Домой Кредитные карты Как сделать запрос налоговую. В обязательном порядке в жалобе должны быть указаны

Как сделать запрос налоговую. В обязательном порядке в жалобе должны быть указаны

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

О действующих налогах и сборах;

Законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

Правах и обязанностях налогоплательщиков;

Полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения - в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам . А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации - это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому - отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание : обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.

Так уж получается, что наша система налогообложение местами слишком запутанна и непонятна. Поэтому чиновники различных ведомств неустанно пишут поправки к законам и разъяснительные письма. Если самостоятельно разобраться в тонкостях законодательной базы не получается, то нужно обратиться к авторам законов, поправок или писем.

Чтобы избежать такой неприятной ситуации, как отказ в приеме документов в налоговой или, что еще хуже, быть обвиненным ими же в уходе от налогообложения, советуем вам отправить письменный запрос в Министерство финансов или ФНС с целью разъяснения тонкостей российского законодательства.

Однако перед тем как такое письмо отправить, следует подготовиться:

  • изучить уже имеющиеся информационные ресурсы, такие как Налоговый кодекс и стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС (далее - Регламент). Есть большая вероятность, что этих источников будет достаточно для получения ответа на свой вопрос. Кроме того, нормативные документы содержат сведения о правах и обязанностях каждой, знание которых позволит плательщику сгладить возможную конфликтную ситуацию и добиться своего в рамках имеющихся полномочий;
  • четко сформулировать содержание своего запроса, от которого будет зависеть адресат; напомним, что согласно Регламенту налоговики имеют право только информировать, но если вы хотите получить разъяснения, то нужно писать запрос уже в Минфин;
  • определиться с формой запроса – письменный он будет или устный. Если принято решение обратиться в инспекцию с устным запросом, рекомендуется составить его кратко и по существу, предварительно записав себе в качестве «шпаргалки» суть обращения.

Из уст в уста

Устную консультацию налогоплательщик может получить в своей налоговой инспекции, обратившись туда лично или по телефону справочной службы инспекции. Напоминаем, что для представителей налогоплательщиков необходимо иметь должным образом оформленную доверенность, а для налогоплательщиков, обращающихся лично, – документ, удостоверяющий личность. Если у налогового инспектора не будет оснований для отказа, он должен сформулировать ответ в момент обращения налогоплательщика. В пункте 27 Регламента определен временной период в 15 минут (или в 30 минут в случае, если нужна предварительная подготовка), за исключением периода за пять рабочих дней до срока сдачи налоговых деклараций, тогда на подготовку устного ответа Регламентом предусмотрено 2 часа.

Изучение уже имеющихся информационных ресурсов, таких как Налоговый кодекс, информационные стенды, размещенные в налоговых инспекциях, а также действующий Регламент ФНС, может дать ответ на вопрос налогоплательщика.

Если же для ответа на устное обращение по вопросам, возникающим по конкретной ситуации, нужно представление нормативного обоснования, либо если информации, предоставленной по телефону, недостаточно, инспектор в силу пунктов 33, 34 Регламента обязан предложить налогоплательщику направить обращение в письменной форме.

Пишите письма

Письменное обращение налогоплательщики могут представить лично в канцелярию налогового органа, а также отправить по почте или в электронном виде (п. 37 Регламента). Рекомендованный образец формы письменного обращения приведен в Приложении 4 к Регламенту.

При этом письменное обращение должно содержать следующие обязательные сведения (п. 40 Регламента):

  • для физического лица: фамилию, имя, отчество, подпись и почтовый адрес;
  • для организации: полное наименование, ИНН, почтовый адрес, фамилию, имя, отчество и подпись руководителя или уполномоченного представителя организации, представившего обращение, изображение печати организации, если обращение представлено на бумажном носителе, не являющемся бланком компании.

Если в письменном обращении, представленном в инспекцию налогоплательщиком лично, отсутствует хотя бы один из указанных реквизитов и если есть основания, по которым можно отказать в бесплатном информировании, согласно пункту 42 Регламента обращение подлежит возврату налогоплательщику.

На подготовку письменного ответа пунктом 39 Регламента отведено 30 дней со дня регистрации обращения.

Рекомендуем оформлять все письменные обращения в двух экземплярах. Если вы решаете лично представить обращение в инспекцию, то на втором экземпляре должностное лицо налогового органа должно проставить отметку о принятии обращения и прилагаемых к нему документов, с указанием своей фамилии, инициалов и должности, а также с датой его приема. Обращения, отправляемые почтой, рекомендуется оформлять заказным письмом с уведомлением и описью вложения. Датой представления письменного обращения будет считаться день отправки. Если вы отсылаете письмо по каналам связи, необходимо получить сообщение о том, что письмо отправлено от специализированного оператора, и подтверждение о приеме от налогового органа.

Жонглируем ответами

Зачастую, руководствуясь подпунктом 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, организации оформляют запросы в налоговые органы, ведомые желанием избежать ответственности, так как одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения, является выполнение письменных разъяснений уполномоченных ведомств. Однако, поскольку налоговые органы имеют право давать разъяснения только относительно порядка заполнения деклараций, а остальные услуги относятся к информированию, возникает вопрос: освобождаются ли от ответственности разъяснения налогового органа, не касающиеся порядка заполнения декларации?

Имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности.

Несмотря на то что согласно пункту 7 статьи 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика, в действительности крайне редко можно воспользоваться данным положением, так как письма любого ведомства, в том числе Министерства финансов, носят лишь информационно-разъяснительный характер и не являются нормативно-правовыми актами, то есть эти документы не являются обязательными для исполнения.

По разъяснительной работе налоговых органов, не связанной с заполнением деклараций, существуют противоречивые мнения – как у судов, так и у чиновников Минфина.

В некоторых судебных решениях указывается, что ответы налогового органа на конкретный запрос налогоплательщика, а также сообщения инспекции о необходимости применения специального режима налогообложения являются разъяснениями, исключающими вину налогоплательщика в совершении налогового правонарушения (Постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 марта 2008 г. № Ф03-А37/08-2/685 по делу № А37-1575/2007-15, ФАС Северо-Кавказского округа от 28 июля 2009 г. по делу № А53-5840/2008-С5-47).

В то же время имеются решения, в которых суд отказал в применении подпункта 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ, указав, что налогоплательщик не может руководствоваться разъяснениями, исходящими от налоговых органов, если они не связаны с порядком заполнения налоговой отчетности (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 1 сентября 2008 г. по делу № А44-86/2008).

Что касается разъяснений Министерства финансов, то согласно пункту 8 статьи 75 НК не начисляются пени на сумму недоимки, которая образовалась у налогоплательщика в результате выполнения им письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства, данных либо ему, либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти в пределах его компетенции (названные обстоятельства устанавливаются при наличии соответствующего документа этого органа, по смыслу и содержанию относящегося к налоговым (отчетным) периодам, по которым образовалась недоимка, независимо от даты издания такого документа). Однако эти положения не применяются в случае, если письменные разъяснения основаны на неполной или недостоверной информации, представленной налогоплательщиком. При этом разъяснения должны быть даны либо непосредственно налогоплательщику, либо неопределенному кругу лиц.

Из вышесказанного следует, что крайне важно наличие письменного разъяснения и по смыслу оно должно относиться к периоду, когда образовалась недоимка. Если письмо адресовано конкретной организации или предпринимателю, то у указанного налогоплательщика должен быть подлинник письма с исходящим номером и датой. В случае, когда письмо адресовано неопределенному кругу лиц, то согласно разъяснениям Минфина от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138, необходимо наличие письма, опубликованного на официальном сайте ведомства либо в СМИ. Разъяснения чиновников, опубликованные не в форме письма, без даты и номера (интервью, статья, комментарий, консультация), от санкций не освобождают.

Руководители и бухгалтеры в своей работе сталкиваются с неоднозначным толкованием норм действующего законодательства. Будь то новый закон, приказ ФНС или Минфина - нужны дополнительные разъяснения. Где их взять? У первоисточника - в налоговой инспекции. Возникает еще один вопрос: как составить официальный запрос в налоговую ? Чтобы его не вернули и не оставили без рассмотрения.

Законодательная база очень запутана, местами даже для работников ФНС. Существуют не только законы и приказы, но внутренние распоряжения и инструкции, которыми руководствуются работники ФНС. Поэтому получить официальный ответ - это важно, ведь на него можно ссылаться в официальных документах. В спорных вопросах официальный документ может уладить конфликт и не привести к потере репутации (и денег!).

Перед тем как направить запрос в налоговую, необходимо провести подготовительную работу. Во-первых, ознакомиться с уже имеющейся законодательной базой, изучить законы, приказы и официальные разъяснения. Вы будете знать права и обязанности, а это сделает вашу позицию менее уязвимой.

Запрос в налоговую должен отвечать таким критериям: четко, по сути, официальным языком, отвечать требованиям составления запроса. Необходимо также определить форму запроса - устный или письменный.

Устная консультация имеет место тогда, когда вам нужно быстро узнать нужную информацию. При себе вы должны иметь документ, который удостоверяет личность. Тогда инспектор не сможет вам отказать. Ответ вы получите в момент обращения. Это предусмотрено п. 27 Регламента. Вы также можете воспользоваться телефоном.

Обрабатывать письменный запрос налоговый инспектор будет на основании п.п. 33, 34, 37,40,42 Регламента. Образец письменного запроса вы можете посмотреть в приложении 4 к Регламенту.

Официальный запрос в налоговую инспекцию должен иметь:

Физлицо: ФИО, адрес, подпись.

Юрлицо: название, ИНН, адрес, ФИО руководителя, печать.

Узнать «шапку» запроса вы можете по телефону инспекции (например, у секретаря). Звоните за день-два до отправления запроса, ведь начальник инспекции может уйти в отпуск (его могут уволить), за него останется исполняющий обязанности, который будет расписывать почту.

Запрос в налоговую готовьте в двух экземплярах. Одни вы отдаете в канцелярию, на втором они ставят штамп и входящий номер. Это позволит вам потом доказать, что вы действительно отсылали запрос. На вашем экземпляре должна быть дата и ФИО служащего, который принял запрос. Если отсылаете почтой, то обязательно заказным письмом (можно без уведомления). Так у вас останется чек, который вы приложите ко второму экземпляру.

На ответ налоговая инспекция имеет 30 дней. Но запрос может быть исполнен раньше, поэтому возьмите телефон канцелярии, а потом позвоните, чтобы узнать исполнителя. Почту начальник распишет за день-два, еще день необходим на бюрократические проволочки. Такие запросы инспекторы не любят получать, ведь работы хватает и без них, поэтому звоните им, спрашивайте о судьбе запроса, тактично торопите. Так есть шанс получить ответ раньше, ведь, как правило, у инспектора имеются типовые ответы, которые он подстраивает под конкретный запрос.

Судебная практика

Некоторые предприятия отправляют запросы в налоговую , чтобы избежать ответственности (ст. 111 НК РФ). Стоит помнить, что налоговая имеет право разъяснять только порядок заполнения налоговой отчетности. Остальная работа квалифицируется в виде консультации, а поэтому не может быть обстоятельством, которые исключает вину налогоплательщика. Но, общей судебной и административной практики нет. Есть решения судов, когда разъяснения налоговой являлись обстоятельствами, которые освобождали налогоплательщиков от штрафов, хотя вопрос не касался порядка заполнения декларации.


Количество показов: 28363

Жалоба в налоговую инспекцию (ФНС) в 2019 году — что это такое, каким законодательством регулируется и как составить. Способы подачи и основные моменты.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

При обнаружении факта нарушения налогового законодательства, об этом можно сообщить с помощью жалобы в налоговую службу.

Она может быть подана любым человеком, чьи права были нарушены. После того, как произошло обращение, нужно дождаться рассмотрения и ответа, по поданной жалобе.

Что нужно знать

Жалобу в налоговую службу может написать любое лицо, чьи права были нарушены. Также ее может оставить человек, который обнаружил нарушение налогового законодательства.

Например, конкурирующая фирма скрывает часть доходов от налоговой или был факт нарушения законодательства работниками налоговой службы.

Чаще всего ИП или руководители крупных коммерческих фирм пишут жалобы в налоговый орган из-за:

  • несогласия с выводами комиссии после проведенной проверки;
  • неправильного начисления налогов;
  • неправомерного применения санкций в виде штрафов или пени;
  • отказа учитывать положенные по закону льготы лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность;
  • отказа в возвращении излишек после уплаты налога;
  • принуждения к выплатам сборов или других налогов, которые не закреплены в Федеральном законодательстве. Данный пункт относится, как к юридическим, так и физическим лицам.

После того, как жалоба была подана, налоговой службе дается всего 1 месяц на ее рассмотрение, после чего им необходимо направить уведомление о принятом решении или продлении на срок не более 15 дней.

Подача жалобы должна быть осуществлена в течение года после обнаружения нарушений законодательства.

Бывают случаи, когда жалоба в налоговую инспекцию может быть не принята, если:

  • с момента нарушения до подачи жалобы прошло более года, а также были пропущены сроки для обжалования;
  • не был указан предмет обжалования или заявленные требования были не обоснованы;
  • имеется информация, которая подтверждается официальными документами, о том, что данный вид жалобы уже и так принят на рассмотрение у стоящих выше налоговых органов или должностных лиц;
  • была получена информация о том, что в силу вступило решение суда по изложенным в жалобе вопросам.

Также рассмотрению не подлежат жалобы:

  • с недостоверной или неполной информацией, без которой невозможно провести проверку;
  • если в них содержатся какие-либо ошибки или они написаны неразборчивым почерком;
  • содержащие в себя ненормативную лексику и угрозы.

Именно поэтому очень важно грамотно излагать свои мысли при составлении самостоятельном составлении жалобы.

Для того, чтобы исключить появление ошибок, можно обратиться за помощью к уполномоченному юридическому лицу.

При необходимости лицо, подавшее жалобу, может обжаловать вынесенное решение. Для этого необходимо в десятидневный срок, после получения результатов рассмотрения жалобы, оставить апелляционную жалобу.

В противном случае решение вступит в свою законную силу. На обжалование уже вступившего в силу решение налогового органа, дается 1 год.

После рассмотрения апелляционной жалобы, вышестоящий орган может:

  • не удовлетворить поданную жалобу, оставив ранее принятое решение налогового суда без каких-либо изменений;
  • полностью или частично изменить вынесенное решение, признать его недействительным или вынести новое;
  • признать недействительным решение налогового органа и закрыть производство по данному делу.
    Выбрать последующие действия лицо, отправившее жалобу, должно самостоятельно, исходя из результатов, вынесенных вышестоящим налоговым органом.

Определения

Жалоба предоставляется в письменном виде. Она представляет собой документ, который направлен на принятие мер по обжалованию документов или действий, а также бездействий, налогового органа.

Данный вид жалобы должен быть обязательно составлен в письменном виде, с соблюдением всех правил ее составления. Образец жалобы на налоговую инспекции можно .

Назначение документа

Жалоба в налоговую службу отправляется для того, чтобы оспорить неправомерность действий налоговых органов, указать на невыполнение ими тех или иных требований.

Например, с ее помощью можно наказать сотрудников налоговой службы, которые некачественно выполняют свои должностные обязанности, к этому можно отнести и срыв сроков по изготовлению и рассмотрению документов.

Кроме этого, данный вид жалобы может помочь устранить нарушение налогового законодательства со стороны работодателя фирмы.

Например, если работодатель выплачивает сотруднику «черную» заработную плату, то сотрудник может обратиться в налоговую службу, указав на этот факт, и потребовать наказать работодателя, а также добиться получения «белой» оплаты труда.

Законодательная база

Право на подачу жалобы в налоговую службу, как ИП, так юридическим или физическим лицом, закреплено в статье 138 НК РФ. В ней же можно подробнее ознакомиться с тем, что такое жалоба и для чего она может понадобиться.

Право на обжалование вынесенного решения закреплено в статье 137 НК России. Более подробно ознакомиться с лицами, на которых можно написать жалобу и куда она должна быть подана можно в статье 139.

Все сроки и решения, которые могут быть вынесены по результатам проверки жалобы, изложены во 2 и 3 пунктах статьи 140.

Обращения в ФНС России

Прием жалобы осуществляется только при условии, что она грамотно составлена. Она может быть подписана либо пострадавшим лицом, либо лицом, представляющим его.

В обязательном порядке в жалобе должны быть указаны:

  • полные данные организации или уполномоченного лица, которому будет подана жалоба, адрес с указанием региона;
  • полные данные адресом подающего жалобу лица или целой организации. Физическое лицо должно указать свой пол, данные паспорта, сведения о гражданстве, место и дату рождения, а также ФИО;
  • контактные данные, в том числе номер телефона, адрес электронной почты или факс, если таковые имеются;
  • ИНН. Если обращение исходит от физического лица, то он имеет право не указывать эти данные;
  • полное наименование органа, организации или конкретного должностного лица, на которого пишется жалоба;
  • все требования лица, подающего жалобу, со ссылкой на законодательные акты, действующие на территории России;
  • все обстоятельства, которые привели к написанию жалобы, а также подтверждающие их документы;
  • полный список документов, прилагаемых в качестве доказательств.

Только после этого жалобу можно отправлять. Ее можно:

  • доставить лично в органы налоговой инспекции. Для этого жалобу необходимо составить в двух экземплярах. Один оставить в налоговой инспекции, а второй, в котором должна быть отметка с датой о принятии жалобы, у обратившегося лица;
  • отправить по почте заказным письмом с уведомлением;
  • оставить на официальном сайте ФНС .

В течение 3 дней заявление должно быть зарегистрировано. Со дня регистрации начинается отсчет времени его рассмотрения.

Как анонимно написать заявление на организацию, нарушающую закон

В органах ФНС анонимные послания не рассматриваются. Любой человек, обратившийся в эту службу, в обязательном порядке должен назвать свои персональные данные.

Для сохранения анонимности можно обратиться по телефону горячей линии налоговой службы, но ждать быстрого рассмотрения и принятия мер по такому виду жалобы не стоит.

По неуплате взысканий

Так же, как и во многих случаях, подать данный вид жалобы анонимно не получиться. Однако, при составлении заявления можно указать просьбу о неразглашении персональных данных при проведении проверки.

На незаконное предпринимательство

В данной ситуации, если речь идет о достаточно больших правонарушениях, то после подачи жалобы в органы налоговой службы, лицу, подавшему ее и желающему остаться анонимным, необходимо обратиться в местные органы МВД, с просьбой о засекречивании персональных данных.

Если лицо считает, что работник ФНС бездействовал при обращении к нему по тому или иному вопросу, и тем самым нарушил права обращающегося лица, то он может написать жалобу на бездействия налоговой службы.

В данной жалобе должны содержаться сведения:

  • о лице или организации, подающей жалобу, а также адрес;
  • о названии ИФНС, на которую подается жалоба;
  • о сути жалобы;
  • об основаниях, на которых происходит обвинение о нарушении прав;
  • обо всех требованиях;
  • о способе получения результатов расследования.

Также можно указать адрес электронной почты, телефон или другие данные для связи.

Фото: образец жалобы на бездействие налоговой инспекции

Через сайт Госуслуги

Современные технологии позволяют недовольным гражданам и юридическим организациям подавать жалобы на действия или бездействия налоговых органов онлайн.

Сделать это можно через интернет портал Госуслуг, воспользовавшись разделом «Досудебное обжалование».

Функционал портала позволяет не только сформировать жалобу, но и отследить ее статус, а также обжаловать принятое решение.

Процедура составления жалобы на портале Госуслуг проста и доступна любому гражданину. Главным условием является регистрация и наличие личного кабинета.

Заявителю следует воспользоваться специальной формой, указав в ней:

  • свои персональные данные;
  • услугу или документ, ставшие причиной обращения в госорган;
  • дату обращения и наименование ведомства, в которое оно было направлено;
  • причину жалобы;
  • выдвигаемые требования.

Форма позволяет прикрепить необходимые фото или видео материалы, а также сканы документов. После нажатия кнопки «Отправить» жалоба поступает на рассмотрение в ФНС. Через 15 дней по указанному заявителем электронному или почтовому адресу направляется ответ.

В прокуратуру

Жалоба в Прокуратур РФ является одной из эффективных мер борьбы с нарушениями, которые допускают в своей работе налоговые органы.

Такая жалобы имеет ряд особенностей:

  1. Жаловаться следует на конкретное должностное лицо, а не на организацию в целом.
  2. Обращение в Прокуратуру РФ подразумевает выявление грубых нарушений, носящих систематический характер.
  3. Документ не должен быть объемным, но в нем должны быть изложены четко сформулированные претензии, доказательства и требования заявителя.

Срок рассмотрения прокуратурой жалоб составляет от 15 до 30 дней от даты регистрации документа.

Направить жалобу можно:

  • ценным почтовым отправлением с описью вложения;
  • через специальный ящик «Для обращений и заявлений», установленный в помещении прокуратуры.

Как пожаловаться на налоговую инспекцию, если ваше общение с сотрудниками налоговых органов зашло в тупик? Вы не получили требуемых разъяснений, вам предъявляют к уплате излишние суммы или ваше обращение в налоговую осталось без ответа? Всегда есть возможность связаться с инспекцией или вышестоящим налоговым органом по интернету. Разберем, как подать жалобу на налоговую.

Устали общаться с налоговиками? Делайте это не лично, а по интернету

Вероятно вы знаете, что существует официальный сайт налоговой службы РФ – www.nalog.ru, на котором можно найти очень много полезной информации: разъяснения законодательных актов, сведения о собственной задолженности, различные справочные данные и многое-многое другое. Однако на этом же сайте можно узнать не только что-то новое и непонятное для себя, но и воспользоваться сервисом «Обращение в налоговый орган». Именно с его помощью мы и будем подавать свою онлайн жалобу.

Итак, начинаем.

1. Заходим на сайт nalog.ru, автоматически система проводит навигацию с учетом вашего города.

2. Выбираем услуги для физических лиц.

3. Опускаемся вниз и находим нужную нам позицию: «Подача жалобы в налоговые органы».

Тут можно не только подать жалобу на действие/бездействие должностных лиц, но и обжаловать решение, получить информацию о дальнейших действиях. Именно здесь и можно отправить сообщение или жалобу в налоговую.

4. Жмем подсвеченную синим строку и получаем возможность выбора из предложенных жизненных ситуаций:

5. Посмотрите и выберите, что больше подходит вам в сложившейся ситуации. Если необходимо пожаловаться на работу налоговой инспекции, выбираем первый пункт: «Я хочу подать жалобу…».

Здесь дана информация о правах налогоплательщиков.

6. Для совершения действий онлайн, необходимо войти в свой личный кабинет на nalog.ru.

7. Если же вы не регистрировались в личном кабинете (и не хотите это делать), можно пойти другим путем – воспользуйтесь возможностью свободного обращения в налоговый орган, без регистрации. Для этого выбираем:

Не забываем указать, что мы относимся к физическим лицам:

8. Заполняем информацию в обращении:

В верхнем поле необходимо выбрать, куда вы собираетесь обращаться (либо в вашу инспекцию, либо в вышестоящий орган). А далее нужно заполнить свои личные данные. Для того чтобы обращение было рассмотрено по существу, заранее приготовьте скан-копии документов, подтверждающих вашу позицию. Прикрепить их можно по следующим ссылкам:

9. Не забудьте также указать, каким способом вы желаете получить ответ – по почте или на свой электронный адрес. Теперь проверяем корректность введенных данных и жмем:

Далее, в зависимости от указанного способа связи, вы получите уведомление о приеме вашего обращения, его регистрационном номере, а также о этапах его рассмотрения – в виде смс или сообщения по электронной почте.

Новое на сайте

>

Самое популярное