Домой Кредитные учереждения Размер платы за содержание и ремонт устанавливается. Уборка и вывоз различного мусора с территории дома

Размер платы за содержание и ремонт устанавливается. Уборка и вывоз различного мусора с территории дома

Данной статьей АКАТО продолжает цикл публикаций, посвященных развенчанию . Указанные мифы (или лжетеории) по мнению специалистов АКАТО являются губительными для ЖКХ России, способствуют росту социальной напряженности, развитию « » между потребителями и исполнителями коммунальных услуг. Статьи цикла рекомендуются не только для специалистов жилищной сферы, но в первую очередь для потребителей жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Полный перечень статей цикла «Мифы ЖКХ» доступен

**************************************************

В настоящей статье рассмотрен миф о неправильном порядке расчета стоимости услуги «содержание жилого помещения», а именно: о недопустимости применения в расчете площади квартиры.

Суть лжетеории

Статья 158 Жилищного кодекса РФ (ЖК РФ) устанавливает:
«
».

Из приведенной нормы делается вывод, что при расчете платы за содержание жилья тариф, установленный в рублях с квадратного метра, должен умножаться не на площадь помещения в собственности, а на площадь доли плательщика в общем имуществе .

Логика понятна - раз речь идет о содержании общего имущества, об оплате расходов соразмерно доле в этом общем имуществе, то и умножать тариф надо на площадь этой самой доли в этом самом общем имуществе.

Расчеты стоимости содержания

Для понимания принципиального различия принятого метода расчета и метода, предлагаемого изучаемой теорией, приведем пример:

Возьмем типичный пятиэтажный многоквартирный дом. Пусть площадь помещений в собственности будет 3000 кв.метров, количество квартир примем равным 60, площадь каждой квартиры 50 кв.метров (всего 60 Х 50 = 3000). Площадь общих помещений МКД примем равной 450 метров. Тариф на содержание жилья пусть будет 15 рублей с квадратного метра.

Проведем расчет по применяемому методу и по правилам рассматриваемой теории. Для наглядности представим расчет в таблице:

Как видно из приведенного примера, расчет по методу сторонников рассматриваемой теории дает значительно более низкий результат. Это, собственно, главная причина, по которой количество сторонников такой лжетеории растет существенными темпами.

Расчет тарифа на содержание

Для понимания сути тарифа на содержание рассмотрим порядок его расчета.

Итак, сначала определяется перечень и периодичность работ и услуг по содержанию. Разумеется, этот перечень не может быть меньше «Минимального перечня», утвержденного ПП РФ от 03.04.2013 N290 . Сейчас не будем подробно разбирать вопрос состава услуг, поскольку рассматриваемая лжетеория его не затрагивает.

Далее оценивается стоимость каждой работы и услуги, включенной в состав сформированного перечня, путем суммирования находится общая стоимость перечня работ. Здесь необходимо отметить, что перечень работ устанавливается на год. Именно рассчитанная сумма и будет являться общей стоимостью работ и услуг по договору управления (при управлении домом управляющей организацией), либо сметной стоимостью (при управлении домом ТСЖ).

Почему важна плата именно за год? Дело в том, что в разное время года могут производиться разные виды работ. Например, летом промываются системы отопления, заделываются швы, зимой сбиваются сосульки и т.д. Это разные виды работ, и их стоимость будет разной, то есть и расходы в разные конкретные месяцы, в разные периоды года будут разными. А тариф на содержание жилья минимум в течение одного года должен быть одинаков - часть 7 статьи 156 ЖК РФ устанавливает: «Размер платы за содержание жилого помещения в многоквартирном доме… устанавливается на срок не менее чем один год ».

Поэтому сначала рассчитывают сумму, требующуюся за год, полученную годовую сумму (а в нее входит и обслуживание труб, и содержание общих помещений, и обслуживание земельного участка, и уборка подъездов, и посыпка противогололедными материалами, и ремонт всех видов общего имущества и т.д. и т.п.) необходимо превратить в ежемесячный платеж с каждой конкретной квартиры. Причем, таким образом, чтобы общая сумма, предъявленная к оплате собственникам в течение года, как раз и была равна рассчитанной годовой смете.

В настоящее время применяется следующий метод: годовая сумма делится на 12, в результате получается ежемесячная сумма. Полученная ежемесячная сумма делится на площадь помещений в собственности, таким образом получается тариф на содержание.

Рассматриваемая в лжетеория ни в коей мере не оспаривает такой порядок расчета тарифа, приверженцы теории не согласны лишь с тем, что для определения стоимости услуг по содержанию для конкретной квартиры указанный тариф умножается на площадь этой квартиры.

Вернемся к нашему примеру и покажем, откуда взялся тариф 15 рублей с квадратного метра в месяц.

Итак, совокупная стоимость услуг и работ по содержанию оценена в 540 000 рублей в год, в месяц это будет 540 000 / 12 = 45 000 рублей. Полученную ежемесячную стоимость услуг разделим на площадь помещений в собственности: 45000 / 3000 = 15. Это как раз и есть тот самый тариф 15 рублей с квадратного метра в месяц.

Напомним - указанный порядок расчета не оспаривается сторонниками теории!

Теперь посчитаем, сколько же средств имеет право получить организация, оказывающая услуги по содержанию общего имущества, исходя из применяемого на данный момент метода расчета и исходя из метода, предложенного рассматриваемой теорией:

Применяемый метод

Предлагаемый теорией метод


750 рублей .


750 Х 60 = 45 000 рублей.


45 000 Х 12 = 540 000 рублей .

1) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственнику одной квартиры:
112,5 рублей .

2) Стоимость содержания жилья, ежемесячно предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД:
112,5 Х 60 = 6750 рублей.

3) Стоимость содержания жилья, предъявляемая к оплате собственникам всех квартир МКД за год:
6750 Х 12 = 81 000 рублей .

Как видно из приведенного примера, количество средств, предъявляемых к оплате собственникам помещений дома за год, по принятому в настоящее время методу составляет 540 тысяч рублей, что соответствует рассчитанной годовой стоимости услуг, а вот результатом расчета в соответствии с теорией является сумма 81 тысяча рублей при той же самой годовой сметной стоимости услуг 540 тысяч рублей. Кто же должен оплатить недостающие 459 000 рублей? Авторы теории не дают ответов на этот вопрос. Единственное возникающее предположение - с точки зрения приверженцев теории указанные денежные средства должно само себе оплатить лицо, предоставляющее услуги по содержанию общего имущества. При этом, разумеется, ни качество, ни количество услуг снижаться не должно.

Варианты расчетов

Попробуем все же применить метод предлагаемой теории, изменив при этом порядок расчета тарифа на содержание. А именно: установленную в примере ежемесячную стоимость услуг по содержанию 45 000 рублей разделим не на площадь помещений в собственности, а на площадь помещений общего пользования. Ведь если теория предлагает умножать тариф на долю в площади помещений в общем имуществе, то и при расчете тарифа разумным представляется применять именно площадь помещений в общем имуществе. Напомним, в нашем примере общая площадь квартир составляет 3000 кв.метров, а площадь помещений общего пользования 450 кв.метров. Для расчета тарифа, который может быть применен в предлагаемом теорией методе разделим рассчитанную сумму 45000 рублей не на 3000 кв.метров, а на 450 кв.метров: 45000 / 450 = 100. То есть тариф на содержание составит 100 рублей с квадратного метра!

Теперь сравним два метода расчета, учитывая и различный подход к расчету тарифа на содержание:

Применяемый метод

Предлагаемый теорией метод

3000 кв.метров (50кв.метров Х 60 квартир)

45 000 / 3 000 = 15 руб./кв.м в мес.

6) Стоимость содержания с каждой квартиры (площадь 50 кв.м):

15 Х 50 = 750 рублей в месяц

7) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за месяц:

750 руб. Х 60 квартир = 45000 рублей

8) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за год:

45000 руб. Х 12 мес. = 540 000 рублей

1) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за год 540 000 рублей

2) Стоимость услуг по содержанию ОИ МКД за месяц: 540000/12=45000 рублей

3) Общая площадь помещений в собственности:
3000 кв.метров (50кв.метров Х 60 квартир)

4) Площадь помещений общего пользования 450 кв.метров

5) Тариф на содержание жилья (в рублях с кв.метра в месяц):
45 000 / 450 = 100 руб./кв.м в мес.

6) Доля собственника каждой квартиры в общем имуществе:
50/3000 = 1/60;

7) Площадь доли собственника каждой квартиры в общем имуществе:
1/60 Х 450 = 7,5 кв.метра;

8) Стоимость содержания с каждой квартиры:
100 Х 7,5 = 750 рублей в месяц

9) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за месяц:
750 руб. Х 60 квартир = 45000 рублей

10) Общая стоимость содержания предъявляемая к оплате собственникам квартир за год:
45000 руб. Х 12 мес. = 540 000 рублей

Как видим, расчеты по обоим методам совпали! Но результат расчета по методу рассматриваемой теории будет верным только в том случае, если применяется тариф не 15 рублей с квадратного метра в месяц, а 100!

Однако, сторонники теории абсолютно не согласны с тем, что для расчета тарифа необходимо применять площадь помещений общего пользования - ведь цель их рассуждений состоит не в поиске истины, а в стремлении любым способом доказать, что плата за содержание жилья завышена! И доводы могут быть совершенно абсурдными, система доказательств может противоречить логике, а исходные данные для построения этой системы могут абсолютно не соответствовать ни законодательству, ни здравому смыслу.

Тем не менее, применив альтернативный метод расчета тарифа на содержание, проведя расчет по предлагаемому рассматриваемой теорией методу (кстати, расчет более сложный, чем применяемый сейчас - лжетеоретики всегда предлагают сложные расчеты для минимизации возможности в них разобраться!), вроде бы можно признать, что такой метод имеет право на существование - ведь итоговые цифры совпали. Однако, на самом деле это не так!

Несостоятельность теории

Самый главный аргумент против рассматриваемой теории заключается в необоснованности выбора в качестве количественного показателя площади доли в общем имуществе!

На первый взгляд, кажется разумным, что если речь идет об общем имуществе, то и расчет можно проводить, опираясь на площадь помещений, входящих в состав общего имущества, рассчитывая площадь доли собственников конкретных квартир. Однако, необходимо учесть ряд обстоятельств.

Часть 1 статьи 36 ЖК РФ устанавливает: «Собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно:
1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы);
2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий;
3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения;
4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности
».

Как видно из процитированной нормы, к общему имуществу дома относятся не только помещения общего пользования, но и земельный участок, крыши, различные конструкции, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование . То есть общее имущество не может быть измерено в каких-то универсальных единицах измерения! Площадь помещений и земельного участка можно измерить в квадратных метрах, объем труб можно измерить в кубических метрах, количество технических устройств (например, лампочек, выключателей) и таких объектов как элементы детских площадок можно измерить в штуках, длину электропроводки можно измерить в обычных метрах, количество крепежных деталей можно измерить в килограммах и т.д. и т.п.

Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденные постановлением Правительства РФ от 13.08.2006 N491, дополнительно устанавливают:
«2. В состав общего имущества включаются:
а) помещения в многоквартирном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного жилого и (или) нежилого помещения в этом многоквартирном доме (далее - помещения общего пользования), в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, колясочные, чердаки, технические этажи (включая построенные за счет средств собственников помещений встроенные гаражи и площадки для автомобильного транспорта, мастерские, технические чердаки) и технические подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения в многоквартирном доме оборудование (включая котельные, бойлерные, элеваторные узлы и другое инженерное оборудование);
б) крыши;
в) ограждающие несущие конструкции многоквартирного дома (включая фундаменты, несущие стены, плиты перекрытий, балконные и иные плиты, несущие колонны и иные ограждающие несущие конструкции);
г) ограждающие ненесущие конструкции многоквартирного дома, обслуживающие более одного жилого и (или) нежилого помещения (включая окна и двери помещений общего пользования, перила, парапеты и иные ограждающие ненесущие конструкции);
д) механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного жилого и (или) нежилого помещения (квартиры);
е) земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом и границы которого определены на основании данных государственного кадастрового учета, с элементами озеленения и благоустройства;
ж) иные объекты, предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства многоквартирного дома, включая трансформаторные подстанции, тепловые пункты, предназначенные для обслуживания одного многоквартирного дома, коллективные автостоянки, гаражи, детские и спортивные площадки, расположенные в границах земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

5. В состав общего имущества включаются внутридомовые инженерные системы холодного и горячего водоснабжения, состоящие из стояков, ответвлений от стояков до первого отключающего устройства, расположенного на ответвлениях от стояков, указанных отключающих устройств, коллективных (общедомовых) приборов учета холодной и горячей воды, первых запорно-регулировочных кранов на отводах внутриквартирной разводки от стояков, а также механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, расположенного на этих сетях.
В состав общего имущества включается внутридомовая инженерная система водоотведения, состоящая из канализационных выпусков, фасонных частей (в том числе отводов, переходов, патрубков, ревизий, крестовин, тройников), стояков, заглушек, вытяжных труб, водосточных воронок, прочисток, ответвлений от стояков до первых стыковых соединений, а также другого оборудования, расположенного в этой системе.

В состав общего имущества включаются внутридомовая инженерная система газоснабжения, состоящая из газопроводов, проложенных от источника газа (при использовании сжиженного углеводородного газа) или места присоединения указанных газопроводов к сети газораспределения до запорного крана (отключающего устройства), расположенного на ответвлениях (опусках) к внутриквартирному газовому оборудованию, резервуарных и (или) групповых баллонных установок сжиженных углеводородных газов, предназначенных для подачи газа в один многоквартирный дом, газоиспользующего оборудования (за исключением газоиспользующего оборудования, входящего в состав внутриквартирного газового оборудования), технических устройств на газопроводах, в том числе регулирующей и предохранительной арматуры, системы контроля загазованности помещений, коллективных (общедомовых) приборов учета газа, а также приборов учета газа, фиксирующих объем газа, используемого при производстве коммунальной услуги.
6. В состав общего имущества включается внутридомовая система отопления, состоящая из стояков, обогревающих элементов, регулирующей и запорной арматуры, коллективных (общедомовых) приборов учета тепловой энергии, а также другого оборудования, расположенного на этих сетях.
7. В состав общего имущества включается внутридомовая система электроснабжения, состоящая из вводных шкафов, вводно-распределительных устройств, аппаратуры защиты, контроля и управления, коллективных (общедомовых) приборов учета электрической энергии, этажных щитков и шкафов, осветительных установок помещений общего пользования, электрических установок систем дымоудаления, систем автоматической пожарной сигнализации внутреннего противопожарного водопровода, грузовых, пассажирских и пожарных лифтов, автоматически запирающихся устройств дверей подъездов многоквартирного дома, сетей (кабелей) от внешней границы, установленной в соответствии с пунктом 8 настоящих Правил, до индивидуальных, общих (квартирных) приборов учета электрической энергии, а также другого электрического оборудования, расположенного на этих сетях… ».

Так почему же сторонники теории предлагают умножать тариф именно на площадь доли собственности на общие помещения? А почему, например, не на длину доли собственности на перила в подъезде? А как быть, например, с такими многоквартирными домами, в составе которых лишь две квартиры, выход из которых осуществляется прямо на улицу? В таких домах может не быть никаких помещений общего пользования, но общее имущество имеется в виде крыши, несущих конструкций, земельного участка и т.д. С квадратного метра чего рассчитывать в этом случае тариф на содержание, если исходить из рассматриваемой теории?

А вот как раз принятый в настоящее время метод определения тарифа на содержание в рублях с квадратного метра помещений в собственности абсолютно соответствует действующему законодательству.

Математическое обоснование

».

Если вернуться к нашему примеру, то для предъявления к оплате всем собственникам помещений дома общей стоимости услуг по содержанию в размере 45 000 рублей необходимо эту сумму разделить на собственников пропорционально их доле в праве общей собственности на общее имущество.

Доля собственника конкретной квартиры площадью 50 кв.метров: 50 / 3000 = 1/60.

То есть стоимость содержания общего имущества для собственника этой конкретной квартиры составит 1/60 Х 45 000 = 750 рублей.

Поскольку доля в праве собственности на общее имущество и, соответственно, доля в общей оплате стоимости содержания этого имущества, пропорциональны площади помещения собственника, то размер платы за содержание в зависимости от площади этого помещения можно записать в виде формулы:

P i = C . k . S i ,

где:
P i i -того помещения, руб./мес.;
C
k - коэффициент пропорциональности (размерность необходимо определить );
S i - площадь i -того помещения, м 2 .

Для определения размерности коэффициента пропорциональности представим формулу в виде:

k = P i / (C . S i)

Представим размерности величин в формуле для определения размерности k :

[ k] = (руб./мес.) / (м 2 . руб./мес.) = 1 / м 2

А теперь рассчитаем числовое значение k , исходя из данных взятого нами примера:

k = P i / (C . S i) = 750 / (45 000 . 50) = 750 / 2 250 000 = 1 / 3000

Таким образом, коэффициент пропорциональности представляет собой величину, обратную общей площади помещений в собственности: k = 1 / 3000 м -2 . Поскольку величина (C . k) в течение года не меняется и является одинаковой для всех собственников помещений МКД, обозначим ее T :

T = C . k

Для нашего примера:

T = C . k = 45 000 . 1/3000 = 15

Именно величина 15 рублей с квадратного метра и является тарифом на содержание жилья. То есть тарифом на содержание жилья является величина, равная частному от деления стоимости услуг по содержанию на общую площадь помещений в собственности.

Перепишем формулу расчета размера платы за содержание жилья, предъявляемой к оплате собственнику i -того помещения с применением тарифа T :

P i = C . k . S i = T . S i ,

где:
P i - размер платы за содержание жилья с собственника i -того помещения, руб./мес.;
C - размер платы за содержание жилья со всех собственников МКД, руб./мес.;
k - коэффициент пропорциональности, 1/м 2 ;
S i - площадь i -того помещения, м 2 ;
T - тариф на содержание жилья, руб. / (м 2 . мес.).

Как видно из приведенной формулы, для расчета размера оплаты услуг по содержанию жилья для собственника i -того помещения используется именно площадь этого помещения, но никак не площадь помещений общего пользования. И тариф на содержание жилья необходимо умножать именно на площадь помещения, которым владеет этот собственник.

Юридическое обоснование

Статья 158 ЖК РФ устанавливает: «Статья 158. Расходы собственников помещений в многоквартирном доме
1. Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание жилого помещения, взносов на капитальный ремонт
».

Часть 1 статьи 37 ЖК РФ устанавливает: «Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения ».

Из двух приведенных норм следует, что размер платы за содержание общего имущества, предъявляемой к оплате собственнику конкретного помещения, пропорционален доле этого собственника в праве общей собственности на общее имущество. При этом указанная доля пропорциональна размеру площади того помещения, которым указанный собственник владеет. Следовательно, размер платы за содержание пропорционален именно площади помещения, которым владеет собственник . И коэффициентом пропорции выступает как раз тариф на содержание.

Сторонники лжетеории утверждают, что приведенный вывод вовсе не логичен, и законодательство не содержит прямого указания на то, что размер платы на содержание рассчитывается исходя из площади помещения, которым владеет собственник. Опровергает такое мнение абзац 4 пункта 2 «Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом», утвержденных ПП РФ от 06.02.2006 N75 :
«"размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения ... »

Выводы

Теория о том, что расчет стоимости содержания жилья, подлежащей оплате собственниками помещений МКД, должен производиться с использованием площади помещений, входящих в состав общего имущества, ничем не подтверждается, а наоборот - опровергается приведенными в настоящей статье аргументами.

Привлекательность рассмотренной лжетеории для потребителей жилищно-коммунальных услуг заключается в том же самом постулате, который присущ большинству других мифов ЖКХ: «С потребителей требуют оплату в размере большем, чем положено ». Именно этот лозунг способствует росту приверженцев опровергнутой в данной статье теории.

Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать Шефель Ольга Михайловна

Как рассчитывается размер платы за содержание и ремонт?

Это делается по такой формуле:

Размер платы = Сумма стоимости всех услуг по содержанию и ремонту, выполняемых по договору ежегодно/Общая площадь жилых помещений дома/12 (месяцев в году)

Размер платы = Общая площадь квартиры? Размер платы за 1 м 2

Обратите внимание! Плата за содержание и ремонт взыскивается с площади, а не с количества проживающих на ней человек.

Из книги Гражданский кодекс РФ. Часть вторая автора Законы РФ

Статья 654. Размер арендной платы 1. Договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

54. Размер платы за пользование жилым помещением Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства (ст. 156 ЖК РФ).Размеры платы за

Из книги Жилищный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 156. Размер платы за жилое помещение 1. Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.2. Размер платы за пользование жилым

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 1 ноября 2009 г. автора Автор неизвестен

Статья 157. Размер платы за коммунальные услуги 1. Размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг,

Из книги Гражданский кодекс Российской Федерации. Части первая, вторая, третья и четвертая. Текст с изменениями и дополнениями на 21 октября 2011 года автора Коллектив авторов

Статья 654. Размер арендной платы 1. Договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается

Из книги Гражданский кодекс РФ автора ГАРАНТ

СТАТЬЯ 654. Размер арендной платы 1. Договор аренды здания или сооружения должен предусматривать размер арендной платы. При отсутствии согласованного сторонами в письменной форме условия о размере арендной платы договор аренды здания или сооружения считается

Из книги Полный юридический справочник владельца квартиры, агента по недвижимости, покупателя жилья автора Бирюков Борис Михайлович

Из книги Как разобраться в ЖКХ и не переплачивать автора Шефель Ольга Михайловна

Из книги автора

Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения Плата за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается в размере, обеспечивающем содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями законодательства.Размер платы за содержание

Из книги автора

Из книги автора

Из книги автора

Кто определяет плату за ремонт и содержание жилого дома? ? общее собрание собственников помещений или городские власти.Плата за содержание и ремонт жилого помещения должна обеспечивать содержание общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с требованиями

Из книги автора

От чего зависит размер платы за содержание и ремонт? Плата за содержание и ремонт зависит от перечня и объема работ по надлежащему содержанию общего имущества и от стоимости выполнения каждой из этих работ.Список работ по содержанию и ремонту определяют собственники по

Из книги автора

Из книги автора

Как рассчитывается размер льгот? Сумма компенсационных выплат рассчитывается индивидуально для каждого получателя льгот в зависимости от количества и качества имеющихся у него видов коммунальных услуг. Помимо этого, берется в расчет общая площадь жилого помещения и

Размер оплаты за содержание и ремонт жилого помещения, которую рассчитывает УК, нередко серьезно отличается от принятого муниципалитетом тарифа.

Объясняется это текущим состоянием МКД, не учитывающимся в муниципальном тарифе из-за его усредненности. В то же время управляющим компаниям приходится снижать плату до определенного местными властями уровня, потому что потребители не хотят переплачивать.

В Минрегионе такую практику считают неправильной. Представители министерства говорят о том, что УК и подрядчикам стоит отказаться от установки владельцам квартир той же платы за содержание и ремонт, которую органы местной власти определили для нанимателей. Если тариф для нанимателей занижен, то его перенос на собственников работающими в том же муниципалитете УО и ТСЖ говорит о признаках согласованности действий хозяйствующих субъектов.

Мы расскажем, как собирать дополнительные платежи на законных основаниях. В статье есть самые частые ситуации, когда можно обязать платить всех собственников, и документы, которые делают платеж законным.

Все собственники помещений обязаны платить за работы и услуги, без которых невозможно обеспечить надлежащее содержание общего имущества в МКД. Такие работы и услуги называют обязательными. Дополнительные платежи можно взимать только за дополнительные работы и услуги. Но дело в том, что перечень обязательных работ и услуг от дома к дому может меняться.

Описанные ситуации должны изучаться Госжилинспекцией, так как они способны не допустить, ограничить или устранить конкуренцию. Органы местной власти не могут допускать подобных действий или договоренностей. Если такие случаи выявляются, то о них необходимо сообщать работающему в регионе антимонопольному органу.

Похожие нарушения происходят, когда местные власти устанавливают для муниципальных УО заниженные тарифы. Это тоже ограничивает или устраняет конкуренцию, а также ставит такие организации в преимущественное положение.

Минрегион в опубликованном письме еще раз отметил, что УК и ТСЖ нужно самостоятельно рассчитывать тарифы на жилищные услуги, а не пользоваться предложенными муниципалитетом. В противном случае контролирующие органы могут увидеть здесь нарушения антимонопольного законодательства.

Вывод для управляющих компаний из этого можно сделать однозначный – при установке платы за содержание и ремонт жилых помещений использовать нужно те тарифы, которые имеют экономические обоснования. Делать упор на тарифы муниципалитетов не нужно.

Как формируется плата за ремонт и содержание жилого помещения

«Утверждение величины платы за содержание и ремонт жилья на 20___ год.

1. Новая плата за содержание.

2. Новая плата за ремонт.

3. Новая плата за вывоз мусора.

4. Новая плата за услуги по управлению домом.»

До начала собрания УК разносит бюллетени всем владельцам помещений. При заочном голосовании заполненные листы собственники передают в указанное место. Обычно это офис управляющей компании, но при работе ТСЖ прием документации может происходить и в квартире ответственного работника.

В бюллетене должно быть указано следующее:

  • информация о голосующем лице;
  • документ с подтверждением права собственности этого лица на помещение;
  • решение владельца по каждому из вынесенных на голосование вопросов. Он может проголосовать за, против или воздержаться.

Заполненный бюллетень владелец помещения или его представитель доставляет в указанное место в те дни, которые определены для этого на собрании.

Подведение итогов голосования. Для принятия правомерного решения необходимо, чтобы в голосовании поучаствовало больше половины собственников. Голоса владельцев определяются в зависимости от той доли в общедомовой собственности, которая им принадлежит. Эта доля пропорциональна площади квартиры или нежилого помещения, находящегося в собственности у голосующего человека.

Чтобы решение о новом размере платы за содержание и ремонт жилого помещения, а также о том, что туда входит, было принято, необходимо получить большинство голосов собственников. По итогам голосования готовится протокол, он вместе с бюллетенями передается в архив (при наличии такового).

У инициатора собрания далее есть 10 дней на уведомление всех владельцев о принятом решении. Для этого рассылаются извещения или информация размещается в общедоступных местах, определенных как раз для таких целей общим собранием.

Принятое на общедомовом собрании решение считается обязательным для всех владельцев, даже если они в голосовании не участвовали. Не будет обязательным оно в нескольких случаях:

  • при его принятии нарушен порядок изменения повестки;
  • при голосовании не было кворума;
  • на собрании решались вопросы, которые не относятся к его компетенции и так далее.

Если собственник считает решение неправомерным, то он может оспорить его в суде. Для таких споров предусмотрен срок давности – он составляет полгода.

Казалось бы, все просто и понятно, и расчет размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме не должен вызывать вопросов ни у собственников, ни у управляющих компаний, ни у судей. Однако на практике возможны два способа расчета размера платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

1. Умножение суммы тарифа на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг).

Данный способ применяется на практике, как правило, управляющими организациями и большинством судей при взыскании задолженности за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме.

Аргументом в пользу данного способа расчета может стать абзац 5 статьи 2 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (утвержд. Постановлением Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2006 года № 75 «О порядке проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом»).

В пункте 2 Правил № 75 дано определение понятия «размер платы за содержание и ремонт жилого помещения» - это плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 квадратного метра общей площади жилого помещения.

Но в силу специфики предмета своего регулирования, данное постановление допустимо применять исключительно при проведении органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом.

Кроме того, в приведенном расчете размера платы уже заложена пропорциональность от площади помещения каждого собственника, предусмотренная , , Жилищного кодекса российской Федерации и Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 года №491.

Также данная позиция подтверждена Постановлением Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №4910/10 по делу №А71-9485/2009-ГЗ.

Высший Арбитражный суд указал, поскольку управляющая компания выбрана по итогам соответствующего конкурса и в материалах дела имеется копия протокола от 09.04.2008 № 15 конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в котором указана плата за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в данном многоквартирном доме в размере 15 рублей 51 копейки за 1 квадратный метр помещения в месяц, то общество, являясь собственником нежилых помещений в этом доме, обязано было ежемесячно производить возмещение издержек за работы и услуги по управлению домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества, исходя из утвержденной ставки: 15 рублей 51 копейка x 718,2 квадратных метра = 11 139 рублей 28 копеек.

Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции о непрозрачном расчете стоимости услуг не может быть признан обоснованным, поскольку этот расчет представляет собой простую арифметическую операцию умножения суммы тарифа на площадь помещения и соответствующего числа месяцев. (Постановление Президиума ВАС РФ от 09.11.2010 №4910/10 по делу №А71-9485/2009-ГЗ).

2. Общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг) и умножается на сумму тарифа.

По моему мнению, основываясь на системном толковании норм гражданского и жилищного законодательства, данный способ расчета представляется более правильным.

Данный поход согласуется с Определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.12.2013 № ВАС-18121/13 по делу №А63-1465/2012 где указано, что доля собственника имущества относительно обслуживающих управляющей компанией мест общего пользования в квадратных метрах рассчитывается следующим образом: общее количество квадратных метров мест общего пользования делится на количество квадратных метров помещений, находящихся в частной собственности всех лиц, и умножается на количество квадратных метров, находящихся в собственности конкретного лица (плательщика услуг). При этом доля конкретного собственника в праве общей собственности на места общего пользования может быть определена также исчислением ее в процентах, путем деления количества квадратных метров, находящихся в собственности плательщика на один процент общей площади помещений, находящихся в собственности всех владельцев здания.

Особое мнение. Так как пунктом 1 статьи 37 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме пропорциональна размеру общей площади указанного помещения, то размер платы за содержание общего имущества может быть рассчитан как путем выделения доли собственника в общем имуществе, умноженную на утвержденный общим собранием собственников тариф, так и путем умножения площади принадлежащего собственнику помещения на утвержденный общим собранием собственников тариф, при этом сумма платы всех собственников здания должна равняться стоимости расходов за содержание общего имущества всего здания в обоих случаях. (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2015 №Ф05-12176/2015 по делу №А40-175809/14; Определение Верховного Суда РФ от 18.12.2015 №305-ЭС15-17660 по делу №А40-175809/2014).

Резюмируем: к настоящему времени судебная практика не дает однозначного ответа на вопрос, как правильно рассчитать размер платы за содержание и ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Можно утверждать одно: сумма платы всех собственников многоквартирного дома должна равняться стоимости расходов за содержание общего имущества всего дома в обоих случаях.

Что туда входит? В тек. ремонт МКД включается ремонт общего имущества, коммуникаций, технической части дома и облагораживание придомовой территории.

Ссылаясь на (закон № 176 – ФЗ от 29. 06. 15) можно утверждать, что оплата за текущий ремонт взимается с жильцов (собственников) квартир. Для этого в квитанцию за коммунальные услуги вписывается определенная сумма взноса.

Расшифровка пункта о содержании и текущем ремонте в квитанции

В расшифровку тарифа «Содержание и текущий ремонт общего имущества» входят следующие пункты:

  • обслуживание внутридомового инженерного оборудования;
  • обслуживание внутридомового газового оборудования;
  • обслуживание частей конструкций дома.

Как самостоятельно рассчитать затраты на него в многоквартирном доме?

Сумма взноса напрямую зависит от того, кто ее устанавливает. Размер оплаты может быть утвержден решением общего собрания, на котором присутствуют владельцы квартир и местная администрация. Тариф начисляется в зависимости от места нахождения, масштабов работ, стоимости материалов и др.

На практике УК (управляющая компания) настаивает на установлении муниципального тарифа для содержания и ремонта общего имущества. Это неправильно, сначала необходимо составить конкретную смету (план работ), и на основании ее формировать финансирование.

Новые цены должны утверждаться решением собраний. В общую копилку должна упасть разница в тарифах, рассчитанных для собственников приватизированного жилья и для нанимателей.

УК имеет право изменить расценки только в случае не состоявшегося вовремя собрания. Если же собственники могут предоставить акт о проведенном в оговоренные строки собрании, заверенный подписями всех жильцов, то только они могут диктовать изменение цен. В противном случае можно смело отказываться от уплаты и возбудить дело против превышения полномочий представителями УК.

Самое обидное, что при своевременной оплате законопослушными гражданами ремонтных работ самого процесса дождаться очень сложно. А УК нередко повышают тариф, даже не предупредив жильцов заранее.

Собираются ли взносы за эту услугу в новостройке или в аварийном доме?

В новостройке начисление всех коммунальных услуг и платы за содержание жилья (включая текущий ремонт) производится:

  • только после введения дома в эксплуатацию;
  • вторым условием является вступление в право собственности, до этого времени так же не должно быть представлено потенциальным жильцам никаких требований об уплате.

После законного введения в эксплуатацию застройщик имеет право выбора управляющей компании, с которой будет подписывать договор (он должен быть составлен в течение пяти дней).

Так же плата за текущий ремонт не взимается, если дом признан в статусе аварийного, а жилые помещения признаны непригодными для проживания в них.

Текущий ремонт и содержание жилого помещения — в чем разница?

Содержание общего имущества включает в себя меры поддержания его в состоянии, пригодном для эксплуатации, не допуская угрозы жизни жильцов.

  1. обеспечение освещения подъездов.
  2. Поддержание температурного режима.
  3. Соблюдение мер пожарной безопасности.
  4. Уборка общих помещений.
  5. Своевременный вывоз отходов.
  6. Обработка прилегающего земельного участка.

Сумма оплаты за содержание жилого помещения (ЖП) включает в себя оплату за содержание и текущий ремонт общего имущества.

Как происходит расчет стоимости, если собственники сами хотят его заказать?

Жилищный кодекс Российской Федерации () описывает несколько способов определить, в пределах какой суммы проиходит оплата за ремонт:

  1. на общем собрании всех владельцев квартир, с непосредственным участием управляющей компании.
  2. Отдельно рассматривается неприватизированная квартира. Если собственник – муниципалитет или государство, то оплату обязан вносить наниматель, по установленной местным самоуправлением цене. Т.е. нанимателей не касается решение общего собрания.
  3. Если собственник является членом ТСЖ, то тариф оплаты утверждает управленческий состав ТСЖ, на основании устава.
  4. Если управление домом производится посредством ТСЖ, но собственник не входит в состав членства – тариф прописывается в договоре, что заключается между собственником и ТСЖ.

Расчет стоимости платы за содержание помещений в квартирах и проведение текущего ремонта можно произвести по такой формуле — P = S / S1 * S2 * C, где:

  • Р – сумма месячной уплаты за содержание жилых помещений и текущий ремонт в рублях;
  • S – общая площадь жилья;
  • S1 – общая жилая площадь;
  • S2 – жилая площадь комнаты (комнат), пребывающего в собственности жильца или соответственно договору найма;
  • С – цена за 1 кв. м общей площади, учитывая степень благоустроенности.

Что произойдет, если не платить по данному тарифу?

Круг обязанностей граждан неудержимо растет. Заработная плата не может угнаться за все время растущими ценами и тарифами. Где же брать деньги обычным трудящимся, их катастрофически не хватает?

Если не платить по квитанции

Оглядываясь на случаи, когда управляющие компании не очень добросовестно начисляли оплату по квитанциям, Минстрой разрешил жильцам платить меньше нормы, но только в том случае, если ресурсы расходовались меньше нормы. Т. е. оплачивать можно только фактический расход.

А вот касательно ремонта (текущего и капитального) – тут все выглядит менее оптимистично. В этом году в Жилищный кодекс были внесены поправки, которые не дают выбора собственникам квартир – нужно платить.

Теперь оплата ремонта – это обязательный платеж, он входит в состав единого платежа. В случае уклонения от оплаты грозит пеня. И перепиской с фондом уже ничего не добьешься, протокол разногласий уже никого не интересует.

Закон есть закон. Теперь можно только обжаловать неправильность принятого закона в судебном порядке, но даст ли это положительный результат – берут сомнения.

На практике наблюдается хроническая неуплата. Управляющие компании изо всех сил стараются пресечь этот процесс:

  • вывешиваются списки неплательщиков на досках объявлений и печатаются в местных газетах. Иногда с опровержениями.
  • назначены неустойки. предусмотрела наложение фиксированной пени за несвоевременную оплату всех видов коммунальных услуг. Она составляет 1/300 часть ставки рефинансирования Банка РФ за каждый день платежной отсрочки.

ВАЖНО. Если же со стороны УК работы выполняются некачественно или не вовремя (соблюдение величины установленного перерыва), плата за ремонт должна быть снижена. Не позже шести месяцев после такого нарушения владельцы жилья могут составить письменное заявление о просьбе снизить плату.

Такое заявление можно сделать устно, обратившись в УК лично, но оно обязательно должно быть зарегистрировано. Оплата текущего ремонта снижается способом вычитания рабочих дней, во время которых зафиксирован простой.

Если не вносить плату за инициативу других собственников

Ссылаясь на , надо уточнить, что пользоваться имуществом, которое состоит в долевой собственности, можно лишь после согласования со всеми ее участниками .

Если же возникло желание отделить свой лицевой счет на оплату взносов за ремонт, то нужно составить письменно заявления (от каждого собственника индивидуально) с просьбой разделения счетов. К таким заявлениям, в обязательном порядке, прилагаются следующие документы:

  • копия свидетельства о регистрации права собственности (с указанием своей доли);
  • письменное соглашение между владельцами данной жилой площади, которое составляется в свободной форме.

Если же другие собственники не хотят проведения выше описанной процедуры, можно лично обратиться в суд, написав исковое заявление.

Как заключение: благоустройство дома прямо пропорционально зависит теперь от денег жильцов, значит им дано право подробно интересоваться организацией, соблюдением сроков и течением данного процесса, участвовать в формировании справедливых тарифов.

Новое на сайте

>

Самое популярное