведь оно прекрасно понимает, что отключение от сетей снабжения ничем хорошим ему не сулит. При возникновении сложностей можно привлекать юристов в качестве медиаторов.

Претензионный порядок является общим и обязательным досудебным порядком разрешения конфликтных ситуаций между хозяйствующими субъектами. Так, поставщик или посредник должен направить письменную претензию с указанием суммы задолженности и требованием оплатить её. При этом необходимо установить срок, в течение которого долг должен быть погашен.

Лишь после направления претензии, в случае если юр. лицо не погашает долг в течение отведённого для этого срока, поставщик может отключить его.

В противном случае преждевременное отключение может быть расценено как нарушение условий договора и уже потребитель может потребовать возмещения ущерба.

Порядок назначения и расчёта штрафных санкций на потребление обособленного производственного здания осуществляется согласно договору либо общим правилам гражданского законодательства. Однако для зданий, включая нежилые в МКД, способ начисления штрафных санкций определяется жилищным законодательством и специальными актами правительства.

Так, на сегодняшний день существуют следующие основные правила назначения и исчисления штрафных санкций за долги по коммунальным услугам в многоквартирных домах:
  1. Начисление пени производится лишь с 30 дня просрочки. То есть за первый месяц просрочки поставщик не вправе назначать какие-либо денежные штрафы на потребителя.
  2. Размер пени строго определён законодательством. Так, он равен 1/300 части ставки Центрального банка за день просрочки. Данная ставка регулярно изменяется, так что расчёт осуществляется исходя из действующей на дату просрочки процентной ставки.
  3. После трёх месяцев просрочки оплаты долга поставщик вправе начислять пеню в размере 1/130 части ставки ЦБ.
  4. Общий размер начисленной за весь срок просрочки пени не может быть больше половины всей суммы задолженности.

Стоит отметить, что отключить от сетей снабжения потребителя, в том числе и юр. лица в многоквартирном доме, возможно только после трёхмесячной просрочки платежа.

Новое на сайте

>

Самое популярное