Домой Кредитные карты Какие основные черты развития индустриального общества. Становление индустриального общества в XIX в

Какие основные черты развития индустриального общества. Становление индустриального общества в XIX в

Индустриальное общество - это общество, в котором завершён процесс создания крупной, технически развитой промышленности (как основы и ведущего сектора экономики) и соответствующих ей социальных и политических структур. Вырастает из традиционного общества.Сам термин принадлежит Сен-Симону, использовался Контом О. для противопоставления нового, формирующегося экономического и общественного уклада прежнему, доиндустриальному (патриархальному). Современные теории индустриального общества представляют собой разновидность технологического детерминизма.

Отличительные особенности индустриального общества: Утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах (от экономической до культурной)

Изменение пропорций занятости по отраслям: значительное сокращение доли занятых в сельском хозяйстве (до 3-5%) и рост доли занятых в промышленности (до 50-60%) и сфере услуг (до 40-45%)

Интенсивная урбанизация

Возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры

Образовательная (культурная) революция. Переход ко всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования

Политическая революция, ведущая к установлению политических прав и свобод (пр.всего избирательного права)

Рост уровня потребления ("революция потребления", формирование "государства всеобщего благосостояния")

Изменение структуры рабочего и свободного времени (формирование "общества потребления")

Изменение демографического типа развития (низкий уровень рождаемости, смертности, рост продолжительности жизни, постарение населения, т.е. рост доли старших возрастных групп).

Индустриализация является основой более широкого социального процесса - модернизации. Модель "индустриального общества" часто использовалась в качестве универсальной для описания современного общества, охватывающего капитализм и социализм как два своих варианта. В теориях конвергенции (сближения, схождения) подчёркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые в конечном счёте становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

4 ДК 1948 сотрудниками Энергетического института АН СССР Бруком И.С. и Рамеевым Б.И. было получено свидетельства на цифровую вычислительную машину, что означало начало работ по созданию ЭВМ. Первая в СССР ЭВМ была запущена 25 ДК 1951. В России-СССР индустриальное общество создавалось и укреплялось в течение всего ХХ в. О развитии индустриального общества в России свидетельствовали: быстрая модернизация страны в к.Х1Х-н.ХХ вв., ускоренные темпы промышленного развития, рост производства на душу населения в ведущих отраслях промышленности, завершение промышленного переворота, закрытие мануфактур, рост фабрично-заводского производства, рост числа наёмных рабочих в экономике, особенно на фабриках и заводах, возникновение новых отраслей промышленности, развитие нефтедобычи, производства электроэнергии, бурное железнодорожное строительство, развитие пароходств, использование Россией технических и технологических достижений Запада


концентрация производства и монополизация экономики, возникновение картелей и синдикатов, банковского и финансового капитала, усиление вложений иностранного капитала в экономику России

На становление индустриального общества в России в пореформенную эпоху отрицательно сказались следующие факторы: половинчатость реформ 1860-1870-х, сохранение пережитков крепостничества, недостаточное развитие рыночных отношений, что отрицательно влияло на развитие индустрии

сохранение сословно-самодержавного строя, затруднявшего свободу предпринимательства, развитие торговли и промышленности

активное вмешательство царизма в экономику, большое место государственного капитала в промышленности и финансах

колониальный характер Российской империи, использование внутренних колоний для развития капитализма "вширь", а не "вглубь"

затрата значительных средств на поддержку помещиков, содержание огромной армии чиновничества.

Индустриальное общество

Современная ступень, или эпоха, в развитии человечества. Предшествующие эпохи: первобытное общество, древнее аграрное общество, средневековое аграрно-промышленное общество. В наиболее развитых западноевропейских странах переход к И.о. начался примерно в 15 в. и завершился в 18 в. Для И.о. характерны следующие черты: резкий рост промышленного и сельскохозяйственного производства, невообразимый в предшествующие эпохи; бурное развитие науки и техники, средств коммуникации, изобретение газет, радио и телевидения; резкое расширение возможностей пропаганды; резкий рост населения, увеличение продолжительности его жизни; значительное повышение уровня жизни в сравнении с предыдущими эпохами; резкое повышение мобильности населения; сложное разделение труда не только в рамках отдельных стран, но и в международном масштабе; централизованное гос-во; сглаживание горизонтальной дифференциации населения (деление его на касты, сословия, классы) и рост вертикальной дифференциации (деление общества на нации, «миры», регионы).

О радикальности перемен, произошедших уже в 20 в., говорят, в частности, такие факты: с начала века население планеты выросло более чем в три раза; в 1900 в городах жило около 10% населения, к концу века - около 50%; 90% всех предметов, используемых сейчас человеком, придуманы в последние сто лет; объем промышленного производства в 20 раз выше в конце века, чем в его начале; люди используют 600 млн автомобилей; запущено более 4000 искусственных спутников Земли; за 15 лет потребляется столько природных ресурсов, сколько было использовано человеком за все время его существования.

И.о. является началом формирования единого человечества и, соответственно, становлением мировой истории в собственном смысле этого слова.

Иногда И.о. последних десятилетий, добившееся особо эффективного экономического роста, именуется постиндустриальным. Д. Белл выдвинул идею, что с т.зр. реализации обществом различных технологий производства в мировой истории можно выделить три главных типа социальной организации: до-индустриальный, индустриальный и постиндустриальный. Такое деление истории является, однако, грубым и поверхностным. В его основе лежит лишь одна черта общественного развития - уровень экономического роста. В результате последние три столетия истории оказываются разделенными на две противопоставляемые друг другу эпохи, в то время как вся предшествующая история, занимающая многие тысячелетия, попадает в невыразительную рубрику «доиндустриального общества». Само различие между индустриальным и постиндустриальными типами общества существенно лишь с т.зр. уровня экономического развития. Оно оказывается, однако, второстепенным, когда во внимание принимается целостная культура развитых обществ трех последних веков. Постиндустриальное общество - не самостоятельная эпоха, а лишь современный этап индустриальной эпохи, обладающей несомненным внутренним единством.

В рамках каждой из эпох могут существовать одна или несколько цивилизаций, которые могут быть разделены в зависимости от характерных для них стиля мышления, строя чувств и своеобразных коллективных действий на индивидуалистические, коллективистические и промежуточные (см.: Индивидуалистическое общество и коллективистическое общество). Индивидуалистическая цивилизация в И.о. представлена капитализмом, коллективистическая - социализмом, два варианта которого - коммунизм и национал-социализм.

Одна из основных тенденций И.о. - модернизация, переход от традиционного общества к модернизированному. Эта тенденция сделалась заметной в Зап.

Европе уже в 17 в., позднее она распространилась и на др. регионы. Для традиционных обществ характерны опора прежде всего на веру, а не разум, на традицию, а не на знание, пренебрежительное отношение к экономическому росту, к внедрению новых технологий и управлению экономикой. Модернизирующиеся общества опираются в первую очередь на разум, знание и науку, проводят последовательную индустриализацию, резко увеличивающую производительность труда, усиливают роль управления и, в частности, управления экономикой и придают развитию производительных сил определенные динамизм и устойчивость. Модернизация ведет к росту сложности общественной системы, интенсификации коммуникаций, постепенному формированию мирового сообщества. Процесс модернизации характерен не только для капиталистических, но и для социалистических стран. Последние также апеллируют к разуму и науке и стремятся обеспечить устойчивый экономический рост. Более того, они претендуют на гораздо более эффективную модернизацию, чем та, которая доступна капиталистическим странам. Модернизация не является историческим законом, охватывающим все общества и все эпохи. Она характеризует лишь переход от аграрно-промышленного общества к индустриальному и представляет собой социальную тенденцию, заметно усилившуюся в 20 в., но способную угаснуть в будущем при неблагоприятном стечении обстоятельств (исчерпание природных ресурсов, обострение глобальных проблем и т.п.).

Две фундаментальные оппозиции (индивидуалистическое общество - коллективистическое общество и традиционное общество - модернизированное общество) позволяют выделить четыре типа общественного устройства И.о.: традиционное коллективистическое общество (Китай, Индия и др.), традиционное индивидуалистическое общество, модернизированное коллективистическое общество (коммунистическая Россия, национал-социалистическая Германия и др.) и модернизированное индивидуалистическое общество (США, Япония и др.). Современная Россия переходит от коллективистического общества к модернизированному индивидуалистическому обществу.

Данная схематизация показывает неединственность т.н. зап. пути и вместе с тем неединственность социалистического, в частности коммунистического, выбора. Нет общей дороги, которую должно было бы пройти - пусть в разное время и с разной скоростью - каждое общество. История И.о. не идет в направлении, когда-то описанном К. Марксом, - к социализму, а затем к коммунизму. Но она не является и повторением всеми обществами того пути, который прошли в свое время зап. страны. Современное человечество не является единым, однородным целым. Оно слагается из очень разных обществ, находящихся на разных уровнях экономического и культурного развития. Общества, относящиеся к разным историческим эпохам, существуют и в настоящее время. В частности, доиндустриальные, аграрно-промышленные общества широко распространены в Африке, Латинской Америке и Южной Азии. Общества индустриального типа существенно различаются по уровню своего развития. Валовой национальный продукт на душу населения в России и Бразилии в несколько раз ниже, чем в Италии и Франции, а в последних почти в два раза ниже, чем в США и Японии. Наличие в современном мире обществ, относящихся к разным историческим эпохам, и существенные различия между обществами, принадлежащими к одной и той же эпохе, говорят о том, что каждая эпоха, включая и индустриальную, - это всегда известная неоднородность и определенная динамика. Эпоха - только тенденция развития достаточно обширной и влиятельной группы обществ, способная стать тенденцией развития и многих др. обществ, а со временем, возможно, и подавляющего их большинства.

⇐ Предыдущая123

Отправной точкой промышленной революции, изменившей экономический облик Европы, стал XVIII век, когда возникли первые крупные промышленные предприятия. Изменения, произошедшие в обществе, описал А. Тоффлер . Наиболее крупные из них связаны с требованием высокого уровня образованности, востребованности квалифицированного труда большинства рабочих.

10.Основные черты индустриального,постиндустриального и информационного общества.

Переворот в промышленности привел к появлению массовой школы современного типа. Родители, занятые на производстве, уже не могли обеспечить детям круглосуточную опеку, поэтому часть этих функций взяла на себя система образования. Уподобляемая промышленному конвееру, она в массовом порядке стремилась охватить большую массу обучаемых стандартным набором умений и навыков. Это в корне отличает систему образования индустриального общества от предшествующих типов.

Основоположник теории индустриального общества О. Конт отмечал в нем основные тенденции:

Образование профессионально-квалификационных групп;

Расширение разнообразия экономических форм жизни;

Рост материального благосостояния населения.

Все это не могло не повлиять на изменение духовной жизни, ее основных компонентов и структуры. Чрезмерная специализация, рост городского населения, по мысли Конта, привели к росту преступности, но самое главное - к разрушению фундамента общества – солидарности (согласия) людей. Конкуренция развивает в индивидах жажду наживы, которая становится основой корпоративной этики в защите узкогрупповых интересов.

Э. Дюркгейм связывал появление понятия «частная жизнь» с развитием индустриального общества, когда на смену коллективному сознанию приходит суверенитет отдельной личности, ее ценности, устремления, идеалы. Клан сменяет семья, а затем трудовая организация, индивиды объединяются не по принципу родства, а по профессиональной принадлежности. Рост городов ускоряет горизонтальную социальную мобильность, что ведет к высокой плотности населения в центрах экономики, политики, социальной жизни .

В 60-е годы ХХ века создатель теории «единого индустриального общества» французский экономист и социолог Раймон Арон («18 лекций об индустриальном обществе», 1962) утверждал, что технический прогресс создает не множество типов общества, а единственную универсальную форму, единый тип общества в различных модификациях - западной (демократической) и советской(тоталитарной).

В возникших позже теориях конвергенции (сближения, схождения) П. Друкера, Р. Арона, У. Ростоу, Дж. Гэлбрейта подчеркивались признаки сближения капиталистических и социалистических обществ, которые, в конечном счете, становятся и не классически капиталистическими, и не традиционно социалистическими.

Среди пяти универсальных черт, присущих любому индустриальному обществу, выделяется основная, первая по значимости: предприятие полностью отделено от семьи, что указывает на смену ценностных ориентаций в духовной жизни.

Такой тип общества требует жесткой дисциплины, иерархии, субординации. Демократические же идеалы ориентируют личность на равенство, свободу, самоопределение. Между этими составляющими неизбежно возникает конфликт, что обрекает общество на нестабильность.

В это же время американский социолог Уолт Уитмен Ростоу («Теория индустриального общества, 1960) выдвигает теорию «стадий экономического роста», в которой выделяет в качестве основного компонента духовной жизни достижения науки и их внедрение в технический прогресс, что требует от государства многократного увеличения вложений в эти отрасли. Эта теория была развита Д. Беллом, З. Бжезинским, Дж. Гэлбрейтом и другими учеными. В книге последнего «Новое индустриальное общество» появляется новая идея «смягчения» последствий научно-технической революции за счет интенсификации процесса социализации. Приведем отличительные особенности общества такого типа, которые отражают смену ориентиров в духовной сфере:

1) утверждение индустриального технологического уклада как доминирующего во всех общественных сферах - от экономической до культурной и духовной;

2) интенсивная урбанизация (доля занятых в сельском хозяйстве до 3-5% от всего населения);

3) возникновение нации-государства, организованной на основе общего языка и культуры;

4) образовательная революция, переход к всеобщей грамотности и формирование национальных систем образования;

5) рост уровня потребления, формирование «общества потребления»;

6) изменение демографического типа развития (низкая рождаемость, старение населения).

Два глобальных процесса, приведших к образованию такого типа общества - урбанизация и индустриализация - повлекли за собой изменение многих компонентов духовной жизни. В частности, традиционные, ориентированные на религиозные образцы ценности сменились на светские, ориентированные на будущее .

⇐ Предыдущая123

Поиск на сайте:

Особенности системы социализации в индустриальном обществе

Становление индустриальной экономической системы сопровождалось радикальной перестройкой социальной структуры западного общества. Традиционная «закрытая» система социализации личности, основанная на жесткой иерархии сословных групп и нормативной корпоративной этике, сменилась состязательным стилем жизни, растущим многообразием ценностных установок и поведенческих стереотипов. Человек получил возможность свободного или, по крайней мере, не регламентированного извне выбора образа жизни. Однако социальная идентичность, т. е. соотнесение собственного «Я» с определенными социальными сообществами и присущими им нормами поведения, так и не приобрела «открытого» характера. В обществе возобладали классовые формы социализации, связанные с антагонистическим противостоянием «труда» и «капитала».

Естественно, что социальное пространство индустриального общества не могло приобрести строгую биполярную структуру. Помимо классов предпринимателей и наемных работников, важную роль в нем по-прежнему играли традиционные социальные слои, в том числе аристократия, крестьянство, ремесленники, корпоративные категории городского населения (офицерство, чиновничество, учителя, врачи, адвокаты и пр.). Однако в общественном сознании безусловно преобладающими становились только два социальных типажа – буржуа и пролетарий.

Характерную эволюцию претерпел институт семейных отношений, играющий ключевую роль в системе социализации. Уже в конце XIX в. доминирующими культурно-демографическими моделями стали так называемые буржуазная семья и пролетарская семья.

Буржуазная семья как малая социальная группа была ориентирована на воспроизводство предпринимательской мотивации и психологии, аккумулирование «семейного капитала», обеспечение высокого образовательного уровня, укрепление привилегированного социального статуса с помощью брачных союзов. Образ жизни пролетарской семьи определялся полной зависимостью от положения главы семьи как наемного работника, ориентацией семьи на поддержание биологически необходимого уровня потребления, стрессовой психологической и физической нагрузкой на производстве и потребностью в специфических формах досуга, способных уравновесить ее. Характерно, что как в буржуазной, так и в пролетарской семье к концу XIX в.

значительно снизилась роль этнических и конфессиональных факторов социализации.

В начале XX в. влияние классовых факторов на формирование социальной идентичности стало еще более заметным. Процесс монополизации, и в особенности централизации банковского сектора, привел к ослаблению средней и мелкой предпринимательской буржуазии, стиранию отраслевых отличий буржуазных групп, формированию внутриклассовой олигополической элиты. Одновременно шел процесс сближения буржуазных слоев со старой родовой аристократией, унификации жизненных стандартов и поведенческих стереотипов элитарных социальных групп, их идеологических ориентиров и духовной культуры. Все это создавало предпосылки для консолидации всех имущих слоев как единого класса, обладающего общими экономическими интересами и претендующего на политическое главенство в обществе.

Значительные перемены произошли к началу XX в. и в структуре рабочего класса. Из люмпенизированного аморфного слоя городской «трудовой бедноты» с низкой квалификацией и минимальной заработной платой рабочий класс превратился в мощную социальную группу, обладающую собственными мировоззренческими ценностями и способную организованно бороться за свои права. Технологическое обновление производства привело к оптимизации труда рабочих и повысило требования к их квалификации. Расширение фабрично-заводского законодательства и практики коллективных договоров, рост профсоюзного движения (только за полтора десятилетия перед Первой мировой войной – в 3–7 раз) привели к повышению общего уровня заработной платы и сокращению рабочего времени. Так, например, только в 1890–1910 гг. средняя продолжительность рабочей недели в ведущих странах Запада сократилась на 10–15 %. После Первой мировой войны начался постепенный переход к 8-часовому рабочему дню и 48-часовой рабочей неделе, появилась практика оплачиваемых отпусков для некоторых категорий рабочих. В итоге прежний революционно настроенный пролетариат, отличавшийся крайне негативным отношением к собственному социальному статусу, превратился в востребованный обществом класс наемных работников физического труда, заинтересованных в сохранении и улучшении своего социального и экономического положения.

На фоне консолидации двух основных классов индустриального общества численность традиционных средних слоев быстро уменьшалась. Но все большую общественную роль приобретали «новые средние слои», состоявшие из лиц наемного нефизического труда. Эта категория включала немало профессиональных групп, которые и прежде занимали в обществе достаточно заметное положение, – юристов, врачей, учителей, банковских клерков, инженеров.

Индустриальное общество

Но если ранее все эти категории отличались ярко выраженной корпоративной идентичностью, то к началу XX в. они постепенно слились в единый социальный слой служащих, интегрированный в индустриальную производственную и социокультурную систему.

По сравнению с рабочими служащие обладали рядом преимуществ: более устойчивым спросом на рынке труда (в силу высокой квалификации и образовательного уровня), меньшей продолжительностью рабочего времени, системой льгот, в том числе оплачиваемых отпусков, пенсий, пособий, относительной свободой в организации труда. Однако их организованность в защите своих интересов была значительно ниже, чем у рабочих. Постепенно сокращался и разрыв в уровне оплаты труда. Так, например, в США в начале XX в. заработная плата рабочих была в 2,5 раза меньше, чем у служащих, а к концу 1920-х гг. – только в 1,8 раза. Невысока еще была и внутренняя дифференциация служащих по уровню доходов и социально-производственному статусу.

Значительную эволюцию претерпели в этот период сельские слои населения. На смену традиционному крестьянству постепенно приходит фермерство. От крестьянского фермерское хозяйство отличалось более современной технической и технологической базой, а главное, связями с системой ипотечного кредитования и крупными сбытовыми компаниями. Рост производительности сельскохозяйственного труда разительно менял и демографическую модель сельского населения – на смену патриархальным многодетным крестьянским семьям, состоящим из нескольких поколений, приходили «малые» фермерские семьи, включавшие только супружескую пару и несовершеннолетних детей. Значительная часть выходцев из фермерских семей, а также разорившиеся крестьяне устремлялись в города. Благодаря этому в начале XX в. начался один из самых мощных витков урбанизации. В то же время фермерские семьи успешно усваивали многие черты городского образа жизни.

Итак, система социализации личности, сложившаяся в индустриальном обществе, носила ярко выраженный биполярный характер. Она впитала дух противостояния «имущих» и «неимущих» слоев, отражала несовместимость их мировоззренческих ориентиров, образа жизни, стиля мышления. Классовая конфликтность стала на рубеже XIX–XX вв. характерной чертой общественного сознания. Однако в действительности социальная структура населения в ведущих странах Запада так и не приобрела жестко поляризованного характера. По мере уменьшения численности и общественной роли традиционных социальных групп их нишу между предпринимательской элитой и рабочим классом заполняли «новые средние слои» и фермерство. Одновременно верхние слои в этой социальной пирамиде становились все более унифицированными по образу жизни и источникам доходов, а пролетарская масса сменялась квалифицированным рабочим классом.

Индустриальное

постиндустриальное .

Доминирующими отраслями доиндустриального развития являются добывающие отрасли, сельское хозяйство, рыбная, лесная и горнодобывающая промышленность.

В индустриальной стадии преобладают перерабатывающие отрасли - машиностроение, легкая и пищевая промышленность.

В постиндустриальной стадии основными отраслями, на которых базируется экономическое развитие, становится отрасли нематериального производства: наука, образование, торговля, финансы, страхование, здравоохранение.

Характерными чертами постиндустриального общества становятся относительное падение производства товаров и относительное увеличение производства услуг, рост наукоемкого производства, повышение уровня квалификации персонала, опережающая интернационализация производства.

На стадии индустриального развития в городе или регионе действуют закономерности, определяемые ролью ведущих отраслей, "локомотивов индустрии", которые создают так называемый мультипликативный эффект и определяют весь ход развития города или региона в целом. Ведущая отрасль создает дополнительные рабочие места, вся остальная инфраструктура города как бы обслуживает основное производство. В этих условиях нередко формируются города с моноотраслевой структурой, когда одно или несколько предприятий одной отрасли определяют состояние экономики и социальной сферы всего города.

http://ecsocman.hse.ru/data/507/714/1231/012iNOZEMCEW.pdf

Постиндустриальное хозяйство и постиндустриальное" общество

На постиндустриальной стадии развития города или региона главным фактором, определяющем его благосостояние, становится уровень развития городской инфраструктуры.

Признаки индустриального общества в России

Насколько развиты дороги, связь, жилищный сектор, сфера услуг и индустрия развлечений, насколько доступны офисные помещения, насколько низок уровень преступности и обеспечен город квалифицированными кадрами — все это определяет потенциал развития постиндустриального города. Насколько вся инфраструктура города способна принять новые виды бизнеса — это определяет потенциал постиндустриального развития.

Развитие инфраструктуры является чрезвычайно капиталоемким, при этом большая часть инфраструктурных сооружений не дает значительных доходов, а часто является убыточным. В этой связи распространенной во всем мире практикой является создание таких инфраструктурных объектов за счет государственных инвестиций, а также их эксплуатация государственными или «общественными» организациями.

Рис.1 Факторы развития городов разных типов.

Говоря о России, с сожаление можно отметить, что если до начала рыночных реформ 90-х годов Россию можно было отнести к стране индустриальной стадии развития, то спустя 20 лет остается констатировать, что Россия в своем развитии опустилась на стадию доиндустриального развития.

Предыдущая12345678910111213141516Следующая

ПОСМОТРЕТЬ ЕЩЕ:

Типология обществ

3 основных исторических тип общества : аграрное, индустриальное и постиндустриальное.

Традиционное (аграрное, доиндустриальное) общество . Состав: Древний Восток, Средневековье, сегодня ряд государств Азии и Африки. Основные черты: земледельческий труд, зависимость от природы – человек как малая часть природы, подчинение ритмам природы. Главное богатство – земля. Личная зависимость и внеэкономическое принуждение к труду. Социальная структура – сословия. Коллективы: община, цех. Человек воспринимал себя как часть коллектива. Статус человека – определялся не личными заслугами, а происхождением. Устойчивость повседневной жизни: традиция – свод неписанных правил, образцов поведения, деятельности и общения, воплощающих опыт предков. Представление о «золотом веке» — лучшее было в прошлом. Отсюда – стабильность с застойно-патриархальным круговоротом жизни, замедленные темпы общественного развития. Верховная власть авторитет, который отождествлялся с личностью монарха божественного происхождения. Теократия – олицетворение политической и духовной власти в одном лице. Приводило к подчиненности людей и государству и церкви.

Индустриальное общество. Имеет другие ценности – новое, новизна. Стремительное развитие техники, науки привели к появлению спроса на грамотных людей, что привело к появлению массовой системы образования. Развитие техники привело к изменению места человека в системе общественного производства (не силовые функции, а контрольно-информационные). Наука – производительная сила.

Повышение качества жизни, появились новые потребности, изменение повседневной жизни.

Прогресс – поступательное развитие общества. Вместо природы – стихии – природа как система, кладовая. Стратегия покорения природы. Секуляризация общественного сознания, вместо религиозного мировоззрения – рациональное. Социальные связи – экономическое принуждение к труду. Социальный контакт на основе правового договора. Социальная мобильность. Личная свобода. Посредники в отношениях людей – социальные институты. Усложнение социальных ролей. Рост городов. В городах происходит уравнение в правах, что привело к появлению правового государства. Техногенная цивилизация – это воздействие техники на все стороны жизни индустриального общества.

Восток и Запад

Восток – земледельческий труд, община, подчинение человека социально-этическим стандартам, традиции. Мировоззрение: созерцательность, принцип минимального действия, следование естественному порядку вещей. Власть – авторитарный характер.

Черты индустриального общества

Социальные связи – общинно-клановые. Государство – патерналистское. Мировоззрение – созерцательность. Ссылка на авторитет заменяет знания. Ядро любой цивилизации составляет система ценностей и жизненных смыслов. Духовные ценности Востока отражены в учениях даосизма, буддизма, конфуцианства. Коллективизм.

Запад – промышленно развитые страны, высокие темпы развития экономики, науки, техники, демократия, правовое государство, социальная мобильность, личная свобода. Мировоззрение: мир управляется естественными законами. Идея практической деятельности, активное преобразование природы и общества. Рациональное мышление. Наука могла возникнуть только на Западе. На Востоке знания существовали для решения прикладных задач и не оформились в доказательное, систематическое знание. Идея прогресса. Индивидуализм. Демократия. Правовое государство. Гражданское общество. Личная свобода. Социальная мобильность. Деятельность. Активное преобразование природы. Истоки – Древня Греция (ораторы, система доказательств).

На Западе в сер. XX в. развитие индустриального общества подошло к критическому рубежу, что привело к обращению к восточным ценностям: отношение к природе, принцип разумной достаточности.

Типология обществ

План:

1. основные типы обществ: 1) традиционное (аграрное, доиндустриальное)

2) индустриальное (капиталистическое)

3) постиндустриальное (информационное)

2. Традиционное общество: 1) сельское хозяйство как основа экономики

2) сословное деление общества

3) монархическая форма власти

4) религиозное мировоззрение и традиционная культура

3. Индустриальное общество: 1) промышленность как основа экономики

2) классовое деление общества

3) представительные органы власти как основа политической системы

4) рациональное мировоззрение, появление массовой культуры

4. Постиндустриальное общество: 1) наука и сфера услуг как основа экономики

2) размывание границ между классами и группами населения

3) тенденция к развитию прямой демократии через IT технологии

4) особая роль науки и образования в духовной сфере

Основные понятия: традиционное общество, индустриализация, техногенная цивилизация, постиндустриальное общество, западное общество, цивилизация восточного типа

Термины : внеэкономическое принуждение, экономическое принуждение, теократия, секуляризация, социальный контракт

Дата публикования: 2015-11-01; Прочитано: 500 | Нарушение авторского права страницы

Studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2018 год.(0.002 с)…

Термин «индустриальное общество» впервые ввел Анри Сен-Симон (1760–1825 гг.) .

Индустриальное общество - это тип организации социальной жизни, который сочетает свободу и интересы индивида с общими принципами, регулирующими их совместную деятельность. Для него характерны гибкость социальных структур, социальная мобильность, развитая система коммуникаций.

В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит трансформация традиционного общества в индустриальное. Для индустриального общества характерны следующие черты:

1)развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации;

2)механизация и автоматизация производства и управления;

3)массовое производство товаров на широкий рынок;

4)высокая развитость средств коммуникации и транспорта;

5)рост урбанизации и социальной мобильности;

6)увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления;

7)формирование гражданского общества.

В 1960-е гг. появляются концепции постиндустриального (информационного ) общества (Д. Белл, А. Турен, Ю. Хабермас), вызванные резкими изменениями в экономике и культуре наиболее развитых стран.Ведущей в обществе признается роль знания и информации, компьютерных и автоматических устройств . Индивид, получивший необходимое образование, имеющий доступ к новейшей информации, получает преимущественные шансы продвижения по лестнице социальной иерархии. Основной целью человека в обществе становится творческий труд.

Негативной стороной постиндустриального общества выступает опасность усиления социального контроля со стороны государства, правящей элиты через доступ к информации и электронным средствам массовой информации и коммуникации над людьми и обществом в целом.

Отличительные черты постиндустриального общества:

    переход от производства товаров к экономике услуг;

    возвышение и господство высокообразованных профессионально-технических специалистов;

    главная роль теоретического знания как источника открытий и политических решений в обществе;

    контроль над техникой и возможность оценки последствий научно-технических нововведений;

    принятие решений на базе создания интеллектуальной технологии, а также с использованием так называемой информационной технологии.

11. Понятие социальной структуры и различные теоретические подходы к проблеме социального структурирования.

Общество, его признаки Социальная структура охватывает размещение всех отношений, зависимостей, взаимодействий между отдельными элементами в социальных системах разного ранга. В качестве элементов выступают социальные институты, социальные группы и общности разных типов; базовыми единицами социальной структуры являются нормы и ценности. Таким образом, общество - совокупность исторически сложившихся и развивающихся форм совместной деятельности и отношений людей. Социологи по-разному формулируют и определяют признаки общества. Однако наиболее известной в этом плане является концепция, предложенная французским социологом-классиком Эмилем Дюркгеймом. С его точки зрения, общество характеризуется следующими признаками. 1. Общность территории, как правило, совпадающей с государственными границами, поскольку территория - основа социального пространства, в котором складываются и развиваются отношения и взаимодействия между индивидами. 2. Целостность и устойчивость, т. е. способность поддерживать и воспроизводить высокую интенсивность внутренних связей. 3. Автономность и высокий уровень саморегуляции, что выражается в способности создавать необходимые условия для удовлетворения потребностей индивидов, т. е. общество без вмешательства извне может осуществлять свое основное предназначение - предоставлять людям такие формы организации жизни, которые облегчают им достижение личных целей. 4. Интегративность. Каждое новое поколение людей в процессе социализации включается в сложившуюся систему социальных отношений, подчиняется сложившимся нормам и правилам. Это обеспечивается посредством культуры, которая является одной из основных подсистем, составляющих общество. К основным элементам социальной структуры общества принято относить: социальные индивиды (личность); социальные общности; социальные институты; социальные связи; социальные отношения; социальную культуру. Некоторые социологи считают, что структуру социальной системы общества можно представить в следующем виде: Социальные группы, слои, классы, нации, социальные организации, индивиды. Социальные учреждения, общественные институты, организации. Отношения классов, наций, социальных общностей, личностей. Идеология, мораль, традиции, нормы, мотивации и т. п. Кроме того, существует подход к рассмотрению структуры общества с выделением в нем сфер. Обычно выделяют следующие: экономическая сфера; политическая сфера; социальная сфера - общество и его элементы; духовная сфера - культура, наука, образование, религия. Основные элементы социальной структуры общества 1. Личность - это субъект социальных отношений, устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. 2. Социальная общность - это объединение людей, в котором создана и сохраняется определенная социальная связь. Основные виды социальных общностей: социальные группы: профессиональные; трудовые коллективы; социально­демографические; половозрастные; классы и страты; социально-территориальные общности; этнические общности. Кроме того, социальные общности можно подразделить по количественному признаку, по масштабу. Большие социальные общности - совокупности людей, существующие в масштабах общества (страны): классы; социальные слои (страты); профессиональные группы; этнические общности; половозрастные группы. Средние или локальные общности: жители одного города или деревни; производственные коллективы одного предприятия. Малые общности, группы: семья; трудовой коллектив; школьный класс, студенческая группа. 3. Социальный институт - определенная организация общественной деятельности и общественных отношений, совокупность учреждений, норм, ценностей, культурных образцов, устойчивых форм поведения. В зависимости от сфер общественных отношений выделяют следующие типы социальных институтов: экономические: производство, частная собственность, разделение труда, заработная плата и др.; политико-правовые: государство, суд, армия, партия и др.; институты родства, брака и семьи; воспитательные институты: семья, школа, высшие образовательные учреждения, средства массовой информации, церковь и др.; культурные институты: язык, искусство, культура труда, церковь и др. 4. Социальная связь - это социальный процесс сочленения как минимум двух социальных элементов, в результате чего образуется единая социальная система. 5. Социальные отношения - взаимозависимость и связи между элементами социальной системы, складывающиеся на различных уровнях жизнедеятельности общества. В отношениях проявляются социальные законы и закономерности функционирования и развития общества. Основными видами социальных отношений являются: Отношения власти - отношения, связанные с использованием власти. Социальная зависимость - отношения, в основе которых лежат возможности влияния на удовлетворение потребностей посредством ценностей. Они складываются между субъектами по поводу удовлетворения их потребностей в соответствующих условиях труда, материальных благах, улучшении быта и досуга, получении образования и доступа к предметам духовной культуры, а также в медицинском обслуживании и социальном обеспечении. 6. Культура - совокупность созданных человеком в ходе его деятельности и специфических для него жизненных форм, а также процесс их созидания и воспроизводства. Культура включает в себя материальную и духовную составляющие: ценности и нормы; верования и обряды; знания и умения; обычаи и установления; язык и искусство; технику и технологию и т. д. Культура является основой социального, общественного поведения индивидов и социальных групп, так как является системой коллективно и индивидуально разделяемых норм, правил, образцов деятельности. Таким образом, общество представляет собой сложную социальную систему, состоящую из различных, но взаимосвязанных друг с другом элементов.

С.С-относительно тустойчивая,упорядоченная и иерархическая взаимосвязь элементов соц системы,отражающая её сущностные характеристики.Часть -системы не делимая в рамках данной системы.(сам человек выбирает).Элемент-это сущность данной системы.(их чего основывается «начало»).1).а)сферы соц жизни-экономическая политическая духовная.б).соц субъекты-историч общности и устойчивые объединения людей(соц институты)-это основные принципы.Социальный статус как элемент структурирования-процесс и результат деления людей на неравнозначные группы,образующ иерархическую послед на основе одного или множества признаков.Сущ 23 признака:собственность,власть и соц статус(гл идея открытость слоя).С(РАЗМЕР ИМУЩ ДОХОДА)в(полит принадлежность).1815-Т КЛАССОВ И Т СОЗД ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ 19 ВЕКА.Т стратификации было созданно в противовес т классовой структуры общ-ва(марксизме лененизме) в идеолог револлюционной борьбы.т.е соц стратифик продв Сорокин(америк социолог Р происхождение)он не разделял идеология этой власти)-марксизма.3 базовых вида соц стратификации современного общ-ва-экономич полит социально-профессиональную выд сл критерии:1)доход 2)власть 3)статус.Социальная страта(слой)-обладает определ качественной однороностью,cовокупность людей в иерархии близкое положение и сходный образ жизни.Принадлежность к страте имеет 2 сост-объективная,субъективная(с опред слоем идентиф себя)-для анного слоя.

Черты индустриального общества

Империя

· монархическое государство во главе с императором;

· колониальная держава, установившая своё господство над колониями и зависимыми территориями.

Индустриализация - процесс социально-экономического перехода от аграрного типа общества к индустриальному, с преобладанием промышленного производства в экономике, которая проходит период экстенсивного развития с тем, чтобы производить как можно больше продукции. Этот процесс связан с развитием новых технологий, особенно в таких отраслях, как энергетика и металлургия. Разные авторы отмечают следующие ключевые факторы индустриализации: политические и законодательные реформы, наличие природных ресурсов, а также сравнительно дешевых и квалифицированных трудовых ресурсов.

В ходе индустриализации общество также претерпевает некоторые изменения в философском плане, меняется его мировосприятие. Позитивное отношение к труду в сочетании со стремлением как можно быстрее использовать новые технологии и научные открытия также дают вклад в ускоренный рост производства и доходов населœения. В результате образуется всœе более широкий, в конечном счете, мировой рынок продукции и услуг всœех видов, что в свою очередь стимулирует инвестиции и дальнейший экономический рост.

Индустриальное общество - тип общества, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ достигло такого уровня общественно-экономического развития, при котором наибольший вклад в стоимость материальных благ вносит добыча и переработка природных ресурсов, а также промышленность.

Индустриальное общество - это общество, основанное на промышленности с гибкими динамичными структурами, для которого характерны: разделœение труда, широкое развитие средств массовой коммуникации и высокий уровень урбанизации.

Индустриальное общество возникает в результате промышленной революции. Происходит перераспределœение рабочей силы: занятость населœения в сфере сельского хозяйства падает с 70-80 % до 10-15 %, возрастает доля занятости населœения в промышленности до 80-85 %, так же происходит прирост городского населœения. Доминирующим фактором производства становится предпринимательская деятельность. В результате научно-технической революции индустриальное общество трансформируется в постиндустриальное общество.

1. История движется неравномерно, ʼʼскачкамиʼʼ, разрывы между эпохами очевидны, часто это революции разных типов.

2. Общественно-исторический прогресс достаточно очевиден и должна быть ʼʼизмеренʼʼ посредством разных критериев.

3. Общество стремится властвовать над природой, подчиняя ее и извлекая из нее максимально возможное.

4. Основа экономики - институт достигшей высокого развития частной собственности. Право собственности воспринимается как естественное и неотъемлемое.

5. Социальная мобильность населœения высока, возможности социальных перемещений практически не ограничены.

6. Общество автономно от государства, сложилось развитое гражданское общество.

7. Автономия, свободы и права личности закреплены конституционно в качестве неотъемлемых и прирожденных. Отношения личности и общества строятся на началах взаимной ответственности.

8. Важнейшими социальными ценностями признаны способность и готовность к изменениям, новациям.

Казаки - этносоциальные группы различного этногенеза, первоначально проживавшие в южных степях Восточной Европы, в частности, на территории современной Украины и России, расселившаяся впоследствии на территории Среднего и Нижнего Поволжья, Предуралья, современного Казахстана, Сибири и Дальнего Востока. В XVIII-XX вв, в официальных документах Российской империи слово ʼʼказакʼʼ обозначало лицо, принадлежащее к казачьему сословию и состоянию, в котором числилось населœение нескольких местностей России, имевшее особые права и обязанности и вместе с тем обозначало военнослужащего вооружённых сил Российской империи, преимущественно кавалерии и конной артиллерии и нижний чин казачьих войск. Вместе с тем в русском обществе, в быту разных регионов и местностей империи, слово продолжало использоваться и в других его значениях, в частности - ʼʼсвободный человекʼʼ.

Капитализм - экономическая система производства и распределœения, основанная на частной собственности, всœеобщем юридическом равенстве и свободе предпринимательства. Главным критерием для принятия экономических решений является стремление к увеличению капитала, к получению прибыли. Капитализм - общественно-экономическая формация, основанная на частной собственности на средства производства и эксплуатации наёмного труда капиталом; сменяет феодализм, предшествует социализму - первой фазе коммунизма.

Капитализм обладает следующими отличительными чертами:

v Основу экономики составляет производство товаров и услуг, а также коммерция и другие виды законной экономической деятельности. Большая часть товаров и услуг производится для продажи, однако натуральное хозяйство тоже не запрещено. Обмен происходит на свободных рынках на базе взаимовыгодных сделок.

v Средства производства находятся в частной собственности. Прибыль на вложенный капитал также является собственностью владельцев последнего и может ими использоваться по собственному усмотрению: как для расширения производства, так и для личного потребления. Основой для раздела прибыли между владельцами капитала является доля предоставленного капитала.

v Источником жизненных благ для большинства членов общества является труд не по принуждению, как это имеет место в других экономических системах, а на условиях свободного найма, то есть продажа рабочей силы за вознаграждение в форме заработной платы.

Князь - глава феодального монархического государства или отдельного политического образования (удельный князь) в IX-XVI веках у славян.

Первоначально князь был племенным вождём, возглавлявшим органы военной демократии. Древнейшее качество князя как старейшины рода отложилось в русской свадебной лексике, где новобрачные (условные основатели рода) именуются ʼʼкняземʼʼ и ʼʼкнягинœейʼʼ. Далее князь постепенно превратился в главу раннефеодального государства.

Функции князя:

v Военная - организация нападения и защиты племени. В древнерусском обществе высоко ценилась военная храбрость князя.

v Судебная - князь лично председательствовал на гласном суде, а также взимал судебные штрафы.

v Религиозная - в языческое время князья являлись инициаторами и организаторами жертвоприношений., что связано с развитием у слова ʼʼкнязьʼʼ значения ʼʼсвященникʼʼ в чешском и польском.

Коллективизация - это процесс объединœения единоличных крестьянских хозяйств, в коллективные хозяйства (колхозы в СССР). Проводилась в СССР в конце 1920-х - начале 1930-х гᴦ. (1928-1933) (решение о коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927), в западных районах Украины, Белоруссии и Молдавии, в Эстонии, Латвии и Литве, а также в социалистических странах Восточной Европы и Азии.

Цель коллективизации - установление социалистических производственных отношений в деревне, устранение мелкотоварного производства для разрешения хлебных затруднений и обеспечения страны необходимым количеством товарного зерна.

Кооперация (лат. cooperatio) - форма организации труда, при которой определённое количество людей (предпринимателœей, хозяйственников) или предприятий совместно участвует в одном или в разных, но связанных между собой, процессах труда/производства;

Черты индустриального общества - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Черты индустриального общества" 2017, 2018.

Новое на сайте

>

Самое популярное