Домой Кредитные учереждения Воздействие государства на денежную систему. Эволюция денег в россии, влияние мирового финансового кризиса на денежную систему рф

Воздействие государства на денежную систему. Эволюция денег в россии, влияние мирового финансового кризиса на денежную систему рф

Автор пишет об от­вет­ствен­но­сти го­су­дар­ства за де­неж­ную систему. Ис­поль­зуя текст, об­ще­ство­вед­че­ские зна­ния и факты об­ще­ствен­ной жизни, ука­жи­те два воз­мож­ных на­прав­ле­ния вли­я­ния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему. Про­ил­лю­стри­руй­те каж­дое из них кон­крет­ным при­ме­ром де­я­тель­но­сти государства.


Прочитайте текст и выполните задания 21-24.

Нужда в государстве возникает из-за того, что абсолютной свободы не бывает. Как ни привлекательна анархическая философия, в мире несовершенных людей анархия неосуществима. Свобода одного человека может вступать в конфликт со свободой другого, и, когда это происходит, чью-то свободу приходится ограничить, чтобы сохранить свободу второго

человека; как выразился однажды член Верховного суда, «моя свобода размахивать кулаками должна быть ограничена расстоянием до вашего подбородка»…

В области экономической большие затруднения связаны с конфликтом между свободой объединений и свободой конкуренции. Какой смысл следует вкладывать в понятие «свободное» применительно к предпринимательству? В США «свободу» в этом случае понимают так, что каждый свободен сделаться предпринимателем, а значит, уже существующие предприниматели несвободны избавляться от конкурентов, кроме как посредством продажи лучшего товара по той же цене или того же товара по более низкой цене. Напротив, континентальная традиция обычно толкует это понятие в том смысле, что предприниматели свободны поступать так, как им заблагорассудится, в том числе сговариваться о ценах, делить рынки и пользоваться прочими способами вытеснения потенциальных конкурентов. Видимо, самая сложная конкретная проблема в этой области касается объединений рабочих, где особенно остро встаёт вопрос о свободе объединений и свободе конкуренции.

Вот ещё более существенная область экономики, в которой ответить на этот вопрос и сложно, и весьма важно: определение прав собственности. Развившееся с течением веков и занесённое в наши законоуложения понятие собственности настолько сделалось частью нашего сознания, что мы о нём не задумываемся и не осознаём, до какой степени понятия о том, что же является собственностью и какие права обеспечивают владение ею, представляют собой сложные социальные конструкты, а не самоочевидные истины. Например, позволяет ли мне моё право на владение землёй и моя свобода распоряжаться своей собственностью по своему усмотрению отказывать другому в праве летать над моей землёй в своём самолёте? Или верх берёт его право пользоваться своим самолетом? ...Наличие строго конкретного и общепринятого определения собственности во многих случаях куда важнее, чем само содержание этого определения.

Ещё одна область экономики, создающая особенно сложные проблемы, - это денежная система. Ответственность государства за денежную систему признаётся давно... По-видимому, ни в одной другой области экономической деятельности государственные полномочия не пользуются таким широким признанием. Это привычное и сегодня уже почти автоматическое признание за государством такой ответственности делает вдвойне необходимым глубокое понимание оснований для этой ответственности, ибо оно увеличивает опасность расширения государственных полномочий за пределы деятельности, приемлемой в свободном обществе...

(М. Фридмен )

Пояснение.

Два воз­мож­ных влияния го­су­дар­ства на де­неж­ную систему.

- Сти­му­ли­ру­ю­щая политика (стимулирующее влияние).

Пример В пе­ри­од экономического кри­зи­са Центральный банк со­кра­тил учетную став­ку процента, что при­ве­ло к умень­ше­нию кредита для пред­при­ни­ма­те­лей и по­вы­си­ло их эко­но­ми­че­скую активность.

- Сдер­жи­ва­ю­щая политика.

Пример Для сни­же­ния инфляции в пе­ри­од экономического бума Цен­траль­ный банк по­вы­сил норму обя­за­тель­ных банковских резервов, что сни­зи­ло активность банков.


Влияние электронных денег на денежную систему является предметом пристального внимания современной экономической теории. Электронные деньги оказывают влияние на объем и скорость обращения денежной массы, эмиссионный доход центральных банков.
При анализе влияния электронных денег на объем и скорость обращения денежной массы можно говорить о двух теоретических взглядах.
  1. Если считать, что денежная масса представляет собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству, то новые формы денег только изменят масштаб денежной массы, ее меру, единицу измерения, принципиально не меняя ее общего объема.
  2. Если исключить из определения денежной массы частные платежные средства, то по мере вытеснения физической наличности электронными деньгами последние начинают эффективно контролировать часть денежной массы. Центральному банку в данном случае придется применять меры по пересмотру денежных агрегатов, включив в них электронные деньги, эмитируемые отечественными и зарубежными финансовыми институтами. Чтобы получить объективный ответ, необходимо провести анализ нескольких факторов.
Опасение, что в случае бесконтрольной эмиссии электронных денег произойдет резкое увеличение денежной массы и ускорение темпов инфляции, представляется, на наш взгляд, вполне оправданным. Одной из превентивных мер может быть привязка размера эмиссии электронных денег к размеру привлекаемых вкладов до востребования с установлением специального норматива мгновенной ликвидности, а также введение обязательного резервирования в размере эмиссии. При этом число эмитентов должно быть ограничено в целях облегчения контроля со стороны Центрального банка, а в отношении этих организаций должен применяться мониторинг в режиме реального времени.
Использование электронных денег может привести к резкому увеличению скорости денежного обращения, что приведет к росту инфляции даже без увеличения объема денежной массы. В то же время платежная система не существует сама по себе, а обеспечивает сделки хозяйственного оборота. Поскольку в настоящее время использование электронных денег рассчитано на осуществление розничных платежей, то результат от повышения эффективности расчетов ниже риска инфляции. Вместе с тем использование электронных денег при расчетах на денежных рынках может способствовать повышению их нестабильности. Одним из способов избежания подобного риска является введение института уполномоченных эмитентов и посредников при операциях на денежных рынках.
Как влияет появление электронных денег на эмиссионный доход центральных банков? Широкое замещение наличных денег электронными может привести к потере эмиссионного дохода (сеньоража) центральных банков, хотя его снижение до уровня, не обеспечивающего покрытие издержек на эмиссионные операции Центрального банка, будет продолжаться достаточно длительный период времени\". В этом случае у центральных банков имеется два основных способа предотвращения потери эмиссионного дохода: монополизация эмиссии электронных денег или расширение нормативов обязательных резервов. Кроме того, некоторые исследователи, прогнозируя негативное влияние частной эмиссии электронных денег на эмиссионный доход государства, полагают, что целесообразно предусмотреть уплату процентов эмитентом по суммам, привлеченным в результате эмиссии электронных денег.
Существует три основных метода оценки влияния электронных денег на эмиссионный доход государства: по средней стоимости, хранимой на картах; по деноминированной стоимости; по потребности в наличных деньгах. Анализ статистических данных эмиссионных доходов и расходов центральных банков показывает, что если каждый индивид является держателем электронных денег в размере суммы, эквивалентной 100 долл., падение эмиссионного дохода (в процентах к ВВП) составит: во Франции - 0,03%, в Германии - 0,03, в Японии - 0,01, в Англии - 0,05, в США - 0,03%. Если электронные деньги замещают все банкноты, деноминированные до 25 долл., то процентное отношение выглядит следующим образом: во Франции - 0,08%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,06, в Англии - 0,14, в США - 0,14%. Если же электронные деньги замещают всю денежную наличность до 25 долл., то процентное отношение составит: во Франции - 0,07%, в Германии - 0,06, в Японии - 0,04, в Англии - 0,10, в США - 0,09%.
Поскольку в отношении электронных денег в развитых странах не применяются единые принципы надзора за их эмитентами, может проявиться тенденция использования электронных денег вместо совершения банковских операций, подпадающих под резервирование в соответствии с требованиями Центрального банка. Такой обход пруденциальных норм оказывает негативное влияние на баланс Центрального банка. В целях предотвращения этого влияния эмиссия электронных денег может быть взята Центральным банком под свой контроль, в частности, увеличен размер обязательных резервов с учетом сумм эмиссии электронных денег, которая может быть включена в число операций, подпадающих под резервирование, или могут быть выпу-
щены или определены категории ценных бумаг, в которые должно осуществляться обязательное вложение средств по эмиссии.
  1. Проблемы развития электронных денег
Внедрение электронных денег связано с экономической и технологической неопределенностью относительно их будущего. Следует отметить, что внедрение электронных денег направлено, в первую очередь, на замещение платежей наличными деньгами и чеками. Однако внедрение электронных денег может также повлиять на интенсивность использования в розничных платежах кредитных и дебетовых карточек. Важно определить, какие именно факторы оказывают наибольшее влияние на решения хозяйствующих субъектов об использовании электронных денег.
Очевидно, что в будущем для успешной работы электронные деньги должны обеспечивать дополнительные выгоды главным субъектам экономи-f ческих взаимоотношений: потребителям, торговым точкам, банкам и эмцтен/ там электронных денег (денежным посредникам). Выгоды могут быть рднЦ- моментными и непосредственными. Например, электронные деньги будут более удобными или дешевыми в использовании. Выгоды могут также быть долгосрочными и стратегическими. Например, торговые точки будут использовать внедрение электронных денег как часть общей маркетинговой стратегии по внедрению новых платежных технологий для стимулирования продаж, даже если их использование не будет иметь серьезного финансового значения.
С учетом сказанного выше можно выделить следующие факторы, влияющие на решение потребителей: 1) большие удобства использования и меньшие издержки обращения; 2) безопасность и конфиденциальность расчетов. Потребители ожидают, что электронные деньги не только будут сокращать их издержки, но и будут удобными. Однако новые средства платежа вряд ли смогут повлиять на объемы расходов домашних хозяйств. Если больший объем торговли будет вестись с использованием электронных платежей, то уменьшится объем расчетов с использованием традиционных средств платежа, таких, как наличные деньги, чеки, кредитные и дебетовые карточки. В случае расчетов между бизнесменами ситуация несколько отличается. Если электронные деньги окажутся более дешевыми или удобными в использовании, чем традиционные формы денег, то бизнесмены смогут увеличить объем оборотных средств и свои совокупные доходы.
Все пользователи электронных денег столкнутся с той же проблемой, что и пользователи традиционных форм денег, - необходимостью обеспечения безопасности и конфиденциальности расчетов. В случае со смарт-картами подавляющее большинство финансовых институтов, планирующих выпускать карты, являются банками. Следовательно, за смарт-картами или номерами электронных счетов клиента стоят активы банков, входящих в такую ассоциацию. Но обладают ли денежные средства, которые стоят за этими картами, защитой, адекватной защите сберегательных и чековых счетов застрахованных, нацример, в США Федеральной страховой корпорацией? По всей видимости, нет, поскольку в США на такие счета обязательное федеральное страхование не распространяется.
Мошенничество, существующее в традиционной системе платежей, вероятно, будет существовать в предлагаемых системах будущего. Вопрос обеспе-
чения безопасности и конфиденциальности расчетов с использованием электронных денег может быть эффективно решен посредством разработки специального законодательства и выработки единых стандартов осуществления безопасных расчетов.
На решение торговой точки по поводу использования электронных методов платежа влияют следующие факторы: а) увеличение объемов продаж; б) сокращение издержек; в) выгодные условия договоров.
Торговые точки ожидают, что существует значительное число потребителей, которые не могут сделать покупку только из-за того, что она не работает с конкретной платежной системой. В случае если достаточно большое число потребителей используют конкретную платежную систему, конкуренция может побудить торговую точку к капиталовложениям, необходимым для установления оборудования данной платежной системы. Так, угроза потери потенциальных потребителей, которые не используют в своих расчетах наличные деньги, привела к тому, что многие операторы автоматов по продажам мелких товаров стали устанавливать специальные устройства, принимающие пластиковые карты. Подобная ситуация происходит и в электронной экономике, где наравне с использованием в качестве средства оплаты пластиковых карт все активнее применяются различные виды электронных денег. Главное, чтобы возросшая прибыль от дополнительных продаж перекрывала возросшие расходы, возникающие при внедрении новых методов платежа.
Дополнительные продажи являются не единственным преимуществом электронных денег, они могут повлиять и на сокращение издержек. Например, управление наличными является дорогим, медленным и небезопасным процессом. Системы, которые позволят сократить использование наличных денег, смогут сократить издержки обращения, хотя они наверняка увеличат капитальные издержки. От того, позволят ли новые формы платежа сократить суммарный объем издержек в течение краткосрочного периода, будет зависеть желание торговых точек их использовать.
Внедрение электронных денег приводит к появлению дополнительных обязательств, рисков и издержек. Например, продажи, осуществленные с использованием электронных денег, могут быть оспорены уже после того, как трансакция была осуществлена. Поэтому для работы с электронными деньгами торговые точки и эмитенты должны будут заключить новые контракты, в которых будут прописаны права, обязательства и риски торговых точек и эмитентов электронных денег. Принятие торговой точкой новой системы расчетов будет зависеть от условий таких контрактов (доходности и рисков). Конкретные условия контракта являются важными факторами в определении успеха новых методов платежа.
Можно выделить следующие факторы, влияющие на решение эмитентов электронных денег по поводу выпуска электронных денег: 1) электронный сеньораж; 2) низкие трансакционные издержки; 3) завоевание доли на финансовом рынке.
В результате выпуска электронных денег эмитенты получают эмиссионный доход. Величина этого дохода напрямую связана с объемом эмиссии электронных денег. Поэтому эмитенты электронных денег заинтересованы в росте объемов эмиссии.
Поскольку издержки трансакции наличными деньгами являются очень низкими в сравнении со стоимостью покупки, для массового использования электронных денег эмитенты электронных денег должны будут значительно снизить издержки их использования. Сегодня средняя стоимость трансакции электронными деньгами в США составляет около 15 центов, но даже такая низкая стоимость может составлять достаточно высокий процент, например, от стоимости электронной услуги за 1 долл.
Эмитенты электронных денег также стремятся захватить возможно большую долю рынка трансакций, которые в настоящий момент осуществляются наличными или депозитными деньгами. Завоевание доли на финансовом рынке может позволить эмитентам электронных денег предоставлять и другие финансовые услуги, конкурируя за денежные ресурсы с другими финансовыми институтами.
Первые системы электронных денег в значительной степени оказались невостребованными. Прежде всего, они не были удобными. Потребителям необходимо было иметь специальное программное обеспечение и использовать сложные протоколы совершения трансакций. Кроме того, первые системы электронных денег часто не обеспечивали анонимности трансакций. Практически все системы первого поколения функционировали в рамках закрытого обращения, что заранее ограничивало универсальность их использования. Потребители могли потратить свои электронные деньги только в очень ограниченном количестве торговых и сервисных точек. Поэтому в отличие от прогнозов 1998 г., согласно которым к 2002 г. платежи электронными деньгами должны были составлять 41% от общего объема онлайновых платежей, их реальная доля в развитых странах сегодня не превышает 5% (рис. 3.3).
В настоящее время активно разрабатываются платежные системы электронных денег второго поколения. В их основе заложены повышенные требования к удобству данных систем для конечных пользователей, к их анонимности и универсальности. Многие компании при внедрении электронных денег широко используют поощрительные программы. Кроме того, большинство современных систем электронных денег поддерживает проведение микроплатежей. Некоторые из них обладают свойством оффлайновой совместимости, другие - разменностью и портативностью. Наиболее успешной системой нового поколения электронных денег в широком смысле являются PayPal.
В целом электронные деньги находятся лишь на начальном этапе своего развития. Данный этап характеризуется значительной технической сложностью и дороговизной платежных систем на основе электронных денег, либерализацией регулирования деятельности кредитных организаций и возрождением конкуренции в денежной сфере. Современное развитие электронных денег затрагивает не только теоретические проблемы денег, но и вопросы банковской деятельности, аспекты денежно-кредитной политики. Для широкого внедрения электронных денег в денежное обращение развитых стран необходимо выполнить следующие условия: 1) обеспечить чрезвычайно низкую стоимость трансакций с использованием электронных денег, 2) разработать четкую правовую базу, регулирующую статус эмитентов электронных денег и порядок регулирования отношений между участниками оборота электронными деньгами; 3) создать надежные и доступные шифровальные алгоритмы, гарантирующие полную конфиденциальность и безопасность электронных расчетов; 4) развить широкую инфраструктуру по обслуживанию плательщиков, использующих электронные деньги. Выполнение всех указанных выше условий позволит электронным деньгам занять одно из важнейших мест в денежно-кредитной системе XXI в.

100%_
Используемые Предпочитаемые

Рис. 3.3. Онлайновые средства платежей в США
Q Кредитные карты В Электронные наличные 0 Электронные чеки? Дебетовые карты 65% g Другие

МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Дайте определение следующим ключевым понятиям: электронные деньги, электронные наличные, закрыто циркулирующая система, открыто циркулирующая система, денежный посредник, учетный (эмиссионный) счет, одноцелевая предоплаченная карта, многоцелевая предоплаченная карта, «электронный кошелек», «сетевые деньги».
Вопросы для обсуждения

  1. Какие факторы способствовали появлению электронных денег?
  2. Какие основные типы электронных денег вы знаете и в чем их особенности?
  3. Перечислите основные свойства электронных денег.
  4. В чем состоят основные отличия электронных денег от наличных и безналичных?
  5. Следует ли государству регулировать деятельность эмитентов электронных денег?
Литература
  1. Кочергин Д. А. Электронные деньги: теоретическая интерпретация и функциональный анализ. СПб.: ЛексСтар, 2003.
  2. Latzer М., Schmitz S. W. Carl Menger and the Evolution of Payments Systems: From Barter to Electronic Money. Edward Elgar Pub, 2002.
  3. O\"MahonyD., Peirce M, TewariH. Electronic Payment Systems for E-Commerce. 2nd Edition. Artech House, 2001.
  4. Vartanian T. P., Ledig R. H., Bruneau L. 21st Century: Money, Banking and Commerce. Fried, Frank, Shriver amp; Jacobson, 1998.

Еще по теме Влияние электронных денег на денежную систему:

  1. Влияние эмиссии электронных денег на устойчивость денежного обращения
  2. ЧАСТЬ II. ВЛИЯНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ ДЕНЕГ НА ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЦЕНТРАЛЬНЫХ БАНКОВ
  3. Проблемы и перспективы развития влияния электронных денег на товарооборот
  4. Модели денежного рынка в условиях выпуска электронных денег
  5. Влияет ли эмиссия «электронных денег» на объём денежной массы в стране?
  6. §. 1. Товарные и денежные причины в их влиянии на ценность денег.
  7. Проблемы устойчивости обращения электронных денег: инфляция и электронные деньги

- Авторское право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Антимонопольно-конкурентное право - Арбитражный (хозяйственный) процесс - Аудит - Банковская система - Банковское право - Бизнес -

Переход к новым формам хозяйствования не означает полного отказа государства от управления экономикой. Наоборот, именно в переходный период как никогда важной становится возможность контроля за ходом реформ, и в этом большую роль играют коммерческие банки. Стабилизация экономики невозможна без эффективно действующей, разветвленной сети надежных банков, деятельность которых не идет в разрез с интересами государства. Только, в отличие от командной экономики управление банками осуществляется не директивно, а посредством законодательства о банковской деятельности.

На сегодняшний момент основными задачами ЦБ являются регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости рубля, единая денежно-кредитная политика, организация расчетов и кассового обслуживания, защита интересов вкладчиков, банков, надзор за деятельностью коммерческих банков, внешнеэкономическая деятельность, установление норм обязательного резервирования, учетной ставки. ЦБР является кредитором последней инстанции. Среди банков составляющих второй уровень банковской системы существуют и специализированные: муниципальные, ипотечные, земельные, инвестиционные.

Особое место в банковской системе России занимают Внешэкономбанк - он обслуживает внешний долг РФ и Банк реконструкции и развития - занимается финансированием правительственных программ с использованием бюджетных ресурсов. Кроме того, существуют специальные кредитные институты: кредитные союзы, кооперативы, финансовые и трастовые компании, страховые компании, частные пенсионные фонды, ссудно-сберегательные ассоциации, инвестиционные фонды. Их основное отличие от банков состоит в том, что они выполняют ограниченное число банковских операций. Они аккумулируют средства населения и юридических лиц, осуществляют кредитование предприятий и граждан, трастовые операции.

В РФ функции регулирования деятельности коммерческих банков в рамках единой денежной системы возложены на Центробанк. Основными, возложенными на него задачами являются:

устойчивость работы и укрепление финансового положения КБ

ориентация и стимулирование деятельности банка в областях кредитования направленных на выполнение приоритетных задач экономики

научная организация денежного обращения в народном хозяйстве.

Но, в отличие от командной экономики, теперь методы управления банковской системой в основном экономические:

Основными инструментами и методами денежно - кредитной политики Банка России являются:

процентные ставки по операциям Банка России;

нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

операции на открытом рынке;

рефинансирование кредитных организаций;

валютные интервенции;

установление ориентиров роста денежной массы;

прямые количественные ограничения;

эмиссия облигаций от своего имени.

В соответствие с инструкцией №1 ЦБР образован резервный фонд кредитной системы РФ за счет резервирования определенной доли привлеченных коммерческими банками средств сторонних предприятий и организаций, которые используются в качестве кредитных ресурсов.

ФОР при необходимости обеспечивает возможность коммерческим банкам своевременно выполнять обязательства за счет того, что часть этих средств депонируется и не используется банками как кредитные ресурсы. ЦБР изменяя нормы обязательного резервирования, влияет на кредитную политику КБ и изменение денежной массы в стране.

Одним из инструментов экономического управления коммерческими банками является централизованное кредитование экономических субъектов со стороны ЦБР через КБ, а также кредитование самих банков.

Но в отдельных случаях, к примеру, устойчивая потеря банком ликвидности, нарушение сроков внесения средств в ФОР, могут применяться административные меры.

Управление и контроль за устойчивостью банковской системы заключается в выполнении банками определенных условий, обеспечивающих выполнение 12 основных нормативов:

Н1-минимальная достаточность капитала - соотношение капитала банка и суммарного объема активов, взвешенных с учетом риска.

Н2-минимальная текущая ликвидность - отношение суммы активов к сумме обязательств банка по счетам до востребования более половины ликвидных активов представлено остатками по счету “Операции с государственными ценными бумагами”.

Н3-норматив мгновенной ликвидности банка-отношение суммы высоколиквидных активов к обязательствам банка до востребования.

Н4-максимальный риск по долгосрочным кредитам - отношение кредитов сроком свыше года к капиталу и долгосрочным депозитам.

Н5-минимальное соотношение ликвидных и суммарных активов. Соотношение ликвидных активов и суммарных активов. Суммарные активы рассматриваются как активы-нетто.

Н6-максимальный размер риска на одного заемщика - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику к капиталу банка.

Н7-максимальный размер риска по крупным кредитам - соотношение совокупной величины крупных кредитов и 50% гарантий к капиталу банка.

Н8-максимальный размер риска на одного кредитора - соотношение величины вклада по счетам одного кредитора к капиталу банка.

Н9-максимальный размер кредитов, предоставленных одному акционеру - отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных одному заемщику-акционеру, к капиталу банка.

Н10-максимальный размер кредитов, гарантий и поручительств, предоставленных инсайдеру. Отношение совокупной суммы кредитов и гарантий, выданных инсайдерам, к капиталу банка.

Н11-максимальный размер привлеченных вкладов населения. Соотношение общей суммы вкладов граждан и капитала банка.

Н12-максимальное использование собственных средств для приобретения акций одного юридического лица. Процентное соотношение инвестируемых и собственных средств.

Кроме того, существуют методики, позволяющие определять риск неуплаты заемщиком основного долга и процентов, причитающихся кредитору в установленный кредитным договором срок - кредитный риск. Это необходимо при формировании кредитного портфеля, показывающего общую картину кредитов, выданных банком в отчетный период (как правило, квартал). Исходя из степени риска ссудную задолженность подразделяют на 5 условных групп риска. Оценка кредитных рисков производится в зависимости от наличия соответствующего и надлежащим образом оформленного обеспечения, а также количества дней просрочки по ссуде. Существуют также ограничения по крупным кредитам - кредитам, выдаваемым одному заемщику, и составляющем 20 и более процентов от уставного капитала банка.

Попытки государства контролировать банки в переходный период не новы: они предпринимались еще в период НЭПа. Способность банка обеспечить своевременность своих обязательств, находилась в центре внимания кредитной политики в середине 20-х годов. Тогда ликвидность советских банков достигалась через сбалансированность их активов и пассивов, а государственное регулирование их платежеспособности осуществлялось путем установления пропорций между величиной обязательств банка и его собственными средствами, ограничение разовой выдачи кредита одному клиенту и другими способами. Деятельность кредитных учреждений с 1921 по 1928 г. ограничивалась, как правило, десятикратной величиной их собственного капитала. Так, в соответствии с Декретом ВЦИК и СНК от 18 января 1923 г. были созданы коммунальные банки, в Уставе которых указывалось, что “общий итог принятых банком сумм во вклады и на текущие счета переучтенных ими векселей и всяких других сумм принятых на себя денежных обязательств не должен ни в коем случае превышать более чем в десять раз собственный капитал банка, основной и запасной”. Аналогичное требование было включено в уставы Центрального сельскохозяйственного банка, акционерного банка по электрификации “Электробанк”. Для обществ сельскохозяйственного кредита сумма принимаемых на себя обязательств, включая поручительства, не должна превышать более чем в 20 раз их собственные капиталы. Переход к кредитному планированию долгосрочных и краткосрочных кредитов в конце 20-х годов, противопоставление плана и рынка привели к отказу от регулирования деятельности отраслевых банков в целом. В интересах соблюдения ликвидности банков и клиентов в 20-х годах уставами и положениями кредитных учреждений также ограничивалась выдача кредита одному заемщику. Так, в Уставе коммунального банка предусматривалось, что кредит, открываемый каждому из отдельных клиентов, не мог превышать сумму, равную 1/10 доли основного капитала. Несмотря на изменение экономической ситуации в стране такие требования актуальны и по сей день.

Начиная с 30-х годов банковская система, основанная на государственной форме собственности, работала в основном с государственными предприятиями и организациями. Преобладание государственности в народном хозяйстве означало, что по обязательствам заемщиков перед кредитными институтами, в конечном счете, отвечало государство в лице министерств и ведомств. Это привело к тому, что банки в своей работе не ощущали риска. Безграничные платежеспособность и ликвидность государства в условиях неконвертируемости национальной валюты и закрытой экономики ограждали банки от рисков, делали излишней работу кредитных институтов по поддержанию ликвидности.

В результате были утрачены опыт и навыки распознавания, оценки и контролирования кредитных рисков. Новый экономический механизм, приведенный в действие законами о государственном предприятии, о кооперации в СССР, изменения в формах собственности потребовали адекватных изменений в банковской сфере. Возникновение специализированных, коммерческих и кооперативных банков, основанных на разных формах собственности, вызвало децентрализацию кредитных ресурсов, отделило эмиссионную деятельность от кредитной, изменило облик Госбанка и других кредитных институтов. Появление элементов рыночных отношений сделало деятельность банков сопряженной с рисками.

Более чем полутора вековой банковский опыт позволил определить классические рычаги воздействия со стороны Центрального банка на другие кредитные институты с целью поддержания их платежеспособности и регулирования денежно-кредитных отношений в целом. Это, прежде всего, ограничение задолженности одного заемщика, система резервирования средств, обязывающая коммерческие и другие банки хранить в Центральном банке определенную долю от общей суммы вкладов, система рефинансирования и процентных ставок по рефинансированию или учету банковских векселей в Центральном банке, операции Центрального банка с ценными бумагами на рынке, контроль за достаточностью капитала. Самым сильным методом регулирования деятельности коммерческих банков является система рефинансирования со стороны Центрального (эмиссионного) банка. Большая часть кредитов, выдаваемых коммерческими банками, покрывается за счет рефинансирования.

Вообще, банк - это организация, выполняющая определенные экономические и общественные функции. Причем, эти функции разнятся в зависимости от экономического строя. В условиях жесткой централизации и планирования банки являются частью государственного аппарата управления и контроля за деятельностью хозяйства. При этом надзор, сигнализация о допущенных недостатках, бесхозяйственности на предприятиях становятся одним из основных направлений их деятельности. В такой ситуации банк может толковаться как элемент надстройки. Основная функция банка в рыночной экономике - перераспределение денежных средств в этих условиях базируется не на рыночной конъюнктуре, а на директивах высшего руководства, принцип “один банк для клиента” не дает основы для развития коммерческих отношений в банковской сфере. А это в свою очередь, не способствует развитию новых форм банковской деятельности, ведет к ее застою. Действительно, при реформе банковской системы стало, очевидно, что отечественный уровень банковских операций ни количественно, ни качественно не соответствует зарубежному. То, что имелось, к примеру, операции с векселями - забыто, а новые виды банковских услуг не сформированы.

Но, и в нынешней Российской экономике коммерческие банки продолжают участвовать в контроле за деятельностью предприятий, зачастую в ущерб своей основной деятельности.

Нельзя не отметить, что банки также могут воздействовать на государство путем:

предоставления или не предоставления кредитов правительству

изменения объемов операций с валютой и государственными ценными бумагами

изменением своей кредитной политики по отношению к отечественным товаропроизводителям.




БИМЕТАЛЛИЗМ – денежная система, в которой роль всеобщего эквивалента законодательно закрепилась за двумя металлами, т.е. на рынке существует две цены на один товар. Биметаллизм имеет 3 разновидности характеризуется тем, что соотношение между золотом и серебром устанавливалось стихийно, в зависимости от рыночных цен система параллельной валюты при этой системе соотношение устанавливалось законодательно государством, но цена не соответствовала рыночной стоимости металлов система "двойной" валюты золотые и серебрянные монеты служили законным платёжным средством, но не на равных условиях. Монеты из золота чеканились свободно, а из серебра - в закрытом порядке система "хромающей" валюты


МОНОМЕТАЛЛИЗМ – денежная система, при которой роль всеобщего эквивалента выполняет всего один металл – золото или серебро. Монометаллизм имеет 3 разновидности характерные черты: свободная чеканка золотых монет, с фиксированным содержанием золота свободное движение золота между странами свободный обмен банкнот на золото золотомонетный стандарт образовался в странах, которые овладели большими запасами денег (Франция, Великобритания). не существовало свободной чеканки монет обмен банкнот осуществлялся на стандартные золотые слитки золотослитковый стандарт существовал в странах, которые не владели большими запасами золота (Германия, Австрия, Норвегия, Дания). в обращении отсутствуют золотые монеты обмен банкнот осуществляется на иностранную валюту (девизы) золотодевизный стандарт


БУМАЖНАЯ ДЕНЕЖНАЯ СИСТЕМА – это денежная система, при которой эмиссия денежных знаков осуществляется государственным казначейством для покрытия бюджетного дефицита. СИСТЕМА КРЕДИТНЫХ ДЕНЕГ – денежная система, при которой используется кредитный механизм эмиссии денег, обеспечивается их постоянство путём регулирования предложения денег в соответствии с потребностями оборота.


Денежные системы по экономическому характеру 1 рыночные - денежные системы, в которых регулирование денежного обращения осуществляется путём использования экономических методов влияния на денежную массу 2 нерыночные - денежные системы, в которых регулирование денежного оборота осуществляется административными методами. Для них характерно ограничение свободного функционирования денег


Денежные системы по характеру регулирования 1 открытые - денежные системы, в которых вмешательство государства в валютные отношения является минимальным, абсолютная конвертируемость 2 закрытые - денежные системы, в которых осуществляется использование государством валютных ограничений


2. Составляющие экономической политики государства, направленной на регулирование денежного обращения структурная политика политика конкуренции социальная политика конъюнктурная политика предусматривает предоставление субсидий или других стимулов для активизации развития отсталых регионов, определённых областей, секторов и отраслей производства предусматривает мероприятия антимонопольного характера, свободного ценообразования, равного доступа на рынок всем предпринимательским структурам направлена на социальное равенство, социальное обеспечение всех членов общества, путём распределения доходов конъюктурная политика регулирующее влияние государства на рыночную конъюктуру, соотношение спроса и предложения на рынке


Конъюнктурная политика делится на: совокупность мероприятий в сфере налогообложения и государственных затрат фискально- бюджетная политика совокупность мероприятий по регулированию денежного оборота путём изменения предложения массы денег и их процента на денежном рынке денежно- кредитная политика совокупность мероприятий государства в случаях, когда предыдущие два инструмента не дают результатов политика прямого влияния


Денежно-кредитная политика делится на: 1 экспансивная политика - совокупность мероприятий, направленных на увеличение предложения денег, вследствие чего деньги дешевеют 2 рестрикционная политика - совокупность мероприятий, направленных на снижение предложения денег, вследствие чего деньги дорожают


3. ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА – комплекс взаимосвязанных, скоординированных на достижение определённых целей, мероприятий по регулированию денежного оборота, который осуществляет государство через НБУ. Объекты: предложение (масса денег); скорость обращения денег; валютный курс; процентная ставка. Субъкты: НБУ; ВРУ; правительство.


ИНСТРУМЕНТЫ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОЙ ПОЛИТИКИ политика открытого рынка политика обязательных резервов учётная политика политика монетизации бюджетного дефицита состоит в изменении покупки/продажи государственных ценных бумаг НБУ состоит в том, что НБУ устанавливает для всех коммерческих банков норму обязательного резервирования на счетах НБУ НБУ устанавливает ставки процентов, которые он предоставляет коммерческим банкам в порядке рефинансирования поиск денежных средств для покрытия бюджетного дефицита


ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА НАПРАВЛЕНА НА ДОСТИЖЕНИЕ ЦЕЛЕЙ содействие росту производства, занятости, стабильности цен стратегические цели оживление или запрет рыночной конъюнктуры для достижения стратегических целей промежуточные цели изменение денежной массы и процентной ставки для достижения стратегических целей тактические цели

Существуют различные методы государственного регулирования рыночной экономики, которые можно объединить в две группы: административные (прямые) и экономические (косвенные). Применение этих методов зависит от социальных, экономических, исторических, политических условий, состояния развития и структуры экономики страны. Поэтому механизм государственного регулирования экономики в каждой стране имеет свои особенности. Государство как гарант экономических свобод осуществляет административное влияние на рынок на всех уровнях управления - от муниципального до федерального. Организующий влияние на рынок государство осуществляет, прежде всего, путем разработки законов и контроль за их соблюдением всеми хозяйствующими субъектами. К основным методам государственного воздействия относятся: антимонопольное законодательство, контроль за ценами, а также за качеством продукции, через систему государственного лицензирования на производство отдельных товаров; ограничение вывоза некоторых товаров в другие страны. Государство выступает гарантом денежной единицы, осуществляет контроль за оборотом денег. Правительство ежегодно определяет минимальный размер заработной платы, что способствует регулированию рынка труда. Для того чтобы защитить внутренний продовольственный рынок, государство вводит ограничения на ввоз определенных товаров, например значительно повышает ставки пошлин, либо вводит более действенные инструменты защиты - компенсационные сборы, размер которых определяют как разницу между внутренней ценой импортируемого продукта и ценой на рынке, с которого он поступает. Их устанавливают для довольно широкого перечня товаров, прежде всего для тех, которые в достаточном количестве производятся в стране. Государство является прямым рыночным агентом, что дает ей возможность непосредственно влиять на емкость и структуру рынка, а также определять новые организационные формы его функционирования. В современных развитых странах государство является крупным владельцем, сосредоточившим в своих руках не только отрасли инфраструктуры, но и часть средств производства. Особое внимание государство уделяет производству общественных благ. Выбирая стратегию регулирования, она может осуществлять производство этих благ непосредственно на государственных предприятиях. Также могут применяться и косвенные методы регулирования, т.е. государство выступает посредником между потребителем и производителем благ. Масштабы и темпы роста экономической роли государства можно проиллюстрировать на примере США, где 90% населения заканчивает государственные школы, 15 - проживает в квартирах, которые полностью или частично финансируются федеральным правительством, 10% - получают государственные субсидии на питание. Населению гарантируется государственная поддержка в случае безработицы, нетрудоспособности или бедности, трудовая компенсация, пенсия по возрасту. Каждый шестой работник занят в государственных предприятиях и учреждениях. Цены на пшеницу, кукурузу и молочные продукты контролируются государством. В отдельные годы сельскохозяйственные субсидии на эти продукты достигают 50-60% общей стоимости урожая. Многие коммунальных услуг оплачивается по низким ценам благодаря государственному регулированию. Государство оказывает также услуги по пользованию государственными автодорогами, железными дорогами, станциями водоснабжения и т.п. Регулирующее влияние на рыночную экономику государство осуществляет через индикативные планирование - средство координации хозяйственной поведения экономических субъектов. В таком планировании, которая отражает цели и приоритеты социально-экономической политики государства, используются показатели, которые имеют характер рекомендаций. Индикативный план осуществляется субъектами рынка через систему экономических и правовых регуляторов, которые, с одной стороны, стимулируют эти субъекты, а с другой - позволяют решить важнейшие социально-экономические проблемы страны (сдерживание инфляции, социальная защита населения, уменьшение безработица, структурные изменения в экономике). Такие планы выполняют роль специфических средне-и долгосрочных договоров на выполнение целевых программ развития, в частности социальных. К последним относятся: программа охраны здоровья населения, изменение характера, условий и характера труда, развитие духовной сферы, восстановления экологического равновесия и т.д. Наибольшего развития государственное регулирование в сфере экономической политики получило во Франции, Японии, Швеции, Южной Кореи. До важнейших государственных инструментов регулирования экономики Франции принадлежат текущее прогнозирование и стратегическое планирование. Для удовлетворения общегосударственных потребностей в государственном секторе экономики применяют плановый контракт, а в частном - госзаказ. В Японии как регулирующее средство широко используют экономическое планирование. В послевоенный период таких планов было 11. В Швеции особое внимание уделяют проблемам социального регулирования и социального обеспечения, благодаря чему здесь самая высокая занятость населения, безработица составляет 1-2% трудоспособного населения. В Южной Корее регулирующие меры предусматривают достижение финансово-денежной сбалансированности. Даже в годы значительных экономических потрясений (1970 - 1971, 1974-1975, 1979-1981) денежное обращение, инфляция или дефицит государственного бюджета не выходили из-под контроля, что достигалось благодаря государственной монополии в кредитно-финансовой сфере. Национальная экономика Кореи надежно защищена от притока иностранной валюты. Для устранения негативных последствий инфляции государство использует метод прямого регулирования цен. Эти меры принимают относительно энергоносителей, общественного транспорта, телефонной связи, проезда автодороги, продукции оборонной сферы. Значительное внимание государство уделяет ценам на продукты питания и услуги населению, устанавливая их предельный уровень. Государство может менять свою политику в зависимости от сложившейся ситуации. Так, в последнее время сфера прямого регулирования цен в США очень сузилась. Более 10 лет назад было ликвидировано государственное регулирование тарифов на все виды транспорта. К сфере регулирования цен ныне входят «естественные монополии» - производство электроэнергии, услуги связи. Изменение экономической ситуации в США может повлечь возобновление регулирования некоторых цен и тарифов. Для устранения негативных последствий экономической деятельности государство может использовать методы прямого административного воздействия, устанавливая определенные стандарты в соответствующих производствах, предельные нормы выбросов вредных веществ в атмосферу, запрещая применение технологий, которые угрожают здоровью людей. Одним из наиболее эффективных регулирующих средств являются налоги. В разных странах существуют неодинаковые подходы к классификации налогов, однако законодательством всех стран предусмотрено, что граждане обязаны отдавать часть своих доходов на общегосударственные нужды. Есть два субъекты налогообложения - физические и юридические лица. Объектами налогообложения физических лиц является доход, имущество и земля, юридических лиц - прибыль, имущество и земля. Сегодня европеец в среднем тратит на налоги 45-48% своего дохода. В большинстве стран мира юридические лица, которые ведут предпринимательскую деятельность, уплачивают в бюджстуч48-52% полученной прибыли. Часть средств государственного бюджета направляется на развитие определенных отраслей, производство некоторых товаров и продуктов питания, осуществление различных видов деятельности. Почти половина расходов бюджета приходится на социально-экономическую сферу: 1) расходы на выплату пенсий, пособия, здравоохранение, образование, подготовку кадров, 2) содействие развитию энергетики, жилищного строительства и коммунального хозяйства, средств коммуникаций; 3) расходы на охрану окружающей среды. Бюджетом также предусмотрены расходы на оборону страны, научные и космические исследования. В странах с развитой рыночной экономикой особое внимание уделяют стимулированию научно-технического прогресса, развития на его основе наукоемких производств. Для этого каждая страна, исходя из определенной концепции или модели научно-технического прогресса, разрабатывает комплекс мероприятий в соответствии с национально-государственными приоритетами. Модель или концепция стимулирования научно-технического прогресса в различных странах разрабатывается в зависимости от системы управления научно-технической сферой. В США, например, делается акцент на сохранение научно-технического и военного руководства, в Японии - на производство конкурентоспособной продукции с применением достижений ИИТР. В странах Западной Европы, США и Японии эта система имеет децентрализованным характер, финансирование научно-технической сферы осуществляют различные государственные ведомства. Исключение составляет Франция, где существует централизованная система управления научно-технической сферой. Важным объектом государственного регулирования является аграрный сектор, развитие которого стимулируется за счет финансирования из государственного бюджета. Для решения проблем, связанных с преодолением последствий стихийных бедствий, развитием инфраструктуры, реформированием производства, предотвращением социально негативным явлениям в сельской местности - безработице, упадком социально-бытовой и культурной инфраструктуры, - государство выделяет целевые дотации. Для поддержания определенного уровня цен в сельском хозяйстве в федеральном бюджете США предусмотрено 5% расходов для возмещения прямых затрат фермерам, которые выращивают рис, пшеницу, просо, кукурузу, ячмень, овес, хлопчатника. Доля государственной дотации к цене колеблется от 15% для производства пшена до 35% - для риса. На продукцию животноводства дотации не предусмотрены. За счет этих же 5% расходов федерального бюджета финансируются научные исследования в области сельского хозяйства. Поддержка фермеров осуществляется на уровне штатов, которые на льготных условиях (проценты вдвое меньше рыночные) выделяют средства на улучшение социальной сферы - обустройство дорог, телефонной связи, уборку мусора и т.п. Большая часть геологоразведочных работ в США осуществляется за счет финансирования из государственного бюджета. Разведанные места природных ископаемых реализуются на аукционных торгах, доходы от которых поступают в федеральный бюджет. Важное место в системе регулирующих рычагов государства отводится денежно-кредитной системе. Определяя количество денежной массы в обращении, объем кредитов, уровень процентных ставок, государство активно влияет на конъюнктуру рынка - уменьшая количество денег в каналах обращения, она сдерживает деловую активность, и наоборот, увеличение денежной массы способствует усилению инвестиционной деятельности хозяйствующих субъектов. Этого можно достичь также благодаря кредитной политике. Снижение процентных ставок увеличивает кредитные поступления в национальной экономике. Недостаточные инвестиции приводят к уменьшению объемов производства, высвобождения рабочей силы, падение уровня заработной платы. Объектом особого внимания государства в условиях развитой экономики являются предприятия малого бизнеса - индивидуальные, семейные, групповые. Это обусловлено тем, что, во-первых, именно в этой группе предприятий наблюдается самая острая конкуренция, а, во-вторых, за относительно небольших инвестиций они обеспечивают решение таких проблем, как занятость населения, удовлетворение потребностей рынка, быстро меняются, быстрое внедрение технических, организационных, управленческих новаций т.д. Государственная поддержка малого бизнеса осуществляется через предоставление долго и краткосрочных кредитов на льготных условиях, подготовку и повышение квалификации кадров, предоставления различных налоговых льгот, коммерческой информации. В Италии, например, льготное кредитование может достигать 40% потенциальных расходов небольших предприятий. Кредиты сроком на 15 лет предоставляются для реализации новых инициатив, на 10 - для модернизации или расширения действующих фирм. При этом процентная ставка с учетом размера кредита составляет 36-60% рыночной. В Нидерландах государство гарантирует возмещение половины убытков при условии не менее пяти капиталовложений за предыдущие три года компаниям с числом занятых до 500 человек. Стимулируют развитие малого предпринимательства также Япония, Южная Корея, Германия, другие развитые крайние. В структурной перестройке народного хозяйства, определении приоритетных направлений общественного производства, рационального соотношения между отраслями чрезвычайно важная роль отводится государству, которое осуществляет бюджетное финансирование определенных отраслей, производств, признанных ключевыми направлениями структурной политики; стимулирует перелива капитала в определенные сферы деятельности; готовит кадры для приоритетных отраслей. Следовательно, государство использует многие административных и экономических регуляторов экономики ни один из них не с идеальным, поскольку, обеспечивая положительный эффект в одном случае, приводит к негативным последствиям в другом. К тому же в разных странах применяются неодинаковые методы регулирования. В одних из них большего развития приобретает кредит, во втором - налог, в третьих - решающая роль принадлежит индикативную планированию. Между административными и экономическими методами нет четко определенной границы, они взаимно дополняют друг друга и за оптимального сочетания дают наибольший эффект. В условиях глобализации особое значение приобретает регулирования внешнеэкономических связей страны.

Новое на сайте

>

Самое популярное