Домой Кредитные учереждения Как используется в рф принцип единства кассы. Бюджетный процесс в российской федерации

Как используется в рф принцип единства кассы. Бюджетный процесс в российской федерации

Исполнение бюджета - это процесс, который обеспечивает полное своевременное поступление доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование организаций и учреждений в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение финансового года.

Исполнение бюджета охватывает 2 стадии бюджетного процесса : выполнение бюджетного закона (исполнение бюджета в узком смысле слова) и составление и утверждение отчетности об исполнении бюджета.

Принцип единства кассы.

При банковской системе исполнения бюджета бюджетные средства распределялись по сети счетов бюджетополучателей. Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг.

Однако следует уточнить, что единство кассы не предполагает единственность расчетного счета для казначейского органа. Казначейский орган может иметь несколько счетов для хранения различных типов бюджетных средств (например, валютные счета). Единство кассы состоит в едином расчетном счете хранения данного типа бюджетных средств, с которого перечисляются средства поставщикам товаров, работ или услуг.

Благодаря этому принципу достигаются следующие положительные изменения.

Во-первых , появляется возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств.

Во-вторых , минимизируется прохождение средств по расчетам счетам из-за отсутствия операций движения средств между расчетными счетами бюджетных учреждений и органа казначейства.

В-третьих , появляется возможность перераспределения средств.

Принцип исполнения бюджета через органы федерального казначейства означает, что регистрация поступлений, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, совершение разрешительной подписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств, осуществление платежей от имени бюджетополучателей возлагается на центральные и территориальные ОФК.

35. Стадии исполнения бюджета по расходам. Санкционирование и финансирование расходов бюджета.

Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования.

Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:

    составление и утверждение бюджетной росписи;

    утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;

    утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств;

    принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;

    подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств.

Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств.

Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из этого принципа вытекают следующие два приниципа

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.


Вопрос 2. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы .

Центральным звеном государственных финансов выступает бюджет. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, политической и социальной функций.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Кроме того, бюджетное устройство предусматривает распределение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах существует два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных государствах - три (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты). РФ имеет федеративную систему и до 2005 г. бюджетное устройство имело 3 уровня.

Бюджетное устройство РФ включает:

1.один федеральный бюджет.

2.83 бюджетов субъектов РФ, в том числе:

· 21 республиканский бюджет республик;

· 55 краевых и областных бюджетов;

· 10 окружных бюджетов автономных округов;

· 1 областной бюджет автономной области;

· бюджеты городов Москва и Санкт-Петербург.

3. местный (муниципальный) уровень бюджетной системы представлен с традиционной точки зрения 29 000 местными бюджетами, но на практике 17 000 территориальных образований обладают бюджетами и 12 000 – сметами.

Среди территориальных образований, которые имеют сметы, а не бюджеты, выделяют:

· закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), которые финансируются напрямую из федерального бюджета и за счет средств военных министерств и ведомств;

· военные городки.

Особенности бюджетного устройства:

ü 1 субъект федерации (Калининградская область) расположен на территории иностранных государств;

ü ЗАТО Байконур расположено на территории иностранного государства Казахстан;

Через понятие бюджетное устройство конкретизируется такое понятие как бюджетная система. Если бюджетная система отвечает на вопрос: «Какие бюджеты бывают в стране?», то бюджетное устройство – отвечает на вопрос «Сколько таких бюджетов? И какие между ними имеются взаимосвязи? На каких принципах они строятся?»

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

До конца 2004 г. бюджетная система (по Бюджетному кодексу) - это совокупность бюджетов и внебюджетных фондов 3 х уровней . С 2005 г. количество уровней бюджетной системы увеличилось и не может быть однозначно определено во всех субъектов РФ. Это связано с усложнением уровня муниципальных финансов. В соответствии с Законом «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 06.10.2003 г. № 131 – ФЗ предусмотрено разделение местных бюджетов на бюджеты двух уровней: первый уровень – бюджеты муниципальных районов и городских округов, второй уровень – бюджеты сельских и городских поселений. Поэтому на современном этапе государственная бюджетная система должна быть перестроена и включать четыре звена. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет

Структура бюджетной системы РФ:

Современная бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

Ø федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Ø бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ø местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Бюджеты городских и сельских поселений.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ

Бюджет субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местный бюджет. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджетную систему характеризует понятие консолидированный бюджет , который состоит из одного собственного бюджета государства – федерального бюджета и 87 бюджетов субъектов РФ (эти бюджеты также консолидированные).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает:

· собственный бюджет субъекта РФ;

· консолидированный или собственный бюджет города областного или краевого значения, республики;

· консолидированные или собственные бюджеты районов области, края либо республики.

Например, в 2004 г. консолидированный бюджет Омской области состоял из областного бюджета Омской области, бюджета города Омска и 32 районных бюджетов районов Омской области (1 – бюджет субъекта РФ и 33 местных бюджета), каждый из которых принимался и исполнялся. До конца 2004 г округа г. Омска наделялись сметой.

С 2005 года в рамках реформы межбюджетных отношений местные бюджеты будут иметь сложную структуру. Самостоятельно формироваться и исполняться будут бюджеты

Ø муниципальных районов

Ø городских округов

Ø внутригородских муниципальных образований г. Москвы и С-Петербурга,

Ø городских и сельских поселений.

К 2006 г. в Омской области предполагается создать 438 местных бюджетов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Понятие и задачи бюджетного процесса, его этапы и правовые проблемы. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов. Исполнение бюджетов по доходам и расходам. Перспективы развития и совершенствования бюджетного процесса в Российской Федерации.

    курсовая работа , добавлен 21.04.2014

    Изучение основных понятий и принципов бюджетного процесса как регламентируемой законодательством деятельности органов государственной власти по составлению и рассмотрению бюджетов. Утверждение и исполнение бюджетов, контроль, отчетность и бюджетный учет.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2011

    Понятие, задачи и этапы бюджетного процесса, участники, порядок их взаимодействия и полномочия. Порядок и правила составления, рассмотрения и утверждения бюджетов различных уровней, их исполнение. Особенности бюджетного процесса федерального уровня.

    курсовая работа , добавлен 23.11.2009

    Экономическое содержание и значение бюджетного процесса. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетов в Российской Федерации. Исполнение бюджетов и составление отчета о нем. Проблемы и перспективы развития бюджетного процесса в России.

    курсовая работа , добавлен 09.06.2011

    Понятие и особенности организации бюджетного процесса - деятельности органов государственной власти, местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов. Исполнение бюджета по доходам и расходам, состав документальной отчетности.

    презентация , добавлен 22.07.2015

    Методика и основные этапы, правила исполнения бюджета. Порядок исполнения бюджета по доходам и расходам. Особенности кассового обслуживания и исполнение бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Основополагающие положения бюджетной отчетности.

    реферат , добавлен 20.01.2010

    Составление и рассмотрение проектов бюджетов. Утверждение и исполнение бюджетов, контроль за их исполнением. Основные принципы организации бюджетного процесса, его участники. Этапы разработки проекта федерального бюджета. Субъекты бюджетного планирования.

    презентация , добавлен 17.12.2013

    Общие положения организации бюджетного процесса. Участники бюджетного процесса, а также их полномочия. Компетенция органов власти. Стадии бюджетного процесса. Составление проектов бюджетов. Исполнение бюджета и контроль за исполнением бюджетов.

    курсовая работа , добавлен 04.12.2008

Как принцип единства бюджетной системы. Можно сказать, что через единство кассы, в числе прочего, реализуется единство бюджетной системы.

Понятие единства кассы .

При этом в соответствии со ст. 243 БК РФ запрещается совершение операций со средствами федерального бюджета , минуя систему балансовых счетов Федерального казначейства, которые согласно ст. 244 БК РФ могут быть открыты только в Банке России. Статьей 155 БК РФ также установлено, что счета бюджетов обслуживает Банк России.

Кассовое обслуживание исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством (ст. 215.1 БК РФ), что также является частью реализации принципа единства бюджетной системы.

Мировая практика и исторический опыт подтверждают преимущество централизованного типа исполнения бюджета (на основе принципа единства кассы) над децентрализованным. В качестве таких преимуществ можно назвать:

Наличие у правительства актуальной (ежедневной) информации об остатке в кассе (на счетах) государства;

Ежедневная информация о движении средств по счетам бюджета, достоверное знание о сумме доходов бюджета, поступивших в любой период, и, для федеративного государства, о сумме поступивших доходов в нижестоящие бюджеты;

Возможность у правительства исключить кассовые разрывы при исполнении бюджета;

Полная прозрачность в отношении финансовых потоков, возникающих при исполнении бюджета;

Возможность снижения рисков размещения средств на банковских счетах и получения прибыли в результате инвестирования на финансовых рынках значительного объема денежных средств , представляющих собой постоянно существующий остаток на едином счете.

Единый счет. Сегодня принцип единства кассы трансформировался в принцип единого счета. Можно утверждать, что принцип единого счета - это более совершенный и развитый принцип единства кассы. В связи с этим следует упомянуть замечание о том, что «центральные эмиссионные банки появились тогда, когда система казначейств и связанные с ней организации счетоводства и контроля были уже совершенно развиты и упрочены, например, система казначейства во Франции, которая насчитывает за собой более, чем 400-летнюю историю, а «Банк де Франс» был организован только в начале 19 столетия».

При этом не имеет значения, сколько банковских счетов открыто для исполнения бюджета. Фактически у бюджета может быть несколько счетов, один из которых будет основным, а остальные – техническими (транзитными), не имеющими переходящего остатка . Единый счет может пониматься как система (совокупность) банковских счетов.

Рассмотрим в связи с этим кассовое устройство различных стран.

Образцом последовательной реализации принципа единства кассы можно назвать Францию, где все платежи осуществляются с контокоррентного (активно-пассивного) счета Государственного казначейства. Система бюджетного учета во Франции построена таким образом, что ежедневно остатки на счетах подразделений государственного казначейства Франции перечисляются на единый счет, что позволяет министру финансов иметь оперативный (ежедневный, еженедельный, ежемесячный) отчет о состоянии государственной кассы. Данное положение дел осталось неизменным и после принятия органического Закона от 1 августа 2001 года № 000-692 «О финансовых законах». Центральный казначейский счет открыт в Банке Франции. Территориальные подразделения Банка Франции обслуживают более 10 тыс. операционных (транзитных) счетов с обязательным режимом ежедневного перечисления остатка на центральный казначейский счет (сальдированием).[v]

В Швеции каждому госучреждению открыто определенное число банковских счетов в государственной системе единого казначейского счета, и учреждение имеет к ним прямой доступ. Однако на таких счетах никогда не хранятся ликвидные средства, выплаты производятся и регистрируются через счета учреждений, но снимаются с основного счета бюджета.

Точно так же при исполнении федерального бюджета Федеративной Республики Германия все доходы и расходы федерации принципиально проводятся через центральный счет федерации, который ведет Главная федеральная касса, созданная при федеральном Министерстве финансов. Главная федеральная касса возглавляет систему федеральных касс. Кассовые отделения и пункты выдачи авансов на руки могут быть созданы иными, помимо федерального министерства финансов, высшими федеральными органами по его разрешению, (пункт 4 параграфа 79 Положения о федеральном бюджете Федеративной республики Германия). Такие кассы имеются (около 1200 кассовых отделений, из них 250 за пределами ФРГ), что позволяет говорить об отступлении от принципа единства кассы. Данное отклонение сложилось исторически и обставлено рядом условий, ограничивающих компетенцию таких касс и устанавливающих периодическую их отчетность. Здесь можно говорить об исключении, подтверждающем общее правило.

Японский юрист Е. Ода принцип единства казначейства (кассы), предполагающий концентрацию всех финансовых ресурсов в едином казначействе, называет одной из важнейших гарантий единства бюджета. При этом в Японии такие функции, как: прием бюджетных средств, их хранение и выдача в строгом соответствии с бюджетной росписью , ведение соответствующего учета и отчетности возложены на Банк Японии, статус, задачи и функции которого урегулированы Законом о Банке Японии 1949 г. Таким образом, Япония – один из очевидных примеров реализации принципа единства кассы в условиях, когда функции по исполнению бюджета выполняются банком, а не специальным органом исполнительной власти.

Современное состояние исполнения бюджета Австралийского Союза организовано таким образом, что каждое агентство (орган исполнительной власти, подчиненный федеральному правительству), имеет максимальную свободу действий в условиях единства кассы. В частности, агентства наделены полномочиями самостоятельного открытия банковских счетов как для внутриведомственных расходов (ведомственные счета), так и для выполнения уставных задач (управляемые счета). Кроме того, счета агентств подразделяются на счета доходов и расходов. При этом финансирование на внутриведомственные расходы доводится до агентств в виде единой суммы, которую можно перераспределять любым образом. И, тем не менее, все остатки на банковских счетах агентств в конце каждого рабочего дня переводятся на официальный государственный счет, открытый Департаменту финансов Австралии в Резервном банке Австралии. Таким образом, в бюджетном процессе Австралии также реализован принцип единства кассы.

История единства кассы в России до 1917 года. Исполнение бюджета в России первоначально именовалось кассовым устройством. Эволюция исполнения государственного бюджета в России не всегда была позитивной, будучи тесно связанной с историей российского государства и историческим процессом вообще. Иллюстрацией служат воззрения на исторический процесс о том что «исторический процесс никогда не рисовался Ключевскому в виде геометрического чертежа. Обилие противоречий в рисунке этого процесса служило для него лучшим доказательством верности этого рисунка».

Вплоть до XII в/ (до распада древнерусского государства) государственный бюджет Руси, был идентичен частной казне государя, т. е. государственные средства не обособлялись от частных средств князя, на усмотрение которого отдавалось совершение тех или иных государственных расходов . По выражению, «в Древней Руси финансовое управление было организовано в духе домашнего».[x] Сохранялось такое положение вещей и в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Кассовое дело в эту эпоху фактически сводилось к хранению княжеских (государственных) средств специально назначаемым тиуном, под началом которого имелись казначеи, ключники и дьяки. Доходы собирались княжескими данниками и пошлинниками, которые везли собранное непосредственно в княжескую казну, подчиняясь напрямую князю. Надо сказать, что, несмотря на наивный (упрощенный) характер тогдашнего финансового хозяйства, исполнение бюджета имело высокую степень централизации и, в буквальном смысле слова, единую кассу (княжескую казну), куда собирались все доходы и откуда производились все расходы. «Кормление», осуществляемое княжескими посадниками на местах, не относилось к государственным доходам и расходам, так как государственные доходы и расходы полностью отождествлялись с княжеской казной.

Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип адресности и целœевого характера бюджетных средств

Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателœей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целœевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателœей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Из этого принципа вытекают следующие два приниципа

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителœей и получателœей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 БК.

Распорядитель и получатель бюджетных средств бывают включены в перечень подведомственных распорядителœей и получателœей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации, а также в силу создания организации - получателя бюджетных средств как учреждения главным распорядителœем бюджетных средств от имени соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования.

Принцип единства кассы означает зачисление всœех кассовых поступлений и осуществление всœех кассовых выплат с единого счета бюджета͵ за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Вопрос 2. Бюджетное устройство и бюджетная система, принципы построения бюджетной системы .

Центральным звеном государственных финансов выступает бюджет. Бюджет необходим каждому государству для удовлетворения его объективных потребностей в денежном фонде, служащем выполнению экономической, политической и социальной функций.

Бюджетное устройство – организация бюджетной системы, принципы ее построения и функционирования.

Бюджетное устройство устанавливается и регламентируется законодательными актами, которыми определœены права центральных и местных органов власти по составлению, утверждению и исполнению бюджетов. Вместе с тем, бюджетное устройство предусматривает распределœение доходов и расходов между отдельными видами бюджета.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством. В унитарных государствах существует два звена бюджетной системы (государственный бюджет и местные бюджеты), в федеральных государствах - три (государственный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты). РФ имеет федеративную систему и до 2005 ᴦ. бюджетное устройство имело 3 уровня.

Бюджетное устройство РФ включает:

1.один федеральный бюджет.

2.83 бюджетов субъектов РФ, в том числе:

· 21 республиканский бюджет республик;

· 55 краевых и областных бюджетов;

· 10 окружных бюджетов автономных округов;

· 1 областной бюджет автономной области;

· бюджеты городов Москва и Санкт-Петербурᴦ.

3. местный (муниципальный) уровень бюджетной системы представлен с традиционной точки зрения 29 000 местными бюджетами, но на практике 17 000 территориальных образований обладают бюджетами и 12 000 – сметами.

Среди территориальных образований, которые имеют сметы, а не бюджеты, выделяют:

· закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), которые финансируются напрямую из федерального бюджета и за счёт средств военных министерств и ведомств;

· военные городки.

Особенности бюджетного устройства:

ü 1 субъект федерации (Калининградская область) расположен на территории иностранных государств;

ü ЗАТО Байконур расположено на территории иностранного государства Казахстан;

Через понятие бюджетное устройство конкретизируется такое понятие как бюджетная система. В случае если бюджетная система отвечает на вопрос: ʼʼКакие бюджеты бывают в стране?ʼʼ, то бюджетное устройство – отвечает на вопрос ʼʼСколько таких бюджетов? И какие между ними имеются взаимосвязи? На каких принципах они строятся?ʼʼ

Бюджетная система - основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета͵ бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

До конца 2004 ᴦ. бюджетная система (по Бюджетному кодексу) - это совокупность бюджетов и внебюджетных фондов 3 х уровней . С 2005 ᴦ. количество уровней бюджетной системы увеличилось и не должна быть однозначно определœено во всœех субъектов РФ. Это связано с усложнением уровня муниципальных финансов. В соответствии с Законом ʼʼОб общих принципах организации местного самоуправленияʼʼ от 06.10.2003 ᴦ. № 131 – ФЗ предусмотрено разделœение местных бюджетов на бюджеты двух уровней: первый уровень – бюджеты муниципальных районов и городских округов, второй уровень – бюджеты сельских и городских посœелœений. По этой причине на современном этапе государственная бюджетная система должна быть перестроена и включать четыре звена. Все эти бюджеты функционируют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий, а последние не включаются в федеральный бюджет

Структура бюджетной системы РФ:

Современная бюджетная система РФ состоит из бюджетов следующих уровней:

Ø федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

Ø бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Ø местные бюджеты, в том числе:

Бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;

Бюджеты городских и сельских посœелœений.

Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств РФ.

Федеральный бюджет и свод бюджетов других уровней бюджетной системы РФ (без учета межбюджетных трансфертов между этими бюджетами и за исключением бюджетов государственных внебюджетных фондов и территориальных государственных внебюджетных фондов) образуют консолидированный бюджет РФ

Бюджет субъекта РФ. Каждый субъект РФ имеет собственный бюджет.

Бюджет субъекта РФ (региональный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта РФ.

Местный бюджет. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет.

Бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.

Бюджетную систему характеризует понятие консолидированный бюджет , который состоит из одного собственного бюджета государства – федерального бюджета и 87 бюджетов субъектов РФ (эти бюджеты также консолидированные).

Консолидированный бюджет субъекта РФ включает:

· собственный бюджет субъекта РФ;

· консолидированный или собственный бюджет города областного или краевого значения, республики;

· консолидированные или собственные бюджеты районов области, края либо республики.

К примеру, в 2004 ᴦ. консолидированный бюджет Омской области состоял из областного бюджета Омской области, бюджета города Омска и 32 районных бюджетов районов Омской области (1 – бюджет субъекта РФ и 33 местных бюджета), каждый из которых принимался и исполнялся. До конца 2004 г округа ᴦ. Омска наделялись сметой.

С 2005 года в рамках реформы межбюджетных отношений местные бюджеты будут иметь сложную структуру. Самостоятельно формироваться и исполняться будут бюджеты

Ø муниципальных районов

Ø городских округов

Ø внутригородских муниципальных образований ᴦ. Москвы и С-Петербурга,

Ø городских и сельских посœелœений.

К 2006 ᴦ. в Омской области предполагается создать 438 местных бюджетов.

Новое на сайте

>

Самое популярное