Домой Кредитные учереждения Уровни поддержки и сопротивления: зоны, спрос и предложение. Локальный уровень и глобальный, а также фундамент стратегии! Зона идентична линии, но не всегда ей равна

Уровни поддержки и сопротивления: зоны, спрос и предложение. Локальный уровень и глобальный, а также фундамент стратегии! Зона идентична линии, но не всегда ей равна

Друзья, а давайте-ка поговорим об одном из самых используемых инструментов классического . Думаю, как стало понятно из заголовка — уровни. Да-да, снова о них.

На ресурсе, да и в целом в интернете есть очень много информации об уровнях сопротивления и поддержки. Однако, моя цель — это систематизировать и дать толчок для освоения этого материала. При этом по возможности и углубить ваши знания об этом мощнейшем инструменте и познакомить с принципами торговли уровнями.

В первую очередь, если вы этого не сделали, ознакомьтесь с частью Андрея Медведева о линиях и уровнях п\с. Это, как минимум, необходимый базис для понимания.

Сразу обговорю, что в контексте данной статьи не будут рассмотрены уровни Фибо, Мюррея, Пивоты и их подобия.

Классические уровни поддержки/сопротивления

Напомню, краткие тезисы со статьи:

  1. Это условные линии/зоны.
  2. Магия круглых чисел.
  3. Происходит смена ролей.
  4. Отскок происходит НЕ точно от линии.

Фактически, этого достаточно для понимания функциональности П/С, но не для эффективной работы. И вот почему.

Уровень — не бетонная плита, а скорее условный знак на пути цены

Не стоит ожидать стопроцентного падения уровня. Для цены они выступают в качестве маяка. Цена знает куда ей нужно идти, а будет ли пробит этот уровень — неизвестно.

По достижению намеченной цели выступает другая концепция — глобальность уровня. Где находится этот уровень? Насколько он важен для трейдеров? Виден ли этот уровень другими участниками рынка? Поэтому введем понятия локальный и глобальный уровень.

Оговорюсь, субъективно. Почему? В расчете на то, что трейдеров на рынке много и у всех ТФ различны, нельзя точно описать понятия глобальный и локальный уровень. Для кого-то глобальные уровни могут находится на годовом ТФ, а локальные на дневном. В целом, я постарался указать минимальные условия для понимания. Предположим, основной рабочий таймфрейм — дневной.

Глобальный уровень — это уровень, который виден наиболее большему количеству участников и находится на таймфрейме не ниже дневного и вашего рабочего ТФ. Обычно этот уровень имеет круглое значение и является PPL .

Локальный уровень — менее значимый уровень, чем глобальный. В большинстве случаев, силу такой уровень имеет на определенном участке цены и только на нанесенном ТФ или ниже.

PPL — это ценовой уровень, где поддержка стала сопротивлением и/или наоборот.

Примеры


Сверху вниз, видимая информация:

  • Сопротивление на 1.6200 ;
  • PPL — была поддержкой, стала сопротивлением на 1.2850 ;
  • Поддержка с ложным пробоем в 1 месяце на 0.9400 ;
  • Голубые квадраты — тесты линий;
  • Обратите внимание на круглые уровни данных линий.

Пример локальных уровней.

Для наглядности я разделил график на два периода, чтобы показать смену ролей, так называемый PPL.

Сверху вниз, видимая информация, Part 1:

  • Локальное сопротивление;
  • Локальный PPL;
  • Локальная поддержка;
  • Глобальная поддержка не достигнута;
  • Голубые квадраты — тесты уровней.

Cнизу вверх, видимая информация, Part 2:

  • Пробой локальной поддержки? становится PPL;
  • Касание глобального уровня поддержки и движение к PPL;
  • Пробой PPL ? смена роли;
  • Пробой следующей PPL ? возвращение под неё;
  • Аккумуляция сил и очередной тест и пробой PPL ? закрепление на ней? смена роли;
  • , пробой локального сопротивления? становится PPL;
  • Тест новой PPL ? движение в сторону импульса.

Думаю немного прояснились понятия глобальный, локальный уровень и PPL. А так же, механизм движения цены по этим уровням, где наиболее вероятен разворот(глобальные уровни), а где лишь метка для подтягивания цены(локальные уровни).

Уровни в Price Action

Теперь поговорим о более продвинутом анализе XXI века:) И о том, как уровни там работают.

Зона идентична линии, но не всегда ей равна

Звучит нелепо, правда? Однако некоторые трейдеры везде любят пихать зоны, тем самым нагромождая свой график и ухудшая восприятие и чтение цены.

К тому же, некоторые концепции уровней не схожи с зонами. Об этом чуть позже.

А пока несколько советов по зонам:

  • Если вы видите четкую линию, по которой отрабатывает цена — рисуйте линию;
  • Для глобальных уровней используйте линию;
  • Локальный уровень обычно удобен в качестве зоны;

В чем же достоинство зон? Это, конечно же, фильтр ложных пробоев. На младших ТФ вы будете вероятнее использовать именно зоны для обозначения уровней, тем самым фильтруя шум и ложные пробои.


Грубое сравнениие линий и зон. Все дело в восприятии

Теперь же скажу об отличии зон и линий, но касается это сугубо PPL и PPZ. Функциональность у PPZ гораздо глубже. А нахождение таких зон включает в себя, обычно, PPL.

PPZ или Price Pivot Zone — это вероятная зона разворота цены.


На примере из графиков Jaroo: поиск PPZ

Из графика понятно, что PPZ образуется между двумя уровнями и указывает на буферную зону, где наиболее вероятен разворот.

Линии же это будут или зоны П/С — неважно. На графике отражены оба варианта, но PPZ — это определенный диапазон цены.

Как это работает?


Пример работы PPZ с методички Jaroo на недельном графике

Информация графика:

  • Оранжевые линии — уровни PPL, ранее которые были и/или поддержкой, и/или сопротивлением;
  • Зеленые зоны — это зоны разворота;
  • Прозрачные персиковые прямоугольники указывают, как цена точно учитывала эти зоны;

Взгляните, какая четкая отработка PPZ! Однозначно, этот инструмент наиболее благоприятен для форекс.

Спрос и предложение

Вот и подобрались к горячему. Наиболее подробно вы сможете ознакомиться в сборнике статей от Кеуса. Я дам лишь толику знаний по этому вопросу, т.к это весьма специфичный и глубокий инструмент для работы на рынке, с которым необходимо детально ознакомиться.

Спрос и предложение (англ. Demand & Supply, S/D ) — это зоны, в которых спрос превышает предложение (зона спроса) или предложение превышает спрос (зона предложения).

Сразу оговорюсь, что спрос и предложение является отдельной концепцией и не является развитием поддержки и сопротивления. Их главная функция — поиск на графике зон, где крупные игроки (банки) начинают проявлять наиболее высокую активность.

Таким образом:

Поддержка и сопротивление не равны спросу и предложению.

При этом уровни П/С весьма могут помочь при работе и в нахождении зон S/D .

Тезисно, зоны S/D:

  1. Указывают на разворот цены;
  2. Указывают на дисбаланс между продавцами и покупателями;
  3. Указывают на вероятную активность крупных игроков;
  4. Указывают на наиболее благоприятную точку входа, постановки TP и SL.

Концепция инструмента S/D

Работают так же, как уровни поддержки и сопротивления: зона спроса выталкивает цену вверх, зона предложения продавливает вниз. Однако, смысл несколько другой.

Сами по себе S/P являются хорошими индикаторами логики цены и настроения крупных игроков рынка. Если одна из зон была пробита ценой и закрепилась над или же под ней (зоной), в таком случае уровень считается пробитым и более не действительным.


Пример S/D

При этом небольшое пробитие зоны S/D является приемлемым. Однако в зоне предложения в красном квадрате (на рисунке выше) был пробой — теперь эта зона более не действительна. На её место пришла другая зона предложения.

Зон S/D на графике не может быть большое количество, еще и при этом нужно учитывать усиливающие факторы.

Примеры расположения зон

Не корректно

Приемлимо

Усилители (по методике XLT)

Это факторы, которые дают зоне S/D наиболее значимый вес. Каждый усилитель в методике XLT ранжирован и имеет свой балл (опять же, советую ознакомиться именно со сборником статей, который я указывал выше).

Кратко, основными факторами являются:

  • сила импульса (чем быстрее цена двигалась к противоположному уровню, тем мощнее импульс);
  • картина на старшем таймфрейме + тренд;
  • слабость цены (чем слабее цена при движении к уровню, тем сильнее сигнал);
  • возвращение цены (чем больше цена возвращалась к уровню, тем слабее зона);
  • время проведенное ценой в зоне S/D (чем больше свечей находится в зоне спроса или предложения, тем слабее сигнал, т.к возникает вероятность прорыва данной зоны).
  • риск и вознаграждение

Усилители возможностей

Примерно так это все смотрится на графике. Конечно, есть еще много мест, которые я не указал на скриншоте, но мне необходимо было показать пример, как это рассматривается. Осталась самая важная часть.

Как применить в работе S/D

Первое , это конечно же глубже ознакомиться с данным инструментом.

Второе , искать зоны, где наиболее явно проглядывается активность крупных игроков.


Поиск явных зон S/D

Третье , находим все усилители и ждем появление сетапа для торговли.


Усилители

Итоги данного анализа и размышления о нём возлагаю на Вас, тем самым побуждая ознакомится с этим интересным материалом.

Заключение

Надеюсь, что данная статья была и будет Вам полезна при изучении ТА и ПА, потому что как я указал в начале, статья — это лишь малая толика; основная цель — дать толчок к углубленному изучению базового инструмента, а кому понравится, может даже и supply and demand:)

При этом самым лучшим закреплением материала будет практика. Чем больше будет отработано, тем выше будут навыки. При этом все это делается в форме самоанализа, а не бездумного рисования линий и прямоугольничков. Необходимо отслеживать реакцию цены. При этом не обязательно это будет торговля, а именно сам анализ. Используйте для этого исторические данные или же симуляторы на исторических котировках, такие как Forex Tester.

Спасибо за внимание.

Всегда Ваш, Я .

P.S: Дополнение

Введу некоторое не учтенное дополнение, касаемое третьего раздела статьи, то бишь S/D.

Академики в своей работе используют определенные алгоритмы в поиске зоны спроса/предложения, поэтому я сразу предупреждал, что необходимо изучать данный материал более углубленно. Алгоритм, сокращенно, таков:

1. Так называемый паттерн класса Рост — База — Рост, Снижение — База — Рост и т.д (RBR, DBR, DBD и т.п)
2. Прошлое сопротивление/поддержка
3. Закрытый гэп
4. HLOC (хай-лоу-открытие-закрытие) пред. дня

Базовый материал для изучения: (новые в его двух блогах),

Работая на валютном рынке, трейдеры следуют определенным правилам и законам, ведь они знают, что, если правильно истолковывать многочисленные торговые сигналы, то можно получить хорошую прибыль. Также каждый трейдер знает, что следуя за трендом, необходимо в строго определенный момент покупать валюту, а в другой момент - продавать. Именно сила трейдеров и объемы заключенных ими сделок двигают рынок. Оттого цена никогда не стоит на месте, совершая колебательные движения.

Тем не менее, можно заметить, что в некоторых районах графика цена как бы замирает, пытается следовать дальше, но уже не может. Происходит это из-за того, что торгующие начинают закрывать ордера, а оставшегося объема уже не хватает, чтобы продолжать толкать цену вперед. Образуется массовое скопление цен, которое называется экстремумом.

Существует два вида экстремумов:

  • минимальный;
  • максимальный.

В этих местах рынок обладает особым свойством: подходя к нему, цена очень часто разворачивается. Для наглядности и удобства торгующие проводят через экстремумы горизонтальную линию, образуя уровни.

Различают два типа уровней:

  • уровень сопротивления;
  • уровень поддержки.

Локальный уровень сопротивления и поддержки на Форекс

Уровнем сопротивления служит горизонтальная линия, проведенная через локальный максимум. Этот уровень мешает дальнейшему росту цены, сдерживая ее. Более правильно говорить не об уровне сопротивления, а о зоне сопротивления.

Уровень не является некой тонкой линией, идущей по графику. Цена может и не дойти до него, развернувшись пунктов за 10, а может проскочить, не заметив, остановившись несколько позже. В зависимости от таймфрейма ширина зоны сопротивления варьируется в пределах 10-150 пунктов. Происходит это из-за того, что не существует четкого правила, как проводить линию сопротивления. И каждый торгующий отмечает уровень по-своему.

Уровнем поддержки служит горизонтальная линия, проведенная через локальный минимум. Данная линия не позволяет цене упасть еще ниже, поддерживая ее.

Уровни широко применяются в торговле, и трейдеры получают хорошую прибыль, пользуясь тем, что очень часто цена отскакивает от них. Однако случается, что отскок не происходит. Данное явление называют пробоем уровня.

Пробои подразделяются на два типа:

  • ложные;
  • истинные.

При ложном цена проходит через уровень, но спустя время разворачивается и устремляется обратно. Истинный пробой характеризуется молниеносным броском цены дальше. После этого она обычно уже не возвращается к предыдущему уровню, а двигается к следующему.

Уровни существуют на всех временных таймфреймах. Чем таймфрейм старше, тем уровень важней, а важный уровень рынок помнит долго. Спустя время после пробития, когда цена вновь к нему подходит, она все равно реагирует на него.

Локальный уровень Форекс - это уровень поддержки/сопротивления на младших временных интервалах от минуты до часа. Такие уровни маленькие и редко оказывают существенное влияние на рынок. Поскольку подобные уровни существуют на небольшом участке графика, они называются локальными.

Применение локального уровня на Форекс

Локальный уровень Форекс не является сильным и важным. Стоит цене преодолеть его и уйти на приличное расстояние, как память о нем исчезает. Он теряет значимость и спустя время, и, когда цена возвращается в этот район графика, никто из трейдеров не примет его во внимание.

Однако локальные уровни не стоит недооценивать. Они играют важную роль во многих стратегиях, применяемых на младших таймфреймах. К примеру, наиболее успешно они используются в скальпинге (пипсовке).

Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде. Подобно государству, право не может проявлять себя, не излучая энергии в отношении тех субъектов, кᴏᴛᴏᴩые находятся в зоне его досягаемости.

В контексте этого право и может быть только активным, действующим: «Что не осуществляется, то не может быть признано правом». Рассмотрение права в аспекте его действия высвечивает главное качество права - способность оказывать реальное воздействие на деятельность и поведение людей, а через ϶ᴛᴏ - осуществлять прогрессивные изменения в обществе, утверждать во взаимоотношениях людей начала цивилизованности и социального партнерства. Как научное понятие, действие права призвано отразить право (правовую материю) с позиции философских категорий «возможность» и «действительность». В контексте этого оно характеризует движение сущности права. В случае если действительность есть осуществленная сущность права, то возможность есть сущность права «в себе». Действие права в определенном смысле охватывает и то и другое. Назначение категории «действие права» заключается в том, ɥᴛᴏбы отобразить все возможные формы и сферы проявления права - охарактеризовать его (право) в процессе формирования (генезис права), восприятия индивидуальным и массовым правосознанием и осуществления в практической деятельности людей.

Действие права в указанном смысле есть его ϲʙᴏйство (способность) в определенной среде оказывать идейно-мотивационное воздействие на личность, общности людей и вследствие ϶ᴛᴏго обеспечивать ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно ϲʙᴏим целям, принципам и предписаниям правомерный характер человеческой деятельности и поступков.

Действие права есть определенный срез права, в некᴏᴛᴏᴩом смысле функционирующая правовая система. Стоит заметить, что оно демонстрирует бытие права на различных уровнях: применительно к отдельной личности, общественным группам, обществу в целом.

во-первых, определить юридические средства и механизмы, тот правовой инструментарий, кᴏᴛᴏᴩый необходим гражданскому обществу и отдельной личности для активного участия в общественной жизни, удовлетворения правовыми средствами многообразных специфических интересов. Иначе говоря, ϶ᴛᴏ те средства (юридические инструменты), посредством кᴏᴛᴏᴩых поведение, деятельность людей подвергается юридическому урегулированию. Действие права в ϶ᴛᴏм смысле характеризует анатомию права, его структуру (право в норме или юридически должное);

во-вторых, охарактеризовать в единстве все то, что содействует претворению потенциала права - его принципов и предписаний в реальной жизни, в фактической правомерной деятельности индивидов и их коллективов. Действие права с ϶ᴛᴏй динамичной стороны представляет физиологию права, или право в действии.

Таким образом, действием права охватываются процессы: а) выработки средств юридической регуляции и б) использования их в практической деятельности субъектов права для достижения фактических результатов. Отсюда составляющими содержания действия права выступают: правовое воздействие; восприятие права; правовое действие; правовой порядок (рис. 5)

Рисунок № 5. Содержание действия права

Действие права, следовательно, не ϲʙᴏдится к правореализации или к правовому регулированию. Последние суть специфические стороны действия права.

Стоит сказать, что каждая из составляющих действия права - правовое воздействие, восприятие права, правовое действие, правопорядок - ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно позволяет охарактеризовать право на этапе его формирования и влияния на участников регулируемых отношений (правовое воздействие), соприкосновения с индивидуальным и общественным правосознанием и выработки на ϶ᴛᴏй основе внутренней мотивации к ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующему поведению (восприятие права), осуществления гражданами, их объединениями, структурами государства правоприменительных деяний (правовое действие), придания вследствие ϶ᴛᴏго регулируемым отношениям качества правовых (упорядоченных), обеспеченных и гарантированных государством, всей системой юридических средств (правовой порядок)

Уровни действия права

Уровни действия права. В них заключена специфика форм, способов и механизмов внедрения права в индивидуальное и массовое сознание, в социальную практику. Соответственно основным направлениям правового воздействия различаются два первичных, или основных, уровня: уровень существования (восприятия права) и уровень социально-правовых действий (реального функционирования)

Уровень существования

Уровень существования (восприятия права) На нынешнем этапе развития юридической науки можно считать в определенной мере преодоленными представления о внеличностном (внесубъектном) характере действия права, укладывающегося в кибернетическую схему «команда - действие». При этом и ныне информативное и ценностно-ориентационное действие права явно недооценивается. Считаемся, к примеру, что закон живет только тогда, когда он применяется. Такой подход имеет немало сторонников как в отечественной правовой литературе, так и в зарубежной (С.Н. Братусь, Р. Лукич, Б. Спасов и др.) Действительно, специфика права заключается главным образом в том, ɥᴛᴏбы вызывать у адресатов ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно его требованиям моделируемые действия или удерживать от них.

При этом сами данные действия помимо воли и сознания их носителя возникнуть не могут. Обусловлено ϶ᴛᴏ тем, что право есть психологический фактор общественной жизни и оно действует психически. Его действие состоит в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других. Многочисленные исследования, юридический опыт убедительно свидетельствуют о том, что адекватность реакции на правовые раздражители (нормы, правовую деятельность) имеет строго определенную закономерность, суть кᴏᴛᴏᴩой состоит по сути в том, что, исключительно преломившись в психике человека, вызвав у него ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующее отношение, правовое предписание реализуется в практических действиях.

Юридические нормы, не пропущенные через сознание, психику ϲʙᴏих адресатов, имеет исключительно формально-юридическое значение и не приобретают качества правового регулятора.

Восприимчивость правовой нормы ее адресатом - свидетельство того, что она произведет эффект в общественной жизни, достигнет предусмотренных в ней целей.

Значит, уровень существования (восприятия права) есть необходимая веха, создающая основу для регулятивного действия права, достижения им в конечном счете ϲʙᴏих целей. Вне идейно-мотивационного влияния права его специально-юридическое действие оказывается невозможным. Как свидетельствует практика, недооценка нормотворческими органами специфики восприятия права приводит к тому, что отдельные законы, президентские указы, иные нормативные акты не только не воспринимаются общественным сознанием в качестве ориентиров поведения, но нередко выполняют роль бумеранга.

При всей значимости уровня существования (восприятия права) его крайне важно рассматривать исключительно во взаимосвязи с уровнем социально-правовых действий (реального функционирования права) и, более того, как подчиненного по отношению к последнему. С ϶ᴛᴏй позиции право потому и имеет огромную идеологическую силу, что обладает способностью самореализовываться в массовых действиях, поведении и деятельности людей. Между тем, как показывает анализ отечественной законотворческой практики, данное положение не всегда воспринимается законодателем в качестве руководящего ориентира. Принимаемые законы часто не рассчитаны на то, ɥᴛᴏбы произвести идеологический (психологический) эффект в общественной среде; содержащиеся в них положения не подкреплены необходимыми ресурсами, организационными возможностями государства, в силу чего уже с момента их введения де-юре в действие они оказываются не работающими.

В истинном же проявлении уровень социально-правовых действий связан с реальным функционированием права, с фактической правомерной деятельностью адресатов права - граждан и их организаций и многообразными действиями правоприменительных органов и их должностных лиц. Данный уровень, следовательно, отображает ту стадию права, когда оно реализует собственный потенциал, утверждает себя в качестве реальной социальной силы.

Учитывая зависимость от результативности, социального эффекта, производимого правом в общественной жизни, сфер его распространения, социального престижа можно выделить три следующих уровня: локальный; промежуточный (маргинальный) и инструментальный;

Локальный уровень

Локальный уровень присущ неразвитым социально-правовым системам. Его особенности заключаются в том, что действие права проявляет себя на ограниченных участках социального пространства: права и ϲʙᴏбоды действуют избирательно, право не признается приоритетной формой (системой) регуляции общественных отношений; видимое правовое благополучие достигается ценой тотального применения принуждения, кᴏᴛᴏᴩое воспринимается как приоритетное средство обеспечения осуществления государственных установлений; государство отдает приоритет обеспечению законопослушности граждан и фактически не обеспечивает использование ими правовых возможностей; правовое мышление адресатов носит консервативный характер, что демонстрирует социально-правовое состояние личности - ее правовую закрепощенность.

Промежуточный (маргинальный) уровень

Промежуточный (маргинальный) уровень ϲʙᴏйствен социально-правовым системам тех стран, кᴏᴛᴏᴩые становятся на демократический путь развития. В целом он характеризуется неэффективным использованием правового инструментария. По мере успехов в социально-политическом и экономическом преобразованиях сфера действия права расширяется, удельный вес правового в социальном пространстве увеличивается.

Уровень инструментального действия права

Уровень инструментального действия права характерен для правового общества с развитой правовой государственностью. Стоит заметить, что он отличается универсальным действием права в обществе, высокой результативностью и одновременно рентабельностью правовых средств. Юстиция оправдывает материальные затраты, система информирования, правового образования и юридического обслуживания населения с социальной позиции приносит значительный эффект, общественную пользу. Правовая система снабжена добротными механизмами ограничения противоправного и стимулирования правомерного поведения. Высок удельный вес инициативного и вообще правового (конструктивного) действия. В целом данный уровень характеризует общество, отличающееся достаточно высоким уровнем прогрессивного правового развития.

Сферы действия права

Сферы действия права. В случае если уровни характеризуют проникновение права «в глубь» правовой действительности (в правовое сознание и поведение), то сферы характеризуют его распространение «вширь». Сферы указывают на те участки социальной деятельности, кᴏᴛᴏᴩые охвачены правом, т.е. подвергнуты правовому воздействию. Сферы действия права не совпадают со сферами правового регулирования. Последние есть часть тех сфер, на кᴏᴛᴏᴩые распространяется действие права.

Учитывая зависимость от функции права можно выделять две основные сферы: 1) сферу регулятивного и 2) сферу охранительного действия права. Между указанными сферами существуют определенные связи и зависимости. В обществе с развитой правовой культурой, так сказать, нормальной «правовой температурой», сфера охранительного права уже, она обусловлена регулятивным действием права, задачами обеспечения действенной охраны прав и ϲʙᴏбод граждан. Напротив, значительное распространение охранительного права - свидетельство неблагополучного правового развития, показатель болезненности правового организма общества.

Внутреннее структурирование права на публичное и частное позволяет выделить публичноправовую и частноправовую сферы действия права. Отметим, что каждая из данных сфер отличается особым субъектным составом, специфическим характером складывающихся между субъектами отношений, ϲʙᴏеобразным набором правовых средств или методов и способов их регулирования и др.

Учитывая зависимость от участия (или неучастия) государства в правовом регулировании можно выделять: 1) сферу государственного или централизованного регулирования и 2) сферу саморегуляции или «стихийного» действия права. Такое разделение сфер права основано на том, что объективно существует область действия права, в кᴏᴛᴏᴩой юридическое нормирование государством поведения граждан, их организаций не только не требуется, но даже вредно.

Правовое регулирование: понятие, сферы, стадии, механизм

Правовое регулирование: понятие, сферы, стадии, механизм. Действие права не осуществляется самопроизвольно. Нужен специальный «агрегат», кᴏᴛᴏᴩый бы всякий раз приводил в действие его механизм, когда возникают ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙующие потребности и интересы, удовлетворение кᴏᴛᴏᴩых возможно и объективно крайне важно средствами права. Таким «агрегатом» в механизме действия права выступает правовое регулирование. Стоит заметить, что оно призвано внедрять в систему социальной регуляции юридические средства организации поведения и деятельности индивидов и их коллективов, блокируя деструктивные формы их проявления и стимулируя конструктивную активность граждан и их организаций. Правовое регулирование есть часть (аспект) действий права, кᴏᴛᴏᴩая характеризует специально-юридическое (не информативное и ценностно-мотивационное) воздействие права на поведение и деятельность его адресатов, но непосредственно с ними еще не связана. В результате правовой регуляции формируется юридическая основа, определяются фиксированные в правовых велениях (нормах) ориентиры для организации деятельности участников регулятивных отношений и достижения фактических целей права. Правовое регулирование охватывает:

1) специфическую деятельность государства (его нормотворческих органов), связанную с выработкой юридических установлений и определением юридических средств обеспечения их действенности. В указанном аспекте содержанием правового регулирования охватывается многообразная деятельность нормотворческих органов государства, связанная с выбором типа, методов, способов регламентации, определением соотношения нормативных и индивидуальных средств регулирования, т.е. формированием того юридического инструментария, кᴏᴛᴏᴩый объективно необходим в данных социально-экономических и политических условиях для обеспечения нормального функционирования гражданского общества, его институтов, организации жизнедеятельности людей на цивилизованных началах;

2) деятельность непосредственных участников общественных отношений, направленную на поиск и привлечение средств юридического регулирования, для согласования ϲʙᴏего поведения с правом (его принципами, целями, назначением) Выделение данного вида правовой регуляции (наряду с государственным регулированием), думается, согласуется с современными взглядами на правопонимание (и правообразование), исключает на практике утверждение монополии государства на «производство» права. Такой вывод вытекает из самой природы общедозволительного принципа организации правовой жизни цивилизованного строя и ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙенно из социальной обусловленности права, кᴏᴛᴏᴩая всегда динамичнее правотворческой деятельности государства.

Сфера и пределы правового регулирования

Сфера и пределы правового регулирования указывают на ту область социального пространства, в кᴏᴛᴏᴩой право способно оказывать прогрессивно-преобразующее воздействие на общественную жизнь, направлять человеческую деятельность и способствовать ее развитию. Правильное определение сферы и пределов правового регулирования крайне важно для того, ɥᴛᴏбы исключить использование юридических инструментов в сферах взаимодействия людей, требующих иных средств социальной регуляции.

Сфера правового регулирования есть нечто изначальное по отношению к правотворческой деятельности государства (В.В. Лазарев), она представляет совокупность неупорядоченных отношений и фактов, упорядочение кᴏᴛᴏᴩых объективно невозможно без использования правовых средств. Сфера правового регулирования есть область потенциальных правовых отношений. Из сказанного вытекает, что сфера (и пределы) правового воздействия не может определяться исключительно задачами государства в тот или иной период времени, а значит, зависеть от его усмотрения, субъективно очерчиваться предписаниями закона. Сфера правового регулирования и сфера действия закона, таким образом, могут не совпадать. Иной вывод входил бы в противоречие с характером цивилизованных форм общения, присущих современному обществу, а на практике неизбежно приводил бы к ограничению правовой ϲʙᴏбоды граждан, их инициативы, области конструктивных действий. Принципиально важно в связи с отмеченным иметь в виду следующее: правильное уяснение особенностей сферы правового регулирования (объема, границ) находится в непосредственной связи с проблемой правопонимания. Вполне понятно, что если ϲʙᴏдить право только к нормам закона, то тогда сфера его (права) действия ограничивается исключительно законодательными предписаниями.

Пределы правового регулирования есть некая «демаркационная линия», отделяющая область правового от неправового и очерчивающая границы распространения права, предельность его воздействия на сознание человека и его деяния. Пределы правового регулирования обусловлены неюридическими факторами. Стоит отметить - они коренятся в природе человеческой деятельности, предопределены их общей культурой и цивилизованностью, детерминированы существующей системой отношений, экономическими, историческими, религиозными, национальными и другими обстоятельствами.

В непосредственной связи с пониманием сферы и пределов правового регулирования находится понятие предмета правового регулирования. Предмет правового регулирования отвечает на вопрос: «что регулируется правом?». К нему ᴏᴛʜᴏϲᴙт те разновидности общественных отношений, действий индивидов, коллективов людей, кᴏᴛᴏᴩые: а) объективно могут быть урегулированы правом и б) в данных условиях требуют юридического воздействия. Значит, не все действия, отношения социальных субъектов могут становиться объектом правового воздействия, а исключительно определенная их часть, а именно те из них, кᴏᴛᴏᴩые имеют нормативный характер, т.е. типичны для данных условий, повторяемы, отличаются массовым (потенциальным или реальным) проявлением, поддаются государственно-правовому контролю, могут быть переведены на язык права, т.е. формализованы, и др.

Выделение тех участков социальной деятельности, кᴏᴛᴏᴩые требуют правового упорядочения, - чрезвычайно сложная практическая задача. От правильного ее решения зависит эффективность действия права. Проникающие возможности права таковы, что оно распространимо на обширные области человеческой деятельности, хотя его результативность применительно к различным сферам общественной жизни, тем или иным видам человеческой деятельности далеко не одинакова. Очевидно, можно говорить об объективной подверженности правовому воздействию отношений, складывающихся в сферах производства, распределения и потребления материальных благ (имущественная сфера), в сфере отправления государственной власти, государственного управления в т.ч., в области взаимоотношений личности и государства, социальной защиты отдельного индивида и сообщества людей в целом от произвола и насилия.

По϶ᴛᴏму государственная, хозяйственная деятельность, а также деятельность в отмеченных сферах входят в предмет правового регулирования, т.е. объективно требуют правового упорядочения. Общественные отношения есть самый общий объект воздействия права. Непосредственным же предметом правового регулирования выступают многообразные действия, деятельность участников данных отношений. Отсюда содержание правового регулирования зависит от положения взаимодействующих в отношении сторон и объектов, по поводу кᴏᴛᴏᴩых возникает ϶ᴛᴏ взаимодействие.

В отличие от предмета правового регулирования, отвечающего на вопрос о том, что регулируется правом, метод правового регулирования указывает на то, как регулируются данные отношения. Следовательно, метод - ϶ᴛᴏ совокупность юридических способов правового регулирования. Способы будут составляющими метода, его, так сказать, «строительным материалом» (юридическим «веществом») Основные способы правового регулирования указаны на рис. 6)

Рисунок № 6. Способы правового регулирования

В качестве дополнительных способов называют поощрение и рекомендации - ϲʙᴏеобразные стимулы к правовому поведению. Сочетание основных способов образует специфический метод правового регулирования - директивный (императивный) или автономный (диспозитивный) Императивный, или властнопобудительный, метод - строго обязательный, не допускающий отступлений от требований юридического установления. Данный метод в качестве основного юридического средства использует властное предписание. Что предписано, то и следует делать, не допуская каких-либо отступлений. Этот метод чаще всего присущ административному и уголовному праву, хотя используется конституционным правом, встречается в иных отраслях права. Юридическим фактом для возникновения правоотношений в данном случае будет государственно-властное предписание (приказ о переводе на другую работу, решение суда и др.)

Диспозитивный метод основан на учете инициативы, самостоятельности в выборе того или иного поведения участниками регулируемых отношений. Стоит заметить, что он допускает возможность сторонам урегулировать собственные действия по ϲʙᴏему усмотрению. Законом же исключительно определяются пределы такого усмотрения либо устанавливаются определенные процедуры. Данный метод специфичен для гражданского, семейного права. В его основе лежат ϲʙᴏбодное (неподчиненное) положение участников правоотношений и договор как источник возникновения. В случае если императивный метод как бы активно заставляет участников отношения вступать в юридическую связь, то диспозитивный связан с тем, что фактические действия граждан, их организаций, складывающиеся на ϶ᴛᴏй основе отношения имеют приоритет перед юридическим установлением. Учитывая зависимость от сочетаний запретов и дозволений различают два основных типа регулирования: а) общедозволительное, т.е. такое, в основе кᴏᴛᴏᴩого находится общее дозволение и кᴏᴛᴏᴩое по϶ᴛᴏму строится по принципу «дозволено все, кроме того, что прямо запрещено законом»; б) разрешительное, т.е. такое, в основе кᴏᴛᴏᴩого лежит общий запрет и кᴏᴛᴏᴩое по϶ᴛᴏму строится по принципу «запрещено все, кроме того, что прямо разрешено законом». На преобладание общедозволительного или разрешительного регулирования влияют разнообразные факторы - исторические традиции, уровень культуры, характер правовой системы, особенности регулирования отношений (так, для имущественных отношений характерно преобладание дозволительного регулирования, а для охранительных - запретительного) и др.

Правовое регулирование - длящийся во времени и в пространстве процесс.

1) определение правового положения субъектов права. Нормативное регулирование логически начинается с установления исходного, базового правового положения гражданина или организации. Правовое положение гражданина определяется конституционными правами и обязанностями и основанной на них правоспособностью лица, т.е. признаваемой государством за данным лицом способностью быть участником правовой жизни общества, выступать стороной в различных правоотношениях.

Конституционные установления получают развитие в иных законодательных актах, кᴏᴛᴏᴩые в ϲʙᴏей основе и образуют правовую основу для поведения и деятельности граждан в различных областях права. Это значит, что они вправе привлекать предусмотренные законом юридические средства для удовлетворения ϲʙᴏих потребностей и интересов. Правовой статус органов государства составляет их компетенция, определяющая круг полномочий, кᴏᴛᴏᴩыми обладает данный орган, и круг возложенных на него обязанностей;

2) возникновение правоотношений - следующая стадия правового регулирования. Предпосылками к тому выступают определенные жизненные факты, правовое признание кᴏᴛᴏᴩых в правовых нормах придает им качество юридически значимых (имеющих определенные последствия для конкретного лица или организаций) Учитывая зависимость от характера правоотношений такие юридические факты могут исчерпываться однократными действиями или событиями либо требуют некᴏᴛᴏᴩой их совокупности, так называемого состава;

3) для возникновения правоотношений в ряде случаев воли их участников недостаточно. Требуется вовлечение в механизм действия права специальных субъектов - правоприменительных органов (должностных лиц), действия (решения) кᴏᴛᴏᴩых позволяют конкретизировать общую модель правоотношения, возникшую на базе закона, снять помехи, блокирующие действия управомоченного, и др.

К стадиям правового регулирования принято также относить деятельность участников правоотношений, связанную с достижением ими фактических целей (удовлетворением ϲʙᴏих интересов), т.е. акты реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Очевидно, действия такого рода завершают работу механизма действия права и охватываются содержанием иного его звена - правореализации. Задача же правового регулирования ограничивается снабжением механизма действия права регулирующими средствами поведения, совокупность кᴏᴛᴏᴩых образует механизм правового регулирования (нормы права, субъективные права, юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов) Достаточность данных средств, их качество (факультативность) будут условием эффективности действия права.

480 руб. | 150 грн. | 7,5 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут , круглосуточно, без выходных и праздников

240 руб. | 75 грн. | 3,75 долл. ", MOUSEOFF, FGCOLOR, "#FFFFCC",BGCOLOR, "#393939");" onMouseOut="return nd();"> Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ульяницкая Надежда Михайловна. Локальный уровень развития производства: 08.00.01, 08.00.05 Ульяницкая, Надежда Михайловна Локальный уровень развития производства (Управление, трансформация рабочих мест, мониторинг) : Дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01, 08.00.05 Волгоград, 2000 427 с. РГБ ОД, 71:01-8/68-3

Введение

Глава 1. Институциональный механизм развития производства 13

1.1. Системная интерпретация развития производства 13

1.2. Предприятие как субъект хозяйствования и объект экономического управления 19

1.3. Формирование целевого развития производства 28

1.4. Структуризация направлений и проблемы трансформации производства 32

Глава 2. Управленческие аспекты развития производственной системы 46

2.1. Организация управления многоуровневой производственной системой 46

2.2. Прогноз результатов управленческих решений в процессе трансформации производства 64

2.3. Теоретические основания решения задач развития производства 94

Глава 3. Моделирование процессов обеспечения устойчивого развития производства 106

3.1. Классификация моделей, измерение и анализ развития производства 106

3.2. Модели ускоренного развития в условиях расширенного воспроизводства 121

3.3. Методические подходы к оценке экономического роста при переходе к устойчивому развитию производства 130

3.4.. Моделирование локального развития производства с ограниченными ресурсами 137

Глава 4. Формирование системы оценки рабочих мест для трансформации локального уровня производства 168

4.1. Исследование и разработка классификации рабочих мест 168

4.2. Оценка технико-экономического уровня рабочих мест 178

4.3. Обоснование решений по трансформации локального развития производства на базе оценки рабочих мест 199

Глава 5. Механизм функционирования локального уровня развития производства и его мониторинг 202

5.1. Механизм локального уровня развития 202

5.2. Диагностика локального уровня развития производства 216

5.3. Оценка управленческой ситуации методами теории распознавания образов 224

5.4. Технологический процесс трансформации производственно- финансовых показателей предприятия 234

5.5. Мониторинг локального уровня развития производства 240

Глава 6. Информационная система мониторинга (ИСМ) локального уровня развития производства 249

6.1. Концепция информационной системы мониторинга 249

6.2. Структура информационной системы 259

6.3. Информационно-экономические технологии мониторинга. 270

6.4. Реализация и эксплуатационная эффективность ИСМ в производственных системах 280

Заключение 291

Литература 297

Приложения 317

Введение к работе

В условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономике осуществление научно обоснованных мер по трансформации форм и методов организации и управления развитием производства на локальном уровне становится объективной необходимостью. Отсутствие системной концепции механизма таких преобразований - один из факторов трансформационного спада производства, углубления структурных диспропорций, нарушения интеграционной целостности и диспаритета во взаимоотношениях различных уровней управления, финансовой дестабилизации и организационной ослабленности предприятий, сужения резервов роста и неэффективного использования ресурсного потенциала. Структурная, ценовая, институциональная и кредитно-банковская реформы осуществлялись в различных пространственно-временных потоках, с различной интенсивностью и скоростью. Организационно-управленческое, информационное и нормативное обеспечение реформ на предприятиях характеризуется противоречивостью и неустойчивостью. Это в полной мере относится и к локальному уровню развития производства на предприятии, использованию рабочих мест, рабочей силы, рабочего времени.

Каждое предприятие уникально, и разработка системы управления им учитывает особенности отношений производства, зависит от его позиции на рынке, динамики развития и реализации экономического потенциала, поведения конкурентов, характеристик производимых товара или услуг, культурной среды и других факторов. Но основополагающие моменты таких систем обусловлены общими принципами организации производства и выработки управленческих решений.

Управление локальным уровнем развития производства - это сложный, трудоемкий процесс, который связан с переработкой значительных объемов экономической информации. Постоянное усложнение структуры

предприятий обычно не сопровождается разработкой и внедрением систем информационного обеспечения для оптимизации управленческих решений.

Назрела необходимость разработки новых аспектов теории экономических отношений, складывающихся на локальном уровне производства. Необходимо создать адекватную современным задачам методологию, позволяющую отслеживать все значительные процессы в динамике и взаимосвязи, основных элементов и структур этого уровня, а также на базе современных компьютерных технологий разработать информационную систему мониторинга (ИСМ). Такая система, реализуя горизонтальную и вертикальную интеграцию обработки экономической информации о состоянии рабочих мест, обеспечит поддержку принятия научно обоснованных управленческих решений.

Многоаспектность исследуемой проблемы предполагает ее изучение с позиций экономического анализа, методов экономико-математического моделирования (ЭММ), современных компьютерных технологий, социально-экономических и эколого-технологических задач устойчивого развития локального уровня производства.

Актуальные для авторской концепции аспекты повышения устойчивости развития локального уровня производства в условиях переходной экономики отражены в трудах Л.И Абалкина, С.А. Агапцова, Л.Б. Альтера, В.И. Бойко, В.В. Высокого, К.Г. Гофмана, B.C. Золотарева, О.В. Иншакова, Р.И. Капелюшникова, Г.Б. Клейнера, В.Н. Лившица, С.А. Ленской, Ч. Макмиллана, Б.В.Ракитского, В.Н. Овчинникова, В.Л. Тамбовцева, Дж.. Форрестера, Т.С. Хачатурова и др.

Основы применения модельных и компьютерных технологий при решении поставленных диссертантом задач даны в работах Н.И. Александрова, С.А. Авазяна, Я. И. Блохина, В.Н. Волкова, А.А. Денисова, В.А. Крипайтиса, Л.И Лопатникова, B.C. Немчинова, B.C. Поспелова, Г.Э. Слизингера, Р.П. Колосовой и др.

При бесспорной ценности проведенных исследований в них не ставились акценты на подходах экономико-математического моделирования принятия решений по трансформации рабочих мест и выработке концепции для решения этой проблемы с современных позиций менеджмента. В этой связи представленная в диссертации концепция многоуровневой оптимизации решения локальных задач управления явилась осмыслением проблемы применения экономических подходов для задачи устойчивого развития производства.

Деятельность любого предприятия в значительной степени

определяется движением факторов, продуктов и полуфабрикатов по стадиям производства и эффективностью обеспечивающих это движение погрузочно-разгрузочных работ, значительные объемы которых присутствуют во всех отраслях народного хозяйства. В связи с этим объект исследования - локальный уровень развития производства -иллюстрируется на примере рабочих мест данного вида деятельности, что не ограничивает возможности применения полученных результатов к другим видам работ разных производств.

Предметом исследования является система отношений локального уровня развития производстваа элементарными. организационно-экономическими формами и материальными носителями которого являются рабочие места, где отражаются эффекты, наблюдаются последствия и формируется импульс управленческих решений стратегического и оперативного характера.

Цель исследования - обоснование методологических и теоретических подходов, разработка прикладных и методических решений,

позволяющих повысить эффективность функционирования предприятий путем совершенствования механизма управления развитием производства с учетом рыночной трансформации рабочих мест.

Основные задачи исследования обусловлены его целью:

анализ природы, специфики, состояния и динамики развития производства на локальном уровне;

формирование концептуальных основ характеристики стационарного и переходного состояния локального уровня производства и процесса рыночной трансформации рабочих мест;

прогнозирование управленческих решений на уровне производственной системы;

разработка системы комплексной оценки рабочих мест как элементарной формы экономической организации локального уровня производства;

выявление дифференциальных и интегральных аспектов прогнозирования управленческих решений в системе индивидуального воспроизводства;

обоснование эффективной организации развития производства в условиях рыночной ориентации;

развитие теоретических основ уровневой специфики, межуровневой координации и субординации в системе управления производством;

выбор адекватного математического и модельного инструментария для использования в системе управления локальным уровнем развития;

разработка методологии и методики оценки результатов реализации управленческих решений на локальном уровне.

Методологической и теоретической основами исследования послужили фундаментальные концепции трудовых отношений, структуры производства и систем управления Автор опирался также на отечественный и зарубежный опыт в области ЭММ и информационных технологий, как операционной базы совершенствования управления. В работе использовались принципы диалектики, системного подхода, синергетики, а также метод компаративного анализа и монографический подход. Поэтому для реализации цели и задач исследования

использовались системный подход к изучению локального уровня, экспертные оценки, теория принятия решений, методы аналитической статистики: корреляционный, регрессионный, кластерный,

дискриминантныи анализы, применялись пакеты прикладных программ Microsoft Office и Statgraphics, что способствовало обеспечению достоверности, корректности и надежности результатов исследований.

Эмпирической базой исследования стали нормативные акты Президента и Правительства РФ; отраслевые программы реформирования экономики; рекомендации научно-практических конференций и симпозиумов; а также информация, опубликованная в периодической печати и специализированных изданиях научной литературы; статистические данные, а также оригинальные материалы, собранные автором в течение его многолетних научных исследований и введенные им в работу.

Научная новизна полученных результатов заключается в следующем:

раскрыта экономическая специфика содержания категории " развитие производства " в условиях социально-рыночной трансформации на микроэкономическом уровне и в его рамках на основе дифференциации понятий экономического развития и роста в стационарных и переходных состояниях хозяяйственной системы в воспроизводственном аспекте;

сформулировано понятие "локальный уровень развития производства", под которым понимается системное развитие рабочих мест в конкретном пространстве и времени производства, обеспеченных организационно-техническими и социально-экономическими условиями эффективного функционирования воспроизводственного процесса в заданном режиме, с целью создания продуктов, ведения работ, предоставления услуг предприятия для внешней и внутренней среды;

дана характеристика понятия "рабочее место" как конкретой формы

организации производительного капитала, как товарной формы реализации капитала предпринимателей на рынке труда, как формы соединения человеческого капитала с физическим, денежным, природным и информационным в процессе производства;

определены основные принципы и формы проявления рыночной трансформации рабочих мест в условиях переходной экономики в отличие от принципов их организации и функционирования на предприятиях прежней государственно-монополистической системы социалистического хозяйства;

выделена и построена иерархическая двухуровневая система управления предприятием с учетом основных контуров: развития производственно-хозяйственной системы и локального уровня развития производства;

обоснована и разработана модель рабочего места для оценки его трансформации, в которой рабочее место характеризуется как пространственно-временная структура, где совершается трудовая деятельность работника или группы работников, совместно выполняющих производственное задание, оснащенных средствами труда, необходимыми условиями для получения конечных результатов производства, что приемлемо для всех отраслей народного хозяйства;

предложен локальный классификатор рабочих мест, составленный в зависимости от характера выполняемых работ, учитывающий качественные признаки и количественные параметры, обеспечивающий взаимозависимость конечных результатов производства как на отдельном рабочем месте, так и в целом на предприятии;

сформулированы цели и задачи, основные свойства и критерии эффективности ИСМ, определена совокупность ее классификационных признаков на основе методологии системного анализа и разработана

концептуальная модель мониторинга локального уровня развития производства;

определены основные этапы и задачи системного анализа экономико-организационных проблем развития производства при выборе наиболее рациональных альтернатив;

разработана экономическая технология сбора, хранения и переработки данных о трансформации рабочих мест на предприятиях, которая обеспечивает горизонтальную и вертикальную интеграцию обработки информации с различной степенью обобщения и оперативное доведение ее до руководителей в максимально удобном для восприятия виде; - создана информационная система комплексной оценки каждого рабочего места, направленная на: повышение его качества, эффективности применяемой технологии и организации производства; улучшение инвестиционной политики путем увеличения доли средств на реконструкцию и техническое перевооружение предприятий; обеспечение ситуационного управления трансформацией рабочих мест в зависимости от их состояния и снятия негативных явлений, связанных с недостаточной достоверностью оценки и учета;

выделены определяющие показатели многоуровневого управления, разработаны модели их измерения и построены оригинальные экономико-математические модели для прогнозирования на локальном уровне результатов принимаемых управленческих решений;

разработана и обоснована ранжированная система показателей, характеризующая состояние локального уровня, и построены адекватные ему факторные модели, предназначенные для эффективного осуществления мониторинга развития производства.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Теоретические выводы, разработанные модели локального развития производства, предложенные методы, практические рекомендации,

терминологические коррективы, содержащиеся в работе, могут быть использованы при создании систем экономической диагностики, мониторинга и корректировки локального развития предприятий независимо от отраслевой принадлежности; решение задач выбора наиболее эффективных методов, форм и средств реализации последующих целей реформирования производственных процессов; совершенствовании организационной, правовой и нормативной основ инновационных процессов в системе рабочих мест; прогнозировании результатов управленческих решений на уровне производственной системы. Отдельные положения и концептуальные решения работы применимы: в научных исследованиях при создании экономических информационных технологий; в системе повышения квалификации и переподготовки специалистов различных отраслей народного хозяйства; в преподовании экономических дисциплин в вузах и в дипломном проектировании; для использования: в качестве теоретической основы перестройки механизма управления развитием производства в условиях рынка и разработки проблем использования и трансформации рабочих мест предприятий различных форм собственности; в практике оценки состояния и эффективности использования различных уровней управления (от отдельных предприятий до отрасли в целом); при разработке мероприятий по улучшению экономических показателей и устойчивости финансового состояния предприятий.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационной работы представлялись в виде научных докладов, обсуждались и получили положительную оценку на отраслевых коллегиях,

Международных, Всесоюзных и Всероссийских конференциях -

«Социально-экономические и организационные проблемы управления народным хозяйством». М., МИУ, 1981; «Проблемы и пути развития транспорта Северо-Кавказского экономического района». Краснодар,

НИИАТ, 1982; «Программирование НТП административно-региональных систем и агропромышленных комплексов». Нальчик, 1986; «Вопросы комплексного планирования и управления союзных республик и экономических районов». Таллин, АН ЭССР, ИЭ, 1987; «Совершенствование управления и развития транспорта». Иркутск, ИЭиОПП СО АН СССР, 1987; «Научно-технический прогресс и интенсификация производства». Донецк, ИЭП АН УССР, 1988; «Всесоюзная Конференция общества железнодорожников и транспортных строителей». Ленинград, ДНТП, 1988; «Прогнозирование научно-технического и экономического развития основных звеньев народного хозяйства». Ленинград, 1990; «Региональные проблемы экономики, организации и управления научно-техническим прогрессом (проблемы эконометрического моделирования НТП». Ташкент, ВНИИ ПОУ, 1986; «Экономические проблемы ускорения НТП». ИЭ АН УССР, Одесса, 1990; «Транспорт России». AT РФ, Санкт-Петербург, 1992; «Разработка и внедрение новых технологий», AT РФ. Москва, 1993, международная научно-техническая конференция «Актуальные проблемы развития производства» (Москва, 1996г.), Всероссийская научно- практическая конференция «Социально-экономическая стабилизация: формирование и регулирование» (Ростов-на-Дону, 1998г.),

межгосударственная научно-практическая конференция «Социально-экономические проблемы развития транспорта регионов» (Ростов-на-Дону, 1999г.), а также на ежегодных общеуниверситетских научно-практических конференциях (1977 - 1999г.г.).

Объем и структура работы. Диссертация состоит из введения, шести глав, заключения, литературы и приложений.

Системная интерпретация развития производства

Экономическая информация о хозяйственных правилах создает среду для реализации экономических возможностей, обеспечивает общую упорядоченность и регулирует направленность взаимодействий субъектов хозяйствования. В организации возможности осуществления хозяйственных взаимодействий посредством создания и обеспечения соблюдения хозяйственных правил и состоит специфическая особенность институционального механизма. Если институциональным субъектом выступает определенная общность индивидов, добровольно принявшая на себя выполнение заранее оговоренных или традиционно установленных функциональных ограничений, то в рамках институционального механизма этот субъект примет форму организации индивидов, объединившихся для решения ряда задач на основе принятых в хозяйственном сообществе норм и правил.

Институциональным механизмом является организация, понимаемая как объединение хозяйствующих индивидов, традиционно использующих и сознательно совершенствующих масштабы и границы своей деятельности в рамках определенной структурной упорядоченности. Именно благодаря структурной упорядоченности организация существует и воспроизводится в пространственно-временном континууме как самодовлеющая ролевая система или устойчивая совокупность функций, которые должен выполнять на рабочем месте индивид, входящий в эту организацию. В этом случае в хозяйственных взаимосвязях индивидуальные характеристики индивида теряют свое значение, а ценность индивида определяется совокупностью функций, отведенных ему в данной организации. Невыполнение функций автоматически исключает индивида из организации и, соответственно, из функциональной системы субъектов институционального механизма. Субъекты институционального механизма объединены по принципу иерархии, т.е. на основе жесткой структурной подчиненности. Однако следует заметить, что по принципу обратной связи отношения, складывающиеся между субъектами институционального механизма, есть отношения не прямого управления от активного агента к пассивному, а отношения взаимодействия, обмена информацией и взаимного обогащения управленческим опытом. С системной точки зрения субъект институционального механизма в то же время выступает и как сложная институциональная система, организующая взаимодействие материальных и людских факторов в исторически определенной форме призводства.

Любая работа на решение комплексной проблемы требует системного подхода . Такими являются проблемы развития экономики, отраслей народного хозяйства, транспорта, производства, отдельного предприятия. Проблема возникает тогда, когда создается ситуация, характеризующаяся различием между необходимой, желаемой системой и существующей. Решение ее заключается в создании системы, уменьшающей это различие. Процесс нахождения решения сводится к итеративной идентификации, уточнению условий, целей и возможностей решения проблемы. Необходимость в системном подходе при развитии производства возникает потому, что оптимизация отдельных его элементов или подсистем не всегда улучшает работу системы.

Системный подход выдвигает на первый план принцип комплексного исследования объектов, позволяет представить проблему развития системы и управления этим процессом для решения экономических, отраслевых, производственных задач как единое целое и одновременно выявить все основные части процесса и взаимосвязи между ними. Основная концепция системного подхода - взаимосвязь подсистем. Такой подход предусматривает сосредоточение усилий на построении целого, а не отдельных элементов. Главное значение при этом имеет обеспечение функционирования отдельных, но взаимосвязанных частей системы с более высокой общей эффективностью, чем суммарная эффективность частей, взятых отдельно . Таким образом, основное свойство любой системы заключается в том, что она является составной частью более крупной системы и в то же время - совокупностью компонентов.

Для решения проблем требуются методы, которые позволяли бы анализировать их как единое целое, обеспечивали рассмотрение многих альтернатив, каждая из которых описывается большим числом переменных, помогали вносить измеримость различных вариантов, давали возможность отражать неопределенности. Возникшая в результате развития и обобщения опыта решения проблем широкая и универсальная методология была названа "системный анализ" . Это методология решения сложных проблем, основанная на концепции системы. В центре ее находится процедура количественного сравнения альтернатив с целью выбора одной для реализации.

Системный анализ эффективен на первом этапе, когда принимаются кардинальные, основополагающие решения. Для этого этапа характерны наличие неопределенностей, весьма большое множество альтернативных решений, неясные перспективы использования результатов в будущем. Предметом системных исследований, как уже отмечалось, является система, которая описывается, задается системными объектами. В качестве таковых рассматриваются выходы, процессы и функции, отношения и связи в системе и с внешней средой, ограничения. Важнейшей категорией в системной методологии является категория "цели", ее определение и структуризация -целеполагание.

Проблема моделирования системы, ее описания (что необходимо для оценки степени достижения поставленных целей) решается посредством структуризации свойств и отношений. При этом надо иметь в виду следующее: во-первых, практически нельзя описать на одном языке все части проблемы; во-вторых, не все свойства объекта анализа имеют количественную меру; в-третьих, задачи, возникающие в рамках проблемы, имеют большую размерность, исключающую строгое решение.

Общая схема системного подхода к решению экономических проблем с учетом автору представляется следующей последовательностью этапов и задач: 1. Анализ (постановка) проблемы: точное формулирование, сущность, структура, развитие и принципиальная разрешимость, ее внешние связи. 2. Определение системы: цели и задачи, системные объекты, подсистемы, внешняя среда. 3. Анализ структуры системы: уровни, аспекты рассмотрения процессов, спецификация подсистем, процессов и функций. 4. Формирование общей цели и критерия: цели систем высшего порядка, цели и ограничения внешней среды, общая цель, критерии, декомпозиция целей и критериев. 5. Декомпозиция цели, выявление потребности в ресурсах и процессах: цели верхнего уровня, процессов и развития. 6. Оценка ресурсов: существующие технологии и мощности, состояние ресурсов, взаимодействие системы с другими системами. 7. Прогноз и анализ будущих условий: цели, главные тенденции развития проблемы, изменение среды, новые факторы, оказывающие влияние на систему, ресурсы будущего, возможные сдвиги целей и критериев.

Организация управления многоуровневой производственной системой

Современное предприятие - сложная организационная система. В условиях рыночной экономики возрастает значение трех основных направлений организации предприятия : - организация производства, которая имеет целью создание оптимальной технико-технологической системы на предприятии (система надежно и эффективно функционирующего оборудования и технологии, упорядоченных технико-организационных взаимосвязей работников); - организация труда, которая имеет целью построение здоровых, нормальных отношений в коллективе (система мер по созданию условий для высокопроизводительного и эффективного творческого труда); - организация управления, которая имеет целью взаимодействие материальной и человеческой подсистем предприятия в целях достижения наилучшего морально-технологического и экономического эффекта (система технических, экономических и гуманитарных средств, обеспечивающих целенаправленность воздействия на все подсистемы предприятия).

Улучшение организации управления на предприятии и на рабочем месте обеспечивает повышение эффективности организации производства в целом. Необходимость проведения подобных мероприятий, а также структура предприятия, приведенная выше, позволяют выделить в его управлении два иерархических уровня: - уровень экономической производственной системы; - локальный уровень управления развитием производства. С точки зрения теории систем, управление есть перевод системы в состояние, соответствующее целям ее функционирования или развития, путем изменения организации системы в статике и динамике воздействием на элементы системы . При этом система управления представляет собой единство двух подсистем: управляющей - субъекта управления - и управляемой - объекта управления, что позволяет сознательно воздействовать субъекту на объект для достижения определенной цели. Управляющая и управляемая подсистемы находятся в постоянном взаимодействии, в котором ведущее место принадлежит объекту управления, поскольку его содержание, структура и цель функционирования, происходящие в объекте изменения определяют содержание субъекта управления и его развитие, что находит выражение в совершенствовании форм и методов управления .

Очевидно, в основе всякого управления лежит информация о том, чего, собственно, добивается, что хочет субъект от объекта, т.е. каковы его цели. Именно такая информация определяет объект и систему управления им . В связи с этим процесс управления на обоих выделенных уровнях может целесообразно осуществляться только на основе использования и переработки поступающей информации о поведении объекта и воздействиях на него окружающей среды, что дает возможность либо сохранить основные качества системы (т. е. совокупности свойств, утеря которых приводит к разрушению системы), либо выполнить некоторую программу, обеспечивающую устойчивость функционирования и достижение определенной цели .

Системе управления предприятием присущи следующие системные свойства и принципы организации: - эмерджентность - несводимость суммы свойств элементов, составляющих систему управления, к сумме свойств системы, т. е. этот принцип предполагает наличие у системы управления нового качества, которое отсутствует у элементов (их суммы) системы; - самоуправление (самоорганизация), выбор поведения самой управляемой системой для достижения своих целей обеспечивается в результате реализации процесса управления, осуществляемого управляющей частью системы, т. е. в любой организационной системе должна быть управляющая часть; - иерархичность - системы управления обладают иерархией т.е. любое целостное образование, с одной стороны, выступает в качестве системы относительно ее элементов, с другой стороны, в качестве подсистемы относительно системы более высокого уровня иерархии;

Делимость (декомпозиция) - всякая система управления состоит из элементов, т. е. учитывая этот принцип, можно всегда свести сложную задачу системного исследования к сумме более простых задач;

Макро- и микроуровневое рассмотрение системы - выделение системы управления из окружающей среды и разделение ее на подсистемы и элементы, т. е. на основе выявления внешних связей (макроуровень) выделить систему из окружающей среды, а на основе выявления внутренних связей (микроуровень) - ее подсистемы и элементы;

Обусловленность функций и структуры системы ее целью функционирование и развитие системы управления осуществляется под влиянием цели системы; функция системы как отношение элемента (части) к системе выступает в качестве свойства системы в динамике, приводящего к достижению цели; наиболее устойчивые проявления упорядоченности отношений элементов в системе проявляются в структуре системы, которая определяется этим отношением, т. е. функцией системы;

Двуединость управления - одновременное осуществление управления всей системой в целом и каждой ее подсистемой в отдельности. На основе такого подхода автором сформирована система управления предприятием, представленная на рис. 2.1 и включающая два контура управления. Управление в двухконтурной системе представляет собой непрерывный процесс взаимодействия управляющих (субъект управления) и управляемых (объект управления) систем.

В первом контуре субъект управления прежде всего получает информацию о состоянии объектов управления своего контура. Кроме того, к нему поступает обобщенная информация о функционировании локального уровня управления развитием производства, которая формируется субъектами управления второго контура. Полученная информация перерабатывается, анализируется, и на ее основе вырабатываются управленческие решения, которые в форме управляющих воздействий передаются объектам управления первого контура. Эта информация содержит сведения как о направлениях деятельности объектов управления первого контура, так и о виде управляющих воздействий, которые должны поступить к объектам управления второго контура. В дальнейшем сведения о выполнении управляющих воздействий и новом состоянии объектов вновь поступают в органы управления, которые выдают новые управляющие воздействия в целях получения желаемых результатов воздействия.

Субъекты управления второго контура выполняют оперативное руководство объектами второго контура, анализируя текущую информацию о деятельности объектов и формируя управляющие воздействия. Кроме того, они реализуют цели стратегического управления объектами второго контура, преобразовывая управляющие воздействия субъектов первого контура и осуществляя текущую деятельность в этом направлении.

Классификация моделей, измерение и анализ развития производства

На основе проведенного анализа известных способов классификации моделей предлагается классифицировать модели следующим образом. 1. По полноте отражения свойств объекта: изоморфные, гомоморфные. 2. По способу представления модели: физические, логические (теоретические, идеальные). 3. По способу отражения действительности (описания): концептуальные, функциональные, морфологические (структурные, реляционные), информационные.

4. По степени формализации: вербальные (неформализованные), формализованные, формальные.

5. По способу математического описания (формальному языку): аналитические, детерминированные, стохастические, теоретико-множественные, дискретные, непрерывные, матричные, сетевые (графовые), линейные, нелинейные и др.

6. По назначению и цели: дескриптивные (описательные), оптимизационные (прескриптивные, конструктивные, нормативные).

7. По степени детализации: общесистемные (глобальные), макро-модели (агрегированные), полные, системы моделей (комплексные модели), комплексы моделей.

8. По характеру процесса и объекта моделирования: модели внешней среды и ее управляющих и возмущающих воздействий; модели предприятия, производства, производственных процессов, рабочих мест; модели процессов управления, развития производства и управления им.

Сложная система представима конечным множеством моделей, каждая из которых отражает определенное ее свойство. В этом суть одного из основных принципов системного подхода - принципа моделируемости систем. Он позволяет изучать свойства или группу свойств системы посредством одной или нескольких гомоморфных узкоориентированных моделей.

Принцип моделируемости обеспечивает использование упрощенных моделей, отражающих только те грани сущности, которые представляют интерес на определенном этапе исследования. Выявление новых свойств и принципов не обязательно должно сопровождаться созданием новых моделей или модификацией уже известных, оно может ограничиваться наращиванием комплекса моделей (библиотеки простых моделей).

В своей совокупности неформализованные, формализованные и формальные модели системы образуют так называемое морфологическое описание системы, которое позволяет перейти к функциональной модели системы. Чем сложнее морфологическое описание системы, тем более проблематично получение высокой степени формализма в функциональной модели.

Информационная модель - это схема потоков информации, образующейся в процессе функционирования системы. В процессе разработки систем они необходимы для оптимального использования ресурсов системы и оценки ее эффективности. Из сказанного следует:

1. Создание целостного функционально-структурно-информационного описания - комплекса моделей - важнейший момент научной проблемы разработки системы моделирования.

2. Комплекс моделей является ядром системы моделирования. Последняя помимо моделей должна включать в себя комплекс экономико математических методов решения задач, образующих систему поддержки принятия решений.

Системы моделирования и система поддержки принятия решений на локальном уровне управления развитием производства, реализованные на базе информационных и компьютерных технологий, образуют информационную систему мониторинга.

Для разработки новых и совершенствования применяемых методов измерения и анализа развития производства в рыночных условиях целесообразно представить производство в виде ряда моделей. Модель есть средство выделения какой-либо объективно действующей совокупности свойств и закономерных связей и отношений, имеющих место в изучаемой реальной действительности. Важнейшим свойством, присущим любой модели, является идеализация изучаемого экономического явления, процесса, объекта с точки зрения определенного критерия, определенных требований и целей. Модель объекта отражает лишь те свойства и отношения, которые важны, существенны с точки зрения достижения поставленных целей. Остальные свойства, связи и отношения могут и не учитываться. Вместе с тем степень упрощения должна быть строго обоснована, чтобы адекватно отражать моделируемые свойства. С точки зрения задачи измерения развития производства важнейшим свойством создаваемых для этих целей моделей должно быть отражение в них взаимосвязи затрат на развитие и получение экономических результатов.

В результате проведенных исследований процесса развития производства разработана модель, которая представляет собой попытку изобразить в систематизированном виде процесс превращения финансовых, материальных и трудовых затрат на развитие последовательно в информационные, материальные и экономические результаты. Важнейшей особенностью этой модели является наличие в ней обратных связей, показывающих существование объективной зависимости темпов роста затрат и ресурсов на развитие от величины получаемого результата и эффективности в предыдущий момент времени.

В составе каждой модели выделяются три крупных раздела: затраты, направления и этапы работ, результаты. Структура разделов содержит: классификацию затрат на развитие; перечень направлений проводимых работ, фаз и этапов; классификацию результатов развития; прямые и обратные связи между элементами модели.

Классификация затрат на развитие осуществляется по трем признакам: источникам финансирования, целевому назначению, видам используемых ресурсов. Каждая из этих классификаций может быть полезна при решении следующих вопросов: измерение величины затрат на развитие производства; анализ структуры затрат; оптимизация распределения затрат и ресурсов по направлениям развития; оценка эффективности затрат по направлениям работ; выбор показателей планирования затрат.

В классификацию источников финансирования включаются основные элементы, учитывающие бюджетные резервы, инвестиционные и инновационные фонды, а также кредитные ресурсы. Кроме традиционных источников, могут использоваться на развитие и такие современные возможности как работа с ценными бумагами, валютный дилинг и другие. Приведенные классификации затрат по источникам финансирования удобнее всего использовать для точной оценки расходов на развитие в масштабе предприятия. Классификация затрат по целевому назначению дифференцирована в зависимости от уровня рассматриваемой модели объекта: чем ниже уровень, тем детальнее классификация. Данная классификация позволяет проанализировать соотношения затрат на выполнение тех или иных этапов работ общего процесса, оценить рациональность этого распределения с точки зрения поставленных оперативных и долговременных целей, искать пути оптимизации распределения ресурсов.

Методические подходы к оценке экономического роста при переходе к устойчивому развитию производства

Основная цель оценки показателей экономического роста состоит в разработке простых аппроксимирующих зависимостей для показателей динамики процесса расширенного воспроизводства - темпов прироста производственных фондов и конечного общественного продукта предприятий (КОП). Рассмотрим односекторную модель расширенного воспроизводства, описываемую системой уравнений: где G, - непроизводственное потребление и накопление; і, -производственные капитальные вложения; /л - показатель выбытия производственных фондов; /? - норма чистых вложений; а - темп развития производства.

Темпы прироста производственных фондов f могут быть с достаточной степенью точности рассчитаны по формуле где Уо О значения конечного продукта и производственных фондов в начальной траектории экономического роста. Аппроксимация дает точные О 2-0 3 результаты для интервала времени д = , который составляет при существующих показателях экономической динамики 5-10 лет. Полученные здесь результаты будут расширены затем с целью учета лага между капиталовложениями и вводом фондов.

В простейшем случае одновекторная модель состоит из трех основных блоков: блока связи конечного общественного продукта (КОП) и факторов производства, инвестиционного блока и блока трудовых ресурсов. Были получены точные выражения для расчета показателей экономического роста с помощью модели вида (3.6), в которой использовалась простейшая производственная функция типа Кобба-Дугласа. В этой модели также предполагалось, что лага между производственными инвестициями и вводом фондов нет, а производственные фонды не выбывают.

Процедуру отыскания оптимального развития производства можно существенно упростить, если пользоваться операторным выражением для замкнутой системы и перейти от дискретного оператора к оператору в непрерывной области.

Рассмотрим блок-схему модели, описываемую линеаризованной системой уравнений (3.6) (рис. 3.6, а). В соответствии с методами анализа систем управления ее можно последовательно привести к виду на рис. 3.6 (блок-схемы рис. 3.6, б от исходной), и затем к виду на рис.3.6, в. Отличие блок-схемы рис. 3.6, б от исходной рис. 3.6, а заключается в том, что экзогенная переменная gt перенесена на левую часть схемы, а эндогенная переменная Ft выделена как основной выход системы. На рис. 3.6, б штриховой линией показана возможность преобразования внутренней ветви обратной вязи. После такого преобразования две ветви обратной связи могут быть объединены в одну (рис. 3.6, в). Для блок-схемы рис. 3.6, в можно записать в операторной форме (рис. 3.6, г), что обеспечивает использование как дискретного, так и непрерывного операторного преобразования, т.е. точность перехода от одного типа преобразователей к другому. Основное достоинство предложенного метода заключается в том, что его можно использовать для более сложных вариантов модели, в которых учитываются лаг между капитальными вложениями и вводом фондов, нелинейные ограничения и переменные модели, рост эффективности фондов за счет развития производства и так далее.

Для оценки возможного воздействия инвестиционного лага (рис. 3.7) на параметры системы была исследована модель, дополненная соответствующими уравнениями для показателя, характеризующего объем незавершенного строительства, которое происходит, как показывают результаты моделирования, в соответствии с зависимостью, близкой к параболической (рис. 3.8). Далее необходимо провести обоснование затрат на развитие производства. Затраты характеризуют отношения по распределению ресурсов и рассматриваются в едином комплексе: технологические, социальные, управленческие и т. д. Для этого разработана схема планирования затрат на развитие производства (рис. 3.9).

Эта классификация предполагает основные принципы определения затрат: комплексность, предусматривающая согласование, взаимоувязку отдельных видов и статей затрат; пропорциональность затрат, учет и дают возможность оценить потребные затраты на перспективный период при заданных (планируемых) уровнях дохода, производительности труда и капиталовложений, как показано на рис. 3.9. Однако в условиях ограниченных инвестиций необходимо дополнительно проводить отбор мероприятий с учетом многокритериального выбора вариантов развития производства. Это требует рассмотрения многоуровневого управления производством с учетом ограниченности ресурсов и локальности управления.

Соотношение затрат по направлениям и временные тренды позволяют определить оценку затрат на перспективу. В итоге получается система зависимостей, с помощью которой можно нормировать объемы затрат на техническое развитие, определяющее технико-экономический уровень производства.

Предприятие в процессе разработки вариантов развития производства исходит из ограниченности ресурсов, решая задачу их рационального использования в рамках оптимизации плана развития. В качестве инструмента планирования и коррекции трансформационных процессов целесообразно использовать стохастическую модель на основе графов, учитывающую поток возможных изменений на всех стадиях развития производства. Модель отображает процесс превращения финансовых, материальных и трудовых затрат на развитие в информационные, материальные и экономические результаты. В основе предложенного алгоритма моделирования лежит структура производственных отношений, выраженная через определение ресурсного профиля, стоимостных характеристик и постановок задач распределения.

Новое на сайте

>

Самое популярное