Домой Микрозаймы Структурные изменения в развитии мировой экономики на рубеже XX–XXI вв. Структурные изменения в экономике современной россии

Структурные изменения в развитии мировой экономики на рубеже XX–XXI вв. Структурные изменения в экономике современной россии

Переходная экономика - это экономическая система, которая существует в период перехода из одной системы общественно-экономической системы в другую. В этот период радикально изменятся и преобразуются социальные и экономические системы, происходит общая трансформация отношений в вопросах собственности, меняются механизмы и инструменты в управленческой сфере, полностью меняются как средства так и цели экономического развития. В случае с Россией, а также стран постсоветского пространства, термин переходная экономика применим в период перехода от модели централизованного управления экономикой к новой экономике рыночного типа.

В современной классической экономической теории изучается рыночная экономика как устойчивая, упорядоченная и равновесная система, которая находится в состоянии поступательного развития. В конце ХХ века, в период перехода индустриального общества в постиндустриальное, сформировалась новая наука транзитология, которая изучает теоретические основы экономических трансформаций. Таким образом, транзитология - это наука об экономике переходного периода. Предметом этой науки являются проблемные вопросы трансформации системы хозяйствования. Субъектом же исследований транзитологии является экономическая система конкретной страны (или стран) которая находится в переходном состоянии, от одного качественного уровня к другому.

Особенность переходной экономики в том, что, по сути, одновременно экономическая система имеет характерные черты сразу двух, зачастую диаметрально противоположных, систем. Эти особенности переходной экономики делают ее нечто большим, нежели процесс реформирования некоторых частей и элементов, это процесс смены всей существующей системы экономических отношений.

Классификация переходных процессов по характеру и типу

В процессе анализа истории экономических процессов выявилось, что в процессе развития существует несколько типов переходных экономик, отличающихся друг от друга по масштабам, а также по характеристике протекания процессов.

По масштабу принято разделять экономические процессы на:

  • глобальные;
  • и локальные.

По данной классификации локальная переходная экономика существует в некотором отдельном районе, регионе или отдельно взятой стране. В своей основе локальная экономика переходного периода содержит конкретные экономические процессы, которые присущи данному региону, и делающие экономику данного региона уникальной и отличительной от экономики других стран и регионов. В плане масштаба локальная переходная экономика является экономикой исходного типа.

Под глобальной переходной экономикой подразумевают всеобщий процесс изменений, протекающий в масштабах мирового хозяйства или даже всей цивилизации, как правило, специалисты разделяют восточную и западную цивилизации. Естественно, что глобальные процессы по определению не возможны без включения в них локальных экономических изменений, именно благодаря этим локальным изменениям и происходят масштабные подвижки глобального характера. Однако глобальные процессы могут развиваться и вследствие неких глобальных факторов, как, например, глобальное разделение труда. Глобальные изменения процессы всегда имели место быть на протяжении существования человеческого общества. Для примера можно взять процесс разделения человеческой цивилизации на западную и восточную цивилизации в I тысячелетии до нашей эры. На данном этапе развития нашего общества существуют все предпосылки к тому, что вскоре произойдет объединение этих двух цивилизаций.

По тому, как протекают процессы, также выделяются два типа переходной экономики:

  • естественно-эволюционная;
  • и реформаторско-революционная.

Первый тип происходит при естественном ходе истории, второй - при возникновении в обществе, зачастую в случае революционных кардинальных процессов, программ и направлений развития общества, в том числе и в сфере экономики. Одним из примеров второго типа переходной экономики можно считать опыт воплощения в жизнь программы Л. Эрхарда в Германии после окончания Второй Мировой Войны.

Некоторые экономические школы считают, что в чистом виде эти типы переходной экономики встречаются весьма редко. В большинстве случаев имеет место их переплетение, по сути, это и есть переходная система экономики. Совершенно очевидно, что любая реформа будет ускорять (или замедлять) ход естественной экономической эволюции. В качестве примера можно рассмотреть реформу 1861 года в России, которая была направлена на ускорение перехода от традиционного уклада в экономике к экономике нового капиталистического, то есть рыночного типа. Логичным продолжением этих реформ можно рассматривать реформы Столыпина. По сути, эти реформы в экономической плоскости можно сравнивать с социально-политическими революциями, которые произошли в России.

Конец ХХ века ознаменовался массовым переходом от административно-командной экономической системы к рыночной во многих странах мира. В целом способы осуществления этих переходов можно разделить на два типа. Это переход путем создания специальных экономических институтов (это сделали Китай, а также Венгрия в Европе), или же путь «шоковой» терапии (этот тип характерен для большинства стран Восточной Европы, в том числе и для России). Классическую форму такого перехода продемонстрировала Польша 90-х годов.

Разница между этими вариантами состоит не только в сроках, за которые проведены изменения, но и объеме регулируемых секторов, избранных мер стабилизации, степени охвата отраслей. Вопреки расхожему мнению, что выбор пути перехода зависит от политической воли руководства страны, экономисты считают выбор того или иного пути обусловленным целым комплексом социальных, политических и экономических факторов. Чаще всего шоковый вариант обусловлен сложившимися тяжелыми обстоятельствами в экономике страны, финансовым дисбалансом, товарным дефицитом и структурными нарушениями по отраслям экономики, которые остались от предыдущей системы хозяйственных отношений.

Главные особенности переходной экономики

Переходная экономика - это нормальное эволюционное состояние экономической системы, когда экономика работает в период перехода от одной ступени эволюции общества к другой, часто это период экономических, политических и социальных изменений. Исходя из этого, черты переходной экономики отличают ее от «обычной» экономической системы. Среди этих специфических особенностей можно выделить:

  • Заторможенность (инерционность) процесса воспроизведения.
  • Развитие новых форм, элементов и экономических институтов.

Зачастую эти особенности определяются как главные проблемы переходной экономики. Первая особенность (инерционность) объясняется тем, что из-за постоянного оглядывания на предыдущий этап не возможна быстрая, как бы этого не хотелось, замена экономических форм и отношений новыми. Именно этим явлением объясняется сохранение на достаточно большом промежутке времени пережитков старых экономических взаимоотношений.

Но поскольку процесс эволюции остановить не возможно, новые формы и новые отношения будут возникать и развиваться. Особенно интенсивно развиваются новые экономические институты в случае наличия спланированной программы реформ. Эффективность реформ возрастает в том случае, если они проводятся не спонтанно, а базируются на экономических законах. В этот период возрастает роль субъективных факторов, в конце концов, определяющих пути реализации реформ и их практическое значение.

Основные черты характерные для переходной экономики

В экономической теории выделяют основные черты переходной экономики, их как минимум пять.

  • Изменчивость.

Экономика переходного периода отличается своей изменчивостью, которая нарушает равновесие. Данная черта присуща для любого типа переходной экономики, обеспечивает как динамизм развития процесса, так и неопределенность перспектив процесса развития экономической системы.

  • Смешение нового и старого.

Особенности переходной экономики проявляются в переплетении новых и старых форм ведения хозяйства являются лакмусовой бумажкой на то, что процесс действительно начат, он идет и по мнению многих специалистов свидетельствует о необратимости процесса.

  • Альтернативность.

Является фактором многовариантности развития событий и свидетельствует о возможности выбора наиболее благоприятного варианта развития.

  • Противоречивость.

Эта особенность касается не столько функционирования экономики, сколько возникающих противоречий между слоями общества и стоящими за ними субъектами хозяйствования. Обострение противоречий насколько сильно, что это может привести к революционным потрясениям и социальным катаклизмам.

  • Историчность.

Экономика переходного периода сама по себе носит исторический характер, который, несомненно, зависит от особенностей региона. Это значит, что одни и те же закономерности протекания экономических процессов проявляются в каждой стране по-разному.

Совершенно очевидно, что при формировании программ экономического развития следует учитывать основные черты переходной экономики, с целью недопущения возможных ошибок и просчетов.

Российская переходная экономика и ее особенности

Несмотря на то, что в России экономические процессы протекают по той же схеме, что и в большинстве стран мира, переходная экономика России имеет целый ряд собственных уникальных особенностей. Также существуют проблемы переходной экономики характерные только для России.

  • Беспрецедентность.

Под этим термином понимают то, что переход к рыночной экономике происходит не от традиционного уклада, а от специфического, складывавшегося 70 лет особого типа «социалистической» экономики. Российская переходная экономика как экономическая и социальная система, бесспорно, накладывает свои отпечатки на ход преобразований. Более того, ход процесса не до конца предсказуем, поскольку аналогов в мировой истории попросту нет. Россия вновь, как и после 1917года, выступает как первопроходец.

  • Возвратность.

Дело в том, что основные понятия рыночной экономики для России не совсем чужды. Многие понятия были попросту «вытравлены» из сознания людей советской идеологией и способом жизни. Сегодня происходит возврат к утраченным ценностям.

  • Глобализация.

Особенности переходной экономики усиливаются процессами глобализации. Мировые процессы попросту не могут не влиять на Россию, на сами переходные процессы и на главные ориентиры. Поэтому российская переходная экономика представляет собой уникальное переплетение локальных тенденций и направлений развития.

  • Территориальность.

Переходная экономика России связана с географическим положением, как звена связывающего экономики западной и восточной цивилизации. Эта особенность накладывает свой отпечаток не только на стили хозяйствования, но и на ментальность жителей.

Задачи переходной экономики России

Переход на новую экономическую систему процесс тяжелый и требует четко поставленных задач:

  • Либерализация экономической системы. Для России трудно, но жизненно необходимо отказаться от запретов и ограничений, а также от чрезмерного государственного контроля во всех экономических сферах. Поэтому государство в переходной экономике играет важную и сложную роль.
  • Демонополизация. Суть заключается в создании в стране среды истинной конкуренции, то есть равных условий для ведения бизнеса абсолютно всеми субъектами хозяйствования.
  • Структурные преобразования. Такие преобразования, которые устранят диспропорции как в экономической системе в целом, так и в отдельных ее отраслях в частности.
  • Стабилизация макроэкономических параметров. Под этим подразумевается контроль над инфляцией, денежной эмиссией, сбалансированности государственного бюджета.
  • Социальная защита. Поскольку от не всегда популярных экономических реформ страдают простые люди, необходима четко функционирующая по установленным прозрачным правилам социальная сфера. Главная задача социальных служб должна заключаться в облегчении адаптации населения к новым экономическим условиям.
  • Институциональные преобразования включают в себя создание частного сектора, действующей рыночной инфраструктуры, создание эффективного законодательства адаптированного под условия рынка.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Национальная экономика: конспект лекций Кошелев Антон Николаевич

6. Структурные изменения в экономике современной России

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную. Масштабы и сложность реформирования состоят в том, что в стране, где полностью отсутствовали рыночные отношения, они искусственным образом были внедрены.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Особенностью экономических реформ было то, что в условиях социалистического режима само понятие свободного рынка отсутствовало. Необходимо было создать такие условия, в которых возникли бы и начали нормально функционировать нормальные рыночные механизмы.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

1) структурные реформы;

2) приватизацию;

3) макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли – отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация – снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

Из книги Личный бюджет. Деньги под контролем автора Макаров Сергей Владимирович

ПИФы современной России Давайте предварим рассказ о том, что же такое ПИФ, небольшим экскурсом в их историю в США и России.Первый паевой фонд был создан в 1924 году Л. Шерманом Адамсом, Чарльзом Эйч Лидройтом и Эштоном Л. Карром и назывался Massachusetts Investor Trust. Это был первый в

автора Роньшина Наталия Ивановна

27. ТНК, роль и сферы деятельности ТНК в современной мировой экономике Международные корпорации – это крупные объединения компаний и фирм, которые ведут свою деятельность не только внутри страны, но и за ее пределами. Первые из них появились еще во второй половине XIX в. и

Из книги Международные экономические отношения автора Роньшина Наталия Ивановна

40. Основные центры интеграционных процессов в современной международной экономике Начало интеграции стран Западной Европы положил Парижский договор об учреждении Европейского объединения угля и стали, подписанный в 1951 г. А в 1957 г. было учреждено Европейское

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

6. Структурные изменения в экономике современной России В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности бала заменена на рыночную.

автора Гайдар Егор Тимурович

§ 3. Структурные изменения в обществе Капиталистические институты проложили дорогу глубоким структурным изменениям в обществе, которые связаны с современным экономическим ростом. Как это происходило – тема следующих глав. Но в странах – лидерах современного

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

§ 4. Перспективы миграционной политики современной России При наиболее благоприятном сценарии, чтобы сохранить численность населения на нынешнем уровне, страна должна ежегодно принимать 700 тыс. иммигрантов. Мировая история знает более масштабные миграции.

Из книги ПОБЕДА ИДЕЙ ГОРОДСКОГО НАЦИОНАЛИЗМА автора Городников Сергей

II. Националистическая идеология современной России На исходе ХХ столетия положение дел в экономике является главным показателем политической устойчивости или, наоборот, социального распада всякого индустриализированного и урбанизированного общества.Что же ожидает

автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Международные экономические отношения: конспект лекций автора Роньшина Наталия Ивановна

Из книги Обман и провокации в малом и среднем бизнесе автора Гладкий Алексей Анатольевич

Из книги О российской мафии без сенсаций автора Аслаханов Асламбек Ахмедович

Наркобизнес в современной России Лет 15–20 назад за попытку поднять проблему борьбы с отечественным наркобизнесом можно было угодить в тюрьму как антисоветчику. «Наркобизнес у нас? - недоуменно пожал бы плечами высокопоставленный партийный босс, - это невозможно.

Из книги Налоговый менеджмент автора Барулин С В

6. Оптимизация налогов в практике современной России

Из книги Геноцид автора Глазьев Сергей Юрьевич

Из книги Антикризис. Выжить и победить автора Катасонов Валентин Юрьевич

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

7.1. Структурные изменения в экономике развитых стран в конце XIX– начале XX в Завершение промышленной революции способствовало изменению структуры экономики всех развитых стран. Становление фабричной промышленности придало техническому прогрессу невиданный темп.

Из книги Маркетинг. А теперь вопросы! автора Манн Игорь Борисович

57. Как вы считаете, что в современной экономике генерирует бо?льшую прибавочную стоимость: маркетинг или производство? Маркетинг.Снизить производственные издержки, сократить процент брака можно до какого-то предела. У маркетинга пределов

Основные черты и тенденции экономического развития в 20 веке

Экономическое развитие в новейшее время происходило неравномерно и неоднозначно для различных стран и регионов. Но в целом можно выделить несколько основных тенденций, характерных для экономики всех стран.

1. Весь ход развития мировой экономики в 20 веке определил глубокий раскол мира, начало которому было положено Октябрьской революцией в России. Мир раскололся на две социально-экономические системы: капиталистическую, основанную на рыночной экономике, и социалистическую, командно-административную систему. Начались долгие годы противостояния - экономического, политического, идеологического и военного. Усиливается милитаризация экономики, в первую очередь ведущих стран. Гонка вооружений обескровливала экономику, поглащая огромные финансовые, интеллектуальные и материальные ресурсы. Раскол мира усилился с образованием мировой системы социализма после второй мировой войны и закончился во второй половине 80-х - начале 90-х годов 20 века с крушением СССР и мировой системы социализма.

2. Современная экономика всех стран развивается под воздействием научно-технической революции (НТР). НТР - это глубокие, радикальные изменения во всех элементах производительных сил: в технике, технологии, материалах, источниках энергии, системах хранения и переработки информации, в положении человека на производстве (появляются новые отрасли, создана ракетная техника, используется ядерная энергия, информационные, лазерные и биотехнологии, созданы материалы с заданными свойствами, развивается генная инженерия и др). Меняется облик аграрного сектора, происходит “зеленая революция”, призванная решить проблему голода (в сельском хозяйстве широко используется электроника, достижения химии, генная инженерия, капельное орошение и др.). Индустриальная эпоха сменяется постиндустриальной, информационной.

Достижения НТР непосредственно сказываются на росте доходов и улучшении качества жизни населения (широко используется современная бытовая техника, компьютеры, личный транспорт, современные строительные технологии).

В 60-х - 70-х гг. произошел переход развитых стран к преимущественно интенсивному типу экономического роста, основанному на завоеваниях НТР. Главная причина такого перехода - ограниченность всех видов ресурсов и крушение колониальной системы, бывшей источником этих ресурсов для метрополий.

3. Главной позитивной чертой экономического развития в 20 веке стало усиление государственного регулирования экономики. Глобализация экономики, усложнение современного рынка, обусловили снижение его способности к саморегуляции. Следующие внутренние и внешние причины обусловили необходимость его внешнего регулирования:



Усиление экономической нестабильности (систематические экономические кризисы);

Обострение социальных проблем и усиление классовой борьбы на рубеже 19 - 20 веков;

Монополизация экономики;

Масштабные войны и локальные конфликты с их негативными экономическими последствиями;

Усиление инфляционных процессов;

Глобализация экономики и др.

Исходя из этого, основными целями усиления государственного вмешательства в экономику стали:

Обеспечение стабильного экономического роста (без глубоких спадов, затяжных депрессий и перегрева экономики во время экономического подъема);

Обеспечение социальной стабильности и классового мира в обществе;

Антимонопольное регулирование и защита конкуренции на рынке;

Антиинфляционное регулирование,

Внешнеэкономическое регулирование, направленное на интеграцию национальных экономик в мировое рыночное хозяйство и др.

Основными формами государственного участия в экономике стали: государственное прогнозирование, целеполагание и программирование экономики (не путать с планированием в условиях административной экономики); законодательная деятельность и контроль за исполнением законов; государственная собственность и государственная предпринимательская деятельность; регулирование основных макроэкономических параметров инструментами финансовой и денежно-кредитной политики и др.

Трансформация рыночной экономики в 20 веке связана в первую очередь с усилением государственного регулирования и решением на основе этого регулирования многих острых социальных и экономических проблем.

4. Следующей принципиальной чертой современной рыночной экономики стала трансформация экономических отношений:

Гуманизация производства (сокращение рабочего времени; повышение реальной заработной платы; государственный контроль за режимами труда, отдыха и санитарно-гигиеническими условиями, соблюдением трудового законодательства и др.);

Усиление социальной защищенности населения (пенсионное обеспечение, обязательное медицинское страхование, поддержка безработных и малообеспеченных, защита детства и материнства и др.), развитая система государственного образования и медицинского обслуживания;

Участие трудящихся в прибылях (“демократизация капитала”) за счет получения доходов от ценных бумаг и банковских вкладов; стимулирование труда из прибыли предприятий, что создает основу для роста среднего класса - класса собственников.

Все эти изменения становятся предпосылками социальной стабильности в обществе и социального партнерства труда и капитала. И чем более развито общество, тем больше у него возможности для реализации социальных программ и роста национального благосостояния.

5. Важные изменения произошли в 20 веке в мировой экономике: глобализация, экономическая интеграция и завершение формирования единого мирового хозяйства. Новыми формами мирохозяйственных связей стали: международный маркетинг, лизинг и инжиниринг, усилились научно-техническое сотрудничество и финансовые взаимосвязи в современном мире. Возросла открытость национальных экономик, их зависимость от экономических процессов, происходящих в мире.

Однако, несмотря на усиление взаимосвязей в мировом хозяйстве, сохраняется и усиливается неравномерность экономического развития стран (мир делится на высоко развитые постиндустриальные страны, динамично развивающиеся новые индустриальные страны и слаборазвитые страны). С другой стороны, не исчезают явления соперничества и конкуренции на мировом рынке (сложились три основных центра мирового соперничества: страны европейского сообщества, Североамериканский союз и страны Азиатско-Тихоокеанского региона).

В 20 веке завершилось крушение колониальной системы, что обусловило глубокие изменения как в хозяйстве бывших колоний, так и их метрополий. Главным результатом деколонизации для западного мира стала экономическая интеграция и переход к интенсивному типу хозяйства в условиях потери колониальных источников сырья.

6. В 20 веке обостряются глобальные экономические проблемы: экологические, связанные с негативными последствиями хозяйствования человека на Земле; обеднение животного и растительного мира; исчерпание невосполнимых ресурсов; проблемы разоружения и конверсии; борьбы с мировым терроризмом; освоения Космоса и мирового океана; проблемы бедности и нищеты в отсталых странах; проблема инфекционных заболеваний и др. Эти проблемы носят глобальный характер, так как они касаются всех стран, и решение их возможно только на основе объединенных усилий всего человечества.

Кроме перечисленных черт и тенденций в 20 веке сохраняются такие особенности рыночной экономики, как монополизация (несмотря на активное государственное антимонопольное регулирование) и цикличность в развитии экономики (периодические спады и кризисы, несмотря на проводимую антициклическую политику). Таковы основные черты и тенденции в экономическом развитии стран в 20 веке.

Выделяются несколько периодов экономического развития в 20 веке: межвоенный период (1919 - 1939 гг.), послевоенный (1945 - конец 60 - х гг.) и современный период (последняя треть 20 - начало 21 века).

Последствия первой мировой войны и экономические изменения

в межвоенный период

Усиление неравномерности экономического развития стран в конце 19 - начале 20 века обусловило обострение борьбы между ведущими странами за передел мира - за колонии, источники сырья, рынки сбыта, сферы приложения капиталов. Эта борьба привела к первой мировой войне 1914 - 1918 гг. между странами Антанты (Англия, Франция, Россия и другие страны) и Тройственным союзом (Германия, Австро-Венгрия, Турция, Болгария и др.). Это была именно мировая война, так как в ней участвовали 34 страны из 56 стран мира и 80 млн. человек. Победу одержала Антанта, исход войны был предрешен успехами английского военного флота, отрезавшего Германию и ее союзников от источников сырья, и вступлением в 1917 г. в войну США.

Экономические потери в результате войны были огромными: уничтожено треть материальных ценностей человечества, большой урон был нанесен природе, осуществлены огромные нерациональные военные расходы (выросшие за годы войны в 20 раз), человеческие жертвы составили более 10 млн. убитых, 20 млн. - инвалидов, еще 10 млн. умерших от голода и заболеваний. 50 % промышленности работало на нужды фронта, производя пулеметы, танки, самолеты, подводные лодки, пушки, обмундирование и боеприпасы. Только США и Япония вышли из войны обогащенными, их национальное богатство увеличилось на 40 и 25 % соответственно, США сосредоточили половину мирового запаса золота..

В результате войны произошла глубокая перестройка экономической и политической систем ряда стран: распад Российской, Турецкой и Австро-Венгерской империй; буржуазные революции в России и Германии; социалистическая революция в России, положившая начало расколу мира и противостоянию двух систем; начало крушения колониальной системы. В борьбе с социализмом в мире сложилось две основные тенденции: с одной стороны, к демократизации общественной жизни и гуманизации производства (США, Англия, Франция), и с другой стороны, к тоталитаризму и усилению политической реакции (Германия, Италия и Япония).

Основные этапы межвоенной экономики:

1918 - 1924 гг. - послевоенное восстановление хозяйства;

1925 - 1929 гг. - оживление и подъем экономики;

1929 - 1936 гг. - мировой экономический кризис и последовавшая за ним депрессия;

1936 - 1939 гг. - новое оживление на основе военной конъюнктуры.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. стал главным событием мировой экономики. Он охватил весь мир и стал тяжелейшим потрясением для рыночной системы хозяйства. Это был типичный кризис перепроизводства, вызванный дисбалансом совокупного спроса и совокупного предложения. Проблемы были во всех странах одинаковые: затоваривание, глубокий спад производства, банкротства предприятий, паралич кредитно-банковской системы, массовая безработица и резкое снижение жизненного уровня населения. Выход из кризиса каждая страна искала по-своему, общим было усиление государственного регулирования с целью оживления экономики.

Германия. Германия была побежденной в первой мировой войне страной и понесла большие людские и материальные потери (2 млн. чел. погибло, 1,5 - ранено, 1 млн. - погибли в результате голода и эпидемий). Версальский мирный договор 1919 г. поставил Германию как побежденную страну в крайне тяжелое положение: огромные репарации (132 млрд золотых марок товарами и золотом), территориальные потери (Франции возвращены Эльзас и Лотарингия, передан Саарский угольный бассейн), отторжение колоний (с населением в 13 млн. чел.). Был ликвидирован военно-морской флот, сокращена сухопутная армия и все виды вооружения. Военные расходы Германии за годы войны составили более 150 млрд. марок. В стране усиливался экономический хаос, произошел спад производства (до 43 %), царила безработица (она составляла четверть населения), обострялась классовая борьба.

В 20-х годах осуществляются экономические преобразования, нацеленные на стабилизацию экономки: антиинфляционная денежная реформа 1923 г., модернизация устаревшего оборудования, укрепление германских монополий, усиление эксплуатации. Боясь революционного пожара в стране, а также будучи заинтересованным в восстановлении военно-политического потенциала Германии, значительную экономическую поддержку оказывает мировой капитал (смягчение условий Версальского договора, пересмотр репараций, кредиты и иностранные инвестиции). Был разработан план Дауэса (на 1924 - 1929 гг.), направленный на поддержку Германии, и затем план Юнга (с 1929 г. он не был реализован в условиях начавшегося кризиса).

В результате, во второй половине 20-х гг. отмечается оживление германской экономики. Превзойден довоенный уровень производства, началось его расширение на новой технической основе (особенно быстро развивались электротехническая промышленность и машиностроение). Производительность труда выроста на 40 %, по объемам производства Германия вышла на 2-е место в мире. Были восстановлены утраченные международные позиции германского финансового капитала.

Экономический кризис 1929 - 1933 гг. тяжело поразил германскую экономику, едва оправившуюся от послевоенного спада. Почти на 40 % упало производство, 68 тыс. предприятий потерпело крах, около 8 млн. чел. (11 % трудоспособного населения) стали безработными, разорялось крестьянство. В стране произошел рост заболеваний и самоубийств.

Выход из кризиса в Германии происходил на основе создания командно-административной экономики и централизации управления. В 1933 г. к власти пришла нацистская партия во главе с Адольфом Гитлером, это было крахом политической системы Веймарской республики и демократии в стране. Гитлер был поддержан национальной и мировой буржуазией, которая видела в милитаристской Германии щит против усиления советской России. Тиссен, Флик, Крупп, Стиннес, Шредер, Шахт и другие финансировали нацистскую партию. Утверждается фашистская диктатура, усиливается тоталитаризм и политическая реакция, Германия готовится к войне за ”восстановление исторической справедливости” и жизненное пространство.

Игнорируя условия Версальского договора, Гитлер начинает открытое перевооружение и наращивание военного потенциала. Он делает ставку на милитаризацию экономики (военные расходы в 1933 - 1939 гг. выросли в 25 раз, их удельный вес в государственных расходах увеличился с 26 % до 76 %), на самообеспечение, централизованное управление и государственный контроль за ценообразованием и распределением всех видов ресурсов. Создаются огромные стратегические запасы за счет импорта сырья (в том числе и из России). Осуществляется принудительное картелирование (монополизация) экономики, растет государственный сектор экономики, в значительной степени за счет ариезации (конфискации собственности не немцев). Расширяются государственные заказы, в первую очередь военного характера. Формируется государственно-монополистический капитализм гитлеровского типа. Запрещены забастовки, стачки, профсоюзы и рабочие политические партии. В стране наводится “порядок” и жесточайшая дисциплина.

Экономический рост в Германии, начавшийся во второй половине 30-х гг., связан в большой степени с подготовкой к войне и усилением ВПК. Германия становится мощной военной державой.

США. США были ведущим государством мира и самой благополучной в экономическом отношении страной (с конца 18 века здесь не прекращался экономический рост). Мировой экономический кризис особенно больно поразил экономику США. Он произошел после долгой эпохи благополучия и стал моральной катастрофой, разрушил веру американцев в свое вечное процветание (психологию “просперити”).

Докризисный период был связан с беспрецедентным “перегревом” экономики и ростом спекулятивного капитала. Кризис начался с паники на Нью-Йоркской фондовой бирже, быстро охватил все отрасли и перекинулся через Атлантику. Это был типичный кризис перепроизводства. По стране прокатилась волна разорений и банкротств. Производство сократилось на 46 % и было отброшено назад на 20 лет, к уровню 1911 года. Резко ухудшилось положение трудящихся. В стране было огромное количество безработных: около половины трудоспособного населения (в 1931 г. только в Нью-Йорке от голода погибло 2 млн. человек). Особенно тяжелым было положение фермеров.

В 1929 году президентом становится Г. Гувер. Он сделал ставку на традиционный американский индивидуализм и экономический либерализм (надежда на то, что рынок все сам отрегулирует), но экономика еще больше погружалась в кризис. В 1932 г., в разгар кризиса, к власти приходит Ф. Д. Рузвельт - один из величайших политических деятелей Америки. Он провозглашает “Новый курс”: экономическую политику, основанную на классовом мире и добрососедстве, на государственном регулировании на основе кейнсианских рецептов.

Дж. М. Кейнс, великий английский экономист, полагал, что в период экономического кризиса надо стимулировать не совокупное предложение (производство), а совокупный спрос (потребительную способность нации). Он не только обосновал необходимость сильного государственного регулирования экономики, но и показал конкретные его рычаги: финансовую и денежно-кредитную политику. Кейнс посетил США, беседовал с Рузвельтом, объяснял ему свой механизм регулирования экономики. Вся программа выхода из кризиса, которую реализовал Ф.Д. Рузвельт, была реализацией кейнсианских идей.

Выход из кризиса Рузвельт начал со спасения банковской системы. Были закрыты банки, и объявлены “банковские каникулы”, затем проведена реструктуризация банковской системы (значительная часть банков при этом была признана нежизнеспособной и ликвидирована); была создана Федеральная Резервная система - аналог центрального банка - для регулирования банковской системы; введено государственное страхование депозитов, что вернуло доверие вкладчиков к банковской системе; изъято из обращения золото и запрещен его вывоз за границу; золотые запасы были сконцентрированы в Казначействе; была осуществлена девальвация доллара, что повысило конкурентоспособность американской продукции на мировом рынке.

Вторым слагаемым программы Рузвельта было восстановление промышленности. Бал принят Закон о восстановлении промышленности (НИРА), “Кодекс честной конкуренции и найма”, ограничивший конкурентную борьбу и регламентирующий отношения труда и капитала. Были развернуты общественные работы, финансируемые государством, в целях сокращения безработицы и стимулирования общественного спроса. Промышленность была поддержана государственными субсидиями, снижением налогов и банковского процента в целях оживления инвестиционной политики. Проводилось принудительное картелирование.

Третья составляющая выхода из кризиса была связана с помощью сельскому хозяйству. Был принят Закон о регулировании сельского хозяйства (ААА): подняты закупочные цены на сельхозпродукцию, стимулировалось снижение производства для обеспечения сбалансированности спроса и предложения. Фермеры получили кредитную поддержку и погашение своей задолженности банкам за счет государства. Осуществлялась концентрация земель и аграрного производства.

В 1935 г. произошел поворот государственной политики влево, в сторону трудящихся. Был принят закон Вагнера - легализированы профсоюзы и рабочие партии, принято трудовое законодательство, Закон о социальном обеспечении, Закон о справедливых условиях труда (начинает осуществляться государственный контроль за условиями труда и заработной платой).

Таким образом, выход из кризиса США был связан с усилием государственного регулирования экономики, с политикой либерального реформизма.

Великобритания . Здесь кризис на был таким тяжелым, как в Германии и США, и тем не менее, экономика была дестабилизирована. Спад производства произошел на 18 %, особенно в старых отраслях, в два раза сократилась торговля, свирепствовала безработица (она составляла 30 - 35 %), была парализована финансовая система. Необходимы были решительные меры по стабилизации экономики.

В 1931 г. Была создана комиссия под руководством банкира Дж. Мэя, которая была призвана проанализировать экономическую ситуацию и выработать рекомендации для правительства. Комиссия делает неутешительные выводы о состоянии экономики и финансовой системы в стране. Это стало ударом по лейбористскому правительству, к власти приходят консерваторы и разворачивается программа по оздоровлению экономики.

Основное внимание правительства направляется на финансовую стабилизацию. Принимается жесткий бюджет, осуществляется план государственной экономии и рационализации бюджетных расходов (причем английские чиновники не только урезают социальные программы, но и ограничивают финансирование госаппарата и силовых ведомств). Ужесточается налоговый пресс. Проводятся мероприятия по укреплению денежной системы (отменен золотой стандарт, проводится девальвация фунта стерлингов, что приводит к ценовым преимуществами стерлинговых товаров на мировых рынках). Восстанавливается доверие к фунту, возвращаются вклады в английские банки. Вводится политика торгового протекционизма (после двух столетий фритредерства), повышаются таможенные пошлины на импортные товары, улучшается платежный баланс страны.

Все эти мероприятия дают стабилизационный эффект, уже в 1932 г. миновал финансовый кризис, и в 1934 г. начинается оживление британской экономики.

Франция . Особенностью стабилизации во Франции была широкая демократизация общественной жизни и гуманизация производства.

Во Франции в начале 30-х годов усиливается влияние фашистской партии, но нация смогла сплотиться в борьбе против угрозы фашизма, создав Народный фронт - правительство объединенных левых сил (рабочих, мелкобуржуазных, крестьянских партий).

Правительство Народного фронта под руководством социалиста Л. Блюма было у власти в 1936 - 1938 гг. За это сравнительно непродолжительное время было сделано очень много для улучшения положения трудящихся. Было достигнуто соглашение между союзом предпринимателей и Всеобщей конфедерацией труда о признании профсоюзов, увеличении заработной платы, улучшении условий труда (40-часовая рабочая неделя, оплачиваемые отпуска, заключение коллективных договоров) - так называемые “Матиньонские соглашения”. Эти соглашения были законодательно закреплены решением парламента. Деятельность Народного фронта показала эффективность совместных усилий государства и общества.

Правительством Народного фронта проводилась политика активного государственного регулирования экономики: антимонопольное регулирование, частичная национализация экономики, политика регулирования доходов и гармонизации экономических отношений в интересах общества.

Эта политика встретила ожесточенное сопротивление крупной буржуазии. Начинается ее саботаж, локауты, отток капитала за границу. Широкие социальные программы ложатся бременем на государственный бюджет, растет его дефицит, усиливается инфляция. Начинается правительственный кризис, компромисса интересов широких масс и крупной буржуазии не было найдено. Происходит раскол внутри самого Народного фронта, усиливается ориентация экономической политики на интересы крупного бизнеса. В 1938 г. правительство Л. Блюма уходит в отставку, его сменяет правительство правого радикала Ф. Даладье, сворачивается политика Народного Фронта, усиливается политическая реакция, страна готовится к войне.

Таким образом, разные страны демонстрируют различные пути выхода из экономического кризиса и национального возрождения: либерально-реформистский путь в США и Великобритании, широкая демократизация и социализация во Франции и Испании, тоталитарный диктаторский режим и создание административно-командной экономики в Германии, Италии, Японии.

Экономические последствия второй мировой войны и послевоенная экономика ведущих стран.

Вторая мировая война (1939 - 1945 гг.) заканчивается поражением Германии и ее блока. Несмотря на то, что вся оккупированная Европа работала на Германию, ее экономика была истощена войной. Англо-американский флот блокировал пути поставки сырья в Германию. Объединенный военный и экономический потенциал союзников (СССР, Англия и США) был выше германского. Германии не удалось избежать затяжной войны на два фронта. Кроме того, на оккупированных территориях сложился оккупационный режим, вызвавший ненависть к оккупантам и упорное сопротивление гражданского населения.

Война носила характер мировой, так как в ней приняли участие 60 стран с населением 4/5 всех жителей планеты; военные действия происходили на территории 40 стран Европы, Азии, Африки и в экватории океанов; в армию было призвано 110 млн. человек.

Последствия войны были катастрофическими для побежденных и очень тяжелыми для победителей: огромные человеческие жертвы (более 55 млн. чел.), разрушенное национальное богатство (на сумму примерно 316 млрд. долл), огромные военные расходы (порядка 962 млрд. долл. - в 4,5 раз большие, чем во время первой мировой войны). Все страны вышли из войны с выросшими государственными долгами, деформированной милитаризированной экономкой, дефицитным бюджетом, спадом гражданского производства, изношенным оборудованием, разорванными хозяйственными связями, разрушенной системой внутренней и внешней торговли, инфляцией и нехваткой самых необходимых товаров. Многие страны пострадали из-за бомбардировок и военных действий на их территории.

В результате войны укрепилось экономическое могущество только США: промышленное производство выросло в 2 раза, промышленная прибыль - в 5 раз, страна сосредоточила 2/3 мирового запаса золота (в частности, в результате помощи США по ленд-лизу, внешний долг Великобритании вырос в 8 раз).

В результате войны произошли глубокие социально-экономические и политические изменения в Европе и во всем мире: в 40 - 50 гг. образуется и растет мировая система социализма (в нее включаются Болгария, Польша, Венгрия, Румыния, Германская демократическая республика, Чехословакия в Европе, Китайская народная республика, Корейская народно-демократическая республика и Вьетнам в Азии, Куба в Америке). В значительной степени под воздействием мирового социализма завершается крушение колониальной системы.

В результате образования мировой системы социализма усиливается противостояние двух социально-экономических систем, начинаются долгие годы “холодной” войны, главным смыслом которой была гонка вооружений. Формируются военно-политические блоки двух систем (Варшавский и Северо-Атлантический - НАТО).

Послевоенная экономика прошла несколько этапов в своем развитии:

1. Вторая половина 40-х годов - послевоенное восстановление экономики;

2. 50 - 60-е гг. - экономический подъем на основе сильного государственного регулирования и разворачивания НТР;

3. 70 - 90 гг. - современный этап в развитии экономики, связанный с ее либерализацией.

Послевоенное восстановление экономики заняло 5 - 6 лет. В послевоенном возрождении многих стран большое значение сыграла реализация Плана Маршалла1 (1948 - 1951 гг.). Это была программа экономического сотрудничества и помощи 16 европейским странам со сторны США в размере примерно 13 млрд. долл.: топливом, продовольствием, сырьем, оборудованием (основную долю помощи получили Англия, Франция, ФРГ и Италия)2 .

В июне 1947 г. был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества для подготовки сводной заявки на американскую помощь, в апреле 1948 г. Конгресс США принял Закон о помощи. Она носила частично безвозмездный характер, частично финансировалась банками на кредитной основе под гарантии государства. Кроме того, были созданы благоприятные условия для возрождения экономики разрушенных стран - валютные, торговые, финансовые. Значение этой помощи для экономического возрождения Европы трудно переоценить. Но с обострением международной обстановки, с усилением “холодной” войны экономическая помощь все больше трансформировалась в помощь военную. Усиливалась политическая и экономическая зависимость европейских стран от США (экономическая помощь предоставлялась при условии создания американских военных баз на территории соответствующих стран, их участия в военно-политических союзах, дискриминации в торговле с социалистическими странами и др.).

К началу 50-х гг. были в основном залечены раны войны, достигнут довоенный уровень развития производства. Душевое производство угля, стали, электроэнергии превысило уровень 1938 г., особенно быстро восстанавливалась энергетика

С начала 50-х годов начинается новый экономический подъем. Осуществляется новая технологическая модернизация, появляются новые отрасли (электроника, реактивный транспорт, современное автомобилестроение, жилищное строительство на основе новых технологий и др.), складывается “постиндустриальное”, или “информационное” общество. Начинается освоение Космоса, использование высоких технологий, широкая компьютеризация общества. Совершенствуется структура производства, расширяется сфера услуг, науки и образования. В результате крушения колониальной системы и утери мощных источников сырья западные страны делают ставку на интенсификацию производства и экономический рост на основе НТП.

Особенностью экономики 50-60-х гг. стало сильное государственное регулирование на основе кейнсианских идей. Во всех странах расширяется доля государственной собственности, растут государственные инвестиции в экономику (в Англии национализируются предприятия угольной промышленности, металлургии, электроэнергетики, частично - электротехнические и автомобилестроительные предприятия, банки. Во Франции - угольная, газовая, авиационная, автомобильная, частично - нефтеперерабатывающая и оборонная промышленность, железнодорожный транспорт и банки). Осуществляется государственное прогнозирование и программирование экономики в целях экономической стабилизации и сглаживания экономического цикла. Активно используются инструменты финансовой и денежно-кредитной политики для стимулирования экономического роста. Глубокие изменения происходят в экономических отношениях общества (отделение собственности от управления, демократизация капитала, гуманизация производства и др.)

Многие годы отраслевая структура экономики каждой отдельной страны, а так же целых групп и блоков стран в мировой экономике оставалась более-менее стабильной, не подверженной значительным изменениям пропорций. Так, до промышленных переворотов XVIII–XIX вв. в мировом хозяйстве почти безраздельно господствовала аграрная структура, при которой сельское хозяйство и смежные с ним отрасли были основным источником получения материальных благ. Во второй половине XIX - первой половине XX вв. в экономически развитых странах сложилась индустриальная структура хозяйства с ведущей ролью промышленности.

Однако современный этап экономического развития ведущих стран мира характеризуется крупными сдвигами межотраслевых пропорций. На это, в первую очередь, повлияли энергетический и сырьевой кризисы 1970-х гг., повлекшие удорожание энергоносителей и сырья, а, следовательно, издержек производства во всех без исключения отраслях промышленности и строительства. Это стимулировало вступление стран рыночной экономики в новый этап технологической революции, произошел переход к принципиально новым технологическим процессам, новым видам и образцам техники.

На этой стадии мир вступил в новый этап НТР, который оказал и оказывает на пропорции мирового хозяйства (МХ) очень большое воздействие. Под влиянием НТР начала формироваться принципиально новая структура, которую обычно называют постиндустриальной (или информационной) структурой.

Вызванные всем этим изменения сложившихся пропорций в экономике шли по двум направлениям:

Ускорение смены поколений продукции, выпускаемой в секторе новых наукоемких отраслей;

Реконструкция и модернизация традиционных ведущих отраслей экономики.

Характерные структурные изменения в современной мировой экономике состоят в следующем:

1. Идет ускоренный рост непроизводственной сферы (сферы услуг).

Для постиндустриальной структуры экономики, прежде всего, характерно изменение пропорций между производственной и непроизводственной сферами в пользу последней. При этом процесс повышения удельного веса промышленности уступает место сокращению ее доли, а затем и абсолютной численности занятых в индустриальном секторе хозяйства и материальном производстве в целом. Одновременно происходит рост сферы услуг, науки, образования, культуры.

Первой страной, где число занятых в непроизводственной сфере превысило число занятых в производственной сфере, были США; это произошло в 1955 г. И в наши дни США сохраняют мировое первенство по доле занятых в непроизводственной сфере (2/3).

Самым быстрорастущим сектором услуг в мире является сектор кредитно-финансовых услуг; наименее динамично развивающийся сектор - транспорт и связь. Изменился состав и характер услуг. В настоящее время услуги глубоко интегрированы в производство, выполняя функции по его обслуживанию: широкое распространение получили отрасли так называемого «духовного производства» (наука, образование), а также отрасли, связанные с восстановлением физических и творческих способностей человека (здравоохранение, отдых, развлечения, спорт, физическая культура, искусство и т. д.). Они стали непосредственно влиять на эффективность производства, превратились сегодня в один из важнейших факторов развития производительных сил (прежде всего, человека).

Структурные сдвиги в отраслях MX, если рассматривать их в длительных исторических рамках, проявились сначала в быстром росте первичных отраслей - сельское хозяйство и добывающая промышленность (довоенный период); вторичных - производство и строительство (послевоенные десятилетия); и в последнее время - третичных отраслей - инфраструктура промышленности, сфера услуг.

2. Происходит переход от базовых отраслей, являющихся ресурсоемкими, к наукоемким отраслям.

Наблюдается временная последовательность в приоритетности развития отраслей: сырьевые производства, капиталоемкие производства, материалоемкие производства, наукоемкие производства.

3. Сокращается доля сельскохозяйственного производства в ВВП; одновременно возрастает его эффективность.

НТР вызвала большие сдвиги и в структуре материального производства, в котором во всем мире занято 1,5 млрд чел. Они проявились, прежде всего, в изменении соотношения между промышленностью и сельским хозяйством в пользу первой. Это объясняется тем, что от развития промышленности в первую очередь зависит рост производительности труда во всех других отраслях хозяйства, снабжение населения товарами длительного пользования и пищевыми продуктами. Но это объясняется также и повышением интенсивности сельского хозяйства, которое благодаря агропромышленной интеграции все более приобретает индустриальный характер, превращаясь в своеобразный вид промышленного производства.

В развитых странах произошло образование аграрнопромышленных комплексов (АПК), что привело к улучшению использования сельскохозяйственного сырья и повышению качества конечных продуктов. Доля сельскохозяйственного производства в ВВП в развитых странах составляет 2,3%, в развивающихся - 15,4%.

4. Обрабатывающие отрасли в сфере материального производства становятся основными в структуре промышленности (23% ВВП и 83% промышленной продукции развитых стран; 20% и 73%, соответственно, в развивающихся странах).

Ведущими отраслями промышленности остаются машиностроение, электроэнергетика и химическая промышленность.

Машиностроение и электроэнергетика - потому, что они непосредственно связаны с НТП всей мировой экономики; они обеспечивают 20% всего производства предметов потребления. Машиностроение в развитых странах обеспечивает 28% ВВП, в развивающихся - 27% ВВП.

Химическая промышленность развивается, в основном, за счет появления многих видов синтетических материалов, получивших массовое применение в настоящее время.

Для легкой и пищевой промышленности характерны низкие темпы роста.

Металлургическая промышленность большей частью пребывает в экспрессивном состоянии, что предопределяется следующими причинами:

– в MХ применяются ресурсосберегающие технологии;

– широко используются новые конструкционные материалы, производимые химической промышленностью.

Объем выплавки стали по сравнению с рекордным уровнем 1970-х гг. значительно снизился. В металлургию сейчас осуществляются крупные капитальные вложения, направляемые не на расширение производственных мощностей, а на модернизацию оборудования с использованием достижений НТП.

5. Доля добывающей промышленности во всех подсистемах MX постоянно снижается в силу более экономного и рационального использования топлива и сырья (доля продукции добывающих отраслей в промышленности развитых странах составляет менее 5% ВВП; в развивающихся - около 7% ВВП).

6. В структуре внешней торговли за последнее десятилетие постоянно увеличивается доля продукции обрабатывающей промышленности.

Таковы основные структурные изменения межотраслевых пропорций MX. Указанные тенденции нашли отражение и в воспроизводственной структуре MX. Под влиянием НТП, в частности изменилась и технологическая структура капитальных вложений в обрабатывающей промышленности:

– значительные инвестиции направлялись на замену морально и физически устаревшего основного оборудования;

– крупные капвложения осуществлялись в экологически грязные отрасли: химия, металлургия, энергетика, целлюлозно-бумажная, цементная промышленность (осуществлялась реконструкция производства с целью снижения его негативного влияния на окружающую среду). В некоторых экономически развитых странах размер природоохранных расходов доходит до 16% валовых инвестиций.

В экономической литературе существуют различные подходы к определению «структурных изменений». В широком смысле под структурными изменениями в экономике понимается изменение пропорций между сопоставимыми элементами экономической системы. Под сопоставимыми, как правило, имеются ввиду структурные элементы, принадлежащие одному уровню экономической системы, а именно: секторальной или отраслевой структуре, структуре собственности, воспроизводственной структуре, структуре производственных фондов, трудовых ресурсов, потребления, сбережения, инвестиций, внешней торговли (экспорта и импорта) и т.д.

Более подходящее определение структурных изменений дано Л.А. Берковичем, который под структурными изменениями понимает «изменение пропорций экономической системы, происходящее под воздействием всех структурообразующих факторов».

Таким образом, структурные изменения в экономике представляют собой изменения взаимосвязанных пропорций экономической системы, происходящие под воздействием развития материально-технического базиса, механизмов производства, распределения и обмена в соответствии с общественными потребностями, имеющимися ресурсами и достигнутым уровнем производительности труда.

В экономической литературе используются различные показатели измерения структурных изменений в экономике. Выделим четыре основных группы таких показателей.

1. В рамках первой группы показателей внимание акцентируется на качественных параметрах структурных изменений. Под качеством структурного изменения понимается его прогрессивность или регрессивность. В соответствии с периодизацией общественного развития на доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную стадии, а также на периоды преобладания того или иного экономического или технологического уклада, структурные изменения можно признать либо прогрессивными, то есть соответствующими вектору развития в историческом аспекте, либо регрессивными, то есть ему не соответствующими.

2. Во вторую группу входят показатели, характеризующие количественные параметры структурных изменений в экономике, а именно, их взаимосвязь с темпами экономического роста. Количественно структурные изменения в экономике, прежде всего, измеряют через оценку динамики изменения удельного веса или доли соответствующего структурного элемента во времени, а также показателя индекса11 структурных изменений. К числу показателей, с помощью которых можно оценить влияние структурных изменений между отдельными секторами или отраслями экономики на общую динамику развития экономического целого, следует отнести: коэффициенты эластичности, коэффициенты опережения и др.

3. К третьей группе показателей измерения структурных изменений в экономике относятся различные интегральные, комплексные показатели, соотносящие качественные характеристики изменений с их количественным выражением. С применением вышеперечисленных и иных коэффициентов осуществляются комплексные исследования структурных изменений на основе цикличности общественного развития, соотнесения отраслевых технологических изменений и направления общественного развития. Для оценки сходства и различия структур в литературе применяются линейные коэффициенты абсолютных и относительных различий этих структур.

4. К четвертой группе показателей относятся показатели, акцентирующие внимание на параметрах оптимальности структуры экономики.Понятие оптимальности структуры экономики тесно связано с понятием ее пропорциональности, под которой в самом широком смысле понимается гармоничное соотношение частей. Под оптимальной следует понимать такую структуру экономики, при которой структура размещения производственных ресурсов соответствует структуре общественных потребностей при заданном уровне развития материально-технического базиса общества.

В экономической литературе различаются также понятия оптимальности и эффективности структуры экономики. Эффективной является такая структура, при которой имеет место рост производительности труда, фондоотдачи, снижение материалоемкости, а также соответствие производимой продукции потребностям общества. Не всякая оптимальная с точки зрения гармонии и пропорциональности структура будет эффективной, например, в военное время или в период финансово-экономического кризиса. При отсутствии подобных условий эффективное функционирование экономической системы является одним из признаков оптимальности ее структуры.

В качестве показателей оптимальности структуры экономики рассматриваются показатели накопления и потребления, импорта и экспорта; в качестве показателя оптимальности и эффективности экономической системы в целом - показатель промежуточного потребления, оценка динамики которого отражает состояние и изменения в эффективности материально-технического базиса, а также производительности труда.

Несмотря на достигнутые результаты в области разработки показателей измерения структурных изменений, существуют аспекты анализа динамики структуры экономики, требующие дополнительного теоретико-методологического осмысления. К ним следует отнести:

1) выявление зависимостей между структурными изменениями и показателями качества экономического роста;

2) построение синтетического показателя, позволяющего определять качественные характеристики структурных изменений;

3) выявление оптимальных пропорций экономической структуры;

4) разработку комплексных показателей для оценки сходства и различия экономических структур.

Основываясь на теоретических и практических достижениях в области разработки показателей измерения структурных изменений, проведен анализ структурных изменений в современной экономике России на основе анализа: 1) динамики долей секторов экономики (первичный и вторичный секторы, секторы услуг) в структуре ВВП (соотношение производства товаров и услуг) и по числу занятых; 2) динамики долей отраслей в структуре ВВП (в том числе с применением коэффициентов отраслевой эластичности и коэффициентов структурного опережения); 3) динамики импорта и экспорта; 4) динамики промежуточного потребления (материалоемкости); 5) динамики накопления и потребления; а также 6) динамики темпов роста экономики (в т.ч. с применением индекса качества роста экономики).

В конце ХХ в. была разработана и реализована кардинальная структурная реформа национальной экономики. В ее результате сложившаяся социалистическая система хозяйственной деятельности была заменена на рыночную.

Объективными причинами начала реформирования стал наметившийся в 1960-х гг. и усугубившийся в начале 1980-х гг. затяжной экономический кризис, в результате которого практически полностью прекратился экономический рост, наступило состояние стагнации, значительно снизился уровень жизни населения. Совокупность негативных факторов привела к политической нестабильности, вылившейся в то, что существующая власть не смогла удержать управление государством. Установившийся новый режим в начале 1990-х гг. получил название «демократия». Он смог успешно установиться в силу того, что обещал населению быстрое решение экономических проблем, повышение жизненного уровня. В условиях общего кризиса национальной экономики это было основным залогом победы демократов.

Для вывода национальной экономики из кризиса был выбран метод кардинального реформирования, заключавшийся в полной отмене плановой экономики и установлении противоположной ему либеральной экономической политики. Широко использовалась методология монетаристской экономической политики, но она была мало адаптирована к конкретным условиям национальной экономики, а поэтому многие технологии, давшие положительный результат на Западе, просто не работали.

Программа реформ национальной экономики начала 1990-х гг. включала:

§ структурные реформы;

§ приватизацию;

§ макроэкономическое регулирование.

Большое внимание было сосредоточено на бюджетной и налоговой политике. С помощью чисто монетаристских методов государство сдерживало темпы инфляции и одновременно реализовывало меры по поддержке производства.

За период экономических реформ Россия прошла ряд глубоких экономических кризисов. Спад объемов промышленного производства наиболее остро проявился в 1996 г., когда была полностью исчерпана инерционность его функционирования.

Один из структурных сдвигов, наметившийся в 1995 г., все более развивается и в настоящее время, заключается он в снижении объемов обрабатывающей отрасли -- отрасли глубокой переработки ресурсов. Вместе с тем увеличивается доля отраслей с низкой степенью переработки ресурсов, таких, как добывающая промышленность, т. е. ориентированных не на внутренний, а на внешний рынок сбыта.

В аграрном секторе экономики существовавшая монополия государства на пользование и владение землей была отменена. Предполагалось, что предоставление права на владение землей частным лицам положительным образом скажется на объемах сельскохозяйственного производства. Но сложилась диаметрально противоположная ситуация -- снижение объемов производства в этом секторе в результате неконкурентоспособности. В результате наметилась развивающаяся и сегодня устойчивая тенденция к снижению объемов производства сельскохозяйственной продукции. Влияние на общую тенденцию снижения объемов производства оказало снижение инвестиционной активности государства более чем в 2 раза.

Итогом реформ стал их успех только по некоторым направлениям и общий провал в рамках национальной экономики. Подтвердил это финансовый кризис 1998 г. Резкое увеличение темпов инфляции в 2000 г. привело к практически полной ликвидации начавшегося зарождаться среднего класса.

Существующая сегодня национальная экономика основана на остаточных явлениях экономики плановой в совокупности с дикими элементами рыночной экономики, в большинстве своем носящей криминальный характер. Резкое снижение уровня жизни населения привело к ряду социальных потрясений. Отечественная экономика стоит перед решением проблем теневой экономики и реализации технологий общего устойчивого развития.

Новое на сайте

>

Самое популярное