Домой Кредитные карты Переходим на мсфо. последние изменения законодательства

Переходим на мсфо. последние изменения законодательства

При подготовке отчетности по МСФО наиболее часто применяется трансформация отчетности - процесс составления финансовой отчетности по международным стандартам путем корректировки статей отчетности и перегруппировки учетной информации, подготовленной по правилам РСБУ.

Единого алгоритма трансформации финансовой отчетности не существует, и в каждом случае специалисты применяют свою методику, оптимальную для компании.

Все больше организаций в РСБУ применяют стандарты МСФО, что допускается требованиями п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». Переход на МСФО для таких компаний представляется более простым, поскольку количество трансформационных корректировок будет меньше.

Справочно

Министерство финансов Российской Федерации на официальном сайте 01.08.2016 опубликовало проект приказа, который вносит изменения в ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации»:

«Организация, которая раскрывает составленную в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности консолидированную финансовую отчетность или финансовую отчетность организации, не создающей группу, вправе при формировании учетной политики руководствоваться федеральными стандартами бухгалтерского учета с учетом требований международных стандартов финансовой отчетности. В случае если применение способа ведения бухгалтерского учета, установленного федеральным стандартом бухгалтерского учета, приводит к несоответствию учетной политики указанной организации требованиям международных стандартов финансовой отчетности, организация вправе не применять этот способ.

В случае если по конкретному вопросу в федеральных стандартах бухгалтерского учета не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то организация разрабатывает соответствующий способ, исходя из международных стандартов финансовой отчетности».

Компаниям, впервые применяющим международные стандарты, адресован МСФО (IFRS) 1 «Первое применение МСФО», которым руководствуются при первой финансовой отчетности по МСФО, а также при промежуточной отчетности, представляемой за часть периода, охватываемого первой финансовой отчетностью по МСФО. В такой отчетности компания принимает все стандарты МСФО и делает четкое и безоговорочное заявление о соответствии МСФО.

В случае если компания решает, что не будет применять какой-либо стандарт МСФО в первой отчетности, данная финансовая отчетность не будет считаться соответствующей МСФО. Это может быть отчетность, основанная на принципах МСФО, например для управленческих целей. Следует обратить внимание, что даже если компания применила все международные стандарты, но не сделала заявления о соответствии МСФО, такая отчетность также не является отчетностью по МСФО.

На практике часто возникают вопросы о необходимости применения МСФО (IFRS) 1, если ранее компания предоставляла информацию для подготовки консолидированной финансовой отчетности материнской компании, но не выпускала индивидуальную отчетность по МСФО. Возможен также вариант, когда компания составляла отчетность по МСФО для внутренних целей, но не представляла ее собственникам либо сторонним пользователям. В обоих вышеуказанных случаях при подготовке первого комплекта финансовой отчетности следует руководствоваться требованиями МСФО (IFRS) 1.

Также нередко бывает, что ранее компания составляла отчетность по МСФО, но затем на какое-то время перестала. В данном случае следует исходить из анализа затрат на подготовку отчетности: либо выпустить финансовую отчетность, как если бы компания не допускала перерыва, либо повторно применить МСФО (IFRS) 1. При повторном применении стандарта отчетность составляют, игнорируя влияние учетной политики, примененной в прошлые периоды.

Применяя МСФО впервые, важно понимать, какова дата перехода и какой период МСФО (IFRS) 1 признаёт первым отчетным периодом.

Рис. 1. Дата перехода на МСФО

Алгоритм подготовки первой отчетности по МСФО за 2016 год

На протяжении всего переходного периода следует применять единую учетную политику (в примере переходным периодом являются три года: 2014-й, 2015-й, 2016-й).

При подготовке первого комплекта финансовой отчетности необходимо шаг за шагом выполнять определенные действия.

Шаг 1. Следует использовать все стандарты, которые действуют на первую отчетную дату. Это значит, что если дата перехода - 31.12.2014, а отчетность составляется на 31.12.2016, то необходимо применять стандарты, действующие именно на 31.12.2016. При этом возможно использование выпущенных, но не вступивших в силу стандартов, досрочное применение которых на первую отчетную дату разрешено.

Например, МСФО (IFRS) 15 «Выручка» вступает в силу с 01.01.2018, разрешено его досрочное применение. Целесообразно готовить первый комплект отчетности, основываясь на его требованиях, чтобы в дальнейшем, когда новый стандарт начнет действовать, избежать корректировок.

На практике большинство компаний применяют новые стандарты досрочно (при этом следует помнить, что не все новые стандарты можно применять досрочно).

Шаг 2. Определить стандарты, которые необходимо применить до отчетной даты. Например, если в компании в 2015 году был , а в 2016-м - нет.

Шаг 3 . Определить исключения, которые должны быть применены.

Общее требование МСФО заключается в ретроспективном применении требований всех действующих стандартов МСФО на отчетную дату. МСФО (IFRS) 1 разрешает два вида освобождений от ретроспективного применения:

  • обязательные исключения;
  • добровольные исключения.

Справочно

Обязательные исключения обязательны для всех организаций, применяющих МСФО впервые. Суть добровольных исключений - в праве выбирать, применять или не применять эти исключения. Они касаются ретроспективного применения стандартов МСФО (то есть с момента совершения операции, как будто компания применяла МСФО всегда).

Пример добровольного исключения: МСФО (IFRS) 1 позволяет компании, применяющей МСФО впервые, во вступительном балансе по МСФО оценить актив, используя условную первоначальную стоимость в отношении основных средств, инвестиционной недвижимости (при использовании модели учета по первоначальной стоимости) и нематериальных активов (при условии наличия активного рынка).

Согласно МСФО (IFRS) 1 организация должна использовать для целей МСФО расчетные оценки, которые соответствуют расчетным оценкам, принятым при применении на эту же дату национальных стандартов учета. В случае если существуют объективные доказательства того, что эти расчетные оценки были ошибочными, для целей МСФО применяют расчетные оценки, отличающиеся от примененных в РСБУ. Примером является изменение срока полезного использования основных средств (в частности, при получении дохода в результате эксплуатации полностью самортизированного оборудования).

Справочно

Ошибки - пропуски и искажения в финансовой отчетности, которые возникают вследствие неиспользования или неверного использования надежной информации, включая последствия неточностей в вычислениях, искажений при применении учетной политики, недооценки или неправильного толкования фактов, а также мошенничества.

Пример из практики

IFRS 1 позволяет менять расчетные оценки в переходный период (в примере - с 01.01.2015 по 31.12.2016). Так, возможно изменять сроки полезного использования основных средств и метод начисления амортизации. Неизменной остается модель учета ОС, установленная в учетной политике по МСФО: по первоначальной или по переоцененной стоимости [п. 29 МСФО (IAS) 16]. На практике лучше изменить сроки и метод начисления амортизации на дату перехода.

Шаг 4 . Выстроить (организовать) процесс подготовки и сделать его оптимальным. Для этого потребуется регламентировать комплекс мероприятий:

  1. определить периметр консолидации (при составлении консолидированной отчетности анализируются состав и структура владения, определяются прямые, эффективные доли владения и доли неконтролирующих акционеров);
  2. разработать учетную политику по МСФО (каждая организация, входящая в установленный периметр консолидации при составлении консолидированной отчетности, должна использовать единую учетную политику по МСФО);
  3. провести анализ активов и обязательств на дату перехода на МСФО с целью их признания для целей МСФО;
  4. разработать методологию трансформации (либо ведения параллельного или комбинированного учета) и консолидации (при составлении консолидированной отчетности), пакетов сбора данных, трансформационных моделей; предварительно необходимо проанализировать сферу деятельности компании, определить основные различия по статьям отчетности между РСБУ и МСФО, сформировать перечень основных корректировок.

Пример из практики

При переходе на МСФО производственных предприятий часто выявляется ситуация, когда в РСБУ активы полностью самортизированы, но продолжают использоваться, и их количество существенно. Поскольку компания получает выгоду от работы актива, желательно для целей МСФО изменить сроки полезного использования активов.

Корректировка по объектам, стоимость которых меньше установленного в РБСУ лимита для учета основных средств [в общем случае - до 40 тыс. руб. включительно (п. 5 ПБУ 6/01)], на практике выполняется в случае ее существенности. Данные объекты в РСБУ списываются при приеме в эксплуатацию на расходы текущего периода, в МСФО - включаются в состав основных средств. В МСФО нет стоимостного критерия отнесения активов к основным средствам, но в учетной политике ряда западных компаний такой критерий существует. При подготовке отчетности необходимо соблюдать баланс между затратами на эту подготовку и полезностью информации.

Справочно

Корректировка - это изменение величины строк отчета о финансовом положении и отчета о совокупном доходе с изменением финансового результата текущего периода.

Виды корректировок

Реклассификация (рекласс) не оказывает влияния на прибыль или убыток отчетного периода - соответственно, одновременно затрагивает только балансовые счета МСФО или только счета прибылей/убытков МСФО.

Реклассификации возникают в результате различий в признании элементов финансовой отчетности по РСБУ и МСФО, переносят одну и ту же сумму из статьи отчетности по РСБУ в статью отчетности по МСФО. Примерами реклассификаций служат:

  • рекласс авансов, выданных под , из дебиторской задолженности и прочих внеоборотных активов по РСБУ в состав незавершенного строительства по МСФО (в основные средства);
  • рекласс объектов инвестиционного имущества из состава основных средств в состав инвестиционного имущества;
  • рекласс депозитов и высоколиквидных инвестиций со сроком погашения менее трех месяцев в состав денежных средств и их эквивалентов;
  • рекласс общехозяйственных расходов из состава себестоимости в состав управленческих расходов.

Корректировка (поправка) оказывает влияние на чистую прибыль периода и статьи капитала - соответственно, одновременно затрагивает и балансовые счета, и счета прибылей/убытков, и счета капитала.

Примерами корректировок (поправок) служат:

  • постановка на учет объектов, полученных по договору лизинга;
  • списание нематериальных активов, не удовлетворяющих критериям признания МСФО (IAS) 38;
  • начисление убытка от обесценения основных средств и объектов незавершенного строительства по МСФО;
  • исключение общехозяйственных расходов из остатков незавершенного производства и отнесение их на счета управленческих расходов.

Шаг 5. Выполнить трансформационные и консолидационные корректировки.

При формировании входящего (вступительного) отчета о финансовом положении по МСФО на дату перехода необходимо выполнить следующие корректировки:

  • признать все активы и обязательства, подлежащие признанию в соответствии с МСФО (например, финансовую аренду, обязательства по демонтажу основных средств);
  • исключить активы и обязательства, не подлежащие признанию в соответствии с МСФО;
  • реклассифицировать статьи активов, обязательств и капитала в балансе в соответствии с требованиями МСФО;
  • произвести оценку всех активов и обязательств в соответствии с МСФО - проанализировать, насколько активы и обязательства отвечают критериям признания активов и обязательств МСФО, правильно ли сформирована их стоимость (например, необходимо обесценить материалы, долго находящиеся без движения, неработающее оборудование).

На каждую дату должны быть применены оценки исходя из той информации, которая имеется на эту дату. Если в 2015 году в отношении вероятности погашения дебиторской задолженности имелись сомнения, а в 2016 году финансовое состояние дебитора улучшилось, то при подготовке отчетности за 2015 год необходимо обесценить дебиторскую задолженность, в 2016-м - восстановить.

Шаг 6 . Сформировать отчетность по МСФО.

Состав первого комплекта финансовой отчетности по МСФО определен требованиями МСФО (IFRS) 1:

  • три баланса (на дату перехода, начало отчетного периода, конец отчетного периода);
  • два отчета о совокупном доходе (например, за 2016 год, за 2015 год как сравнительная информация);
  • два отчета о движении денежных средств;
  • два отчета об изменениях капитала;
  • примечания, включая сравнительную информацию с соблюдением требований всех стандартов в отношении раскрытия информации.

МСФО (IFRS) 1 не предусматривает исключений из требований к представлению и раскрытию информации в других МСФО.

В первой финансовой отчетности компания поясняет, как переход от РСБУ к МСФО повлиял на ее финансовое положение, финансовые результаты деятельности и движение денежных средств. В ней следует отразить пояснения положений перехода на МСФО, а также представить сверку статей «Капитал» и «Общий совокупный доход». Сверка должна включать информацию, которая детализирует суммы корректировок по статьям «Капитал» и «Прибыль». В следующие периоды данную сверку делать не требуется.

Чтобы облегчить процесс подготовки первого комплекта отчетности и минимизировать количество ошибок, компании зачастую приглашают консультантов, способных помочь в подготовке первой отчетности по МСФО, достаточно компетентных и опытных.

В далеком 1998 году правительство Российской Федерации приняло решение о преобразовании бухгалтерского учета. Причинами реформирования российского бухучета стали многочисленные жалобы иностранных инвесторов на трудности в составлении бизнес-планов и расчете эффективности вложенных средств. В силу вступила программа по реорганизации бухгалтерского учета России в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности. С какими сложностями столкнулись отечественные компании, почему переход на МСФО обязательный и кто должен будет применять их в 2018 году? Об этом и многом другом будет идти речь в данной статье.

10 лет прошло - какой результат?

Сегодня российский бухучет может похвастаться своими положениями, которые на 80% составлены с учетом требований МСФО. Остальные 20% планировали перевести на международные стандарты до 2018 года.

Заметим, что лишь с 2010 года активизировался процесс реформирования бухгалтерского учета Российской Федерации в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности. Что этому предшествовало? Ряд принятых нормативных актов, среди которых:

С 2012 года МСФО были обязательными для всех общественно значимых компаний России. А в 2013 году помощник президента Российской Федерации Андрей Белоусов, ранее занимавший должность министра экономического развития России, на конференции в Берлине высказался о переходе на международные стандарты следующим образом:

«Мы приняли в правительстве жесткую программу перехода на МСФО. С 2012 года международные стандарты финансового учета обязательны для всех общественно значимых компаний... А с 2018 года мы планируем, что весь российский бизнес перейдет на новые стандарты полностью».

Высшее руководство уверено, что такой ход принесет экономике страны немалые иностранные инвестиции, что в свою очередь поднимет уровень жизни российского народа.


Причины длительного перехода на МСФО и как их устранить

Основным стопором полноценного и повсеместного введения англо-саксонской модели финансовой отчетности является частое противоречие требований к составлению отчетной документации. Так, по международным стандартам отчетность должна отвечать запросам собственников, тогда как национальные стандарты финотчетности устанавливают требования законодательства. Радикалы среди CFO крупных компаний России предлагают полную отмену РСБУ. Такое решение, по их мнению, ликвидирует проблему несоответствия целей ведения учета и составления отчетности. Как российским предприятиям вести учет в соответствии с МСФО и одновременно не нарушать государственные установки? По мнению экспертов, необходимо модернизировать налоговый учет. После этого российские компании смогут составлять две отчетности: по МСФО и для налоговой.

Кто должен применять МСФО с 2018 года?

Все организации, предоставляющие консолидированную финансовую отчетность по результатам года, обязаны применять международные стандарты финансовой отчетности. К таким компаниям относятся:

  • банки;
  • страховые компании;
  • негосударственные пенсионные фонды.

Переход на МСФО в России 2018 года: трудности и будущие перспективы

Поскольку международные стандарты финансовой отчетности намного сложнее РСБУ, бухгалтерам и финансовым специалистам необходимо проходить обучение МСФО и обзавестись новыми знаниями и навыками применения международных стандартов.

Многие компании уже прибегают к помощи внешних консультантов по МСФО, однако довольно быстро они поймут, что услуги профессионалов достаточно дорогие. В этом случае намного выгоднее обучить своих специалистов внутри организации.

Кроме того, бухгалтеры и будущие специалисты по МСФО должны владеть финансовым английским языком, чтобы избежать официальных переводов международных стандартов и поправок к ним сторонними организациями.

К основным преимуществам перехода на МСФО можно отнести следующие:

  • увеличение числа потенциальных иностранных инвесторов, что в свою очередь приведет к улучшению состояния экономики страны в целом;
  • повышение конкурентоспособности компании ввиду предоставления внешним пользователям достоверной информации;
  • уменьшение процентной ставки во время привлечения дополнительного финансирования;
  • улучшение качества ведения управленческого учета владельцами компании, более точная оценка финансового состояния дел.

Переход всего российского бизнеса на МСФО в 2018 году неизбежен, поскольку подкреплен законодательно.

Применение международных стандартов финансовой отчетности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для компаний. Среди положительных аспектов – повышение прозрачности, улучшение сопоставимости показателей и, как следствие, увеличение возможностей для анализа их деятельности и облегчение доступа к международным рынкам капитала.

Основные проблемы перехода на МСФО

Однако сама по себе отчетность не гарантирует притока инвестиций. Кроме того, например, величина чистой прибыли согласно международным стандартам может быть значительно ниже, чем по российскому учету. К тому же переход на МСФО потребует от компании дополнительных трудовых и финансовых затрат, а оценить положительные экономические последствия от нововведения на первоначальном этапе будет довольно трудно.

Личное мнение

Антон Каланов , руководитель департамента методологии учета и аудита АКГ «Интерэкспертиза»
Компании, которым будет полезна отчетность по МСФО, можно условно разделить на три группы:

1. Работающие с зарубежными партнерами. Если компания активно сотрудничает с зарубежными партнерами, то отчетность, составленная на понятном им языке, была бы большим плюсом.
2. Нуждающиеся в кредитных ресурсах. Одним из основных препятствий для роста российских компаний сегодня является нехватка капитала. Поэтому сейчас особенно привлекательны западные рынки капитала с относительно более низкими процентными ставками и наличием долгосрочных кредитов. К данной категории относятся прежде всего капиталоемкие предприятия, принадлежащие к наиболее динамично развивающимся отраслям (лизинговые, торговые, промышленные компании).
3. Имеющие развитую систему корпоративной культуры.

Применение МСФО может быть полезным и для тех российских организаций, которые не собираются пока выходить на западные финансовые рынки. Эффект заключается в обеспечении менеджеров информацией, которая повышает эффективность управления, дает возможность грамотно общаться с рынком и акционерами, укрепляет систему корпоративного поведения, а следовательно, и доверие к менеджменту. Наиболее благоприятный эффект будет иметь применение МСФО в компаниях, где собственник не имеет представителей в руководстве компании и вынужден довольствоваться информацией, получаемой из финансовой отчетности.

Александр Обермейстер, финансовый директор ЗАО «Метроком» (Санкт-Петербург)
Отчетность, составленная по МСФО, позволяет заинтересованным пользователям оценить качество работы менеджмента компании и принимать экономически оправданные решения. В рыночной экономике основными пользователями отчетности являются существующие и потенциальные инвесторы. Однако в России основную группу заинтересованных пользователей пока составляют банки, финансирующие деятельность организаций, а также акционеры, которые понимают важность точной и надежной информации, отражающей экономическую сущность деятельности компании.

Елена Кузнецова, руководитель группы МСФО ООО «Северные Ветры Дистрибьюшн» (группа компаний «Пивоварни Ивана Таранова»)
В настоящий момент ведение учета по МСФО в России интересно в первую очередь тем компаниям, которые пытаются выйти на мировой рынок, имеют в качестве акционеров зарубежные компании или физические лица либо хотят привлечь иностранные инвестиции.

Антон Ходарев, финансовый директор группы «Сапсан»
Для ведения финансового учета МСФО является только инструментом, но каждая компания составляет отчетность в соответствии с требованиями руководства, владельцев, акционеров. Если руководство компании сможет увязать принципы МСФО с теми процессами, которые в ней происходят, то ее финансовая отчетность будет открытой и понятной как российским собственникам, так и иностранным инвесторам.

Перечислим факторы, препятствующие массовому переходу на МСФО.

1. Нехватка квалифицированного персонала.

В настоящее время на рынке труда недостаточно специалистов по МСФО, поэтому немногие российские предприятия готовят международную отчетность самостоятельно, а в основном обращаются к консалтинговым и аудиторским компаниям.

Личное мнение

Антон Ходарев
Сейчас очень трудно найти на рынке хороших финансистов, способных составлять отчетность по МСФО, особенно в регионах, где для их подготовки пока не развита инфраструктура. В Москве, где проводится большое число семинаров и конференций по МСФО, появляются книги и периодические издания, возможностей учиться у специалистов гораздо больше.

2. Отсутствие прозрачности.

Отчетность по МСФО должна быть про зрачной, в частности раскрывать информацию о холдинговых структурах и реальных владельцах бизнеса. Многие российские компании и их собственники к этому не готовы.

Личное мнение

Антон Каланов
Для МСФО принципиально важна юридическая и организационная чистота структуры группы компаний, по которым составляется консолидированная отчетность. Международные стандарты регламентируют порядок учета групп компаний, в которых есть головная организация и несколько дочерних, определен порядок учета зависимых компаний. В России преобладают холдинги, которые юридически не организованы в группы. Часто это ряд компаний, зарегистрированных на физических или юридических лиц, которые фактически подконтрольны одному или нескольким частным владельцам. В этом случае для корректной консолидации по МСФО необходимо пересмотреть структуру группы.

3. Высокие затраты.

Наиболее существенными затратами на подготовку отчетности по МСФО являются расходы на наем и обучение персонала, а также на консультационные и аудиторские услуги. Зарплаты специалистов, знающих МСФО и имеющих сертификаты, подтверждающие эти знания, гораздо выше, чем у прочих финансовых специалистов. Обычно затраты наиболее высоки при переходе на МСФО, но после внедрения системы международного учета они снизятся.

Способы подготовки отчетности по МСФО

Существует два основных способа подготовки отчетности по международным стандартам:

  • трансформация данных российского учета в соответствии с МСФО;
  • параллельное ведение бухгалтерского учета по российским и международным стандартам.

Трансформация представляет собой «перевод» российской финансовой отчетности в международную путем корректировки отдельных показателей (способы получения которых по российским стандартам отличаются от МСФО). Обычно при применении этого способа предприятия несут меньшие материальные и временные затраты. Часто он также рассматривается в качестве временной меры при переходе на параллельный учет по международным стандартам.

Параллельное ведение учета по международным стандартам заключается в отражении в учете по МСФО каждой хозяйственной операции. Для крупного предприятия это технически невозможно без внедрения дорогостоящей системы автоматизации. Сложные интегрированные системы учета предъявляют существенные требования к формализации и унификации бизнес-процессов на предприятии, что также приводит к перестройке самой системы бухгалтерского учета.

Выбор способа составления отчетности по МСФО обычно обусловлен предполагаемыми затратами и целью внедрения международных стандартов в компании. Чем шире собирается руководство использовать информацию, подготовленную на основе МСФО (например, для целей управленческого учета и бюджетирования), тем чаще компании выбирают параллельное ведение учета. Такой способ, по мнению автора, эффективнее, поскольку позволяет компании строить систему внутренней отчетности на тех же принципах, что и внешней.

Личное мнение

Елена Кузнецова
Процесс перехода на МСФО достаточно длительный и дорогой. Это отдельный проект компании, в который должны быть вовлечены не только бухгалтеры и финансисты, но и сотрудники других подразделений. В самом начале проекта необходимо выбрать метод, согласно которому компания будет вести учет по МСФО (трансформация или параллельный учет). От выбранного метода зависит вся дальнейшая работа по переходу на МСФО.

Основные этапы перехода на составление финансовой отчетности по МСФО

Процесс перехода на составление отчетности по МСФО достаточно сложен, поэтому Комитет по МСФО разработал стандарт IFRS 1 «Первое применение МСФО», который вступил в силу с 1 января 2004 года. Он является обязательным к применению всеми компаниями, которые впервые составляют финансовую отчетность в соответствии с МСФО, и содержит четкий алгоритм подготовки такой отчетности.

Для приведения показателей российской отчетности в соответствие с МСФО можно выделить основные подготовительные этапы.

Этап 1. Определение отчетной даты и даты перехода

При составлении первой отчетности по МСФО необходимо четко различать дату перехода (начало первого отчетного периода) на МСФО и отчетную дату (окончание первого отчетного периода). Еще одним требованием МСФО является необходимость представления сопоставимых данных хотя бы за один предыдущий период. Например, компания составляет свою первую отчетность по МСФО на 31 декабря 2005 года (отчетная дата). Отправная точка, с которой компания начинает применение МСФО, должна быть минимум на два года раньше отчетной даты для соблюдения принципа сопоставимости данных. В нашем случае это 1 января 2004 года, то есть дата вступительного баланса (дата перехода на МСФО), на которую определяются вступительные балансовые остатки по МСФО (см. этап 3).

Существует обязательное требование соответствия первой полной финансовой отчетности, включающей сравнительные данные, всем стандартам, действующим на отчетную дату. Однако не все стандарты, которые применялись в 2004 году, совпадают с теми, которые действовали в 2005 году. С целью решения данной проблемы Комитет по МСФО выпустил фиксированный перечень новых стандартов, которые вступают в силу с 1 января 2005 года и должны применяться ко всем периодам, представленным на 31 декабря 2005 года1.

Этап 2. Формирование учетной политики в соответствии с МСФО

Компания должна составить и утвердить новую учетную политику2, соответствующую МСФО, которая будет действовать на отчетную дату. При этом нужно учитывать, что принятая учетная политика должна применяться ко всем отчетным периодам, отраженным в отчетности.

Личное мнение

Елена Кузнецова
Ошибки при создании учетной политики и выборе методов и принципов ведения учета могут обойтись компании очень дорого, так как внесение изменений в учетную политику по МСФО возможно в очень редких случаях. Как результат, компания будет вынуждена использовать тот метод, который прописан в ее учетной политике. Хотя, возможно, альтернативный вариант данного метода учета смог бы представить финансовый результат компании в более привлекательном виде.

Этап 3. Определение статей активов и обязательств по МСФО

После утверждения учетной политики компания должна проанализировать все имеющиеся у нее активы и обязательства на дату перехода на МСФО на предмет их признания или списания в соответствии с МСФО. При этом актив или обязательство могут быть приняты к учету по МСФО, даже если они и не отражаются в учете по российским стандартам, и наоборот. В частности, компания может не признавать в соответствии с РСБУ определенные отложенные налоговые активы или обязательства, которые будут признаваться по МСФО, например отложенные налоги по переоценке основных средств. Или же в соответствии с российскими правилами учета компания создала резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, который не будет признаваться согласно МСФО.

Этап 4. Оценка активов и обязательств по МСФО

Следующий этап заключается в оценке признанных активов и обязательств для целей МСФО. Как и в случае с признанием, существуют различия в оценке активов и обязательств между РСБУ и МСФО. Они могут быть связаны как с разным составом капитализируемых статей, так и с различной оценкой будущих денежных потоков, формирующих балансовую оценку активов или обязательств. Например, по МСФО объекты основных средств, находящиеся в лизинге, отражаются по дисконтированной стоимости арендных платежей, а согласно РСБУ – по номинальной величине лизинговых платежей.

Разница подходов к формированию балансовой стоимости объектов учета может привести к практическим трудностям в их применении. Например, при оценке первоначальной стоимости основных средств, включаемых во вступительный баланс в соответствии с МСФО, могут возникнуть проблемы из-за отсутствия информации о стоимости их приобретения.

В подобной ситуации МСФО (IFRS) 1 предлагает следующий выход: компания может включить основные средства во вступительный баланс по их справедливой стоимости3 на дату перехода на МСФО, которая будет считаться их «условно первоначальной» стоимостью. Этот подход также выгоден для тех компаний, которые хотели бы увеличить стоимость своих активов на дату перехода на МСФО. Применение этого метода совершенно не означает, что в будущем компания обязана на регулярной основе производить переоценку своих основных средств, как это требуется, если компания выбирает для последующего учета основных средств модель отражения по переоцененной стоимости. Аналогичным образом в российском учете результаты переоценки не отражаются в налоговом учете.

Этап 5. Корректировка величины капитала и резервов

После того как компания пройдет перечисленные выше этапы, величина ее чистых активов может отличаться от величины капиталов и резервов, сформированных в соответствии с российским законодательством. Согласно МСФО (IFRS) 1 эту разницу нужно отражать в составе нераспределенной прибыли.

Несмотря на то что описанные выше этапы составления отчетности по МСФО кажутся очевидными, каждый из них связан с определенными трудностями. Успешное их преодоление в немалой степени зависит от того, насколько хорошо руководители компании понимают, что переход на МСФО затрагивает не только бухгалтерию предприятия, но и многие бизнес-процессы, в первую очередь связанные с процессом управления предприятием в целом. Поэтому мало просто пожелать вписаться в международную систему отчетности, необходимо рассматривать переход на МСФО как сложный проект, требующий контроля и координации со стороны высшего руководства в течение всего срока его осуществления.

1. Пересчет всех данных учета за два предшествующих года в соответствии с МСФО вызывает у компаний значительные трудности, поэтому на практике многие из них нарушают данное требование. Они используют промежуточный вариант по МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», когда первая опубликованная отчетность носит предварительный характер. В ее состав включается только бухгалтерский баланс на дату перехода на МСФО (то есть на отчетную дату) или показатели за один год, но без сопоставимых данных за предыдущий период. – Примеч. редакции.

2. Поскольку некоторые принципы составления отчетности и оценки активов и обязательств по МСФО и РСБУ отличаются, то применять одну и ту же учетную политику для этих целей нельзя. Учетная политика для целей МСФО применяется только к отчетности, составленной по международным стандартам. – Примеч. редакции.

3. Справедливая стоимость – сумма, на которую может быть обменен актив или по которой обязательство может быть погашено при сделке между независимыми осведомленными сторонами на открытом рынке. – Примеч. редакции.

Проводимая в настоящее время в России реформа системы бухгалтерского учета – сложный комплексный процесс, направленный на интеграцию российских хозяйствующих субъектов в международное сообщество. Один из важнейших элементов этой интеграции – повышение доверия иностранных партнеров к российским предприятиям. Поэтому переход российских хозяйствующих субъектов на финансовую отчетность, которая понятна и вызывает доверие не только в России, но и за рубежом, является весьма важным элементом проводимой реформы.Многие российские предприятия уже сейчас самостоятельно составляют финансовую отчетность как в соответствии с требованиями российского законодательства, так и по международным стандартам. В существующей практике составления финансовой отчетности можно найти много примеров того, как меняется отношение к российским предприятиям со стороны зарубежных партнеров после ознакомления с финансовой отчетностью, составленной по Международным стандартам бухгалтерского учета.

В России, в условиях повышенных рисков, признание международных стандартов является важным шагом, направленным на привлечение иностранных инвестиций. По словам аналитика банка «Морган Стэнли» (Morgan Stanley) Д.П.Смита, иностранные инвесторы «не готовы всерьез прийти на российский рынок до тех пор, пока не будут сделаны улучшения в области корпоративной прозрачности». Переход на между народную практику учета существенно облегчит взаимоотношения российских предприятий с их зарубежными партнерами, будет способство вать увеличению числа совместных проектов. Не обходимо подчеркнуть, что приведение системы учета в соответствие с международными стандартами не является только российской проблемой; процесс гармонизации и стандартизации системы бухучета носит глобальный характер. Например, в рамках Европейского союза (ЕС)эта работа осуществляется уже около 40 лет.

Международные стандарты бухгалтерского учета – International Accounting Standards (IAS) (в российском варианте они именуются Международными стандартами финансовой отчетности – МСФО)разрабатываются Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета – International Accounting Standards Committee (IASC), (в российском варианте – Комитетом по международным стандартам финансовой отчетности – КМСФО). Данные стандарты признаны во всем мире как эффективный инструментарий для представления прозрачной и понятной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Проводимая в стране реформа системы бухгалтерского учета направлена,прежде всего, на совершенствование функционирования и обеспечение прозрачности российской экономикиза счет приведения в соответствие принятых в стране принципов бухгалтерского учета требованиям Международных стандартов бухгалтерского учета. Это связано с необходимостью разработки в соответствии с IAS пакета стандартов и правил, которые затем будут использоваться хозяйствующими субъектами. Новые стандарты и правила призваны облегчить процесс предоставления предприятиями релевантной и надежной финансовой информации как в целях надзора, так и в целях управления. Параллельно с запланированным изменением системы бухгалтерского учета у российских хозяйствующих субъектов появится возможность усовершенствовать свои системы учетной информации (прежде всего, управленческого учета и внутреннего контроля).

Несмотря на наличие определенного сходства между вариантами учетной политики, использование которых разрешено в соответствии с российскими положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и международными стандартами, применение этих вариантов зачастую строится на различных основополагающих принципах и преследует различные цели. Расхождения между российской системой бухгалтерского учета и IAS приводят к значительным различиям между финансовой отчетностью, составляемой в России и в западных странах. По причине этих различий многие российские предприятия, развивающие международные деловые отношения, в настоящее время нуждаются в том, чтобы их финансовая отчетность была подготовлена с учетом требований IAS.

Проблема унификации требований бухгалтерского учета

Российскую систему бухгалтерского учета в настоящее время можно охарактеризовать как систему, находящуюся в стадии подготовки к переходу на международные стандарты бухгалтер ского учета. Особенность этого подготовительного этапа перехода на международные стандарты состоит в специфике деятельности крупных российских предприятий, свидетельствующей о том, что многим из них в настоящее время приходится составлять отчетность в соответствии с двумя системами стандартов – российской (согласно ПБУ) и международной (согласно IAS). Кроме того, опыт отдельных российских хозяйствующих субъектов, в которых аудит уже проводится по международным стандартам, показал, что при внедрении этих стандартов могут возникнуть определенные проблемы (например, обеспечение необходимого уровня прозрачности).

При переходе хозяйствующих субъектов на IAS следует учитывать, что данные стандарты унифицируют следующие требования бухгалтерского учета:

  • содержание отчетности;
  • критерии внесения в отчетность различных ее элементов;
  • правила оценки элементов отчетности;
  • объем предоставляемой в отчетности информации.

При переходе российских хозяйствующих субъектов на IAS за основу принимаются стандарты, разработанные Международным комитетом стандартизации бухгалтерского учета, которые являются едиными для основных промышленно развитых стран мира.

В настоящее время принято 40 стандартов. В международных стандартах нашли свое отражение такие важнейшие вопросы бухгалтерского учета,как учетная политика, консолидированная финансовая отчетность, налогообложение и др. Данные стандарты не являются обязательными для всех стран участниц, а лишь выполняют рекомендательную функцию – на их основе в национальных учетных системах разрабатываются национальные стандарты с более детальной регламентацией учета определенных объектов. В странах участницах действуют только те стандарты, которые закреплены в соответствующих национальных положениях по учетной практике.

Россия официально не присоединилась к странам, использующим IAS. Таким образом, в течение подготовительного этапа перехода на международные стандарты России предстоит совершить целый ряд последовательных шагов по пути к этому присоединению. Именно в последовательном сближении российской системы бухгалтерского учета и IAS состоит основная особенность переходного периода.

Законодательная основа проводимой реформы системы бухгалтерского учета

Реформирования системы отечественного бухгалтерского учета, нацеленное на последовательное приближение к международным стандартам, было начато в 1993 г. и связано с принятием государственной программы «О переходе Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями рыночной экономики».

В соответствии с Федеральным законом о 21.11.96 г. №129 ФЗ «О бухгалтерском учете», общее методологическое руководство бухгалтерским учетом возложено на Правительство Российской Федерации.Законом установлено, что органы, которым предоставлено право регулирования бухгалтерского учета, вправе утверждать документы трех уровней:

  • планы счетов бухгалтерского учета и инструкции по их применению;
  • положения (стандарты) бухгалтерскогоучета,устанавливающие принципы, правила и способы ведения организациями учета хозяйственных операций,составления и предоставления бухгалтерской отчетности;
  • другие нормативные акты и методические указания по вопросам бухгалтерского учета.

Следует отметить, что положения (стандарты) по бухгалтерскому учету – это нормативные акты, а не нормативы, утверждаемые профессиональными объединениями бухгалтерами, как это принято в международной практике.

Важным документом, отражающим изменения системы бухгалтерского учета, является Концепция бухгалтерского учета в рыночной экономике России, одобренная Методологическим советом по бухгалтерскому учету при Министерстве финансов РФ и Президентским советом Института профессиональных бухгалтеров России 29 декабря 1997 г. В основу Концепции были положены базовые принципы IAS. По сути, в ней намечены основные задачи по реорганизации российского бухгалтерского учета.

В 1998 г. Постановлением Правительства РФ от 06.03.98 г. №283 была утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с IAS, которую по праву можно назвать «краеугольным камнем» реформы бухгалтерского учета. В ней признавалось, что реформирование отечественной системы бухгалтерского учета отстает от общего процесса экономических реформ в России. Целью реформирования провозглашалось «приведение национальной системы бухгалтерского учета в соответствие с требованиями экономики и Международными стандартами финансовой отчетности».

В развитие Программы Правительство Распоряжением РФ от 22.05.98 г. №587 р утвердило План внедрения положений (стандартов)по бухгалтерскому учету, в соответствии с которым предполагалось разработать 22 стандарта. Однако сегодня приходится констатировать, что оно не выполнено – всего разработано 15 Положений по бухгалтерскому учету, при этом вместо ряда ПБУ Министерством финансов РФ были разработаны методические указания.

Международные стандарты бухгалтерского учета и аудит

Следует отметить, что Международные стандарты бухгалтерского учета не являются стольжестко регламентированными, как российские ПБУ, которые всегда базировались на инструкциях, обязательных для исполнения. Причем в России такой подход обусловлен в основном интересами государства в лице налоговых и контролирующих органов.

Международные стандарты финансовой отчетности не предлагают жестких нормативов, а напротив, оперируют такими понятиями, как «справедливая стоимость», «финансовые инструменты», и принципами типа «расходы признавать всегда, а доходы – только при высокой степени вероятности». При этом однозначного их определения не дается. Задача осмысления конкретных операций возложена на бухгалтеров и финансистов самих хозяйствующих субъектов. Поэтому в наиболее выгодном положении на данном этапе внедрения международных стандартов находятся аудиторы. Многое предприятия вынуждены обращаться к ним нетолько в случае заверения отчетности, но и законсультациями – в частности, каким образом применять IAS в каждой конкретной ситуации.

Контрольная функция во время перехода российской системы бухгалтерского учета на международные стандарты лежит на подразделениях внутреннего контроля и сторонних аудиторах. А уже на основе их рекомендаций будет создаваться новая система бухгалтерского учета.

Основная особенность международной системы отчетности (в отличие от действующей в России) заключается в том, что такая отчетность должна быть понятна не только контролирующим органам, но и партнерам и клиентам предприятий.

Ключевой принцип IAS – прозрачность отчетности. Фактически стандарты обязывают хозяйствующие субъекты сообщать о себе всю информацию, которая может быть полезна пользователям. Причем для такого рода информации не предусмотрено специальной формы отчетности – это может быть сопроводительная записка или справка. Однако международные стандарты сами по себе едва ли сделают отчетность более честной и прозрачной, IAS лишь рекомендуют правила отражения событий в учете, но не гарантируют полную адекватность реальности написанного в отчетах. По сути, IAS и не преследуют цели наказать недобросовестных исполнителей. В случае выявления расхождений в предоставляемой отчетности предприятию может грозить лишь потеря репутации. Для российских предприятий такая перспектива никогда не представляла реальную угрозу, а после кризиса и вовсе перестала быть какой либо опасностью. Более того, даже в странах, где эти стандарты давно применяются, есть много способов уклониться от их прямого исполнения.

Основные результаты проводимой реформы системы бухгалтерского учета

Каковы же итоги проводимой реформы системы бухгалтерского? В соответствии с результатами проведенного авторами опроса, которому были подвергнуты 1560 бухгалтеров крупных и средних российских предприятий,примерно реть из них (35%) расценивали информацию, представляемую в финансовой отчетности, составленной в соответствии с IAS, как не очень полезную для своего предприятия, около 43%как довольно полезную и только 20% – как очень полезную. Таким образом, третья часть всех опрошенных бухгалтеров не видит пользыв составлении отчетности. По мнению бухгалтеров, данные финансового учета используются на предприятии в первую очередь для отчета перед налоговыми органами (так считает около 90%опрошенных), а также для контроля за сохранностью активов. В случае отделения финансового учета от учета в целях налогообложения почти 60%опрошенных полагают, что составление финансовой отчетности даже по российским стандартам учета следует рассматривать как вынужденную бесполезную работу, не говоря уже о ее составлении в соответствии с требованиями международных стандартов. Такой подход бухгалтеров к роли финансовой отчетности свидетельствует о том, что при сотрудничестве с другими организациями данные их отчетности принимаются во внимание не так уж часто (на вопрос: «Как часто Вы обращаетесь к финансовой отчетности предприятий партнеров и потенциальных партнеров?», ответы распределились следующим образом: редко – 29%, никогда – 36%, обычно – 21% и всегда – только 13%; 1% опрошенных затруднился с ответом).

В заключение добавим, что большинство предприятий вообще не видит выгоды от составления финансовой отчетности,что вызвано, с одной стороны, отсутствием соответствующих пользователей финансовой отчетности, а с другой стороны, восприятием финансового учета как необходимо го средства для расчета налогов и отношений с налоговыми органами. Финансовый учет как один из инструментов создания стоимости и благосостояния предприятий не играет самостоятельной роли, просматривается его явная подчиненность фискальным целям. Информация финансового учета, как правило, никак не связывается с задачами корпоративного управления, бухгалтеры в большинстве случаев работают без тесного контакта с руководителями других подразделений.

«В последнее время много разговоров ведется о том, что закон обяжет все российские организации перейти на составление отчетности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) уже в ближайшем будущем. При этом многие бухгалтеры до сих пор имеют о МСФО лишь смутное представление. Так, по приведенным на сайте Минфина России данным опроса, половина бухгалтеров коммерческих организаций практически ничего не знает о МСФО и оценивает свою осведомленность как минимальную (см. Приложение, табл. 1). Изучать же МСФО большинство не считает для себя необходимым, пока не будет принят закон об обязательности применения международных стандартов. Однако отсутствие информации - плохая основа для планирования деятельности и принятия решений. Поэтому давайте попробуем разобраться, что такое МСФО.»1

Изначально деятельность организаций осуществлял ась только внутри национальных государств, и у компаний не было потребности в создании системы финансовой информации, понятной для иностранных пользователей. Соответственно, каждая из стран развивала свою национальную систему регулирования, включающую, как правило, законодательство о компаниях и стандарты бухгалтерской (финансовой) отчетности. В результате возникли правила ведения бухгалтерского учета и подготовки отчетности, сформированные в соответствии с требованиями национальной системы регулирования, называемые в международной практике GAAP (Generally Accepted Accounting Principles - общепринятые принципы бухгалтерского учета). Например, для Великобритании это UК GAAP, дЛЯ США - US GAAP.

Однако со временем этого стало недостаточно. Интернационализация бизнеса породила потребность в создании стандартов финансовой отчетности, которые можно было бы использовать на международном уровне и которые могли бы послужить основой для сближения национальных стандартов. Для решения этих задач в 70-е годы был создан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности, который подготовил ряд правил, получивших в русском переводе название МСФО (в отличие от национальных GAAP). ДО 2001 г. Комитет разработал около 40 стандартов, называемых LAS (Intemational Accounting Standards - международные бухгалтерские стандарты), например IAS 1 «Представление финансовой отчетности», IAS 2 «Запасы», IAS 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». В последствии часть этих стандартов была отменена, в некоторые были внесены изменения. В 2001 г. сформированный новый орган, Совет по международным стандартам финансовой отчетности, принял от Комитета по МСФО функции по разработке стандартов. Совет одобрил существующие на тот момент МСФО и Интерпретации (рекомендации по вопросам бухучета, имеющим широкую значимость и вызывающим различия в толковании МСФО). Выпускаемые Советом по МСФО стандарты стали называться IFRS (Intemational Financial Reporting Standards - международные стандарты финансовой отчетности). Было принято 5 таких стандартов, в частности IFRS 1 « Применение МСФО впервые», IFRS 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». Сейчас в систему МСФО входят указанные два вида стандартов (31 IAS и 5 IFRS), а также несколько Интерпретаций стандартов, выпускаемых Комитетам по толкованию МСФО ((Intemational Financial Reporting Interpretations Committee (IFRIC)). Все стандарты принимаются на английском языке, и перевод их может выполняться только организацией, уполномоченной на это Советом по МСФО.

Кстати, если искать аналогии МСФО в российских бухгалтерских реалиях, то международные стандарты больше всего напоминают наши Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ).

Сейчас работа над стандартами продолжается - разрабатываются новые стандарты, в частности готовятся проекты стандартов по объединению бизнеса, учету договоров страхования, рассматривается возможность применения существующих стандартов малыми предприятиями, пересматривается стандарт по признанию выручки. «Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности предусматривает использование МСФО в российской практике для составления консолидированной финансовой отчетности. В среднесрочной перспективе индивидуальная бухгалтерская отчетность будет составляться только пот российским стандартам, разрабатываемым с учетом принципов и требований МСФО.»

С 2005г. Европейская комиссия приняла МСФО в качестве обязательных для применения норм, регулирующих подготовку и представление консолидированной финансовой отчетности для компаний стран - членов ЕС, акции которых обращаются на рынке ценных бумаг. В результате МСФО обрели статус нормативного правового акта в странах - членах ЕС. Международные стандарты финансовой отчетности готовятся как концептуальные документы, которые лишь предлагают подход к составлению отчетности (причем именно к отчетности, а не к учету). В них нет традиционных для нас инструкций по бухгалтерским проводкам, ссылок на счета бухгалтерского учета и т. д. Непосредственно к счетоводству никаких требований в МСФО нет. Основные вопросы, решаемые МСФО, вопросы оценки активов и обязательств и их надлежащего раскрытия. При этом МСФО предоставляют свободу в части принятия решений исходя из экономической сущности хозяйственных операций, масштабов сумм и оценки последствий принятых решений.

Некоторые МСФО разрешают два способа отражения однотипных операций или событий. Они известны как основной порядок учета и допустимый альтернативный метод. Например, долгосрочные активы могут отражаться в балансе как балансовой стоимости (основной порядок учета), так и по справедливой (допустимый альтернативный метод) (IAS 16 «Основные средства»). При этом Совет по МСФО предполагает не допускать в дальнейшем возможности выбора порядка учета. В связи с этим пересматриваются существующие ныне МСФО с целью сокращения числа операций и событий, по которым возможен выбор.

Международные стандарты финансовой отчетности представляют собой совокупность следующих документов 1: предисловие к положениям МСФО; принципы подготовки. И представления финансовой отчетности; стандарты; разъяснения к стандартам.

Эти документы образуют единую систему и не могут применяться по отдельности. Вместе с тем каждый документ - элемент системы и имеет свое индивидуальное значение.

В предисловии к положениям МСФО изложены цели и порядок деятельности Комитета по международным стандартам финансовой отчетности, разъяснен порядок применения международных стандартов. Принципами подготовки и представления финансовой отчетности определены основы подготовки и представления финансовой отчетности, качественные характеристики, определяющие полезность отчетной информации, порядок признания и измерения элементов финансовой отчетности, понятие капитала и т. д. Сами принципы не являются стандартом и предназначены в основном для содействия Комитету по МСФО в разработке новых и пересмотре действующих стандартов, национальным органам стандартизации в работе над национальными стандартами, составителям финансовой отчетности в применении МСФО и определении порядка составления отчетности по тем вопросам, в отношении которых стандарты еще не приняты, аудиторам в формировании мнения о соответствии или несоответствии финансовой отчетности МСФО.

МСФО являются системой положений о порядке подготовки и представления финансовой отчетности. Стандарты предназначены для подготовки той финансовой отчетности, которая рассматривается пользователями в качестве основного источника финансовой информации о компании.

Разъяснения к МСФО подготавливает Постоянный комитет по разъяснениям. Принимает разъяснения Правление Комитета по МСФО. В разъяснениях толкуются положения стандартов, содержащие неоднозначные или неясные решения. Это обеспечивает единообразное применение стандартов. Разъяснения касаются как вопросов, по которым имеется неоднозначная практика применения стандартов, так и новых вопросов, возникающих по мере развития экономических отношений.

КМСФО как международная профессиональная неправительственная организация был создан в 1973г. Аудиторскими организациями ряда стран. В начале 90-х годов МСФО начали активно применяться в деятельности крупнейших мировых рынков. В 2000г. КМСФО был реорганизован. Крупнейшие страны мира приняли планы перехода или сближения национальных стандартов с МСФО. ЕС обязал компании, чьи ценные бумаги обращаются на европейских биржах, применять с 2005г. МСФО при составлении консолидированной финансовой отчетности.

Новое на сайте

>

Самое популярное